Как заставить ребенка делать что-либо против его воли? Как заставить ребенка делать уроки? Что делать, если ребенок не хочет делать домашнее задание сам? Как заставить ребенка не делать что.

Родители детей-школьников наверняка сталкивались с ситуацией, когда ребенок не хочет выполнять уроки. Он готов заниматься всем чем угодно, только не домашним заданием. Нередко подобные моменты приводят к стрессовым ситуациям в семье. Мама с папой начинают переживать, нервничать по этому поводу. Волнение передается ребенку, и возникает депрессия. Психологи советуют не допускать подобных ситуаций. Для этого нужно знать, как заставить делать уроки ребенка, чтобы процесс ему был интересен и занимателен. Разработаны целые методики и комплекс мер, о которых мы поговорим в статье.

Не стоит жалеть первоклашку

Многих родителей мучает вопрос: «Как заставить делать уроки ребенка?» Запомните: приучать малыша к выполнению домашних заданий без истерик необходимо с первого класса. С самого начала нужно дать понять ребенку, что начался учебный процесс, теперь у него есть обязательные задания, с которыми он должен справляться самостоятельно.

Для родителей важно правильно подготовить и адаптировать кроху к новому этапу в его жизни. Еще во время каникул стоит обустроить место для выполнения уроков, наладить режим. После того как учебный процесс начался, нужно:

    Повесить школьное расписание на видном месте, чтобы ребенок мог сам составлять свой график. Не забудьте указать время посещения кружков и секций. На первых парах малышу не обойтись без помощи родителей. Не нужно все решать за ребенка. Возьмите карандаш и тетрадку, составьте подробный план с указанием времени на выполнение домашних заданий, прогулки на свежем воздухе, просмотра телевизора, игр за компьютером.

    Никогда не выполняйте уроки за ребенка. Даже если у него что-то не получается, лучше лишний раз заново объяснить правила, задать наводящие вопросы, намекнуть, подсказать.

    Старайтесь четко соблюдать режим изо дня в день, чтобы ребенок втянулся в процесс. Отступайте от графика только в сложных ситуациях (проблемы со здоровьем, неотложные дела и так далее).

    Объясните ребенку, что школа - это работа. И только от него зависит, каким будет результат.

Родители часто жалеют первоклашек, считая их маленькими. Но учебный процесс построен таким образом, что учитываются все возрастные возможности малышей. Не стоит переживать и думать о том, что ваше чадо перетрудилось, ведь если с первых дней занятий не приучить школьника к выполнению домашнего задания, в будущем обязательно всплывет вопрос о том, как заставить делать уроки ребенка.

Черновик - ваш друг

После того как ребенок начал посещать школу, возникает вопрос, как правильно выполнять с ним домашнее задание. Учителя рекомендуют в обязательном порядке пользоваться черновиками. Это поможет сэкономить время ребенку. Писать сочинения, решать примеры и задачи необходимо в отдельной тетрадке. После этого нужно, чтобы родители проверили написанное. Только после этого можно переносить в чистовик.

В черновике ребенок может исправлять ошибки, не стоит просить переписывать его по несколько раз. Для этого и нужна подобная тетрадь.

Отвечая на вопрос о том, как правильно делать уроки с ребенком, необходимо руководствоваться правилами психологов и помнить, что до 5 класса дети не усидчивы, внимание рассеянно. После 20-30 минут выполнения уроков стоит делать небольшой пятиминутный перерыв. Ошибка родителей - не выпускать детей из-за стола в течение 2-3 часов.

Почему ребенок не хочет делать уроки. Выясняем причины

От многих детей можно услышать фразу о том, что они не хотят выполнять домашнее задание. В этой ситуации логично возникает вопрос: «Как заставить ребенка делать уроки без скандалов?» Для начала нужно выяснить причины, по которым он отказывается их выполнять. На самом деле их не так уж и много:

    Природная лень. К сожалению, встречаются дети, у которых наблюдается подобное явление. Но их очень мало. Если вы знаете, что некоторые процессы (чтение книг, увлекательная игра, просмотр мультиков, рисование и другое) надолго увлекают малыша, значит, проблема явно не в лени.

    Боится неудач. Это одна из самых распространенных причин, особенно если до этого случались ситуации, в которых взрослые повели себя неправильно. Допустим, строгая учительница отчитала при всем классе за допущенную ошибку, или родители отругали за плохую отметку. Совершать подобные действия нельзя. Иначе это скажется на дальнейшем обучении и успехах ребенка.

    Ребенок не до конца освоил предмет. Эта проблема особенно остро стоит перед первоклашками и старшеклассниками. Необходимо приложить все усилия, для того, чтобы ребенок разобрался в материале.

    Нехватка родительского внимания. Казалось бы, как невыполнение уроков может быть ссопряжено с любовью мамы и папы? Психологи находят в этом прямую связь. Таким образом дети стремятся привлечь к себе внимание и вызвать хоть какие-то чувства. Как правило, подобные ситуации происходят в семьях трудоголиков. Выход из этой истории один - как можно чаще хвалить малыша и говорить, что вы им гордитесь.

    Сам процесс кажется ребенку неинтересным, особенно это касается первоклашек, которые привыкли воспринимать занятия только в виде игры. Задача родителей и учителей - как можно быстрее адаптировать малышей к обучению.

    Прежде чем задавать вопрос, как приучить ребенка делать уроки, необходимо выяснить причину, по которой он отказывается выполнять домашнее задание. Если не можете справиться самостоятельно, следует обратиться за помощью к специалисту. Он порекомендует устроить семейный совет, и уже на нем обсудить возможную причину и нежелание ребенка учиться. И здесь главное - найти правильную манеру поведения для взрослых: не кричать, а конструктивно вести диалог.

    Что делать, если ребенок не понимает предмет

    Со всеми вышеперечисленными проблемами невыполнения уроков родителям можно справиться самостоятельно. Но как быть с ситуацией, когда ребенок попросту не понимает предмет, или он дается ему тяжело? Психологи утверждают, что данную проблему взрослые решают самостоятельно, просто выполняя трудные задачи за детей. Тем самым они еще больше усугубляют ситуацию.

    Единственное правильное решение - нанять преподавателя или репетитора. Не стоит жалеть деньги, достаточно нескольких индивидуальных занятий, чтобы помочь ребенку разобраться со сложной темой.

    Нужна ли помощь в изучении уроков?

    Некоторые дети делают все, чтобы снять с себя ответственность за выполнение уроков. Для этого они притворяются, что больны, переутомлены, просят родителей им помочь. Конечно же, те соглашаются, но не понимают, что ребенок захватывает их «на крючок». Стоит несколько раз поддаться на уловку, и такая схема будет работать постоянно.

    Чтобы ответить на вопрос, как научить ребенка делать уроки самостоятельно, необходимо проанализировать следующие ситуации:

    как часто малыш прибегает к вашей помощи;

    давно ли он болел;

    в какой класс ходит ребенок.

Если он часто прибегает к вашей помощи, при этом мало болеет, да еще и старшеклассник, вам просто необходимо объяснить ему, что домашнее задание отныне он выполняет самостоятельно. Но до такой ситуации лучше не доводить, а с первого класса приучать малыша делать уроки самому.

Приучаем ребенка к самостоятельности

Вопрос о том, как заставить ребенка делать уроки самостоятельно, всплывает у родителей достаточно часто. Если при помощи взрослых школьник еще хоть как-то старается решить задачи, то один никак не справляется. На этом фоне происходят скандалы и склоки, которые только усугубляют ситуацию.

Прежде всего нужно попытаться объяснить ребенку, что от его учебы зависит дальнейшее поступление в вуз. Чем лучше будут успехи, тем больше вероятность попасть в престижное заведение. Никогда не делайте за школьника уроки. Максимум чем вы можете помочь - разъяснить то или иное правило.

Не стоит постоянно контролировать процесс, достаточно проверить черновик и чистовик. Только так можно выработать самостоятельность в детях. Начинать это нужно с первых дней учебы, и тогда в дальнейшем у вас не будет возникать вопрос: «Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно?»

Нужно ли денежное вознаграждение?

В последнее время среди родителей появился новый способ поощрения детей за хорошие отметки в школе. В качестве приза выступают деньги. Таким образом, они уверены, что школьник будет больше стараться, самостоятельно выполнять уроки. Психологи уверяют, что это огромная ошибка. Между родителями и детьми в этом возрасте не должно быть денежных взаимоотношений.

Существует множество способов заставить ребенка выполнить домашнее задание без слез и истерик. Достаточно только набраться сил и терпения. Ведь школьная пора - довольно непростое время, особенно для первоклассников.

В качестве поощрения может быть поездка в цирк, кинотеатр, игровой центр. Желательно, чтобы это время родители проводили с детьми. Тем самым они еще больше наладят контакт.

Многие родители задают вопрос психологам: «Как заставить ребенка делать уроки самостоятельно?» Используя методы мотивации. Но денежные премии недопустимы. Ведь в дальнейшем дети за все свои хорошие поступки и достижения будут требовать шуршащие купюры.

Алгоритм выполнения домашнего задания

Школьная пора - довольно нелегкое время для детей и их родителей. От ребенка требуется быть самостоятельным, более ответственным, отвечать за свои поступки. Часто школьники (особенно это касается первоклашек) отказываются выполнять уроки, или делают это с большой неохотой. Это становится причиной конфликта. Нередко от родителей можно услышать фразу: «Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?» Чтобы процесс шел «как по маслу» и не вызывал особых трудностей, необходимо знать и выполнять следующие правила:

    После того как ребенок пришел из школы, не стоит сразу заставлять его садиться за выполнение уроков. Будет оптимальной следующая схема: прогулка на воздухе, обед, отдых до 30 минут.

    Самое лучшее время для выполнения домашнего задания с 15.00 до 18.00. Это доказано специалистами. В данные часы замечена наибольшая работоспособность мозга.

    Соблюдать режим. Стараться выполнять задания в одно и то же время.

    Старайтесь сразу выбирать сложные предметы, а потом переходить к более легким.

    Не стоит постоянно контролировать ребенка. Приучайте его к самостоятельности. Для начала, пусть выполнит работу в черновике, принесет на проверку, а после перенесет данные в чистовик.

    После того как ребенок закончит с выполнением домашнего задания, не забудьте его похвалить.

Чтобы у вас не возникал вопрос, как заставить делать уроки ребенка, соблюдайте вышеизложенные правила и рекомендации.

Кнут или пряник?

Психологи очень часто сталкиваются с ситуациями, когда ребенок закрывается в себе, перестает воспринимать родителей, он как бы отстраняется от внешнего мира, а спокойствие находит в компьютерных играх. Почему так происходит? Всему виной - неправильное поведение взрослых, которые утверждаются за счет детей.

Многие уверенны, что лучший способ заставить ребенка что-либо сделать - показать свое преимущество. Этого можно добиться с помощью крика или рукоприкладства. Данная позиция неправильна. с детьми, поощрение, похвала - вот залог успеха. Это же касается и выполнения домашних заданий.

Часто можно услышать фразу, что ребенок отказывается делать уроки. Возможно, причина кроется в том, что родители неправильно себя ведут со школьников. Важно придерживаться следующих правил:

    При проверке домашнего задания никогда не повышайте голос, не стоит обзывать и унижать детей. Для начала похвалите малыша за то, что уроки сделаны. А только потом начинайте указывать на ошибки, если они были допущены.

    Оценки - «больная» тема для многих родителей. Ведь наверняка хочется, чтобы твое чадо было лучше всех. И как неприятно порой слышать фразу, что ребенок не справился с заданием и получил неудовлетворительную оценку. Постарайтесь спокойно поговорить со школьником, объясните, что залог успеха в будущем - приобретенный багаж знаний.

Для того чтобы ответить на вопрос, как делать уроки с ребенком без криков, нужно запомнить следующее: каждый человек - личность, со своим характером, не стоит его ломать. Унижение, крик, обидные слова только усугубят ситуацию, и родители потеряют свое достоинство в глазах ребенка.

Основные правила, которые нужно запомнить родителям


Многие родители спрашивают: «Если ребенок не учит уроки, что делать?» Для начала необходимо выяснить причину, по которой это происходит. Возможно, она банальна - непонимание предмета. Если это так, необходимо помочь ребенку и нанять репетитора.

Когда маленький щенок или котик нагадит на ковер, его тычут мордочкой в каку, чтобы знал: так делать плохо. Однако поступать аналогичным образом с ребенком - не вариант. Поэтому родители усаживают малыша перед собой и начинают читать ему лекции по морали. Но для ребенка это ничего не значит. Выслушав тебя внимательно, он будет снова и снова справлять нужду там, где она его настигнет. Гораздо лучше попытаться связать в воображении ребенка горшок с чем-то приятным, например, мультиками. То есть так: сходил мимо горшка - мультиков не будет, самостоятельно сел на горшок - получил планшет с включенными «Телепузиками».

Подключи воображение

Мало какой ребенок согласится добровольно жевать пресные брокколи и морковку. Но если сказать малышу, что брокколи - это такие маленькие деревья, а сам ребенок - как великан, пожирающий их в свое удовольствие, то дела пойдут как надо. Про морковку можно сказать, что с ее помощью можно научиться видеть в темноте. Да, это подлый обман, но не такой уж он на самом деле и подлый, ведь морковка полезна для глаз. Так или иначе, главное - чтобы ребенок грыз ее как можно чаще.

Рассмеши ребенка

Если твой малыш заходится в истерике - его ничего не сможет остановить. Это будет вой покруче сирены полицейской машины. Но один способ оборвать детские стенания все-таки есть - нужно попытаться рассмешить ребенка. Детское внимание переключается на раз-два. Вот только что малыш орал так, будто ему отрезали ногу, но стоит его рассмешить - и буря миновала. Как именно рассмешить своего ребенка - это ты уже сама решай, ведь у каждого свое собственно чувство юмора. Иной раз будет достаточно показать ритмично сгибающийся указательный палец, вроде: «Смотри, какой червячок!» А в другой - придется разыграть целую сценку с уморительным гримасами, нелепыми акробатическими трюками и т.д.

Заколдуй ребенка

Когда ребенок успокоился, появляется новая проблема - как уложить его спать. Некоторые родители не знают, как приучить малыша к режиму, и просто ждут, когда он заснет сам собой. В таком случае можно попробовать трюк, который продемонстрировал на своем YouTube-канале австралиец Нейтан Дайло - один ребенок, одна салфетка, одна минута волшебства и одиннадцать миллионов просмотров…

Давай взятки

Ребенок не всегда понимает, почему разбросанные по комнате игрушки огорчают его маму, сколько бы она ему об это ни рассказывала. Но если за уборку игрушек в специальный ящик давать ребенку что-нибудь вкусненькое - малыш быстро смекнет что к чему, и в его комнате будет царить идеальный порядок.

Поощряй доброту

Маленькие дети плохо разбираются, что плохо и что хорошо. Поэтому каждый раз, когда ребенок - даже в самой незначительной ситуации - совершает добрый поступок, нужно акцентированно хвалить его за правильный выбор.

Не угрожай понарошку

Допустим, ты сказала ребенку, чтобы он не рисовал на стенах, иначе ты заберешь у него все карандаши и фломастеры. Но увидев очередную «наскальную живопись» на обоях, ты не выполнила свой ультиматум - тогда ребенок поймет, что может вообще не обращать внимания на подобные угрозы, ведь они ничем плохим для него не заканчиваются. Сказала, что заберешь карандаши - пускай сидит неделю без карандашей.

Смотри ребенку в глаза

Есть две большие разницы: объяснить что-то ребенку и объяснить ему то же самое, глядя в глаза. Когда ты смотришь ребенку в глаза, он понимает, что дело серьезное, и мотает на ус каждое твое слово. Кроме того, умение во время трудного разговора смотреть прямо в глаза своему собеседнику еще не раз пригодится ребенку во всей последующей жизни.

В идеальном мире родители всегда терпеливые воспитатели, а дети послушны, и всегда делают правильный выбор. Но мы живем в неидеальном мире, поэтому родителям требуется ряд стратегий, чтобы сохранить наше психическое здоровье в моменты, когда терпения не хватает.

Манипулировать детьми плохо, однако существует ряд ситуаций при которых необходимо заставить ребенка сделать то, что вы от него хотите.

Вот несколько стратегий, которые помогут вам добиться своего:

1. Предложить плохой выбор

Моя мама, педиатр на пенсии, бывало, спрашивала меня или моих братьев и сестер, когда мы были маленькими, хотим ли мы получить ремня. Это один из тех приемов создание ложного выбора. Хотя он быстро теряет свою эффективность, а к тому же дети постарше или поумнее, конечно, сразу поймут, в чем подвох, но в некоторых случаях (например, нужно выбрать между ремнем и лекарством) дети выберут меньшее из двух зол.

Как альтернативу этому приему вы можете предложить два равнозначных выбора. Например: «Нам нужно сделать уборку до вечеринки, что ты хочешь делать: мыть посуду или убраться в комнате?». Обе эти стратегии дают ребенку почувствовать, что он делает выбор, хотя варианты и не совсем те, какие они бы хотели.

2. Попытайтесь завуалировать то, что нужно вам, под то, что любит ребенок

Родители не очень активных едоков иногда возражают против добавления здоровых и полезных ингредиентов в конфеты, и все то, что так любят есть дети. Ваш ребенок отказывается есть шпинат? Приготовьте его в виде пирожного. (У Джессики Сеинфелд есть книга «обманчиво вкусных» рецептов). Также можете попробовать позволить детям самим добавлять секретные ингредиенты, чтобы сделать блюда более разнообразными.

В любом случае, иногда бывает так, что вы не говорите детям напрямую, что для них хорошо. Интересно, насколько изобретательны бывают родители, когда пытаются превратить ежедневные обязанности в игру, например, в скучную ежедневную работу по дому или поход за покупками добавить элемент веселья (как например, игра scavenger hunt, что значит, что за определенный период времени нужно найти максимальное количество предметов). Добавьте элемент веселья, и ваши дети буду вам помогать.

3. Сделать их заложниками технологий

Хочешь пароль от Wi-Fi?

  1. Заправь кровать
  2. Пропылесось первый этаж

Не важно, сколько времени ваши дети проводят за экраном телевизора или компьютера, вы всегда можете использовать это в своих целях. Сначала сделай то, что должен, потом получишь Wi-Fi.

4. Хвалите их и давайте им выиграть

Похвала на первый взгляд не кажется таким уж действенным рычагом в управлении поведением ребенка, однако постоянно проводя некоторые семейные соревнования (где ребенок побеждает и при этом делает то, что нужно вам), вы можете вдохновить ребенка на многое. К примеру, придумайте традицию, по которой первый, кто оденется утром, сможет выбирать, что все будут есть на завтрак, это в некотором роде манипуляция, но в то же время это весело. (Для всех, кроме мамы и папы, которым придется есть пирожные и конфеты каждый раз, когда ребенок побеждает).

Как и все другие люди, дети любят, когда у них все получается, и вы можете использовать это в своих целях. Просто напомните им, как хорошо они вели себя недавно, и возможно, им понравится похвала, и они захотят заслужить ее снова.

5. Контролируйте их слабости и страхи

Манипулировать – это знать, где щекотно, и использовать это в своих целях. Быть родителями – то же самое, только вы должны использовать это, чтобы сделать лучше и себе, и ребенку. К примеру, если вы знаете, какое телешоу любит ваш ребенок, вы можете сказать ему, что он сможет его посмотреть, только если рано встанет. Меня до сих пор удивляет, как много всего можно добиться от моей дочери (почистить зубы, сделать доклад, наконец, пойти спать).

Для продвинутой манипуляции можно использовать и те приемы, которые работают на взрослых. Например, заставить человека чувствовать себя виноватым или напугать его до смерти. Однако не увлекайтесь такими приемами, все-таки это еще дети (и во многом они даже могут дать фору своим родителям), а проще всего – расслабьтесь и просто наблюдайте, как растут ваши дети.

Задавая подобный вопрос, родитель предполагает, что он получит набор манипулятивных техник, позволяющих контролировать поведение ребенка. Оно предполагает давление или насилие (как физическое, так и эмоциональное). Когда акцентируешь на этом внимание, родители тут-же поправляются: «… Мы неправильно выразились, мы не это имели в виду». Встречаются и такие: «Да как Вы могли подумать! Да мы! Да наш ребенок!...» или «И что теперь, все ему позволять?!»

Если первое высказывание демонстрирует лишь неведение в вопросе воспитания и стремление научиться, то следующие, скорее всего, говорит о неразрешенных внутренних конфликтах, которые выплескиваются во взаимоотношении родителя и ребенка.

Иногда желание манипулировать ребенком преследует благую цель: «У меня жизнь не сложилась, так хоть у него все будет в порядке!». Таким образом, родитель хочет самореализоваться посредством ребенка. Но нужно помнить о том, что у ребенка своя судьба и он хочет прожить свою жизнь, а не потратить ее на исправлении ошибок взрослого.

«Все мы родом из детства». Именно в этот период закладываются основные черты характера. Часто мы можем наблюдать такую сцену: ребенок пытается помочь маме или папе, на это раздраженный родитель отвечает: « не лезь, ты еще маленький!» Если быть до конца откровенным, то такой ответ мы даем не потому, что ребенок действительно не может помочь, а для того, чтобы быстрее закончить. Мы прекрасно осознаем в этот момент, что если привлечь ребенка- « дым коромыслом» и работа затянется надолго. Таким поведением у ребенка подавляется всякая инициатива и любовь к творчеству. Вспомнить бы об этом, задавая в очередной раз, вопрос: «И в кого он такой уродился?»

Часто один и тот же стереотип взаимоотношений передается из поколения в поколение («Родительский сценарий» Э.Берн). И мы можем наблюдать династии успешных, счастливых, предприимчивых семей, или наоборот. Из поколения в поколение рождаются пьяницы, хамы, люди неспособные завести семейные отношения («венец безбрачия»). Проще всего свалить на некое проклятие, дурной глаз и т.д. Даже хронические заболевания, передающиеся из поколения в поколение, скорее всего, имеют психосоматическую этиологию.

Исследуя различные этносы можно заметить одну особенность (или закономерность): там, где не принято наказывать детей, люди более отзывчивы, гостеприимны: менее агрессивны, свободны. Они, не задумываясь, могут пожертвовать собой ради интересов ближних, Родины. В этих странах низкий уровень преступности, а экономика процветает. Поэтому никакого насилия и давления! Изучайте своего ребенка, старайтесь развить его природные способности. Ребенок- существо любознательное, лишенное, в отличие от нас, лени. Помните: любая работа выполняется легко, если преподноситься как игра. Чаще хвалите! Если что-то нельзя, не говорите: «Нет!» объясните, почему и постарайтесь переключить его внимание на другой объект. Служите ребенку примером! Никаких « двойных» стандартов и "двойной" морали! Всему ребенок учится у нас. И если с ним « что-то не так», спросите: «Как я этого добился?» Наблюдая за ребенком, Вы сможете глубже понять себя. Процесс воспитания обоюден. Ваше дитя многому может Вас научить.
Кудряшов И.Л.

Маленького ребенка мотивировать легко. «Ты будешь самым сильным, если съешь эту кашу», «Я почитаю тебе сказку, если ты уберешь за собой игрушки». То есть родители задают направление действиям ребенка, наделяя их при этом осознанностью. Иными словами, дети понимают, что если они сделают так, как диктуют им взрослые, они что-то получат в результате своего послушания (сказку, право на прогулку, любовь мамы). Весьма популярна сегодня материальная мотивация: «Я дам тебе 10 рублей, если ты вынесешь мусор». Психологи, не видя в ней криминала в принципе, все же отмечают, что мотивация внешняя (так они ее называют) убивает мотивацию внутреннюю, которая намного важнее в процессе становления характера ребенка. Иными словами, мотивировать ребенка (особенно в возрасте старше 3-5 лет) следует так, чтобы, помимо обещанной награды, он все же понимал истинную суть и цель своих действий. Если он начнет сам себя заставлять что-то делать (зная, ради чего), у него начнет формироваться такая черта характера, как сила воли. Это очень важно.

Ребенок не хочет убрать разбросанные игрушки? Не спешите кричать на него и расстраивать самих себя. Успокойтесь и в виде игры заставьте ребенка выполнить ваше желание. В игре должны быть персонажи, одного из которых должен играть ваш малыш. В этой роли ребенок обычно охотно прибирает за собой. А также быстро одевается на прогулку, ест, моет посуду. Старше ребенок – «серьезнее» игры. Из группы сюжетно-ролевых игр можно перейти к группе дидактических игр (т.е. занимательных для ребенка действий в условных ситуациях), спортивных и даже игр-манипуляций.

Едва вы зашли в комнату и увидели беспорядок, как начинаете кричать, чтобы ребенок немедленно прибрался. Или только что вы сидели и спокойно смотрели телевизор, а вот уже, взглянув на часы, говорите ребенку, что он должен тотчас ложиться спать. Это неправильно. Следует предупреждать детей о том, что нужно прибраться (и если ребенок не доиграл, дать ему время на завершение игры), что пришло время готовиться ко сну и т.д. Ваши требования сиюминутного подчинения и выполнения ваших приказов (да хотя бы даже и просьб) могут спровоцировать приступ упрямства и даже ненависти.

Вы бессчетное количество раз напоминаете ребенку, что нужно убрать разбросанные игрушки, грозитесь выбросить их в мусоропровод, ребенок не слушается. Напомнив ему о беспорядке еще раз сто, вы со вздохом прибираетесь сами. Это повторяется изо дня в день. И будет повторяться впредь, если вы однажды не выполните свою угрозу и действительно не выбросите игрушки. Жестоко? Зато наглядно. У детей очень хорошая память, отмечают психологи, они запоминают подобные уроки очень хорошо и надолго. Практически навсегда.

Вы должны предоставить ребенку право выбора. Например, он не хочет чистить зубы. Предоставьте ему на выбор 2 зубные щетки и 2 зубные пасты. Или пусть выберет сам, какую сказку ему почитать на ночь, какой носовой платок взять утром, с одной или двумя ложками сахара пить чай, прибраться прямо сейчас или через полчасика. Для вас его выбор ничего не значит в принципе, а ребенок ощутит, что он – хозяин положения.