Как заставить делать уроки ребенка - советы психолога. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно

Ну вот в кого он такой? - сокрушается моя подруга Ира, мама пятилетнего Тимофея. - Сегодня на прогулке в садике выкинул шапку в лужу. Спрашиваю, зачем, говорит, Илья так сказал. Он этого Илью во всем слушается!

Как избавиться от подобной ведомости? Для этого надо воспитать в ребенке чувство собственной значимости. И уверенность, что его собственное мнение, мнение маленького человека так же важно, как и чье-либо другое. Даже взрослого. А еще умение это самое мнение отстаивать.

Для начала задумайтесь, позволяете ли вы ребенку самостоятельно принимать решения, которые семья принимает и поддерживает. Например, он сам выбирает, куда вы идете в выходные, сам придумывает сценарий своего дня рождения или высказывает свои пожелания относительно еды. Может ли он самостоятельно выбрать одежду, решить, с кем играть? Если все это у него получается с трудом, пора начинать действовать.

Чтобы ребенок не вырос безвольным и пассивным человеком, психологи советуют родителям придерживаться нескольких правил. Они несложные, но почему-то о них всегда забывают.

1. Не навязывать малышу свое мнение и всегда интересоваться его предпочтениями.

Если вы задаете вопрос, какую футболку (платье) он хочет надеть, получив ответ, согласитесь с его выбором. Если видите, что выбор явно не подходит, объясните причину (аргументированно), и предложите другие варианты.

Кстати, это поможет справиться с такой проблемой, как детские капризы. Например, ребенок не хочет идти в садик. Вы спрашиваете, наденет ли он сегодня футболку с пингвином или рубашку в клеточку. Ребенок переключается на проблему выбора, и истерика по поводу садика сходит на нет.

2. Советуйте, но правильно. Подталкивайте к решению, но не решайте за него.

Это должны быть именно советы, подсказки, но ни в коем случае не ругань. В противном случае у ребенка останется негативное отношение к родительским советам. Да-да, спустя несколько лет это будет закатывание глаз в потолок просто при звуке вашего голоса. Независимо от качества совета.

Можно просто намекнуть, что он в данном случае делает не самый лучший выбор, и тут же объясните, почему и как ему стоит поступать в такой ситуации. Но если настоит на своем, то будут некие последствия, за которые ему придется нести ответственность. И тут уж малыш пусть самостоятельно решит, как правильно.

Детское послушание напрямую связано со сном

  • Подробнее

3. Слушать ребенка – и слышать.

Слушать – это не только слышать звучание голоса, отдельные слова и целые фразы. Важно понять говорящего, причем не только смыл, но и восприятие ребенком данной темы, его чувства и эмоции. Давайте ребенку обратную связь: он должен понимать, что вы его слышите, вам интересно его мнение. И ни в коем случае не обрывайте его на полуслове: «Короче, делаем так…»

4. Никогда не отвечать на вопрос ребенка фразой: «Потому что я так сказала!»

Во-первых, данная формулировка не объясняет ребенку, почему же надо поступать так, а не иначе. Во-вторых, если он привыкнет к тому, что все решает только мама (папа), о каком личном мнении может идти речь? Он поймет, что гораздо проще брать готовое решение и тупо следовать инструкциям.

5. Дайте побыть главным.

Позвольте малышу «врубить босса» и решить что-то за всю семью. В данном случае мы, конечно, не говорим о каких-то серьезных вопросах или проблемах. Здесь речь идет о таких вещах, как, например, совместная прогулка. Пусть ребенок выберет, куда вы отправитесь всей семьей в выходные. Так малыш почувствует, что его мнение действительно ценят и учитывают.

6. Беседовать с ребенком на равных – без сарказма и иронии.

В зависимости от того, как вы говорите с ребенком, когда он делится с вами своими мыслями, о чем-то рассказывает, зависит, захочет ли он и дальше это делать. Возможно, вам кажутся его переживания глупыми, но ни в коем случае не насмехайтесь над ними. Также психологи советуют не похлопывать ребенка по голове или по плечу, для детей все это – выраженное пренебрежение. Как собаку по загривку потрепать.

Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.

Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.

Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.

Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.

Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.

Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.

Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.

Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-ых классов.

На вопрос «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» только 31 % учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).

Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащиеся ответили «нет» — 53 %, «да» — только 19 %.

Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.

Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27 %, проверяют работы, иногда объясняют непонятное — 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки — 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми — 66% .

Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.

Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.

Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.

Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).

Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).

Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).

Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито — можно приступать к занятиям.

К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

Примеры игр и игровых упражнений

  1. «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком [М], например.
  2. «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
  3. «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
  4. «Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
  5. «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
  6. Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.
  7. Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
  8. Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я присяду — дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
  9. Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны 2 числа — 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6) (устойчивость внимания).
  10. Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам — уходящая внутрь; профиль — ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
  11. Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
  12. Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
    • Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
    • По таблице с буквами и цифрами — сначала назвать цифры по порядку, потом — буквы по алфавиту, потом чередуя букву — цифру (переключение).
  13. На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее.

Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.

Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.

Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.

Л. П. Прохватилова, преподаватель гимназии (г. Печоры),
победитель областного конкурса «Учитель года»

Обсуждение

меня сегодня будила старшая сестра катя я не как не пороснулась в школу и катя моя старшая сестра меня до сих пор очухивает в школу ставит мне будильник под ухо я его не слышу

Комментировать статью "Как помочь ребенку стать внимательным?"

Как развить в ней концентрацию внимания? Вроде и возраст уже не совсем маленький... Ругаться лишний раз на нее не хочется, говорю с ней, она обижается. Надо подумать, что помогает и непросто пинать, а приучить ребенка к некоторым палочкам-выручалочкам.

Обсуждение

Не перегружена, а чего ей напрягаться. В секции какие нибудь ходит? Спорт очень дисциплинирует

Есть конрктные советы, можно поискать, например, на рабочем месте ничего лишнего, меньше раздражителей. Помогает порядок, расписание. Надо подумать, что помогает и непросто пинать, а приучить ребенка к некоторым палочкам-выручалочкам. Немного на дрессировку похоже. С уроками: можно встать и сделать перерыв, когда сделаешь русский/м-ку и пр., пока не сделала - не вставать или "занимаешься 20 минут", таймер ставить, но это сложнее. Больше автоматизма, все на своих местах. Приучить вести дневник и планировать день.

Как выработать у ребенка усидчивость и сосредоточнность? Как научить его не отвлекаться каждую минуту? Как добиться, чтобы домашнюю работу, где дел от силы на 40 минут, он делал меньше 3 часов? Уверена, что мне сейчас напишут про отсутствие мотивации у ребенка, про...

Обсуждение

нам психолог школьный поставила "диагноз" - отсутствие саморегуляции. Сразу спросила: ребенок родился при помощи кесарева? Такая проблема как правило именно у кесарят. Мы ходили на обследование к нейропсихологу, психологу, невропатологу. Все в порядке по большому счету, но невропатолог сказала, что это проблема детей 21 века. Вот прям резко с началом 2000 года увеличилось количество детей с подобными проблемами. Почему? никто не знает толком. Прописала попить пантогам и еще что-то, помогать ребенку, спорт, прогулки и ждать, ждать, когда подрастет и дозреет

Не знаю, подойдет ли наш опыт вашему сыну. Старший, будучи во втором классе, ныл, что слишком много времени тратит на уроки. Хотел делать их быстрее (хотя с моей т.зрения он и так не слишком долго их выполнял). Предложила ему провести исследование: делать уроки в разное время - сразу после школы, после обеда, после 16, глубоким вечером... И записывать сколько времений он тратит на предмет в зависимости от времени суток.Еще предложила поэкспериментировать с порядком выполнения заданий (устные, письменные, любимые, не очень). Он увлекся, развлекался так с месяц, обсуждал со мной результаты, делал выводы (понято, что вполне предсказуемые), но ему-то они казались откровением, и насколько я могу судить, до сих пор придерживается стратегии, выбранной тогда как оптимальная.

Так вот как научить ребенка не расстраиваться по пустякам и не считать шутки по отношению к себе обидными? У меня средний такой, сначала обижался, потом научился смеяться над собой... а потом ушел в "штатные клоуны" класса, еле-еле вытянула с этой роли.

Обсуждение

не советую. У меня средний такой, сначала обижался, потом научился смеяться над собой... а потом ушел в "штатные клоуны" класса, еле-еле вытянула с этой роли.

Мне тоже кажется, что если какие-то шутки обижают, то это-ОБИДНЫЕ ШУТКИ.
И тот, кто видит, что обидно, и тем не менее, продолжает,-поступает некрасиво, неправильно, и т.п.
А тому, кого шутки обижают, грамотней не смеяться (через силу) вместе со всеми, а предпринять некие действия, эти шутки прекращающие.
Хотя... "посмеяться вместе со всеми" -это один из способов прекратить обидные и нежелательные шутки.
Но есть и другие.
Не идет этот способ,-искать и использовать другие.
И не принимать манипуляцию "ну чего ж ты обижаешься, это же не обидно, это же по-дружески". Если обидно, то это вовсе не по-дружески.

Да, уметь быть веселым клоуном-это искусство. Которое не каждому дано.
Но в нашем праве,-быть им, когда захочется. И не быть им, когда захочется. А для маленьких детей есть риск остаться "клоуном" надолго.

Научить ребенка красиво и с выражением читать стихи перед зрителями – не так уж и сложно. Как научить усидчивости? Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

Как привить (выработать, научить) ребенку усидчивость или хотя бы внимательность? Мой сын (ему три года), даже когда занимается любимым делом, все время норовит "встать на голову" (попрыгать,сесть на шпагат, залезть мне на шею).

Да, каждой маме хочется, чтобы дом был как крепость, и все сказанное в его стенах не выносилось за его пределы. Но с появлением малыша многим приходится «придерживать свой язык», чтобы не сболтнуть при крохе лишнего, того, что вынесется, благодаря ему, из семьи. Что нужно сделать, чтобы подобное не происходило? Как объяснить болтливому карапузу, что не все, что он слышит дома, можно рассказывать другим? У сайта Твой Малыш есть несколько советов, которые тебе помогут.

Как научить ребенка не болтать лишнего?

1. В возрасте каждого ребенка наступает такой этап в развитии, когда он становится слишком болтливым. И важно родителям не ругать за это своего кроху (он все равно не поймет, почему они расстроены), а вовремя провести с ним беседу. Объясни своему малышу, чем отличаются близкие люди от знакомых и посторонних. Поинтересуйся у него, было бы ему приятно, если ты расскажешь чужой тете, с которой будешь сидеть рядом в маршрутке, о том, что твой ребенок сегодня разбил чашку, или же на этой неделе ночью «намочил кровать»?

Естественно, что малышу такая затея не понравится, и он не захочет делиться такими подробностями с чужими. Вот на таком примере и расскажи, что тебе не хотелось бы, чтобы малютка рассказывал другим о том, что происходит дома и о чем разговаривают родители. Скажи своему сокровищу, что это все называется семейными секретами. А секреты на то и секреты, чтобы посторонние о них ничего не знали.

2. Помни, что ребенок - это маленький попугайчик, который полностью копирует Чтобы избежать конфуза, начни с себя и с мужа. Определите, что можно обсуждать в присутствии малыша, а чего ему ушкам слышать не положено. Если ты себя будешь контролировать в разговорах, то и не придется краснеть в детском саду или на детской площадке.

3. Все мультфильмы, фильмы и телепередачи, которые попадают в поле зрения малютки нужно фильтровать. Некоторые, не совсем корректные, фразы и слова он может «подцепить» из них. А затем добавь к этому немного детской фантазии… И объяснения с воспитательницей или бабушкой избежать не удастся.

4. Если все же не удалось сдержаться и пришлось высказать мнение не в совсем приличной форме при малыше, обязательно после этого поговори с ним. Расскажи ребенку, что бывают ситуации, когда сдержаться очень сложно, проще сказать словами высказать свою обиду или злость. Но повторять эти при посторонних не нужно, так как любые чувства - это вещь интимная.

5. Помни, что ребенку не все равно, о чем ты разговариваешь со знакомыми и родными. Особенно, если разговор касается его «проколов». В таких случаях не стоит ждать понимания от чада, ждать проявления уважения, если сама рассказываешь посторонним о фактах из личной жизни малютки.

В этом мире вашего ребёнка ждёт немало трудностей и преград, и одним из самых важных качеств, которое поможет ему выстоять в многочисленных жизненных бурях является умение отстаивать свои права и интересы, говорить "нет" и не поддаваться любому негативному внешнему воздействию. Как его научить этому?

Почему это так важно

Далеко не во всех детях нужно как-то специально развивать эти качества. "Внешние", экстравертные дети, возможно, в этом особо нуждаться и не будут. Наоборот, их нужно будет убеждать, чтобы они ни в коем случае не притесняли своих более тихих и скромных товарищей. А вот для замкнутых, малообщительных и живущих в своём внутреннем мире интровертных детей обязательно нужно будет провести психологический "курс молодого бойца", чтобы они могли эффективно противостоять любому негативному внешнему воздействию, уметь говорить "нет", и смело отказываться от того, что им не нужно.

Почему это так важно? Да потому, что, к сожалению, мы живём совсем не в идеальном мире, и уже в детско-юношеском возрасте ребёнок столкнётся с огромным количеством наглых сверстников, которые с удовольствием будут эксплуатировать чью-то "доброту" и уступчивость, навязывать свои желания и всячески давить на тех, кто не может сказать "нет".

Если ваш ребёнок вовремя не научится противостоять негативному внешнему воздействию, то будет большая вероятность, что уже в 12-13 лет (если не раньше), он попробует сигареты, алкоголь, а может быть, чего-нибудь и похуже (наркотики и т.д.). Или будет бездумно рисковать своей жизнью, делая селфи на крыше поезда и творить всевозможные глупости только из-за того, что "все пошли".

Умение отстаивать свои интересы и свою точку зрения понадобится ему не только в сложном подростковом периоде, но и во всей дальнейшей жизни. Те, кто не умеет этого делать, чаще всего, оказываются в жизни ведомыми, а это не та позиция, которая позволяет добиться большого успеха на любом поприще.

Способность говорить "нет" и отказываться от всего "лишнего" пригодится ему и в работе, и в бытовой сфере, и в личной жизни, и в общении со всевозможными государственными и коммерческими структурами, и просто поможет ему сохранить массу времени и денег в нашем "рекламном" мире, перенасыщенном различными ненужными предложениями.

Поэтому, даже если вы живёте с ребёнком в лесу или на малообитаемом острове, и не собираетесь отдавать его в какие-либо образовательные учреждения, всё равно развивайте в нём эти качества, которые непременно ему понадобятся при любом столкновении с социумом.

Если бы мы жили в мире бесконечно доброжелательных и приветливых людей, которые во всём бескорыстно помогают друг другу, возможно, все эти навыки были бы не нужны, и исчезли бы в человеческом характере в результате длительной или быстрой психологической эволюции. Но так как мы обитаем совершенно в другой реальности, начинайте с детства готовить к ней своего ребёнка, чтобы суровая правда жизни не оказалась для него полной неожиданностью.

Что нужно объяснить ребёнку перед началом психологических тренировок

Перед началом психологических тренировок, прежде всего, объясните своему ребёнку, что в этом мире нет никаких сверхлюдей, и никто (в том числе, и вы сами, а также сверстники, учителя, тренеры в секции) не имеет права его обижать и каким-либо образом притеснять, не говоря уже о том, чтобы причинять физическую боль. Во многих западноевропейских странах и в США детей учат этому фактически с младенчества, но у нас как-то это не принято. В ваших силах восполнить этот недостаток.

Если на него накричит или каким-либо образом его оскорбит учительница в школе, или тренер в секции, пусть смело ответит им, что они не имеют права этого делать. Если же вы задумаете дать ему подзатыльник, пусть напомнит вам, о том, что за любое физическое насилие вам придётся отвечать по закону. Возможно, вам и не понравится такое своеволие вашего отпрыска, но умение отстаивать свои права, которое вы обязаны в нём воспитать, гораздо важнее любых корыстных родительских интересов.

Как научить ребёнка отстаивать свою точку зрения

Очень часто в том, что дети не могут отстаивать свою точку зрения, и отказываться от того, что им не нужно, виноваты их родители, которые с детства навязывают им свои взгляды на жизнь и абсолютно не прислушиваются к их мнению.

Для того, чтобы научить ребёнка твёрдо стоять на своём, нужно придерживаться противоположной воспитательной тактики. С малых лет приучайте ребёнка высказывать обо всём на свете своё собственное, а не навязанное кем-то мнение.

Всячески поощряйте и поддерживайте его, если это мнение не соответствует и противоречит вашим собственным взглядам на жизнь, всегда прислушивайтесь и серьёзно относитесь к его точке зрения. Пусть не просто высказывает своё мнение, но и аргументирует его, доказывая свою правоту, не взирая ни на какие авторитеты и мнение большинства людей.

Если вы с детства будете развивать в ребёнке это важнейшее качество, то в дальнейшем ему будет гораздо проще применить его во внешнем мире при различных социальных контактах. Умение смело отстаивать свою точку зрения, не ориентируясь на общественное мнение и "глас народа" поможет ему избежать в подростковом возрасте многих глупостей, а в дальнейшем станет залогом его успеха в самых разных сферах жизни.

Как научить ребёнка говорить "нет"

С детства приучайте ребёнка к тому, что никто не вправе навязывать ему свою волю, что он никогда не должен делать того, что противоречит его взглядам и интересам, поддаваясь какому-либо внешнему давлению. Он должен научиться смело отказываться от любых сомнительных предложений и говорить "нет", когда ему будут пытаться навязать что-то, что ему совсем не нужно.

Для того, чтобы приучить к этому ребёнка не нужно требовать от него абсолютного послушания и чёткого, автоматического следования всем родительским инструкциям. Если предложение, которое вы ему делаете, кажется ему неправильным, пусть смело от него отказывается, каким-либо образом аргументируя свою позицию, и, по возможности, делая это таким образом, чтобы никто не обиделся (ещё лучше будет, если он предложит свои, альтернативные варианты решения проблемы).

Пусть сначала научится говорить "нет" своим родным и близким, чтобы потом ему было проще не "вестись" на любое внешнее давление со стороны сверстников. Не факт, что вам понравится такая воспитательная тактика. Но если вы будете требовать от ребёнка беспрекословного выполнения всех своих требований, и не будете давать ему возможность отказываться от того, что кажется ему неправильным, вряд ли он научится говорить "нет" другим людям в ответ на не слишком благопристойные предложения.

Возможно, вашему ребёнку не просто будет сразу ответить резким отказом своим сверстникам. Поэтому пусть сначала потренируется в более лёгких формах отказа - с юмором, с аргументацией, с обещанием подумать, а потом дать ответ и т.д.

В любом случае, следите за тем, чтобы он не рос слишком уступчивым, и мог твёрдо отказываться и говорить "нет", когда ему предлагают что-то, что не соответствует его жизненной философии.

Как научить ребёнка не поддаваться негативному воздействию сверстников

Большинство подростков проводят алкогольно-никотиновые эксперименты под давлением сверстников, которые берут их на "слабо", обзывая маменькиными сыночками, если они не хотят познакомиться с этими признаками "взрослой" жизни. Как научить ребёнка сопротивляться подобному негативному воздействию сверстников?

Как известно, для подростков очень важно чувство крутизны и взрослости. Поэтому, прежде всего, объясните своему ребёнку, что "маменькины сыночки" - это как раз те, кто, подчиняется стадному инстинкту и делает то же, что и все, а по-настоящему сильные, крутые и взрослые люди не подвержены какому-либо внешнему давлению, и делают выбор, ориентируясь на собственные жизненные приоритеты, а не на мнение большинства людей.

В отношении алкоголя, сигарет и наркотиков он должен понять, что знакомство с ними совсем не является признаком взрослости, а как раз - наоборот, что гораздо круче быть сильным, мощным и здоровым, чем портить свою печень алкоголем, а лёгкие - никотином. Если он будет знать, что гораздо круче, чем курить и "алкоголить", этого не делать, то вряд ли он будет стремиться, как можно быстрее познакомиться с этими атрибутами "взрослой" жизни.

Спорт как один из лучших способов воспитания ребёнка уверенности в себе

Для того, чтобы научить ребёнка твёрдо стоять на своём очень пригодятся занятия спортом. Они сделают его сильным физически и морально, придадут уверенности в отношениях со сверстниками, и помогут сохранять хладнокровность в непростых, адреналиновых ситуациях, когда нужно чётко отстаивать свою позицию.

Совсем не обязательно отдавать ребёнка в какие-либо единоборства. Конечно, умение драться и постоять за себя имеет большое значение для мальчиков. Но уметь хорошо драться - это не значит быть правым.

Тем более, что в некоторых секциях восточных единоборств детей учат беспрекословно выполнять все указания "гуру", что отнюдь не развивает в них способность мыслить и действовать самостоятельно и сопротивляться давлению авторитетов. Но, в любом случае, спорт сделает вашего ребёнка более стойким и уверенным в отношениях со сверстниками.

Это тоже пригодится

Для того, чтобы уметь отстаивать свою точку зрения и не поддаваться негативному воздействию сверстников, вашему ребенку потребуются не только внушительные физические кондиции, но и сильный голос, который уместно развивать у ребёнка с помощью вокальных занятий и упражнений для дикции. Пусть периодически поёт во весь голос где-нибудь в лесу рядом с дачей и тренируется в скороговорках.

Обладая сильным, уверенным голосом гораздо проще идти в "отказ" и говорить "нет", чем, если что-то тихонько мямлить в ответ на какие-либо неблагопристойные предложения. Не забывайте, что харизма человека на треть состоит из голоса, и этому инструменту взаимодействия с внешним миром нужно уделять не меньше внимания, чем физической форме.

Пусть знает свои потребительские и юридические права

Когда ребёнок немного повзрослеет, чтобы понимать какие-то серьёзные вещи, объясните ему его потребительские и юридические права, которые в России "с удовольствием" и повсеместно нарушаются, зачастую, без каких-либо последствий. Если ему не додали сдачу в магазине, пусть требует, чтобы вернули всё до копейки, если продали некачественный товар, пусть настаивает, чтобы его заменили или вернули деньги и т.д.

В "опасном" подростковом возрасте познакомьте ребёнка с гражданским, трудовым, уголовным и другими кодексами, чтобы он чётко знал свои права, и то, что не могут делать в отношении него любые властные и силовые структуры.

Знание своих прав во внешнем мире имеет огромное значение для воспитания сильной, уверенной, раскрепощённой и свободной личности, как и соответствующий, позитивный пример родителей. Если вы с детства будете показывать ребёнку, как отстаивать свои права и интересы, говорить "нет" и сопротивляться любому негативному внешнему воздействию, то, скорее всего, он быстро освоит эти важнейшие для всей его дальнейшей жизни качества.


Статья предоставлена:

Алексей Кормушкин,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

Дети капризны и агрессивны. Тогда и возникают мысли, как научить ребенка слушаться родителей. Не всегда причина в психологии малыша. Зачастую, чтобы узнать, как научить ребенка слушаться, взрослые должны "заглянуть внутрь себя".

Воспитание ребенка очень трудоемкий процесс для родителей. Он требует полную отдачу энергии, терпения, понимания, самоконтроля и безграничной любви. До двух лет малыш не проявлял абсурдности в поведение. Теперь все изменилось.

Начиная проявлять свой характер, малыши пытаются показать свое место в семье. В это время взрослые часто задаются вопросом, как научить ребенка слушаться в 3 года, чтобы в дальнейшим не возникали более серьезные конфликты. Если родители принимают его некоторые условия, не выходящие за рамки возможного, то отношения также продолжают складываться в положительном резонансе. И это относится не только к раннему возрасту. Когда происходит межличностный конфликт в семье, связанный с непринятием определенных требований родителей или ребенка, возникают скандалы, иногда даже с наказанием и угрозами, истерики, заставляющие недоумевать взрослых. Для того, чтобы разобраться с причинами такого поведения, необходимо в первую очередь заглянуть внутрь себя и поискать источник конфликтов. В большинстве случаев именно реакция родителей вызывает соответствующую отдачу ребенка. И очень редко встречаются действительно психологические расстройства у детей, связанные с патологией нервной системы.

Ребенок - это губка не только для "поглощения" знаний, но и поведения, привычек, манеры разговаривать, доказывать свою точку зрения, отношения к посторонним людям. А где он этому может научиться? Конечно же в первую очередь у родителей. И это необходимо понимать. Если по отношению к ребенку взрослые позволяют себе применять грубость и любого рода оскорбления, то не стоит ожидать от своего чада вежливых и понимающих поступков. И на любые уговоры, иногда приказы, прекратить столь не уподобляющее поведение, ребенок начинает игнорировать высказывания, изображать глухоту, психовать, устраивать истерики и показывать полную отрешенность от требований.

Но если в семье царит гармония и согласие во всем, тогда почему есть место такому агрессивному поведению. В этой ситуации недоумевающие родители начинают искать важную информацию, объясняющую причину таких действий, а также решение, расписанное по пунктам. Но любая книга или квалифицированный психолог приведут к тому, что необходимо сначала задуматься над своими поступками, требованиями и найти конфликтный момент в сложившейся ситуации. И в такие периоды практически все родители задаются вопросом, как научить ребенка слушаться и понимать, что ему говорят. Существуют несколько правил для взаимоотношений, которые в первую очередь не должны нарушать взрослые. Ребенок еще не достиг того возраста, когда он полностью понимает, что от него требуют и осознает серьезность своих поступков, так же как и внутренние чувства старших. Он учится добиваться своих желаний эмоционально и чаще "Нет", после которого следуют истерики и, соответственно, родительское "Да", воспринимается, как "Попытайся еще".

Стоит внимательно слушать своего ребенка, не зависимо от степени занятости и важности сообщения. Давая понять, что его слова очень важны, он учится воспринимать высказывания других, придавая им важное значение. Именно с этого момента начинается, так называемое, перевоспитание. Для того, чтобы ребенок стал слушаться своих родителей, нужно набраться колоссального терпения и самоконтроля за эмоциями. Многие могут подумать, что в данном случае не все зависит от взрослых, но и напрямую от самих детей. Ведь, если они не захотят соблюдать принципы, то и эффективность будет минимальная. Это не совсем так. Если ребенок довольно долгое время воспитывался либо в слишком жестких, либо в через чур мягких, потакающих условиях, то быстрой положительной реакции придется добиваться довольно долго. Главное набраться терпения и из-за всех сил стараться держать свои эмоции под контролем. Не сегодня, так завтра ребенок начнет правильно реагировать на требования и просьбы, выраженные в нужной форме и с правильной интонацией.

Как уже говорилось, существует несколько основных принципов, которые помогут в дальнейшем не вспоминать о том, как научить ребенка слушаться родителей, и приведут к положительному результату. На них стоит остановиться поподробней.

При любых сложившихся, иногда даже абсурдных, обстоятельствах, следует к ребенку обращаться спокойно, тихо, даже немного понижая голос. Но если стоит выразить свое недовольство поведением, не желательно мягко разговаривать. Тон должен быть спокойным, но твердым, определяющий границу дозволенного.

Если предстоит серьезная беседа, желательно избавиться от всех отвлекающих и раздражающих предметов, таких как телевизор, компьютер, домашние животные, одним словом все, что может отвлечь внимание ребенка.

Следует выяснить эмоциональное состояние и готовность своего чада к разговору. Нужный настрой поможет правильно принять поступающую информацию.

Не стоит выражать все свое недовольство его поступком на лице, но голос должен при этом быть строгим, не кричащим и не угнетающим.

Существующие в семье правила не стоит отменять, лишь бы угодить ребенку. Если принято в 0.0 садиться ужинать, в 2.0 - спать, распределены четкие обязанности по дому, то не желательно их нарушать.

Каждое свое распоряжение и просьбу необходимо формулировать четко, а также не задавать риторических вопросов типа "Почему беспорядок в комнате? " Более правильная фраза звучит следующим образом: "Убери в своей комнате игрушки по местам! "

Если у ребенка не появляется реакция на просьбу родителей ни с первого, ни со второго раза, не стоит его уговаривать и ждать от него соответствующего поведения. Лучше подойти, спокойно взять его за руку и отвести в то место, где он должен выполнить поручение.

Не стоит допускать разногласий в вопросе наказания и утвердительного решения между родителями. Это может привести к разному отношению самого ребенка, для которого один будет плохой, а другой хороший.

Не желательно прибегать к постоянной критике, контролю, выполнению каких-либо поручений. При этом вся нагрузка должна ориентироваться на способности малыша.

По возможности, нужно говорить ребенку периодически повторять все просьбы, которые адресованы ему. После того, как четко проговорено задание малыш понимает его лучше, запоминая нюансы выполнения.

Когда у ребенка не получается выполнить поручение, лучше предложить ему помощь. Это избавит от истерики при несоблюдении требования.

И последнее, все поведение взрослых отражается на поступках детей. Поэтому не стоит делать то, что запрещено ребенку.

Главное не терять любовь и веру в своего малыша. Он готов исправиться, но для этого ему необходимо немного помочь. А в этом случае именно терпение может принести в семью спокойствие и благополучие.