Как выбрать летний лагерь. Неповторимое время в летнем лагере или о чем нужно знать каждой девочке

Или на летней площадке дневного пребывания при школе может быть практически любой человек. Но чаще всего это все-таки студенты педагогических вузов, желающие подработать на каникулах и набраться опыта. Именно для них написана эта небольшая статья о том, чем занять Несмотря на то что там действуют общие программы, ребята часто остаются без дела, что чревато различными происшествиями. Организация свободного времени своих подопечных - одна из основных обязанностей вожатого.

Итак, приступим. в лагере?

1. Спорт. Поиграйте в волейбол, бадминтон или футбол. Эти спортивные игры знает каждый. Нежелающие принимать участие пусть будут болельщиками или судьями.

2. Творчество. Здесь все зависит от возраста и пола детей. Младшие школьники с удовольствием будут лепить, рисовать и делать аппликации. С детьми постарше все сложнее. Девочкам понравится разве что плести а парней можно заинтересовать сложным конструктором. Вот только где его взять в лагере?

3. Украсьте помещения своего отряда: нарисуйте плакаты, стенгазету, наклейте фото каждого ребенка, что-то написав про него.

4. Спрячьте клад, а по территории лагеря разложите записки. Каждая из них должна указывать местонахождение следующей, а последняя говорить о том, где лежит "сокровище". Это прекрасный вариант того, чем занять ребенка на каникулах в лагере!

5. Экскурсия или поход. Прежде чем занять детей в лагере этим интересным получите на это разрешение от воспитателя или директора. Они должны знать, когда, где и каким составом вы будете и как скоро вернетесь. Пойти можно встречать рассвет, в ближайший лес или на берег реки или моря. С детьми должно быть несколько взрослых. Придумайте цель похода - снять видео, собрать материал для поделок, повесить кормушки для птиц и т. п.

6. Снимите видеоролик о лагере или вашем отряде. Это можно сделать даже на мобильный телефон. Главное, потом смонтировать это на компьютере в один видеоряд. А может, вы сможете снять целый фильм, написав к нему сценарий?

7. Что отличает от дневной площадки летний лагерь для детей? Мероприятия, которые проходят каждый вечер! Приготовьте всем отрядом танец, сценку или веселую песню!

8. Чем занять детей в лагере еще? Играми! Это могут быть и настольные игры типа лото, шахмат и шашек, так и подвижные: Ниже мы приведем несколько примеров такой активности:

Участники встают в круг. Всем по часовой стрелке присваивается номер: от одного и до... После этого все начинают одновременно хлопать два раза в ладоши, два - по коленям, не останавливаясь. Первый игрок дважды называет свой номер, когда трогает колени, и число другого ребенка, когда хлопает в ладоши. Не теряя общий ритм хлопков, человек, номер которого был назван, называет число свое и другого участника. Главное в игре - не нарушить ритм и не остановиться.

Разделите отряд на команды по 3-4 человека и дайте список заданий. Установите, к какому сроку они должны быть сделаны. Команда, выполнившая все первой, получает приз или освобождается от каких-то обязанностей. Здесь главное - придумать смешные и интересные задания.

Прятки, вышибала, "Море волнуется раз...", "Испорченный телефон" - все эти игры также прекрасный вариант того, чем занять детей в лагере! Дерзайте!

Невозможность уединиться, неделикатность детей или взрослых – в летнем лагере есть и другие причины для детских слез, но главная из них – отсутствие родителей, способных утешить и защитить.

«Я тосковал по дому, по своим вещам, по родителям, мне было тяжело оттого, что я не мог запросто из лагеря уехать. Особенно грустно было по утрам: я вставал задолго до подъема и уходил в лес, пускал кораблики в ручье и наблюдал за белками», – вспоминает 32-летний Борис.

«По маме я скучала. Но понимала почему-то, что должна терпеть, никому этого не показывать, в том числе и маме», – вторит ему 30-летняя Евгения.

В лагере ребенок вынужден справляться с самыми разными ситуациями. Как, впрочем, и в школе – только тут он возвращается по вечерам домой, где можно рассказать, что произошло, и получить помощь и совет.

«Детям иногда приходится переживать трудные и неприятные моменты, это может помочь осознать несовершенство мира, понять, что люди и ситуации бывают разные, иногда негативные», – считает клиент-центрированный терапевт Марина Хазанова.

Отправляя ребенка в лагерь в первый раз, постарайтесь определить, насколько он готов к разлуке

В каком-то смысле, возможно, даже хорошо, что такие переживания случаются вдали от родителей, – ведь они скорее всего захотели бы вмешаться. Когда их рядом нет, ребенок учится по-своему противостоять невзгодам, доверять себе и оставаться самим собой.

«Летнее расставание может быть болезненным и одновременно стать этапом развития ребенка, – продолжает Марина Хазанова. – Ведь индивидуальность рождается из общения с собственным опытом».

Отправляя ребенка в лагерь в первый раз, постарайтесь определить, насколько он готов к разлуке. «Оптимальный возраст для такой поездки – восемь лет, – считает возрастной психолог Галина Бурменская, – но следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Для общительных, контактных детей поездка в летний лагерь станет важным этапом взросления. А не слишком уверенных в себе, обидчивых такой опыт может дезориентировать, поэтому лучше отложить его на более поздний возраст».

Принять разлуку

Летний лагерь для многих – первое длительное расставание с родителями, их горестная «потеря»: ребенок учится жить без опеки мамы и папы, вдали от их любви. Пусть в первые дни, особенно по вечерам, бывает грустно и одиноко, но разговоры по душам или безудержный смех в палате после отбоя быстро становятся своего рода компенсацией за привычный мамин поцелуй перед сном.

«Ребенок должен пережить эту разлуку, а для этого ему необходимо научиться действовать самостоятельно, – поясняет возрастной психолог Галина Бурменская. – Принимая неизбежность расставания, ребенок одновременно открывает новый мир, новые отношения. Он может проявить себя, попробовать жить по-своему».

В прежние годы в пионерлагерях были две особые радости, связанные с родителями: родительские письма и «родительский день». И то, и другое было сюрпризом, предметом надежды и ожидания. Многие из нас вспоминают, как и 29-летняя Леся, «родительские наезды с пирожками, персиками и прочими вкусностями».

Теперь летние смены стали короче, лишив смысла «родительские дни», мобильные телефоны заменили письма, но остается радость встречи после смены.

«Это был кайф возврата домой, – вспоминает 37-летняя Юлия. – Тебя ждут с подарками и всегда с каким-то особым угощением, а ты достаешь свои грамоты и медали – было действительно здорово!»

Задача воспитания – помочь ребенку повзрослеть, отделиться от родителей. Поездка в лагерь в этом отношении дает уникальные возможности. Во-первых, ребенок осознает, что родители его любят и думают о нем даже на расстоянии. Во-вторых, освоившись в разлуке с ними, он начинает сожалеть… уже о расставании с новыми друзьями.

«Расставания – единственное, что оставляло у меня ощущение грусти, – признается 37-летняя Наталия. – Разлука с родителями при отъезде в лагерь, прощание с друзьями, когда надо возвращаться… Мы обменивались адресами, обещали встречаться – печаль и радость встречи смешивались, заполняя душу целиком!»

Завязывать отношения

Дружба на одно лето, влюбленность без будущего – лагерь дает детям возможность испытать мимолетные, но оттого не менее сильные чувства. И этот первый опыт личных отношений не может не влиять на развитие личности.

«Каждому ребенку необходимо глубокое общение со сверстниками, – говорит Галина Бурменская. – В хорошем лагере совместные занятия позволяют детям лучше узнать друг друга. Они не только знакомятся, но и могут выбирать тех, у кого такие же вкусы, чаяния, пристрастия».

Главное в этих новых отношениях то, что они возникают вдали от родителей, совершенно свободно. И что с того, если избранник оказывается не самым примерным членом отряда! Выбирая самостоятельно, ребенок освобождается от влияния родительских суждений и мнений, «опробует» свою независимость.

Взрослым стоит смириться с тем, что не все поддается их контролю. Возможно, сын или дочь со временем разочаруются в собственных симпатиях, но этот выбор помогает им взрослеть.

Жить в коллективе

Сам факт принадлежности к коллективу, необходимость жить в соответствии с его порядками и законами изначально воспринимаются разными детьми по-разному. Так, 27-летняя Ирина с удовольствием вспоминает, как «чувствовала себя членом команды – помогала придумывать конкурсы, организовывать соревнования и вечера», а 30-летней Евгении ее первый в жизни летний пионерский отряд казался «каким-то случайным подбором чужих людей».

«Общение в детском коллективе позволяет ребенку на своем опыте освоить важные истины, – продолжает Марина Хазанова. – Хочешь жить мирно – не провоцируй других. Играй по правилам, если ты их принимаешь, или не играй, если тебе они не нравятся. Держи слово, и тебя будут уважать. Так ребенок самостоятельно учится жить среди других людей и выстраивать с ними отношения».

Уметь постоять за себя

Ребенок не всегда готов самостоятельно разобраться в том, как себя вести в новой ситуации и выйти из нее без потерь. Поговорите с ним заранее о возможных трудностях. Два наиболее вероятных испытания, которые ему предстоят, – тоска по дому и конфликт с другими детьми. В обоих случаях главным может стать ваш совет – искать опору в самом себе.

«В ситуации конфликта, когда ребенок не знает, что делать, возможно, ему стоит отстраниться от происходящего и начать «внутренний» разговор с кем-то из родных – с членом семьи, с тем, с кем он обычно обсуждает свои проблемы, – подсказывает Марина Хазанова. – Представив, что бы сказал и как бы поступил этот человек, ребенок скорее всего сможет лучше понять происходящее и не будет чувствовать себя беспомощным».

«Мне было восемь лет, когда я первый раз поехала в лагерь, – вспоминает 37-летняя Юлия. – Соседки по палате вытащили у меня и спрятали моего мишку. Я была в отчаянии, но не заплакала: решила не подавать виду, что мне больно. Я мысленно с ним простилась, смирилась с тем, что больше его не увижу. Это было мучительно, но эффективно. Когда эти вредины увидели, что пропажа меня не задевает, они сами мне его вернули. После этой истории я резко повзрослела. Я осознала, что могу сама себя защитить».

«В летнем лагере ребенку приходится искать выход из разных ситуаций, отстаивая при этом собственное достоинство и то, что ему дорого, – объясняет Марина Хазанова. – Он учится соразмерять нанесенную обиду и свои ответные слова или поступки».

Такие испытания дают ему шанс научиться отстаивать себя и оценивать собственные силы. У ребенка, которому удалось выйти из трудной ситуации без помощи родителей, возникает ощущение самодостаточности и уверенности. Он будет с большим уважением относиться к себе и своим границам.

Осваивать новые модели общения

Летний лагерь – самое подходящее место для того, чтобы дети – особенно подростки – учились обмениваться мнениями, спорить, отстаивать свою точку зрения – между двумя заходами в речку или во время вечерних посиделок.

«Почти все мои школьные каникулы прошли в разных лагерях, – вспоминает 40-летняя Вероника. – Из вожатых, конечно, в памяти остались лишь самые любимые: Юра, который пел с нами под гитару, Марина, которая вела драмкружок. А остальные… я просто старалась, чтобы они не мешали мне жить своей жизнью».

«Те, кто не был лидером в школьной жизни, здесь имеют шанс выйти из привычной роли и самоутвердиться в общении», – считает Галина Бурменская. В отношениях с новыми людьми дети нередко раскрываются в новом качестве.

Не только с приятелями, но и с вожатыми – взрослыми, которые гораздо ближе к подросткам по возрасту, чем родители, и которые, соответственно, больше подходят на роль товарищей. Они могут стать одной из первых позитивных и близких ребенку моделей поведения за пределами семьи и школы. Но даже если вожатый далек от идеала, отношения с ним тем не менее помогают ребенку строить себя.

Стать самостоятельным

Да, в летнем лагере надо вставать по горну, убирать территорию или дежурить по дружине – все не так, как дома. Сравнивая эти два мира, ребенок может со стороны взглянуть на то, как проходит его обычная домашняя жизнь.

В то же время он наверняка по-новому оценит то, что дома у него есть своя комната, свои игрушки и компьютер, мама или бабушка, которые готовят лучше, чем повара в общей столовой... Но взрослеет ребенок именно потому, что мамы с папой нет рядом, чтобы заправить постель или помочь собрать рюкзак.

Лагерь – прекрасная школа самостоятельности и ответственности. Не исключено, что по возвращении родители смогут оценить ее плоды: о чудо – после обеда ребенок по собственной инициативе убрал со стола посуду!

Не бойтесь!

  • Выберите короткую смену: две недели для ребенка восьми-девяти лет. Предложите ему поехать в лагерь с кем-нибудь из его приятелей.
  • Пусть ваш ребенок участвует в выборе лагеря и подготовке к поездке, тогда он сможет воспринимать ее как «свое дело».
  • Не имеет смысла передавать через вожатых написанные заранее письма и ежедневно звонить. Договоритесь с ребенком созваниваться в определенный день недели.
  • Постарайтесь убедить себя, что ему будет полезен опыт самостоятельности, – ведь это действительно так!
  • Договоритесь с вожатыми о том, как вы сможете связаться (с ними и ребенком), если что-то будет вас тревожить.

October 13th, 2014 , 07:10 pm

Итак, друзья, на днях наша компания возвратилась из короткого, но безумно яркого путешествия по Колыме. Впечатлений от поездки столько, что в двух словах и не передашь. Словно на другой планете оказался, почти без преувеличения. Так что, буду постепенно рассказывать в фотоотчётах, пока всё это в голове только укладывается.

А сегодня я расскажу об одном из самых брутальных и сумрачных мест той самой "Призрачной Колымы" - о руднике и обогатительной фабрике «Днепровский», подчиненным в своё время Береговому Лагерю Управления ИТЛ Дальстроя и ГУЛАГа. Основан он был летом 1941 г., работал до 1955 г. и добывал олово. Основной рабочей силой Днепровского являлись осуждённые по различным статьям УК РСФСР и других республик Советского Союза.

Даже сегодня здесь можно обнаружить множество остатков жилых и производственных построек. В частности, в поселке, находившемся поблизости - в основном дома по типу русских изб, а в рабочей и лагерной зонах - часть дробильной фабрики с большими отвалами руды, лагерные вышки, колючая проволока разные другие осколки тяжёлого прошлого.


1. Рано утром мы собрались и оккупировали так называемую "вахтовку" - специальный автобус на базе КАМАЗа повышенной проходимости, призванную провезти нас свыше 300 км и далеко не всегда по дорогам. Вот Саша alexcheban .

2. А вот пока ещё сонный, но уже добравшийся до ноутбука Дима dimabalakirev .

3. Руководящая и направляющая роль в этой миниэкспедиции принадлежит конечно же магаданцу Александру alkrylov .

4. А это та самая супервахтовка. Дима Балакирев был весьма доволен, когда узнал, что её кузов произведён в его родном Челябинске.

5. Проходимость и мощь этого монстра просто поразительны. Грузовик способен передвигаться чуть ли не вплавь, штурмовать крутые горы, снежные завалы и прочие препятствия. Иногда становилось просто страшно, что мы застрянем или кувырнёмся с обрыва, но машина всегда отлично справлялась с любыми задачами. Конечно, отдельное спасибо опытнейшему водителю.

6. Наконец, миновав около 300 км и потратив на дорогу более пяти часов, мы оказываемся в месте дислокации лагеря. Здесь уже вовсю лежит снег, температура уходит в минус, а ведь ещё только начало октября.

7. Зимой здесь температура воздуха легко преодолевает пятидесятиградусную отметку. Представляете, какова здесь была жизнь и каторжный труд заключённых? Вот и я не представляю.

8. Компания блогеров пытается скрасить минорное настроение здешних мест. На фото Василий vasneverov пробует что-то станцевать.

9. Вася, Саша и Дима.

10. Саша Крылов и Сергей feelek Филинин.

11. По пути следования попадается множество артефактов тех времён.

12. Печка, шконка и стол.

13.

14. Что это?

15. Вот всё, что осталось от бедного Снуппи ЗиС-5.

16. Вода кое-где уже замёрзла.

17. А кое-где ещё нет.

18. На сопках хорошо видны шурфы, заметные по отвалам породы на склонах.

19. Наконец начали появляться ещё сохранившиеся деревянные конструкции, служившие местом добычи породы. Здесь она перебрасывалась в тачки, которые заключённые и перевозили.

20. Вот что рассказывают о жизни и адском лагерном труде Пётр Демант и Всеволод Пепеляев, отбывавшие срок в Днепровском.

"«Студебеккер» въезжает в глубокую и узкую, стиснутую очень крутыми сопками долину. У подножия одной из них мы замечаем старую штольню с надстройками, рельсами и большой насыпью - отвалом. Внизу бульдозер уже начал уродовать землю, переворачивая всю зелень, корни, каменные глыбы и оставляя за собой широкую черную полосу. Вскоре перед нами возникает городок из палаток и нескольких больших деревянных домов, но туда мы не едем, а сворачиваем вправо и поднимаемся к вахте лагеря.
Вахта старенькая, ворота открыты настежь, заграждение из жидкой колючей проволоки на шатких покосившихся обветренных столбах. Только вышка с пулеметом выглядит новой - столбы белые и пахнут хвоей. Мы высаживаемся и без всяких церемоний заходим в лагерь." (П. Демант)

21. "Название свое «Днепровский» получил по имени ключа - одного из притоков Нереги. Официально «Днепровский» называется прииском, хотя основной процент его продукции дают рудные участки, где добывают олово. Большая зона лагеря раскинулась у подножия очень высокой сопки. Между немногими старыми бараками стоят длинные зеленые палатки, чуть повыше белеют срубы новых строений. За санчастью несколько зеков в синих спецовках копают внушительные ямы под изолятор. Столовая же разместилась в полусгнившем, ушедшем в землю бараке. Нас поселили во втором бараке, расположенном над другими, недалеко от старой вышки. Я устраиваюсь на сквозных верхних нарах, против окна. За вид отсюда на горы со скалистыми вершинами, зеленую долину и речку с водопадиком пришлось бы втридорога платить где-нибудь в Швейцарии. Но здесь мы получаем это удовольствие бесплатно, так нам, по крайней мере, представляется. Мы еще не ведаем, что, вопреки общепринятому лагерному правилу, вознаграждением за наш труд будут баланда да черпак каши - все заработанное нами отберет управление Береговых лагерей." (П. Демант)

22. "Плотники делали бункер, эстакаду, лотки, а наша бригада устанавливала моторы, механизмы, транспортеры. Всего мы запустили шесть таких промприборов. По мере пуска каждого на нем оставались работать наши слесари - на главном моторе, на насосе. Я был оставлен на последнем приборе мотористом." (В. Пепеляев)

23. "Работали в две смены, по 12 часов без выходных. Обед приносили на работу. Обед - это 0,5 литров супа (воды с черной капустой), 200 граммов каши-овсянки и 300 граммов хлеба. Моя работа - включи барабан, ленту и сиди смотри, чтобы все крутилось да по ленте шла порода, и все. Но, бывает, что-то ломается - может порваться лента, застрять камень в бункере, отказать насос или еще что. Тогда давай, давай! 10 дней днем, десять - ночью. Днем, конечно же, легче. С ночной смены пока дойдешь в зону, пока позавтракаешь, и только уснешь - уже обед, ляжешь - проверка, а тут и ужин, и - на работу." (В. Пепеляев)

24. "В долине работало восемь промывочных приборов. Смонтировали их быстро, только последний, восьмой, стал действовать лишь перед концом сезона. На вскрытом полигоне бульдозер толкал «пески» в глубокий бункер, оттуда по транспортерной ленте они поднимались к скрубберу - большой железной вращающейся бочке со множеством дыр и толстыми штырями внутри для измельчения поступающей смеси из камней, грязи, воды и металла. Крупные камни вылетали в отвал - нарастающую горку отмытой гальки, а мелкие частицы с потоком воды, которую подавал насос, попадали в длинную наклонную колодку, мощенную колосниками, под которыми лежали полосы сукна. Оловянный камень и песок оседали на сукне, а земля и камушки вылетали сзади из колодки. Потом осевшие шлихи собирали и снова промывали - добыча касситерита происходила по схеме золотодобычи, но, естественно, по количеству олова попадалось несоизмеримо больше." (П. Демант)

25. "«Днепровский» не был новым местом. Во время войны здесь находился рудный участок прииска «Хета», расположенного на трассе в тридцати километрах. Когда в сорок четвертом году олово для государства оказалось менее важным, чем золото, участок закрыли, бараки скоро пришли в негодность, дороги позарастали травой и только в сорок девятом горные выработки расконсервировали и стали вдобавок вскрывать полигоны, чтобы промывать оловянный камень на приборах." (П. Демант)

26. "Ночи здесь почти нет. Солнце только зайдет и через несколько минут уже вылезет почти рядом, а комары и мошка - что-то ужасное. Пока пьешь чай или суп, в миску обязательно залетит несколько штук. Выдали накомарники - это мешки с сеткой спереди, натягиваемые на голову. Но они мало помогают." (В. Пепеляев)

27. "В зоне все бараки старые, чуть-чуть подремонтированы, но уже есть санчасть, БУР. Бригада плотников строит новый большой барак, столовую и новые вышки вокруг зоны. На второй день меня уже вывели на работу. Нас, трех человек, бригадир поставил на шурф. Это яма, над ней ворот как на колодцах. Двое работают на вороте, вытаскивают и разгружают бадью - большое ведро из толстого железа (она весит килограммов 60), третий внизу грузит то, что взорвали. До обеда я работал на вороте, и мы полностью зачистили дно шурфа. Пришли с обеда, а тут уже произвели взрыв - надо опять вытаскивать. Я сам вызвался грузить, сел на бадью и меня ребята потихоньку спустили вниз метров на 6-8. Нагрузил камнями бадью, ребята ее подняли, а мне вдруг стало плохо, голова закружилась, слабость, лопата падает из рук. И я сел в бадью и кое-как крикнул: «Давай!» К счастью, вовремя понял, что отравился газами, оставшимися после взрыва в грунте, под камнями. Отдохнув на чистом колымском воздухе, сказал себе: «Больше не полезу!» Начал думать, как в условиях Крайнего Севера, при резко ограниченном питании и полном отсутствии свободы выжить и остаться человеком? Даже в это самое трудное для меня голодное время (уже прошло больше года постоянного недоедания) я был уверен, что выживу, только надо хорошо изучить обстановку, взвесить свои возможности, продумать действия. Вспомнились слова Конфуция: «У человека есть три пути: размышление, подражание и опыт. Первый - самый благородный, но и трудный. Второй - легкий, а третий - горький».
Мне подражать некому, опыта - нет, значит, надо размышлять, надеясь при этом только на себя. Решил тут же начать искать людей, у которых можно получить умный совет. Вечером встретил молодого японца, знакомого по магаданской пересылке. Он мне сказал, что работает слесарем в бригаде механизаторов (в мехцехе), и что там набирают слесарей - предстоит много работы по постройке промприборов. Обещал поговорить обо мне с бригадиром." (В. Пепеляев)


28. "В конце лета «ЧП» - побег трех человек из рабочей зоны. В отступление от закона, одного так и не вернули: ни живого, ни мертвого. Про второго я уже писал: привезли избитого в БУР, а потом - в штрафную бригаду. Бригадирствовал там Зинченко, который, говорят, у немцев был каким-то палачом. Но здесь он плохо кончил. Его в одну прекрасную ночь зарезал молодой зэк. И сделал это строго по лагерным законам: сначала разбудил, чтобы знал - за что, потом прикончил и спокойно пошел на вахту, сдал нож. Режим усилили, на вышках появились пулеметы. Ходят все нервные, злые. У некоторых от безысходности появились мысли о самоубийстве. Мороз, снег с ветром. Подходит к бригадиру отчаявщийся зэк и просит: «Сделай доброе дело, вот топор - отруби мне пальцы. Я сам не могу, не хватает мужества, а ты, я вижу, сможешь. Я скажу, что сам». Показывает снятую с себя рубашку, чтобы потом завязать руку. Бригадир чуть подумал и говорит: «Клади руку вот на это бревно и отвернись». Тот отвернулся, закрыл глаза. Бригадир повернул топор и обухом ударил по двум пальцам, завернул руку бедолаги в тряпку и отправил в зону. Там он пролежал в стационаре пару дней и дней 10 «кантовался» в зоне, подправился и благодарил бригадира за хитрость, за то, что сохранил руку." (В. Пепеляев)

29. "В зале компрессорной, в которой установлены два старых танковых мотора и американский передвижной компрессор, собралась толпа - зеки и вольные взрывники. Подхожу - спиной к стене стоит невысокий кряжистый старик. Лоб у него в крови, нос разбит. Старик угрожающе размахивает коротким ломом. Трое механизаторов в замасленных спецовках-обслуга компрессора-тщетно пытаются подобраться к нему..." (П. Демант)

30. "Санчасть переполнена, участились травмы на работе - кому глыба ногу придавила, кто попал под взрыв, а скоро и первый покойник - веселый Петро Голубев, который так надеялся скоро увидеть свою семью. Умер от желтухи, потому что не было лекарства и достаточно сахара. Его увезли на машине (конечно, самосвале) за восьмой прибор, там он стал правофланговым, за ним со временем выросло целое кладбище - на каждой могиле кол с номером. «Клеопатра» (гл.врач) сутками не выходила из санчасти, но и она была бессильна - лекарств для «изменников родины» не давали!" (П. Демант)

31. "В сотне шагов от конторы, тоже на косогоре, белело новое здание компрессорной, за ней стоял большой бункер, в который ссыпали руду из шестой, самой богатой штольни. Там автодорога поворачивала за сопку на второй участок, где руду спускали по бремсбергу- вагонетками. Возле бункера находилась хорошо заметная яма, нам становилось немного не по себе, когда мы проходили мимо: это был выход пятой штольни, которая обвалилась в апреле 1944 года, похоронив целую бригаду, по рассказам, около тридцати заключенных." (П. Демант)

32. "Первый год на прииске прошел бурно и был полон неожиданностей. Геологи часто попадали впросак с прогнозами, громадные полигоны не всегда оправдывали надежды, зато случайно люди иногда натыкались на невероятно богатые места. Вольнонаемные рыскали по полигонам и часто приносили касситеритовые самородки весом в десятки килограммов, за них хорошо платили. Один раз на транспортерную ленту прибора попала пятипудовая глыба. Зек, который принял ее за простой камень и тщетно пытался столкнуть, остановил ленту. Неожиданно рядом оказался Грек, он увез находку на самосвале, пообещав бригадиру:
- Я вас, хлопцы, не обижу!
Вскоре на приборе появился Хачатурян и обругал бригаду на чем свет стоит:
- Идиоты, такой кусок отдали! Я бы неделю вас без нормы кормил, да еще курева привез...
Энергию отключили, ребята сидели на транспортере и по очереди курили собранную из окурков самокрутку.
- Не могли иначе, гражданин начальник, - сказал бригадир." (П. Демант)


33. "Жаль, что я не запомнил фамилии многих интересных людей, с кем пребывал в лагере. Даже фамилию начальника лагеря не помню. Только его прозвище - «Буквально». Запомнилось потому, что он где надо и не надо вставлял в разговоре это слово. А запомнился он еще и потому, что действительно заботился о быте зэков в лагере. При нем построили хорошие бараки без общих нар, а с отдельными, на 4 человека; также просторную баню-прачечную, кухню, столовую. Самодеятельность при нем расцвела - почти ежедневно кино, иногда концерты, духовой оркестр. Все это немного отвлекало нас от жуткой действительности. Около выхода из лагеря на большом стенде с названием «Когда этому будет конец?» сообщалось о разных недостатках в работе лагеря, и я, помню, каждый раз, проходя мимо, вполне законно, громко говорил: «Когда же этому будет конец?»" (В. Пепеляев)

34. "Вся сопка напротив конторы была покрыта извлеченной из недр пустой породой. Гору будто вывернули наизнанку, изнутри она была бурой, из острого щебня, отвалы никак не вписывались в окружающую зелень стланика, которая тысячелетиями покрывала склоны и была уничтожена одним махом ради добычи серого, тяжелого металла, без которого не крутится ни одно колесо, - олова. Повсюду на отвалах, возле рельс, протянутых вдоль склона, у компрессорной копошились маленькие фигурки в синих рабочих спецовках с номерами на спине, над правым коленом и на фуражке. Все, кто мог, старались выбраться из холодной штольни, солнце грело сегодня особенно хорошо - было начало июня, самое светлое лето." (П. Демант)

35. "Пришел март 1953 года. Траурный всесоюзный гудок застал меня на работе. Я вышел из помещения, снял шапку и молился Богу, благодарил за избавление Родины от тирана. Говорят, что кто-то переживал, плакал. У нас такого не было, я не видел. Если до смерти Сталина наказывали тех, у кого оторвался номер, то теперь стало наоборот - у кого не сняты номера, тех не пускали в лагерь с работы.
Начались перемены. Сняли решетки с окон, ночью не стали запирать бараки: ходи по зоне куда хочешь. В столовой хлеб стали давать без нормы, сколько на столах нарезано - столько бери. Там же поставили большую бочку с красной рыбой - кетой, кухня начала выпекать пончики (за деньги), в ларьке появились сливочное масло, сахар. Начальник режима (эстонцы называли его «начальником прижима») ходит по зоне - улыбается, ему, наверное, делать нечего, не за что наказывать. Некоторые зэки с 58-й статьей с видимым удовольствием стали употреблять блатной жаргон, вставляя в разговор слова «чернуха», «параша», «вертухай», «попка»...
Пошел слух, что наш лагерь будут консервировать, закрывать. И, действительно, вскоре началось сокращение производства, а потом - по небольшим спискам - этапы. Много наших, и я в том числе, попали в Челбанью. Это совсем близко от большого центра - Сусумана." (В. Пепеляев)


36. Вот такие необыкновенные истории, заставляющие чуть ли не содрогаться и поражаться нечеловеческой стойкости людей, сумевших пережить весь этот ад.

37. Лишь уносимые неумолимым течением времени остатки строений пока ещё заметны редким гостям.

38. Как нити старой одежды - тлея и растворяясь на неподвижных телах сопок.

39. Вот, кстати, поразительно - какие же причудливые сооружения создавали местные зодчие, используя практически одно дерево! Например, здесь когда-то был лифт, ведущий в шахту.

40. Но всё постепенно исчезает, закрывая одну из самых невесёлых страниц нашей истории.

41. И лишь молчащая природа остаётся прежней.

42.

Вот так. Продолжение следует!

Приближается лето – пора каникул и отдыха на море, в деревне или в детских летних лагерях. Если Вы уже опытный в плане «лагереведения» родитель – приближающееся лето вряд ли выбьет Вас из колеи и принесет Вам дополнительные переживания. Если же Вы собираетесь отправить своего ребенка в детский летний лагерь впервые – наша статья будет для Вас как нельзя кстати!

Зачем ребенку нужен детский летний лагерь?

Когда мы задумываемся о роли детского летнего лагеря в жизни и развитии ребенка, в первую очередь, на ум приходит мысль об общении ребенка со сверстниками и развитии его коммуникативных навыков. Конечно, летние лагеря значительно расширяют круг общения детей, но это далеко не самая главная их роль.

Завести новые знакомства можно и в поездке на море или в деревню, а при большом желании – даже оставаясь на каникулы в городе. Но тут возникает другая проблема – отпуска родителей. Для поездки на отдых хотя бы один родитель должен быть свободен, чтобы иметь возможность транспортировать чадо на место дислокации. К сожалению, часто бывает так, что у родителей нет отпуска летом, поэтому ребенок остается без летнего отдыха на море.

Кроме того, проведение летних каникул в деревне, на море или в городе практически всегда подразумевает отсутствие какого-либо распорядка дня – и ребенок оказывается предоставлен сам себе. Это неправильно ни в педагогическом плане, ни в плане развития ребенка. Как физически, так и умственно малыш развивается постоянно – поэтому даже летом ему необходимы специальные развивающие занятия. Конечно, количество этих занятий будет значительно меньше, чем посреди учебного года, но это не значит, что нужно пускать развитие ребенка на самотек.

Все необходимое ребенку может дать детский летний лагерь. Здесь он сможет вдоволь наобщаться, завести друзей, сменить обстановку, получать развивающие занятия и абсолютно не зависеть от расписания отпусков родителей. Кроме того, детские летние лагеря, как правило, находятся в пригороде, в экологически чистых районах, что немаловажно для детского здоровья.

С учетом всех вышеперечисленных потребностей ребенка и, конечно, своих ожиданий и нужно подбирать детский летний лагерь.

Существует несколько критериев, согласно которым нужно выбирать детский летний лагерь. Перечислим эти критерии.

1. Личность самого ребенка

Выбранный Вами лагерь должен соответствовать интересам и темпераменту ребенка. Например, если Ваш малыш любит верховую езду, не стоит отправлять его в лагерь, где собраны любители водного поло. Вряд ли ребенок будет рад проводить все дни в бассейне в то время, когда мысли его с лошадьми. Намного правильнее будет, если Вы подберете детский летний лагерь в соответствии с интересами Вашего крохи.

Кстати, если Ваш ребенок тихий и застенчивый, будет лучше, если Вы отправите его в детский летний лагерь вместе с каким-нибудь его другом. Оказавшись без поддержки, ребенку с таким характером будет тяжело налаживать общение со сверстниками.

2. Представительность офис или сайта лагеря

При выборе детского летнего лагеря обращайте внимание на то, как выглядят все источники, предоставляющие его. Постоянные ошибки на сайте или его интерфейс и дизайн, явно не тянущий больше, чем на «троечку», должны Вас насторожить. Для создания наиболее полного впечатления о лагере обязательно пообщайтесь с сотрудниками офиса, где Вы планируете купить путевку. Откровенно безграмотная речь сотрудников, ответы «не знаю» хотя бы на один вопрос или слишком запоздалая реакция на запросы также не прибавляют плюсов выбранному Вами детскому летнему лагерю.

На любом сайте уважающего себя детского летнего лагеря имеются не только фотографии улыбающихся детей, но и подробные фото корпусов, ванных комнат, спален. То есть, сайт выбранного Вами лагеря должен дать Вам максимум информации о том, где и как будет жить Ваш ребенок.

Перед покупкой путевки обязательно съездите в офис и посмотрите на то, как выглядят менеджеры, и на внешний вид самого офиса.
Между тем, никто не застрахован от накладок. Бывает и так, что менеджер с идеально поставленной речью также может быть обычным аферистом, рисующим Вам радужные картины проживания Вашего ребенка в лагере, не имеющие ничего общего с действительностью.

3. Наличие у лагеря сертификатов и лицензий

Мало кто знает о том, что деятельность детских летних лагерей строго лицензируется согласно определенной форме. Примеры такой формы:

Сертификат соответствия на размещение: Сертификат Госстандарта России № РОСС.RV.У 039.М02590 от 11.02.2008г. На санаторно-оздоровительные услуги.

Сертификат соответствия на питание: Сертификат Госстандарта России № РОСС.RV.У 039.М02590 от 11.02.2008г. На услуги питания в столовой.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности: Лицензия № 60-01-008587 от 14.07.2010г. сроком до 14.07.2015г. Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

4. Отзывы в интернете о том или ином лагере

По количеству отрицательных и положительных отзывов на сайтах детских летних лагерей можно понять, что представляют из себя эти лагеря. Как правило, уважающие себя учреждения не удаляют отрицательные отзывы, поэтому если Вы видите сплошь хвалебные песнопения в адрес какого-то лагеря - это должно Вас насторожить. Оценка лагеря должна быть более менее объективной, со всеми плюсами и минусами.

Естественно, если один и тот же минус повторяется практически в каждом отзыве – стоит задуматься, нужно ли отдавать ребенка в этот детский лагерь.

5. Условия проживания, питание, расположение лагеря и его цена

Условия проживания в детском лагере должны соответствовать запросам Вашего ребенка. Одни дети спокойно живут вдесятером в комнате в 10 квадратных метров, а кому-то необходимы личные апартаменты. Все это Вы должны учесть при выборе детского летнего лагеря.

Конечно, в лагере, отвечающем всем нормам, должны быть нормальные, просторные комнаты, «удобства» вроде душа, горячей воды и туалета, а также, чистота и порядок.

Чтобы правильно выбрать детский летний лагерь, учтите тип и особенности питания, предоставляемого тем или иным лагерем. Если Ваш ребенок достаточно разборчив в еде, выбирайте лагерь, предлагающий тип питания «шведский стол». Если Ваш ребенок имеет непереносимость к каким-то продуктам, сразу узнавайте о возможности индивидуального подбора меню. Не стоит забывать и о режиме питания – для детей оно должно быть четырехразовым.

Интересуйтесь расположением отеля. Лучше, чтобы это было достаточно далеко от городских дорог и федеральных трасс.

Немаловажным вопросом является цена пребывания Вашего ребенка в детском летнем лагере. Понятное дело, что основополагающим фактором выбора лагеря для Вас будут Ваши финансовые возможности. Тем не менее, не стоит искать наиболее дешевый вариант – вряд ли за минимальную плату Вашего ребенка поселят в хорошие условия.

При расчете стоимости путевки не забудьте спросить о дополнительных расходах. Часто бывает так, что в путевку не включены некоторые экскурсии, трансфер или постельное белье. Обязательно спросите, что Вы должны дать ребенку с собой, а что ему предоставят в лагере.

6. История лагеря

Логично, что детские летние лагеря, прочно занимающие свое место в течение многих лет, будут пользоваться большим доверием, чем новые и никому не известные. Обязательно поинтересуйтесь историей детского лагеря, руководством, узнайте об опыте директора лагеря, занимал ли он руководящие посты в других учреждениях, связанных с детьми. Поинтересуйтесь, временно работает лагерь или на постоянной основе.

Сейчас существуют лагеря, созданные на базе более крупных учреждений. Это может быть лагерь на базе МГУ, крупных уважаемых компаний и т.д. Такие лагеря, даже если они имеют не слишком длинную историю, будут достаточно надежны и смогут оказать качественные услуги.

7. Профессиональная подготовка сотрудников лагеря

Не стоит выбирать лагерь, сотрудники которых не имеют педагогического образования или вообще окончили лишь 9 классов. Вряд ли они смогут оказать качественные услуги по развитию и воспитанию детей.

Хорошо, если сотрудники выбранного Вами детского летнего лагеря являются разработчиками авторских образовательных программ, имеют опыт работы с детьми или даже способны реализовать узкопрофильные образовательные программы.

Кстати, образование сотрудников тесно связано с философией лагеря. Обязательно узнайте о правилах, которых придерживается данный лагерь, видах деятельности, на которую в лагере делается основной упор и т.д. Тематика смены и философия лагеря должны быть строго зафиксированы в Уставе лагеря или других учредительных документах.

8. Дополнительные услуги лагеря

Многие лагеря специализируются на дополнительных услугах и программах. Стоимость этих услуг может быть включена в стоимость путевки, а может быть выставлена отдельным прайс-листом.

Если Ваш ребенок увлекается пейнтболом или мечтает играть в театре, а в выбранном Вами лагере имеется оборудование для пейнтбола или театральная студия – почему бы не обратить внимание на эту дополнительную услугу? Только удостоверьтесь в том, что для оказания заинтересовавших Вас услуг в лагере есть все необходимое, а услуга оказывается в полном объеме.

Надеемся, что наша статья поможет Вам сделать правильный выбор и отправить Вашего ребенка в тот детский летний лагерь, в котором ему по-настоящему понравится!

Привыкайте к дискомфорту. Даже если вам нравится находиться в лагере, вы, скорее всего, рано или поздно испытаете дискомфорт. В этом случае попытайтесь не обращать на него внимание (смиритесь с ним). Например, в лагере вам могут сниться кошмары, или вам будет трудно уснуть в окружении десятка человек, или вы захотите просто почитать журнал или посмотреть телевизор, но не сможете этого сделать. Поймите, что некоторые негативные аспекты вашей жизни находятся вне вашего контроля, поэтому смиритесь с ними и сосредоточьтесь на чем-то позитивном.

  • Естественно, никому не нравятся комары, но жалобы не избавят вас от них. Вместо этого поищите практическое решение проблемы, например, используйте спрей от насекомых или установите противомоскитные сетки.
  • Не дайте вовлечь себя в скандал. К сожалению, иногда лагерь кажется таким же коварным, как средняя и старшая школа. Некоторые ребята любят объединяться в группы, насмехаться и сплетничать о других людях. В этом случае держитесь подальше и не принимайте ничью сторону. Если ваши друзья сплетничают или распускают слухи, проводите больше времени с ребятами, которые могут рассказать много хорошего об окружающих людях.

    • Если вы стали объектом скандала, ведите себя достойно. Не распространяйте ответные слухи, постарайтесь сохранить репутацию незапятнанной и общайтесь с людьми, в окружении которых вы будете чувствовать себя хорошо.
  • Вспомните о старых друзьях. Если в лагере у вас выдался плохой день или вы не можете с кем-то поладить, вспомните о ваших замечательных друзьях, которые ждут вас дома. Перечитайте их письма и напишите ответные или даже позвоните им по телефону (если можно), чтобы понять, что на свете есть люди, которые считают вас особенным. Вам нужно адаптироваться к новому окружению, а мысли о ваших друзьях поддержат вас в сложное время.

    • Если вы взяли с собой несколько фотографий ваших друзей, просмотрите их, чтобы вспомнить о хороших временах. Только не зацикливайтесь на старых друзьях, иначе вам будет трудно найти новых.
  • Будьте более активным. Возможно, вам не нравится лагерь, потому что в нем много того, что вам не хочется делать, например, кататься верхом или совершать походы. Не думайте, что вы слабее или глупее других ребят; убедите себя в том, что лагерная смена не такая длинная и что вам необходимо поучаствовать во многих испытаниях (сделайте то, что всегда боялись). В результате вы вырастите как личность и вам понравится лагерь.

    • Если вы чего-то боитесь, делайте это постепенно. Например, если вы боитесь нырять с высокого трамплина, начните с прыжков воду с самого низкого трамплина и постепенно переходите на более высокие трамплины.
  • Уважайте людей, наделенных властными полномочиями. Чтобы извлечь максимальную выгоду от пребывания в лагере, не спорьте с начальниками смены – вас могут наказать за плохое поведение. Возможно, вам не так весело, как хотелось бы, или вы считаете, что летом можно обойтись и без правил поведения, но если вы хотите насладиться жизнью в лагере, будьте дружелюбным с вожатыми и начальниками лагеря.

    • Вы устанете от лагеря, если все ваше время будет уходить на выяснение отношений с вожатыми, а не на друзей.
    • Если какие-то правила вам не понятны, например, правила поведения возле бассейна, не стесняйтесь задавать вопросы вашему вожатому. Лучше спросить, чем нарушить правила, не подозревая об этом.
  • Если вы очень сильно скучаете по дому, то помните, что это совершенно естественно. Не смущайтесь этого – поговорите с вожатым или с новыми друзьями; вы поймете, что не одиноки в этом чувстве и что все хоть немного скучают по дому. Свяжитесь с вашей семьей (если можете), а затем принимайте участие в как можно большем числе лагерных мероприятий.

    • Конечно, лучше признать тоску по дому, чем отрицать ее, но также важно максимально занять себя, чтобы отвлечься от воспоминаний о доме.
    • Чем быстрее вы заведете новых друзей, тем меньше вы будете скучать по старым. Не думайте, что так вы замените ваших старых друзей – вы просто увеличиваете количество друзей.
  • Помните, что лагерь сделает вас лучше. Хотя вы и не верили словам родителей о том, что летний лагерь закаляет характер, но это чистая правда. Ребята, побывавшие в летнем лагере, становятся более независимыми, так как учатся жить отдельно от родителей. Они также повышают самооценку благодаря новым занятиям, в которых пробуют свои силы (мы же не знаем, на что способны, не попробовав этого). Более того, они развивают социальные навыки, заводя новых друзей. Даже если вы не можете дождаться, когда вернетесь домой, просто скажите себе, что пребывание в лагере пойдет вам на пользу.

    • Скорее всего, в лагере вы не заметите, что выросли как личность и расширили ваш жизненный опыт, но, вернувшись домой, вы поймете, что стали сильнее и активнее.