Как воспитывать сыновей? Как воспитать сына настоящим мужчиной? Про воспитание взрослых детей говорить небесполезно.

Новые девочки приходят в терапию.

Они будут вбирать в себя новый опыт безоценочности и позволения быть – разными, а не только ожидаемыми, милыми, необременительными.






Что с тобой?
Ты обиделся?
Тебе причинили боль?
Ты испугался? Чего? Кого?
Мы учимся понимать себя.


Мы говорим себе:




Нехватки, недостачи.


Мое состояние имеет причину.






Она расцветет.



....

Путь неблизкий.
Единственный путь к себе.??Новые девочки приходят в терапию.

Я невольно любуюсь: разного возраста, но неизменно тонкие, изящные, раненые в сердце, измученные необходимостью скрывать под маской себя живых и тоскующие по принятию.
Они не верят, что здесь, в этом кабинете можно вот так свободно выражать свои чувства и говорить о том, что болит.

Украдкой поглядывая на меня, в напряженном ожидании моей реакции, они пытаются удерживать свои слезы, время от времени приклеивая фальшивую улыбку к своим губам.
Я чувствую их тоску, одиночество, неверие и одновременно отчаянное желание быть услышанными и принятыми в своем страдании.

Я вижу неприкаянных брошенных детей, рядом с которыми нет, и никогда не было никакой поддержки.
Эту поддержку им предстоит постичь, они будут учиться заботиться о себе, беря за основу наши отношения.

Они будут вбирать в себя новый опыт безоценочности и позволения быть – разными, а не только ожидаемыми, милыми, необременительными.
Они узнают о том, что у них есть детская часть, внутренний ребенок, о котором им предстоит теперь заботиться.

И сначала этот ребенок будет много жаловаться и плакать...
И это необходимо, терапевтично, ибо за годы молчания внутри накопилось много, очень много невысказанной боли, и эта боль будет рваться наружу.

Психика неизменно стремится освободиться от того, что зависло тяжелым балластом и мешает жить.

Потом «ребенок» будет надеяться, что я стану ему доброй мамой, а порой, напротив, будет видеть во мне злую, холодную, неприветливую мать; бесчувственную, неслышащую.

Эти девочки неизменно столкнутся с разочарованием в терапии, ибо скоро мечты о быстрых изменениях разобьются в прах. Жизненные сценарии слишком сильны и глубоки, чтобы выветриться за пару месяцев и даже лет.

Они непременно переживут разочарование во мне, когда поймут, что я не идеальная мама, а просто человек – со своими слабостями, и со своими границами.
Они будут переживать свои кризисы, переживать отчаяние надежды, - что в мире есть хоть один человек, который будет заботиться, как мама.

Процесс «выращивания» внутреннего принимающего Взрослого очень долгий, и до того придется пережить немало страданий и разочарования.

Для того чтобы это произошло, я буду постоянно проводить параллели с настоящими, живыми детьми.

Что нужно ребенку, чтобы он почувствовал поддержку, пережил сакральное ощущение:
«То, что происходит со мной – это естественно. Это нормально, а не стыдно или плохо.
У меня есть помощь. Я не один.
Я буду услышан; я любим, невзирая на свои ошибки»?

Нужно, ему об этом сказал значимый взрослый.
Который терпим и снисходителен.
Он понимает, что ребенок мал, и нуждается в нем.
Он не ждет от ребенка достижений, которые превышают его возможности.
Он имеет ресурс поддерживать его в слабости и немощи.
Этот взрослый чуток и внимателен к состоянию ребенка, и замечает, когда что-то идет не так.

Вот такой взрослый нужен каждому в его внутреннем мире.

Ведь до сих пор единоличным правителем там был Тиран.
И именно с ним мы чаще всего себя ассоциируем, выступая против ребенка, не считаясь с его нуждами.

Мы сами себе строгие, беспощадные родители-судьи, не чувствующие ни малейшего сострадания к своей израненной детской части.

Из своей тиранической части мы требуем от себя и ждем, требуем и ждем.

Под таким давлением внутренний ребенок съеживается еще сильнее, чувствуя себя отчаянно плохим, недостойным жить на этой земле.

Стало быть, первое, что мы пробуем делать по отношению к себе – замечать...

Что-то происходит со мной... Я пока толком не понимаю – что, но что-то не так...
Как-то больно отозвались чужие слова, стало обидно...почувствовал свое ничтожество...отвергнутость...стало страшно.

Мы учимся замечать свои «попадания» в травму, в прошлое, в какие-то прошедшие обстоятельства и состояния, которые по-прежнему вызывают тяжелые детские чувства.
Внутренний взрослый замечает.
Он относится к состоянию «ребенка» всерьез, не обесценивая, не рационализируя, не требуя приклеить улыбку.

Что с тобой?
Ты обиделся?
Тебе причинили боль?
Ты испугался? Чего? Кого?
Мы учимся понимать себя.

Взрослый встает между Ребенком и Тираном, и расстановка сил меняется..
Мы говорим себе:
Я чувствую... Это естественно. Я не могу чувствовать иначе.
Потому что обидно, когда подвели или обманули. И, если тебя так много обманывали, то обижаться сейчас – это нормально. Как может быть иначе?
Нормально сопротивляться, когда тебя хотят в миллионный раз изнасиловать,

Естественно бояться, если ты не знаешь, что такое защита взрослого....
И это естественно – бояться терять, если ты ни разу не был поддержан в своей потере.
Естественно хотеть быть любимым, естественно чувствовать уязвимость, - в каких бы обстоятельствах это ни происходило....

Я принимаю то, что мои чувства – естественны, и имеют очень весомые причины.
Нехватки, недостачи.
Теперь я знаю, в чем я уязвим, и буду стараться замечать такие моменты раньше, чем когда увязну в них по уши.
Я буду освобождать себя от стыда – потому что раньше мне было стыдно за свои чувства.
За свои ошибки. За свою уязвимость.
Сейчас я осознаю, что ничего стыдного в этом нет.
Мое состояние имеет причину.

Ребенку нужно время, чтобы поверить...
А вдруг этот Взрослый бросит его, он останется вновь один на один с Тираном, и ему опять придется заслуживать, подстраиваться, ждать милости?
Ребенок «хочет» убедиться, что к нему действительно относятся иначе. Всегда.

Когда наша внутренняя детская часть по-настоящему поверит,
Что можно чувствовать, ошибаться, не хотеть, хотеть, быть несовершенным,
И ее не будут за это преследовать,
Она расцветет.

Доверием, теплом, решимостью, изумлением, яркостью.
Дети больше не брошены, не одиноки.
Больше не нужно искать вовне то, что есть внутри.
....
Мои новые девочки встали на этот путь
Путь неблизкий.
Единственный путь к себе.??

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Договариваемся заранее

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».

Маман, я лечу послезавтра в N-ск.

А зачем? - спрашиваю мрачно.

А почему бы и нет. Погуляю, отдохну. Вернусь в пятницу. Окей?

Конечно-конечно, - бодрюсь в ответ.

Все мы хотим взаимного доверия. Как и любви. И уважения… В одни ворота никому неохота играть. Тем более, в отношениях со своими почти или уже совершеннолетними детьми. Но!

Когда мы говорим о намерениях, возможностях и долге, о любом делании, то прежде всего мы должны волноваться и заботиться о том, как нам следует поступать. Вот мне лично что делать. По идее, за другого человека решать не надо, даже если это твое родное чадо.

Наши взрослые дети - такие же люди, как и другие, а не наша карманная собственность или визитная карточка.

Степень взрослости и когда детей «отпускать» от маминой юбки, решите для себя сами. Меня психолог однажды хорошо освежила вопросом:

А вы до какого возраста своего сына будете ребенком называть?

Нет, ну вы просто решите. Предположим, до 30. Пойдет?

Хотелось бы поговорить о доверии, ответной благодарности и соответствии нашим ожиданиям (или вложениям?). Сколько дитяток кормили, лечили, водили за ручку. И что нам с того.

Очевидно, что я не могу получить никаких гарантий ни у кого ни за свое будущее, ни за будущее своего ребенка. Ни за что-то там, что будет сделано детьми или не сделано по отношению ко мне. Не получу ни у кого: ни у детей, ни у людей, ни у Бога. Заставить или назначить ответственным Бога я не могу, не правда ли? Но и ребенка назначать не стану. Если с кем я и могу договориться, то только с собой, и начать трудиться прямо сейчас.

Предлагаю руководствоваться простым ориентиром - поступать из сердечного центра. Это такое местечко, нащупайте его в себе сами, откуда произрастает доверие, уважение, принятие, признание и любовь. Без всякого торга, без видов на ответ. Без смутного ожидания и подсчета «кто, кому и сколько».

Никто не выпишет нам гарантийный билет. Но есть надежда и упование, что хорошее плодит хорошее. Уважение вызывает уважение. Принятие отзывается принятием. Любовь рождает любовь.

Чаще всего так и бывает. Каждый однажды находит этому подтверждение. Не буду отходить от темы в сторону сложносочиненных ранимых людей, которым кажется, что если они что и делают, то всегда зря. И вместо благодарности, как правило, получают от деточек «кукиш». Откуда я знаю, может, это такие добренькие родители, которые «любовью» душат. Или страдальцы в «розовых» очках. Или благочестивые деспоты. Сколько несчастливых семей, столько же оттенков темноты и заблуждений.

Из личного опыта точно знаю, что как только научаешься говорить уважительно - тебя начинают лучше слышать. Даже если и делают по-своему. Когда перестаешь попрекать, становится меньше вранья. Если не застелишь подростку кроватку, он научится стелить белье сам. Не свяжешь взрослое дитя подробной инструкцией, тем самым дашь возможность человеку расширить свои познания. Еще хорошее дело - перестать под замочком в выкладывать секретики про своего ребенка. Вот он может не знать об этом, но чувствует себя неуютно наверняка. Как и люди, за спиной которых мы шепчемся. Только дети чувствуют еще лучше. К чему удивляться, что под семью печатями вконтакте дитятко упражняется и по вашему поводу?

Верю, что однажды, на вершине доверия, он откроет вам доступ в свою соцсеть. Если секретов нет, то их и нет. Но для начала, может, нам не стоит из-за спины подглядывать. Или требовать пароли. Как и предавать не стоит. Десять раз думаем, прежде чем шептать подружкам «а мой-то козел», «а моя-то грязнуля». Хорошее множит хорошее. Сплетня отравляет жизнь. Унижение не способствует радости. И кто не дурил по юности? Пошепчемся лучше про себя. А детям разрешим получать свой опыт.

Мудрые родители взрослых детей вовремя отпускают «поводья» и не стоят со свечкой, контролируя результат. Эти дивные люди понимают немного, что жизнь - это не магазин, где мы покупаем товары, не поезд - согласно купленному билету влезть в купе. Нет четких ответов, что и зачем нам дано. Почему в одной и той же семье одни дети более инфантильны… И не обязательно младшие. А другие любят только брать и не готовы отдавать. А, может, еще не настало их время!

Барышня ленится? А вдруг она сохраняет энергию, вместо того, чтобы разбазаривать себя, как ее заполошная мамаша? Гиперответственных, возможно, ждет большая карьера. Бездельников - творческий жизненный беспорядок. И то, и другое прекрасно. Главное, пусть это будет их выбор. Не наш. Раздолбаи начнут хорошо считать деньги и свое время. Безответственные станут в будущем трогательными . Мы не знаем, как оно будет. Но должны, конечно, помогать.

Взрослым детям лучшая помощь - не мешать советами и не попрекать своими «вложениями». Все, что мы делаем, мы делаем без всяких условий. На каком зарубить себе это носу? Прежде всего, я тут сама с собой разговариваю. И с теми, кому близки эти проблемы. Не потому, что я все знаю. Но для того, чтобы поставить вопросы и поискать ответы, потому что это важно.

Уверенные в себе и все знающие родители пройдут мимо этого текста. А нам-то деваться некуда. Мы еще чуть-чуть порассуждаем.

Возможно вся эта суета вокруг результата, что именно должны нам наши дети и в какой форме, как и многие наши проблемы, происходит от того, что все мы немножко боги или богини. Буквально так себя и ощущаем. Не в смысле любви, к сожалению, но точно в отношении своего высшего звания, статуса и положения.

Мы хотим проконтролировать своих детей во всем, подложить соломки. До смешного, а то и во вред. Нормальное, вроде бы, желание -родительское, материнское. Но мы же не верховное командование, чтобы все продумать. Детально, причем.

Может быть, на себя и свои дела немного отвлечься? Понять бы хоть чуть-чуть, что с нами происходит. В чем наша задача? Какие мы, взрослые люди, проходим уроки? Прикоснуться чуточку к Божественному замыслу о себе, любимых. Побыть в тишине и молитве.

Но нет, мы опять торопимся и спешим. Раздаем распоряжения, хлопочем по каждому поводу. «Не так! Не здесь! Не сюда! Помолчи! Говори! Я тебе запрещаю! Должен! Быстрее! Упустишь время!» Что это за гонка такая? Хотим жить (или выглядеть?) не хуже, чем другие? И упражняемся на своих детях. Недосягаемыми примерами становятся какие-то успешные одноклассники, благочестивые соседи, вежливые дети новых знакомых. Зачем?

Не переигрывайте, дорогие родители. Мы же не знаем , как лучше. Для себя ведь тоже не знаем. По крайней мере, с точностью и наверняка. Так почему же нам кажется, что доподлинно знаем это за своих детей? Как им-то самим разобраться, что им лучше? Не наделав собственных ошибок? И что такое ошибка, а что опыт? Поразмышляем, не идут ли они рядом.

Мамы и папы, наше место - в зрительном зале махать флажками. «Улыбаемся и машем». Конечно мы будем готовы сорваться с места в случае смертельной опасности. Но дайте же детям дышать. И не ждите в ответ немедленного вам угодного результата.

Всякий контроль, как и наши советы, когда не спрашивают, по отношению к взрослым детям - это наши собственные страхи или амбиции. Просто будем понимать это для ясности. А значит, нам есть чем заняться. Чем? Именно. Собой!

Доверять взрослым детям - это доверять Богу. Дети - это Божий дар. Мы детей рожаем не сами, а по Божьему повелению. Хотя некоторым мамочкам кажется разное. Наше дело - . В меру всех своих сил, понимания и, главное, любви. А потом мы обязаны детей отпустить. И что уже из нашего воспитания получается, по большому счету, решается немного выше и находится не совсем в нашей компетенции. Даже совсем не в нашей.

Иначе о каком доверии Богу мы говорим? О вере какой? И о какой любви?

Про воспитание взрослых детей пишут немного. Мне приходилось слышать, что детей нужно воспитывать до двенадцати лет, а далее нет смысла: не поддаются они воспитанию. Как взрослая дочь своей матери и как мать взрослой дочери я позволю не согласиться с таким мнением. В конце концов, если моему ребенку двадцать или тридцать, он же не перестает быть для меня моим ребенком.

Я все равно переживаю за него, мучаюсь, пытаюсь как-то направить, хочу «соломку подстелить» и так далее. Много у нас, конечно, противоречий, мы разные, у нас разные взгляды, мы вообще - из разного времени. В результате у обеих сторон возникает ощущение, что взаимности нет, понимания нет и рассчи­тывать не на что. Как следствие - взаимные обиды, претензии и очередное под­твер­ж­де­ние - «не любят». А как там говорят в народе?.. Малые детки - ма­лые бедки, большие детки... Да, боль­шие бедки. Но есть главное, самое важное - наша любовь друг к другу.

Если наш ребенок вырос - он уже взрослый, самостоятельный человек, и потому всякие попытки родителей воспитывать его как маленького ребенка обречены на неудачу. Разные формы отчитывания («Ты снова разбросал вещи в своей комнате!»), упреков («Ты вчера пришел поздно, из-за тебя я до утра не смогла уснуть!»), угроз («Будешь с ней встречаться – забудь про родительский дом!») и тому подобное ранят взрослых детей гораздо больше, чем в детстве.

Конфликты между родителями и взро­с­лыми детьми, к сожалению, - это почти «норма жизни», а чтобы решить эти конфликты, нужно, если по-хорошему, возвращаться в далекое прошлое и менять его до неузнаваемости. Но все мы люди здравые и прекрасно понимаем, что такое развитие событий маловероятно. Про­шлое уже случилось, прошло, и оно было таким, каким оно было, другого прошлого у нас и у наших детей нет и уже не будет. А обиды и взаимные претензии, причем обоюдные - детей к родителям, родителей - к детям, они ведь из глубокого детства идут.

Ниже я позволю себе сделать некоторые выводы, сделанные на основании личного дочернего и материнского опыта , дать советы родителям взрослых детей как педагог.

Со взрослыми детьми нужно учиться до­говариваться на равных, как с полноценным партнером. Так как вы договариваетесь с коллегами по работе или соседями по этажу или даче. Для того, чтобы договориться нужно принять следующее как аксиому, то есть без всякого доказательства.

Мы, родители и дети, люди разных поколений, а потому у нас разные вкусы и разные взгляды. И это нормально.

Моя подруга знатная рукодельница и я с огромным удовольствием ношу связанные ею вещи. Есть у меня одно такое платье из махера с шелковой нитью. Фасон достаточно скромный: рукав три четверти, полуприталенное с прямоугольным вырезом. Люблю его за качество пряжи: зимой в нем ни холодно, весной – ни жарко. Ношу его и в пир, и в мир. Если пробегаю мимо дома родителей в этом платье, то не захожу. Моя мама считает, что оно слишком короткое для моего возраста. Оно и в правду короткое. Но я в нем себя чувствую женщиной. А маму обхожу стороной.

Дети, являясь нашим биологическим продолжением, не являются нашей рукой, ногой или собственностью как движимое или недвижимое имущество. Мы не имеем права распоряжаться их жизнью, вещами, отношениями. Наш ребенок – это отдельный человек немного похожий на нас.

Евгения Белоусова

У моей дочери до 18 лет были длинные волосы. Мы ее воспитывали так: у настоящих принцесс всегда длинные волосы. А, как известно, все девочки хотят быть принцессами. Но в 18 лет она приняла решение подстричься. Мы с мужем попытались ее отговорить, но тщетно. Из принцессы она превратилась в гадкого утенка. С тех пор она всегда делает стрижку, и с каждым годом все короче. Однажды наша дочь сказала: «Волосы не зубы. Отрастут». И как же она в этом права. Я примирилась с ее решением и стала с любовью наблюдать за преображением моего «воробушка».

Мы не можем прожить за них их собственную жизнь. Как бы нам не хотелось уберечь их от неудач, разочарования, обид, все равно они это переживут. Это судьба.

В одиннадцатом классе дочка стала встречаться с молодом человеком. Которые немного старшее ее. Я была очень раздражена, потому что любовь ее «захватила» в неподходящий момент: ЕГЭ, поступление в вуз, вхождение в профессию. Мое неприятие они пережили. Через четыре года они стали жить вместе, и я увидела ее молодого человека в новом свете: самостоятельный, заботливый, целеустремленный. Он заменил ей нас, родителей. К несчастью (моему) недавно они расстались. Я видела, как она сильно страдает из-за разлуки. Мои попытки соединить их снова, потерпели фиаско. Вижу, что сейчас ее боль отступает и мое материнское сердце выздоравливает. Как бы я не хотела, но сделать ее счастливой в любви, мне не под силу.

Не сравнивать себя и их, свою жизнь с их жизнью в негативном свете. Мол, в наше время девушки были скромнее. Или: Мы с уважением относились к старшим. Скорее всего, их поведение – отражение нашего собственного. Либо это протестное поведение против нас.

Личных примеров у меня нет. Возможно потому, что я считаю, что их жизнь лучше. В смысле информационной открытости, которая «открывает» человеку мир и предоставляет огромный выбор сценариев собственной жизни. Но мне приходится слышать упреки родителей в адрес взрослых детей от коллег, знакомых. Я их понимаю, но чувствую, что это неправильно.

Они не обязаны быть такими, какими хотим их видеть мы, родители. У них свое видение.

Моя мама всегда была уверена в моем таланте, который проявляется в интеллектуальных способностях и быстрой обучаемости. Она мечтает, чтобы я полностью посвятила себя науке. Моя тетка (мамина сестра) видит во мне коммуникативные способности, умению договариваться с людьми, авторитету в среде государственных служащих. Она считает, что я должна заниматься политикой. Но я хочу быть просто преподавателем и транслировать чужие научные мысли. При этом я уберегу общество от свое научной посредственности и полноценно дарю знания своим студентам и слушателям.

Наши дети любят нас. Любят так как мы их научили любить. И их любовь надо принять с благодарностью.

Меня всегда удивляют телевизионные сюжеты о семьях алкоголиков. Мое сердце сжимается, когда я вижу как дети искренне любятсвоих непутевых родителей. Что же тогда обижаться нормальным родителям. Я в кошельке ношу записочку от дочери, которую она оставила уезжая на неделю в вузовское общежитие в другом городе: «Мама и Папа, доброго утра! Я вас очень сильно люблю. Хорошего дня и удачной недели! Ваша Женя» И еще меня очень «греют» слова моей мамы. Заканчивая разговор по телефону она говорит: «Хорошего дня, дочура!»

Давать советы только тогда, когда они к нам обращаются за ними. Но не ожидать того, что они ими воспользуются.

У моей дочери был конфликт с коллегой. Она саботировала ее деятельность. Предполагаю, что это было вызвано ревностью, так как мою дочь повысили в должности. Она мне позвонила и эмоционально поделилась своей проблемой. Я «включилась» так, как будто конфликт перерос уже в национальную проблему и стала настойчиво давать ей советы, как «поставить на место» саботажницу. К счастью, она ими не воспользовалась и конфликт разрешился без революции.

Будьте в тренде! Интересуйтесь тем, чем живет молодежь: музыка, видео, мода. Вам ни все понравиться (и об этом уж вы, пожалуйста, промолчите), но гарантирую: вы обязательно найдете то, что будет нравиться и вам и вашему взрослому ребенку.

Поступление в вуз и проживание в другом городе изменило нашу дочь до неузнаваемости. Из девочки-ангела она превратилась в подростка. Все мои попытки вернуть ее на путь взросления не приносили положительного результата. Тогда я завела страницу ВКонтакте. Постепенно, мы стали переписываться, она «скидывала» мне музыку и видео, которые ей нравятся. В результате, мы не только нашли общий язык и интересы, но я сама стала ближе и понятней своим студентам.

Эта тема бесконечна. Можно привести еще множество примеров и разработать новые аксиомы, которые помогут в «строительстве» позитивных отношений со взрослыми детьми. Но я преследовала другую цель: повернуть сознание родителей на благо наших собственных детей. Если мы первые не сделаем шаг на встречу, мы получим следующее:

  • они не будут отвечать на наши телефонные звонки;
  • будут избегать встречи с нами;
  • не расскажут нам о своих планах;
  • «наломают дров» и создадут себе новые проблемы.

И еще мы лишим себя любви самых близких нам людей.

Наверное, это прозвучит ужасно банально, но все же… любите друг друга. Вы - родители своих детей и дети своих родителей - самые близкие друг другу люди. Нужно научиться восхищаться то­му, как наш ребенок становится взрослым. Давайте покажем ему, что мы и сами готовы к тому, чтобы менять свое поведение в отношении с ним соответственно его взрослости. Давайте будем помнить, что он всегда, сколько бы ему ни было лет, нуждается в нашей любви и наш - родительский - долг: дать ему ощущение, что его любят. Всегда. Несмотря ни на что. В этом и есть смысл воспитания взрослых детей.