Как воспитывать ребенка. Этапы развития

Родительская усталость, взгляды на воспитание, а иногда и поведение ребёнка приводят к тому, что мама или папа часто раздражаются на чадо, срываются на крик, злятся. Конечно, родители при этом не перестают любить, но фактически дети чаще слышат негативные слова в свой адрес. Между тем, атмосфера спокойствия любви жизненно необходима ребёнку для развития и взросления. Только ощущая родительское принятие и любовь, ребёнок может крепко стоять на ногах и смело идти по жизни. Чтобы создать необходимую атмосферу для воспитания ребёнка, родителям часто приходится работать в первую очередь над собой. Это тяжелая работа, но ее плоды превзойдут все ожидания. Если вы уже встаёте на этот путь, советы, приведённые ниже, станут очень полезными.

  1. Не перекладывайте на ребёнка ответственность за ваши реакции и поведение. Иногда от бессилия родители сами занимают детскую позицию, перекладывая на ребёнка ответственность за собственные действия: «Ну что с тобой делать: отшлепать или в угол поставить?», «Ты хочешь, чтобы я тебя сильнее ругала?». Ребёнок не может решать, как родителям его воспитывать, наказывать и поступать в той или иной ситуации. Это задача взрослых.
  2. Берите ответственность за свои действия на себя. Не ребёнок злит и раздражает, а вы злитесь и раздражаетесь, когда он что-либо делает. Принятие ответственности за свои реакции дают возможность ими управлять, ведь невозможно изменить то, за что вы не отвечаете.
  3. Анализируйте своё поведение. В процессе этого вы сможете увидеть механизм запуска своих реакциях на действия ребёнка и поймёте, что на самом деле вас выводит из равновесия.
  4. Не доводите себя до переутомления. Ресурс родительских сил нуждается в постоянном пополнении, поэтому не отодвигайте себя и свои потребности на задний план. Сон, правильное питание, физическая нагрузка, хобби и увлечения дарят положительные эмоции и наполняют силами для спокойного воспитания.
  5. Откажитесь от спешки и жёсткого планирования жизни. Очень часто мы злимся на детей за то, что они слишком медлительны или своим поведением нарушают наши планы. Если никуда не торопиться и дать событиям просто происходить в вашей жизни, проблем станет значительно меньше.
  6. Правильно формулируйте свои требования. Детям очень сложно воспринимать требования взрослых, ведь они сформулированы на «взрослом» языке. Зачастую взрослые формулируют свои требования в «негативном» ключе: «не лезь», «не трогай», «не подходи». Ребёнок нуждается не столько в запрещающих сигналах, сколько в конкретных указаниях: «Убери руку от собачки и подойди к маме».
  7. Учитесь оставлять свои проблемы за порогом детской комнаты. Дети отлично «считывают» эмоциональное состояние взрослых. Если «взвинчены» и погружены в мысли о проблемах на работе, финансовых трудностях, конфликтах с родственниками, ребёнок обязательно «заразится» вашей нервозностью и будет вести себя соответствующее. С самого рождения непоколебимо действует правило: «Спокойная мама – спокойный ребёнок».
  8. Не требуйте от ребёнка того, что не умеете сами. Согласитесь, абсурдно в ярости кричать на плачущего ребёнка: «Немедленно успокойся!». Если вы сами не можете совладать со своими эмоциями, ребёнок, глядя на вас, никогда не научится справляться со своими.
  9. Воспитывая ребёнка в любви и спокойствии, вы делаете хорошее не только ему, но и себе, «выращивая» внутри себя мудрого, спокойного, любящего родителя.
  10. Если вам кажется, что ребёнок провоцирует вас, остановитесь и подумайте: чего на самом деле сейчас хочет этот маленький беззащитный человечек? В большинстве случаев за провокационным поведением стоит отчаянная жажда внимания и близости.
  11. Контролируйте, что и как вы говорите своим детям. Высказывать критику детям нужно правильно: во-первых, это должны быть «я-высказывания»; во-вторых, критиковать нужно не самого ребёнка, а его конкретные действия. Например, вместо «Ты злишь меня», лучше сказать «Я злюсь, когда ты…».
  12. Будьте открыты новому опыту и знаниям. Не только дети учатся у родителей, но и родителям можно очень многому научиться у детей.
  13. Лучшая родительская позиция – позиция властной заботы. Такая позиция требует силы, уверенности в себе и личностной зрелости. Но именно из такой позиции воспитание может происходить без криков и раздражения. Ребёнок случается просто потому, что вы – взрослый, которому он доверяет и чей авторитет признаёт.
  14. Не стесняйтесь обращаться за поддержкой к более опытным родителям, чей пример является для вас показательным, к специалистам и книгам. Иногда через книги и разговоры можно увидеть свои ошибки и сделать выводы.
  15. Не ждите от себя мгновенных результатов. Работа над собой и выработка новых привычек требует времени. Отмечайте каждый шаг на пути к своей цели, хвалите себя за малейшие успехи. Если сегодня вы злились и раздражались на ребёнка меньше, чем вчера – это уже хорошо.
  16. Не ищите специальных поводов для того, чтобы сказать ребёнку о своей любви и обязательно поддерживайте физический контакт с помощью объятий, прикосновений, поцелуев.
  17. Верьте в своего ребёнка и его благие намерения. Природой заложено так, что дети всегда стремятся быть хорошими для своих родителей, радовать их, просто ребёнок не всегда в состоянии оценить, что действительно уместно и хорошо, а что – не очень. Ваша задача – научить его этому.
  18. Сместите фокус ваших действий с «дрессировки» на отношения с ребёнком. Воспитание – это, в первую очередь, надёжные и близкие отношения, а не система запретов и наказаний. Если в отношениях с ребёнком нет проблем – его легко воспитывать в любви и спокойствии, ведь он сам стремиться быть похожим на вас, слушаться.
  19. Не путайте любовь к ребёнку с вседозволенностью. Ребёнку просто необходимо знать границы дозволенного, для него это – точки опоры в окружающем мире и основа его жизненных принципов и ориентиров.
  20. Запрещая что-либо и ограничивая ребёнка, делайте это из позиции властной заботы. Если есть какие-то правила, то они принципиально должны соблюдаться всегда. Причём ребёнку каждый раз нужно разъяснять, почему вы ему что-либо запрещаете: «Не хочу, чтобы ты заболел», «Хочу, чтобы у тебя были здоровые глазки».
  21. Позвольте ребёнку проявлять любые эмоции и быть в любом настроении, грустить, капризничать, плакать. Принятие любого поведения ребёнка, а не только образцово-показательного, — лучшее подтверждение вашей любви.
  22. Отбросьте все ожидания относительно ребёнка и не сравнивайте его с другими детьми. Ребёнок заслуживает любви просто потому, что он есть, а не за успехи и достижения.
  23. Будьте всегда на стороне ребёнка, особенно когда кто-то третий критикует ребёнка или поучает его. Ситуация, когда мама или папа из желания «угодить» чужому человеку объединяются с ним «против» ребёнка и начинают стыдить или поучать его, очень травматична. Ребёнком это воспринимается как предательство, что очень подрывает доверие в отношениях.
  24. Не бойтесь хвалить ребёнка. Долгое время в нашей культуре считалось, что хвалить ребёнка нельзя – его можно избаловать этим. На самом деле слова похвалы для ребёнка – мощная мотивация к тому, чтобы становиться лучше и радовать родителей. В противном случае какой ему смысл быть хорошим, если его маленькие победы никто не замечает? Так же похвалой можно поощрять желаемое поведение, но тогда хвалить нужно правильно. Не машинальное «молодец», а подробно объясняя ребёнку, что вам понравилось, как он сделал что-либо или повёл себя в какой-то ситуации.
  25. Простите себе свою «неидеальность» и помните, что каждый имеет право на ошибки. Быть родителем нигде не учат, поэтому ваше материнство или отцовство – сплошная импровизация. Но даже если вы в чем-то ошибались, большинство педагогических промахов можно исправить, и лучше сосредоточиться именно на этом.

Правильное воспитание ребенка - залог его счастливого будущего и гармонично развитой личности. Далеко не всегда удается найти общий язык и те психологические приемы, необходимые для воспитания маленького человека.

В этой статье вы найдете ответ на вопрос - как правильно воспитать ребенка? Для начала обратимся к психологии.

Существует ряд психологических принципов, нужных для успешного становления личности:

  • важно понимать, что ребенок ввиду своего возраста еще эмоционально не стабилен. Он реагирует на окружающие события и явления намного ярче, нежели взрослые. Незначительное событие для взрослого человека, может стать огромным потрясением для ребенка. Поэтому стоит обращать пристальное внимание на резкое изменение настроение чада, и в случае необходимости успокоить его;
  • в жизни малыша ведущее место занимают родители. В связи с этой огромной ролью следует внимательно следить не только за своим поведением, но и за своими словами. Дети часто копируют поведенческие черты своих родителей;
  • чем больше родители будут общаться с малышом, тем лучше. Следует принимать участие в его жизни, разговаривать с ним, давать советы. Центральное место взаимоотношений в семье должна занимать дружба между членами семьи;
  • также следует помнить, что совместные игры и занятия благотворно влияют на микроклимат в семье. Когда ребенок видит, что родители стремятся к совместному времяпровождению, ребенок чувствует себя нужным и важным.

Правила воспитания малыша от рождения до года

В период до года, в момент развития и взросления малыша, у него закладываются основные привычки, черты поведения. В этот период малыш эмоционально и физически связан с матерью и прежде всего нуждается в ее постоянной заботе. Как правильно воспитывать ребенка с рождения?

Итак, с 2-х недель жизни чада следует начинать его воспитание, которое имеет 4 периода:

  1. От рождения до трех месяцев. Необходимо разговаривать с малышом, улыбаться ему, петь ему песенки, рассказывать стихи. Голос в этот момент должен быть мягким и заботливым. Все это способствует речевому развитию и раннему становлению культуры общения;
  2. От трех до шести месяцев. В этот период активно развивается слух, сенсорное восприятие малыша и зрительное развитие. Ребенку нужно включать слушать музыку, детские песни, классику. Малыша также стоит знакомить с окружающим миром: показывать разные предметы, картинки;
  3. От шести до девяти месяцев. В это время познавательная активность у детей возрастает. Стоит позволять чаду самостоятельно ползать по квартире, изучать окружающую обстановку, разумеется, под присмотром родителей. В это время стоит также прививать правила гигиены: приучать к нагруднику, мыть ручки перед едой;
  4. От девяти месяцев до года. В этом возрасте малыш наиболее активен. На данном этапе нужно знакомить его со свойствами вещей: вода жидкая, мячик прыгает, машинку можно катать по полу. Нежелательные действия стоит пресекать мягким, но уверенным словом «нельзя». Для слаженного развития речи стоит как можно больше общаться с ребенком.

Как правильно воспитывать годовалого ребенка

В тот момент, когда возраст ребенка достигает 11-12 месяцев, его формирование, как психологическое, так и физическое начинает развиваться более ускоренно. В этом возрасте происходит важный этап в становлении будущей личности.

Ребенок в это время все еще эмоционально связан с матерью, но уже понемногу начинает осваивать окружающий мир.

Для успешного воспитания в этот временной период необходимо придерживаться следующих правил:

Многие родители сталкиваются с тем, что малыш становится более капризным и чувствительным в период годовалого возраста. Это связано с тем, что границы его интересов постепенно расширяются и он учится по-новому смотреть на мир.

Стоит понимать, что такая регрессия в поведении не постоянна и скоро пройдет.

Как правильно воспитывать ребенка в 2-3 года

Ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Авторитетом среди взрослых по-прежнему остаются родители. Ребенок в этот момент испытывает важный для него этап – становление личности.

Это проявляется через так называемый «кризис трех лет». Для правильного воспитания в этот период необходимо:

  • ограничить ребенка от большего количества запретов, давать ему возможность делать свой выбор. В ситуациях, когда малыш капризничает и не хочет что-то делать, не следует его заставлять. Его необходимо ставить в ситуацию выбора. Например, он голоден, но привередничает и отказывается есть. Ему стоит предложить на выбор два или более блюда. Скорее всего, малыш сделает свой выбор и успокоится, так как в этот момент ему позволили поступать как взрослому;
  • важно не терять самообладание и не поддаваться эмоциям в моменты, когда чадо устраивает истерики. Спокойным ровным тоном необходимо четко и аргументировано объяснять свою позицию;
  • следует разговаривать с малышом, как со взрослым. Не нужно использовать уменьшительно-ласкательные слова и искажать речь. Во-первых, это способствует речевому развитию чада, во-вторых, малыш будет чувствовать себя взрослым.

Воспитание в возрасте 4-5 лет

Поведение ребенка становится более осознанным, между тем его воспитание более сложным. В этом возрасте чадо уже является отдельной личностью и стоит относиться к его желаниям и интересам с пониманием. Важно продолжать активное взаимодействие с ним, а также придерживаться некоторых правил:

Влияние родителей в этот период на поведение детей немного уменьшается. Это связанно с тем, что родители теперь не единственные авторитетные люди в их окружении. Появляется такая социальная единица, как учителя и друзья.

И чем старше становится ребенок, тем менее авторитетными становятся родителя и учителя, а вектор авторитета смещается на друзей.

Пик этого достигается на этапе «переходного возраста», когда дружеские отношения стоят у подростка на первом месте.

Поэтому важно не пытаться сильно ограничивать свободу ребенка, давить на него и принуждать. Важно сохранять гармоничные и доверительные отношения. Доверие - ключевой момент в общении между ребенком и родителями в это время.

Учитывая все это, следует выполнять несколько простых правил для построения доверительных отношений:

  • почаще разговаривать с ребенком, спрашивать о его успехах и делах;
  • поддерживать в его стремлении к самостоятельности;
  • если у него что-то не получается, ни в коем случае не ругать его за это. Следует наоборот помочь разобраться в проблеме, посоветовать пути ее решения;
  • привлекать к совместным делам и занятиям.

Как воспитать личность

Личность и характер формируются у детей до 5-ти лет. Поэтому крайне важно заложить тот самый фундамент личностных качеств в раннем возрасте.

Прежде всего, стоит поддерживать ребенка. Особенно это касается ситуаций, когда у него что-то не получается.

Ведь нередко случается так, что негативное поведение родителей в такие моменты способствует тому, что ребенок замыкается в себе и перестает доверять родителям. Поэтому открытое общение внутри семьи имеет весомое значение.

Стоит также давать значительную свободу выбора. Не нужно забывать и о том, что у ребенка должны быть свои обязанности. Например, уборка своей комнаты и уход за комнатными растениями. Это воспитает ответственность и самостоятельность.

Для гармоничного развития личности не лишним будет записать ребенка в различные секции и кружки. Они могут быть как творческими, так и спортивными. Но здесь важно прислушаться к мнению ребенка, не давить на него и ни в коем случае не навязывать ему своего мнения.

Ключевыми компонентами взаимоотношений детей и родителей должны стать:

  1. Доверие;
  2. Совместное времяпровождение;
  3. Близкое дружественное общение;
  4. Личное пространство;
  5. Свобода выбора;
  6. Отсутствие физических наказаний и повышение голоса;
  7. Рассудительные беседы;
  8. Радость и похвала за достижения и успехи.

Как не надо воспитывать детей

Не всегда достаточно учитывать советы о том, как правильно воспитывать ребенка, иногда полезно узнать о тех вещах, которые в воспитании не приемлемы. Нередко многие люди даже не замечают тех ошибок, которые они совершают.

Все это происходит от незнания, общепринятых стереотипах и от того, как в детстве воспитывались сами родители. К примерам, как не надо воспитывать детей, относятся ситуации, когда родители:

Кроме того, родители не знают, что для формирования доверительных отношения между чадом и родителями, необходимо развивать эмоциональный интеллект детей.

Для этого взрослым в своей речи необходимо описывать свое эмоциональное состояние фразами, такими как «я рада за тебя», «мне весело», «я грущу».

Аналогичным образом стоит описывать и настроения ребёнка, используя фразы: «ты огорчен», «я вижу, что ты переживаешь», «ты очень хочешь гулять, но уже слишком поздно. Ты огорчаешься, что мы не отпускаем тебя на прогулку».

Удачи в воспитании детей!

И еще несколько советов по воспитанию малыша - в следующем видео.

Большинство родителей хотят видеть своих детей здоровыми, удачливыми, но далеко не все знают как воспитать и вырастить ребенка счастливым . Правильное воспитание детей — это наука плюс искусство помноженное на любовь и терпение в квадрате.

Приветствую Вас, уважаемые посетители кабинета психологической помощи Олега Матвеева, где Вы имеете возможность задать один бесплатный вопрос психоаналитику.
Желаю Вам психического здоровья!

Как правильно воспитывать и растить ребенка, чтоб он стал счастливым

В первую очередь, желательно, при правильном воспитании ребенка, чтобы и родители были счастливы.
«Счастливые родители — счастливые дети»

То, что в первую очередь нужно, чтобы правильно воспитать и вырастить ребенка счастливым:

  1. Искренне любить и принимать ребенка таким, какой есть
  2. Строить воспитательный процесс на основе доброжелательности и сотрудничества, используя авторитетный стиль, но никак не авторитарный или стиль попустительства и вседозволенности
  3. Поощрений должно быть значительно больше, чем наказаний. Обязательно, если за что-либо отрицательное критикуете ребенка, то за тоже самое но положительное — нужно хвалить.
    Например: если критикуете за плохо выполненную задачу, то за подобную задачу выполненную хорошо — хвалите.
  4. Разрешений также должно быть больше, чем запретов.
    Например, любые указания ребенку должны даваться в положительной форме: «Будь умницей», вместо «не Будь дураком», или «Говори правду» вместо «Не ври» и т.п.
  5. При воспитании ребенка, полностью следует исключить двойные стандарты, неопределенности, и противоречия.
    Например, Вы учите ребенка говорить правду и быть честным, и как-то идете с пятилетним сыном в детский театр, где на дверях написано, что детей до пяти лет пускают бесплатно. Вы решаете сэкономить и говорите ребенку, чтоб тот тете на входе сказал, что ему четыре года, а не пять.
  6. Следует исключать любое косвенное воздействие на ребенка, обсуждая и сравнивая его в третьем лице при нем.
  7. Не допускать семейные ссоры и конфликты при ребенке. Он одинаково любит и маму и папу.
  8. Уделять как можно больше внимания ребенку: его чувствам, желаниям и потребностям. Больше проводить с ним времени в совместных прогулках, общении и играх.
  9. Ни в коем случае не использовать в вопитательных целях насилие: психологическое или физическое.
  10. Относиься к ребенку с уважением его развивающейся личности, чувству собственного «Я» и идентичности. Соблюдать его природные права и свободы.
  11. Не показывать ребенку свои негативные эмоции, в том числе принесенные с работы.
  12. Важно: с малого возраста ребенка готовиться к его возрастным кризисам, особенно к подростковому.
    Постепенно понижать свою родительскую власть и сверхзаботу. Переключаясь на более взрослое взаимодействие и сотрудничество.
    Чтобы не возникло после десятилетнего возраста ребенка недоумения о его неадекватности, бунта и протестов.

Помните! От того как Вы воспитываете и растите своего ребенка напрямую зависит его будущее, его судьба.

Желаю всем психологического благополучия!

При желании, Вы можете получить индивидуальную, более полную консультацию по правильному воспитанию детей по

На ребёнка не менее сильно, чем содержание речи, действует тон, каким с ним разговаривают. Возбужденная, несдержанная речь, не говоря уже о грубых бранных выражениях, раздражает его, порождает вспыльчивость, капризы, упрямство, наносит душевную травму и, в конечном счете, портит характер ребенка. Родители, которые хотят, чтобы дети уважали их, сами должны с уважением относиться к их человеческому достоинству. На ребенка надо смотреть как на самостоятельную личность, с собственными чувствами, взглядами, мыслями. Надо быть ласковым без приторности, доброжелательным и приветливым, обращаться к малышу с добрым выражением лица. Тогда ребенок сам усвоит этот тон и будет сдержан и приветлив даже тогда, когда с ним случится какая-нибудь неприятность. Только спокойный человек, владеющий своим настроением и чувствами, может правильно ухаживать за ребёнком. Нервные родители воспитывают и нервных детей.

В семье, где умеют переживать трудности, не предаваясь унынию, где царит ровное, спокойное, доброе настроение, дети и физически, и психически развиваются лучше. В окружении весёлых, дружелюбных людей они сами становятся весёлыми и жизнерадостными.

Нетерпеливый и несдержанный ребёнок окружающим неприятен. Не нужно думать, что терпение необходимо только взрослому человеку, что сдержанность, выдержка — свойства возраста. Ребенок с самого раннего детства должен уметь стерпеть неудобство, физический дискомфорт (тесноту в автобусе, очередь в магазине) . Очень важно уметь терпеть усталость, не перебивать разговор взрослых, а спокойно дождаться своей очереди, без криков отказаться от понравившейся игрушки, если родителям не по средствам её купить. Каждое преодоление каприза должно быть поощрено, каждая победа над собой должна быть отмечена .

Не надо думать, что терпение делает человека в дальнейшем безынициативным и покорным. Наоборот, все исследования психологов показывают, что выдержанный, терпеливый, сосредоточенный ребёнок проявляет признаки лидера уже в детском саду, тогда как нетерпеливые нытики, плаксы, крикуны занимают низшие ступени в социальной иерархии.

Общение со сверстниками чрезвычайно важно для физического и умственного развития ребёнка. Уже к 2-3 годам ребёнок ощущает себя как личность, а к 4-5 годам чувствует себя элементом социальной структуры общества и вступает в разнообразные формы общения со сверстниками.

Старайтесь, чтобы ребёнок был задействован в как можно большем количестве, выражаясь языком психологов, «малых групп»: это не только детский сад, но и другие. Например, фигурное катание, художественный кружок, музыкальная школа и т.п. Это только поможет ему гармонично развиваться.

Одновременно с инстинктом социальным, с потребностью жить в обществе ребёнок осознает своё «Я». Ребёнку надо внушить мысль о том, что именно он имеет право на уважение к себе, и одновременно привить чувство ответственности перед коллективом. Однако всё это должно быть сделано в деликатной форме, чтобы не утратить доверительных отношений с сыном или дочерью.

Необходимо помочь ребёнку в правильной самооценке. Не нужно излишнего тщеславия ни в чём: ни в успехах, ни в одежде, ни в обладании игрушками. Вместе с тем не должно быть робости и неуверенности и у самих родителей, поскольку это «заразительно» для ребёнка.

Ссоры между детьми происходят по разным причинам: не поделили игрушки, кто-то хочет первым съехать с горки, просто оскорбили друг друга словами… Каждый случай требует очень внимательного разбора, у детей своя логика; с нашей, взрослой логикой там делать нечего. Если взрослый обрушится на ребёнка с наставлениями, что драться нельзя, что тот, кто ссорится, плохой, то он ничего не достигнет, кроме того, что ребёнок замкнётся в себе и доверительные отношения будут нарушены. Ставя перед ребёнком определённую задачу — потерпи, подожди — необходимо подробно объяснить ему, почему поступить надо именно так. И непременное условие — похвала за достигнутый результат. Выдержанный ребёнок вызывает положительную реакцию окружающих, ему будет легче учиться в школе. И сам он будет чувствовать себя комфортно.

Кража, воровство — применимы ли эти понятия к маленькому ребёнку? К сожалению, да. Вполне возможен такой случай, когда у вашего малыша вдруг обнаруживается вещь чужая, ему не принадлежащая. Ситуация эта весьма неприятная, сложная, требующая обдуманных решений, взвешенного, тактичного поведения.