Как воспитать ребенка успешным. Как проводилось исследование

Родители, которые воспитывают счастливых и способных детей, имеют много общего.

Paul L Dineen/Flickr.com

Они учат детей навыкам социализации

Исследователи из Университета Пенсильвании и Университета Дьюка наблюдали более 700 детей со всей Америки на протяжении 20 лет, чтобы найти связь между развитием социальных навыков в детстве и успешностью в 25-летнем возрасте.

Продолжительное исследование показало, что те дети, которые умеют сотрудничать со своими сверстниками, понимают их чувства, готовы помочь другому и решать проблемы самостоятельно, чаще заканчивают обучение, получают диплом и устраиваются на постоянную работу.

Те же, кто в детстве с трудом налаживал контакт с другими, во взрослом возрасте гораздо чаще попадали в неприятные ситуации, в общем имели более высокие шансы быть арестованными и не могли похвастаться высоким социальным статусом.

«Это исследование показывает, что родители должны помогать детям развивать социальные навыки и эмоциональный интеллект. Это одни из самых важных умений, которые необходимы ребенку для того, чтобы быть подготовленным к будущему, - рассказывает Кристин Шуберт (Kristin Schubert), программный директор Фонда Роберта Вуда Джонсона, финансировавшего исследования. - С раннего возраста эти навыки определяют то, будет ли ребёнок учиться или попадёт в тюрьму, получит ли он работу или увязнет в наркотических зависимостях».

Они ожидают многого от ребёнка

Используя данные национального опроса 6 600 детей, родившихся в 2001 году, профессор Нил Хэлфон (Neal Halfon) и его коллеги из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе смогли обнаружить: ожидания родителей имеют огромное влияние на то, чего их дети достигнут в будущем.

«Родители, которые рассчитывали, что в будущем их ребёнок будет учиться в университете, кажется, подводили его к этой цели, независимо от семейного дохода и других факторов», - рассказал профессор.

Это подтверждается и так называемым эффектом Пигмалиона, описанным американским психологом Розенталем. Его суть заключается в том, что человек, который твёрдо убеждён в каком-либо факте, неосознанно действует таким образом, чтобы получить реальное подтверждение своей уверенности. В случае с детьми, они неосознанно стараются оправдать ожидания родителей.

Матери работают

Психологи обнаружили, что дочери работающих матерей идут в школу уже имея опыт самостоятельной жизни. В будущем такие дети зарабатывают в среднем на 23% больше, чем их сверстники, выросшие в семьях, где мамы не работали и всё время уделяли дому и семье.

Сыновья работающих матерей ярче проявляли тенденцию к заботе о детях и работе по дому: исследование показало, что они проводят на 7,5 часов в неделю больше ухаживая за детьми и помогая по хозяйству.

«Моделирование ситуации является способом подать сигнал: вы показываете, что является уместным в плане того, как вы себя ведёте, чем занимаетесь, кому помогаете», - говорит ведущий автор исследования, профессор Гарвардской бизнес-школы Кэтлин Макгинн (Kathleen McGinn).

Они имеют более высокий социально-экономический статус

Чем выше доход родителей, тем выше оценки их детей - такова общая закономерность. Эти данные могут нас опечалить, ведь многие семьи не способны похвастаться большим доходом и широкими возможностями. Что ж, психологи говорят: такая ситуация действительно ограничивает потенциал ребёнка.

Шон Риердон (Sean Reardon), исследователь из Стэнфордского университета, указывает, что статистическая разница в успешности детей из богатых и бедных семей только увеличивается. Если сравнивать тех, кто родился в 1990 году, и тех, кто родился в 2001 году, то можно увидеть, что этот разрыв вырос с 30% до 40%.

Если не брать во внимание комплексные дорогостоящие меры, сам по себе социально-экономический статус семьи мотивирует детей достигать большего в учёбе.

Они получили высшее образование

Исследование показало, что дети, рождённые матерями в подростковом возрасте, с меньшей вероятностью заканчивают школу и поступают в университет.

Исследование, проведённое в 2014 году под руководством психолога Сандры Танг (Sandra Tang), обнаружило, что матери, которые закончили школу и институт, скорее всего, вырастят ребёнка, который также получит высшее образование.

Ответственность за стремления ребёнка по крайней мере частично лежит на плечах родителей.

Психолог Эрик Дубов (Eric Dubow) обнаружил, что уровень образования родителей на тот момент, когда их ребёнку исполняется 8 лет, является определяющим на следующие 40 лет. Это означает, что именно от него во многом зависит успех ребёнка в будущем.

Они учат своих детей математике с ранних лет

Анализ поведения 35 000 дошкольников из США, Канады и Англии, проведённый в 2007 году, показал: раннее развитие математических способностей становится огромным преимуществом для ребёнка в дальнейшем. Почему так, не очень понятно, но факт остаётся фактом. Дети, которые с малых лет разбираются в числах и простейших математических понятиях, быстрее учатся читать.

Они развивают отношения со своими детьми


Sarah G/Flickr.com

Исследование, проведённое в 2014 году, показало, что дети, к которым относились с пониманием и уважением в первые три года жизни, не только лучше показывают себя в учёбе, но и способны устанавливать здоровые взаимоотношения с другими. К 30 годам большинство из них являются более успешными и образованными людьми.

Родители, которые чутко и внимательно относятся к своему ребёнку, дают ему ощущение безопасности, необходимое для того, чтобы развиваться дальше и исследовать мир вокруг себя.

Они меньше подвержены стрессу

Научные исследования говорят: то количество времени, которое матери проводят наедине со своими детьми в возрасте с 3 до 11 лет, имеет небольшое значение для их развития. Но активное, интенсивное и навязчивое материнство может иметь разрушительные последствия.

Когда мать находится в стрессовом состоянии из-за попыток балансировать между работой и семьёй, она плохо влияет на своих детей. Дело в том, что существует психологический феномен «заразительности» эмоций. Люди способны улавливать чувства друг друга подобно тому, как заражаются простудой. Поэтому, когда один из родителей морально истощён или печален, это мрачное чувство передаётся и ребёнку.

Они ценят усилия, а не страх провала

В течение десятилетий Кэрол Двек (Carol Dwek), психолог из Стэнфордского университета, проводила исследования, в ходе которых обнаружила: дети (и взрослые) способны оценивать успех двумя способами.

Первый из них называется фиксированным мышлением . Люди, которые так думают, оценивают свои способности, интеллект и таланты как данность, как нечто, что уже нельзя изменить. Соответственно, для них успех измеряется лишь этой величиной и все силы они бросают на то, чтобы не только достичь поставленной цели, но и избежать ошибок любым способом.

Существует ещё перспективное мышление , направленное на принятие вызова. Неудача для такого человека является «трамплином» для дальнейшего роста и работы над собственными способностями.

Поэтому, если вы говорите ребёнку, что он успешно сдал тест потому, что у него «всегда было хорошо с математикой», вы приучаете его к фиксированному мышлению. А если вы скажете, что у него получилось потому, что он приложил все силы, малыш поймёт: он может развивать свои способности, и каждое следующее усилие будет приносить новый результат.

Какая главная задача нас, как родителей, перед нашими детьми? Зачем мы нужны ребенку? Что мы можем ему дать, кроме того, как накормить, одеть, обстирать и дать образование?

Главная задача родителей - адаптировать ребенка к жизни в социуме, научить его уметь выстраивать коммуникации, самореализовываться.

Ребенок должен уметь достигать материальных благ и выстраивать отношения с окружающими людьми, которые не все и не всегда будут на его стороне. Эти два навыка, так необходимые в реальной жизни, ребенку могут дать только родители, школа этому не учит. Школа не учит качественному общению, слабо учит работе в команде. Это иллюзия, что общению мы научились в школе, мы научились этому в ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ! Во дворах, на улице, играя в замечательные командные игры и общаясь с людьми разного возраста. Именно так дети учатся общению: разговаривать, договариваться, переживать конфликтные ситуации, дружить.

В привычных рамках социума многие придерживаются мнения, что надо быть удобным и «не высовываться». Поэтому и школа воспитывает «удобных» детей, «удобных» учеников. Иллюзия лидерства, когда учителя нахваливают послушного ученика, растет в вашем ребенке. А по итогу оборачивается вечным поиском похвалы и эмоционального поглаживания даже во взрослом возрасте, депрессией бывших отличников и отличниц, когда они узнают об успехах двоечников и троечников среди своих одноклассников.

Если вы ориентируете ребенка на безоговорочное послушание - он будет удобен, но вряд ли станет успешным в современном понимании этого слова. «Удобный» ребенок, как правило, подавленный, не имеющий своего мнения, не способный принимать пусть даже свои маленькие решения и нести за них ответственность, человек. Но и вседозволенность также неприемлема для развития успешной личности. Значит, нужны правила.

В семье должны быть четкие, понятные границы – и никакой безусловной любви в ее жутком проявлении

Плохой солдат никогда не станет генералом. Ребенок должен научиться придерживаться правил, установленных границ и сотрудничеству с окружающими его людьми. Этот этап он постигает в возрасте до 7-8 лет.

С 7-14 лет вы должны расширить его границы ответственности и постепенно уменьшать свои границы влияния. Ребенок должен становиться более самостоятельным и ответственным. Не ограничивайте его. Пусть делает то, что считает нужным, если его решение не может принести ему физического вреда. Отдайте ему эту ответственность. Исходя из этого, полученные оценки - его зона ответственности.

Не ломайте ребенка под общепринятые критерии и нормы

Не поддерживайте, особенно, при ребенке, тех, кто его критикует, кто вам на него жалуется. Помните, они не столько жалуются на него, сколько высказывают вам претензии, что ваш ребенок им неудобен. Самым лучшим ответом на критику будет: «Спасибо, я услышала, я подумаю!»

Как бы родители себя ни вели, нужно помнить, что в детях заложена безусловная любовь к ним. Ребенок биологически заточен на то, что без взрослого он погибнет. Но если вы начинаете его сравнивать с какими-то нормами (чужими), ребенок ради того, чтобы вам понравится, может вам подыграть. Он заработает похвалу и потом будет стараться быть «хорошим» для вас, для своего начальника, для своего партнера. А это означает, что им будет легко манипулировать. Успешными людьми манипулировать практически невозможно, скорее, манипулируют они.

С раннего возраста обучайте ребенка взаимодействию с деньгами

Сейчас очень странное время с точки зрения передачи жизненного опыта своим детям. Читая классиков, да и вспоминая свое детство, мы видим, что раньше ребенок с малолетства участвовал в помощи по хозяйству, а в 12 лет - это был полноценный помощник или помощница по дому. Сейчас мир изменился. Родители уходят на работу, дети не понимают, как родители работают, откуда деньги. Они потеряли возможность учиться у родителей добывать ресурсы. А это тот навык, который поможет им во взрослой жизни быть материально обеспеченными. Раньше дети реально обучались создавать ресурс - что-то выращивали, вязали, вышивали, плотничали, помогали в кузнице и т.п. Наши дети от нас этому не учатся. Даже если вы возьмете своего ребенка к себе на работу, он там скорее развлечется, чем научится чему-либо.

Получается, что дома ребенок может научиться только домашним делам, но это не деятельность по созданию материального ресурса. К тому же, находясь дома, делая дела, он в это время не обучается коммуникативным навыкам. Современный ребенок не может добывать ресурс. А именно способность к этому дает ощущение, что ты полезен, воспитывает и взращивает в ребенке самоуважение. Ребенок становится инфантилен. Он не понимает значения денег, не умеет ими пользоваться.

Что делать?

  1. Начните с себя: демонстрируйте свое бережное, уважительное отношение к деньгам. Дети запоминают то, что вы делаете, а не то, что вы говорите.
  2. С 4-5 лет, когда ребенок немного знаком со счетом и знает буквы, можно рассматривать мелкие купюры и монеты. Подарите ему его первый кошелек и положите деньги разного номинала в пределах 50-100 рублей. Если вы идете в магазин, расскажите, что он может себе купить, на каждую монетку/купюру в отдельности и на все сразу.
  3. Вместе с кошельком купите маленький блокнот для учета его трат. Сначала вам придется вести эти записи вместе с ребенком, но буквально через год ребенок сам будет сводить свой баланс. Введите правило: выдавать следующую сумму только после сдачи отчета. Выдавайте столько карманных денег, чтобы не задумываться, как и на что он их потратит. Но объясните, что выданные деньги не на один день, а на неделю, и если он их потратит сразу, вы не дадите ему ничего, пока неделя не закончится. Ваша задача - позволить ему распоряжаться деньгами и научиться выбирать между сиюминутным желанием и действительно полезными покупками. Поощрайте за правильное ведение доходов и расходов.
  4. Позвольте ребенку самому рассчитываться на кассе за свои покупки. Сначала он будет стесняться, а потом будет это делать с удовольствием. Потому что этот навык повысит его самооценку.
  5. Когда ребенку будет 7-8 лет, подскажите, как он может увеличить свой бюджет. Например, договориться самому с родственниками, чтобы ему дарили на день рождения деньги, и объяснить им, почему (копит на игрушку, на ролики и т.п). Ваша задача – предупредить его о том, что сумма не называется - это выбор дарящего. Мой совет: не платите за учебу - это очень мощный демотиватор.

Не мешайте ребенку заниматься любимым делом

Если ваш ребенок занялся каким-то делом, которое ему приносит удовольствие (рисует, конструирует, читает) – НЕ МЕШАЙТЕ! И даже если у него не выучены уроки, пусть весь мир подождет. Занимаясь любимым занятием, ребенок обучается практически самому главному в своей жизни: он учится находиться в состоянии потока! Это не про любовь к себе, это про любовь к ДЕЛУ! Этот навык получать удовольствие на протяжении нескольких часов от того, что ты делаешь, быть сосредоточенным на одном деле, в будущем окупится стократно. Если вы его «выдерните» из этого состояния один раз, десять раз, в подсознании запишется: «нехорошо заниматься тем, что любишь, - это неправильно, надо делать то, что требуют, даже если не нравится».

Стремитесь, чтобы большую часть своего времени дети проводили вне дома.
Желательно отдавать предпочтение тем кружкам, секциям, дополнительным занятиям, где собраны разновозрастные дети! Отпускайте детей на улицу, в гости, не вмешивайтесь в их отношения с другими детьми. Потому что именно так дети получают навык общения и стрессоустойчивости.

И в заключение

А как же школа? Я не говорю, что школа - это зло. Ни в коем случае! У меня о школе и учителях только позитивные воспоминания. И училась я хорошо. Только эти знания мне мало пригодились в тех трех институтах, которые потом закончила, и уж тем более в обычной жизни. Возьмите максимум полезного из того, что она может дать, только не вопреки интересам вашего ребенка.

Любое действие или бездействие нужно определить для себя посредством ответа на вопрос «Зачем мне это нужно?». Только получив на этот вопрос свой искренний ответ, поймете, действительно ли Вам нужно требовать от себя и от ребенка определенное знание.

Какие знания и навыки будут необходимы Вашим детям для взрослого успеха?

Существует вероятность, которая говорит о том, что ребенок на 95% ребенок займет в свое время в обществе ту ступень, на которой находятся его родители. Таким образом если родители не прикладывают никакие усилия и не обеспечивают развитие ребенка, то с детства родители могут примерно понимать, на каком социальном уровне будут находиться их дети. Выходит, что без определенных дополнительных усилий со стороны родителей и детей результат не будет достойным.

Многие родители принимают решение, что они отдали ребенка в элитную школу, оплатив обучение в частной школе. Так они ожидают вырастить представителя элиты. Но не стоит на это полагаться, так как элитные школы на территории постсоветского пространства не имеют никакого отношения к элитным школам, которые дают нужные знания и располагаются в разнообразных развитых странах. Если же у родителей есть возможность отправить ребенка за рубеж в настоящую элитную школу, то он попадает в новый социум, который состоит из выходцев настоящей мировой элиты финансового и управленческого направления. Так дети получают возможность попасть в новую среду, получая новые навыки и знания, они воспринимают передачу нового воззрения на мир, который направлен на финансовое приумножение.

Полезно знать: для определения нужных навыков для ребенка требуется задуматься с высоты будущего опыта. То есть задумайтесь о том, какие навыки ему будут нужны в возрасте 30-40 лет. Именно так Вы поймете, что большинство знаний, приобретенных в школе, оказываются совершенно ненужными.

Вместе с тем на первый план выходят те навыки, которые направлены на работу с информацией, развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта.

Важно: важным заданием для родителей является научить ребенка ставить для себя цели и их добиваться. Сейчас с каждым днем все значительнее уменьшается спрос на сотрудников для рутинной работы или тех, кто не дает конкретных результатов.

Поэтому ребенок должен научиться минимизировать суету и треп, но увеличить результативность тех немногочисленных действий.

Где, как и зачем получить эти навыки?

Для того чтобы достигать высокий уровень успешности ребенка требуется, чтобы ребенок обладал навыками:

  • нацеленности на результат, ребенок должен уметь ставить себе цель, распределять ее по задачам и успешно ее достигать;
  • финансовые, позволяет правильно контролировать и управлять финансовыми потоками, развивает умение зарабатывать и инвестировать;
  • менеджмента, умение управлять другими людьми всегда высоко оценивается и позволяет стать лидером и вести за собой свой коллектив. Эти навыки позволят стать лидером определенного типа (серым кардиналом или харизматичным лидером), научиться манипулировать и организовать работу в команде;
  • скорость обработки информации, позволяет развивать логику, внимание и память.

Эти навыки дети получают благодаря общению и правильной постановке задач перед ними родителями. Правильное воспитание подразумевает использование разнообразных инструментов со стороны родителей. Кроме этого существует многочисленное количество тренингов, кружков и курсов.

Как научить ребенка эффективно действовать, достигать поставленные цели и быть успешным?

Для того чтобы воспитывать ребенка успешным и достигающим успех, родителям нужно обязательно быть примером. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был успешным, становитесь успешными сами. Для этого первым шагом является умение абстрагироваться от всех негативных установок, которые были посланы родителями об ущербности мира и недостаточности ресурсов. Самой правильной установкой для себя и для ребенка является понимание того, что в мире много денег, и семья сейчас владеет ровно той суммой, которая на текущий момент нужна.

Полезно знать: для воспитания у ребенка умения управлять своими финансами стоит использовать карманные деньги, которые являются инструментом для обучения.

Для этого ребенок должен вести финансовый отчет, где будет писать сумму, которая была у него на начало недели, полученная и потраченная суммы, а также итоговая сумма на конец недели. Так он научится понимать, что значительная накопленная сумма дает больше возможностей - ребенок учится управлять своими финансовыми потоками. Стоит учитывать, что ни в коем случае нельзя финансово стимулировать ребенка на выполнение домашней работы по самообслуживанию или же школьные успехи. Так Вы его демотивируете и лишаете возможность получения удовольствия от процесса и жажды к познанию.

Как воспитывать детей уверенными в себе?

Ребенок должен быть всегда уверенным в том, что его поддержат, так формируется его внутреннее спокойствие и уверенность. Какие бы ни возникали у него идеи или затеи, не смотря на их наивность и, возможно, глупость, он ждет поддержки и конструктивизма. Так он понимает, что любая его идея имеет право на жизнь. Если родители приучают ребенка к тому, что он может озвучить любую свою идею им, то с годами это чувство уверенности сопровождает ребенка при общении совершенно с каждым.

Также может развиваться неуверенность в себе на фоне некоторых несовершенств во внешности или физиологии ребенка. Для того, чтобы , а в душе приумножал чувство уверенности в себе как можно чаще общайтесь с ребенком о том, в чем он добился положительных результатов. Можно играть с ребенком в игру «Из минусов плюсы», в которой нужно вычленять из недостатков положительные черты. Так например, если у ребенка большие уши, то в противовес можно сказать, что он не смотря на это лучше всех слышит.

Как обучать ребенка эффективным переговорам?

Обучение ребенка эффективным переговорам можно начать с применением инструмента карманных денег. На примерах родителям нужно показать ребенку, что копить и осуществлять итоговую значимую покупку намного интереснее и выгоднее для него по сравнению с растратой на разную мелочь. Так у ребенка формируется понятная и достижимая для него цель. Такой целью может быть ноутбук, айпад или другой интересующий ребенка гаджет.

Сформировав для себя цель, ребенок начинает двигаться к вопросу воплощения своего проекта в жизнь. При этом он пытается продумать все варианты, чтобы приблизить вожделенный момент как можно сильнее. Вот тут в игру вступает переговорщик в нем.

Совет: первоначально покажите ребенку, что Вы готовы принять участие в покупке, но не уверены. Пусть он поработает над тем, чтобы Вас убедить.

Учтите, что ребенок должен Родителей убедить, а не упросить. Так часть цены родители возьмут на себя, если он успешно проведет с ними переговоры.

Следующий шаг - «обработка» друзей и родственников. Ребенок, заинтересованный в приобретении нужного ему гаджета, должен провести максимально успешные переговоры с ними для переубеждения в том, что для ребенка лучшим подарком являются деньги. Понимание того, что от успешной беседы зависит скорость достижения цели, подстегнет его к максимальной подготовки к беседе. Кроме этого так он учится находить финансово выгодные для себя решения всех вопросов.

Как воспитать успешного ребенка. Видео

Каким вы хотите видеть своего ребёнка в будущем – лет через 15 – 20? Здоровым, умным, счастливым и, без сомнения, успешным. Чтобы у него всё получалось, любая работа спорилась, задуманное исполнялось, глаза горели, а времени хватало на учёбу, семью, увлечения и самого себя… И всё это действительно возможно, если помочь своему ребёнку поверить в себя и начать путь к успеху именно сейчас. Секретами успеха делится Светлана Мозжухина, педагог-психолог, ведущий специалист программы FasTracKids .

Успешный ребёнок – какой он?

Итак, позвольте представить – успешный ребёнок. Каждый день он с радостью идёт в школу и учится играючи. Любые предметы школьной программы ему по плечу, его интересует всё – от морских глубин до небесных светил. Его оценки выше, чем у сверстников, а родители могут только гордиться его успеваемостью. Он с удовольствием выходит к доске и уверенно отвечает любой урок. Он легко находит новых друзей и умеет по-настоящему дружить, храня чужие секреты и приходя на помощь другу в любую минуту. В новый коллектив вливается быстро и практически сразу становится лидером среди ребят. Учителя и педагоги не могут нарадоваться на успешного ребёнка: на уроках он внимателен, задания выполняет аккуратно и в срок, его никогда не нужно подталкивать – им движет живой интерес ко всему окружающему.

Скажете, что успешный ребёнок – всего лишь плод нашего воображения? На самом деле в его образе нет ничего сверхъестественного: успех достижим, и им вполне можно управлять. В раннем возрасте ребята учатся быть успешными в игре – легко, радостно и практически незаметно для себя. Закладывают основу в первые несколько лет, конечно же, родители, а затем на помощь приходят академии для дошкольников, на вооружении которых передовой мировой опыт по подготовке юных лидеров.

Шаги к успеху

Большинство по-настоящему успешных людей становятся такими не только благодаря своим талантам и способностям, но и из-за того, что они постоянно работают над собой. Существует несколько качеств, которые непременно нужно развивать в любом ребёнке еще с дошкольного возраста.

- Чувство ответственности . У ребёнка должна быть своя «зона ответственности» – поручения, которые выполняет он сам и только он.

- Трудолюбие . Ни одно дело не получится довести до конца без усердия и усидчивости. Развивают трудолюбие занятия, требующие сосредоточенности и терпения.

- Творческое мышление . Мир быстро меняется, и вполне возможно, что наши дети будут выбирать профессии и выполнять работу, которой сейчас просто не существует. У лидера должно быть нестандартное мышление, ведь нередко ему приходится принимать срочные и абсолютно неожиданные решения. Для развития этой способности нам помогут загадки, головоломки и ребусы, которые требуют сообразительности.

- Развитие навыков общения . Ребёнку полезно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и находить с ними общий язык.

- Артистичность . Учите ребёнка рассказывать вслух стихи, разыгрывайте небольшие театральные сценки или пантомимы.

Чтобы ребёнок мог проявить свои способности, окружающие должны быть доброжелательны и стараться поддерживать малыша в его начинаниях. Он должен понимать, что ошибок бояться не стоит, а если у него вдруг что-то не получается или задание кажется слишком трудным, то на помощь всегда придёт кто-то из взрослых. Порой достаточно даже просто дружеского подкрепления, похлопывания по плечу со словами: «У тебя всё непременно получится, ведь ты такой умный и старательный!».

Каждый ребёнок уникален: в нём может жить и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Внимательный родитель или педагог прекрасно знает, что у него получается лучше всего. Наша задача – создать такие условия, чтобы ребёнок проявил свою способность и об этом узнали окружающие. Бывают дети, которые прекрасно знают ответ на вопрос и… молчат. Мы должны мягко обратить внимание окружающих: «Ребята, а ведь Алёша умеет делать вот это!..», и тогда ребёнок, скорее всего, раскроется и продемонстрирует свои навыки. Заслуженная похвала и признание окружающих поднимают его самооценку и побуждают развиваться дальше. Ребёнок открывает в себе творческие силы, радуется, видя свой успех, и стремится работать всё лучше и лучше. Кстати, желательно не просто похвалить ребёнка, а отметить, что именно ему особенно удалось или что больше всего понравилось вам в его работе.

Люблю учиться!

Я часто задаю родителям своих студентов-дошколят такой вопрос: «Чему вы хотите научить своего сына или дочку?». Ответы бывают самыми разными: кто-то ставит цель научить ребёнка читать и писать, кто-то хочет научить своего малыша взаимодействовать со сверстниками… Мне близка следующая позиция: «Я хочу, чтобы мой ребенок был счастливым, чтобы его ничто не угнетало и он с желанием хотел идти учиться». Такой ответ – это своего рода показатель осознанного родительства, и это действительно ключевой момент. Если мы хотим, чтобы наш ребёнок был хорошо подготовлен к школе и будущей жизни в целом, мы должны привить ему любовь к обучению. Не просто научить выполнению какого-то отдельного задания, а именно научить получать удовольствие от процесса обучения и стремиться использовать новые знания на практике.

Интерес к учению у ребёнка появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Если дети начинают процесс обучения в развлекательной, интересной, позитивной обстановке, их любовь к обучению сохранится на всю оставшуюся жизнь. Поэтому очень важно – именно в дошкольном возрасте! – не преподнести ребёнку скучную теорию, а позволить ему самому каждый день совершать открытия и искренне удивляться. Мы, родители и педагоги, должны быть немножечко артистами, демонстрировать живую мимику, яркие эмоции и заражать ими ребят, побуждая их включиться в нашу увлекательную игру. Расставили руки в стороны и «полетели на самолётах» – воображение работает, глаза горят, и происходит самое настоящее волшебство…

И, пожалуй, самое главное условие для будущих лидеров – это погружение в соответствующую атмосферу. Если успешны его родители и педагоги, если ребёнок с удовольствием занимается по программе, которая эффективно работает во многих странах на протяжении долгих лет, он сам становится успешным человеком. По-другому просто не бывает…

Помогайте своему ребёнку относиться к процессу обучения как к увлекательному приключению, и он непременно реализует заложенный в нём потенциал. Успехов вам и вашим детям – маленьких, больших и грандиозных!

Текст: Инга Мацина


Заботливые родители хотят, чтобы их чадо выросло успешным человеком, у которого все получается — начиная от учебы в школе и заканчивая удачной карьерой.

Но, к сожалению, точной инструкции, как привить ребенку успешность не существует… Однако есть ряд общих правил, выполнение которых обязательно для воспитания обеспеченной в будущем личности. Исследования психологов установили — эти пункты выполняли все родители успешных детей.

Вот 13 привычек, которые ребенку нужно взять с собой во взрослую жизнь:

1. Домашние дела. Делаем беспрекословно!

По мнению Джули Литкотт-Хаимс, автора книги «Как воспитать взрослого», помощь родителям по дому – возможность дать ребенку понять, что каждый в семье вносит вклад в домашний уют. Литкотт-Хаимс убеждена, что такие дети в будущем становятся хорошими работниками и легче вливаются в коллектив. Главное – пробудить осознание ответственности за обустройство своей жизни, сделать ребенка активным участником этого процесса.

2. Общение, общение и еще раз общение

Ученые из университетов Пенсильвании и Дьюка выявили удивительную закономерность: более социально-развитые малыши, умевшие общаться, понимать сверстников, спустя 20 лет превратились в успешных взрослых, получили хорошее образование и престижную работу.Дети необщительные были склонны к асоциальному поведению, проблемам с алкоголем и трудоустройством. Отсюда вывод: родители должны приложить максимум усилий для социализации ребенка.

3. Настраиваемся на лучшее!

Исследователями Калифорнийского университета был проведен опрос, в результате которого выяснилось, что высокие требования родителей напрямую связаны с будущими достижениями ребят. Речь идет не только о финансовой стороне. Мотивация на достижение целей, «программирование» на результат – вот что папа и мама должны дать своему чаду. По результатам опроса, 96% детей поступили в колледж и отлично закончили обучение, потому что были настроены на этот результат.

4. Ссоры, скандалы… А что это?

Ученые университета штата Иллинойс пришли к выводу, что в спокойных семьях дети развиваются лучше, чем в обстановке постоянных ссор и скандалов. При этом не важно, в разводе ли родители, либо продолжают жить «ради детей» — выяснилось, что малыши, воспитанные в спокойной, но неполной семье более уравновешенны, чем те, кто рос с вечно скандалящими мамой и папой.

5. Быть, как папа!

Наблюдения психологов Университета в Мичигане выявили, что большее стремление детей получить высшее образование наблюдалось в семьях, где сами родители были хорошо образованными людьми. Правило работает и наоборот: исследование 14 000 детей выявило, что те, у кого родители не получили высшего образования, также не стремятся к этому.

6. Математику люблю, математику учу

Это еще один метод, позволяющий на шаг опередить сверстников. Такое открытие помогло сделать исследование 35 000 детей дошкольного возраста в Канаде, Америке и Англии.Своими наблюдениями делится Грег Дункан, соавтор исследования. Он с удивлением отмечает, что дошкольное усвоение элементарных понятий чисел, их порядка и других несложных действий обуславливает не только будущие достижения в точных науках, но и успехи в чтении.

7. Развитие отношений с детьми

В 2014 году при участии 243 детей из малообеспеченных семей был проведен эксперимент, давший поразительные результаты. Оказалось, что малыши, получавшие максимум забыты до 3 лет, развивались лучше, чем их сверстники, а будучи взрослыми людьми, смогли построить здоровые отношения и добиться успеха в профессиональном плане.

8. Жить вне стресса

Последние открытия американского социолога Кэя Номагути доказали, что мамы, когда им приходится выбирать между работой и собственным ребенком, находятся в состоянии постоянного стресса, а это действует угнетающе на малыша. Ребенок прекрасно считывает эмоциональное состояние самого близкого человека, поэтому ему передаются подавленность, недовольство и прочие негативные настроения.

9. Знание и труд все перетрут

Родителям важно выработать у детей правильную систему оценки своих достижений. Так, можно сказать сыну или дочери, что экзамен сдан из-за врожденной гениальности. Все, дальше роста нет. А можно убедить ребенка, что сданный экзамен – результат усердного труда, и это научит его «мышлению роста» и подтолкнет к покорению новых вершин.

10. Мама – не домохозяйка!

Исследователи Гарвардской школы бизнеса выявили интересную закономерность. Оказывается, работающие мамы благотворно влияют на детей: их дочери и сыновья проявляли больше усердия в учебе, раньше научились работать и зарабатывать. Такие дети на 25% успешнее, чем те, которых воспитывали мамы-домохозяйки.

11. Обеспеченность и значимость

Успехи будущего поколения также зависят от хорошего материального положения родителей. Причем отмечена тенденция роста влияния данного показателя: за 25 лет разница между достижениями детей из бедных и богатых семей выросла на 30-40%.

Говоря иными словами, чем обеспеченнее родители, тем больше отличных отметок у детей. Богатство и статусность – это стимул стать образованным и успешным.

12. Авторитетность, как модель идеала

Существует три типа воспитания. Позволяющий, когда родители не слишком строги в своих методах. Авторитарный: такие дети подчинены строгому контролю и воспитываются согласно выработанным родителями стандартам. И третий вариант – авторитетный, папа и мама просто рационально направляют ребенка.

Последний тип – идеальная модель воспитания. Ребенок не ощущает себя подавленным, и при этом уважает старшее поколение.

13. Вижу цель, не вижу препятствий

Психолог Университета Пенсильвании Анджела Дакуорт долгое время наблюдала за учащимися различных заведений — студентами, добившимися значимых результатов в какой-либо области. Всех их объединяло одно: неугасимый интерес и способность достижения долгосрочных целей.Важный аспект воспитания успешного человека – научить ребенка ясно представлять то, чего он хочет и добиваться поставленной цели, несмотря на преграды.

Возможно, кто-то узнал в вышеперечисленном методы воспитания своих родителей, и так же успешно будет применять их по отношению к собственным детям.