Как сшить из кожи вручную. Как шить изделия из кожи

Для каждого изделия необходимо подобрать определенный материал: например, для бижутерии подойдет кожа с перчаток – она мягкая, эластичная и способна передать самый тонкий нюанс; сумки лучше шить из более жесткой кожи, и, если для этого используется кожа мягкая, необходимо сделать подкладку из плотного материала.

Вначале нужно сделать выкройку изделия. Если оно сложное, рекомендуется предварительно сшить модель из дешевой ткани и, после внесения необходимых изменений, использовать ее в качестве выкройки. Для того чтобы выкроить детали, выкройки кладут на изнаночную сторону кожи и обводят контур шариковой ручкой.

При выкраивании парных деталей нужно помнить, что кожа в поперечном направлении растягивается сильнее, чем в продольном, поэтому кроить их нужно в одном направлении. Скалывать кожу булавками нельзя: на ней остаются следы.

Мягкую кожу на машине шьют обычной иглой № 80 или № 90; для шитья более толстой кожи требуется специальная трехгранная игла. Строчка должна быть крупной, так как кожа легко прорубается. Если машина плохо продвигает кожу, можно строчить ее через тонкую бумагу, которую затем удаляют. Нитки нужно брать прочные и эластичные: хлопчатобумажные, льняные или крученый шелк. Капроновые нитки для шитья не подходят.

При шитье замши нужно учитывать направление ворса: лучше, если он будет направлен сверху вниз.

Если изделие собирается из отдельных кусочков кожи, их нужно настрачивать на флизелин или плотную хлопчатобумажную ткань. Для удобства работы их следует приклеить к основе резиновым клеем так, чтобы верхние кусочки находили на нижние на 0,5–1 см.

Кожу следует утюжить с изнаночной стороны негорячим утюгом без пара через сухую ткань.

Это очень важный процесс, благодаря которому коже придается необходимая толщина. Как правило, требуется равномерно утоньшить кожу только в местах соединения деталей, однако, если нет кожи подходящей толщины, приходится шерфовать всю ее поверхность.

Шерфованию нужно учиться на небольших кусочках кожи, которые не жалко испортить.

Для работы пластиковая подставка (оргстекло) кладется на стол подобно школьной тетрадки – под углом примерно 70° к краю столешницы. Высота стола и стула должна быть подобрана так, чтобы локоть согнутой руки не доставал до стола 1–2 см. Кожа кладется на плитку бахтармой вверх, ближе к переднему и правому краям, и прижимается к ней пальцами левой руки. Нож захватывается снизу мизинцем, безымянным и средним пальцами, большой палец упирается в торец, а указательный прижимает нож сверху по центру. Нож, указательный палец и предплечье при работе должны находиться на одной линии.

Шерфовать начинают с краев в направлении «от себя». Нож держится с небольшим наклоном вправо. Нужно научиться не строгать, а срезать слои кожи: для этого нож должен идти параллельно поверхности плиты, не врезаясь и не вырываясь из кожи. Пальцы левой руки не должны располагаться перед ножом – можно забыться и порезаться.

При шерфовании сначала срезаются длинные края, затем короткие и в последнюю очередь, при необходимости, середина.

Считаете, что это слишком сложные манипуляции? Не огорчайтесь, при определенном навыке и хорошем инструменте шерфование не требует приложения физической силы.

Готовые изделия покрывают лаком, пчелиным воском, мастикой или кремом для обуви, нанося их с помощью мягкой тряпочки, затем полируют лоскутком фланели – это предохранит изделие от загрязнения.

Окрашенное изделие для закрепления окраски рекомендуется покрыть лаком для кожи или яичным желтком.

Соединение кожаных изделий

Сшивание кожи

Сшивать тонкие детали из кожи можно обычным способом на швейной машине, только нужна специальная игла для кожи.

Те, у кого есть старинная швейная машина с качающимся челноком, могут шить даже толстую кожу – им повезло. Благодаря особой конструкции такая швейная машина делает это достаточно легко. Современные импортные швейные машины имеют съемную лапку с колесиками для проталкивания ткани. Такую лапку можно установить и на отечественную швейную машину, купив переходник– адаптер. Еще один из вариантов облегчить работу швейной машине – тефлоновая лапка для импортных машин. Она может быть установлена на любую швейную машину с помощью адаптера.

В том случае, если кожа плохо скользит, можно смазать место шва машинным маслом или подложить снизу и сверху тонкую бумагу, а затем удалить ее.

Кожу нельзя скреплять временными стежками; для наметки нужно пользоваться резиновым клеем.

Удобнее всего для шитья пользоваться иглой– шилом. Вначале игла втыкается в кожу. При ее обратном движении на противоположной стороне образуется петля, в которую продергивается вытянутый конец нити или вторая прочная нить. К концу этой нити можно привязать обычную, лучше тупую, иглу любого размера: так удобнее продевать нитку в образующиеся петли.

В результате получится шов, напоминающий обычный машинный: обе нитки образуют стежки, каждая со своей стороны, а переплетение нитей происходит между слоями кожи.

Виды швов

Шов стачной – самый распространенный, применяется для соединения деталей. Для утончения шва необходимо сшерфовать края деталей на ширину припуска, затем сложить детали лицевыми сторонами внутрь и, наживив припуски резиновым клеем, проложить строчку. После этого детали развернуть, остатки клея удалить; отогнуть в разные стороны припуски, простучать их по всей длине деревянным молотком и, промазав клеем «Момент», прижать к основе (расклеить).

Стачной шов можно украсить кантиком (рис. 6). Детали складываются бахтармой, между ними вкладывается сложенный вдвое, бахтармой внутрь, кантик (рис. 7). Вдоль линии будущего шва с одной или обеих сторон укладываются полоски кожи шириной 3–4 мм. Сшиваются одновременно обе детали, кант и полоски, причем полоски не прошиваются насквозь, а прихватываются косыми стежками и приобретают вид витого шнура.


Рис. б


Этот шов может быть использован при изготовлении сумок, жилетов и т. п. Шов с накладкой канта с одной стороны при шитье домашней обуви украсит место соединения подошвы с верхом.



Рис. 7


Шов встык. Выполняется «зигзагом». Применяется для соединения деталей, если требуется получить минимальную толщину шва (рис. 8а). Он может быть укреплен тесьмой или кожаной полоской снизу или сверху, а также с двух сторон (рис. 86).

Шов встык применяют для набора (так называют полотно, собранное из небольших кусочков кожи). Набор можно использовать для шитья сумок, жилетов, чехлов на подушки и т. п. Набор бывает мозаичным, из кусочков различных форм и размеров, и регулярным (геометрическим), собранным из правильных геометрических фигур, составляющих раппорт рисунка. Это может быть «паркет», «елочка» (рис. 9), «американский квадрат» (рис. 10), «витраж» (рис. И).


Настрочный шов. Этот шов имеет закрытый срез. Для его выполнения следует детали сложить лицевыми сторонами, припуски промазать резиновым клеем, затем верхнюю деталь отвернуть и сострочить обе детали одним швом на нужную ширину края.


Рис. 8


Рис. 9


Рис. 10


Рис. 11


Этот шов можно выполнить другим способом: сначала соединить детали стачным швом, затем, отогнув верхнюю деталь, сострочить обе детали на нужную ширину края (при этом обе строчки нужно выполнять в одном направлении).

Накладной шов. Применяется при соединении деталей внахлест: обрезной край одной детали, не подгибая, накладывают на другой, тоже не подогнутый край, и соединяют машинной строчкой на одинаковом расстоянии от срезов. Величина захода одной детали на другую – 4–8 мм. Для предварительного соединения припуски можно промазать резиновым клеем.

Таким швом удобно соединять детали с фигурным обрезом, выполненным, например, ножницами «зигзаг», а также настрачивать тесьму или отделочные полоски кожи, которые могут быть в цвет основной детали или, наоборот, контрастными.

Особенно хорош этот шов для выполнения мозаичных наборов. На основу из материала или флизелина нужно разложить мелкие кусочки кожи так, чтобы верхние находили на нижние, подобрать их по цвету, приклеить резиновым клеем и пристрачивать, двигаясь постепенно сверху вниз, обычной строчкой или строчкой «зигзаг».

Подушки, выполненные таким образом – просто загляденье!

Оплетка и продержка

Для соединения деталей, кроме сшивания и склеивания, широко используется такой прием, как оплетка. Предварительно в заготовке делается перфорация – пробиваются отверстия. Лучше это делать пробойниками различных диаметров или стамеской. Так как расстояния между отверстиями должны быть одинаковыми, для разметки мы используем линейку или циркуль.

Пользуясь пробойником, никогда не следует пробивать кожу, наложив одну деталь на другую, так как нижняя легко и незаметно может сдвинуться. Поэтому сначала заканчиваем с одной деталью, затем оплетаемые части деталей накладываем друг на друга лицевыми сторонами внутрь (наверху должна находиться деталь с уже пробитыми отверстиями) и круглым шилом намечаем место отверстий на второй детали, чтобы число отверстий и расстояния между ними впоследствии совпали.

Для оплетки можно использовать различные материалы: тонкий шнур, сутаж, тесьму, узкую ленту, нитки, но лучше всего для этой цели подходят кожаные полосочки. Чтобы получить достаточно длинную полоску из сравнительно небольшого куска кожи, можно воспользоваться нехитрым приемом – вырезать ее по спирали (рис. 12), стараясь резать ровно. Нам нужно несколько полосок, чтобы их суммарная длина была в три раза больше оплетаемого края. После этого полоски увлажняются теплой водой и наматываются с натягом на бутылку. Высохнув, полоска станет ровной; середина кожи в работе не используется – слишком велика крутизна спирали.


Рис. 12


Чтобы срастить наши полоски, их края нужно сшерфовать, намазать клеем, сложить (рис. 13) и плотно сжать. При оплетке нужно стараться, чтобы место склейки оказалось на изнаночной стороне оплетаемых деталей или между соседними отверстиями.

Для оплетки детали ширина полоски должна быть не меньше диаметра отверстия. Важно правильно выбрать не только диаметр отверстия и ширину оплетки, но и расстояние между отверстиями.


Рис. 13

Не стоит забывать, что оплетка служит не только для соединения деталей, но и является декоративным элементом, поэтому следует внимательно подойти к подбору ее цвета: он обязательно должен гармонировать с цветом основного материала. Оплетку можно использовать при соединении деталей в сумочках, очечниках, косметичках, ножнах, для отделки края в поясах, заколках и жилетах.

При соединении деталей их припуски следует при необходимости предварительно сшерфовать и склеить, а углы закруглить ножом или ножницами, так как острые углы оплести не получится.

Закрепляют концы полосок следующими способами:

1. Один конец полоски вклеивается между двумя деталями, а второй протаскивается дважды в отверстие одной из них, чтобы один виток укладывался на другой (рис. 14).


Рис. 14

2. Начало кожаной полоски вырезается более широким, в нем пробивается отверстие. Другой конец полоски протаскивается в отверстие детали и собственное отверстие, образуя замок (рис. 15). Если соединяются две детали, замок располагается между ними.


Рис. 15

Оплетка может быть простой, в один или два ряда, и сложной. На рисунках 16–20 приведен ряд простых оплеток.


Рис. 16


Рис. 17


Рис. 18


Рис. 19


Рис. 20


Для того чтобы было легче продевать кожаные полоски в отверстия, их концы следует заострить; для работы можно воспользоваться иглой с большим ушком.

Если нет пробойников, то можно пробивать отверстия стамеской.

С помощью стамески пробиваются отверстия и для выполнения так называемой «продержки» продергивания кожаных полосок, тесьмы, шнура, сутажа и т. п. (рис. 20).

Теперь более подробно рассмотрим несколько вариантов оплеток, которые впоследствии пригодятся нам для отделки. Работа очень кропотливая, но результат того стоит (рис. 21 а-з). Варианты б-з могут использоваться для отделки. Техника выполнения слегка напоминает вышивку крестом. Стежки получаются при продержке двух ремешков. Один продевается снизу вверх (удобно проталкивать шилом), а другой – через то же отверстие – сверху вниз.


Рис. 21


Для украшения изделий можно использовать декоративные оплетки, сочетающие в себе технику продержки и вышивки (рис. 22–24). Имейте в виду, этника всегда в моде!


Рис. 22



Рис. 23



Рис. 24

Кожа – это эластичный материал, подвергающийся всякой деформации, который при увлажнении принимает любую форму. Эти свойства часто используются для изготовления изделий обтяжкой.

Основа для формовки изделия может быть временной (к примеру, когда на бутылку натягивается заготовка для браслета) – в этом случае после полного высыхания кожи она удаляется; или постоянной (если вы решили декорировать саму бутылку) – тогда основа становится неотъемлемой частью изделия.

В первом случае кожа должна быть толстой, прочной и жесткой, то есть она должна после высыхания хорошо сохранять свою форму. Болванкой может служить стеклянная, металлическая или деревянная вазочка, банка, флакон из-под шампуня, стакан или коробочка интересной формы.

Пример изготовления декоративного изделия на основе небольшой стеклянной вазы приведен на рисунке 25.


Рис. 25


Вначале следует сделать выкройку из бумаги: для этого вазочка ставится в центр листа и вокруг нее бумага присборивается и закладывается в складки; лишняя бумага сверху обрезается, и выкройка расправляется. По ней, с учетом размера и формы кожи, выкраивается заготовка.

Интересный эффект получается при использовании в этой работе шорно-седельной юфти, неокрашенных подкладочных кож, которые можно оформить перфорацией, выжиганием, тиснением, накладными элементами в виде букетов или орнаментов.

На вырезанной заготовке вначале следует выполнить задуманную перфорацию или штамповку, а затем, увлажнив ее, натянуть на основу, закладывая произвольные сборки и складки, а в местах сужения обмотать широкой резиновой лентой и оставить сохнуть. Изделие можно подсушить в духовке или на батарее: в этом случае кожа станет более твердой и сухой, это придаст конструкции более жесткую форму.

После того как кожа высохнет, основу нужно вынуть и окончательно оформить вазочку. С помощью выжигательного аппарата на ней можно выполнить рисунок сообразно вкусу и фантазии.

В конце работы нужно закрепить форму вазочки, подклеив складочки изнутри или приклеив сверху вокруг узкого места декоративный ремешок; а приклеенное кожаное донышко повысит ее устойчивость.

Драпировка (жмурка)

При изготовлении некоторых изделий хороший эффект дает драпировка кожи. Этот прием может быть использован и как декоративный, и как маскирующий. Если, увы, на коже имеются дефекты (дыры, царапины, цветные пятна, неравномерная толщина кожи), драпировка поможет скрыть эти недостатки. Драпировка также очень удобна в тех случаях, когда, скажем, кусочка кожи не хватает, чтобы затянуть всю поверхность изделия. В этом случае стыки или швы укладывают складочками, маскируя их внутри этих складок. Дефекты кожи тоже убирают в складки.

Что касается неравномерной окраски, то она как раз может придать особый эффект изделию. Надо помнить об этом, приступая к драпировке.

Для работы понадобится клей «Момент» или «88», пинцет, спица или шило. Работа выполняется на основе. Если драпировка будет фрагментом на большом полотне – к примеру на сумке, – кусок кожи драпируется и приклеивается прямо на полотно. Иначе обстоит дело, если речь идет не о фрагменте, а об отдельной вещи, полностью задрапированной. Например, при выполнении гривны (шейного украшения) нужно вырезать из толстой кожи или картона основу, повторяющую силуэт изделия, а при изготовлении заколки можно использовать старую пластмассовую основу.

Учтите также, что лицевая сторона кожи и лицевая сторона изделия – не всегда одно и то же! Если кожа имеет красивую бахтарму, то лицевой стороной изделия может быть именно она.

Термическая обработка

Кожу можно подвергать термообработке, в результате чего она меняет свою форму, выгибается. Это свойство кожи с успехом используется при изготовлении украшений, аппликаций, отделки.

Простейшим вариантом термообработки является «жареная пуговица». Из кожи (лучше жесткой) вырезается несколько кружков различного диаметра. Они укладываются лицевой стороной вверх на нагретую чугунную сковородку (на электроплите поджаривать кожу можно прямо на конфорке). Через некоторое время кружки равномерно выгнутся вверх (если вы помните, при жарке кружочков колбасы эффект тот же!), и у вас получится выпуклая «пуговица». Такие пуговицы можно использовать вместо накладных элементов, окантовав их кожаной полоской или шнуром; можно изготовить из них сердцевинки фантазийных цветков или выложить орнамент из «пуговиц» разного диаметра.

Термообработкой можно пользоваться и при выполнении цветов. Для этого листья и цветы вырезаются по выкройкам и слегка поджариваются; лепестки должны принять естественную форму, чуть загнувшись к краям. Главное – не передержать, иначе края кожи обуглятся и слишком сожмутся.

Если это все-таки случится, края можно сточить стамеской или наждачной бумагой.

Особенно аккуратно нужно обращаться с кожей светлых тонов: она темнеет к краям, хотя иногда это придает изделию особый шарм, например, в цветочных композициях.

Того же эффекта можно добиться, если использовать вместо сковороды свечу – особенно если нужно, чтобы загнулась не вся деталь, а лишь ее часть, как, например, в лепестках цветов. Деталь нужно взять пинцетом и подержать над свечой ту часть, которая должна быть выпуклой. Держать нужно до тех пор, пока она не изменит форму.

Выжигание

Выжигание по коже производится обычным электровыжигательным аппаратом. Особенно красиво оно смотрится на коже светлых тонов: белой, сливочной, бежевой и песочной. Лучший материал для работы – юфть и плотная кожа. Дорогие новички, не стоит брать для выжигания тонкую кожу – без необходимого навыка вы ее попросту испортите.

Работать надо, легко дотрагиваясь до материала, вести по линиям рисунка накаленным жалом выжигателя следует так же спокойно, как карандашом или кистью. Главное, о чем нужно заботиться во время процесса, – чтобы не задерживать жало на каком-нибудь одном месте, так как, остановившись на коже, оно, конечно, немедленно ее прожжет. Сильно надавливать на материал вообще не рекомендуется: даже если жало его не прожжет, то даст слишком широкую черную линию. Конечно, линии могут быть разными по ширине, но это должно зависеть исключительно от самого рисунка.

Для того чтобы получить некоторый навык в обращении с электровыжигательным аппаратом, лучше брать для работы толстую кожу: жало в ней движется легче – этому способствует ее гладкость. Если какая-нибудь линия выжжена недостаточно, то проходить ее вторично нужно слабо раскаленным жалом. Каждую начатую линию следует доводить до конца, не перескакивая на другие. Чтобы линии получались одинаковой толщины, жало нужно стараться вести равномерно и с одинаковым, очень легким нажимом.

С помощью выжигания проще всего изображать контурные узоры, без передачи различных оттенков светотени.

Рисунок, выполненный выжиганием на толстой коже, можно окрасить анилиновыми красками. Они наносятся кисточкой в несколько приемов с перерывом 15–20 минут. После того как краски подсохнут, рисунок интенсивно протирают кусочком шерстяной ткани, чтобы придать ему яркость и блеск. Полученный цвет следует закрепить фиксатором.

Штамповка (тиснение)

Это рельефная обработка кожи. Это достаточно кропотливая работа, здесь нужно быть внимательным к толщине кожи. Штамповка (тиснение) может быть горячим и холодным.

Отделка кожи горячим тиснением основана на ее свойствах принимать прочный отпечаток от надавливания на нее горячими металлическими штампами. Для этого тиснения подходит кожа от 1,5 до 3 мм. Ручное тиснение дает большое разнообразие рисунков благодаря сочетанию имеющихся штампов.

Штампы можно изготовить самому, используя обыкновенные гвозди с большими шляпками, опилив их напильником до нужной вам формы (рис. 26).



Рис. 26


Обыкновенно рисунок отпечатывают сразу: трудно попасть на прежний отпечаток, чтобы сделать его сильнее. Для сложных рисунков составляют предварительный отпечаток на тонкой бумаге, кладут его на заготовку и отпечатывают сквозь бумагу на коже слабо нагретыми инструментами. Затем, сняв бумагу, проходят рисунок снова теми же инструментами.

Чтобы сделать выпуклый (вогнутый) орнамент, нужно аккуратно вдавливать штамп со стороны бахтармы (или наоборот) до получения нужного рисунка. Рельеф изнаночной стороны следует смазать клеем ПВА.

Для холодного тиснения подходят кожи толщиной 0,8–1,2 мм. Оно применяется, когда нужно нанести узор на гладкую кожу, например – провести линии вдоль кромок на рамках. Для этого используют ролик или другой деревянный инструмент, которым водят по линейке взад-вперед, пока линия не станет достаточно глубокой.

Для выполнения холодного тиснения на гладких поверхностях можно использовать картонный шаблон, выполненный по размеру изделия. На картон наносят узор и затем прорезают его острым ножом или скальпелем. Закругленные контуры прорезают маникюрными ножницами с закругленными концами (часть элементов рисунка при этом может выпасть).

После этого вырезанный картон (шаблон) приклеивается на изделие, выпавшие элементы вклеиваются в нужные места. После сушки производят удаление клея и неровных мест.

Когда шаблон полностью готов, его оклеивают тонкой кожей, причем вначале ее протирают мягкой тряпочкой, а затем проходят по контурам рисунка косточкой так, чтобы не повредить кожу.

После сушки в углубления можно залить краску: нитроэмаль, пентафталевую гуашь или акварель, разведенную клеем ПВА. Широко применяются акриловые краски.

С помощью масляных и акриловых красок можно расписывать обложки альбомов, шкатулки, украшения и другие изделия, выполненные из кожи.

Приступая к работе красками по коже, ее необходимо протереть (особенно светлую кожу) раствором поташа (на 1 стакан теплой воды 1 чайная ложка поташа). Ватка, обернутая чистой тряпочкой, обмакивается в раствор, чуть-чуть отжимается, чтобы с нее не текло, и ею старательно обтирается кожа. Это делается для того, чтобы кожа лучше воспринимала краску, прочнее ее держала и была достаточно чиста: раствор поташа уничтожает грязь и прекрасно очищает кожу.

Краску на кожу нельзя накладывать толстым слоем. Работая масляными красками, надо их не только класть тонко, но и слегка как бы втирать в материал. Не надо понимать это буквально, но придерживаться такого правила необходимо, чтобы краска прочно держалась на коже. Слишком толстый мазок может сломаться, потрескаться и даже отвалиться. Тонкий слой при втирании в кожу впитывается в нее и прочно на ней держится.

Автомобильными красителями в аэрозольных упаковках можно окрашивать кожу как гладко, так и в технике трафарета. Используя традиционный трафарет, вырезают из картона или пластика фигурки и окрашивают кожу через полученные отверстия. Или, наоборот, накладывают на кожаную деталь (например, на будущую серьгу) мелкие предметы четкой формы: круги, колечки, палочки. После окрашивания на серьгах появится рисунок.

Эффектно выглядит рисунок, полученный путем наложения на кожу различных растений, например, листьев клена или папоротника. Листья красиво располагают на плоскости и обрызгивают красителем, стараясь чередовать более насыщенные цветом места и менее насыщенные. Такой рисунок может украсить обложку книги, сумку.

Популярно оформление в технике горячего батика. На водяной бане растапливают кусок обычной стеариновой свечи и кистью наносят на кожу рисунок. Эффектно выглядит техника «сухой кистью», когда виден след отдельных ворсинок. Для этого стеарина на кисть набирают не много. Предварительно целесообразно попрактиковаться на ненужных кусочках кожи. После нанесения стеарина кожу покрывают анилиновым красителем (продается в хозяйственных магазинах для окрашивания тканей). Краситель предварительно разводят согласно рецепту на упаковке. Также в качестве красителя можно использовать цветные чернила.

После нанесения красителя кожу просушивают. На изделии получается узор – первоначальная окраска кожи на фоне цвета красителя.

Если задуман многокрасочный узор, работа ведется следующим образом:

1. Наносят узор стеарином на те участки, которые должны остаться самыми светлыми – цвета кожи.

2. Окрашивают поверхность самым светлым тоном из выбранных вами и высушивают.

3. Наносят стеарин на те места, которые останутся светлыми.

4. Окрашивают более темным красителем. Не забывайте, что при смешивании красок получаются другие цвета! Например, если нанести голубой краситель поверх желтого, он станет зеленоватым. Снова высушивают.

5. Теперь на изделии виден узор из нескольких цветов – цвета кожи, желтый, зеленый. Снова наносят стеарин на те участки, которые останутся зелеными. Теперь можно покрыть изделие самым темным цветом – синим, черным, коричневым.

6. Удаляют стеарин с поверхности кожи. Там, где он лежит толстым слоем, его осторожно соскребают, так, чтобы не испортить поверхность изделия. Можно быстро прогладить горячим утюгом поверх газеты. Эту процедуру повторяют несколько раз. Проглаживать надо быстро и осторожно, чтобы кожа не стянулась. Этот способ пригоден для толстой кожи и кожи средней толщины.

7. Для придания блеска поверхность кожи натирают пастами с воском или бесцветным кремом для обуви.

Аппликация

Аппликация – один из видов вышивания: нашивка или наклеивание на основную ткань узора из кусочков ткани.

Аппликация может быть накладная и вырезная.

Для выполнения накладной аппликации детали узора накладывают на основную ткань, приклеивают или пришивают. Пришивать можно вручную или на машине, можно закрепить аппликацию на изделии с помощью оплетки. На рисунке 27 дан пример накладной аппликации. На тонкой коже в серединки цветов можно пришить бусинки разных цветов или бисер.


Рис. 27



Рис. 28


Для выполнения вырезной аппликации узор наносят на основную ткань (кожу) и вырезают, затем на ее изнаночную сторону кладут кусочки ткани или кожи контрастного цвета. Если отверстия большие, детали приклеиваются по контуру и пришиваются, если узор состоит из группы мелких отверстий, то под них лучше подложить общий кусок – фон. Его можно в нескольких местах «прихватить» клеем и закрепить оплеткой (рис. 28). Нижняя деталь может быть подкладкой, например для пояса.

Создано 13.07.2015

Сейчас в швейных магазинах представлен огромный выбор искусственной кожи различных текстур, рисунков и цветов. По внешнему виду она не уступает натуральной коже.

Есть у искусственной кожи и свои плюсы - приемлемая цена, простота в уходе и шитье.

Но несмотря на то, что шить ее легче, чем натуральную кожу, все равно есть в этом деле свои трудности. Справиться с ними и получить красивые изделия из искусственной кожи можно, зная некоторые нюансы как шить искусственную кожу. Их совсем немного.

Искусственная кожа имеет всего несколько незначительных проблем: это "прилипание" под прижимной лапкой и дырочки от прокола иглы. Также шов может разрываться между проколами швейной иглы.

Так как булавки оставят следы от прокола, детали из кожи нельзя скреплять ими или наметывать как обычно с помощью иглы и нити. А когда вы только выкраиваете детали, выкройку также нельзя будет прикрепить к полотну кожи булавками, чтобы она не смещалась. На лицевой стороне искусственной кожи располагайте выкройки и прижимайте их каким-либо грузом. Чтобы вырезать детали по контуру выкройки используйте дисковый нож. Безусловно, кожу располагать нужно на деревянной, стеклянной и иной поверхности, которую нельзя будет разрезать или не жалко. В местах, где необходим хороший ровный срез, используйте пластиковую линейку.

Часто к швейным машинам прилагается комплект прижимных лапок, в который входят и лапки для кожи. Они могут быть с роликами или изготовлены из тефлона. Такие лапки также легко можно найти в швейных магазинах.

Если специальных лапок у вас нет, можете попробовать шить, наложив сверху на искусственную кожу лист вощеной бумаги. Кожа будет хорошо продвигаться под обычной лапкой.

Когда закончите строчку, аккуратно разорвите бумагу по бокам от шва и удалите. Будьте очень осторожны, чтобы не повредить строчку.

Теперь что касается игл. Используйте иглы для джинсы (100/16). Они острее заточены и делают проколы меньше, чем другие иглы. Есть специальные иглы для натуральной кожи. Но для искусственной кожи они не так важны.

На каждую вещь из искусственной кожи используйте новую иглу. Кожзам притупляет иглы быстрее, чем другие ткани.

Строчку можно использовать прямую или "зигзаг". Только не делайте короткие стежки, а максимально удлините их. Маленькое расстояние между проколами делают шов ненадежным. Искусственная кожа просто порвется между дырочками.

Так как наметывать детали из искусственной кожи нельзя, для удобства шитья можно скреплять детали вот такими заколками для волос или даже использовать клей. По мере приближения лапки к заколке, она снимается.

Не спешите, когда прокладываете строчку. Ход машины лучше медленный. Так строчка будет аккуратной и ровной.

Как шить из натуральной кожи – на этот вопрос мы постараемся подробно ответить в данном мастер-классе. Существует несколько простых правил при работе с натуральной кожей.

Мы расскажем и покажем на подробных фото как выполнить базовый шов на швейной машине, обработать припуски и закрепить нитки, а также как выполнить простой шов вручную.

Как шить из натуральной кожи: необходимые инструменты и оборудование

Как шить из натуральной кожи своими руками? Кроме непосредственно материала, Вам понадобится некоторое количество обязательных инструментов.

Для раскроя и работы с припусками швов Вам следует приобрести нож, молоточек и клей. Базовый вариант для начинающих вполне можно купить в строительном супермаркете, а более профессиональный инструмент представлен в магазинах швейной фурнитуры или фурнитуры для пошива обуви.


Нож должен быть острым и удобным.

Молоточек следует выбрать небольшой, с деревянной или резиновой головкой, он предназначен для простукивания припусков.

Существует профессиональный клей для тех, кто работает с кожгалантереей, он часто продается в большой расфасовке и покупать его для одного – двух проектов не имеет смысла. Выберите прозрачный водостойкий полиуретановый клей. Убедитесь, что в списке материалов, для которых он предназначен, есть кожа.

Для предварительной фиксации некоторых деталей можно использовать двусторонний скотч . Специальный скотч для кожи есть в отделах фурнитуры, однако он достаточно дорог. Вы можете использовать обычный канцелярский двусторонний скотч, но только там, где будет потом проложена машинная строчка.

Желательно также иметь резиновый коврик , на котором удобно раскраивать кожу. Также пригодятся ножницы и маленькие плоскогубцы .

Как шить из натуральной кожи на швейной машине? В идеале у Вас должна быть машина для работы с тяжелыми тканями и кожей промышленного типа. Однако шить простые модели из натуральной кожи средней плотности можно и на обычной машине.

Вам потребуется для этого специальная пластиковая лапка и машинные иглы для кожи , которые имеют особенный кончик в форме лопаточки. Также необходимо приобрести нитки для кожи , прочные и скользкие. Сочетание этих трёх компонентов позволит Вам шить натуральную кожу и на бытовой швейной машинке.


Скажем несколько слов о покупке материала. продается шкурками разных размеров, которые измеряются в дм2. Цена указывается за 1 дм2 и потом подсчитывается общая стоимость конкретной шкурки. Очень часто на натуральной коже встречаются разнообразные дефекты: царапины, дырочки, дефекты окраски и фактуры. Для того чтобы купить нужное количество материала возьмите в магазин все необходимые выкройки и разложите на коже, избегая проблемных мест.

Итак, давайте узнаем как шить из натуральной кожи!

Основы раскроя

Внимательно осмотрите весь кусок кожи при хорошем дневном освещении под разными углами. При небольшом количестве дефектов, отметьте их с изнаночной стороны, если проблемных мест много – наносите отметки и раскладывайте выкройку на лицевой стороне.

Выкраивайте основные детали как можно ближе к центральной части шкурки. Края натуральной кожи более тонкие и могут немного растягиваться. Их можно использовать для небольших декоративных деталей: клапанов, шлёвок, манжет и т.д.

Если Вы шьёте из натуральной замши, обратите внимание, что замша имеет выраженное направление ворса и детали, выкроенные в разном направлении, будут отличаться друг от друга.

Если тонкая кожа помялась её можно попробовать прогладить утюгом с изнаночной стороны через чуть влажную ткань. Обязательно попробуйте сначала на маленьком ненужном кусочке!

Простой шов и обработка припусков

Помните, что в отличие от ткани, все следы от иглы или булавок на натуральной коже остаются навсегда!

Сложите детали лицевыми сторонами внутрь и совместите края. Для дополнительной фиксации можете воспользоваться канцелярскими зажимами или прищепками. Установите длину стежка в 3,5-4 мм. Прострочите на необходимую длину. С обеих сторон оставьте концы ниток длиной минимум 3 см.

Вытащите нитки на одну сторону и завяжите двойной узел в начале и конце шва.

Нанесите клей на оба припуска, в том числе на узлы.

Развернуть припуски и прижать к основе. Простучать молоточком каждый припуск и сам шов.

Вытащить нитки на изнанку и завязать двойной узел. Капнуть на узел клеем и срезать хвосты нитей.

Как заправить концы нитей

При работе с натуральной кожей часто возникает необходимость закрепить нитки в таком месте, где и лицевая и изнаночная сторона находятся в открытом доступе.

Вденьте обе нитки в обычную тонкую иглу и вколите её в отверстие стежка рядом с узлом. Выведите иглу через 2-3 стежка.

Воспользуйтесь плоскогубцами и наперстком, чтобы вытащить иглу.

Сильно потяните за хвосты нитей так, чтобы узелок зашел внутрь строчки, в отверстие стежка.

Срежьте лишние нитки ножницами.

Ручной шов

Иногда во время строчки нижняя нить заканчивается, а машинка еще успевает сделать несколько стежков. Бывает, что машинка не справляется с толщиной кожаной детали и можно сделать только ряд проколов иглой. Во всех таких случаях Вам будет нужно выполнить шов вручную по готовым проколам.

Вставьте нижнюю нитку в иглу. Вколите иглу в ближайшее свободное отверстие.

Выведите иглу на лицевую сторону и вколите снова в тоже отверстие, образовывая петлю вокруг верхней нити.

Вытащите иглу и потяните одновременно за обе нити, равномерно затягивая стежок. Продолжайте до конца шва.

Продумав дизайн будущего изделия, сделав макет из бумаги и вычертив необходимые лекала, приступают к раскрою. У кожи нет долевого направления, с которым мы привыкли считаться при раскрое тканей. Поэтому лекала располагают как угодно, лишь бы полнее использовать полезную площадь кожи . Замшу надо кроить, учитывая направление ворса. В зависимости от этого свет по-разному отражается от поверхности, и две соседние детали с разным направлением ворса будут выглядеть одна темнее, другая светлее. Лучше, если ворс направлен сверху вниз.

Линии кроя наносят со стороны бахтармы обычной шариковой ручкой. С той же стороны ее и режут, положив на кроильную доску бахтармой вверх.

Наметочные швы в работе с кожей нежелательны , поскольку следы от стежков остаются навсегда. Лучше перед окончательным ошиванием прихватить детали резиновым клеем. Неудачно проложенный шов распарывать нельзя, ряды дырочек от иглы так и останутся на коже. Так что строчите только наверняка.

Не слишком толстую кожу будет легче сшивать иглой вручную и даже строчить на машин&е, если ее края предварительно стесать наискось или, как говорят специалисты, «спустить». Это делается острым сапожным ножом или бритвой (рис. XII.6). Кожа должна лежать горизонтально, а лезвие двигаться только «от себя».

Шов вразворот получится, если края сшиваемых деталей спустить со стороны бахтармы. На края деталей по лицу нанести тонкий слой клея, дать немного подсохнуть и тогда соединить детали (это вместо наметки) (рис. XII.7 а).

Стаченный шов развернуть, счистить следы клея, пока он не схватился, и слегка простучать с изнанки молотком, чтобы он окончательно расправился и выровнялся (рис. XII.7 б).

Теперь на спущенные края со стороны бахтармы нанести более стойкий клей «Момент» или «Марс». Шов хорошо бы упрочнить матерчатой тесьмой, приклеив ее с изнанки и прострочив по краям (рис. XII. 7 в).

Шов встык часто используют для кожаного набора - как бы мозаики из небольших кусочков кожи средней толщины. Точно подогнанные детали с ровно обрезанными краями наклеивают на матерчатую подкладку, тут же снимая тряпочкой выступившие излишки клея и не дожидаясь, чтобы он высох, прокладывают на машине крупный шов «зигзаг» (рис. XII.7 г).

Шов внахлест часто используют для составления мозаик из маленьких кусочков тонкой кожи. Так удается собрать из бесполезных, казалось бы, маленьких лоскутков сумку, пояс и даже жилет или мини-юбку. Спускать их края не надо.

На выкроенной по лекалу матерчатой подкладке разложите подготовленные лоскутки кожи так, чтобы нижние лоскутки находили своими краями на верхние на 4-5 мм. Начинайте пристрачивать их к подкладке, двигаясь снизу вверх. Такое соединение в отличие от шва вразворот ровнее и мягче.

Шов встык для толстой кожи (рис. XII.8) позволяет избежать грубых утолщений, но требует тщательной подгонки деталей. На самом деле он делается как бы внахлест.

Край одной детали спускается по лицу, а другой - по бахтарме. Они склеиваются, и соединение укрепляется с изнанки тесьмой, которую пристрачивают двумя швами.

Вряд ли вам удастся получить достаточно ровный спущенный по бахтарме край, поэтому лучше его узкую кромку сначала подогнуть внутрь и приклеить, а уж потом соединять две детали.

Нельзя не упомянуть и традиционный шов, каким народы Севера издавна соединяют детали своей одежды, обуви, сумок, рукавиц. Линии кроя они всегда подчеркивают кантами из светлой, чаще всего белой кожи (рис. XII.9).

Для этого выкраиваются две отделочные полоски из мягкой и тонкой кожи: одна шириной 1-1,3 см, другая шириной 3-4 мм и чуть более длинная. Сшиваемые детали складываются вместе бахтармой внутрь. Широкую отделочную полосу сгибают пополам и вставляют между основными деталями. Ее сгиб должен выступать над краями деталей на 2-3 мм. Узкую полоску накладывают вдоль сшиваемого края одной из деталей с лицевой стороны (рис. XII.9 а).

А теперь прокладывается шов, скрепляющий сразу все эти четыре детали. Иголкой с ниткой прокалывают обе основные детали и сложенную вдвое широкую отделочную полоску. При этом нить прихватывает и узкую полоску косым декоративным стежком (рис. XII.9 б). Получается красивый цветной кант, обрамленный рельефной каймой наподобие перевитого шнура. При желании и сноровке можно проложить такую же узкую кайму и с другой стороны (рис. XIII.9 в). Не забудьте, что выкраивать узкую полоску для каймы нужно несколько длиннее, так как она образует в шве ряд маленьких бугорков.

Теперь о тонкостях работы на швейной машине . Кожа под машинной лапкой ведет себя иначе, чем ткань.

Смотрите наши видео – уроки по теме швы по коже: “ “, ” “, ” “.

Во-первых, она довольно заметно тянется, и вы скоро обнаружите, что верхняя деталь под лапкой вытягивается, зато нижняя посаживается зубчатой рейкой двигателя ткани. Шов «ведет», особенно если куски кожи немного отличаются по толщине. Положение улучшится, если перед работой протереть место будущего шва тряпочкой, смоченной в машинном масле. Да и строчка ляжет ровнее. Помогает и предварительная проклейка (наметка) шва резиновым клеем, который не позволяет деталям заметно смещаться друг относительно друга.

В любом случае строчку на параллельных краях надо прокладывать каждый раз в одну и ту же сторону. Например, вшивая молнию, нельзя делать это за один проход, в конце молнии поворачивая работу и пристрачивая другой ее край в обратном направлении. Оба шва надо проложить отдельно и в одну и ту же сторону. Тонкую мягкую кожу лучше строчить, подложив полоску кальки, которую потом легко оборвать. Калька придаст дополнительную жесткость, и строчка ляжет ровнее, не будет стягивать кожу.

Жесткая кожа, которая с трудом прокалывается иглой или шилом, легче шьется, если ее чуть увлажнить.

Несмотря на кажущуюся прочность, машинные швы на коже легко распускаются. Дело в том, что нитки испытывают в коже меньше трения, чем в ткани. Поэтому концы ниток надо обязательно протаскивать наизнанку и там надежно завязывать на несколько узлов.

Толстую жесткую кожу на машине не сшить. Приходится делать это вручную, разметив швы накаткой или зубчатой разметочной линейкой, о которых говорилось выше. Проколов по наметке ряд отверстий шилом, будет легче прокладывать шов одним из способов, описанных в статье « ». К этому остается добавить способ работы двумя иголками, каждая со своей ниткой (рис. ХИЛО). Заметим, что на глаз, без разметки вручную лучше не шить: шов будет выглядеть неряшливо.

Для сумок, кошельков, ключниц и других поделок из толстой кожи часто применяется декоративная оплетка краев тонким шнуром или узкой полоской кожи (рис. XII. 11). В этом случае нужны довольно большие отверстия, и лучше делать их пробойниками (рис. XII.3).

Чтобы получить достаточно длинную кожаную полоску для соединения деталей оплеткой, вовсе не обязательно иметь длинный кусок кожи. Такую полоску можно вырезать из небольшого лоскутка.

Полученную кожаную полоску намочите в теплой воде и туго намотайте на бутылку. Влажная кожа хорошо тянется и должна лечь ровно. Когда она высохнет, у вас будет длинная и прямая кожаная тесьма. Например, из куска кожи размерами 100×60 мм получается около 2 м ремешка шириной 3 мм.

Для декоративной оплетки деталей используют и полоски искусственной кожи без подложки (типа полихлорвиниловой).

На рис. ХП.13 показаны разные виды декоративных оплеток. Ускорить работу позволит игла из упругой стальной полоски (рис. XII. 14), в которой защемляется кончик тесьмы. Иначе много времени уходит на то, чтобы продеть мягкий кончик тесьмы в очередное отверстие.

В статье использованы материалы книги: Качанаускайте Лайма. « ». Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.

КАК ШИТЬ КОЖУ ВРУЧНУЮ С ПОМОЩЬЮ ИНСТРУМЕНТОВ И НА ШВЕЙНОЙ МАШИНКЕ?

Изделия из натуральной кожи во все времена ценились очень дорого, так как срок их эксплуатации практически не ограничен. Но далеко не всякий материал можно прошить на машинке, да и не всегда удобно ее использовать. Поэтому многие мастера шьют только вручную и качество их работы остается на высоте, а цена значительно превышает стоимость изделий, выполненных машинным способом.

ШЬЕМ ИЗ НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ СВОИМИ РУКАМИ

Вам понадобятся специальные инструменты - шило, пробойник и молоток.

Существует и специальный инструмент для накалывания или как его еще называют «вилка»:

  1. 1.вам необходимо выдавить на обрабатываемом материале линию, которая возьмет на себя роль ориентира при проделывании отверстий. Ее можно нанести и циркулем;
  2. 2.теперь с помощью пробойника и молотка проделать в заготовке дырочки;
  3. 3.предварительно подложите под нее кусок толстой резины;
  4. 4.если вы работали посредством накалывающей вилки, вам придется дополнительно раскрывать отверстия шилом для сшивания;
  5. 5.поместив материал в зажим, можно приступить к сшивани

Какими нитками следует шить кожу? Выполняя седельный шов, вооружитесь льняными нитками. Перед использованием их рекомендуют обработать воском, чтобы они отталкивали грязь и легко проходили через отверстия в материале

Какой иглой следует шить кожу? Вам понадобится крепкая тупоконечная шорная игла. Размер ушка так же имеет значение. Например, для изготовления обуви подойдет игла с четвертым размером ушка. Оттянув короткий конец нити, его следует закрутить в петлю. Это нужно для того, чтобы нить не соскакивала с иглы. Теперь приступайте к работе, выбрав шов «вперед иголка» .

Можно сшивать две детали двумя иглами одновременно. В этом случае одну из игл нужно вставить в крайнее отверстие и протащить. Вторую продеть через второе отверстие и вытащить вниз. Теперь ее нужно вставить в отверстие с другой стороны немного выше первой и протащить, направляя заостренный кончик вверх.

Затем обе иглы вставляются в следующее отверстие и протягиваются через него.

Как вручную шить кожу? Можно соединять детали швом через край. При таком способе бывает довольно тяжело закрепить их в зажиме, поэтому опытные работницы дают совет склеить детали клеем ПВА. Если, дойдя до конца, вы сделаете два-три стежка иголкой, двигаясь назад, вам не придется делать узелки. Достаточно обрезать нить у самой поверхности.

При работе с капроновыми нитями хвостики можно оплавить и тогда они точно не распустятся. Шьем сумку из натуральной кожи: таким методом можно сшить не только обувь, но и сумку, которая прослужит вам не один год.

КАК ШИТЬ КОЖУ КРЮЧКОМ

Если у вас нет под рукой иглы, вы можете научиться шить шилом. То есть использовать его не только для проделывания отверстий в материале, но и для проталкивания нити. Хотя это не самое лучшее решение, так как нить легко повредить.

Поэтому лучшей альтернативой иглы выступает вязальный крючок:

  1. 1.в одной руке зажмите подготовленную обметку, а в другой шило;
  2. 2.сделайте отверстие с внешней стороны заготовки и просуньте в него крючок: зацепите петельку сложенной вдвое нити и вытяните ее на внешнюю сторону изделия;
  3. 3.отсоединив крючок, аккуратно потяните за один конец нити так, чтобы одна ее часть оказалась с внешнего края подметки, а другая с внутреннего;
  4. 4.выполните металлическим инструментом еще один прокол на нужном вам расстоянии;
  5. 5.снова вставьте в полученное отверстие крючок и зацепите петельку нити с внутренней стороны;
  6. 6.потяните за нее так, чтобы кончик этой петли возвышался над внешней стороной изделия на 10 мм;
  7. 7.освободите крючок, а в образовавшуюся петлю протяните кончик волокна, полученный вами ранее;
  8. 8.осталось затянуть стежок, потянув нить с внутренней стороны;
  9. 9.по окончании работы, как только первый сделанный вами стежок соприкоснется с последним, сделайте 3-4 шага в обратном направлении, причем просовывайте нить не в новые отверстия, а те, которые у вас уже есть.

РАБОТА НА МАШИНКЕ

Как шить натуральную кожу на машинке? На обычном бытовом швейном оборудовании вполне можно шить такой материал, но только не слишком толстый. Обработать ремень она, конечно, не сможет, а вот кожу, толщиной от 1 до 1,5 мм взять сумеет. Но для этого ей необходимо создать определенные условия.

Что же нужно в этом случае:

  • 1.специальная игла для кожи, кончик которой имеет не круглое сечение. Конец такой иглы обладает острыми краями, которые не раздвигают волокна материала, а прорезают их;
  • 2.если образования стежка не происходит, можно установить иглу потолще и не до упора. Но и этих мер может быть недостаточно, и если мы шьем из натуральной кожи юбку, то скорее всего, придется поискать материал потоньше;
  • 3.если верхняя нить не затягивается, можно попробовать поменять нитки и взять не лен, а капрон;
  • 4.если транспортер плохо справляется с продвижением материала, необходимо приобрести специальную тефлоновую, роликовую или фторопластовую лапку. Некоторые пытаются выйти из положения и посыпают выкройку тальком, смазывают маслом или просто руками помогают ее продвижению. Вы можете попробовать все эти способы, а еще как вариант, рекомендуется шить поверх кальки, но это не очень удобно.

ПРАВИЛА ПОШИВА ИЗДЕЛИЙ ИЗ НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ

Очень важно правильно шить кожу, особенно замшу. Если не учитывать направление ворса, выкроенные детали будут различаться по цвету. Утюжить поверхность нужно только с изнаночной стороны, причем утюг не должен быть сильно горячим и выбрасывать пар. Не забудьте подложить обычную хлопчатобумажную ткань. Помните, что при работе на машинке шов не закрепляют обратным ходом, а значит, вам придется фиксировать концы ниток несколькими узлами.

Работа с кожей практически всегда сопряжена с обработкой клеем. Клей можно наносить кисточкой только на очищенную поверхность и предварительно освобожденную от жира. Наиболее часто используется клей «Момент» , резиновый состав или ПВА. Обработанным клеем деталям необходимо дать время подсохнуть, а после соединять и обязательно класть под пресс. Излишки клеевого раствора удалить ватным тампоном или ветошью.

Зная эти правила работы с кожей, вы не испортите материал, а только улучшить его свойства и качества. Удачи!



Коротенькое видео о создании нового бренда кожаных изделий