Как сделать так чтобы ребенок слышал взрослых. Как сделать так, чтобы дети слушались, не повышая на них голоса? ЗОЖ для будущего отца

Многие поколения родителей задаются извечным вопросом: что делать, если ребенок не слушается? Лучше всего на этот вопрос ответил русский педагог Макаренко А.С. В данной статье приведен отрывок из его книги «Лекции о воспитании детей» , впервые изданной в 1940 году, но актуальной до сих пор.

Для родителей нужно только одно: более или менее основательно знать, что окружает Вашего сына или Вашу дочь.

Многие случаи дурного поведения детей, а тем более многие явления детской распущенности не имели бы места, если бы родители ближе знакомились с товарищами сына, с родителями этих товарищей, смотрели иногда на игру детей, даже приняли в ней участие, вместе с ними совершили бы прогулку, пошли в кино, в цирк и т. д.


Чрезвычайно важным является вопрос о форме режимных отношений между родителями и детьми. В этой области можно встретить самые разнообразные преувеличения и загибы, приносящие большой вред воспитанию. Некоторые злоупотребляют уговорами, другие - разными разъяснительными беседами, третьи злоупотребляют лаской, четвертые - приказом, пятые - поощрениями, шестые - наказаниями, седьмые - уступчивостью, восьмые - твердостью.

В течение семейной жизни, конечно, много бывает случаев, когда уместна и ласка, и беседа, и твердость, и даже уступчивость. Но там, где дело касается режима, все эти формы должны уступить место одной главной, и эта единственная и лучшая форма - распоряжение.

Родители не должны думать, что деловой тон противоречит любовному чувству отца или матери, что он может привести к сухости отношений, к их холодности. Мы утверждаем, что только настоящий, серьезный деловой тон может создать ту спокойную атмосферу в семье, которая необходима и для правильного воспитания детей, и для развития взаимного уважения и любви между членами семьи.

Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но всегда решительный тон в своем деловом распоряжении, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону, привыкнуть подчиняться распоряжению и выполнять его охотно.

Можно быть как угодно ласковым с ребенком, шутить с ним, играть, но, когда возникает надобность, надо уметь распорядиться коротко, один раз, распорядиться с таким видом и в таком тоне, чтобы ни у Вас, ни у ребенка не было сомнений в правильности распоряжения, в неизбежности его выполнения.

Родители должны научиться отдавать такие распоряжения очень рано, когда первому ребенку полтора-два года. Дело это совсем нетрудное.

Нужно только следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:


1. Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением,

Но оно не должно быть похоже и на упрашивание.

2. Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него

Слишком трудного напряжения.

3. Оно должно быть разумным, т. е. не должно противоречить

Здравому смыслу.

4. Оно не должно противоречить другому распоряжению Вашему или

Другого родителя.

Если распоряжение отдано, оно должно быть обязательно выполнено.

Очень плохо, если Вы распорядились, а потом и сами забыли о своем распоряжении. В семье, как и во всяком другом деле, необходимы постоянный, неусыпный контроль и проверка. Конечно, родители должны стараться производить этот контроль большей частью незаметно для ребенка; ребенок вообще не должен сомневаться в том, что распоряжение должно быть выполнено. Но иногда, когда ребенку поручается более сложное дело, в котором большое значение имеет качество выполнения, вполне уместен и открытый контроль.

Как поступить, если ребенок не выполнил распоряжения? Надо прежде всего стараться, чтобы такого случая не было. Но если уж так случилось, что ребенок в первый раз не послушался Вас, следует повторить распоряжение, но уже в более официальном, более холодном тоне, приблизительно так: «Я тебе сказал сделать так, а ты не сделал. Немедленно сделай, и чтобы больше таких случаев не было».

Давая такое повторное распоряжение и обязательно добиваясь его выполнения, нужно в то же время присмотреться и задуматься, почему в данном случае возникло сопротивление Вашему распоряжению. Вы обязательно увидите, что в чем-то Вы сами были виноваты, что-то сделали неправильно, что-либо упустили из виду. Постарайтесь избегать таких ошибок.


Самое важное в этой области - следить, чтобы у детей не накоплялся опыт непослушания, чтобы не нарушался семейный режим. Очень плохо, если Вы допустили такой опыт, если Вы позволили детям смотреть на Ваши распоряжения как на нечто необязательное.

Если Вы этого не допустите с самого начала, Вам никогда не придется впоследствии прибегать к наказаниям. Если режим развивается правильно с самого начала, если родители внимательно следят за его развитием, наказания не будут нужны. В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это - самый правильный путь семейного воспитания.

Но бывают семьи, где воспитание настолько уже запущено, что без наказаний обойтись нельзя. В таком случае родители прибегают к наказаниям обычно очень неумело и часто больше портят дело, чем поправляют.

Наказание - очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности. Поэтому мы рекомендуем родителям по возможности избегать применения наказаний, а стараться прежде всего восстановить правильный режим. Для этого, конечно, потребуется много времени, но нужно быть терпеливым и спокойно ожидать результатов.

В самом крайнем случае можно допустить некоторые виды наказаний, а именно: задержка удовольствия или развлечения (если было назначено посещение кино или цирка, отложить его); задержка карманных денег, если они выдаются; запрещение выхода к товарищам.

Еще раз обращаем внимание родителей, что сами по себе наказания не принесут никакой пользы, если нет правильного режима. А если есть правильный режим, свободно можно обойтись без наказаний, нужно только больше терпения. Во всяком случае, в семейном быту гораздо важнее и полезнее наладить правильный опыт, чем исправлять неправильный.


Точно так же нужно быть осторожным и с поощрением. Никогда не нужно объявлять вперед какие-либо премии или награды. Лучше всего ограничиться простой похвалой и одобрением. Детская радость, удовольствие, развлечение должны предоставляться детям не в качестве награды за хорошие поступки, а в естественном порядке удовлетворения правильных потребностей. То, что ребенку необходимо, нужно дать ему при всех условиях, независимо от его заслуг, а то, что для него не нужно или вредно, нельзя давать ему в виде награды.

И еще несколько советов.

1. Прося ребенка что-то сделать, никогда не прибегайте к помощи посторонних, говоря: "Не будешь слушаться, бабайка придет! Я все бабушке расскажу! Папа придет и накажет!" Произнося такие слова, Вы тем самым расписывайтесь в собственной неполноценности и подрываете свой авторитет.

Приучайте ребенка к тому, что, если Вы что-то говорите, Ваше слово весомо, и с Вами нужно считаться. А для этого всегда будьте последовательны в своих словах: поставили ребенку условие, обещали что-то - сделали. И не важно, что это мелочь, а Вы устали на работе или у Вас появились неотложные дела.

Помните: если Вы не будете держать свое слово, ребенок рано или поздно перестанет Вам верить на слово, перестанет считать Вас авторитетом и, как следствие, перестанет Вас слушаться.

2. Очень часто бывает так, что ребенок (не важно маленький или большой) настолько увлечен игрой или другой какой-то деятельностью, что ему психологически сложно быстро прервать свое занятие. Если взрослый в этот момент начнет заставлять его сделать что-то другое, ребенок воспритивится и начнет конфликтовать.

Чтобы этого не произошло, нужно постепенно подводить малыша к смене деятельности: "Еще полчаса поиграй, а потом мы пойдем в магазин." Через некоторое время нужно еще раз напомнить: "Осталось 15 минут,... 5 минут." Т.о. когда придет время идти в магазин, ребенок будет психологически готов к этому.

3. Еще одна распространенная проблема воспитания - недопонимание из-за общих фраз.

Многие взрослые используют в воспитании общие фразы типа "Веди себя хорошо". И это большая ошибка. Зачастую дети даже не догадываются, что от них хотят, и вкладывают в эти слова свой смысл.

Поэтому когда мама просит "вести себя хорошо", ребенок так и делает: прыгает и веселиться. Ведь это "хорошо" с точки зрения ребенка. Но стоит только сказать: "Пройди по корридору тихо, не спеша, по правой стороне ", - и ребенок сразу сделает то, что Вы просите.


Постоянный назидательный тон, запреты, поправки, замечания родителей часто становятся для ребенка речевым фоном, что-то вроде включенного радио. С детьми надо говорить так, чтобы они вас услышали.
Мамы трехлетних малышей часто жалуются на своих деток, сетуя на то, что чтобы они не говорили своему малышу, он ничего не воспринимает. Мам понять можно, такое поведение их деток вызывает злость и действует на нервы. А в действительности дети часто не реагируют на просьбы и указания в силу особенностей своего возраста, а вовсе не потому, что они такие вредные и непослушные. Мамы трехлетнего ребенка должны знать, как работает его нервная система. В этом возрасте в нервной системе детей преобладает процесс возбуждения. Проще говоря, когда ребенок сильно чем-либо увлечен, его внимание переключить будет не просто. Процесс торможения у детей этого возраста еще не произвольный, поэтому свои эмоции малыш не контролирует, например, он не сможет успокоиться самостоятельно, когда ему весело или страшно. Это явление еще связано с темпераментом, потому у разных детей оно проявляется в меньшей или большей степени. Поэтому бесполезно требовать от ребенка самоконтроля на гневное мамино «Ты успокоишься или нет!», если в это время малыш разыгрался и перевозбудился. Умением успокаиваться ребенок овладеет лишь к шести-семи годам, когда приходит пора идти в школу. Итак, зная особенности физиологического развития трехлетнего ребенка (возбуждение преобладает над торможением), следует общаться с ним по–особенному, только в этом случае малыш вас услышит и поймет. В первую очередь родителям придется учиться сдерживать свои эмоции. Если вы взволнованы, злы или слишком веселы, не требуйте спокойствия от ребенка. Психика малыша связана с эмоциональным состоянием мамы и папы. Если мама хочет, чтобы малыш ее услышал, она, первым делом должна успокоиться сама. Попытайтесь привлечь внимание ребенка, сильно увлеченный каким-то занятием малыш не станет вас слушать, пока вам не удастся переключить его интерес на себя, а уже потом на ваши слова. Можно присесть, тогда ваши глаза будут на одном уровне с глазами ребенка, поймайте его взгляд, этот прием помогает вызвать заинтересованность вашими словами. Говорите с малышом короткими и ясными фразами, доступными для него. Если при общении с ним вы употребляете слишком сложные слова, ребенку будет трудно понять ваше пожелание. По причине того, что мозг ребенка устроен таким образом, что он в этот период развития не воспринимает информацию с первого раза, повторите свою просьбу несколько раз. Бывает и так, что ребенку надо помочь сделать то, что вы от него требуете, особенно если малыш совсем недавно освоил какие-то навыки и умения. Скажем, если ребенок только несколько дней назад попытался научиться застегивать пуговицы или самостоятельно убирать игрушки, мама, обращаясь к нему с просьбой «Убери за собой игрушки», должна начинать это делать вместе с ним, после чего обязательно похвалить малыша. Не забывайте, обращаться к ребенку и просить его о чем-то можно только тогда, когда он спокоен, вследствие этого, прежде чем вы начнете разговаривать с малышом, надо убедиться, что он спокоен, в противном случае обязательно успокойте его.
Ребенок как самостоятельная личность, имеет свой характер и жизненные ценности, только правильное общение со стороны родителя станет залогом доверия и взаимопонимания с ребенком. При разговоре с малышом, говорите конкретно, избегайте формулировки с частицей "не". Вспомните, как часто мама говорит малышу "Я не хочу, чтобы по вечерам ты так много смотрел телевизор ", вы сами понимаете, что значит ваше выражение "так много" и когда начинается "вечер"? Замените эту фразу такими словами: "Я хочу, чтобы ты перед сном посмотрел только один мультик ". Дети просто не воспринимают частицу «не», потому, когда малыш слышит слова «не беги», «не кричи», «не лезь», он начинает еще громче кричать, лезть и бегать в запретном направлении. Если вы хотите, чтобы ребенок воспринял вашу просьбу, уберите эту частицу и перефразируйте фразу иначе: вместо «не лезь в лужи», скажите «обходи лужи», вместо «не кричи» - «говори спокойным тоном», вместо «опять меня не слышишь» - «хочу, чтобы ты меня услышал» и тому подобное. Обратите внимание и на то, что в воображении ребенка ваши частые мольбы представляются бессильными и слабыми сообщениями, а раз вы такая неуверенная, он не обязан вам подчиняться. Вот вам пример неправильного обращения – "ну, пожалуйста, доченька, ты можешь ради мамы хоть на этот раз сложить игрушки». Пользуйтесь приемами активного слушания, например, кивните, улыбнитесь, удивитесь, вставьте слова: «Да?», «Ухты!», «Здорово!», «Интересно!». Разговаривайте с малышом только спокойным тоном, делая акцент на важные слова и фразы. Когда ребенок обращается к вам, учитесь слышать своего ребенка не вполуха, когда вы сидите за компьютером или перед телевизором, а внимательно и проявляя заинтересованность. Любое воспитательное мероприятие требует подготовки, такое важное дело не терпит случайности, эмоций, стихийности или спонтанности. Проще говоря, для важного разговора следует выбрать подходящий момент, когда и у вас и у ребенка хорошее расположение духа. Определив для себя свои требования, сформулируйте вашу позицию, скажем, ваша задача приучить ребенка к порядку, не стоит говорить ему « не разбрасывай свои вещи», просто объясните, что все вещи должны аккуратно висеть на вешалке или что у каждой игрушки есть свое место. Не секрет, что детям свойственно витать в облаках и погружаться в собственный мир иллюзий, потому в этот момент он может просто пропустить вашу просьбу мимо ушей, это нормально и не может служить поводом для того, чтобы его ругали. Начать нужно с установления зрительного контакта и прикосновений. Возьмите малыша за руку, а еще лучше положите свою руку на его плечо, такой покровительственный жест (касание) помогает установить правильную субординацию. В каком случае это делать, ориентируйтесь по обстоятельствам, ваша задача - установить контакт и убедить своего собеседника выслушать вашу просьбу. Во время разговора сохраняйте спокойное выражение лица, можете улыбнуться. После этого произнесите: «зайка, я хочу тебя попросить…», сделайте паузу, она нужна, чтобы придать моменту особую важность и далее спокойно описывайте ситуацию. Лучше это делать без дополнительных оценок, просто констатируйте факт и четко, глядя в глаза, просто и понятно для ребенка объясните, почему он виноват. По завершении разговора сделайте что-то приятное, похлопайте сына по плечу или поцелуйте дочку в щечку.
Дети не должны забывать, что вы их не только воспитываете, но еще и любите. Таким образом наказание будет выглядеть воспитательной, а не карательной мерой. Еще один способ - установить с ребенком визуальный контакт, а уже потом попросить в шутливой форме повторить, что вы ему сказали или спросить, как он понял вашу просьбу. Вывод - убедитесь, что ребенок вас слушает, и только потом обращайтесь к нему с просьбами. Когда пытаетесь объяснить ребенку, что необходимо сделать то-то и то- то, мотивируйте свои слова тем, для чего это необходимо сделать. Используйте заманчивые предложения. Скажем, когда сын долго одевается, скажите ему, что если он сейчас не оденется быстро, вы не успеете в зоопарк, его закроют, и вы не увидите интересных животных. А если родители что-то запрещают, в таком случает это надо делать без крика, объяснить, почему нельзя поступать так в данный момент. Скажите, например, что нельзя уходить далеко от мамы в магазине, иначе можно заблудиться. Всегда будьте честны с ребенком, предлагайте то, что реально сможете обеспечить, давайте ему иллюзию выбора. Например, перед обедом предложите ему следующее: "с чем ты хочешь котлету - с рисом или гречневой кашей?". И та и другая каша полезна, но при этом у ребенка появляется возможность выбора, он чувствует, что его решение зависит от него самого. Ребенка надо учить тому, чтобы он ценил и уважал ваше время. Когда у вас появилось срочное неотложное дело, просто попросите дочь о том, чтобы она поиграла самостоятельно, и не шумела. Объясните, что когда вы доделаете неотложное дело, вы сможете поиграть вместе. Дочка послушает вас, тихонько посидит и останется довольна тем, что выполнила вашу просьбу, а если вы ее еще и похвалите, она будет просто счастлива. Если впереди у вас серьезный и долгий разговор с дочерью или сыном, сначала устраните все, что может вас отвлечь, закончите свои домашние дела, выключите телевизор или компьютер. Вам обоим необходимо сконцентрироваться на предмете беседы, только в этом случае ваш диалог будет продуктивным. О серьезных вещах не говорят как бы «между прочим». В общении с ребенком всегда предпочтительнее не приказывать, а просить. Приказ подчеркивает неравенство двух собеседников, а с детьми надо общаться на равных. Не забывайте также, что приказ подразумевает беспрекословное подчинение, а задача воспитания не в том, чтобы подчинить ребенка вашей воле, а в том, чтобы он сам во всем разобрался и принял на себя ответственность за свои поступки. Выражайте свои требования так, чтобы у ребенка появилось чувство ответственности.

В некоторых семьях время перед укладыванием ребенка спать наводит ужас на всех. И не потому, что взрослые не хотят расставаться с любимым чадом. А потому, что это чадо устраивает попросту бойкот сну!

Все знают эти шутки о голодных и жаждущих детях, которым целый день не давали ни пить, ни есть и вот, наконец, к ночи они выпрашивают глоток водички или мааааленькую булочку. На самом же деле причин у плохого засыпания несколько, и,если мягко устранить большинство из них, сон станет крепче, а вечерние часы не будут напоминать корриду.

Почему он не спит?

Если исключить проблемы со здоровьем (с которыми необходимо обращаться к врачу), то остаются поведенческие реакции, которые можно скорректировать. Только начинать это делать нужно не в момент укладывания, а гораздо раньше. Да и результат подчас можно увидеть лишь спустя неделю-две.

Вот несколько причин, по которым вечер превращается в переполох:

  • эмоциональное или физическое перевозбуждение,
  • недостаток внимания за день,
  • неустановленный порядок дел перед отходом ко сну,
  • отсутствие режима,
  • конфликты в семье,
  • переедание.

Как видно из данного перечня, ликвидация причины сама по себе приведет к успокоению ребенка. Но эти действия нужно привести в систему. Если уж вы решили укладывать малыша спать в 21.00, то делайте так ежедневно. А уж про ритуал отхода ко сну и говорить не приходится: повторяющиеся действия приведут к вырабатыванию стойкой привычки, и ребенок уже сам будет готов уснуть сразу после сказки или колыбельных.

Что же касается стрессовых ситуаций, то здесь нужно время, чтобы психика пришла в норму. Если видите, что не справляетесь в одиночку — обращайтесь к специалистам. Чем раньше вы начнете действовать, тем меньше усилий приложите.

Как помочь капризуле?

Помимо режимных моментов и устранения будоражащих факторов (телевизор, смартфон, компьютер, активные игры) есть еще несколько секретов, которые могут стать настоящим открытием в деле спокойного засыпания.

  • Укладывайте спать любимую игрушку . После того как мама укроет мишку или зайку, споет им колыбельную и обнимет, будет гораздо легче уговорить его поменяться местами, улечься рядом и повторить то же самое.

  • Соревнуйтесь! Попробуйте чистить зубы, переодеваться и забираться под одеяло наперегонки. Главное, не переусердствуйте и не усните раньше ребенка.
  • Ложитесь рядом . Возле мамы полежать — одно удовольствие. А ведь можно еще пообниматься, пошептаться и рассказать все, что произошло за день. Кстати, такие вечерние разговоры очень полезны для установления доверительных отношений. Только слушайте внимательно.
  • Рассказывайте сказки . Можете воспользоваться готовыми произведениями, например, про Машу и подушку, а можете проявить творчество и сочинить самостоятельно с учетом особенностей вашего малыша. Главное, чтобы герой сказки, в конце концов, благополучно уснул в своей постельке.
  • Устанавливайте правила . Все-таки взрослый здесь вы, а значит ваши слова должны быть выполнены. Если наступило время отхода ко сну, мягко берите ребенка и несите в кровать. Только не перейдите тонкую грань между настойчивостью и жёсткостью, иначе можно получить истерику на ночь, после которой успокоиться будет сложно.

На самом деле у каждого родителя есть множество своих способов уговорить ребенка идти спать. Главное правило — никаких конфликтов и ссор накануне вечера. Да и самим взрослым будет полезно отвлечься на час от гаджетов и провести это время с малышами. Возможно, своим поведением дети именно этого от нас и хотят?

Согласитесь, многие родители, да что там многие - практически все мечтают о том, чтобы их ребенок был необычайно умным и успешным человеком. Они стараются привить малышу любовь к знаниям, сделать так, чтобы ему было интересно учиться. Но есть один момент, который молодым мамам и папам нужно учитывать. В принципе, эта прописная истина известна нам всем с детства и ни для кого секретом не является, но почему-то с возрастом многие о ней забывают.

«Кто много читает – тот много знает» - помните такое? И это – неопровержимая истина. Помимо того, что прочитанная книга помогает узнать о чем-то интересном и полезном, она еще и дает возможность каждому читателю развить грамотность посредством зрительной памяти. Согласитесь, если двадцать пять раз прочесть одно и то же слово, на двадцать шестой вы запомните, как оно правильно пишется.

Так и с книгами, читающий человек сам не замечает, как повышается уровень его грамотности. Да и происходит это автоматически. Но для того, чтобы человек полюбил чтение, ему нужно привить эту любовь к книгам. Но не каждый родитель знает, как это правильно делается. Некоторые совершают непростительные ошибки, в результате которых у многих детей пропадает охота читать вообще.

В чем кроется причина детского нежелания читать?

Во-первых, есть вероятность, что выбранные книги просто не подходят вашему ребенку. Не только в плане сюжета, возможно, они просто не подходят ему по возрасту. Не заставляйте ребенка читать то, что в реальной жизни он не поймет. Вряд ли в 7-8 лет малышу стоит давать для прочтения «Дон Кихота» или «Графа Монте-Кристо».

Выбирая книги для чтения, ориентируйтесь также на предпочтения малыша. Это может быть еще одной причиной, по которой ребенок не хочет читать. Например, ребенок любит сказки. Вот и давайте ему читать именно сказки, которые ему так нравятся. Пусть читает подобную литературу, а вы потихоньку будете давать ему читать что-то более серьезное. Просто нужно приучать ребенка к более сложной литературе постепенно. И в этом случае тоже стоит ориентироваться на возраст детей.

Также ребенку может не нравиться чтение, потому что вы насильно заставляете его читать. Или пытаетесь навязать ему книгу посредством изложения своих доводов, основанных на том, что только читающие люди будут успешными. То есть получается, что те, кто не читает – глупые люди. Ребенок, может чисто принципиально не захотеть этого сделать, делая наперекор вам.

Как же все-таки ненавязчиво привить ребенку любовь к чтению?

Во-первых, начать следует еще тогда, когда малыш маленький. Оптимальный возраст – три года. Начинайте сами читать ему. Самой подходящей литературой для него в этом возрасте станут всеми любимые «Теремок», «Курочка Ряба» и «Колобок». Привлекайте малыша интересными историями, пусть задает по ходу чтения вопросы. Не игнорируйте это, старайтесь давать подробные и развернутые ответы, обсуждайте прочитанное, даже если вопросов будет слишком много. В противном случае ребенок замкнется в себе и ему станет неинтересно.

Для многих семей вопроса «Как зачать ребенка?» вообще не существует. Но есть такие пары, для которых наступление беременности становится острой проблемой.

Не стоит сильно переживать по этому поводу! Просто необходимо внимательно изучить этот процесс, основательно к нему подготовиться и придерживаться некоторых простых правил.

Как происходит процесс зачатия?

Во время половой близости в женское влагалище изливается 3-5 мл спермы, содержащей от 300 до 500 млн. сперматозоидов. Самые сильные сперматозоиды начинают добираться до яйцеклетки. Они должны преодолеть путь через полость матки, чтобы проникнуть в маточную трубу.

На это сперматозоидам отводится 2-2,5 часа. В маточной трубе они могут находиться от 2 до 7 суток. Одно семя может не преодолеть все препятствия на пути к яйцеклетке, поэтому в атаку устремляются от 100 до 350 000 сперматозоидов, но лишь одному из них удается попасть в яйцеклетку!

Когда встретятся мужской сперматозоид и женская яйцеклетка, произойдет оплодотворение. Затем, в течение последующих 12 часов образуется эмбрион, состоящий всего из одной клетки. Его называют зиготой.

Зародившийся эмбрион начинает свой путь по маточной трубе на свое место, в матку. Пока зигота продвигается, проистекает деление его клеток. Уже на 11-12-й день после соединения двух клеток, эмбрион прикрепляется к мягкому слою матки и начинает развиваться.

Как правильно подготовиться к беременности?

Чтобы увеличить шансы на зачатие, необходимо соблюсти несколько простых правил.

Осмотр врача

Осмотр специалиста предполагает прохождение обследования будущей мамы или обоих супругов. Врач даст полезные рекомендации, касающиеся вашего здоровья и здоровья будущего ребенка. Например, вы узнаете, какие витамины надо пить, чтобы малыш родился здоровым, а вы остались крепкой и сильной.

Здоровый образ жизни

Принципы ЗОЖ для будущей матери

Чтобы правильно зачать ребенка, женщине, которая планирует в скором времени забеременеть, необходимо вести ЗОЖ.

Что входит в это понятие?

Сбалансированное питание

Правильное питание с употреблением достаточного количества фруктов, творога, овощей, мяса, рыбы. Организм будущей мамы должен получать все необходимые витамины, полезные вещества, причем, без злоупотребления.

Умеренные физические нагрузки

Систематические занятия физкультурой, ходьбой или фитнесом.

Полный отказ от курения, употребления спиртных напитков

У курящих женщин и мужчин меньше шансов обзавестись здоровым потомством. Алкогольная зависимость способствует рождению больного ребенка, отстающего в умственном развитии, возможны и другие патологии. Стоит ли рисковать нормальным развитием своего малыша.

ЗОЖ для будущего отца

Мужчины тоже должны соблюдать ряд условий, чтобы сохранить свои репродуктивные качества:

  • отказаться от облегающей одежды (не носить слишком тесные плавки и джинсы);
  • реже посещать сауну и носить одежду по сезону, чтобы не перегреваться. Перегрев яичек уменьшает выброс нормального семени,
  • убрать мобильный телефон из карманов брюк.

Диета

Речь не идет о голодании. Голодание вообще противопоказано. Необходимо сбросить лишний вес, мешающий наступлению беременности. Сильная худоба тоже не приведет к желаемому результату. Поэтому, сбалансированное питание - это лучший путь к зачатию здорового ребенка.

Женщина должна разделить свой рацион на 6 приемов пищи, значит, есть надо 6 раз в сутки, большая часть меню должна составлять овощи и фрукты. Не стоит забывать, что некоторые фрукты и ягоды, например цитрусовые, земляника могут вызывать аллергию.

Условия, необходимые для наступления зачатия

Хорошо, если каждая женщина наблюдает за своим месячным циклом, знает подходящие дни для зачатия малыша, то есть фазу овуляции.

Овуляция

Чем характеризуется фаза овуляции?

Во-первых, влагалищные выделения становятся прозрачными, вязкими, более обильными. Иногда можно заметить кровяные нити.

Во-вторых, при созревании фолликулы появляются незначительные боли внизу живота.

В-третьих, у женщины обостряется половое влечение, так как организм показывает, что он готов к оплодотворению.

Когда наступает овуляция?

Чаще всего на 12- 14 день после начала менструального цикла. Каждой женщине надо знать, что период, наиболее вероятный для оплодотворения, длится всего 6 дней: 5 перед выходом яйцеклетки и 1 после него.

Этот процесс происходит примерно в середине цикла. Его можно установить путем измерения так называемой базальной температуры. После выхода яйцеклетки температура поднимается на 0,2-0,4 градуса.

Как измерить базальную температуру?

Измерять температуру следует в одно и то же время при помощи введения градусника в прямую кишку примерно на 5 см.

В процессе ведения измерений необходимо соблюсти следующие условия:

  • измерять температуру надо утром, даже не поднимаясь с постели;
  • держать градусник необходимо 6-7 минут;
  • обязательно записывать показания в тетрадь.

Если вести график изменения такой температуры, то можно высчитать самые благоприятные дни для наступления беременности.

Прекращение использования контрацептивов

Если вы готовы к рождению сына или дочки, то следует прекратить применять противозачаточные средства. У ряда женщин беременность может не наступать в течение трех-четырех месяцев после отказа от предохраняющих средств, однако это считается вариантом нормы.

Более того, после избавления от внутриматочных спиралей надо 2-3 месяца воздержаться от планирования беременности, чтобы восстановились матка и маточные трубы. Это даст возможность снизить риск выкидыша.

Прекращение поиска идеального положения во время полового акта

Стоит ли придумывать особенные позы, чтобы быстро зачать ребенка? Как показывает практика, ни одна не действует на 100 процентов. Просто расслабляйтесь и получайте удовольствие.

Отдых после близости

После полового акта не надо сразу бежать в душ, то есть принимать вертикальное положение. Ведите себя правильно: полежите спокойно минут тридцать. Многие советуют приподнять ноги вверх. Это ничего не даст. Просто полежите спокойно, тогда сперма точно попадет в шейку матки.

Дозированность половых актов

Близость без перерыва в период овуляции вредна. При излишней близости можно значительно снизить шанс забеременеть. Почему? Все дело в том, чем больше мужчина делает семяизвержений, тем каждые последующие сперматозоиды теряют свои зачаточные качества.

Для успешного зачатия достаточно заниматься сексом один раз в день и не более 3 раз в неделю.

Отсутствие стрессов

Сохранение спокойствия, как одно из условий зачать здорового ребенка. Стресс незаметно, но уверенно убивает человека. Поэтому, чтобы родить здорового ребенка следует избегать даже самых незначительных стрессов.

Как реагирует на стресс организм женщины? Даже самая пустяковая стрессовая ситуация может помешать фолликуле выпустить яйцеклетку для оплодотворения. А мужчина во время стресса вообще не сможет осуществить половой акт, значит, пара снова будет ждать следующего месяца.

Выбор оптимального времени дня и сезона года

Время в течение суток также может оказать влияние на успешное оплодотворение. Считается, что у пар, которые предаются занятиям любовью после обеда, примерно в 17-00 часов, больше шансов забеременеть, так как в этот период суток «хвостатые живчики» особенно подвижны.

Чтобы все получилось, необходимо выбрать правильный сезон для зачатия. Считается, что начало осени - самое время задуматься о потомстве. Дело в том, что зимой при коротком световом дне, а также летом, в самые жаркие месяцы, овуляция у некоторых дам просто может не происходить.

Что делать, если быстро забеременеть не получается?

Не паниковать!

Если не получается забеременеть с первого раза - это не повод отчаиваться и много думать об этой проблеме. Мысли о беременности становятся настолько навязчивыми, что это переходит в затяжной стресс и становится настоящим препятствием к достижению такой желанной цели.

По наблюдениям специалистов, беременность может не состояться у здоровых пар в течение нескольких месяцев и до года. И только, по истечение года попыток потенциальных родителей начинают проверять на наличие бесплодия.

Сменить положение для близости

Есть мнение, что поза женщины «сверху» может помешать оплодотворению. Можно попробовать сменить ее на более традиционую «миссионерскую» позицию.

Также, следует помнить, что будущей маме очень важно испытывать оргазм. Во время оргазма шейка матки сильно сокращается, и сперма оказывается втянутой в матку.

Съездить в отпуск

Что еще можно сделать, в случае, если зачатие удается с первого раза? Лучшим вариантом будет: расслабиться и снять эмоциональное напряжение, например, съездить в отпуск.

В дополнение к этому, можно воспользоваться рецептами народной медицины, например, попить боровую матку или шалфей (после консультации с врачом).

Минимизируйте контакты с бытовой химией и снизьте дозировку лекарств

Пропейте курс фолиевой кислоты и поливитаминов

Важность фолиевой кислоты для плода

Планируя беременность, необходимо уделить внимание важнейшему компоненту - фолиевой кислоте. Достаточно принять в день до 400 мкг фолиевой кислоты, чтобы уменьшить возможность появления потомства с изъянами позвоночника, дефектами нервной системы.

Фолиевую кислоту содержит свежая зелень, овощи, есть она в орехах, семечках, отрубях. Также ее можно купить в аптеке в синтезированном виде.

Влияние ряда витаминов на зачатие и здоровье будущего крохи

Помимо этого, для успешного зачатия крайне важны витамины С, Е и йод. Нехватка йода может повлиять на нормальное функционирование щитовидной железы. У женщин, щитовидка которых имеет пониженную функцию, процесс овуляции происходит крайне редко.

Кроме этого, дефицит йода может плохо отразиться на интеллектуальном развитии малыша. Чтобы будущий человечек родился здоровым, необходимо за 2-3 месяца до планирования беременности принимать поливитамины, рекомендуемые врачом.