Как реагируют дети на похвалу. Родительское собрание «Наказание или поощрение, кнут или пряник? Мотивация "от обратного"

Некоторые дети настолько часто слышат из уст родителей слова ""молодец"" или ""умница"", что перестают на них реагировать. А кого-то самая скупая похвала окрыляет и толкает на подвиги.

По мойму похвала это положительная эмоция, а эмоции положительные искрени возникшие надо смело выплескивать на ребенка своего зачем их контролировать и уж тем более никогда я не задумывалась об этом, как о воспитательной мере или механизме воздействия. Иногда даже такое бывает, что чего-то не получилось у ребенка ну двойку там получил или еще чего рассказывает он об этом а я возьму да похвалю его непроизвольно, потому как действительно порадует меня, что не расстроился он а в хорошем настроении прибывает.

07.12.2007 10:44:43,

Всего 2 сообщения .

Еще по теме "Волшебная сила похвалы":

Похвалите свой телефон.. Телефоны и мобильная связь. Техника. Выбор и покупка бытовой техники, обсуждение моделей так я ничего проив 3310 не имею кроме того, что это маленький легкий телефончик. им даже синяк трудно кому-то поставить:) 18.06.2016 17:04:29, ALora.

не могу понять, учитель наш говорил, что похвальный лист, сейчас принес ребенок грамоту обычную с распечатанным текстом за успешную учебу. нет такого, как раньше одного образца? теперь учитель говорит, что это и есть оно. но грамоту эту я сама покупала в майшоп, помню.

Похвала – это не просто «молодец», сказанное на автомате. Похвала – это признание детских способностей, проявление командного духа, это сигнал ребенку: «Мы радуемся успехам вместе с тобой».

Основные Сказки Константин Паустовский написал в конце войны и в первые послевоенные годы - отсюда ещё их пронзительность. В этих сказках всё просто, буднично, почти нет чудес. Здесь волшебной силой наделена природа: воробей, лягушка, лошадь, морозы, дожди… Волшебная сила вторгается в жизнь людей и в зависимости от поступка помогает человеку или наказывает. Стремительно и легко мелькают свет, тени, одна картина сменяет другую… "Писать сказку так же трудно, как передать словами слабый запах...

Вот я заметила, что от моей похвалы мои не звездят, она для них как само собой разумеющееся. Тем, что 5 лет прожил? Меня такие " похвалы " бесили, сколько я себя помню. Так и тут. "Молодец, что цвточки красивые" - это понятно.

Долго меня дети дожимали на животное, которое может перемещаться свободно по дому, я сдалась и у нас появилась кошка Грета по паспорту Гарбо:) Я недели три выбирала породу. Мне надо было, чтобы она была миролюбивая, сообразительная, малопушистая, по возможности неаллергичная и не драла в доме мебель и прочее. Давно уже мечталось о сфинксе лысом и неземном:) Но в итоге я начиталась про корниш рексов и остановилась на них. (Сфинксы проиграли все таки по аллергичности - у них кожи больше...

Дочь (3.5 года) не умеет принимать похвалу и сочувствие. Но проблема в том, что она всегда так реагирует и на сочувствие, и на похвалу. Если с ней строго обращаться, то идеальный ребенок просто!

Ему НУЖНО, ХЧЕТСЯ, чтобы его хвалили, особенно мама! Я не говорю, что у него 100% такая "логика", но ведь если он будет плохим, есть шанс, что мама похвалит за что-то хорошее (с его точки зрения). Может, хвалить почаще?

а ребенок просит похвалы? зачем хвалить или критиковать, если первое не соответствует вашим чувствам, второе отбивает охоту вообще что-либо делать. Заметьте, что я написала о чувствах!

Поговорим о похвале. Она чрезвычайно важна и для взрослого человека, и для ребенка. Но очень часто родители забывают об этом, и скупятся на похвалу.

А зря. Чем больше вы хвалите ребенка, тем больше мотивируете его к совершению хороших дел. Но как правильно хвалить ребенка, чтобы похвала не переросла в гордыню?

Ребенок полностью зависит от родителей, он ловит настроение матери и чутко определяет в нем нотки позитивного и негативного. Если мама скупится на ласку и похвалу, ребенок может решить, что его попросту не любят.

Представьте себе, вы зависите от какого-либо человека, которого любите до глубины души. А этот человек вас постоянно критикует и осуждает. Какая первая мысль придет вам в голову? Скорее всего, вы решите, что вы не нужны этому человеку, потому что недостаточно хороши.

Так и ребенок, он просто не верит в любовь родителей, которые постоянно отрицательно оценивают его поступки. Даже не поступки, а его самого. Если в семье преобладает оценочное отношение, ребенок получает серьезную психологическую травму. Он становится неуверенным в себе, заранее программирует на неудачу все свои действия. Ребенок будет постоянно сравнивать себя с другими и, видя превосходство других людей, впадать в уныние.

Детей-дошкольников необходимо хвалить часто и преувеличенно. Не бойтесь укоренить в ребенке гордыню, хвалить нужно за хорошие поступки и качества. Похвала и лесть - разные вещи. Именно последней следует опасаться.

Не лишним будет поговорить с ребенком о гордыне. Гордыня - смертный грех, необходимо объяснить это ребенку. Он должен понимать, что гордыня противна Богу. Гордыня или высокомерие перекрывают пути человека к развитию. Он считает, что достиг совершенства, и перестает работать над собой. Приучайте ребенка никак не оценивать себя - ни хорошо, ни плохо. Какие мы - знает один Бог.

Хвалите и критикуйте не ребенка, а его поступки. Не ограничивайтесь стандартными «умница», «молодец». Скажите ему, что писать у него получается теперь гораздо лучше. А читать он стал намного быстрее, чем в прошлом месяце. Хвалите ребенка за его упорство и трудолюбие. Это важные личностные качества.

Исправляйте недостатки ребенка тактично, возвышайте все хорошее в нем. Возьмите это за основу воспитания. Ведь если постоянно повторять ребенку, что он все делает неправильно, он вообще перестанет что-либо делать. Никто не будет слушать человека, который вечно всем недоволен. Так и дети: они перестают слушать вечно ворчащих пап и мам.

Как привить ребенку жизненные ценности? Похвалой! Если родитель хвалит ребенка за доброту, трудолюбие, кротость, он автоматически дает ребенку ориентир. Ребенок будет знать, что такие качества, как доброта и смирение, играют важную роль в жизни человека. Что без этого существование людей невозможно.

Как развить в ребенке те качества, которыми его обделила природа? Если вашему ребенку не хватает смелости или уверенности в себе, как помочь ему их развить? И здесь нам на помощь опять приходит похвала.

Если ребенок слишком часто озорует, плохо себя ведет, то хвалите его за то, что сегодня в детском саду он вел себя очень хорошо. Похвалите ребенка перед папой, что сегодня ваш сын был спокойным и послушным, и вы гордились им. Пусть вы немного преувеличите, но ребенку это будет приятно.

А если он и от папы услышит добрые слова, то это заставит его задуматься над своим поведением и изменить его.

Есть распространенное мнение, что похвала – это «сюсюканье», которое балует и портит детей. Однако еще известный физиолог Павлов и его ученики, проводившие эксперименты на животных, показали необходимость поощрения для лучшего понимания того, какие поступки являются приемлемыми, а какие – нет. Психологические исследования дошкольников и младших школьников продемонстрировали, что дети этих возрастных категорий в своих поступках

в большей степени ориентируются на реакцию взрослых, а не на собственные представления о моральных нормах и ценностях. Поэтому, если рассматривать похвалу с точки зрения пользы для воспитания, ее можно считать мощным оружием педагогического воздействия ближней и средней дальности.

Услышав добрые слова в свой адрес, ребенок в следующий раз постарается поступить так же, чтобы получить поощрение. Таким образом, в его мировоззрении формируется система координат: что такое хорошо и что такое плохо.

Похвала является одним из способов выражения родительской любви и принятия. Ребенок видит, что его ценят и уважают, и это придает ему уверенность, повышает самооценку. Вот почему важно хвалить не только за результат, но и за намерение, желание что-то сделать. Получив подобный стимул, ребенок обязательно добьется успеха.

Молчание – знак согласия

Некоторые родители принимают хорошие поступки и достижения ребенка как должное, реагируя на них молчаливым одобрением. Зато плохое поведение вызывает у них бурную реакцию. Такие взрослые требовательны, очень ответственны и считают свою любовь к ребенку чем-то обыденным, закономерным, что не нуждается в подтверждении.
Многие дети в таких условиях воспитания вырастают серьезными, целеустремленными и не ждущими милостей ни от природы, ни от окружающих людей. В то же время, они не позволяют себе без особых причин получать удовольствие от жизни, радоваться общению с близкими, своему отражению в зеркале. Все положительные эмоции оказываются как будто заблокированными. Вполне возможно, что чеховского «Человека в футляре» просто недохвалили в детстве.
Дети активные, подвижные, темпераментные обычно отвечают на подобное педагогиче­­ское воздействие протестом. Замечая, что внимание взрослого можно привлечь только плохим поведением, они придумывают самые невероятные шалости, дурачатся и кривляются, не реагируя на одергивания родителей. Если вы замечаете, что в силу особенностей своего характера, постоянных проблем и бешеного ритма жизни не можете найти в себе силы, чтобы лишний раз улыбнуться ребенку и подбодрить его, по­­старайтесь изменить свой стиль воспитания с помощью простых советов:

Чаще представляйте себя на месте ребенка и вспоминайте себя в его возрасте. Хотели ли вы, чтобы вас в подобной ситуации похвалили? Было ли обидно, когда родители игнорировали ваши успехи?

Не бойтесь сами хвалить себя каждый раз, когда вы смогли выразить свою любовь к ребенку и одобрение его поступков. Именно в этот момент вы справедливый и мудрый родитель, а не тогда, когда ругаете свое провинившееся чадо. Одной похвалой вы сможете пред­­отвратить череду проступков, вызванных плохим настроением ребенка или его неуверенностью в себе.

Сопровождайте ваши слова ласковыми прикосновениями к ребенку, объятиями, поцелуями.

Старайтесь получать радость от теплых слов, сказанных другим.

Большие заслуги

Большинство зарубежных и отечественных психологов сходятся во мнении, что хвалить (впрочем, как и осуждать) нужно не самого ребенка, а его поступки. Взяв это правило на вооружение, некоторые родители предпочитают не нарушать его ни при каких условиях. В результате ребенка хвалят за хорошие отметки или вымытую посуду, и у него складывается стойкое впечатление, что любовь родителей нужно заслужить. Не слыша никогда ни от папы, ни от мамы «Ты умный, красивый, добрый», ребенку трудно сформировать адекватное представление о себе. Не имея постоянной точки отсчета в виде осознания своей уникальности для родителей, малышу приходится ориентироваться на ситуативные оценки взрослых. Такие дети очень подвержены чужому влиянию, восприимчивы к мнению других. Отсюда возникают повышенная тревожность, неуверенность в себе и страх потерять родительскую любовь после полученной двойки. Поэтому не стоит избегать похвалы личных качеств ребенка. Пусть слова одобрения будут сказаны просто так, независимо от его поведения.
Если вы считаете, что похвала должна быть заслуженной, постарайтесь найти косвенные поводы для нее:

Хвалите не за отдельные оценки, а за старательное выполнение уроков или активную работу в классе. Ребенку важно осознавать, что вы цените его заслуги, а не щедрость учителя.

Подчеркивайте значимость для вас и для ребен­­ка отдельных событий его жизни, например: «Теперь ты у нас второклассник – совсем взрослый и самостоятельный мальчик!»

Не акцентируйте внимание ребенка на отрицательном результате, если у поступка были благие намерения. Хвалите за желание что-то сделать, интересные идеи и любознательность.

Похвала без границ

Разве бывает слишком много любви, ласки и признания?
И могут ли они испортить детей? Постоянно слыша вокруг себя восторженные возгласы, малыш невольно привыкает к этому и испытывает жестокое разочарование, сталкиваясь с более трезвой оценкой чужих людей. Если похвала проявляется в форме противопоставления другим детям, у ребенка формируются
такие черты характера, как эгоцентризм, снобизм, демонст­­ра­­тивность. Он старается все делать напоказ, ожидая все новых и новых дифирамбов в свой адрес.
Но случается и обратное: утопая в атмосфере обожания, дети перестают реагировать на по­­хвалу, отмахиваясь от любящих родственников, как от льстивой прислуги, и стараются все делать наоборот, чтобы досадить родителям и не слышать надоевших восторгов.
Чтобы не оказаться в подобной ситуации, обратите внимание на те случаи, в которых не следует хвалить ребенка.

Когда он что-то не успел или не смог доделать, и похвала служит лишь способом переключения ребенка на другое занятие: «Ну, молодец, молодец, хватит уже!» Если в воспитании малышей такой педагогический прием оправдан, то школьникам он привьет безответственность.

Когда вы хотите польстить, чтобы добиться какой-то своей цели. Неискренность рождает недоверие. В другой раз ребенок вам не поверит.

Когда стремитесь успокоить ребенка и противопо­­ставляете его обидчику. Это лишь усугубит конфликт между детьми.

Когда вы хвалите школьника за то, за что недавно ругали при других обстоятельствах.

Часто ли вы хвалите своего ребенка?

1. Если вы хотите похвалить ребенка, то обычно используете слова:
а) «гениально», «потрясающе»;
б) «молодец»;
в) «хорошо».

2. Как ваш ребенок обычно реагирует на похвалу?
а) раздраженно отмахивается;
б) принимает как должное;
в) воодушевляется.

3. Вас приятно удивили успехи вашего ребенка. К словам похвалы вы непременно добавите:
а) поцелуи и объятья;
б) подарок;
в) деньги.

4. В какой ситуации, на ваш взгляд, похвала необходима?
а) когда ребенок убрал за собой игрушки;
б) получил пятерку;
в) по собственной инициативе помог бабушке.

5. Ребенок гордо показывает вам свою поделку, которая не кажется вам удачной. Ваша реакция:
а) чтобы не огорчать, скажете, что его поделка лучше всех;
б) укажете на недостатки, но отметите и достоинства;
в) честно покажете на те поделки, которые считаете лучшими.

6. Когда вы хвалите ребенка, то обычно испытываете:
а) гордость;
б) нежность;
в) восхищение.

7. Выберите одно из утверждений о детской одаренности:
а) каждый ребенок по-своему талантлив;
б) менее одаренный, но старательный ребенок способен добиться больших успехов, чем талантливый, но ленивый;
в) любую способность можно развить.

8. На спортивных соревнованиях ваш ребенок прибежал последним. Что вы ему скажете?
а) пристыдите;
б) похвалите за умение идти до конца;
в) объясните, что он проиграл, потому что неправильно рассчитал свои силы.

9. Ребенок хвастается своими достижениями перед гостями. Ваша реакция?
а) будете дополнять его рассказ;
б) станете иронизировать над его «скромностью»;
в) переведете разговор на другую тему.

10. Вы заметили, что вашему ребенку очень нравится рисовать. Это повод для того, чтобы:
а) отдать его в художественную школу;
б) купить хорошие краски и кисти;
в) посещать с ним выставки и музеи.

11. Учитель нелестно отозвался об успехах вашего чада, поставив в пример другого ученика. Что вы скажете своему ребенку?
а) заметите, что его успехи ниже, чем у его одноклассника;
б) станете хвалить одноклассника, чтобы у вашего ребенка появилось желание учиться так же хорошо;
в) предложите исправить те ошибки, которые отметил учитель.

12. Бабушка умиляется поступкам ребенка, в которых вы не видите ничего особенного. Ваша реакция:
а) станете спорить с ней;
б) проигнорируете ее высказывания;
в) согласитесь из уважения к ней.

13. Ребенок жалуется, что его дразнят одноклассники. Как вы его успокоите?
а) «Они глупые и невоспитанные!»
б) «Не слушай их, ты у меня самый лучший!»
в) «Давай подумаем, почему они так к тебе относятся».

Доброе время суток!

Сегодня заметила то, как мой ребенок реагирует на похвалу. Ему сейчас 1,9 мес., я и раньше замечала, что он не равнодушен к моим замечанием, но именно в последнее время я стала замечать как он озаряется лучезарной улыбкой при таком простом слове: «Молодец!» А сегодня еще кивает головой в ответ)) и делает, делает еще раз, чтобы снова его похвалили. Как мило, подумала я. Но зная и понимая детскую психологию, я все же решила взять умную книжку и почитать, чтобы лучше понимать своего ребенка.

Но дабы не мучить вас своими долгими рассуждениями, на эту тему, я отыскала коротенькую статью, к сожалению автора не знаю, но в ней, на мой взгляд, есть полезнее мысли и рекомендации как правильно хвалить ребенка.

Почитайте) И поделитесь, как часто хвалите вы своих детей?

1. ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Застаньте ребенка за полезным занятием, убедитесь что он все делает правильно и поощряйте его здесь и сейчас. Делайте это незамедлительно и спонтанно. Если вы упустите эту возможность и затяните с одобрением, то влияние похвалы будет разбавленным.

2. ХВАЛИТЕ И ПООЩРЯЙТЕ РЕБЕНКА ЗА УСИЛИЯ, А НЕ ЗА ЕГО ПРИРОДНЫЙ ТАЛАНТ
Хваля ребенка за его природный талант, мы приносим ему больше вреда, чем пользы. Вместо этого, хвалите и поощряйте ребенка за его усилия и работу, которую ему удалось сделать.

3. БУДЬТЕ ИСКРЕННЫ
Будьте искренними и честными. Не преувеличивайте. Не льстите. Лесть выглядит в глазах ребенка дешево, эгоистично и мелко. Очень скоро малыш раскроет вашу неискренность, и тогда начнет относиться с подозрением к любому одобрению с вашей стороны.

4. БУДЬТЕ КОНКРЕТНЫ, ПООЩРЯЯ РЕБЕНКА
Посылать лишь общие комментарии «хорошо», «здорово», «прекрасно» легко. Использовать конкретные описания немного труднее, потому что вам придется глубже вникнуть в то, чем ребенок занят и достаточно ли хорошо он справляется с тем, чем занят. Но это стоит усилий. Описание делает похвалу искренней и неподдельной.

5. НЕ ОЖИДАЙТЕ СОВЕРШЕНСТВА
Если вас может удовлетворить лишь совершенство, вы будете весьма разочарованы. Ваши ожидания должны быть разумными. Цените малейшее улучшение в поведении ребенка. Даже в случае ошибок и неприятных аварий, хвалите его за то, что он предпринял меры предосторожности, если таковые имеются.

6. НЕ ОТНОСИТЕ ПОХВАЛУ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К УСПЕХУ
Если мы хвалим ребенка только за его успех, мы теряем так много драгоценных моментов. Успешных событий может быть немного, поэтому хвалите и поощряйте ребенка за его усилия, независимо от результатов. Не жалейте слов одобрения за его старания, даже если что-то ему не совсем удастся.

7. НЕ СРАВНИВАЙТЕ
Хвалите ребенка за его усилия, но не за то, что он лучше, чем любой другой ребенок. Не сравнивайте его с другими детьми. У каждого ребенка свой ум, опыт и прошлое. Каждый ребенок уникален. Поощряйте детей к развитию их собственной индивидуальности.

8. НЕ СМЕШИВАЙТЕ ПОХВАЛУ И КРИТИКУ
Если вы хвалите ребенка, а затем начинаете критиковать его, объясняя, что он мог бы сделать это лучше, тем самым вы заставляете его думать, что он не был достаточно хорош. Вы смешиваете похвалу и критику. Ребенок забудет похвалу, однако критику он будет помнить.

9. ХВАЛИТЕ ПУБЛИЧНО, ЕСЛИ ВОЗМОЖНО

Всем нравится когда их хвалят прилюдно. Таким образом, одобряйте и поощряйте ребенка в присутствии окружающих, если у вас есть что-то значительное, чтобы рассказать людям об этом. Дайте детям возможность услышать, как положительно вы отзываетесь о них.

10. ИЗБЕГАЙТЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ
Не выражайте похвалу через любые негативные эмоции, как гнев, ненависть, сарказм или тому подобное. Эмоции говорят громче, чем слова. Даже если вы подберете положительные слова, но они будут наполнены отрицательными эмоциями, слова игнорируются, но эмоции оставят свой след в сознании ребенка.

11. СМЯГЧАЙТЕ ТОН ГОЛОСА
Тон вашего голоса также отражает эмоции. То, как вы говорите, является гораздо более важным, чем то, что вы говорите. Простое слово «Спасибо» может быть сказано как весьма вежливо, так и в серьезном гневе. Используйте только положительные слова ободрения и говорите их с чувством и искренностью.

12. СЛЕДИТЕ ЗА ЯЗЫКОМ ТЕЛА
Помните! Большинство ваших эмоций отражается через язык тела. Поэтому следите за языком тела. Выпрямите кожные складки на лбу, расслабьте мышцы лица, брови, и другие мышцы тела. Приблизьтесь к ребенку с улыбкой и смотрите ему в глаза. Похлопайте его по спине, обнимите или прикоснитесь к нему ласково. Это добавит большую эмоциональную ценность вашей похвале.

13. НЕ ПОВТОРЯЙТЕ ОДНО И ТО ЖЕ СОТНЮ РАЗ

Избегайте повторять одни и те же слова похвалы снова и снова. Произносите фразу один раз, но в подходящее время. Если вы произносите ее в ненадлежащем порядке, она не будет служить цели, даже если вы повторите ее еще десять раз. Напротив, повторение вызывает дискомфорт и подозрения в сердце ребенка.

14. НЕ ПЕРЕХВАЛИВАЙТЕ РЕБЕНКА
Все имеет предел. Вы потеряете силу слов, если переусердствуете. Если вы будете проявлять излишний энтузиазм, ребенок почувствует давление с вашей стороны. Он спросит себя: «А что, если я не смогу сделать это в следующий раз?» Ведите себя разумно.

15. НЕ ТЯНИТЕ ПРЕДЫДУЩИХ ОШИБОК ИЗ ПРОШЛОГО
Никогда не связывайте похвалу с любым предыдущим неприятным событием. Например, если вы говорите «Я думал, что ты сделаешь это так же плохо, как и в прошлый раз, но ты справился». Несмотря на то, что вы попытались похвалить ребенка за нынешние достижения, вы связали их с предыдущей неудачей. Напоминание о предыдущей ошибке может внести беспорядок и разброд в мыслях детей.

16. НЕ СПЕШИТЕ

Если вы всегда спешите, лишь бы побыстрее похвалить ребенка, он начинает подозревать вас в неискренности и думает, что вы делаете это машинально. Он начнет игнорировать ваши похвалы и, даже если вы будете искренны, в следующий раз он не обратит на них должного внимания.

Нина Анатольевна Анучина,

воспитатель гр. «Смородинка»

Похвала нужна каждому человеку, чтобы чувствовать себя более уверенно, а уж детям она просто необходима. Насколько вы щедры на похвалу, вам поможет узнать тест.

1. Если вы хотите похвалить ребёнка, то обычно используете слова:
а) «гениально», «потрясающе» — 1
б) «молодец» — 3
в) «хорошо» — 5
2. Как ваш ребёнок обычно реагирует на похвалу?
а) раздраженно отмахивается – 3
б) принимает как должное – 1
в) воодушевляется – 5
3. Вас приятно удивили успехи вашего ребёнка. К словам похвалы вы непременно добавите:
а) поцелуи и объятия – 1
б) подарок – 5
в) деньги – 3
4. В какой ситуации, на ваш взгляд, похвала необходима?
а) когда ребёнок убрал за собой игрушки – 1
б) получил «пятерку» за поведение – 3
в) по собственной инициативе помог бабушке – 5
5. Ребёнок гордо показывает вам свою поделку, которая не кажется вам удачной. Ваша реакция:
а) чтобы не огорчать, скажете, что его поделка самая лучшая – 1
б) укажете на недостатки, но и укажете достоинства – 3
в) честно покажете на те поделки, которые считаете лучшими – 5
6. Когда вы хвалите ребёнка, то обычно испытываете:
а) гордость – 5
б) нежность – 3
в) восхищение – 1
7. Выберите одно из утверждений о детской одаренности:
а) каждый ребёнок по-своему талантлив – 1
б) менее одарённый, но старательный ребёнок способен добиться больших успехов, чем талантливый, но ленивый – 3
в) любую способность можно развивать – 5
8. На спортивных соревнованиях ваш ребёнок прибежал последним. Что вы ему скажете?
а) пристыдите – 3
б) похвалите за умение идти до конца – 1
в) объясните, что проиграл, потому что неправильно рассчитал свои силы – 5
9. Ребёнок хвастается своими достижениями перед гостями. Ваша реакция:
а) будете дополнять его рассказ – 1
б) станете иронизировать по поводу его «скромности» -5
в) переведете разговор на другую тему – 3
10. Вы заметили, что вашему ребёнку очень нравится рисовать. Это повод для того, чтобы:
а) отдать его в художественную школу – 5
б) купить хорошие краски и кисти – 1
в) посещать с ним выставки и музеи – 3
11. Воспитатель нелестно отозвался об успехах вашего чада, поставив в пример другого ребёнка. Что вы скажете своему ребёнку?
а) заметите, что его успехи ниже, чем у его товарища – 5
б) станете хвалить товарища, чтобы у вашего ребёнка появилось желание выполнять так же хорошо – 3
в) предложите исправить те ошибки, которые отметил воспитатель – 1
12. Бабушка умиляется поступкам ребёнка, в которых вы не видите ничего особенного. Ваша реакция:
а) станете спорить с ней – 5
б) проигнорируете ее высказывания – 3
в) согласитесь из уважения к ней – 1
13. Ребёнок жалуется, что его дразнят дети. Как вы его успокоите?
а) «они глупые и невоспитанные!» — 1
б) «не слушай их, ты у меня самый лучший!» — 3
в) «давай подумаем, почему они к тебе так относятся» — 5
14. У ребёнка не получается работа, и он отказывается продолжать её. Как уговорить его?
а) напугать плохой оценкой работы – 3
б) выразить сочувствие – 1
в) предложить помощь – 5
15. В порыве гнева вы можете назвать своего ребёнка:
а) «бестолочь» — 5
б) «моё наказание» — 1
в) «подлец» — 3

Подводим итоги:
16-37 баллов

Ваш ребёнок не испытывает недостатка в похвале. Он уверен в том, что вы высоко цените его достижения и гордитесь им. Высокая самооценка, безусловно, поможет ему в жизни, однако, слишком часто слыша похвалу, ребёнок не имеет возможности научиться обращать внимание на свои ошибки, что рано или поздно скажется на его успехах. Разбив здравой критикой, вы поможете ему трезво оценить свои возможности.

38-59 баллов

Возможно, вы человек настроения или слишком погружены в свои проблемы. Поэтому ребёнок не всегда четко представляет себе, что в его поведении нравится родителям, а что нет. Ваша похвала часто бывает вызвана хорошим настроением, а не достижениями ребёнка. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обращайте больше внимания на мотивы поступков ребёнка и его потребности: чего он ждёт от вас, почему капризничает и проявляет негативизм. Опираясь на эмоциональное состояние, а не на собственные чувства, вы сможете легче направлять его поведение в нужное русло.

60-80 баллов

Вы требовательный родитель, поэтому не балуете ребёнка хвалебными отзывами. Ваши замечания метки, и критика предметна, но когда они преобладают над признанием и похвалой, то воспринимаются ребёнком как отвержение. Не стоит портить отношения со своим чадом из-за того, что нарисованный слон больше похож на корову. Показывая продукт своей деятельности, ребёнок стремится разделить с вами хорошее настроение и увидеть радость в ваших глазах. Ощущая вашу поддержку, он добьется гораздо больших успехов, чем тревожась из-за малейших промахов.

Азбука похвалы для ребёнка

1. Молодец!
2. Удивительно!
3. Великолепно!
4. Прекрасно!
5. Незабываемо!
6. Это трогает меня до глубины души.
7. Остроумно.
8. Талантливо!
9. Ты сегодня очень много сделал.
10. Уже лучше.
11. Потрясающе!
12. Поразительно.
13. Красота.
14. Очень ясно.
15. Очень эффектно.
16. Ты просто чудо.
17. Здорово!
18. Ты ловко это делаешь.
19. Ты меня порадовал.
20. Я горжусь тобой.
21. Мне очень важна твоя помощь.
22. Ты мне необходим.
23. Я с ума сойду, если с тобой что-нибудь случится.
24. Научи меня делать также.
25. Я знал, что тебе это по силам.
26. Никто мне тебя не заменит.
27. Я сам не мог бы сделать лучше.
28. Хорошо!
29. Гораздо лучше, чем я ожидала.
30. Лучше, чем все, кого я знала.
31. Грандиозно.
32. Именно этого мы давно ожидали.
33. Сказано здорово – просто ясно.
34. Экстра – класс.
35. Ты самый одаренный.
36. Отлично!
37. Еще лучше, чем вчера.
38. Классно.
39. Неподражаемо.
40. Как в сказке.
41. Ярко, образно.
42. Прекрасное начало.
43. Ты на верном пути.
44. Ты и в этом разобрался.
45. Это как раз то, что нужно.
46. Поздравляю.
47. Я очень счастлива.
48. Работать с тобой просто радость.
49. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.
50. Для меня нет никого красивее тебя.
51. Тут мне без тебя не обойтись.
52. Ты мне нужен такой, какой ты есть.
53. Замечательно!
54. Несравненно.
55. Верю в тебя!
56. Вот это да!
57. Желаю тебе успеха!
58. Настоящий мастер!
59. Так держать!
60. Фантастика!
61. Ценю твои старания!
62. Умница!