Как празднуют святки. Рождественские святки: традиции, обычаи и приметы

Федорова Ева

Дни, начиная от Рождественского сочельника (6 января) и заканчиваются праздником Крещение Господне (19 января). называются Святыми Днями. В народе они получили название святок . 25 декабря, в астрономический день зимнего солнцеворота, первый день победы солнца над тьмой, испокон века открывался на Руси самый большой и любимейший праздник года - Святки. Святки, происходят от глагола светить, находятся в тесной связи с воспоминанием о Рождении Спасителя мира.

Рождественские святки – это дни, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца. Символизируют они события рождества и крещения Спасителя.

Скачать:

Предварительный просмотр:

XIII городские Серафимовские чтения школьников

Название секции: Православие и российская государственность

Реферат на тему:

Обычаи и праздники русского народа. Святки.

Реферат подготовила:

Федорова Ева,

учащаяся 3 класса

ГБОУ ООШ № 12

г.о.Новокуйбышевск

Руководитель:

Шубина Нина Анатольевна,

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ № 12

г.о.Новокуйбышевск

г.о. Новокуйбышевск 2012 г.

Введение.

Дни, начиная от Рождественского сочельника (6 января) и заканчиваются праздником Крещение Господне (19 января). называются Святыми Днями. В народе они получили название святок . 25 декабря, в астрономический день зимнего солнцеворота, первый день победы солнца над тьмой, испокон века открывался на Руси самый большой и любимейший праздник года - Святки. Святки, происходят от глагола светить, находятся в тесной связи с воспоминанием о Рождении Спасителя мира.

Рождественские святки – это дни, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца. Символизируют они события рождества и крещения Спасителя.

В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.

Праздновать их Церковь начала с очень давних времен, ну а подтверждено документально церковным уставом преподобного Саввы Освященного (умер в 530 г.).

Сколько лет святкам?

В какое время появились святки в России? Откуда они перешли к нам? Об этом нет никаких исторических сведений. Изустные рассказы не превышают древности ста лет.

Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее, отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость.

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения. Они приходились как раз на то время, когда все земледельческое население, обмолотив хлеб и покончив со всеми работами, придавалось отдыху. Святки на Руси (да и вообще у всех славянских народов) сопровождались с христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.
Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен.

Календарь святочных дней

По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане (Богоявление). Перед тем, как выйти Господу нашему Иисусу Христу на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (то есть предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Господь повелел ему идти в долину реки Иордан и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через Покаяние и Крещение. В это время Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, и Он тоже пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него Крещение.

Святки.

В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки – в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.

Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.

С самого Сочельника до 1 января ни одна хозяйка не выметала сор из избы, чтобы потом собрать весь его в кучу и сжечь посреди двора. Считалось, что так и беды все из дома выметутся, и урожай будущего года будет защищен (и в саду, и на огороде).

Зимние русские святки всегда были очень интересным, увлекательным и весёлым праздником, где участвовало огромное количество участников и зрителей различного возраста.

Святочные увеселения .

Никакой народ не представляет нам столько забав на Рождественские праздники, как наш русский… Из разнообразных его увеселений, в коих он познается, это - святки, доставляющие всем сословиям истинное наслаждение. Не только дворянство, живущее в городах и деревнях, но даже столичные жители любили предаваться святочным удовольствиям. Разнообразные в своих действиях, они представляли пространное поле для всех родов забав и увеселений. Русское житье - бытье нигде не просвечивалось так ясно, как на святках. Там все радовались и все забывали свое горе. И этот дух до сих пор ощутим в современные святочные празднества. Зимой жизнь, казалось, замедлялась. Все сидели в натопленных домах и без особой надобности не выходили на улицу - холодно, да и снега по пояс. Именно на эту пору приходится шумный и веселый праздник - Рождество Христово со святками. Рождество - второй по величине, по значимости праздник после Пасхи. Но к официальной пышности народ добавил на протяжении веков и немало своих обычаев.

Святки на Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Особенно внимательно относились к снам, видениям и знамениям, которые приобретали на Святки особое значение. Считалось, что в Сочельник, с 6 на 7 января, обычно снятся вещие сны, особенно при растущей луне, поэтому, для того чтобы запомнить сон, в изголовье кровати ставили свечу и клали сонник, чтобы утром немедленно заглянуть в него и разгадать приснившийся сон.

Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, игрища ряженых, гадание.

Колядование. Славление.

На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то, что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет.

Колядование - хождение по домам, исполнение песнопения, посвященных Рождеству Христову, величание хозяина, хозяйки и их детей. Начинали обычно с церковного песнопения: “Христос рождается, славите” (отсюда и название - “славление”).

Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как «светел месяц», хозяюшку - « красным солнцем», детей их - «чистыми звездами». Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: «Хозяин в дому - как Адам на раю; хозяйка в дому - что оладьи на меду; малы детушки - что виноградье красно-зеленое…» Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: «Кто не даст пирога - с ведем корову за рога, кто не даст ветчины - тем расколем чугуны…» Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки.

Хозяева подавали колядовщикам печенье, специально выпекавшееся в новогодние дни в каждой семье, оделяли колядующих «кольцами» колбасы, оладьями, орехами или деньгами. В некоторых губерниях половина собранных денег отдавалась на церковь.

Ни один русский праздник не проходил без вездесущей ребятни. В тех из чисто великорусских губерний, где сохранился обычай колядования, он стал исключительным достоянием деревенской детворы, которые с увлечением выполняли его за старших. На святки детвора собиралась ватагами и ходила по домам колядовать. Оставшись под окнами чьего-нибудь дома, ребятишки пели колядки. Содержание их было традиционным - похвала хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение – что- нибудь вкусненькое. Иногда в самих колядках содержался намек на это:

Наша-то Коляда

Ни мала, ни велика,

Она в дверь не лезет

И в окно не шлет,

Не ломай, не гибай,

Весь пирог подавай!

После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства.

Каждая колядка должна состоять из нескольких частей:

  • Сообщение о том, что идут колядовщики;
  • Славление хозяев дома;
  • Просьба одарить колядовщиков;
  • Поздравления с Колядой и Новолетием.

Для сбора подарков среди колядовщиков были механоши, то есть люди, которые носили глубокий мешок с подарками. Иногда жадные хозяева прогоняли непрошенных гостей. Колядовщики всегда носили с собой один особо важный атрибут - "Солнце" с лучами на шесте, как символ рождения нового Солнца.

В рождественские дни дети занимались также славлением: ходили по домам с вертепом и Вифлеемской звездой и распевали рождественские песенки. Вертеп представлял собой небольшой деревянный ящичек с фигурками, изображавшими сцену Рождества Христова. Как и за колядки, детвора получала вкусные подарки.

И теперь еще можно видеть в ночь перед Рождеством кое-где толпы ребят, которые несут на палке зажженный фонарь в виде звезды, символизирующую звезду, взошедшею над Вифлеемом в момент рождения младенца Иисуса Христа, а все другие бегут за ними на каждый двор, куда только их пускают хозяева.

Игры ряженных .

Рождественские святки не обходились без участия ряженных. Игры ряженных - древняя русская скоморошья забава, сохранившаяся с языческих времен. Гонимая церковью и властью, традиция эта все же пережила века и стала неотделимой частью многих народных праздников.

Костюмы и маски (хари) ряженных готовились заранее, хотя особых премудростей здесь не было. Вывернутая мехом наружу шуба - вот и костюм медведя. Та же шуба с вставленной в рукав кочергой изображала журавля. Парни одевались бабами, девушки - мужиками. И те и другие рядились стариками, цыганами, солдатами, различными животными. Особым успехом пользовались группы ряженных - лошадь с седоком, медведь с вожаком, а при нем деревянная коза. Лошадь обычно изображали два парня, накрытые длинной попоной. Передний держал на вилах соломенную кобылью голову. На лошадь садился мальчик, и вся эта забавная группа под свист и хохот зрителей отправлялась гулять по улицам. Ряженные заходили в дома и веселились, как могли: кувыркались, дурачились, орали не своим голосом, а иногда разыгрывали целые представления. Так, весело и озорно, проходили святки, доставляя много радости и детворе, и взрослым.

???????????

Гадание.

Из всех древнейших славянских обрядов самые известнейшие - гадания.

Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Особенно таинственна была рождественская ночь, полная, как считалось, необычных, загадочных явлений. Гаданья сопровождаются иногда пением, а иногда таинственным молчанием. Каждой девушке хотелось узнать, что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. Кто станет суженным? - вот главный предмет ночных святочных гаданий.

Девушки приступают к гаданию с душевным волнением, и только в святочные дни они имеют право сидеть подле суженых и гадать при них. Матушки весело рассказывают про старину, грустят о девичьем житье, припоминают прежние счастливые годы, и шепотом просят красных девиц загадать их судьбу. Способов гадания знали множество.

В стихотворении «Светлана» Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные гадания, правда, не рождественские, а крещенские:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И под чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

А .С. Пушкин в повести «Евгений Онегин» так описал гадание. Татьяна Ларина, верившая приметам, гадала с помощью колец.

Из блюда, полного водой,

Выходят кольца чередою;

И вынулось колечко ей

Под песенку старинных дней:

«Там мужички-то все богаты,

Гребут лопатой серебро;

Кому поём, тому добро

И слава!»…

Святочные гадания - это отнюдь не баловство, они, по сути, ничем не отличаются от гаданий в любое другое время года. А свое отношение к гаданиям и прочей магии Церковь определила еще в первые века христианства.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

Святки - этот великий праздник, который до сих пор одушевлен народным чувством. Наш народ, верный своей земле, сберег еще обычаи своих предков; он вспоминает о них с неподдельной радостью; он один, среди многих превратностей своей судьбы, сохранил прежнюю свою веселость и наклонность к забавам.

Искрится лунный свет...
На землю сходит ВОЛШЕБСТВО,
Коснётся Божья Благодать
Родных, друзей и близких.

Успей желанье загадать,
Лишь полночь воцарится!

Хор Ангелов поёт в тиши,
Рождение Христа.

И ты на Праздник поспеши!
В мир радости, ДОБРА!

Чтоб было все в порядке,
Отметить надо с честью их,
Прославить в праздниках святых.

Информационные литературные источники.

  1. Полная энциклопедия быта русского народа. Рождество Христово. Коляда и Святки. Иван Панкеев.- М., 1998.
  2. Круглый год: Русский земледельческий календарь. Новый год. Рождественский сочельник (кутейник), канун Рождества. Рождество. Святки. А.Ф. Некрылова.-М., 1991.

Рождественские святки в 2018 году, 7-17 января, народные традиции, обычаи и приметы этих дней на Руси.

Святые дни, Святки установились на Руси очень давно. Сейчас они начинаются от и продолжаются до Крещенского сочельника. Ранее они связывались со временем начала увеличения светового дня – .

Еще в дохристианские времена на Руси в конце декабря-начале января колядовали - широко отмечали время «возвращения» солнца, периода, когда день начинал прибывать. После длинного периода темных ночей, увеличение дня ожидалось как чудо, широко и долго праздновалось. Жгли костры – своеобразные символы солнца, одевали маски животных, чаще медведя. Празднующие верили, что этим они обманут недобрых духов. Те сначала прятали солнце, а теперь могут отомстить радующимся за его возвращение.

С установлением христианства на Руси, время между Рождеством и Крещением Спасителя пришлось примерно на это время. Православная Церковь не стала бороться с языческими обычаями, а постепенно наполняла их новым смыслом. Как праздновалось рождение солнца, сейчас стало отмечаться Рождество Христа – Солнца Правды (из тропаря).

Это время года – между темнотой ночи и светом дня - по всей Европе считалось самым подходящим для попыток узнать будущее. Гаданиями в это время занимались не только на Руси. Вот с этой стороной праздника Церковь всегда боролась, даже на государственном уровне. Так Петром I был принят закон, по которому за гадания и непристойные пляски с пением били плетьми.

Предполагают, что русский обычай окунания в крещенскую купель идет от традиции очищения от прегрешений, совершенных на святочных гуляниях.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Святки всегда были общенародным праздником, на это время слабели сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года можно сравнить только Масленицу.

Святки - народные традиции, обычаи и приметы праздничных дней

Песни-колядки часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом виде творчества традиционные, идущие из древности правила. Хозяина часто величали «светел месяц», хозяюшку - «красным солнцем», детей их - «частыми звездами». Бывало и более выразительно - «хозяин в дому - как Адам в раю; хозяйка в дому - что оладьи в меду; малы детушки - что виноградье красно-зелено… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто хорошо угостит. Иногда в песнях звучали шутливые угрозы: «Кто не даст пирога - сведем корову за рога, кто не даст ветчины - тем расколем чугуны…». Хозяева принимали гостей кто как мог.

Святки - народные традиции, обычаи и приметы праздничных дней

Еще одной святочной традицией было собираться всей семьей по вечерам, звать гостей и рассказывать сказки. Сохранились целые сборники «Святочных рассказов», как придуманные простым народом, так и авторские. Такие рассказы отличались таинственностью и были полны чудесных событий. Этот обычай был особенно крепок среди городских жителей. Молодежь днем каталась на санях и на санках с гор, а по вечерам собиралась на слушания историй. Не редко после Святок наступала пора сватовства, этому помогал тесный круг молодежного общения.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к празднику Крещения Господня. Лучшие деревенские мастера прорубали прорубь в замерзших водоемах в форме креста.

Сейчас традиция колядовать – славить рожденного Христа – восстанавливается. Верующие не только собираются группами для того, что бы поздравить соседей, родственников, а также представителей социально незащищенных слоев общества, но и устраивают флешмобы в общественных местах.

Святки - народные традиции, обычаи и приметы праздничных дней

С периодом Святок связано много примет погоды:

  • На Святки только волки женятся;
  • От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех - с охотником несчастье случится;
  • Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Масляна - кататься;
  • Мокрые святки - мало урожая;
  • Ясные святки - полные амбары.

Святки - основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни - две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья.

По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога). По другим источникам это слово происходит от старославянского «свиатки» - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий - узнать о будущем урожае.

Гадания, сопутствовавшие языческим Святкам, сохранились до сих пор


В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней) , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, собравшись, в какой-либо избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное - рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам, в вечернее время и по ночам, ходили ряженные - колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.

Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности - насколько опасно занятие гаданием для православного. И все же, считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой.

Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» - умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник - канун Рождества - выпекали из теста «козульки» («коровки») - печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен - пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.

Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым.

Примета: если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным.

Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. Своеобразным испытанием готовности к браку, было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке. Сама молодежь вечерами нередко «машкаровалась» и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется

Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев.

«С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз»

Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

СОВРЕМЕННЫЕ СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ

Святки – особенное время. В старину на Руси не было такого понятия, как отпуск (особенно у крестьян). Летом много работы в поле, на огороде… Не до отдыха. Поэтому зимние праздники можно считать своеобразным отпуском. Веселились наши предки на славу: пятую точку не просиживали перед телеком и компом, а гуляли, танцевали, пели да застолья устраивали. И ожирением, между прочим, не страдали: откуда ему взяться после лихой-то пляски.))

А девицы по ночам на суженых гадали… И в наше время святочные гадания не забыты. Только многие из них трудно осуществить. Например, гадания на курах, на лошадях или у стога соломы.

Поэтому любителям предсказаний предлагаю современные варианты. Загадывать можно не только на суженого, а просто задать любой вопрос, предполагающий положительный либо отрицательный ответы. Самые верные гадания – в крещенскую ночь, но можно и в любую другую от Рождества до Крещения.

*Гадание под окошком. В полночь садитесь под окошко и скажите: «Суженый, ряженый! Проезжай мимо моего окошка!» Если после этих слов подокном проедет дорогая иномарка – семейная жизнь будет счастливой и веселой. Если старенькая развалюха или дешевое авто – придется в тяжких трудах наживать семейный достаток. А если никто не проедет – потерпите до следующего года.

*Гадание на автомобиле (стрёмное!). В старину так гадали на лошадях. В полночь попробуйте проехать или припарковаться в узком месте. Если ничего не зацепите – все сбудется.

*Гадание в интернете. Придумайте пост, который, скорее всего, вызовет дискуссию (при этом о своем загадайте). Выложите его в полночь в своей любимой соц.сети. Если первым откликнется мужчина – все сбудется, а если женщина – придется очень постараться, чтобы сбылось. Никто не прокомментирует – ждите следующего года.

*Гадание на телефоне. Аналогично предыдущему. В полночь наберите любой неизвестный номер, мысленно задав свой вопрос. В зависимости от того, кто ответит: мужчина, женщина, или вообще не поднимут – будет ответом и вам.

Возможно, ответы вас разочаруют, не понравятся – поклонитесь на восток и скажите: «Спасибо!» Ничего не сбудется.

7 января - Рождество Христово (святочные праздники)

В периодической печати, по телевидению дату праздника Рождества Христова именуют то священным днем римско-католической церкви, то православной, то англиканской, то лютеранской, то даже баптистской. Чей же это праздник? Вот факты: ни в одном из канонических Евангелий, живописующих рождение Христа, точный день не упоминается вовсе. История свидетельствует, что христианство развивалось изначально как еретическая (противозаконная) секта иудаизма. А иудеи, как известно, никогда не отмечали день рождения, считая его «началом и видом всех скорбей и страданий человека». Существуют доказательства, что впервые Рождество праздновали в начале III века в Египте, и было это 6 января. Стало быть, можно думать, что праздник Рождества пришел к нам от древних египтян. Любопытно, что в сюжете православного праздника много от пышной мистерии египтян, которая проводилась по всему побережью Нила.

И все-таки дата праздника, который так чтут все христиане, подсказана природой, ибо именно в дни 21-25 декабря наступает зимнее солнцестояние, после которого солнце «поворачивает на лето», начинает пробуждаться природа, происходит рождество природы. И у египтян в ночь с 24 на 25 января из храма выносили статуи Исиды с младенцем Гором - сыном ее и Осириса - и устанавливали на берегу великого Нила. Жрецы лепили из земли фигурки Осириса, втыкая в них зерна ячменя, а когда зерна прорастали, фигурки бросали в реку с криками: «Осирис воскрес!». Начиная с 25 декабря, по легенде бог солнца Ра плыл по подземному Нилу 12 дней, чтобы появиться в день Солнцестояния. Праздник солнца примерно по такому же сценарию праздновали в древней Персии, а затем в Риме, где с 25 декабря начинались 12-дневные сатурны - дни карнавального веселья. В поисках дня и месяца рождения Спасителя, Богочеловека, церковь сначала остановилась на дате 6 января, так как на это число падал праздник Эпифании (Богоявление), который отмечался во многих странах. Но с середины IV века предпочтение было отдано 25 декабря по старому стилю, когда народы греко-римского мира праздновали «рождение Непобедимого солнца». Так для церкви 25 декабря превратилось в прославление родившегося на земле Христа. Русское Православие пользуется юлианским календарем, и потому днем рождения Христа считается 7 января (по новому стилю).

Раньше это время от Рождества Христова до Крещения называлось святыми днями. Теперь эти два слова сокращены в одно: «святки». Что подразумевают под этим словом теперь? Обычно это время от Рождества до Крещения, но часто с этим понятием соединяется понятие о греховных удовольствиях, которых так много именно в эти дни. И все-таки - это самые духовные часы человечества. Ведь мы живем в объеме христианского времени. Попытаемся вспомнить, как все это было.

Почти две тысячи лет назад в маленьком иудейском городке Вифлееме родился Младенец. Иисус Христос, вечный сын Божий, воплотился, стал человеком, подобным каждому из нас. Для чего? Спасение человека - главная цель прихода в мир Христа.

Рождество — особое время для христиан. Кончается старый год, забываются на время вечные проблемы, спадает напряжение, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу, вспоминают о бедных и одиноких, делают подарки. И души отдыхают в атмосфере всеобщей доброжелательности.

Рождество в России начинает новый - и календарный, и духовный - год. Рождество своего рода семейный праздник. Обычно повсюду горят огни, символизирующие домашний очаг. Отсюда в рождественскую ночь зажигают свечи на елках, дети поют песни (колядки, от греч. «каланда», новомесячие), носят по улицам изображение звезды. В светлую рождественскую ночь звезда Вифлеема призывно сияет для каждого из нас. Младенец Иисус родился в Вифлееме и рождается в человеческих сердцах, согревая всех своей любовью. Христос родился - и человек может возродиться, приняв Его своим личным Спасителем.

Святки . Святки - от слова «святой». На святки славили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай, поздравляли друг друга, всем родным, знакомым, соседям желали здоровья, счастья, всего наилучшего. Святки - самый веселый крестьянский праздник. Обычно считают, что длятся они две недели от Рождества. Но в старину крестьяне начинали их праздновать гораздо раньше, с Николина дня (24 декабря), и заканчивали под Крещение (19 января). В этот немалый срок вмещалось все - и проводы старого года, и встреча нового, осенние заботы отошли, хлеб обмолочен, почему бы и не повеселиться.

Праздновали святки и стар, и млад. Но тон задавала молодежь. Песни, пляски, гадания и игры - скучать было некогда. На святки был (и пусть сохранится) прекрасный обычай: мальчики и девочки, юноши и девушки собираются группами и ходят по домам, поздравляют с Новым годом, с новым и старым счастьем. А еще перед обедней ходили по домам сеять из рукава или мешка овес, гречиху, рожь и распевали: «На счастье, на здоровье, на новое лето, роди, Боже, жито-пшеницу и всякую пашницу».

Канун Рождества называют по-разному: где коляда, где сочельник. Для святок характерна странная смесь обычаев языческих и чисто христианских. Бесспорно, к обрядам языческим относятся гадания, игры, наряды, которые отражают внешнюю сторону торжества, не имеющую ничего общего с христианскими целями и настроением духа, - славлением, хождением детей, а иногда и взрослых, со звездою, вертепом и тому подобными предметами.

Коляда (калитка). История свидетельствует, что обычай колядования существует еще со времен Римской империи, в Египте, Греции, Индии. Так, например, египетские жрецы, празднуя воскрешение Осириса, надевали на себя костюмы, соответствовавшие определенным божествам, и ходили по улицам городов.

Петр I по возвращении из Европы в Россию стал наряжать своих приближенных в католические церковные одежды и в сопровождении хора певчих ходил на святках по Москве, шутейно славя бояр. По всей видимости, святочные обычаи перешли к нам из Византии; в те времена немало славяноруссов служило при дворе византийских императоров. Существует две коляды: Васильевская - в канун Рождества и Крещенская - накануне Крещения. Первая - богатая, а вторая - бедная, или постная.

Русская история указывает, что не только Петр I любил святочные игрища, но и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не одел скоморошеской одежды.

Святки на Руси - это всегда маскарад, праздник ряженых. Больше всех проказничали парни. То веревку протянут на дороге, о которую спотыкались и падали прохожие; то воткнут иголку с ниткой в раму окна у кого-то. К нитке обычно привязывалась гаечка. Разматывая катушку, парни прятались за кустом и дергали за нитку. Гайка бьется о стекло, как будто кто стучит. В пустой тыкве вырезали ножиком глаза, нос, страшные губы, вставляли в тыкву зажженную свечку и после стука гайкой в стекло подносили тыкву на палке к окну. Хозяева были в шоке, а проказники веселились. Если какая опрометчивая хозяйка вывесит стираное белье, быть ему утром на березе. А если кто из хозяев проявит негостеприимство, тому дверь заваливали дровами или припирали бревном. Бывало целую поленницу перетаскивали. А то еще двери водой обольют. А они на крепком-то морозе застынут. Хозяин утром топором стучит - открыть не может.

На посиделках пели особые, святочные песни, танцевали, устраивали театральные представления, на которых исполнялись народные комедии, причем зрители и артисты нередко менялись местами. Молодежь - веселилась вовсю. Но и те, кто постарше, люди семейные, тоже не отставали. Охотно веселились в гостях и не менее охотно принимали друзей и родственников у себя дома.

На святки приходится период зимнего солнцеворота - у древних славян все праздники были связаны с культом природы. Для современных российских граждан святки - это просто сказочные народные обрядовые праздники для души, для памяти. Менталитету русского человека свойственна мистичность, суеверность и очень стойкая нравственная ориентация, не подвластная никаким реформам. У русских людей особая психология, темперамент, принципиально иная система ценностей, ориентированная не столько на внешний рисунок праздника, сколько на внутренний, духовный, нравственный смысл всех его слагаемых - ряженья, гаданий, игр, забав, песен, колядований.