Как повысить успеваемость в учебе. Как родителям помочь ребенку хорошо учиться в школе

19 Фев 2011,

Способность ребёнка учиться в школе в первую очередь зависит от мотивации (повода поступать именно так) и его самооценки.

Для успешной учёбы родители должны создать дома атмосферу, вселяющую уверенность В доме должны цениться учение и знания, поощряться положительные усилия ребёнка. Недопустимы критика и оскорбления, так как они понижают самооценку ученика. Все эти моменты важны для повышения у ребёнка желания учиться.

Когда ребёнок добивается успехов, у него повышается желание учиться, всякая неудача, наоборот, ведёт к разочарованию и неуверенности.

Вы не сможете заставить ребёнка хорошо учиться, если он не расположен к этому. Ученик должен захотеть учиться.

Хорошей мотивацией является искренний интерес родителей к получению знаний , неважно в какой области. Главное, чтобы ребёнок видел, что усвоение новых знаний приносит вам удовольствие. Сначала ребёнок будет подражать родителям, а потом и сам научиться получать радость от новых знаний.

Ваши отзывы о школе и учителе тоже могут сыграть свою роль в повышении интереса к учёбе. Никогда не подрывайте авторитет учителя в глазах ребёнка, потому что ребёнок не захочет выполнять требования учителя, которого не уважает.

Дома у вас есть все возможности для повышения интереса к учёбе.
. Каждый день читайте вслух.Обсуждайте прочитанное.

Ограничьте время сидения за телевизором и компьютером, потому что это приучает к бездумному, пассивному восприятию. Электронные средства не могут заменить живого общения со взрослыми.

Не заваливайте ребёнка игрушками, особенно такими, которые не побуждают к мысли. Лучшие те игрушки, которые будят творческое воображение ребёнка. В этом смысле кубики лучше, чем заводная машинка.

Детям, которые испытывают трудности в учёбе, лучше выполнять под контролем взрослого , так ребёнок с рассеянным вниманием лучше справится с массой отвлекающих от работы моментов и быстрее справится с уроками.

Если взрослые не могут встречать ребёнка после школы, то договоритесь, чтобы он по телефону сообщал, в какой последовательности продвигается выполнение домашних заданий.

Чтобы организовать ребёнка, повесьте на стенку , в котором отразите только основные моменты. Не нужно расписывать день по минутам. Такой распорядок будет ребёнку трудно выполнить.

За уроки лучше садиться после часового отдыха. Чем больше ребёнок отдыхает после школы, тем меньше знаний с уроков у него останется в голове.

В какой последовательности выполнять домашнее задание, пусть ребёнок решит сам. Главное, что работа должна быть выполнена .

Чаще хвалите ребёнка за старательность и аккуратность. Темп работы индивидуален у каждого ученика, искусственно убыстрять его не нужно. Со временем темп будет повышаться,не торопите события, всему своё время.

Будьте терпеливы и последовательны, оказывая своему ребёнку помощь в учёбе .

В кратчайшие сроки.

Шаги

Часть 1

Основные шаги

    Будьте внимательными в классе. Лучшее, что вы можете сделать для улучшения оценок - это сконцентрировать внимание на новой информации. Очень легко отвлечься, когда преподаватель рассказывает что-то, что вам не интересно, но вы все равно должны быть внимательны. Слушайте, что говорит преподаватель, а также конспектируйте информацию и задавайте вопросы.

    Конспектируйте урок (лекцию) . Конспектирование - отличный способ улучшить оценки. Конспекты пригодятся вам в дальнейшей учебе. Более того, они служат доказательством того, что вы серьезно относитесь к учебе. Не записывайте все, что говорит преподаватель, но кратко записывайте основную информацию (самые важные вещи можно записывать более подробно).

    • Если вы что-либо не поняли, сделайте об этом пометку, чтобы задать вопросы преподавателю или почитать дополнительную литературу.
    • Ведите конспекты от руки, а не на компьютере. Таким образом вы будете быстрее запоминать информацию.
  1. Задавайте вопросы, если материал урока вам непонятен (неважно, излагает ли этот материал преподаватель или вы прочитали его в учебнике). Умные люди не становятся умными моментально - они учатся и задают вопросы, если им что-то непонятно.

    • Если вы стесняетесь задать вопрос учителю на уроке, задайте его после урока (когда вы останетесь один на один с преподавателем).
    • Не думайте, что преподаватель рассердится на вас за то, что вы задаете вопросы. Большинство учителей рады, если к ним обращаются за помощью, так как видят ваше усердие и заинтересованность.
    • Если после объяснения учителя вы все еще не понимаете материал урока, попробуйте найти разъяснение (или дополнительную информацию) в интернете. На YouTube можно найти ролики с уроками по основным школьным предметам; также в сети есть специализированные форумы и другие сайты, на которых можно задавать вопросы.
  2. Перекусывайте в течение дня. Вы не сможете сконцентрировать внимание на изучаемых предметах, если вы голодны. Между уроками перекусывайте и пейте напитки, чтобы сконцентрироваться на уроках и лучше понять материал.

    • Еда должна содержать белок, который придаст вам энергии. Попробуйте перекусывать миндалем или соевыми орешками.
  3. Выработайте собственный стиль обучения. У каждого ученика есть собственный стиль обучения. Некоторые люди запоминают материал лучше, когда они двигаются. Другим необходимо смотреть на визуальные материалы (картинки, карточки). Третьим нужно слушать (слова, музыку). Подумайте о том, что поможет вам быстрее и проще запомнить материал урока, и выработайте собственный стиль обучения.

    • Например, если вы аудиал, спросите преподавателя, можете ли вы записывать лекции на диктофон (или аналогичное устройство).
    • Если вы не можете определить свой стиль восприятия, пройдите этот тест (или любой другой аналогичный тест в сети). Вы также можете проанализировать свой стиль восприятия непосредственно в классе.
    • Если вы визуал, рисуйте диаграммы или другие схемы, которые визуально представят информацию, предназначенную к запоминанию.

    Часть 2

    Эффективное обучение
    1. Начинайте учиться с первых дней занятий. Не ждите конца четверти (или семестра), чтобы выучить материал, а тем более не зубрите его непосредственно перед экзаменом. Вы не сможете понять и запомнить материал и, как следствие, получите плохую оценку. Зубрежка приводит к тому, что ученик (студент) не до конца уясняет предмет или понимает его неправильно. Лучше всего повторять материал, изученный на прошлой неделе, чтобы восстановить его в памяти и лучше усвоить его.

      • Таким образом, перед экзаменом вам нужно будет лишь просмотреть свои конспекты и вспомнить изученный материал.
      • Повторяйте пройденный материал как можно чаще, чтобы запомнить и понять его.
    2. Просматривайте конспекты, чтобы освежить в памяти пройденный материал. Если вы не совсем поняли его, конспект поможет вам найти нужную информацию. Организуйте конспекты по темам и просматривайте темы одну за другой (не надо читать сразу весь конспект).

      • Иногда связанные темы преподаются в разное время. Возможно, вам придется связать материал, изученный в сентябре, с материалом, который вы изучили в январе, чтобы правильно понять тему.
    3. Сделайте учебное пособие. Иногда учителя сами раздают учебные пособия; в противном случае сделайте его самостоятельно. В учебном пособии представлена информация, о которой будут спрашивать на экзамене, а также приводятся наиболее важные факты и идеи. Учебные пособия, как правило, используются для подготовки к экзаменам (тестам), но они также могут быть использованы для лучшего понимания изучаемых предметов. Делайте учебное пособие после окончания изучения одной темы, и вы будете готовы ко всему, что задумал учитель (контрольная работа, тесты, экзамены).

      • Готовьте карточки по изученному материалу. Чтобы облегчить изучение материала, записывайте основные определения и понятия на отдельных карточках. В день изучайте по 2–3 карточки, повторяя материал, изученный ранее.
    4. Создайте обучающую стену. Она схожа с ментальной картой. Записывайте основные факты и идеи на карточки и вешайте их на стену (на доску), а затем прикрепляйте на нее карточки со связанной информацией. Также рисуйте диаграммы и графики на листах бумаги и прикрепляйте их на стену. Связи между карточками и/или диаграммами можно отобразить клейкой лентой. Учите материал при помощи обучающей стены, и при приближении экзамена вы сможете легко найти и вспомнить нужную вам информацию.

      Используйте технику запоминания информации. Вам необходимо научиться запоминать информацию, которую вы не можете быстро вспомнить. Разным людям подходит та или иная техника запоминания информации, поэтому вам необходимо поэкспериментировать. Самое главное - научитесь определенной технике заранее (и потратьте на обучение много времени), чтобы ваш мозг имел достаточно времени для овладения этой техникой. Протестируйте следующие техники запоминания информации:

      • Работайте с небольшим количеством информации. Например, запоминая иностранные слова или географические названия, никогда не работайте с более чем пятью словами/названиями. Сначала хорошенько запомните пять слов/названий и только потом переходите к запоминанию следующих пяти.
      • Используйте мнемонику. Мнемоника - это использование сокращений или других приемов и способов, облегчающих запоминание. Например, выражение «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - это мнемоника на запоминание расположения цветов в радуге.
      • Используйте карточки. Карточки используются для изучения слов и дат. Напишите слово на родном языке или описание исторического события на одной стороне карточки, а на другой - это слово на иностранном языке или дату, когда это событие произошло.
    5. Делайте перерывы, чтобы позволить отдохнуть вашему мозгу. Рекомендуется изучать предмет в течение 50 минут, а затем делать 10-минутный перерыв. Во время перерыва рекомендуется перекусить и сделать короткие физические упражнения.

      Убедитесь, что у вас есть хорошие условия для учебы. Во время занятий ничто не должно отвлекать вас (поэтому отключите сотовый телефон!). Концентирируйтесь в это время исключительно на учебе. Стоит отвлечься, и на то, чтобы вновь сосредоточиться, уйдет целых 25 минут.

      • Найдите тихое место; мыслите нестандартно - подумайте о том, чтобы заниматься в подвале или в ванной комнате (если в других комнатах шумно). Также вы можете изучать предметы в библиотеке или тихом кафе.
      • Очень часто люди считают, что музыка или телевизор нужны им, чтобы сосредоточиться, хотя на самом деле это просто оправдание того, что люди отвлекаются. Если вы аудиал, проговаривайте материал вслух, а не изучайте предмет с включенной музыкой или телевизором (это только отвлечет вас).

      Часть 3

      Как повысить работоспособность
      1. Высыпайтесь и правильно питайтесь. Неправильное питание отрицательно сказывается на работе мозга, так как ему недостаточно питательных веществ. То же касается и сна. В настоящее время ученые считают, что во время сна мозг очищается от токсинов и других опасных веществ, которые предотвращают ясное мышление. Спите не менее 8 часов (или так долго, чтобы полностью восстановить организм для работы) и придерживайтесь здоровой, сбалансированной диеты.

        • Откажитесь от нездоровой пищи, сахара и чрезмерного количества жиров. Лучше есть фрукты, овощи и здоровые источники белка, такие как рыба и орехи.
      2. Будьте организованны. Ведите конспекты в тетрадях, а отдельные листы храните в папках. В календаре отмечайте даты сдачи домашних заданий (или даты семинаров, контрольных работ и тому подобное), чтобы не забыть про них. Кроме того, это поможет вам распланировать учебное время и время отдыха.

        • Организованность также включает ваше рабочее место. Уберите со стола предметы, которые могут отвлечь ваше внимание.
      3. Начните с известной вам информации. При изучении материала начните с определения того, какой информацией вы уже владеете. Отложите повторение такой информации на потом (на последний момент), но при этом убедитесь, что вы действительно знакомы с этим материалом и просмотрите его за несколько минут до экзамена (контрольной работы, теста). После этого приступите к изучению материала, который вы не знаете или который не понимаете.

        Подготовьтесь к экзамену (контрольной работе, тесту). Тщательно готовьтесь к экзаменам, уделяя изучению соответствующих материалов больше времени. Спросите у преподавателя совета, как лучше подготовиться к экзамену. По крайней мере, узнайте у учителя формат экзамена и способы оценки его результатов.

        Распределяйте время правильно. Рациональное использование времени имеет решающее значение для получения хороших оценок за выполненные задания и экзамены. Возможно, вы тратите на изучение материала больше времени, чем у вас есть (потому что отвлекаетесь), а может, вы тратите на учебу мало времени, потому что считаете, что у вас итак мало свободного времени. Не теряйте время на ненужную деятельность (например, на компьютерные игры и социальные сети), и у вас найдется достаточно времени как на занятия, так и на отдых. Правильно расставляйте приоритеты, и вы найдете много времени на учебу.

      Часть 4

      Обратитесь за помощью

        Спросите совета у преподавателя. Если вы действительно работаете над тем, чтобы улучшить оценки, но не видите никакого прогресса, попробуйте поговорить с вашим учителем. Поговорите с ним после занятий или во время перемены и объясните преподавателю суть проблемы: вы пытаетесь улучшить оценки, много занимаетесь и конспектируете лекции, но это ни к чему не приводит. Учитель, скорее всего, поможет вам найти ваши слабые места и даст совет, как преодолеть эту проблему.

        Попросите о дополнительном задании. Если вы упорно занимаетесь и демонстрируете, что вы действительно изменили свой подход к обучению, попросите преподавателя дать вам дополнительное задание или даже специальный проект (например, курсовую работу или реферат). Это поможет вам исправить плохие оценки, полученные вами ранее.

        • Обязательно объясните преподавателю, что вы подходите к обучению очень серьезно. Многим учителям не нравится раздавать дополнительные задания (и ставить дополнительные оценки), но он, вероятно, посочувствует вам, если поймет, что вы на самом деле стремитесь улучшить свои оценки и получить знания.
      1. Наймите репетитора. Если вам трудно учиться, наймите репетитора (спросите совета у вашего преподавателя о том, где можно найти репетитора). Репетитор - это не признание того, что вам не дается учеба, а инструмент обучения, подобный учебникам. Любой ученик что-то не понимает, поэтому вооружитесь всеми доступными инструментами, чтобы преодолеть это препятствие.

        Изучайте материал в группах. Изучая предмет совместно с другими людьми, мы объединяем усилия, чтобы лучше понять его. Вы можете сверять конспекты и обсуждать изученный материал, что приведет к его лучшему усвоению. Но помните: работая с другими людьми, выкладывайтесь по полной; в противном случае никто не захочет заниматься с вами.

      2. Погрузитесь в контекст. Если перенести обучение в виртуальную реальность или погрузиться в контекст, чтобы наглядно увидеть изучаемый материал, это поможет вам лучше усвоить предмет. Найдите способ увидеть изучаемый предмет в реальности (или в виртуальном мире), и вы получите возможность изучать предмет совсем по-другому.

        • Например, видя реальные вещи в историческом музее, вы лучше усвоите историю. Или вместо того, чтобы читать о физических экспериментах, проведите их в реальности.
        • Если вы на чем-то застряли, попросите объяснить эту тему друга, который в ней хорошо разбирается, или же обратитесь к вашему преподавателю. Он может оказать существенную помощь, чтобы понять тему и продвигаться дальше.
        • Калькулятор не запрещен в математике, но его лучше использовать после выполнения задания, чтобы проверить правильность результата.
        • Выполняя домашние задания по математике, сверяйте свои результаты с ответами в конце учебника. Если все правильно, то это не займет много времени, но если ответ не сходится, решите задание еще раз.
        • Общайтесь с учителями. Помогать ученикам - одна из их задач.
        • Еще одна неплохая идея - делать аудиозаписи лекций. Прослушивайте их и записывайте после этого все, что запомнили. Так вы сможете узнать, что еще нужно выучить, а также вас порадует то, сколько материала вы уже запомнили.
        • Организуйте учебную группу среди сокурсников или одноклассников.
        • Не откладывайте учебу на потом, а сосредоточьтесь на выполнении заданий.

        Предупреждения

        • Не жульничайте ради оценок. К жульничеству относятся ложь и воровство. Иначе вы сделаете хуже не только себе, но и другим.
        • Не относитесь к классной и домашней работе поверхностно. Даже если у вас неплохая оценка за самостоятельную работу в классе, выполнение домашнего задания существенно углубит ваши знания. Есть такие предметы, на которых можно получать неплохие оценки за контрольную, и получать гораздо меньше баллов за классную работу.
        • Не выбрасывайте то, что может вам понадобиться. Если не уверены, спросите у учителя, какие материалы точно нужно оставить.

Почему учёные говорят о безграничных возможностях детского ума, а когда в реальности дело доходит до учёбы, ребёнок испытывает трудности и демонстрирует отсутствие нужных способностей? Причина в том, что интеллект, познавательные навыки, как и любые другие, требуют систематической тренировки, развития. Поэтому учёба и воспитание детей с раннего возраста так важны для формирования социальной, интеллектуальной, самодостаточной личности с целостным восприятием окружающего мира.

Как родителям помочь ребёнку с учёбой? Опытные педагоги и детские психологи рекомендуют начать с поиска причин, которые мешают ребёнку успешно учиться. Это поможет выбрать оптимальный вариант дальнейшего развития, наиболее эффективную методику.

Какая связь между учёбой и воспитанием ребёнка?

Как бы ни был велик вклад школы в обучение детей, всё же самую большую роль в воспитании нового поколения играют родители и преподаватели. Дошкольное развитие ребёнка начинается в семье. Здесь малыш приобретает базовые представления об окружающем мире, приобретает первые знания, жизненный опыт. Родители закладывают привычки и формируют мировоззрение, помогают делать первые шаги в исследовательской и учебной деятельности. И то, как будет построен режим занятий, определяет отношение малыша к учёбе.

  • Ограничивать интересы ребёнка;
  • заставлять;
  • превращать развивающие занятия в скучные обязательные уроки.

Как помочь ребёнку в учёбе?

    Организовать комфортный для малыша режим дня, в котором обязательно учтены факторы здоровья (сон, прогулки, питание), график обучения (регулярность, смена видов деятельности) и личные интересы (общение со сверстниками, друзьями, игры, хобби).

    Уделять внимание полноценному общению: вместе осваивать новые виды деятельности, читать, обсуждать разные темы, книги.

    Развивать речь. В этом также поможет чтение, игры в слова.

    Развивать малыша всесторонне, создавать возможности для освоения разных видов деятельности.

    Организовать комфортное пространство для занятий, где ребёнка ничто не будет отвлекать, где удобно хранить учебные принадлежности и заниматься творчеством.

    Поощрять самостоятельную деятельность, приучать к ответственности.

    Не забывать о моральной стороне воспитания. Ребёнок нормально развивается только в условиях заботы, внимания, любви, уважения. Семейная атмосфера является важным фактором влияния на учебные успехи детей в учёбе.

Зачем нужны развивающие курсы для детей?

Метаморфозы в школьной программе привели к тому, что на плечи современных школьников легли колоссальные нагрузки, к которым они в большинстве случаев не готовы. Дополнительные развивающие занятия, всевозможные курсы стали потребностью для малышей и начинающих учеников, так как они помогают подготовить детей к будущей учёбе. При выборе центра развития, родители должны поинтересоваться, какие цели ставит перед собой учебное заведение. Внимания заслуживают такие школы, которые занимаются:

  • всесторонней интеллектуальной подготовкой малышей, развитием их умственного и творческого потенциала;
  • развитием навыков самостоятельного обучения (способность работать с информацией, усидчивость, умение распоряжаться своими знаниями и временем);
  • расширением возможностей для самореализации за счёт повышения уровня умственного потенциала;
  • формированием мотивации.

Школа устного счёта Соробан: помощь ребёнку в учёбе и развитии

Методика направлена на интенсивное развитие интеллекта. Быстрый устный счёт позволяет добиться синхронизации работы полушарий, повышения качества мыслительных процессов. Занятия со счётами соробан развивают такие когнитивные способности:

  • зрительная, слуховая и другие виды памяти;
  • внимание;
  • рациональный интеллект, логику, аналитическое мышление;
  • воображение, интуицию, творческое (образное) мышление.

С таким набором способностей ребёнок гораздо быстрее сверстников решает сложные задачи и усваивает учебный материал.

Школа ментальной арифметики воспитывает качества, без которых даже очень талантливые дети не могут добиться успеха. Это целеустремлённость, трудолюбие, ответственность, самодисциплина.

Детальнее о ментальной арифметике Соробан вы можете прочитать по ссылке: https://soroban.ru/about-school/ .

Положительный психологический настрой невозможен, если ребёнок некомфортно ощущает себя в новой среде. Игровые уроки, индивидуальный подход, особая, дружелюбная атмосфера на занятиях помогают детям в приобретении опыта общения, работы в команде, способствует развитию уверенности и коммуникабельности.

И ещё один чрезвычайно важный компонент – развитие заинтересованности ребёнка в обучении, в знаниях. Преподаватели используют самые эффективные инструменты мотивации: похвала и поощрение за усердный труд, превращение учёбы в весёлое, увлекательное занятие. К тому же ментальный счёт помогает детям оценить свои возможности, понять, что достичь можно любой вершины, если только приложить для этого усилие.

Чем ближе первый звонок, тем больше родители начинают волноваться, сможет ли их ребенок стать успешным учеником. Особенно эта проблема волнует родителей первоклассников.

Как заставить ребенка учиться, если, еще не начав школьное обучение, многие дети в школу идти уже не хотят? Как мотивировать ребенка учиться, если многие ученики олицетворяют начало нового учебного года с каким-то непосильным грузом или началом тяжелого периода в своей жизни?

Начнем сначала

Как часто родители, желая видеть своего малыша успешным с самого начала школьной жизни, отдают его за год до начала обучения в первом классе в различные школы раннего развития, водят к репетитору, с которым дошкольник проходит практически всю программу первого класса.

Здесь зачастую с шестилетним малышом обращаются, как в настоящей школе:

  • он высиживает на занятиях по 3 – 4 часа;
  • дошкольнику задают уроки, он выполняет полноценное домашнее задание, хотя его возможности еще сильно ограниченны;
  • репетитор не учитывает, что в этом возрасте ведущая деятельность – игровая, и обучает малыша, применяя методы, пригодные лишь для школы.
В результате, вместо того, чтобы пойти в первый класс с удовольствием, дети боятся и ненавидят школу, еще не побывав в ней. Забег в знаниях, который удается таким путем достичь, исчезает уже к середине первого учебного года.

Тщательно подготовленный первоклассник становится далеко не первым в учебе, особенно, если у него плохо развиты следующие компоненты психологической готовности к обучению:

  • умение проявлять волевые усилия;
  • умение применять произвольное внимание;
  • умение логически рассуждать и мыслить;
  • умение анализировать свою работу.

В первый класс вместе с мамой

На первых этапах школьного обучения многие родители не знают, как помочь ребенку хорошо учиться. К сожалению, многочисленные реформы образования привели к усложнению школьной программы. Если раньше первоклассники до конца второй четверти учились выписывать в тетради палочки и крючки, то теперь они в это время должны научиться бегло читать и довольно сносно писать.

Помимо этого, существуют и дополнительные дисциплины, задания по которым нередко требуют применения художественных и литературных талантов всей семьи. Нельзя сбрасывать со счета неизбежный период школьной адаптации, во время которого от школьного психолога можно получить советы быть к первоклассникам особенно внимательными, сделать так, чтобы привыкание к новой жизни прошло безболезненно.

Надо выбрать золотую середину – всеми силами помочь ребенку освоиться в новой для него среде, и не опекать чрезмерно. Если сразу отбить охоту к получению знаний, после восстановить ее получиться не у всех.

Не ругайте малыша за каждый промах, чаще отмечайте его успехи. Не делайте за него уроки, но прилежно контролируйте их выполнение. Пусть ребенок с вашей помощью втянется в новый ритм жизни, постарайтесь объяснить ему правила жизни в новом коллективе.

Не ограничивайтесь страницами учебника, находите дополнительную информацию про то, что дети изучают на уроках по ознакомлению с окружающим, постарайтесь заинтересовать их теми знаниями, которые расширяют кругозор.

Находите и читайте дополнительно произведения писателей и поэтов, с которыми дети знакомятся на уроках чтения и литературы. Надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от получения новых знаний, тогда проблема, как привить ребенку желание учится, просто не возникнет.

Как приучить делать домашнее задание

Лучше делать прививку ответственности, воспитывать привычку делать уроки еще в первом классе, когда у детей 6,5 – 7 лет начинается переход от непроизвольной памяти к произвольному вниманию.

Именно теперь недостаточно иметь выдающиеся способности, в начальной школе нужно еще и прилежание. И именно теперь возникают истоки проблем, которые приводят к тому, что дети впоследствии теряют интерес к учебе. Нужно учесть, что подход к детям 6 – 7 лет и 8 – 10 лет кардинально отличаются друг от друга.

Педагоги младших классов могут дать полезные советы о том, как не лишить первоклассников интереса к учебе на старте школьной жизни. Приемы, помогающие детям 7 – 10 лет делать уроки:
  • Выделите в режиме определенное время для выполнения домашнего задания, никогда не отступайте от него.
  • Дайте ребенку после школьных занятий не только пообедать, но и отдохнуть.
  • Когда наступит время садиться за уроки, спросите, что сегодня задавали в школе.
  • Если часты ошибки, поиграйте «в школу», пусть дети вас «поучат» писать, вылепите цифры и буквы из пластилина, выложите их из мозаики, из деталей конструктора.
  • Детей 8 – 10 лет научите пользоваться справочниками, словарями. Выполняя такие задания, они научатся делать уроки вдумчиво, самостоятельно находить нужную информацию.
Если во 2 – 3 классе ваши старания не увенчались успехом, и уроки дети делать по-прежнему не хотят, значит, нужно искать причину нежелания учиться.

Возможно, в классе сложились негативные взаимоотношения со сверстниками, или у вашего ученика недостаточно развито логическое мышление, чувство ответственности за свои поступки. В последнем случае не лишним будет лишение детей каких-то удовольствий, особенно ими ценимых.

А вы сами любите учиться?

Зачастую родители просят психолога дать им действенные советы на тему, как говорить с детьми, чтобы они учились. Между тем, во многих случаях причина хронического нежелания учиться заключается в том, что дети подражают в этом отношении членам своей семьи.

Никогда не будет «с неба звезд хватать» ребенок, если его родители не любят читать, если в доме нет никаких книг, кроме школьных учебников.

Как заставить ребенка учиться, если изо дня в день он видит, что членов его семьи не интересует ничего кроме телевизора и компьютерных игр? Если таким образом невозможно убедить младшего школьника, то уж подростку и подавно подобное лицемерие не станет примером.

Никто не заставляет родителей школьника делать уроки и проходить заново школьную программу. Просто в семье должен быть культ получения знаний, когда члены семьи с удовольствием делятся друг с другом полученными сведениями .


Нужно понять самим и объяснить подростку, что в наше динамичное время нельзя останавливаться, надо постоянно развиваться и не стоять на месте.

Желательно читать качественную литературу, избегая легкого «чтива», обсуждать прочитанное друг с другом. Благоговейное отношение к книге обязательно передастся и детям, они воспримут ее, как источник удовольствия и получения новых знаний.

Невозможно заинтересовать младшего школьника или подростка учебой, если в его семье нередки пренебрежительные разговоры о школе и учителях.

Как привить ребенку желание учиться, если самые значимые для него люди школу не любят, а учителя не уважают? Эту дилемму невозможно решить школьнику любого возраста, поэтому нужно взять за правило: даже если у вас особое отношение к процессу обучения в данной школе, не озвучивайте свое мнение при детях.

Кому тяжелее всего дается хорошая учеба

Не нужно думать, как заставить ребенка учиться, приложите лучше силы к тому, как научить ребенка учиться.

Существует масса причин, мешающих детям стать прилежными учениками:

  • У подростка врожденные особенности памяти, внимания, нервной системы. Требуется помощь психоневролога, консультация опытного психолога.
  • Помимо занятий в школе ребенок посещает дополнительные занятия, секции, кружки, и нагрузка эта непосильна для него.
  • Учитель не в состоянии поддержать интерес к своему предмету (пресловутый человеческий фактор!), он не может интересно объяснить тему, заинтересовать детей.
  • Преподаватель в школе может не воспринимать подростка 12 – 16 лет, как хорошего ученика из-за его демонстративного поведения (здесь уже обоим требуются советы квалифицированного психолога).
  • В семье у детей имеются проблемы во взаимоотношениях с родителями, нет тесного контакта с ними, отсутствуют доверительные отношения.

Думаем о будущем

Если предстоящая взрослая жизнь для младшего школьника – это пока еще аморфное понятие, то подростку 16 – 17 лет уже приходится стоять на ее пороге. Как говорить с детьми, чтобы они учились? Довольно часто советы родителей для подростка разбиваются о реалии взрослой жизни.

Зачем хорошо учиться в школе, прилежно делать уроки, если в маленьком городке, даже получив образование, невозможно найти мало-мальски приличную работу, а родители еле сводят концы с концами?

Надо постараться рассказать своим детям о том, что при желании человек может добиться того, чего он захочет, убедить старшего школьника в том, что вы ему поможете на пути получения профессионального обучения. Можно заручиться поддержкой авторитетного взрослого, который приведет пример тех людей, кто смог добиться всего самостоятельно.

К тому же, в эпоху интернета можно работать даже удаленно, но для этого надо иметь определенный багаж знаний, получить специальное образование, быть интеллектуально развитым человеком. Если убедить подростка в том, что теперь важно быть образованным, что в любом деле ценятся профессионалы, возможно, в старших классах он наверстает упущенное время.

Приемы научной организации умственного труда

Для того чтобы учиться с удовольствием, надо освоить простейшие приемы организации умственной работы. Как научить ребенка учиться, если его охватывает отчаяние при виде того объема знаний, который предстоит усвоить?

Научите младшего школьника или подростка, как лучше всего перерабатывать информацию, как выделять главное, определять тезисы и главные мысли .

Очень много информации получают те, кто освоил приемы быстрого чтения . Пройти такие курсы можно даже дистанционно, и тогда чтение, организованное особым образом, поможет больше усваивать за тот же промежуток времени.

Попробуйте использовать аудиоучебники – может быть это поможет подростку с развитой слуховой памятью лучше запоминать учебный материал.

Развитию памяти и внимания младших школьников способствуют различные задания на сообразительность, головоломки, загадки, забавные задачи , постановка доступных и эффектных опытов.

Сегодня качественное образование стало одним из главных приоритетов в воспитании ребенка. Однако с хорошими учебными навыками не рождаются, а для их приобретения требуется огромная работа родителей. Внимание взрослых к учебному процессу оказывает большое влияние на успеваемость детей в школе.

Екатерина Семенова

Детский психолог

«Существует несколько принципов, следование которым позволяет воспитать в ребенке учебные навыки. Первый и главный из них — общение родителей со своими детьми. Лет до 10-12 ребенок учитывает интересы родителей и готов учиться для них. Потому что в этом возрасте для себя он смотрит мультики и ест сладости. В подростковом возрасте мотивировать ребенка на учебу сложнее, однако и здесь огромную роль будут играть хорошие отношения с родителями».

Однако не менее важную роль играет правильно организованный режим дня. Таково одно из главных условий успеваемости ребенка в школе и на дополнительных занятиях, в этом же ряду стоит и правильное питание. Не стоит забывать и об игровой форме получения знаний. Расширение словарного запаса способствует улучшению памяти и восприятию новой информации, а значит, всем известные игры в слова и ассоциации могут стать отличной тренировкой. Важными оказываются даже навыки самообслуживания. Ребенок, который привык каждое утро чистить зубы, убирать за собой игрушки и самостоятельно одеваться, легче усвоит необходимость ежедневного выполнения домашних заданий.

Ошибки родителей

Часто именно выполнение домашних заданий становится главной проблемой во время школьного обучения. Убедить ребенка в необходимости уделять время учебе и дома — задача не из простых, а потому родители часто и сами совершают ошибки.

1. Родителям не стоит выступать в роли учителя, строго следить за каждым наклоном буквы и задавать дополнительные домашние задания, основываясь на отличающихся от школы программах обучения или полагаясь на собственный опыт.

2. Современные родители часто хотят сделать из своих детей Эйнштейнов. А так ли необходимо ребенку бегло читать и писать в четыре года? Слишком высокая планка может привести к разочарованию и бесконечным конфликтам.

3. Лучше не поощрять материально выполнение домашнего задания и не давать нереальные обещания.

4. Часто родители объясняют школьные неудачи усталостью или болезнью ребенка. Однако в большинстве случает речь идет о лени и неправильном режиме дня. Очень важно научить ребенка грамотно распределять свое время.

5. Не стоит переносить свой учебный опыт на детей. Кто-то сможет справиться с домашним заданием по математике за 15 минут, кому-то для этого потребуется час, у каждого ребенка свой темп обучения.

6. И главное, не надо превращать делание уроков в наказание. «Ты наказан, будешь делать уроки все выходные», «сделаешь уроки — тогда и посмотришь мультфильмы». Столь расхожие фразы неправильно мотивируют ребенка и учат его манипулировать родителями.

Что делать?

Так что же делать? Больше, чем родители, помочь ребенку учиться лучше не сможет никто.

Любовь Иванова

Учитель начальных классов

«Очень важно приучить ребенка делать домашнее задание самостоятельно. И не только потому, что это занимает много вашего личного времени. Справляясь своими силами с заданиями, ребенок будет чувствовать себя увереннее на уроках, при выполнении контрольных тестов, на сдаче экзаменов. Ведь там ему придется остаться один на один со своими знаниями и навыками. Однако это не означает, что ребенка с первого класса нужно оставить в одиночестве перед шквалом новой информации».

Проверять сделанные задания необходимо каждый день, но именно проверять, а не делать их за ребенка. Со временем можно проверять только трудные задания. Следуя такой тактике, в средних классах с уроками придется помогать, только если ребенок об этом попросит. Интуиция и опыт подскажут, какие домашние задания ребенку лучше выполнить самому, а где понадобится помощь родителей.

Начинать домашнюю работу лучше с трудных уроков, потому что они требует большей сосредоточенности. Часто это письменные задания. После можно приступать к заданиям устным или творческим. Хорошо приучить ребенка пользоваться черновиком — в этом случае он сам сможет увидеть, проанализировать и исправить свои ошибки. Очень важно делать перерывы во время занятий, что особенно актуально для начальных классов. Идеально, если родитель знает, чем помочь с домашним заданием, и умеет правильно и доходчиво объяснить ребенку сложные моменты. Для этого сам родитель должен быть в теме, а значит, ему придется прочитать пару страниц учебника и подобрать нужные слова.

Способы повышения успеваемости в школе

Бывают ситуации, когда ребенок не справляется с учебой. Тогда необходимо разобраться, почему возникают трудности в школе. Лучше сразу поговорить с ребенком, узнать, что его беспокоит. Можно пообщаться с учителем и узнать о возможных проблемах. В таких случаях вероятны три варианта: проблемы со здоровьем, конфликт с одноклассниками или учителем или запущенность учебного процесса. Если дело с пробелами в знаниях, то перед родителями будет стоять вопрос, как подтянуть успеваемость в школе.