Как повысить креативность и вернуть «восприятие новичка» special. Беритесь за решение творческих задач, когда вы устали или вам сложно сконцентрироваться

Аннотация

Предлагаем вашему вниманию 16 различных способов внести в работу вашего коллектива больше креативности и инновационной составляющей.

Нет ничего проще, основным условием повышения креативности любой организации является решение начать вести себя как креативная организация. Представьте, что вы хотите стать художником. Вы станете вести себя как художник, начав рисовать каждый день. Возможно, вторым Винсентом Ван Гогом вы и не станете, но вы определенно будете лучше тех, кто никогда не брал кисть в руки. Подобным образом, вы и ваш коллектив станете более креативными, если вы просто начнете вести себя в данном ключе. Ниже, я приведу 16 методов того, как вам и вашим коллегам стать более креативными уже сегодня.

Один в день . Попросите каждого из своих коллег улучшать один аспект своей работы в день, фокусируясь на своих служебных обязанностях. В конце дня, сотрудники должны собравшись, обсудить как работает их нововведение и насколько оно улучшило производительность труда в целом.

Доска идей . Повесьте в центре офиса информационную доску и предложите сотрудникам использовать ее для выражения собственных идей. Напишите главную проблемную тему на цветной бумаге и поместите ее в центр доски. Позаботьтесь о наличии белых листов бумаги, с тем, чтобы люди могли описывать свои идеи. Например, вам не удается уложиться в план продаж в этом месяце. Вы можете описать сложившуюся ситуацию на цветной бумаге, прикрепить ее к «Доске идей», и попросить сотрудников высказать собственные идеи и предложения.

Лотерея идей . Проводите ежемесячную «лотерею идей», используя пронумерованные билеты. Каждый раз, когда ваш сотрудник приходит с креативной идеей, он или она получает лотерейный билет. В конце каждого месяца обсудите идеи со своей командой и вытяните выигрышный билет. Тот кто вытягивает счастливый билет получает приз - какой, решайте сами.
Уголок креативности. Выделите в офисе специальное место для тех, кто вовлечен в креативный процесс. Оснастите его оборудованием, книгами, видео, равно как и обучающими играми и игрушками. Вы можете даже украсить уголок фотографиями сотрудников в детстве, что укажет на то, что все мы рождены непринужденными и креативными.

Символы креативности . Попросите коллег выставлять на своих столах те предметы, которые по их собственному мнению представляют понятие креативности в бизнесе. Например, кристальный шар может представлять стремление к будущим рынкам, бутылочка кетчупа Heinz может продемонстрировать стремление к изобретению 57 способов по сокращению расходов, а пучок кабелей станет символом того, что все идеи в конечном итоге сводятся в одно - достижения результата.

Идем на ланч . Проводите еженедельные ланчи с тремя-пятью сотрудниками, вовлеченными в креативный процесс. Дайте участникам встречи домашнее задание: например, прочитать книгу о креативности. Причем каждый из коллег может прочитать отдельную главу и на основании написанного, рассказать о своем видении креативного начала коллектива. Приглашайте сторонних специалистов в области креативности, узнавайте их мнения и идеи, касающиеся развития вашего бизнеса.

Дневник блестящих идей . Подарите каждому из своих коллег дневник. Назовем его «Дневником блестящих идей», и попросите каждого из сотрудников вносить по три идеи каждый день на протяжении месяца. В конце месяца соберите дневники, отсортируйте идеи и вынесите наиболее интересные из них на дискуссию.

Неделя глупых идей . Сделайте процесс креативности как можно более веселым. Устройте неделю глупых идей и проведи в конце нее конкурс на самую глупую из инноваций. Проведите церемонию вручения награды победителю. Иногда бывает полезно посмеяться над самим собой. Кроме того, зачастую плохие идеи являются отличным стимулом к созданию хороших.

Комитет креативности . Создайте «комитет креативности», состоящий из ваших коллег-добровольцев. Основной целью этой ячейки будет выяснение, обсуждение и воплощение идей сотрудников. Комитет может вести учет количеству идей на графике в виде термометра. Компания должна выделять и награждать тех, кто помимо качественной работы приносит компании и качественные идеи.

Доска почета . Советское прошлое? Как бы не так. Превратите одну из стен своего офиса в доску почета, и вы увидите, какой стимул получат сотрудники. Выставляйте фотографии тех, чьи идеи были удачно воплощены и позитивным образом повлияли на деятельность компании.

Левое и правое полушария мозга . При осуществлении мозгового штурма той или иной проблемы, разделите коллектив на две половину: левое полушарие (рациональное) и правое полушарие (интуитивное). Попросите представителей «левого полушария» высказать практичные, привычные и логичные идеи; «правое полушарие» пусть расскажет о нетрадиционных, далеких от реальности и нелогичных идеях. Затем совместите обе группы и обсудите идеи.

Квотирование идей . Томас Эдисон гарантировал своей компании высокую производительность труда, устанавливая себе и своим ассистентам квоты. Его собственной квотой являлось одно небольшое изобретение раз в 10 дней и серьезное изобретение раз в полгода. Одним из способов гарантированного обеспечения креативности является установка недельной квоты, скажем, в 5 новых идей.

Билет . Требуйте от каждого сотрудника одной новой идеи в качестве билета на любое мероприятие. Идея должна быть сфокусирована на одном из аспектов их работы и ее улучшения.

Меняйте «Да, но…» на «Да, и…» Когда кто-то предлагает что-то новое, многие из нас говорят «Да, но…». Необходимо менять эти логические установки: когда кто-то скажет «Да, но…», попросите его выразить свою мысль посредством «Да, и…», продолжив развивать идею последнего выступавшего.

3 способа . Люди не должны тратить свое время, думая о том, почему что-то не работает, или не может быть выполнено. Взамен, они должны думать о том, как заставить вещь работать и выполнить все необходимое. Попросите каждого из сотрудников подумать о трех связанных с работой целях или задачах, которые по их мнению, не могут быть воплощены. После, попросите их придумать минимум 3 способа выполнить задачу. Сделайте то же самое и сами.

Свежий взгляд . Джонас Салк, изобретатель вакцины, поборовшей полиомиелит, сделал стандартной практику привлечения мужчин и женщин из разных областей на свои групповые занятия. По его мнению, подобная практика позволяла ему узнавать новые идеи, которые могли не возникнуть в головах людей из одной группы. Приглашайте людей из разных отделов своей компании на «мозговой штурм» и спросите их, как бы они решили стоящие перед вами проблемы.

Ну и наконец, не забывайте благодарить людей за идеи. Придумайте дизайн собственных поздравительных открыток «Спасибо за отличную идею» и дарите их отличившимся. Подписывайте каждую карточку личным посланием. Не лишним будет и материальное вознаграждение.

Инструкция по «возвращению к истокам» или как не утонуть в информационном потоке.

Если вы такой же человек, как и я, то вам должно быть знакомо чувство «перенасыщения» информацией. Когда я сажусь за написание собственного текста, меня начинает пугать осознание того, что сейчас на любую тему уже что-нибудь да написано. Из-за этого сложно начать что-то свое – ведь я далеко не уникален. Как писатели, публицисты и маркетологи мы хотим стать экспертами в своей области, сфере ответственности, идеях, маркетинговой психологии, копирайтинге – в общем, практически во всем, что имеет отношение к нашей аудитории и нашему бренду.

Эта гонка за создание лучшего контента, за звание «самого умного и плодовитого» может быть слишком выматывающей. Частично проблема заключается в том, что порой мы вынуждены прогонять через себя слишком много информации для того, чтобы в итоге найти для себя что-то реально стоящее.

Такая «тяжелая информационная диета», на которую мы все сегодня посажены, с одной стороны, вроде и помогает насытить контент обилием фактов, но с другой, она блокирует нашу креативность и атрофирует наше нестандартное мышление, лишая нас необычных идей.

Информационный перегруз и мультизадачность повышают уровень кортизола – гормона стресса. Проблема этого процесса заключается в том, что кортизол препятствует выработке в мозге серотонина, который отвечает за креативность и творческое мышление. Таким образом, вместо того, чтобы стимулировать наш мозг на генерирование классных идей, информационная перегрузка блокирует в нас эти способности.

Думать, как ребенок

В буддийской психологии это информационное болото, через которое мы вынуждены пробираться, называется «чаща взглядов и мнений». Согласно ней, тот, кто цепляется исключительно за свое мнение, остается ни с чем.

Получается, что настоящая мудрость приходит только открытым и восприимчивым людям, тем, кто способен выслушать и принять другую точку зрения. Эта открытость для новых идей дает нам возможность задавать вопросы, удивляться, слушать и наблюдать без вреда для собственного опыта, который могли нанести нам прошлые страхи или предубеждения. Это позволяет нам развивать нашу креативность.

Именно поэтому для каждого, в частности для контент-авторов, важно вернуться к взгляду на мир глазами ребенка. Открытость для всего нового, предрасположенность к обучению, любознательность – вот здесь и рождается контент. При этом, мыслить по-детски, не значит, что вы не можете быть первоклассным специалистом – наоборот, это поможет вам стать сильнее. Преимущество детей в том, что они не осознают рамок невозможного. Они одарены богатым мышлением и не боятся делать ошибки, в отличие от взрослых. Так, пока они увлечены, они могут решить любую проблему, невзирая на какие-либо правила, ограничения или каноны.

Мышление новичка

По сути, для того, чтобы создать нечто уникальное и неподдельное, нам нужно некое подобие мышления новичка, либо можно поступить, как великий поэт Йоганн Гете, который всегда думал о том, «как же здорово быть дилетантом». Несмотря на то, что уже в то время существовали настоящие шедевры, Гете всегда игнорировал их, что позволило ему создавать очень самобытные произведения. Примечательно, что поэт пришел к этому задолго до появления понятия информационного перенасыщения – сегодня такую абстрагацию слишком сложно представить, ведь информация везде.

Но ведь никто не мешает нам попробовать «думать, как новичок» – не нужно избегать любого культурного влияния, нужно просто поглощать информацию более осознанно, вдумчиво, научиться различать то, что реально имеет значение и заносить в свои «чертоги разума». «Оставьте все, что не дает вам результата, оставьте все, что не подходит вам» – говорил Гете.

Вот, в чем фишка. Пока Гете постигал, как же здорово быть новичком, он также выделял значимость богатого кругозора, который сложен из тщательно отобранных частиц, влияющих друг на друга.

Поддержание незнания: оставляем только важные вещи

Идея «информационной диеты» не нова. Мы все гораздо больше времени тратим на всяческое ограничение поступающей информации, чем на ее усвоение. Дэниел Левитин, профессор психологии университета МакГилл, провел исследования, которые показали, что здравый ум может уделять внимание трем-четырем вещам одновременно. С другой стороны, мы ухудшаем свои способности судить и теряем фокус. Мы создаем себе правила проводить за компьютером или смартфоном меньше часов в день, пытаемся не переходить по каждой ссылке, используем разные приложения, помогающие организовать день, чтобы не разорваться из-за всех дел. Вообще, мы тратим много времени пытаясь вернуться к своему детскому мышлению – когда мы жили в мире, который казался свежим, новым и полным чудес. Так что же сделать, чтобы вернуть это восприятие и не захлебнуться в информационном течении?

Как поддержать незнание, когда ты находишься в поиске идеи:

Соорудить «мозговую свалку» : гуру продуктивности Девид Аллен советует «чистить разум» перед началом творческого процесса с помощью составления списка всего, что на данный момент происходит в голове. При этом, все-все мысли должны быть разложены в «4 корзины»: сделать; делегировать; отложить; забить. Это поможет вам не отвлекаться на посторонние мысли во время творчества.

Быть избирательным в собственных ресурсах : будучи писателями, мы должны много всего исследовать и «гуглить».


Это может случайно затянуть нас в информационную «кроличью нору». Вместо того, чтобы позволить поисковику занести вас куда попало читать то, что вам вовсе и не нужно, постарайтесь найти 5-10 источников, которым вы доверяете и ищите непосредственно там.

Еще вы можете установить фильтры в Твиттере, которые будут выводить наиболее релевантные посты в топ вашей ленты. Таким образом, ваше окружение может стать отличным ресурсом, помогающим вам держать разум в фокусе.

Понижать уровень стресса : поддержание низкого уровня кортизола – верный путь к становлению креативным гением. Если вы начинаете чувствовать, что «все, больше не могу» – отойдите от компьютера на 30 минут и почитайте пару глав своей любимой книги, прилягте или помедитируйте, чтобы вернуть себе ощущение спокойствия. Всегда имейте рядом вещи, которые способны успокоить вас и используйте их в своей ежедневной рутине. Согласно исследованию, приведенному в журнале Forbes, несколько минут медитации каждый день могут здорово уменьшить количество кортизола в мозге.

Понять, что невозможно знать все : один из способов спасти себя в информационном потоке, четко дать себе понять, что чего-то не знать – абсолютно нормально. Принятие такой «дзен-позиции» спасет вас от «синдрома успеть и узнать все», когда вы физически на это не способны. Ничего страшного нет в том, что вы упустили пару статей в своей ленте или писем на электронном ящике – что-то действительно важное со временем все равно наверстается.

Пока не существует точного рецепта, как вернуть себе «свежий взгляд новичка» важно просто напоминать себе, что нормально говорить иногда «я не знаю». Давайте, попробуйте! Мы все равно не находимся в состоянии «я не знаю» вечно. Конечно, неприятно осознавать это иногда, но порой это может очень хорошо помочь в создании пищи для размышления, поиска новых взаимосвязей. Удивительно, что может случиться, когда мы отбрасываем наши идеи от экспертного восприятия и позволяем себе открывать все с новой стороны – мы начинаем смотреть на одни и те же вещи не так, как другие.

ЧТО ТАКОЕ КРЕАТИВНОСТЬ?

Люди часто смешивают креативность с оригинальностью, после чего впадают в уныние, поскольку, по-видимому, так трудно, даже невозможно быть по-настоящему оригинальным. На самом деле все мы способны быть креативными, поскольку, как мы уже сказали, креативность заключается в создании новых связей, причем в неврологическом смысле дело тоже обстоит именно так. Креативность - это расширение границ психики. Она может быть


Практический курс НЛП

сопряжена с риском, поскольку всегда включает открытие. Создавая новые связи, вы повышаете силу своего мозга, развиваете свою интеллектуальную и межличностную гибкость. Всякий раз, когда вы связываете как-либо две вещи, вы создаете нечто третье. И эта новая связь может, в свою очередь, выстроить связи с другими идеями, другими возможностями. Вообразите, какое воздействие это может оказать на систему, подобную мозгу!

Результаты порой изумляют. Нейл Армстронг сделал свой знаменитый первый шаг по Луне в 1965 году. Это событие изменило наши отношения со Вселенной. Оно засвидетельствовало огромный потенциал человеческой изобретательности и умелости. Оно сказало нам: мы способны разрешать проблемы, которые прежде были неразрешимыми, если только достаточно хотим этого и можем найти пути.

Мы предполагаем, что это событие внушило многим людям очень мощную - и освобождающую - веру в человеческие возможности. А ныне существуют долговременные проекты, в конечном итоге направленные на посещение Марса.

Креативность на индивидуальном уровне обладает тем же самым потенциалом: соединяя вещи между собой, вы выходите за границы каждой из них; вы получаете шанс выработать новые убеждения по поводу себя и своих способностей. Мы вспоминаем беседу с одной девочкой-подростком, которая любила учиться. Она находила это занятие очень стимулирующим. Она заявила: «Иногда мне кажется, что мои мозги в буквальном смысле растягиваются».

Дети обладают природной креативностью. И ведь каждый из нас некогда был ребенком. То есть все мы имеем опыт креативности, даже если сейчас не осознаем, как это получалось. Дети проявляют свою креативность в том, как они открывают окружающий мир и по-своему осмысляют его. Дочка Венди Шарлотта в том возрасте, когда она училась ходить, любила играть с пластиковыми коробками и бутылками, хранившимися в шкафчике под раковиной. Венди достаточно было открыть дверцы шкафчика, чтобы Шарлотта была занята и счастлива на целые часы. У многих детей есть воображаемые друзья, многие создают миры с помощью своих игрушек. Они не нуждаются в сложном реквизите, поскольку порождают свои смыслы сами.

Ян Макдермот, Венди Яго


Креативность заключается в порождении ассоциаций и связей Чтобы проявить креативность, вам нужно дать себе разрешение и время на создание новых связей. Суть здесь скорее в процессе, чем в результате. Вы можете проявлять креативность на работе или дома, при решении проблем, работе в саду или разрешении споров. Ваша креативность может иметь в своей основе слова, идеи или даже пищу. Вы можете быть креативны по отношению к своей внешней среде или своим мыслям.

Еще один важный аспект креативности состоит в том, что, даже если каждый ингредиент хорошо известен и знаком, он все равно приводит к возникновению нового. Инсайт всегда креативен, поскольку он представляет собой новый вывод на основе известной информации. Возникает новый взгляд, и именно это важно.

Самое главное - креативность возвращает нас в состояние, не слишком отличное оттого, в каком пребывала дочка Венди, когда оказывалась перед открытым шкафчиком под раковиной. Креативность делает нас поглощенными. Наслаждающимися процес сом действий. Уделяющими массу внимания деталям. Имеющими грандиозную интуицию. Воодушевленными. Игривыми. Размышляющими о том, что произойдет, если...

БАРЬЕРЫ КРЕАТИВНОСТИ

Ниже описываются наиболее распространенные преграды креативности. Подумайте, относится ли что-либо из этого к вам.

Недостаток времени. На самом деле это не так важно, как может показаться: процесс создания связи занимает секунды. Это может произойти в любой момент, в любом месте, при условии, что вы находитесь в правильном состоянии и внимательны к собственному опыту. Так что креативность требует преимущественно определенного качества вашего времени и внутренней свободы, позволяющей проявить восприимчивость к себе.

Страх критики. Это может похоронить под собой любой мозговой штурм. Креативность приводит к необычным идеям, возможно, даже к таким, которые не укладываются в привычные рамки. Некоторые люди могут счесть продукты креативности


Практический курс НЛП

странными, слишком причудливыми, вызывающими. Страх показаться чудаком, глупым или даже не таким, как все, подавляет креативность.

Сниженная самооценка. Если вы делаете нечто креативное, вы тем самым выходите за границы знакомого для себя и, возможно, для других. Иногда в подобных случаях человек думает, что поскольку его идея, поступок или изобретение необычны, то они должны быть ненормальными и неправильными. Если вы не уверены в себе, то для вас может быть очень рискованно как-либо отличаться от других - даже в мыслях. В результате, как это ни прискорбно, вы отказываетесь от посетившего вас озарения, чтобы вновь слиться с большинством.

Страх неудачи. Это может явиться мощным блокирующим механизмом. Но ведь если вы создаете новую связь, она по определению не может быть изначально «истинной» или «ложной». Поэтому неудача может иметь лишь два смысла:

Новая ассоциация не сработала так, как вы хотели или надеялись.

Она кому-то не понравилась. И, собственно, что? В течение ряда лет различные люди отмечали, как много у Яна успешных проектов, и спрашивали, как это ему удается. Ян в таких случаях обычно сообщает, что эти проекты составляют примерно десять процентов того, что приходит ему в голову. Остальные девяносто либо не срабатывали, либо вообще не шли дальше идей.

Креативность - отнюдь не вотчина гения. Эйнштейн, конечно, был великолепен, но большинству из нас совершенно не обязательно делать его своим эталоном. Вам даже не нужно быть экспертом, чтобы проявить креативность. Наконец, плоды нашей креативности могут выражаться на уровне вполне повседневной жизни. Хороший пример - Каффе Фассетт, международной известности дизайнер вязаных изделий. До двадцати восьми лет он не имел никакого отношения к вязанию и, разумеется, не брал в руки спицы. В этом возрасте он вдруг безумно увлекся фактурами и цветами Шерсти. Он купил шерсть примерно двадцати цветов, намереваясь изначально найти опытного вязальщика, который мог бы во-

Ян Макдермот, Венди Яго


плотить в жизнь рисунки, возникшие у Каффе в голове. «Постепенно до меня дошло, что я должен научиться вязать и придумывать свои изделия по ходу дела... В течение дальнейших нескольких лет я успешно игнорировал массу правил, которые, по-видимому, па -рализовывали большинство вязальщиков, заставляя их ограничи ваться монохромными паттернами. Я же радостно комбинировал цвета и текстурированные нити, делал узлы посреди ряда, использовал в своих наиболее амбициозных пробах вплоть до двадцат/ цветов в ряду» («Восхитительное вязание», Century Publishinq, 1985). Он произвел революцию в вязании. Используя простейшие петли (ибо не был специалистом), он позволил цветам, текстурам и узорам «расцвечивать» рисунки, возникавшие перед его внутренним взором. Он читал лекции и проводил обучающие семинары: главной его целью было убедить людей, «что они способны сделать нечто прекрасное и обогащающее жизнь». Многие дума ли, что у него есть некое особое мастерство, которого нет у них, по тому что он начинал как художник. «Я хочу попробовать убедить вас, что восприятие цвета - отнюдь не автоматическая вещь; вы открываете и переоткрываете секреты цвета, играя с ним и, самое главное, постоянно смотря».

В любой момент, когда у вас возникает сомнение в собствен ном потенциале креативности, напоминайте себе о том, что каждую ночь вы создаете пять или шесть совершенно новых снов, для которых вы являетесь одновременно сценаристом, режиссером, актером и зрителем, которые могут вовлекать все ваши органы чувств, произвольно менять время и место и, наконец, оказывать на вас длительное последующее влияние. Это творчество не требу ет усилий, и большинство людей даже не признает его как таковое!

КАК ДОСТИЧЬ БОЛЬШЕЙ КРЕАТИВНОСТИ

Найдите правильное состояние ума. Изучите состояние, ко торое вы ассоциируете с креативностью. Выясните, что инициирует и поддерживает его. Каково наилучшее для вас время дня 7 Обстоятельства? Вам нужно быть в одиночестве? Или, может быть, самому (самой) по себе в толпе? Вы нуждаетесь в молча-


Практический курс НЛП

нии? Или в фоновой музыке? Постройте профиль своего креативного состояния. Не полагайтесь на его случайные возникновения. Дайте ему регулярное время и место.

* Культивируйте сны и мечты. Обращайте внимание на проявления своей креативности вместо того, чтобы отмахиваться от ее плодов, объявляя, что это «всего лишь сон» или «просто витание в облаках». Не обесценивайте уже, возможно, сделанные вами открытия, игнорируя их.

Задавайте себе вопросы: «Что, если?..», «Что еще?» и «Как еще?» Не останавливайтесь на первых пришедших вам в голову идее или ответе. Всегда идите дальше, находите больше идей и другие идеи.

Когда вы наталкиваетесь на проблему, воображайте, что ваше привычное решение недоступно. Это может относиться к любому уровню. Если бы у вас сломался компьютер, как без него вы смогли бы выполнить работу, намеченную вами на сегодня? Смогли бы наговорить на магнитофон? Сделать конспект? Использовать телефон? Если вы обычно дискутируете лицом к лицу, то что произошло бы, если бы вы вместо этого записали свои мысли? Некоторые решения окажутся не лучше тех, к которым вы привыкли; зато другие могут открыть перед вами великолепные новые возможности. В НЛП говорят: если вы всегда делаете то, что делали всегда, вы всегда будете получать то, что получали всегда. Креативность - это делать нечто другое.

Проверяйте, сколько различных результатов вы можете получить с одними и теми же ингредиентами. Существует поваренная книга Розаны Голд под названием «Рецепты 1 -2-3» (Grub St., 1977), где в каждом рецепте используются только три ингредиента. В некоторых рецептах используются одни и те же три ингредиента, однако процессы или количества ингредиентов в них разные, поэтому результаты получаются тоже разные. Ян использовал тот же принцип на своих семинарах по креативности: возьмите какой-нибудь офисный предмет повседневного употребления (скрепку, бумагу для пометок, скотч и т. д.) и вообрази-

Ян Макдермот, Венди Яго


те различные способы, которыми вы могли использовать их в сочетании. Ключ к эффективности упражнения - именно в сочетании.

Знайте правила - и отклоняйтесь от них. Вариации на суще ствующие темы или правила составляют основу успеха во многих случаях и многих областях, будь то джазовая импровизация или приподнятая кровать с пространством для стола и чулана внизу.

Думайте о разных путях к известному. Изменяйте порядок действий в знакомых процессах. Привычные инструменты заменяйте чем-нибудь не столь ожидаемым. Используйте свою не ведущую руку. Как только мы ломаем рутину, мы переходим из состояния «на автопилоте» в состояние, когда мы активны или восприимчивы. Если вы играете, используя свою неведущую руку, вы тем самым опираетесь на не слишком знакомые мозговые связи и стимулируете возникновение новых звеньев. Попробуйте «неправильной» рукой почистить зубы или причесать волосы Странное ощущение, не правда ли?

Ищите существенные различия. Когда вы встречаетесь с чем-либо, что кажется вам иным, оригинальным или новым, спрашивайте себя, в чем именно состоит ключевое отличие. В случае вязаных изделий Каффе Фассетта оно зачастую состоит в использовании необычного цвета: например, это бирюзовая полоска в рисунке преимущественно розовых и красных тонов, которая «разогревает» остальные цвета, делая их более живыми. Отчасти креативность Каффе заключалась в том, что он был способен посмотреть на клубки шерсти подобных цветов, кото рые как будто бы не сочетаются друг с другом, и понять: достаточно одного небольшого штриха неожиданного цвета, чтобы все изменилось.

ДИСНЕЕВСКАЯ СТРАТЕГИЯ КРЕАТИВНОСТИ

В главе 3-й мы упоминали Роберта Дилтса. Один из старейших пионеров НЛП, Дилтс много писал о стратегиях гениев и смоделировал ряд выдающихся людей, в том числе Уолта Диснея. Страте-


Практический курс НЛП

г ця креативности Диснея, которую сформулировал Дилтс, позволяет выделить три роли, существенные для порождения креативности, - мечтателя, реалиста и критика. Очень часто получается так, что эти роли смешиваются или же одна из них становится диктатором по отношению к другим. У многих людей диктатором является критик, однако важно помнить, что слово «критик» обозначает того, кто оценивает, а отнюдь не того, кто решает, что правильно и что - нет.

Когда Ян при работе с организациями использует Диснеевскую стратегию креативности, он иногда отводит каждой роли отдельную комнату, чтобы люди знали, куда они идут и зачем: в комнате мечтателей они мечтают, в комнате критиков они - критики и больше никто. Вообще в НЛП физическое пространство часто используется подобным образом - для определения происходящего. Это помогает нам приходить в подходящее состояние и знать, чего следует ожидать; физическое перемещение при этом - хороший способ изменения состояния. Роли мечтателя, реалиста и критика можно разделить также во времени. Вы можете отвести себе время для мечтаний и записывать свои мечты в блокнот, чтобы вернуться к ним позже, когда вы будете готовы подумать об их воплощении на практике (побыть в роли реалиста), а также какие критерии здесь нужны и какие проблемы могут возникнуть (роль критика). Каким бы способом вы ни разделяли роли, остается важным знать, в какой именно из них вы находитесь в данный момент, а также давать каждой из них достаточно места для выполнения своей функции.

Креативность - естественная способность человеческих существ. Ее заботливое взращивание, поощрение и использование -главный путь повышения силы мозга, будь то при нахождении новых решений старых проблем или новых направлений в жизни, Для более приятного времяпровождения на досуге или более легкого и умелого выполнения профессиональных функций. Итак, к чему вы хотели бы приложить вашу креативность? Это ваш выбор.

Ян Макдермот, Венди Яго


КАК УСКОРИТЬ СВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Каждый из нас имеет опыт хорошего обучения. К тому моменту, когда вы читаете эту книгу, вы должны были успеть приобрести множество сложных физических, интеллектуальных и межличностных навыков, так же как громадный объем информации о самых разных вещах. По большей части все это вы, вероятно, принимаете сейчас как само собой разумеющееся. Вы также должны были < настоящему времени усвоить ряд навыков или убеждений, которые ограничивают вас или создают вам определенные затруднения. Возможно, среди них - также некие сомнения по поводу собственной способности к обучению или к достаточному обучению. И поскольку большинство из нас имеют постоянную работу и/или растят детей, в основном ведя загруженную, если не безумно загруженную, жизнь, то более быстрое обучение явилось бы очень полезным навыком.

Согласно нашему опыту коучеров, один из важнейших путей ускорения обучения - освобождение от влияния негативных убеждений и предположений. Каждое семя запрограммировано так, чтобы стать полноценным экземпляром своего вида, при наличии подходящих условий. И многие из нас, имевшие дело с растениями в своих офисах, домах, садах, знают: даже растения, находившиеся в не слишком хорошем состоянии, сохраняют изумительную способность выздоравливать и процветать, как только восстанов лены благоприятные для них условия.

Если вы хотите узнать, как ускорить свое обучение, вам полезно немного заняться самомоделированием. В детстве вы усваивали феноменально много за очень короткое время - не только про сто информацию, но также социальные навыки, телесно-психическую координацию и еще многое, многое другое. Как же вы это делали?

Мы покажем вам здесь, как НЛП может помочь вам определить условия, благоприятные для вашего обучения, и выяснить, чем оно в данный момент блокируется. В результате вы можете вновь стать свободны для столь же эффективного обучения, каким оно было у вас в раннем детстве.

Итак, как же вы справлялись в те годы? В первые пять лет жиз ни мы реализуем самую удивительную, самую быструю програм-


Практический курс НЛП

му обучения из когда-либо существовавших. С точки зрения полезности в жизни не все это обучение, разумеется, является «хорошим»: вы можете научиться робеть или излишне тревожиться, но, в любом случае, маленькие дети учатся очень основательно и всем своим существом. Они учатся, не называя это обучением. Со всей полнотой используя свои органы чувств в каждый момент своего бодрствования, они начинают «строить карту» своего мира. Воистину, это обучение погружением. Таким образом, практически каждый человек начинает свою жизнь с очень быстрого обучения.

ФАКТОРЫ БЫСТРОГО ОБУЧЕНИЯ ОБУЧЕНИЕ ЗНАЧИМО ДЛЯ РЕБЕНКА

Для маленьких детей мир очень интересен, потому что совершенно нов. У них еще нет фильтрующих механизмов, которые бы сообщали им, что некоторые вещи являются «более важными» или «более стоящими», чем другие. Все ново, все несет что-то новое. По ряду причин обучение высоко значимо: оно интересно; оно связано с той или иной непосредственной целью; оно вознаграждается; оно помогает моделировать кого-то значимого; оно повышает автономию, контроль или возможности самовыражения; наконец, ребенок любопытен и просто хочет знать.

Все эти причины служат важными стимулами учиться быстро и учиться хорошо. В терминах НЛП, это мотивы «стремления к приятному». Процесс обучения - нечто, что обучающийся активно хочет делать.

МОРАЛЬ. Убедитесь, что вы мотивированны - у вас есть веские основания учиться тому, чему вы хотите учиться, и вы знаете, в чем они состоят.

РЕБЕНОК В ОСНОВНОМ СОСРЕДОТОЧЕН ЗДЕСЬ-И-СЕЙЧАС

Очень маленькие дети обращают массу внимания на происходящее вокруг них и на то, чем они заняты. Они не сравнивают то, что есть сегодня, с тем, что было вчера. Подобные концепции - и за-


320 Ян Макдермот, Венди Яго

боты, которые они с собой приносят, - появляются позже. Малыши не прокручивают множественные сценарии, то есть не отвлекаются. Они, конечно, могут отвлекаться и делают это, но тогда они полностью погружаются в свое отвлечение. Их внимание стопроцентно.

МОРАЛЬ. Ловите свои блуждающие мысли. Полезно, может быть, записать то, что требует последующих действий, чтобы вам не нужно было носить эти планы в голове в то время, когда вы занимаетесь чем-то другим. Сделав это, верните себя в здесь-и-сейчас.

РЕБЕНОК ПОЛНОСТЬЮ ПОГРУЖЕН В СВОИ ОПЫТ

На этой стадии обучение происходит при высоко ассоциированном состоянии обучающегося, при мощных неврологической и физиологической вовлеченности. Это позволяет обучающемуся очень быстро делать огромные шаги.

МОРАЛЬ. Выберите время, обстоятельства и собственное состояние, при которых вы имеете максимальный шанс погрузиться во что-либо. Культивируйте искусство полной ассоциированности со своим опытом. Начните обучение с действий.

ВСЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ РЕБЕНКА ВОВЛЕЧЕНЫ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Дети не думают о том, как они учатся или как они должны учить ся. Все их органы чувств функционируют в режиме восприятия и переработки информации. Соответственно то, чему они учатся, кодируется многими способами, благодаря этому быстрее и эффективнее становясь частью их.


Практический курс НЛП 321

МОРАЛЬ. В большей степени вовлекайте свои органы чувств в процесс сознательного обучения. Всегда думайте о том, как вы можете сделать даже формальное обучение и визуальным, и слуховым, и кинестетическим. Например, вы можете вести записи, конструировать модели, в буквальном смысле «проходить» сквозь предмет обучения, то есть обучаться на ходу (кинестетика); рисовать схемы и использовать цветные карандаши (визуальная система); проигрывать музыку композиторов барокко, таких, как Бах или Вивальди, которая, как показано, усиливает концентрацию и способствует обучению (слуховая система).

УСИЛИЯ РЕБЕНКА ЧАСТО ОТМЕЧАЮТСЯ ПОХВАЛОЙ ИЛИ НАГРАДОЙ

Очень маленькие дети обычно в изобилии получают похвал, когда пытаются делать что-то новое, в той же мере, в какой у них "это реально получается. Даже когда в конце концов взрослые начинают воспринимать их умения как нечто само собой разумеющееся, к этому времени обычно уже заложена хорошая почва в виде позитивного подкрепления первых усилий малышей, когда они учились сидеть, ползать, стоять, говорить и ходить. При таком благополучном ходе событий закладывается основание будущего самоподкрепления и самоободрения, обеспечивающих готовность идти на риск, пытаясь делать что-то новое.

МОРАЛЬ. Находите способы хвалить и вознаграждать себя. Используйте ободряющий внутренний диалог. Разделяйте свою цель на этапы и устраивайте себе что-нибудь приятное после завершения каждого этапа.

МЫШЛЕНИЕ В ТЕРМИНАХ УСПЕХА И НЕУДАЧИ

Обучающийся не научился еще мыслить в терминах успеха и Неудачи, поэтому он не слишком пугается, когда что-то не выходит. Более того, неудовлетворенность достигнутым чаще побуждает его к новым попыткам.

Ян Макдермот, Венди Яго


Очень маленьких детей обычно не называют неумехами, растяпами, тупицами и т. д., когда у них что-то не получается. Первые слова и первые шаги ребенка для большинства взрослых слишком важные и слишком потрясающие вещи, чтобы обесценивать их как недостаточно хорошие. Малыш, который учится ходить и падает, скорее всего, получит поддержку и поощрение в том, чтобы пытаться снова и снова.

МОРАЛЬ. Относитесь по-доброму к собственным ошибкам и ограничениям. Люди, бесконечно критикующие себя, склонны впадать в уныние. Тот, кто прощает себе ошибки и промахи, лучше продвигается.

РЕБЕНОК ПОДСТРАИВАЕТСЯ К СЕБЕ

Когда он теряет интерес или устает, он просто переключается на что-то другое или засыпает. Он еще не научился отворачиваться от своего инстинктивного осознания собственных состояний, чрезмерно давить на себя, предъявлять к себе неразумные требования.

МОРАЛЬ. Подстраивайтесь к себе - не слишком себя подгоняйте. Даже если все идет замечательно, и особенно в этих случаях, делайте перерыв. И не повышайте свою планку только из-за того, что достигли чего-то быстрее или легче, чем ожидали.

ПЕРЕРАБОТКА УСВОЕННОГО

Ребенок спит долго и крепко, поэтому его бессознательный ум располагает временем для переработки усвоенного, а тело - для реабилитации после напряжения и наращивания своих сил.

Сон является очень важным фактором успешного обучения. Ov* позволяет телу отдохнуть и восстановиться после нагрузки. Умственное напряжение требует энергии и выносливости, поэтому любое обучение должно утомлять. Переработка и сохранение про-


Практический курс НЛП

пуктов обучения происходят бессознательно, именно поэтому мы относительно быстро забываем конкретные процессы, вовлеченные в такие сложные навыки, как ходьба, речь или чтение. Во время сна бессознательная часть нашей психики очень активно занимается переработкой нового материала и образованием связей.

МОРАЛЬ. Уважайте потребность вашего тела в отдыхе. Уделяйте себе достаточно времени для сна, чтобы вы могли переработать усвоенное в процессе обучения.

Теперь мы познакомились с факторами быстрого обучения. Также очень важно понимать, что суть дела эффективного обучения не в том, чтобы научиться новым, «суперумным» техникам. Как правило, чтобы вновь начать хорошо и быстро обучаться, нужно лишь освободиться от стереотипов, которыми мы научились себя ограничивать и сковывать, а также вернуть иа их законное место адекватные стимулы и условия. Вместо того чтобы непрерывно жать на акселератор, уберите сначала ногу с тормоза.

Факторы, блокирующие обучение

Наш опыт коучеров свидетельствует о том, что имеются некие распространенные факторы, препятствующие обучению. Ниже мы перечисляем некоторые из них, но, разумеется, не все, и, возможно, именно для вас окажутся значимы какие-то другие. Определив эти последние, вы станете готовы изменить ситуацию к лучшему.

■ Потеря полноты внимания.

■ Недостаточность вознаграждения.
■ Недостаточность стимулов.

■ Опыт неудач.

Негативные оценки со стороны других или самих себя. Снижение уверенности в себе.

Страх, например, ошибок или неправильных действий.

Ян Макдермот, Венди Яго


■ Сковывающие решения.

■ Критический внутренний диалог.

■ Перфекционизм.

Как развить креативность, правильно нарушать правила, где выходить за рамки и где их ставить, и почему нужно бояться, чтобы начать творить.

Фототехника становится все более “умной”, все более совершенной и все более доступной. Как там звучала эта присказка от студентов журфака МГУ в 70-е годы? “Дайте мне Никон, и я переверну мир?” И вот он, Никон — но перевернут ли мир? В сравнении с 70-ми — да, только дело не в Никоне.

Словом, профессиональное, мастерское оборудование далеко не всегда равно профессиональным, мастерским фотографиям. Что нужно, чтобы идти вперед и развиваться как фотограф? Чтобы продолжать творить, сталкиваясь с творческим блоком? Чтобы выделить свои фото из миллиардов, снимаемых в год? Чтобы, в конце концов, найти свою нишу и привлечь клиентов? Правильно, креатив.

Для тех, кому нужно встряхнуться, вернуть вдохновение и посмотреть на свое творчество под новым углом — 15 советов, как развить креативность.

1. Забудьте о правилах

Забудьте о том, что составляет жанр, о правилах композиции, о теории цвета и тому подобном. Представьте, что нет никаких “но”, “нельзя”, “а как же”. Представьте, что возможно все. И нет таких идей или тем, которые не рассматриваются или не обсуждаются. Рискните выйти за рамки, за границы, хотя бы мысленно.

2. Поставьте рамки и границы

Может показаться, что это противоречит первому пункту. Но на самом деле, чем больше границ, тем больше возможностей для креативности. Ограничения заставляют нас по-новому смотреть на ситуацию и выдумывать новые способы добиться нужного результата.

Придумайте себе свои собственные рамки. Например, целый месяц используйте только один объектив и только фикс. Или снимайте только черно-белые фото. Или работайте только с вертикальной ориентацией.

Особенно этот способ полезен, если сразу вызывает внутренний протест и сопротивление. Не поддавайтесь этому чувству и будьте настойчивы: креатив последует.

3. Меньше оборудования — больше творчества

Казалось бы, чем больше возможностей, тем богаче выбор, тем разнообразнее результат. Но на самом деле, если у вас есть отдельный “идеальный” объектив для каждой сцены и пять разных “идеальных” камер для любого случая, развиваться уже некуда. Как и нет простора для творчества.

Это не значит, что надо выкинуть большую часть оборудования или пользоваться только старой “мыльницей”. Это значит — смотри пункт 2. Искусственно ограничив доступные опции, хотя бы на время, вы освободите место для креатива.

4. Доверяйте себе

Если внутренний голос говорит, что надо сделать снимок — делайте. Этот совет часто можно услышать от стрит-фотографов, где “решающий момент” — краеугольный камень. Но то же самое относится к любому жанру и любой форме фотографии. Если чувствуете, что надо снимать — снимайте. Даже если придется вытаскивать камеру со дна сумки. Даже если кажется, что снимать нельзя. Даже если вы говорите себе, что сможете сделать это фото потом.

“Потом” обычно не наступает. Фотографии — это застывшие мгновения; мгновения, которые уже не повторятся. Не будет той же самой сцены, того же самого света, того же настроения. Снимайте.

5. Не забывайте о физической активности

Занятия спортом, или даже лёгкая физическая активность поможет развить креативность, собенно если у вас сидячая работа. Гуляйте, бегайте, катайтесь на велосипеде — все, что душе угодно.

Во-первых, это даст мозгу отдых, и после вы со свежими силами приступите к задаче. Во-вторых, фотопрогулки позволят увидеть новые места, новых персонажей для съемки.

В-третьих, исследователи из Стэнфордского университета доказали, что сам физический процесс ходьбы повышает креативность — в среднем на 60%, и этот эффект продолжается еще некоторое время после того, как вы остановились.

6. Посещайте новые места

Один из секретов креативности – разнообразие. Гуляя, идите новыми маршрутами и в новые места. Путешествуйте в новые города и страны. Новизна дает импульс для творчества.

7. Окружите себя креативными людьми

Креатив — вещь заразная. К тому же общение даст новый взгляд на вещи, позволит озвучить, обсудить и развить зарождающиеся идеи. А если удастся поработать вместе с опытным фотографом — тем лучше.

8. Рассказывайте истории

У каждого есть свои истории. Рассказывайте. Это тренирует образное и творческое мышление. Старайтесь сделать так, чтобы и вы, и ваш собеседник мысленно увидели то, о чем вы говорите. Визуализация — важный аспект для развития воображения. И речь идет не только об образе, но еще и о звуках, запахах, вкусах, ощущениях. Пробуйте передать все это и в своем рассказе, и в своих снимках.

9. Будьте любознательны

Изучение чего-то нового разжигает творческую искру и усиливает воображение. Почему у детей такая богатая фантазия? Потому что они любопытны и открыты всему новому.

Задавайте вопросы, изучайте и пробуйте что-то незнакомое, расширяйте сферу своих интересов, ищите то, к чему потянется ваша душа. Потому что топливо для творчества — это страсть.

10. Меняйте и меняйтесь

Попробуйте себя в новом жанре. Вы студийный фотограф? Займитесь на выходных стрит-фотографией (изучите советы гуру по ). Снимаете архитектуру? Перейдите на день на спортивную фотографию.

11. Ставьте себе нестандартные задачи

Бросьте вызов самому себе и попробуйте выполнить необычные упражнения. Например:

  • Сделайте 10 разных фото одной и той же сцены.
  • Выберете место и сделайте 24 совершенно непохожих друг на друга кадра. Не сдвигаясь с места.
  • Представьте, что вы снимаете на пленку, и у вас есть только 36 (24, 12) кадров. И пленка только одна на день.

Такие задачи, ограничения и условия могут натолкнуть на удивительно креативные решения.

12. Ни дня без фото

Ни дня без строчки. В нашем случае — без фото. Даже если не хочется. Даже если нет вдохновения. Даже если нет времени. Потому что, во-первых, это даст старт, запустит процесс творчества. Во-вторых, мастерство оттачивается только практикой.

13. Вдохновляйтесь другими

Нет ничего плохого в том, чтобы чему-то научиться и почерпнуть вдохновение у мастеров. Помните выражение: “Хорошие художники копируют, великие — крадут?” Знаете, как оттачивал стиль своего письма Бенджамин Франклин? Копируя тексты из журнала Spectator, где печатались одни из лучших текстов его времени.

14. Начните личный проект

Личный проект — не только для фотографов-документалистов или фотожурналистов. И не только для начинающих, которые только пробуют свои силы. Процесс работы над ним принесет пользу всем, не зависимо от жанра или опыта работы. Это отличная возможность заняться тем, что зажигает страсть в душе, и узнать что-то новое — о мире и о себе. А оба эти пункта, как мы выяснили раньше, — неотъемлемые условия для раскрытия творческого потенциала.

15. Не бойтесь своих страхов

Страх критики, страх неудачи и даже страх успеха — все это не только мешает творческому человеку демонстрировать свои работы миру, но и ограничивает наше творческое “я”. На самом деле страх — это хорошо; это показатель того, что ваше дело действительно важно для вас. Разве мы станем беспокоиться о том, что нас не трогает? А значит, это именно то, чем стоит заниматься. Вы ведь не хотите потратить жизнь на то, к чему вы равнодушны?

P.S. Развить креативность можно и нужно!

В качестве бонуса — небольшой ролик от режиссера и видеоблогера Саймона Кейда, автора YouTube-канала DSLRguide . Не забудьте включить русские субтитры!

Все еще не ощутили желания творить? Вставайте и идите творить в любом случае. Аппетит приходит во время еды.

Кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность человека - это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре:

И о том, как развивать эти характеристики, вы узнаете ниже:

Развитие четырёх качеств креативности по Гилфорду

Продуктивность

Понятие «продуктивность» происходит от английского слова «productivity». Изначально оно применялось в сельскохозяйственной и животноводческой деятельности с целью выявления наиболее плодовитых и дающих потомство экземпляров. По мере развития промышленности данный термин стал применяться в производстве - в русском языке аналогичным данному слову стало понятие «производительность». В настоящее же время термин «продуктивность» используется для оценки творческого потенциала человека, являясь отражением его способности к производству объектов творчества.

Кроме того, представленное понятие применяется и в сфере . Здесь его можно охарактеризовать следующим образом:

Продуктивность является способностью человека к созданию определённого количества чего-либо или совершению определённого объёма действий за конкретный промежуток времени.

Обычно продуктивность измеряется в численно-количественных терминах, однако нередки случаи, когда ей может придаваться эмоциональная оценка.

Также стоит отметить, что продуктивность является не врождённым , а приобретаемым, а значит, её можно назвать навыком, который можно развивать и улучшать. Причём, если человек продуктивен, то это будет проявляться во всей его деятельности.

Высокая продуктивность - это основа высоких результатов, достигая которых человек получает удовлетворение и радость от того, чем он занимается.

Гибкость мышления

Гибкостью мышления называют способность человека находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро изменять своё мышление и поведение, в зависимости от ситуации.

Гибкость мышления говорит о том, что человек может видеть любую конкретную ситуацию в процессе развития и прогнозировать её вероятный исход. Благодаря гибкости мышления человек имеет возможность максимально быстро находить выход из сложных положений и правильные решения трудных задач, а также устранять внутриличностные конфликты. Человек, обладающий таким качеством, умеет объективно мыслить и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Оригинальность мышления

Оригинальность мышления представляет собой способность человека к выдвижению новых, необычных и неожиданных идей, которые существенно отличаются от уже известных, тривиальных, общепринятых.

Оригинальность мышления может проявляться в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми. Огромное количество специалистов считают оригинальность одной из основных особенностей творческих людей.

Важно сказать и о том, что оригинальность мышления позволяет не только генерировать новые идеи или создавать интересные проекты, но также и разрабатывать и развивать уже существующие. А это, в свою очередь, оказывает неоценимую помощь и поддержку человеку как в творчестве, так и в научной, образовательной, технической, предпринимательской и любой другой деятельности.

Но не следует забывать и о том, что оригинальность мышления довольно часто связана с критической оценкой новых идей окружающими. Часто можно наблюдать такие ситуации, когда оригинальные идеи «в штыки» воспринимаются другими людьми. Поэтому, человек, обладающий оригинальным мышлением, должен развивать и другие качества своей личности, такие как умение убеждать и аргументировать свою точку зрения, и давлению со стороны, неконфликтность, коммуникабельность и т.д.

Навык решения сложных проблем

Под умением решать сложные проблемы следует понимать особый навык, включающий в себя две составляющие - аналитическую и практическую. Аналитическая составляющая отвечает за анализ возникшей проблемы, её оценку, разработку возможных вариантов её решения. А практическая составляющая отвечает за, собственно, претворение решения в жизнь, переход от теории к практике.

Характер же решения любой проблемы всегда находится в зависимости от особенностей каждой отдельно взятой ситуации. Но наиболее важно изначально собрать информацию об актуальной проблеме, и лишь после этого, уже обладая фактическими знаниями, приступать непосредственно к решению. В отдельных же случаях, которых, к слову заметить, в настоящее время становится всё больше и больше, самое подходящее решение может быть найдено исключительно при .

Умение решать сложные проблемы обладает уникальным свойством - учитывая то, что это навык, его можно всячески развивать и культивировать. Причём, чем сложнее задачи человек ставит перед собой, тем большим потенциалом в плане решения проблем он начинает обладать.

Навык решения проблем, как и прочие, рассмотренные нами выше, очень важен для человека в его повседневной жизни, т.к. проблемы систематически возникают в абсолютно любой сфере жизнедеятельности: творчестве, науке, бизнесе, социальной, технической работе и т.д.

Мы позволим себе повториться, и напомним, что продуктивность, гибкость и оригинальность мышления, а также навык решения сложных проблем поддаются развитию. Соответственно, каждый человек, стремящийся к повышению своей личной продуктивности и эффективности и развитию своих личностных качеств, в том числе и творческого потенциала, может приложить усилия, чтобы вышеназванные качества развить.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию ознакомиться с рядом рекомендаций и списком нескольких действенных игр, направленных на развитие каждого из рассмотренных нами качеств.

Упражнения на развития качеств креативности

Для более удобного восприятия материала мы разделим список рекомендаций и игр на блоки, благодаря чему, если таковы ваши намерения, вы сможете перейти к развитию конкретного навыка, минуя остальные.

Повысить свою продуктивность можно, следуя следующим рекомендациям:

  • Постоянно отслеживайте результаты своих действий
  • Ведите свою деятельность в
  • Умело
  • Сначала всегда делайте важные дела
  • Помните о том, что , и наоборот
  • полезной деятельностью
  • Занимайтесь
  • Повышайте свои профессиональные навыки
  • Уделяйте достаточное внимание

К играм на повышение продуктивности можно отнести такие как «Мафия» (словесная ролевая игра), «Покер» (знаменитая карточная игра), «Монополия» (одна из самых популярных экономических игр) и другие. Кроме того, развитие продуктивности тесно связано с вашим ассоциативным мышлением.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Сделать своё мышление более гибким вам помогут следующие советы:

  • Откажитесь от любых стереотипов и шаблонов, которые ограничивают ваше мышление
  • Регулярно пересматривайте свои собственные убеждения, взгляды и принципы
  • Не зацикливайтесь на прошлых поражениях, победах и достигнутых результатах
  • Читайте больше
  • Применяйте различные стратегии поведения в повседневной жизни
  • Используйте специальные методики по активизации мышления (например, )
  • Стремитесь к получению нового опыта, эмоций и впечатлений
  • Расширяйте кругозор
  • Учитесь смотреть на вещи и проблемы с разных ракурсов

Повлиять на своё мышление, сделав его оригинальным и непохожим на мышление других людей, можно, прибегнув к следующим советам:

  • Избавьтесь от любых предрассудков в своём сознании
  • Развивайте свой творческий потенциал и
  • Стремитесь к постоянному узнаванию новой информации
  • Работайте над своей продуктивностью (применяйте рекомендации, указанные выше)
  • Развивайте
  • Общайтесь с интересными и необычными людьми
  • Всегда ищите несколько вариантов решений проблем и разрешений ситуаций
  • Систематически решайте специальные задачи на нестандартное мышление
  • Изучайте биографии и автобиографии знаменитых людей
  • Применяйте в своей деятельности метод « »

К развивающим оригинальность мышления играм можно отнести игры наподобие « », « », «Данетки», а также всевозможные шарады, головоломки, ребусы, лабиринты и т.д.

Что же касается развития навыка решения сложных проблем, то здесь мы может дать следующие рекомендации:

  • Не задавайте вопрос: «А смогу ли я?» — вместо этого спрашивайте себя: «Хочу ли я? Как я могу решить проблему?»
  • , интеллектуальные и любые другие игры, которые максимально приближены к реальности. Смело берите себе на вооружение «Монополию», «Имаджинариум», «Activity», «Миллионер» и т.п.

    В заключение хочется лишь добавить, что при помощи информации, представленной в этом уроке, вы сможете не только развить своё креативное мышление, но и улучшить множество других своих личностных качеств, которые, несомненно, пригодятся вам в вашей жизни и работе.

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.