Как понять что ребенок может сидеть самостоятельно. Когда ребенок должен и начинает сидеть самостоятельно

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

В первые месяцы жизни крохи родители, особенно «начинающие», с трепетом наблюдают за его развитием и радуются каждому новому навыку – улыбке, переворотам со спинки на живот и обратно, осмысленному «знакомству» с ручками и ножками.

Всему свое время

И вот ближе к полугоду они со все возрастающим нетерпением ждут – когда же наконец малыш перестанет созерцать мир «снизу вверх», а сможет «расширить горизонты» своих впечатлений, научившись сидеть?

Они тревожатся, слушая рассказы, как «соседская девочка села сама в пять месяцев» и переживают, не отстает ли их ребенок от ровесников . Другие рассуждают, не пора ли усадить его, обложив подушками для устойчивости, как это часто делали бабушки?

Раньше считалось, что пятимесячного ребенка нужно потихоньку подсаживать к опоре, чтобы тренировать его мышцы, а если ребенок не начинал садиться сам, уже достигнув семимесячного возраста, это относили к разряду отставаний в физическом развитии.

Но сейчас педиатры настаивают на точке зрения, отрицающей существование единой и универсальной нормы для всех грудных детей. Правда в том, что темпы развития каждого крохи абсолютно индивидуальны и связаны с его:

  • физиологией,
  • наследственностью,
  • активностью,
  • уникальным темпераментом,
  • другими факторами.

Навязывать ребенку насильно физические навыки, к которым его организм еще не готов, совершенно не стоит. Позвоночник, мышцы и связки крохи должны «созреть» и стать достаточно крепкими.

Сидение по сути – не самая физиологичная поза, она создает ощутимую нагрузку на позвоночник, связки, суставы и тазовые кости. Новый возрастной ориентир для нормального освоения крохой устойчивого положения «сидя» – 8-9 месяцев.

Бережем осанку с детства

Позвоночник новорожденного малыша вначале лишен физиологических изгибов, которые формируются постепенно:

  • шейный (дает возможность крохе в 2-3 месяца уверенно ),
  • грудной (в 4-5 месяцев малыш приподнимается на руках и переворачивается, ),
  • поясничный (в 7-8 месяцев ребенок поднимается на ножки и держась за опору делает попытки вертикально передвигаться).

Очень важно для правильной осанки формирование и развитие «мышечного корсета», которое также происходит постепенно.

Если вопреки природе усадить 4-5-месячного малыша, он быстро потеряет равновесие, плечики его перекосятся, а спинка скруглится. Все эти признаки говорят о том, что сажать такого кроху еще рано, в противном случае, подрастая, ребенок может получить серьезные проблемы с позвоночником, тазобедренными суставами и внутренними органами.

Вставать и ползать раньше, чем сидеть

Родителям не стоит торопить события: их задача – наблюдать за ребенком и, если нужно, помочь ему

Каждый ребенок имеет право на свой уникальный процесс развития. И наши умные и необычные малыши постоянно напоминают нам об этом.

Поэтому не переживайте, если ваш ребенок ползать и вставать на ножки научится раньше, чем садиться из положения лежа.

И это тоже физиологически правильно, ребенок интуитивно чувствует, к чему он уже готов и что ему удобнее и нужнее на данном этапе.

В этом малыши мудрее нас.

А наша родительская задача – наблюдать, чувствовать и помогать при необходимости, но отнюдь не мешать и не навязывать крохе «обязательные» и «зачетные» двигательные стереотипы.

Ведь для ребенка со слабыми мышцами живота и более сильными – шеи, спины, рук и ног научиться садиться из положения стоя или ползания гораздо проще, и он мудро выбирает именно такой путь. Придет время – и он освоит другие решения этой задачи, только не стоит его торопить.

Кто раньше – мальчики или девочки?

Существует популярная точка зрения о том, что девочки якобы проходят все стадии грудничкового развития несколько быстрее, чем мальчики – раньше переворачиваются, садятся, учатся ползать.

У этого мнения столько же подтверждений, сколько и опровержений, так как на практике ничуть не меньше мальчиков довольно рано овладевают всеми этими навыками.

Главную роль в таком развитии, несомненно, играет не пол, а степень двигательной активности .

Вот лишний вес крохи может слегка притормозить процесс обучения , так как «пухляшкам» в отличие от их более «мелких» сверстников обычно в силу конституции двигательные навыки даются несколько сложнее.

Опережая события

Бывает и наоборот. Некоторые «акселераты» и «спортсмены» действительно садятся сами уже в пять месяцев. И не пытайтесь их удерживать и укладывать обратно – они лучше вас знают, что уже пора менять «точку зрения» на окружающий мир.

Если ваш малыш рано начал садиться, обеспечьте поддержку его мышцам

Садятся – значит, могут себе позволить, потому что чувствуют свою полную физическую готовность к сидению и абсолютную необходимость этой новой позы для своего развития.

Примите это как радостную данность и старайтесь на первых порах обеспечить крепнущим на глазах мышцам малыша поддержку, сажая чадо почаще к себе на колени и прислоняя спинкой к своему животу.

Если вы твердо решили, что вашему ребенку необходимо «пробежать» дистанцию развития младенческого этапа спринтерскими темпами, вы безусловно можете этого добиться, терпеливо и настойчиво следуя следующим простым советам.

① Волшебные прикосновения

С первых месяцев жизни крохи уделяйте большое внимание массажу. Помимо регулярных курсов обязательного профессионального дарите ребенку ежедневный родительский.

Поглаживайте, растирайте, позже – слегка пощипывайте и похлопывайте (если нет противопоказаний), посылая тепло своих рук пальчикам, ручкам, ножкам, спинке и животику малыша. Такое взаимодействие активизирует все обменные процессы в организме крохи и обязательно сделает его мышцы крепкими и готовыми к новым нагрузкам.

② Фитнес для младенцев

Физические упражнения в сочетании с массажем и водными процедурами способствуют укреплению мышц малыша, а значит новые навыки он будет осваивать быстрее

Гимнастика поможет сделать ребенка более сильным и гибким. Не жалейте времени и сил на физические занятия с малышом.

Существуют специальные комплексы упражнений для детей, начиная с месячного возраста, которые доставляют малышам удовольствие и укрепляют их, побуждая к двигательной активности.

Очень полезны , которые тренируют мышцы, отвечающие за поддержание тела в балансе и играющие важную роль при сидении.

С 5-месячного возраста можно делать специальное упражнение, приучающее кроху переходить в положение сидя – за обе ручки, а впоследствии и за одну притягивать малыша к себе, «подсаживая» на несколько секунд. Главное – следить, чтобы не оставлять еще не окрепшего малыша в таком положении слишком долго.

Через некоторое время кроха научится сам подтягиваться, держась за ваши пальцы, а впоследствии использует эти навыки и станет присаживаться, используя в качестве опоры, например, прутья кроватки.

Еще одно упражнение, тренирующее «нужные» для сидения мышцы – перевороты со спины на живот и обратно, которые также необходимо включать в гимнастические комплексы.

Может нанести непоправимый урон здоровью вашего малыша. Но снизить риск кислородного голодания и тяжесть последствий от него возможно.

У детей эффективно помогает избежать хирургического вмешательства при 1-2 степени заболевания.

Вас настораживает частая икота малыша, и вы не знаете, как с ней справиться? об основных причинах, а также о самых простых способах избавления от нее.

Гиперактивный ребенок требует особого отношения к нему. Предлагаем ознакомиться коррекции поведения таких детей.

③ Поплаваем

Занятия с крохой в ванной и бассейне, обучение его плаванию доказано ускоряют развитие и созревание опорно-двигательной системы малыша.

Двигаясь в воде, преодолевая силу ее сопротивления и удерживая баланс, кроха получает еще и отличный эффект массажа, нормализующий мышечный тонус. При этом его позвоночник избегает перегрузок и находится в физиологически правильном положении.

Детки, получившие «водное» воспитание, быстрее осваивают важные двигательные навыки, чем их «сухопутные» сверстники, поэтому садиться самостоятельно также начинают раньше.

Ожидая, когда же ребенок начнет сидеть самостоятельно, соблюдаем следующие принципы

  1. Регулярно занимаемся с крохой массажем и гимнастикой.
  2. По возможности учим его плавать.
  3. Ждем, когда кроха сядет сам – не паникуем и не сравниваем его со сверстниками, не торопим события и не тормозим их, искусственно приближая к условным нормам.
  4. Помним, что у каждого ребенка – свои индивидуальные сроки и темпы развития и свои методы овладения двигательными навыками, поэтому действуем, наблюдая, поддерживая и радуясь новым успехам малыша.

Послушайте мнение доктора о том, когда должен ребенок сесть, нужно ли ему помогать и как правильно это делать.

Первые умения малыша умиляют и радуют родителей: он улыбнулся, он повернулся, он сел, и он пополз. Однако не всегда развитие крохи идет по такому сценарию - есть немало детей, которые начинают присаживаться в 4 месяца, а бывают такие карапузы, которые не сидят самостоятельно и в 8 месяцев, зато прекрасно ползают.

Родители деток, которые не хотят сидеть в нужное время (согласно общепринятым медицинским стандартам), стараются помочь крохам и учат их этому самостоятельно. Нужно ли это делать, рассказывает Евгений Комаровский.

Нормы

Согласно существующим медицинским стандартам, по которым педиатры оценивают развитие малышей, сидеть большинство карапузов начинают в 6-7 месяцев. Однако эти цифры настолько условны, говорит Евгений Комаровский, что их можно не брать в расчет. Все дети разные, они развиваются по своей индивидуальной схеме и у каждого - свои стандарты.



Ребенок, который не сидит в 7 месяцев, нисколько от этого не страдает.

Зато страдают и сетуют его родители, которые хотят, чтобы чадо ни в чем не отставало в развитии от соседских детей.

Сама формулировка «он должен сидеть в определенном возрасте» неверна. По словам Комаровского, ни один в мире ребенок никому и ничего не должен. Он сядет, поползет и пойдет тогда, когда его позвоночник и мышцы спины будут готовы взять на себя такую нагрузку.




Что делать родителям?

Во-первых, посетить врача. Если что-то в развитии крохи вызывает или смущает, это - первое, что они должны сделать. Ребенка нужно показать ортопеду, детскому хирургу и неврологу. Если эти три специалиста не выявят у малыша никаких заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата и других тревожных причин, то делать больше ничего не нужно.

Такой малыш обязательно сядет, говорит Евгений Комаровский, но только тогда, когда придет время.

И процесс этот произойдет сам по себе, без какого-либо участия со стороны мамы и папы.


Что делать нельзя?

Нельзя слишком рано присаживать детей, поскольку сидение ребенку, по словам доктора, вообще не полезно. Чем позже малыш это сделает, тем прямее будет его спина, ровнее ножки и ручки, правильнее осанка. Раннее присаживание создает сильнейшую нагрузку на слабый и не готовый к ней позвоночник, отсюда потом у подросших детей возникают многочисленные проблемы со здоровьем.


Лучшее, что могут сделать мама и папа малыша - не помогать ему в сидении, стоянии и первых шагах.

Часто родители, заставшие своего грудничка за попыткой присесть, сразу отправляют малыша на диван, обкладывают подушками и в сидячем положении и радуются, что их ребенок быстрее всех развивается. Правильнее развивать не сидение, а ползание, ведь именно при этом процессе мышцы и костный скелет малыша укрепляются и готовятся к сидению и хождению.

Еще одна ошибка, которую часто допускают современные родители - прыгунки. Ребенка, который еще не умеет сидеть, они подвешивают в вертикальное положение, чтобы он прыгал. Взрослым кажется, что так он укрепляет двигательный аппарат. На самом деле ранняя вертикализация может быть очень опасной для крохи. Прыгунки и ходунки - не самые удачные приобретения, и их лучше убрать подальше в чулан.



Как тренировать мышцы

Евгений Комаровский советует малышей с 5 месяцев не присаживать, а выкладывать на живот на пол, на расстеленное покрывало или одеяло. В паре метров от него положить яркие игрушки, и всячески стимулировать перемещение по-пластунски или любым другим способом (на животе, с опорой на одну ногу и руку, как угодно).

Отличная тренировка всех нужных для сидения мышц - это вечерний укрепляющий массаж , а также купание. Водные процедуры способны творить чудеса. Никто не отменяет и ежедневную гимнастику, которую желательно начинать делать сразу по приеду из роддома.

Тем не менее, когда кроха начнет сидеть, обязательно станет понятно, какие мышцы у него наиболее слабые: если он сидит с круглой спиной, то можно говорить о слабости спинных мышц и мышц шеи, если он будет падать назад - слаб пресс, а если заваливаться на бок - в поддержке нуждаются боковые мышцы.

Внимательно приглядывайтесь к ребенку, берите его «слабые места» на вооружение и тренируйтесь.


Как правильно держать ребенка вертикально

Ребенка, который еще не сидит самостоятельно держать на руках тоже нужно правильно, ведь вертикальное положение, как говорилось выше, может им навредить. Евгений Комаровский советует обязательно поддерживать малыша одной рукой под попу, другой - плотно обхватывать под мышками.

Если при этом взрослый сам сидит, а кроха у него «сидит» на коленках, то важно взрослому принять полусидячее положение. Это снизит нагрузку на позвонки ребенка.




Мифы о сидении

  • Считается, что девочек нельзя присаживать до 6 месяцев - это чревато загибом шейки матки и другими патологиями по линии женского здоровья. Это неправда, говорит Евгений Комаровский. И мальчиков, и девочек до полугода присаживать не надо, и не только потому, что у девочек там что-то не так устроено и может повредиться. До полугода детей вообще присаживать нельзя. С точки зрения формирования крепкого позвоночника нет никакой разницы, мальчик это или девочка.
  • Мальчика можно присаживать на руках уже в 3-4 месяца. Это неправда, говорит Комаровский. Такое забуждение опасно и страшно, оно увеличивает число молодых людей, которые из-за болезней позвоночника не только не годны в армию, но и не могут вести полноценную активную жизнь. Особенно опасно такое присаживание для мальчиков крупных, пухлых - у них нагрузка на позвоночный столб увеличивается в разы.

После рождения ребенок проходит определенные значимые для его развития этапы. Сначала он начинает держать головку, улыбаться, переворачиваться на животик, позже садится и учится стоять. Родители с нетерпением ждут новых свершений от своего крохи.

После 5 месяцев некоторые детки пытаются сесть. Но еще плохо держат спинку и падают, если их посадить. Когда же ребенок начинает сидеть самостоятельно? Как ему помочь? Что делать, если один уже сидит, а другой и не пытается? Ответы на эти вопросы волнуют всех молодых родителей.

Младенец с рождения находится в положении лежа. По мере роста и развития он приобретает новые умения: держит головку, хватает игрушки, поворачивается на бочок, а позже со спинки на животик и обратно, пытается ползти. В какой-то момент малыш хочет изменить свое положение, пытаясь поднять головку и принять положение сидя. Ведь при этом меняется угол обзора, многие вещи видятся иначе, малышу становится интереснее изучать мир вокруг себя.

Многие детки хватаются за бортики кроватки или коляски и пытаются сесть. Если предложить им взяться за пальцы и слегка помочь, то они принимают положение «сидя» на несколько секунд. Долго сидеть пока не могут. Говорят, что ребенок начинает присаживаться, то есть ненадолго садиться.

Некоторые родители спешат обложить малыша подушками, чтобы он сидел подольше, но делать этого не стоит. Всему свое время. Ребенок должен сесть самостоятельно, когда его позвоночник будет к этому готов. В каком же возрасте ребенок начинает сидеть? У каждого ребенка свой темп развития. Однако существуют определенные среднестатистические нормы, когда можно начинать присаживать ребенка. По статистике малыши проходят такие этапы:

  • 6 месяцев – сидит с поддержкой;
  • 7 месяцев – сидит без опоры;
  • 8 месяцев – садится самостоятельно.

Некоторые дети начинают присаживаться раньше. Однако находиться в сидячем положении детям в возрасте до 6 месяцев не рекомендуется.

Понять готов ли ребенок к присаживанию можно по таким признакам:

  • Младенец хорошо научился переворачиваться на живот и обратно на спинку;
  • Поднимает головку из состояния «лежа», хорошо ее держит;
  • Пытается подниматься на ножки, держась за опору;
  • Хорошо поднимает туловище, удерживаясь за пальцы родителя.
  • Может удерживать спинку какое-то время в положении сидя.

Если все эти умения у ребенка наблюдаются, то скоро малыш научится не только сам сидеть, но и принимать самостоятельно положение сидя.

Можно ли присаживать? Чем опасно несвоевременное присаживание

При рождении позвоночник малыша очень гибкий и мягкий, при этом легко деформируется. Он рассчитан только на положение лежа. С возрастом позвоночник укрепляется, появляются необходимые изгибы, формируется мышечный корсет. Поэтому не рекомендуется присаживать детей раньше времени.

Если ребенок плохо удерживает спинку, сильно ее округляет, заваливается набок или вперед, не нужно его обкладывать чем-то для опоры. Такой ребенок не готов к присаживанию. Это может нанести вред неокрепшему позвоночнику. Чаще всего деформация позвоночника происходит именно в детстве и связана с ранним присаживанием, хождением, нагрузками на неразвитый мышечный корсет, поддерживающий позвоночник.

Во сколько месяцев ребенок начнет сидеть зависит от состояния его мышечного развития.

Чем ребенок активнее пытается двигаться, поворачиваться, менять положение тела, тем быстрее укрепится его спинка, и он раньше начнет сидеть, стоять, ходить.

Поэтому полезно выкладывать ребенка на животик, чтобы он поднимал и держал головку и корпус, опираясь на предплечья, а потом и кисти, учить его переворачиваться, делать специальную гимнастику для малышей.

Очень полезно для ребенка ползанье.
Если ребенок научился ползать, то ему очень удобно садится из такого положения. К тому же это помогает разгрузить позвоночник, укрепляет все мышцы малыша.

Этапы освоения навыка сидения

Попытки принять сидячее положение у ребенка появляются довольно рано в 3-4 месяца. Но освоить этот навык ему не просто. Малыш учится сидеть постепенно, приобретая определенные подготовительные навыки. Этапы освоения умения сидеть не всегда одинаковы. В большинстве случаев это происходит так:

    1. Ребенок пытается поднимать голову и верхнюю часть туловища, стараясь сесть . Если ему дать пальчики, то он ухватывается и поднимается на несколько секунд. Этот этап наступает у детей в разное время приблизительно в 3-5 месяцев.
    1. Малыш в 4-6 месяцев цепляется за опору, встает на колени, пытается садиться , но пока удержаться не может, заваливается на бок или назад;
    1. В 5-6 месяцев ребенок садится с помощью родителя , удерживает спинку несколько минут, может повернуться на бочок и пытаться сесть, опираясь на руку;
    1. В возрасте 6-8 месяцев уверенно сидит, хорошо держит спинку , но часто еще пользуется помощью взрослого, чтобы сесть, хотя некоторые могут садиться и самостоятельно;
  1. 7-10 месяцев – садится самостоятельно из любого положения , может поворачиваться в сторону, играет игрушками сидя, легко меняет положение: встает, ложится, становится на четвереньки и обратно.

В некоторых случаях ребенок сначала переворачивается на животик, становится на четвереньки и из этого положения садится. Часто дети начинают ползать, а затем уже учатся самостоятельно сидеть.

У некоторых детей получается садиться и сидеть до 6 месяцев, однако специалисты не рекомендуют проводить в сидячем положении много времени в таком возрасте. Лучше, если малыш будет сидеть по 10-15 минут несколько раз в день. Постепенно время можно увеличивать.

Другие же дети наоборот долго не могут научиться садиться или сидеть уверенно. Бывает, что такой навык у них развивается только в 9-11 месяцев. Это тоже норма. Не нужно торопить малыша.

Если ребенок здоров, у него нет физических или неврологических патологий, то он обязательно научиться сидеть раньше или позже сверстников.

Что делать, если малыш не хочет сидеть

Некоторые мамы начинают беспокоиться, если в определенном возрасте их ребенок еще не умеет сидеть, в то время как его сверстники давно приобрели этот навык. Родители задаются вопросом, что делать и как научить ребенка сидеть? Однако не нужно беспокоиться раньше времени. Если малыш достаточно овладел прочими двигательными навыками, переворачивается, становится на четвереньки, ползает, пытается вставать, то до 11 месяцев можно не беспокоиться. Лучше стимулировать ребенка к ползанью. Это поможет укрепить мышцы, и он скорее научиться садиться.

Когда стоит волноваться

Волноваться следует, если малыш с первых месяцев отстает в развитии. Скорее всего врач заметит это и направит родителей к неврологу.

Если он в возрасте 6-8 месяцев не умеет переворачиваться на животик и обратно, не пытается ползать, садиться, вставать, то у него явно проблемы неврологического характера и его стоит показать специалисту.

Если же проблем нет, то, скорее всего, достаточно будет пройти курс специального массажа и гимнастики. Однако это должен решить специалист.

Как научить сидеть? Упражнения

Что же могут сделать родители, чтобы помочь малышу научиться сидеть? Для этого лучше всего подойдут гимнастика, массаж, плавание в ванне или бассейне. Такие мероприятия помогут развить мышцы спины, правильно сформировать мышечный корсет позвоночника.

С трехмесячного возраста можно выполнять с ребенком такие упражнения:

    1. Положение младенца лежа на спине . Мама протягивает ему указательные пальцы, ребенок за них хватается и пытается подняться до угла наклона спинки 40 градусов. Задержаться в таком положение 3-5 секунд и опустить малыша. Выполнить несколько раз.

Постепенно угол поднятия и время удерживания можно увеличивать.

    1. С 6 месяцев можно усложнить первое упражнение, поднимая ребенка только за одну руку . Второй он пытается удерживаться и опираться самостоятельно.
    1. Ребенок поддерживается под грудь и под живот, спинка вверх, ножки упираются в живот взрослого . Поднять туловище ребенка и опустить. Головка малыша поднята вверх. Мышцы напряжены. Задерживать несколько секунд и опускать.
    1. Положить ребенка на бочок, чтобы он перевернулся на живот, затем обратно . Можно привлечь игрушки, чтобы малыш тянулся за ними.
  1. Хорошо помогают и покачивания ребенка на фитболе . Удерживая ребенка лежа на мяче, покачиваем мяч вверх и вниз, то сгибая ножки ребенка, то касаясь поверхности его руками. Можно покачивать мяч влево – вправо.

Хорошо помогает массаж мышц рук, спины, ножек. Движения рук разминающие и поглаживающие, допустимы легкие похлопывания. Движения направлены снизу вверх от пальцев к плечам.

Для детей старше 6-8 месяцев, если они не ползают, то гимнастика направлена на получение этого навыка. Дальше малыш сам научится садиться.

Плаванье очень благотворно влияет на все мышцы ребенка, укрепляя их, но не нагружая позвоночник. Если нет возможности посещать с малышом бассейн, то можно ограничиться плаваньем в полной ванне.

Все навыки малыша связаны между собой, поэтому важно не пропустить момент, когда стоит помочь малышу — заняться массажем, гимнастикой. Следующий после умения садиться навык — ползание, читайте в нашем следующем материале.

Малыши быстро растут, и вы даже не заметите, как придет время познакомить вашего маленького непоседу с дисциплиной и пунктуальностью. в игровой форме — читайте по нашей ссылке.

Мальчики и девочки

Часто можно услышать довольно противоречивые мнения о том, что мальчики или девочки быстрее развиваются и раньше садятся. Встречается информация, что девочки раньше начинают делать попытки сесть, но овладевают этим навыком более поздно, чем мальчики. К тому же некоторые думают, что позвоночник у девочек более хрупкий, чем у мальчиков. Поэтому и присаживаться они должны позже. Однако нет никаких достоверных доказательств таким утверждениям. Все зависит от индивидуального развития ребенка. Однозначно лишь то, что присаживать ребенка раньше, чем он сядет сам не стоит независимо от его пола.

Не нужно сравнивать своего малыша с другими детьми. Каждый ребенок уникален, имеет свой биологический ритм. Радуйтесь каждому умению крохи, помогайте ему правильно развиваться, но не торопите. Здоровый ребенок обязательно освоит все необходимые навыки, в том числе и сидение.

Вокруг вопроса, когда можно сажать ребенка ведутся многочисленные споры. Раньше этот процесс приравнивался к естественному развитию и исходил из физических возможностей ребенка. Сегодня опытные педиатры предлагают родителям четкие рекомендации, которых необходимо придерживаться. Сажать ребенка необходимо в зависимости от уровня развития костной и мышечной системы. Эти системы должны быть подготовлены к возможности сидеть. Некоторые дети стремятся сидеть в возрасте пяти месяцев, если подкладывать под спинку мягкую подушку. Безусловно, самостоятельно сидеть на твердой поверхности вряд ли поучиться без поддержки. Подавляющее большинство малышей может самостоятельно сидеть к полугоду. Не рекомендуется раньше времени стремиться сажать ребенка самостоятельно, так как костная и мышечная система является неокрепшей.

Как подготовить ребенка самостоятельно садиться?
Для того чтобы процесс высаживания носил безопасный характер, необходимо малыша тщательно подготовить к нему. В развитии ползания и сидения большая роль принадлежит гимнастике. Если гимнастикой заниматься регулярно, то мышечная система начнет укрепляться. Можно время от времени проводить тренировку, в которой ребенок пытается дотянуться ручками до ладоней родителей, понемногу подтягиваясь. Угол наклона постепенно в таком упражнении должен увеличиваться. Эффективно также проводить разнообразные упражнения по развитию мышц малыша: наклоны, повороты. Полезно проводить регулярный легкий массаж малыша. Правильно организованная подготовительная работа к сидению малыша приводит к тому, что вопрос о том, когда малыш сядет, отпадает, так как ребенок, в силу своего физического развития, начинает сидеть самостоятельно.

Врачи и педиатры не рекомендуют сажать ребенка раньше времени, так как это может привести к негативным последствиям. Процесс сидения малыша без подготовительной работы может привести к тому, что детский позвоночник не справится с нагрузкой. В результате такой перегрузки происходит нарушение соединений между позвонками. Такая травма чревата многими заболеваниями в будущем, в том числе и такой распространенной проблемой, как сколиоз. Особенно специалисты не советуют сажать рано девочек, так как это может стать причиной искривления костей малого таза, что впоследствии негативно отразиться на детородной функции. Также, по мнению врачей, ранняя высадка девочек приводит к искривлению матки и более серьезным патологиям, вплоть до бесплодия. Не стоит рисковать и следовать американской системе, суть которой заключается в посадке детей с рождения.

В какое время сажать мальчиков?
Можно сажать мальчиков постепенно начинать с 4-5 месяцев с проведением подготовительных упражнений. В это время очень можно помогать малышу, придерживая его позвоночник, чтобы избежать чрезмерного давления на позвоночник. До четырехмесячного возраста дети имеют слаборазвитые брюшные мышцы, что отрицательно влияет на позвоночник при сидении. Обычно мальчики к шести месяцам могут самостоятельно сидеть. Если малыш пытается начать сидеть самостоятельно раньше, то не стоит ему в этом противостоять, можно только помочь. Это говорит о том, что его мышцы являются сформированными.

Когда правильно сажать девочек?
С посадкой девочек вопрос является трудным. Посадка раньше времени чревата осложнениями. Врачи и педиатры не рекомендуют с посадкой девочек. Можно сажать девочек не раньше семимесячного возраста. Но этот факт не является медицинским доказанным, однако все же, рисковать здоровьем нецелесообразно. Таким образом, сажать мальчиков можно в любое время с учетом уровня его подготовки, а с посадкой девочек рекомендуется не торопиться. Более подробную информацию о том, когда можно сажать ребенка рекомендуется изучить с помощью видео:

Роль дополнительных приспособлений в обучении ребенка сидеть.
В век современности в детской индустрии появилось много приспособлений для помощи родителям – ходунки, прыгунки, шезлонги. Некоторые предполагают, что такие изделия таят в себе опасность, так как не способствуют естественному развитию малыша и сажать малыша в них не стоит. Однако большая часть считает, что подобные изобретения относятся к современным технологиям, благодаря которым ребенок развивается. Конструкция ходунков представляет собой каркас в виде шортиков, который оснащен пружинами. Такое изделие фиксируется в дверной конструкции. В ней ребенок получает возможность прыгать, развивая мышцы ног. Ходунки, оснащены специальными колесиками, для того, чтобы ребенок мог передвигаться. Сажать ребенка в прыгунки, шезлонги, ходунки и другие дополнительные приспособления можно только тогда, когда он научился самостоятельно держать спинку. Спинку ребенок начинает держать без поддержки к шести или семи месяцам, когда его позвоночник достигает определенного этапа формирования, поэтому в это же время можно учить сажать. Иногда производители, дезинформируя покупателей, указывает неверное время начала эксплуатации изделия. Поэтому при их приобретении можно проконсультироваться со специалистом.

Перед тем как сажать ребенка в ходунки или прыгунки важно обратить внимание на положение стопы. Если движения малыша сопровождаются неестественным положением, то это может отрицательно повлиять на обучение ходьбы в дальнейшем. В прыгунах, шезлонге и ходунках ребенка всегда нужно сажать под наблюдением взрослого.

Таким образом, вопрос о том, когда можно сажать кроху является довольно важным, так как его костная и мышечная система является не до конца окрепшей до определенного времени. Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому надо прислушиваться к себе и руководству педиатров в этом вопросе.