Как объяснить ребенку откуда берутся дети (в картинках). (36 картинок)

Опытный акушер здорового новорожденного ребенка от младенца с патологиями отличит сразу. Он отлично знает, как выглядят новорожденные дети, и его не испугает сморщенное личико или несоразмерно большая голова. А вот мамы, которые имеют представление о том, как выглядит новорожденный малыш, только по картинкам или, насмотревшись на красивых карапузов, гуляющих с родителями во дворе, в первые минуты после родов могут испытать самый настоящий шок.

Как выглядит здоровый новорожденный малыш?

Как же выглядит новорожденный, только что появившийся на свет? Нежная кожица крохи в первые дни имеет красную окраску с выраженным мелкочешуйчатым шелушением, но через 7-10 дней станет розовой и гладкой. Кожа новорожденного богата кровеносными сосудами, больше половины всего объема крови находится в коже. Потовые железы развиты недостаточно, а функция сальных желез усиливается еще до рождения, вырабатывая смазку, которая покрывает тело ребенка и облегчает продвижение по родовым путям.

На фото, как выглядят новорожденные дети, видно, что смазка находится и в подмышечных, и в паховых складочках:

Не торопитесь тщательно очищать кожу от нее, она играет защитную роль и исчезнет по мере купания малыша. По всей поверхности кожи, особенно на плечах и спинке, вы обнаружите мягкие пушковые волосы, которые постепенно исчезнут.

Иногда, если ребенок беспокоен, какая-нибудь древняя старушка или невежественная соседка скажет: у него щетинка на спинке колется, поэтому и кричит. И предложит народное средство для удаления «щетинки»: слепить из хлебного мякиша комочек и покатать его по спинке. После этой процедуры незаметные до того пушковые волосы, скручиваясь вместе по нескольку штук, действительно напоминают черную колючую щетину, которую «целительница» и предъявляет в качестве доказательства своей правоты. Не попадайтесь на удочку невежд: у человеческого детеныша не может быть щетины!

На фото здорового новорожденного ребенка видно, что он почти всегда лежит в позе боксера: ручки со сжатыми кулачками согнуты в локтях, при попытке выпрямить их вы ощущаете сопротивление:

Ножки тоже согнуты в коленных и тазобедренных суставах и не желают выпрямляться. Да и не пытайтесь это сделать. В мамином животике такое положение позволяло ему занимать как можно меньше места, а теперь привычная поза поддерживается повышенным тонусом мышц верхних и нижних конечностей.

Ручки выпрямятся к 2-2,5 месяцам, а ножки - к 4 месяцам. И не вздумайте туго пеленать малыша, насильственно распрямляя ножки, якобы для формирования стройности. Тугое пеленание раз и навсегда признано вредным, нарушающим глубокое дыхание, способствующим появлению опрелостей на коже, подавляющим свободу и развитие личности ребенка.

Посмотрите на фото, как выглядит новорожденный ребенок – с первого взгляда малыш кажется непропорциональным, у него большая голова на коротком туловище с тонкими ручками и ножками:

Это соотношение скоро изменится, а пока его голова имеет относительно большие размеры. У доношенного новорожденного она составляет 1/4, у недоношенного 1/3, а у взрослого человека - только 1/8 часть тела. Окружность головы у доношенного ребенка составляет 34-35 см. Поглаживая головку младенца, вы нащупаете надо лбом небольшое углубление, лишенное костной ткани, и почувствуете пульсацию этого участка. Это место, расположенное между обеими теменными и лобной костями, имеет форму ромба со сторонами длиной 2 см и называется большим родничком. Чтобы после рождения мозг ребенка имел возможность увеличиваться и совершенствоваться, природа не ограничила его свободу плотной черепной коробкой, а оставила между косточками соединительную ткань, которая допускает податливость черепа во время прохождения по родовым путям и предоставляет мозгу условия для дальнейшего роста и развития. Расширения соединительной ткани на границе между костями образуют так называемые роднички, из которых поддаются определению только два - большой и малый. Малый родничок расположен ближе к затылку и закрывается в первые же месяцы, а большой остается открытым до 9-12 месяцев.

Сразу после рождения врач осматривает половые органы и промежность ребенка, чтобы убедиться в наличии ануса и влагалища у девочки. А теперь подробнее познакомимся с состоянием наружных половых органов. У девочек большие половые губы могут быть припухшими, а из половой щели нередко отмечаются кровянистые выделения. Это обусловлено влиянием материнских гормонов и пройдет бесследно через 2-3 дня.

Прощупайте мошонку у сынишки: на месте ли яички? Они определяются плотными округлыми образованиями размером с фасолинки. Если нашли только одно яичко или не нашли ни одного, придется обратиться к детскому хирургу. У плода яички располагаются забрюшинно на задней стенке живота. С 6-го месяца внутриутробного периода начинается процесс опускания яичек через паховый канал в мошонку. У большинства мальчиков этот процесс заканчивается до рождения. Но иногда в этом процессе наблюдается задержка, и ребенок рождается с одним яичком или с пустой мошонкой. Такое состояние называется крипторхизм. Если движение яичка прекратилось в паховом канале или в брюшной полости, где температура на 1,5-2 °С выше, чем в мошонке, то возможно нарушение развития сперматогенной ткани. А это может привести в дальнейшем к необратимым последствиям. Своевременное обращение за медицинской помощью и перемещение яичка на законное место способствуют восстановлению его нормального строения и выполнению репродуктивной функции во взрослой жизни. Иногда яичко спускается в мошонку самостоятельно. В любом случае ребенок должен быть осмотрен детским хирургом в первые месяцы жизни.

Теперь заглянем младенцу в ротик.

Обратите внимание на фото, как выглядит у новорожденного слизистая оболочка – она ярко-розового цвета за счет множества кровеносных сосудов, отличается некоторой сухостью, потому что слюнные железы еще недостаточно активны:

Полость рта почти полностью заполнена относительно большим языком. Так природа позаботилась о младенце, снабдив его инструментом для добывания молока из материнской груди. В акте сосания принимают участие жевательные мышцы и мышцы губ, а также плотные жировые подушечки, расположенные в толще щек. Они называются «комочки Биша» и присутствуют даже у недоношенных с низким весом, облегчая им акт сосания. Слюнные железы функционируют с рождения, но активность их невысока, и слюны выделяется мало, поэтому слизистая рта суховата и легко подвергается патологическим процессам, в первую очередь развитию молочницы. Если при плаче вы обнаружите на нёбе 2 симметрично расположенные белые горошинки, не пугайтесь. Это еще одна особенность периода новорожденности, так называемые жемчужины Эпштейна, которые вскоре исчезнут.

Каждая мама должна знать, как выглядят у новорожденного ребенка глазки, ведь они почти всегда закрыты отечными и тяжелыми веками. Но внимательная мама иногда может разглядеть кровоизлияния под конъюнктивой, которые возникли в связи с повышенным давлением на головку в момент прохождения по родовым путям. Чтобы защитить глазки от заражения микроорганизмами, главным образом от гонококков, которые могут попасть при прохождении по родовому каналу, акушерка закапывает в конъюнктивальный мешок раствор азотнокислого серебра или закладывает антибактериальную мазь.

При пальпации живота врач определяет состояние печени, селезенки и обязательно интересуется, был ли стул у новорожденного. В первый день жизни обычно выделяется первородный кал - меконий, он имеет сметанообразную консистенцию и темно-зеленый цвет. Находясь в утробе матери, малыш заглатывал околоплодную жидкость с находящимися в ней клетками отшелушенного эпителия и продуктами обмена. Теперь он выделяет это наружу. Через несколько дней стул примет нормальный для новорожденного характер: желтая жидкая кашка с кисловатым запахом. С первых минут жизни кишечник заселяется микробами, формируя собственную микрофлору.

Доктор не обойдет вниманием тазобедренные суставы и стопы вашего малыша для исключения врожденного вывиха тазобедренных суставов и врожденной косолапости. Эти патологические состояния, обнаруженные в первые дни жизни, легко поддаются коррекции, а поздняя диагностика приводит к более сложному и длительному лечению.

Теперь вы знаете, как должен выглядеть новорожденный ребенок, пора узнать, какими безусловными рефлексами обладает малыш с первых дней жизни.

Какие врожденные физиологические рефлексы у новорожденного ребенка

Состояние нервной системы новорожденного врач оценивает по наличию врожденных рефлексов и мышечному тонусу. В первые месяцы жизнь новорожденного обусловлена врожденными рефлексами, самыми главными из которых являются сосательный и глотательный. Его никто не учил добывать молочко из маминой груди, но посмотрите, как ловко он захватил грудь, начал сосать и глотать живительную влагу. Если прикоснуться соском к его щеке, он сразу отыщет грудь - это поисковый рефлекс. Если дотронуться до его ротика пальцем, он вытянет губки вперед - этот рефлекс новорожденных детей называется хоботковый. Вложите свой палец в его ладонь, и он крепко ухватится за него - хватательный рефлекс. Также новорожденный ребенок обладает рефлексом отдергивания - он обязательно отдернет ручку, если уколоть пальчик иголочкой. Хорошо выражены при рождении защитный рефлекс, выражающийся в мигании век, и ориентировочный, заключающийся в движении глаз за источником света. Положите младенца на живот и приставьте к его подошва
м свою ладонь. Он тут же оттолкнется от вашей руки, будто собрался ползти. Это феномен ползания.

Какие ещё рефлексы новорожденных обязательно нужно проверить? Поднимите малыша так, чтобы его стопы касались твердой поверхности, и с удивлением обнаружите, что он упирается полной стопой и как бы стоит на полусогнутых ножках с выпрямленным туловищем. Это рефлекс опоры. Шаговый физиологический рефлекс новорожденных вызывается, если держать малыша подмышки и поставить ножки на стол. Он будет переступать ножками, будто пытается идти.

Здоровый доношенный новорожденный имеет хорошо выраженный сосательный рефлекс, который легко вызывается прикосновением соска к губам ребенка.

Наличие хорошо выраженных безусловных рефлексов свидетельствует о том, что спинной мозг у новорожденного лучше подготовлен к функционированию, чем головной. Некоторые безусловные рефлексы сопровождают человека все жизнь: глотательный, кашлевой, чихательный. Другие постепенно и не одновременно угасают, выполнив свою роль на протяжении первых 3-6 месяцев: поисковый, хоботковый, сосательный и т. д.

Какие первые прививки делают новорожденным в роддоме

Для профилактики геморрагической болезни новорожденным в первые сутки вводят в инъекции или через рот витамин К, который улучшает свертываемость крови и уменьшает опасность кровоизлияния в жизненно важных тканях.

Еще в родильном зале у крохи взяли кровь из пуповины, чтобы определить группу и резус-фактор. Через пару дней из пяточки возьмут несколько капель крови для проведения скрининг-теста. Этому обследованию подвергаются все новорожденные, чтобы исключить наиболее распространенные врожденные и наследственные заболевания: гипотиреоз, фенилкетонурию, галактоземию, муковисцидоз и адреногенитальный синдром. Эти пять заболеваний, благодаря массовому обследованию новорожденных и рано начатому лечению, перестали приводить к умственной отсталости и инвалидизации детей.

В роддоме новорожденным первые прививки делают через 12 часов после появления на свет - это вакцинация против гепатита В. Какие ещё первые прививки делают новорожденным во время пребывания в перинатальном центре? Через 3-4 дня он будет привит от туберкулеза вакциной БЦЖ. Обе эти первые прививки новорожденным входят в Национальный календарь вакцинопрофилактики, но родители имеют право отказаться от них, предоставив заявление в письменном виде на имя главного врача родильного дома.

Ребенок, достигший за период внутриутробного развития небольших размеров, называется маленьким. К таким детям относят детей, у которых масса тела на 90% меньше среднестатистической. Обычно маленькие дети просто имеют части тела меньших размеров: у них меньше размер головы, рост и вес. Иногда маленькие дети могут иметь средние размеры, но при этом весить меньше.

Как происходит рождение небольших детей?

Причины рождения небольшого ребенка

Основной причиной рождения ребенка небольших размеров является генетическая наследственность: у маленьких родителей рождаются маленькие дети. Дети могут быть маленькими также вследствие плохого питания во время внутриутробного развития. Если ребенок получает недостаточно питания, то у него происходит недостаточное внутриутробное развитие. Причины недостаточного внутриутробного развития ребенка могут быть различными:

  • на развитие плода могут повлиять хромосомные аномалии, различные заболевания матери во время беременности, а также аномалии, связанные со строением плаценты.
  • плохое питание во время беременности, курение и употребление наркотиков также могут повлиять на развитие плода.
  • близнецы всегда будут меньше среднестатистических размеров, так как питание, получаемое от матери, распределяется сразу на двух детей. Чем больше детей ждет роженица, тем меньших размеров они будут.

Показатели маленького ребенка при рождении

Особенности небольших детей

  1. Маленькие дети всегда появляются на свет гораздо легче, чем дети нормальных размеров. Однако сразу после родов они подвержены некоторым рискам.
  2. У небольших детей может быть низкий уровень кислорода или сахара в крови, низкая температура тела, и привести се в норму можно будет только при помощи специальных приборов.
  3. У маленьких детей обычно бывают низкие показатели по тесту Апгар, после рождения им требуются уход и наблюдение врачей.
  4. Иногда небольших новорожденных нельзя сразу начинать кормить грудью, так как из-за низкой температуры тела они должны в течение некоторого времени находиться в специальном инкубаторе.
  5. Маленькие дети могут испытывать трудности во время дыхания, поэтому они нуждаются в кислородной маске.

В роддоме ребенку будут предоставлены все необходимые ему условия: вода с сахаром, тепло и дополнительный кислород до тех пор, пока это будет нужно. Количество времени, которое пройдет до того, как малыш будет готов к выписке домой, зависит от того, насколько маленьким он родился и как быстро он набирает недостающий вес.

Дома все родственники представляют себе именно ангелочка в момент их знакомства и слегка разочаровываются, когда видят нечто похожее на лягушонка - такое же маленькое и беспомощное. Если говорить о виде в первые секунды жизни, то он совсем не похож на ребенка с картинки и многие мамы, особенно если это первые роды, испытывают страх и легкое недоумение, так как думают, что с их чадом что-то не так. Чтобы изначально подготовить мамочек, существует школа молодых матерей, где об этом и многом другом расскажет врач-гинеколог и психологически настроит на адекватную реакцию при виде родного дитя.

Уродство или норма?

Появившись на этот свет, младенец имеет большую голову, маленькое тельце и это нормально до некоторого времени. Голова имеет яйцевидную форму, такой она становится во время прохождения через родовые пути, это объясняется тем, что кости черепа очень мягкие, и они обретут нормальную форму спустя несколько дней. Растительность на головке может быть самой разнообразной - можно увидеть как полное отсутствие волос, так и длинную шевелюру... Цвет глаз примерно у всех одинаков, напоминающий морскую волну, на протяжении первого года жизни станет ясно, чей же цвет глаз позаимствовал наследник или наследница. Бывает, что при наличии родового отека малыш не может полностью открыть глазки. Не следует заранее бить тревогу, уже на 5-10 день жизни малыш порадует родителей своими большими глазенками. Особенно остро родители реагируют на косоглазие деток. Все дело в том, что мышцы глаз со временем окрепнут, и к полу году этот симптом исчезнет.

Чаще малыши рождаются с пушком по всему телу и родовой смазкой, похожей на белый крем. С помощью этой смазки малышу намного легче было двигаться по родовым путям, пушок тоже предназначен для некоторой защиты нежной кожи и со временем незаметно исчезнет. Красный цвет кожи говорит о том, что слой подкожного жира довольно тонок и попросту очень заметны все сосудистые паутинки. Уже на второй день после рождения, после нескольких приемов материнского молока, окрас кожи навсегда меняется в бледно-розовый.

Из-за гипертонуса мышц малюток многие мамы в первые дни и даже часы бьют тревогу - почему же малыш весь такой скрюченный, руки сжаты в кулачок, ножки подогнуты под животик? Этот факт не должен волновать взрослых примерно до 3-4 месяцев жизни ребенка, потому что это является нормой и не несет никакой угрозы для здоровья новорожденного.

Мама всегда влюбляется в своего малыша с первого взгляда, ее не отталкивает его внешний вид, отнюдь. Даже наоборот, она думает - какой же ты маленький, беззащитный и самый-самый красивый! Этому способствует изменение гормонального фона сразу после родов, материнский инстинкт начинает свою вечную неугомонную работу.

Маловесные дети, то есть те, кто ну никак не хочет набирать положенную им массу тела, которых невозможно накормить насильно или же он ест, но всё равно не прибывает в весе, нервируя участкового педиатра и повергая в отчаяние родителей. Так мы их называем, этих Мальчиков-с-Пальчиков и Дюймовочек «собственного розлива». Медицинские термины для маловесных детей другие (сюда не относятся дети недоношенные, имеющие низкий вес из-за преждевременного рождения).

Общее название патологии, объединяющей все случаи недостаточного веса у малышей по сравнению с возрастными показателями – это термин «гипотрофия» (низкий уровень питания).

В мировой медицинской лексике принят термин «нарушение нутритивного статуса» (ННС). Мы же будем пользоваться старым, понятным термином: гипотрофия. Причём речь пойдёт о гипотрофии пренатальной, то есть, сформировавшейся до рождения ребёнка. Это малыши, родившиеся в срок, но с низкой массой тела при рождении. Можно услышать ещё и такое название: «задержка внутриутробного развития», или ЗВУР, как любят писать в медицинских документах.

Чем может быть вызвана задержка внутриутробного развития? Почему мама за беременность хорошо прибавила в весе, а ребёночка родила величиной с рукавичку?

Этому очень много причин. Для того, чтобы понять, почему рождаются маленькие по весу детки, нужно вернуться мыслями назад и заглянуть в самую глубину беременной матки.

С 1 по 16 недели беременности будущий малыш представляет из себя вначале просто кучку клеток, которая стремительно, не по дням, а по часам, увеличивается и превращается в крошечного человечка, ростом не больше 15см, но уже со всеми атрибутами «настоящего» человека, даже ноготки на пальчиках уже есть.

С 16 по 32 неделю клетки уже не делятся так активно, зато те, что есть, очень интенсивно «набирают вес», то есть, увеличиваются в размерах – тяжелеет и будущий малыш. С 32 недели и до родов деления клеток почти не происходит, а идёт активный процесс увеличения массо-ростовых показателей будущего младенца. Так вот, в зависимости от того, в какой из этих трёх периодов возникнут проблемы в материнском организме, зависит и форма внутриутробной задержки развития плода.

Причины рождения маловесных детей:

  • Юный (до 20 лет) или «солидный» (после 40 лет) возраст беременной женщины.
  • Заболевания женщины во время беременности: высокое или низкое давление, болезни почек, сахарный диабет, хронический тонзиллит, пиелонефрит, кариозные зубы, малокровие, вирусные инфекции, гинекологические болезни, предшествущие аборты, выкидыши, нарушение менструальной функции и др.
  • Гестоз (токсикоз) беременности.
  • Нервные стрессы, плохое питание, вредные привычки, неблагоприятные социально-бытовые условия жизни.
  • Профессиональные вредности.

Все эти причины приводят к нарушениям кровообращения и питания плаценты, что в свою очередь вызывает кислородное голодание (гипоксию) плода. Гипоксия – это универсальный яд, от неё страдают все органы и ткани развивающегося плода, но в первую очередь – нервная, эндокринная и иммунная системы, то есть, основные «диспетчеры» организма. Поскольку нарушается функция плаценты, нарушается и поставка плоду основных питательных веществ. Рост и развитие его замедляются.

Если воздействие неблагоприятных факторов случилось до 16 недели беременности, когда шло интенсивное клеточное деление, нарушения развития плода будут наиболее выраженными. Малыш родится не только с низкой массой, но и с недостаточным ростом. Внешне такие дети выглядят как раз неплохо, они просто равномерно «уменьшенные» в размерах. Но на самом деле, глубинных проблем в их организме больше всего, просто проявятся они не сразу.После 16 недели все «вредности» в большей степени отразятся на массе тела плода. Такие малыши выглядят «длинненькими и худенькими», то есть рост у них либо нормальный, либо только немного отстаёт, зато масса тела низкая – менее 3кг.

После рождения путь развития у маловесных детей у каждого свой. И всё зависит именно от того, в какие сроки беременности, как долго и какие именно факторы повлияли на внутриутробное формирование плода.

Учёные смогли выделить 4 основные группы маловесных малышей:

1. Ребёнок рождается с нормальным ростом, но низким весом. С первых дней жизни отличается крикливым нравом, спит, «как заяц под кустом», изматывает всех домашних тем, что может вести себя спокойно только на руках, плохо сосёт, срыгивает, «путает день с ночью». Конечно, при таком беспокойном характере прибавка веса каждый месяц не удовлетворяет ни врача, ни родителей. И каждый очередной месяц положения не улучшает.

2. Масса тела при рождении низкая и немного отстаёт рост. У малыша преобладают тормозные реакции, он предпочитает спать. Для кормлений его приходится будить, сосёт вяло и неохотно, от прикормов отказывается сразу, кормления превращаются в пытку для родителей. От любой пищи отворачивается или просто не раскрывает рот. Несколько отстаёт и в психомоторном развитии: позже всех своих сверстников начинает сидеть, ходить, разговаривать. У таких малышей поздно прорезаются зубы и закрывается большой родничок.

3. Рост и вес при рождении пропорционально снижены, младенец похож на небольшую, очень симпатичную куклу. В дальнейшем особых хлопот родителям не доставляет, но развитие идёт медленно, и вес, и рост нарастают не так активно, как положено по возрасту. Замедлено и психо-моторное развитие. Такие малыши часто болеют, потому что иммунная защита ослаблена.

4. В эту группу относят детей с такими глубокими нарушениями внутриутробного развития, что это заметно отражается на их психике. У них не только низкие рост и масса тела, но и имеются нарушения развития костной ткани, маленькие размеры черепа, страдает головной мозг. Фактически, это инвалиды с детства.

В большинстве случаев при ЗВУР рождаются дети, которых можно отнести к первым трём группам.

Что делать родителям с маловесными малышами? Как и чем их кормить? Чем лечить? Как помочь выровнять здоровье?

Первым делом нужно хорошенько уяснить себе, что низкий вес при рождении и недостаточная прибавка массы тела в последующие месяцы – не «вина» ребёнка, а особенность его развития, обусловленная неблагоприятными влияниями во время его внутриутробной жизни. Исправлять эту ситуацию придётся долго. Иногда дети догоняют своих сверстников по всем показателям физического и нервно-психического развития только к 9-10 годам, а иногда «мелкое сложение» остаётся у такого ребёнка на всю жизнь.

Все проблемы маловесного ребёнка нужно внимательно обсудить с врачом, чтобы вместе наметить план действий: врач рекомендует, а родители старательно выполняют.

Несколько общих советов для повышения резерва здоровья маловесных малышей:

  • Стараться кормить малышей часто, небольшими порциями. Тех, кто просыпает кормления – будить.
  • Между кормлениями, независимо от вида вскармливания, можно давать воду, подслащенную фруктозой (1чайная ложка на стакан воды).
  • Для таких малюток очень важны закаливающие процедуры, поскольку у них снижен иммунитет. Это воздушные ванны, обливание после купания более прохладной водой (не выше 37 градусов), обязательные прогулки на свежем воздухе.
  • Для улучшения кровообращения в мышцах, что способствует усилению кровотока во всех органах и тканях, а значит, и лучшему усвоению питательных веществ организмом, нужно делать малышу массаж, заниматься с ним лечебной гимнастикой, плаванием. Для этих целей нужно обязательно подключить медицинских работников – профессионалов, чтобы простые упражнения и приёмы массажа мама научилась делать сама, а более сложные – делал специалист.
  • Из-за повышенного риска инфекционных заболеваний таких малышей не нужно приучать к родительской постели. Пусть спят в своей кроватке. Зато для них очень важен и полезен контакт с матерью или с отцом по типу «кожа к коже», особенно в первые месяцы жизни. Для «крикунов» иногда это единственная возможность спокойно поспать. Мама надевает тёплый махровый халат, ложится и кладёт голенького малыша себе на обнажённую грудь. Запахивает халат, подвязывает его поясом и в такой своеобразной «кенгурушке», обняв малыша руками, спокойно ходит с ним по комнате минут 20-30. Можно и посидеть, и в окошко посмотреть, пока малыш будет спать. А засыпают они при таком контакте сразу. Можно и папе доверить такое важное дело и проводить эти «сеансы тишины» 1-2 раза в день.
  • Из лекарственных препаратов врач может назначить ферменты или биопрепараты для улучшения переваривания пищи и поддержки микробной флоры кишечника. Иногда таким малышам дают экстракты трав, улучшающих иммунитет и обладающие общеукрепляющим действием (жень-шень, лимонник, элеутерококк, эхинацея и др.). По показаниям врач может назначить и другие лекарства.
  • Для таких деток очень важно достаточное поступление в организм минеральных веществ и витаминов, поэтому им назначают витамино-минеральные комплексы.
  • С этой же целью очень важно своевременное введение прикормов, в том числе молочнокислых продуктов.

Самое замечательное у всех детей – это то, что они растут-растут и перерастают свои проблемы, которые остаются только в памяти родителей. Так что быстрого вам роста и хорошего здоровья, наши крошечки-хаврошечки!

Приходит время, когда ребенок начинает интересоваться, откуда появился он, его младший братик или сестренка. На столь деликатный вопрос родители предпочитают или вовсе не отвечать, или «отмахиваться» самыми популярными фразами: «нашли в капусте», «тебя нам принес аист», «ты еще до этого не дорос». Современные психологи уверены, что неправда, рассказанная родителями о рождении малышей, является одной из причин развития у ребенка недоверия к своим родителям.

Как правильно объяснить ребенку 3-6 лет, 6-10 лет и старше, откуда берутся дети - советы психологов и опытных родителей

Если ребенок заинтересовался вопросом, как рождаются дети, то он не отступит, пока не получит ответ. И ответить ему нужно правду, преподнесенную с учетом его возраста. Иначе он все равно докопается до истины, но узнает ее из других источников, которые не будут столь щепетильны в подобном вопросе как родители.

Варианты объяснения для детей 3-6 лет

Детям 3-6 лет нужно сказать правду, но не раскрывать всех подробностей. Можно рассказать, как папа и мама встретились друг с другом, как влюбились, а потом поженились. Мама забеременела, малыш жил девять месяцев в ее животике, а после родился.

На этом этапе необязательно объяснять все мелочи, потому что ребенок к ним не готов. Но правдивый ответ уже поможет установить доверительные отношения ребенка с родителями, с которыми он всегда сможет обсудить любой вопрос.

Педагог А. Соболева:

Говорить с ребенком о сексе надо на языке, соответствующему его возрасту. В 3, 4 или 5 лет на вопрос, откуда появляются дети, можно спокойно ответить: «Из маминого животика. Малышам там безопасно и тепло, они вырастают у мамы под сердцем». Для самых маленьких это будет достаточно.

На вопрос «А как ребенок появляется на свет?» — ответьте: «У мамы внизу живота есть специальное отверстие, через него при помощи доктора малыш выбирается на свет». — «Я хочу посмотреть!» — говорит ребенок. — «А это невозможно. У всех на теле есть особые места, которые никому нельзя показывать». Кстати, тут же неплохо было бы спросить, знает ли он, какие именно это места.

Следующий вопрос: «А как ребенок попадает к маме в живот?» Об этом, как правило, спрашивают более взрослые дети. Ответ: «У мамы в животике появляется семечко, из которого вырастает малыш. Когда мама с папой вместе спят, они обнимаются, и семечко от папы переходит к маме».

В возрасте 10-11 лет можно уже объяснить, как именно это происходит: «Когда мама и папа хотят иметь ребенка, потому что они любят друг друга, они нежно обнимаются и целуются, перед тем как заснуть, и тогда семя из папиного пениса через отверстие внизу маминого живота попадает внутрь ее организма. Так зарождается новая жизнь».

Психолог М. Хорс:

Я же считаю, что правильнее всего вводить в жизнь ребёнка такую информацию постепенно. Но при этом ни в коем случае не надо врать своим детям. Даже если Вы считаете, что говорить правду по данному вопросу неуместно, есть возможность говорить не всю правду сразу!

В сексуальном воспитании своих детей я придерживаюсь следующей схемы:

  1. Когда в 3-4 года дочки начали задавать вопросы на тему собственного происхождения, я говорил, что дети рождаются, если папа и мама любят друг друга – всё честно, ведь про секс часто так и говорят: «Давай займёмся любовью».
  2. Через пару лет я добавил информацию про то, что для рождения детей нужно не только любить друг друга, но еще и целоваться, тогда в животе у мамы появляется малыш – опять никакого вранья, действительно во время секса чаще всего целуются.
  3. На сегодняшний день (в возрасте 8 и 10 лет) мои дочки знают, что для появления детей, мужчина и женщина должны спать обнявшись в одной постели, целоваться, любить друг друга и очень хотеть ребёнка – всё чистая правда.
  4. На очереди сообщение, что обнимашки в постели приносят удовольствие и радость всем участникам процесса.

При таком подходе, мне будет гораздо проще дать им завершающий транш информации. И это не будет шоком для них.

Психолог Оксана Ямашкина:

Самое главное здесь - расслабиться и понять, что это абсолютно нормальный вопрос. Не стоит стесняться, надо сказать правду и не придумывать историй про капусту и аиста, иначе, узнав правду от других, ваш ребенок перестанет вам доверять. Не стоит расписывать процесс пошагово, достаточно сказать, что он растет «у мамы в животике» как результат любви родителей. Если вы смущаетесь, вам на помощь придут видеоролики и фото в Интернете. Они наглядно объяснят ребенку, как он появился на свет. Не стоит бояться их показывать.

Ирина, мать четырехлетней дочки:

У меня дочке 4 года и 3 месяца, спрашивала откуда она взялась. Я ей отвечала из маминого животика. Поначалу её этот ответ устраивал, но вот буквально вчера спрашивает, а откуда я в животике взялась. Я ответила — от папы.

Наталья, мать 2-х детей:

Первый раз Таня спросила года в 3-4. Я сказала, что папа и мама спят вместе под одним одеялом, и папа так любит маму, что у неё в животе поселяется малыш. Потом он рождается (вот это важно сказать, что он рождается, в этом возрасте вопрос КАК просто не возникнет. Просто потому, что он ещё неизвестен и не характерен для этого возраста). Но Таня задала другой вопрос, точнее ехидно подметила: «Что-то вы с папой спите-спите вместе, а никто у вас больше не рождается!»

Второй раз был буквально неделю-полторы назад… Сижу за компом, уже выключаю его. Таня на своём диване убирает карандаши. Папа уже лежит под одеялом. Собираемся спать. И тут:
— Мам, а как ребёнок из живота вылезает?
Я аж икать начала. Смотрю, Андрей в подушку вжался… То есть вопрос «как он туда попадает» мы решили не выяснять… Сразу к сути перешла девочка. Я говорю:
-А ты как думаешь?
-Я думаю, что через живот. Может через пупок?
-Ну, у кого-то и через живот, — говорю я.
Тут Таня делает довольное лицо и изрекает:
— Так я и знала!

Всё. Любопытство удовлетворено. Не надо бежать впереди паровоза и рассказывать подробности. Надо просто отвечать на вопросы, по возможности правдиво. Поскольку я ни про каких аистов рассказывать дочке не собираюсь, и никакую капусту в огороде тоже разводить не хочу, чуть позже я обязательно покажу ей книгу Роберта Ротенберга «Расти здоровым», где есть всё о человеке, о здоровье, о зачатии и рождении. Просто я подумала, что рассказать сейчас Тане о процессе рождения не могу. Она просто испугается. Не нужно этого знать девочке в 5 лет.

Как ответить ребенку 6-10 лет?

В наши дни выпускают специальную просветительскую литературу, адаптированную для младшего школьного возраста (6 -10 лет). Именно эти книги или специальные детские энциклопедии стоит почитать и посмотреть с ребенком.

Нейропсихолог А. Ишина:

Давайте предположим, что вашему ребенку уже 6 лет, а вопросов о сексе он вам еще не задавал и интереса к данной проблеме вы у него не наблюдали. Может быть тогда и не стоит затрагивать эту скользкую тему, полагая, что до свадьбы он так и будет больше всего интересоваться мультяшками и собранием фантиков от жвачек? В конце концов, в школе будут уроки анатомии… Но до анатомии у вашего ребенка еще 8 лет учебы. А за эти годы ему такого сверстники расскажут… И потом урок есть урок: это лишь изложение каких-либо знаний на научном языке. А кто расскажет вашему ребенку о любви, нежности, возвышенности чувств? Кто объяснит, что в отличие от животных люди руководствуются в интимных отношениях не инстинктом, а чувствами? Поэтому в 6 лет надо спровоцировать разговор на данную тему самим. Как? Это чисто ваше творчество, вот, например, такой вариант:

«Как хорошо, что Дима и Света наконец поженились! Они так любят друг друга. Скоро у Светы вырастет живот, а потом оттуда появится маленький сыночек или дочка. Правда, здорово?» Далее беседа потечет сама собой, и вы ненавязчиво подтолкнете ребенка к теме, которая его рано или поздно заинтересует, а также выявите и скорректируете его знание по данному вопросу.

Детский психолог, психоаналитик Н.В. Богданова:

Рассказ может быть таким: «Когда мужчина и женщина любят друг друга, они решают жить вместе. У них появляется общий дом, который они обустраивают, создают уют. Вскоре они начинают подумывать о ребенке. Ты уже знаешь, что мужчина и женщина устроены по-разному и у них есть органы, которые называются половыми. Они и служат для того, чтобы у мамы и папы мог появиться ребенок. Когда мужчина и женщина любят друг друга, они целуются и ласкают друг друга. Это им очень нравится, это приятно. Они хотят зачать ребенка, из папиного пениса исходит жидкость, в которой находится множество малюсеньких, подвижных «головастиков» — сперматозоидов. Эта жидкость попадает во влагалище (в маленькую щелочку мамы). В маминой матке, небольшом мешочке с толстыми стенками, находится круглая «клеточка» — яйцеклетка. Когда один из маленьких «головастиков» встречается с «клеточкой» мамы, они сливаются, из них появляется совсем маленький ребеночек, который в течение девяти месяцев растет у мамы в животе. Ему там уютно и безопасно. Когда ребенок готов появится на свет, он выходит наружу через щелочку в мамином теле, которая в это время становится шире, чтобы он мог через нее пройти».

Психолог Виктория Зиневич:

Что ответить? План ясен. Речь нужно подготовить заранее. Мы начинаем рассказывать малышу, что должны быть папа и мама, они должны быть очень счастливы, и если это так, то папа дает мамочке его семена в животик. Животик мамы уже подготовил свои семена, а когда эти два семени встречаются и дружат, то дальше в утробе матери строятся клеточки как из Lego. И когда придет нужное время мама идет к врачу и ребенок выходит наружу. Ну, это хотя бы правда, или какая-то часть ее.

Ребенок должен узнать о физиологических особенностях мужчины и женщины, о том, как складываются взаимоотношения между полами. Нужно рассказать сексе, о методах контрацепции, а также заболеваниях, передающихся половым путем. Эта тема присутствует в учебниках анатомии, но зачастую учителя либо избегают ее, либо дают на самостоятельное изучение.

Что надо сказать подростку?

Ребенку-подростку стоит рассказать не только о положительных сторонах интимной жизни, но об отрицательных. Не стоит забывать об ответственности, которую берет на себя человек, начиная интимную жизнь. Ранняя половая жизнь может привести к истощению молодого организма и бесплодию. Кроме того, она может привести к ранней нежелательной беременности, как следствие – раннему аборту и бесплодию.

Ребенку необходимо привить , связанные с взаимоотношениями мужчины и женщины, рассказать, к чему может привести смена половых партнеров, а также поговорить о священности брака, рождении детей в браке, о планировании своей семьи.

Также нужно поговорить с ребенком о его сексуальном здоровье. За этим термином скрывается не только забота о том, чтобы защитить себя от разных болезней, но и привитие правильного уважительного подхода к половым отношениям. Мальчикам нужно сформировать уважительное отношение к девочкам, ее желаниям и потребностям. Девочкам необходимо привить правильное представление о семье и материнстве. Главное - дать понять, что сексуальное здоровье напрямую зависит от сексуальной культуры.

7 ошибок при ответе на вопрос, откуда появляются дети

  1. Отказываться отвечать, если ребенок задает вопросы интимного характера. Если ребенок смутил и застал таким вопросом вас врасплох, лучше сказать ему, что вы ответите ему позже. А за время тайм-аута вы сможете подготовиться к разговору с ребенком, посоветоваться с психологами, более опытными родителями, приобрести специальную детскую литературу. Нельзя давать ребенку понять, что вы оставляете его наедине с его нерешенными вопросами, предоставляя ему право на самостоятельный поиск информации, которая может быть подана в неверном ключе.
  2. Отвечать на вопрос, цитируя статью из медицинской энциклопедии. Не нужно формировать у ребенка представление о начале новой жизни, как о механическом процессе. В таких книгах никогда не дают представления о чувствах, эмоциях, не дают представлении о том, что ребенок – это плод любви мужчины и женщины друг к другу. Ребенок хочет услышать не сухие, но точные объяснения, а получить ответ, сформулированный специально для него, ориентированный на его возраст.
  3. Ребенку отвечает на вопрос родитель противоположного пола. Если ребенок заинтересовался вопросами сексуальной жизни, лучше если их с ним обсудит родитель одного с ним пола. С мальчиком завести интимный разговор должен отец, а с девочкой – мама. Это способствует дальнейшему правильному позиционированию себя в обществе в качестве женщины и мужчины. Детям старшего возраста гораздо легче и комфортнее говорить на такие темы с родителем одного с ним пола.
  4. Не касаться вопросов сексуального воспитания, если ребенок не задает вопросы. Ребенок может не обращаться к родителям с вопросами интимного характера не потому, что его не интересует эта тема, а просто он испытывает волнения, которое мешает задавать интересующие его вопросы. Родители должны знать, что с ребенком 3-5 лет нужно разговаривать о жизни, любви и даже смерти.
  5. Торопиться раньше времени разговаривать с ребенком о сексуальном воспитании. Не нужно рассказывать ребенку о том, чего он еще не понимает и не воспринимает. До двух лет этой темы можно не касаться вообще. В этом возрасте ребенок делает только первые шаги в познании мира и человеческих отношений.
  6. Затрагивать слишком сложные темы. Например, рассказывая девочке о рождении ребенка, не стоит упоминать о сложностях, которые могут быть во время беременности, о боли во время естественных родов и при кесаревом сечении. Не нужно углубляться в теорию, связанную с половым актом.
  7. Избегать тем, связанных с сексуальным насилием. Ребенок должен знать о возможных опасностях, но запугивать и устрашать его не нужно. Главное предупредить, чтобы он никуда не уходил с незнакомыми людьми. И никому не давал себя трогать. Если это происходит, например, на каких-нибудь тренировках, нужно об этом обязательно сообщить родителям.