Как научится разговаривать без запинок. Гладкость речи

В речи малыша появились задержки и паузы? Постоянные упражнения, терпение и ваша любовь - вот что нужно для победы.

В чем причина недуга? Проанализируйте, в каких ситуациях малыш заикается (когда не уверен, напуган, взволнован).
На ясность произношения влияют черепно-мозговые травмы. Причиной заикания может стать страх. Кроху способны напугать лай собаки, внезапно погасший свет. Старайтесь оградить ребенка от возможного риска. У чрезмерно впечатлительных детей опасный недуг возникает из-за излишней родительской строгости и ссор в семье. Малыши часто боятся воды, высоты, пауков - чего и кого угодно. Опасен даже злодей из мультфильма.
Если вы чересчур быстро разговариваете между собой и с ребенком, он не успевает за вами и начинает запинаться. Не способствует плавной речи и общение крохи с заикающимися детьми или взрослыми. Не спешите разучивать с ребенком иностранные слова, считать до ста и рассказывать о Римской империи. Чтобы добиться похвалы родителей, карапуз старается изо всех сил. Но наступает момент, когда ему не хватает слов, чтобы высказать свою мысль. Тогда в его речи появляются запинки.
Пусть все взрослые говорят медленно, разборчиво, по очереди, с приятными интонациями. Ставьте ребенку такие вопросы, которые требуют простых, коротких ответов. Кроха о чем-то рассказывает? Выслушайте его с интересом и до конца. Имейте в виду: заикание усиливается, если ребенок устал, болеет, чем-то напуган или раздражен. В такие моменты не требуйте от него многого и не исправляйте его речь. Когда же у малыша хорошее настроение, не пытайтесь с выражением повторять с ним стихи, постоянно расспрашивать об окружающих вещах. Превратите повседневные занятия в игру, во время которой вы общаетесь тихо-тихо. Это успокаивает нервную систему. Поддерживайте такой режим около месяца.
Пойте с ребенком дуэтом. Но во время таких концертов произносите слова так, как удобно крохе, - шепотом или громко, скандируя или нараспев. Подбирайте легкие песенки с большим количеством гласных и с медленным темпом. Лучше, чтобы сильная доля приходилась на первый слог («Голубой вагон»).
Нужно разрабатывать мышцы губ, щек и языка. Пусть малыш чистит зубы щеткой дважды в день, а потом весело полощет рот. Покажите ему, как, смотрясь в зеркало, надо надувать щеки и перекатывать воздух из одной в другую. Развитие речи также зависит от мелкой моторики, поэтому давайте ребенку игрушки с шариками внутри. Купите шнуровки, складывайте мозаику. Научите малыша застегивать пуговицы и завязывать бантики.

Л. Я. Симонов, врач логопед

ГЛАДКОСТЬ РЕЧИ

Есть такое качество речи – гладкость . Она отражается в некоторых речевых мелочах (точнее, в их отсутствии). Точно так же как полированная доска отличается от шероховатой, гладкая речь свободна от зазубрин, заусенцев и прочих ненужных деталей.

Распространенная проблема – шероховатая речь. Об этом в следующем письме:

Здравствуйте!
Недавно я был участником телепередачи. Когда увидел себя по телевизору, то ужаснулся, т.к. обнаружил в своей речи много проблем, о которых раньше не знал: э-э, вот, как бы… запинался, дергался, чесал нос (хотя он у меня не чесался). Честно говоря, смотреть было противно. В связи с этим у меня к Вам вопрос: как избавить свою речь от подобных недостатков? Чтобы слушать и смотреть было приятно. Заранее благодарю за ответ!
Ник.

До кучи к речевым шероховатостям можно причислить лишние движения – т.н. мелкую моторику: регулярное почесывание репы, поправление волос без надобности, подергивания различными частями тела, пощипывание усов или других предметов. А также отвлекающие топанье и шарканье ногами, жевание галстука, дикое выражение лица и прочие.

Если произнесенную речь записать буквально, то она может выглядеть так:

«Э-з-э, значит, господа, ха- хочу сказа… выразить уверенность, что… в том, что мы, так сказать, м-м-м, сможем дости… добиться успеха на нашем… в нашем деле. Вот. Э-э-э, могу вас уверить, что, как грится, это дело нам по плечу, короче… » .

Как видите, красным выделены речевые заусенцы или, как говорят в народе, косяки. Их следует искоренять, ибо режут слух внимательных слушателей. Если они встречаются изредка – не беда, это копейки, а не рубли. Но когда торчат через слово, то это уже не речь, а ёршик.

У оратора, подобно театральному актеру, есть только одна попытка и нет в запасе дублей как у актеров кино. А также нет в запасе у оратора такого количества времени на обдумывание речи, как у авторов отредактированных текстов. Оратор всегда работает в «прямом эфире». Поэтому живая речь, в отличие от литературных произведений или отснятых реприз, обычно страдает отсутствием гладкости.

Редко когда услышишь гладкую речь, которая блестит как отшлифованное литературное произведение. Далеко не каждый человек говорит, словно пишет. И опытный оратор нет-нет, да и проболтается: «в конце концов, я козё… я человек, а не козел».

Если вам часто приходится выступать публично, отвечать на вопросы журналистов, проводить совещания или вы пытаетесь стать диктором, ведущим ток-шоу, хотите на всю страну вещать прогноз погоды, быть обычным лидером партии, директором предприятия или просто успешным человеком – то вам стоит стремиться говорить гладко. Ибо гладкая речь ласкает слух, завораживает слушателей и является пропуском в их души.

Гладкая речь – свидетельство высокой степени ораторской подготовки. Речь без лишних деталей выглядит блестяще и звучит внушительно.

Что нужно делать, чтобы научиться говорить гладко? Всего две вещи.

Во-первых, необходимо слышать свою речь во время ее произнесения. Благодаря такому самоконтролю можно эффективно бороться с речевыми недостатками. Многие люди, говоря, себя не слышат. Они издают в промежутках между словами никчемные звуки (э-кхе, м-м, б-е-е), которых не замечают. А раз не замечаешь просчетов, то кажется, что их нет. В результате продолжаешь мычать и блеять.

Научиться замечать собственные речевые нюансы (как достоинства, так и недостатки) помогает видеосъемка. Наблюдение своих выступлений в записи позволяет сделать много полезных открытий (именно поэтому видеосъемка выступлений является важной частью обучения на наших курсах ораторского искусства и мастерства общения).

Прежде чем шлифовать свою речь в упражнениях, необходимо научиться следить за каждым своим словом и движением, замечать каждую мелочь. Умение контролировать многочисленные мелочи своей речи является показателем ораторского мастерства. Необходимо говорить с «включенным контроллером»: произнося свои мысли, нужно быть не только оратором, но и слушателем самого себя и отдавать себе отчет в том, что творится с каждым элементом твоей речи.

И, во-вторых, нужно упражняться. Точно так же, как квалифицированные боксеры, скрипачи или жонглеры для роста мастерства и поддержания формы регулярно тренируются, оратор для совершенствования речи должен говорить, говорить и говорить. Стремиться говорить правильно, внятно, без запинок и лишних звуков. Одно из самых плодотворных упражнений для постоянного улучшения речи и придания ей гладкости – регулярное чтение вслух . Но об этом в другой раз.



Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт (в интернете - гиперссылка) и на автора

Чтение - это важнейший процесс обработки и восприятия графической информации, обучение которому начинается с раннего возраста.

От качества овладения этим навыком во многом определяется дальнейший успех человека в учебе, в творчестве и даже в житейских вопросах. Мы рассмотрим не только то, как научиться быстро читать, но и как улавливать важнейшую информацию в тексте. От последнего напрямую зависит качество и скорость будущей интеллектуальной работы.

Почему так важно уметь быстро читать?

Прежде чем осваивать искусство быстрого и вдумчивого чтения, имеет смысл задуматься о том, а нужно ли вам это?

Если нет, ознакомьтесь со статьей для общего развития и… все равно читайте! Только выбирайте тех авторов, которые вам действительно интересны и поднимают настроение. Обогащение мозга новой информацией - тоже важная задача, поддерживающая интеллект в тонусе.

Может быть, по прошествии пары-тройки лет вам захочется чего-то достичь. Тогда в вашем распоряжении будут все исходные данные. А именно более или менее тренированный мозг. Доказано, что даже чтение беллетристики заставляет его напрягаться.

Если же вы целеустремленный человек и хотите стать лучшим(ей) в сфере, требующей серьезной интеллектуальной работы, эта статья для вас (в ней будет подробно рассказано, как читать быстро и запоминать).

Читающий человек - какой он?

Мы живем в информационный век, в котором скорость овладения новыми знаниями играет решающую роль. Человек, умеющий быстро воспринять большой объем информации:

  • Уверен в себе.
  • Имеет адекватную самооценку.
  • Добивается многого в жизни.

Как научиться быстро читать?

Сразу же перейдем к правилам, которые применимы на практике. Учимся читать быстро конкретный текст? Тогда поехали:

  • Читайте только полезные книги. Например, если вы хотите стать успешным бизнесменом, изучите автобиографии талантливых предпринимателей. Вам будет полезна история Стива Джобса, рассказывающая о непростой судьбе человека, совершившего прорыв в области информационных технологий (он, кстати, не отличался дисциплиной и был бунтовщиком в молодости. Впрочем, осуществлению его идей это не помешало). Также имеет смысл прочитать Адама Смита, а именно его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов». Там детально рассказывается о том, как функционирует капиталистическая система, в чем состоит ее основная проблема и уже предсказаны кризисы перепроизводства.
  • Выбирайте книги, написанные интересным и живым языком.
  • Перед чтением бумажного томика пролистайте его и ознакомьтесь с оглавлением. Таким образом вы будете ориентироваться в основных разделах книги.
  • Прочитайте произведение быстро два раза. Даже если вы не поняли какую-то деталь, не заостряйте на этом внимание: ваша задача - уловить главную мысль.
  • Изучайте книгу в комфортных для вас условиях. Тут имеется в виду тихое место, где вас никто не сможет отвлечь.
  • Не читайте лишних книг: они забивают память ненужной информацией.

Качественное восприятие информации - залог успеха

В этом разделе мы расскажем, как читать быстро и запоминать полезную информацию. То есть как понимать суть изученного материала. Это и есть цель чтения - научиться извлекать важнейшую информацию из текста. Ну а потом применять ее на практике, если получится...

Ученые доказали, что прочитанный текст хорошо запоминается, когда человек следует пяти простым правилам:

  1. Делится прочитанным материалом со знакомыми. Когда человек пересказывает своими словами сюжет книги, вероятность отложения новой информации в памяти приближается к 100 %.
  2. Делает пометки по ходу чтения. Они должны отражать ключевые моменты книги.
  3. Точно знает лучшее время работы своего мозга. Доказано, что большая часть людей хорошо воспринимают информацию утром и днем. У других людей (их меньшинство) все наоборот: они усваивают информацию только вечером или ночью.
  4. Не проговаривает вслух прочитанное - это снижает концентрацию внимания.
  5. Сосредоточен только на чтении книги: ни одно внешнее событие не способно отвлечь его внимание от этого важнейшего дела.

Следуя этим простым правилам, индивид начинает быстрее читать и учится запоминать важную информацию. Просто отлично, если эти пять пунктов войдут в привычку целеустремленного человека.

В следующей главе мы расскажем, как научиться быстро читать вслух.

Нужно ли ораторское искусство сегодня?

О важности красивой и быстрой речи вслух знали еще древние греки. Философы и мыслители, которыми славилась Древняя Греция, отлично владели ораторскими навыками. Именно поэтому их ценные мысли и идеи легко воспринимали простые люди.

Важно ли современному человеку уметь быстро и без запинок читать вслух? Ответ будет определенно положительным.

И это касается не только актеров, филологов и научных работников. Даже обычному экономисту этот навык пригодится в жизни. Хотя бы потому, что по окончании вуза каждый студент защищает диплом перед многочисленной публикой. А в дальнейшей работе умение быстро и красиво говорить может стать решающим навыком: нередко от хорошо произнесенной речи зависит продвижение индивида по карьерной лестнице.

Теперь вы знаете, почему так важен этот навык. Далее мы расскажем, как можно быстро читать вслух.

Учиться этому лучше всего у компетентного преподавателя. Впрочем, самостоятельного образования тоже никто не отменял. Если вы избрали второй путь, вашими помощниками станут:

  • аудио-курсы;
  • орфоэпический словарь (в нем можно отыскать верное ударение для любого сомнительного слова);
  • интересные аудиокниги и телепередачи (желательно выбирать те, в которых участвуют люди с филологическим или актерским образованием);
  • диктофон - очень забавно слушать свою речь в записи и находить ошибки;
  • постоянная практика - именно она определяет дальнейший успех в этом направлении.

Скорочтение - что это?

Итак, что же означает это интересное двухкоренное слово? Скорочтение - это способность человека быстро прочитывать текст и ориентироваться в нем на 100 %. Звучит, конечно, сильно… и не слишком правдоподобно для обыкновенного человека, помнящего, сколько времени уходило в школе на изучение сложного параграфа по истории. Конечно, если индивид оказывался любознательным, он непременно хорошо знал материал. Но на качественное изучение 10-15 страниц текста иногда уходил не один час времени…

Исторические личности, показывающие феноменальные результаты в скорочтении

Мы же попробуем убедить читателя в том, что вдумчиво прочесть книгу за один день вполне реально. Во всяком случае, истории известны личности, способные это сделать. Кто же эти удивительные люди?

  • Ленин - читал со скоростью 2500 слов в минуту! Он был уникальным человеком во всех отношениях; а подобным личностям свойственны выдающиеся интеллектуальные способности.
  • Наполеон.
  • Пушкин.
  • Кеннеди.

Список можно продолжать еще довольно долго... Что же способствует таким феноменальным результатам в скорочтении? Два аспекта - преданность человека идее (это касается политиков. Ленин - самый яркий пример) и природное желание создавать что-то новое (это относится к творческим людям).

Конкретные техники скорочтения

Мы все же пишем статью не про выдающихся людей, а про то, как научиться быстро читать простому человеку. Далее будут представлены научные методики.

  • Сначала книга читается от начала до конца; потом - с конца до начала. Суть метода заключается в постепенном увеличении скорости чтения.
  • Чтение по диагонали. Данный метод заключается в изучении информации наискосок, быстром пролистывании страниц. Эффективен при работе с художественными произведениями. Этот способ особенно любил Ленин.
  • Вождение пальцем снизу строки. Данный метод, известный каждому человеку с детства, является действенным. Проведенные исследования доказывают это.
  • Техника присвоения. Означает определение и запоминание ключевых слов.
  • Техника сопереживания. Заключается в визуализации главного героя или происходящих в книге событий со стороны читателя. Данная техника эффективна при чтении художественной литературы.
  • «Метод штурма». Использовался и используется разведчиками различных стран. Заключается в быстром усвоении определенного объема информации специально обученным человеком.

Быстрое чтение для детей

Интеллект следует развивать смолоду, то есть во время активного роста человека. В этот период мозг ребенка готов к усвоению новой информации на 100 %. А в дальнейшей жизни все приобретенные в школе навыки (в том числе и умение быстро читать) будут играть уже сформировавшемуся человеку на руку.

В предыдущих разделах мы рассмотрели, как научиться быстро читать взрослым людям. Далее мы расскажем о методиках скорочтения для детей. А именно о том, как очень быстро читать.

Сначала поговорим о не очень приятном (но довольно распространенном в наше время аспекте) - о причинах медленного чтения в детском возрасте. Потом - о том, как научить школьника быстро читать.

Причины медленного чтения

  • Низкий словарный запас. Пополняется в ходе чтения новых книг, познания нового и общения с людьми.
  • Слабая концентрация внимания на тексте.
  • Слабый артикуляционный аппарат. Данная проблема устраняется специальными упражнениями, представленными в детских пособиях.
  • Нетренированная память. Развивается постоянным чтением интересных текстов и выполнением смысловых упражнений к ним.
  • Слишком сложное содержание книги. Не каждый школьник способен воспринять запутанный сюжет литературного произведения. Тут важным аспектом является знание родителя особенностей своего чада. Тогда проблемы с подбором книги для ребенка не возникнет.
  • Возвращение к одному и тому же слову или словосочетанию (как правило, сложному). Ребенок не понимает его смысла и поэтому перечитывает вновь. Разумеется, это снижает скорость чтения. Отлично, если ребенок не стесняется спросить значение непонятного слова. А родитель, в свою очередь, способен сыграть роль толкового словаря - то есть на пальцах объяснить, что означает то или иное слово либо фразеологизм.

Как повысить скорость чтения ребенка (или как научить читать быстро) будет рассказано далее.

Для этого родителю потребуются:

  • Интересный и небольшой по объему текст. Желательно, чтобы он подходил по возрасту ребенку.
  • Таймер.

Засекаете время до начала чтения (например, 1 минуту). По истечении указанного времени останавливаете свое увлеченное чадо и пересчитываете все прочитанные слова.

Далее повторяете эту операцию по второму кругу и так далее. Если все идет правильно, то с каждым новым разом прочитанный отрывок текста будет становиться больше. Это говорит о том, что скорость чтения ребенка растет.

Данный раздел отвечает на вопрос о том, как научиться очень быстро читать.

Как приучить ребенка осмысливать информацию?

Как было сказано ранее, в чтении важна не только скорость, но и качество восприятия новой информации. Отлично, если привычку осмысленного чтения человек приобретает с детства.

Методики осмысленного чтения для детей

  • Выделение основной информации. После прочтения определенного отрывка текста попросите ребенка рассказать в двух словах, в чем смысл прочитанного. Если возникнут трудности, повторите упражнение снова.
  • Ролевое чтение. Подойдут тексты, в которых присутствуют диалоги между двумя персонажами. Предложите ребенку читать прямую речь того героя, который ему больше всего понравился. Вы озвучивайте реплики его оппонента.
  • Чтение веселых скороговорок. Можно вспомнить те, которые вы читали в детстве. Самое главное, чтобы они были интересны для ребенка. Например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушки». Данная техника также отвечает на вопрос, как научиться быстро читать вслух.
  • «Таблица Шульте». Представляет из себя расчерченный квадрат, рассчитанный на 25-30 ячеек. В каждую клетку записывается цифра от 1 до 30. Ребенка просят молча находить числа в процессе возрастания. Данное упражнение улучшает объем оперативного зрения.
  • Регулярность занятий. Один из важнейших пунктов. Каким бы простым или сложным методикам быстрого чтения не обучался ребенок, толк будет только от регулярных занятий.
  • Не забыть похвалить ребенка. По окончании занятия нужно сказать малышу, что он делает успехи, а все приобретенные навыки будут очень помогать ему в дальнейшей жизни.

Одним из важнейших школьных навыков является быстрое чтение. Как быстро читать и понимать суть изученного материала, мы рассмотрели выше.

Ораторское искусство возникло задолго до эры развития компьютерной индустрии и изобретения парового двигателя. Оно было создано как элемент воздействия на других людей и до сих пор пользуется в этой области большим успехом и неизменной популярностью. Если вы собираетесь достигнуть определенного успеха на ораторской стезе, очень важно уметь четко и лаконично доносить информацию до слушателей. То есть – говорить быстро и без запинки.

Инструкция

Учите скороговорки

И не просто учите, а повторяйте их постоянно. Днем и ночью, перед свиданием и во время посещения душа. В общем, занимайтесь тренировкой своего голоса и дикции в любое свободное время. Вам кажется, что в скороговорках нет никакого толку? Совершенно зря! И постоянно произношение не только помогает научиться правильно произносить сложные словосочетания, но также регулирует дыхание во время разговора и тренирует силу голоса. Все великие ораторы, полководцы и знаменитые политики уделяли произнесению скороговорок большое количество времени. Не стоит переживать, вы в хорошей компании.

Следите за своим дыханием

Очень часто люди начинают задыхаться на середине своей речи, волнуются и в результате не могут внятно связать двух слов. Чтобы этого не случилось, регулярно тренируйтесь дома. Найдите в книге какую-нибудь длинную фразу и попробуйте произнести ее вслух. В тот момент, когда ваше дыхание начнет сбиваться, обратите внимание, что именно вы делаете неправильно. Некоторые люди инстинктивно стремятся сказать все на одном дыхании, не делая пауз и дополнительных вдохов. В результате воздуха им попросту не хватает. Чтобы такого не происходило, приучите себя равномерно вдыхать и выдыхать на протяжении всей вашей речи. Поверьте, научившись этому один раз, вы будете делать это механически постоянно.

Известные ораторы не обладают голосам чрезмерно громким, но окружающие отлично могут их слышать за счет правильного тембра и хорошей дикции. Слишком громкий или слишком тихий голос вызывает раздражение и не располагает к длительному вниманию, поэтому не старайтесь говорить излишне громко или чересчур тихо. Помните о том, что речь должна свободно литься, не натыкаясь ни на какие преграды. Если вы контролируете свое дыхание и не испытываете никаких сложностей с произнесением сложных фраз, необходимо говорить четко и спокойно. Излишне эмоциональная речь на повышенных тонах воспринимается слушателями негативно, а тихие доверительные высказывания многие просто не примут всерьез.

Обратите внимание

Проблема многих ораторов, как ни странно, не отсутствие памяти или харизмы, а в элементарной сухости в горле. Позаботьтесь о том, чтобы рядом с вами всегда стоял стакан с водой. Нет ничего хуже, чем приступ кашля или сдавленный осипший голос во время важного выступления.

Полезный совет

Если собираетесь выступать перед аудиторией, обязательно возьмите свою речь с собой. Вы можете знать ее назубок, но подглядеть в текст, чтобы свериться с ним или просто убедиться, что все идет как надо – очень действенная мера успокоения.

Некоторые люди обладают естественным красноречием, дарованным природой. Остальным приходится овладевать ораторским искусством самостоятельно или на тренингах. Цель ораторской речи – донести информацию, убедить в своей правоте и побудить слушателей к дальнейшим действиям.

Общаясь с людьми, нетрудно заметить, что далеко не все из них могут своим разговором надолго удержать внимание. А все потому, что они не умеют говорить красиво.

Что значит «говорить красиво»

Говорить красиво – это значит говорить понятно, доходчиво, с правильными интонациями, в меру эмоционально, так, чтобы убедить собеседника или собеседников в правильности своих рассуждений и выводов. О человеке, который говорит красиво, говорят, что он обладает даром красноречия или ораторскими способностями.

Красноречие может быть естественное и приобретенное. С естественным все понятно – некоторые люди обладают им от природы. Приобретенное же красноречие – это ораторское искусство, или искусство красноречия, которому нужно учиться. В наше время ему обучают на всевозможных тренингах. А возникло оно еще в далекие времена в античной Греции, где появились первые школы по обучению искусству красноречия, и постепенно переросло в науку – риторику. На занятиях по ораторскому мастерству, как раньше, так и сейчас, учат, как обычную речь превратить в ораторскую.

Как говорил французский писатель-философ :

«Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена».

Зачем нужно говорить красиво

Речь во все времена играла для человечества огромную роль, ведь она является средством общения и благодаря ей мысли одного человека передаются другому.

Существует пословица:

«Встречают по одежке, а провожают по уму».

А свой ум (или его отсутствие) человек демонстрирует как раз с помощью речи. Именно поэтому ее можно назвать визитной карточкой человека: хочет он этого или нет, его речь отражает его суть.

Как сказал древнегреческий философ одному постоянно молчавшему молодому человеку:

«Заговори, чтобы я увидел тебя».

А персидский поэт Саади писал:

«Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

Люди, которые умеют красиво говорить и доходчиво излагать свои мысли, ценились всегда. На это указывает существование школ ораторского искусства еще в античные времена. А древнегреческий мудрец Скилеф заметил, что «Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию». Ему вторил и американский политический деятель Дэниэл Уэбстер, живший много веков позднее: «Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел».

Французский император и полководец считал, что человек, не умеющий красиво говорить, никогда не сделает карьеру.

Ничего не изменилось и в наши дни. Сотрудники, владеющие искусством красноречия, гораздо быстрее делают карьеру, нежели те, кто не умеет правильно выражать свои мысли. Причем часто случается так, что косноязычием страдают толковые и знающие сотрудники, которые не понимают, что именно оно делает маловероятным их дальнейший карьерный рост. Разумеется, профессионализм, знания, умения и опыт очень важны, так как непрофессионалы не нужны никому.

Но и те, кто обладает опытом и знаниями, однако не способен донести их до слушателя, разъяснить, доказать, убедить и переубедить, когда-нибудь обязательно будут иметь большие проблемы. Ведь чем выше служебное положение сотрудника, тем чаще и больше ему приходится общаться с коллегами, подчиненными, клиентами и др. Поэтому он однозначно должен уметь логично и доходчиво излагать свои мысли, оказывать влияние на собеседника и убеждать его.

Что мешает людям красиво говорить

Важность владения искусством красноречия не требует доказательств. Тем не менее, многие люди испытывают страх, когда им приходится выступать на публике или говорить с незнакомыми людьми. Такой страх в психологии называется «логофобия» (или «вербофобия»). Любопытно, что, по исследованиям психологов, страх публичных выступлений занимает у людей 2-е место после страха смерти.

Люди, страдающие такой фобией, панически боятся говорить не только перед полной аудиторией, но и перед небольшой группой людей. Их бросает то в жар, то в холод, они начинают дрожать, запинаться, не могут сосредоточиться. Эта имеет психологические и физиологические причины.

Психологические причины связаны с тем, что человек не верит в себя, в свои способности, знания, опыт, в то, что его речь будет представлять интерес и он сможет удержать внимание слушателей.

Что же касается физиологического фактора, то, как мы знаем, в опасных ситуациях надпочечники человека начинают выделять в кровь гормон стресса адреналин, действие которого направлено на консолидацию всех защитных сил. То же самое происходит, когда человек волнуется перед выступлением или каким-то разговором.

Однако адреналин побуждает человека к физическим действиям, например к бегству, во время которых он расходуется. При выступлении же или волнующем разговоре таких физических нагрузок нет, поэтому адреналин не используется полностью, а его излишек приносит только вред. В результате сильного волнения вместо блестящего выступления может получиться неуверенное и скомканное.

Успехов в обучении. И главное помните: чтобы чему-то научиться, даже несмотря на то, что это тяжело.