Как научить ребенка писать прописными. Как научить ребенка писать буквы правильно

Как научить ребенка писать и как научиться писать - две очень сложные задачи, как для родителей, так и для ребенка.

Надо сказать, что письмо - один из самых сложных процессов, которому человеку приходится обучаться. Соответственно, чтобы овладеть письмом, нужно приобрести немало навыков и опыта. Поэтому начинать обучать ребенка письму надо далеко не с самого письма, как такового.

Умение писать требует хорошего развития мелких мышц руки, координации движений, усидчивости и терпения от ребёнка. Именно развитию этих навыков нужно уделить особое внимание прежде, чем переходить к обучению написания прописных букв, слогов и слов. Чем лучше вы сможете подготовить руку ребенка для письма, развить мелкую моторику, тем легче ему будет освоить сам технический процесс написания.

Существует огромное количество игр и занятий для развития мелкой моторики рук ребенка. Главное, чтобы такие занятия были регулярны и нравились вашему ребенку.

  • лепка
  • и много еще чего.

Достаточно 10–15 минут занятий в день. Не так уж много, а результат того стоит.

Хорошо развивает мелкую моторику рук - лепка. Укрепляются кисть руки, при этом развивается творчество и усидчивость ребенка. Лепить можно из пластилина, из глины, из соленого теста. Лепите с ребенком фигурки, делайте аппликации из пластилина. Можно лепить буквы, чтобы ребенок выучивал их и закреплял свои знания.

Создание аппликации из цветной бумаги предполагает работу с ножницами. Дети очень любят вырезать. Перед ребёнком можно ставить совсем несложные задачи: разрезание бумаги по прямой, вырезание различных форм, при этом называем их - треугольная, квадратная, круглая и т. д.

Хорошо развивают мелкую моторику рук игры с небольшими предметами - бусинками, камешками, пуговицами. Можно использовать фасоль, горох и т. д. Здесь дополнительно можно развивать и навыки счета.

Искусство оригами помогает развитию точных движений, памяти, аккуратности, формированию пространственного мышления.

Рисование с использованием различных техник и материалов - карандашей, красок, мелков развивает творческие способности, помогает в развитии техники использования карандаша, а в дальнейшем, ручки.

Обязательно познакомьтесь с потрясающим видеокурсом Ирины Колобовой

"Рисование для самых маленьких"

Когда можно давать ребёнку карандаши?

Конечно, карандаши можно давать ребёнку с самого раннего возраста, как только он начинает проявлять к ним интерес. Самое главное - контролировать правильный захват карандаша. Если ребенок привыкнет неправильно держать ручку, переучить его будет очень сложно. Поэтому лучше для первых занятий выбрать толстые трёхгранные карандаши , которые помогают, «заставляют» пальчики ребёнка обхватывать карандаш с трёх сторон.

Сейчас продаются специальные насадки - тренажер для письма, которые также помогают детям выработать правильную технику письма. Такие насадки есть, как для правшей, так и для левшей.

Обычно дети во время письма сильно сжимают карандаш, и пальчики очень быстро устают. Поэтому не заставляйте ребенка длительное время заниматься письмом. Делайте периодически упражнения на расслабление. Можно несколько раз сжимать и разжимать пальчики.

Также можно чередовать письмо и рисование красками и кистью. Рисование кисть, расслабляет пальцы.

Раскрашивание картинок - одно из самых любимых занятий детей. Книжки-раскраски можно применять уже с трех лет. Нужно только подобрать их соответственно возрасту ребёнка, его интересам и предпочтениям. Чем меньше возраст ребенка, тем крупнее должны быть картинки, которые он будет раскрашивать. Когда ребенок освоит элементарные движения для раскрашивания, усложняйте задачи. Просите раскрасить картинки методом штриховки. Пусть ребенок заштриховывает детали рисунка с наклоном влево, вправо, сверху вниз, снизу вверх, от центра к краю или наоборот. Здесь можно использовать фломастеры. Они ярче покажут направления линий. Обратите внимание на то, чтобы ребенок не поворачивал раскраску, а сам изменял направление штриха.

Кроме раскрасок можно использовать , где вместо букв ребёнку предлагается обводить разные фигуры, контуры, изображения. К занятиям с прописями дети относятся более серьёзно, ведь это уже самая настоящая подготовка к школе.

В возрасте 5-6 лет можно начинать изучать написание печатных букв. Но очень важно подробно и правильно объяснить и показать ребенку, как пишутся буквы, в какой последовательности, с какими пропорциями.

В эпоху компьютеров и электронных гаджетов умение разборчиво, аккуратно и красиво писать кажется почти анахронизмом. В самом деле, стоит ли заставлять собственного отпрыска упражняться в чистописании, тратя силы и время на это бесполезное, по сути, занятие? Стоит, утверждают специалисты и объясняют, почему.

«Процесс писания относится к мелкой моторике, которая непосредственно связана с мозгом, — говорит Ольга Туровцева, детский психолог, педагог. — Когда ребенок старательно учится выводить буквы, у него просыпается интерес к познанию, учебе и окружающему миру в целом. Обучение письму является частью активного развития личности малыша, эффективным инструментом, который помогает воспитать усидчивость, терпение, внимание к деталям, способность к концентрации».

Но слишком торопиться с обучением тоже не стоит. По наблюдению педагогов, у детей, научившихся писать в раннем детстве, почерк быстро портится из-за того, что рука еще не устоялась. Некрасивый почерк может закрепиться как навык, и когда малыш станет первоклассником, переучить его будет сложно. К тому же родители могут не знать требований к правописанию букв, обучая отпрыска по своим правилам. Поэтому время перед школой разумнее будет посвятить не письму, а занятиям на развитие мелкой моторики, которые станут хорошей базой для овладения искусством каллиграфии в будущем.

Учим ребенка писать красиво

Ваш маленький ученик без труда научится красиво и аккуратно выводить на бумаге самые сложные буквы, если принять во внимание несколько важных моментов.

* Развитая мелкая моторика. Подготовленные мышцы кисти руки — одно из условий красивого, аккуратного почерка. «Для развития мелкой моторики отлично подходят такие виды деятельности, как рисование, плетение из бисера, лепка из пластилина и глины, сборка предметов из конструктора, — говорит Ольга Туровцева. — Пусть ребенок самостоятельно завязывает шнурки, застегивает пуговицы. Готовить мышцы к письму, развивая мелкую моторику, рекомендуется уже с трех лет». О том, как правильно развивать мелкую моторику у ребенка, читайте

* Комфортное рабочее место. Вряд ли ваше чадо будет стремиться заниматься, если ему не комфортно. Обустройте для него уголок с удобным столом и устойчивым стулом правильной высоты. О том, как правильно организовать рабочее место школьника читайте

* Удобная ручка. Часто родители упускают из виду этот важный момент, а он является одним из ключевых. Выбирая инструмент для письма, стоит отдать предпочтение шариковой, а не гелевой ручке, которая может царапать бумагу, а гель — размазываться. Не подойдут также толстые и тяжелые пишущие предметы — для них у ребенка еще не достаточно большие и крепкие пальцы. Абсолютно гладкие ручки — тоже не лучший выбор, желательно поискать со специальной резиновой накладкой в месте захвата, чтобы пальцы не скользили. Обратите внимание на специальные ручки для обучения письму. У них имеется особое углубление для пальцев. Такое приспособление поможет закрепить навык правильно держать пишущий инструмент.

«Идеальным инструментом для овладения искусством каллиграфии является перьевая ручка, — говорит Ольга Туровцева. — В процессе письма пером пластические усилия чередуются с расслаблением. В то время как, выводя буквы обычной шариковой ручкой, ребенок испытывает постоянное мышечное напряжение, и не только в кистях рук, но и в области спины и плеч».

Научите ребенка правильно держать пишущий инструмент с помощью большого и среднего пальца, лишь придерживая указательным ручку сверху. Кончик ручки должен смотреть в плечо. Кисть при письме свободно движется, локоть рабочей руки при этом неподвижен.

Как построить занятие

Приступайте к тренировке, когда ребенок достаточно отдохнул после школы и приготовления уроков. Не заставляйте малыша тренироваться писать больше получаса. В процессе занятия делайте небольшие перерывы. «Начинать упражняться маленький ученик должен в хорошем настроении и в спокойной обстановке, — говорит Ольга Туровцева. — Спешка и нервозность дадут результат противоположный желаемому — буквы будут выходить неровными, строчки — прыгать. Даже если вы не удовлетворены тем, что получается, не раздражайтесь и не заставляйте ребенка по нескольку раз переделывать. Так вы отобьете у него желание заниматься. Не забывайте, что процесс письма должен вызывать у вашего чада интерес и удовольствие».

Приготовьте все необходимое. Кроме ручки вам понадобятся специальные прописи с выделенными пунктиром буквами и с отведенными строками для самостоятельного письма. А через некоторое время будет нужна и школьная тетрадь в косую линейку. Пропись или тетрадь должна быть расположена под углом 25 градусов к краю стола.

Обучение следует разделить на несколько этапов.

* Начните с обведения пунктиром в прописи палочек, фигур и волнистых линий. Затем можно пробовать обводить буквы. Когда ребенок будет чувствовать себя достаточно уверенно, переходите к отработке написания букв.

* На этом этапе ребенок пишет в прописи буквы, постоянно сверяясь с образцом в начале строки. К каждой новой букве следует приступать после того, как будет хорошо получаться предыдущая. Затем переходите к освоению написания целых слов.

* Переходите к написанию небольших предложений. Сначала тренируйтесь в прописи, затем — в обычной тетради в косую линейку. Чтобы закрепить навык, ежедневно уделяйте несколько минут, чтобы выписать небольшое количество предложений из книги в тетрадь.

На начальном этапе обучения в перерыве или после занятия желательно делать ребенку несложный массаж. Это поможет мышцам расслабиться, снимет спазмы. Вот несколько эффективных, простых и безопасных приемов, которые в состоянии освоить каждая мама.

* Мягко похлопайте тыльную сторону предплечья в направлении от локтевого сгиба к запястью;

* Пощипайте большим и указательным пальцами зону предплечья в направлении от локтя к кисти руки, постепенно усиливая силу нажима;

* Сделайте в быстром темпе несколько легких ритмичных рубящих движений ребром ладони поперек мышц предплечья.

Каждый заботливый родитель хочет, чтобы его ребенок до поступления в школу был хорошо подготовлен – умел читать и писать. Но эти навыки даются малышам непросто. Как можно помочь ребенку и научить его не только писать, но и выводить первые буквы и

Для того чтобы ребенку было легче усвоить новый навык, нужно всячески развивать Пусть кроха больше лепит, рисует, раскрашивает и вырезает. Также очень хороши для юных пальчиков пазлы, мозаика и конструкторы. Каждый ребенок сможет найти для себя интересное и полезное занятие. Неплохие результаты дает массаж пальчиков рук.

Как научить писать прописные буквы?

Приступать к освоению прописных букв можно начинать с 5–6 лет. К этому возрасту детские пальчики уже достаточно развиты. Для того чтобы облегчить сложный процесс, найдите интересные красочные шаблоны или прописи, которые ему хотелось бы заполнять.

Уделите внимание своему ребенку, помогите освоить новые навыки и скоро вы будете удивлены первым словам, которые будет старательно выводить юные пальчики.

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок (помимо того, что был здоровым и счастливым) считался уникальным, чтобы он демонстрировал лучшие результаты в учебе, спорте, музыке или хотя бы – не отставал от сверстников.

Именно с этой целью родители начинают с крошечного возраста проводить полноценные занятия со своими детками, пытаясь научить их писать, читать, считать и т.д.

Иногда такие занятия оправданы, но иногда даже вредят ребенку, потому что являются проявлением амбиций мамы и папы.

Если уж вы примеряете на себя роль учителя, то должны знать, как научить ребенка писать и с какого возраста нужно начинать заниматься этим вопросом, чтобы не навредить малышу.

Нельзя научить ребенка писать, не позаботившись о развитии моторики его рук

Я помню своего одноклассника, который никак не мог освоить письмо.

Ручка в его руках будто жила своей жизнью и отказывалась выводить на бумаге буквы.

Только теперь я понимаю, что проблемы у мальчика были из-за того, что родители не позаботились о развитии моторики его рук.

К счастью, у нас была хорошая первая учительница, которая много времени уделяла своему «трудному» ученику и уже через два месяца он нагнал сверстников и начал лихо выводить буквы на бумаге.

Не повторяйте ошибок родителей моего одноклассника, тем более, что моторику рук развивают занятия, которые очень нравится малышам, если делать их совместно с родителями в игровой форме:

    Лепка из пластилина или соленого теста.

    Чем мельче детали фигурок лепит дитя, тем лучше.

  1. Игры с мягкими резиновыми игрушками, которые можно мять.
  2. Аппликации из бумаги.
  3. Оригами.
  4. Рисование и раскрашивание картинок.
  5. Создание композиций из обычных прищепок.
  6. Игры с маленькими предметами: пуговицами, фишками, детальками лего и т.д.

Как научить ребенка писать: 3 периода

Заниматься с ребенком нужно.

Сложнее всего научить ребенка писать.

Вам потребуется приложить максимум усилий, запастись терпением и продумать все нюансы, чтобы добиться желаемого.

Обучение письму детей можно условно поделить на три периода:

  1. Подготовительный.
  2. Обучение письму печатными буквами.
  3. Обучение письму прописью.

Если вы не хотите навредить своему маленькому сокровищу, то придерживайтесь советов учителей и педиатров, которые в один голос твердят: не нужно мучить трехлетних крошек уроками правописания, не начинайте заниматься слишком рано.

А еще специалисты настаивают на важности подготовительного периода, который ни в коем случае нельзя игнорировать.

Как научить ребенка писать: подготовительный период

Прежде чем приступать собственно к написанию букв, нужно научить деток правильно:
  • сидеть за столом;
  • держать ручку;
  • располагать на столе тетрадку;
  • наклонятся над ней не слишком низко, чтобы не утыкаться носом;
  • правильно ориентироваться в пространстве: понимать, например, где верхний левый угол листа бумаги, с которого и нужно начинать писать;
  • сосредотачивать на каком-то занятии и т.д.

Вы должны убедиться, что у вашего сына или дочери достаточно развита моторика и он в состоянии не только держать ручку, но и выводить ею на бумаге буквы.

А еще, прежде чем учиться писать буквы, нужно, чтобы ребенок их знал, поэтому в подготовительный период входит также изучение алфавита.

Подготовительный период длится с 4 – до 5 лет.

Как научить ребенка писать прописными и печатными буквами?

Если вы провели подготовку и убедились, что все буквы ваш малыш знает, да и с моторикой у него все нормально, то, начиная с 5–5,5 лет, можно приступать к письму печатными буквами.

Сначала пусть малыш научится писать заготовки для букв: палочки, кружочки, полукруги, закругленные палочки и прочее.

Затем приступайте к написанию наиболее простых букв, например, «о», «п», «н», «л», «а» и прочих.

Постепенно двигайтесь к более сложным: «ж», «щ», «я», «д» и т.д.

А вот с курсивным письмом все обстоит гораздо сложнее.

Этими уроками вообще не следует напрягать кроху дошкольного возраста.

Сейчас дети идут в школу рано, в 6 лет, поэтому дождитесь, чтобы учитель учил ребенка писать прописью, потому что это достаточно сложно и, не умеючи, можно навсегда испортить почерк малыша.

Главные ошибки родителей, которые хотят научить ребенка писать

Обучать свое чадо тому, что знаешь и умеешь сам, необходимо, помогать школьным учителям, проводя домашние уроки – тоже.

Но часто родители забывают пословицу о том, что «благими намерениями выложена дорожка в ад», поэтому и совершают слишком много ошибок.

Вот наиболее распространенные из них:

  1. Заниматься письмом с дошкольниками больше, чем 15 минут в день.
  2. Наказывать школьника, который никак не может научиться писать, кричать на него, не пытаясь разобраться в причинах и найти способы помочь своему дитю.
  3. Заставлять дошкольника писать, когда у него не получается это делать.

    Возможно, его время просто не настало и нужно подождать до школы, чтобы учитель занялся его обучением.

    Возможно, проблема в вас и вы просто делаете что-то не так.

  4. Спешка родителей, которые пропускают подготовительный период, сразу же приступают к обучению ребенка письму и сердятся, если он на следующий день не начинает переписывать страницы из книг каллиграфическим почерком.
  5. Слишком серьезный подход в обучении письму дошкольников.

    Например, деткам до 6 лет вообще все уроки нужно проводить только в игровой форме, иначе малышу будет слишком сложно воспринимать новую информацию.

    Не начинайте уроки слишком рано.

    Не стоит пытаться учить кроху писать, пока ему не исполнилось 5 лет.

    Доказано, что дети, которые слишком рано осваивают письмо, во взрослом возрасте имеют плохой почерк.

    Не перебирайте на себя функции учителя, оставайтесь родителем.

    Освоить столь сложный навык как письмо можно только в результате длительных и систематических занятий, которые могут дать только школьные уроки.

Чтобы научить ребенка не просто писать, а красиво писать,

Еще несколько советов для тех, кто пытается самостоятельно научить ребенка писать

  1. Письмо – сложнейший навык, который формируется медленно, для его освоения нужно не менее 3–4 лет.
  2. Читайте специализированную литературу, чтобы обучать своего малыша правильно, а не действовать по наитию.
  3. Прописи – до сих пор актуальны для обучения деток, главное – выбрать правильную пропись, соответствующую возрасту и уровню .
  4. На начальном этапе обучения не используйте расчерченную бумагу (тетради в линейку или клетку), лучше – альбом.
  5. Визуализируйте информацию, которую хотите донести до малыша, используйте картинки, наглядные примеры, ассоциации и т.д.

Если вы испробовали все методы, но до сих пор не знаете, как научить ребенка писать, возможно, следует доверить проведение уроков специалисту.

Он наверняка справится лучше.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Если бы курица понимала человеческую речь, она бы сильно обиделась, услышав, что с её лапой сравнивают руку того, кто пишет некрасиво и неаккуратно. Но не стоит обижать или осуждать и ребёнка, который не умеет писать красиво.

Каллиграфия – это мастерство

Сами по себе, теоретически, может абсолютно любой человек, можно даже научить этому некоторых животных (обезьян, слонов). Однако писать красиво – умение совсем другого рода. Аккуратный почерк вырабатывается долго и упорно, а у некоторых (а в наше время – у большинства людей!) не вырабатывается вообще. « » в школе вообще уделяется слишком мало внимания, и с каждым годом всё меньше: это становится неактуальным, в отличие, например, от умения . Однако оценки за плохой продолжают снижать, что выглядит несправедливо.

Справиться с этой несправедливостью родители могут самостоятельно, занимаясь со своими детьми. Несмотря на то, что выработка красивого почерка – занятие сложное, добиться успеха вполне реально при надлежащем терпении.

Начните занятия как можно раньше

Многие специалисты говорят, что вырабатывать правильный почерк у детей нужно как можно раньше – желательно даже с трёхлетнего возраста. Однако другие возражают, напоминая, что рука малыша в этом возрасте ещё физиологически не подготовлена к письму; к тому же правила написания букв знакомы не всем родителям, да и стандарты по этой части меняются: так, в середине 90-х в школьных прописях появились новые образцы, более упрощённые, чем классический письменный шрифт. Многие учителя в то время не приняли новшеств и продолжали обучать детей по прежнему стандарту.

Однако именно с трёх лет необходимо тренировать руку ребёнка, подготавливая её к письму. И для этого не нужно его учить писать буквы. Необходимо научить его рисовать простые фигуры: круги, линии, треугольники, петельки и др. Пусть рисует всё, что угодно, это тренирует не только моторику рук и пальцев, но и развивает фантазию, образное мышление, знакомит с фигурами, формами и цветами. В более позднем возрасте можно приступать и к написанию букв.

Рукоделие

Тренировка – один из самых важных факторов при обучении письму. Способов развивать руку великое множество, и здесь можно привести только некоторые:

  • ­ завязывание шнурков, застёгивание пуговиц; двигать пальцами в этих занятиях нужно ловко и аккуратно;
  • раскрашивание и занятия штрихованием;
  • рисование различными способами – как традиционными (карандашами, красками, фломастерами, ручкой), так и нетрадиционными (на гречке, муке и др.);
  • складывание оригами, собирание пазлов, конструкторов, мозаика, лепка из пластилина;
  • бисероплетение, вышивание, вязание, вырезание ножницами деталей и изготовление аппликаций;
  • игра на гитаре и других подобных музыкальных инструментах.

Замечено, что у детей (да и взрослых), увлекающихся этими видами деятельности, почерк становится значительно лучше. Эти увлечения также сказываются на интеллектуальном развитии детей – они становятся умнее, сообразительнее, в будущем им легче освоить профессиональные навыки.

Высокая интеллектуальность населения характерна для стран Юго-Восточной Азии, в которых пишут иероглифами. Освоить их написание – задача достаточно сложная, требующая не только терпения и памяти, но и сообразительности. В прежнее время популярной была и каллиграфия в качестве отдельного искусства. В наше время каллиграфия – выписывание иероглифов — не пользуется популярностью в Японии, Китае и Корее, однако по-прежнему востребована во Вьетнаме, несмотря на то, что вьетнамский язык уже давным-давно использует латиницу: в быту вьетнамцы увлекаются красивым и живописным выписыванием иероглифов и посещают специальные курсы.

Как сидеть и что держать в руках

Для выработки красивого почерка немаловажно придерживаться определённых правил. Это касается осанки и расположения письменных принадлежностей.

  • Спина при посадке должна быть прямая, локти должны лежать на столе.
  • Подходящей должна быть высота письменного стола.
  • Тетрадь обязательно должна быть наклонена под углом 25 градусов к краю стола; это правило, к сожалению, сегодня практически не соблюдается, даже в школах столешницы парт горизонтальные, однако в советское время школьные парты производились наклонными. Старшее поколение помнит и парты, сопряжённые со скамьёй: в них строго выдержаны и наклон столешницы, и расстояние от парты до ученика.

Свои правила существуют для ручек и карандашей. Желательно, чтобы они были трёхгранными, поскольку такая форма удобнее. Сейчас производятся и ручки со специальными углублениями под пальцы.

Кстати, относительно шариковых и перьевых ручек споры продолжаются до сих пор. Кто-то заметил, что после внедрения шариковых ручек и отказа от перьевых у учеников массово начал ухудшаться почерк. Дело в том, что перьевой ручкой писать трудно, необходимо старательно выводить каждый элемент и почаще макать в чернильницу, из-за чего почерк формируется особенно тщательно; в то же время шариковые и гелевые авторучки с их быстрым и постоянным написанием освобождают пишущего от необходимости старательно выводить буквы. Так или иначе, но в некоторых европейских странах школьники и сегодня, в начале XXI столетия, могут пользоваться только перьевыми ручками.

Необходимо следить и за тем, как ребёнок держит ручку в руках. Она должна лежать на передней фаланге среднего пальца и придерживаться большим и указательным. Наклон руки и ручки тоже должен быть правильным: переучиваться в позднем возрасте будет трудно. Как правило, у правши ручка должна быть наклонена в сторону письма, а у левши – в противоположную сторону.

Некоторые родители до сих пор считают, что левшей обязательно нужно переучивать. Для чего – адекватного ответа они дать не могут: причиной тому либо суеверия, либо смутное осознание того, что писать левой рукой «неправильно». На самом деле переучивание – грубая ошибка. Ребёнок должен писать той рукой, которой ему удобно. Никакой разницы в мышлении между «левшами» и «правшами» не существует.

Для выработки почерка следует запастись школьными тетрадями в узкую косую линейку, а также прописями – с пунктирными линиями и без них.

Не следует спешить

Поспешишь – людей насмешишь. В том числе и почерком. Никогда нельзя торопить ребёнка, севшего заниматься письмом или рисованием. Правильные движения пальцами он первое время будет выполнять очень медленно, ведь необходимые автоматизмы ещё не сформировались. Ребёнок сам почувствует, когда ему можно увеличить скорость письма. А если вы будете его торопить, то занятия пользы не принесут и его почерк так и останется неаккуратным.

Заниматься следует ежедневно, хотя бы по 15 – 30 минут в день. В перерывах между занятиями ребёнок должен отдыхать, чтобы рука и глаза не переутомлялись. Наконец, не стоит заставлять его заниматься, если он сам не хочет: занятия через силу будут неэффективными, вы только зря потратите время и нервы. Вообще заниматься каллиграфией, как и другими делами, требующими терпеливой и монотонной работы, следует в спокойном и уравновешенном состоянии, когда ничего не мешает углубиться в процесс и сосредоточиться на исправлении мелких недостатков.