Как научить первоклассника быстро решать примеры. Учим ребенка считать примеры

В сем нам в школе говорили, что математика – королева наук. Но только мамы, имеющие маленьких детей, точно знают, что математика – это еще и самый сложный для понимания и запоминания предмет. Ведь первые приемы счета, геометрии, ориентации в пространстве и времени дети постигают дома с родителями задолго до . Несчастные мамы и папы хватаются за голову, не понимая, как же объяснить любимому чаду такую непростую дисциплину. Сейчас мы с Вами вместе разберемся, как же помочь малышу освоить основные элементы математики и как научить ребенка считать.

Сначала давайте определим оптимальный возраст для начала занятий. Ответ на этот вопрос могут дать психологи и педагоги. Мозг малыша способен запоминать счет уже в два года. Но в это время ребенок может лишь осознавать порядковый счет, то есть считать от одного до десяти, указывая по порядку на предметы — игрушки, яблоки, конфеты и т.д. К 3-4 годам малыш начинает осознанно считать, складывать группы предметов, отнимать, делить конфетки между членами семьи и выполнять другие несложные приемы счета на наглядных материалах. Научить ребенка считать в уме можно только в 4-5 лет. В это время мозг малыша готов к осмыслению абстрактных понятий и правил. Поэтому в дошкольном возрасте можно начинать учить ребенка складывать и вычитать в уме в пределах 10, а может даже 5, если у ребенка не получается быстро освоить счет.

Как правильно научить ребенка считать

Не забывайте, что математика, это не только счет. Кроме арифметики, Ваш ребенок должен владеть основными понятиями из геометрии – различать фигуры, понимать, что короче, что длиннее, уметь рассказать, что находится сзади него, что впереди, что справа, а что слева. Все это малыш способен понять уже в 2-3 года. Здесь важно желание и усердие родителей. Если мама много раз в день будет повторять названия фигур, вырежет их из разноцветного картона и будет давать их малышу в руки, то ребенок быстро их выучит. То же самое касается и запоминания правой и левой ручек, направления хода к площадке и домой. Если родители не будут забывать постоянно объяснять ребенку, в каком направлении они идут, в какую сторону поворачивают, какой дом выше, какой — ниже, какой автобус длиннее, а какой – короче, то малыш быстро усвоит все основные термины и понятия.

Существует пять основных правил, которые должны выполнять родители во время обучения малыша математике.

Правило №1

Заниматься математикой нужно не менее 30 минут в день. При этом занятия должны длиться не более 5-10 минут. Иначе ребенок просто не сможет запоминать большой объем информации.

Правило №2

Повторение – мать учения. Повторять нужно обязательно. НО в случае с математикой повторение не должно полностью включать пройденный материал. К выученной информации нужно возвращаться только в контексте новых более сложных заданий. Например, не нужно постоянно зубрить, что 3+4 = 7. Если ребенок это усвоил, достаточно вернуться к этому только тогда, когда будете считать длину отрезков, или решать более сложные арифметические задачки.

Правило №3

Если ребенок не понимает, как решить пример, ни в коем случае нельзя на него кричать и ругаться. Просто сразу упрощайте задание. Нет ничего плохого в том, чтобы повторить с ребенком самый простой пример много раз и запомнить его, вместо того, чтобы решить десять сложных, которые ребенок тут же забудет.

Правило №4

Математика должна стать частью жизни ребенка. Не думайте, что ежедневные получасовые занятия с учебными пособиями и специальным материалом сделают из ребенка математика. Вы же знаете, что дети любят все щупать и пробовать. Их восприятие мира работает именно так, а не иначе. Вам только остается под него подстроиться. Поэтому считайте с ребенком все, что видите. От машин на улице, до количества продуктов, которые Вы покупаете в магазине. И обязательно объясняйте ребенку, зачем Вам нужен счет. Возможно, простые примеры из жизни помогут Вам заинтересовать малыша больше, чем красочные картинки в книжке.

Правило №5

Психологи утверждают, что любое обучение, предполагающее осмысленное запоминание, проходит в сознании ребенка три последовательных этапа – привыкание (к терминологии, к логике предмета), понимание сути предмета и, наконец, запоминание информации. Не нужно торопиться и требовать от ребенка запоминания результатов сложения и вычитания. Начинайте потихоньку. Сначала просто разговаривайте с ребенком, сравнивайте предметы, какой больше, какой меньше, какой тяжелее, какой легче и т.д. Потом начинайте упоминать в разговоре числа. Пусть малыш даже и не понимает, что означает пять тарелок, три ложки и две вилки. Но ежедневно накрывая вместе с Вами на стол, он быстренько разберется, в чем дело, и уже очень скоро сам будет привычно рассказывать Вам, сколько приборов стоит на столе.

Как научить ребенка быстро считать

Чтобы обучение было эффективным, оно должно быть легкими и интересным. Обязательно играйте с ребенком в математические игры — лото, домино и другие. Малышу будет на много легче запомнить цифры, если они будут ассоциироваться с картинками. А прибавлять числа на много проще, если представлять, как перепрыгивают по клеточкам фишки в детской игре — путешествии.

Начинайте с самого простого. Прибавляйте сначала один. Ребенку, который владеет порядковым счетом, легко объяснить, что если к трем яблоками прибавить четвертое, то получится четыре. А вместе с пятым будет пять. Вводите термины плюс и минус позже, когда малыш хорошо понимает суть сложения и вычитания.

Как научить ребенка считать примеры

Дети хорошо запоминают яркие предметы и все то, что вызывает у них положительные эмоции. Никогда не придумывайте скучные примеры. Всегда старайтесь создать смешную и интересную задачку, которая бы заинтересовала ребенка. Выдумывайте вместе разные .

Счет предполагает запоминание ребенком состава числа. Например, 10 состоит из 5 + 5, 6 + 4, 7 + 3 и т.д. Вы конечно можете постоянно повторять эти комбинации, но намного проще разобраться с составом числа, нарисовав дом и крышу. Ребенку будет интересно нарисовать высокий дом 9 и маленькую крышу 1. И дальше экспериментировать с их размерами.

И, напоследок, хочется напомнить об одной из самых распространенных ошибок родителей при занятиях математикой с детьми. Многие мамы и папы пытаются решать с ребенком примеры, и злятся, когда ребенок не в состоянии выполнить простейших действий. Но они совершенно не обращают внимания на то, что простая задача описана такой сложной терминологией, что ребенок просто не может понять, что происходит в задаче, и что от него требуют посчитать. Поэтому перед тем, как начать решать задачу, всегда объясняйте ребенку смысл каждого слова. И тогда Ваши занятия обязательно дадут нужный результат, и уже очень скоро Вы будете гордиться знаниями и умениями Вашего малыша.

Обучение детей простым арифметическим действиям – сложный процесс, разделенный на несколько этапов. Сначала изучаются действия с однозначными числами, затем исследуются случаи с переходом через десяток. Когда навык счета в пределах 10 и с переходом через десяток отрабатывается до автоматизма, приступают к изучению сложения и вычитания двузначных чисел. Применение различных методов, проведение занятий в игровой форме помогут малышу понять принцип действий лучше и быстрее.

Подготовительная работа

Знакомство со сложением и вычитанием двузначных чисел происходит постепенно:

  1. Сначала дети учатся складывать, а затем и вычитать круглые числа.
  2. Затем решают примеры, в которых сумма (разность) единиц и десятков не выходит за пределы десяти.
  3. Наконец, исследуют случаи с переходом через разряд.

Перед изучением арифметических действий важно научиться делить числа на разрядные слагаемые (25=20+5), определять, из каких разрядных единиц состоит число (25 – 2 десятка и 5 единиц).

При объяснении состава чисел можно использовать практический метод – выкладывание числа с помощью счетных палочек.

Суть этого метода заключается в следующем:

  • Объясняется, что одна вертикально расположенная палочка – это единица, две – это число 2 и т.д.
  • 10 палочек – это десяток. Есть числа, состоящие из нескольких десятков. Для их выкладывания нужно много палочек, да и считать будет трудно. Поэтому десяток будет обозначать горизонтально расположенная палочка (если палочки стандартного размера, то на горизонтальной поместится ровно 10 вертикальных).
  • Выкладывается любое двузначное число, например, «25»: 2 палочки положить горизонтально (десятки) и 5 – вертикально (единицы).
  • Навык доводится до автоматизма методом неоднократного повторения.
  • Закрепляется умение определять состав числа с помощью карточек: ребенок смотрит на число и делит его на разрядные слагаемые или определяет его состав.

Палочки можно заменить деталями Лего или другого конструктора: маленькие будут обозначать единицы, большие – десятки. После отработки навыка приступают к изучению сложения и вычитания круглых чисел.

Сложение и вычитание круглых чисел

Объясняется несколькими способами:

  • На основе знаний состава чисел: 10+20= 1 десяток + 2 десятка = 3 десятка, или 30.
  • С помощью палочек или конструктора: выкладывают 1 горизонтальную палочку, добавляют еще 2, получается 3 – итого, 3 десятка, или 30.

Аналогично объясняется вычитание. Решив несколько примеров, переходят к следующему этапу.

Сложение и вычитание без перехода через разряд

Действия объясняют практическим способом. Например, нужно найти результат выражения «25+32» .

Сначала выкладывают первое число (2 горизонтальных и 5 вертикальных палочек), затем – второе (3 горизонтальных и 2 вертикальных). После этого считают все горизонтальные (складывают десятки – получилось 5), потом – вертикальные (прибавляют единицы – получается 7).

Читают ответ: 57. На основе выполненных действий делают вывод, что единицы складывают с единицами, десятки – с десятками. После отработки действия можно работать уже без палочек.

Если пропустить этап иллюстративного объяснения (а может, даже и «открытия», которое можно сделать, решая пример с помощью палочек) и просто сказать, что складываются единицы одинаковых разрядов, ребенку может оказаться непонятным, почему именно так. Запомнить, как решаются подобные примеры, ему будет сложно.

После объяснения смысла действия можно ввести сложения в столбик.

Важно при этом объяснить, что единицы пишутся под единицами (чтобы удобнее было складывать), а десятки – под десятками. Если пример будет записан неправильно, то можно прийти к ошибочному результату.

Полезно будет сначала рассмотреть неверные записи, решить их столбиком и проверить сложением с помощью палочек, а потом уже сделать выводы.

Аналогично вводится вычитание с помощью палочек и в столбик. Если ребенок успешно освоил предыдущий этап, то в этом у него вопросов не возникнет. А через время можно будет переходить на последнюю, самую сложную стадию.

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Сложность выполнения действий заключается в том, что нужно будет «запоминать» числа при сложении и «занимать» при вычитании.

Сначала пример решают с помощью палочек (например, 25+37):

  1. Выкладывают числа палочками, складывают разрядные единицы. Получается 5 горизонтальных и 12 вертикальных палочек.
  2. Вспоминают, что 10 единиц – это десяток, поэтому их можно заменить одной горизонтальной палочкой.
  3. Получается 6 десятков и 2 единицы. Значит, 25+37=62.
  4. Делают вывод: при сложении единиц получилось число больше 10, поэтому разделили его на десяток и единицы, а затем определили число. Удобнее сначала складывать единицы (если их будет больше десяти, то можно без особых проблем выделить десяток и добавить его к имеющимся).

После наглядного примера рассматривают сложение в столбик и другие способы складывания двузначных чисел:

  • Сначала к числу прибавляют десятки, а потом единицы: 25+37=(25+30)+7=62;
  • Первое слагаемое доводят до круглого (25+5=30), потом к нему прибавляют второе (30+37=67) и отнимают столько, сколько добавляли в первом действии (67-5=62);
  • Отдельно складываются единицы, отдельно – десятки, а потом – результаты: 25+37=(20+30)+(5+7)=50+12=62.

Суть вычитания с переходом разряд также желательно сначала показать наглядно (например, 42-15):

  1. Выкладывают первое число (4 десятка и 2 единицы).
  2. Определяют, что из 2 единиц нельзя вычесть 5, поэтому один десяток нужно «перевести» в единицы (заменить десятью вертикальными палочками).
  3. Дальнейшие действия: из 12 единиц вычитают 5, получается 7, далее отнимают десятки (желательно проговорить, что было 4, а после преобразования осталось 3).
  4. В итоге получается 2 десятка и 7 единиц, или 27. Проверить вычитание нужно с помощью сложения, чтобы убедиться, что решили пример правильно.

После наглядного метода рассматривается вычитание в столбик и несколько других способов:

  • Сначала вычитают десятки, потом – единицы: 42-15=42-10-5=27;
  • Наоборот, сначала – единицы, потом – десятки: 42-15=42-5-10=37-10=27.

Для объяснения арифметических действий можно использовать счеты. На них для каждого разряда имеется свое место, поэтому детям будет несложно «записывать» на них числа, а затем производить действия.

Любой метод может быть успешным только в том случае, если его подбирать в соответствии с особенностями ребенка. Ведь одним достаточно объяснить принцип сложения и вычитания с помощью цифр, другие не поймут до тех пор, пока сами не «увидят» решения.

И, конечно, немаловажную роль в освоении любого материала играет систематизация: нужно регулярно в необходимом объеме .

Некоторые родители, едва ли их малышу исполняется хотя бы годик, хотят научить своего ребенка правильно и быстро считать. Другие же не уверены в том, нужно ли этим заниматься с дошкольником, если в школе все равно научат.

Многие специалисты говорят, что делать это нужно лишь тогда, когда малыши проявляют интерес к счету, а не пытаться его навязать. Обычно интерес к счету у малышей проявляется рано, родителям же требуется его подпитать и мотивировать развиваться в этом отношении в форме игр и увлекательных примеров.

Время от времени интерес может угасать, но можно подогревать его , предлагая вместе посчитать ступени во время ходьбы, игрушки или пуговки на одежде.

Сегодня вы узнаете, как научить ребенка считать, в некоторых случаях это можно сделать быстро, в других случаях потребуется время.

Что нужно понимать родителям

Некоторые родители попросту не знают, как начать это делать.

Сейчас есть немало специализированных книг о том, как можно учить ребенка счету. Психологи уверяют, что если вы решили начать обучение , то следует выполнять такие рекомендации:

Обучающие материалы для счета

Научить в возрасте от 3-5 лет достаточно сложно. Для обучения на начальной стадии можно применять разные наглядные материалы , в частности:

  • картинки;
  • цифры на магните;
  • кубики и прочее.

Когда обучение переходит к сложению и вычитанию , то в качестве наглядных материалов применяют:

  • пальцы – предлагайте детишкам сосчитать количество пальцев на руке, затем загибайте и спрашивайте, сколько их осталось;
  • палочки – по аналогии с пальчиками;
  • линейку – покажите цифры на линейке и деления, отсчитывайте их, если хотите научить малыша сложению.

Однако многие психологи не поощряют применение таких приспособлений для того, чтобы научить малышей считать, и полагают, что это провоцирует лень, а мышление и память не тренируется. Ряд специалистов предлагает учить детей счету исключительно устно.

Примеры для самых маленьких

Обучение счету можно начинать уже с полугодовалого возраста . Естественно, речь не идет о том, чтобы малыш, который не умеет ходить и разговаривать, считал предметы, однако это позволит родителям создать базу для будущего обучения. Хороший пример в этом случае – это легкие стишки, где присутствует счет, например, такие как «1, 2 ,3, 4, 5, вышел зайчик погулять».

Уже в годовалом возрасте примеры будут сложнее. Можно взять кубики и проговаривать малышу, где один кубик, а где много, обучать счету до 5 или до 10 будет еще рано. А еще с такого возраста нужно учить малыша на пальчиках показывать, сколько ему лет.

Как научить ребенка считать до 10

Примерно с трехлетнего возраста , когда детки уже интересуются цифрами (причем у некоторых интерес может появиться в три года, у других – ближе к пяти), обучение строится по следующему принципу:

  • пройдите с малышом цифры от 0 до 10;
  • научите малыша запоминать их с помощью кубиков или других игрушек;
  • расскажите разницу между большими и меньшими числами, объясните такое понятие, как «половина», используйте простые примеры;
  • считайте сами бытовые предметы дома или предметы на прогулке, предлагайте считать вместе.

Ниже мы рассмотрим методики обучения детей счету до 10 более подробно. Для начала проговаривайте при ребенке цифры от одного до 10 , считайте подручные предметы. Хорошими примерами является простое сложение предметов: например «вот была одна кукла, сейчас мы положим рядом вторую, и их будет две». Со временем количество считаемых предметов нужно увеличивать.

Как можно чаще спрашивайте ребенка, сколько тарелок находится на столе, сколько птичек сидит на веточке, или сколько собачек гуляет во дворе.

Не рекомендуется игнорировать число ноль . Сначала нужно выучить цифры от нуля до двух включительно, а потом все остальные – от трех до 10. Ноль в плане изучения сложен в том плане, что детям сложно объяснить, что пустота может обозначаться как отдельная цифра.

Примерно такой: нарисуйте два квадратика, в одном поставьте три точки, а во втором не одной. Объясните малышу, что в цифровом эквиваленте это будет означать «3» в первом случае и «0» во втором.

Игры, примеры и стишки для обучения счета до 10

Наиболее простым и быстрым способом научить ребенка считать является счет на пальцах , о котором мы уже говорили ранее. Но пальчики хороши лишь на первых порах, когда вы обучите малыша пониманию цифр, то от навыка счета на них его следует отучать. Нередки случаи, когда школьники начинают решать примеры на пальцах и не могут это делать другим методом. Линейка, которую раньше использовали для запоминания чисел, в наше время тоже не особо приветствуется, о чем тоже мы говорили.

В числе других примеров и игр можно назвать такие:

  • мы видим 10 лап кошек (собак). Ответьте, сколько всего животных. Считать нужно парами: двое, четверо, шестеро и так до десяти;
  • таким же образом считает, сколько пар обуви нужно котику или собачке;
  • глядя на часы посчитайте пятерками до 10.

Как научить малыша складывать и вычитать числа в пределах десяти

Когда ваш ребенок уже изучил порядок чисел, начните с ним решать примеры на их сложение и вычитание . Примеры могут быть следующими:

  • на одной тарелке лежит четыре яблока, а на второй два. Сколько их находится всего?
  • На столе лежит шесть яблок, а детей – трое. Как правильно разделить их между ними?

Другие задачи могут быть примерно следующими, на вычитание все будет выглядеть таким же образом. Также следует обучить в игровой форме малыша правилу о том, что от перемены слагаемых сумма не изменится .

Для этого поставьте на стол тарелку с двумя яблоками или попросите малыша ее представить. Рядом с ней поставьте еще одну с четырьмя яблоками. Посчитайте, сколько всего яблок, а затем переставьте тарелки местами и спросите, сколько теперь их будет. Правильный ответ – столько же.

В начальных классах ученикам объясняют, что такое десятки посредством специальных палочек. Потом их обучают сложению и вычитанию чисел с переходом через десяток.

В первом классе ученик учится считать полными десятками с помощью пучков палочек. И только после этого он знакомится с таблицей сложения и вычитания с переходом через десяток. Если малыши подают успехи, то обучить этому можно еще до школы.

В первом классе обучение математике строится на трех таблицах:

  • сложение и вычитание до 10;
  • примеры с переходом через десяток;
  • таблица умножения.

Когда ученик осваивает эти таблицы, то и в будущем у него не будет проблем с математикой, даже в старших классах при изучении более сложных расчетов.

И чтобы в школе у ребенка не было проблем, а математика была лишь в радость, очень важно, чтобы родители еще в дошкольном возрасте привили любовь к счету . Поэтому первые шаги к изучению математики должна иметь форму игры и интересно подаваться. И чем увлекательнее этот процесс будет для ребенка, тем быстрее он освоит навыки счета.

Правильная подготовка к школьному обучению — залог хорошей успеваемости. Большинство родителей уделяет ей немало внимания – дети занимаются не только в садиках, но и дома, вместе с мамой или бабушкой.

Такое усердие, казалось бы, гарантирует абсолютный успех. Но это в теории, а на практике «домашние учителя» сталкиваются со многими проблемами, когда пытаются научить своего ребёнка считать. Одни малыши вмиг ориентируются в счёте, а другим он даётся сложно. Чтобы понять, почему так происходит, необходимо учесть советы педагогов и проявить терпение. Рассмотрим подробно, как научить ребёнка считать примеры в пределах 10-20.


Способности к математике

Прежде, чем приступить к обучению, родители должны осознать – все детки разные! Нельзя требовать от своего детсадовца то, что уже умеет соседская девочка или сын лучшей подруги. Педагоги отмечают – не у всех юных математиков одинаковые способности. Условно они выделяют такие группы:

  • очень способные детки, схватывающие математику буквально на лету;
  • малыши со средними способностями (вероятно, будущие хорошисты), которым новые умения даются через регулярные занятия;
  • и абсолютно неспособные к арифметике – таким ребятам иногда не удаётся правильно посчитать даже в столбик, и эта проблема в отдельных случаях пожизненная (такой взрослый с удовольствием использует калькулятор).


Не стоит отчаиваться, если всё (по мнению мамы) очень плохо. Чем раньше малыш ознакомится с принципами счёта и цифрами, тем легче ему будет в школе. Возможно, вундеркинд из него не вырастет, но проблем с арифметикой гарантировано станет меньше.

Главное для родителей – не отчаиваться в случае первых неудач и относиться к такому домашнему обучению, как к регулярной системе развития собственного чада.

Счёт в уме

Требования к современным детям очень высоки – дошкольники должны обладать всеми базовыми знаниями.

Норма, когда дети в 3-4 года пересчитывают какие-либо предметы, загибая пальцы на руках. Например, они с удовольствием выясняют, сколько ложек, тарелок или чашек разместилось на обеденном столе. Но приблизительно с 5 лет должен вырабатываться навык вычислений в уме, без использования подручных средств.

Общие правила обучения

На первом этапе малыши знакомятся с цифрами и разнообразием окружающего мира. И только после родители начинают вместе с детками подсчитывать, сколько ступенек у лестницы, машин на стоянке, кастрюль в шкафчике и так далее. При этом используются пальцы. Маленькие дети не могут выполнять арифметических действий без помощи предметов.

За любые неудачи нельзя критиковать! Мама должна проявить терпение и подобрать более простой пример, если уже заданный малышу непонятен. Он должен чётко уяснить, что действие, выраженное словами «плюс один», — прибавление. И чтобы его выполнить, нужно назвать следующую порядковую цифру.

Попутно детки знакомятся с понятиями «равно», «больше» и «меньше». А также разлагают числа от 2 до 10. Например, 6 – это 2+4, 3+3, 4+2 и 5+1. Юный математик должен запомнить все варианты разложения чисел до 10!

Только после освоения всех перечисленных навыков можно приступать к вычислениям с переходом через десяток. Первые занятия рекомендуется начинать с трёх лет. А усложнение начинается с 4-5 лет.

От 1 до 20

Следующий этап дастся сложнее. Здесь не обойтись без подручных средств. Например, по дороге в детский сад можно выяснить, что автомобилей на стоянке больше десяти. С простым перечислением по порядку ребёнок быстро справится. Достаточно пояснить ему, что к привычным цифрам после 10 следует добавлять окончание «-дцать»: один — одиннадцать, два — двенадцать, и так далее.

Пример объяснения:

  1. Нужно взять красочные кубики в количестве десяти штук и выложить их в ряд. Попутно стоит пояснить, что этот ряд обозначает десяток или один «дцать».
  2. Затем на глазах у маленького математика следует положить на каждый из кубиков следующий ряд. И сказать, что это второй десяток. Первый кубик второго ряда – единичка, положенная на десять или на «дцать» (один-на-дцать). Получаем одиннадцать. Второй кубик – двойка, положенная на «дцать» (два-на-дцать) или двенадцать. С помощью такого простого способа дети быстро уясняют схему построения чисел до 19.
  3. Циферка 20 – 2 плюс «дцать» (два ряда из 10 кубиков), то есть двадцать. Аналогично можно пояснить все названия десятков до 100.

Первые примеры

А вот с вычислениями в этих пределах могут возникнуть определённые трудности. Преодолеть их также легче всего в игровой форме:

  1. На столе в ряд размещаются 10 кубиков. Их может разложить сам малыш.
  2. Затем мама добавляет сверху, например, ещё два кубика. И визуально поясняет, что 10+2 равно двенадцати.
  3. Пригодится ранее изученное разложение чисел до 10. Например, 12+7 – это сначала прибавление единиц (2+7), а потом целого десятка (10+9). Можно придумать любые примеры на сложение! Аналогично производится вычитание – принцип обучения одинаковый.

Основное правило – детки должны всё пересчитать (пощупать) собственными руками и понять сам принцип вычисления.

Безусловный успех ожидает родителей, придерживающихся следующих золотых правил:

  • в день занятия занимают не менее получаса (по 5-10 минут с перерывами на игры);
  • пройденный материал обязательно повторяется для закрепления знаний;
  • обучение ведётся в дружественной, чаще игровой форме;
  • практике уделяется как можно больше внимания (ненавязчиво выясняется, сколько птичек прилетело в парке, уехало или приехало на стоянку машин, и так далее).

Первые математические знания ребёнок получает в семье. Очень важно правильно организовать этот процесс, чтобы дошкольнику было легче учиться в школе. Дошкольники с удовольствием считают, им нравится решать всевозможные примеры и задачи. Не упустите этот момент!

Учимся считать до 10

Обучение счёту малышей должно проходить в игровой форме. Знакомство с числами можно связывать с бытовыми ситуациями. Спускаясь по лестнице на улицу, проговаривайте названия чисел вслух. Считайте до 10, когда развешиваете бельё, присваивая каждой вещи номер. Будет полезно, если ребёнок при этом будет загибать пальчики.

Для запоминания порядка чисел воспользуйтесь короткими стихотворениями. Когда малыш выучит все числа, займитесь счётом предметов в квартире. Просите кроху сосчитать игрушки, столовые приборы, вещи. Когда малыш усвоил числовой ряд, следует учить находить соседей числа. Ребёнок должен чётко понимать, какое число следует за каким. В этот период можно познакомить дошкольника с графическим обозначением чисел — цифрами.

Полезно учить писать цифры. Кроха будет наглядно представлять числовой ряд и без проблем находить соседей числа. Поможет в занятиях и линейка, благодаря ей можно показать числовой отрезок.

Считаем до 20

Перейдя к числам второго десятка, необходимо объяснить понятия «единицы», «десятки». Это нужно сделать наглядно при помощи палочек, цветных карандашей, счётного материала. Обучая дошкольника счёту до 20, нужно соблюдать такую последовательность:

  • познакомить с каждым числом от 11 до 20 (показать наглядно, рассказать, как образовано);
  • научите писать цифры 11-20;
  • ознакомьте с числовым рядом.

Пробуем считать в уме

Учить считать в уме можно после усвоения понятий «больше», «меньше», «равно». После этого можно переходить к устному сложения и вычитанию. Простейшие примеры нужно составлять в бытовых ситуациях, например, подсчитывая грязную посуду или фрукты в вазочке. Малыш должен понять, что при сложении получаются большие числа, при вычитании — меньшие. Дошкольник освоит устный счёт только тогда, когда поймёт его необходимость. Обязательно расскажите, для чего это нужно. Помогут в этом дидактические игры, карточки, линейка, числовые таблицы.

Решаем примеры

Обучение решению примеров следует проводить на основе знаний о составе числа. Для ребёнка нужно подбирать забавные и смешные примеры, которые вызовут у него интерес. Они не должны быть скучными. Можно придумывать их самостоятельно, подбирая необходимые комбинации чисел. Хорошо учить решать примеры, используя домики, в которые нужно заселять числа. Задавая примеры малышу в бытовых ситуациях, нужно объяснять каждое непонятное слово и действие.

Счёт десятками

Обучение счёту десятками проводят так же, как и единицами. Нужно будет ввести новое понятие десяток. Объяснять это можно с помощью палочек, пуговиц, каштанов. Разложите перед ребёнком одну кучу однородных предметов и расскажите, что это десяток. Дальше разложите рядом другие кучки и попросите малыша сосчитать их по порядку. Когда дошкольник это усвоит, покажите, как работать с десятками, правильно складывать их и вычитать. (Чтобы к 20 прибавить 30, нужно к 2 десяткам прибавить 3 десятка. 2+3=5, получается 5 десятков или 50).

Считаем в столбик

Чтобы научить считать в столбик, необходимо познакомить с понятием разрядов. К ним относятся единицы, десятки, сотни и так далее. Ребёнок должен чётко понимать, на каком месте записывать цифры в числе. Учите, что единицы находятся всегда в конце числа, за ними следуют десятки, сотни, тысячи. Обращайте внимание, что при счёте в столбик каждый разряд должен находиться друг за другом.

Учим считать деньги

Освоив разряды чисел, можно учить ребёнка считать деньги. Малыш должен понимать, что в сотне содержится десять десятков. Эти кучки должны быть разложены по полочкам в его голове. После этого покажите дошкольнику монеты и банкноты. Лучше начать работать с рублями, объяснив ребёнку, что копейками люди пользуются не часто, но в одном рубле их 100. Возьмите мелкие деньги номиналом 1, 2, 5 и 10 рублей и попросите малыша дать вам червонец одной монетой и несколькими. Дальше учите считать деньги по аналогии, постепенно переходя от десятков к сотне. Поиграйте со своим чадом в магазин.

Считаем до 100

Обычно ребята хорошо усваивают счёт до 100. Перед тем, как ознакомить ребёнка с числами первой сотни, нужно хорошо усвоить счёт в пределах 20. Объясните, как образованы числа от 20 до 100. Усвоив логику построения чисел первого десятка, малыш будет хорошо считать в пределах 100. Повторяйте изученные понятия, выполняйте простые упражнения, учите писать цифры.

Обучение счёту в 3 года

Три года — вполне подходящий возраст, когда следует начинать обучать малыша счёту. В этом возрасте важно не упустить благоприятный период и организовать занятия правильно. Обучение дошкольников основам математики следует осуществлять в игровой форме. Ребёнок лучше запомнит что-то яркое и интересное.

Связывайте занятия с окружающим миром. Это отличный учебник, используя который не придётся приобретать дополнительный подручный материал. Прежде всего, нужно объяснить ребёнку понятия «один» и «много». Он должен самостоятельно выделять одну вещь из группы предметов. Дальше следует работать над понятиями «больше», «меньше», «равно». Можно сравнивать предметы на улице или в квартире.

Обучение счёту в 5 лет

В старшем дошкольном возрасте важно не только обучить ребёнка вычислительным навыкам, а и дать понять, для чего нужны числа. Ребёнок должен хорошо ориентироваться в пространстве, иметь понятия об основных геометрических фигурах, умел сравнивать предметы по длине, ширине и количеству. Эти понятия нужно каждый день закреплять. Это можно делать с помощью игр. Полезно играть в такие игры, выполнять следующие упражнения:

  • счёт предметов по дороге домой;
  • нахождение заданных предметов на улице;
  • игры с мячом и пуговицами (ориентация в пространстве, понятия «больше», «меньше»);
  • «Далеко или близко»;
  • угадывание и подсчёт предметов в руке;
  • игры с разрезными геометрическими фигурами.