Как и когда приучить ребёнка к горшку? Приучаем ребенка к горшку.

На первом году жизни крохи процесс опорожнения мочевого пузыря и кишечника происходит рефлекторно. Ребенок еще не способен чувствовать наполнение/опустошение выделительных органов и контролировать осознанно данный процесс. Возникает вопрос: когда приучать ребенка к горшку, и как лучше это сделать?

Многие молодые родители озабочены вопросом «приручения» малыша к горшку, ставят его во главу угла. Они слушают радостные сообщения подруг и соседей о том, какой умный у них сыночек/дочка — ведь уже в 7 месяцев он/она опорожняется по командам «пи-пи, а-а»! Является ли это осознанным процессом на самом деле?

Врачи утверждают, что по своему физиологическому состоянию развития кроха до двенадцати месяцев просто не ощущает наполнения выделительных органов, не чувствует давления на стенки мочевого пузыря и прямой кишки. Соответственно, младенец до годика никак не может контролировать выделительные процессы.

Почему же тогда детки опорожняются по команде? Потому что упорные родители не устают высаживать грудничка на горшок и держать его над ванной, призывая сделать «пи-пи». У малыша естественным образом вырабатывается условный рефлекс на данные требования, и он опорожняется.

По наблюдению врачей готовность к осознанному опорожнению формируется вместе с развитием центральной нервной системы и претерпевает следующие этапы становления:

  • после двенадцати месяцев формируется контроль над выделениями;
  • после 1,5 лет ребенок начинает приобретать устойчивые (более менее) навыки туалетной науки;
  • к трем годам приобретенные навыки фиксируются в сознании на всю жизнь.

Исходя из данных наблюдений, можно сделать вывод: приучать малыша к горшечным делам до 12-18 месяцев бесполезно.

Он просто не осознает, что должен делать. Можно днями садить малютку на горшок, добиться рефлекторного опорожнения — но это не будет являться осознанным желанием сходить в туалет.

Прежде всего, чтобы осознанно проситься и ходить на горшок, нужно чувствовать давление на стенки органов выделения. Далее, нужно уметь сознательно удерживать наполнившую мочевой пузырь урину. Если у малыша нет подобных ощущений (а их не будет до 12-18 месяцев), начинать обучению ходить на горшок бессмысленно.

Признаки готовности ребенка к обучению

Когда надо садить кроху на горшочек в первый раз? Существуют некоторые признаки, по которым мама поймет: время ходить на горшок пришло. Произойдет ли это событие в 12 месяцев или затянется до 18 месяцев, никто ответить не сможет. К стойким признакам готовности малыша относятся такие:

  • умеет садиться на корточки и вставать самостоятельно;
  • осознанно наклоняется и поднимает предметы с пола;
  • с ним можно «договориться», он все понимает;
  • может выражать желание ходить в туалет звуками или знаками;
  • просыпается сухим после дневного отдыха;
  • может находиться сухим более двух часов подряд;
  • выработал ритм опорожнений: после ночного сна и еды;
  • чувствует дискомфорт в мокрых штанишках.

Созревание малыша к физиологическому оправлению проявляется постепенно. К этому времени ребенок должен понимать слова «писать, какать», уметь отличать ручку от ножки, проявлять желание раздеться/одеться и нежелание находиться в грязных трусиках. На пути психологического созревания к горшку у малютки формируется соответствующая реакция на физиологические проявления, происходящие с ним:

  • замечает, что по ногам течет теплая струйка урины;
  • старается знаками и голосом показать, что хочет оправиться.

Важно! Если вы начали активно обучать опорожнению в горшок, не надевайте на прогулку памперсы. Малыш просто не поймет ваших намерений: то нельзя в штанишки, то вдруг разрешается.

Знакомство с горшком

Когда сажать ребенка на горшок, мы выяснили. Как правильно садить кроху на горшочек, сколько раз в день это делать, и нужно ли придерживаться какой-то схемы? Распространенные ошибки молодых родителей приводят к тому, что:

  1. кроха воспринимает горшок игрушкой;
  2. малыш боится горшка, потому что не понимает его назначения.

Прежде чем первый раз посадить малыша на новый для него предмет, нужно сначала познакомить его с этой диковинкой. Психологически малютка должен быть готов к данной манипуляции и не испугаться до слез. Страх приводит к тому, что кроха при виде горшочка заливается слезами и кричит.

Каким должен быть горшочек? Родители стремятся приобрести яркий нарядный предмет, который, по их мнению, непременно привлечет внимание крохи и понравится. Здесь кроется ошибка: малыш должен почувствовать практическое назначение данного предмета (ходить в туалет) и не путать его с игрушкой.

Важно! Приучать малыша к горшку можно после того, как он осознает, что именно нужно с ним делать. Если ребенок воспринимает предмет туалета игрушкой, можно долго и упорно приучать опорожняться без результата.

Как объяснить малютке назначение горшочка? Для этого мама/папа должны внимательно наблюдать за крохой и успеть подловить момент, когда он «замирает» или начинает ходить и кряхтеть. Нужно срочно снять штанишки и усадить малыша на горшочек. Сколько раз придется ловить момент, чтобы кроха осознал назначение данного предмета туалета, неизвестно.

Не включайте воду, чтобы инициировать мочеиспускание в горшочек! Это может спровоцировать неожиданные проблемы уже во взрослом возрасте: на подсознательном уровне может зафиксироваться рефлекторное опорожнение на текущую воду.

Этап привыкания

Привыкание к предмету гигиены и четкое осознание необходимости данного процесса происходит осознанно и закрепляется на всю жизнь. Ответственность за выработку необходимого навыка лежит на родителях. Сколько усилий они приложат, сколько терпения выработают — знают только они сами.

Чтобы выработать устойчивый навык ходить на горшок, нужно посвятить этому процессу немало времени. Лучше приучать кроху в такое время, когда ему надо опорожниться: сразу после ночного сна или после еды. Он так быстрее привыкнет справлять нужду в определенное место. Этапы обучения можно характеризовать так:

  1. знакомство с новым предметом гигиены;
  2. потребность крохи ходить на горшок;
  3. окончательное формирование полученного навыка.

Результатами первого этапа обучения должны стать сформировавшиеся положительные эмоции от самого процесса взаимодействия с новым предметом гигиены. Малютку необходимо эмоционально хвалить за успехи и никогда не ругать за промашки.

Сколько может длиться этап знакомства и привыкания к горшочку? Начинать привыкание к опорожнению можно уже с шести месяцев, когда ребеночек научился сидеть. Обычно к возрасту 12-14 месяцев он адаптируется к данной гигиенической процедуре и усаживается с удовольствием, хоть и не чувствует потребности.

Этап закрепления навыков

После года малютка уже чувствует наполнение кишечника и мочевого пузыря (кишечник — раньше), у него формируется потребность ходить в туалет по необходимости. Это очень важный момент, который надо закрепить в сознании маленького человечка.

Малыш начинает понимать, что мокрые штанишки — это неуютно и холодно. Конечно, и на данном этапе не исключены осечки: заигрался и напрудил в штанишки. В это время можно обучать малыша не только опорожняться по требованию организма, но и обслуживать себя:

  • уметь снять штанишки;
  • сообщить об окончании процесса словами;
  • попросить вытереть попку;
  • надеть штанишки;
  • закрыть крышку горшочка.

Вначале малютка не может справиться со всеми требованиями данной процедуры. Он научился снимать штанишки, но не умеет вытирать попку. Надо ему помогать проявлять самостоятельность, поощрять за успехи.

Последний этап обучения завершается формированием логической цепочки в сознании ребенка:

  • позыв к опорожнению;
  • снятие штанишек;
  • опорожнение;
  • очищение попки;
  • одевание штанишек;
  • вынос содержимого горшка.

Когда у малютки сформируется цепочка логической последовательности, зависит от стараний мамы и ее терпения. Можно помогать ребенку, но не вызывать негативного отношения к туалету критикой и шлепками за конфузы в штанишки.

Важно! Не сравнивайте успехи/неудачи своего дитя с чужими: ваш малыш — индивидуальность.

Ошибки обучения

Приучать кроху к осознанному стремлению ходить на горшок можно разными путями, но не все они правильные. Что нужно делать, вы знаете. Вот список действий, которые делать не надо:

  • ругать малютку, если он оконфузился;
  • долго удерживать на горшке;
  • приучать к горшку в состоянии недомогания;
  • превращать гигиеническую процедуру в развлечение с игрушками.

По недосмотру мама может усадить малютку на холодный горшочек, что вызовет естественное отторжение из-за дискомфорта.

Во время прорезывания зубика все внимание малютки отвлечено болью — ему не до горшка. Необходимо уловить состояние ребенка и не заставлять его сидеть на горшочке и плакать. Не забывайте, что горшок необходимо оставлять на виду у ребенка, чтобы он не искал его по квартире и не замочил штанишки во время поисков.

Как избавиться от растяжек после родов?

Сегодня многие молодые родители задаются вопросом о том, как приучить ребёнка к горшку.

Это и не удивительно, ведь зачастую цены на подгузники сильно бьют по бюджету семьи. Более того, многим мамочкам приходится выслушивать целые петиции о том, как представители старшего поколения очень успешно высаживали на горшок годовалых малышей. Но в современных условиях жизни приучение к горшку оказывается не таким уж лёгким занятием.

Процесс вполне способен затянуться на долгий промежуток времени. Чтобы решение поставленной задачи оказалось удачным, придётся разобраться в некоторых нюансах.

Как познакомить ребёнка с горшком?

Среди многих родителей существует мнение, что шестимесячный возраст является вполне подходящим временем для начала формирования более или менее стабильных навыков правильного обращения с горшком. Но говоря о таких малышах, корректнее будет применить определение «знакомство» , ведь положительные результаты этого процесса в большинстве случаев свидетельствуют исключительно о рефлексивном исполнении, без правильного понимания ребёнком происходящего.

С полугодовалого возраста кроха лишь начинает изучать возможности собственного тела, а при условии отсутствия подгузников это кажется ещё более увлекательным и интересным. К малышу лишь постепенно приходит осознание того, для чего ему вообще нужны половые органы.

Ребёнка можно познакомить с горшком в шесть месяцев, позволить на нём посидеть. Однако, удерживая своё чадо в таком положении принудительно, существует вероятность добиться получения им отрицательных эмоций, что в дальнейшем станет причиной отказа от горшка надолго. Любой мамочке, стремящейся отучить годовалого малыша от подгузников , стоит запастись большим терпением, поскольку осознанно и самостоятельно он сможет проситься в туалет ещё очень нескоро.

Если ребёнок не возражает, его можно высаживать на горшок утром после пробуждения, еды и перед сном. Однако всё же следует быть готовым к тому, что действия его основываются именно на рефлексах.

Когда ребёнка приучать к горшку?

Наиболее правильным будет организация этого процесса уже по достижении малышом 18–24 месяцев, что во многом зависит от индивидуальных особенностей, физического и психологического развития.

Любая мама может проследить за поведением своего чада и выявить те основные признаки, которые будут свидетельствовать о его готовности приобретать новые навыки. К таковым можно отнести:

Двухгодовалые дети уже начинают находить связи между ощущением переполненного кишечника или мочевого пузыря и процессом опорожнения. В это время по определённым внешним признакам можно догадаться об их желании сходить в туалет. В такие моменты мамочке нужно достаточно понятно и спокойно постараться объяснить, что можно чувствовать себя значительно комфортнее, если помочиться не в трусики, а в горшок. При этом стоит совершенно ненавязчиво попробовать усадить на него малыша. Лучше не задерживаться на горшке более пяти минут . Неудачную попытку опорожниться правильнее будет повторить несколько позже.

Когда родители принимают решение приучить ребёнка к горшку, им нужно осознать, что в этом процессе сложнее будет детям, носящим подгузники. Последним проблематично проследить связь наполнения мочевого пузыря с необходимостью после этого опорожниться. Поэтому в таких случаях важно осознать потребность отказаться от памперсов. Есть ряд советов , соблюдение которых позволит добиться замечательных результатов.

Благодаря старательному и внимательному отношению матери, двухлетний малыш сможет приобрести постоянные навыки спустя всего неделю или две. При этом стоит помнить , что годовалый ребёнок может потратить на это пару месяцев. Важно также осознавать, что всем детям свойственны индивидуальные особенности, которые будут напрямую влиять на количество времени, необходимое для приучения к горшку.

В случае выработки у малыша отвращения к данному предмету, следует отказаться от высаживания на него в течение нескольких дней. Можно также попробовать вызвать интерес ребёнка при помощи покупки нового экземпляра другого цвета и с нанесёнными любимыми мультипликационными героями.

Использование семидневной методики Джины Форд

Многим мамочками весьма успешно была опробована на практике разработанная Джиной Форд методика, называемая «Добровольный малыш». Её применение способно дать положительные результаты при условии, когда ребёнку уже исполнилось полтора года, он прекрасно общается с мамой и может производить простые действия.

Согласно методике, первый день приучения к горшку должен начаться с решительного избавления от подгузника и радостного сообщения малышу, что поскольку он уже большой, ходить будет в одних трусиках. Утром после сна необходимо усадить кроху на его «пьедестал» и постараться продержать там около десяти минут. При этом важно быть рядом с ним , рассказывая обо всех выгодах этой процедуры. При отрицательном результате попыток к опорожнению указанные действия можно повторить спустя четверть часа, организовав в этот промежуток времени своеобразную экскурсию к туалету, объяснив его основное предназначение.

В этом вопросе следует запастись немалым терпением, поскольку, скорее всего, с первого раза не удастся избежать намокших штанишек. Ну и, конечно, ни в коем случае нельзя ругать своё чадо за «подмоченную репутацию».

Во второй день закрепляются предыдущие успехи приучения. Здесь основная задача родителей состоит в том, чтобы проследить за поведением крохи, стараясь предугадать возникающие попытки справить нужду.

С наступлением третьего дня стоит полностью отказаться от использования подгузников даже во время прогулок. Чтобы при этом не намокнуть, желательно постараться справить нужду непосредственно перед выходом. С собой нужно захватить горшок, который предлагать ребёнку время от времени, ну и, конечно, запасную одежду.

Уже на четвёртый день будут заметны определённые успехи. Достаточно лишь напоминать крохе время от времени о необходимости сходить в туалет и хвалить за удачные попытки. Благодаря таким действиям уже к седьмому дню приучения к горшку у ребёнка развиваются устойчивые навыки справлять свои нужды в предназначенных для этого местах.

В эти дни следует одевать малыша в просторные и удобные вещи, которые можно легко снять. Нельзя его ругать, если он уселся опорожниться в трусиках , поскольку им просто не была в достаточной мере освоена очерёдность необходимых действий.

Правила выбора горшка

Сегодня на рынке представлен довольно широкий ассортимент разнообразных детских горшков, предназначенных для всех возрастов. Благодаря этому можно подобрать наиболее удобный и привлекательный для конкретного малыша вариант. Во время покупки этого аксессуара стоит руководствоваться определёнными рекомендациями, которые позволяют сделать приучение к нему более эффективным.

Как приучить ребёнка к горшку, не отбив желание им пользоваться

Существует несколько факторов , способных спровоцировать малыша отказаться эксплуатировать горшок.

Доктор Комаровский о том, как приучать ребёнка к горшку

Сегодня весьма большой популярностью пользуется известный педиатр Евгений Олегович Комаровский. У него есть своё видение вопроса , как приучать к горшку ребёнка. Основные рекомендации доктора заключаются в следующем:

Умение пользоваться туалетом является таким же навыком, как и способность брать предметы, ходить или ползать. Все дети в конечном счёте обретают его . Основная задача родителей при этом – грамотное и уверенное поведение, от которого зависит эффективность и безболезненность данного процесса. Использование мамой и папой правильного подхода станет фундаментом положительных результатов.

Вопрос, когда нужно приучать ребенка к горшку и как, встает перед родителями, как правило тогда, когда дитя начинает садиться и вставать.
Начинаются долгие отслеживания мамой малейших признаков, когда малыш захочет в туалет. Но необходимо ли это так рано? Или ждать, когда малыш сам начнет понимать и просится?

Когда нужно приучать ребенка к горшку?

Единственного правильного ответа нет.
Для каждого родителя будет своя правда. Кто-то считает, что чем раньше, тем лучше, неважно какими способами, а кто-то предпочитает подождать более мягкого и естественного привыкания.

  • Мое мнение на этот счет: детей с рождения нужно периодически оставлять без памперса. Это будет полезно для малыша, так как его кожа будет дышать и меньше шансов получить от памперсов.
  • Еще одна причина не затягивать это цистит. Фикалии в памперсе распределяются по телу и попадая в мочевыводящие пути вызывают воспаление мочевого пузыря. Более подвержены этому, девочки из за своего анатомического строения.
  • К делать это чаще, постепенно совсем исключая «броню» из жизни. Даже если намочит штанишки ничего страшного в этом нет, зато малыш будет чувствовать происходящие с ним процессы, и быстрее научится контролировать свои позывы, и даже начнет сообщать вам про то что он хочет в туалет.
  • Чаще спрашивайте хочет ли ребенок в туалет, высаживайте на горшок чаще и обязательно после еды, перед сном и после. Но если он противится, стоит отложить приучение, в противном случае он может сдерживать позывы и это приведет к психологическому запору.
  • После двух, трех дней частого высаживания определитесь с частотой когда ребенок ходит на горшок и садите его уже к определенному времени.
  • Если малыш научился сам проситься на без напоминания, все равно контролируйте время и напоминайте ему если он более трех часов не воспользовался горшком.
  • Когда нужно приучать ребенка к горшку – оптимальный возраст в 7-8 месяцев, но он еще не будет отдавать себе отчет в происходящих действиях. Принято считать, что чем старше, тем легче его приучить к горшку. Но, тем не менее, считаю, что нет смысла тянуть до 3-4 лет, разумнее всего приучить к горшку в период с 14 до 24 месяцев.

Ни в коем случае не стимулируйте мочеиспускание звуками, например льющейся водой. Такой метод формирует неправильный рефлекс: сначала горшок, потом позыв, а надо наоборот сначала позыв, потом горшок.

Как понять что ребенок готов к горшку.

  1. Карапуз умеет сам снимать и одевать штанишки, трусики, носочки. Без определенных навыков самообслуживания приучение к горшку будет бесполезно.
  2. После полуденного сна малыш остается сухим, это свидетельствует о том, что он умеет контролировать свой мочевой пузырь.
  3. Знает как называются части тела и может их показать.
  4. Может сидеть несколько минут разглядывая книжку или игрушку.
  5. Малыш чувствует когда надо сходить по большому, он затихает и сосредотачивается.
  6. Понимает речь и выполняет некоторые поручения, такому малышу проще объяснить, что от него хотят.
  7. Испытывает дискомфорт в грязной и сырой одежде.

Последовательность приучения.

  • Первое, что нужно сделать, когда приучаете ребенка к горшку - отучить кроху от памперсов в домашних условиях, постепенно высаживая на горшочек днем, просто даже сесть, посидеть, по рассматривать всё вокруг.
  • Второе, когда это будет достигнуто, нужно приучить просится в туалет на улице.
  • И самое трудное для многих детей и родителей научить ребенка вставать в туалет ночью.

А теперь, как приучить ребенка к горшку:

  1. Внимательно выбирайте этот предмет. Он должен быть удобен малышу, вызывать приятные эмоции. Лучше, если у него будут ручки, крышка, для мальчиков выступающая часть впереди. Не советую покупать музыкальных, поющих горшочков. Все-таки ребенок должен понимать, для чего нужна эта штука, а все отвлекающие моменты ни к чему.
  2. Горшок не должен быть холодным, это вызовет отрицательные эмоции и отказ садиться на него, поэтому отдайте предпочтение пластиковым моделям.
  3. Определитесь со словами которыми будут называться действия связанные с горшком: «ка-ка», «пи-пи» и другие.
  4. Он должен быть всегда в пределах досягаемости для малыша.
  5. Если малышу сидеть на горшке скучно, то просто предложите взять с собой любимую игрушку или книжку по рассматривать картинки.
  6. Дайте привыкнуть, объясните для чего он нужен, пусть ребенок посидит на нем, не снимая штанишек, изучит его со всех сторон.
  7. Только после того как вы несколько раз дали возможность посидеть одетым, можно приступать к обучению. Не спешите это всё делать в один день, дайте понять что происходит с ним.
  8. Необходимо приобрести штанишки и трусики, которые легко снимаются и одеваются, а так же короткие маечки, чтобы их не надо было поднимать, когда садишься.
  9. Как только малыш сходил в туалет в памперс, посадите его после этого на горшок. Делайте на первом этапе это 2-3 раза в день. Каждый раз объясняйте для чего он нужен. Бросьте в горшочек грязный памперс для наглядности.
  10. Очень хорошо, если есть старшие братья или сестры, которые могут продемонстрировать предназначение этого предмета.
  11. Если их нет, то в продаже есть куклы, которые могут не только кушать, но и ходить в туалет, чем наглядно покажут весь процесс. Кстати, благодаря такой кукле, кроха может очень быстро приучиться.
  12. Когда малыш привык к горшку, ловите момент. Высаживайте после сна, после еды, перед сном. Чтобы процесс пошел быстрее, поставьте горшок в ванной комнате и включите воду. Как известно звук льющейся воды вызывает позыв к мочеиспусканию.
  13. Если это не помогло, или Вы никак не можете «загнать» свое чадо на горшок, то подключите к процессу его любимые игрушки. Вряд ли ребенок устоит, если сходить на горшок ему предложит его любимый мишка или зайчик.
  14. Понятно, что на всех предыдущих этапах ребенку помогали взрослые. Но после того как малыш приучится к горшку, важно научить его пользоваться им самостоятельно, снимать штанишки, садиться, выливать за собой. Но не торопитесь, действуйте постепенно, все это будет, но со временем.

Советы родителям, как приучить ребенка к горшку?

Главный совет, как приучить ребенка к горшку, не навязывайте и не удерживайте кроху ходить на горшок силой. Это может привести к обратной реакции, отторжению и протесту.

Не оглядывайтесь на других. То есть, например, соседский ребенок уже в 10 месяцев сам ходит в туалет, а Ваш ребенок до сих пор носит памперс и не просится в туалет. Помните все разные, смотрите только на свое чадо. Присматривайтесь к его поведению, он сам подскажет Вам когда «пора».

Не наказывайте его за то, что он сходил в туалет мимо горшка, равно как и не старайтесь перехваливать за успех, например, подкрепляя это покупкой подарка. Все это может привести к последующим ожиданиям подарка за малейшие правильные действия. Если получилось сходить в туалет, просто отметьте это, и скажите ласковые слова.

Еще один совет, как приучить ребенка к горшку, не стойте над душой у него, даже не смотря на то, что ребенок маленький, ему может быть трудно, делать свои «дела» под вашим чутким взором. Возможно, понадобится поставить горшок в укромное место.

Наберитесь терпения, процесс приучения, как правило, не одного дня и даже недели, исключения могут составлять, разве что - наглядные примеры в виде старших детей или куклы. В этом случае приучить ребенка к горшку можно очень быстро.

Если ребенок привык к горшку днем в домашних условиях, то затем переходите ко второму этапу приучения на улице. Лучше это делать летом, взяв с собой запасную одежду, и предложив перед уходом сходить в туалет.

Не слушайте чужие советы, когда и как приучать ребенка к горшку. Это индивидуальный процесс и должен быть основан на ваших наблюдениях.

Ночное отучение от памперса может быть самым длительным, как правило, только к 3-4 годам ребенок способен контролировать свои позывы ночью. Не давайте на ночь много пить, и как только памперс на протяжении нескольких дней после ночи будет оставаться сухим можно сделать вывод, он научился контролировать себя во сне.

* Как приучить ребенка пользоваться горшком *

348. Готовность к этому зависит от возраста и от индивидуальных качеств ребенка.

Наслушавшись разных людей, вы, возможно, будете считать, что приучить ребенка пользоваться горшком - тяжелый труд. На самом деле все обстоит гораздо проще. С возрастом дети приобретают способность управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Мать должна лишь внимательно следить за своим ребенком, ожидая признаков его готовности, и дружески поощрять его пользоваться горшком.
Прежде всего вам следует помнить, что в различном возрасте у разных детей кишечник и мочевой пузырь функционируют по-разному. Кроме того, и отношение детей к этому виду обучения также неодинаково.

349. У одних детей стул бывает регулярно, у других - нет.

В течение первого года жизни большинство детей почти не чувствуют функционирования своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается заполненной, кал выталкивается так быстро, что мать не успевает этого заметить.
У одних детей первый (или единственный) стул в день бывает регулярно через несколько минут после завтрака. Полный желудок заставляет действовать кишечник, особенно после долгого ночного отдыха. Довольно легко "поймать" этот момент. Но сказанное еще не означает, что вы приучили ребенка к горшку. На первом году он еще почти не понимает, что происходит. Пока что вы приучили не ребенка, а себя. Ребенок лишь привыкает к горшку.
У других детей стул бывает один или несколько раз в разное время дня.
Если ребенок испражняется нерегулярно, бесполезно пытаться приучать его к горшку в первый год жизни. Вам придется сажать его на горшок так часто и надолго, что скорее всего он только рассердится и будет нарочно сопротивляться обучению.

350. Второй год.

На втором году жизни у ребенка появляются новые черты, которые очень помогут матери приучить его пользоваться горшком. В этом возрасте ребенок осознает, как сильно он любит свою мать, и ему нравится доставлять ей удовольствие. Если мать по-дружески объяснит ребенку, что ей очень хочется, чтобы он пользовался горшком, и будет хвалить его, когда это ему удастся, то у ребенка появится сильное желание научиться пользоваться горшком в угоду матери. Однако есть факторы, препятствующие этому.

351. Двухлетнего ребенка отличают чувство собственности и упрямство.

В начале второго года жизни ребенок ощущает наполненность прямой кишки. Он может намеренно сдерживать и выталкивать кал. Когда он видит свой кал в горшке или на полу (если на нем не было штанишек), у него появляется собственническое отношение к нему. Он даже немного гордится им. Он может даже привести свою мать, чтобы она полюбовалась его "произведением". Он пока не чувствует к нему никакого отвращения. Он может поиграть со своим калом или даже попробовать его на вкус, как он пробует все вообще.
Многие дети, охотно пользовавшиеся горшком в течение нескольких месяцев, вдруг резко меняют свое отношение к нему, что бывает между 12 и 18 месяцами. Такой ребенок послушно садится на горшок, но ничего не делает. Как только он встает с горшка, он пачкает штанишки либо делает прямо на пол, как будто он никогда не был приучен к горшку. Обычно это происходит с упрямыми детьми, чаще с мальчиками. Многое зависит здесь от поведения матери: ребенка надо поощрять, а не заставлять.

352. Во второй половине второго года жизни дети начинают проситься на горшок.

Обычно они сообщают об этом при помощи определенного слова или звука, который понимает только мать. Некоторые дети начинают проситься и раньше полутора лет, а другие - только после 2 лет.
Разные факторы определяют возраст, в котором ребенок начинает сообщать матери, что он хочет на горшок, но у каждого ребенка это начинается по-разному. Если мать регулярно ловит момент, когда ребенка надо посадить на горшок, он постепенно перенимает ее беспокойство по этому поводу. Если мать тактично поощряет ребенка сообщать ей, когда он хочет на горшок, он, желая ей угодить, старается вовремя заметить, что ему пора. Но есть дети, которых никогда не приучали к горшку, и тем не менее они начинают сообщать матери, когда им нужно на горшок. Некоторым детям в конце второго года жизни неприятно, когда штанишки грязные или мокрые, либо они начинают чувствовать отвращение к виду и запаху кала. Если мать постоянно внушала ребенку, что делать в штанишки нехорошо и неприятно, то ребенок тоже начинает так думать. Но в других случаях, когда мать никогда не показывала отвращения к калу, у ребенка все равно это чувство возникало.

353. В 2 года ребенок стремится подражать.

Стремление двухлетнего ребенка всему подражать иногда играет большую роль в приучении к горшку. Бывает, что ребенок, которого никогда не сажали на горшок, вдруг обращает внимание, что его брат, сестра или товарищ пользуются горшком, и требует, чтобы его тоже посадили на горшок. Часто ребенок, поняв, в чем дело, полон энтузиазма и через 2 дня он уже мочится и испражняется только в горшок. Он может так гордиться своим достижением, что даже надоедает, просясь на горшок каждые несколько минут.

354. Конечный этап - умение самостоятельно осуществлять эту процедуру от начала до конца.

Даже, когда ребенок постоянно просится на горшок, он все-таки ждет, чтобы мать сняла ему штанишки и посадила его. Можно считать, что он действительно пользуется горшком только тогда, когда он научится делать все сам от начала до конца (обычно между 2 и 2,5 годами). Многое зависит от поощрения матери и от того, насколько легко снимаются штанишки. Но почти до 3 лет время от времени возможны непредвиденные случаи: на прогулке, вне дома или во время желудочного расстройства.

355. Отношение родителей к проблеме приучения к горшку.

Оно так же важно и так же разнообразно, как и отношение детей. На одном полюсе - родители, не придающие большого значения приучению к горшку. Они предпочитают начать это по возможности позже. Им не противно менять грязные пеленки до 2 лет, а иногда и дольше. На другом полюсе родители, которые считают, что для развития ребенка и формирования его характера очень важна чистота. Они стараются приучить ребенка ходить на горшок как можно раньше. Им крайне неприятно убирать за ребенком, и они не могут подавить раздражения, если их ребенок пачкает штанишки после года или полутора лет. Все мы, родители, в большей или меньшей степени принадлежим к одному из этих типов. Часто истоки нашего отношения к этой проблеме нужно искать в нашем детстве. Большинство людей стремится воспитать своих детей так же, как воспитали их.

356. Если родители боятся помочь ребенку.

Проблема приучения ребенка к горшку стала представляться особенно сложной в свете последних работ психиатров, психологов и педиатров.
Изучая причины повышенной нервности взрослых и детей, врачи пришли к выводу, что слишком раннее и строгое приучение к горшку, которое раньше было очень популярно, приводило к тому, что ребенок становился крайне упрямым или излишне заботящимся об опрятности "чистюлей". Педиатры рассказывают, что некоторым матерям, долго и безуспешно приучавшим своего первого ребенка проситься на горшок, было страшно заново начать эту борьбу со вторым. Но каково же было их изумление, когда около 2 лет второй ребенок сам начинал проситься на горшок. Это дало надежду некоторым психиатрам, включая и меня, полагать, что если бы удалось убедить родителей не прилагать слишком активных усилий в этом направлении, то, возможно, дети сами бы приучались проситься на горшок. Но, к сожалению, этот метод не приносил желаемых результатов тем родителям, которые в душе были против него и пытались его осуществить, только следуя рекомендациями педиатра, а также тем, которые боясь "переборщить", вообще никак не поощряли ребенка пользоваться горшком.

357. Методы приучения.

Я думаю, не может быть единственно правильного метода приучить ребенка проситься на горшок. То, что получается у одних родителей, может не получиться у других, и уж, конечно, то что подходит для одного ребенка, может быть вредно для другого. При любом методе могут быть неудачи. Главное - определить ваше собственное отношение к проблеме, знать, как по-разному дети реагируют на тот или иной метод, подождать признаков готовности ребенка к этому виду обучения и затем пользоваться методом поощрения, а не порицания.
Раньше родители пользовались преимущественно одним методом: с первых же месяцев подставляли горшок, когда ребенок испражнялся. Но этим много достичь не удавалось. Проходит много месяцев, прежде чем ребенок понимает, в чем собственно дело, и начинает добровольно участвовать в этой процедуре.
Основной недостаток таких ранних попыток - то, что мать, как правило, начинает придавать слишком большое значение этой проблеме и становится все более требовательной, забывая, что главное - это заручиться сотрудничеством самого ребенка. Я думаю, разумнее предоставить ребенку право решать самому. Не сердитесь на него, лучше подождите, пока он подрастет и поймет, что от него требуется, или, по крайней мере, пока он хотя бы начнет самостоятельно сидеть.

358. Методы приучения к горшку со второй половины первого года жизни.

Если у ребенка регулярный стул, родители обычно начинают сажать его на горшок между 7-м и 12-м месяцем. Это разумный метод для тех родителей, которые стремятся научить ребенка проситься на горшок как можно раньше. В этом возрасте ребенок умеет хорошо сидеть и в состоянии частично управлять нижней частью своего туловища. Если стул у ребенка бывает каждый день через 10 минут после завтрака, то успех достигается быстро и без особых усилий. В этом случае ребенку не приходится сидеть на горшке слишком долго, на что у детей редко хватает терпения. Конечно, это только самая первая стадия обучения, так как до года ребенок еще плохо понимает, что от него требуется. Он просто привыкает сидеть на горшке и ассоциирует с ним ощущения, вызываемые испражнениями. Вы скажете, что это подготовит его к дальнейшему обучению. Но следующий стул во второй половине дня вряд ли бывает в одно и то же время, следовательно, его "ловить" не стоит.
Если же и первый стул ребенка нерегулярный, то неразумно пытаться его "поймать" в этом возрасте. Вам пришлось бы сажать ребенка на горшок слишком часто и на слишком продолжительное время, что сделает ребенка нетерпеливым и упрямым.

359. Метод приучения к горшку в первой половине второго года.

Значительная часть родителей начинает приучать ребенка к горшку в первой половине второго года. Ребенок взрослеет и начинает замечать различные части своего тела и их функционирование. Если ему представляется случай, он замечает свое мочеиспускание и испражнение. Если стул у ребенка бывает регулярно в одно и то же время, его можно сажать на горшок на 5-10 минут. Когда он сделает на горшке то, что от него ждут, это производит на него некоторое впечатление. Мать может похвалами увеличить его удовлетворение. Спустя несколько недель ребенок будет еще больше гордиться своим достижением. Это уже почти успех. Ребенок понимает, что он делает то, что нужно, и что испражняться надо в горшок.

360. Метод терпения.

Многие родители предпочитают ждать до второй половины года и поощрять ребенка проситься на горшок, произнося либо слово, либо звук, понятный матери. Мне кажется, что это самый подходящий возраст для приучения ребенка к горшку. От родителей не потребуется слишком много усилий; ребенок берет инициативу на себя и сам проявляет интерес к горшку. Некоторые дети в этом возрасте настолько явственно чувствуют полноту прямой кишки и мочевого пузыря, что начинают проситься на горшок без всяких напоминаний и уговоров.
Если стул у ребенка регулярный, например, сразу после завтрака, его можно начать сажать на горшок на непродолжительное время, начиная с полутора лет. Мать должна проявить свое удовольствие и похвалить ребенка, когда ему удастся сделать на горшке, и попросить его сказать ей на следующий день, когда он захочет на горшок. Дело в том, что в этом возрасте ребенок скорее поймет, что от него хотят.
Если ребенку неприятны или даже отвратительны грязные штанишки, мать может объяснить ему, что если он попросится на горшок, то его штанишки останутся сухими и чистыми так же, как и у взрослых.
В случае, если ребенок не высказывает ни интереса, ни отвращения к грязным штанишкам в конце второго года, мать может оставить его без штанишек (но в комнате, где нет ковра), чтобы он понял, что, собственно, происходит. Тогда мать может предложить ему в следующий раз попроситься на горшок.
Поощрять ребенка проситься на горшок следует постепенно и ласково (не делайте этого слишком энергично). Обычно проходит несколько недель, прежде чем ребенок поймет, что от него хотят. Сначала он сможет сообщать матери после того, как испачкает штанишки. Это уже значительный прогресс, хотя родители этого не считают. Надо ребенка похвалить и попросить его в следующий раз опять сказать, чтобы вовремя посадить его на горшок и чтобы не нужно было менять штанишки.
Мать должна во что бы то ни стало сохранять спокойствие и оптимизм по отношению к "завтра". Она может рассказать ребенку, что и она, и папа, и братья, и сестры, и друзья, и знакомые пользуются туалетом, что он взрослеет с каждым днем, что приятно ходить в сухих и чистых штанишках. Я не хочу сказать, что нужно каждый день повторять эту проповедь от начала до конца, нужно лишь время от времени напоминать об этом. Все это требует огромного терпения. В некоторые дни мать охватит раздражение из-за отсутствия видимого прогресса. Если вы убедитесь, что ваши усилия тщетны, оставьте их на несколько дней или недель. Избегайте раздражения и отчаяния. Старайтесь не стыдить и не наказывать ребенка за грязные штанишки. Помните, что если метод поощрения не помогает, то наказание только ухудшит дело.

361. Если ребенок сопротивляется.

В разделе 351 уже упоминалось о легкой форме нежелания пользоваться горшком: ребенок вдруг отказывается делать в горшок и пачкает штанишки, как только встанет с него.
Если ребенок отказывается пользоваться горшком в течение нескольких недель и если сопротивление его растет, он может сдерживаться, не только сидя на горшке, но и в течение всего дня, если это ему удастся. Это тип запора называется психологическим. Он редко приносит вред организму ребенка, но показывает состояние его нервной системы.
Иногда такое сопротивление можно смягчить, если мать находится рядом с ребенком, ласково с ним разговаривая и изредка напоминая ему, что он должен сделать на горошке. Другими словами, шутками и лаской вы скорее сможете сломить его упорство. Если через 10 минут ребенок все-таки ничего не сделает, отпустите его, не усугубляйте положения. Если через несколько минут он испачкает штанишки или пол, вы, конечно, рассердитесь. Но если вы напомните себе, что таким образом ребенок демонстрирует свою независимость, вы, вероятно, сможете отнестись к этому с юмором. Лучший подход к ребенку в такой ситуации - говорить ему: "Завтра ты, может быть, сделаешь это в горшок, как большой мальчик". Не удивляйтесь, если сопротивление ребенка длится несколько недель. Разумеется, нет смысла произносить одну и ту же речь каждый день. Лучше всего в течение некоторого времени вообще оставить всякие попытки, а затем попробовать снова в один прекрасный день, когда вам покажется, что он стал взрослее и покладистее.
При более сильной форме сопротивления ребенок может вообще отказываться садиться на горшок. Если он не очень упрямится, можно шутками и дружелюбными разговорами отвлечь его внимание и все-таки посадить на горшок. Но, если он категорически отказывается сесть на горшок, значит он действительно боится испражняться, и было бы ошибкой заставлять его. Оставьте его в покое на некоторое время, но недели через две напомните ему дружелюбным тоном, что когда-нибудь он тоже будет пользоваться горшком, как все другие дети. Наблюдайте за ним, и в один прекрасный день он будет готов к этому. С другой стороны, если мать не решается вообще говорить с ребенком на эту тему, это может укрепить его мнение, что то, чего она от него хочет, нехорошо или опасно. Напоминания матери, сделанные уверенным, ласковым тоном, помогут ребенку восстановить свое отношение к пользованию горшком как к обыденному делу, одному из достижений на пути становления взрослого человека.
В некоторых случаях ребенка удается "подкупить": например, предложить девочке красивые трусики с кружевами в награду за то, что она не будет их пачкать и мочить, или костюм мальчику, который ему очень нравится. Многим детям полезно понаблюдать, как другие дети с гордостью пользуются горшком.

362. Боязнь твердого болезненного стула.

Иногда у ребенка постепенно или сразу начинает формироваться необычно твердый кал, который выходит, причиняя боль. Не любой твердый стул болезнен. Например, при спастическом запоре, когда кал выходит маленькими твердыми шариками, болей обычно не бывает. Болезненно выходит твердый стул большим куском с широким диаметром. Проходя через сильно растянутый задний проход, твердый кусок кала может разорвать его край так, что образуется крошечная трещина, которая может увеличиваться при каждом испражнении. Это очень болезненно, и, если стул остается твердым, трещина долго не заживает. Нетрудно понять, почему ребенок, однажды испытавший боль при испражнении, старается избежать его всеми силами. Если ребенку удается удерживать стул в течение нескольких дней, то от этого он становится еще крепче и, следовательно, выходит еще болезненнее. Получается заколдованный круг.
Очень важно немедленно посоветоваться с врачом, если стул ребенка стал твердым, особенно на втором году жизни, когда ребенок особенно чувствителен. Врач может рекомендовать либо лекарство, либо изменение в питании. Хорошо помогает чернослив или сок из него. Если ребенок любит чернослив, давайте его каждый день. Помогают также хлеб и крупы из грубого помола, особенно овсяная.
Некоторое время вам придется успокаивать ребенка, говоря, что его стул больше не будет причинять ему боль, как раньше, потому что помогло лекарство. Если ребенок продолжает бояться и сопротивляться и вам кажется, что боли продолжаются, необходимо показать ребенка врачу. Возможно, образовалась трещина, которая никак не заживает. Иногда бывает необходимо растянуть задний проход под наркозом.

363. Чего следует избегать, если ребенок упорно отказывается пользоваться горшком.

Хотя матери трудно сохранять терпение и не сердиться на ребенка, который никак не поддается уговорам ходить на горшок, она должна знать, как себя вести, чтобы не усугубить положения. Если мать будет заставлять ребенка сидеть на горшке все чаще и дольше, несмотря на его категорический отказ что-либо сделать в горшок, это только усилит его упорство. Гнев родителей, если он не помогает сразу же, только заставляет ребенка чувствовать себя виноватым, но не исправляет его. Если вы будете постоянно стыдить ребенка за его поступки или прививать ему чувство отвращения, то вы все равно почти ничего не добьетесь. Но таким путем вы в конце концов сделаете из него излишне суетливого человека, который боится наслаждаться жизнью или начинать что-либо новое, который сразу падает духом, если что-то не ладится.

* Как приучить ребенка быть сухим *

364. Готовность к обучению.

С одной стороны, приучение ребенка мочиться на горшок - гораздо более трудное или по крайней мере долгое дело. В любом возрасте человеку легче удержать стул, чем мочу. В то время как большинство детей к 2 годам уже испражняется в горшок, очень многие дети в 2,5 года еще довольно часто мочатся в штаны и днем, и ночью. С другой стороны, дети редко сопротивляются, когда их приучают мочиться в горшок днем. Когда они физически в состоянии управлять мочевым пузырем, они охотно это делают, т.е. не отказываются сесть на горшок и не сдерживают мочу, сидя на нем.

365. Мочевой пузырь в состоянии удержать большое количество мочи между 12-м и 18-м месяцем.

У большинства детей в первые полтора года мочевой пузырь опорожняется автоматически и довольно часто. Затем он начинает задерживать все большее количество мочи. Часто в 15-16 месяцев мать впервые с удивлением и удовольствием замечает, что штанишки сухие в течение 2 часов, обычно во время дневного сна. Попытки приучить ребенка к горшку тут не при чем. Просто его мочевой пузырь окреп. Иногда ребенок уже в 12 месяцев остается сухим всю ночь, прежде чем мать начала приучать его к горшку. Как правило, девочки скорее привыкают мочиться в горшок и раньше начинают оставаться сухими всю ночь, чем мальчики. Некоторые дети даже в 2 года вынуждены часто опорожнять мочевой пузырь, иногда каждые полчаса или час. Хотя очень многие дети в 15-18 месяцев в состоянии удержать мочу в течение 2 часов, это еще не означает, что они приучены мочиться в горшок. Если мать помнит время, когда ребенок помочился последний раз, она может вовремя посадить его на горшок, но делать это нужно тактично. Вряд ли дети в этом возрасте в состоянии помнить, что нужно помочиться в горшок и вовремя попроситься, так как пока они почти не чувствуют, как функционирует мочевой пузырь.

366. Часто дети начинают проситься между 18-м и 24-м месяцем.

Некоторые дети в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и сообщать об этом словом или звуком, понятным одной матери. Проситься раньше начинают те дети, которых до этого довольно регулярно сажали на горшок, чем в конце концов привлекли их внимание. В первые несколько недель ребенок часто просится, когда штанишки уже мокрые. Одним матерям это кажется бессмысленным, а другие думают, что ребенок над ними издевается. Не будьте так пессимистичны. Просто вначале ощущение мокрых штанишек сильнее ощущения полного мочевого пузыря. У ребенка самые лучшие намерения. Он делает все, что пока в его силах, и скоро он будет вовремя проситься, если вы оцените его усилия.
Но даже после того, как ребенок начал проситься, он еще частенько будет мочить штанишки. Временами он будет слишком занят, чтобы заметить, что у него полный мочевой пузырь. Мать может заметить, в какие часы ребенок мочится, и напоминать ему. Ребенку еще предстоит перейти к последней стадии, когда он будет вовремя замечать, что ему пора помочиться, и у него хватит умения и чувства ответственности, чтобы самому пойти к своему горшку, самому снять штанишки и т. д., т. е. самому проделать все от начала до конца. Наблюдения над детьми показывают, что даже в 2,5 года они часто мочат штанишки. Очень многие дети не в состоянии нести полную ответственность даже к 3 годам.

367. Метод, при котором с начала второго года жизни мать замечает время мочеиспускания.

Существует два основных принципа обучения ребенка мочиться в горшок. Если мать предпочитает начать обучение как можно раньше (как она, вероятно, начала в конце первого или в начале второго года приучать ребенка испражняться в горшок, если стул его регулярен), она может начать сажать ребенка на горшок тогда, когда ребенок остается сухим в течение 2 часов. Когда это происходит, вы можете быть почти уверены, что: 1) мочевой пузырь достаточно окреп. Следовательно, вам не придется тренировать нечто, совершенно не готовое к обучению; 2) спустя 2 часа после последнего мочеиспускания мочевой пузырь должен быть полным. Следовательно, он должен скоро опорожниться и вам не придется держать ребенка на горшке слишком долго; 3) ваши попытки не будут неожиданными, и обучение будет постепенным, так как вначале ребенок довольно редко будет оставаться сухим в течение 2 часов. Но по прошествии нескольких недель это будет происходить все чаще.
Большинство детей впервые остаются сухими в течение 2 часов дневного сна, некоторые - в другое время дня, а другие дети удивляют свою мать, проснувшись сухими утром.

368. Метод, когда мать ждет, чтобы ребенок сам начал проситься.

Родители, вообще предпочитающие не торопиться с приучением к горшку (они также ждут, пока ребенок сам начнет проситься на горшок для стула обычно в конце второго года), не торопятся приучать его и мочиться в горшок. Ребенок, который между 18-м и 24-м месяцем научился давать знать матери о приближающемся стуле, приблизительно месяц спустя начинает чувствовать и полный мочевой пузырь и сообщать об этом матери, если она поощряет его.
Если мать ждет, чтобы ребенок сам проявил инициативу, то он, вероятно, к концу второго года начнет почти одновременно и мочиться, и испражняться в горшок. Как я уже упоминал, он может надоесть вам в первые несколько дней, просясь на горшок каждые 10 минут в надежде, что ему удастся снова помочиться, чтобы доставить вам удовольствие, и гордясь своим новым достижением.
Я еще раз хочу подчеркнуть следующее: родители, предпочитающие подождать, пока ребенок сам проявит интерес к горшку, не должны думать, что любое напоминание с их стороны испортит весь метод. Большинство детей в конце второго года с удовольствием выполняют пожелания матери, если она высказывает их в дружелюбной форме и учитывает возраст ребенка, не требуя от него невозможного.

369. Некоторые дети не могут мочиться вне дома.

Бывает, что ребенок настолько сильно привыкает к своему горшку, что не может мочиться в любом другом месте. Не сердитесь и не заставляйте его. Если мочевой пузырь ребенка так полон, что ему больно, и все-таки он не может помочиться, посадите его на полчаса в горячую ванну. Может быть, это поможет. Если вы собираетесь путешествовать с ребенком, обязательно захватите с собой его горшок, чтобы не попасть в такой "переплет". Но лучше приучить ребенка мочиться в разных местах и на прогулке тоже.

370. Мальчик начнет мочиться стоя позже.

Родители часто беспокоятся, что их сын не может мочиться стоя. Нет необходимости делать из этого проблему. Он скоро поймет, что стоя ему будет удобнее, особенно, если он увидит несколько раз, как это делают другие мальчики или его отец (см. также раздел 511).

371. Когда ребенок остается сухим всю ночь.

Многие опытные и неопытные родители считают, что необходимо поднимать ребенка ночью с постели, чтобы он остался сухим до утра. Они спрашивают врача: "Теперь, когда он относительно редко мочит штанишки днем, когда его нужно будить и сажать на горшок ночью?" Это ошибочное представление. На самом деле не потребуется никаких усилий с вашей стороны, чтобы ребенок оставался сухим всю ночь. Это происходит, как только мочевой пузырь становится достаточно крепким, если ребенок не нервничает и не сопротивляется приучению к горшку. Один ребенок из ста начинает просыпаться утром сухим с 12 месяцев, хотя мать никогда не приучала его к этому и хотя днем он мочился в штаны. Также многие дети в конце второго года жизни или начале третьего остаются сухими всю ночь, прежде чем научатся хорошо управлять своим мочевым пузырем днем. Во время сна почки автоматически производят меньше мочи (но она более концентрирована), поэтому мочевой пузырь может удержать мочу в течение ночного сна дольше, чем днем.
Большинство детей начинает просыпаться сухими между 2 и 3 годами, небольшое число детей - между 1 и 2 годами, а некоторые - только после 3 лет. Мальчики обычно дольше мочатся в постель ночью, чем девочки, а нервные дети - дольше, чем спокойные. Иногда это оказывается наследственной чертой.

Наверное, вы не найдёте в мире мамы, которая бы не мечтала о том дне, когда её любимый карапуз сам попросится справить свои естественные нужды в горшок. Прощайте, одноразовые подгузники! Здравствуй, взрослая жизнь! Но почему-то всё происходит не так просто, как хотелось бы. Оказывается, нужно приложить немало усилий, чтобы это чудо свершилось. Как приучить ребёнка к горшку в 1 год? Ведь, по статистике, именно в этом возрасте большинство малышей начинают познавать туалетную науку. Или стоит данному вопросу уделить внимание ещё раньше? И как правильно нужно проводить обучение крохи, чтобы результат не заставил себя долго ждать? Что по этому поводу думают детские психологи?

Когда ребёнок готов к обучению «туалетным» навыкам?

А психологи уверены, что даже если начать высаживать ребёнка на горшок в 8-9 месяцев, и он будет успешно в него опорожняться, то здесь речь пойдёт лишь о рефлексе, а не об осознанном приобретённом навыке.

Чтобы начать приучать ребёнка к горшку, убедитесь в его полной физической и психологической готовности

Какие признаки могут свидетельствовать о том, что ребёнок готов начать познавать «горшочную науку»?

  • Малыш самостоятельно садится и ходит.
  • Он может сам снять и надеть штанишки.
  • Кроха уже способен информировать родителей о своих желаниях с помощью слов или жестов.
  • Ребёнок успешно подражает старшим.
  • Понимает, когда к нему обращаются с просьбами.
  • Следует указаниям взрослых.
  • И выявляет заинтересованность в похвалах и поощрениях со стороны мамы-папы.

Если всё это – о вашем малыше, значит, настала его пора отказаться от подгузников и начать справлять свои потребности, почти как взрослый.

Начинать приучать кроху к горшку можно при условии его полной психологической готовности. К тому же малыш должен быть полностью здоров физически

А когда лучше подождать с нововведениями?

  • Но не торопитесь с какими-либо новшествами, если ребёнок болен или только недавно перенёс какое-то заболевание. Дайте крохе восстановиться.
  • Если в вашей семье происходят какие-либо перемены (рождение ещё одного ребёнка, смена места жительства, кризис в семейных отношениях и др.), то от активного обучения малыша новым навыкам тоже лучше на время отказаться.
  • Ну, и, конечно, если вы видите, что какие-то из вышеперечисленных признаков готовности у вашего карапуза отсутствуют, подождите с приучением малыша к горшку до их появления.

Всегда помните, что ваш ребёнок – личность. Он не похож ни на какого другого малыша. Так почему он должен начать ходить на горшок тогда, когда и соседский малютка? Не равняйтесь ни на кого. Отталкивайтесь только от физической и психологической готовности к обучению именно вашего карапуза.

Выбираем главный атрибут

Если уж вы решили, что пришло и ваше время выступить в роли «туалетной феи», то купить малышу самый лучший в мире горшок – ваша самая первостепенная задача.

На что следует обратить своё внимание при покупке?


Ну, что ж, инвентарь куплен и доставлен домой. Годовалый, к примеру, карапуз вполне готов освоить новый навык. Пора начинать.

Приучаем малыша к горшку поэтапно


Приучать ребёнка к горшку вы можете и шесть месяцев, и десять, и год. Это очень индивидуально. У кого-то процесс занимает больше времени, у кого-то меньше. Будьте терпеливы и доброжелательны. И успех вам гарантирован.

Не ругайте и не наказывайте ребёнка, если он не так быстро, как вам хотелось бы, познаёт туалетную науку

Не совершаем ошибок

Но ни в коем случае:

  • не настаивайте, если кроха, по какой-либо причине, не хочет садиться на горшок;
  • не удерживайте малыша на горшке насильно;
  • не ругайте карапуза, если он случайно «наделал в штанишки».

По результатам многочисленных экспериментов, одноразовый подгузник ни в коей мере не мешает обучать ребёнка справлять свои естественные нужды в горшок

А вот что касается одноразовых подгузников, то, оказывается, нет никакой разницы, откажетесь вы от них во время приучения малыша к горшку или нет. По результатам многих экспериментов, проведённых учёными и психологами, подгузники никоим образом не мешают обучению туалетным навыкам и не влияют на длительность процесса.

Терпение, последовательность и ваша безграничная родительская любовь. Вот те три кита, которые являются основой воспитания ребёнка в семье. Так запаситесь же выдержкой и проходите вместе с малышом, поочерёдно и не спеша, все этапы приучения к горшку. А справиться с возникающими трудностями вам всегда поможет любовь…

Видео «Приучаем к горшку» Комаровский