Как дети присаживаются. Когда ребенок начинает сидеть: памятка для мамы

Дети в возрасте 4 месяцев делают первые попытки сесть самостоятельно. В вертикальном положении им легче обследовать окружающий мир. Лежа на спине малыш поднимает головку, старается приподнять туловище и когда у него это не получается он расстраивается и начинает капризничать. Его нужно поносить на руках спиной к себе, показывая и рассказывая о том, что он видит.

Ни в коем случае нельзя присаживать ребенка раньше, чем ему исполниться полгода. Так как у него еще не развиты полноценно мышцы спины, и это может привести к деформации позвоночника.

Когда ребенку исполняется полгода необходимо усаживать его сначала на очень короткое время и постепенно по мере укрепления мышц, малыш сам начнет сидеть дольше. Но при этом следует смотреть, чтобы у него была правильная осанка. Если малыш будет сидеть в неправильном положении, у него деформируется грудная клетка.

В полгода кроха первое время присаживается с помощью взрослых. Не нужно его садить, малыш должен приложить определенные усилия, чтобы сесть. Лучше всего просто дать ему руку, чтобы он за нее схватился и начал притягиваться к ней пока не сядет.

Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок начинает садиться ближе к 7-месячному возрасту.

Важно знать! Когда ребенок начинает присаживаться, нужно чтобы у него была твердая опора для спины.

С какого возраста ребенку можно сидеть

Начинать присаживать ребенка нужно тогда, когда у него уже будут достаточно развиты мышцы спины, чтобы удерживать правильную осанку. Чаще всего это происходит, когда малышу исполнилось полгода. Не стоит торопиться и пытаться усадить ребенка раньше времени, обкладывая его со всех сторон подушками. Это может привести в дальнейшем к нарушению осанки.

Подготавливать малыша к тому, чтобы он мог сидеть самостоятельно начинают с самого рождения, делая с ним гимнастические упражнения, соответствующие возрасту. Проводить их нужно столько раз в день, сколько переодеваете малыша.

Когда малышу исполнилось полгода, а он еще не начал присаживаться нужно с ним заняться дополнительно. Желательно проконсультироваться у врача-ортопеда, какие упражнения стоит выполнять. Или начать водить его на занятия лечебной физкультурой, которые проводит тренер.

Важно знать! Если кроха находиться в положении полусидя (в специальном кресле или рюкзаке), нужно также обеспечить ему твердую опору под спину.

Стоит ли садить малыша раньше времени

Многие родители начинают садить ребенка, когда он только делает попытки сделать это самостоятельно. При этом они не задумываются, какой вред могут принести своему малышу. Ведь позвоночник у ребенка еще очень гибкий, мышцы удерживающие спину прямо не развиты. Сколько из-за этого в дальнейшем возникает проблем с правильной осанкой.

Это могут быть:

  • деформация грудной клетки;
  • лордоз;
  • кифоз;
  • сколиоз.

Неправильная осанка приводит к ущемлению нервов и кровеносных сосудов. Сдавливаются различные органы (сердце, легкие), что приводит к их неправильному формированию — в итоге ребенок болеет.

Важно знать! Раннее развитие моторных навыков наблюдается у гиперактивных детей. Не спешить радоваться, если ребенок пытается начать сидеть раньше положенного срока. Такая повышенная моторная активность характерна для некоторых неврологических заболеваний. Поэтому стоит проконсультироваться у специалиста.

Какие упражнения нужно выполнять

Для того чтобы малыш начал самостоятельно сидеть, ему нужно помочь укрепить мышцы спины, чтобы он мог самостоятельно приподнимать туловище, и удерживать спину прямо. Для этого проводят с ним специальные упражнения и делают массаж.

Способствует развитию мышц плаванье и специальная гимнастика, которую начинают делать, когда ребёнок только родился.

Особое внимание укреплению спинных мышц уделяют с 4 месяцев, проводя гимнастику:

  1. Ребенок лежит на ладонях взрослого, при этом упирается в его грудь. При этом малыш должен приподнять голову и напрячь мышцы спины и ягодиц.
  2. Ребенка необходимо положить на спину. Дать ему схватить руками ваши большие пальцы, при этом следует придерживать его кисти. Затем начинайте потягивать его на себя. Малыш должен тянуться за руками и садиться. При этом желательно говорить «сядь», или «садимся». Когда ребенок садится, необходимо взять его ручки в одну руку, а другой провести указательным и среднем пальцем вдоль позвоночника. Кроха при этом начнет разгибать спину. Перед тем как ребенку исполнится полгода, он начнет самостоятельно тянуться и пытаться сесть.
  3. Ребенка кладут на ладони взрослого, на спинку. При этом его нужно придерживать за задне-боковую поверхность тела. Затем приподнимите малыша в горизонтальном положении. При этом ребенок должен наклонить голову вперед и напрячь мышцы живота и грудной клетки. Если этого не происходит, значит еще рано проводить такое упражнение.
  4. Ребенок лежит на спине. Нужно, чтобы он схватился за большие пальцы ваших рук. Необходимо плавно отвести руки малыша, затем неспешно поднимите к голове опустите вперед и вниз и проделайте упражнение в обратную сторону.

Занятия необходимо проводить столько раз в день, сколько это нравится ребёнку.

Видео с упражнениями

Упражнения и массаж можно делать только предварительно проконсультировавшись с врачом. Показать, как правильно заниматься и делать массаж может только специалист с лечебной физкультуры. К тому же существует много упражнений, которые может проводить только человек, который этому обучался. Проводя гимнастику неправильно, можно навредить малышу.

Общий вывод

Нормально развитый ребенок начинает присаживаться с помощью родителей, когда ему исполнится полгода. Самостоятельно сидеть, уверенно держать спину прямо он начнет ближе к 7-месячному возрасту. Садить ребенка раньше положенного возраста нежелательно, так как можно деформировать позвоночник и грудную клетку. Что в старшем возрасте скажется на формировании правильной осанки. К тому же, чтоб ребенок начал садиться самостоятельно в положенный срок, с ним нужно заниматься. Следует ежедневно выполнять гимнастические упражнения.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Время, когда ребенок начинает сидеть, с нетерпением ожидают все мамы, ведь это – очередной этап во «взрослении» малыша.

Как научить ребенка сидеть? Желая, чтобы ребенок как можно скорее овладел этим навыком, мамы ищут ответ на этот вопрос в разных источниках. Правильный путь – у педиатра, сомнительный – на «мамских» форумах и довольно рискованный – в кругу семьи, с бабушками и их методами из серии «посади его в подушки». Давайте определимся с основными постулатами этого важнейшего периода в жизни малютки.

Ответ на вопрос «Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть» не может быть совершенно однозначным. Ведь темпы развития у каждого малыша очень индивидуальны. К тому же нужно четко понимать, что кроется под термином «ребенок сидит». Сидит у мамы на ручках, при ее поддержке спинки, частой смене положения из сидя в полулежа? Или сидит на диване или на полу, дотягиваясь из этого положения до игрушки и без проблем возвращаясь назад? Давайте разбираться.

Если ребенок хочет сесть в 4 месяца

Педиатры считают нормой, когда ребенок начинает сидеть в 5, 5 месяца. А также – в 7 месяцев. И даже в 9. Разбег нормы очень велик и тем ни менее это так. Главное – не возраст, а способность мышечной системы ребенка удерживать тело в положении сидя, а костной – без проблем принять новую нагрузку. Первые попытки сесть некоторые дети могут делать уже в 4 месяца: ухватившись ручками за мамины пальцы, малыш изо всех сил напрягает мышцы. «Ребенок начинает сидеть!» — радуются мамы и охотно идут ему навстречу, присаживая его у себя на руках. В таком возрасте присаживать кроху опасно: позвоночник ребенка, его мышцы совершенно не готовы к этому. Но в желании ребенка сделать это его нужно поддержать: почаще давайте малютке свои пальчики, пусть тренирует мышцы пресса и спины. Можно также позволять малютке «сидеть» в положении под углом 45 градусов. Но очень недолго, не более 2-3 минут. Затем положение тела нужно сменить.

Как понять, что ребенок готов сидеть

Единственно-верным признаком того, что ребенок готов уже сидеть самостоятельно, является его умение это делать. Если ребенок сидит сам – значит, уже пора. Если малыш в положении сидя скругляет спину, наклоняясь к своим коленочкам – значит, слабоваты мышцы спины. Если падает назад – не готовы мышцы пресса. Заваливание на бок – сигнал о слабости косых мышц. Запомните: любое насильственное удерживание ребенка в положении сидя недопустимо! Подушки по бокам и сзади – это не упражнение на развитие навыка сидения, а пренебрежение основами безопасного развития ребенка.

Кто раньше: мальчики или девочки?

Во сколько месяцев начинают сидеть девочки? А мальчики? В физическом развитии девочки обычно опережают мальчиков. Но очень долго считалось, что раннее высаживание для девочек гораздо опаснее, чем для мальчиков. Вернее, не раннее высаживание как таковое, а нарушение правил безопасности при этом. Девочки считались более уязвимыми, так как любые, даже небольшие нарушения в развитии костей малого таза считались способными отразиться на репродуктивном здоровье будущей женщины. Современные педиатры не столь категоричны в этом утверждении: неопровержимыми фактами по этому поводу доказательная медицина не располагает. Поэтому осторожность в вопросе о том, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть, нужно соблюдать как по отношению к мальчикам, так и к девочкам в равной степени.

Как научить ребенка сидеть

Как научить ребенка сидеть? Очень просто: нужно достаточно хорошо развить его мышцы. И все! Свои усилия нужно сосредоточить только на этом. Повторимся еще раз: насильственное удерживание ребенка в положении сидя недопустимо!

А полезные упражнения для того, чтобы научить ребенка сидеть, таковы:

Чтобы научить ребенка сидеть, укрепите мышцы его пресса. Этой задачей можно и нужно заниматься чуть ли не с рождения малютки. Ну, не с рождения, конечно, а как только он научится хвататься за пальчики и начнет делать попытки приподняться. Пусть делает это как можно чаще! Усложняющим приемом является приподнимание малыша за ручки в положении «крест-накрест». Пусть малыш лежит на спинке, дайте ему в его правую ручку свою правую (получится как раз «крест-накрест») и, слегка прижимая его ножки повыше коленочек к пеленальному столику или дивану, предложите крохе «сесть». То есть пусть малыш поднимется до 45°, подержится минуту-две (в зависимости от возраста) и вернется в исходное положение. Захочет – пусть повторит все сначала.

Чтобы научить ребенка сидеть, тренируйте боковые мышцы живота. Посадите малыша себе на руки, под углом 45-60° (не перпендикулярно). Дайте малышу свой большой палец, всеми остальными пальцами обхватите его кисть. Делайте круговые движения рукой, вынуждая малыша наклоняться в стороны и вперед-назад. Следите за реакцией малютки: если выражение лица довольное – продолжайте упражнение. Кроха выражает недовольство – останавливайтесь.

Тренируем мышцы спины. Прекрасное упражнение для развития мышц спины, которые совершенно необходимы, чтобы ребенок научился сидеть – «самолетик». Положите малыша на свои руки на животик, одна ваша рука при этом поддерживает грудную клетку малыша, другая — ножки. Пусть малютка упрется ножками вам в грудь, при этом у него рефлекторно возникнет желание напрячь мышцы спины и мышцы шеи. Правило безопасности для любых упражнений с малышом остается неизменным – как только малютка показывает свое недовольство, занятия останавливаются.

Образ жизни

Для гармоничного развития ребенка необходимо создать для него правильный образ жизни. Выполняя время от времени даже самые лучшие упражнения, вы не получите быстрого результата. Но, развивая малютку с первых дней его жизни, можно в итоге «получить» прекрасно развитого физически малыша. Начинать нужно, без преувеличения, с первых недель жизни – сразу после того, как заживет пупочек. Первые «тренировки» малыша – это массаж. Мягкие поглаживания, бережные разминания, похлопывания и постукивания прекрасно тонизируют мышцы малютки.

Очень хорошо развивает малютку физически ношение его в слинге. Поворачиваясь и наклоняясь, мама тем самым тренирует вестибулярный аппарат ребенка, а также побуждает его инстинктивно напрягать свои мышцы.

Чуть позже тренировать ребенка можно с помощью игрушек: стимулируйте своего ребенка к выполнению новых для него движения при помощи игрушек – пусть тянется к ним. Кольца, подвешенные над кроваткой в пределах его досягаемости, будут стимулировать его хватать и пытаться при их помощи приподняться.

Грудничковое плавание – еще один неочевидный, но очень эффективный способ научить ребенка сидеть. И таких способов может быть очень много, от общеизвестных до экзотических, например, йоги для грудничков. Главное – не торопить время и не высаживать малютку ранее, чем он будет к этому готов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Развитие ребенка проходит постепенно, каждый день с самого рождения он учится чему-то новому и познает окружающий мир. Многие родители хотели бы помочь своим малышам, поэтому часто задаются вопросом, как научить ребенка сидеть, ползать, бегать. Однако нужно помнить, что для каждого навыка и умения есть свой возраст. И торопить события нежелательно, поскольку детский организм может быть не готов физически.

В каком возрасте дети учатся сидеть

Прежде чем выяснить, во сколько дети садятся, нужно понимать процесс наращивания силы и мышечной массы новорожденного. Укрепление детского организма проходит через несколько последовательных этапов:

  • в возрасте 3-4 недель кроха начинает держать головку;
  • между 1 и 2 месяцем малыш учится держать голову, лежа на животе, и опираясь на свои ручки;
  • ближе к 3 месяцу он научится переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • в возрасте 5-6 месяцев малыш начнет предпринимать попытки, чтобы сесть самостоятельно;
  • в 6-7 месяцев большинство детей умеют сидеть сами без поддержки, уверенно поворачиваясь телом в разные стороны.

Такое последовательное укрепление мышц спины и грудной клетки готовит новорожденного к дальнейшему ползанию и первым самостоятельным шагам. Многие мамы замечают, что ребенок пытается сесть в 4 месяца, напрягает мышцы живота, тянется ручками. Но это еще не значит, что он готов, поэтому в этом возрасте помогать ему, присаживать, поддерживать, обкладывать подушками – рано. В среднем возраст освоения этого навыка детского организма – 6 месяцев. Девочки, как правило, садятся чуть раньше, мальчики могут научиться этому позже. Хотя именно девочек торопить нельзя, чтобы не возникли проблемы с органами мочеполовой системы.

Самое важное для родителей – дать своему чаду развиваться индивидуальными темпами, контролируя этот процесс и помогая ему. Но не торопить события и не воспитывать с пеленок чемпиона. Тем более, не стоит сравнивать успехи крохи с другими детьми. Лучше дождаться возраста, когда ребенок начинает садиться, и только потом помогать ему и поддерживать в освоении этого навыка.

Как понять, что ребенок готов садиться

Гармоничное и правильное развитие грудничка возможно только тогда, когда все происходит постепенно и по мере его возможностей. Наращивание сил и мышечной массы поможет крохе осваивать новые навыки, а умелая и своевременная помощь родителей – расти сильным и здоровым. Пока ребенок не готов сидеть, поддерживать его, присаживать или способствовать нахождению в вертикальном положении не стоит.

С каждым днем малыш становится все активнее. Ему уже не хочется неподвижно лежать в своей кроватке. Кроха развивается и стремится к изучению окружающего мира. В 4-5 месяцев он активно вертит головою во все стороны, переворачивается на животик и обратно, пытается приподняться. Создается впечатление, что малыш готов сесть, а маму так и тянет помочь ему занять вертикальное положение. Но не надо спешить. Для начала стоит разобраться, в каком возрасте ребенок начинает сидеть, и не принесет ли ему вреда форсирование событий?

С какого возраста мальчики и девочки начинают садиться сами? Детские врачи говорят о том, что это событие происходит не раньше, чем в 6-9 месяцев. Так распорядилась природа, заложив в организм маленького человека особенную программу.

Только к полугодовалому возрасту:

  • Позвоночник ребенка, совершенно прямой от рождения, приобретает лордоз и кифоз – шейный и грудной изгибы. Они позволяют равномерно распределить нагрузку при вертикальном положении тела;

Физиологические изгибы позвоночника
  • Позвоночный столб становится более стабильным, так как происходит сращивание отдельных его элементов.
  • Укрепляются мышцы, поддерживающие грудной и крестцовый отделы;
  • Костная ткань накапливает минеральные соли и становится крепче;
  • Совершенствуется чувство равновесия, столь необходимое для устойчивого удержания тела в вертикальном положении.

Умение сидеть формируется у младенца не сразу, а проходит несколько этапов в своем развитии:

  1. В 6 месяцев кроха пытается сесть бочком, опираясь на руки. Делает он это неуверенно, часто заваливаясь на бок;
  2. В 7 месяцев садится из положения, лежа на боку, отталкиваясь руками. Может поворачивать корпус в разные стороны, не теряя при этом равновесия;
  3. В 8 месяцев ребенок садится из любого положения, делает это легко и уверенно.

Известный педиатр Комаровский акцентирует внимание родителей на том, что указанные возрастные нормы являются средними показателями, выведенными на основе долгого наблюдения за детьми. Некоторые отклонения могут быть обусловлены индивидуальными особенностями малыша. Например, подвижные и худенькие дети овладевают новым умением гораздо быстрее своих флегматичных и пухлых сверстников, а мальчики слегка опережают девочек.

Чем грозит раннее присаживание?

Многие мамы, плохо знакомые с анатомией и физиологией детского организма пытаются посадить малыша в 4 или 5 месяцев. Отдельные моменты двигательной активности ребенка, вроде приподнимания верхней части туловища, они ошибочно расценивают, как готовность принять вертикальное положение. Усаживая ребенка в рюкзачок или к себе на колени, обкладывая его подушками на диване, в коляске или манеже, родители, не задумываясь, наносят большой ущерб здоровью крохи.

Ведь из-за непомерной нагрузки на слабый опорно-двигательный и мышечный аппарат:

  • Искривляется позвоночник;

Основные признаки сколиоза
  • Деформируется грудная клетка, и, как следствие появляются трудности с дыханием;
  • Неправильно формируются тазовые кости;
  • Нарушается кровоснабжение, как следствие сдавления сосудов и нервных окончаний, проходящих вдоль позвоночника;
  • У девочек, в силу особого анатомического строения, некорректно формируются органы малого таза, что может принести большие проблемы в будущем. Считается, что раннее присаживание становится причиной загиба матки, провоцирующего бесплодие и воспалительные процессы;
  • Малыш быстро утомляется, испытывая дискомфорт и боль в мышцах.

Если ребенок сидит, выгнув дугой спинку, или заваливается на бочок, значит, вы поторопили события, и организм крохи пока не созрел для серьезных перемен. Придется отложить эксперименты и терпеливо ждать, не вмешиваясь в процесс, задуманный самой природой: малыш должен сесть без посторонней помощи.

Как понять, что ребенок готов сидеть самостоятельно?

Малыш пока не может рассказать о своих желаниях и ощущениях, но для любящей мамы информативны каждое движение, каждый взгляд, каждый вздох крохи. Удивительно, но опытная мама может точно определить, скоро ли сядет младенец.

Раскроем секрет — предвестниками радостного события станут умения ребенка:

  • Вставать на четвереньки и раскачиваться в разные стороны, опираясь на кисти рук или локотки;


  • Из этого положения поворачиваться на бочок;
  • Подгибать под себя ножки;
  • Оставлять для опоры только одну ручку;
  • Ползать.

Эти действия малыша являются для мамы сигналом к тому, что позвоночник и мышцы спины, брюшного пресса, рук, плечевого корпуса и шеи готовы к тому, чтобы тело крохи приняло вертикальное положение.

Как помочь малышу, который не хочет садиться сам.

Случается так, что ребенок никак не сидит сам. Как в таком случае реагировать родителям? До 9 месяцев не стоит беспокоиться: вполне возможно, что организм малыша еще не совсем готов к новым нагрузкам. Но и сидеть, сложа руки, родители тоже не должны. Как же научить ребенка садиться? Помогут активные занятия с грудничком, направленные на укрепление мышечного корсета, координацию движений и крупную моторику:

  • Подтягивания – проследите, чтобы малыш крепко ухватился за большие пальцы ваших рук, зафиксируйте маленький кулачок в своей ладони. Медленно приподнимите кроху из положения лежа, не присаживая его. Это отличная тренировка для рук и брюшного пресса;
  • Покачивания – повторяем предыдущее упражнение, но при подъеме малыша раскачиваем его из стороны в сторону. Такие движения развивают чувство равновесия и координацию движений у грудничка;
  • Наклоны – прижимаем ребенка спинкой к себе, зафиксировав ножки и поддерживая под грудку. Наклоняем малыша, пока спинка не примет горизонтальное положение. Возвращаем в исходную позицию. В этот момент укрепляются мышцы спины и пресса;

Упражнение для укрепления мышечного корсета
  • Упор на локтях – укладываем кроху на пол на животик. Прижимаем одну ручку локотком к полу, а второй помогаем дотянуться до игрушки. Таким образом учим малыша держать равновесие с односторонней опорой;
  • Опираемся на ладошки . Сядьте на пол, положите на ноги малыша животиком вниз, проследив, чтобы он уперся в пол ладошками. Предложите ребеночку дотянуться до игрушки, расположенной на расстоянии вытянутой детской руки;
  • Самолетик – приподнять малыша, лежащего на животе, подсунув руки под грудку и животик. Покачать из стороны в сторону. Кроха получит несказанное удовольствие, а заодно потренирует мышцы спины, плечевого корпуса и шеи;
  • Положив кроху на фитбол , покачиваем его, надежно фиксируя за подмышки.

Первый раз нужно сделать по 2-3 подхода каждого упражнения, затем увеличить до 5-8 повторений. Перед выполнением зарядки нужно хорошенько разогреть тело малыша при помощи обычного массажа, выполняя поглаживания, растирания, пощипывания, сгибания – разгибания ручек и ножек.


Если малыш во время занятий капризничает, злится или, наоборот, становится апатичным, нужно немедленно прекратить занятия и разобраться в причине такого состояния.

Когда присаживать ребенка видео

Как присаживать ребенка видео

Когда кроха пытается сесть, но никак не поймет, что нужно сделать, в первый раз стоит помочь ему:

  • Перевернуть грудничка на животик;
  • Показать, что нужно встать на четвереньки, как во время ползания;
  • После этого, перебирая ручками и опираясь на них, сесть на попу.

Такая подсказка запустит в действие мышечную память, и в следующий раз кроха проделает всю последовательность действий самостоятельно.

Если малышу уже 10 месяцев, а он до сих пор не сидит, тогда потребуется консультация врача – невролога. Быть может, причина – в задержке психомоторного развития, и ситуацию нужно срочно исправлять под контролем специалистов.

Ребенок первый раз сел видео

Помните, что организм малыша подобен бабочке, вылупившейся из кокона: трудности только закаляют его и добавляют жизненных сил. Поэтому не пытайтесь помогать, наберитесь терпения и ждите: ваш ребенок обязательно сядет и испытает неописуемый восторг, увидев мир в другом ракурсе.