Как быть если ребенок ругается матом. Почему дети матерятся и как им объяснить, что ругаться матом нельзя

К сожалению, современные дети, в каком бы возрасте они не находились, все чаще в своей речи используют мат, чтобы выразить таким образом свои эмоции. Звучит это ужасно и неприятно. Адекватные родители в обязательном порядке должны предпринимать меры, чтобы эту вульгарную манеру у своего ребенка устранить. В нашей статье мы рассмотрим основные причины, из-за которых ваше чадо может сквернословить, а также расскажем, что делать, когда ребенок матерится, а чего лучше избегать, пытаясь отучить его от мата.

Злословие детей – это очень большая проблема, разрешить которую непросто. Чадо может не ругаться матом при своих родителях, боясь наказания, зато ребенок может материться в школе при учителях, сверстниках, пытаясь показаться таким образом взрослым, сильным.

Чтобы вы могли разрешить проблему, надо сначала понимать, почему дети матерятся:

  1. Прежде всего, ребенок может материться, потому что у него есть живой пример дома. Взрослые люди, понимая, что при детях нельзя использовать брань, все равно в каждое предложение вставляют мат. Не удивительно, что ребенок, слыша, как выражается папа, мама или дедушка с бабушкой, начинает тоже материться. Он считает, что это нормальный разговор.
  2. Ребенок может материться специально – назло своим родителям, которые потеряли в его глазах авторитет, потому что бьют его, обижают или вообще не обращают внимания на то, что он находится рядом.
  3. Ребенок смотрит на своих сверстников, которые матерятся, и думают, что это очень здорово, ведь за такими ребятами бегают девчонки, их уважают. Возможно, что ребенок берет пример со своего кумира, которого видит по телевизору, а он часто в своей речи использует мат.
  4. Ребенку может просто быть интересно, как отреагирует взрослый человек, если ему сказать мат. Часто именно по этой причине дети матерятся в детском саду на воспитателей.
  5. Через мат ребенок выражает свои эмоции и боль, причем чаще всего это происходит самопроизвольно.

Мат в речи ребенка может появиться в разном возрасте. Этому есть несколько объяснений:

  • В 2 года ребенок может начать говорить какие-то матерные слова неосознанно, потому что он вообще не понимает, что они означают, он всего лишь повторяет то, что услышал или часто слышит в своей семье.
  • С 3 лет ребенок уже начинает понимать, какие слова лучше употребить, чтобы выразить свои эмоции в том случае, когда им не хватает внимания со стороны родителей.
  • В 5 лет ребенок уже начинает употреблять матерные слова сексуального содержания. Чаще всего эти слова можно услышать и дома, и в компании. В таком возрасте ребенок уже умеет пользоваться гаджетами и имеет свободный доступ в интернет. Ему не составит труда просто посмотреть значение этих слов во всемирной паутине.
  • В 6-12 лет дети ругаются матом, когда хотят выразить какой-то протест. Это может быть обычный порыв эмоций, а может быть и месть. Ребенок может материться на родителей при посторонних специально, чтобы таким образом пристыдить их.
  • Подросток – это уже личность, но она еще до конца не сформировалась. У ребенка в 13-15 лет нестабильная эмоциональная система. Он пытается самореализоваться, привлечь к себе внимание. Чаще всего для этого используется мат.

Как отучить ребенка материться?

Чтобы ваш ребенок перестал материться, нужно соблюдать несколько рекомендаций:

  • Исключите в своей семье употребление мата. Никто из ближайшего окружения ребенка не должен сквернословить.
  • Если ваш ребенок впервые сказал мат, то постарайтесь не придать этому значения. Ребенок обязательно обратить внимание на вашу реакцию. Он увидит, что слово ничего не означает, для вас оно ни имеет никакой важности. Поэтому ребенок потеряет к мату всякий интерес и забудет о нем.

  • Если ваш ребенок сказал матерное слово в присутствии гостей, постарайтесь тоже сдержаться. Попробуйте сменить быстро тему. Поговорите с чадом только после того, как ваши гости уйдут.
  • Если ребенок сказал в вашем присутствии матерное слово и попросил объяснить его значение, вам нужно просто рассказать ему, что это слово нельзя употреблять, что оно имеет плохое значение, которое говорят только невоспитанные люди.
  • Если ваш ребенок стал употреблять часто матерные слова, то вам нужно всякий раз просить его объяснить значение тех слов, которые он употребляет. Попросите его нарисовать то, что значат эти слова. После того, как он это сделает, расскажите ему, что маты употребляют в речи только безграмотные люди, которые не имеют чувства собственного достоинства.
  • Если ребенок в 7 лет матерится, то отучить его от этой плохой привычки достаточно сложно. Наверняка, в его словарном запасе уже столько матерных слов, что даже вам такое количество неизвестно. Психологи в таких случаях рекомендуют купить словарь ненормативной лексики и заставить ребенка выучить все, что в нем есть. Это может отпугнуть, надоесть. Ребенок потеряет интерес к своей привычке.
  • Ограничьте ребенка в общении со сверстниками, которые постоянно употребляют маты. Вам нужно дать своему чаду понять, что бранятся только те люди, которые не уверены в себе, это для них защитная реакция. Воспитанные люди, которые знают, чего хотят, и уважают себя, должны в обязательном порядке выражаться культурно.
  • Если ничего из вышеперечисленного не помогает, то единственный способ попытаться исправить ситуацию – обратиться к нейропсихологу, который профессионально подойдет к решению проблемы, проведет специальный тест на психику для детей, которые матерятся.

В любом случае, вы ни в коем случае не должны опускать руки и сдаваться в борьбе с руганью, которая стала присуща вашему ребенку.

Какие способы применять нельзя, чтобы отучить ребенка от мата?

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок перестал материться, вам нужно знать не только то, что можно делать, но и чего делать нельзя. Педагоги и психологи рекомендуют родителям придерживаться нескольких полезных советов:

  • Если вы рассказываете ребенку, что матом ругаться нельзя, это не должно означать, что нельзя этого делать только ему одному в вашей семье, потому что он маленький. Для ребенка это не объяснение, а вызов. Он будет протестовать и доказывать вам, что он такой же, особенно, если вы или другие члены вашей семьи будут продолжать материться.
  • Нельзя стыдить ребенка за употребление мата на людях, особенно при ваших знакомых. Таким способом вы нанесете только психологическую травму своему чаду. Он будет замышлять, как бы вам отомстить, чтобы и вам было так же стыдно и неприятно, как ему. Будет это происходить достаточно часто, ребенок может вообще перестать проявлять к вам любые эмоции – только злость, агрессию.
  • Не стоит устраивать ребенку скандал, если он пообещает вам, что больше ругаться не будет, но снова сказал матерное слово. Так вы только все усугубите. Не стоит делать из мухи слона. Дайте ребенку время. Он должен понять, что для вас очень важно, чтобы он отучился от мата, и вы готовы для этого очень многое терпеть и ждать. Ребенок должен почувствовать, что вам важна его жизнь, его место в обществе, что вы по этому поводу переживаете.
  • Не запрещайте ничего категорично. Запрет только порождает еще более сильную месть и интерес. Вы должны быть последовательны и терпеливы, как бы трудно это вам не было. Результат вас, безусловно, порадует, но не сразу. Просто помогите своему ребенку.

Мат – это, по сути, зависимость, такая же, как и наркотики или алкоголь. Конечно, негативно на здоровье эта вредная привычка никак не отразится, но она повлияет на нормальную социальную адаптацию ребенка в обществе, когда он уже станет взрослым человеком. Ваше чадо должно понять, что мат в его жизни будет присутствовать, потому что его не перестанут употреблять люди слабые духом. Главное, чтобы он полностью был устранен из его жизни.

Не совершайте агрессивных действий, не наказывайте их, не оскорбляйте и не унижайте, а просто любите своих детей. Только не слепо, так как это обычно приводит к тому, что из детей вырастают эгоисты. Вкладывайте в них свою любовь – они ответят вам тем же, они вырастут порядочными, воспитанными и подготовленными к жизни людьми.

Видео: «Дети матерятся: что делать?»

Почти каждая семья рано или поздно делает неприятное открытие: крошка, совсем недавно научившийся складывать непослушными губками слова в предложения, знает неприличные выражения! Откуда?! Что делать, если ребенок ругается грубыми словами или даже матом? Ответ зависит от того, в каких ситуациях это происходит.

Ребенок младше трех грубит неосознанно, это просто речевое подражание - понравилось звучное слово. Самая правильная реакция в этом случае - сделать вид, что вы не расслышали. Малыш очень быстро забудет новое слово, которое осталось без внимания взрослых, конечно же при условии, что не будет слышать это слово систематически от близких людей.

Дети от трех до шести уже способны ругаться осознанно, с определенной целью. Чтобы быстро победить плохие слова, надо понять, почему ребенок так поступает.

Что нельзя делать, если ребенок осознанно ругается матом

Психологи любят рассказывать анекдот. На пороге кабинета появляются встревоженные родители: «Доктор, ребенок ругается матом, что делать?!» - «Радоваться: у малыша отличные слух и память». Намек прозрачен: полностью оградить ребенка от «запретных» слов не удастся. Он все равно услышит их: на улице или в автобусе; почерпнет из взрослого кинофильма или из разговора с более «просвещенными» сверстниками. А вот закрепятся ли эти слова в лексиконе малыша, полностью зависит от реакции родителей.

В любом случае нельзя:

Шлепать малыша по губам, мыть губы с мылом и т п. Это верный путь к заниженной самооценке и ночным кошмарам. У особо впечатлительных такие «методы» могут вызвать логоневроз (заикание);

Со смехом рассказывать подругам при ребенке, как малыш ответил соседке непечатным выражением. Ребенок наверняка захочет повеселить маму снова, что бы вы ему ни говорили;

Наказывать отпрыска за грубые слова, если вы сами их употребляете, мол, эти слова не для детей. Ребенок поймет вас превратно: если взрослым ругаться можно, значит, чтобы поскорее вырасти, надо - что? Правильно - ругаться чаще и громче.

Причины того, что ребенок ругается и что делать

ПРИЧИНА 1. Хочет привлечь внимание. Утром - бегом в детский сад, вечером - дежурный поцелуй на ночь и традиционная сказка... Мама, конечно, ласковая и добрая, но у нее никогда нет времени от души пошалить и подурачиться вместе. А тут сказал всего одно «волшебное» слово - и какая буря эмоций у родителей! Сколько внимания! «Малыши - настоящие исследователи жизни, - говорит психолог. - И если ребенок понял, что у вас есть "кнопка", "нажав" на которую можно легко привести маму в замешательство, ему захочется пробовать свои силы снова и снова».

ЧТО ДЕЛАТЬ: держать эмоции под контролем, даже если малыш поставил вас в неловкое положение при посторонних. Лучший способ - извиниться за него и тут же сменить тему разговора. Строго, но спокойно, не срываясь на крик, объясните ребенку, что это слово нехорошее, употреблять его стыдно и вам неприятно находиться рядом с людьми, которые ругаются. Можно (ненадолго!) выйти в другую комнату.

ПРИЧИНА 2. Не умеет/не может выразить негативные эмоции. Что делать, если разозлился, обиделся, да просто встал не с той ноги? Слезы, крик, драку родители не одобряют. А вот какой-то дядя на улице упал и очень эмоционально прокомментировал свое падение. Ему явно стало легче. И - главное - ничего ему за это не было!

ЧТО ДЕЛАТЬ: научите малыша выражать сильные эмоции другими, приличными словами («ух, как я злюсь!», «мне так обидно!»). Ревущего крошку обнимайте, утешайте и помогайте понять, что с ним происходит: «Тебе сейчас нелегко, ты рассердился», «Мне тоже было бы обидно» и т. п. Это не только вытеснит из речи «запретные» слова, но и научит маленького понимать свои чувства и не стыдиться их. И самое главное, он будет уверен: мама поймет его, что бы ни случилось. Полезно время от времени устраивать бой подушками, колотить боксерскую грушу и т. п.

ПРИЧИНА 3. Пытается победить страх. «Робкие и застенчивые малыши, с одной стороны, жаждут внимания сверстников, с другой стороны, побаиваются их, - объясняет Оксана Лысикова - И с помощью грубых слов рассчитывают показаться интересными, "большими", а заодно и напугать возможного обидчика».

ЧТО ДЕЛАТЬ: объясните, что грубые слова не признак силы, а плохая, постыдная привычка (вроде ковыряния в носу). Расскажите сказку про мальчика, у которого от плохих слов стало неприятно пахнуть изо рта. Или историю про девочку, у которой от ругани изо рта посыпались лягушки. Спросите ребенка, приятно ли ему было бы дружить с такими детьми. Поиграйте: если у отпрыска «вырвалось» грубое слово, восклицайте: «Лягушка изо рта!» За день, проведенный без «лягушек», можно выдать маленький приз. И самое главное - помогите малышу подружиться со сверстниками. Например, купите игру, в которую хорошо играть большой компанией, и пригласите детей в гости. Устраивайте детские праздники, чаепития и т. п. Консультация психолога не помешает.

ПРИЧИНА 4 . Подражает, Далеко не все герои современных детских книг и мультиков разговаривают так, как этого хотелось бы нам, взрослым. А если персонаж чем-то понравился, то ребенок подражает ему во всем.

ЧТО ДЕЛАТЬ: старайтесь смотреть мультики сами, прежде чем показывать их малышу. «Но не пытайтесь "разлучить" карапуза с полюбившимися героями, - предостерегает психолог. - Это вызовет бурю протеста. Лучше вместе посмейтесь над таким персонажем, представьте, как нелепо он выглядел бы в детском саду или на утреннике. Наверняка малыш не захочет выглядеть так же».

ПРИЧИНА 5 . Не понимает. Когда малыш выдает: «Мама, ты дрянь!» - он либо «возвращает» вам «бумеранг», либо искренне не понимает, что это слово обидное.

ЧТО ДЕЛАТЬ: объясните ребенку, что есть слова-разбойники, которые ранят других людей. «Предложите игру: кто придумает больше хороших слов и выражений, которыми можно заменить одно "злое", - советует Оксана Лысикова. - Например, вместо "дрянь" можно сказать: "ты грубый" или "ты поступаешь плохо". Кто придумал больше замен - получает приз». Не отмахивайтесь от ребенка, если он просит объяснить значение неприличного слова. Тайна притягивает.

Корректируещие игры, чтобы отучить ребенка употреблять грубые слова и выражения

Игра ПРОЩАЙ, ГРУБОСТЬ!

«У малышей развито образное, магическое мышление, поэтому победить плохие привычки им отлично помогают игры, похожие на ритуалы», - считает психолог. «Увековечьте» вместе с ребенком грубые слова на листке бумаги. И объявите, что вам предстоит попрощаться с ними навсегда. Листок сожгите, пепел положите в пакет и торжественно отнесите на помойку (закопайте в землю). Вариант для дачи: отправьтесь в «экспедицию» в лес. Там найдите уединенную полянку и... поручите малышу прокричать как можно громче все известные ему «запретные» слова. Ребенок сбросит напряжение, а грубые слова «улетят» навсегда. Можно с чистой совестью идти домой.

Игра ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН

Сводите чадо на аквагрим и попросите мастера нарисовать ему на подбородке большой забавный замок. «Враг» не пройдет!

Игра ЯЗЫЧКУ БОЛЬНО

Сшейте из розовой ткани большой Язычок. Расскажите ребенку, что Язычку больно, когда его хозяин ругается. И при каждом грубом слове надрывайте Язычок. Такая наглядная агитация подействует лучше наказаний.

Игра НОВОЯЗ И ПЕРЕВЕРТЫШИ

«Примерно к 4,5-5 годам дошкольник обзаводится первым устойчивым кругом друзей, а значит, с большой вероятностью, и сленгом. Обязательно скажите ребенку, как вы относитесь к таким словам. Но не давите: дошкольнику очень не хочется выглядеть белой вороной в своей первой компании». Лучше предложите детям игры, в которых нужно изобретать свой, тайный язык - он увлечет их и вытеснит сленг. Отличный пример - «ферферский» язык Калле-сыщика, героя Астрид Линдгрен. Калле с друзьями прибавляли перед каждым слогом «фер». Например: «фер-Софер-Бофер-Ка» - «собака», «фер-Мафер-Шифер-На» - «машина» и т. п. Еще одна находка - «перевертыши» из сказки В. Губарева «Королевство кривых зеркал». Помните: Йагупоп («попугай»), Анидаг («гадина»)? Такие игры не только победят детский жаргон, но и разовьют интеллект, чувство языка (интуитивную грамотность), а заодно вызовут интерес к перечисленным книжкам.

Нехорошие слова – от них, к сожалению, детей не защитишь. Пусть дома он матерщины и не слышит, но всегда есть улица, сад и школа. И сверстники – не у всех из них дома мат под запретом.

Принес знания домой

*****! - сказал мой пятилетний ребенок, когда ему не поддавался сапог, который он пытался снять.

Поясню: за звездочками, скрывающими слова по требованию Роскомнадзора, прячется одно нехорошее слово, которое употребляли и Есенин, и Маяковский. Оно означает гулящую особь женского пола. Сейчас употребляется в качестве междометия, выражающего крайнюю степень раздражительности и досады. Ну или просто как связка между словами. Детям точно не подходит.

Я подумала, что мне послышалось.

- *****! - снова вылетело из нежного детского ротика в адрес вредной пуговицы.

Нет, не послышалось.

Сын, а ты знаешь, что значит это слово?

Ну, – Тимофей поднял на меня чистые невинные глаза, – так Димка в садике говорит, когда одевается.

Димка – это лучший друг. Мда, от социума никуда не денешься. Даже, если взрослые не употребляют бранные слова дома, познакомиться с обсценной лексикой дошколенок может где угодно. Даже в старшей группе детского сада. И что делать?

Относитесь к этому как к феномену взросления. Для него пока нет разницы между цензурным и нецензурным. Что точно не стоит делать, так это ругать ребенка. Так вы можете пробудить в нем интерес и гиперпотребность произносить такие слова – раз мама так отреагировала, значит, в этом что-то есть. Игнорировать случившееся, надеясь, что он тогда их просто забудет, тоже не надо: может и не забыть. Реагировать надо спокойно и при этом очень важно оставаться в контакте с малышом, разговаривать, объяснять. Но не оперируйте понятием «плохие слова». Для кого плохие? Почему если плохие, то их все равно говорят? Делайте упор на семью: такие слова не произносят в нашей семье. Это, кстати, хороший повод провести беседу о семейных ценностях.

Источник зла

О’кей, со своим ребенком я поговорю. Но хочется ведь устранить и «источник» неприятности. На следующий день деликатно поднимаю тему в разговоре с папой Димы.

Да в курсе, – мужчина раздраженно машет рукой. - Приезжал брат в гости, вообще за языком не следит. А у этого ушки на макушке, все впитал. А тот еще и ржет, смешно ему, видите ли, когда ребенок матерится. Теперь не знаю, что и делать, хоть по губам бей.

Бить, конечно, не вариант. Но выслушивать от других родителей, что твое чадо – главный матерщинник, тоже неприятно. Варианты?

Семейный психолог, основатель проекта Familybuilding Дарья Грошева:

Понятно, что если ребенок принес эти слова из семьи, то начинать надо с себя. Но действительно, бывают ситуации, когда дети, чаще всего лидеры по натуре, могут «зацепить» такие слова на улице или еще где-то. Наша реакция – стеснение, смущение, смех – спровоцирует их на еще более частое употребление. И запрет будет вызывать у них внутренний протест и обратную реакцию.

Здесь, конечно, многое зависит от характера ребенка, но можно, оставшись один на один, попробовать вместе с ним придумать сказку. Про мальчика, который произносил бранные слова (и один раз разрешить ему все их проговорить). С ним не хотели играть дети. Вместе придумать возможное наказание для такого мальчика. Возможно, такое погружение в роль поможет ребенку взглянуть на ситуацию под другим углом и понять, как обидно и неприятно слышать такое.

Мат – это не норма

Заметили? Наш эксперт во всех случаях подчеркивает: упор в беседе надо делать на семью. Но что делать, если дома матом не «ругаются, а разговаривают»?

Я очень эмоционален, – признается Виталий. - Все понимаю, но сдержаться сложно. Я лучше выругаюсь как следует и расслаблюсь.

Шестилетний сын Виталия по части обсценной лексики может дать фору любому грузчику, прорабу и даже прапорщику. Правда, папа старается блюсти моральный облик сына, и Тихону периодически «прилетает» от заботливого родителя.

Я ему говорю, что я взрослый, мне можно. Это, конечно, нехорошо, но я не могу быть идеалом и образцом для подражания во всем. Он ребенок, ему нельзя. В конце концов, я главный, я задаю правила в своем доме, – вот так рассуждает Виталий.

Семейный психолог, основатель проекта Familybuilding Дарья Грошева:

Политика двойных стандартов в данном случае недопустима. Если вы позволяете себе выражаться при ребенке, то разрешайте ему выражаться тоже. Но тогда разъясняйте, что есть определенные ситуации, когда так не говорят: при незнакомых людях, в общественных местах. В 5−6 лет ребенок уже способен это усвоить. Безапелляционная позиция «я взрослый» может быть опасна тем, что ребенок будет стремиться делать то же самое, чтобы тоже стать «взрослым». Тогда надо объяснять, почему вы не равны: я старше, я работаю, я ответственен за тебя и так далее. Всегда хорошо, если взрослый открыт для диалога. А «прихлопывание» авторитетом может спровоцировать обратную реакцию.

Поколение постарше

Но если дошколенку еще простительно употреблять слова, смысл которых он не понимает, то с подростками все сложнее. Рядом с моим домом – школа. И каждый раз, когда я иду мимо нее во время перемены, мне хочется закрыть руками уши не только малышу, но и себе самой.

Вспоминаю себя в четырнадцать. Признаюсь, да, матерились. Много и часто. Это был такой показатель «крутизны», способ самоутверждения, самовыражения. Простите за выражение, понты. И – тонкий момент – если дело касалось чувств и эмоций, то за грубыми словами часто пряталось смущение.

Что ж, времена меняются, проблемы переходного возраста остаются. Но если раньше мы даже и подумать не могли, чтобы выматериться при взрослых, а уж тем более родителях, то сейчас эта грань, увы, стерта.

Семейный психолог, основатель проекта Familybuilding Дарья Грошева:

Конечно, это проблемы кризиса подросткового возраста. А он у современных детей наступает сейчас все раньше, может даже с девяти лет. В какой-то степени этот кризис схож с кризисом трехлеток, в обоих случаях дети прощупывают границы дозволенного. И тут надо устанавливать очень жесткие правила, и опять с упором на семью. Мы дома так не говорим и, за это следует некий штраф, наказание. При этом не должно быть поблажек, например, вчера мы тебя за мат наказали, а сегодня ты принес пятерку из школы, ладно, на этот раз прощаем. Это неправильно.

Кто-то использует ругательства для того, чтобы оскорбить и унизить собеседника, кто-то - для того, чтоб добавить речи экспрессивности и весомости, кто-то - просто желая казаться своим в определенной компании. Некоторые ругань матом считают полностью неприемлемой, другие не находят в этом ничего особенного и воспринимают ее просто как часть народной культуры. Однако в подавляющем большинстве случаев и те, и другие соглашаются, что для детей ругательства неприемлемы. Во все времена и во всех культурах дети всегда ассоциируются с чем-то светлым и чистым, а непристойная брань даже самыми ярыми ее почитателями не позиционируется как что-то чистое.

Однако так как дети живут не в строгой изоляции, а в социуме, матерная брань проникает и в их разговоры. К сожалению, в последнее время родители всё чаще сталкиваются с тем, что ребенок ругается матом в школе. Что делать в таком случае? Важно понимать причины этого явления, побуждения, подтолкнувшие ребенка использовать крепкие выражения, и цель, которую он хочет этим достичь. Тогда можно своевременно, мягко и грамотно скорректировать поведение малыша.

Первый шок

Итак, малыш только-только научился говорить. Он еще с трудом выговаривает некоторые слова. И тут наряду с умиляющим лепетом отчетливо звучит матерное слово или выражение. Родители в шоке! Далее события развиваются по одному из накатанных сценариев. Первый: ребенка ругают и строго-настрого запрещают впредь произносить такие слова. Второй: за первым шоком следует сперва нервный смешок, а потом и вполне полноценный искренний хохот. Ну надо же! Такой маленький, а туда же! Как прикольно! В интернете легко можно найти множество видеороликов с материалом о том, как дети ругаются матом. Приколы такого рода пользуются огромной популярностью. А выставляют своих чад на всеобщее обозрение чаще всего сами же родители.

Скорая помощь

Почему же совсем маленький ребенок ругается матом? Что делать родителям? Очень важно помнить, что в возрасте двух-трех лет ваш малыш просто не может понимать значения этих слов. Просто дети схватывают всё на лету и стараются тут же использовать. А вот в этот момент стоит задуматься о том, откуда вообще малыш услышал такие слова. Если в вашей семье принято использовать или, пусть в редких случаях, но всё же допустимо, то будьте готовы к тому, что рано или поздно ребенок последует вашему примеру. Поэтому в первую очередь стоит следить за чистотой собственной речи.

Кроме того, матерные выражения маленький ребенок может услышать от старших братьев и сестер или их друзей, гостей, на прогулке или из телевизора. Проанализируйте и оградите малыша от опасности «заразиться» неприятными для вас словами. В случае, если вы услышали от двухлетнего карапуза брань, просто проигнорируйте её. Ни в коем случае не реагируйте бурно! Особенно пагубен в этом случае смех. Ведь, поняв, что доставил вам радость, малыш будет снова и снова пробовать вызвать эту реакцию. Если же не обратить внимания, велика вероятность, что ребенок просто забудет непонятное для него слово. Однако помните, что этот подход эффективен исключительно с детьми двух-трех лет. Когда ребенок растет, меняется его восприятие. Надо менять и подходы.

Попытки манипуляции

В возрасте трех-пяти лет маленький ребенок ругается матом уже осознанно. Естественно, он еще не понимает полностью значения используемых слов. Но то, что эти слова - плохие, он уже осознает. Интересно, что использование ругательств может быть сигналом о том, что ребенок отчаянно пытается хоть как-нибудь привлечь к себе внимание родителей. Механизм этого явления достаточно прост, а логика поистине детская.

Представьте простую повседневную ситуацию: родители полностью поглощены заботой о своём малыше - тем, чтоб качественно накормить, вовремя уложить спать, красиво одеть и купить хорошие развивающие игрушки. Но вот на то, чтобы уделить малышу достаточно личного времени, сил, как правило, уже не остаётся. «Иди поиграй», «посмотри телевизор», «малыш, мама устала….». И ребёнок уходит. Но желание внимания остается. И вот однажды, произнеся новенькое словечко, он получает такое желанное внимание! В особо запущенных случаях ребенка не остановит даже то, что это будет бурная реакция и даже наказание. Главное, он теперь чувствует, что мама и папа интересуются им.

Прояснение ситуации

Как и в случае с совсем маленькими детьми, тут важно не реагировать слишком бурно. Можно поинтересоваться, где ребенок услышал такие слова. Так как к этому возрасту круг общения расширяется, источником может оказаться друг в садике или сосед. Внимательно посмотрите на реакцию. Ожидает ли ребенок особого отношения к сказанному? Может, он всё ещё просто не понимает значения слов? Или же ребенок ругается матом уже осознанно, понимая, что это какие-то особенные выражения?

Сядьте и спокойно, а главное - прямо и уважительно объясните значение этих слов. Скажите, что их используют для того, чтобы обидеть другого. А разве хорошие мальчики и девочки хотят обижать своих друзей? Ну а если другие детки говорят такое, то, наверное, они еще совсем маленькие и глупенькие. И сами не знают, что говорят. А глупости повторять за другими не стоит. Папе и маме это не нравится.

И, конечно же, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Намного легче вложить в него хорошее сейчас, чем искоренять плохое потом. Не забывайте, что в этом нежном возрасте дети не просто быстро усваивают всю поступающую информацию. Происходит формирование личности, в котором вы можете и должны принимать самое непосредственное участие.

Проблемы начальных классов

В младших классах ребенок ругается матом чаще всего для того, чтобы завоевать авторитет среди сверстников. Но иногда это может происходить и как попытка насолить родителям. В этом возрасте ребенок уже полностью осознает, что подобные обороты речи родителям не нравятся. И с его стороны это может быть своеобразной местью за отказ что-то купить или за наказание.

Ещё причина может крыться в реакции самих родителей на действия ребенка. Если дети слышат в свой адрес слова «глупец», «негодяй», «тупица», то и для того, чтобы насолить родителям? они станут использовать ту же модель поведения. И, конечно же, не станут проверять свой лексикон на предмет цензуры.

Учите думать о смысле слов

Задумываясь над тем, матом, всегда начинайте с анализа своего отношения, своего способа общения. И не только с самим ребенком, но и с супругом, и с другими членами семьи. Исключите словесные обиды из своих разговоров и старайтесь не смотреть, хотя бы при детях, те фильмы и сериалы, где подобный стиль общения выставляется безобидным, забавным и остроумным.

А услышав из уст школьника нецензурную речь, попросите его объяснить значение этого слова. Почему он использовал его в этом предложении? Какая тут связь? А нужно ли оно там? А почему именно его? Будьте абсолютно спокойны. Пусть ребенок видит, что не достигает желаемого шокирующего эффекта, а, наоборот, выглядит глупым несмышлёнышем.

Попытки завоевания признания

В возрасте 10-11 лет часто ребенок ругается матом в школе, копируя поведение либо сверстников, либо кумира, будь то актер, спортсмен или даже один из вымышленных персонажей. Таким способом он пытается получить признание своих друзей и выделиться из толпы. Психологи считают, что, применяя в речи бранные слова, дети дают выход нереализованной энергии. Поэтому, по их мнению, те, кто посещает спортивные секции, занимаются каким-то хобби или имеют дополнительные внеклассные занятия, менее склонны к употреблению матерных выражений. Однако эти данные спорные, поэтому считать дополнительную нагрузку панацеей было бы не очень мудро.

Важность проницательности

Корректируя поведение и речь ребенка, важно понять, почему именно ребенок ругается матом. Если ваш сын или дочь кому-то подражают, попробуйте мягко указать на другой пример. И сделать это важно без перегибов. Поймите, что именно привлекает ребенка. Отвага? Смекалка? Популярность? Тут важна проницательность. Поняв, что нравится ребенку, подберите более достойный пример. Это потребует времени, но оно того стоит.

А что, если дело в желании украсить свою речь? Сделать её выразительной и яркой? Покажите, что использование брани только обедняет разговор. Просто проанализируйте вместе, о чем свидетельствуют нескончаемые добавления матерных выражений. Да просто о том, что у человека бедный словарный запас. Подчеркните, что, выражаясь грамотно и ёмко, можно выгодно выделиться своей речью.

Подростковые проблемы

Сложнее всего, конечно, с подростками. Если, понимая, почему дети ругаются матом, сравнительно легко устранить эту проблему, то с подростками легких путей ждать не приходится. Они ощущают себя вполне взрослыми и самостоятельными и часто просто бунтуют против системы, против устоявшихся правил, стремясь доказать собственную независимость и индивидуальность.

Однако стоит объяснить, что вы как родитель имеете полное право устанавливать правила в своем доме. И подросток обязан им подчиняться. Родители могут запретить употреблять брань в своем присутствии. Кроме того, не лишним будет рассказать и о происхождении подобной речи. А заодно и поинтересоваться, действительно ли ваш сын или дочь хочет, чтобы его ассоциировали с преступной средой. Это может подействовать отрезвляюще.

Чего делать не следует

Если ребенок ругается матом, никогда не реагируйте слишком бурно. Не устанавливайте немотивированные запреты. Обязательно объясните, почему вы не хотите слышать брань из уст ребенка. Также не вводите двойных стандартов. Если ругаться нельзя никому, то и вас это тоже касается. И было бы правильно не отчитывать ребенка на глазах у других. Выясните всё наедине. Проявляйте уважение к чувствам сына или дочери. Тогда вы с полным основанием сможете ожидать, что и они станут проявлять уважение к вам.

Матерщина, сквернословие, «острое словцо», «плохие» и «грязные» слова, «русский матерный» – как ни назови мы эту часть языковой культуры, она никак не вписывается ни в одну современную педагогическую систему. Использование этих слов в обществе неприемлемо, но допустимо в определенных кругах, в которые, само собой, дети не вхожи. Тогда почему ребенок ругается матом?

Из этой статьи вы узнаете

Почему дети матеряться

Удивительно просто, но неочевидно для мам и пап то, что причины любых педагогических проблем сокрыты в поведении взрослых, например:

  • не учтены возрастные особенности;
  • невнимательность мам и пап к собственной речевой культуре;
  • общая педагогическая запущенность;
  • особенности формирования детской личности.

Именно родители несут ответственность за здоровье и образование своих детей и с раннего детства задают для них шаблоны поведения.

Виновато ли общество? Общество диктует общекультурные правила, навязывает стереотипы текущего времени. Но до 4–5 лет только семья может по-настоящему установить рамки, планку морали, этические нормы общения и приемлемый уровень личной культуры для маленького человечка.

Вербальная самозащита

Преодолевая кризис за кризисом, дети расширяют не только словарный запас и коммуникативные навыки, но и осваивают способы самозащиты. Так называемая вербальная агрессия может выходить на передний план, когда детям запрещены иные формы агрессивного поведения: покусы, удары, щипки и т.д. Происходит замещение физических действий на речевые. Происходит это из-за дисбаланса в возрастных особенностях и воспитательных мерах.

Эффективная стратегия. Перестроить модель воспитания, исключив из нее абсолютные запреты. Активно поощрять использование альтернативы, игнорировать ошибки.

В поисках причины, по которой ребенок ругается матом, родители частенько упускают из вида собственное поведение. А ведь именно оно задает основной педагогический тон в семье. Откуда взять образец поведения растущему человеку, если мама, папа и старшие родственники позволяют себе сквернословить в присутствии детей?

Эффективная стратегия. Важно, чтобы правила стали едиными для всех членов семьи. Детям непонятно, почему взрослым можно, а им нет. Девочке непонятно, почему значимым для нее мужчинам (отцу, брату, дедушке) можно применять мат, а ей запрещено.

Родительская невнимательность

Будь то попустительство, гиперопека или проблемы социального характера, в основе всего этого лежит невнимательность родителей к действительным потребностям малыша. Социально незрелый, безответственный или неопытный родитель порой даже сам себе не в силах объяснить, почему же детям нельзя материться.

Эффективная стратегия. Если родитель все же ощущает груз ответственности за своего педагогически запущенного малыша, но чувствует себя беспомощным, лучший путь – обратиться к специалисту. Получить от него необходимые педагогические советы и психологическую поддержку.

Как только взрослые правильно – то есть в соответствии с возрастом и жизненным опытом крохи – перестраивают ситуацию вокруг него и начинают вести себя эталонно, проблема сквернословия исчезает сама собой. Психически здоровому юному человечку и самому неуютно в состоянии постоянной самозащиты.

Возрастная психология

Это может удивить, но милая дочурка может материться просто потому, что… взрослеет! В ряде случаев родителям не нужно заострять внимание на проблеме, а лишь корректно направить энергию бунтующего чада в мирное русло:

  • В период активного расширения словарного запаса2–3 года – дети иногда повторяют бранные слова , и в этом нет проблемы. Доченька в платье принцессы не прекращает грязно ругаться при гостях, всех это веселит и забавляет – вот и привычка. Важно не поощрять эти эпизоды в присутствии малыша: не пересказывать как анекдот, не смеяться, не хвастаться перед знакомыми и т.д.
  • К возрасту первого социального бунта – 6–7 лет – редкий дошкольник остается незнаком с парой-тройкой ядреных ругательств. Отучение от грязных слов зависит от уровня сформированной внутренней культуры.
  • Экспрессивные поступки подростков, их демонстративность, неприкрытая агрессивность – тоже вариант нормы. Искоренить привычку «матюкаться», если она уже есть, можно постепенно по мере взросления, но никак не запретом.

Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему-то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются.

Замечание педагога. Дети получают образование не только во время уроков. Они постоянно впитывают наш опыт, привычки, копируют слова и действия. И чем более значим для ребенка взрослый, тем более вероятно копирование его поведения как образца.

Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам.

И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека.

Посмотрите небольшое видео, в котором доктор Комаровский вместе с психологом объясняют, как отучить ребенка ругаться матом.

Ребенок матерится в возрасте 2-4 года

Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.

Младенец все понимает! Да, он может еще не различать смысла сказанных фраз, но все, что говорят родители, мозг впитывает, как губка. Впитывает и фиксирует на будущее. Слова, сопровождающая их эмоциональная окраска, жесты, мимика – все это малыш покажет на следующем возрастном этапе.

Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, - эталонные.

Если маме и папе не нравится, как пахнет «ка-ка», значит, это действительно «фу, ка-ка!» И мама с папой эту «ка-ку» всегда обходят стороной. Не восхищаются ею и не приносят домой с улицы, пока ребенок не видит. То же и со словами: если они «плохие», то они под запретом независимо от присутствия ребенка. Их нельзя использовать никому и ни при каких обстоятельствах.

Я – сам, и я – как вы!

В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.

Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.

Самоконтроль. Он всегда на первом месте. Продолжаем следить за собственной речью. Любые требования к речи ребенка должны быть применимы и к высказываниям взрослых.

Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.

Дошкольный возраст

В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы. Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.

Речевой навык

Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.

Слова-связки

Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.

Манипуляции

Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.

Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?

В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование. «Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание.

Важно ! Какого бы происхождения ни были маты, в 4–5 лет с ними можно справиться путем диалога. Во-первых, выясните. Понимает ли ребенок смысл слов и фраз. Во-вторых, расскажите о нецензурной лексике как о части языка – не литературной, не приемлемой для культурного человека, но существующей в определенных кругах: среди людей рабочих специальностей, в бедных районах, в тюрьмах, бандитских компаниях, у пьяниц и наркоманов и т.д.

Прием 1.

Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.

Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и через гордость за пращуров.

Прием 2.

Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.

Школьный возраст

Если до этого возраста от привычки сквернословить не удалось избавиться, то ребенок научится ее контролировать, приспосабливать к обществу, в котором находится. Дома он будет переставать ругаться, а вот в дворовых играх вполне может и драться, и материться, «пока родители не смотрят». Казаться взрослым в среде сверстников – распространенный способ самоутверждения.

Вы же можете показать дошкольнику другие способы быть взрослым: контроль расходов, помощь по дому, участие в принятии решений, право на самостоятельный выбор (мебели, цветовой гаммы, подарка к празднику). Разговоры, терапевтические сказки, работа с психологом, смена обстановки – в ход можно пускать все средства. Но лучшее из них – собственный пример.

Пусть папа «бросает» ругаться вместе с сыном на условиях соревнования. Или подслушайте уличный диалог своего ребенка, а вечером за ужином отзовитесь без намеков: «Кто-то из ребят сегодня так страшно ругался, когда вы играли! Я случайно услышала и подумала: «Как хорошо, что наш мальчик не знает таких слов! » С совестливыми детками этот прием почти всегда срабатывает.

Внимательно отслеживайте, как и с кем общается чадо в социальных сетях, какие комментарии оставляет, каким контентом интересуется. Старайтесь применить все возможные фильтры, чтобы уберечь своего несмышленыша от потока агрессивной информации и юмора «ниже пояса».

На заметку ! Учитывая, что мат в своем естественном виде есть выражение негативных эмоций, стоит обратить внимание на психологические качества растущего человека. Воспитатели должны быть уверены в том, что ребенок не отражает через дурную лексику свои страхи, обиду, душевную боль, озлобленность, месть. Иначе стоит срочно обратиться к детскому психологу.

Подростковый возраст

Каждый родитель хорошо понимает, почему подростки матерятся. Для самоутверждения, для демонстрации своей взрослости, для управления ситуацией, для защиты от контроля старших. И несмотря на понимание причин, родители подростков часто действуют неверно, применяя неэффективные стратегии:

  • директивные запреты;
  • гиперконтроль;
  • строгие наказания, ограничения, лишения;
  • ультиматумы;
  • скандалы.

Подросток хочет быть равным в правах, но не готов принимать равные обязанности. Он хочет быть взрослым, но ни психологически, ни физически не готов к взрослым нагрузкам. Оптимальный путь в общении с подростком – сотрудничество, партнерство с элементами зависимости ребенка от взрослого. Даже дружба здесь будет неуместна, поскольку друзья – это категория избранных, в которую родители не включаются.

Избирайте обходные пути. Помогайте ребенку-подростку самоутверждаться через творчество, спортивные достижения, успешное обучение. Поддерживайте кумиров сына или дочери, но учите рационально оценивать внешность и поведение звезд.

Предложите разобраться в смысле любимой песни, как на уроке литературы. Позвольте ребенку спорить и аргументировать, поощряйте умение выражать мысль без мата. А заодно спросите, с какой целью автор рэп-сингла применил нецензурную речевую конструкцию: чтобы усилить эффект (так ведь есть и более яркие слова!) или просто рифмы другой не нашлось?

Не допускайте ошибки

Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила. Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.

Педагогический климат

Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!

Будьте целеустремленными

В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.

Действуйте последовательно

Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»

Стыд – плохой помощник

Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.

Правильное порицание

Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.

Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:

  • Оптимально : «Ты, наверное, хотел сказать, что недоволен?»
  • Допустимо : «Мне не нравится, как нехорошо ты ругаешься; это не вызывает у меня чувства гордости за тебя».
  • Неприемлемо : «Ты грубый, бессовестный, гадкий раздолбай. Я тебя не таким воспитывала».

Пустые запреты не имеют смысла

Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.

Простые приемы на каждый день

Чтобы искоренить негативные привычки и черты характера, недостаточно сходить к психологу или поговорить один раз. Нужно постоянно жить с ребенком, постоянно взаимодействовать и на каждом шагу в соответствии с возрастом помогать ему выстраивать правильное поведение. Постараемся резюмировать информацию в виде нескольких коротких рекомендаций.

  1. Не материтесь сами и запрещайте это гостям и родственникам.
  2. Не акцентируйте внимание на мате из уст маленького ребенка. Проигнорируйте.
  3. Не выясняйте отношения прилюдно. Обсудите нецензурный инцидент, когда останетесь одни.
  4. Не повышайте голос. Ваша ругань ничем не отличается от подросткового мата.
  5. Не применяйте шлепки. Избегайте ссор с детьми. Старайтесь не ссориться с родными.
  6. Не поддерживайте крутой имидж матерных слов, порицайте мат в чужой речи. Старайтесь объяснять свое мнение на примерах.
  7. Поддерживайте ребенка на любом возрастном этапе.
  8. Умейте реагировать спокойно. Делайте осторожные, но внятные замечания в соответствии с возрастом.
  9. Переключайте внимание на спорт, творческие занятия и общение в хорошей компании.
  10. Поговорите о жаргоне. Научите ребенка понимать специфическую лексику.
  11. Обсудите вопросы культуры человека в современном обществе. Поговорите о значении слов «образованность», «воспитанность», «речевой этикет».
  12. Посещайте выставки, смотрите хорошее кино, пробуждайте вкус и эмоциональный интеллект.
  13. Не отрицайте кумиров, поддерживайте увлечения, сотрудничайте каждый день.
  14. Поощряйте чтение книг, развивайте общую культуру, а не только речь. Отваживать нужно от молодежной субкультуры в целом, а не только от дурных словечек.
  15. Контролируйте общение тинейджеров и младших школьников в интернете и социальных сетях.
  16. Не откладывайте консультацию с педагогом или психологом, если не удается самостоятельно отучить ребенка от мата. Специалист даст персональные советы, которые помогут преодолеть проблему.

С юной девушкой справиться легче, чем с подростком-хулиганом. Но даже самый яркий характер мальчика поддается коррекции. Возможно, нужен сильный авторитетный наставник на стороне – тренер или учитель. Чтобы перестать материться, ребенку потребуется время: тем больше, чем он старше. Поэтому не спешите получить быстрый видимый результат.

Делаем выводы

Кроха принес маты из детсада, дошкольник набрался «нового» на каникулах в деревне, школьник начал взрослеть и хорохориться перед одноклассниками, а подросток просто дорос до своего закономерного бунтарства. Для каждого возраста избирайте два параллельных пути:

  1. приверженность общей культуре и ее требованиям;
  2. приемы в соответствии с возрастом детей.

Чтобы отучить маленькую дочку от ругани, достаточно переключить ее внимание на другие слова, а «плохие» проигнорировать.

В 4–5 лет почитайте добрые книги и сказки о послушных и добрых героях, а с дошкольником установите договор-соревнование.

С подростком договориться сложнее, в его мир нужно войти авторитетным союзником. А сделать это через запреты и наказания невозможно!

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво