Изучаем время по часам с ребенком. Как научить ребенка определять время по часам со стрелками: часы и тренажер для обучения времени

Мы сделаем свои собственные часы и будем учиться определять время! Мы выучим интересные игры со временем, а так же сможем скачать полезные материалы! Умение свободно ориентироваться во времени делает ребенка более самостоятельным и ответственным, поэтому лучше уже в дошкольном возрасте научить его определять время по циферблату часов.

Хотя электронные часы значительно упрощают эту задачу, именно циферблат делает временное пространство более наглядным.

Посмотрите обучающее видео «как научиться определять время»:

При этом очень важно постоянно помнить о том, что, когда мы учим время по часам, для детей понятие «минута», «секунда» и «час» являются очень абстрактными, так как они не могут сопоставить их с реальными временными промежутками. Этому моменту нужно будет уделить особое внимание.

Как сделать часы с ребенком своими руками?

Достаточно просто. Для этого понадобятся:

  • циркуль (или готовая окружность);
  • плотный картон;
  • маркер;
  • простой карандаш;
  • линейка;
  • ножницы;
  • канцелярская кнопка с головкой.

Рисуем на картоне окружность, расставляем по ее краю цифры, обозначающие часы. Линейкой отмеряем расстояние от центра круга до цифр, изготавливаем такой длины минутную, более узкую, стрелку. А часовую делаем пошире и покороче. Фиксируем стрелки в центре при помощи канцелярской кнопки. Готово!

Можно использовать для изготовления более сложный готовый шаблон – например, распечатать часы с двигающимися стрелками на плотной бумаге для принтера и наклеить их на картонную основу.

  • Как научиться определять время?

Используя , мы изучаем часы с ребенком по простой схеме:

  1. Объясняем, что маленькая стрелка показывает час, а длинная и узкая – минуту. Это объяснение выглядит более логичным, если обратить внимание на то, что часов у нас очень мало (поэтому и стрелка маленькая), но они долго длятся (поэтому стрелка такая широкая). А минут очень много (поэтому стрелка более длинная), но они быстро проходят (поэтому она такая узкая). Перемешиваем стрелки и просим малыша показать: какая стрелка показывает часы, а какая минуты? Упражняемся до тех пор, пока малыш не научится различать стрелки безошибочно.
  2. Учимся смотреть, сколько часов показала часовая стрелка. Обычно детки путаются, когда она ставится в промежуточное положение между двумя цифрами, поэтому нужно отработать этот момент.
  3. Объясняем, что в промежутке между двумя часами умещается пять минут. Для наглядности лучше использовать циферблат, где минуты прописаны отдельно. (Об этом пойдет речь в отельном пункте нашей статьи). Тренируемся: называем цифру и просим ребенка сказать, сколько это минут. После такой тренировки освоить минутную стрелку не составит труда.
  4. Переходим к заключительному этапу: ставим стрелки в определенное положение и предлагаем ребенку определить, сколько времени показывают в данный момент часики. Передвигаем стрелки, определяем время снова и т.д.

Затем просим малыша поставить самому стрелки в нужное положение (например, на 5:30, 6:40 и т.д.).

Обязательно отрабатываем наши навыки на настоящих часах. При каждой возможности, пока у ребенка еще не угас интерес, спрашивайте его, который час.

Зачем нужно знать, сколько времени? Время и распорядок дня.

Нередко ребенок, хорошо научившийся определять время, не понимает, для чего ему это нужно. Поэтому, когда мы изучаем время с ребенком, обязательно делаем занятия прикладными.

Так, используя специальные карточки, легко связать время с реальным распорядком дня малыша – ему будет интересно узнать, когда он просыпается, играет, убирает игрушки, идет в детский сад, смотрит мультфильмы, начинает занятия в спортивной секции. На этом этапе мы плавно переходим к пониманию длительности временного промежутка, учимся сопоставлять свои действия с циферблатом часов.

Образец карточек «распорядок дня школьника 1 класса в картинках»

Как наглядно показать ребенку 5 минут? Как наглядно показать ребенку 60 минут?

Как уже говорилось, ребятишки очень часто затрудняются в определении минут. Для того, чтобы этот навык был отработан до безукоризненности, можно использовать специальные циферблаты – например, циферблат с откидным краем. На верхней его части пишутся часы, каждый промежуток между соседними часами делится на 5 частей, которые прорисовываются ярким маркером.

Это помогает запомнить, что за один шаг стрелки от цифры к цифре пройдет 5 минут, а не одна. Под основным циферблатом крепим дополнительный, на котором прописаны все минуты (5, 10, 15 и т.д.). В процессе занятия пытаемся определить время и сравниваем, сколько минут навал ребенок, с обозначением на нижнем циферблате.

Можно сделать дополнительный циферблат с обозначением минут по внешнему краю от основного – зрительная память поможет ребенку усвоить эту информацию.

Наглядное изучение времени с конструктором

Для наглядности можно использовать обычный конструктор Лего, как мы его использовали для . Циферблат рисуется на большом листе бумаги, по внутреннему краю – часы, по внешнему – минуты. Контуры его выкладываем блоками конструктора, такие же блоки используем, как стрелку. Перемещаем стрелку и определяем, сколько времени она показала.

Что можно сделать за 1 секунду? Что можно сделать за 1 минуту?

Для того, чтобы ребенок лучше прочувствовал длительность каждого временного промежутка, после того, как он научится работать с настоящими часами, проводим небольшие эксперименты – узнаем, сколько времени уходит на то или иное действие, что можно успеть сделать за обозначенный промежуток времени. Это можно делать в виде отдельной игры, а можно совмещать с обычными будничными делами – к примеру, попробуйте определить, сколько времени уходит у ребенка на завтрак, на умывание, на одевание. Так он понемногу научится рассчитывать свое время.

Для деток, которые уверено могут определять время мы предлагаем потренировать умение записывать правильное время числами.

Изучение времени для дошкольников можно завершить простым упражнением, которое часто используется в школе: на циферблате рисуется определенное положение стрелок, а в окошечках под ним нужно написать, сколько времени показывает циферблат. Это задание применяется во многих тестированиях при поступлении в статусные школы.

Загадки про часы и время

И конечно же, любой ребенок с удовольствием отгадает пару загадок или выучит простой стишок про часы. Например, такие:

И день, и ночь они идут,

А с места не сойдут. (часы)

Бегает, как белка,

В циферблате … (стрелка)

Сделает последний свой шажок – и прошел еще один часок. (минутная стрелка)

Хожу без ног,

Говорю без рта.

Всем указываю,

Всем подсказываю. (часы)

Без лишних фраз,

Без лишних слов,

Подскажет тиканье часов,

Когда поспать,

Когда поиграть,

Когда на улицу бежать.

Чувство времени хорошо развито даже не у всех взрослых, ведь время — это абстрактное понятие, его нельзя пощупать или увидеть. Что уж говорить о том, как его воспринимают дети... Пройдет несколько лет, прежде чем ребенок научится четко осознавать протяженность времени, пользоваться часами и планировать свое время.

Понимание времени — категория непростая, но уже вскоре после рождения малыш чувствует его течение: он привыкает к режиму кормления, чувствует и видит смену дня и ночи. Становясь чуть старше, он уже более четко осознает смену времен суток, овладевает понятиями "утро, день, вечер, ночь".

Чуть позже ребенок узнает о временах года, месяцах, днях недели. Все эти категории плавно подведут малыша к знакомству с часами.

Для ребенка время часто связано с каким-то конкретным событием. Он никогда не скажет: "Я был на море в июне", "Я ел мороженое в три часа", а скажет: "Я познакомился с Никитой, когда был на даче" или "Я ел мороженое, когда мы ходили в зоопарк".

Часы являются средством, с помощью которого можно научить ребенка ориентироваться во времени и определять его. Как в домашних условиях ненавязчиво и с интересом знакомить ребенка с часами?

С чего начать?

Используйте часы с большими четкими цифрами и легко вращающимися стрелками. Или пусть это будет макет часов, на котором отражены только часы (без минут) и присутствует одна часовая стрелка.

Расскажите ребенку, что эта стрелка показывает именно часы и поэтому называется "часовая". Покажите, в какую сторону она движется, и скажите, что такое направление движения называется "по часовой стрелке". Пусть ребенок покрутит стрелку в нужную сторону.

Отработайте с малышом понятие "ровно час" — такого грубого разделения для начала будет достаточно. Для этого установите стрелку на какой-то определенный час и проговорите с ребенком, что это, например, "три часа ровно". Когда малыш освоится, попросите его выставить какое-нибудь время. После отработки этого навыка, выставляйте часовую стрелку на определенный час и научите ребенка определять и показывать положение часовой стрелки через час (два и т.д.) или, наоборот, час назад (два и т.д.).

Часовая и минутная

Когда малыш освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной. Добавьте ее на макет часов. Обратите внимание ребенка, что минутная стрелка — длинная и тонкая, а часовая — короткая и толстая. Прежде чем переходить к следующему этапу, закрепите знания малыша о часовой и минутной стрелках, пусть он научится четко их различать.

Расскажите, что за один час минутная стрелка проходит целый круг, и когда часовая стрелка показывает "ровно" час, два и т.д., минутная стрелка всегда поднята ровно вверх на отметку 12. Теперь отработайте понятие "ровно" с часовой и минутной стрелками.

Потом постепенно переходите к половине. Покажите малышу, где стоит стрелка на циферблате, если прошел не целый час, а половина. Пусть он потренируется устанавливать минутную стрелку на половину часа и называть время.

Когда все вышеперечисленное будет отработано и малыш научится ориентироваться, можно идти дальше. Переходите к положению минутной стрелки, когда проходит 5, 10, 15... 60 минут. Используйте для этого макет часов, на котором около цифр, изображающих количество часов, есть цифры, показывающие количество минут.

Зачем это нужно?

Умение определять время по часам — навык нелегкий. Чтобы ребенку было легче и интереснее осваивать это умение, важно показать его ценность. Малышей можно заинтересовать временем, если связать его с событиями, которые им близки и интересны: например, просмотр интересных передач, поход на прогулку, в гости и т.п.

Подчеркните, что знать время важно, чтобы никуда не опаздывать. Нарисуйте дома плакат, на котором будут изображены большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому времени соответствует. Например, в 8 часов ребенок встает: на картинке родители изображают часы со стрелкой на 8 часах, а рядом изображение утреннего подъема, процесса умывания, завтрака. Для начала достаточно будет 4-5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же время утром, днем и вечером. Спрашивайте малыша: "Во сколько мы ходим на прогулку?" или "Во сколько мы смотрим "Спокойной ночи, малыши!"?". Ребенок, глядя на часы-картинку, будет учиться называть время. Постепенно можете менять события и, соответственно, время. Так ваш малыш без труда освоит базовые навыки. А уже после их освоения можно будет переходить к минутам.

Статья предоставлена сетью центров раннего развития "Бэби-клуб"

Обсуждение

Моя дочка время стала понимать только в третьем классе.Ну, вот так как то не сразу нам это все далось, но ничего сейчас мы просто унички)))

для начала ваш ребенок должен освоить временные сутки:утро-день-вечер-ночь,после освоить понятия:сегодня-завтра и вчера
выполняются шаблоны т.к восприятие ребенка на данном этапе должно быть наглядным,и как только только все это освоится переходите к изучению времени
ребенку дошкольнику знать определение времени как такового не нужно,можно лишь научить как называются стрелки часовые,а вот школьнику дл изучения времени хорошо подойдет шаблон часов или шаблон времени

Комментировать статью "Как научить ребенка определять время? Игры с часами"

Время. Мозговой штурм.. ...затрудняюсь выбрать раздел. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в Время. Мозговой штурм. Сегодня отвезу младшую в местный лагерь, останусь со старшей и мне надо приложить усилия обучить ее часам.

Если ребенок пропустил контрольную работу обязан ли он ее написать и как эта оценка будет выставлена в журнал, если в день Пока спустится темпа, пока устоится, за это время можно за все пропущенные д/з сделать. При 37.3 у меня ребенок вполне уже способен делать д/з без...

Обсуждение

Если ребенок пропустил контрольную работу обязан ли он ее написать и как эта оценка будет выставлена в журнал, если в день пропуска стоит"н".

23.03.2016 09:53:23, ТМА

Нет. Потому что образование - это право ребенка, а не обязанность.

Учим ребенка определять время и тренируем память: знакомство с распорядком дня, циферблатом, часовой и минутной стрелкой. Как научить ребенка понимать время? Вот учу - учу его понимать по стрелкам, и никак... Есть ли какие-нить приемы, методики, как помочь...

Обсуждение

Купить электронные часы наручные и если например мультики по телевизору смотрит- пусть сама следит за началом. Ну или что она любит, но делает это в опред. время- главное самой отслеживать.

Научилась, когда появилась потребность знать время.

Время зависит от объема заданных уроков. Стих наизусть занимает много времени. Окружающий мир надо прочитать и пересказать, а еще Кстати, если гувернантка с ребенком будет заниматься больше 2 часов, то я это буду рассматривать как ее не профессионализм.

Обсуждение

Такое бывает! От 300 до 500 руб. в час. Обращайтесь.

Мне платили 250р.час-забирала с продлёнки,кормила обедом,перечёркивали(не всегда)то что сделано на продлёнке,объясняла почему не правильно.1класс 2-3часа(с переменками)на домашнее задание хватало(если нет завалов)

А вот интересно, когда детей учат время определять? Ребенку какого возраста может быть полезен этот гаджет? Чтобы детям хотелось их носить, эти часы похожи на взрослые электронные браслеты - фитнес-трекеры или смарт- часы.

Обсуждение

Капец дэвайс, ребенку нужно помнить папины и мамины номера, и каждый раз тыкать в кнопки набирая, ибо телефонная книга пуста и в ней ничего не остается...

04.02.2019 23:32:39, Valerchk

Я с 10 лет ношу, почти не снимая. Дочери дарили сколько раз, начиная с 5 лет, сейчас 12, почти никогда не носила больше 2х дней и не носит. Правда, теперь часы вытеснили мобильники. Я например, не представляла. как дожить до конца урока без часов, а теперь у них мобильники.

времена года, месяцы, недели.. Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Обсуждение

Повторять, повторять и ещё раз... правильно... повторять. В игровой форме, естесственно. Идём куда-нибудь и обсуждаем, какой сегодня день, какой был вчера, будет завтра, какой месяц, время года и прочее. Делала карточки "лето", "осень" ... с картинками, раскладывала вокруг табуретки и дети бегали по кругу и повторяли без конца. Также дни недели, месяцы. Кстати дни недели очень хорошо учить, привязывая к занятиям, например, сначала мы выучили среду, т.к. ходили в бассейн, потом субботу, т.к. очень ждали выходных развлечений, и так далее.
Очень хорошо пошёл "Открываем календарь - начинается январь..."

Здравствуйте, уважаемые читатели! Как научить ребёнка узнавать время по часам? Этот вопрос довольно часто встречается в ваших письмах. Многих родителей интересует, с какого возраста ребёнка нужно учить следить за временем. Мнения специалистов расходятся. Одни считают, что говорить с малышом о часах и минутах стоит только тогда, когда он научится считать как минимум до шестидесяти. Другие утверждают, что ненавязчивое обучение должно начинаться с самого рождения. Кто же прав?

На наш взгляд, правы и те, и другие. Действительно, даже общаясь с грудничком, можно говорить: «Через час мы с тобой пойдём гулять», «В два часа Катюша будет обедать», «Ты проспал целых три часа» и т.п. Конечно, кроха не сможет понять, о чем идёт речь, но на уровне подсознания у него сформируется понимание временных явлений.

По-настоящему же обучение стоит начинать, когда между вами и малышом произойдёт примерно такой диалог:

Когда мы пойдём гулять?

Через час.

А час - это сколько? Это много или мало?

Как правило, это происходит, когда ребёнку исполняется 5,5–6 лет. К этому времени большинство детей уже знают цифры и умеют считать в пределах ста. Они уже понимают, что значит вчера, сегодня и завтра, а также разбираются во времени суток. С чего же начать обучение? Чтобы помочь вам, мы подготовили некоторые рекомендации и советы.

Зачем нужны часы?

Определение времени по часам - очень непростой навык. Ребёнку трудно разобраться в том, что нельзя увидеть или потрогать. Поэтому прививать малышу понятие времени следует постепенно, давая ему время, чтобы осмыслить новые знания. Лучше всего проводить занятия в игровой форме, совершив вместе с ребёнком небольшую экскурсию в историю часов. Начните со стихотворения:

Часы бывают разные:
Есть детские, есть важные.
Будильники пузатые,
Настенные глазастые,
Карманные почтенные,
Наручные надменные,
Настольные серьёзные
И башенные грозные.
Бегут часы по кругу,
И всё им нипочём.

Шаги часы-минуты
Чеканят день за днём.

(К. Абоимов)

Спросите малыша: «Как ты думаешь, для чего нужны часы? Что бы случилось, если бы все часы на свете исчезли?». Если кроха затрудняется с ответом, расскажите ему о том, что важно всё делать вовремя и никогда не опаздывать. Фантазируйте вместе с ребёнком.

Обсудите с малышом, как раньше люди обходились без часов, расскажите про живые часы - различные растения и птичек, подкрепляя рассказ показом заранее приготовленных картинок. Затем загадайте загадку:

Ходят по двору часы -
Хвост невиданной красы.
Ноги голенасты,
До чего горласты!

Если у вас есть песочные часы, то покажите их карапузу, расскажите, как они работают. Вместе посмотрите, как падают песчинки. Заинтересовать малыша можно, если замерить песочными часами время, пока он умывается, кушает или одевается на прогулку. Попросите ребёнка ответить, понравились ли ему живые и песочные часы, удобны ли они.

После этого можно переходить к рассказу о современных часах - стрелочных или электронных. Пусть малыш вспомнит, где он видел часы: дома, у папы на руке, на городской башне. Спросите ребёнка, хочет ли он научиться понимать по часам. Если ваша беседа заинтересовала карапуза, то ответ обязательно будет положительным.

Как научить малыша определять время

Для того чтобы занятие было успешным, вам понадобятся обучающие часы. Их можно приобрести в магазине, но гораздо интереснее изготовить своими руками - конечно, с помощью ребёнка. Вырежьте из картона большой циферблат и прикрепите цифры и стрелки. Они должны легко сниматься и снова устанавливаться. Во время творческого процесса поясните крохе, что самая короткая и толстая стрелка - часовая, длинная - минутная, а тоненькая - секундная.

Три стрелки служили
В Часах под стеклом,
Где Время по кругу
Спокойно текло.
Секундная стрелка
Скакала: ТИК-ТАК.
Минутная чётко
Чеканила шаг.
А следом за ними,
Всегда поспевая,
Со знанием дела
Ползла часовая.

(И. Калиш)

Обучение ребёнка часам можно проводить по следующей методике:


На планете круглой Сутки
Жили карлики Минутки.
Были ростом все Минуты -
Коротышки, лилипуты.
Через горы-океаны
Проживали великаны,
Наклонясь под небесами,
И звались они Часами.
Рядом с ними все Минутки -
Как малютки, как малютки.
Рядом с ними коротышки -
Просто мышки, просто мышки.

(Г. Дядина)

Обсудите с малышом его распорядок дня, привязывая все события к определённым часам. Возьмите большой лист ватмана и нарисуйте на нём несколько циферблатов часов, а рядом наклейте картинки. К примеру, 7:30 - малыш просыпается, 8:00 - завтракает, 10:00 - прогулка и т.д. Плакат повесьте в детской комнате возле кроватки ребёнка.

Обязательно проведите с малышом беседу о том, что время нужно использовать с толком, не терять его даром. Прочитайте крохе поговорки и объясните, какой смысл в них заложен:

  • Всему своё время.
  • Делу время, а потехе час.
  • Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
  • Порядок время бережёт.
  • Пропущенный час годом не нагонишь.

Посмотрите вместе с малышом старый детский фильм «Сказка о потерянном времени» и мультфильм «Не теряй времени».

Ну вот, уважаемые родители, мы надеемся, что наши рекомендации оказались для вас полезными и вы с успехом сможете научить своего ребёнка узнавать время по часам. Владение чувством времени поможет вашему малышу:

  • стать более организованным и дисциплинированным;
  • выполнять вовремя все задания и поручения;
  • приобрести самостоятельность.

Желаем вашим карапузам больших успехов, а вам - терпения. До новых встреч! До свидания!

Уметь планировать свое время, а, следовательно, и разбираться в нем, полезно не только взрослым, но и детям. Но восприятие времени субъективно и зависит от различных факторов. Так, стоит ребенку к новому или интересному занятию, и оно незаметно пролетает. Зато при выполнении неинтересных заданий или в томительном ожидании каких-либо событий даже пятнадцать минут кажутся вечностью.

Кроме субъективности понимание времени осложняется и абстрактностью: его невозможно потрогать или пощупать, но оно есть и его ход ощущает на себе каждый из нас. При этом большинство 6–7 летних детей обладают наглядно-образным типом мышления и поэтому с трудом оперируют абстрактными определениями.

С чего начать обучение?

Перед тем как приступить к обучению, ваш ребенок должен уже многое уметь и знать:

  • свободно считать как минимум до 60;
  • разбираться в основных временных понятиях: в прошлом году, завтра, вчера вечером, через год, месяц назад и т. п.;
  • знать и понимать последовательность времен года;
  • знать наименования дней недели и их очередность;
  • иметь представление о таких понятиях, как минута и секунда. Лучше всего это сделать в игровой форме, например, отвечая на вопрос: «Что можно успеть за одну секунду?», и тут же отвечать, сопровождая ответ определенным действием: моргнуть, подпрыгнуть и т. д.

Если же у ребенка наблюдаются трудности в одной из перечисленных областей, то знакомство с часами лучше отложить до тех пор, пока общие временные понятия не будут им усвоены. Для этого чаще говорите с ребенком, планируйте ближайшее будущее, обсуждайте то, что было некоторое время назад, чаще проговаривайте последовательность каких-либо событий или действий (например: сначала пришли с прогулки, потом разулись, затем помыли руки и, наконец, сели обедать).

Как изучить время по часам со стрелками?

После того как ребенок уяснил суть временной последовательности различных событий, понятия прошлого, настоящего и будущего и т. д., можно переходить непосредственно к часам.

Для этого вам понадобятся часы довольно большого диаметра и с двигающимися стрелками. Можно использовать как игрушечные механизмы, так и настоящие. Последние должны быть без стекла и прочих элементов, затрудняющих доступ к стрелкам. Циферблат в любом случае должен быть однотонным, чтобы не рассеивать внимание ребенка на узоры, картинки и т. п. Кроме того, на простом одноцветном фоне стрелки и цифры видны гораздо лучше.

При желании часы можно нарисовать и на картоне, но уже без стрелок. В их роли могут выступить карандаши, ручки. Нарисованные часы также не должны быть перегружены излишними деталями: только четкие крупные цифры и секундные деления.

Начинать обучение следует с разъяснения самых простых понятий. В первую очередь расскажите ребенку о стрелках : для чего они служат, в каком направлении и с какой скоростью движутся.

Установив минутную стрелку на 12, начните перемещать часовую по циферблату, озвучивая время при каждой смене позиции. Затем предложите ребенку самому выставить часовую стрелку и определить время. С первого раза это может и не получится, поэтому будьте готовы проявить терпение.

После того как часовая стрелка освоена, переходите к минутной. Передвиньте ее с 12 на 1, объяснив ребенку, что «прошло» 5 минут. Сдвиньте ее еще раз и снова назовите время, но часовую стрелку при этом не трогайте, пусть она стоит на одном месте.

Разобравшись со стрелками по отдельности, можно приступать к изучению их совместного движения . Лучше начать с простых примеров – 1:05, 3:20, 7:45 и т. д. Затем можно перейти к более сложным сочетаниям – 2:48, 6:17, 8:09). Не забудьте и такое положение стрелок, когда они находятся на одной линии и смотрят в одном направлении – 1:05, 2:10, 3:30 и т. д.

На последнем этапе обучения можно приступать к усложненным заданиям. Установив стрелки на любых числах, попросите ребенка показать время, которое наступит через:

  • 3 часа;
  • 40 минут;
  • 1 час и 45 минут и т.д.

Аналогично приведенным выше примерам можно попросить ребенка указать время, которое было определенное количество часов и минут назад. Ну а после этого можно начинать осваивать и такие сложные понятия, как «без четверти», «полвторого», «без двадцати» и пр. Ребенок достиг значительных результатов, научившись определять время по стрелкам часов, значит, и такие термины сможет освоить без труда.

Как совершенствовать навыки?

Не забывайте, что любые знания и умения усваиваются гораздо легче, если проводить их в игровой форме . Устройте с ребенком тематическую олимпиаду или викторину. Заранее подготовьте задания и предложите ребенку придумать их и для вас. Когда подойдет ваша очередь отвечать на вопросы, периодически давайте неверные ответы, чтобы у ребенка была возможность проверить и исправить их. Такая мыслительная работа поможет закрепить полученные им знания, а вы сможете убедиться, что ваш ребенок научился правильно определять время.

Время - отвлечённое понятие для ребёнка, его нельзя увидеть или потрогать. В нашем быстром мире часы со стрелками не пользуются популярностью. На улицах, в общественных местах и в метро висят в основном электронные табло, у всех есть телефоны, показывающие время цифрами. Но маленького человека сначала нужно научить понимать который час по стрелочкам. Так, подрастая, он сможет планировать: сколько времени нужно для занятий, игр, прогулок.

Первые понятия о времени

Дети к 2,5 -3 годам обычно знают, что утром они просыпаются и завтракают, днём - играют, гуляют, обедают и спят, после тихого часа у них полдник, а затем наступает вечер с ужином, купанием и подготовкой к ночному сну.

В разговорах с детьми нужно употреблять понятия прошедшего, настоящего и будущего времени. То есть: вчера мы ходили в ботанический сад, сейчас будем читать, завтра пойдём в зоопарк. Можно повесить у малыша в комнате календарь с рисунками или фотографиями, отображающими сезоны, и объяснять ему, какое сегодня число, день недели, месяц. О временах года лучше рассказывать при помощи ассоциаций и картинок:

  • зима: снежно, холодно, Дед Мороз, зимние вещи;
  • весна: таяние снега, ручьи, птицы, распускаются листья;
  • лето: солнечно, тепло, ягоды, фрукты, дача, речка;
  • осень: дождь, желтеют и опадают листья, улетают птицы.

Трёхлетнему малышу можно рассказать, что год назад он был маленький, не очень хорошо говорил, боялся кататься с горки, а сейчас уже вот какой большой! Когда пройдёт ещё год, ему исполнится 4 года, он будет сам одеваться и ещё больше помогать маме. Ребёнок научится понимать, что время всегда идёт только вперёд, и ему уже никогда не будет 2 года, он будет всегда становиться старше. Нужно акцентировать внимание ребёнка на времени: уже 9 часов вечера, тебе пора спать, через 15 минут будем ужинать, подожди 1 минутку.

Как научить ребёнка узнавать время по часам

Когда ребёнок подрастёт, в 5–6 лет, научится считать до ста и будет знать цифры, его можно начинать учить понимать время по часам со стрелками. К школе надо уметь это делать самостоятельно. Для начала стоит объяснить малышу таблицу умножения на 5, так ему будет легче разобраться с минутами.

Изучаем циферблат и стрелки

Дайте ребёнку большие часы, лучше без стекла, чтобы он сам пальчиками мог двигать стрелки.

  1. Расскажите и покажите, в какую сторону всегда двигаются стрелки, что большая показывает минуты, а маленькая часы.
  2. Объясните, что если большая стрелка указывает на 12, то цифра, на которую указывает маленькая, и есть настоящее время.
  3. Двигая минутную стрелку от одной цифры к другой, обратите внимание, что это 5 минут, до следующей - ещё 5 минут, и так до конца круга, всего 60 минут. Пока минутная стрелка обходила целый круг, часовая передвинулась только до следующей цифры, это прошёл один час.

Давайте малышу задания, пускай поставит стрелки, а мама назовёт время и наоборот.

Создаём часы своими руками

Дети очень хорошо обучаются во время игры. Ребёнок с помощью мамы, папы или бабушки может сам сделать почти настоящие часы. Нужно из картона вырезать круг, нарисовать на нём циферблат, раскрасить, в середину прикрепить кнопкой две картонные стрелочки так, чтобы они двигались. Можно купить такие картонные часики в магазине.

Показывайте ребёнку, как движутся стрелки, сначала часовая, затем минутная. Начните с простых значений, например: 2:10, 3:30. Когда он поймёт про пятиминутные интервалы, усложните и объясните, как будут выглядеть, например, 12:28, 1:37. Пускай малыш поставит время, когда отправится спать, а утром время поставит мама и он ответит.

Пользуемся знаниями в повседневной жизни

Купите ребёнку настоящие часы со стрелками и повесьте на видное место в его комнате. Когда малыш будет разбираться в часах и минутах, познакомьте его с секундной стрелкой, объясните наглядно, что такое секунда (хлоп в ладоши - прошла секунда). Торопить не надо, а вот хвалить - обязательно. Одни схватывают на лету, другим нужно время, но, в конце концов, все это осваивают.

Обучающие игры

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)!

http://zagadochki.ru/zagadka-den-i-noch-oni-idut.html/

Есть много игр, помогающих ребёнку лучше понять и запомнить то, чему его учили. Можно нарисовать несколько циферблатов с цифрами и предложить малышу изобразить стрелками свой распорядок дня, а потом повесить это на стену.

Фотогалерея: игры, уроки и задачки для изучения времени

Нарисовать стрелками обозначенное под часами время Показать на часах режим дня На каких часах правильное время? Какие часы показывают неправильное время? Обучающая игра с часами Задание для изучения часов в сутках