Италия: венецианские карнавальные маски - surf_city. Венецианские маски

Традиционные маски Венеции. Тему Карнавала я любила всегда. Особенно в формате мероприятий и праздников. На мой взгляд, это идеальное сочетание зрелища, смысла и действия. Самая популярная и известная часть современного Венецианского Карнавала – это конечно же маски и костюмы участников. Я собрала в две статьи все знаковые «маски» Carnevale di Venezia. Это работа заняла довольно много времени, так что буду благодарна, если используя текст, вы будет давать на меня ссылку. Также если у вас есть какие-либо дополнения к статье – мне важно их узнать. Спасибо! Итак, небольшой экскурс в прошлое Венеции. Давным-давно венецианцы, освоив маски и поняв все плюсы, стали носить их не только по праздникам, но и в будни. Островная Венеция по сути была большой деревней – все друг друга знали и даже жене толком изменить нельзя было; не говоря уж про ограбление или выигрыш в карты – кому нужно, чтобы все соседи (в том числе кредиторы, бедные родственники, грабители или теща) были в курсе крупного выигрыша или проигрыша?! Кончилось все предсказуемо – ношение масок запретили во все дни, кроме Карнавала. Но даже этого периода Венеции вполне хватало, чтобы быть, пожалуй, одним из самых свободных городов Европы, а ограничения не позволяли превратиться в пошлый портовый городок. Все основные образы Карнавала можно поделить на 2 условные части: А) традиционные маски Венеции – по сути являются образами из ежедневной жизни обитателей островной империи. Б) маски комедии дель-арте (commedia dell"arte) – пришли в Карнавал из уличных театров.

ТРАДИЦИОННЫЕ МАСКИ ВЕНЕЦИАНСКОГО КАРНАВАЛА

Ниже перечисленные персонажи по сути являлись народными, формировались на фоне жизни и быта венецианцев. Они не имеют никакого отношения к театральным образам (разве что Джокер, на мой взгляд, несколько перекликается с разными воплощениями образа Арлекина и Доктор Чума по шутовскогому поведению отчасти похож на Dottore). Итак, давайте знакомиться:











Баута

Баута (Призрак, Bauta, Bautta) - самая популярная венецианская маска, получившая развитие в силу ее простоты и практичности. Это единственная из классических масок, в которой можно пить и есть, не снимая ее. То есть сохранялось самое главное – конфиденциальность. «Призрак» обладает еще одним важным свойством для желающих анонимности: нижняя часть маски, скрывающая рот, выдвинута вперед, и звук голоса, ударившись изнутри о маску, меняется, позволяя опять же оставаться неузнанным. Происхождение названия (по одной из версий) связано с итальянским словом “ bau ” или “babau ”, обозначающим страшилище, которым пугали маленьких детей. То есть что-то вроде Бабайки. Просторечное словечко "bau-bao" на венецианском диалекте также означает «пугать детей». Если будет желание углубиться в этот вопрос, то можно обратиться к Большому словарю итальянского языка, который укажет на близость слов «bautta» и «bavaglio» (в переводе «слюнявчик»). Ей-богу, не могу построить по этому поводу никаких версий! И, наконец, некоторые исследователи связывают название «баута» со словом «bava» - на венецианском диалекте того времени означающее кружева, которыми желающие сохранить инкогнито, оборачивали голову (включая лицо). Изначально маска была черного цвета, затем стала белой. И совсем недавно ее стали перекрашивать в золото и серебро, расписывать и украшать. В классическом варианте данный Карнавальный костюм подчиняется удивительно строгому рисунку, в котором обязательно сочетаются два цвета – белый и чёрный. Высокопоставленные чиновники зачастую выбирали именно такую маску для прогулок по городу, поэтому внегласный обычай предписывал горожанам вежливо приветствовать каждую встречную бауту Авторство привычного ныне сочетания этой маски с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой (tricorno) приписывают никому иному как легендарному Джакомо Казанове. Завершали этот костюм чёрные туфли в сочетании с белыми шёлковыми чулками. Именно этот образ и носит название “Bauta Casanova”. Обратите внимание, что данная маска вошла в оборот в 17 веке, что важно учитывать, если вы занимаетесь костюмированием более ранних временных отрезков.








Венецианская Дама

Венецианская Дама (Dama di Venezia) – маска, олицетворяющая изысканную и томную красотку. Это образ соблазнительной титулованной венецианской дамы времен Тициана и периода Чинквеченто: великолепное платье, обилие драгоценностей, фантазийный головной убор или сложная и богато украшенная прическа. Данная маска крепилась лентами на головах владелиц, но также в ходу были маски с закрепленной на подбородке ручкой. У данной маски есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия («Liberti», «Valeri», «Salomea», «Fantasy»). Обратите внимание, что этот образ был подвержен веяньям городской моды, а также изменялся согласно новыми технологиями в изготовлении одежды и костюмов. Данный образ завершался парфюмерными новинками со всего мира. Фактически, единственными ограничениями при создании данного костюма были только размер кошелька и фантазии заказчицы. Такой наряд могли себе позволить весьма богатые венецианские женщины. Помимо тканей (зачастую весьма дорогих) костюм «Dama di Venezia» украшался различными мехами, шелковыми лентами, сама маска - перьями экзотических птиц, бусами, камнями различной ценности, блестками, красками и всем тем, что прибывало в Венецию, находившуюся на перекрестке торговых путей.








Кот

Кот (Gatto) – единственная анималистическая маска на праздниках в Венеции, которая приобрела огромную популярность. Самой популярной легендой возникновения данной маски является эта: бедный-бедный китайский торговец прибыл в Венецию со своим старым-старым котом. Кошек в городе не водилось, зато мелких грызунов было в изобилии. Оголодавший кот с удовольствием принялся охотиться и за несколько дней значительно уменьшил поголовье грызунов. Венецианский Дож был счастлив, наградил торговца драгоценностями и проводил с большим почётом. Чудесный хищник со всем уважением был поселен во дворце, на случай будущих нашествий мышей. Но у этой легенды есть продолжение. Другой бедный, но хитрый китаец, узнав эту историю, решил, что если за обычного кота глупые и дикие венецианцы готовы выложить столько богатств, то сколько же ему дадут за изысканные китайские шелка и прочие «приличные товары»?! Китаец влез в долги, накупил товаров и отплыл в Венецию… Дож очень заинтересовался предложенными изысками и предложил обменять их на самую большую свою драгоценность. Ударили по рукам. Как вы понимаете, китаец получил драгоценного пожилого кота и отправился обратно в Китай…А кошки в Венеции долгое время ценились на весь золота – за хорошего кота-мышелова давали столько золота, сколько весил он сам. Сохранилось много свидетельств о симпатии венецианцев к кошкам. Об этом написал англичанин Джон Лок, служивший моряком в 1553 году на корабле венецианцев. Он был свидетелем падения корабельной кошки за борт и сделал такую запись в свой дневник: «Упав за борт, кошка пыталась держаться на воде, а наш капитан, как только узнал о случившемся, приказал отправить за ней лодку с шестью матросами…Трудно поверить, что они были бы столь проворны в спасении, если один из членов команды оказался бы за бортом».





Гатто

Добавлю ложку дегтя в милые истории про котиков. Помимо маски Гатто (маска кота) есть GNAGA (от итал. "gnau""-""мяу", произносится как "ньяга"), с которой связано венецианское выражение "иметь наглость ньяги". Пикантность этому виду масок придает то, что они являются символом сторонников однополой любви (что в Венеции, в отличие от всей Европы, не преследовалось со всей суровостью средневековой Инквизиции, но и не признавалось). Чаще всего женские маски были больше похожи на кошку, а мужские - на женское лицо. Но не обязательно. Джакомо Казанова в своих мемуарах о Венеции описал встречу со странным коренастым мужчиной в женской одежде и маске кошки, который держал корзину набитую котятами, мяукал и выкрикивал прохожим провоцирующие непристойности. Если эту маску носили мужчины, переодетые в женщин, то им полагалось мяукать и имитировать вихляющими движениями кошачьи повадки. Зачастую они приставали к гуляющими, а сопровождали их карлики, были одеты в костюмы детей и окружали свою мнимую «няню». Платье под эту маску должно старым (а еще лучше – рваным), ярким и вульгарным.









Джокер

Джокер (Jester, Шут, Дурак, Буффон, Буфон, Нарр или Наарор, Жуглар, женск. - Жоли, Jolli) - как я уже упоминала, этот образ живет на грани между классическими масками и образами из комедии дель-арте. Во всех культурах присутствует образ веселого авантюриста, обманщика. Он был то богом, то придворным шутом, то нищим в рубище. Шут мог осмеять любого придворного, в том числе и самого короля и остаться безнаказанным. Буфон считался символическим близнецом-противоположенностью правителя (как Инь и Янь) и говорил то, что боялись сказать даже самые сильные мира сего. Джокеры обычно носили костюмы, сшитые из разнообразных лоскутков ярких расцветок. Знаменитые треххвостовые уборы с бубенчиками на концах символизировали уши и хвост осла, который издавна был знаковым символом шутов. Другими яркими деталями образа Джокера были постоянный смех и поддельный скипетр, также известный как баубле или маротте.



Mattacino

Mattacino (Маттачино) – еще один шут, агрессивная вариация Джокера. Носители этого костюма дикие и необузданные, отличались непочтительностью, задавали тон развлечениям, шествуя громкими группками по утреннему городу. Маска "Маттачино" получила свое название от итальянских светских карнавальных утренников (маттинате). Любимой забавой этих шутов было метание «парфюмированных яйц» (а они и вправду были наполнены розовой душистой водой) в прохожих. Основным атрибутом этого образа был длинный ремень в руках. Сложенный пополам, он использовался как праща для метания яиц. Жертвами зачастую становились женщины, спешащие по утренним делам. Костюмом был белым (но в ходу и многоцветные костюмы), ботинки - красными. Головной убор был белый и с двумя мягкими рогами. Известны так же вариации шляп или причесок, богато украшенных перьями. Основной плюс этого образа состоял в том, что в нем можно было вести себя сколь угодно непочтительно, выкрикивать пошлости, вычурно кривляться и жеманно позировать. Да так, что Маттачино был в конечно итоге стал еще одним символом геев и лесбиянок, а первое объединение гомофилов называлось "Общество маттачини".




Вольто

Вольто (Volto) – эта маска также известна под названием Гражданин (Citizen). За простору и нейтральность ее любили носить рядовые горожане. Это самая «безликая» из всех масок, повторяющая овал обычного человеческого лица без каких либо особенностей или особых признаков. Простотой овала и типом крепежа данная маска похожа на Венецианскую Даму, то есть крепилась к голове лентами или имела на подбородке ручку. Изначально маска имела белый или золотой цвет, без каких либо украшений. Относительно недавно маску Вольто стали украшать росписью, камнями, шнурами, блестками и тканями.









Доктор Чумы

Доктор Чумы (Medico della Peste, англ. plague doctor, нем. Pestarzt, итал. physici epidemeie) - самый страшный образ Карнавала, фактически образ Вестника Смерти, перекочевавший в Карнавал для уменьшения ужаса перед этой значимой фигурой. С этим образом я экспериментировала чаще всего на своих мероприятиях и с удивлением выяснила, что он вызывает страх на архетипическом уровне даже у людей, не знакомых с традициями Венеции. Классический вид Доктора практически повторяет «униформу чумных врачей»: маска с птичьим клювом (врачи во время чумы в клюв закладывали смесь целебных трав, уменьшающих риск заболеть и отчасти ослабляющих запахи болезни. Материал маски зависел от финасового положения врача. Богатые медики носили клювы из бронзы), длинным черным плащом (у настоящих медиков материал пропитывался воском с добавлением камфоры), посохом в правой руке (посох был нужен, чтобы не прикасаться к больному руками, что было весьма разумно с точки зрения санитарии и отгонять безнадежных зараженных. Некоторые помещали в жезле ладан, который должен был отгонять чертей). Настоящие врачи носили еще в левой руке скальпель для вскрытия чумных бубонов и «поммандер» - коробочку с целебными травами и веществами, которые должны были «отпугнуть» болезнь. Именно такой вариант защитного костюмы предложил французский медик Шарль де Лорме (фр. Charles de Lorme) в 1619 году. Этот вариант униформы был сделан на подобие кожаных доспехов лёгкой пехоты и состоял длинного плаща (от шеи практически до пола) обтягивающих перчаток и грубых ботинок. Завершала костюм доктора кожаная шляпа с широкими полями (именно по ней в Средние века идентифицировали Доктора), под которую надевали капюшон с пелериной, закрывающий стык между маской и одеждой. Плащ заправлялся у шеи под маску. Все элементы костюма выполнялись из вощёной кожи или, на худой конец, из грубого холста, также пропитанного воском. Плотный и обработанный материал костюма был нужен во избежание контакта с больными. К счастью именно такой костюм позволял уменьшить вероятность получить укус блохи - основного переносчика чумы, и защищало от болезни, передающейся воздушно-капельным путем, хотя об этом в те времена даже и не подозревали. Однако, несмотря на все эти меры, самым популярным рецептом было "cito, longe, tarde", то есть, бежать из зачумленных городов как можно скорее, как можно дальше и возвращаться как можно позже. В средние века само появление «Доктора чумы» наводило ужас на жителей европейских городов, ибо означало только одно - приход неумолимой Смерти. Правды ради отмечу, что в Средние века чумой называли не только бубонную и легочную формы заболевания, но и моровую язву, а также любые эпидемии с быстрым летальным исходом. Все это было настолько ужасно и неизбывно, что когда чума стала реже посещать города, народу нужно было высмеять, трансформировать пугающий образ чумного врача. И старый печальный образ вестника смерти, так не вязавшийся с радостью Карнавала, со временем преобразился в свой антипод. И добрый «Доктор Чумы» в силу яркости и запоминаемости своего образа стал одной из самых популярных венецианских масок. Он дурит других участников обилием латинских и медицинских слов, ставит нелепые диагнозы, выписывает рецепты. Изменилась и сама маска Medico della Peste. Она заметно упростилась, потеряв свое практическое назначение. Однако сохранившиеся клювообразная форма и стилизованные очки нам по-прежнему говорят, что перед нами доктор, мрачный символ зачумленных городов. Чумные доктора оказали заметное влияние на европейскую культуру, что отразилось, например, в появлении аналогичного персонажа в итальянской «Комедия дель арте». Доктор Чумы зачастую является судьёй Карнавала.





Моретта

Последняя маска в этом блоке, удостоившаяся вашего внимания, не является маской Венецианского Карнавала в чистом виде. Она пришла в островное государство из Франции и использовалась венецианками в повседневной жизни и как следствие влилась и в Карнавальное действо. Моретта («Смуглянка» от итал. «la moretta», "Немая служанка" от итал. «servetta muta») - женская круглая или чуть овальная маска из чёрного бархата (изредка она дополнялась кружевной лентой на глазах). В Венецию она пришла из Франции. Название этой маски (по одной из версий) произошло от слова «мавр», который в венецианском диалекте означает чёрный цвет. У маски нет рта и лент для крепления. Она держится на лице за счёт внутреннего штырька, который владелица зажимается в зубах, что лишает ее возможности разговаривать. Эту молчаливость Казанова превозносил как достоинство, соблазнительность, манящую загадку: женщина без лица, голоса и отвечает только языком жестов. Ну-ну, я так понимаю, что именно этот подтекст отражают бытовые названия этой маски, которые можно перевести как "Отрада мужей" и "Маска семейного благополучия"? Впрочем, правды ради, венецианкам можно только позавидовать – они во все времена жили достаточно вольно и им было дозволено многое. Кроме того по свидетельству очевидцев, чёрный цвет маски великолепно подчёркивал благородную бледность лица, что особенно ценилось в высшем свете тех времен. Современные моретты редкость и изготавливаются исключительно на заказ.

2019 г. Сайт режиссера массовых мероприятий.

За масками люди прячут не только лица, но и тайны. С ними связаны разные мистически-таинственные ассоциации. За маской может скрываться все, что угодно...

Но еще маски - это великолепный аксессуар для карнавала. Именно в такой роли они чаще всего встречаются, исключая ритуальные традиции различных племён. Красивая маска для карнавала - настоящее произведение искусства. В данной статье мы поговорим об этом аксессуаре, вспомним его историю и некоторые разновидности.

Так, в давние времена маски служили способом скрыть свою личность тем, кто имел предосудительные интимные связи, участвовал в противозаконных действиях. Первые такие аксессуары появились в Венеции несколько столетий назад.

Украшению масок придавали огромное значение. Роскошь и красота, которой они блистали, вызывали благоговейный трепет.

Для декора использовался мех, дорогие ткани, драгоценные камни, птичьи перья. Основа изготавливалась из папье-маше. Непосредственно привязка к Венецианскому карнавалу (Карневале) появилась чуть позже. Как атрибуты богатства и всяческого самовосхваления, маски отлично вписались в эти процессии, переливаясь всеми оттенками жизненных наслаждений.

Карнавальные маски

Если обсуждать карнавальные маски, то стоит сказать, что появились они некоторое время назад в Венеции. Носить эти аксессуары начали давно, и поводов для этого было множество.

Маски надевали и забавы ради, и чтобы скрыть свое лицо, совершая некий грех. Случалось, что лица некоторых жителей Венеции были скрыты большую часть года.

В 18 веке слава о венецианских карнавалах стала распространяться по Европе. В них мог принять участие любой желающий, независимо от социального статуса, происхождения. Маски для такого разношерстного сборища носили некую сглаживающую функцию: скрывая персоны своих носителей, они позволяли людям чувствовать себя свободнее.

Разнообразные маски изготовлялись в специальных мастерских. Украшению придавали большое значение: богатые люди могли себе позволить заказать уникальный аксессуар для празднования. Делались маски для карнавала своими руками, и от этого их оригинальность нисколько не страдала.

Баута - самая популярная маска для карнавала

Этот вид маски встречался на чаще всего, и со временем становился все популярнее. Баута служила для того, чтобы носитель не афишировал свое Использовали маску не только в карнавальных шествиях.

Баута, прежде всего, давала своему владельцу свободно себя чувствовать в любом окружении. Влияние социальных норм не столь тяготило, и это было желанным для большей части населения. Маска давала свободу в романтических похождениях, а часто и криминальных.

Баута имеет необычную форму, угловатую и жесткую. Несколько смягчает впечатление декор, а также сочетание маски и традиционной треугольной шляпы. Именно в ансамбле со шляпой, плащом, большим атласным капюшоном обычно носили Бауту в Венеции. Данный тип маски также называют Казанова или Ларва.

Коты в Венеции и маска Гатто

Появлению маски Гатто способствовала красочная история. В то давнее время в городе пышных карнавалов было крайне сложно встретить кота. Бытовала легенда о старом китайском бедняке, пришедшем в Венецию. Кроме столь же старого кота у человека ничего не было. Но животное умудрилось избавить от мышей за что старик был щедро вознагражден.

У истории было продолжение: по возвращению домой, сосед старого китайца вознамерился выручить в Венеции за роскошные китайские шелка много больше, чем за какого-то дряхлого кота. И дож радостно согласился обменять самое дорогое в своем дворце на ткани. Этой ценностью оказался кот, который таким образом вернулся в родную страну.

Маска кота, Гатто, - милая и озорная. Ею охотно пользовались на карнавале.

Шут и Жоли

Известная маска для карнавала, изображающая шута в остроконечном колпаке - один из самых популярных аксессуаров. Ее часто можно увидеть в качестве декоративного элемента благодаря необычной форме, и авантюрному образу.

Эта маска для карнавала изображает характерный тип шутов, существовавший в Европе во времена Средних Веков. Сначала она активно использовалась в театрах Испании, Германии, Голландии, Англии и других стран. К шутам относились тогда по-особенному: их считали владельцами необычного дара ребячества, носителями смеси безумия и смелости. Им охотно подавали деньги взамен на их забавные выходки.

Маска Шута всегда выполнена в ярких тонах. На концах его колпака обычно прикреплялись маленькие бубенчики. Другие названия: Джокер, Буффон. Женский вариант маски назывался Жоли.

Зловещий Дотторе Песте

Пожалуй, одна из мрачнейших масок современного карнавала. История ее появления связана с временами, когда Европа страдала от эпидемии чумы. Маска Доктора Чумы имеет большой, загнутый вниз клюв, похожий на тот, что был на масках, используемых врачами Средневековья для защиты от инфекции.

В целом, наряд Доктора Чумы вместе с Дотторе Песте мрачен и зловещ. Глядя на этот атрибут, можно забыть, что карнавал - это маски, улыбки, веселье, озорство.

Маски своими руками

На современном празднике очень уместна Новогодние карнавалы стремительно приобретают популярность на постсоветском пространстве. Дети и взрослые охотно примеряют разные маски: загадочных амазонок, отчаянных флибустьеров, нежных фей, симпатичных зверюшек. Сегодня их можно не только приобрести, но и сделать самостоятельно, используя одну из многочисленных техник.

Так, маски для карнавала своими руками делают из традиционного папье-маше, отливают из тонкого слоя гипса. Интересны также методики с применением жидкого силикона: специальным пистолетом на бумажной заготовке изображается ажурный контур маски, а затем снимается после высыхания.

Элегантные маски получаются из тканей. Удачно сочетаются фетр, атлас, кружева, формируя причудливые формы, жонглируя цветом.

Заключение

Вот и завершился наш исторический экскурс во времена создания масок. Мы рассмотрели некоторые вариации данного праздничного атрибута, и выяснили, насколько многоликими могут быть маски. Для новогоднего карнавала, и любой другой праздник можно задействовать эти аксессуары, чтобы создать нужное настроение.

Надеемся, что статья была увлекательной и полезной.

Издревле венецианские маски использовались для сокрытия личности людьми, состоявшими в предосудительных интимных связях или вовлеченными в откровенно противозаконную деятельность. Появившись несколько веков назад в Венеции, эти характерные маски делались из папье-маше и обильно украшались мехом, тканями, драгоценными камнями и перьями. Со временем маски стали символом Карневале (Венецианского карнавала) — пышной процессии или уличной ярмарки, восхваляющих гедонизм.

Венецианские маски носились в итальянской Венеции с древних времен.
В отличие от большинства современных европейских городов, в Венеции всегда был высокий уровень жизни. Каждый житель являлся частью мощной экономической машины под названием «Республика». Венеция извлекала прибыль из своего положения и доходов в казну задолго до того, как ее современники осознали всю ценность рыночной экономики. Благодаря непревзойденному уровню социального благосостояния жители Венеции создали уникальную культуру, в которой сокрытие личности человека стало первостепенным делом в повседневной жизни. Маскировка носила прагматичный характер: людям не хотелось, чтобы другие видели, какие дельца они обстряпывают. В конце концов, городок-то небольшой.
Кроме того, маски выполняли очень важную социальную роль — они уравнивали всех, кто их носил. Слугу, носящего маску, могли принять за благородного дожа, и наоборот. Государственные инквизиторы и соглядатаи могли допрашивать жителей города не заботясь о том, что их личность будет раскрыта (в то время как жители могли смело отвечать на эти вопросы и не бояться законного возмездия). Нравственность людей подкреплялась ношением масок — у них не было лиц, но были голоса.
В итоге, оценив преимущества сокрытия личности, которые даровало ношение масок, люди стали извлекать из этого выгоду, в результате чего общество окончательно погрузилось в декаданс. Огромное количество путешественников, посещающих город, пребывали в полной уверенности, что беспорядочные половые связи были здесь в порядке вещей. Азартные игры шли с утра до вечера на всех улицах и во всех домах, даже в монастырях. Женщины стали одеваться более легкомысленно, а гомосексуализм, несмотря на публичное осуждение, приобретал все большую популярность среди черни. Даже монахи и монахини, разодетые в пух и прах по последнему слову импортной моды и увешанные драгоценностями, носили маски и занимались точно тем же, чем и большинство их невоцерковленных сограждан. Рим же старательно закрывал на это глаза, пока Республика делала щедрые отчисления в римскую казну.

Меж тем Республика все больше погружалась в роскошь и праздность и подвергалась моральному разложению. Со временем ношение масок в повседневной жизни было запрещено и ограничивалось лишь определенными месяцами года. В последний год существования Республики этот период начался 26 декабря и растянулся на три месяца. После 1100-х гг. проведение маскарада было периодически под запретом Католической церкви, особенно в дни праздников. Со временем Церковь ослабила свои запреты и разрешила носить венецианские маски в период между Рождеством и Покаянным Вторником. Это послабление вылилось в Карнавал, 10-дневное празднование перед Великим постом, которое означало, что из рациона жителей «изымалось мясо». Несмотря на то, что Венецианский карнавал утратил свою популярность в эпоху Просвещения, когда упал спрос на венецианскую культуру, празднование было возобновлено в 1979 году.

Современный Венецианский карнавал также возродил ремесло создания венецианских масок. Всем известные венецианские маски продолжали поражать туристов, танцоров и участников пышного шествия не только во время Карнавала, но и на протяжении всего года. Венецианские маски стали использоваться при проведении бал-маскарадов на День всех святых и во время празднования дня, который обе Америки называют Жирный Вторник , то есть Масленица, но при этом маскам всегда удавалось сохранить свою богатую итальянскую историю.

В общем случае все венецианские маски можно разделить на следующие две группы.

Маски комедии Дель Арте

Эти маски уходят своими корнями во вторую половину 16-го века и представляют персонажей, этнические традиции, профессии и ремесла, которыми славились различные города Италии, а играют их профессиональные актеры Театра масок.

Комедия дель арте , (итал. , Комедия художников-профессионалов) представляла собой некую разновидность театра импровизации, который зародился в 16-м веке и, несмотря на пик своей популярности в 18-м веке, существующий и по сей день. Выглядело это так: группа бродячих артистов строила уличную сцену и развлекала жителей города жонглированием, акробатическими трюками и, что более ожидаемо, юмористическими этюдами на основе узнаваемых персонажей и грубой сюжетной линии под названием Кановаччо .
Время от времени представления давались прямо с повозки, но это больше было присуще так называемому Карро ди Теспи, античному бродячему театру.

Репертуар импровизированных выступлений строился в основном на житейских ситуациях: измене и ревности, старении и любви, многие из которых были позаимствованы из римских комедий Плавта и Теренция. Диалоги и действия с легкостью привязывались к событиям местного значения и в сатирической форме высмеивали местные скандалы, текущие события или провинциальные вкусы, и все это перемежалось древними шутками с кульминационными фразами. Персонажи различались по костюмам, маскам и даже реквизитам, например палкам.
Маски мужских персонажей Комедии дель арте представляли провинции и города, в то время как женские персонажи, как правило, масок не носили. На самом-то деле, женские роли часто играли мужчины в женских платьях и париках, так называемые актеры-травести.

Таким образом Комедия дель арте , со своими персонажами и импровизированными диалогами, живущими в различных бытовых ситуациях, стала прародителем многих драматургических форм — от пантомимы и дуэта «Панч и Джуди», самых опошленных комедийных персонажей, до современных мультипликационных фильмов, ситкомов и даже профессионального рестлинга. Персонажи и клише Комедии также широко используются в современной литературе — от работ в жанре «sword and sorcery» до художественных работ — в частности Майклом Муркоком в своих хрониках Джерри Корнелиуса, заканчивающихся рассказом «Условие Мьюзака», который принес ему премию Guardian.

Арлекин , пожалуй, самый популярный из персонажей Дзанни — комических персонажей-слуг из итальянской Комедии дель арте. Традиционно костюм Арлекина состоял из лоскутов и заплаток, который в наши дни превратился в костюм с ромбовидным узором. Он носил маску черного цвета с огромным красным прыщом на лбу, похожим на чирей.

Главной характеристикой персонажа Арлекина является его ловкость. Будучи глуповатым и жадным (в гастрономическом смысле), он был способен проделывать сложные акробатические трюки, которых так ждала от него публика. Даже простое действие он сопровождал «колесом» или задним сальто.

В рамках этих ограничений персонаж должен был обладать невероятной гибкостью. Различные труппы и актеры корректировали поведение персонажа в соответствии со стилем, персональными предпочтениями и даже с конкретным поставленным сценарием.

Он обычно выступает в роли слуги «иннаморато» (влюбленный, итал. ) или «веккьо» (старик, итал. ), часто в ущерб планам своего хозяина. Также Арлекин часто испытывает любовные чувства к Коломбине, и его вожделение к ней может перебить только сильный голод или страх перед хозяином.

Происхождение имени персонажа доподлинно неизвестно. Кто-то говорит, что оно происходит от имени одного из бесов Дантевской Комедии — Аликино. Другие утверждают, что прообразом персонажа стал Эрлкёниг, скандинавский витязь. По третьей гипотезе персонаж назван в честь английского джентльмена Арле, придворного короля Генриха III, чьим протеже был итальянский актер, исполнявший роль Арлекина.

Другие имена: Труффальдино, Тракканьино, Багаттино, Табаррино, Тортеллино, Наккерино, Граделино, Меццеттино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино, Фаджуолино, Трапполино, Цакканьино, Тривеллино, Пассерино, Баголино, Темеллино, Фаготтино, Педролино, Фрителлино, Табаккино.

Бригелла — комическая маска Комедии дель арте, сребролюбивый злодей и подельник Арлекина. Его свободный костюм белого цвета обшит зелеными галунами, а сам персонаж часто держит в руках палку. Лицо его закрыто зеленой полумаской, изображающей противоестественную похоть и алчность.
Обычно он характеризуется как один из персонажей-слуг Дзанни, однако частенько выступает в роли представителя среднего класса, например владельца таверны. Фактически же он является более умным и злопамятным старшим братом Арлекина. Его история типична для многих, кто начинал свой жизненный путь в бедности — он часто жесток по отношению к тем, кто находится ниже его по социальной лестнице.
Бригелла — неисправимый интриган. Он часто берет другие персонажи Дзанни в помощники или работники, но его планам не суждено сбыться — он сам срывает их из-за своей неуклюжести.

Другие имена: Фигаро, Скапин.

Буратинно — второстепенный персонаж-маска итальянской Комедии дель арте, один из Дзанни. Часто выступает не в роли слуги, но и эта роль ему дается не очень. Бураттино описывается как находчивый и приземленный персонаж, такой как, например, трактирщик или бакалейщик. Когда он не играет роль слуги, он очень часто дружит с ними.
Будучи не очень популярным на большой сцене, Бураттино снискал настоящую славу на подмостках кукольного театра. По словам Пьера Луиса Дукартре, влияние куклы Бураттино в Италии было столь велико, что «к концу 16-го века все куклы, приводимые в действие с помощью нитей и веревок, стали называться бураттини, и это название вытеснило багателли и фанточчини — имена, под которыми куклы были известны ранее».

Другие имена: Пиноккьо.


Капитан Скарамучча
описывается либо как молодой авантюрист, либо как довольно возрастной моряк, хвастливый бесшабашный вояка, часто испанец, богатый костюм которого состоит из накидки, шляпы с перьями, высоких сапог и ремня со шпагой. Один из главных персонажей. Часто рассказывает невероятные байки о том, как он в одиночку справился с целой армией турков и оторвал бороду турецкому султану, но как только по ходу действия пьесы возникает реальная угроза, его пятки сверкают ярче всех. Крутил любовь с далеко не невинной служанкой, но получил отпор от ее любовника Арлекина. Этот персонаж, разумеется, есть не кто иной, как «Хвастливый воин» Плавта, который звался в Италии «Иль Капитано Спавенто делла Валле Инферно» или просто «Спавенто».

Другие имена: Капитано Скарамучча, Капитано Метаморос, Капитен Фракасс, Кэптен Хоррибиликрибилифакс, Ральф Ройстер Дойстер и Бобадиль.

Коломбина (голубка, итал.) — комическая роль служанки из Комедии дель арте. Маска, которая прикрывает только глаза, не закрывая всего лица. По легенде, очень красивая актриса комедии дель арте отказалась закрывать лицо маской, и специально для нее, чтобы не отходить от традиции, придумали маску, закрывающую лишь глаза. Платье Коломбины обычно состояло из лоскутов и заплаток и соответствовало костюму нанятого слуги. Время от времени, когда персонаж выступал под именем Арлеккина, она носила платье из заплат, похожее на костюм ее партнера Арлеккино. Также Коломбина накладывала обильный макияж вокруг глаз и носила тамбурин, с помощью которого отмахивалась от настойчивых ухаживаний Панталоне. Частенько персонаж оказывался единственным «интеллектуалом» на сцене. Коломбина манипулировала Арлекином и строила контр-заговоры против Панталоне, параллельно устанавливая местонахождение инаморато — объекта страсти своей влюбленной хозяйки; таким образом она помогала ей привлечь внимание инаморато.

Другие имена: Арлеккина.

Иль Дотторе — местный аристократ и доктор медицинских или юридических наук, или каких-либо других, о которых он говорит — то есть вообще любых. Традиционно представляется болонским юристом. Часто очень богат, но как правило это «старые» деньги, т. е. наследство, однако ситуация может меняться в зависимости от требований сценария. Невероятно помпезен, обожает звук своего голоса и просто-таки фонтанирует эрзацем греческих и латинских терминов. Его роль в пьесе обычно ограничивается взаимодействием с Панталоне в качестве друга, наставника или конкурента.
Персонаж описывается как пожилой человек, который говорит только вздор. Любит жестоко пошутить на тему противоположного пола и думает, что знает все обо всем. Имеет лишний вес и внешне выглядит как человек, не знающий меры ни в еде, ни в питье. Его маска уникальна тем, что это единственная маска Комедии дель арте, закрывающая только лоб и нос. Цвет маски либо черный, либо телесный, нос — всегда красный.
Костюм обычно либо полностью, либо преимущественно черный, иногда с белым воротником. Часто носит шляпу и длинную черную мантию. Если актер, играющий маску, имеет худощавое телосложение, используются специальные накладки, зрительно увеличивающие его объемы.

Другие имена: Дотторе Баланцоне, Дотторе Балоардо, Дотторе Грациано.

Панталоне — скупой и похотливый возрастной персонаж Комедии дель арте. Обычно предстает лавочником из Вены, несколько глуповатым поклонником гастрономических изысков и привлекательных женщин. Разговорчив, легковерен, вспыльчив, постоянно становится объектом насмешек, часто непристойных, но в конце концов все прощает.
Традиционно носит огромный гульфик, чтобы подчеркнуть свою мужскую силу, которая, как всем вокруг известно, давным-давно утеряна.
Часто выступает в роли отца одного из инамората и состоит в деловых или личных отношениях с Дотторе или Капитано. Попытки Панталоне обогатиться за счет своих родственников или друзей стабильно пресекаются его слугой. Помимо огромного гульфика, который он традиционно носит, чтобы подчеркнуть свою мужскую силу (как уже упоминалось, давным-давно утерянную), персонаж также одет в маску с длинным крючковатым носом, короткий жилет-куртку красного цвета, узкие красные штаны и чулки того же цвета, длинный черный плащ, туфли и колпак без полей.

Другие имена: Маньифико.

Пьеро (Педролино в итальянском варианте) — один из наиболее популярных персонажей Комедии дель арте. Обычно Пьеро описывается как представительный, обаятельный и добрый молодой человек, без меры винящий себя за проступки, которых никогда не совершал, и вследствие своей доброты и доверчивости часто оказывающийся обманутым. Отличительной чертой характера Пьеро является его наивность, из-за которой он частенько оказывается в дураках, и из-за которой его обманывают и насмехаются над ним все, кому не лень. Несмотря на возникающие по ходу действия подозрения, Пьеро всегда верит другим персонажам и их лжи. Также Пьеро называют лунатиком, человеком не от мира сего, который не понимает, что происходит вокруг, для которого каждая мелочь имеет значение, и который только и делает, что веселится и играет.

Пьеро носит белую рубаху, часто не по размеру, время от времени украшенную аксессуарами черного цвета. На голове у него либо высокий колпак, либо остроконечная шапочка. В очень редких случаях на лице Пьеро появляется слезинка. Обычно этот персонаж не носит маски, поскольку играющий его актер должен обладать богатой мимической экспрессией, и эта традиция действует как минимум с начала 1600-х гг. Его лицо часто выбелено пудрой или мукой.

Другие имена: Педролино.

Пульчинелла — классический персонаж Комедии дель арте 17-го века — горбун, по-прежнему волочащийся за женщинами. Пульчинелла является прообразом Панча из английского дуэта «Панч и Джуди». В неаполитанском кукольном театре Пульчинелла — основной персонаж. Отличительная черта этого персонажа, из-за которой он и получил свое имя, это невероятно длинный нос, похожий на клюв. В латинском языке существовало словосочетание «pullus gallinaceus», из которого образовались слова «Пульчинелло» и «Пульчинелла», относящиеся к итальянскому «пульчино» — цыпленок. Персонаж традиционно подлый, злобный и коварный: защитные реакции Пульчинеллы делятся на два вида: первая — прикинуться дурачком и сделать вид, что он не понимает, что происходит, и вторая — бить людей.
Часто носит черную маску и длинную белую одежду, волосы распущены и всклокочены.

Другие имена: Панч, Пункинелло, Пуччо д"Аньелло.

Дзанни — это прототип комического персонажа слуги из Комедии дель арте. Это имя происходит от итальянского Джованни (также произносится как Дзан, Дзане, Дзуане), типичного имени слуги, чьи предки эмигрировали в Венецию из Бергамо в поисках работы. В отличие от Маньифичи — хозяев — роль Дзанни всегда была довольно изменчивой: обычно простоватый, глуповатый и примитивный, в городских условиях Дзанни превращался в пронырливого, изобретательного, назойливого и даже беспардонного персонажа. Но в большинстве случаев это не помогало, и он оставался бедным и постоянно голодным.
Костюмы персонажей Дзанни обычно состояли из свободных рубах и штанов белого цвета. Их лица украшали черные маски, напоминающие маску их более популярного отпрыска — Арлеккино.

Другие имена: Пульчинелла, Арлеккино, Бригелла, Ковьелло, Франкатриппе, Дзан Фитата, Дзан Пьястрела, Дзан Ганасса, Дзан Турко.

Карнавальные маски

Венецианская карнавальная маска — это квинтэссенция венецианского духа, объединяющего и невинные забавы, и людские прегрешения. В Венеции тех дней существовало множество поводов надеть маску, более того, их носили не снимая большинство месяцев в году. В 18-м веке весь мир знал, что в Венеции проходят самые известные Карнавалы. В них принимали участие представители всех сословий, и ярчайшие характеристики такой разношерстной публики нашло свое отражение в масках.

Баута приобрела наибольшую популярность на Венецианском карнавале, поскольку являлась самой распространенной на карнавале маской. Также Баута применялась и в других случаях для сокрытия личности и социального происхождения носителя. Она позволяла носителю более свободно взаимодействовать с другими членами общества за пределами повседневных условностей и норм. Маска служила для достижения различных целей, как противозаконных и откровенно преступных, так и личных, например для романтических встреч.
Конкретного толкования имени Баута не существует до сих пор. Оно может происходить от слова «behten» (защита, нем. ), равно как и от слов «bau» или «babau» — распространенного итальянского названия чудовища или страшного зверя, которым родители пугали своих детей. «Se non stai bravo viene il babau e ti porta via...» — будешь плохо себя вести, придет «babau» и утащит тебя.
Именно эта венецианская маска считалась идеальным прикрытием для королей и принцев, которые хотели прогуляться по городу без риска быть узнанными, но ее с удовольствием носили и чужестранцы. Слава Бауты жила до тех пор, пока существовала Светлейшая Республика Венеция (Serenissima Republic). С приходом французов и австрийцев маска исчезла, поскольку воспринималась новыми правителями как символ сопротивления.
Поскольку Баута имела довольно жутковатый вид, ее обычно носили в сочетании с трикорно (черная треугольная шляпа, распространенная в Венеции), цендале (длинный капюшон из атласа и макраме) и длинным плащом.

Другие имена: Ларва, Казанова.

Маска Дама — и ее различные элегантные вариации — живописует женщин тицианского периода Чинквеченто (16-го века), которые обильно украшали себя дорогими тканями и драгоценностями, а также сложными прическами. В наши дни это, пожалуй, самый красивый и популярный тип масок Венецианского карнавала.

Другие имена: Либерти, Ольга, Валери, Саломе, Фантазиа, Реджина.

Гатто (кот, итал.) — это еще одна традиционная маска Венецианского карнавала. Коты в Венеции были настолько редким явлением, что стали объектом одной из самых распространенных масок. По одной легенде, в Венецию из Китая прибыл бедняк, за душой у которого не было ни гроша, и единственное, чем он владел, был старый кот. Несмотря на свой преклонный возраст, кот умудрился очистить дворец дожа от мышей, и тот озолотил его хозяина. Когда разбогатевший бедняк вернулся домой, его завистливый сосед поспешил в Венецию, прихватив самые дорогие шелка и справедливо полагая, что если уж за старую животину там отвалили столько денег, то уж за ткани-то он выручит несравненно больше. Венецианский дож пришел в неописуемый восторг от вида дорогих тканей и тут же предложил торговцу самое ценное, что у него есть. Торговец с радостью согласился! Так бедный старый кот вернулся обратно в Китай.

Маск а Шута и ее женский вариант Жоли представляют определенный тип шутов, распространенных в Средневековье. Зародившись в Италии, маска Шута получила распространение по всей Европе и оказала огромное влияние на испанский, голландский, немецкий, австрийский, английский и, в особенности, французский театры. Происхождение маски Шута уходит своими корнями в доисторическое западное племенное сообщество. Плиний Старший упоминает царского шута (planus regius), описывая визит Апеллеса во дворец эллинского царя Птолемея I. Тем не менее, маски Шута прочно ассоциируются с европейским Средневековьем, поскольку являются символическим близнецом короля. В те времена люди воспринимали шутов и юродивых как особенную касту, которую Бог наградил каким-то ребяческим безумием — то ли подарком, то ли проклятьем. Умственно неполноценные люди тех лет частенько зарабатывали себе на хлеб, выкидывая всякие неожиданные коленца и откровенно дурачась. Таким образом они, не умея выжить в этом жестоком мире европейского средневековья каким-либо другим способом, находили себе довольно сносную нишу. Шуты обычно носили костюмы ярких расцветок, сотканные из множества зачастую несочетающихся лоскутов. Их головные уборы были особенно знамениты — они шились из ткани, а каждый из трех концов колпака украшался звонким бубенчиком. Эти три конца олицетворяли ослиные уши и хвост, которыми украшали свои головы шуты древних времен. Помимо прочих, отличительными чертами шутовского образа были непрерывный смех и фальшивый скипетр, также известный как баубле или маротте.

Другие имена: Джокер, Дурак, Буффон или Буфон, Нарр или Наарор, Жуглар.

Моретта — традиционная венецианская маска. Эту маску венецианские женщины носили круглый год. Моретту, овальную маску из черного вельвета, женщины носили во время посещения монастырей. Она родилась во Франции и, благодаря своей способности подчеркивать красоту женских черт лица (так как не полностью закрывала лицо), немедленно приобрела популярность в Венеции. Как правило, маска увенчивалась вуалью. Важной и отличительной особенностью данной маски был способ её ношения. У этой венецианской маски не было подвязок. Изнутри на уровне рта была сделана деревянная планка, при надевании женщина вставляла эту планку в рот и фактически держала маску зубами. Пока женщина была в маске она молчала, её еще часто называют "молчаливой служанкой".

Маска Вольто (лицо, итал. ) самая популярная и массовая карнавальная маска. Маска повторяла черты человеческого лица. Также известна под названием маски Горожанина, поскольку с древнейших времен ее носили обычные горожане во время следующих праздников: День Святого Марка, фестиваль Сенса, День Святого Вита и Модеста, гуляния в честь Святого Стефано, и это только малая их часть.

Дотторе Песте — это маска из современного Венецианского карнавала. У нее своя уникальная история. Одним из самых страшных бедствий, постигших Венецию не единожды, была Чума. Поэтому маска Доктора Чумы не считается аутентичной карнавальной маской, поскольку использовалась врачами тех времен для защиты во время посещения чумных больных. Костюм Дотторе Песте состоял из шляпы, указывающей на принадлежность доктора к мужскому полу, маски с застекленными глазницами для защиты глаз врача и клювом, набитым специями и травами для очистки вдыхаемого врачом воздуха, деревянной палки, чтобы отпихивать подошедших слишком близко к врачу зараженных людей, пары кожаных перчаток для защиты рук, навощенного с внешней стороны халата и длинных сапог.

Венецианская маска - традиционный символ ежегодного Венецианского карнаваа. Маски использовались и в повседневной жизни с целью скрыть лицо. Это служило самым разнообразным целям: от романтических встреч до преступлений. Последние привели к запрету ношения масок вне карнавала незадолго до конца Венецианской республики.

Виды масок

Многие маски карнавала – это варианты масок итальянской комедии дель арте, особого вида уличного театрального представления. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться. К классическим маскам, не связанным с театром, относятся Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Ниже даны краткие их описания.

Баута

Одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой - tricorno . Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “ bau ” или “ babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица. Баута обладала еще одним преимуществом: благодаря специфической форме, голос человека менялся, позволяя оставаться неузнаваемым. Одна из разновидностей этой маски называется “Bauta Casanova”, и отличается от классической Баута наличием tricorno.

Коломбина

Полумаска, часто украшается золотом, хрусталём, серебром и перьями. Маска была частью образа одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица.


Моретта

Овальная маска из чёрного бархата, изобретена во Франции.

Венецианская Дама (Dama di Venezia)

очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.

Кот (Gatto)

Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за никчемное животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано – сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.

Вольто (Volto)

Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).

(Medico della Peste) или более известный образ "Доктор чума"

В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумленному руками.








Самое неприятное, нельзя фотографировать маски в магазинах Венеции. И все это впечатление и многообразие многие туристы пытаются передавать фотографируя через стекло витрины. Нам повезло больше. Решив купить добротное количество масок, нам позволили отвести душу.

Маски продают везде. Это символ, это классный сувенир, но интересней всего лишь не в многих магазинах - мастерских, где по крайне мере можно увидеть как художник делает последние штрихи.



В свое время маски использовались с целью скрыть лицо, когда начиная от простых людей и заканчивая известными особами народ хотел перемещаться неузнаваемым. Став таким образом символом Венецианского карнавала.

Маски делаются в основном из папье-маше и кожи, хотя носить такие маски долго достаточно некомфортно. Самый удобный вариант - маска закрепленная на палочке.

Многие знают маски в виде длинного птичьего клюва. Во время чумы обычно доктора носили такие маски вкладывая в клюв специальные травы, пытаясь таким образом не заразиться от больного, при этом носили черные плащи.

Особую любовь и уважение многие ассоциируют именно с карнавальными масками.

Основные темы в украшении - музыкальные ноты, карты...

Кстати застать мастера за работой не так просто, а сфотографировать еще сложнее...

«Коломбина» - полумаска, часто украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями. Маска была частью образа одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица:



29.05.2014

Италия. Венецианский карнавал — роскошный, феерический, таинственный

Иногда так хочется остаться неузнанным, спрятать лицо под маской, отбросить все предубеждения и подвергнуться эмоциям. Венецианский карнавал , который ежегодно проходит в , дает нам такую ​​возможность. Грандиозное феерическое действо превращает в своеобразную театральную постановку, в которой каждый играет свою роль. Ежегодно сюда съезжается полмиллиона туристов в поисках свободы, драйва и магии. Две недели настоящей сказки, множество приятных впечатлений и бесценных воспоминаний.

Из истории венецианского карнавала

Неотъемлемая часть знаменитого города на воде-Венецианский карнавал . Его история уходит в древность и берет свое начало от знаменитых древнеримских сатурналий, языческих праздников, которые проходили ежегодно в дни зимнего солнцестояния в честь сбора урожая. В эти дни все гуляли и веселились. Снимались любые запреты и предубеждения, даже рабы развлекались на равных со своими хозяевами. А чтобы чувствовать себя комфортно и оставаться инкогнито, люди надевали маски. Эту давнюю традицию стали использовать и венецианцы, придав ей особую изысканность.


С распространением христианства священники приурочили карнавал в Венеции к зимнему посту перед Пасхой. В 1094 году дож Витале Фалиеро занес название «Венецианский карнавал» в официальные документы, а с 1296-го праздник стал публичным.

Наибольшую известность в Европе карнавал приобрел в XVIII веке. Тогда во время карнавала разрешалось почти все. В водовороте празднования запрещенные проявления страсти и мелкие погрешности становились доступными. Богачи в азарте тратили бешеные деньги в игорных домах, некоторые супружеские пары, не стесняясь, изменяли своим мужьям и женам. Графы становились шутами, слуги — королями, короли — бедняками, а воспитанные и вежливые принцессы — соблазнительными куртизанками. Все было легко и просто, ведь лицо прикрывала маска. Во время карнавала их носили почти все, даже в церкви и дома. Однако, такие откровенные празднования длились недолго. В конце века, в 1797 году, после захвата Италии французскими войсками, Наполеон отменил Венецианский карнавал . Его возродили не так давно, только в 1980 году.

Современность

В настоящее время карнавал в Венеции имеет тематический характер. Десять лет назад он был посвящен Феллини, а еще проходил карнавал «Путешествия и путешественники», «Восток и его культура» и т.д. В 2014 году тема карнавала была – «Волшебный мир природы», празднование проходило с 15 февраля по 4 марта 2014 года.

Празднование венецианского фестиваля на площади Сан-Марко.

Среди развлечений: парады, музыкальные и театральные представления, постановки комедий дель арте, конкурсы, балы, выступления лучших творческих коллективов Италии, фокусников, жонглеров, мимов, клоунов и акробатов, турниры, старинные игры и, конечно же, яркие фейерверки.


По традиции карнавал начинается из старинного праздника «Festa delle Marie», приуроченного освобождению венецианских девушек, похищенных Истрийском пиратами. В первый же день происходит театрализованное маскарадное шествие, которое стартует от дворца Сан-Пьетро и проходит по всему городу. В полдень с колокольни Сан-Марко спускается ангел в виде красивой девушки в белоснежном платье (по традиции), тогда карнавал считается открытым.



16 февраля проходит лодочная процессия по Гранд-каналу, а возле церкви San Giacomo dell"Orio представители итальянских компаний угощают всех традиционными венецианскими сладостями и напитками.

Празднуют в Венеции не только на площадях и улицах города, но и в роскошных палаццо, где устраивают королевские карнавальные балы. Подобные торжества проходят и в Palazzo Pisani Moretta и Casino of Venice, однако, чтобы попасть внутрь, надо обязательно надеть костюм, маску и заранее позаботиться о приглашении.



Венецианские маски и костюмы

Главным атрибутом Венецианского карнавала всегда были и остаются маски. Однако, это не просто аксессуар, закрывающий лицо, а целое произведение искусства. Венецианские маски отличаются большой изысканностью и мастерством исполнения. Тайны их изготовления передавались из поколения в поколение, сохраняя основные традиции и впитывая веяния современности.
Сначала маски делали из кожи, ткани или с помощью оригинальной техники папье-маше. Сегодня их продолжают изготавливать вручную, украшая бижутерией, стразами, перьями, драгоценностями, серебром и золотом.
В позднем Средневековье в Венеции маски приобрели такую ​​популярность, что их стали носить и в будние дни, часто пользовались ими во время совершения преступлений. Это побудило Церковь выдать запрет на ношение масок. Разрешалось одевать их только во время празднования.

Традиционным мужским костюмом для карнавала был черный широкий плащ (tabarro) в сочетании с шелковой накидкой (bauta), треугольной шляпой (tricorno) и белой маской.

С XVIII века благодаря большой популярности праздника в Европе и подвигам известного авантюриста-искусителя Джакомо Казановы костюмы для карнавала стали разнообразнее и ярче.

Впоследствии на масках начали отражать образы главных героев итальянской комедии — Панталоне, Пьеро, Коломбины и Арлекина. Сегодня выбор масок просто поражает. Знатоки выделяют основные виды венецианских карнавальных масок .


Маска Баута (итал. Bauta) — белая маска, прикрывающая все лицо, с вырезами для глаз, четким выступлением для носа и надбровные дугами, без проема для рта. Ее нижняя часть слегка оттопыренная, чтобы человек мог есть и пить, не открывая лица.

Маска Моррета (итал. Moretta) имеет овальную форму, полностью закрывающую лицо. Часто ее делают из черного бархата, с отверстиями для глаз, но без вырезов для губ. Маска была актуальна среди женщин. Ее надевали на время карнавала и на тайные свидания.

Ларва (итал. Larva) — самая распространенная маска овальной формы на все лицо, преимущественно белого цвета, может иметь небольшое отверстие для рта.

«Врач чумы» (Медико делла песто, итал. Medico Della Peste) — одна из самых известных и самых ужасных масок, с длинным загнутым носом, подобным клюву. Придумал ее французский врач Шарль де Лорме для защиты от бактерий. В период эпидемии чумы такую ​​маску надевали врачи, посещая пациентов. В длинный нос закладывали дезинфицирующие соли и растения, которые выделяют ароматические масла: розмарин, чеснок, можжевельник и т.п., которые должны были защищать от заражения болезнью.

Маска Гатто (Gatto) — маска в виде кота, закрывает лицо к середине.

Полностью не прикрывает лицо, оставляя губы открытыми. Часто украшена золотом, серебром, хрусталем и перьями. Сначала маска была частью образа актрисы Коломбины в комедии дель арте. По легенде, женщина была такой красивой, что не пожелала скрывать все лицо, поэтому именно для нее создали эту маску. Впоследствии она стала очень популярной, потому что в ней было удобно есть и целоваться.