История косы - год русской культуры - каталог файлов - голышмановский районный дворец культуры "юность". Тайны русской косы

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто прической.

1. Две лучше, чем одна

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

2. Жизненные силы

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.


3. Читаем по косе

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

4. Священный ритуал

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

5. Символ чести

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.


6. Изменить жизнь

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.


7. Женские хитрости

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

На Руси девушка плела одну косу, в браке разделяла ее на две. Девушки волос не прятали, украшали их лентами, косником. Повойник надежно скрывал волосы замужней женщины от людских глаз. Незамужние, даже вступившие в возраст, должны были носить девичью косу, плести две запрещалось, не позволялось им носить и кокошник.


Язык косы
У девичьей косы был свой язык, и молодые парни, свахи отлично его понимали. Как только в волосах появилась цветная ленточка, значит, приспела пора, и девушку можно рассматривать как невесту. Но две ленточки, если они были заплетены от середины косы, ясно говорили, что на эту девушку можно не засматриваться. У нее есть жених и получено от родителей благословление на брак.

Как расчесывали волосы
Длинные, густые волосы нельзя было расчесать впопыхах, на скорую руку, это становилось целым ритуалом. Волосы олицетворяли жизненную силу человека, и во время расчесывания к ней можно было прикоснуться. За день человек уставал, чтобы восстановиться, нужно было раз 40 провести гребенкой по волосам. К детям с гребнем подходила только мать. Расплетать косы женщины мог лишь ее супруг.

Не дергай за косички!
И в давние времена девушки не любили, когда их дергали за косу, это считалось обидой. Отрезать волосы девушки было неслыханным оскорблением, как и сдернуть повойник, платок с головы женщины. Виновные наказывались штрафами. «Опростоволоситься» то есть остаться с непокрытой головой при посторонних людях для женщины было позором.

Ножницы прочь!
До сих пор сохранилось поверье, что беременным нельзя стричь волосы. Это пошло из тех давних времен. Женщина на Руси не стриглась, ведь в волосах была заключена ее жизненная энергия. А чтобы коса выглядела густой, толстой, прибегали к хитрости: вплетали конский волос.

В наше время девушки колдуют над своей внешностью, стараясь выглядеть красиво и ухоженно. Недорогая

Claude Monet "Grainstacks at Giverny, Sunset" 1888-1889

Историки и верующие в их писанину живут не напрягаясь, легкость мысли необычайная, всё знают и быстро отвечают. Например, как дойти до вершины Эвереста? Ответ: "Очень просто - берешь и идешь".

Как прокормить зимой сотни тысяч лошадей "монголо-татар"? Отвечают: "Очень просто - берешь и кормишь".

Как даже для одной лошади/коровы запасти на зиму 3-6 тонн сена (сухой вес)?
- Берешь косу и косишь!

А где взять косу?
- В любой деревенской кузнице их делали!

А как там дело с деревенскими кузницами в начале 19 века или, страшнее того, в 18-веке?
- Да легко, их полным-полно.

Сено - обязательный элемент зимнего рациона лошадей и коров. Одной лошади на зиму требуется около 2,5 тонн сена (пять таких спрессованных катушек!) + 2,5 тонны концентратов, зерна + 0,5 тонны корнеплодов (моркови).

Одной корове на зиму требуется около 3-6 тонн сена + 3-4 тонны силоса + около тонны комбикорма.

Если кормить лошадей и коров только сеном, то его, естественно, потребуется гораздо больше, и то животные будут на сухом пайке, не знаю, сможет ли лошадь работать, а вот про корову пишут, будет давать молока как коза и то если кормить одним сеном через день.

Период сенокоса с конца июня по первую половину июля, все в это время жили на сенокосе, в деревне оставались только старые и малые. Для разнообразия, небольшая ретроспективная подборка изображений по теме:







СССР, сенокос на верблюдах. Колхозники сельхозартели им. Осоавиахима. Саратовская область. 1942 г.





Карелия. До середины ХХ века косили косой-горбушей. Горбушей косили в согнутом положении по обе стороны от себя. В этом главное отличие способа её употребления от косы-стойки (литовки) с длинной рукоятью.

Какие именно косы подразумеваются при их упоминании в исторических документах?

Дело в том, что существуют две основные разновидности кос: более древняя коса-горбуша и более современная коса-стойка, она же коса-литовка, с которой у большинства и ассоциируется упоминание косы как сельскохозяйственного орудия, но между ними очень большая разница.



Косьба "горбушей" в Повенецком уезде Олонецкой губернии, 1901 г. Автор съёмки И.А. Никольский

Совершенно очевидно, что дополнительное пояснение к косе "-горбуша" и "-стойка" отражает разницу в положении косца во время работы этими разными инструментами "сгорбившись" и "стоя". Уточнение потребовалось только тогда, когда появилась коса-стойка, поскольку до этого момента достаточно было одного названия косы для отличия от серпа. Когда подразумевается единственный объект или однотипная группа, дополнительные пояснения не нужны.


Обе разновидности кос одновременно применялись и в 20 веке, правда, сейчас более известна коса-стойка (литовка), которая в отличие от косы-горбуши гораздо сложнее в изготовлении, на нее требуется больше железа/стали, она гораздо опаснее при работе и требует специальных навыков, зато производительность гораздо выше.

Судя по старинным железным косе-горбуше и серпу в Болгарском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике, кузнецу гораздо легче было выковать косу, нежели серп, разве что металла больше требовалось:

Когда реально в Российской империи появилась и начала распространяться коса-стойка?

В еженедельном журнале "Всемирная иллюстрация" за 1896 год написано:

"О громадном значении кос, орудии при добывании запаса зимнего продовольствия для домашнего скота, у нас, в стране по преимуществу земледельческой, - совершенно излишне распространяться. Кустарное производство кос началось с незапамятных времен, а за ним следовало и заводсвое их производство, сначала, разумеется, в виде небольших мастерских, а затем постепенно расширилось, давая в последнее время на некоторых заводах внушительные годовые цифры выделки. Первым заводом, взявшимся у нас за выделку кос, был казенный, Артинский, около Златоуста, на нем это производство началось в 70-х годах.

В это время мы еще получали много кос из за границы, особенно из Австрии; упомянем здесь, кстати, что, один из наших импортеров из Австрии, купец Филимонов, обратил на себя внимание австрийского правительства громадным оборотом своего вывоза и был награжден дворянским званием; из прозаического Филимонова вышел пышный фон-Филимонов.

Очень долго, именно до 1880 г. ввозные косы не были обложены пошлиной, но, начиная с этого времени, заграничная коса стала встречать все возраставшее препятствие к своему прежнему свободному обращению на русском рынке: пошлина на этот снаряд все росла и росла и дошла теперь уже до 1р. 40 коп. с пуда.

Высокая пошлина, разумеется, вызвала возникновение и подъем внутреннего производства. Один за другим возникли заводы для выделки кос: Мосягина в г. Осташкове, Зоннена в Риге, Новгородцева и Киселева близь Златоуста, и, наконец, Посселя близь Вильны, у станции Вилейской. Этот последний завод скоро так расширил свое производство, что стал во всех отношениях первым в ряду наших заводов.

Завод Посселя под Вильною основан всего лишь с 1887 г. Классической страной косоделательного производства всегда была Штирия; под именем австрийской у нас всегда и обращалась штирийская коса, ее и вывозил в свое время Филимонов. Туда, за опытными мастерами, и обратился и основатель вилейского завода. Он пригласил к себе на завод около полусотни рабочих штирийцев набивших руку на производстве кос; но этот отряд чужеземных рабочих стал только инструкторским; когда местные рабочие, под руководством штирийцев, усвоили все приемы рациональной выделки кос, тогда иноземцы были заменены русскими производителями, так что теперь австрийцев у Посселя остается вего лишь несколько человек на армию в 500 человек рабочих, занимающихся на его заводах..."

Как видим, завод Посселя в Вилейке возник позже других перечисленных, позже массового ввоза Филимоновым штирийских (австрийских) кос, но коса-стойка получила устойчивое наименование косы-литовки, а не "златоустовки", "артинки", "филимоновки", "австрийки" или какой-то другой.

Более того, в Белоруссии косы-стойки называли вилейками , что вполне объяснимо: для них еще видна разница между Вильно и Вилейкой, а вот для остальной территории Российской империи эта разница в названиях ни о чем не говорит, так что "литовка" - это коса из Литвы

Получается, что коса-стойка массово появилась в Российской империи только в 1880-х годах?

В Карелии коса-литовка повсеместно распространилась лишь в 20 веке:

"Наиболее распространенным орудием заготовки кормов была коса-горбуша... Косами-стойками, раньше, чем в других местах, стали пользоваться в Южной Карелии. Повсеместное распространение они получили лишь в текущем столетии." из статьи Ж.В. Гвоздевой "Коллекция орудий жатвы и косьбы в фондах музея -заповедника "Кижи"

В самом конце 19 века крестьян приходилось обучать косьбе косами-литовками и нанимать для этого специальных инструкторов:

"За предыдущие годы управой предпринято было ознакомление крестьян с работой косой-литовкой, как для косьбы сена, так и для уборки ею хлебов. В нынешнем году был приглашен один косец-инструктор, который обучил работе литовкой до 50 человек. Тем не менее попытки к введению литовки остались не бесплодными и в настоящее время можно уже встретить лиц, которые не только косят траву литовкой, но умеют и убирать ею овес. Желательно продолжать обучение косьбе литовкой и в будущем году”. Эта цитата из журнала Котельнического уездного земского собрания Вятской губернии (1898)."

"В 60-х годах XIX века русские крестьяне завезли на Алтай косу-горбушу, а затем и более совершенную косу-литовку."

С рассматриваемой точки зрения всё логично: сначала познакомили находящиеся на уровне первобытнообщинного строя племена с имеющимися у них орудиями труда - косой-горбушей, а потом при появлении в 1880-х косы-стойки-литовки стали применять и это более совершенное орудие труда.

Как можно объяснить, что изложенные выше выводы входят в резкое противоречие с некоторыми имеющимися историческими свидетельствами?

Женская коса всегда была на Руси символом красоты.В женскую косу вплетали скрытые знаки понятные только своим и посвященным мужчинам.

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто прической.

1. Две лучше, чем одна До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

2. Жизненные силы Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.


3. Читаем по косе
. Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

4. Священный ритуал Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.


5. Символ чести
Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Замужняя женщина является берегиней своего рода, своей семьи. Что помогало женщине в древности оберегать свою семью и успешно справляться с домашними делами?
Современным женщинам трудно поверить, что это женские косы. Волосы замужней женщины - это великая сила, мудрость и знания. Косы способны накапливать огромный объем информации и жизненной силы.

Как и в древности, женщина, выходя замуж, входит в семью своего мужа, получает его фамилию и принимает силу его рода. Перемена прически с девичьей на женскую играла и играет важную роль в создании благополучной и счастливой семьи. Наши прабабушки знали об этом и очень трепетно относились к своим косам. Когда девушка становилась женой, она носила две косы, в которых накапливались силы для неё и для ребёнка. Одна коса должна была слышать голос бога, вторая - слышать род мужа, его правду, воспринимать энергии и на его долю, поддерживать его энергетически своей силой. Когда женщина ждала ребенка, подрезать волосы не рекомендовалось, чтобы не лишать ребенка энергетической подпитки.


Волосы девочкам не стригли с рождения. Мать самым тчательным образом ухаживала за волосами дочери, вплетала в косу ленты и приговаривала:
"Расти коса до пят, женихи торопят …".


Волосы женщина только перед мужем распускала. Считалось, что распуская волосы, женщина выпускает наружу свою энергию, что не всегда является безопасным для окружающих (а для ее мужа это, напротив, мощная энергетическая подпитка), а во-вторых, распущенные женские волосы быстро впитывают чужой негатив, отрицательные эмоции - зависть, злость. Зачем же нести всё это в свою семью?

Распущенные на людях женские волосы на Руси крайне не приветствовались. Вот, например, какие синонимы для слова "Распущенный" приведены в толковом словаре Ушакова: аморальный, безнравственный, беспутный, недисциплинированный, непристойный, несобранный, нет ничего святого, порочный, предосудительного поведения, развратный, распутный.

Энергетика длинноволосой женщины мощная, чистая, ровная способна создать и удерживать обережный круг для своего любимого мужчины, защищая его от бед. Считалось, что в женской косе хранится энергия и благополучие домашнего очага. Не случайно во время нашествия на Русь варвары первым делом искали жену князя и обрезали ее косу, тем самым лишая сил, защиты, оберега как князя, так и сам город, подвластный ему. Косу княгини захватчики прикрепляли к копью, - это символизировало полное поражение города. Волосы в старину никогда не красили, седина считалась признаком мудрости.
В современном большом городе волосы лучше закалывать и убирать под головной убор, что бы не притягивать отрицательную энергию.

Волосы можно распускать на природе, природа очистит, наполнит здоровой силой и энергией.