История елочных украшений. Где, когда, в какой стране впервые нарядили елку? Где можно купить украшения для ёлки

Обычай украшать новогоднюю елку пришел к нам из Германии. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку положил немецкий реформатор Мартин Лютер. В 1513 году, возвращаясь домой в канун Рождества, Лютер был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесными орехами.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.

В XVIII-XIX веках традиция украшения елки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние елки появились также благодаря немецким эмигрантам. Вначале елки украшали свечами, плодами и сладостями, позднее в обычай вошли игрушки из воска, ваты, картона, а потом и стекла.

В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек - яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило . Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.

В нем предписывалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых...».

После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.

В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка.

В городах начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники.

Образ рождественской елки хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось Святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате елка стала символом Рождества.

Во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения елки «вражеской» и категорически запретил ей следовать.

После революции запрет отменили. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года в Петербурге.

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила «христианское» воскресение: страна перешла на «шестидневку», запрещено было празднование Рождества.

Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Сталин согласился.

В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов (с 1992 года - Государственный Кремлевский дворец). Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней.

Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху: пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны - пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью «СССР», снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

В наши дни появилось немало стилей украшения новогодней елки. Наиболее традиционный из них - украшение елки разноцветными игрушками из стекла, электрическими лампочками и мишурой. В прошлом столетии натуральные деревца начали заменять искусственными, некоторые из них весьма искусно имитировали живые ели и украшались обычным способом, другие были стилизованными, не требующими украшений. Возникла мода на оформление новогодних елок в определенном цвете - серебристом, золотистом, красном, синем, в моду прочно вошел минималистский стиль в оформлении елки. Неизменным атрибутом украшения елки остались лишь гирлянды из разноцветных огней, но и здесь на смену электрическим лампочкам уже приходят светодиоды.

Обычай выделять из всех деревьев елку и украшать на праздник именно ее родился у жителей Германии. Немцы считали, что ель - священное дерево, в ветвях которого обитает добрый «дух лесов» - защитник правды. Зеленея в любое время года, она олицетворяла бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже её шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья. Именно на самую большую елку в лесу, ежегодно, в конце декабря (когда начинался «солнечный» год) люди «развешивали разные подарки» для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай. Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки - символ плодородия, яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи - непостижимость божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу. Наряжали елку и игрушками.


И уже из Германии этот обычай проник и в другие страны. Некоторые ученые считают, что первая елка была украшена в XVI веке в г. Эльзасе (принадлежавшем ранее Германии, а сейчас это часть Франции).

У нас в стране судьба елочки складывалась не просто. И прежде чем у нас в домах стала появляться нарядная новогодняя елка, по приказу Петра I жилище украшали просто елочными ветками. После указа Петра I «О праздновании Нового года» по европейскому образцу, наши предки впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, ели и можжевельника по образцам, которые были выставлены в царском гостином дворе. В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку игрушками и гирляндами стали намного позднее, с середины XIX века. В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. Наряженная ель впервые засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерининского вокзала

Первая публичная елка, по свидетельству современников

Другая версия первой елки.Считается, что самую первую новогоднюю ёлку установили в Риге в 1510 году. Свидетельством тому служат не только документы, найденные в рижских архивах, но и самая старая в мире ёлочная игрушка. Правда, до сих пор ведутся споры о том, где же именно появилась первая ёлка - по одним источникам, она была установлена где-то между Ригой и Таллином, по другим – именно в Таллине. Но в 2010 году премьер-министры Латвии и Эстонии договорились, что первая новогодняя лесная красавица была установлена всё-таки в Ливонии. К сожалению, о первой рижской ёлке известно совсем мало. Известно, что она была установлена перед знаменитым домом Черноголовых. Её наряжали стропоны в чёрных шапках. Но после праздника дерево было сожжено.

В этой заметке мы расскажем о зарождении европейского обычая наряжать рождественскую елку и о том, как менялись особенности этой традиции на разных этапах истории. Речь пойдет главным образом о традициях Германии и Франции и, в частности, об эльзасском и лотарингском регионах, поскольку именно столица Центрального Эльзаса город считается «официальной родиной» новогодней елки, а соседняя Лотарингия подарила миру такое популярное елочное украшение, как стеклянный шар.

Рождественская или новогодняя ёлка - это образ, который соединяет в себе многочисленные сказки, легенды, воспоминания детства и для большинства людей символизирует радостный момент, когда все, маленькие и взрослые, собираются вместе, чтобы в уютной атмосфере отпраздновать Рождество или Новый год. В нас заложена потребность даже в самую лютую зиму надеяться на обновление и свет, и истоки этой потребности уходят в глубину веков.


Как вечнозелёное дерево елка всегда обладала магической притягательностью как для язычников, так и для христиан, являясь объектом желаний, воплощением тёплых праздников и встреч с родными и близкими. Традиции украшения ёлки менялись в ходе европейской истории и сегодня представляют интерес как своего рода памятник культуры, как отражение нашего прошлого.

Древнейшие истоки рождественских традиций

Традиция почитания и ритуального использования деревьев встречается у европейских народов уже в древности. Дерево считалось у древних народов Европы символом жизни и нередко украшалось фруктами, цветами, злаками. Так, кельты обожествляли деревья и верили, что в них обитают духи. А, например, римляне в день зимнего солнцестояния украшали свои дома ветвями вечнозелёных деревьев в честь бога Януса.

Как и многие другие языческие традиции, этот обычай был впоследствии воспринят христианами, которые лишь заменили ветви целыми свежеспиленными деревьями. Кроме того, популярности «рождественского дерева» у христиан способствовали средневековые рождественские мистерии, одна из которых была посвящена истории об Адаме и Еве, и для изображения райского дерева, как правило, использовали украшенную красными яблоками ель.

Легенда о святом Бонифации и рождественской ели

По некоторым сведениям, обычай устанавливать на Рождество украшенную ёлку зародился именно в Германии. «Изобретателем» рождественской ёлки считается святой Бонифаций (675-754) - английский епископ, который занимался миссионерской деятельностью в Германии, проповедуя христианскую веру. Согласно легенде, однажды в неком баварском селении Бонифацию повстречалось языческое племя, поклонявшееся священному дубу бога Тора (по другой версии - Одина). Чтобы доказать язычникам бессилие их богов, святой срубил этот дуб, и, на удивление германцев, из срубленного дерева не появилось никаких могущественных духов, чтобы наказать Бонифация за его деяние. Под впечатлением от увиденного многие язычники перешли в христианство.

Эта легенда имеет следующее продолжение: на глазах изумленных язычников на месте срубленного дуба выросла молодая елочка (на самом деле эта часть легенды не находит подтверждения в житии святого и считается позднейшей попыткой христианизации языческой традиции). Бонифаций объяснил язычникам, что вечнозелёное дерево является символом Христа и укрепления католической веры, тогда как упавший дуб знаменует собой конец язычества. На следующий год все язычники в округе уже были христианами и с радостью украшали подросшую елочку, отмечая прежде неведомый им праздник Рождества.

По другой версии, с помощью хвойных деревьев, кроны которых имеют треугольную форму, св. Бонифаций пытался донести до язычников идею Троицы.

Рождественская ель XVI века: христианская символика

Для празднования Рождества в XVI веке европейцы стали всё чаще использовать вместо веток - распространенных, как уже было сказано, в языческой традиции - целые молодые деревья. Причем наиболее подходящими для этой цели были сразу же признаны именно хвойные деревья , поскольку они даже в начале зимы остаются зелёными и служат воплощением надежды на новую жизнь, на обновление природы.

Наиболее ранние документальные свидетельства, сохранившиеся в гуманистической библиотеке , рассказывают о том, что для украшения рождественских деревьев - которые именовались старонемецким словом Meyen - в тот период использовались яблоки . Эти ароматные и хрустящие красные яблоки по сей день известны в Германии и Эльзасе под названием Christkindel Apfel («рождественские яблоки»). В Эльзасе их принято собирать в октябре и хранить до декабря-февраля.

Украшение ёлок на тот момент носило чаще всего официальный характер, поскольку эти деревья в основном устанавливали на площадях перед храмами, а также перед ратушей и зданиями цехов. Наряд зелёной красавицы состоял из двух символических элементов : во-первых, собственно яблок , которые напоминали о первородном грехе Адама и Евы, а во-вторых, гостий, или облаток (oublie ), которые служили указанием на искупление грехов через жертву Иисуса Христа. В лицейской капелле эльзасского города Агено (Хагенау) (Haguenau ) сохранилась фреска XV века, в которой эта символика находит визуальное воплощение в виде дерева, крона которого четко поделена по вертикали на две зоны: с одной стороны на ёлке висят яблоки, а с другой - облатки.

После того как рождественские елки начали появляться в обычных домах, дерево сначала было принято подвешивать к потолочной балке, как ранее делали с «языческими» ветками. Через некоторое время ель стали помещать в небольшую кадку, наполненную песком и гравием.

Какие рождественские украшения были наиболее распространены в тот период, помимо, разумеется, вышеупомянутых яблок и облаток? С начала XVI века известно елочное украшение под названием Zischgold , которое изготавливалось из тонких металлических пластин или позолоченных полосок, что придавало праздничному убранству елки еще больше блеска.

Еще одним сходным видом елочных украшений является lametta - канитель, или «дождик», который во Франции принято именовать «волосами ангела» (cheveux d’ange ). По некоторым сведениям, уже в XV веке лионские мастера изготавливали эти блестящие рождественские украшения.

Селеста - родина рождественской ёлки?

Хотя традиция рождественской ёлки , вероятно, существовала в Германии и Эльзасе примерно с XII века, первые письменные упоминания о «рождественском дереве» (Meyen ) в этом регионе относятся к 1521 году. Имеется в виду запись от 21 декабря 1521 года, сохранившаяся в гуманистической библиотеке (Bibliothèque Humaniste ) - эльзасского города, расположенного между и . Впрочем, в те времена Селеста еще не принадлежала Франции и называлась на немецкий манер: Шлеттштадт .

Эта историческая запись в счетной книге гласит: «Item IIII schillinge dem foerster die meyen an sanct Thomas tag zu hieten » («4 шиллинга - лесничему за охрану ёлок начиная с дня святого Фомы» (21 декабря)). Изучив этот фрагмент городских архивов, историки сделали вывод, что в Эльзасе как раз и зародился обычай украшать дома - в первую очередь, конечно, дома зажиточных горожан - к Рождеству ёлками. Как видите, власти Селесты были вынуждены потратиться, чтобы обеспечить охрану леса от разграбления местными жителями, стремившимися заполучить заветную елочку.


Сохранилось и несколько других, более поздних, архивных записей: например, запись от 1546 года рассказывает о том, что двум рабочим было поручено проложить дорогу в лес, чтобы можно было легче подобраться к елям и срубить нужное количество деревьев. Другая запись свидетельствует о том, что в 1555 году городские власти, пытаясь избежать злоупотреблений, ввели запрет на вырубку елей. Наконец, сохранилось описание, составленное в 1600 году виночерпием городской ратуши Бальтазаром Беком (Balthazar Beck ) (1580-1641) и посвященное тому, как следует украшать рождественскую ёлку и каковы прочие обычаи того времени, связанные с празднованием Рождества в парадном зале (Herrenstube ) ратуши Селесты (тогда еще Шлеттштадта).

В частности, Бек упоминает, что для украшения ёлки использовались яблоки и облатки. Также он описывает обычай приглашения детей членов городского совета, самих советников и прочих муниципальных работников, которым разрешалось «потрясти» ёлку и съесть все украшавшие ее лакомства. К Селесте вскоре присоединились и другие эльзасские города. Так, в 1539 года рождественская ель была установлена в Кафедральном соборе Страсбурга .

В действительности право называться «родиной рождественской ёлки » оспаривают еще несколько европейских городов. Сохранилось, например, краткое документальное свидетельство о том, что на рождественский праздник 24 декабря 1510 года в Риге (Латвия) торговцы танцевали вокруг дерева, украшенного искусственными розами, прежде чем его сжечь (явный отголосок языческих традиций). Нашлись и зловредные эстонцы, которые утверждают, что первая рождественская ель была установлена в Таллине в 1441 году.

Споры по поводу того, где всё-таки впервые появилась рождественская ёлка, не утихают до сих пор. придерживается своей версии, и в церкви Св. Георгия в декабре проходит ежегодная выставка, посвященная истории рождественской елки . Помимо этого, в гуманистической библиотеке Селесты каждый декабрь экспонируется тот самый архивный документ 1521 года, который, как утверждается, доказывает, что в этом эльзасском городе зародился обычай украшать дома к Рождеству ёлками .

Во всяком случае, по-видимому, именно здесь этот обычай был впервые в истории упомянут документально.

Конец XVI - XVII век: протестантские традиции украшения рождественской ёлки

В XVI столетии традиция устанавливать на Рождество украшенную ёлку прочно укоренилась в Германии, Австрии, Эльзасе и Лотарингии. Причем сторонники Реформации всячески поддерживали этот обычай, подчеркивая символику ели как райского Древа познания Добра и Зла.

В конце XVI века под влиянием протестантских кругов и городской буржуазии обычай дарить подарки по случаю окончания года переместился со дня св. Николая (6 декабря) на 24 декабря. С этого времени в центре празднований всегда находилась рождественская ёлка: именно под нее теперь стали класть подарки. Кроме того, с легкой руки протестантов главным героем Рождества становится не святой Николай (казавшийся им слишком языческим персонажем), а Младенец Иисус (Christkindel ), которого со временем стало принято изображать в виде юной девушки в фате, облаченной в белое одеяние и золотую корону с еловыми ветвями и свечами (одна из ипостасей святой Луции). Она раздаёт подарки послушным детям, тогда как ужасный бука (дед с розгами) (Père Fouettard , а в эльзасской традиции Hans Trapp ), в свою очередь, угощает озорников не мандаринами и конфетами, а плёткой.


Во второй половине XVI века лидеры Реформации отказались использовать для празднования Рождества принятые у католиков вертепы (рождественские сценки), поскольку у протестантов нет доктрины почитания образов. Вместо этого протестанты принялись развивать традиции украшения рождественских елей - ведь этот атрибут Рождества, в отличие от вертепов, напрямую не изображает ни Христа, ни иных библейских персонажей. Мартин Лютер предложил считать рождественскую ель символом Древа жизни в Эдемском саду.

Символика убранства рождественской ели в этот период остается принципиально христианской и не вызывает никаких возражений в лютеранском лагере. Более того, набожные протестанты, ориентированные на внимательное отношение к текстам Ветхого Завета, всячески отстаивали использование соответствующего декора рождественского дерева. Поэтому к дополнение к традиционным красным яблокам и гостиям в конце XVI века для украшения ёлки всё чаще начинают использоваться разноцветные бумажные обёртки в форме роз и других цветов.

Эти цветы являются аллюзией на слова пророка Исайи о «корне Иессееве» - дереве Иессея, или генеалогическом дереве Иисуса Христа (ср . «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» ). Символика этого типа украшений указывала на происхождение и рождение Спасителя. Вдобавок к этому, цветы на ёлке напоминали о словах старинного рождественского гимна Es ist ein Ros entsprungen («Выросла роза»), написанного как раз в ту эпоху.

К 1605 году относится следующая архивная запись на старонемецком языке: “Auff Weihnachten richtet man Dannenbäume zu Straßburg in den Stuben auf. Daran henket man Roßen auß vielfarbigem Papier geschnitten, Aepfel, Oblaten, Zischgold und Zucker “ («В на Рождество ель устанавливают в жилой комнате. Дерево украшают бумажными розами, яблоками, облатками, золотыми листами и сахаром»).

XVIII-XIX век: Рождество - детский праздник

В этот период религиозная символика праздника начинает отступать на задний план. Вместо яблок для украшения ёлок начинают использоваться разнообразные лакомства круглой формы (например, орехи с начинкой, обернутые в золотую или серебряную бумагу).

Место гостий теперь занимают пряники, конфеты, вафли и традиционные бредели (bredele , также bredela или bredle ) - рождественское печенье из пряничного теста.



В Эльзасе, южной Германии и некоторых частях Швейцарии получает распространение особая разновидность бределей - так называемые шпрингерле или спрэнжерли (sprengerle или springerle ), которые представляют собой печатные анисовые пряники, чаще всего круглые или в форме сердца. Их пекут именно на Рождество, и традиция эта сохранилась до наших дней.

Помимо собственно печенья, в эльзасских городах продаются и специальные формочки для выпекания этих сладостей. Керамические рельефные формы, или «штампы» для создания на тесте определенного рисунка можно купить в магазинах в качестве сувенира. Раньше такие формочки изготавливались в основном из дерева и украшались резными сценками повседневной жизни или композициями на библейские сюжеты. Подробнее о традиционных эльзасских сладостях, сувенирах и народных промыслах можно прочитать в заметке «Народные промыслы, обычаи и традиции Эльзаса » .

Конкретная форма сладостей, применяемых для убранства ёлки, в XIX веке постепенно утрачивает значение и становится всё более разнообразной. С этого времени украшение рождественской ёлки и все сопутствующие традиции считаются в основном прерогативой детей . Сразу же после окончания праздника Богоявления, в начале января, мальчишек и девчонок теперь приглашают «потрясти» рождественское дерево и «собрать урожай», что маленькие сладкоежки с удовольствием и проделывают.

В XIX веке пряники и бредели начинают дополнительно украшать глазурью, а иногда еще и мелкими цветными посыпками. Поверх сахарной или шоколадной глазури приклеивают декоративные картинки с разнообразными сюжетами (это были хромолитографии, чаще всего изображавшие ангелов или звёзды). Вокруг ствола ёлки устраивают небольшой деревянный заборчик, напоминающий изгородь палисадника перед традиционным крестьянским домом. Отгороженное таким образом пространство символизирует утраченный вследствие грехопадения человека рай.

Отсюда и слово Paradiesgärtlein («райский садик»), которым этот рождественский садик было принято называть в Германии. Как видите, христианская символика постепенно снова приобретает значение.

Рождественская елка приходит во Францию и Великобританию

Та поддержка, которую оказывали «елочной традиции» лидеры Реформации, объясняет быстрое распространение рождественской ели по протестантским регионам Северной Европы, включая Германию и страны Скандинавии. Не стоит забывать, что и Эльзас на тот момент был частью германского мира , равно как и соседние герцогства Лотарингия и Австрия. Всё это время, на протяжении XVII и XVIII веков, традиция ставить в домах на Рождество ёлку была развита во всех упомянутых регионах.

В конце XIX века, после Франко-прусской войны 1870 года, традиция украшать новогоднюю (рождественскую) елку пришла наконец и во Францию. Честь распространения этой традиции принадлежит жителям Эльзаса и Лотарингии , которые, не желая становиться пруссаками, после аннексии их регионов к Германии решили уехать во Францию, «страну прав человека», вновь ставшую республикой.

Еще до этого, в 1837 году немецкая жена наследника французского престола Фердинанда Филиппа, герцога Орлеанского, лютеранка Елена Мекленбург-Шверинская распорядилась установить рождественскую елку в саду Тюильри, но тогда традиция не прижилась. (Веком ранее, в 1738 году, другую неудачную попытку внедрить при французском дворе традицию рождественской елки предпринимала супруга Людовика XV, Мария Лещинская). Лишь приток иммигрантов из Эльзаса и Лотарингии предопределил массовое распространение рождественской елки на территории Франции. (Кстати, благодаря всё тем же эльзасским переселенцам традиция быстро распространилась и в Соединенных Штатах).

Сегодня гигантскую новогоднюю елку (sapin de Noël, arbre de Noël ) можно увидеть на центральной площади каждого крупного французского города: в Париже и Руане, на Станиславовской площади в Нанси и на площади Клебера в городе Страсбурге , который носит гордое имя «столицы Рождества». Приблизительно с 1930-х годов обычай ставить на Рождество украшенную елку принят практически во всех французских домах.

В Великобританию традицию рождественских елок, что характерно, тоже завезли вездесущие лютеране , а именно супруг королевы Виктории принц Альберт - он же герцог Саксен-Кобург-Готский. По его инициативе в 1841 году в Великобритании (говоря точнее, в Виндзорском замке) была установлена первая рождественская елка. В 1848 году в английской газете появилась фотография собравшейся вокруг елки королевской семьи, растиражированная вскоре в виде многочисленных открыток. Придворная мода быстро распространилась среди буржуазии, а затем и простого народа. В викторианскую эпоху считалось, что рождественская елка должна иметь шесть ярусов ветвей и устанавливаться на стол, покрытый белым полотном. Затем ее украшали гирляндами, бонбоньерками и бумажными цветами.

Любопытно, что еще до появления в Великобритании традиция рождественских ёлок укоренилась в Канаде. И лишь в XX веке этот обычай наконец проник в главные католические страны Европы - Италию и Испанию.

Елочные украшения Нового времени: изобретение стеклянного шара и прочие новшества

В середине XIX натуральные продукты, используемые для украшения ёлки, начинают заменять искусственными. В 1858 году в северных Вогезах и Мозеле разразилась страшная засуха, и урожай яблок и других фруктов выдался крайне скудный, так что местные жители не имели возможности украшать рождественские елки живыми плодами. И тогда стеклодув из лотарингской деревни Гётсанбрюк (Goetzenbruck ), что близ Майзенталя (Meisenthal ), придумал изготавливать стеклянные шары в форме яблок и других фруктов. После этого стеклянные елочные украшения приобрели популярность далеко за пределами Эльзаса.

Городок Майзенталь (Мейзенталь) в Лотарингии и сегодня славится мастерством своих стекольщиков . На этой стекольной фабрике свыше 20 лет (с 1867 по 1894 год) проработал глава художественной Школы Нанси - Эмиль Галле: сначала дизайнер учился у здешних мастеров, а затем, сам став зрелым художником, тесно сотрудничал с фабрикой при создании своих великолепных произведений. Сегодня в Майзентале можно посетить Международный центр художественного стекла (Centre International d’Art Verrier ) и ближе познакомиться с работой стеклодувов. Но этот центр является не просто музеем, а творческой мастерской, где регулярно экспериментируют с новыми современными идеями, не забывая, конечно, о традициях. Одним из главных видов выпускаемой продукции остаются стеклянные шары - чуть ли не самое популярное на сегодняшний день елочное украшение. Кроме шаров, здешние мастера изготавливают стеклянные украшения в виде колокольчиков, елочек, шишек, орехов, птиц и множества других образов.


Помимо стеклянных шаров , в XIX веке богатый арсенал елочных украшений пополнился многочисленными ангелами , одетыми в золотую или серебряную фольгу. Также для украшения елок стали часто использоваться позолоченные еловые шишки и звезды из позолоченной соломки и белого бристольского картона (изготавливаемого из бумаги высшего сорта). Позднее появилась традиция помещать на вершину елки звезду - символ Вифлеемской звезды, указавшей волхвам путь к месту рождения Христа. В качестве альтернативы верхушку елки иногда украшают шпилем (cimier oriental ) или фигуркой золотого ангела с латинской надписью Gloria in Excelsis Deo («Слава в вышних Богу»).

Но главным нововведением этой эпохи стал обычай подсвечивать ёлку праздничными огнями. Первоначально для этой цели использовались, разумеется, свечи - несмотря на риск возгорания (между прочим, первым, кому пришла в голову мысль украсить ёлку свечами, был, как считается, Мартин Лютер , зачарованный красотой звездного неба). Но поскольку воск стоил довольно дорого, вместо свечей нередко применяли заполненные маслом ореховые скорлупки с небольшим плавучим фитилем на поверхности - или гибкие свечи, которые можно было оборачивать вокруг еловых веток. Иллюминация носила не только декоративный, но и символический характер, напоминая о рождении Христа, который является светом миру . В начале XX века появились электрические гирлянды, которые поначалу мало кто мог себе позволить, до того дорого они стоили.

В XX веке также получили широкое распространение искусственные новогодние елки , которые были впервые изобретены в XIX веке в Германии. Многочисленные поклонники искусственных елей сегодня утверждают, что они дешевле, безопаснее и удобнее, чем настоящие деревья. Что же касается экологического аспекта, то по этому поводу продолжаются споры: не существует единого мнения относительно того, чтó наносит бóльший вред природе: вырубка натуральных деревьев (плюс которых заключается в том, что они поддаются биологическому разложению) или же производство искусственных елок из поливинилхлорида с не всегда безопасными добавками.

Рождественская елка в католических странах

Лишь в XX веке обычай украшать на Рождество елку пришел в главные католические страны Европы - Италию и Испанию. Например, в Ватикане традиция рождественской елки появилась только в 1982 году по инициативе Иоанна-Павла II , избранного папой римским четырьмя годами ранее. Первое время не все представители католической церкви одобряли этот обычай, однако постепенно елка стала неотъемлемой частью празднования Рождества в Ватикане, и сегодня ни одно Рождество не обходится без великолепной елки на площади Святого Петра в Риме.

Во время чтения молитвы Ангел Господень в воскресенье 19 декабря 2004 года папа римский Иоанн-Павел II следующим образом объяснил верующим значение и символику рождественской елки : «[...] рядом с вертепом часто устанавливают традиционную рождественскую елку - это тоже очень древняя традиция, связанная с прославлением ценности жизни. Зимой эта вечнозеленая ель становится символом бессмертия. Именно у ее ствола обычно кладут подарки. Этот символ также имеет большое христианское значение, поскольку напоминает о Древе жизни и образе Христа - высшем даре Бога человечеству. Таким образом, рождественская ель несет в себе весть о том, что жизнь не прекращается ни на миг и что она является даром, не материальным, но самоценным, даром дружбы и любви, братской взаимопомощи и прощения, способности делиться и сочувствовать ».

♦♦♦♦♦♦♦

Сегодня не существует определенных предписаний относительно того, как следует украшать рождественскую елку. Это может быть пышное убранство или аскетичный, простой наряд. Это может быть современная дизайнерская елка, позволяющая человеку максимально проявить свою фантазию. В любом случае это вечнозеленое дерево остается символом рождественских праздников и незабываемых впечатлений детства.

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники .

Нет, в древнейшее почитание дерева — древа — в различных традициях и верованиях мы залезать не станем. Оно есть, наверно, во всех человеческих культурах, а выбор собственно дерева в различных обрядах зависит только от местных природных условий.

Следовательно, мы легко можем сделать вывод: традиция елки, откуда бы она ни взялась — история северная. Ну просто на юге ель не растет. Так что в евангельских текстах она тоже никак не упомянута. Напротив — поскольку Рождество стоит в календаре совсем рядом с днем зимнего солнцестояния, то ряд элементов праздника, как считается, заимствован из языческих празднеств древних германцев.

Ну да, вот слово и сказано. Из Германии пошла елочка — и давай шагать по свету.

Разумеется, сейчас на сайте возобновится спор сторонников рижской и таллиннской теорий. Я им не арбитр, пусть сами разбираются. Я же честно процитирую некоторые моменты, которые я обнаружила в книжке немецкого автора Бернда Бруннера (нет, по-немецки я не читаю, но ее как раз кстати под самый Новый год перевели).

Автор по-немецки аккуратен и дотошен — даже в издании карманного формата присутствует библиография на три страницы и отдельный список иллюстраций с указанием первоисточников. Где есть документ — честно сообщается, что он есть. А где его нет — что нет.

Поэтому информация о том, что елка, украшенная яблоками и пряниками, упоминается в связи с историей фрайбургского братства пекарей и датируется 1419 годом, автором сопровождена словом «якобы». Документов нет. (И между нами, упоминание пряников явно выдает заинтересованность пекарей. :)

Зато точно задокументирована информация не прямая, а, что называется, сопутствующая. В 1494 году страсбургский юрист — и по совместительству городской летописец — Себастьян Брандт осуждает обычай рубить на новый год елки. Из чего мы можем заключить, что обычай уже распространился широко, раз мог вызвать подобную озабоченность.

А в том же Фрайбурге в 1554 году рубка елей даже была официально запрещена. В Эльзасе подошли к вопросу чуть мягче — ввели ограничения: каждый гражданин имел право срубить и принести из лесу ель не выше восьми футов.

И все же самые ранние упоминания — это елки, установленные либо в соборах, либо в цеховых зданиях. Когда в точности обычай распространился на частные дома — с точностью сказать невозможно. Но похоже, о XVI веке уже можно говорить с уверенностью.

Еще один косвенный признак: известная песня «O Tannenbaum» («Елочка», собственно). Ее написал в начале XVII столетия представитель раннего барокко композитор Мельхиор Франк (хотя более известна поздняя обработка лейпцигского органиста Эрнста Аншютца, сделанная в 1824 году).

Встает вопрос: а чем тогда украшали елочку? Прежде всего вещами съедобными: орехи, яблоки, пряники. К слову, в музее-заповеднике Мураново я обнаружила любопытную выставку, посвященную рождественским традициям Эльзаса — так вот, для елки на ней научные сотрудники специально пекли и расписывали пряники сами.

Кроме того, елку украшали канителью (в то время — позолоченная или посеребренная медная проволока) и лентами. Делали звездочки из соломы (что, оказывается, символизировало еще и связь с яслями, в которых родился Христос).

На вершине елки устанавливали либо звезду (часто с хвостом, что символизировало ту путеводную, за которой шли волхвы), либо фигурку ангела. Такого самодельного ангелочка конца XIX века я обнаружила на выставке в Сергиевом Посаде.

Свечи… За ними тоже масса символики. Но еще и проблема пожаров. Доходило до попыток запретить прикреплять к елкам свечи монаршими указами. И огромным шагом на пути к безопасности стала вещь вроде бы для нас совершенно очевидная — прищепка-подсвечник, которая крепила свечу к ветке гораздо более надежно.

Однако мы все время говорим о «рождественской» елке. Но как на самом деле относилась к ней церковь?

А все было не так просто. У католицизма была принята совершенно иная традиция — рождественские вертепы, разыгрывание мистерий Рождества с яслями и волхвами. И поскольку географически елка — дерево более северных земель — совпала с распространением Реформации, то в южных, скорее католических районах Германии обычай осуждали как протестантский. Но и протестанты не всегда были за — евангелическая церковь, например, видела в новой традиции проявление язычества (хотя злые языки предполагали, что церковники просто боятся ущерба для своих лесных угодий).

Однако пора призадуматься над тем, как обычай вначале чисто немецкий распространился дальше по миру. И прежде всего — когда елка попала к нам в Россию.

Да, несомненно, нельзя обойтись без упоминания Петра I — именно он перенес начало года на 1 января, да к тому же приказал украшать снаружи дома зелеными ветками и устраивать фейерверки. Но вот в доме елочка впервые была установлена в 1817 году. И было это в личных покоях великого князя Николая Павловича (еще не императора и даже не наследника престола). Но инициатива принадлежала отнюдь не ему, а его молодой супруге, Александре Федоровне (урожденная принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская). Хотя на официальных портретах она нередко фигурирует в русском платье, на деле Александра Федоровна принесла с собой немало немецкого — стиль бидермайер, например. Ну и, как выясняется, елочку.

Забавно, но примерно то же самое случилось и в Англии — только со сменой гендерных ролей. Елка в королевском дворце в Лондоне датируется 1840 годом — то есть когда юная королева Виктория вышла замуж за Альберта Саксен-Кобург-Готского.

Однако влияли на распространение елки из центра Европы не только династические браки. Но и, к примеру, расширение морского судоходства. Надолго покидающие родину матросы старались брать с собой елочку, чтобы отпраздновать Рождество как положено. А на худой конец — наряжали что подвернется: хоть пальму, хоть даже кактус.

Привозили с собой традицию и немцы, перемещающиеся в другие страны. В США, например, первая документально зафиксированная елка была установлена в 1832 году в доме профессора Гарвардского университета Карла Фоллена (надо ли говорить, что профессор приехал из Германии?).

Между тем ассортимент елочных игрушек расширяется. И самое эффектное здесь — появление стеклянных шаров. С чем опять же связана легенда: якобы в Эльзасе как-то случился неурожай яблок, и местные стеклодувы изготовили вместо них красные шары. Ну, а потом появились и другие овощи-фрукты из стекла, а там и всевозможные фигурки.

Игрушки идеологизированные мы привычно связываем с возобновлением елки, в качестве уже не рождественской, а новогодней, в СССР в 30-х годах. И действительно — многие звезды, самолеты, солдаты и прочее дожили в домах до наших дней.

Выясняется, что советские идеологи были здесь не оригинальны. Еще во время франко-прусской войны (это 1870−1871 годы) рождественские елки устанавливали в немецких военных лагерях и лазаретах. При этом украшавшее их печенье делалось в виде Железного креста или имперского орла. А ко времени первой мировой войны появились стеклянные цеппелины, каски, самолеты, даже мины и гранаты.

Англичане при этом от елки не отказались, но стали украшать ее государственными флажками. А вот в Российской империи православная церковь, которая вообще-то елку не одобряла как проявление язычества, стала напоминать об этом своем неодобрении специальными текстами от Священного Синода.

Забавно при этом, что после революции в СССР елку стали изничтожать как раз как «поповский обычай».

Изничтожить не удалось, поэтому решили, как водится, возглавить. О знаменитой статье Постышева в «Правде» все и так помнят. Христианскую символику, понятно, заменили на советскую. А вифлеемскую звезду на макушке елки сменила красная пятиконечная. Говорят, были даже шары с портретами вождей — но мне таких видеть не доводилось.

Интересно, что примерно в то же время оторвать от елки религиозные корни постарались и в национал-социалистской Германии, обращаясь к «исконно германскому» неоязыческому мистицизму. А для украшения верхушки ели рекомендовали свастику.

Как бы то ни было, ель, будь то новогодняя или рождественская, к нашему времени широко распространилась по миру. А там у всех приложились свои обычаи — ну, там, мандарины, шампанское, салат оливье…

Короче, с Новым годом всех и удачи!

Откуда пришла новогодняя елка?

Обычай наряжать елку очень давний - ему около двух тысяч лет. Наши предки поклонялись деревьям, веря, что в них обитают могущественные духи, и их нужно было умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди деревьев, символизируя саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака.

Считается, что первая елка была украшена в XVI веке в Эльзасе, принадлежавшем ранее Германии (сейчас это часть Франции). Немецкие принцессы выходили замуж за иноземных принцев и привносили зимний обычай в другие страны Европы.

Так случилось и с Россией. Как оказалось, елка пришла в Россию сравнительно недавно - лет 200 назад. При Петре I елки в домах не ставили, а украшали веточками, хвойными лапами. В России обычай ставить новогоднюю елку ввела в быт жена императора Николая I императрица Александра Федоровна. В 1817 году маленькие елочки появились на столах в Зимнем дворце - в память о родной Пруссии. Однажды в зал дворца привезли зеленую лесную красавицу, на которой легко поместились подарки для всей царской семьи и детей. Вскоре все придворные захотели иметь такую же елку. В 1852 году в Петербурге устроили первую публичную елку. А к концу XIX века этот красивый обычай распространился по всей России.

В поселке Новониколаевском новогодняя елка впервые появилась в январе 1899 года на средства, собранные священником Посельским и семьей Горловых. На празднике присутствовало около 200 детей школьного возраста. Они пели, плясали, принимали участие в различных играх. В конце праздника ребятам дарили сладости, книжки, игрушки.

До революции новониколаевцы отмечали Рождество (с 24 по 27 декабря) и новогодние праздники (1 января). Эти дни были нерабочими. Елки продавались на всех базарах.

Елку новогоднюю взять и отменить

Но все изменилось с приходом к власти большевиков. Многие помнят рассказ о Ленине на кремлевской елке для детей. Это была последняя елка. Затем власти решили, что украшенная елка - атрибут религиозного праздника Рождества, и, следовательно, с ней надо бороться так же, как с религией. Да и сам новогодний праздник непонятно когда было праздновать: то ли по-старому, то ли по-новому. Потому что 24 января 1918 года ввели новый стиль.

Это было самое мрачное время для детворы и родителей. Новый год стал рабочим днем недели, спать ложились, как обычно, - завтра на смену. Никаких подарков, никаких елок. Купить их стало невозможно, а привезти из леса даже опасно.

«Праздник счастливых»

Елку реабилитировали только в 1936 году. Вернее, еще в 1935 году руководитель украинских большевиков Павел Постышев внес предложение устроить детям новогоднюю советскую елку. Его предложение поддержали и дети, и взрослые во всех уголках Советского Союза. И уже в этом году стали проводить первые новогодние праздники. Сталин принял решение вернуть елку в дома.

Официально отмечание Нового года было возобновлено праздником «Главной Елки страны» в Колонном зале Дома Союзов 10 января 1937 года - в самый страшный год террора. Власть решила новогодний праздник использовать в идеологических целях, прославляя великого Сталина и благодаря его за нашу счастливую жизнь. Трудящимся было дано объяснение, что якобы «враги народа» раньше запрещали новогодний праздник, а теперь справедливость восторжествовала.

В Сибири и в Новосибирске первые новогодние елки прошли уже в январе 1936 года. В декабре 1936 года секретарь Западно-Сибирского крайкома ВЛКСМ Пантюхов обратился через газету «Большевистская смена» ко всем школьникам, пионерам, комсомольцам и учителям Западно-Сибирского края с предложением отметить новогодний праздник советской новогодней елкой.

«К вам пришла сегодня в гости делегатка всех лесов»

В городе начали торговать елками и елочными игрушками. Городской трест зеленых насаждений заготовил для продажи 1700 зеленых красавиц. Но торговали ими лишь в двух пунктах: в загородном питомнике и около здания «Красного факела». Да и цены были непомерно высокие: небольшая елочка стоила 12–15 рублей. Чуть позже елки стали продавать в Первомайском сквере. Хотя по постановлению горсовета их должны были продавать во всех крупных магазинах города.

Не лучше обстояло дело и с елочными украшениями. Спрос на них был бешеный. За несколько дней магазины продали их на 250 тысяч рублей. Но игрушек катастрофически не хватало. Местные артели раскачались не сразу. Зато кондитерская фабрика «Красная Сибирь» выпустила 700 кг шоколадных конфет в фольговой цветной обертке, которые можно было вешать на елку.

Красочно украшенные елки как образцы появились в крупнейших магазинах города: Союзкультторге (бывший торговый корпус) и Союзунивермаге. Но вот беда - в продаже не было игрушек, которые были на показательных елках. Еще одна особенность тех дней - игрушки продавали только оптом. Было несколько коробочек с различной комплектацией, цены - от 56 до 300 рублей.

Брать все - ни обменять, ни добавить нельзя. Игрушки, в основном, ватные и картонные, и их так мало было в наборе, что украсить ими нельзя было и аршинную настольную елочку. Приходилось брать по три-четыре коробки. Часто в наборы сваливали целлулоидные, тусклые деревянные игрушки, резиновые куклы, которые по своей громоздкости не могли поместиться на елке.

Чуть позже горсовет распорядился, чтобы игрушки продавали россыпью. На прилавках появились мелкие картонажные елочные украшения: часы, сумочки, ведерки, красиво и изящно сделанные. Самая дорогая из них вещь - барабан за 61 копейку.

На карнавале были Пушкин и Шмидт

Гвоздем советской елки был карнавал. Чтобы как-то сориентировать ребят, газеты публиковали примерные сценарии праздника и эскизы карнавальных костюмов. В моде была пушкинская тема. В зал входит сам Александр Сергеевич. К нему подбегают его герои: «Вы не узнаете нас? Я - Татьяна. А это - Ленский. А вот Мазепа. Евгений Онегин танцует с Мариной Мнишек».

В соседней комнате парикмахер поправляет бороду герою челюскинской эпопеи Отто Юльевичу Шмидту. После парикмахерской «дедушка Шмидт» лихо отплясывает гопака с русалкой. Тут же прогуливаются прославленные летчики - Чкалов, Байдуков, Беляков. Девушка-парашютистка получает от почтальона загадочное письмо: «Во всех ты, девушка, нарядах хороша». А вот Дон Кихот задумался над содержанием письма: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?» Для изготовления костюма героя Сервантеса ребятам предлагали использовать ходули, чтобы быть повыше ростом.

В новогоднем хороводе кружились привычные нам красные розы, ромашки, лилии. Толпами гуляли «испанки», «украинцы», «китайцы». В чести были литературные персонажи: Тарас Бульба, Гулливер, Беликов (герой чеховского рассказа «Человек в футляре»). Довольно оригинальными в изготовлении были костюмы скворечника и свеклы. Представляете себе ходячий домик с крышей, а из круглого отверстия выглядывает голова ребенка в маске птицы… Каркас свеклы тоже был объемным. Делался он из прутьев и проволоки. Ребенок сидел внутри, а его головенка выглядывала из листьев корнеплода. Многие школьники надевали маски и полумаски различных животных, птиц, героев из басен Крылова, сказок Чуковского. Только ребятам приходилось их мастерить самим. Ведь в магазинах в то время торговали масками исключительно пьяниц и лодырей.

Людмила Кузменкина