История детских наказаний от древней руси до наших дней. Самые странные наказания для женщин на руси

Буквально на днях патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства призвала не считать побоями физические наказания детей в воспитательных целях. Церковь и ранее оправдывала такие воспитательные меры и порой даже настаивала на них. Но у государства сейчас другие представления о воспитании: с новыми поправками в Уголовный кодекс за причинение физической боли детям россияне могут отправиться в тюрьму сроком до двух лет. Тем самым власти закрепили окончательный поворот в традиции воспитания - детей больше бить нельзя.

Традиционное наказание

Со времён Древней Руси наказание детей воспринималось как благо. Ребёнка били и держали в строгости из любви к нему. Способы наказания на Руси сохранились в народной памяти через пословицы. «Дать бы тебе ума с заднего двора» - высечь. «Такую заушину дам, что троё суток в голове трезвон будет» - дать подзатыльник. «С черта вырос, а кнутом не стёган» - о пробелах в воспитании. «Жену учи до детей, а детей без людей» - о времени и месте проведения воспитательной работы. «Кого журят, того и любят» - о выборе тех, кого нужно наказывать. «По дважды и Бог за одну вину не карает» - о количестве наказаний за одну провинность.

Похвала ребёнка считалась опасной: «Хвала в очи хуже порчи». Хвалящий якобы рисковал оговорить ребёнка, поэтому суеверная мать должна была после положительных слов трижды плюнуть. Эта боязнь дошла до наших дней во фразе-предупреждении «не перехвали».

С распространением православия к наказаниям как необходимой мере добавились религиозные установки об изначальной греховности человека

Воспитательные наказания готовили детей не только к земной, но и к небесной жизни. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его, - гласят Притчи Соломоновы в Библии. - Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрёт».

В самом известном своде правил средневековой России - Домострое - наказанию детей были отведены отдельные пункты и несколько строк.

Домострой, XV–XVI века. Перевод В. В. Колесова:

«А пошлет Бог кому детей - сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию - мать дочерей и мастерству - отец сыновей, кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей».

Рекомендовалось «сокрушать ему рёбра» и «бить жезлом». Под «жезлом» понимался прут. От его ударов ребёнок «не умрёт, но здоровее будет», и его душа точно спасётся. Строгое воспитание в будущем «мужественного» человека подкреплялось, в частности, отсутствием улыбок во время игр.

Процедура наказания в семьях была спрятана от посторонних глаз. В школах при монастырях и церквях дети могли «получить» не только от отцов и старших братьев

Неотъемлемость жёстких мер для контроля за обучением даже попала в первый московский иллюстрированный печатный букварь. На гравюре-фронтиписе в начале книги был изображён класс, в котором учитель бьёт розгами одного ученика, пока остальные читают. Издание было напечатано в типографии Василия Бурцева в 1637 году. К розгам можно добавить и такие методы воспитания, как стояние коленями на горохе и удары верёвкой.

Азбука Василия Бурцева, 1637 год

Уставное наказание

Во второй половине XVIII века наказания по-прежнему были распространены, но стали не столь популярны. Жалованная грамота дворянству 1785 года постановила, что к благородным сословиям не надо применять телесные наказания. Отменили этот запрет через десяток лет при Павле I и вернули после восхождения на престол Александра I.

При создании в конце XVIII века системы народных школ, которые должны были охватить относительно большое количество населения, тема наказания детей была закреплена в правилах. Так, в «Руководстве учителям первого и второго класса народных училищ» 1786 года телесные наказания были запрещены. В 1804 году в новом положении запрет был сохранён, а в 1820 году - отменён.

В этот период воспитываются «непоротые поколения». Словосочетание приписывают Александру Пушкину. Представители этих поколений в декабре 1825 года вышли на Сенатскую площадь. Восстание декабристов стало точкой начала общественных «заморозков» правления Николая I. В 1828 году устав гимназий и училищ постановил разрешить физически наказывать учеников первых трёх классов. В 1838 году к ним добавились все гимназисты.

Решение о наказании розгами принималось попечителями учебных заведений.

Существовала так называемая шкала наказаний - за каждый проступок следовало конкретное наказание

Из-за этого могли не учитываться реальные обстоятельства. В зависимости от настроений и методов, следящих за ученическим порядком, частота наказаний различалась. Известный противник телесных наказаний XIX века педагог Николай Пирогов приводил цифры, что от 13 до 27% всех учащихся Киевского учебного округа в 1857–1859 годах подверглись битью розгами.

В 1864 году «Уставом гимназий и протогимназий» телесные наказания были отменены. Годом ранее запретили физические наказания в отношении детей-преступников. Любопытно, что, как и сейчас, против либерализации тогда выступало руководство церкви. Общий гимназический устав не означал отмену физических наказаний во всех школах большой империи.

Бывало, что общество родителей возмущалось методами воспитания приезжих в города и сёла учителей, выступая против наказаний как таковых или передачи этого права посторонним. В мужских и военных учебных заведениях насилие применялось чаще, чем в женских.

При домашнем обучении в привилегированных сословиях наказание тоже зависело от конкретной среды

В семьях российских императоров взгляды на дозволенность физического наказания не стояли на месте. При Екатерине II гуляли свободные идеи Просвещения и Жан-Жака Руссо. При Павле I юного будущего императора Николая и его брата Михаила воспитатель Матвей Ламсдорф бил розгами, линейками, ружейным шомполом, ударял их об стену.

Из записок Николая I, 1931 год:

«Граф Ламсдорф и другие, ему подражая, употребляли строгость с запальчивостью, которая отнимала у нас и чувство вины своей, оставляя одну досаду за грубое обращение, а часто и незаслуженное. Одним словом - страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум. В учении я видел одно принуждение, и учился без охоты».

Будущему Александру II Николай такого жестокого воспитателя определять не стал - Карл Мердер отличался рациональностью и вниманием к характеру ученика. К тому же ко двору был приглашён поэт Василий Жуковский. Вместо физических наказаний применились ограничения во встречах с родителями (дети жили в отдельной половине дворца), в питании (есть за обедом один суп) и, например, вправе входить в учебную комнату в воскресенье.

Обязательное для мальчиков военное обучение однажды отправило Александра на домашнюю гауптвахту за проскок на параде галопом вместо рыси

Дети Александра II тоже воспитывались без жестокости: выговоры, угрозы не пустить повидаться с родителями и пожаловаться императору, запрет есть сладкое, стояние в углу, не разрешение идти развлекаться. Известный семьянин Николай II, бывало, лично наказывал своих детей. Императорских детей шлёпали. Не доставалось только цесаревичу Алексею. Из-за гемофилии любой удар мог стать очень болезненным.

В советской школьной системе бить детей было запрещено. Телесные наказания назывались буржуазным пережитком. Сторонники свободного воспитания, начавшие создавать свои общества ещё до революции, получили поддержку на правительственном уровне.

Нельзя было применять насилие не только в обычных школах, но и в учреждениях для трудных подростков. В крайних случаях педагог или руководитель могли неформально отвесить непослушным детям подзатыльники. В 1930-х свободные порядки в школах первых лет советской власти уступили место догматизации и унификации образования.

Поманский Н.Н., 1928 год

Фёдоров А., 1926 год

Лаптев А., 1929 год

Те наказания, что использовались в школах, касались определения места ребёнка в социальной системе. За проступки могли позже обычного принять в пионеры или вовсе исключить из них. За плохое поведение - вызвать родителей в школу. Увеличение общественной нагрузки - тоже способ наказания. Например, назначить нерадивому школьнику дополнительное дежурство. В отличие от российских школ советские не боялись ставить «двойки» и оставлять учеников на второй год.

Многое из этого применяется до сих пор. С поправкой на ослабление дисциплины и технический прогресс

Теперь учителя пытаются сконцентрировать внимание учеников, отбирая мобильные телефоны, а на несерьёзные нарушения делового стиля в одежде не обращают сильного внимания.

В семьях в XX веке ситуация продолжала оставаться разной. В одних семьях детей часто били, в других нет. Но со стороны власти насилие не поощрялось. Напротив, физические наказания воспринимались чем-то старорежимным и спорным.

Уголовные наказания

В наши дни вопрос о наказании детей обсуждается среди родителей, психологов и педагогов. Битье детей окончательно перестало быть нормой для большинства. Это закреплено и в Уголовном кодексе. Согласно 116 статье, за «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль» в отношении близких родственников можно получить от 360 часов обязательных работ до двух лет лишения свободы.

Принятие поправки в эту статью в июле 2016 года вызвало недовольство Патриаршей комиссии РПЦ. Ссылаясь на Священное Писание и Священное Предание православной церкви, она заявила , что «разумное и любовное использования физических наказаний» - право родителей, установленное Богом. Несогласные были и среди сенаторов, принимавших закон. Поэтому спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила создать рабочую группу для обсуждения принятых поправок.

Кроме попирания традиций предков, многие опасаются прихода диктатуры ювенальной юстиции

Этим страхом овеяны противники западных тенденций, когда сотрудники социальных служб могут забрать ребёнка из семьи за действия, которые в России считаются в порядке вещей. Зачастую страх основан на преувеличениях и пересказах уехавших за рубеж обиженных русскоговорящих родителей. При этом статистика по убийствам детей в России показывает угрожающие цифры, которые должны наоборот призывать усилить контроль за жизнями детей. Детей, в отношения которых совершено насилие, тоже много. По словам уполномочённого по правам детей Павла Астахова, только за один 2014 год потерпевшими были признаны почти 100 тысяч детей.

В 2008 году ФОМ провёл опрос об отношениях к физическим наказаниям. Оказалось, что только половину россиян (старше 18 лет на момент опроса) в детстве наказывали физически. С мужчинами это случалось чаще, чем с женщинами: 42% опрошенных признали - наказание было заслуженным. Но сами они считают, что физическое наказание для школьников со стороны родителей недопустимо (таких 67% против 26% сторонников), а в стенах учебных заведений такого не должно быть вообще (считают 90%). 63% из тех, кто имел детей, такие методы наказаний не применяли. Причём соотношения мало отличаются в зависимости от возраста, образования и местожительства респондентов. Самым популярным способом физического наказания были названы удары ремнём.

Выйдите на улицу. Там нет никаких причин не отводить глаз от яркого экрана телефона. Съездите куда-нибудь на велосипеде или пойдите покататься на качелях в парке! Это поможет вам отвлечься, и это намного лучше, чем лениться и играть в глупые игры на вашем телефоне.

Почитайте книгу или посмотрите фильм. Книга легко может вас заинтересовать. Так что приглушите свет, уютно устройтесь в постели и читайте приключенческую книгу. Это отвлечет вас от обмена текстовыми сообщениями или написания писем по электронной почте. Или, если вы не любите читать, посмотрите кино. Найдите фильм, который вам интересен, возьмите попкорн, выключите свет, и просто смотрите этот удивительный фильм!

Примите участие во внешкольных мероприятиях. Займитесь спортом или запишитесь в хор. Это поможет вам отвлечься на некоторое время, сосредоточившись на достижении результатов в вашей деятельности вместо того чтобы играть в игры на телефоне, когда вы вернетесь домой из школы.

Расслабьтесь. Просто сядьте и расслабьтесь. Пусть глаза отдохнут от яркого экрана телефона, что может сделать вас намного умнее! Примите теплую ванну с пеной и просто сидите в ней. Или просто лягте в вашей постели, в конечном итоге вы заснете. После такого времяпровождения, вы будете чувствовать себя лучше и более расслабленно, и не будете беспокоиться о том, сколько телефонных звонков вы пропустили.

Пойдите куда-то где весело и полно приключений. Сходите на пляж, в парк развлечений или в боулинг. Вы отлично проведете время. Это отвлечет вас от телефона, тем более, что вам будет так весело.

Найдите работу (или активнее займитесь работой, которая у вас уже есть). Если вы молоды, нянчите детей или присматривайте за собакой вашего соседа. Вам потребуется сосредоточиться на ребенке или животном, а не на телефоне.

Встретьтесь с друзьями. Просто проведите время с некоторыми из ваших лучших друзей. Они могут заставить вас рассмеяться или хотя бы улыбнуться, не так ли?! Просто пусть ваши друзья придут в гости, чтобы провести вместе время и поболтать.

Не принимайте все слишком близко к сердцу. Не делайте постоянно несчастный вид как будто вы несправедливо наказаны, потому что родители поймут, что вы просто пытаетесь заставить их отменить наказание. Ведите себя с ними нормально и вежливо. Правильное поведение может помочь получить телефон обратно раньше, чем вы ожидали. Не старайтесь слишком явно, просто улыбайтесь и продолжайте ваш день. Это не конец света!

  • Спросите родителей, можно ли получить телефон обратно. Никогда не повредит спросить. Если они ответят отказом, спросите, когда они вернут вам телефон. Но не волнуйтесь слишком сильно. Если телефон нужен вам так сильно, что вы не можете выдержать перерыв, то просто попросите родителей вернуть его обратно или по крайней мере уменьшить громкость, чтобы не слышите звук получения текстовых сообщений или телефонных звонков.

    • Попросите родителей спрятать телефон. Это самый глупый метод преодоления трудностей, но он хорошо работает. Вместо того чтобы телефон манил вас на столе, попросите родителей спрятать его, чтобы вам не приходилось проходить мимо него каждый день. Попросите их спрятать телефон в ящик, установив беззвучный режим, чтобы вы не видели и не слышали его.

  • Бамбук - одно из самых быстрорастущих растений на Земле. Некоторые из его китайских сортов могут за день вырасти на целый метр. Некоторые историки считают, что смертоносная бамбуковая пытка применялась не только древними китайцами, а и японскими военными во время Второй мировой войны.
    Как это работает?
    1) Ростки живого бамбука затачиваются ножом, чтобы получились острые «копья»;
    2) Жертва подвешивается горизонтально, спиной или животом над грядкой молодого заостренного бамбука;
    3) Бамбук быстро растет в высь, вонзаются в кожу мученика и прорастают сквозь его брюшную полость, человек умирает очень долго и мучительно.
    2. Железная дева

    Как и пытку бамбуком, «железную деву» многие исследователи считают страшной легендой. Возможно, этими металлическими саркофагами с острыми шипами внутри только пугали подследственных, после чего те признавались в чем угодно. «Железная дева» была изобретена в конце 18-го века, т.е. уже на закате католической инквизиции.
    Как это работает?
    1) Жертву запихивают в саркофаг и закрывают дверцу;
    2) Шипы, вбитые во внутренние стенки «железной девы» довольно короткие и не пронзают жертву на сквозь, а лишь причиняют боль. Следователь, как правило, за считанные минуты получает признательные показания, которые арестованному остается только подписать;
    3) Если арестант проявляет стойкость духа и продолжает молчать, через специальные дырочки в саркофаге пропихиваются длинные гвозди, ножи и рапиры. Боль становится просто невыносимой;
    4) Жертва так и не признается в содеянном, то ее запирали в саркофаге на длительное время, где она и погибала от потери крови;
    5) В некоторых моделях «железной девы» были предусмотрены шипы на уровне глаз, чтобы их оперативненько выкалывать.
    3. Скафизм
    Название этой пытки происходит от греческого «скафиум», что значит «корыто». Скафизм был популярен в древней Персии. Жертву, чаще всего, военнопленного, в ходе пытки пожирали заживо различные неравнодушные к человеческой плоти и крови насекомые и их личинки.
    Как это работает?
    1) Пленника укладывают в неглубокое корытце и обматывают цепями.
    2) Его насильно кормят большими количествами молока и меда, от чего у жертвы начинается обильный понос, привлекающий насекомых.
    3) Пленника, обгадившегося, измазанного медом, в корыте пускают плавать по болоту, где водится много голодных тварей.
    4) Насекомые незамедлительно приступают к трапезе, в качестве основного блюда - живая плоть мученика.
    4. Ужасная груша


    «Лежит груша - нельзя скушать», - сказано о средневековом европейском орудии «воспитания» богохульников, лжецов, женщин, родивших вне брака, и мужчин нетрадиционной ориентации. В зависимости от преступления, мучитель засовывал грушу грешнику(це) в рот, анальное отверстие или влагалище.
    Как это работает?
    1) Инструмент, состоящий из заостренных листовидных сегментов грушевидной формы засовывается клиенту в нужное отверстие тела;
    2) Палач помаленьку крутит винт на верхушке груши, при этом «листья»-сегменты распускаются внутри мученика, причиняя адскую боль;
    3) После того, как груша раскрывается полностью провинившийся получает внутренние повреждения, несовместимые с жизнью и умирает в ужасных муках, если до этого уже не впал в беспамятство.
    5. Медный бык


    Конструкцию этого агрегата смерти разработали древние греки, а если быть точнее, то медник Перилл, который продал своего жуткого быка сицилийскому тирану Фаларису, который просто обожал мучить и убивать людей необычными способами.
    Внутрь медной статуи, через специальную дверцу, заталкивали живого человека.
    А дальше
    Фаларис первым делом испытал агрегат на его создателе – алчном Перилле. Впоследствии и самого Фалариса поджарили в быке.
    Как это работает?
    1) Жертву закрывают в полой медной статуе быка;
    2) Под брюхом быка разводится огонь;
    3) Жертва поджаривается заживо, как окорок на сковородке;
    4) Строение быка таково, что вопли мученика доносятся из пасти статуи, словно бычий рев;
    5) Из костей казненного делали украшения и обереги, которые продавались на базарах и пользовались огромным спросом..
    6. Пытка крысами


    Пытка крысами была очень популярна в древнем Китае. Тем не менее, мы рассмотрим технику крысиного наказания, разработанную лидером Нидерландской революции 16-го века Дидриком Соноем.
    Как это работает?
    1) Раздетого догола мученика кладут на стол и привязывают;
    2) Большие, тяжелые клетки с голодными крысами кладутся арестанту на живот и грудь. Дно клеток открывается с помощью специальной задвижки;
    3) На клетки сверху кладутся раскаленные угли, чтобы растормошить крыс;
    4) Пытаясь убежать от жара горячих углей, крысы прогрызают себе путь через плоть жертвы.
    7. Колыбель Иуды

    Колыбель Иуды была одной из самых мучительных машин для истязаний в арсенале Супремы - испанской инквизиции. Жертвы обычно умирали от инфекции, в следствие того, что островерхое сидение пыточной машины никогда не дезинфицировалось. Колыбель Иуды, как орудие пытки, считалась «лояльной», ибо костей не ломала и связки не рвала.
    Как это работает?
    1) Жертву, у которой связаны руки и ноги, усаживают на верхушку остроконечной пирамиды;
    2) Вершина пирамиды вонзается в анус или влагалище;
    3) С помощью веревок жертву постепенно опускают все ниже и ниже;
    4) Пытка продолжается несколько часов или даже дней, пока жертва не умирает от бессилия и боли, либо от кровопотери в следствии разрыва мягких тканей.
    8. Затаптывание слонами

    В течении нескольких веков эта казнь практиковалась в Индии и Индокитае. Слон очень легко поддается тренировке и научить его затаптывать своими громадными ногами провинившуюся жертву дело нескольких дней
    Как это работает?
    1. Жертву привязывают к полу;
    2. В зал заводят дрессированного слона, чтобы тот раздавил мученику голову;
    3. Иногда перед «контрольным в голову» животные отдавливают жертвам руки и ноги, дабы повеселить публику.
    9. Дыба

    Наверное самая знаменитая, и непревзойденная в своем роде машина смерти под названием «дыба». Ее впервые испытали примерно в 300 году н.э. на христианском мученике Винсенте из Сарагосы.
    Любой, выживший после дыбы, больше не мог пользоваться своими мышцами и превращался в беспомощный овощ.
    Как это работает?
    1. Это орудие пыток представляет собой специальное ложе с валиками на обоих концах, на которые наматывались веревки, удерживающие запястья и лодыжки жертвы. При вращении валиков веревки тянулись в противоположных направлениях, растягивая тело;
    2. Связки на руках и ногах жертвы растягиваются и рвутся, кости выскакивают из суставов.
    3. Применялся и другой вариант дыбы, под названием strappado: она состояла из 2 столбов, вкопанных в землю и соединённых перекладиной. Допрашиваемому связывали руки за спиной и поднимали за привязанную к рукам веревку. Иногда к его связанным ногам прикреплялось бревно или иные грузы. При этом руки у поднятого на дыбу человека выворачивались назад и часто выходили из суставов, так что осужденному приходилось висеть на вывернутых руках. На дыбе находились от нескольких минут до часа и более. Такой вид дыбы применялся чаще всего в применялся и в Западной Европе
    4. В России поднятого на дыбу подозреваемого били кнутом по спине, и «прикладывали к огню», то есть водили по телу горящими вениками.
    5. В отдельных случаях палач ломал у висящего на дыбе человека рёбра раскалёнными клещами.
    10. Парафин в мочевом пузыре
    Изуверский вид пытки, доподлинное применение которой не установлено.
    Как это работает?
    1. Свечной парафин раскатывался руками в тонкую колбаску, которую через мочеиспускательный канал вводили внутрь;
    2. Парафин проскальзывал в мочевой пузырь, где на нем начиналось осаждение твердых солей и пр. гадости.
    3. Вскоре у жертвы начинались проблемы с почками и она умирал от острой почечной недостаточности. В среднем смерть наступала через 3-4 дня.
    11. Шири (верблюжья шапочка)
    Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны (союз кочевых тюркоязычных народов) забирали к себе в рабство. Они уничтожали память раба страшной пыткой - надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях.
    Как это работает?
    1. Сначала рабам наголо обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень.
    2. Экзекуторы забивали верблюда и освежовывали его тушу, первым долгом, отделяляя ее наиболее тяжелую, плотную выйную часть.
    3. Поделив выю на куски, ее тут же в парном виде натягивали на обритые головы пленных. Эти куски словно пластырь облепляли головы рабов. Это и означало надеть шири.
    4. После надевания шири шею обреченного заковывали в специальную деревянную колоду, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы никто не услышал их душераздирающие крики, и бросали там в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепеке, без воды и без пищи.
    5. Пытка длилась 5 суток.
    6. В живых оставались единицы, а остальные погибали не от голода и даже не от жажды, а от невыносимых, нечеловеческих мук, причиняемых усыхающей, сжимающейся на голове сыромятной верблюжьей кожей. Неумолимо сжимаясь под лучами палящего солнца, шири стискивало, сжимало бритую голову раба подобно железному обручу. Уже на вторые сутки начинали прорастать обритые волосы мучеников. Жесткие и прямые азиатские волосы иной раз врастали в сыромятную кожу, в большинстве случаев, не находя выхода, волосы загибались и снова уходили концами в кожу головы, причиняя еще большие страдания. Уже через день человек терял рассудок. Лишь на пятые сутки жуаньжуаны приходили проверить, выжил ли кто из пленных. Если заставали в живых хотя бы одного из замученных, то считалось, что цель достигнута. .
    7. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта - раба, не помнящего своего прошлого.
    8. Выйной шкуры одного верблюда хватало на пять-шесть шири.
    12. Вживление металлов
    Очень странное средство пытки-казни применялось в средневековье.
    Как это работает?
    1. На ногах человека делался глубокий надрез, куда помещался кусок металла (железо, свинец и т.п.), после чего рана зашивалась.
    2. С течением времени металл окислялся, отравляя организм и причиняя ужасную боль.
    3. Чаще всего бедняги раздирали кожу в том месте где был зашит металл и умирали от кровопотери.
    13. Разделение человека на две части
    Эта ужасная казнь зародилась в Тайланде. Ей подвергались самые закоренелые преступники – в основном убийцы.
    Как это работает?
    1. Обвиняемого помещают в сплетенный из лиан балахон, и острыми предметами колют его;
    2. После этого быстро разрубают его тело на две части, верхнюю половину тут же укладывают на раскаленную докрасна медную решетку; эта операция останавливает кровь и продлевает жизнь верней части человека.
    Небольшое дополнение: Эта пытка описана в книге маркиза де Сада «Жюстина, или успехи порока». Это маленькая выдержка из большого куска текста где де Сад якобы описывает пытки народов мира. Но почему якобы? По мнению многих критиков, маркиз очень любил приврать. Он обладал незаурядной фантазией и парой маний, так что эта пытка, как и некоторые другие, могла быть плодом его воображения. Но не стоит поле этого относится к Донасьену Альфонсу как к барону Мюнхаузену. Данная пытка, на мой взгляд, если и не существовала раньше, то вполне реалистична. Если, конечно, накачать человека перед этим обезболивающими (опиаты, алкоголь и т.п.), что бы он не умер раньше, чем его тело коснулось бы решетки.
    14. Надувание воздухом через анальное отверстие
    Ужасная пытка при которой человека накачивают воздухом через анальный проход.
    Есть свидетельства, что на Руси этим грешил даже сам Петр первый.
    Чаще всего так казнили воров.
    Как это работает?
    1. Жертву связывали по рукам и ногам.
    2. Затем брали хлопок и набивал им уши, нос и рот бедняги.
    3. В задний проход его вставлял мехи, при помощи которых закачивали в человека огромное количество воздуха, в результате чего тот становился похож на воздушный шар.
    3. После этого затыкал ему задний проход куском хлопка.
    4. Затем ему вскрывали две вены над бровями, из которых под огромным давлением вытекала вся кровь.
    5. Иногда связанного человека ставили раздетым на крыше дворца и расстреливали стрелами до тех пор, пока он не умирал.
    6. До 1970 года этот метод часто применялся в тюрьмах Иордании.
    15. Полледро
    Неаполитанские палачи любовно называли эту пытку «полледро” - «жеребенок” (polledro) и гордились тем, что она впервые была применена в их родном, городе. Хотя история и не сохранила имени ее изобретателя, говорили, что он был знатоком коннозаводского дела и для усмирения своих скакунов придумал необычное устройство.
    Только через несколько десятилетий любители поиздеваться над людьми превратили устройство коневода в настоящий пыточный станок для людей.
    Станок представлял собой деревянную раму, похожую на лестницу, поперечные перекладины которой были имели очень острые уголы, чтобы, когда человека положат на них спиной, они врезались в тело от затылка до пяток. Лестница заканчивалась огромной деревянной ложкой, в которую, словно в чепец, вкладывали голову.
    Как это работает?
    1. С обеих сторон рамы и в «чепце” были просверлены отверстия, в каждое из них продевались веревки. Первая из них затягивалась на лбу пытаемого, последняя связывала большие пальцы ног. Как правило, веревок было тринадцать, но для особенно упорных число их увеличивали.
    2. Специальными приспособлениями веревки натягивались все сильнее и сильнее - жертвам казалось, что, раздавив мускулы, они впивались в кости.
    16. Кровать мертвеца (современный Китай)


    Пытку «кровать мертвеца» китайская компартия применяет в основном к тем заключенным, которые пытаются протестовать против незаконного заключения с помощью голодовки. В большинстве случаев это узники совести, попавшие в тюрьму за свои убеждения.
    Как это работает?
    1. Руки и ноги раздетого догола заключённого привязываются к углам кровати, на которой вместо матраца деревянная доска с вырезанным отверстием. Под отверстие подставляется ведро для испражнений. Зачастую верёвками туго привязывают к кровати и тело человека так, чтобы он вообще не мог шевелиться. В таком положении человек находится непрерывно от нескольких дней до недель.
    2. В некоторых тюрьмах, например тюрьме № 2 города Шеньян и тюрьме города Цзилинь, полицейские под спину жертвы ещё подкладывают твёрдый предмет, чтобы усилить страдание.
    3. Бывает также, что кровать ставят вертикально и 3-4 дня человек висит, растянутый за конечности.
    4. К этим мучениям добавляется ещё и насильственное кормление, которое осуществляют с помощью трубки, вставленной через нос в пищевод, в которую заливают жидкую пищу.
    5. Проделывают эту процедуру в основном заключённые по приказу охраны, а не медработники. Они делают это очень грубо и не профессионально, зачастую нанося серьезнее повреждения внутренним органам человека.
    6. Прошедшие через эту пытку рассказывают, что при ней происходит смещение позвонков, суставов рук и ног, а также онемение и почернение конечностей, что часто приводит к инвалидности.
    17. Хомут (Современный Китай)

    Одной из средневековых пыток, применяемых в современных китайских тюрьмах, является ношение деревянного хомута. Его надевают на заключённого, отчего он не может нормально ни ходить, ни стоять.
    Хомут представляет из себя доску от 50 до 80 см. в длину, от 30 до 50 см. в ширину и 10 – 15 см. в толщину. В середине хомута сделаны два отверстия для ног.
    Жертва, на которую надет хомут, с трудом перемещается, должна заползать в кровать и обычно должна сидеть или лежать, так как вертикальное положение вызывает боль и приводит к травмированию ног. Без посторонней помощи человек с хомутом не может пойти поесть или сходить в туалет. Когда человек встаёт с кровати, хомут не только давит на ноги и на пятки, вызывая боль, но край его цепляется за кровать и не даёт человеку вернуться в неё. Ночью заключённый не в состоянии повернуться, а в зимнее время короткое одеяло не укрывает ноги.
    Еще худшая форма этой пытки называется «ползание с деревянным хомутом». Охранники надевают хомут на человека и приказывают, чтобы он ползал по бетонированному полу. Если он останавливается, его бьют по спине полицейской дубинкой. Через час пальцы, ногти на ногах и колени сильно кровоточат, в то время, как спина покрыта ранами от ударов.
    18. Сажание на кол

    Ужасная дикая казнь пришедшая с Востока.
    Суть этой казни состояла в том, что человека клали на живот, один садился на него, чтобы не дать ему пошевелиться, другой держал его за шею. Человеку вставляли в задний проход кол, который затем вбивали колотушкой; затем вколачивали кол в землю. Тяжесть тела заставляла войти кол все глубже и наконец он выходил под мышкой или же между ребер.
    19. Испанская пытка водой

    Для того, чтобы наилучшим образом выполнить процедуру этой пытки, обвиняемого располагали на одной из разновидностей дыбы или на специальном большом столе с поднимающейся средней частью. После того, как руки и ноги жертвы были привязаны к краям стола, палач приступал к работе одним из нескольких способов. Один из этих методов заключался в том, что жертву заставляли при помощи воронки проглотить большое количество воды, затем били по надутому и выгнутому животу. Другая форма предусматривала помещение в горло жертвы тряпичной трубки, по которой медленно вливали воду, что приводило к раздуванию и удушению жертвы. Если этого было недостаточно, трубку вытаскивали, вызывая внутренние повреждения, а затем вставляли опять и процесс повторялся. Иногда применяли пытку холодной водой. В этом случае обвиняемый часами лежал на столе обнаженный под струей ледяной воды. Интересно заметить, что эта разновидность мучения рассматривалась как легкая, и признания, полученные таком способом, суд принимал, как добровольные и данные подсудимым без применения пыток. Чаще всего эти пытка применялась испанской инквизицией дабы выбить признания из еретиков и ведьм.
    20. Китайская пытка водой
    Человека усаживали в очень холодной комнате, привязывали его, так, что он не мог пошевелить головой, и в полной темноте ему на лоб очень медленно капали холодной водой. Через несколько дней человек замерзал либо сходил с ума.
    21. Испанское кресло

    Этот инструмент пытки широко использовался палачами испанской инквизиции и представлял собой изготовленное из железа кресло, на которое узника усаживали, а ноги заключали в колодки приделанные к ножкам кресла. Когда он оказывался в таком совершенно беспомощном положении, под ноги его ставили жаровню; с раскаленными углями, так, что ноги начинали медленно поджариваться, а для того, чтобы продлить страдания бедняги, ноги время от времени поливали маслом.
    Часто использовался и другой вариант испанского кресла, представляющий собой металлический трон, к которому привязывали жертву и разводили под сиденьем огонь, поджаривая ягодицы. Пытке на таком кресле была подвергнута известная отравительница Ла Вуазен во время знаменитого Дела об отравлениях во Франции.
    22. ГРИДИРОН (Решетка для пытки огнем)


    Пытка святого Лаврентия на гридироне.
    Этот вид пытки часто упоминается в житиях святых – реальных и выдуманных, однако нет никаких свидетельств того, что гридирон «дожил» до средних веков и имел хотя бы малое хождение в Европе. Обычно он описывается как обыкновенная металлическая решетка 6 футов в длину и двух с половиной – в ширину, установленная горизонтально на ножках, чтобы иметь возможность развести под ней костер.
    Иногда гридирон делался в виде дыбы, чтобы иметь возможность прибегнуть к комбинированной пытке.
    На подобной решетке был замучен святой Лаврентий.
    К этой пытке прибегали очень редко. Во-первых, было достаточно легко убить допрашиваемого, во-вторых, существовала масса более простых, но не менее жестоких истязаний.
    23. Пектораль

    Пекторалью в древности называли нагрудное женское украшение в виде парной резной золотой или серебряной чаши, зачастую осыпанной драгоценными каменьями. Она надевалась, как современный лифчик, и крепилась цепочками.
    По издевательской аналогии с этим украшением было названо изуверское орудие пытки, применявшееся венецианской инквизицией.
    В 1985 году пектораль раскаляли докрасна и, взяв ее щипцами, надевали на грудь истязуемой и держали до тех пор, пока та не сознавалась. Если обвиняемая упорствовала, палачи накаляли вновь остуженную живым телом пектораль и продолжали допрос.
    Очень часто после этой варварской пытки на месте грудей женщины оставались обугленные рваные дыры.
    24. Пытка щекоткой

    Это кажущееся безобидным воздействие было страшной пыткой. При длительном щекотании у человека настолько повышалась нервная проводимость, что даже самое легкое прикосновение вызывало поначалу дерганье, смех, а потом переходило в жуткую боль. Если подобную пытку продолжали довольно долго, то через некоторое время возникали спазмы дыхательных мышц и, в конце концов, истязуемый погибал от удушья.
    При наиболее простом варианте пытки допрашиваемому щекотали чувствительные места либо просто руками, либо волосяными щетками, кистями. Популярностью пользовались жесткие птичьи перья. Обычно щекотали под мышками, пятки, соски, паховые складки, половые органы, женщин еще и под грудями.
    Кроме этого часто примялась пытка с использованием животных, слизывавших какое-либо лакомое вещество с пяток допрашиваемого. Очень часто использовали козу, поскольку ее очень жесткий язык, приспособленный для поедания трав, вызывал очень сильное раздражение.
    Существовала и разновидность пытки щекоткой при помощи жука, наиболее распространенная в Индии. При ней маленького жучка сажали на головку полового члена мужчине или на сосок женщине и накрывали половинкой скорлупы ореха. Через некоторое время щекотание, вызванное движением ножек насекомого по живому телу становилось настолько непереносимым, что допрашиваемый признавался в чем угодно
    25. Крокодил


    Эти трубчатые металлические клещи «Крокодил» раскалялись докрасна и использовались для того, чтобы рвать половой член истязаемого. Вначале несколькими ласкающими движениями (нередко производимыми женщинами), либо тугой перевязкой добивались стойкой твердой эрекции и затем начиналась пытка
    26. Зубчатый раздавливатель


    Этими зубчатыми железными щипцами медленно раздавливали яички допрашиваемого.
    Нечто похожее широко применялось в Сталинских и фашистских тюрьмах.
    27. Жуткая традиция.


    Вообще-то это не пытка, а африканский обряд, но, на мой взгляд, это очень жестоко. Девочкам от 3-6 лет без анестезии просто выскабливали наружные половые органы.
    Таким образом, девушка не теряла способность иметь детей, но навсегда лишалась возможности испытать сексуальное желание и наслаждение. Этот обряд делается «во благо» женщинам, чтобы у них никогда не было соблазна изменить мужу
    28. Кровавый орел


    Одна из самых древних пыток, во время которой жертву привязывали лицом вниз и вскрывали спину, ребра обламывали у позвоночника и раздвигали наподобие крыльев. В скандинавских легендах утверждается, что во время такой экзекуции раны жертвы посыпали солью.
    Многие историки утверждают, что данная пытка применялась язычниками по отношению к христианам, другие уверены, что таким способом наказывались супруги, уличенные в измене, а третьи утверждают, что кровавый орел – это просто страшная легенда.

    Когда люди вступают в брачные отношения, по традициям большинства стран подразумевается, что партнеры добровольно отказываются от сексуальных партнеров на стороне, вне брака. Очень жаль, что не всегда эти традиции не воспринимаются современными людьми, как руководство к действию. И зачастую так называемые леваки для многих становятся ничего незначащим явлением, унижая партнера и обесценивая связь, которая и так хрупка между людьми. Раньше прелюбодеяние всегда считалось достойным суровой кары, правда, только для девушек, у мужчин это не было настолько достойно порицания.

    В разных странах наказание женщин за измену всегда было довольно жестким. Оно должно было стать позором для женского пола, сильным унижением ее перед соседями так, чтобы впредь неповадно было и ей, и другим, глядя на нее. Не всегда после этого несчастной удавалось выжить — например, в восточных странах избиение за измену с помощью разных предметов могло убить несчастную.

    Обычно чем севернее регион, тем мягче кара, вероятно, это было связано с тем, что мужчин было в этих краях больше. За женскую измену нечестивица могла поплатиться ушами, губами или носом — как это было в средневековой Европе, потому заточение в монастырь могло быть не самой страшной карой. Но подробней об особенностях отношения и карания за супружескую неверность в разные времена и в разных странах — чуть дальше.

    В старину наши предки славяне заключали браки не по любви, но по воле родителей. Потому часто случалось так, что супруги находились вместе не только без симпатии, но и с более яркими негативными чувствами. Как следствие — часто заводились связи у супругов на стороне, хотя это и очень порицалось общественной моралью.

    Причем мужская неверность не была собственно неверностью, а вот женская преследовалась по всей жесткости морали того времени. В Уставе князя Ярослава Мудрого упоминается, что мужчина не является прелюбодеем, если у его любовницы есть дети от него. За прелюбодеяние предполагался штраф, размер которого определял сам князь. Но в целом существовал принцип «не пойман — не вор»: если об этом никто не говорит и делает вид, что не знает, то ничего страшного и не происходит.

    За измену в Древней Руси наказывали, как ни странно, сильную половину: муж, простивший предавшую его жену, получал ощутимое порицание сам, потому что пустил ее на сторону.

    Во избежание позора и кары, ему следовало развестись со своей супругой, причем сделать это немедленно, чтобы не усугублять ситуацию.

    В допетровские времена супруга каралась в разы сильнее, чем супруг. Неверная после развода (неизбежного в данном случае) обязана была вступить в прядильный двор, ей было запрещено повторно выходить замуж. Особо жестко реагировали на неверность в крестьянской среде (дворяне были более толерантные в этом вопросе, позволяя и себе подобные шалости). Несмотря на неизбежность и суровость кары, желающие тем не менее оставались, что отражалось в фольклоре того времени, зафиксировано в пословицах и поговорках.

    В других странах

    Как в разных странах карали женщин за измену мужу — об этом можно писать диссертации, настолько широка эта тема. Наказание в разных странах основывалось на традициях и ценностях культуры той или иной страны, отражало ее социальный уклад и матримониальные отношения. Потому способы кары за неверность были и есть настолько разнообразны, что волосы шевелятся на голове.

    У датчан в древности за супружеское предательство полагалась смерть, тогда как убийство было чревато только обычным штрафом. Это показывало, насколько серьезно воспринимали в Датском королевстве этот проступок. О мужской неверности речи не шло.

    Монголы разрубали оступившуюся на две части.

    Древние бретонцы секли ее до тех пор, пока она не умирала.

    Галлы вымазывали ее тело в грязи, помоях и волокли по земле через весь город. Местные жители в знак порицания могли бросать в нее чем угодно, оскорблять и бить.

    Готы не ждали суда или разрешения от внешних инстанций: супруг мог самостоятельно своими руками вынести приговор провинившейся.

    В Китае провинившуюся обмазывали салом и бросали к голодным собакам.

    Аборигены Канады пользовались своей характерной традицией снимать скальпы: там поступали и с неверными.

    Греция сделала месть за подобный грех доступной любому гражданину, причем совершить его он мог любым способом. А вот в Спарте поход налево не был грехом и даже не был достоин порицания.

    В исламских государствах уличенную красавицу могут забить камнями до смерти.

    У древних монголов казнь за измену была очень жестокая: только разрубив грешницу на несколько частей, можно в достаточной мере покарать ее за проступок. Для такой особы достойная смерть была невозможна — уж слишком недостойной была ее вина.

    Наказание за измену в древности на Востоке Римской империи предполагало несколько коммерческий подход: грешницу выставляли на продажу на рынке, и любой желающий мог ее купить. Но вот если товар был не интересен никому из покупателей, тогда дело было совсем плохо…

    Особо больно слышать, как наказывали женщин за измену на Востоке. Провинившиеся обитательницы гарема страдали особенно изощренно: им надрезали тело в самых тонких чувствительных местах, плавили свинец и заливали его в получившиеся раны и в отверстия на теле. Могли втыкать в тело деревянные гвозди, пропитанные серой, которые затем поджигали, и пламя еще долго держалось за счет подкожного жира несчастной жертвы.

    В Сингапуре наказывали за измену с помощью палок, причем этот способ применяется и в наши дни.

    Жители Диарберкира казнили преступницу всей семьей: каждый член семьи должен был нанести ей удар кинжалом.

    Интересно, как наказывали женщин за измену немцы в древности. Само карание было незамысловатым на фоне предыдущих вариантов — четвертовали. Но профилактика была необычна: перед военным походом муж надевал на свою даму сердца пояс верности, выкованный из железа, и снимал его после возвращения из похода.

    Если вспомнить, как наказывали за преступления в Вавилоне, то в Талмуде говорится о четырех способах, как можно сделать это наиболее болезненно для виноватого и показательно для других: удушение, усекновение головы, сожжение, кроме того, могли сбросить с высоты на камни.

    Так называемые среднеассирийские законы давали право мужу, который застал свою супругу с другим, убить на месте и ее, и любовника. Если он не делал этого сам, то суд карал прелюбодея таким же способом, каким муж — свою половинку.

    Наказание за измену в разных странах весьма разнообразно и показательно с точки зрения того, насколько в культуре той или иной страны значимы и важны семейные ценности и как они соотносятся с человеческой жизнью.

    Самые страшные наказания за измену существовали в темные времена. Изощренные умы иезуитов пытали и наказывали женщин в средневековье за такие проступки с глубоким пониманием физиологии. И в любом случае потерпевшая лишалась имущества и детей, так что дорога ей оставалась или воровать, или заниматься проституцией. Что интересно, даже если страдалица была верна своему мужу, но не торопилась отдать супружеский долг, государство могло помочь обездоленному супругу взыскать его принудительно. В Барселоне, к примеру, существовал Коррекционный дом, куда можно было сдать жену на перевоспитание: там она постилась, молилась, неустанно трудилась целыми сутками и, конечно же, подвергалась телесным весьма болезненным карам.

    Испанский кодекс «Семь партид» (XIII в.) запрещал женскому полу совокупляться с иноверцами — маврами и иудеями. Правда, статус (и насколько она была состоятельна в том числе) очень влиял на степень порицания. Вдову или девицу лишали собственности, которая была в ее распоряжении, повторное прелюбодеяние грозило костром, на котором сжигали обоих участников процесса. Замужняя испанка получала свою порцию мести от мужа, так как не имела ничего своего, вплоть до того, что муж в своем гневе мог сжечь ее в порядке мести.

    В средневековой Европе расплата за прелюбодеяние тоже была суровой. Причем заточение в монастырь было не самым страшным, хотя там ее могли приказать и задушить. И даже отрезание губ, носов и ушей уступало другой мере борьбы с грешницами. Молодых и не очень дам сжигали на костре подобно ведьмам, считая, что только огонь может избавить душу нечестивицы от колдовства, уводящего ее из семьи. Такая судьба ждала только особи женского пола. Великобритания создала закон, по которому обманутый муж имел право на одноразовую денежную компенсацию. Причем сумма должна была покрывать не только материальные затраты мужа, которые он понес в течение всей супружеской жизни на содержание жены, но и включать выплату за моральный ущерб, который был нанесен его гордости вследствие неверности жены.

    Среди самых страшных практик можно назвать женскую кастрацию — в некоторых африканских племенах именно такой операции подвергалась та особа, которая себя не блюла.

    Как бы страшно ни звучало все это, но есть еще десяток тяжелых способов воспитать супругу, даже если она не выживет после.

    Топ-10 самых страшных наказаний женщин

    • В Турции при обнаружении подобного нечестивицу ждала ужасная судьба: ее сажали в мешок, туда же помещали кошку, и били по мешку цепями так, чтобы максимально задеть животное. Процедуру совершали до тех пор, пока неверная в мучениях не умирала.
    • В Корее заставляли пить уксус до тех пор, пока несчастная не распухала, а затем ее били палками до смерти.
    • Некоторые племена Америки при обнаружении предательницы бросали ее к ногам вождя, били, дробили все кости в теле, затем рубили на части и всем племенем съедали.
    • Пакистанских женщин по шариату приговаривала к смертной казни через повешение.
    • В небольшом королевстве Луанго в Африке по давним обычаям любовников сбрасывают со скалы.
    • В Сиаме существовало в древние времена одна из самых жестоких казней — слоном: провинившуюся сажали в клетку специальной конструкции и подводили к ней животное. Слон, будучи уверенным, что перед ним самка его вида, убивал ее в процессе.
    • В Северной Бирме поступали с женской неверностью весьма своеобразно. Девочкам с самого раннего детства надевают на шею кольца, и под их количеством шея постепенно сильно вытягивалась. Когда девочка входила в период полового созревания, ее шея была длинна настолько, что самостоятельно не могла держать голову — так атрофированы были все мышцы. Если жена изменила мужу, с ее шеи снимались эти обручи, и она умирала вследствие перелома шеи, или оставалась на всю жизнь калекой.
    • Афганистан в лице переходного правительства восстановил полицию нравов, действовавшую некогда при талибах. Прелюбодеяние каралось 100 ударами палок и тюрьмой.
    • Самым необычным способом наказывали в Папуа-Новой Гвинее, причем даже не саму любовницу, она как раз оставалась жива. А вот мужчине, который имел смелость соблазнить чужую жену, отрубали голову. Но при этом он перед смертью должен был съесть палец любовницы. Выжившая любовница оставалась со своим недостатком, все племя знало о ее вине и найти себе пару ей после этого было невозможно. Такова была ее расплата за поступок.
    • В Иране, Саудовской Аравии, Судане, Нигерии женщин забивали камнями за прелюбодеяние.

    Конечно, то, как наказывают за измену в разных странах сейчас, существенно отличается от страшных способов кары прошлых веков. Сейчас супружеские измены в Китае, например, караются двумя годами тюрьмы и конфискацией половины имущества. Несомненно, это намного более гуманный способ, чем быть заживо съеденным дикими собаками, как это было ранее. Кара камнями во многих странах уже не актуальна. к счастью.

    Так, Индонезия предусматривает наказание женщин за измену тюремным заключением сроком до 15 лет.

    10 штатов США сегодня также наказывают тюремным заключением дам-ходоков. В Миннесоте, например, загулявшая супруга может быть заключена в тюрьму на 5 лет или оштрафована на 1000 долларов. А может и получить оба варианта одновременно.

    Можно порадоваться толерантности европейских стран, которые в порядке порицания за неверность выбирают в основном имущественное поле.

    Ацтеки кололи иглами кактусов непослушных детей, в Китае за измену родине пускали в ход «укусы морской щуки», а в Древнем Риме брат мог наказать сестру, занявшись с ней сексом. Как человеческое общество наказывало своих нерадивых членов?

    Применение высшей меры наказания у ацтеков не было редкостью. Смертью карались не только серьезные преступления, такие как убийства и изнасилования, но и колдовство, клевета и нарушение общественного порядка


    Эти суровые жители гор прославились строгостью по отношению к собственным отпрыскам. Разнообразием социальных ролей ацтеки не баловали: мальчиков с младых ногтей учили быть хорошими воинами и охотниками, девочек - хорошими женами и матерями. Ничего другого не дано - разве что особо избранным вроде детей знатных особ, которые могли выбрать себе профессию жреца, сановника или военачальника.
    В первые годы жизни, впрочем, к детям относились вполне снисходительно, ограничиваясь лишь нравоучениями. И лишь когда отпрыску исполнялось шесть лет, в свои права вступала четко продуманная система наказаний. В дело шло все: розги, плети, но в первую очередь красный перец. Мешика (так себя называли ацтеки) были настолько суровы, что заставляли свой «генофонд» дышать над костром, в который подкидывали перец.
    Иногда перцем мазали глаза. За вранье или просто били, или прокалывали губу иглой от кактуса, которая к тому же была горькой. Вынимать ее не разрешалось. Нарушения каких-то правил и другие серьезные провинности карались не только болью, но и унижением: ребенка оставляли ночевать на улице в грязи или в луже. За прогуливание уроков обривали головы. Кстати, школу посещали дети из любых сословий, но для девочек и мальчиков, так же как для детей простолюдинов и знати, школы были разные: дома молодежи (тельпучкалли), куда принимали с 15 лет, и школы знатных (кальмекак).

    Древний Рим


    Изначально в Вечном городе, вероятно, существовал только один вид наказания - смертная казнь. Она также могла рассматриваться и как жертвоприношение тем богам, которых «обидел» преступник. Немецкий историк Теодор Моммзен писал: «Его (преступника. - Прим. «Моей Планеты») приковывали к столбу, раздевали и пороли; затем клали на землю и обезглавливали топором. Эта процедура четко соответствует убийству жертвенного животного и обусловлена священным характером первобытных казней».


    И дальше, несмотря на относительный гуманизм римского общества, с преступниками особо не церемонились. Только вырос ассортимент наказаний. За воровство зерна обезглавливали, за убийство свободного гражданина, родственника или женщины топили в мешке - вместе с несколькими животными: змеями, петухом, обезьяной или собакой, за измену государству, или в случае рабов - за кражу, сбрасывали со скалы, за непогашенный долг разрубали тело на части, рабов - за почти любую провинность (не всегда, а лишь по прихоти хозяина) бросали на съедение миногам или муренам, за поджог сжигали, превращая несчастных в знаменитые «живые факелы», которые, вероятно, были частым явлением при правлении императора Нерона.


    При этом любому виду казни, даже самому жестокому, неизменно предшествовала мучительная порка. Иногда, впрочем, удавалось обойтись без летального исхода. Брат, например, имел законное право наказать сестру за непослушание, применив сексуальное насилие.

    Китай древний и не очень


    По части самых извращенных наказаний Китай, безусловно, лидирует. В I веке до н. э. для преступников, совершивших одно и то же злодеяние, могли быть применены совершенно разные способы наказания, которые зависели от «творческих способностей» судьи. Самыми распространенным было отпиливание стоп (сначала только одной, но если преступник попадался во второй раз - и второй), выбивание или высверливание коленных чашечек, отрезание носа или ушей и клеймение. Помимо прочего «назначали» разрывание тела двумя или четырьмя колесницами, выламывание ребер, варение в кипятке, распятие (человека просто ставили на колени, привязывая руки к кресту из палок, и оставляли «жариться» на солнце), кастрация, после которой человек, как правило, умирал от заражения крови. Не менее популярным было закапывание в землю заживо - особенно часто этот метод практиковали по отношению к пленным.


    Во времена правления династии Тан - в VII столетии н. э. - в права вступило законодательство, просуществовавшее почти без изменений вплоть до начала прошлого века. Тогда утвердили вариант казни «осуществление пяти видов наказаний», когда человека сначала клеймили, затем отрубали все конечности, потом забивали палками, а затем отрезали голову, чтобы выставить ее на рыночной площади. За особо тяжкие провинности наказывали не только самого преступника, но вырезали всю семью - от отца и матери до жен, братьев и сестер с их супругами и детьми. В общем, чудовищно.


    Китайские казни всегда были долгими и пыточными. За измену Родине и отцеубийство вплоть до 1905 года применялась «смерть от тысячи порезов», или «укусы морской щуки». Жертву накачивали опиумом (чтобы снизить болевой шок), раздевали донага, выводили на площадь и привязывали к столбу. А потом, вооружившись пилами и ножовками, отрезали от несчастного небольшие куски кожи. Как правило, человек умирал, не дождавшись окончания казни.
    А вот тюрем у китайцев не было - слишком дорогое удовольствие.

    Несмотря на садизм Ивана Грозного, который активно практиковал пытки на дыбе, четвертование, массовое утопление людей, «посажение» на кол и жжение огнем, известным затейником по части наказаний был Петр I. Правда, его система, прописанная в Воинском уставе, далеко не всегда предусматривала смерть виновного.
    Одним из самых распространенных видов «вздрючки» было хождение по кольям, оно же - и самым болезненным. Назначалось оно за нарушение закона, воровство или неуплату долга. Человек разувался и босыми ногами ходил по острым деревяшкам. Не менее популярным было клеймение железом - буква, отпечатанная на щеке, руке, плечах или икрах, означала первую букву совершенного человеком преступления. Практиковалось обрезание ушей, отсечение руки, пальцев, вырывание языка или ноздрей - такие меры предусматривались за неоднократные или особо тяжкие преступления, а также правонарушения по отношению к знатным людям.
    Очень часто применялась порка, особенно в отношении несовершеннолетних или взрослых - за мелкие преступления. Били кнутом, батогами (палками), розгами. Практиковали прогон осужденного через строй солдат, вооруженных шпицрутенами (длинными гибкими прутьями). И лишь к началу XX века телесные наказания во всех общественных институтах - от тюрем и армии до школы - были постепенно упразднены.