Интуитивная функция мозга. Как развить свою интуицию Отдел головного мозга отвечающий за интуицию

Цель йоги – самадхи, непрерывное погружение, слияние ума с внутренней оболочкой тела души. Эта оболочка – бессмертное духовное тело, которое, постоянно воплощаясь, меняет смертные физические тела. Оно хранит в себе полное знание о мироздании и его истоках, оно – свободно и самодостаточно, наполнено нескончаемой радостью своего собственного бытия.

Проблема в том, что у человека отсутствует осознанный контакт с телом души. Мы не рождаемся духовно пробужденными, а процесс такого пробуждения требует времени и практики.

Чтобы осознать внутреннее тело, человек с помощью йоги должен научиться контролировать все внешние оболочки (ментальное, физическое и витальное тела), которые скрывают то, что находится за ними и незримо их поддерживает.

Существуют многочисленные методы, их цель – связать внешнее сознание (ум и чувства) с внутренним телом. Высвободить потенциал сознания, сформированный внешними действиями.

Для этого применяются методы, использующие концентрацию на разных объектах. Наиболее распространённым способом такой концентрации является тратака или дришти.

Эта техника применяется для удержания сознания на отражённом от объекта свете. Суть в том, чтобы непрерывно созерцать отражённый свет, удерживая ум в постоянной концентрации. Через оптические нервы сигнал от глаз передаётся в таламус и затем в гипофиз. При продолжительном и регулярном процессе такой садханы происходит включение функций гипофиза, таламуса и желудочков мозга. Этот процесс активизирует также пробуждение функции третьего глаза – шишковидной железы. Параллельно происходит «отключение» сознания от внешних форм деятельности органов чувств и прекращение стимуляции мозга через внешние объекты. Это состояние известно как пратьяхара (пратья – восприятие хара – смешать, удалять, прекращать). В дальнейшем процесс приводит сознание к полному раскрытию и возможности видеть и воспринимать феномены, независимые от физиологической и предметной реальности внешних объектов.

Ключевыми механизмами переключения восприятия, задействованными в йоге, являются следующие разделы мозга и нервной системы: таламус, гипоталамус, гипофиз, мозжечок, четыре желудочка мозга.

Аспекты физиологической эволюции разделов мозга в духовной практике – тема весьма сложная для обсуждения по двум причинам: 1) наука не располагает объективными и достоверными сведениями о скрытом потенциале мозга; 2) наука рассматривает функционирование мозга лишь в контексте общепринятых научных теорий.

В то же время йога как знание уже обладает информацией по раскрытию способностей мозга, которой нет в общепризнанных научных исследованиях.

Внутренние и внешние процессы развития мозга и нервной системы в йоге происходят совершенно иначе и с другой интенсивностью, чем при обычном образе жизни, и сами практики, при которых происходит пробуждение сознания, требуют немалого времени и усилий. Недостаток времени и мотивации – наибольшая проблема для освоения этого рода методов.

Христос сказал: «Когда око будет едино, тело будет полно света». Йоги воспринимают контекст данной фразы как указание на метод созерцания – дришти.

Айтарея упанишада говорит о том, что душа входит в тела через брахма рандхру – отверстие в макушке головы и пребывает там до момента смерти.

В обычном состоянии душа проявляет себя через зрительные ощущения - оптические нервы таламуса соединяют глаза с мозгом. Возможность видеть – работа не глаз, а мозга.

Единое око – это потенциал сознания, способный видеть все объекты в свете тела души.

Адепты йоги уверены в том, что мозг человека подобен эмбриону, возможности которого задействованы на 2-3 процента. И полноценные способности мозга можно раскрыть йогой, пробуждая один за другим определённые его отделы, а также также блокируя деятельность других отделов, которые выбрасывают сознание вовне. Ключевыми являются продолговатый мозг, гипофиз, таламус, гипоталамус и шишковидная железа.

Священные тексты упоминают о древе жизни, это древо жизни – мозг и нервная система. Это дерево растет ветвями вниз, а корни его уходят вверх в головной мозг. Отделы мозга, отвечающие за динамичную деятельность сознания, подобны ступам колеса – от лобных до затылочных долей. Здесь все центры: слуха, зрения, осязания, обоняния, инстинктивной и интеллектуальной активности.

В процессе йоги одни функции блокируются, другие развиваются. Шишковидная железа воздействует на гипоталамус. Он, в свою очередь, замедляет и переключает сознание с внешних объектов на внутренние процессы. Шишковидная железа располагается в центре головы, немного выше и за гипофизом. Шишковидная железа – это рудиментарный орган, который в состоянии медленно эволюционировать. По мнению учёных, «третий глаз» – это архаизм, и все заявления о его функционировании лишены научного обоснования. Этот орган (шишковидная железа) величиной меньше горошины вообще невозможно идентифицировать как самостоятельный отдел мозга.

Третий желудочек мозга является местом её пребывания. Возможность чувствовать феномен «третьего глаза» происходит через пробуждение области шишковидной железы.

Импульсы, получаемые в процессе концентрации, передаются в шишковидную железу и третий желудочек мозга, где все органические функции и психические силы ментального тела соединяются. Концентрация может выполняться на свече или на ее отраженном свете. Но сама по себе техника требует пояснения.

С одной стороны, внешняя система органов чувств и питаемый ей ум блокируются гипоталамусом, с другой – вся психическая сила человека начинает генерироваться внутри.

Что подразумевают йоги под развитием сознания? – Возможность ума подниматься над ощущениями.

Внутри мозга существуют как женские, так и мужские элементы. Ими являются гипофиз и шишковидная железа. Их соединение и есть ардха наришвара (форма Бога, где половина – мужское, половина – женское тело) – самодостаточная форма сознания, у которой нет необходимости в половой идентификации. Практикой йоги достигается единство, гармония этих двух начал внутри мозга. Йогину это даёт состояние естественной брахмачарьи – внутренней самодостаточности и состояния любви, не обусловленной инстинктом продолжения рода и притяжением объектами противоположного пола.

Сожжение Камы (Бога любви) Шивой – символ трансформации сексуального желания в сверхспособности. Чувственная информация передаётся через взгляд и поэтому развитие центра желания тесно связано с развитием зрительного восприятия.

Внутренняя свобода – это плод интуиции, в случае, когда гипофиз и шишковидная железа будут полностью развиты, их совместные вибрации откроют способность пробуждения «глаза души».

Тайтирия упанишада провозглашает: «Эта древняя йога известна нам от тех риши, которые передали её нам. Ты должен медитировать на том, кто присутствует в Агни как Bhuh, в воздухе как Бхувах, в Солнце как Svah, в Брахмане как Махат». В ведах – это три мира: 1) грубых форм материи, 2) промежуточная сфера, 3) духовные и сверхсознательные сферы (Маха, Джана и Тапа локи). В физическом теле существуют определённые соответствия этим сферам.

Агни (Огонь) – это таламус, который находится в первом желудочке мозга. Сурья (Солнце) – это полосатое тело (corpus striatum), второй желудочек. Махат (Разум), находящийся в брахмарандхре, – шишковидная железа, третий желудочек. Вайю (воздух) – продолговатый мозг, четвёртый желудочек. Один из наиболее ценных манускриптов Шива йоги считает главными эти четыре отдела.

В процессе роста мозг раскрывается из небольшой нервной трубки в три грушевидные полости: передний мозг, средний мозг и задний мозг. Он продолжает рост, пока все слои до конца не сформируются. Изначальная нейронная трубка обладает структурой углубления, поэтому позвоночник (спинной мозг) имеет форму трубки. Углубления прежней трубки существуют в мозговых полушариях как два углубления – боковые ответвления. Далее третий желудочек развивается между двух больших по объёму масс нервных клеток, которые лежат в основании переднего мозга и называются талами. Средний мозг – маленький, он соединяет два полушария с задним мозгом; проход, идущий через средний мозг, называется варолиевым мостом. Он соединяет третий желудочек с четвёртым, затем он развивается в четвёртый желудочек, соединённый с задним мозгом. С заднего мозга количество важных структур множится. Нервная ткань, соединяющая два полушария, соединяет мозжечок и два полушария мозга. Если сравнивать мозг с деревом, то его стволом будет спинной мозг, который продолжается, переходя в продолговатый мозг внутри головы. Продолговатый мозг – это область пребывания главной праны (сушумна и её окончание). Это сила, содержащая в себе и поддерживающая все области и жизненные силы.

Сенсорные впечатления зрения мозг трансформирует в видение.

Мозг напоминает ствол дерева, из которого по бокам вырастают две кроны – правое и левое полушария. Если мы пойдём по дереву дальше, внутрь головы, мы обнаружим желудочки мозга – важные центры, управляющие деятельностью полушарий, которые представляют собой железы, формы серого и белого вещества, примыкающие к правому и левому полушариям.

Активность внешних чувств: зрения, слуха, обоняния и осязания, регулируется областями, распространяющимися от затылка к лобным долям полушарий, это семь спиц «колеса жизни». На тонком уровне есть также связь отделов мозга с функциями чакр.

Гипофиз

Задачей гипофиза является развитие тела в соответствии с развитием в нём сознания. Это и процессы роста тела по мере его взросления и процессы реакций. Активность гипофиза управляется через третий желудочек мозга и область шишковидной железы.

У гипофиза существуют передние и задние доли. Шишковидная железа связана с задней долей гипофиза. Гипофиз управляет системой всех желёз тела. Третий желудочек мозга – узкий проход, находящийся в основании полушарий и затем разветвляющийся на две области. Шишковидная железа располагается за узким проходом до разветвления и представляет собой узелок нервной ткани и серого вещества. Область шишковидной железы располагается за четверохолмием (corpora quadrigemina), относящимся к области среднего мозга.

Гипофиз является наиболее важной частью, так как он создаёт настрой и согласует деятельность разных желёз тела, контролирует биоритмы и процессы развития тела. Он же приводит в действие генетическую программу полового созревания тела и сам момент включения в определённом возрасте половых гормонов. Шишковидная железа, воздействуя на гипофиз, замедляет процессы включения этой функции и позволяет сознанию создать барьер между реакцией гормонов и решением.

Шишковидная железа

У значительной части людей этот орган находится в рудиментарном состоянии, хотя в ряде случаев он может эволюционировать. В своём полном развитии он помогает адептам йоги воспринимать феномен времени как постоянную величину, а не фрагменты из прошлого настоящего и будущего. Время существует на материальном уровне как математическая величина. В индивидуальном опыте его восприятие может ускоряться или замедляться и даже останавливаться. Тексты йоги описывают шишковидную железу как «третий глаз», который символически изображается на лбу. Известны изображения Шивы с «третьим глазом» в форме пламени. В обычных людях функция «третьего глаза» полностью утрачена из-за сексуальных пристрастий, так как развитие этого центра возможно, только если ум свободен от влияния страсти, и тонкая энергия, которая уходит на секс, будет генерироваться внутри мозга. Если человек пресечёт склонность к похоти, возможна дальнейшая эволюция этого центра. Эту область можно развить до определённого уровня активности, и в этом случае уму открывается его вселенское измерение. Полный процесс Дришти йоги – это открытие такого измерения.

Открытие «третьего глаза» – это раскрытие функции шишковидной железы так же, как и функций гипофиза, таламуса и гипоталамуса и других желудочков мозга, которые управляют режимом мышления и функциями всей высшей нервной деятельности. Создаются новые нейронные связи, и все эти отделы мозга в совокупности формируют совершенно иной способ восприятия реальности.

Тем не менее, область вселенской мысли не ограничена лишь человеческим восприятием. Человеческая мысль могла появиться лишь в результате сдерживания действия и управления реакциями между побуждением и реализацией действия. У животных такой функции нет, так как они управляются инстинктивным разумом.

Эволюционируя, ум смещается с ориентации на внешние объекты, достигая полной интроверсии. Внешний мир как бы исчезает, мозг вбирает в себя силы и органические функции, концентрируя их энергию в области шишковидной железы.

Существуют некоторые сходства и различия между дришти йогой и кундалини йогой.

Кундалини спит – и «третий глаз» спит. Область кундалини – это тазовое сплетение, область «третьего глаза» – область мозга. Процесс пробуждения кундалини связан с усилиями и тяжёлой работой по раскрытию центров всего тела. Для такого пробуждения необходима вся жизненная энергия, которая накапливается благодаря практике пранаям.

Дришти (созерцание) связана лишь с пробуждением нескольких областей мозга.

Пробуждённая кундалини достигает причинного тела, которое имеет форму буквы «О» и соединяется с ним. Дришти йога практически отключает ментальное тело от физического носителя, воздействуя исключительно на те центры, которые связаны с высшей нервной деятельностью. «Вытягивание» астрального и ментального тела происходит без активных действий телом или активного контроля дыхания.

Существует несколько обоснований, когда отдельные методы йоги являются препятствиями для других. Например: хатха йога, практика асан и методы дыхания «сажают» сознание обратно в тело, заставляя тело отождествляться с ментальными и эмоциональными импульсами. Прорабатывая и встречая импульсы на пути в теле, сознание создает поток, включающий витальные энергии и праны. Ум при этом встречается с разными видами опыта и проходит полностью через все подсознательные и сознательные сферы.

Формы дришти йоги – это способ входа в тело света без погружения в физическое и психическое подсознантельное. Термин Шива йога предполагает проработку психо-эмоциональной кармы в контексте традиции вира шиваизма, интенсивного поклонения – как внутреннего, так внешнего.

При созерцании (дришти) пробуждается канал связи с телом души внутри мозга и связывает его физиологические функции тела с телом души, пребывающим в области третьего желудочка мозга. Постоянный процесс дришти (концентрации) на «третьем глазе» через оптические нервы таламуса постепенно приводит обыденное сознание к открытию этой области.

По сути, дришти йога используется один центр и связку центров аджна – сахасрара, который вытягивает все астральное тело.

Формы кундалини йоги также задействуют дришти – непрерывное удержание сознания в определённой точке, сопровождая данный процесс контролем дыхания. Удержание объекта происходит на фоне изменения физиологии процесса дыхания. Этот процесс включает интенсивные пранаямы мудры и бандхи.

В йоге методы концентрации и медитации часто содержат «стхана кальпану» – визуализацию процесса движения энергии и представление тонких центров, которые человек начинает чувствовать по мере продвижения в технике. Стхана – установка, удержание. Кальпана – воображение, представление объекта - когда в физическом теле представляются каналы и объекты, раскрытие которых только предстоит. Если практика регулярна, то воображение – кальпана – превращается в дхарану и дхьяну. В случае пранаямы и концентрации это не ментальный, а физиологический процесс.

Другая проблема в том, что для того, чтобы предаться медитации и созерцанию, нужно уже обладать устойчивым умом и пробужденным тонким телом. Условия для успешной медитации, когда техники созерцания по настоящему начинают работать – это ретриты и многочасовые погружения. В обычной жизни мы можем «поддерживать форму» более или менее продолжительными занятиями, но основной опыт предусматривает «погружение в йогу». Не важно при этом, о какой конкретно традиции, линии или практике идет речь.

Хатха йога и работа с физическим телом в известной степени пробуждают тонкие центры и каналы. Но, явно не до такой степени, чтобы полностью выкинуть сознание за пределы «карм ментального тела».

Иногда в процессе практики люди могут неосознанно открывать каналы, которые выбрасывают в мозг образы. В центральном канале существует канал читрини (читра - картина), который отвечает за «мультфильмы сознания» и способность человека их видеть. Сознание может переводить содержание ума в образы и, напротив, облекать образы в ощущения в теле. Обычно это процесс не управляемый никак осознанно. Образы спонтанно формируются умом и передаются в ощущения тела и наоборот.

Таламус и гипоталамус

Четвёртый желудочек мозга управляет подсознательными функциями, такими, как температура тела, ритмы дыхания и сердцебиения. Его структура представляет собой массу серого вещества. Эта нервная ткань передаёт сигналы от органов и выходит из продолговатого мозга как блуждающий нерв.

Блуждающий нерв управляет несколькими парами нервов - 12, это структура разветвляющихся нервов с основанием в области мозга, 8 из них являются его продолжением.

Дыхательный процесс управляется блуждающим нервом, в котором существуют афферентные (чувствительные) и эфферентные (двигательные) волокна. Эти волокна управляют функциями произвольных и непроизвольных вдохов-выдохов и идут к лёгким (там заканчиваются окончания блуждающего нерва). Остановка выдоха и остановка вдоха также регулируются этими нервными тканями.

Разрастание и сжатие, центробежные и центростремительные процессы, связанные с дыханием, управляются оттуда. Нервные волокна имеют основание в таламусе и полосатом теле, которые представляют собой массу серого вещества, оформленные в 4-й желудочек мозга. Центростремительные нервы таламуса описываются как языки пламени (Агни), так как они несут энергию от внешних впечатлений (в основном, зрительных) к главному сенсомоторному органу – таламусу.

Нижняя часть заднего мозга

В области четвёртого желудочка существует область четверохолмия, которая также побуждается к активности таламусом.

Таламус активирует передний гипофиз, а полосатое тело (corpus striatum) – задний. Гипофиз связан с межбровьем – фокусная точка центра межбровья, которая отвечает за процессы сдерживания эмоциональной активности. Полосатое тело (corpus striatum) и таламус осуществляют связь между физическим и эфирным телами, контролируя гипофиз.

Мозжечок – центр баланса физического тела и ориентации его в пространстве – располагается в области затылка. Мы не всегда можем управлять балансом тела с помощью сознательных усилий. Располагаясь в заднем мозге, мозжечок отвечает за навыки равновесия и ощущения тела в пространстве. Так, получая сигналы через мозг, нервная система автоматически отсылает их к спинномозговому отделу, мгновенно формируя реакцию.

Высшая и индивидуальная воля и интуиция

Инволюция сознания. Все процессы, проходящие в теле, направляются волей и интуицией – двумя аспектами сверхсознательной энергии. Когда в поле неразделённого сознания привносится индивидуализированное восприятие или Эго, высшая воля становится обычным витальным импульсом. Интуитивное и сверхсознательное знание становится частным процессом. Интегральное восприятие становится фрагментарным, делится в своём множестве, так как уже не направляется волей Высшего сознания, включающего в себя все элементы. Целостная картина разбивается на фрагменты, каждый из которых, взятый в ограниченном контексте, может быть противопоставлен другому фрагменту той же реальности.

Из такого разделённого восприятия строятся частные знания. Инструмент Эго раскрывает знание в попытках присвоить себе то, чем не в состоянии управлять. Это интеллектуальный и инстинктивный ум, направляемый разделением. В состоянии такого разделения сознания мы не принадлежим сами себе, нашему истинному Я, а принадлежим ложной идентификации самих себя в форме Эго. Кто мы – мы не знаем, а то, что мы знаем – мы не в состоянии контролировать.

Статья написана по материалам книги Шри Кумара Свами «Техника открытия третьего глаза». Дхарвар, Карнатака, Индия « Technique of opening the third eye» . Tapowan, Dharwar, 1985, Karnataka. INDIA

Денис Заенчковский - ведущий преподаватель йоги в России, автор многочисленных обучающих фильмов по йоге, основатель московского Аштанга Йога Центра. Сайт:

(Интуиция )
На основании исследований людей с рассечённым мозолистым телом, связывающим полушария головного мозга, некоторые нейрофизиологи высказывают предположение, что интуиция человека порождается работой правого полушария (у правшей). Выяснено, что левое полушарие осуществляет сознательную обработку воспринимаемых данных последовательно и аналитично, а правое - бессознательно, параллельно и синтетично. У разных людей в разной степени наблюдается врождённое доминирование того или иного полушария, асимметрия между которыми сильнее выражена у мужчин, чем у женщин. У правополушарных людей сильнее развиты воображение и эмоции, у левополушарных - логическое восприятие и рациональное мышление.

Природа асимметрии полушарий до сих пор вызывает споры. Согласно концепции эквипотенциальности полушарий, изначально они совершенно идентичны в отношении всех функций. Согласно же концепции прогрессивной латерализации, специализация существует уже с момента рождения ребёнка. Морфологические исследования показали, что от трёх до шести лет у детей наблюдается ускоренное развитие левого полушария (у правшей), а правое полушарие начинает догонять его от восьми до десяти лет. У мальчиков правое полушарие формируется раньше, чем у девочек. Окончательное оформление степени доминирования одного из полушарий завершается к подростковому возрасту.

В науковедении ХХ века было модно подразделять учёных-естественников по доминированию в мышлении их полушарий. И.М.Яглом (1983) на основании одному ему ведомых субъективных критериев составил два списка учёных. К правополушарным он отнёс Платона, Кеплера, Гюйгенса, Лобачевского, Римана, Гамильтона; к левополушарным - Пифагора, Аристотеля, Галилея, Лейбница, Паскаля. Подобная классификация обычно осуществляется исследователями, отрицающими существование у человека бессознательной научной интуиции, сводящими все её наблюдаемые проявления к мифическому "образному мышлению" правого полушария.

В современной практической психологии, позволяющей объективно дифференцировать психику людей по различным признакам, подразделение их по доминантным полушариям, как правило, не осуществляется. Видимо этот признак оказался малоинформативным. "Психологи"-дилетанты и "психологи"-шарлтаны, обычно, не отличают леворукость/праворукость от доминирования в интеллекте левого/правого полушария и используют в своих рекомендациях известные тесты со скрещенными пальцами и руками. Приемлемых научных тестов на выявление интуитивных творческих способностей в точных науках тоже не разработано. Д.Сержент (1989) обнаружил явное превосходство правого полушария при мысленных вращениях пространственных форм, однако М.Фарах (1984) выяснила, что у пациентов, жаловавшихся на утрату способности к произвольному порождению образов, повреждение было локализовано, как правило, в левом полушарии.

Даже доминантность левого полушария в отношении речевых функций не столь абсолютна, как это можно было бы предполагать, и степень этой доминантности, как показали исследования, значительно варьирует от субъекта к субъекту и от функции к функции.

Ещё Джексон (1869) высказал предположение, что речь осуществляется совместной работой обоих полушарий, причём левое, доминантное, полушарие связано с наиболее сложно построенными формами произвольной речи, в то время как правое полушарие осуществляет более элементарные функции автоматизированной речи.

Клинические наблюдения убедительно показали, что при поражении доминантного полушария речь и связанные с нею функции у разных субъектов нарушаются неодинаково. Эти факты нельзя объяснить только степенью поражения (величиной очага, наличием осложняющих факторов и т.д.). Очаг разрушений так называемой "речевой зоны" левого полушария может не приводить к сколько-нибудь выраженным симптомам.

Исследования интуиции нельзя основывать на рассказах испытуемых пациентов. Отличительная её способность - ненаблюдаемость происходящих в ней процессов, недекларативность. Интуитивное решение какой-либо проблемы неожиданно как бы "вскакивает" в сознание без всякой предварительной подготовки. Даже С.В.Шерешевский, обладавший феноменальной управляемой интуицией, не мог ничего рассказать об алгоритмах её работы. Следовательно, ощущаемое в самонаблюдениях правое полушарие головного мозга, хотя и характеризуется целостным и образным восприятием, не является "органом интуиции". Просто интуиция в своей деятельности использует всё, что ощущал человек, поэтому она использует целостные восприятия правого полушария. Такие же целостные восприятия есть в левом полушарии, но они не наблюдаемы сознанием человека. Информация, осознаваемая левым полушарием, тоже поступает в натуральную память человека, но её логический смысл в интуиции обычно не используется.

Высказывались гипотезы, что интуиция бывает "левополушарная" и "правополушарная". В частности, замечено, что левши, работающие в области точных наук, обычно не демонстрируют заметных творческих способностей. По какой-то причине их вариант интуиции, весьма эффективный у писателей и художников, мало подходит для точных наук. И наоборот, многочисленные наблюдения над людьми с повреждениями правого полушария показывают, что работа интуиции при этом редко нарушается. Так, у Луи Пастера болезнь в довольно раннем возрасте уничтожила практически всю правую половину мозга, но это не помешало ему сделать свои знаменитые открытия.

В научной литературе описано немало экспериментальных доказательств участия левого полушария (у правшей) в неосознаваемой обработке данных. Э.А.Костандов доказал ошибочность точки зрения, будто только правое полушарие ответственно за бессознательное в человеке. Процесс восприятия как на осознаваемом уровне, так и на неосознаваемом, осуществляется при тесном взаимодействии обоих полушарий. Вся умственная деятельность бессознательных животных - это и есть интуиция, основанная на работе обоих полушарий головного мозга. У животных тоже есть своеобразная асимметрия функций полушарий головного мозга, но все эти функции являются функциями интуиции, аналогичной интуиции человека.

Вопреки общепринятому бытовому мнению, женщины более ориентированы на левое полушарие, чем мужчины, и у них преобладает логический метод обработки данных. Но женщины менее эффективно используют своё левое полушарие, чем мужчины, в основном более ориентированные на правое. Они превосходят женщин в пространственной ориентации и в математическом мышлении. Дж.Бразер (1987) считает, что известная бОльшая проницательность женщин объясняется их способностью решать проблемы сразу двумя полушариями. Характерно, что женщины реже мужчин бывают левшами.

— Эту практику я специально оставил на конец нашего разговора, – сказал Дрейк. – Она настолько сильна и действенна, что способна перенести твое сознание на другой уровень восприятия. Упражнение направлено на включение в тебе интуитивных способностей. Я говорю не о развитии интуиции, как принято выражаться в нашем обществе, а именно о включении, потому что все, что тебе нужно, уже в тебе есть. Надо только знать, как запустить механизм, который сейчас заблокирован. Эта практика очень сильна, однако не стоит забывать и прочие упражнения, о которых мы говорили. Выполняя их в комплексе, ты достигнешь невиданных результатов… – Он сделал паузу.

– В чем они будут заключаться? – спросил я.

– Ты станешь на сто процентов предчувствовать любое событие, – ответил Дрейк. – Это значит, ты будешь знать, что тебе стоит делать, а что нет. В общем, у тебя появятся способности, которые принято называть экстрасенсорными. Знаешь ли ты, что такое шишковидная железа? – спросил он.

– По‑моему, это та часть мозга, которая как раз и отвечает за интуицию, – предположил я.

– Верно, – согласился Дрейк. – Она находится между полушариями головного мозга и в том числе отвечает за интуицию. В древности у людей эта железа была размером с мяч для настольного тенниса. У обычного цивилизованного человека нашего времени она не больше горошины. Почему?

– Возможно, потому что мы не используем интуицию, – сказал я.

– Это так. Помнишь правило: если не обращаешь на что‑то внимание, это исчезает? Люди пошли по пути научного прогресса, почти полностью растеряв способность настоящего восприятия реальности. В наше время ясновидение считается скорее феноменом, чем нормой. Мы перестали в должной мере использовать шишковидную железу, и она постепенно атрофировалась. Это как если вместо занятий в спортзале начать объедаться тортами. Былая физическая форма исчезнет, и ты просто превратишься толстяка с отдышкой и кучей проблем со здоровьем. Человечество отбросило часть своих возможностей, поэтому тычется сейчас носом, как слепой щенок, не зная, куда идти и что будет дальше.

Практика, которую ты освоишь, позволяет вернуть интуицию на прежний уровень, тот, который заложен в каждом из нас, но не каждый способен это осознать. В данном упражнении мы будем развивать шишковидную железу, пропуская через нее прану (энергию).

Все детали этого упражнения имеют значение, так как служат определенной геометрически‑энергетической формой, распределяющей энергию по телу особым образом и замыкающей необходимые цепи в организме. Это значит, что выполнять упражнения нужно в точности так, как я скажу, учитывая все тонкости, иначе результата не будет.

Включение интуиции, упражнение.

Тебе необходимо сесть в позу медитации. В позу лотоса, если это возможно. Если нет, просто скрести ноги по‑турецки. Можешь сесть в кресло и откинуться, однако обрати внимание на то, что спина в данном случае должна оставаться прямой. Руки опусти вниз, в район паха, ладонями вверх. Положи левую ладонь на правую. Большие пальцы обеих рук не должны сильно касаться друг друга. У тебя должно получиться что‑то вроде чаши. Эту позу необходимо удерживать на протяжении всего упражнения. Теперь перенеси внимание в область солнечного сплетения. Там находится одна из чакр (чакра Христа). Она имеет такое название, потому что именно из нее исходит любовь и сострадание ко всему (естественно, если мы это испытываем). Перед тем, как непосредственно приступить к практике, тебе необходимо создать в области солнечного сплетения сильное ощущение любви. Сделать это не сложно. Если у тебя есть дорогие твоему сердцу люди, возьми за основу чувства, которые ты испытываешь к ним, ту любовь, которая наполняет твое сердце при воспоминании о них. Создай это ощущение и усиль его как можно больше. После чего сделай его безадресным. Просто чувствуй, как любовь наполнила твое сердце. Если все сделано правильно, ощущение станет заметным на физическом уровне.

Дальше, не отпуская чувство любви из своего сердца, перенеси внимание на область шишковидной железы. Она находится на уровне третьего глаза внутри головы, в самом ее центре. Задержи на ней свой внутренний взгляд, почувствуй это место. Теперь представь, что вместо маленькой горошины здесь находится светящийся шар диаметром пять сантиметров. Если быть точным, то нормальный размер шишковидной железы определяется при соединении большого и указательного пальцев в кольцо. Она находится в центральном энергетическом канале, о котором мы говорили, обсуждая тибетские практики сновидений. Сидя в позе медитации, ощути его внутренним взором. (Напоминаю, что он проходит от промежности к темени.) В ходе самой практики ты будешь ощущать во время вдоха движение энергии (праны), проходящий от макушки по центральному каналу сквозь шишковидную железу до промежности, чувствовать, как железа набирает силу и восстанавливает свои утраченные свойства. Выдох стоит делать через солнечное сплетение, направляя в мир свою искреннюю любовь. Это очень важный момент. «Направляя любовь» – не просто красивая фраза. Совершая это действие, надо понимать, что энергия любви является связующей силой для всех элементов. Отдавая ее в пространство, мы производим созидательное действие, позволяющее осуществить наше намерение.

Итак, давай подытожим. Садимся в позу медитации, складываем руки в форму чаши (левую ладонь кладем поверх правой). Большие пальцы обеих рук касаются друг друга, замыкая поле в теле. Создаем чувство искренней любви ко всему во Вселенной и сосредотачиваем его в чакре Христа. После этого, не теряя ощущения любви, переносим внимание на шишковидную железу, визуализируя здесь шар, светящийся бело‑голубым светом, подобно свету молнии. Ощущаем, что этот шар находится в центральном энергетическом канале, который проходит от макушки до промежности.

Теперь совершаем глубокий вдох. Делаем это спокойно. На вдохе ощущаем, как энергия проходит по центральному каналу через светящийся шар. В это время создается впечатление, что шар вспыхивает сильнее, словно в нем раздувают огонь. Когда это происходит, осознавай, что твоя шишковидная железа восстанавливает все утраченные свойства, что она активизируется, а твоя интуиция при этом становится абсолютной, стопроцентной. Энергия проходит по каналу и расходится по всему телу. Не забывай удерживать состояние любви, тогда твои чувственные ощущения фиксируются и обретают материальную форму.

На выдохе энергия, распространенная по всему телу, выходит через сердечную чакру в пространство вместе с чувством искренней любви. Осознавай при этом, что ты посылаешь свое намерение во Вселенную и формируешь из него реальность. Любовь здесь основная созидательная сила.

Если все сделано правильно, после трех – пяти повторов ты отчетливо почувствуешь в своем теле шишковидную железу и сердечную чакру. Твое дыхание буквально будет проходить через эти области.

Не знаю, сколько тебе потребуется времени на то, чтобы получить видимые результаты и начать пользоваться интуицией, но рано или поздно это точно произойдет. Регулярная практика способна у любого человека, даже не обладающего никакими сверхъестественными способностями, пробудить абсолютную интуицию. Как и в любом деле, здесь важны настойчивость и самоотдача. Отслеживай каждое ощущение, пусть оно будет осознанным и наполненным, замечай моменты, когда действия начинают происходить на автомате, возвращай внимание и продолжай дальше.

Упражнение стоит проводить два раза в день в любое удобное время. Плюс к этому в течение дня периодически вспоминай о присутствии шишковидной железы, концентрируй на ней внимание, понимая в этот момент, что она восстанавливает свои свойства, возвращая тебе интуицию. Чем чаще это делать, тем больше энергии к ней будет поступать, и тем активнее будет проявляться твоя интуиция. Помни о желании эго сбить тебя с пути и о привычке получать сиюминутную выгоду. Когда в голове появятся мысли об отступлении, улыбайся им, понимая, что они не принадлежат тебе. Это всего лишь результат привычки мыслить в пределах узких рамок.

Теннис – королевский вид спорта. Эта игра увлекает на всю жизнь. Для поддержания хорошей физической формы и психического здоровья рекомендую посещать тренировки по большому теннису . tennis— group. ru – у нашего партнера, Теннис Групп, вы можете обучиться основам этой прекрасной игры.

В апреле 2012 года научный мир взорвало сенсационное открытие немецких палеонтологов.

Сравнивая череп неандертальца с черепом современного человека ученые были ошеломлены, обнаружив, что размер мозг первобытного человека почти не отличается от размера мозга человека разумного.

Этот факт поставил ученых в тупик, ведь долгое время считалось, что у гомосапиенс теменная и височная доли головного мозга развиты гораздо больше, чем у наших далёких предков. Более того, ученые выяснили, что по строению мозг человека разумного мало чем отличается и от мозга других животных и даже мозга насекомых. Человек не просто мало отличается от неандертальца в своём развитии, человек недалеко ушёл от улитки!

«Улитки простенькие…и человека, оказывается, что формы поведения одни и те же. Есть 4 основные формы поведения: оборонительная реакция, пище-добывательное поведение и сексуальное поведение, необходимое для размножения, и исследовательское — самое непонятное.»/Павел Балабан/

Так что же сделало человека первобытного человеком разумным?

Чем отличается наш мозг? где хранится наша память? и можно ли её стереть? Как проникнуть в своё подсознание и насколько безграничны её возможности? И почему именно мы, а не улитки выиграли место на вершине эволюционной пирамиды?

ОБИТЕЛЬ РАЗУМА.

Несколько лет назад на юго-западе Армении археологи нашли череп первобытного человека, возможно древнейший их известных. По предварительным данным ему 6 000 лет. В черепе учёные обнаружили остатки высохшего, но хорошо сохранившегося мозга, на поверхности которого остались даже кровеносные сосуды.

Изучая уникальную находку, учёные обратили внимание на необычный факт — один отдел мозга у древних людей был развит значительно больше по отношению ко всем другим отделам и отвечал он за интуицию.

Так появилась невероятная гипотеза о том, что наши древние предки обладали сверх способностью, они не могли делать самолёты и летать в космос, зато понимали язык животных и птиц, предчувствовали катастрофы, точно предсказывали какая будет завтра погода и откуда выбежит мамонт.

«В работе мозга самое удивительное — это способность к изменению,способность изменяться, способность адаптироваться к изменяющимся … не важно что — социальная среда, бытовые условия.Человек стал человеком из-за способности мозга изменяться!»

Благодаря этой способности мозга человек прошёл долгий путь эволюции от аборигена, живущего в пещере, до офис менеджера в уютном кабинете. однако, чем больше становился мозг человека разумного, тем меньше у него оставалось способностей, которые по мнению учёных были заложены в нас самим создателем.

РАЗУМ СОЗДАТЕЛЯ.

Дальнейшие исследования показали, что у современных людей отдел головного мозга отвечающую за интуитивную связь с природой практически не развит. Это факт дал учёным повод для невероятной теории — эволюция закрыла человечеству канал, по которому мы могли бы общаться с природой и получать знания от высших сил.

«Когда мы живём в сотовом телефоне, в городе мы отходим от природы, мы теряем некую частичку энергетики природы и это всё блокирует наше сознание, нашу интуицию, наш внутренний голос. Мы не слышим Бога внутри нас».

Однако, учёные не исключают, что и сейчас среди людей рождаются те, кто способен слышать язык животных и птиц и кого природа наградила даром предвидения.

«Природа награждает человека даром видения, я,н-р, видела какое дерево может выжить, а у какое дерево не справится- погибнет. Я знала какой ягнёнок выживет, а какой может умереть. Я помню, когда с дедушкой выходила в степь, там где паслись лошади, я видела как лошади сами по себе вздрагивают, дед говорил, что лошади слышат стоны подземного ада. Может это некие тонкие энергии они видели, слышали. Интересно, я тоже слышала.»

/Кажетта Ахметжанова — экстрасенс/.

Учёные не могли найти доказательства своей теории и лишь недавно, в ходе исследований, они выяснили, что в мозге человека есть маленькое миндалевидное образование, которое, как предполагают учёные, и отвечает за предсказания.

«Мы действительно всё меньше ей пользуемся, а стараемся объективировать (точно как бы знать: тут больше, тут меньше/. Это правильно с некоторых точек зрения, … но активируется при этом разные области мозга в разной степени. Если это, н-р, смотреть на обычном магнитно-резонансном томографе смотреть, человек который применяет интуитивное мышление у него совсем в других областях»загорается»- активируется мозг».

Иными словами, интуицию можно натренировать.

Более того, учёные считают, что человек получает предсказания от собственного мозга по множеству раз в день: догадываемся кто звонит по телефону, когда подойдёт долгожданный автобус,сумеем ли мы попасть на работу и стоит ли брать с собой зонт. А недавно российские исследователи окончательно поставили точку в этом вопросе, проведя уникальный эксперименты, они выяснили какой отдел человеческого мозга отвечает за предвидение. Участникам эксперимента предлагали просмотреть несколько слайдов, в определённый момент экспериментатор выключал монитор и просил испытуемых предсказать какой слайд появится следующим, именно в этот момент приборы фиксировали какая из областей головного мозга наиболее активна, после чего просмотр возобновлялся. Результаты эксперимента поразили учёных им удалось восстановить что несколько участков среднего мозга, в том числе чёрное вещество и полосатое тело начинают активно работать, когда человек пытается что-то предугадать, более того учёные поняли что постоянная практика и эксперименты могут развивать эти уникальные способности.

«Любой обезьяне высокого уровня, типа шимпанзе, если показать табличку с 11-ю крупными точками, а на соседней табличке будет 12 точек, и её научить тому, что если она выберет ту где больше точек -дать банан, она за доли секунды нажимает лампочку слева или справа, всегда 100 % выбирает больше, если вы покажете это просто любому человеку он начнёт считать.»

Последние исследования дают возможность предположить, что когда то на земле все люди были ясновидящие. они умели общаться с высшими силами, могли лечить взглядом или передавать мысли на расстоянии, однако, со временем мы утратили эти знания, но возможно, благодаря последним открытиям, в недалёком будущем экстрасенсорные способности вновь станут доступными человечеству.

Однако, некоторые исследователи считают, что слишком поздно и нашу цивилизацию ждёт совсем другая участь.

/Кажетта Ахметжанова — экстрасенс/

Что это за планеты? Чем они грозят человечеству? Предсказать трудно, но некоторые исследователи считают, что таким образом природа и высшие силы пытаются предупредить человечество об опасности. Нам остаётся лишь уловить этот сигнал и учёные считают, что людям это под силу. Совсем недавно исследователи обнаружили древние рукописи в которых сохранились рисунки человека с третьим глазом. Более того есть свидетельства того, что античные философы верили в существование третьего глаза и считали его органом связи с высшими силами. Леонардо да Винчи, который серьёзно занимался анатомией и препарировал множество трупов утверждал, что в голове человека есть связанные с глазами особые сферические зоны, одну из них он назвал «камера здравого смысла». По мнению великого учёного именно там обитает наша душа и именно эта зона отвечает за общение с богом. На востоке, во время сакральных обрядов, между бровей и до сих пор рисуют глаз или точку. Она символизирует окно сквозь которое входит в нас поток космической энергии.

» Существует три расы человечества. И пред-сказания, сказание, ведения, я думаю, это даётся если у человека внутренне очень высокие энергии частоты. Придёт время когда люди будут определять у кого какая частота, на сколько километров она действует, только тогда люди поймут что такое ясновидение, а так, многие люди в это никогда не будут верить, потому что человеку с низким сознанием этого никогда не понять.»

/Кажетта Ахметжанова — экстрасенс/

Как показали последние медицинские исследования, третий глаз был у человека. Его зародыш вместе с хрусталиком, фоторецепторами и нервными клетками образуется в районе промежуточного мозга у двухмесячного плода, но потом перестаёт развиваться и превращается в эпифиз. Это крохотное, меньше полграмма с зёрнышко, запрятанное в самую глубину головного мозга, но самое удивительное в том, что это железа очень подвижна, она способна вращаться подобно глазу и даже улавливать свет. Играя роль своеобразных биологических часов она руководит сменой сна и бодрствования. От неё зависит продолжительность нашей жизни, гормоны, которые эпифиз вырабатывает отвечают за омоложение клеток организма.

Однако, учёные убеждены, что это далеко не все функции загадочного третьего глаза. Последние исследования показывают, что именно эпифиз контролирует все процессы происходящие в мозге. Более того в нём расположен так называемая «зона погрешностей мозга», ведь как выяснилось, что даже самый совершенный орган в теле человека

способен на ошибки.

ОШИБКА ПРОГРАММЫ.

Грейс 5 лет, её родители никогда не оставляют дочь одну, каждую секунду она может нанести себе смертельную травму. Грейс может порезать руку, наступись на гвоздь, откусить себе кончик языка и ничего не почувствовать. Уникальные способности этой девочки остаются загадкой для учёных всего мира, дела в том, что Грейс вообще не чувствует боли. Грейс страдает редчайшим заболеванием, её мозг совершенно не восприимчив к боли, более того у Грейс отсутствует инстинкт самосохранения, выбежав на дорогу и видя, что приближается машина она не осознаёт, что это может быть опасно.

Учёные бьются над созданием вакцины от страха. В СССР создавались

секретные лаборатории, где проводились опыты целью которых было создание сверхчеловека лишённого чувства боли, бесстрашного, способного пойти на всё ради великой цели. Каким то не постижимым образом программа была заложена в голове этой маленькой девочки. Грейс практически не спит, словно к новорождённому ребёнку родители вынуждены приходить к ней по 6 раз за ночь, чтобы успокоить и уложить ещё хотя бы на пару часов.

Таких как Грейс по всему миру не более 100 человек, но учёные до сих пор не могут понять почему их мозг не реагирует на болевые сигналы. Долгое время наука не могла даже диагностировать это загадочное заболевание. Однако, последние исследования показали, что в мозге таких детей нарушаются причинно-следственные связи, отвечающие за болевые ощущения. Но объяснить почему так происходит учёные пока не в силах. Родители девочки живут надеждой, что ученые придумают прибор, который поможет исправить генетическую поломку в голове Грейс. Однако, все разработки на стадии идей.

Если бы у нейрохирургов, как у электриков появился прибор

Итак, черепные коробки мало чем отличаются.

«… в природе выживает не более сильный, а более хитрый. Хитрый, как правило, слабый.Потому что сильным хитрость не нужна»

Павел Балабан доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, профессор, заведующий лабораторией клеточной нейробиологии обучения Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, директор ИВНДиНФ РАН

Человеческий мозг называют самым сложным биологическим механизмом, который создала природа. Он регулирует и координирует все жизненные функции человека и контролирует его поведение.

Мозг покрыт тонким серым слоем с бороздками и извилинами – это кора головного мозга. Здесь находится его мыслительный центр. Кора представляет собой нервную ткань, состоящую из нескольких миллиардов нейронов 70% мозга составляют большие полушария – правое и левое.

Как помочь мозгу работать эффективнее?

1. Переработку всей информации: ее получение, проведение и передачу другим клеткам осуществляют нейроны, находящиеся в коре головного мозга. У новорожденного количество нейронов больше, чем у взрослого, но несмотря на это, он практически не умеет ни слышать, ни видеть.

Его глаза видят свет, но его мозг этого не понимает, потому что еще не образовались связи с другими нейронами, чтобы информация поступила дальше – в кору больших полушарий. По мере их образования ребенок будет различать сначала свет, затем силуэты, цвета и пр. Чем разнообразнее и ярче будут предметы вокруг него, тем быстрее образуются такие связи и тем лучше будет работать та часть мозга, которая связана со зрением.

Это же относится и к слуху и к другим способностям: осязанию, обонянию, способности говорить, ориентироваться и др. То есть, очевидно, существует определенный период, когда образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, слуха и пр.

Таким образом, чтобы заставить мозг эффективно работать, его нужно тренировать с самого детства. Чем мозг моложе, тем он восприимчивей. И чем меньше его нагружать, тем хуже он будет работать. Мы все знаем, что если не тренировать мышцы, то они со временем станут дряблыми и начнут атрофироваться. То же касается и мозга: если его перестать нагружать, клетки, отвечающие за мыслительные процессы, начнут отмирать. У людей, которые тренируют свой мозг, ухудшение его работы отмечается лишь в глубокой старости.

2. Не стоит забывать и о питании – мозг нуждается в продуктах, содержащих жирные кислоты Омега-3 (это жирная морская рыба – лосось, семга, скумбрия, грецкие орехи). А вредны для него продукты, в состав которых входят трансжиры (маргарин, чипсы, крекеры, пирожные и т. п.).

3. Для мозга полезны физические нагрузки, ведь при тренировке тела тренируется и мозг. Достаточно получаса один раз в два дня.

4. Чтобы напрягались не только мышцы, но и мозг, его нужно тренировать играми, требующими запоминания, головоломками, кроссвордами и пр.

5. Для мозга необходим полноценный сон – он использует его для обработки воспоминаний и переноса их в долгосрочную память.

Этапы формирования мозга

Согласно данным нейропсихологии, созревание мозга человека происходит вплоть до 15-летнего возраста. Формирование мозга осуществляется поэтапно:

  • с рождения до 3х лет

    У ребенка формируются отделы мозга, контролирующие познавательное, эмоциональное и физическое развитие.

  • с 3 до 7 лет

    Образуются зоны, ответственные за речь, слуховое, кинестетическое и зрительное восприятие. Также в этот период начинают формироваться базовые нравственные ценности.

  • с 7-8 лет и далее

    Происходит организация сознательной психической и логической деятельности.

Многочисленные научные исследования показали, что мозг человека обладает уникальным качеством - пластичностью, то есть способностью развиваться и изменяться под воздействием обучения.

Интересно, что в возрасте с 6 до 12 лет активно развиваются сразу оба полушария головного мозга. Этот период идеален для двуполушарного обучения. Происходит параллельная активизация работы обоих полушарий и развитие как логического, так и образного мышления.

Левополушарные и правополушарные - в чем отличие?

Правое полушарие доминирует у людей творческих и обладающих интуицией. Такие личности больше всего увлечены дизайном, формой и пропорциями. Правое полушарие связано с музыкой и поэзией.

Левое полушарие является более рациональным и аналитическим. Люди с развитым левым полушарием добиваются успехов в точных науках.

Восприятие новой информации - функция правого полушария. А анализ и распределение этой информации - зона ответственности левого полушария.

Зачем развивать оба полушария головного мозга?

Широко известно, что за работу логики отвечает левое полушарие мозга. Это было выявлено в ходе не одного научного эксперимента. Левое полушарие «отвечает» и за такие важные функции, как язык, чтение, письмо, счет, перечисление, дробление окружающей действительности, способность к математическим действиям, линейное мышление, зависимость от времени, анализ, интеллект. Все эти действия и операции знакомы каждому из нас – о них мы получаем представление со школьной скамьи и начинаем активно развивать и тренировать. Все описанные способности находятся исключительно в ведении левого полушария. Таким образом, люди высокого интеллекта, хорошо владеющие математикой или искусно владеющие речью, – это люди с доминирующим левым полушарием.

Выявив функции и особенности левого полушария, ученые много времени потратили на поиски функций правого полушария – ведь по объему речь шла о половине головного мозга, но за какие функции отвечает эта часть, стало понятно далеко не сразу, можно сказать, почти «случайно». В ходе экспериментов было выявлено, что правое полушарие отвечает за образное восприятие, целостность, пространственное мышление, архаичные языковые формы, музыку, запахи, образцы, целостную картину мира, мышление аналогиями, символику, синтез и интуицию. Одним словом, все то, что было противоположно функциям и компетенциям левого полушария. У каждого из нас есть знакомые, которые мыслят образами, символами, живут ощущениями. Это люди с доминирующим правым полушарием.

Если мы хотим развить интуицию, нам надо научиться активнее задействовать в повседневной жизни правое полушарие, научиться мыслить по-другому – не так, как мыслит логика, рассудок. Поэтому для развития интуиции одной из основных задач является стимуляция работы правого полушария. Нам надо научиться успешно существовать в режиме включенного правого полушария. Как же этого достичь?

Самый простой и естественный путь – те виды деятельности, которые «включают» правую часть мозга. Это все виды творчества: рисование, пение, танец, другое активное самовыражение, слушание музыки, восприятие запахов, оперирование символами, образами. Все это мы не так уж часто делаем в нашей обычной повседневной жизни – на работе, в семье, с друзьями.

Самый главный инструмент для развития мозга – это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария. У человека, который одинаково хорошо пишет и правой, и левой рукой, обе половинки серого вещества развиты одинаково хорошо. Синхронизация работы обоих полушарий головного мозга – прекрасный способ для правши развить творческие способности и интуицию. Человек, научившийся писать левой рукой, может открыть в себе доселе не свойственные ему таланты.

Кроме того, развитие мелкой моторики посредством обучения письму или изготовлению картин из природных материалов обеих рук способствует развитию координации движений.