Интервью с эвелиной хромченко. Эвелина Хромченко: первое интервью о личной жизни Эвелина хромченко интервью печатным изданиям

Эксперт моды Эвелина Хромченко рассказала обозревателю ELLE Вере Поповой о главных начинаниях в жизни - первых деньгах, показах, эфирах и амплуа креативного директора Evelina Khromtchenko & Ekonika

ФОТО Дмитрий Исхаков для #EvelinaKhromtchenkoAndEkonika

ELLE Первая работа и как вы потратили первые заработанные деньги?

ЭВЕЛИНА ХРОМЧЕНКО Моя мама была корреспондентом на радиостанции «Юность», поэтому среди моих любимых детских игрушек был профессиональный магнитофон радиожурналиста «Репортер». От игр я незаметно перешла к делу. Опыты в журналистике начались еще в школе: мне было лет 15, когда я получила свой . На что потратила? Не ­помню. Наверное, на очень нужные девчачьи глупости.

Первый опыт в качестве креативного директора...

С самого начала моей работы в глянце я совмещала функции главного редактора и креативного директора. В этом качестве я делала, например, первые журнальные обложки многих будущих звезд - от топ-модели Наташи Семановой до актрисы Евгении Брик - снимала их для своего первого самостоятельного проекта, журнала для девочек-подростков «Маруся». Но мой парижский дебют был уже для журнала «L’Officiel Россия». Снимали кутюр, из Москвы я нанимала иностранную команду - стилиста, фотографа, модель, утверждала площадку... Уже я отбирала нужные мне платья на всех дефиле, контролировала съемку, делала фотоподбор. В первый раз волновалась, потом - вошло в привычку. Сейчас трудно себе представить, как все это вообще могло происходить без легкодоступного интернета, мобильных телефонов у всех участников съемки и цифровой фотографии. Тогда это были бесконечные факсы, пленка, контрольки, лупа, световой стол, печать. Гораздо больше трудозатрат, чем теперь. А в прошлом году я впервые выступила в роли креативного директора лимитированной коллекции обуви и аксессуаров , возглавив в рамках работы над капсулой дизайн-бюро российского обув­ного гиганта «Эконика». В этом году мы закрепили результат и выпустили вторую совместную коллекцию. В фурнитуре всех предметов используется мой фирменный логотип в форме очков-«кошачьих глазок». В обеих коллекциях задействованы принты, составленные из картинок, которые я рисую на полях сценариев во время съемок «Модного приговора».

Первые воспоминания о моде...

Мне три года. Я стою во дворе и заправляю синий шерстяной сарафанчик в белые колготки - хотела выйти гулять в брючках, а на меня мама надела этот сарафанчик. Мне он не нравился (был слишком короткий), и я решила исправить ситуацию - ­облегающими трикотажными белыми брюками… Но тут пришла мама и разрушила всю эту стилистическую задумку. А еще моя тетя, работавшая тогда главным инженером-конструктором в крупных авиационных проектах, дома в качестве хобби занималась шитьем. Она делала выкройки на глаз, великолепно все сажала и была очень аккуратной в исполнении. Отлично помню наряды, которые она мне шила на все праздники. Например, в белом платье с красной, в горох, отделкой, я впервые в жизни обнаружила, что Дед Мороз ненастоящий. Оно хранится у тети до сих пор. Вместе с моим первым в жизни маскарадным костюмчиком королевы снежинок: в отличие от всех остальных девочек в детском саду, одетых родителями в простые белые маечки и колготки, я была в платьице с блестками и в кокошнике-короне, переливавшейся, как елочная игрушка... Сегодня моей тете 79, и она до сих пор с удовольствием шьет.

Ваша работа на Первом...

О самых ярких впечатлениях и запомнившихся программах можно написать целую книгу. задумал очень смелый проект. Было невозможно представить, что эту передачу можно выпускать ежедневно. А я люблю участвовать в глобальных историях, реализация которых на первый взгляд невозмож­на. Кроме того, я вижу в «Модном приговоре» свою миссию. Когда-то благодаря телепередаче Джулия Чайлд научила всю Америку готовить. В «Модном приговоре», объясняя недостатки или достоинства того или иного комплекта на конкретных примерах, я изо дня в день повторяю со зрителями таблицу умножения моды. Что мне дал Первый канал? Работая в глянцевом журнале с тиражом в 180 000 экземпляров, я не без оснований считала себя влиятельным fashion-журналистом. Сегодня с ежедневной уникальной аудиторией в 35 миллионов зрителей только в России (а ведь есть еще страны СНГ и русскоговорящие диаспоры во всем мире) я понимаю, что такое настоящее влияние в области моды.

Работая в журнале, я считала себя влиятельным журналистом. Сегодня с аудиторией в 35 миллионов зрителей я понимаю, что такое влияние в области моды

Первая любимая книга на книжной полке...

Так как читать я научилась в 3,5 года, а в четыре - вовсю интересовалась книжками, то это была вся детская классика от Астрид Линдгрен. Именно она была моим любимым писателем в нежном возрасте. И «Малыш и Карлсон» в личном рейтинге лидировал. Впоследствии я поняла, что Линдгрен - мастер художественного диалога, и ее приемы литературного оформления устной речи очень мне помогли в переходе с радиожурналистики в газетно-журнальный формат: поскольку публиковаться я начала задолго до того, как поступила на журфак, учиться пришлось самой. В школе-то про это не рассказывали.

Первый показ, на котором вы были...

В Москве - показ Славы Зайцева, а в Париже - дефиле Ива Сен-Лорана. Я приехала туда задолго до своего глянцевого опыта, как обозреватель моды радиостанции «Европа Плюс». Будучи студенткой и, разумеется, за свой счет. С тех пор не пропускала ни одного парижского сезона. Мне крупно повезло: я видела показы haute couture Лакруа, Мюглера, Монтана до того, как они закрыли свои Дома, первые парижские шоу Джона Гальяно и Александра Маккуина - для собственных марок и для кутюрных Домов, которые они возглавляли. Видела Майкла Корса в Céline, Фиби Фило и Стеллу Маккартни в Chloé, Оскара де ла Рента в Balmain, Альбера Эльбаза в Guy Laroche, Сен-Лорана, Форда и Пилати в Yves Saint Laurent. А вот в Милан и Нью-Йорк стала ездить, уже работая в журнале моды.

Аксессуар номер один из вашей коллекции для бренда «­Эконика»...

Целый год не могу расстаться с конвертом из принтованной под крокодила телячьей кожи. Ношу его и как вечерний клатч, и как дневную сумку на цепочке. Идеальный универсальный вариант.

Домашний очаг: Начнем с главного: почему у всех женщин шкаф забит, а надеть нечего?

Эвелина Хромченко: Во‑первых, это результат спонтанного шопинга. Женщина влюбляется в вещь на витрине, покупает ее, а потом не знает, как вещь применить в собственном гардеробе. В итоге наряд висит в шкафу ненадеванным, часто даже с ярлычком. Во‑вторых, это проблема с гардеробной памятью — часто люди просто не помнят, что у них есть в наличии, пользуясь лишь десятью вещами активного гардероба, оставляя все остальное в недрах шкафа.

В-третьих, это неумение выстроить скелет гардероба, ту самую базу, про которую я не устаю рассказывать на своем самом востребованном мастер-классе «25 модных инвестиций в гардероб». Это вещи, которые служат очень долго, мода на них не проходит со временем, их можно даже в наследство детям оставлять.

Именно про такие вещи англичане говорят: «Мы не так богаты, чтобы покупать дешевую одежду». Я много лет подробно рассказываю о том базовом конструкторе в гардеробе, который поможет создать здоровую основу на каждый день и на праздник, на которую вы легко сможете нанизывать любые детали, нравящиеся лично вам. Моя гардеробная формула необходимого минимума и меня саму никогда не подводит — полный набор палочек-выручалочек у меня всегда наготове. И если я с утра не знаю, чего хочу, то просто составляю произвольную комбинацию из моего базового гардероба-конструктора — согласно расписанию дня. И вуаля!

ДО: Как дочь инженера-экономиста и учителя русского языка становится иконой стиля и звездой телевидения? Предвещало ли что-то в детстве вашу карьеру?

Ребенок, который растет среди любящих взрослых, всегда не по годам развит, а у меня было даже слишком много взрослого внимания. Я, по рассказам родителей, рано и сразу бойко заговорила и никогда не коверкала слова. Просто потому что мне в младенчестве не говорил «лялечка», «бибика» или «ням-ням». Только «девочка», «машина» или «есть». Никто не менял тембр голоса или вокабуляр, общаясь со мной-маленькой — со мной разговаривали как с любым членом семьи, не сюсюкая.

При этом меня готовы были внимательно слушать, если я рассказывала что-то интересное, и смеялись, если я рассказывала что-то смешное. Для ребенка это очень важно.

Как только я научилась читать — это произошло в мои три года — и лет в пять писать, я неизменно четко отражала свои мысли на бумаге, всегда любила рисовать и знала толк в красивых платьях — в семье за этим следили. Ну и пример старших у меня всегда был перед глазами. Я не помню ни одного члена своей семьи, который был бы неинтересно или нестильно одет. У всех был свой особый аллюр. Так что для меня с самых юных лет жизнь демонстрировала лучшие примеры прикладной моды: я училась у старших одеваться с уважением к себе и своим внешним особенностям. С нежного возраста мне четко объяснили, что некрасивых людей нет, есть неухоженые и неверно одетые. И я всегда это замечала. Не абстрактно — мол, этот человек некрасиво выглядит, — а совершенно конкретно: у этой женщины плохо сидит платье, у платья некрасивый вырез и непропорциональные рукава, а цвет вовсе не подходит ей и делает оттенок кожи землистым…

Но самая главная воспитательная удача моей семьи на мой счет — это то, что старшим как-то не впрямую, не в лоб, без лести и ажиотажа, удалось в раннем детстве убедить меня в том, что я самая лучшая на свете. Самая умная, красивая, развитая, талантливая. При такой убежденности взрослых в моих прекрасных качествах я просто не имела права их подвести и всегда старалась выдать максимальный результат, чем бы ни занималась — ненавистной музыкой или любимым рисованием. В этом превознесении меня совершенно не было идолопоклонничества или снобизма: в семье были щедры на комплименты другим детям, и я часто слышала, что, например, Ирочка красивая и очень хорошо учится, что Аська очень талантлива в музыке и что у нее замечательные волосы, дай Бог каждому, — для каждой моей подружки у взрослых вокруг меня находились превосходные степени.

Меня учили быть на высоте не на фоне слабаков, а в компании сильных. Когда я отправлялась в первый класс, у семьи не было ни тени сомнения в том, кто будет самой лучшей ученицей, и, что самое интересное, именно так и произошло. Даже типичная для моих ровесниц ненависть к школьной форме у меня отсутствовала, поскольку мое школьное платье, сшитое тетей из роскошной шерсти, было очень красивым, и носила я его с удовольствием. Покупные фартучки подгонялись под меня. Кружевные воротнички и манжеты перешивались каждый день, часто я сама отпарывала и пришивала их под руководством бабушки. С первой учительницей мне тоже очень повезло — Нина Викторовна была юной красавицей, да еще и прекрасно одевалась: брюнетка с прекрасными волосами и темными миндалевидными глазами, она любила юбки в складку и джемпера с шелковыми платками, у нее был потрясающе красивый, ладно сидящий плащ, пальто в клетку и меховая шапочка. Весь класс ее обожал, и она была очень добра к детям, поэтому и успеваемость у нее в классе была очень хорошая. До сих пор уверена в том, что учителя должны одеваться красиво — особенно в младшей школе.

ДО: К какому миру принадлежала ваша семья? Что интересного и счастливого было в детстве?

Обычная небогатая семья советских интеллигентов — папа инженер-экономист, мама — преподаватель русского и литературы, обе тети инженеры-авиационники, одна бабушка — учитель немецкого, другая — медработник-функционер, а после войны домохозяйка, дедушка возглавлял подразделение крупного завода. А счастливым было все: мне очень повезло — меня все любили и много занимались мной. У меня была своя комната, в которой мне разрешалось делать все, что угодно, даже рисовать на стенах. На балконе, на кирпичиках, до сих пор сохранились рисунки, которые я делала лет в 7 мелками, а моя тетя и теперь хранит все мои альбомы для рисования и тетради с первого по третий класс.

ДО: Как вы одевались в школе? Что помните из детского своего гардероба?

Мне не на что жаловаться: меня одевали скромно, но со вкусом и качественно. Я всегда знала, что мне достанется лучшее из возможного. И никогда не выпрашивала наряды. Даже когда в средней школе мне пришлось прийти в новый класс и столкнуться с необычным педагогическим составом и крайне странной оценочной системой координат.

Большинство учителей моей новой школы извивались перед «блатными» родителями, часто выезжавшими за рубеж (у нас учились многие дети сотрудников иностранных посольств) или обладавшими громкой работой типа телеведущего. Неравенство сказывалось не только в хорошем отношении учителей к любимчикам и недобром ко всем остальным, но и в некорректной оценке знаний. К «обычным» детям учителя были строже, оценки ставились пристрастно, к доске вызывали чаще, ожидали больше. Точно так же оценивался и внешний вид детей.

До сих пор помню нашу математичку Валентропу, которая отвела меня в туалет и заставила при ней умыться ужасно холодной водой, потому что считала, что у меня ресницы накрашены — слишком длинными и темными они ей показались. Убедившись в том, что была неправа, она даже не извинилась — это меня очень удивило, я не была к такому приучена в семье, у нас взрослый легко извинялся перед младшим, если была такая необходимость. Детей у которых были «фирменные» тряпочки, учителя хвалили, превозносили и даже смотрели на них по‑другому — с неким раболепным восхищением. Но даже в такой ситуации мне не приходило в голову нажать на родных и потребовать дорогие джинсы. Я точно знала — при ближайшей возможности мне купят все, что нужно, а если не покупают, значит, не стоит ставить взрослых в неловкое положение просьбами, которые им трудно выполнить. Поэтому тертых голубых джинсов у меня долго не было, зато неизменно были красивые платья и пальто — моя тетя и сегодня отлично шьет.

ДО: Чем вы интересовались в школе, о чем мечтали?

Я постоянно читала — все, что под руку попадется. Обожала ходить в библиотеку рядом с домом. Я, уставившаяся в толстую книгу, — самая распространенная картинка моего детства. «Маленькая» бабушка ворчит: «Опять читаешь «гросс бух»? Иди учить уроки сейчас же». Почему-то Конан Дойла, Дюма, Теккерея и Диккенса я предпочитала Жюлю Верну и Фенимору Куперу. А Серебряный век — русской классике. Хотя прилежно прочитала и то и другое вдоль и поперек.

С удовольствием ходила по музеям и без удовольствия по театрам — до сих пор с ненавистью вспоминаю свои ранние детские страдания на балете «Кошкин дом». Но еще больше я ненавидела свою музыкальную школу и противную учительницу Эльвиру Владимировну, которая надолго отбила мне желание не только играть, но и слушать классическую музыку. Как только к детям допускают таких злобных и жестоких людей? Зато я обожала рисовать и очень любила свою художественную школу, которую мне не дал окончить врач-офтальмолог, напугав маму до смерти, что я резко потеряю зрение, если не ограничить нагрузку на глаза.

ДО: Что носили в юности? Были ли у вас возможности одеваться модно?

«Человек вне моды не существует, он может быть либо современным, либо старомодным, либо авангардным», — метко сказал Слава Зайцев. Когда ты подросток, ты хочешь быть авангардным. У мамы была подружка Людмила, которая отлично вязала, более того, у нее была вязальная машина, и ее изделия напоминали готовую одежду, с чем тогда в стране была напряженка. Трикотажная группа, которую она для нас с мамой создала, частично сохранилась до сегодняшнего дня — это безупречные джемпера и водолазки. Швейку я «заказывала» своей тете — сшитые ею брюки-бананы, юбки-брюки, пальто с рукавом-реглан и шифоновые сарафаны и сегодня прекрасно выглядят.

Разумеется, «заграничные» наряды тоже периодически доходили до меня, но чем ждать у этого моря погоды, я предпочитала действовать: свитер-оверсайз, твидовая макси-юбка, которую мама купила для себя, но отдала мне, тяжелые ботинки, майка, присланная американской подругой — и вуаля, я полностью соответствовала стилю «гранж» даже без нарядов от Марка Джейкобса для Perry Ellis. Я рано, еще в старших классах школы, начала самостоятельно зарабатывать, внештатно работая на радио корреспондентом и автором программ. И разумеется, могла себе позволить экстравагантные покупки. Летом 2016-го в разгар моды на 1990-е выудила из архива укороченную джинсовую курточку, которую носила в 10 классе и на первом курсе университета.

ДО: Когда, на ваш взгляд, в России появилась интересная модная жизнь? И как это было?

Интересная модная жизнь в России была всегда, и отдельные звезды на ее небосклоне появлялись даже в эпоху застоя. Но новый буйный виток развития она получила именно в 1990-х. Я очень рада, что в результате многолетней деятельности — и моей, и моих коллег — я могу выходить из дома, тотально одетой в вещи, созданные российскими дизайнерами. Это действительно необычное ощущение, особенно если принять во внимание тот факт, что 20 лет назад о таком и помыслить было нельзя. «Сделано в России» 20 лет назад — было, скорее, клиническим диагнозом, нежели признаком хорошего выбора.

А теперь — огромный вариатив интересных предложений от российских дизайнеров, и все профи моды работают над тем, чтобы красивых и ярких товаров в категории Made in Russia стало значительно больше.

ДО: Как получилось, что вы возглавили L’Officiel?

Я пришла в международный модный глянец как антикризисный менеджер, модный пиарщик и известный в стране журналист с fashion-специализацией. Начав еще школьницей с радиомикрофона, уже на журфаке я поработала на радио и ТВ, в информационном агентстве, газетах и журналах… К креслу главреда я подошла рано, в 25 лет, но за моими плечами были серии авторских проектов на радио, собственный журнал для девочек-подростков и успешное пиар-агентство. За 12 лет я сделала свою работу в журнале, и она мне многое дала. Так что свой личный медиа-проект я строю на основательной платформе.

ДО: Нашим читательницам работа главного редактора знакома в основном по фильму «Дьявол носит Прада». Скажите, что в нем правда, а что полная выдумка?

Исходя из моего личного опыта, близко к реальности продемонстрировано лишь восприятие этой позиции людьми извне — несколько нездоровое, пропитанное экзальтацией, ажиотажем и байками, которые придумывают завистливые ассистентки без перспективы роста.

Все остальное — просто интересное кино в типичном жанре производственной драмы, которое хочет видеть публика. Работу журнального главреда как таковую в фильме так и не показали.

Я обратилась в «ХХ век Фокс» с предложением озвучить главную героиню в русском прокате еще до того, как кино было снято, чтобы будучи причастной к проекту, рассказывать, как на самом деле устроен мир журналистики моды, насколько высоко профессиональные люди там работают, и как много и результативно они вкалывают. А вот Мерил Стрип это сразу поняла — по ее игре было ясно, что, демонстрируя лишь верхушку айсберга своей ролью, она подразумевает за кулисами этих бытовых зарисовок целый огромный мир профессии — это все зрители смогли почувствовать.

ДО: Правда ли, что главреду нужно иметь такой железобетонный характер, чтобы держать все под контролем?

Мне кажется, это собирательный вопрос ко всем женщинам и мужчинам, которые работают руководителями в любых областях… Но я понимаю, что именно Вы хотели спросить. Со мной легко тем, кто отлично делает свою работу и тем, кто талантлив — иначе вряд ли под моим началом люди бы работали по 10−20 лет. Но со мной очень непросто лентяям и бездарям, если они ненароком появляются в моей орбите… Бездарям ведь крайне неприятно убедиться в том, что они бездарны. Поэтому все, что обо мне говорят, — правда. И про меня, и про тех, кто говорит.

ДО: Где в мире женщины одеваются лучше всего? С большим вкусом? Или сейчас везде примерно «средняя температура по больнице»?

Национальные особенности восприятия никто не отменял — ни в моде, ни, скажем, в кулинарии. Покупки клиентов с Ближнего Востока будут отличаться от обновок клиентов из Китая, а русские модницы не будут выбирать те же обновки, что и британские. И это совершенно нормально. Да что уж там говорить, между Миланом и Парижем тоже большая разница. Юная жительница Милана будет носить черную косуху с голубыми рваными джинсовыми шортами и высокими сапогами, а юная парижанка — с черными джинсами-скинни и балетками.

ДО: Что сейчас из себя представляют российские женщины, куда мы движемся, как вам кажется?

Я думаю, что наши женщины очень красивы, очень быстро и легко обучаемы, мгновенно мимикрируют под любую визуальную среду, очень трудолюбивы и сильны, но во всех с детства заложены многочисленные комплексы вины, которые не слишком помогают преуспеть в жизни и в гардеробе. Я также думаю, что склонность к прямолинейности и максимализму, которая проявляется и в размышлениях типа «бьет — значит любит», и в любви к праздничному облику с утра, может быть как слабой стороной, так и сильной. Как только женщина получает свежую информацию и новые правила, она немедленно берет ситуацию в свои руки.

Все россиянки по природе своей отличницы и матери Терезы. Главное, направить эту энергию в созидательное для самой женщины русло, ведь основное чувство вины наша соотечественница чаще всего испытывает, когда решается что-то сделать для себя лично: потратить на новое платье или прическу часть семейного бюджета, съесть последний кусочек чего-то вкусного, устроить себе роскошь занятий спортом или танцами, купить не в дом, а себе лично…

Я с детства знаю, что совершенный внешний облик усиливает твою силу. Что для достижения наилучшего результата для себя и семьи ты должна быть красивой, здоровой, сильной, уверенной в себе. И всеми возможными способами внушаю женщинам, с которыми с детства говорю на одном языке, что вкладывать в себя — не грех, а обязанность. И в большинстве случаев меня слышат и понимают абсолютно правильно.

ДО: Чем вам нравится работа в программе «Модный приговор»?

Константин Эрнст задумал очень смелый проект. Нельзя было представить себе, что эту передачу можно выпускать ежедневно. Это был вызов. А я люблю участвовать в глобальных проектах, реализация которых на первый взгляд невозможна. Кроме того, я видела в «Модном приговоре» свою великую миссию. Когда-то благодаря своей авторской телепередаче Джулия Чайлд научила Америку готовить здоровую еду.

Моей же задачей всегда было научить Россию прекрасно выглядеть, ведь именно для этого и нужна модная одежда и аксессуары. И где бы я ни работала, я всегда старательно воплощала эту сверхидею в жизнь, опираясь на вверенные мне инструменты. В «Модном приговоре», объясняя недостатки или достоинства того или иного комплекта на конкретных примерах, я изо дня в день повторяю со зрителями «таблицу умножения» моды. Благодаря нашим совместным усилиям — ведущих, стилистов, редакторов, режиссеров, монтажеров, операторов, осветителей, команды звука, администраторов, артистов массовых сцен, водителей и других служб (нас около 500 человек на программе работает) — удается преобразить не только героев программы, но и наших зрителей во всем русскоязычном мире — а это 35 миллионов уникальных зрителей ежедневно только в России. А ведь нас смотрят еще и на территории экс-СССР и в русскоязычных диаспорах во всем мире: в Америке, Израиле, Австралии, Канаде, Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Бразилии и других странах. Смотрят с огромным доверием и приязнью. И используют советы «Модного приговора» в собственном гардеробе. Так что работа в «Модном приговоре» помимо возможности общения с потрясающе профессиональными людьми на съемках нравится мне своим глобализмом и реальной возможностью менять мир к лучшему.

ДО: Считаете ли вы, что с российскими женщинами действительно надо разговаривать в таком «встряхивающем» тоне, чтобы привести в чувство? Как правильно выстроить диалог, чтобы они не испугались, не зажались, а напротив, расстались с комплексами, научились чему-то полезному?

Меня ангажировали именно для того, чтобы я транслировала компетентную оценку облика героя — до, во время и после трансформации его гардероба — с точки зрения эксперта моды. Моя задача в том, чтобы четко объяснить, как верно воспринимать тот или иной образ, что в нем хорошо, а что плохо. Моя оценка не касается самого человека, его особенностей фигуры, внешности или возраста, она касается только платья. Моя концепция заключается в том, что с женщиной всегда все в порядке, просто платье у нее иногда подобрано неверно, и эту мою подачу прекрасно чувствуют и героини, и зрительницы. Я заметила, что большинство женщин испытывает комплекс вины по отношению к своему отражению в зеркале, мол толстая (или тощая), старая (или, наоборот, зеленая еще) — мол, что такое отражение может украсить, тьфу — пойду надену джинсы и майку, куда уж со свиным то рылом да во калашный ряд… Я же, один из немногих в их жизни людей, который их от комплекса вины освобождает.

Я внушаю им, что они хороши, а плохое платье всегда легко поменять на хорошее. Что не существует фигуры, веса, возраста, которые бы нельзя было красиво упаковать. Мои соведущие, каждый по своему, также стремятся к достижению этой задачи. Но тем не менее напомню, что программа называется «Модный приговор», а не «Модный комплимент», как часто повторяет мой соведущий Александр Васильев.

ДО: Название «Модный приговор» отсылает к ситуации суда, но можно ли винить российских женщин в том, что у них не было возможности вырабатывать вкус? Ведь у нас за плечами — советские магазины с пустыми полками…

Как правило, семья, коллеги, друзья обвиняют героинь «Модного приговора» не в том, что у них нет вкуса, а в том, что они не хотят признавать собственную красоту, или ленивы, или видят себя исключительно в рабочей одежде и страшатся нарядной, или испытывают ни на чем не основанные комплексы в отношении собственной внешности.

Ну например, 38-летняя женщина, которой мама вбила в голову в детстве, что она некрасива, потому что тоща, постоянно носит макси, надевает по три пары колготок, а муж, который и женился на ней из-за любви к ее балетному изяществу, хочет этот стереотип сломать, хочет нарядить свою красавицу-жену в облегающее платье, открывающее ее стройные ноги и точеные руки. При этом, заметьте, он не обвиняет ее в плохом вкусе. Или женщина, которая при прекрасных внешних данных в 40 лет так отчаянно молодится, что заплетает два хвостика с розовыми бантиками и носит коротенькие платья беби-доллы и маечки с розовыми мышками — разумеется, у ее обвинителя, 16-летнего сына, болит сердце от того, что его красавицу-маму воспринимают как даму с большими причудами. Он признает, что маме прекрасно удается выстроить образ подростка, даже со вкусом, будь на месте его мамы 15-летняя девочка.

Или милая дама 32 лет, которая старательно декорирует себя в духе квартала красных фонарей, никак не может выйти замуж, и обвиняющая ее подруга справедливо замечает, что с женщинами, которые себя подобным образом подают, обычно весело проводят время, а семью заводят с «приличными»…

Но все три дамы в своих собственных образах вовсе не демонстрируют отсутствие вкуса, они по своему привлекательны и убедительны в своих гардеробах, просто не видят, что их стереотипы в отношении себя, а соответственно, и гардеробы, создают для них море жизненных сложностей. А окружающим это как раз заметно.

ДО: Как вы думаете, у ваших героинь что-то глобально в подходе к гардеробу изменится после программы?

Я помню женщину, которая поправилась после родов и никак не могла похудеть. Из-за этого муж, любитель худышек, бросил ее. Она впала в депрессию и дошла до того, что 8-летний сын просил ее не приходить в школу, потому что не хотел, чтобы учителя и одноклассники его маму принимали за бомжа. Переодевшись и приобретя новый макияж и прическу, женщина так понравилась себе в зеркале, что внезапно начала худеть — я давно заметила, что от счастья многие худеют. И когда наша бывшая героиня пришла в суд разводиться со своим коварным мужем, она была субтильной — досвадебного размера. Изумленный муж разводиться уже не хотел, но она все же оформила развод. И начала совершенно новую, красивую и счастливую жизнь с мужчиной, для которого была важна она, а не размер ее одежды.

Помню женщину, которая была влюблена в своего начальника-иностранца, а он попросту не замечал ее существования, настолько блеклой она была. И никакие ее ночные бдения, переработки и достижения профессионального свойства отмечены не были по той же причине.

Когда ее переодели, эту женщину не только повысили, но и позвали замуж. Представьте себе, в нее, без каких-то ухищрений с ее стороны, влюбился тот самый начальник. Они поженились и уехали к нему на родину в Европу.

А вот история, которая случилась в моем собственном подъезде. Я несла кучу пакетов, и мне помогла открыть парадную дверь стильная женщина с малышом в слинге. «Вы не узнаете меня? — спросила она. Я была вашей героиней четыре года назад». «А как называлась программа?» — спрашиваю. «Дело о слинге». Я говорю: «Но позвольте, как же? Ведь вашему малышу меньше года…» Тут открывается дверь ее квартиры, и беленькая девочка лет пяти удивленно говорит: «Мама, а что тут делает Эвелина Хромченко?» Моя новая соседка улыбнулась: «Вот кто в слинге тогда сидел…» И таких историй у наших редакторов сотни.

ДО: Говорят, что искусство стиля доступно очень малому проценту людей. Что научить стилю невозможно, он либо есть, либо нет. Ведь по сути надо обладать художественным взглядом, чтобы видеть — стильно это или нет… Как вы считаете?

Это харизма либо есть либо нет. А стиль есть всегда, ведь это проявление внутреннего мира. Ведь «сера мышь» — это тоже своеобразный стиль. Наш внутренний мир очень многогранен. Стиль человека может быть хорош или плох по отношению к эстетическим критериям данного момента и по отношению к его собственным целям, но в том или ином проявлении он есть всегда. Внешне проявляется, как правило, то, что мы в собственной личности эксплуатируем в данный момент.

Именно поэтому я с пугающей точностью могу выяснить о человеке по его костюму больше, чем сама хотела бы о нем знать. Детали облика невольно выдают массу секретов. Но каждый человек — это драгоценность, у которой есть много граней, это дом, в котором есть много комнат… И если открыть нужные двери, если показать нужные грани, то человек начнет выглядеть по‑другому — без внутреннего конфликта. И стилисты «Модного приговора» помогают ему получить новое отражение в зеркале именно для этого.

ДО: Как одеваться стильно, если получаешь сорок тысяч рублей? Можно ли дать какие-то универсальные советы? Что должно быть в гардеробе, чтобы женщине хватало на пять-шесть типических ситуаций?

Если сейчас изучить ваш шкаф, выяснится, что в нем есть большая часть вещей из моей формулы «25 модных инвестиций в гардероб». Возможно, что-то требует замены, что-то нужно докупить, но тем не менее… Базовый гардероб не покупается единовременно. Это делается постепенно.

Залог экономичного гардероба — отсутствие спонтанных покупок. Сами подумайте, зачем вам дорогущее пальто модного розового цвета, если у вас нет хорошего универсального пальто цвета camel? Если ну невозможно как хочется чего-нибудь актуально-блестящего, пройдите мимо одноразового вечернего платья в пайетках и купите маленькую сумочку в блестках — и волки сыты, и овцы целы. Другой пример: рассматривая мой портрет в Инстаграме, подписчица спрашивает о бренде моей тельняшки, мол, наверное, это Saint Laurent? Да Бог с Вами, отвечаю, для тельняшек есть Cos и Petit Bateau, я не хочу доплачивать лишний ноль за имя, а вот смокинг или тренч от Saint Laurent я примерю. В этом доме знают в смокингах и тренчах толк. Да, тренч будет дорогой, но он будет неубиваем многие годы и в конечном итоге сторицей отработает мои вложения в него.

ДО: Вы не будете отрицать, что большие финансовые возможности дают больше возможностей для хорошего стиля? Или есть и здесь свои подводные камни? Случается ли вам видеть очень обеспеченных и при этом безвкусно одетых женщин?

Я видела и небогатых женщин, одетых со вкусом, и пугающих своим выбором богачек. Мода — для всех. Если белый цвет в тренде, то и на виа Монтенаполеоне в Милане, и в недорогих киосках в Москве вещи белого цвета будут доминировать. Но будут по‑разному стоить, естественно. И дорогой бутик, и бюджетный универмаг делают одинаковые предложения в области цвета и линии сезона. Так что мода едина для разных кошельков. А вот уровень качества, разумеется, часто зависит от стоимости вещи. Так что в бюджетных марках следует особенно внимательно смотреть на состав ткани и качество отшива перед покупкой обновки.

Приводя на своих мастер-классах эталонные примеры, я всегда упоминаю и о значительно более демократичных альтернативах. И я уверена в том, что даже в простых, но правильно выбранных джинсах и белой футболке часто можно выглядеть лучше, чем в стразах и перьях, приобретенных по принципу «А за углом дороже!»

ДО: Как вы покупаете вещи? Есть ли у вас зависимость от красивых вещей? Можете ли купить «лишнего» в порыве?

Я ни секунды не шопоголик. Я твердо знаю, что именно куплю в наступающем сезоне, а какие тренды уже отражены в моем гардеробе — нужно только зайти в гардеробную и достать из моей базовой коллекции нужное. Мои мастер-классы о 25 выгодных инвестициях в гардероб популярны не просто так — я знаю, о чем говорю. Все те рецепты, которые я даю моим слушателям, я испробовала на себе.

Я не завишу от вещей, я ими повелеваю. И тем не менее, у меня есть, разумеется, личные предпочтения, которые созвучны моему типу личности, но каждый раз глядя на подиум, я отмечаю наряды, которые приглянулись мне лично. Я же женщина.

ДО: Куда из вашего гардероба уходят вещи, которые перестали вам нравиться?

Не перестали нравиться — просто надоели. Раньше раздавала такие вещи, теперь вешаю в кладовку, которую сняла специально для этой цели в системе сториджей — эта новая услуга, появившаяся в Москве, очень для меня полезна. Чуть что понадобилось, я прыг туда — и все нашлось.

ДО: И есть ли у вас такие вещи, которые с вами долго?

Конечно. База. Черные брюки. Жакеты. Смокинги, тренчи, джемпера и кардиганы, пальто.

ДО: Бывают ли у вас моменты разочарования, когда вы смотрите на свои старые фотографии и думаете, что вот это носили зря?

Вот совершенно нет. Смотрю на фото на себя 15-летнюю, в розовых «бананах» и беленькой индийской батистовой блузке с крошечным рюшем на небольшой стойке и думаю: эх, мне бы сейчас эти бананы и эту блузочку. Раздражают только мои школьные блузки — мама любила покупать мне очень женственные вещи, типа актуальных сейчас блузок с крупными рюшками и оборками на рукавах или с маленькими бантиками у горла — образ эдакой институтки. А меня уже тогда привлекали простые мужские рубашки и стиль а-ля гарсон. Но это мои личные предпочтения, а на подростковых фото все смотрится просто изумительно. Ведь в это время фотографы все показывали как есть, а брак просто выкидывали. Другое дело сейчас: многие горе-фотографы свой брак с любовью выкладывают в интернет на радость троллям.

ДО: Что вас интересует в жизни помимо ваших профессиональных проектов? Что вдохновляет? Как вы отдыхаете?

Для меня отдых — это смена этапов работы и декораций, в которых она делается. Но пообщаться с родными и друзьями, прокатиться на велосипеде или на доске под парусом, сходить в музей, в театр или на антикварный аукцион, прочесть книгу я считаю не менее важным, чем написать статью, прочесть лекцию или снять телепередачу. Мне нравится концепт деления своего времени на четыре равнозначные части: работа, семья, социум и ты сам. Но это совершенно не означает, что когда я лежу на пляже, я не могу ответить на вопросы интервью, или написать статью для собственного сайта, или изучить свежие модные блоги. Просто моя работа мне всегда в радость, мне не нужно от нее отдыхать.

О чем мечтаете сейчас?

Мечты, которые можно претворить в жизнь, это уже не мечты, а планы, не так ли? А о планах ведь обычно не рассказывают, только о результатах. А вот мечта, которую претворить в жизнь пока нельзя и которая, по‑видимому, так и останется мечтой, снялась со мной для этого номера «Домашнего очага» — это крошечный джек-рассел-терьер Харли. Нежные лапки и теплое пузико. Крайне спокойный и доброжелательный младенчик. Самая сладкая собака в мире. И у меня на нее аллергия.

Билеты на мастер-классы «Школы моды Эвелины Хромченко» можно приобрести на сайте www.evelinakhromtchenko.com

В Петровском Пассаже с успехом прошла выставка персональной бижутерии Эвелины Хромченко, которую эксперт моды, телеведущая, писательница собирала долгие годы. Пользуясь случаем, корреспондент сайт побеседовал с Эвелиной о ее коллекции, о женской и мужской красоте и воспитании вкуса.

Скажите, пожалуйста, Эвелина, что послужило тому, что вы стали коллекционировать бижутерию?

Несомненно, мой интерес обострило участие в программе «Модный приговор» на Первом Канале – ведь меня в основном показывают в поясных планах, когда я сижу за столом. Бижутерия меняется каждый день, ведь она видна зрителю в большинстве моих появлений на экране – картинку необходимо разнообразить. На проект я уже пришла с большой коллекцией бижутерии, но впоследствии количество украшений бешено возросло. Когда ходить по дому стало достаточно тяжело из-за всех этих коробок, я поняла, что нужно что-то предпринять. Окончательно мне открыла глаза на то, что я уже коллекционер, владелица винтажного бутика Виктория Шамис, которая предложила сделать у нее выставку-продажу. Выставка была, коктейль по случаю открытия был, но вот продавать я все это отказалась.

Тогда я впервые заявила о том, что у меня есть коллекция. Благодаря этой информации я и получила приглашение от Екатерины Моисеевой выставить свое собрание украшений в большем объеме. Получилось очень симпатично, людям понравилось. Мы с «Боско» сделали также красивый каталог, фактически книгу – ею уже очень заинтересовались издательства… Моя коллекция начала жить своей жизнью. Но это не значит, что я перестала носить эти вещи, периодически я использую их для разных случаев, в том числе и для съемок «Модного приговора».

Может быть, у каких-нибудь ваших экспонатов есть необыкновенная история?

Интересная история у колье Maison Martin Margiela. Его я купила, когда Мартин только начал выпускать свои первые коллекции украшений. В его первой линии бижутерии было два пластрона, меньший из которых я и приобрела. Большой пластрон был безумно дорогой, да к тому же еще и тяжелый. А сама я маленькая, и поэтому покупка малого пластрона была более выгодной со всех точек зрения. Впоследствии оказалось, что я сделала правильный выбор. Когда Maison Martin Margiela, уже принадлежащий Ренцо Россо, стал принимать участие в проекте H&M, именно это колье было выбрано для репринта. Это было очень приятно, ведь в свое время я сделала выбор в пользу культовой вещи.

Бабочка от Альбера Эльбаза попала ко мне, когда я выполняла функции гида, помогала Альберу в Москве. Я показывала ему Красный Октябрь, ту часть Болотной набережной, где молодожены пускают голубей. Он рассматривал платья невест и удивлялся, когда те подходили с просьбой сделать фото со мной. Был прекрасный день, мы купили подарок для его друга (Альбер никогда не покупает сувениры себе самому). Это были антикварные елочные игрушки из галереи «Роза Азора». В конце этого путешествия он подарил мне бабочку, которую ему прислали на утверждение. Она так и не была запущена в производство, так что существует в единственном экземпляре. Настоящий кутюр. В этой бабочке я часто веду лекции, потому что она ироничная. Как улыбка для строгого костюма.

Насколько я могла понять из ваших высказываний, вы убеждены в том, что внешний вид женщины важнее всего остального. Это действительно так?

Все зависит от того, где вы находитесь. Судя по моему опыту работы в программе «Модный приговор», внешние данные имеют большое значение – не физические даже, а приобретенные. Я была свидетелем огромного количество случаев, когда «всего лишь» из-за некрасивого домашнего халата или идиотского плюшевого костюма с ушками рушились симпатичные союзы. В наших случаях опасность была устранена, но все же! Сотни людей наступают на одни и те же грабли. Такое ощущение, что грабли – это неотъемлемая часть женского гардероба, важный аксессуар. Чужие ошибки и чужой опыт совершенно ничему не учат женщин! Но, так или иначе, многие супружеские пары обретают счастье, когда один из них или оба меняют свой облик. Речь не идет о том, что они худеют или делают пластические операции. Речь идет о том, что они делают новую стрижку, новый макияж, покупают новую одежду и совершенно по-другому друг на друга смотрят.

Ну, а что касается не таких близких связей: вот, например, идете вы по улице, и вам абсолютно наплевать на внутренние качества прохожих. Просто хочется находиться в более красивой толпе. Немного эгоистическое рассуждение – желание быть в окружении симпатичных людей. Наверняка вы отмечали, что в европейской толпе вам намного приятнее. Потому что больше красивых людей. Это странно, ведь мы живем в стране, где рождаются самые красивые люди в мире! Так куда же они деваются?

Внешнее проявление человека, его границы с окружающей действительностью очень важны. Скажем, садишься в самолет, и рядом оказывается мужчина с нестерпимо сильным запахом духов. Быть может, они и дорогие, и принадлежат прекрасному бренду, но он столько их на себя вылил, что сидеть рядом с ним невозможно. А ты не можешь ничего сделать, нельзя же выйти из самолета! И в такие моменты начинаешь понимать, что мы просто обязаны быть уважительными по отношению к ощущениям других людей. И это касается не только обоняния, но и зрения. Зачем оскорблять других своим видом, если можно радовать?

Есть ли определенный минимум требований, которые должна выполнить женщина, чтобы быть привлекательной?

Конечно. В первую очередь, она должна поддерживать свое тело в тонусе и в чистоте, у нее должны быть ухоженные руки, волосы, кожа. Например, представьте красавицу в прыщах. Неприятно. В наше время можно быстро избавиться от всех проблем, связанных с кожей. Или например, красивая девушка – бомж. Да, да, бывает и такое. Грязная, пьяная. Помогает ли ей ее красота? Нет, никак. Она сама разменяла свою жизнь и свою внешность таким образом, что данное ей богом не просто не помогло, а, наверное, даже помешало. И достаточно часто бывает такая ситуация, когда женщина в физическом смысле далеко не красавица. А поклонников целая толпа, мужчины смотрят на нее с интересом. Что это? А это определенное соединение внутреннего и внешнего. Такие женщины никогда не бывают одеты непонятно как и не выходят из дома с грязной головой. А это очень важно, когда речь идет о взаимоотношении полов. Конечно, каждый из нас, одеваясь для себя, одевается для общества. «Что скажут люди?» – эта мысль заложена в российском характере. Также важно, что скажут знакомые, друзья, родственники. Каждый из нас устраивает модный приговор самому себе.

Не отходя далеко от темы нашего разговора, хотелось бы задать еще один вопрос. Вы наверняка знаете, что феминизм в нашей стране принимает некоторую форму «отказа от привлекательности». Хотелось бы услышать ваш комментарий.

Я не нахожу связи между желанием женщин нравится мужчинам (и наоборот) и борьбой феминисток за предоставление женщинам, дискриминируемым по признаку пола, расы, ориентации, возраста, этнической принадлежности, социального статуса, всей полноты социальных прав. Женщина, занимающая некую должность, должна получать столько же, сколько мужчина на той же должности, у нее должны быть одинаковые права с мужчиной во всем – это очевидно. Но не стоит, прикрываясь звучным термином «феминизм», подменять понятия. Феминистка вовсе не отказывается от желания нравиться мужчине, она просто не хочет быть зависимой от мужчины материально или социально, она не хочет, чтобы общество считало, что женщина – это существо второго сорта и смеялось плоским «шуткам» типа «Женщина – друг человека».

Но любой человек имеет полное право выглядеть так, как он хочет выглядеть – будь то мужчина или женщина. И мужчина, и женщина могут задавать вопросы в отношении собственного внешнего вида и получать на них компетентные ответы. И мужчина, и женщина могут выбирать разные стили, стремиться при помощи одежды, аксессуаров или прически улучшать свои внешние данные. Причем тут феминизм?!

Ведет ли женщина «честную игру», пользуясь своей внешностью и привлекательностью в бизнесе? Если она выступает на мужском поле битвы?

Каждый человек, занимаясь бизнесом, использует свои козыри. Образ – один из важных инструментов в области достижения успеха. Отправляясь на собеседование, и мужчина, и женщина думают, как они будут выглядеть. Странно не думать об этом – это большая ошибка. Когда люди вдумчиво выстраивают свой образ, они вкладываются в свой бизнес, в успех. А если вы имеете в виду случаи, когда девушки-секретари получают должности повыше из-за «связей» с начальством, то это вопрос не ко мне. Я занимаюсь одеждой, а не ее отсутствием.

Я имела в виду, что женская привлекательность – это сильное оружие, когда речь идет о бизнесе.

А привлекательность мужчины – это не его оружие? То есть, вы считаете, что мужчина, который плохо выглядит и плохо пахнет, сможет получить повышение, выиграв у соперника с таким же уровнем профессионализма, но который при этом хорошо выглядит и хорошо пахнет? Да ни при каких обстоятельствах! Это не зависит от пола.

Как вы считаете, русские мужчины выглядят хуже, чем мужчины в Европе?

На вкус и цвет товарищей нет. Очевидно, если говорить о вкусе русских женщин, то им, я думаю, их мужчины нравятся, если они выпускают их на улицу в таком виде. Иной раз смотришь и думаешь, куда смотрела жена или подруга? И закрадывается мысль: может быть, она специально уродует своего мужчину, чтобы кто-нибудь не увел?

Я считаю, что многим женщинам идет полнота, она их украшает. Потому что округлые линии присущи женской красоте. Женщина рельефных форм всегда выглядит привлекательно и априори все эти изгибы считаются женственными. Многие шедевры изобразительного искусства, скульптуры являются примерами этого. Женская полнота воспринимается обществом если не как плюс, то как норма точно.

Что касается мужчин, здесь изначально речь идет о совершенно других формах и линиях. В истории искусства мужчина – это прямые линии. Милые исключения только подтверждают это правило.

Вы считаетесь эталоном стиля и вкуса для миллионов людей, как в России, так и за рубежом. А есть ли у вас собственный стилист?

В моем агентстве Chrome Media – целая команда стилистов, они выполняют самые разные задачи, ведут массу проектов. На «Модном приговоре» также есть стилисты, которые занимаются гардеробами ведущих. Программа выходит каждый день, я каждый день в разных костюмах, и было бы странно думать, что вся эта одежда принадлежит мне лично. Существуют пресс-шоу-румы, которые работают со звездами во всем мире, предоставляя одежду для съемок. Кто-то ведь должен все это собрать по разным адресам, не сделав ошибки ни в фасоне, ни в размере, и привезти на съемочную площадку. Я при всем желании не могу этого делать – у меня времени нет. Это отдельная работа. Девушки привозят одежду, предлагают мне комплекты. Иногда я соглашаюсь, иногда перекомплектовываю… Я ищу новые бренды, интересные модели у новеньких дизайнеров, бижутерию, отправляю своим помощникам. Дальше уже их дело – связаться с дизайнерами и арендовать вещи для съемок.

Функцию стилистов, работающих со мной, всегда выполняют дизайнеры одежды. После того как наше сотрудничество заканчивается, они становятся хорошими специалистами в своем деле. Например, Мария Голубева и Оля Шихова, в недавнем прошлом мои стилисты на проекте «Модный приговор», уже не в первый раз являются участниками Российской Недели Моды. Милена Зиятдинова уехала в Париж и работает там в Доме Jay Ahr. Многие молодые дизайнеры, работавшие у меня, в настоящее время успешно продвигают свои модные бренды как на российском, так и на зарубежном уровне. Я помогаю «становиться на рельсы» людям, пока в них творчество «плещет через край». В этот момент они очень многого достигают.

Может ли женщина выглядеть безупречно без помощи стилистов и визажистов?

Все мы когда-то не знали иностранного языка. Но мы постепенно учимся. И каждый делает это по-разному. То же самое со стилем. Девочки традиционно учатся этому у мам, бабушек, старших сестер, тетушек. Иногда бывает так, что семья не может этому научить, поэтому некоторые приобретают эти навыки в школах, университетах – в обществе. В России считается, что успех женщины определяется удачным замужеством и качествами ее мужа. Часто в семье стараются сделать девочек скромными серыми мышками, чтобы на них до некоторых пор мужчины не обращали внимания. Это неправильно, женственность необходимо тренировать и развивать. И если мама или бабушка не помогают в этом, то потом женщины попадают, рано или поздно, в сложную жизненную ситуацию и, в итоге, не получают даже того, что им приписывает наша патриархальная российская действительность – то есть счастливой семейной жизни за хорошим мужем.

Я считаю, что жена и мать – это прекрасное предназначение женщины. Более того, женщина, которая имеет возможность в наше время посвятить себя только воспитанию детей – это женщина, живущая роскошной жизнью. Жалобы от матери семейства, как она устает воспитывать детей, сидя дома… такая глупость! При этом она жалуется на то, что совсем нет времени. Как нет?! Ребенок с самого начала – существо самостоятельное! По старой русской традиции, если ребенок чем-то занимается – разглядывает камешки на земле, рвет цветочки, пристает со знакомством и разговорами к людям в кафе, – русская мать вскакивает, начинает нервничать и кричать, ругать бедного ребенка, забирать камешки и цветочки, протирать ему ручки антибактериальными салфетками. Европейская мать не делает ничего. Все равны, и нет ничего плохого в том, что ребенок коммуницирует. Шуму от русской мамы в кафе всегда больше, чем от ребенка. Русский родитель пытается сунуться во все дела своего малыша. А у детей должно быть свое личное пространство. Если освободить это пространство, появятся свободное время у мамы и возможность стать самостоятельным человеком у малыша.

Надеюсь, что скоро ситуация изменится к лучшему.

Не знаю. У нас ведь либо все, либо ничего. Глядя на одноклассников своего сына, я отмечаю, что некоторые родители спокойно относятся к лишнему весу, проблемам с кожей, к тому, что дети употребляют джанк фуд, много сладкого. Такие вещи меня изумляют. Ну как это можно пускать на самотек?

Или, например, когда мы с сыном были на ММКФ, мой мальчик встретил в толпе гостей своих друзей, и они были… в шортах и майках! Было лето, жарко. Но у моего сына не возникло вопроса, почему маму надо сопровождать в смокинге. Он понимает, что то, как выглядит он – это норма, а как выглядят его друзья, пришедшие на торжественное мероприятие в пляжной одежде, – нет. Он, конечно, извиняет им это, потому что они его друзья, но понимает, что это ненормально. И более того, они сами это понимают! У меня вопрос: дети не сами достают себе билеты на ММКФ, тем более, на церемонию открытия и закрытия, – так почему же их родители не сказали им, как нужно правильно выглядеть, чтобы не скомпрометировать себя, выдав им эти билеты? Да, быть может, детям не нравится носить пиджак и галстук, так надо либо объяснить им, что это необходимость, либо оставить их дома! Может, сейчас они и расстроятся, но потом будут благодарны родителям, потому что не теперь – так позже жизнь непременно поставит их в определенные рамки дресс-кода! Мне могут возразить, мол одежда – это сущая ерунда, надо готовить своих детей к решению иных, более важных проблем. Но позвольте, если вы не можете разобраться с «сущей ерундой», разве вы сможете принять верное решение в более сложных вопросах?!

katyadunaeva

Интервью Эвелины Хромченко!

«Надо быть лучше, чем вчера, а не лучше, чем другие» — это кредо эксперта моды, ведущей программы «Модный приговор» Эвелины Хромченко в отношении стиля может стать ключом к успеху во всех сферах жизни. Сделав для развития индустрии моды в России не меньше иного министерства, сегодня Эвелина каждое утро приходит к нам в дом, чтобы рассказать о том, что есть мода. Неудивительно, что, примеряя новое платье, мы думаем: а что сказала бы Эвелина?

Глядя на фотографии с Эвелиной Хромченко в роли модели, становится понятно, что если она захочет, то может одеваться исключительно в наряды тех дизайнеров, звезды которых сама и зажгла. Эвелина из тех, кто создавал сегодняшнюю карту моды России и наносил на нее все важные имена, именно она однажды нашла талантливых и никому не известных студентов и помогла им превратиться в тех дизайнеров, которые сегодня ежесезонно создают самые желанные коллекции. Неудивительно, что модный приговор Хромченко обсуждению не подлежит, а сама Эвелина не только продолжает поставлять на рынок новые fashion-таланты, но и запустила образовательный проект «Школа моды Эвелины Хромченко», благодаря которому любая женщина сможет узнать о моде все и даже больше.

— Эвелина, как-то вы рассказали, что, будучи студенткой, мысленно переодевали людей в метро. Вот уже семь лет вы действительно это делаете в программе «Модный приговор» на Первом канале. А в обычной жизни все еще хочется дать совет тем, кто в моде ничего не понимает?

— Я не уверена в том, что, например, доктор, увидев у прохожего на улице явные симптомы болезни, кидается к нему и, хватая за рукав, ставит ему диагноз. Точно так же и я не пристаю с советами к тем, кто их не просит. У меня и так работы полно. Помимо участия в «Модном приговоре», который ежедневно только в России смотрят 35 миллионов зрителей, я руковожу собственным интернет-проектом c охватом в 30 миллионов пользователей — это мой сайт и страницы в соцсетях. Также я пишу книги, консультирую fashion-компании, провожу огромную работу по поиску и развитию молодых талантов. Плюс постоянно читаю лекции в рамках образовательного проекта «Школа моды Эвелины Хромченко» во многих крупных городах России и экс-СССР. Разумеется, и о Москве не забываю — в 2015 году, например, только в легендарном демзале ГУМа запланированы четыре лекции. Приходите!

— Вам уже давно пора было школу моды открыть.

— Парадоксально, но факт: я ведь соглашалась на свои первые лекции скрепя сердце: всегда была уверена, что достаточно двух макаренко в семье — бабушки, преподавателя немецкого языка, и мамы, учителя русского языка и литературы… Но избежать преподавательской деятельности не удалось. Сначала я читала цикл лекций в Высшей школе экономики. Потом помогала создать программу модуля бакалавриата «Журналистика моды и стиля жизни» на журфаке МГУ. А сегодня у меня проработан целый цикл публичных лекций. Моя школа существует по принципу «Мой адрес — не дом и не улица»: я читаю на престижных площадках, в разных городах, на большие аудитории. И делаю это в очень доступной, развлекательной форме.

Этот вид образовательного развлечения популярен во всем мире давно, он называется edutainment: название термина произошло от скрещивания слов education и entertainment. О трендах вечных и о конкретных тенденциях будущего сезона. О том, как правильно расшифровывать дресс-коды на пригласительных билетах. О том, как определиться со стилем — читай: с жизненной ролью, которую и надо декорировать одеждой. О том, как эффективно и экономично инвестировать в гардероб… Применив данные мною формулы на практике, мои слушатели с удивлением понимают, как облегчили себе жизнь. И удивляются, почему сами не поняли этого раньше — ведь все элементарно.

— Вы хотите сказать, что люди после работы идут на лекцию о моде вместо того, чтобы отправиться в клуб или на концерт?

— Так и есть. Впрочем, одно другому не мешает — сегодня послушают мою лекцию, а завтра будут знать, в чем им сходить на рок-концерт, а в чем — в консерваторию. Как одеться на собеседование, чтобы приняли, а в чем отправляться на корпоратив, чтобы повысили. В чем идти на первое свидание, чтобы состоялось второе, и как нарядиться для знакомства с родителями жениха, чтобы они превратились в свекра и свекровь… Глядишь, жизнь и наладится. Ведь женщина, разбирая свой шкаф или планируя покупки, на самом деле планирует свою жизнь, отсекая ненужное и экипируясь для новых побед.


— Некоторые считают, что мода — это закрытый клуб для избранных. Очевидно, у вас иное мнение?

— Разумеется, потому что это неправда. Я всегда так считала — и когда создавала детский журнал моды для девочек-подростков, и когда выпускала взрослый журнал моды для женщин от 22 до 55 лет. И в выпускном классе, когда делала радиопередачу для школьниц на Первом канале радио, и сегодня, когда Первый канал телевидения дает мне уникальную возможность работы с гигантской аудиторией. Мода — это не высшая математика, это игра. И не для избранных, а для всех. Я просто знаю правила. И готова их понятно объяснить.

— Кто приходит на ваши лекции?

— Это молодые, успешные, красивые, отлично одетые слушательницы, которым моя помощь, на первый взгляд, не нужна… Просто им хочется выглядеть еще лучше. Хочется со знанием дела инвестировать в вещи, которые никогда не выходят из моды. И точно знать, что именно купить, чтобы соответствовать текущему сезону, ведь тенденций такое множество, что без помощи профессионала в них разобраться тяжело. Кроме того, иногда всем нужен дружеский совет. Например, нет четкого видения собственного стиля, но хочется выглядеть достойно. Или нужно поехать в ответственную командировку и непонятно, что класть в чемодан. Все сталкиваются с ситуацией, когда гардероб переполнен, но кажется, что нечего надеть.

— Неужели и у вас такое бывало?

— Конечно, но, к счастью, моя гардеробная формула необходимого минимума меня не подводит — полный набор палочек-выручалочек у меня всегда наготове. И если я не знаю, чего хочу, то просто составляю произвольную комбинацию из моего базового гардероба-конструктора согласно расписанию дня. И вуаля!

— Вы шопоголик или все-таки продумываете свои покупки?

— Я ни секунды не шопоголик. Я твердо знаю, что именно куплю в наступающем сезоне, а какие тренды уже отражены в моем гардеробе, нужно только зайти в гардеробную и достать из моей базовой коллекции нужное. Мои лекции о 25 выгодных инвестициях в гардероб популярны не просто так, я знаю, о чем говорю.

— У вас в гардеробе есть вещи современных российских дизайнеров?

— Ну конечно. У меня внушительная коллекция — коктейльные решения Вики Газинской, дневные платья Кирилла Гасилина, жакеты Славы Зайцева и Татьяны Парфеновой, пальто Люды Никишиной и Виктории Андреяновой, брючные костюмы сестер Рубан, вечерние наряды Ульяны Сергеенко, свитшоты Кати Добряковой, смокинг от Алены Ахмадуллиной, шляпы Кости Гайдая… Можно долго перечислять. Вот почему-то брючного костюма от Дмитрия Логинова у меня пока нет, надо исправить это упущение в ближайшее время. Зато обширное собрание бижутерии от российских творцов у меня дома уже не помещается, только в специальном хранилище вместе с моей основной коллекцией винтажных украшений. Кстати, моя антикварная бижу-коллекция сама теперь предмет экспонирования в галереях и музеях и живет независимой от меня жизнью. А я озабочена новинками. Следите за моими «Бижу-Базарами» — во время этих мероприятий я представляю новые имена в бижутерии. Следующий «Бижу-Базар» в начале лета сделаем, думаю.

— Вы постоянная гостья недель моды в Париже и Милане. Все-таки есть разница между представлениями о моде в России и в Европе?

— Особенности восприятия в разных странах мира никто не отменял. Россиянкам по вечерам нравится быть нарядными, нравится блеск, высокие каблуки, броские украшения, яркие цвета, а француженки выберут вечером сдержанность декора, матовые ткани, маленькие незаметные украшения и черный цвет. Американка вечером захочет показать коленки, а итальянка — декольте. Молодая москвичка всем своим видом будет демонстрировать, что она уже взрослая, а парижанка — стараться донести то, что она еще ребенок. Мы все разные, и это хорошо. Русская любит пельмени, итальянка — равиоли, китаянка — димсамы, японка — гёдза. Между этими блюдами много общего, но в то же время всем очевидна разница.

— Не кажется ли вам, что современная мода носит слишком коммерческий характер? То есть дизайнеры в первую очередь думают о том, как продать, а не о том, как создать шедевр.

— А кому нужен шедевр моды, если его нельзя купить и надеть? Любой шедевр моды только тогда и входит в историю, когда его правильно надели — в нужное время, в нужном месте, на нужного человека. Платья самого по себе не существует.

— Что для вас дурной вкус?

— Если одним словом — это перебор. Если конкретно, то бровь, выщипанная в форме «московский излом», откровенно «сделанные» губы и грудь, нейл-дизайн в любом проявлении, джинсы, «украшенные» вышивкой, стразами или «оборудованные» потертостями в неправильных местах — люди не замечают, как уродуют их формы такие визуальные эффекты, обувь с длинными узкими носами, особенно у мужчин, мужские ремни с огромными бляхами, изобилие логотипов, маленькая собачка в дамской сумке на публике, спортивные костюмы везде кроме спортзала, но даже в спортзале плюшевые костюмы розового цвета с веселыми ушками повергают меня в шок.

Несомненный дурной тон — это обнаженное тело в обществе. В любых дозах. Голый живот уместен на даче, на пляже, в спальне, но избавьте прохожих на улице от необходимости лицезреть ваши телеса. Замечу, что меня тяжело заподозрить в зависти: моя комплекция и вес всегда позволяли мне короткое, облегающее и декольтированное в любых соотношениях.

— У героинь программы «Модный приговор», которые надели новое платье, потом действительно меняется жизнь? Они становятся счастливее, изменив свой образ?

— Я помню женщину, которая поправилась после родов и никак не могла похудеть. Из-за этого муж, любитель худышек, бросил ее. Она впала в депрессию и дошла до того, что восьмилетний сын просил ее не приходить в школу, потому что не хотел, чтобы маму принимали за бомжа. Переодевшись и приобретя новый макияж и прическу, женщина так понравилась себе в зеркале, что внезапно начала худеть — я давно заметила, что от счастья многие худеют. И, когда наша бывшая героиня пришла в суд разводиться, она была досвадебного размера. Изумленный муж разводиться уже не хотел, но она все же оформила развод. И начала совершенно новую — красивую и счастливую — жизнь с мужчиной, для которого была важна она, а не размер ее одежды.

Помню женщину, которая была влюблена в своего начальника-иностранца, а он попросту не замечал ее — настолько блеклой она была. И никакие ее профессиональные достижения отмечены не были по той же причине. Переодевшись, дама немедленно получила повышение. И, представьте себе, в нее вдруг влюбился тот самый начальник. Они поженились и уехали к нему на родину, в Европу.

А вот совсем свежая история, которая случилась в моем собственном подъезде. Я несла кучу пакетов, и мне помогла открыть парадную дверь стильная женщина с малышом в слинге. «Ой, как хорошо, что вы наконец к нам переехали, мы вас так долго ждали. Вы не узнаете меня? — спросила она. — Я была вашей героиней четыре года назад». «А как называлась программа?» — спрашиваю. «Дело о слинге». Я говорю: «Но, позвольте, как же? Ведь вашему малышу меньше года…» Тут открывается дверь квартиры, и беленькая девочка лет пяти удивленно говорит: «Ой, мама, а что тут делает Эвелина Хромченко?» Молодая женщина улыбнулась: «А вот кто в слинге тогда сидел»… И таких историй у наших редакторов сотни.

— Однажды вы сказали: «Женщина может быть любой, главное — запомнить, что она не толстая, а аппетитная, не длинная, а статная, не тощая, а стройная, не коротышка, а миниатюрная. Нужно ценить то, что вам дал Бог». В каком возрасте вы пришли к этой мысли?


— Я с этой мыслью выросла. Меня так воспитывали в семье. Мне с раннего детства подробно объяснили: все люди — красивые, а я — вообще самый лучший, умный и красивый ребенок на свете. Я до сих пор считаю этот подход правильным. Некоторым взрослым кажется, что детей можно испортить комплиментами, что правильно ставить малышей в известность об их недостатках во внешности — а это огромное заблуждение.

— Ваша уверенность в себе у вас с детства?

— Именно так. Правда, я что-то засомневалась в подростковом возрасте, но быстро нашла баланс.

— Вы озвучивали героиню Мерил Стрип в фильме «Дьявол носит Prada», которая была главным редактором журнала о моде, властной и деспотичной женщиной. Вы ассоциируете себя с ней?

— Я всего лишь озвучила Мерил Стрип, а она блистательно сыграла свою роль. Как вы думаете, на сколько процентов этот фильм про Мерил Стрип?

— В жизни вы можете быть жесткой?

— А вы нет?

— Но у вас получается «выключать» жесткость, когда заканчивается рабочий день?

— Мне кажется, это собирательный вопрос ко всем женщинам-руководителям. Но в моем случае ответ довольно однозначный: я — да, у меня просто нет сил после работы. А если бы и были, я бы тратила их на то, чтобы перенаправить освободившуюся энергию в мирное русло. Вот спортом бы занялась наконец, а то все массаж да массаж.

— Жесткий характер, требовательность мешают в личной жизни?

— А может, в личной жизни я пушистая и непритязательная, залезла под крыло к своему любимому и тихонько там сижу?

— Ваш сын Артемий уже совсем взрослый. Он прислушивается к вашим модным советам?

— Если, отправляясь на встречу с друзьями, он мне назло напялит иной раз бейсболку на затылок, то, одеваясь на красную дорожку, Артемий сам себе завязывает галстук, попадая в нужную длину и делая правильной толщины узел. Его представления о мужском костюме достаточно развиты для того, чтобы в протестном переходном возрасте спокойно относиться ко всем свежим идеям мужской моды, которые я применяю в его гардеробе, — и к укороченным брюкам, и к компактным пиджакам. А в отношении всего остального он действует по собственному плану.

Ну вот, например, его никто не прессовал с выбором профессии. Он захотел учиться бизнесу, хотя мне очевидно, что у него есть объективные данные, чтобы стать отличным кинорежиссером. Но тут я со своими советами не лезу. Это его жизнь. Ему 18 лет. Нужен будет совет, я его дам. Но я точно знаю, что уже очень давно оградила его от массы проблем, четко объяснив ему в его семь лет некоторые простые вещи, которые кое-кто и в 50 никак освоить не может. Например, мой сын с детства знает, что на вопрос женщины о том, как она выглядит, ни в коем случае нельзя отвечать: «Нормально». Этот урок он усвоил еще до того, как выучил таблицу умножения. Это одно из моих важнейших жизненных достижений, я считаю.

Самая горячая новость fashion-biz: Эвелина Хромченко уступила кресло главного редактора журнала L’Officiel жене своего издателя, недавно завершившей карьеру модели. Мирослава Дума получает информацию из официальных источников - в эксклюзивном интервью ОК!

Фотография: Дмитрий Абаза

Не скрою, что для всех нас и, кажется, даже для редакторов конкурирующих журналов новость о том, что вы теперь не являетесь главным редактором журнала L’Officiel, стала чем-то возмущающим и даже пугающим. Наверное, каждый про себя подумал: а стоит ли дальше работать в этой индустрии, тратить на нее столько времени и сил, если после 12 лет ударной работы все может вот так закончиться и перейти в руки жены или любовницы руководства издательского дома или человека, не обладающего достаточным опытом? Расскажите про ваш путь, как и с чего начиналась ваша профессиональная деятельность? Что привело вас в моду?

В детстве, как многие дети журналистов, я играла с диктофонами. С 16 лет бегала с микрофоном уже вполне осознанно - готовилась к поступлению на журфак, собирала публикации для творческого конкурса. Тогда, вначале, я напряженно думала: что же станет моей темой? Наставники говорили мне: просто делай то, что тебе интересно, и твоя специализация родится сама собой. Что может привлекать девочку, вчерашнего подростка? Какие темы? Ну конечно, мода, красота и любовь. Я делала радиопередачи для своих ровесниц, и нам было очень интересно вместе - моим слушателям и мне. Рейтинги всегда были очень высокими. Из-за этого меня и пригласили создавать журнал для девочек-подростков. Сделав продукт - от названия и концепции до дизайн-макета и контента, - я впервые столкнулась с жизненной несправедливостью. Издатель, который требовал, чтобы я перенесла свою трудовую книжку с радио в журнал, в итоге не положил эту книжку к себе - из-за того, что в тот момент, когда я решилась, уволилась с радио и принесла ему эту самую трудовую книжку, я была беременна, о чем честно и предупредила издателя. Он испугался, что я могу на три года сесть в декрет. Мне же, активной девушке, это и в голову не приходило. Прелестный журнал для девочек-подростков, тираж которого за первые полгода существования сделал 300%-ный скачок, попал в руки любовницы помощника издателя. Чтобы вскорости тихонько исчезнуть с лотков. А я поплакала, поправила макияж и побежала дальше. На восьмом месяце беременности я стояла на сцене и вела пресс-конференцию по запуску на русском рынке журнала Harper’s Bazaar. Гостья мероприятия Шэрон Стоун уделила мне повышенное внимание - в то время она только мечтала о ребенке...
На шестой день после родов я уже стояла возле микрофона на радио «Европа Плюс». Стояла, потому что сидеть после операции было нельзя. Мой сын появился на свет в конце мая, а в июне я возглавила работу с прессой на самом громком модельном конкурсе в мире - Elite Model Look.
Поверьте, ничто так не способствует похуданию, как ответственность за крупный международный проект. Одновременно с работой пресс-атташе я была действующим журналистом и неутомимо писала во все средства массовой информации, которые нуждались в статьях про моду. Очень гордилась своей авторской рубрикой в Cosmopolitan и статьями в Elle, стала одним из самых молодых авторов за всю историю «Известий». В общем, у меня был достаточно богатый медийный опыт к тому моменту, когда в моей жизни появился L’Officiel.

Это именно то, что мы хотели услышать про ваш опыт до того, как вы встали у руля целого журнала. Когда вы почувствовали, что ваша популярность благодаря телепрограмме на центральном российском канале растет, что вы становитесь не просто главным редактором, а социально значимым человеком? Вы понимали, что такая популярность будет еще больше раздражать некоторых людей? Были ли вы к этому морально готовы?
Слава Зайцев всегда говорит о том, что если про тебя сплетничают - значит, ты жив и кому-то мешаешь. Если ты хочешь сделать в жизни что-то серьезное, важное и заметное, нужно понимать, что у твоего дела непременно найдутся как сторонники, так и противники. Я постоянно получала всякие телевизионные предложения и неизменно отказывалась от них, хотя мое руководство в издательстве мечтало о телепроекте. Но когда мне предложили участие в передаче «Модный приговор», я не раздумывала, несмотря на то, что это первый в моей жизни проект, который разработала не я сама. Я считала и продолжаю считать, что Первый канал запустил абсолютно гениальный формат, очень нужный в наше время и в нашей стране. И очень серьезно отношусь к своей задаче в этой передаче. Поскольку мне безоговорочно доверяет зрительская аудитория, я считаю, что должна в отведенное мне передачей время дать максимально полезные для них сведения - без унизительных обсуждений физических достоинств человека или особенностей его личного вкуса. Меня воспринимают очень доброжелательно.

Eсли бы в свое время вас кто-то протолкнул, купил бы вам хорошее место, как это часто бывает, вам было бы легче в карьере, жизни? Или вы не жалеете о трудностях, через которые вам пришлось пройти?
Это не трудности, это необходимые условия роста. Все должно быть вовремя: как подготовлена почва, так и будет прорастать семя. Шанс, этот сияющий шарик, который Бог кидает тебе, ты можешь увидеть, только если ты готов его поймать. Даже те люди, которые получают власть и деньги по наследству, с детства готовятся к своей миссии. Обратите внимание на то, как раньше воспитывали будущих государей. Если почитать воспоминания о воспитании детей в семье последнего русского царя, то можно увидеть массу того, что не вписывается в стереотипные представления о царской жизни. Скажем, у самой знаменитой из дочерей Николая, Анастасии, даже собственной спальни не было - она делила комнату со старшей сестрой. Анастасия спала на жесткой солдатской кровати. Для того чтобы принять ванну, девочки носили воду сами, не прибегая к помощи слуг. Утренняя ванна была холодной, вечерняя - чуть теплой. Дозволенная роскошь - капля духов на вечернюю ванну. Как-то не очень сопоставимо со сказками о принцессах, правда? Или задумайтесь, почему русские аристократки, бежавшие из России в Париж, открывали именно дома моды и мастерские, специализировавшиеся на роскошной вышивке и белошвейном деле? Потому что были великолепно обучены этим ремеслам - это входило в программу обучения девушек из хороших семейств в России. И все они могли искусно рукодельничать. А какие сложные задачи стояли перед мальчиками! Но ведь когда детям, у которых было все и даже больше, предписывались спартанские условия, физическая работа, ежедневное кропотливое обучение массе предметов, никто и предположить не мог, что случится революция. Их с младых ногтей готовили к тому, чтобы руководить государством, и они с честью выносили все сложности подготовки к своей будущей роли. Мне повезло очень рано это понять, и я всегда с благодарностью принимала любую необходимость преодоления. Меня всегда удивляет, например, как это студент может позволить себе не работать. В дополнение к своему красному диплому на факультете журналистики МГУ я получила в течение пяти университетских лет серьезный производственный опыт в газетах, на радио, на телевидении, в пиаре. В день я обегала пять адресов. Я всегда совмещала несколько проектов и только радовалась тому, что есть что совмещать. Казалось, нельзя работать больше. Когда я пришла в журнал, выяснилось, что можно. Помню, кстати, тогда мой издатель очень ревниво относился к моей программе на радио, и мне пришлось расстаться с микрофоном, который я просто обожала. Но я очень благодарна своему бывшему издателю за неоценимый опыт. Он всегда ставил меня в максимально сложные условия и давал минимальные бюджеты. И я всегда принимала этот вызов, поскольку было интересно - за большие деньги сделать хороший продукт для профессионала не так уж и трудно, а вот ты попробуй за маленькие сделать нечто конкурентоспособное. Многие считают, что мне это неплохо удавалось. Я и сегодня воспринимаю происходящее именно так - с благодарностью. Все, что нас не убивает, делает нас сильнее.

Многие работающие женщины с головой уходят в любимое дело и, как это часто случается, в ущерб личной жизни, иногда и здоровью. Как найти правильный баланс?
Cамая большая ошибка, которую совершают все женщины, с увлечением отдающие себя любимому делу, - это отдача без остатка. Кажется, что тратить время на себя - преступление. Это, кстати, и мужчин тоже касается. Чем раньше человек осознает подвох в этой истории, тем лучше для него. Сейчас в Америке полюбили так называемых «тренеров жизни»: эти люди получают деньги, убедительно рассказывая то, что в свое время было принято бесплатно слушать от старших родственников в семье. Но преимущество «тренеров жизни» заключается в том, что они находятся вне твоей ситуации, могут в отличие от твоей любящей бабушки видеть тебя со стороны. И еще ты прислушиваешься к их советам, потому что ты им немало платишь. Поэтому простейшие истины, которые они проповедуют, и вправду становятся эффективным орудием в борьбе за счастливую и успешную жизнь. Главная и, я считаю, очень правильная база их программ заключается в том, что они предлагают принять как данность следующий факт. Ваша жизнь состоит из четырех равных, я подчеркиваю, равных частей: карьера, семья, вы сами - ваше моральное и физическое здоровье, внешняя и внутренняя красота - и наконец ваша социальная сеть - друзья, увлечения. Ваш успех и ваше счастливое самоощущение достигаются только за счет серьезной работы над решением задачи каждой из этих частей. А также за счет поддержания баланса равноправия всех этих частей в вашей жизни. Понимаете, как просто: не будешь делать маникюр, хорошо выглядеть, излучать душевное спокойствие, пострадают семья, карьера, социальная сеть... И так далее по кругу. Любая женщина, мечтающая добиться карьерных высот, должна в ежедневник как важнейшие дела вписывать соревнования по карате у ребенка, поход с мужем на рынок за свежими овощами или светский выход в компании лучшей подруги. Я обязательно буду практиковать эту доктрину в своей новой жизни.

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИНТЕРВЬЮ ЧИТАЙТЕ В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА ОК!