Игры в песочной терапии для детей. Польза песочной терапии для детей дошкольного возраста

Песочница - идеальное поле для развития творческого потенциала малыша, проявления его характера и индивидуальности

Какую цель преследует песочная терапия?

Умело преподнесенная игровая деятельность в песочнице может помочь развить внутренние возможности малыша, научить его пространственному воображению, а также способности мыслить образно и логически. Помимо развития мелкой моторики песочная терапия знакомит ребенка с гармонией мира вокруг него и показывает в простой и доступной форме, что такое хорошо и что такое плохо.

Свойства песка волшебны настолько, что позволяют оживлять уже знакомые сказки, а ребенок при этом уже не зритель, но участник и даже режиссер. Видя результат своей деятельности, ребенок учится быть ответственным, развивает новые качества.

Принцип песочной терапии прост: работая с песком, ребенок успокаивается. Песочная терапия особенно полезна для детей с гиперактивностью (рекомендуем прочитать: ). В каждой песчинке будто таится маленький кусочек солнышка, которое подпитывает нас и заряжает энергией. Мы видим, что песочная терапия – это мощный инструмент развития и любого возраста.

Гармоничное сочетание пользы и интереса

В программе песочной терапии гимнастика для рук сочетается с актерским мастерством, а все это в комплексе улучшает эмоциональный фон крохи, развивает чувствительные и моторные навыки, стимулирует работу познавательных процессов. Песочная терапия может применяться с самого раннего возраста, а значит уже тогда возможно узнать о том, что тревожит ребенка, что его страшит. Порой даже взрослому человеку бывает сложно выразить свои чувства. Фигурки, которые ребенок использует в создании собственного мира в методе песочной терапии, могут поведать о фантазиях и проблемах, волнующих малыша.



Использование разнообразных маленьких фигурок позволяет ребенку создавать свой собственный уникальный мир

Какова цель песочной терапии? Программа не ставит себе задачу изменить ребенка или обучить навыкам поведения. Самое главное – дать ребенку свободу творчества.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста хороша еще и тем, что деткам не нужны специальные знания и навыки, как например в рисовании. Композиции создаются легко и просто, а значит процесс этот приносит только положительные эмоции: веселье, раскованность, полет фантазии. Ошибок здесь нет и быть не может, а значит нет и поводов для расстройства. Создание нового мира – процесс увлекательный и очень приятный.

Песочная терапия – своего рода игра, где кроха учится решать сложные ситуации, бороться с затруднениями и знакомиться с миром вокруг него. Рядом всегда должен быть взрослый, психолог или воспитатель, чтобы уметь вовремя подсказать решение непростой ситуации.

Песочная терапия своими руками

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Песочная терапия вполне осуществима дома. Для этого нужно:

  • Ящик (короб). Размер: 50х70х8 см. Этот формат наиболее удобен для восприятия ребенком.
  • Песок. Желательно брать чистый песок, предварительно очищенный.
  • Вода.
  • Маленькие фигурки.


Короб лучше брать синего цвета, тогда его дно сможет стать морем, а стенки - небом

Какой материал подойдет для изготовления песочницы в песочной терапии? Дерево или пластик. Предотвратить просыпание песка можно за счет высоких бортиков песочницы. Днище окрашивают в голубой цвет. Он символизирует водную и небесную структуру. Это позволит сделать процесс создания картины еще проще.

Песок для упражнений может быть влажным или сухим. Также будет нужно множество фигурок миниатюрного формата. В начале занятия песочной терапии воспитатель просит ребенка воспроизвести с помощью песка свое настроение. Кроха может выбирать на свое усмотрение любые из имеющихся фигурок.

Фигурки-миниатюры

Большое внимание следует уделить именно фигуркам. Они должны быть максимально разнообразными, чтобы была возможность отразить любую сферу жизни. Среди прочих подготовьте:

  • Фигурки людей (специалисты разных профессий, возраста, расы). Люди могут быть реальными и фантастическими.
  • Фигурки зверей (домашние питомцы, лесные звери, существа из мифологии).
  • Символические атрибуты (зеркальце, яйца, бабочки).
  • Соединяющие предметы (камешки, веревки, фасоль, зерна).
  • Транспорт (машины, поезда, корабли, самолеты).
  • Растения и деревья (ветки, кусты, цветы).
  • Прочие вещи (перышки, монеты, пуговички).

Как могут выглядеть эти фигурки, посмотреть можно на фото в интернете. Педагоги наравне с психологами могут применять песочную терапию и в детском саду, и в школе. Классические приемы обучения проигрывают песочной терапии в эффективности. Ребенок, создавая руками картину, легко осваивает смену времен года, направления, буквы (рекомендуем прочитать: ).



Помимо специализированных фигурок для песочной терапии подойдут также различные камушки, дары леса (шишки, листья, ветки), украшения

Песочная терапия для детей 4-5 лет наряду с развитием мышления с помощью образов стимулирует работу памяти и восприятия. Вклад песочной терапии в совершенствование мелкой моторики и чувствительных восприятий является колоссальным. Ознакомиться с методиками и техниками арт терапии на практике можно с помощью видеороликов.

Подходы к применению песочной терапии

Методики применения песочной терапии могут быть разными:

  • занятия для коррекции психики у дошкольников;
  • игровые занятия с детьми младшего школьного возраста и в подростковом периоде;
  • обучающая песочная терапия, в игровой форме учащая писать, читать и овладевать различными знаниями;
  • подготовительные занятия перед школой в небольших группах по 6 человек.

Перечислим важные основные задачи, которые ставит перед собой песочная терапия. Цели:

  • совершенствование созидательных способностей ребенка;
  • установление равновесия в эмоциональном плане и положительного восприятия мира;
  • создание положительных моделей для общения;
  • корректировка решения трудных задач и ситуаций;
  • избавление от агрессии, страха, замкнутости;
  • совершенствование внутреннего потенциала ребенка (малыш становится более самостоятельным, уверенным и ответственным);
  • улучшение деятельности процессов познания (памяти, мышления, воображения, внимания);
  • формирование навыков коммуникации.

Виды песочной терапии

Игровые методы

Песочную арт-терапию используют для карапузов. Научно доказан тот факт, что песок обладает способностью впитывать негативную энергию, а также успокаивать и создавать внутреннюю гармонию за счет кропотливой работы мелкой моторики. Крохам поэтому крайне полезно возиться и играть в песочнице.

Перечислим ряд игр, предложенный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой в книге «Игры в сказкотерапии». Все приведенные ниже техники песочной терапии содействуют развитию мелкой моторики, воображения, осязательной и кинестетической чувствительности, а также облегчают процесс познания окружающего и собственного внутреннего мира:

  • «Чувствительные ладошки». Учат определять мягкое и твердое, сухое и мокрое, горячее и холодное.
  • «Отпечатки наших рук». Детки с удовольствием оставляют на песочке следы своих рук и ног, а также схематично изображают следы разных зверей. Еще одно приятное удовольствие – закопать ладошку или ножку в песок.
  • «Секретик». В песок педагог прячет какую-то игрушку и помечает тайник условным знаком. Ребенок должен раскопать находку, а затем сделать свой собственный «секретик».
  • Рисунки на песке. Используйте палочку, чтобы начертить цифры, буквы, геометрические фигуры, а также полноценные картины (рекомендуем прочитать: ).

Такие, казалось бы, примитивные методы песочной терапии несут в себе огромную пользу для развития психики ребенка. К принципам песочной терапии отнесем налаживание эмоционального фона, а также тот факт, что стимулирование мелкой моторики вносит огромный вклад в развитие речевой деятельности, памяти и внимания. Песочная терапия помогает услышать себя и понять свои ощущения и чувства.



Рисование на песке - отдельный вид терапии, который обязательно придется по вкусу ребенку

С целью диагностики

Индивидуальная форма песочной терапии помогает выявить:

  • присутствие внутренних конфликтов (война, битва или разрушения городов);
  • уровень агрессии и ее нацеленность (ауто- и гетероагрессия);
  • «нелады» в семье: когда герои вымышленного мира вступают в конфликты – герои здесь прототипы близких;
  • потенциальные возможности и скрытые ресурсы (присутствие волшебных предметов, позволяющих решить все проблемы и любые ситуации);
  • реакцию на возникающие трудности (забота, взаимовыручка, уклонение);
  • уровень развития чувственного восприятия (самоанализ, самопознание).

Песочная терапия в детском саду при групповом подходе позволяет диагностировать:

  • микроклимат в группе;
  • разделение ролей;
  • поведенческий стиль каждого участника.

Психокоррекционное воздействие

Коррекционное воздействие на психику посредством песочной терапии используется, если у ребенка присутствуют нарушения в эмоциональном плане и в поведении, имеющие невротических характер. Также применяется как вспомогательное средство для совершенствования навыков сенсорики, снятия эмоционального напряжения и т.д. Метод хорош и с точки зрения психологии подростков, используется как психокоррекция на сложных этапах развития ребенка.



Работа с песком улучшает мелкую моторику, которая невероятно важна для логопедического развития ребенка

В логопедии также широко используется песочная терапия. Детям с проблемами в речи намного проще освоить уроки с помощью некоторых видов песочной терапии. Малыши с удовольствием лепят буквы, буквосочетания, вызывающие трудности, и слова. Сложности в речи у детей дошкольного возраста преодолеваются легче, потому что структура песка воздействует на осязательные и кинестетические центры, имеющие связь с мозговыми полушариями, ответственными за речевую деятельность. Еще одним видом песочной терапии будет построение рассказа на основе созданной на песке истории. Это упражнение подходит для детей постарше (рекомендуем прочитать: ). Так они учатся пересказывать, а процесс этот действительно увлекательный, потому что описывать изображенную и проигранную ситуацию весело и интересно.

Для детей с проблемами развития

Наиболее полезна программа песочная терапия для деток с , ОВЗ и ОНР. Основными характеристиками таких детей являются неустойчивость в эмоциональном плане, отсутствие самоконтроля, агрессия, сложности приспособления в детском коллективе, частые перепады настроения, чувство страха, фамильярное отношение, суетливость. Прелесть песочной терапии состоит в том, что ребенок сам определяет характеры своих героев-фигурок. Эти герои вступают в разговоры и действия, которые также инсценирует ребенок. Часто бывает, что малыш зовет взрослого присоединиться к игре, отводит ему роль управлять каким-либо персонажем. Ребенок - режиссер, вершитель судеб в этом созданном им мире. Все придуманное в упражнении является воплощением детского подсознания, его тайных желаний и переживаний. С помощью методов песочной терапии психолог может прочесть историю жизни маленького творца, написанную песком.

Метод песочной терапии будет хорош и в случае присутствия у ребенка . Так, например, для деток с используется серия игр «Песочная грамота», которая направлена на совершенствование фонематического слуха, исправление произношения, а также учит их писать и читать. Различные виды и принципы занятий позволяют развивать и обучать детей-подростков с самыми разными отклонениями.

Дети с отклонениями в умственном развитии играют обычно в песочнице около часа. Четкого сюжета при этом, как правило, нет, но заметно противостояние, раздел территории, параллельное построение игры.

Песочная терапия как профилактика психических отклонений

Профилактика психических нарушений посредством песочной терапии проводится для того чтобы исключить появление проблемных ситуаций. Песок впитывает негативную энергию, то есть идеально подходит для психопрофилактики. Ставя свои сказки или популярные мифы в песочнице, ребенок получает прекрасное профилактическое средство от любого рода психических проблем. Занимайтесь песочной терапией вместе с детьми, так вы сможете передать им массу полезных уроков и научить мудростям жизни.

Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком (читайте о нем больше на странице блога «Великие психологи»). Позже песочная терапия для детей дошкольного возраста начала применяться массово. Сейчас родители пытаются организовать занятия в домашних условиях или отдать детей в специализированную группу развития. И это дает ощутимые результаты!

Песок становится своеобразным средством коммуникации для ребенка. Это чуть ли не первая игровая зона, в которой он учится играть самостоятельно. Мелкие крупицы притягивают, как магнит, ведь с ними можно придумать столько игр! Их можно просеивать, строить тоннели, дома и фигурки.

Занятия с песком детям дошкольного возраста помогают самовыразиться. Малыши еще не умеют говорить, а старшие детки – недостаточно хорошо формируют свои мысли. В песочнице ребенок открывает свое внутреннее «Я».

Это также отличное средство для развития мелкой моторики пальцев. На их подушечках сосредоточено множество рецепторов. Песочные крупицы стимулируют их работу, развивают тактильные ощущения. Кроме того, занятия с песком развивают воображение и креативность ребенка.

Чем полезна песочная терапия для детей дошкольного возраста?

Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, они превращаются в активных участников процесса. Они сами режиссеры своей игры. Возможность управлять процессом побуждает интерес – малыши становятся более усидчивыми. С песком ребенок видит результат своей работы. Это делает его ответственным и помогает развить новые качества, присущие взрослому человеку.

Главное, что ребенок в песочной терапии черпает для себя и пользу, и интерес. Упражнения для пальчиков здесь гармонично переплетается с актерскими навыками. Это стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, поэтому терапия может использоваться с самого раннего возраста, когда детей начинают посещать первые страхи.

Фигурки, которые ребенок лепит из песка, указывают на его внутренние тревоги. Задача мамы и педагогов – разгадать, какие проблемы его волнуют и вовремя помочь, успокоить, переключить внимание. Для этого одного занятия мало. Иногда требуются месяцы игровых сеансов.

Цель песочной терапии – не поменять характер ребенка, а, наоборот, дать ему свободу самовыражения.

Она имеет такие преимущества:

  • Для занятий детям не нужны особые знания, навыки умения, поэтому заниматься с песком могут даже малыши в раннем возрасте.
  • В игре исключены ошибки. Каждый играет так, как ему хочется, поэтому поводов для расстройства нет. Творить собственный мир получается у всех!
  • Ребенок учится выходить из сложных ситуаций. Он не один. Рядом должен находиться наставник (родители, воспитатели, терапевт), который поможет ему преодолеть трудности.
  • Песочная терапия детей с песком развивает: внутренний мир ребенка, его логику, умение фантазировать, мыслить образно. На примере песочницы несложно показать разницу между добром и злом, плохими и хорошими поступками.

К основным задачам терапии относят:

  • формирование позитивного восприятия мира;
  • укрепление навыков коммуникации;
  • развитие умений решать сложные задачи, корректировать ошибки;
  • устранение агрессии, замкнутости;
  • развитие внутреннего «Я» ребенка, самостоятельности и уверенности в себе;
  • улучшение познавательных процессов (например, памяти и внимания).

Песочная терапия: популярные упражнения и виды игр

Для детей дошкольного возраста песок – возможность отдать свой негативный заряд и плохое настроение, и получить позитивные эмоции взамен, поэтому игры с песком – не просто забава, а важная часть развития. От терапии можно получить еще больше пользы, если ребенок будет играть со взрослым в одну из разработанных психологами игр.

Для примера, рассмотрим четыре эффективных упражнения песочной терапии:

  1. Чувствительные ладошки. Посредством развития тактильных ощущений, ребенок учится определять разные состояния песка (например, мягкое и твердое).
  2. Отпечатки. Это упражнение для детей очень простое: ребенок оставляет на песке собственные следы или схематично рисует следы лап животных.
  3. Секретик. Взрослый прячет предмет в песке. Задача ребенка – пользуясь подсказками, отыскать и откопать его. Затем очередь переходит к малышу – он закапывает, а взрослый ищет.
  4. Рисование. С помощью пальчиков или палочки ребенок рисует в песке цифры, буквы, геометрические фигуры. Если умения позволяют, можно создавать целые картины.

Эти игры кажутся взрослым примитивными. Но они положительно влияют на психику детей. Если регулярно заниматься песочной терапией, то это благотворно скажется на развитии речи, памяти и внимания ребенка.

Терапевтические игры с песком бывают двух видов:

  • Индивидуальные;
  • Групповые.

Индивидуальные занятия ребенка помогают определить:

  • Наличие внутренних конфликтов, вызванных внешними обстоятельствами (война, катастрофы);
  • Агрессивное состояние, его направленность;
  • Проблемы внутри семьи. В этом случае песочные фигурки выступают прототипом взрослых, родителей, близких родственников;
  • Выявить спрятанные ресурсы личности, внутренние возможности. Например, ребенок создает волшебные предметы, которые помогают решать проблемы;
  • Возможную реакцию на затруднения (ребенок может проявлять заботу или, наоборот, равнодушие)
  • Уровень развития самовосприятия, склонность к самоанализу, самопознанию.

Игры песком полезны для групп детей дошкольного возраста. Они помогают определить:

  • Микроклимат, взаимоотношения между детьми;
  • Раздел ролей;
  • Стиль поведения каждого участника группы.

Роль песочной терапии для детей с отклонениями

Если для здоровых детей игры просто полезны, то для малышей с психическими нарушениями – это неотъемлемая часть выздоровления. Коррекционные возможности терапии используются для помощи пациентам с эмоциональными и поведенческими невротическими отклонениями. Она также применяется, как вспомогательный метод развития сенсорики и снятия психоэмоционального напряжения.

Наиболее хорошо упражнения в песочнице показывают себя в работе с детками с:

  • Задержкой психического развития – ЗПР;
  • Ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ;
  • Общим неразвитием речи – ОНР.

Детей, страдающих этими отклонениями, объединяет неустойчивость эмоциональных проявлений, трудности с самоконтролем, вспышки агрессии, неумение находить общий язык с одногодками, резкая и постоянная смена настроения, повышенная тревожность, грубое поведение с другими, суетливость. Их также преследует страх. Какие есть виды страха, и зачем с ним бороться, можно дополнительно прочитать в статье «Как бороться со страхом?»

Важно, что ребенок в песочной терапии самостоятельно формирует характер своей игры и персонажей-фигурок. Они взаимодействуют между собой, общаются, ведут диалоги. Все эти действия также инициирует малыш. Бывает так, что он подключает к игре взрослого и определяет для него роль. Например, позволяет управлять каким-то персонажем. Задача взрослого – понаблюдать за ребенком и понять его переживания.

Терапия подходит для 2-летних детей с плохо развитой речи. В работе с ними применяется упражнение «Песочная грамота». Ее задача – улучшить восприятие слов, откорректировать произношение, а также развить навыки чтения и письма. Разные игры направлены на устранение разных видов отклонений.

Малыши, отстающие в интеллектуальном развитии, проводят в песочнице около 1 часа. Последовательного сюжета они, как правило, не выстраивают, но четко отслеживается противостояние, раздел песочницы на отдельные зоны, параллельное ведение игры.

Терапия используется не только, как метод лечения невротических заболеваний, но и как профилактика психических отклонений. Разыгрывая воображаемые ситуации и сказки в песке, ребенок получает мощное профилактическое средство от всех видов расстройств. Уделяя таким занятиям больше игрового времени, удается оградить ребенка от негативных эмоций.

Как организовать сеансы в группе?

Для организации песочницы нужен песок, лучшего всего двух типов: сухой и увлажненный. Эксперты советуют использовать мелкофракционный кварцевый песок с крупицами 0.1-0.3 единиц. Оттенок можно выбрать любой – от рыжего до белого. Лучше, чтобы материал был мягким и без труда струился. С ним будет приятней работать.

Потребуется также две больших емкости под песочницы. Одна – с нижней подсветкой. Она пригодится для сухого материала. Вторая – с влагостойким днищем и бортиками. Она нужна для работы с влажным песком. Лучше, чтобы бортики песочницы были повыше.

При работе с песком ребенок сможет использовать различные мелкие игрушки по возрасту. Для детей 2-3 лет потребуются более крупные игрушки, которые они не смогут проглотить. Старшие детки могут брать игрушки типа Kinder. Подойдут также предметы из разных материалов: глиняные, пластиковые, металлические, древесные.

Сеанс терапии начинается с того, что каждый ее участник выбирает себе игрушки, которые пришлись по вкусу. Не нужно торопить ребенка в выборе. Он должен иметь свободу действий и ориентироваться на свои предпочтения. Затем малыш раскладывает игрушки в песочнице на свое усмотрение. Процесс расстановки у всех происходит по-разному, из чего педагог может сделать первые выводы о психоэмоциональном состоянии ребенка.

С песком ребенок играет самостоятельно. Вмешательство взрослого минимальное. Например, он может помочь, если у малыша возникнут трудности или он сам позовет играть. Игры могут быть различные: можно использовать ситуации из повседневной жизни, придумывать сказки, показывать профессии, рисовать растения, лепить животных, предметы быта.

Лучше, чтобы в работе с песком ребенок был сосредоточен на одном задании с определенным типом игрушек. В аудитории, где находятся дети, можно включить приятную, медленную музыку. Допустимо заниматься в тишине. Это зависит от предпочтений детской группы.

Этапы песочной терапии

Итак, пескотерапия – не просто игра, о которой тут же забывают после окончания. Это метод психологической помощи ребенку, поэтому она требует тщательной проработки со стороны педагога или психолога, особенно, если у малыша наблюдается невротическое отклонение.

Суть тренингов с песком и ребенком – раскрыть спрятанные фобии и замаскированные отклонения.

Достичь этой задачи можно, тщательно выполняя такие этапы:

  1. Время в песочнице. Специалист или родитель организовывает упражнение с песком и игрушками. На этом этапе происходит наблюдение за подопечным или группой дошкольников.
  2. Обсуждение. После окончания игры, происходит анализ воспроизведенных ситуаций. Специалист делает выводы относительно каждого персонажа, который фигурировал в процессе игры. Он объясняет, какова была его роль, что он означает, о каких проблемах сигнализирует. Это позволит родителям подойти к воспитанию малыша более осознано.
  3. Повторный сеанс. Конечно, одного занятия недостаточно. Нужно не останавливаться на достигнутом, и заниматься до тех пор, пока тревожные симптомы не исчезнут. Психологическая песочница уместна в любом возрасте, даже взрослом. Чем больше занятий будет проведено, тем лучше можно проработать каждую проблему.

Как дети реагируют на песок?

Многие терапевты настаивают, что воображаемый мир, которые дети создают в песочнице, является примером их взаимоотношений с матерями. Другими словами, в работе с песком ребенок отражает материнское бессознательное.

Неважно, как играет малыш. Одни дети любят полностью опускать руки в песок. Им это нравится. У них появляется довольная улыбка, и сразу наступает умиротворение, уходит агрессия. Ребенок настраивается на спокойный, творческий лад.

Другие дети боятся даже кончиком пальцев потрогать песок. Они недоверчивы и ждут поддержки взрослого. Поначалу им даже трудно довериться родителю, педагогу или психологу. Они постепенно опускают пальцы в песочницу и только после того, как поймут, что в ней не опасно, начинают творить.

В играх с песком ребенок может отдавать предпочтение сухому или мокрому материалу. Бывает, дети наливают много воды, превращая песок в жидкую субстанцию, устраивают в нем прятки: зарывают и откапывают мелкие предметы. В процессе они пытаются почувствовать свою значимость и ценность для взрослого наставника.

Занятия песочной терапии в дошкольных заведениях дают возможность освободить внутренне пространство малыша для его личности. Именно поэтому так важно дать ему свободу выбора в самом начале сеанса. Нужно позволить ему разорвать негативную проекцию семьи и стать самостоятельным творцом своей жизни.

Юнгианская методика – это невербальная форма взаимодействия с ребенком, поэтому она позволяет проникнуть в глубинные слои психики. Сеансы с песком для ребенка становятся движущей силой исцеления, разрешения его внутренних и внешних конфликтов. Организация процесса несложная, а польза – максимальная, поэтому педагоги и психологи рекомендуют включать пескотерапию в повседневную жизнь дошкольников.

Наверное, каждый из нас в детстве играл в песочнице. Мы строили настоящие замки из песка, создавали песочные "торты" или просто делали различные фигурки. Но мало кто задумывается над тем, что такой игрой дети выражают свое отношение к миру и скрытые эмоции. Сегодня ученые разработали целое направление, которое носит название "песочная терапия". С ее помощью можно помочь не только разобраться в эмоциональном мире детей, но и помочь взрослым найти себя.

Что такое терапия песком

Така техника является одним из методов арт-терапии, поэтому вместо лекарств и таблеток она использует творческое мышление человека и его воображение. Работу с таким материалом, как песок, относят к способам детского самопознания . Этот материал был выбран для терапии неслучайно. Человек веками использует его для обустройства и построения. Во время игры с песком пациент может пережить целую гамму разнообразных чувств.

Песочная терапия относится к проектной психотерапии и является одним из самых действенных ее методов. Ее основателем считается Карл Густав Юнг, который в XX столетии обратил свое внимание на то, как игра с песком действует на детей и взрослых с психическими расстройствами. Именно он первым начал применять данный метод для коррекции их поведения. Чуть позже Юнг описал его. Это метод начали называть "юнгианским " и сегодня он занял свою нишу в практической психологии.

В 40-х годах прошлого века Шарлотта Бюлер разработала в Швеции "тест мира". Именно из него появилась современная игра в песок с терапевтическим эффектом.

Песочная терапия отличается несомненным эффектом, с ее помощью можно добиться положительных результатов в лечении некоторых психосоматических расстройств у маленьких пациентов. Кроме того, играя в песок, дети дошкольного возраста получают хорошее подспорье для развития умений и навыков.

Какие возможности предоставляет эта методика

Согласитесь, игра в песке является очень приятной. Она дает крохе следующие преимущества и возможности:

  1. Успокоение и расслабление . Даже если ребенок будет просто пересыпать, просеивать песок это уже подействует на него успокаивающе. Попробуйте сами запустить руки в этот материал и вы заметите, что проблемы исчезают.
  2. Развитие творческих идей и самовыражение . Такая игра поможет малышу самовыражаться, развить воображение и творческое мышление. Тем более, если у крохи что-то не получилось с первого раза, на "песочном листе" можно запросто все переделать. И это выгодно отличает его от бумаги и красок.
  3. Ребенок может высказать все, что он чувствует . Именно в песочнице малыш может прожить все свои чувства, выложить их без опасения. Следует понимать, что не все дети умеют делиться тем, что у них на душе, рассказывать о своих переживаниях. Такая терапия помогает родителям лучше понять свое чадо. Да и ребенку станет легче на душе, ведь эмоции уже выражены, пусть и в игре.
  4. Развивается фантазия, мелкая моторика и речь . Благодаря таким играм дети отлично развиваются. Кроме того, они помогают в развитии говорения, поэтому часто используются логопедами. Во время игры малыш будет учиться говорить, а дошкольник уже расскажет, что создает.
  5. Диагностика различных проблем . Благодаря такой терапии можно вовремя диагностировать проблемы в развитии малыша. Если грамотно построить игру, то родители или психолог смогут увидеть ответы на те вопросы, которые их интересуют, понять причину тревог и страхов малыша.
  6. Развитие . Песок идеально подходит для развивающих игр. Здесь ребенок может научиться писать, читать, разговаривать, различать предметы, цвета, формы.
  7. Проведение мягкой психокоррекции . Опытные специалисты могут с помощью обычной игры в песке мягко скорректировать поведение ребенка в лучшую сторону. Также благодаря ей можно решить многие психологические проблемы: фобии, тревоги, страхи.

Кроме того, игры в песочнице - это просто приятное и интересное времяпровождение, которое точно понравится детям.

Что необходимо для игр в песочнице

Для этого вида терапии необходимо взять обычный деревянный ящик с голубым или синим дном. Важно, чтобы ящик был водонепроницаемым, так как в процессе игры ребенок может намочить песок. Обратите внимание, что габариты должны соответствовать количеству детей. Например, для 1-3 детей подходит ящик размером 50 см - 70 см - 8 см. Именно такие габариты ребенок любого возраста может без проблем охватить зрением. Дно создается голубым , так как оно символизирует небо или воду. Кроме того, эти цвета являются успокаивающими. Лучше всего, чтобы ящик был изготовлен из дерева.

Засыпьте ящик песком на две трети. Обратите внимание, что материал должен быть чистым. Обычно используется морской или речной песок. Помните, что он должен быть сыпучим и приятным на ощупь. Подберите небольшую коллекцию маленьких игрушек (не более 8 см). Это могут быть миниатюрные человеческие персонажи или куклы, животные, предметы домашнего быта, добрые и злые сказочные персонажи, мультяшные персонажи, сувениры и украшения, природные материалы (цветы, ветки, листики).

Многих родителей интересует вопрос, можно ли реализовать все функции песочницы в домашних условиях. Если мама не является профессиональным психологом, то, скорее всего, нет. Ведь вам будет сложно объяснять и интерпретировать картины, созданные вашим малышом . Но вы можете без проблем провести развивающие или обучающие игры.

Также постарайтесь позаботиться о том, чтобы малыш мог без проблем подойти к песочнице. Можете поставить рядом с ней маленький стульчик, ведь кроха не должен думать над тем, как добраться до песка.

Основные занятия и программы

Если вы уже подготовили песочницу и теперь думаете над тем, во что же можно в ней играть, эти рекомендации вам точно помогут. В детских садах и специальных центрах развития уже продуманы особые программы для песочной терапии. Для дома подойдут самые простые занятия.

Проигрывайте любимые сказки . Это первое, что может прийти на ум в песочнице. Вы можете отыгрывать уже знакомые сюжеты или же придумывать свои. Так вы сможете помочь малышу развивать его фантазию, воображение и мышление. Постарайтесь задавать вопросы по сюжету, на которые ребенок должен ответить, продолжая сказку самостоятельно. Если у него есть любимая сказка, можете попробовать проиграть ее, но придумать свою концовку.

Изучайте разные материалы . Это простая, но очень важная для развития ребенка игра, для которой вам не понадобится ничего, кроме самого песка. Вы можете изучить с крохой свойства этого материала (холодный, теплый, влажный, сухой, шершавый, гладкий). Если рисовать на песке геометрические фигуры, можно объяснить ребенку их отличия. Если добавить разноцветные игрушки, можно изучить их цвета.

Дождь из песка . Это отличная возможность начать знакомство ребенка с материалом. Благодаря этой игре малыш сможет расслабиться, замедлиться (для энергичных детей), успокоиться. Такая неспешная и приятная игра точно принесет только положительные эмоции.

Угадывание предметов . Такое упражнение очень полезно, так как развивает воображение и тактильные ощущения. Заройте в песок несколько небольших предметов и предложите крохе вытаскивать их с закрытыми глазами, а потом угадывать, что это за предметы.

Игра "Ветер" . Это упражнение подходит для детей постарше. Дайте малышу соломинку. Один ее край пусть он опустит в песок, а затем подует.

Выучите буквы и слова . В песке любое занятие по изучению букв и новых слов будет интересным и захватывающим. Выложите любое слово и предложите малышу прочитать его. Затем пусть ребенок закроет глаза, а вы зароете буквы внутрь. Теперь ребенку нужно их отыскать и снова составить слово.

Строительство . Это, пожалуй, самое любимое занятие детей и взрослых. Ведь в песочнице можно строить все что угодно - замки, домики, куличи, фигурки. Малыш может пользоваться природными материалами или куклами, а также мочить песок и создавать фигуры из формочек. Здесь работает фантазия и образное мышление.

Как терапия песком помогает справиться с проблемами

Большинству детей сложно передать словами свои чувства, рассказать взрослым, что их волнует или беспокоит. Но если малыша длительное время снедают страхи, появляются проблемы: тик, заикание, агрессивное поведение. Такие заболевания среди специалистов называются психосоматическими. Медикаментозные методы не помогают в их лечении, а вот арт-терапия вполне может справиться. Благодаря песку и игре с ним дети могут спроецировать свои переживания, показать внутренний мир, излить душу. А взрослые могут расшифровать поведение малыша и помочь ему справиться с проблемами.

Акценты детской песочной терапии

Как правило, каждый сеанс включает в себя три основных этапа:

  1. Создание проблемы.
  2. Борьба.
  3. Разрешение проблемы.

На первом этапе малыш постепенно переживает свое беспокойство, освобождаясь от него. Психологи говорят, что ребята часто хватают фигурки, а потом бросают их на место, зарывают, закапывают, сопровождая все это репликами на эмоциях . Но с течением времени у ребенка появляется некий сюжет. И вот тут и завязывается борьба.

В сказочный мир детям проще перенести свои беспокойства, страхи, фобии, недомогания, агрессию, обиды. Поэтому часто в песочнице разыгрываются настоящие битвы и сражения. Герои могут убивать друг друга, но это происходит не потому, что малыш является жестоким. Таким способом он пытается избавиться от напряжения внутри себя.

На конечном этапе всегда появляется смелый, добрый герой, который обязательно всех спасает. Песочный мир приобретает мир и покой. Все становится спокойным и нормальным. Фигурки теперь могут жить своей обычной жизнью. Такая концовка - разрешение конфликта, который был внутри ребенка. При этом стоит понимать, что "игра" может продолжаться не один день. Только малыш может сам определить, когда занятие закончено.

Противопоказания

Несмотря на то что песочная терапия является эффективным и действенным методом, она рекомендована далеко не всем. Существует ряд противопоказаний:

  1. Синдром дефицита внимания.
  2. Эпилепсия или шизофрения.
  3. Обостренное чувством тревоги.
  4. Невроз и навязчивые состояния.
  5. Аллергия на мелкие частицы или пыль.
  6. Кожными заболевания.
  7. Проблемы с легкими.

Обратите внимание, что к специальной песочной терапии допускаются дети от трех лет.

Цель:

Формировать элементарные представления о растительном и животном мире морей и океанов; коммуникативные навыки, умение вербально и не вербально общаться, фантазировать;

- расширить знания детей о море как о сложной экосистеме со своими законами и условиями для существования всех его жителей;

Способствовать интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов детей, преодолению эмоциональной замкнутости, неуверенности в себе, снижению физического и психоэмоционального напряжения;

Развивать творческое воображение, умение перевоплощаться, входить в образ морских жителей в играх и релаксационных упражнениях; устойчивость и концентрацию внимания, вербальную память, логическое мышление, мелкую моторику руки, цветовосприятие, самостоятельность, инициативность, тактильно-кинетические ощущения; умение получать удовольствие от процесса и результатов своей деятельности;

- создать условия для реализации познавательной и социальной активности детей ;

Закрепить правила обращения с песком;

Воспитывать экологически целесообразное поведение, любовь к природе, интерес к предлагаемой деятельности, умение замечать красоту, любоваться ею, желание воспроизводить свои впечатления нетрадиционными средствами.

Материалы: запись музыки «Шум моря», ИКТ, цветные шарики, «Морская царевна» (лейка - рыбка с короной на голове), подставка, ткань с рисунком на морскую тематику, атрибуты моря: камни (морские, разноцветные стеклянные), ракушки, искусственные водоросли, кораллы, мелкие игрушки обитателей моря (рыбы, крабы, черепахи, осьминоги и т.д.), сказочные домики, трубочки для коктейлей, ящики для работы с песком, столики на колесиках, природный материал, салфетки.

Ход занятия психолога (песочная терапия) в детском саду

Упражнение «Путешествие на воздушных шариках»

Дети, вы любите путешествовать? Тогда предлагаю путешествие в необычную страну и попадем мы в нее также необычным способом, угадав загадку.

Твой хвостик

Я в руке держал,

Ты полетел

Я побежал. (Воздушный шарик).

(Психолог открывает ящик с воздушными шариками и предлагает детям взять себе по одному шарику, который им нравится. Дети называют цвет своего шарика).

Мы можем полететь на таких воздушных шариках? (Нет).

Почему? Что нам нужно сделать? (Наполнить их воздухом).

(Дети надувают воздушные шарики)

Дети, возьмите шарик в руки, сядьте с ним на ковер, закройте глаза, и почувствуйте, как легкий ветерок перенесет нас в страну приключений, новых знакомств и хороших друзей.

Психогимнастика :

«Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

(летят в Песочную страну)

Упражнение «Песочная страна ».

Психолог:

А теперь, ребята, откройте глаза. Вот мы и прилетели в эту удивительную страну, в царство песка и воды. Когда мы приходим к кому-то в гости, прежде всего, что мы делаем? (здороваемся).

Но приветствуют друг друга здесь очень необычно. Я вас научу.

(дети повторяют за психологом движения: два кивка головой вниз, влево-вправо, потереть руки, помахать ими и улыбнуться).

А теперь давайте поздороваемся с песочком.

Здравствуй песочек!

Положим ладони на песочек, погладим его. Какой он?

(сухой или мокрый, теплый или холодный).

Давайте согреем его: наберем в руки песка и пропустим его между ладонями.

Потрите песочек между ладонями. Каким он стал теперь?

Коснемся песка всей внутренней стороной ладони, а теперь - внешней.

Послушайте, он с нами здоровается. Слышите? Он говорит очень тихим голоском, шепчет нам.

Наберите песочек в кулачек и потихоньку высыпайте его. Вот как он с нами разговаривает - с-с-с-с-с!

Давайте развеселим песочек, пощекочем его сначала пальчиком одной руки, затем, другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Слышите, как песочек смеется? Ему это понравилось.

Психолог:

Значит, мы, как вежливые дети, поздоровались с песочком. А теперь, необходимо узнать правила игры с песком, как с ним обращаться.

Правила игры с песком:

  1. С песком следует обращаться очень аккуратно.
  2. Берем песок, закатив рукава.
  3. Упражнения выполняем не спеша, все движения с песком выполняем осторожно.
  4. Песком нельзя друг в друга бросать.
  5. Играть с песком можно только в песочнице.
  6. После игры с песком, следует тщательно вымыть руки с мылом.

- Ребята, вы все правила запомнили, обещаете их соблюдать?

Да.

Упражнение: «Встреча с Морской царевной»

(Звучит музыка, появляется морская царевна).

Психолог:

Дети, посмотрите, кто же это?

Так это же морская царевна. И она приглашает нас в свое царство, но сначала, предлагает выполнить задание, продолжить следующие предложения:

Рыбы покрыты чешуей, а люди … (кожей)

Рыбы дышат жабрами, а люди…(легкими)

У рыбы хвост и плавники, а у людей… (руки и ноги)

С помощью плавников и хвоста рыбы плавают, а люди передвигаются с помощью … (ног)

Без воды морские обитатели не проживут, а люди … (также)

class="eliadunit">

Зачем людям вода? (пить, стирать, мыться, готовить пищу и т.д.

В море песок мокрый, а в пустыне … (сухой)

Психолог:

Спасибо ребята, морская царица довольна вашими ответами и приглашает вас к себе в гости. (психолог ставит морскую царевну - рыбку на подставку).

А, чтобы, попасть в ее владения, предлагаю проложить дорожки. (дорожки выкладываем из разного материала: стеклянных камушков, фасоли, мелких камней и т.п.

Упражнение «Раскопки».

Психолог:

В подводной стране много скрытых сокровищ, давайте мы их попробуем отыскать? Закройте глаза, представьте, что вы одели скафандры и акваланги погрузились в морские глубины (в это время психолог прячет в песок различные камни и раковины).

А теперь откройте глаза. И вот вам новое задание: чтобы найти какой-то клад, нужно подуть через трубочку на песочек, но очень осторожно, чтобы не засорить глаза.

(слегка раздувая песок, дети находят различные «сокровища» и раковины).

Игра-медитация: «О чем рассказывает раковина?»

Психолог:

У этой ракушки есть какая-то тайна. Возможно, она расскажет нам ее?

Прислушайтесь, о чем говорит раковина?

(звучит тихая музыка, дети по очереди прикладывают раковину к уху и слушают).

В волшебном мире подводного царства живут удивительные рыбы, осьминоги, раки. Морское дно украшают зеленые и бурые кораллы, разноцветные камни. Посмотрите на экран, и вы увидите морские глубины и их жителей.

Создание в песочнице картины «Подводное царство»

Психолог:

Давайте попробуем воспроизвести увиденное подводное царство, украсив его различными камнями, мелкими игрушками, раковинами. Кто захочет, будет работать в большой песочнице, а возможно, кому-то понравится создавать картину в маленькой. Но перед началом работы в песочницах давайте вспомним правила работы с песком:

(дети в произвольном порядке называют знакомые правила)

Играть с песком будем дружно.

Оскорблять никого нельзя, и т.д.

Не забывайте и следуйте этим правилам.

(практическая работа детей в парах и индивидуально под музыкальное сопровождение).

Дети делятся на пары и создают в большой песочнице картины подводного царства, используя мелкие игрушки и тому подобное.

Тот, кто решил работать в маленьких песочницах, выполняют задание индивидуально, используя цветные камни и мелкие игрушки.

Психолог:

Посмотрите на результат. Морские пейзажи вышли у нас замечательные. Кого же вы поселили в подводное царство? (диалог с детьми).

Здесь я вижу акулу. Что вы можете сказать о ней, какая она? Какие вызывает у вас ощущения? (ответы детей).

Психолог:

Значит, если она хищная и злая, то давайте переселим ее в другую песочницу, где она никому не сможет угрожать.

(хищные рыбы переносятся в другую песочницу).

Психолог предлагает решить проблемную ситуацию сделать хищников добрыми, выслушивает предложения детей. Одобряя сказанное детьми, предлагает свою версию.

Психолог:

Мы сможем помочь нашим хищникам стать добрыми, чтобы они не оскорбляли рыбок и других обитателей подводной страны, слепив из песка шары, в которых живет злость.

(дети пытаются лепить из сухого песка и приходят к выводу, что его нужно увлажнить. Морская Царевна им помогает в этом, поливая песок водой. Дети лепят уже из мокрого песка шары, в которых живет злость).

Психолог:

Ну что же, победим злость, разрушив шарики и сказав такие слова:

Прогоняем злость

И приглашаем радость

(дети повторяют слова несколько раз, кулачком разбивая шарики из песка).

Психолог:

За то, что мы помогли стать акулам хорошими, они позволяют нам взять морские сокровища, которыми мы украсим наше подводное царство.

(дети выкладывают подарки акулы в первой песочнице).

Психолог:

И с тех пор зажили все жители дружно и счастливо. А вы дружные? Для чего нужно дружить? А если мы не будем дружить, что будет?

Прощание

Психолог:

Молодцы, ребята! Мы дружно с вами поиграли, и все у нас удалось. Это потому, что вы помогали друг другу. Наше путешествие заканчивается. Станем все в круг, обнимемся и скажем такие слова:

Мы - веселые ребята,

Дружно, весело играем.

И друг другу помогаем.

Любим шутки, песни, смех.

Снова рады видеть всех.

Психолог:

Попрощаемся с Песочной страной и Подводным царством, их жителями, Морской царевной и отправимся на воздушных шариках к другим деткам и расскажем им о путешествии и как интересно было играть с песком.

(дети прощаются, берут шарики и выходят из зала).

Содержание статьи:

Песочная психотерапия - это метод, который детально охарактеризовал Карл Густав Юнг, заключается в работе с песком для решения психологических проблем. Озвученный материал всегда был популярен среди людей, потому что сам по себе он подразумевает доступность его приобретения и эффективность применения в некоторых вопросах. Следует разобраться в озвученном понятии, чтобы в дальнейшем использовать его при работе с детьми.

Описание и задачи песочной психотерапии

Песочная психотерапия для детей - довольно известная методика, которая возникла на базе аналитической психологии. Она позволяет ребенку общаться не только с окружающим миром, но и с самим собой. К тому же при ее использовании возникает реальная возможность снять у депрессивной маленькой особы внутреннее напряжение, что приводит в дальнейшем к повышению самооценки у проблемных детей.

Песочная психотерапия является для малышей естественной игрой, которая не вызывает у них настороженность и чувство страха.

Однако при всей простоте подобной методики во время занятий происходит раскрытие глубинного Я ребенка и даже создание в его воображении целостной картины мира. С помощью создаваемых песочных фигурок дети приобретают немаловажный опыт выхода из кризисных ситуаций путем разрешения проблемы на уровне понимания символики.

Каждое вмешательство во внутренний мир ребенка должно быть однозначно обосновано и регламентировано сведущими в этом вопросе людьми. Специалисты в озвученной области психологии считают использование песочной психотерапии необходимым маневром исключительно в данных случаях помощи детям для решения их проблем:

  • Повышенная тревожность . Ребенок может иметь определенные фобии, что не является отклонением от нормы даже в жизни взрослого человека. Однако подобное попустительство к озвученной проблеме со стороны родителей может закончиться неврозом и нервными тиками у детей, которые начинают интенсивно культивировать свои тайные страхи.
  • Неадекватное поведение . Довольно часто дети позволяют себе демонстрировать свой прямой протест на диктат со стороны взрослых. Однако не всегда малыши или подростки соблюдают рамки дозволенности, которые переходить не следует посредством манипуляций в виде истерик и провокаций для достижения желаемого результата.
  • Заниженная самооценка . Данная душевная патология опасна тем, что влечет за собой большое количество комплексов у ребенка при вступлении его во взрослую жизнь. Песочная психотерапия при этом поможет по максимуму скорректировать самооценку депрессивной маленькой особы.
  • Конфликт с социумом . При озвученной проблеме сложные отношения могут сформироваться как со взрослыми, так и детьми. Ребенок в некоторых случаях вступает в конфронтацию с родителями, представителями педагогического коллектива или ровесниками.
  • Депрессия . В некоторых ситуациях подобное подавленное состояние может привести даже к суицидальным мыслям. Следовательно, успокаивающая песочная психотерапия поможет детям избавиться от озвученной проблемы.
  • Насилие над ребенком . Данная психологическая травма может образоваться вследствие морального или сексуального давления на еще не сформировавшуюся маленькую личность. Одной песочной терапией во многих случаях не обойдешься, но в виде сопроводительной коррекционной методики она очень пригодится.
Перечисленные факторы являются главными причинами того, чтобы родители задумались об освоении подобной техники работы с песком их детьми. Однако в некоторых случаях сам ребенок может захотеть посещать такие увлекательные для него занятия без какой-либо существенной предпосылки для этого. Проводить их в состоянии и сами родители, но лучше все же обратиться за помощью к специалисту на первых порах изучения озвученного метода.

Материал и оборудование для проведения песочной терапии


Любой мастер своего дела знает, как важно при работе использовать качественное сырье для достижения наилучшего результата. Для проведения занятий с песком необходимо предусмотреть следующие составляющие успеха при озвученном процессе:
  1. Стол для выполнения упражнений . В данном случае не обойтись без посещения магазина, где продают материалы для любителей занятий искусством и творчеством. Песочницу лучше выбрать из исходного сырья в виде хвойных пород дерева. Можно сэкономить в этом случае, приобретая продукцию из пластмассы. Однако в данной методике очень важен тактильный контакт ребенка с деревом. Если родители хотят сами проводить дома подобные упражнения и не имеют возможности приобрести песочницу, то огорчаться не стоит. В любом строительном магазине вполне реально приобрести древесину, из которой потом папа или знакомые семьи сделают достойный аналог озвученному серийному товару. Однако следует помнить, что внутренняя часть данной сооруженной своими руками конструкции должна быть окрашена или в синий или в голубой цвет. Психологи убеждены, что именно эти тона помогают ребенку при контакте с песком создавать самые удачные модели композиций. При желании и финансовых возможностях можно подключить своих детей к песочной анимации. Для этого придется приобрести песочницу со специальной подсветкой и прозрачным экраном.
  2. Песок для терапии . Обычно при данной методике работы с детьми используют кварцевый песок, цвет которого может варьироваться от белого до рыжего оттенков. При этом материал для такой психотерапии отличается мягкостью и легко струится в руках малыша. Однако можно заменить его на морской или речной песок, который перед этим тщательно просеивают, промывают и затем просушивают. Если предполагается использование влажного песка, то стоит приобрести специальный пульверизатор. 5-6 килограммов песка вполне хватит, чтобы провести описываемый сеанс.
  3. Фигурки для психотерапии . Фундамент для создания моделей из песка должен быть изготовлен из различных материалов. В данном случае стоит приобрести подобную продукцию из металла, пластмассы, глины и дерева. По форме фигурки могут быть на различную тематику: животные, люди, птицы, персонажи известных произведений. При желании в специальном магазине реально приобрести целые тематические наборы всевозможных предметов для работы с песком. Не стоит при этом забывать и об использовании природных материалов в виде камушков, ракушек, плодовых косточек и веточек.

Методика проведения песочной психотерапии

После приобретения необходимого для занятий материала стоит разобраться в самой схеме предполагаемого мероприятия. Методика в данном направлении включает в себя множество различных вариантов ее воплощения в жизнь.

Разминка при песочной психотерапии


Первые действия на подобных занятиях должны быть четко согласованы и выглядеть следующим образом:
  • Вводный инструктаж . Перед началом ознакомления с новым видом деятельности необходимо заинтересовать ребенка, вызывая у него желание к дальнейшему сотрудничеству. Для этого можно придумать любой образ в виде Песочной Феи или Сыпучего Человечка. Следующий шаг - ознакомление с правилами визита к сказочному персонажу. Необходимо объяснить малышу, что нельзя небрежно относиться к песчинкам. Следовательно, запрещается выбрасывать их за пределы песочницы или брать в рот.
  • Знакомство с песком . Сперва необходимо попросить ребенка высказать свои эмоции после первого тактильного контакта с песком. Он должен сказать, каким почувствовал данное сыпучее вещество и что ощущал при этом соприкосновении. Затем можно поиграть в ручеек, выводя на песке плавные линии. После первого знакомства с описываемым уникальным материалом можно попробовать его на прочность. Для этого необходимо сжать его в кулак, а затем высыпать обратно в песочницу. Следом стоит начать знакомство вслепую, при котором ребенку предлагается закрыть глаза. После этого психолог или кто-то из родителей малыша должен начать сыпать песок на пальчики своего подопечного. Задача детей во время описываемого действия со стороны взрослых - определить и озвучить пальчик, куда попало описываемое вещество.
  • Коллективная оценка ощущений . При данном упражнении однозначно должны присутствовать родители ребенка. Техника выполнения манипуляций под названием «Отпечатки на песке» довольно проста. Необходимо по очереди погружать свои руки в него и затем озвучивать впечатления от совершенного действия.
  • Дождик против агрессии . Особенно тревожным и конфликтным детям пойдет на пользу данное упражнение. При этом ребенку нужно сыпать песок сначала из ладошки в ладошку, а потом в саму емкость для подобных занятий. К этому процессу могут присоединиться родители, которые должны поддерживать свое любимое чадо на протяжении всей психотерапии подобного рода.
  • Ассоциация с животными . Каждый ребенок должен представить себе, как передвигается определенный зверь. При этом нужно имитировать на песке эти перемещения, стараясь добиться во время выполнения упражнения максимальной достоверности.

Игры детей с песком


После разминочных упражнений пришло время немного побаловаться с песком и дополнительными предметами. Сделать это можно следующим образом, используя при игре фигурки:
  1. Прятки . Цель данного способа нахождения контакта с ребенком - узнать о причинах его внутреннего дискомфорта. При этом нужно предложить ему из 12 предлагаемых предметов выбрать несколько (2-3 штуки). Затем малыш должен зарыть в песок выбранные фигурки, скрывая до последнего свое предпочтение от взрослого. После сокрытия предметов ребенку на ощупь нужно найти их и рассказать о каждой находке психологу и родителям.
  2. Игра в ассоциации . При помощи песка и фигурок детям предлагается построить композицию на определенную тему. При этом ребенок должен объяснить, почему сделанное его собственными руками выглядит именно таким образом. Пофантазировать дети любят на темы об их будущем, семье, друзьях и существующих профессиях.
  3. Песочные картины . В данном случае выражение «замок на песке» не будет выглядеть безосновательным фактором. Можно попробовать предложить ребенку поиграть в увлекательную игру со взрослыми. Многие дети с увлечением смотрят фильмы на историческую тему, поэтому им не составит труда описать по мере своих возможностей замок тех времен со всеми его рыцарскими атрибутами.

Анализ песочных композиций


При рассмотрении связи сознательного с бессознательным не следует думать, что сооруженные ребенком композиции лишены смысла. Территорию самой песочницы можно условно разделить на две части. В верхней можно наблюдать то, что дети четко воспринимают в действительности. В нижней начинается «мертвая» зона подсознания, которая не видна невооруженным глазом постороннему наблюдателю.

Расшифровка некоторых песочных композиций может выглядеть следующим образом:

  • Расположение предметов . Определенное размещение фигурок может многое рассказать о том, кто их сконструировал по данной структуре. Предмет в центре композиции всегда нужно ассоциировать с самим ее маленьким автором. Вторая выложенная фигурка однозначно имеет сопоставление с каким-либо значительным в жизни ребенка событием. При закапывании в песок какого-либо предмета психологу и родителям малыша стоит задуматься о том, что вероятно так дети расправляются с пугающим их фактором.
  • Мотивация . Если малыш находится в депрессивном состоянии, то он выберет первые попавшиеся ему фигурки и будет вяло реагировать на придумывание какой-либо ситуации в игре. В состоянии повышенной агрессии или при обостренном чувстве справедливости ребенок охотно поддержит психолога и даже сам будет развивать предлагаемые темы касательно борьбы добра со злом.
  • Характеристика темперамента . У многих людей вызывает изумление тот факт, что по расположению секторов в песочной психотерапии можно вычислить озвученный аспект у подрастающего поколения. Если ребенок предпочитает действовать в верхней части песочницы, то можно предполагать в нем преобладание романтической натуры. Обычно этот фактор наблюдается у меланхоликов, которые подвержены некоторой мечтательности. При расположении фигурок в нижней части песочницы можно предположить детей, которые не привыкли идеализировать происходящие вокруг них события. Это стопроцентные сангвиники с соответствующей для них манерой поведения.
Символизм в песочной терапии не менее важен, чем само проведение данной процедуры. При построении определенных композиций можно увидеть гораздо большее, чем при разговоре по душам с ребенком.

Что такое песочная терапия - смотрите на видео: