Игры для детей 3 4лет. Дошкольное образование

Восприятие звуков

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы...

Такая способность не возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. Ее нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. Конечно же, лучше всего это делать в игре. Общая цель игр — открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник.

Последовательность игр в разделе определяется нарастанием сложности слуховой задачи и осознанности слухового восприятия. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их.

В группе необходима полная тишина в моменты загадывания и отгадывания звуковых загадок, чтобы отделить загаданный звук от других звуковых впечатлений, а также для того, чтобы все участники игры могли сосредоточиться и оценить ответы друг друга. Ребенок, отгадывающий звуковую загадку, не должен видеть источник звука. Для этого можно отгородить его ширмой или посадить ребенка к нему спиной.

Для успешного развития детского слуха очень важно проводить эти игры систематически, повторяя их изо дня вдень.

Игра для детей 3-4 лет «Что выбрал Петрушка?»

Цели: научить узнавать на слух источник звука; способствовать обострению слуховой чувствительности и восприимчивости к звукам; развивать организованность, умение управлять своим поведением и чуткое отношение к тем, кто испытывает затруднение.

Оборудование : настольная ширма, красивая коробка с музыкальными и озвученными игрушками. Приведем несколько вариантов наборов таких игрушек:

набор 1 : барабан, озвученная неваляшка, резиновая игрушка с пищиком;

набор 2 : погремушка, звонок или колокольчик, игрушечная гармошка, бубен или барабан;

набор 3 : музыкальная шарманка, бубен, деревянная колотушка или две деревянные ложки.

В игре участвует вся группа детей. Усадив их на стулья, воспитатель предлагает поиграть в новую игру. Стремясь заинтересовать ребят, взрослый достает красивую коробку и, не снимая крышки,

слегка покачивает ее в руках, заставляя звучать находящиеся в ней игрушки.

Воспитатель. Как вы думаете, что лежит в коробке"." Давайте еще раз послушаем.

Попросив детей соблюдать полную тишину, воспитатель повторяет те же действия, и звуки слышатся громче и яснее.

Да, в коробке что-то лежит. Как вы думаете, что это?

Предоставив детям возможность высказаться о том, что им послышалось, и настроив их па внимательное слуховое восприятие, открывает коробку и вынимает игрушки.

Познакомив детей со всеми игрушками, он ставит на стол ширму и прячет за нее игрушки. Правила игры лучше объяснить наглядно-действенным способом.

Вызывает кого-нибудь из детей, надевает ему на голову колпачок Петрушки, предлагает зайти за ширму и выбрать ту игрушку, которая ему больше нравится. Затем показать, как она звучит, а остальные дети должны догадаться, какую игрушку выбрал Петрушка. Если ребята отгадали загадку, Петрушка показывает им игрушку, кланяется и все хлопают ему в ладоши.

Проводя игру, постарайтесь удовлетворить стремление каждого ребенка выполнить активную роль.

Наверняка в вашей группе есть дети, которым трудно соблюдать тишину и управлять своим поведением. Их лучше вызывать раньше (но не самыми первыми). Выполнив активную роль, такой ребенок не может долго участвовать в игре. Чтобы он не нарушал тишину и не мешал остальным, предложите ему какое-нибудь спокойное занятие (альбом, картинки, кубики и пр.), напомните, что нельзя вскакивать с места и мешать остальным детям играть.

Игра для детей младшей группы «Встречайте гостей»

Цели : научить выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события; научить ребенка вести себя в коллективе, преодолевать неуверенность в себе; способствовать дальнейшему сближению детей; воспитанию умения вести себя в коллективе; помочь преодолеть неуверенность в себе.

Оборудование: звучащие игрушки, издающие мелодичные протяжные звуки (музыкальная шкатулка с ручкой, игрушечная гармошка, металлофон); бубен, барабан, кастаньеты или деревянные ложки, деревянный молоточек и дощечка; атрибуты костюмов (колпачки, бантики и ленточки, заячьи ушки); настольная ширма.

Предлагается различить по слуху три звука, каждый из которых сигнализирует о появлении нового гостя. Сигналы различаются тембром, высотой и характером звучания (прерывистое, протяжное). Для решения задачи ребенок должен выделить их звуковые особенности и припомнить, какого гостя представляет тот или иной звук. Это требует от ребенка не только активности восприятия, но и хорошей памяти, а также развитого мышления.

В игре может участвовать вся группа. Воспитатель рассаживает детей на стульчики и садится напротив них.

Воспитатель . Давайте поиграем сегодня так, будто мы хозяева и ждем гостей, которые обязательно покажут нам что-то веселое и интересное. Сегодня к нам придут двое петрушек, две куколки и два зайчика. Все вы по очереди будете то гостями, то хозяевами.

Показывает детям приготовленные атрибуты: колпачки для петрушек, ушки для зайчиков, юбочки и бантики для куколок. Потом показывает, что будут делать гости: петрушки могут бегать и смешить детей, куколки — танцевать, а зайчики — прыгать. Объясняет, что гости будут приходить по очереди, а хозяевам нужно самим догадаться, кто собирается прийти, и позвать его.

А теперь, слушайте и запоминайте, как хозяева будут узнавать, какой гость сейчас появится. Если вы услышите вот такой красивый, протяжный звук (играет на гармошке), знайте, что сейчас появятся петрушки. Какой это звук — протяжный или прерывистый? Если вы услышите вот такую музыку (вращает ручку музыкальной шкатулки или исполняет простую мелодию на металлофоне), значит, к нам идут куколки. Под такую музыку они будут плясать. Какие это звуки, протяжные или, как у барабана, отрывистые: бам, бам, бам. Ну, а если зазвучит такой звук (берет бубен и издает ударные звуки), знайте, к нам прискакали зайки. Они любят прыгать под такие отрывистые звуки — скок-скок-скок.

Чтобы дети лучше запомнили звуковые сигналы, воспитатель еще раз повторяет их и напоминает, какому гостю соответствует каждый сигнал. Объясняет, что как только прозвучит сигнал, нужно всем вместе дружно позвать гостей и пригласить их войти. Если звуковая загадка будет отгадана, гости войдут и покажут, что умеют делать. Все дружно похлопают гостям и пригласят их сесть. Так, по очереди хозяева будут встречать всех своих гостей.

Воспитатель выбирает по два ребенка на роль каждого гостя и помогает им надеть соответствующие атрибуты. Напоминает детям, что все они смогут быть гостями. Гости выходят за дверь, в смежную комнату, так. чтобы через приоткрытую дверь они могли слышать и видеть, что происходит в группе, главное, чтобы им были слышны сигналы. Можно усадить детей и в той же комнате поодаль от хозяев.

Воспитатель подходит к столу с игрушками, загораживает их ширмой, чтобы они не были видны ни гостям, ни хозяевам, и подает первый сигнал. Обращаясь к хозяевам, он предлагает назвать гостей и позвать их. Услышав приглашение, гости приходят, кланяются и исполняют свой номер (с помощью воспитателя). Потом, передав свой костюм любому из участников игры, они садятся вместе с хозяевами. Затем подается новый сигнал для следующей пары гостей. Хозяева встречают новых гостей. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли гостей.

В этой игре малышей особенно привлекают роли гостей. Это дает возможность, распределяя роли, активизировать робких, пассивных детей, которые стесняются выступать перед зрителями. Таким детям лучше подбирать в пару более смелых и активных сверстников, чтобы они могли чувствовать себя свободнее и следовать их примеру.

Хорошо, если активные роли будут меняться: в гости могут прийти белочки, солдатики, кошечки, лошадки, дрессированные собачки и т.п. При исполнении этих ролей важно активизировать воображение детей, дать им возможность самим придумать свое выступление.

Восприятие цвета у детей 3-4 лет

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Предлагаемые игры помогут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Эти игры содержат два типа обучающих задач: на целенаправленное различение цветовых тонов; на правильное называние цветов.

Решение задач первого типа связано с тем, что окраска предметов выполняет роль сигнала к действию или его запрету.

Задачи второго типа отличаются тем, что, решая их, дети находят нужные предметы по цвету и учатся правильно обозначать словом цветовые гона. Правильное называние цветов является условием игрового общения со сверстниками и взрослыми. Цветовое восприятие малыша поднимается на более высокий уровень, если в повседневной деятельности он будет активно называть цвета.

Очень важно, чтобы различение цветовых тонов было значимо для самого ребенка. Поэтому знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и привлекательными предметами. В одних случаях цвет может выполнять роль сигнала, побуждающего к определенным игровым действиям, в других различение цветов может стать условием получения привлекательного предмета. Но во всех случаях различение и называние цветов служат условием игрового общения.

Чтобы малыши успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам.

1. Предметы должны быть привлекательными для ребенка, вызывать эстетическое чувство.

2. Они должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней насыщенности и яркости.

Этим требованиям отвечают игрушки и пособия, изготовленные из шелка, пластмассы, картона, дерева, металла.

В распоряжении воспитателя должны быть следующие материалы: разноцветные флажки, цветные ленты, полоски цветной бумаги, цветные кружки на подвесках, одноцветные пирамидки с толстыми кольцами.

Игра для детей 3-4 лет «Бегите ко мне»

Цели: научить сравнивать предметы по цвету; воспитывать умение вести себя в коллективе.

Оборудование : флажки четырех основных цветов спектра: красные, синие, зеленые и желтые. Число флажков должно соответствовать количеству детей в группе, при этом один комплект флажков остается у воспитателя.

Перед тем как проводить игру, важно заинтересовать детей, вызвать у них желание играть. Для этого можно утром приготовить вазу, в которую поставить разноцветные флажки. Показав ее, пообещать, что скоро состоится интересная игра с флажками.

В обещанное время дети садятся на стульчики, расставленные полукругом, а воспитатель обходит их с вазой в руках. Каждый ребенок выбирает себе флажок по своему вкусу, а взрослый спрашивает, какого цвета флажок он взял. Воспитатель оставляет себе по одному флажку каждого цвета, отходит на небольшое расстояние, садится на свой стул и показывает детям один из своих флажков.

Воспитатель. Поднимем наши флажки и помашем ими, вот так! Теперь флажки спрячутся за спину, чтобы никто их не увидел. Давайте положим флажки на колени, чтобы они отдохнули. Интересно, можно ли увидеть что-нибудь через флажок? Приложим его к глазам и посмотрим сквозь него друг на друга. А теперь, ребята, поднимите флажки, но только те, у кого они такого же цвета, как и у меня.

Если кто-то ошибся, воспитатель это отмечает.

Этот флажок (красный, желтый и т.д.) непослушный, он не вовремя выскочил, а вот эти флажки (синие) послушные, молодцы, правильно узнали свой цвет.

Сейчас я по очереди буду называть флажки то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой, и если цвет у флажков одинаковый, бегите ко мне, но не сразу, а после того, как я позову.

Воспитатель отходит от сидящих детей на некоторое расстояние. Три флажка он держит за спиной, а один поднимает и одновременно называет его цвет; только после этого следует команда, например: «Красные флажки, бегите ко мне!» Когда дети прибегают, взрослый предлагает им поднять свои флажки и показать их остальным участникам игры. Все оценивают, «послушные» это флажки или нет. Если среди флажков есть «непослушные» (другого цвета), воспитатель предлагает им вернуться на место и подождать, когда их вызовут. Все дети с «послушными» флажками, помахав ими, садятся на место. Воспитатель дает новый цветовой сигнал, например: «Желтые флажки, бегите ко мне!» Так постепенно вызываются флажки всех цветов.

Под конец игры воспитатель поднимает сразу все четыре флажка. Все участники игры подбегают к нему, танцуют, потом ставят флажки обратно в вазу.

При повторной игре к четырем основным цветам флажков можно добавить новые: голубой, розовый, оранжевый, коричневый. Это приведет к увеличению числа групп и к уменьшению количества детей в каждой.

Чтобы не утомлять детей долгим ожиданием, можно подавать одновременно два цветовых сигнала, т.е. поднимать два разных флажка.

Ошибки детей нужно исправлять в мягкой, а еще лучше в шутливой форме, чтобы не обидеть малышей и не отбить у них охоту играть.

При проведении этой игры важно, чтобы дети, которые дожидаются своих сигналов, не скучали на местах, а тоже участвовали в игре. Поэтому почаще обращайтесь к ним, привлекайте их к оценке действий сверстников.

Игра для дошкольников 3-4 лет «Ищи свой дом»

Цели: научить различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом; способствовать сближению и организованности группы; научить управлять своим поведением: сдерживать желания, если это необходимо, применять волевые усилия для достижения цели.

Оборудование: разноцветные флажки (по одному каждого цвета) и таких же цветов кружочки (по числу детей в группе). Кружки можно изготовить из цветной бумаги, наклеенной на картон, проделать дыроколом в каждом из них отверстие и продеть в него шнурок.

Игра предлагается в двух вариантах — сюжетном и соревновательном.

В начале года игра проводится с флажками основных цветовых тонов. Потом взамен этих уже усвоенных цветов берутся новые: коричневый, оранжевый и другие дополнительные цвета. Флажки и кружки должны точно соответствовать друг другу по цветовому тону. Оборотная сторона каждого кружка окрашивается в нейтральный цвет — серый или белый. Нужна также коробка для хранения этого игрового материала.

Дома (квадраты) чертятся на полу или на земле на таком расстоянии, чтобы дети, не отвлекаясь, могли наблюдать за действиями друг друга и участвовать в их оценке.

Сюжетный вариант

Игра проводится со всей группой детей в просторном помещении или на участке. Чтобы заинтересовать ребят предстоящей деятельностью, нужно предварительно показать им игровой материал и предметы новых цветов (апельсин, морковку, шоколадку, коричневую варежку).

Воспитатель, не раскрывая значения этих предметов, располагает их на видном месте и обещает детям поиграть в новую игру. В условленное время дети активно участвуют в подготовке к игре: вместе с воспитателем расставляют стульчики, передвигают столы, помогают начертить на полу большие квадраты (четыре дома).

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, садится перед ними за столик с приготовленными дидактическими материалами. Показывает детям флажки знакомых цветов и предлагает их назвать.

Воспитатель. А теперь давайте играть.

Дети встают в круг. Взрослый, находясь в его середине, надевает каждому участнику игры кружок какого-нибудь цвета. Ребенок называет цвет своего кружка. Воспитатель предлагает каждому внимательно посмотреть на полученный кружок, запомнить его цвет и перевернуть на другую сторону.

Не трогать кружок и не открывать его, пока не будет сказано: ищи свой дом!

Выбирает четырех детей, которым дает по флажку разных цветовых тонов (например: одному — красный, другому — синий, третьему — оранжевый, четвертому — коричневый). Каждый из этих детей занимает какой-нибудь дом (квадрат).

Вот какие красивые дома построили в нашем городе. А у вас есть разноцветные кружки. Это приглашения переехать в новый дом такого же цвета, как ваш кружок. Давайте собирать вещи и переезжать на новые квартиры!

Воспитатель показывает различные движения, имитирующие подготовку к переезду, а дети подражают ему. Например, все дружно стирают и чистят одежду, складывают ее, грузят мебель на воображаемую машину, садятся в нее сами и едут. Двигаются по комнате (под удары бубна). По сигналу «Приехали!» все останавливаются, а дети, у которых флажки, поднимают их, чтобы были видны разные цвета.

Ищи свой дом!

Просит детей вспомнить, какого цвета их кружки, перевернуть, посмотреть на них и поискать глазами флажки соответствующих цветов. Дети быстро занимают места в домиках и здороваются с соседями. Воспитатель заходит в каждый дом и вместе с хозяевами флажков проверяет, все ли правильно нашли свой дом. Флажок переходит к «новоселам», которые берут его и начинают шагать по кругу.

Дети (весело напевают). Новый дом, новый дом, дружно в нем заживем!

Воспитатель предлагает ребятам поменяться кружками, и игра начинается снова. Ее участникам предлагается новый вариант задачи на различение цвета.

Соревновательный вариант

Начало игры такое же, как и в сюжетном варианте.

Под звуки бубна дети ходят друг за другом по кругу или змейкой. С прекращением звучания они останавливаются, закрывают глаза. Дети, стоящие в домах (квадратах), по указанию воспитателя бесшумно меняются местами и поднимают флажки. По сигналу «Ищи свой дом!» дети открывают глаза, сравнивают свои кружки по цвету с флажками и быстро занимают место в домиках. Тот, кто первый нашел свой дом (это определяет воспитатель) награждается аплодисментами и становится рядом с хозяином дома.

Игра для детей 3-4 лет «Лети, голубок!»

Цели : научить ориентироваться в цветовых тонах по их названию без опоры на наглядный образец; способствовать развитию воображения у детей.

Оборудование: виды разноцветных игровых материалов, знакомых детям по предыдущим играм (флажки, кружки (без шнурков), ленточки, пирамидки и пр.).

Участникам игры, согласно ее правилам, приходится действовать по очереди, что довольно сложно для малышей. Тут требуется такая организация игры, при которой дети, ожидающие своего выхода, не скучали, а, скажем, были бы активными болельщиками и судьями. Предложенный прием облегчает ожидание тем, что позволяет ребенку видеть, как приближается его очередь действовать. Игра сближает детей, создает общность их интересов, а радостные переживания, связанные с ролью, развивают их эмоционально.

Количество участников игры не ограничено.

Дети расставляют стульчики и раскладывают игровой материал по всей комнате: на столах, свободных полочках, стульях и пр. Воспитатель следит за тем, чтобы одинаковые по цвету и по характеру предметы располагались в разных местах. Затем малыши садятся на стульчики, а воспитатель — напротив них.

Воспитатель . Давайте сегодня поиграем так. Вы будете голубями с красивыми крылышками. Голуби не простые, а ученые. Они любят свою хозяйку и всегда слушаются ее, и она их очень любит — вкусно кормит, учит, охраняет.

Воспитатель встает, берет коробочку и понарошку кормит своих голубков.

Поели голуби, а теперь поучимся летать.

Дети-«голуби» встают, распрямляют крылышки, поднимают головки, готовясь к полету. По сигналу «Полетели, голуби!» машут крылышками и бегут друг за другом по комнате. Пробежав два-три круга, садятся паевой места.

А теперь голуби будут выполнять разные поручения хозяйки.

Подзывает к себе четырех детей, сидящих с краю. Остальных ребят он просит передвинуться вперед и занять их места, освободив тем самым стулья, которые займут вернувшиеся голуби.

Хозяйка . Летите, голубки, и принесите нам что-нибудь синего цвета (красного, желтого и т.д.). Можно кружок, можно флажок, а можно и ленточку. Летите!

С последними словами дети разбегаются по комнате и ищут предметы названного цвета. Найдя нужные предметы, они возвращаются на место и показывают, что они выбрали. Остальные участники игры вместе с воспитателем проверяют правильность решения задачи.

Затем голуби садятся отдыхать на оставленные для них места, а воспитатель подзывает к себе следующую четверку (дети снова пересаживаются).

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побудут в роли голубей.

Технический прогресс шагает по планете семимильными шагами, и то, что вчера было еще в диковинку, сегодня уже использует каждый школьник. То же самое можно сказать про компьютеры и интернет, ведь еще каких-то двадцать-тридцать лет назад, простой среднестатистический человек смутно себе представлял, зачем лично ему может потребоваться такая заумная и, чего греха таить, громоздкая машина.

Игры:

Нет нужной игры?

Найдите её в нашем каталоге!

Однако сегодня компьютер есть практически в каждом доме, а возраст уверенных пользователей ПК уменьшается не то, что с каждым годом, а просто на глазах. Это не могло не коснуться сферы воспитания детей, даже самых маленьких. Развивающие игры для детей 3 лет – это совсем не обязательно пустое времяпровождение или развлечение, хотя и это немаловажно. Чем же могут быть полезны игры для трехлеток?

Ответить на этот вопрос достаточно просто, ведь ребенок в возрасте от двух до трех, как раз учиться познавать мир, оценивать его, пробует все на вкус и на зуб, еще не совсем четко представляя, как и что называется и для чего используется. Вот в этом, как раз, и помогут компьютерные игры для трехлеток.

Игры о цветах радуги, раскраски, пазлы

Эти игрушки помогут детям быстро и в веселой, игровой форме, выучить, как называется каждый цвет, запомнить его хорошенько, и научиться правильно подбирать цвета по внешнему виду и названию. Кроме того, они позволят мамам, не беспокоится об испачканной красками одежде. Да и рисовать на компьютере, под веселенькую музыку будет гораздо интереснее и родителям, и детям.

Игры о геометрических формах и размерах

Такие развивающие игрушки научат вашего ребенка правильно оценивать понятия «маленький-большой», а также изучить название различных геометрических форм, например куб, квадрат, треугольник, круг и тому подобное.

Логические игры для малышей

Эта категория игр может научить ребенка, как правильно применять разнообразные навыки, решать простые задачи, получить представление, например, про длину, возраст, вес, форму. Логические игры могут помочь с раннего возраста приучить ребенка не принимать поспешных решений, оценивать следующие шаги, причем в веселой и интересной, игровой форме.

Следует отметить, что развивающие игры для детей 3 лет сами по себе подразумевают участие взрослых в игровом процессе, что способно еще больше сблизить ребенка с родителями. Кроме того, что они развивают логику, дают представление о мире и его восприятии, учат ребенка основам счета и даже помогут изучить буквы, эти игрушки развивают мелкую моторику рук, повышают способность к быстрой и адекватной реакции на происходящие события. А самое главное, что все игры для малышей позволят объяснить деткам, что учиться можно приятно и весело, а играть в них чрезвычайно забавно.

Людмила Савельева

Подвижные игры для детей 3-4 лет (Вторая младшая группа )

Цель : Научить детей становиться в круг , делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят :

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг.

Он летел, летел, летел

И на ветку налетел.

Пш-ш-ш, и лопнул!

После последних слов все дети опускают руки и присаживаются на корточки. Игру можно повто ить 3-4 раза.

"СОЛНЫШКО И ДОЖДИК"

Цель : Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя

Дети встают по кругу.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку. Идут по кругу.

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку. Хлопают стоя на месте.

Топ-топ-топ-топ!

Топ-топ-топ-топ! Ритмично притопывают на месте.

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Хлоп-хлоп-хлоп Ритмично хлопают в ладоши,

На сигнал «Дождь идет, скорей домой!» дети убегают. Затем педагог говорит : «Солнышко светит!» , - игра повторяется .

«МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ»

Цель : Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Дети становятся в круг, педагог с корзиной маленьких мячей в центре. Все вместе произносят слова :

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

По окончанию слов педагог подбрасывает мячи вверх так, что бы они разлетелись в разные стороны. Дети должны быстро собрать их назад в корзину.

«РОВНЫМ КРУГОМ»

Цель : Развивать у детей согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, внимание.

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говорят :

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг, стой на месте!

Дружно вместе сделай вот так!»

По окончанию слов останавливаются и повторяют движения , которые показывает педагог, например, повернуться, наклониться. Нужно ритмично идти по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг.

«САМОЛЁТЫ»

Цель : Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту» , показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать» . Воспитатель говорит : «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети дела-ют вращательные движения руками перед грудью и произносят звук : «Р-р-р» . После сигнала воспитателя : «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя : «На посадку!» - дети садятся на скамейку.

"НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА"

Цель : Учить детей подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей , помогать им.

Дети изображают «цыплят» , педагог - «наседку» .

На одной стороне площадки огорожено веревкой место - «дом» , где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40-50 см).

Наседка переступает через веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят : «Ко-ко-ко-ко» . По этому сигналу все цыплята перелезают через веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.

Когда педагог говорит «большая птица» , все цыплята бегут домой.

Педагог говорит «большая птица» только после того, как все дети перешагнули через веревку и не-много побегали по площадке.

"ВОРОБУШКИ И КОТ"

Цель : Учить детей мягко спрыгивать , сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными , занимая место, не толкать товарище

Дети стоят вдоль стен комнаты на скамеечках, на больших кубиках или в обручах, положенных на пол. Это - «воробышки на крыше» или в «гнездышках» . Поодаль сидит «кошка» , роль которой исполняет один из детей . Педагог говорит : «Воробышки полетели» . Воробышки спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнездышка и, расправив крылья, бегают врассыпную по всей комнате. Кошка тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит догонять воробышков, которые должны спрятаться от нее на крыше или в гнездышках, заняв свои места. Пойманных воробышков кошка отводит к себе «в дом» .

"ЛЯГУШКИ"

Цель : Учить детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.

Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группка детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по одной стороне площад-ки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, педагог говорит следующие стихи :

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки,

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Скачут, вытянувши ножки.

Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая «лягушек» . По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают лягушек) ; лягушки прыгают в «болотце» - перепрыгивают через черту - и тихонько присаживаются на корточки. При повторении игры роли меня-ются .

"ШИРЕ ШАГАЙ"

Цель : Упражнять в ходьбе по ограниченной площади,прыжке,приучать действовать по сигналу

На площадке в 2-3 ряда раскладываются обручи (пластмассовые или плоские из фанеры диаметром 60 см, в каждом ряду 5-6 обручей. 2-3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до кон-ца, подпрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.

Правила : идти с промежуточным шагом в обруче, но, не выходя за его края, не задевать за обручи.

«МЫШИ И КОТ»

Цель : Учить детей бегать легко , на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Дети-«мышки» сидят в «норках» - на стульчиках или скамейке, поставленной вдоль одной стены комнаты, или по сторонам площадки; в одном из углов площадки сидит «кошка» , роль которой исполняет педагог. Кошка засыпает, и только тогда мышки разбегаются по комнате. Но вот кошка просыпается, мяукает и начинает ловить мышат, которые бегут в свои норки и занимают свои места на стульчиках. После того как все мышки вернулись на свои места, кошка еще раз проходит по комнате, а затем возвращается на свое место, засыпает и игра повторяется .

«ПОЕЗД»

Цель : Учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Дети стоят в колонне по одному по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне - «паровоз» , остальные «вагоны» . Педагог дает гудок, и дети начинают двигаться вперед; вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении могут произносить звук «чу-чу-чу» ). «Поезд подъезжает к станции» , - говорит педагог. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются.

Педагог регулирует темп, направление и продолжительность движения детей .

Первое время педагог сам ведет колонну, а затем ставит впереди более активного ребенка.

«ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ»

Цель : Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

В разных концах площадки или сторон комнаты устанавливается 3-4 «гнезда» (можно поставить стульчики, положить обручи или начертить большие круги) . Дети-«птицы» размещаются в гнездах. По сигналу педагога птицы вылетают из своих гнезд и разлетаются по всей площадке. Педагог «кормит» птиц то на одной, то на другой стороне площадки. Дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям (клюют корм) . После слов педагога «Птицы в гнезда!» дети бегут на свои места.

«У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

Цель : Развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге .

На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой, на расстоянии 3-2 шагов от нее, очерчивается место для медведя. На противоположной стороне обозначается линией «дом детей » . Педагог считалкой выбирает медведя. Педагог говорит : «Идем гулять» . Дети идут и говорят слова :

У медведя во бору

Грибы, ягоды бегу,

А медведь не спит,

Все на нас рычит.

Медведь должен сидеть на своем месте. Когда играющие произносят последнее «рычит» , медведь с рычанием встает и догоняет детей , которые бегут к себе «домой» . Пойманного, медведь ведет к себе.

После того как медведь поймает 3-2, выбирается новый медведь.

«ЛОХМАТЫЙ ПЕС»

Цель : Учить детей

Один из детей изображает «пса» . Остальные дети тихонько подходят к нему, шепотом проговаривая слова :

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Пес вскакивает, начинает лаять - дети разбегаются. Пес пытается их догнать. Когда все дети разбе-гаются и прячутся, пес опять ложиться на коврик. Игра повторяется с новым водящим .

«ОГУРЕЧИК»

Цель : Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бе-гать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

В одном конце площадке – педагог-«ловишка» , в другом дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах проговаривая слова :

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик :

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

По окончанию слов дети убегают на свои места, ловишка их ловит.

«НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ»

Цель : Учить детей

Дети получают флажки 3-4 цветов : одни - красного, другие – синего, третьи – желтого, и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты. В каждом углу педагог ставит на подставке цветной флажок (красный, синий, желтый) .

По сигналу педагога «Идем гулять!» дети расходятся по площадке группками или в одиночку . По сигналу педагога «Найди свой цвет!» дети бегут к флажку соответствующего цвета.

«НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

Цель : Учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать лов-кость

Для игры нужно приготовить флажки по количеству детей . Половина флажков одного цвета – остальные другого. Дети получают по одному флажку. По сигналу педагога дети разбегаются по площадке. По другому сигналу дети, имеющие одинаковые флажки, находят себе пару.

В игре должно принимать нечетное количество детей , чтобы один из играющих оставался без пары. Обращаясь к оставшемуся без пары, все играющие хором говорят :

Ваня, Ваня, не зевай себе пару выбирай.

Затем по удару бубна дети опять разбегаются, игра повторяется .

«ТРАМВАЙ»

Цель : Учить детей двигаться парами , согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение

Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадке в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободной рукой они держат шнур, концы которого связаны (один держит правой рукой другой левой) . Педагог находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флага (круга, карточки) – желтый, красный, зеленый. Воспитатель поднимает флаг зеленого цвета, и дети бегут, трамвай двигается. Добежав до педагога, дети смотрят, не сменился ли цвет флага : если поднят зеленый, движение продолжается, если появился желтый или красный флаг, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет, чтобы можно было снова двигаться.

«ЛОШАДКИ»

Цель : Учить детей двигаться вдвоём один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.

Дети становятся парами. В паре один – «лошадка» . Другой – «возчик» . Используются вожжи, или дети держат друг друга за поясок. Воспитатель говорит :

Поехали, поехали, с орехами, с орехами

К дедке по репку, по пареньку,

по сладеньки, по горбатеньки.

С окончанием текста дети продолжают бежать в том же ритме под проговаривание педагога : «Гоп, гоп» , бегут до тех пор, пока воспитатель не скажет : «Тпру- у» .

«КОННИКИ»

Цель : Учить детей бегать , не наталкиваясь друг на друга, ускорять или замедлять движения, ориен-тироваться в пространстве.

Группа детей становится у одного края площадки. Педагог дает каждому палку длинной 50-60 см. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая конников, стараясь не наталкиваться друг на друга, и не задевать предметы, оборудование находящиеся на площадке.

Во время игры педагог может предложить детям двигаться быстрее или медленнее в разных направлениях. Когда дети научатся быстро бегать, можно устроить соревнования.

«ТАКСИ»

Цель : Учить детей двигаться вдвоём , соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнёрам по игре.

Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1м, держат его в опущенных руках : один – у одной стороны обода, другой – у противоположной, друг за другом. Первый ребенок – водитель так-си, второй – пассажир . Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.

Одновременно могут играть 2-3 пары детей , а если позволяет площадь, то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, педагог может дать задание бегать в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится.

«ЗАЙЦЫ И ВОЛК»

Цель : Учить детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.

Дети - зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу педагога : «Волк идет!» - зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревья. Волк пытается догнать их. В игре можно использовать небольшой тест :

Зайки скачут, скок-поскок,

на зеленый на лужок.

Травку щиплют кушают.

Осторожно слушают,

Не идет ли волк.

Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием слов появляется волк и начинает ловить зайцев.

«КРОЛИКИ»

Цель : Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять детей в подлезании , в беге и приседанию.

В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья, сидениями внутри полукруга. Это клетки кроликов. На противоположной стороне дом сторожа. Посередине находится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети становятся за спинками стульев, по указанию педагога они присаживаются на корточки - кролики сидят в клетках. Педагог – «сторож» подходит к клетке и выпускает кроликов на лужок : дети один за другим выползают из-под стульев, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу педагога «Бегите в клетки!» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.

Педагог должен следить за тем, чтобы дети, проползая под стульями, старались не задевать их спи-нами. Вместо стульев можно использовать дуги для подлезания или, положенные на сиденья стульев палки, рейки.

«НЕ ОПАЗДЫВАЙ»

Цель : Учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать лов-кость, внимание.

Педагог раскладывает на полу кубики. Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они разбегаются по всей комнате, по сигналу «Не опаздывай!» бегут к кубикам. Первоначально дети могут подбегать к любому свободному предмету, постепенно они привыкают занимать свое место. При повторении игры можно предложить детям бегать как лошадки.

Во время игры педагог следит , чтобы дети дальше убегали от кубиков, не наталкивались друг на друга, помогали друг другу найти свой кубик, когда прозвучит сигнал.

«КУРЫ В ОГОРОДЕ»

Цель : Развивать координацию движений, быстроту реакции; упражнять в беге, приседании и подлезании.

Посередине площадки ограничивается большое пространство – огород. С одной стороны сторожа, с другой – курятник, в нем «куры» - дети. Роль сторожа выполняет педагог или один из детей . По сиг-налу «Куры гуляют» дети подлезают под шнуры, ходят в огороде, ищут корм, бегают. Сторож заме-чает кур в огороде и гонит их – хлопает в ладоши, приговаривая «кыш-кыш» . Куры убегают, подлезают под шнур, прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой.

«НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»

Цель : Учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать быстроту, ловкость

Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч …. По сигналу дети выбегают на площадку и бегают в разных направлениях. По сигналу «Найди свой домик!» занимают домики.

«СКОРЕЕ В КРУГ»

Цель : Учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; упражнять в беге, развивать быстроту, ловкость

Дети должны бегать легко, в разных направлениях, не наталкиваться; не подбегать к домику до сиг-нала «Скорее в круг!»

На площадке чертят круг диаметром 4 метра в середине – круг поменьше диаметром 2 метра. Дети ходят друг за другом за большим кругом. Между большим и малым кругом ходит педагог. На сигнал «Скорее в круг!» дети стараются вбежать в маленький круг, педагог ловит их, пойманные останавливаются на месте. Затем они снова становятся в круг.

«У РЕБЯТ ПОРЯДОК СТРОГИЙ»

Цель : Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; по сигналу находить свое место в шеренге.

По первому сигналу играющие разбегаются из шеренги врассыпную и произносят речевку : «У ребят порядок строгий, знают все свои места, ну, трубите веселее : тра-та та, тра-та- та». По второму сигналу все быстро строятся в шеренгу.

Сначала можно вставать на свободные места, но к концу года на свое место.

«АКУЛА И РЫБКИ»

Цель : Развитие умения у детей бегать в определённом направлении; ориентироваться в пространстве.

Дети – «рыбки» «плавают» . По сигналу воспитателя : «Акула» - дети прячутся, «уплывают» в укрытие (домик из каната) .

По узенькой дорожке

Цель: учить детей перешагивать (перепрыгивать) из круга в круг, ходить по ограниченной поверхности, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения; воспитывать умение играть дружно.

Ход:

Воспитатель чертит на земле круги, дорожку шириной 25-30 см (если игра проводится в группе, то на пол кладутся обручи и выкладывается дорожка из двух верёвок). Объясняет детям, что через ручеёк можно пройти "по камешкам" - иначе промочишь ноги.

Воспитатель произносит слова и показывает действия:

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки! (Дети проходят по дорожке)

Все шагают за воспитателем, приближаются "к камешкам" Воспитатель продолжает:

По камешкам,

По камешкам,

В ямку - бух!

Выпрыгивает из кружка и приседает, а за ним все дети.

Игра повторяется.

Листопад

Цель: закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев; учить детей передвигаться по площадке, следуя указаниям взрослого; формировать представления о листопаде.

Ход:

Воспитатель предлагает детям побыть листочками: выбрать себе листочек красного или жёлтого цвета, маленького или большого размера. Каждый ребёнок показывает и называет, какой лист он выбрал по цвету и величине.

Воспитатель говорит:

Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)

Листопад! Листопад!

Листья жёлтые летят! (Дети с жёлтыми листьями бегают по площадке, дети с красными листьями сидят на корточках.)

Листопад! Листопад!

Листья красные летят! (Дети с красными листьями бегают по площадке, с жёлтыми - сидят на корточках.)

Покружились листья и улеглись на землю. (Все дети сидят на корточках.)

Прилетел лёгкий ветерок, подул, поднялись листья, разлетелись в разные стороны.

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят! (Дети разбегаются по площадке.)

Игра повторяется 2-3 раза по желанию детей.

Птички и дождик

Цель: учить детей действовать по команде взрослого, упражнять в произнесении звуков.

Материал: маски-шапочки с изображением птиц, нарисованные круги или обручи.

Ход:

Воспитатель раздаёт детям шапочки с изображением птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: "Все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия".

Птички летают! (Дети бегают по площадке, клюют зёрнышки, пьют водичку, опять улетают.)

Вдруг налетел злой ветер, завыл, зашумел. (Дети изображают, как дует ветер.) Закапал частый дождь, застучал по крыше. (Дети изображают, как капает дождь.)

Прячьтесь, птички, от дождя! (Дети разлетаются по своим домикам - в обручи или круги.)

Дождик прошёл, и опять все птички полетели, радуются хорошей погоде.

Ворона и собачка

Цель: учить детей подражать движениям и голосам птиц, двигаться не мешая друг другу, внимательно слушать взрослого, своевременно реагировать на сигнал.

Материал: игрушечная собачка, шапочки-маски с изображением ворон.

Ход:

Воспитатель произносит:

Возле ёлочки зелёной

Скачут, каркают вороны: "Кар! Кар! Кар!"

Дети прыгают, изображая ворон.

воспитатель подходит к ребятам с собачкой в руках и говорит:

Тут собачка прибежала

И ворон всех разогнала: "Гав! Гав! Гав!"

Дети - "вороны" разбегаются в разные стороны.

Игра проводится 2-3 раза по желанию детей.

Кот и мыши

Цель: учить детей ходить по кругу, разбегаться в разные стороны по сигналу, бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Ход:

Воспитатель рассказывает, что все дети будут мышками, а кто-то один - котом Васькой. Кот садится на стульчик в центр круга, закрывает глаза - "спит". Дети встают в круг вокруг него, идут по кругу и говорят:
-Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите.
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька-кот -
Разобьёт наш хоровод!
Кот произносит: "Мяу!", дети разбегаются в разные стороны, кот старается их поймать.
По желанию детей игра проводится 2-3 раза.

Кот и воробышки

Цель: упражнять детей в ходьбе в определённом направлении, беге в разных направлениях по сигналу.

Ход:

Один ребёнок выбирается котом, остальные - воробышки. Кот спит на стульчике на одной стороне площадки, воробышки стоят на другой стороне. Воробышки приближаются к коту и произносят слова:

Котик-котенька-коток,

Котик - чёрненький хвосток,

Он на брёвнышке лежит,

Притворился, будто спит.

После последних слов кот говорит: "Мяу!" и бежит за детьми - воробышками. Дети бегом возвращаются на свою сторону площадки. Кот старается поймать воробышка.

Поймай хвост дракона

Цель: упражнять в ходьбе друг за другом, способствовать созданию радостного настроения; воспитывать дружеские отношения в коллективе.

Ход:

Дети встают в цепочку и крепко держатся друг за друга. Первый ребёнок - "голова дракона", последний - "хвост". "Голова дракона" пытается поймать "хвост".

Воробышки и автомобиль

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Ход:
Дети сидят на стульчиках. Они - воробышки в гнёздышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов "Полетели, воробышки, на дорожку!" дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, изображая воробышков: машут крыльями, клюют зёрнышки, пьют водичку и т.д.
По сигналу воспитателя "Автомобиль едет! Летите, воробышки, в свои гнёздышки!", автомобиль выезжает из гаража, воробышки улетают в гнёзда (садятся на стульчики). Автомобиль возвращается в гараж.

Самолёты

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Ход:

Дети стоят на одной стороне площадки или зала. Воспитатель объявляет: "К полёту приготовиться! Завести моторы!". Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук "р-р-р". После сигнала воспитателя "Полетели!" дети разводят руки в стороны и летят - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя "На посадку!" они отправляются на своё место.

Птички в гнёздышках

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Ход:

Дети стоят в обручах, разложенных на полу зала (в кругах, начерченных на земле). Это гнёздышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину зала (площадки), разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя "Птички, в гнёздышки!" дети возвращаются на свои места.

Мыши и кот

Цель: приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Ход:

Дети сидят на скамейках или на стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мышки спрячутся в норки, кот ещё раз проходит по комнате, затем, возвращается на своё место и засыпает.

Найди свой цвет

Цель: развивать умение различать цвета;воспитывать умение действовать по сигналу.

Ход:

Воспитатель раздаёт детям ленточки трёх-четырёх цветов. На полу лежат обручи таких же цветов, что и ленточки. Воспитатель объявляет: "Идите гулять!" - дети расходятся по комнате в разные стороны. Когда воспитатель скажет "Найди свой цвет, дети встают вокруг обруча соответствующего цвета.

Не опоздай!

Цель: приучать действовать по сигналу, двигаться, не наталкиваясь друг на друга, учить находить определённый предмет.

Ход:

Воспитатель раскладывает на полу по кругу кубики, погремушки, колечки от пирамидки или др. предметы. Дети становятся у этих предметов. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) они разбегаются по всей комнате, по сигналу "Не опоздай!" бегут к своему предмету. При повторении игры можно предложить детям бегать, как лошадки, высоко поднимая колени, или как мышки, тихо, на носочках.

Курочка-хохлатка

Игры в помещении могут быть также веселыми и познавательными, особенно, когда погода на улице не жалует. Вашему вниманию предлагаются совместные игры с ребенком, благодаря которым ребенок будет развиваться, познавать окружающий мир, и которые помогут мамам занять ребенка, когда запас собственных игр уже исчерпан.

Фото © Active Garden

Раскрась руку

Помогите ребенку познакомиться со своим телом, сделав книжку-раскраску с его собственными частями тела. Начните с кисти руки. Положите руку на лист бумаги и обведите карандашом. Предложите ребенку раскрасить рисунок фломастерами или восковыми мелками. Предложите также добавить к рисунку любые детали: кольца, ногти, лак, браслеты и т.д.

Следуй за наклейками

Эта игра — вариант охоты за сокровищами, который научит ребенка идти по следам. А куда они приведут — зависит от вас!.. Для этого нам понадобятся наклейки. Большое количество недорогих наклеек можно купить в магазине .

Придумайте путь, по которому будет следовать ребенок дома или во дворе. Поместите наклейки на виду через каждые 30 см по пути следования. В конце пути положите награду. Объясните ребенку, что нужно искать знаки-стикеры,которые приведут его к награде. Не забудьте поздравить, когда он отыщет сокровище.

Чтобы усложнить условия, каждый раз располагайте наклейки подальше друг от друга. Пусть и ребенок сам сделает для вас путь из наклеек.

При определении маршрута избегайте слишком высоких мест, на которые ребенку пришлось бы залезать, и предметов.

Подходит — не подходит

Научите ребенка подбирать соответствующие предметы, а потом посмотрите, сможет ли он устроить такую же игру для вас.

Подберите несколько пар предметов, которые подходят друг к другу, но не одинаковы: ботинок и носок, карандаш и бумага, вилка и тарелка, мыло и мочалка, зубная паста и щетка и т.д. (все предметы должны быть безопасны для ребенка). Разделите предметы и разложите в 2 кучки. Возьмите предмет из одной кучки и покажите ребенку, пусть он выберет из другой кучки соответствующий ему предмет. Отложите подобранную пару в сторону и выберите следующий предмет. Продолжайте, пока ребенок не соберет все пары.

Обсудите с ребенком, почему эти предметы подходят друг к другу и чем они отличаются. Предложите ребенку самому подобрать пары предметов и поиграть с вами.

Чудесная рука

Применив воображение, ваш ребенок может создать удивительные вещи из контура собственной руки.

Обведите кисть руки ребенка на нескольких листах бумаги. предложите ребенку раскрасить контуры руки, превратив их во что угодно: петушка, восход солнца, дикобраза, смешное чудовище и т.д. Посмотрите, сколько разных вариантов рисунка может придумать ребенок.

Можно обвести ступню и посмотреть, что ребенок может сделать с этим контуром.

Сделай книжку

Предложите ребенку придумать историю и самому сделать книжку, совсем как настоящие.

Вырежьте 8-10 рисунков из детских журналов или книжек с картинками (каких не жалко). Наклейте картинки на бумагу (по одной на страницу), оставив внизу место для текста истории. Пусть ребенок выберет первый рисунок, затем второй и т.д., пока все картинки не будут сложены в стопку. Положите сверху читсый лист бумаги и скрепите степлером все страницы.

Пусть ваш малыш, глядя на первую страницу с картинкой, начнет рассказывать историю, которая каким-то образом связана с рисунком. Запишите это под картинкой. Переверните страницу, и дайте ребенку продолжить рассказ. Продолжайте до последней картинки. Предложите ребенку прдумать название и напишите его на обложке. Прочитайте рассказ вместе.

Как вариант: можно предложить ребенку сначала сочинить рассказ (сказку) и записать ее. Затем предложить нарисовать к ней картинки.

Кукла — Я

Ребенку обязательно понравится бумажная кукла, которая будет похожа на него самого. А может ему захочется поиграть и с куклами, представляющими других членов семьи.

Купите набор бумажных кукол, подходящие вашему ребенку по возрасту и полу. Вырежьте голову из фотографии вашего ребенка и приклейте к голове бумажной куклы. Если ребенок захочет, сделайте и кукол с лицами других членов семьи.

Так ребенок во время игры может устроить представление с бумажными куклами и рассказать историю о жизни семьи.

Маленькая часть

Сможет ли малыш отгадать скрытый предмет, когда выглядывает его небольшая часть?

Подберите несколько предметов и положите их в бумажный пакет или коробку. Засуньте в пакет (коробку) руку с куском ткани и достаньте один из предметов, держа его все время накрытым. Положите накрытый предмет между вами и ребенком.. Осторожно приоткройте маленькую часть предмета. Предложите ребенку угадать. Продолжайте приоткрывать все больше и больше, пока ребенок не угадает. Повторите то же самое с другими предметами из пакета (коробки).

Чтобы ребенку было легче догадаться, можете показать ребенку все предметы, прежде чем убрать их в пакет (коробку). Чтобы усложнить игру, используйте вместо предметов только изображение.

Танец с шарфами

Просто удивительн, как пара шарфов способна проявить творческие способности ребенка и улучшить общие моторные навыки.

Привяжите один конец каждого шарфа к палочкам. Включите какую-нибудь музыку. Пусть ребенок возьмет по палочке в каждую руку и начнет размахивать шарфами.

Когда у ребенка получится двигать руками под музыку, предложите ему потанцевать, чтобы шарфы двигались еще лучше. Пусть ребенок придумает свой танец с шарфами. Возьмите сами одну палочку с шарфом и потанцуйте с ребенком вместе. ожете попробовать сплетать шарфы во время танца и посмотрите, что получится.

Прыг-скок

Ваш ребенок должен внимательно выслушать простые инструкции, чтобы не перепутать действия, когда вы будете подавать ему команды.

Встаньте на просторном месте, чтобы ничег не мешало ребенку выполнять ваши команды. Дайте одну из команд — прыгнуть на месте, в сторону или на одной ноге, проследите, чтобы он правильно выполнял ее. Дайте другую команду и проследите, чтобы он изменил вои действия. Продолжайте давать команды ве быстрее и быстрее, пока ве не закончится смехом. Сыграйте еще раз, добавив команды посложнее, например: танцуй, кружись и т.д.

Сыграйте в игру во время прогулки: давайте команды ходить по-разному, например, медленно, быстро, задом наперед, боком, маленькими шажками, гигантскими шагами, прыжками и т.д.

Определи на ощупь

Научите ребенка использовать осязание для исследования окружающей среды. Пусть он создает мысленные образы вещей, которые осязает.

Подберите несколько различных на ощупь и по форме предметов (мягкая игрушка, мочалка, чашка, печенье, мячик и т.д.) и сложите их в коробку. завяжите ребенку газа или попросите его закрыть их. Достаньте один из предметов из коробки и положите в руку ребенка. Попросите его тщательно ощупать предмет и угадать, что это такое. если ему сложно догадаться — дайте подсказку.

Чтобы ребенку было легче, покажите ему предметы, прежде чем завязывать глаза, и далее следуйте вышеприведенным инструкциям.

Что произошло?

Научите ребенка предугадывать события и решать проблемы прежде, чем он столкнется с ними в реальной жизни. Пусть поиск решения станет веселым занятием.

выберите историю, события в которой ребенок может предугадать и начните читать ее. Прочитав немного, спросите ребенка, что по его мнению, произойдет дальше. Переверните страницу, прочитайте историю дальше и выясните, правильно ли догадался ребенок. Продолжайте, пока не дойдете до конца.

Вместо книжки с картинками возьмите иллюстрации из журналов и придумывайте по ним истории. Начните с вопроса: «Что здесь происходит?»

Чего не хватает?

Ребенок с удовольствием будет угадывать, чего не хватает, особенно, если вы подберете интересные для него предметы.

Разложите предметы перед ребенком. После того, как он их изучит, назовите все их вслух по очереди.Накройте предметы и вспомните их названия. Уберите один предмет так, чтобы ребенок не видел, и откройте оставшиеся предметы. Спросите: «Чего не хватает?». Играйте так с остальными предметами.

Чтобы усложнить игру, можно использовать большее количество предметов, подобрать сходны друг с другом предметы или пропустить пункт с обзором названий. Чтобы ребенку было легче, уменьшите число предметов или назовите их несколько раз.

Чья одежда?

Ребенок в возрасте 2-3 лет еще учится отличать мальчиков от девочек, женщин от мужчин, и эта игра поможет ему в этом.

Вырежьте из журналов изображения мужчин, женщин, мальчиков и девочек. Затем вырежьте изображения предметов для мужчин, женщин, мальчиков и девочек.Разложите изображения людей, рядом положите изображения одежды. Возьмите первое изображение предметов одежды и дайте его ребенку. Спросите, кому подходит эта одежда, и пусть он приложит ее к соответствующему бумажному человечку. Продолжайте, пока не разложите всю вырезанную одежду.

Эти игры подходят для детей 3-3,5 лет. Учитывайте также индивидуальные особенности своего ребенка.