Игрушки и психическое развитие ребенка.

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

В период от 3 до 5 лет ребенок проходит очень важную фазу своего развития: его рост и вес увеличиваются пропорционально, родителям необходимо следить за соответствием этих показателей друг другу.


Воспитание и развитие ребенка 3 лет, 4 лет, 5 лет

Ребенок не должен иметь недостаточный для своего возраста и роста вес, но и перекормленным малыш тоже быть не должен. Если вы видите, что ребенок явно страдает избыточным весом, измените рацион в пользу фруктов, овощей, каш, предоставляйте малышу возможность вволю подвигаться.

В этом возрасте у ребенка происходит быстрое, но неравномерное развитие мышечной ткани: интенсивно развиваются крупные мышцы, несколько отстают мелкие. Кроме того, для развития ребенка 3 лет и старше характерно быстрое «вытягивание»: это происходит за счет быстрого развития костной ткани. Увеличивается голова малыша, потому что кости черепа тоже стремительно растут и развиваются.

Особенности костной системы

Известно, что кости человека - это органические и неорганические элементы. Первые представляют собой гибкие и пластичные составляющие, вторые отличаются твердостью и хрупкостью. Соотношение их разное для каждого возраста. Для развития ребенка 4 лет плюс-минус год характерно преобладание органического компонента. Это значит, что детские косточки отличаются гибкостью, то есть падения для маленького человека не столь страшны, как для взрослого.

Молочные зубы

Всего, как известно, у ребенка должно вырасти 20 молочных зубов. Их рост обычно заканчивается к 4 годам. Если же вашему малышу уже исполнилось 4 года, а зубов у него меньше 20, - посетите детского стоматолога и педиатра, возможно, необходима консультация специалиста.

Особенности характера, интеллектуальное развитие ребенка 5 лет

Если до 3 лет ваш малыш, в основном, проводил время с мамой, папой, бабушкой и воспринимался исключительно как сын, дочка, внук или внучка, то после достижения этого возраста большинство детей отправляются в детский сад. Теперь они уже не только ваши любимые крохи, а воспитанники, члены коллектива, дошкольники.

Развитие ребенка быстро прогрессирует, интеллект тоже развивается. Малыш уже понимает, что он не является центром Вселенной, что кроме него, существуют и другие дети, которые обладают такими же правами, как и он. Постарайтесь, чтобы эта социальная адаптация прошла для вашего малыша максимально безболезненно. Попробуйте объяснить ему, что других детей тоже любят родители, что ваш ребенок не один в этом мире, что нужно стараться ужиться в группе детского сада с другими детьми и взрослыми, в противном случае есть риск, что его не будут любить.

Однако не старайтесь внушить мысль о малой значимости ребенка, иначе он вырастет с заниженной самооценкой. Чрезмерная скромность ни к чему, пусть ребенок осознает свою ценность как маленького человека.

Развитие речи - важная часть воспитания ребенка 4 лет и 5 лет

Запас слов ребенка постоянно увеличивается, и задача родителей - поддержать в нем стремление заучивать и запоминать новые слова. Однако не стоит пока ждать от малыша длинные правильных фраз: над их построением придется потрудиться, а каждый день ребенка настолько насыщен событиями, что ему некогда составлять в уме сложные предложения. Поэтому гораздо чаще от него можно услышать краткие восклицания и односложные просьбы. Не настаивайте, чтобы он говорил «развернутыми предложениями» - всему свое время.

И все же старайтесь по мере возможностей развить речь ребенка. Способ для этого известен: побольше разговаривать с малышом, объяснять ему непонятные слова и явления. Поощряйте ребенка разговаривать, пусть рассказывает, как умеет, что он видел на прогулке, какие события произошли в садике, что он сегодня узнал нового. Поговорите о прочитанной сказке: кто из героев понравился ребенку, а кто - нет, и почему.

Как победить сложности с произношением

Занимаясь развитием ребенка 5 лет , необходимо обращать внимание на его произношение. В этом возрасте ребенок уже должен произносить правильно все звуки, не картавить и не шепелявить. Если присутствуют сложности, необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Для правильного развития ребенка 5 лет очень важно вовремя устранить все недостатки в произношении.

Кроме того, желательна консультация ЛОР-врача: возможно, ребенок не произносит некоторые звуки по той простой причине, что не слышит их. Нарушения слуха лучше выявить как можно раньше. Для начала попробуйте шепотом позвать ребенка с расстояния нескольких метров. В идеале, он должен услышать вас с другого конца комнаты.

Практические навыки в воспитании ребенка 5 лет

Занимаясь воспитанием ребенка 5 лет , нельзя пренебрегать теми практическими навыками, которые вы должны ему привить. Любой дошкольник должен уметь выполнять определенные действия самостоятельно. Например, 5-летний ребенок должен уметь справляться с ложкой, завязывать свои шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, надевать колготки и т. д. Эти его умения целиком и полностью зависят от родителей: насколько они сумели научить своего малыша справляться с первыми трудностями.

Игры для детей от 3 до 5 лет – особенности и примеры игровых занятий детьми.

Игры в жизни детей

В развитии детей одну из важнейших ролей занимают игры . Во время столь увлекательного процесса дети познают новое и неизведанное, закрепляют приобретенные навыки, реализуют свои знания и умения. Играя, дети знакомятся с окружающим миром, правилами поведения в обществе, нормами жизни, культурой страны. Игры помогают ребенку развить многие навыки, научиться преодолевать трудности, самостоятельно решать сложные задачи.

В обычной жизни некоторые возможности, которые реализуются в игре, у ребенка не раскрываются. В игре дети могут показать себя с неожиданной для родителей стороны, продемонстрировав свою сообразительность, выносливость, доброту и ум. Кроме того, игры развивают у детей коммуникативные способности, то есть обучают правильно общаться со сверстниками, малышами и взрослыми, а также формируют речь и другие способности, которые пригодятся на жизненном пути.

Что должны уметь дети 3-5 лет

Подбирая игры для своего ребенка, родители должны сделать акцент на то, что должен уметь ребенок определенного возраста. Итак, дети 3-5 лет должны:

  • уметь считать от 3 до 10;
  • знать основные цвета;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • уметь распознать лишний предмет из представленных;
  • уметь находить различия и сходства между предметами;
  • уметь повторять движения, показанные взрослым;
  • складывать пазлы или разрезанные картинки, состоящие из 4-10 частей (количество зависит от возраста);
  • находить различия на картинках;
  • находить парные предметы;
  • знать названия основных животных (домашних и диких);
  • знать названия основных птиц и насекомых;
  • знать названия основных цветов, деревьев и других растений;
  • отличать явления природы и сезон и др.

Основываясь на умения и знания ребенка, можно составить план игр, включая не только новые задания, но и те, которые уже изучены (для повторения).

Игры с картинками

Возьмите несколько пар картинок с изображением различных предметов, увеличивайте их количество постепенно. Попросите ребенка разложить картинки по парам, например, предметы мебели (диван и стул), посуда (кружка и ложка), транспорт (машина и трактор) и т.д. Одновременно формируем память ребенка: закройте картинки листом бумаги и попросите ребенка назвать изображения картинок, которые он запомнил. Поменяйте картинки местами (при этом у ребенка закрыты глаза), спросите, что изменилось. Не забывайте систематически хвалить ребенка, ему будет очень приятно и у него возникнет желание продолжать игру.

Собираем пазлы

Пазлы – одна из самых популярных детских игр, она позволяет развить логику у детей всех возрастов. Количество элементов, которые необходимо выстроить в единую картинку, зависит от возраста ребенка. Так, трехлетние дети начинают с двух элементов, а пятилетние дети – 6-10 элементов. Можно изготовить пазлы своими руками с участием ребенка, вырезав красивую картинку из газеты/журнала и поделив ее на несколько частей.

Фрукты – овощи

Возьмите пластмассовые овощи и фрукты , или вырежьте их из журнала. Попросите ребенка разделить фрукты и овощи, разложив по разным емкостям (корзинка, тарелка). Также можно использовать и другие фигурки, например, животных, попросите ребенка разделить диких животных от домашних.

Вспоминаем сказки

Назовите ребенку ряд слов из определенной сказки, например, курочка, золотое яичко, дед, бабка. Попросите ребенка назвать сказку и пересказать ее. Также можно включить лишнее слово и совместно составить свою интересную историю.

Съедобно – несъедобно

Всем знакомая игра! Для ее воспроизведения необходим только мячик. Объясните ребенку правила игры. Кидайте ребенку мяч и называйте какой-либо предмет/продукт. Если съедобно – ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает ладонями обратно.

Знакомимся с профессиями

Вырежьте из журнала или специального детского пособия картинки с изображением людей, относящихся к определенной профессии, а также предметы и инструменты, которыми они пользуются во время работы. Расскажите ребенку об основных профессиях. Попросите ребенка разложить вырезанные предметы и инструменты на картинку с изображением человека, профессия которого предполагает их использование. Например, парикмахер – ножницы, расческа, шампунь; врач – градусник, бинт, зеленка и т.д.

Ссылки

  • Развивающие игры
  • Пальчиковые игры для детей от 2-5 , социальная сеть для родителей Stranamam.ru

В этом возрасте детей не нужно долго упрашивать пойти на прогулку, поиграть в подвижные игры, просто побегать или постоять на голове. В этом деле они — крупные специалисты. Пришло время запастись не только новыми активными играми, но и делать веселую зарядку по утрам, приобщать ребенка к спорту.

Предположение ученых

По наблюдениям некоторых ученых, у девочек в возрасте 3—5 лет интенсивнее развивается левое полушарие, которое отвечает за речевые навыки. Они начинают говорить раньше, выражаются эмоционально и красиво, правильно строят предложения. Мальчики считаются «правополушарниками». Они лучше ориентируются в пространстве, активно и быстро двигаются.

В возрасте от 3 до 5 лет дети не прибавляют много в весе и не растут так стремительно, как в первый год жизни. Однако в этот период они сильно меняются внешне. Исчезают их «ангельские» черты: пухлые щечки, складки на ручках и круглый животик... Они все больше становятся похожими на маленьких взрослых.

Что нового происходит в организме ребёнка в период от 3 до 5 лет

◈ Заметно улучшается быстрота реакции, координация и скорость движений. Исчезает неуклюжесть, появляется ловкость и гибкость. Теперь дети становятся хорошими партнерами в подвижных играх. Их грубая и тонкая моторика совершенствуется.

◈ Изменяются пропорции их тела. Теперь они приближаются к пропорциям тела взрослого человека. Центр тяжести смещается вниз, как и положено.

◈ Вес увеличивается за счет роста костной и мышечной тканей. Причем, у мальчиков больше мышечной ткани, а у девочек — жировой. Кстати, количество жировой ткани трехлетнего ребенка такое же, как и у взрослого человека. Увеличение жировой массы происходит за счет увеличения объема, а не количества жировых клеток. Поэтому в раннем возрасте важно привить ребенку культуру питания, чтобы не наращивать жировой потенциал.

◈ Хрящи постепенно становятся твердыми. Правильное формирование костной системы во многом зависит от качества питания. В рационе ребенка обязательно должны присутствовать молочные продукты, рыба, мясо, достаточное количество витаминов и минералов.

◈ Увеличиваются в размере все внутренние органы, их функции совершенствуются, приближаются к взрослым нормам и пропорциям.

◈ Cовершенствуется и нервная система. Увеличивается число нервных клеток, усложняется и расширяется количество связей между ними.

◈ К пяти годам вес мозга ребенка составляет 90 % веса мозга взрослого человека. Установлено, что связи между правым и левым полушариями у детей до двух лет недостаточно сформированы. Однако после двух лет они начинают интенсивно налаживаться.

ЧТО МЫ УМЕЕМ?

Три года . Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать (это дается с трудом) и расстегивать пуговицы, надевать обувь (на липучках). В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки. У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки, разворачивает конфеты без маминой помощи (просто мастер на все руки).

Четыре года . Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходит задом наперед, прыгает в сторону, вперед и назад, чередует бег с прыжками, перепрыгивает через невысокие препятствия, марширует в такт музыке. Также в этот период четко формируется предпочтение правой (левой) руки. В этом возрасте далеко не у всех детей получается правильно завязать шнурки. Однако практически все они предпринимают активные попытки в этом направлении.

Пять лет. Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются. Пространство для деятельности расширяется. В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками (с небольшого расстояния), ударяет его о землю несколько раз и ловит, ездит на двухколесном велосипеде (без страховочных колесиков в том числе), катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.

Развивающие игры для дошкольников. Игры для детского сада и для игры во дворе. Интересные игры для детей.

Как у дедушки у Трифона

Все игроки становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит в круг и говорит: «Ну, сынки мои, я — дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делайте». Скажет это водящий и запоет. Весь хоровод идет по кругу и все поют: «У дедушки Трифона семеро детей, семеро детей — семь сыновей».

После этих слов дедушка Трифон показывает руками, какие огромные глаза у его сыновей, и поет: «С такими глазами». Все остальные останавливаются и показывают руками, какие огромные у них глаза, и повторяют: «С такими глазами». И снова идут по кругу.

Дальше дедушка Трифон показывает, какие густые брови, какие носы, уши, губы, плечи, руки, ноги у его сыновей. Все останавливаются, повторяют его движения и снова идут. Показал дедушка Трифон, какие у его сыновей глаза, брови, носы, уши, зубы, губы, руки, плечи, ноги, и запел:

Они не пили, не ели,

Все на дедушку глядели

И все делали вот так!

И все делали вот так!

Все сыновья поют эти слова с дедушкой. А дедушка Трифон выдумывает разные движения и показывает своим сыновьям: то руками в бока упрется и подпрыгнет, то потянет себя за нос, то подпрыгнет на одной ноге, то поднимет за волосы. Сыновья проворно и быстро повторяют все движения и все разом должны остановиться. При каждом новом движении надо повторять слова:

И все делали вот так!

И все делали вот так!

Если кто-то не поспеет, замешкается или ошибется, должен быстро войти в круг, встать рядом с дедушкой Трифоном и повторять слова и движения дедушки и всех остальных его сыновей.

Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

— Динь, динь, динь!

— Кто там?

— Откуда?

— Из города...

— А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т.д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Игроки, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

Царь Горох

По считалочке выбирается Царь Горох. Обычно он должен сидеть на небольшом пригорке.

Играют 5—7 человек, так как большой группе играющих труднее и дольше договориться. Договариваются о любых действиях, изображающих труд людей, какие-либо бытовые ситуации. Изображать действия можно ногами, руками, всем телом, мимикой, но нельзя произносить ни звука.

Игроки, выбрав Царя Гороха, отходят в сторонку и шепотом договариваются о том, что будут изображать. Затем подходят со словами: «Здравствуй, Царь Горох!» Тот отвечает: «Здравствуйте, милые детки! Где вы были? Что вы делали?» Играющие отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем!» После этого дети начинают показывать то, о чем договорились. Царь Горох должен отгадать, что они показывают. Если не угадывает, его спрашивают: «Сдаешься?» Тогда рассказывают задуманное, затем загадывают снова. Если Царь Горох угадывает, то догоняет детей.

Как у бабушки Ларисы

Эта игра очень похожа на игру «Как у дедушки у Трифона». Все игроки становятся в круг, один из них — водящий — становится в центре. Играющие идут по кругу со словами:

Как у бабушки Ларисы

Было семеро детей.

Они не пили, не ели,

Все на бабушку глядели,

Разом делали вот так...

Игрок, стоящий в центре круга, изображает фигуру, играющие повторяют ее за водящим и замирают. Первый пошевелившийся игрок выходит из круга.

Если водящий мальчик, то слова «Как у бабушки Ларисы...» заменяются словами «Как у дедушки Ивана...».

Молчанка

Перед началом игры все произносят певалку:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок —

Когда скажут последнее слово, все должны замолчать. Водящий старается рассмешить играющих движениями, словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет слово, отдает водящему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

Водящему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разными.

Кто дальше бросит?

Игроки выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре находится флажок на расстоянии не менее 8—10 м от каждой команды.

По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросили мешочки до флажка.

Бросать все должны по сигналу. Счет ведут капитаны команд.

Гуси

Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд.

Все дети — гуси. Один из них — вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения гуся-вожака повторяют гуси. Они идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: «Га-га-га!»

Когда вожак скажет: «И скорей бегом на пруд!», гуси наперегонки бегут к пруду.

Друг за дружкою гуськом

Ходят гуси бережком.

Впереди вдет вожак,

Он шагает важно так —

Гуси все за вожаком

Вперевалочку, шажком.

Шаг шагнут, другой шагнут,

Низко головы нагнут.

Гуси крыльями взмахнут,

И скорей бегом на пруд!

Лягушки

Для игры нужен рисунок на асфальте — дом. Вокруг него четыре листика вперемешку с четырьмя кочками — пруд.

Играть могут 2—6 человек. Один из игроков — лягушка-квакушка, остальные — лягушата.

Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата — слева. Каждый лягушонок становится на квадратик — дом и, внимательно слушая команды лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги.

Лягушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: «Кочка!.. Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!..» — или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет лягушка-квакушка.

Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с лягушкой, а если ошибся — с лягушатами и должен будет после всех учиться прыгать снова.

Лягушки и журавль

Веселые, как девочки,

Проворные, как мальчики,

Зеленые, как листики,

Прыгучие, как мячики.

Проворные,

Прыгучие подружки —

Зеленые лягушки!

Все квакают и квакают

И слышно вдалеке:

Ква-ква! Ква-ква!

Бре-ке-ке!

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит лягушек, находящихся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. И фа возобновляется.

Воробушки

Перед началом игры необходимо начертить на земле площадку, а на ней — дерево с домиками-гнездышками, окошко, дорожку, скамейку, аллейку. Гнездышек на дереве должно быть по количеству детей в игре. Один из участников — кошка, которая стоит за площадкой в любом месте.

Дети поют песенку про воробушков и перелетают с дорожки на скамейку, со скамейки на аллейку и т.д., до тех пор, пока не произнесут: «И на дерево от кошки — Шмур-р! — скрылась!»

Кошка вбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит в гнездышко. Пойманный становится кошкой, игра продолжается.

Воробушки, бойтесь кошки —

Не скачите по дорожке,

Не сидите на скамейке,

Не летайте по аллейке,

Под окном не клюйте крошки:

Попадете рыжей кошке —

Мур-мур-р-р! — в лапы.

Стайка дружных воробьишек —

Чик-чирик! — слетела с крыши,

Посидела на скамейке,

Полетала по аллейке,

Поклевала быстро крошки

И на дерево от кошки —

Шмур-р-р! — скрылась.

Щенок

Для этой игры надо выбрать площадку, на которой есть деревья или кустики — такие предметы, за которыми можно прятаться. Посредине площадки нарисовать круг размером с автомобильное колесо. Положить в круг мяч — «ватрушку».

Один из играющих — щенок, другой — хозяин щенка. Хозяин отворачивается, а щенок прячется. Щенок перебегает из одного укрытия к другому и время от времени подает голос: «Гав!» Когда хозяин найдет щенка, он быстро бежит в круг, где лежит мяч. Туда же бежит и щенок. Если щенок первый схватит «ватрушку», он убегает, а хозяин должен его поймать. Если же первым схватит «ватрушку» хозяин, щенок должен «служить»: хозяин подбрасывает вверх мяч, а щенок, не выходя из круга, ловит его. Если мяч пойман, щенок старается выскочить из круга, а хозяин должен поймать его — тогда они вместе «идут домой». А если щенок убежит, участники меняются ролями.

Ну как я мог? Ну как я мог? Я так щенка обидел!

Пропал щенок, пропал щенок, никто его не видел.

А он хотел, а он хотел попробовать ватрушку...

Вернись, щенок, вернись, щенок, коричневые ушки.

Стадо

Игроки выбирают пастуха и волка, а все остальные — овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха «Волк!» все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.

Пчелки и ласточка

Игроки — пчелы — летают по поляне и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает».

С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный игрок становится ласточкой, игра повторяется.

Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

ВАШ РЕБЕНОК ПОХУДЕЛ

Внешний вид ребенка значительно изменяется. До 3 лет ваш малыш был такой пухленький, а после 3 лет он постепенно начинает вытягиваться. Вы замечаете, что он становится худым. И вы начинаете укорять себя, что недостаточно хорошо кормите малыша, подозреваете, что ребенку не хватает каких-нибудь витаминов, нервничаете.

И, в конце концов, обращаетесь за консультацией к врачу. Но не волнуйтесь. С вашим ребенком все нормально. И то, что он похудел, тоже нормально. Это можно считать одной из возрастных особенностей.

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ РАЗВИТИЯ

В этом возрасте (3 - 5 лет) важна пропорциональность увеличения роста и веса. Если вы вдруг заметили однажды, что данные веса имеют явную тенденцию обгонять данные измерений роста, значит, ребенок обретает избыточный вес, вы перекармливаете его; и в таком случае пересмотрите питание ребенка, задумайтесь - хватает ли малышу возможностей подвигаться.

Внешний вид ребенка в этом возрасте изменяется потому, что практически сходят на нет жировые подкожные отложения, неравномерно развивается мышечная система ребенка. А именно: в первую очередь развиваются крупные мышцы, значительно отстают в развитии мышцы мелкие - межреберные мышцы, мышцы кистей и стоп и т. д. Менее развитые мышцы, естественно, при нагрузке быстрее устают. Помня об этом, старайтесь давать умеренную и постоянную нагрузку на мелкие мышцы - это помогает их развивать; и впоследствии, когда ваш ребенок пойдет в школу, натренированность мышц пригодится ему.

Помимо интенсивного развития мышечной ткани, у 3 - 5-летнего ребенка быстро развивается костная ткань. Ребенок ваш как бы вытягивается. Косточки растут и за счет замещения хрящевой ткани костной. Развиваются и кости черепа; вы и сами замечаете, что у ребенка в последнее время увеличилась голова.

КОСТНАЯ СИСТЕМА РЕБЕНКА

Кости человека состоят из органических (гибких и пластичных) и неорганических (твердых и хрупких) элементов. В разном возрасте эти элементы смешаны в разных пропорциях. У ребенка преобладает органический компонент, поэтому косточки его гибкие, и ему не так страшны падения, как взрослому; у людей преклонного возраста, наоборот, преобладает неорганика, поэтому кости у них твердые и хрупкие (там, где человек, будучи ребенком, упал без последствий с десяток раз, в возрасте почтенном лучше не падать ни разу).

МОЛОЧНЫЕ ЗУБЫ

К 4 годам у ребенка давно уже должен быть весь комплект молочных зубов. Всего их 20. Не поленитесь, загляните малышу в полость рта, посчитайте зубки. Если их меньше 20, то следует обратиться за консультацией к участковому педиатру, к стоматологу.

ХАРАКТЕР И ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА

Ребенок до 3 лет, пожалуй, воспринимается родителями и окружающими просто как ребенок, малыш; на 4-м же году жизни, когда ваши сын или дочка начинают заметно взрослеть внешне и делать значительные успехи в интеллектуальном развитии, они уже воспринимаются как дошкольники; как-то незаметно ребенок обретает некую социальную окраску. Главенствующую роль в этой метаморфозе играет, разумеется, совершенствование интеллекта ребенка.

Прогресс во внутреннем развитии ребенка отмечается и в том, что малыш уже достаточно осознанно видит свое место в обществе людей. Он уже или понял, что вовсе не является центром Вселенной (а если и является таковым, то только для своих родителей), или увидел основания засомневаться в этом. Чтобы не воспитать совершенного эгоиста, укрепите ребенка и мысли, что он действительно не один и этом мире, и не мир подстраивается к нему, а он должен занять в этом мире определенную ячейку, он должен понять правила человеческого общежития и принять их, если не хочет однажды стать изгоем. Не надо впадать и в другую крайность: воспитывая скромность, не воспитайте склонность и готовность к самоуничижению; из этой склонности вырастают неуверенность в своих силах, болезненная застенчивость и прочие слабые качества, которые впоследствии весьма осложнят ребенку жизнь.

Изменения в ребенке (как во многом в жизни) происходят постепенно, и вы вряд ли сможете сказать: вот сегодня мой малыш изменился. Перемены в ребенке бросаются в глаза тому человеку, который давно его не видел (чужие дети быстро растут).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Ваш ребенок сейчас неплохо разговаривает. Вы быть может, и забыли, как он произносил первые слова. Речь весьма облегчила вам общение.

Однако в этом возрасте речь ребенка еще довольно примитивна. Слишком мал запас слов, практически нет умения выражать свои мысли; порой ребенку проще общаться с помощью коротких фраз, восклицаний и жестов, чем сложить более или менее осмысленное предложение. Это тоже норма возраста, и не следует печалиться по поводу того, что ваш малыш такой косноязычный.

Чтобы интенсивнее развивать речь ребенка, существует только один способ: чаще с ним разговаривать. И нужно, чтобы контакт был обоюдный, чтобы не только вы говорили, а ребенок слушал. Увлеките ребенка так, чтобы и он говорил. И не ограничивайтесь простейшими темами: еда, одежда, братик или сестра, а обсудите мультфильм (в каждом хорошем мультфильме содержится мораль, которую ребенок должен уловить и выразить словами), прочитанную накануне книгу, взаимоотношения со сверстниками.

СЛОЖНОСТИ С ПРОИЗНОШЕНИЕМ

В норме ребенок 4 - 5 лет должен говорить четко, все звуки произносить правильно. Если у ребенка есть сложности с произношением, то вам следует обратиться за помощью к логопеду. Нарушения речи могут быть и следствием нарушения слуха. Существует закон: как ребенок слышит, так и говорит. Если ваш ребенок опускает какие-то звуки, например шипящие, задумайтесь - может, он не слышит их. Обратитесь за консультацией к участковому ЛОР - врачу. А перед тем и сами попробуйте проверить слух у ребенка. Шепот он должен слышать через всю комнату. Удобнее всего проверять слух, когда ребенок увлечен игрой. Вы его шепотом позовите. Если ребенок не реагирует, подойдите чуть ближе и позовите еще. Вы будете знать, с какого расстояния он слышит. При необратимых нарушениях слуха вам понадобятся консультация и помощь врача.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

К 4 - 5 годам ребенок должен приобрести довольно обширный жизненный опыт, овладеть многими навыками. Это не только очень важно для него, но и в ваших интересах. Ребенок в дошкольном возрасте уже многое должен уметь сам. Его жизненный опыт почти полностью зависит от величины тех усилий, которые вы в него вложили. И если вы видите на улице малыша, которому все наступают на шнурки, вините за его неумение только его родителей.

АЗЫ ОБЩЕНИЯ

Ребенок этого возраста отличается от младенца еще и тем, что с ним уже появилась возможность договориться. Если ребенок что-то просит у вас, а вы не можете дать ему конкретно это, предложите что-нибудь другое, на выбор.

Теперь ребенок уже вполне способен обходить острые углы в отношениях с мамой и папой. Это его умение, а главное - стремление к компромиссу, вам остается только всячески приветствовать это. Ребенок с вашей подачи познает мир во всем его многообразии. И мир полон для ребенка искушений.

Ребенок живо интересуется им и всякое новое знание примеряет к себе: если вы рассказываете ему о космонавтах, он желает поскорее стать космонавтом, если вы рассказываете о водолазах, малыш тут же начинает мечтать о подводных глубинах. Ваша задача: как можно больше расширить кругозор ребенка в этом возрасте. На те кирпичики, которые вы закладываете сейчас, ваш ребенок, не исключено, будет опираться всю жизнь.

ЛЕНИВЫХ ДЕТЕЙ НЕТ !

Ребенок дошкольного возраста настолько живо интересуется окружающим и готов познавать новые и новые явления, что, как губка - воду, впитывает в себя знания. Примечательно, что в этом возрасте вы не встретите детей ленивых. Ленивыми некоторые дети становятся значительно позже. А леность - плод неправильного воспитания. Если вы не будете регулярно заниматься с ребенком, если не будете приобщать его к работе по дому, если собственным бездействием сведете круг его интересов до "покушать и поспать", то не удивляйтесь, если однажды увидите в своем ребенке человека ленивого, эгоистичного, пустого.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА

Этот возраст можно назвать возрастом "интеллектуального голода". Малыш хочет знать абсолютно обо всем. И задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Взрослому даже порой приходится удивляться: какие темы интересуют и даже волнуют его ребенка. На заданные вопросы приходится отвечать. Отвечать - это очень важно. Если сравнить сознание, память ребенка с хранилищем, то можно с уверенностью сказать, что хранилище это практически пусто. И от вас зависит, как скоро и чем хранилище заполнится. Немаловажно и чтобы все "богатства" в хранилище были разложены по полочкам. Мало толку от хаоса, царящего в голове.

ИГРУШКИ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Для малыша игрушки очень важны. Игра для ребенка - это работа. Это только со стороны может показаться, что ребенок, играя, развлекается. Но нет, он работает над собой, совершенствуется, учится говорить, фантазировать, порой он творит. Вы не замечали, что возня малыша с куклами очень напоминает маленький театр? Есть действие, есть диалоги. В представляемой драме иногда можно угадать конфликт.

Чтобы оттачивать разные грани интеллекта ребенка, и игрушки нужны разные. Игрушки на сообразительность (простейшие головоломки), игрушки, развивающие пространственное мышление (всякого рода конструкторы, наборы кубиков), развивающие творческое мышление (мозаики, калейдоскоп) и т. д. Вы, наверное, замечали, что дети очень любят нажимать на кнопочки; приобретите для своего ребенка игры и игрушки с кнопочками. Научите ребенка таким играм, в которых распределяются роли: врач - пациент, водитель автобуса - пассажир, учитель - ученики и т. д. Такие игры готовят ребенка к взрослой жизни; ребенок набирается в таких играх разнообразных навыков поведения, "прикидывает" на себя те профессии, представителей которых наблюдает в жизни.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ТОЖЕ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ

Неправильно, если ребенок играет только в компании: с другими детьми или с вами. Он должен уметь играть и в одиночестве - когда задействована только его фантазия. К тому же малыш, играющий сам, более независим от ситуации, такого ребенка можно на некоторое время оставить дома одного, и он не будет испытывать чувства тревоги.

Приучить к самостоятельной игре ребенка можно постепенно. Вы начали с ним игру, увлекли его, потом на пару минут вышли из комнаты. Увлеченный ребенок по инерции продолжает игру один.

ПЛАСТИЛИН И ГЛИНА

Многие родители ошибочно полагают, что пластилин понадобится их ребенку только тогда, когда он пойдет в школу. Однако, обратите внимание, с каким удовольствием ваш малыш возится в песочнице, какие замысловатые фигурки лепит из сырого песка. Этим делом он может заниматься часами. В домашних условиях такую песочницу с успехом заменяет пластилин.

Также полезна и увлекательна, может быть лепка из глины. Из глины можно слепить разные игрушки. Не удивляйтесь, если такая игрушка, сделанная собственными руками, станет у малыша одной из любимых. Кроме того, вы посвятите его в таинство - таинство рождения игрушки. Помните: что для вас обычно, вашему ребенку вполне может представиться волшебством.

ВНИМАНИЕ К РЕБЕНКУ - ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

Ребенок 3 - 5 лет уже, можно сказать, живет больше интеллектом, нежели желудком. Он становится спокойнее и сосредоточеннее. Повзрослевший ребенок уже владеет собой и относится к себе критически. И нужны достаточно сильные раздражители, чтобы ребенок утратил контроль над собой. Но со взрослым человеком его, конечно, еще рано сравнивать; ребенок очень раним и требует чуткости.

Именно в этом возрасте ваш малыш становится личностью, и в этом возрасте соответственно формируется его характер. Помня об этом, не упустите момент. Вы еще можете повлиять на формирование личности: приучить к чистоплотности, к порядку, к честности, общительности. Есть старинная японская поговорка: судьба человека зависит от его характера. Можно сказать, что и элемент случайности иногда существенно влияет на ход судьбы, но в общем приведенная поговорка отражает истину.

Когда характер сформируется и закалится, вы уже вряд ли сможете переменить его - разве что сломать или слегка шлифовать, совершенствовать в лучших проявлениях. После 3 лет, когда ребенок потихоньку начинает становиться личностью со своими характером, пристрастиями, образом мышления, он как бы начинает видеть себя со стороны. Мальчик обнаруживает, что он мальчик, а девочка - что она девочка. Сделав это важное открытие, ребенок обращает все больше внимания на свою перспективу. Учитывая это, вы должны строить с ребенком свои отношения. Если до 3 лет ваш ребенок был для вас просто ребенок, то теперь вы видите в мальчике будущего мужчину, а в девочке - будущую женщину. И воспитываете их соответственно.