Госпомощь малоимущим семьям в году. Как получить помощь для малообеспеченных семей

Для граждан, которые оказываются в неблагоприятной экономической ситуации, государство предусмотрело преференции в определенных сферах жизнедеятельности. Малоимущие семьи могут претендовать как на федеральные льготы, так и на региональные. В 2016 году никаких новшеств в области соцобеспечения установлено не было; соответственно, документы, которые необходимо собрать для получения пособия остались теми же. О том, как оформить льготы, расскажем в статье.

Какая семья считается малоимущей?

Если в семье доход на каждого гражданина меньше прожиточного минимума, обозначенного в регионе их проживания, то она может быть признана . В расчет берутся семьи, которые оказались за чертой бедности не в силу собственных желаний, а по воле случая. Например, если родители малолетних детей не работают, так как злоупотребляют спиртными напитками, то такую семью к малоимущей не отнесут.

Совместный доход рассчитывается следующим образом: (S (сумма доходов) /3 (месяца))/N (количество членов семьи)

Размер заработка — не единственное условие для отнесения семьи к малоимущей. Важно, чтобы родственники жили вместе и распоряжались общим хозяйством. Например, если супруги проживают отдельно и имеют общих детей, но не находятся в разводе, их нельзя отнести к малообеспеченной семье, даже если доход у них маленький.

Свое положение семья должна подтверждать 1 раз в квартал. Связано это с тем, что прожиточный минимум в регионе устанавливается 1 раз в 3 месяца.

Какие льготы положены малоимущим семьям?

Социальные выплаты. Их размер и порядок предоставления устанавливается региональным законодательством. К таковым могут относиться дотации по рождению двоих и будущих детей, адресная поддержка в виде перечислений родителям школьников перед началом очередного учебного года. Все эти выплаты носят именной характер и прекращаются после того, как семья перестала относиться к малоимущей.

Предоставление жилья . При отсутствии у семьи, находящейся за чертой бедности, собственного жилья, она вправе претендовать на получение квартиры от государства. Для этого необходимо после подтверждения положения малообеспеченности обратиться в региональный орган, который отвечает за распределение жилья, и встать на очередь. Кроме этого, некоторые регионы предлагают программу социальной ипотеки, которая заключается в выдаче безвозмездной субсидии на приобретение недвижимости от государства.

Субсидии на оплату ЖКХ . Малоимущая семья вправе воспользоваться льготами, связанными с компенсацией оплаты за коммунальные услуги. Эта помощь от государства реализуется следующим образом: в текущем месяце семья оплачивает услуги, после чего им перечисляется компенсация на открытый счет.

Налоговые преференции . Малообеспеченные семьи могут не выплачивать НДФЛ со льготных выплат.

Возможность внеочередного поступления детей в детсад . Более того, законодатель решил, что малообеспеченной семье положена компенсация при наличии нескольких детей, посещающих детсад. Например, на первого ребенка – 20%, на второго уже 50%.

Важно! Для оформления льгот необходимо обращаться в те органы, которые занимаются данным вопросом; например, если речь идет о школе и детсадах, то в управление министерства образования.

Льготы детям из малоимущих семей

Законодатель предоставляет детям из неимущих семей следующие льготы:

  • оплата пищевого довольствия в школе;
  • компенсация родителям средств, потраченных на покупку школьной формы;
  • безвозмездные поездки на городском транспорте;
  • оплата питания в детской кухне малышам до 3 лет;
  • безвозмездное обеспечение лекарственными средствами.

Ребенок может быть зачислен без конкурса в ВУЗ при соблюдении условий:

  • у него 1 родитель-инвалид 1-й группы;
  • несовершеннолетнему не исполнилось 20 лет;
  • абитуриент успешно сдал все вступительные экзамены.

Также студенты являются претендентами на получение стипендий, которые установлены внутренними актами учебного заведения.

Кроме этого, дети могут получить путевку на отдых в санатории или профилактории. Однако эта мера соцподдержки предоставляется не чаще 1 раза в год.

Порядок оформления льгот

Чтобы семью признали малоимущей, одному из ее членов нужно посетить отделение соцзащиты по месту регистрации со следующими документами:

Все члены малообеспеченной семьи, у которых есть возможность работать, должны трудиться или в крайнем случае состоять на учете на бирже труда. Если это условие не соблюдается, то необходимо представить документы, которые подтвердят причины, не позволяющие заниматься работой.

Важно! Если в семьи имеются члены, местонахождение которых не известно, то признание семьи малообеспеченной может быть осуществлено только после того, как этих граждан признают пропавшими без вести официально, через суд.

Рекомендуем обратиться в отделение соцзащиты незамедлительно после сбора всех документов, так как некоторые из бумаг имеют ограниченный срок действия и при затягивании с посещением госоргана их придется переделывать заново.

После того как пакет документов будет передан на рассмотрение уполномоченному лицу, заявителю выдается расписка об их принятии с указанием срока следующего посещения отдела соцзащиты. В случае принятия положительного решения, семья признается малоимущей и ее члены могут воспользоваться всеми льготами, установленными законодателем. Если семья не признается таковой, то заявителя должны об этом уведомить. Он вправе обжаловать решение как вышестоящему руководству, так и в суд.

Льготы для малоимущих категорий населения: видео

Для малоимущих семей, чей среднедушевой месячный доход ниже прожиточного минимума, федеральными и региональными законами установлены меры поддержки в виде пособий, выплат и льгот. Некоторые субъекты РФ устанавливают дополнительные критерии нуждаемости.

Малоимущие семьи могут : как федеральных (например, на ), так и региональные: и др. (о выплатах малоимущим семьям в Москве вы можете узнать по ). Субъекты РФ также устанавливают различные : компенсации и субсидий на оплату коммунальных услуг, бесплатное питание для детей в школе и т.п.

Прочесть о том, какие пособия положены до того, как ребенку исполнится 3 года, вы можете .

Кроме вышеперечисленных мер, в части регионов действуют программы . Его суть заключается в том, что государство не просто дает деньги малоимущим семьям, а берет с них обязательство, что они с господдержкой обеспечат себя и детей стабильным и более высоким доходом.

Фото pixabay.com

Какие семьи считаются малоимущими?

Малоимущая семья - это семья со среднедушевым доходом ниже определенного уровня, как правило, прожиточного минимума (ПМ) на душу населения в регионе проживания (ст. 7 закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ).

Внимание

В законодательстве субъектов РФ, кроме «малоимущая», также встречается определение «малообеспеченная».

Уровень дохода, определенный в региональных законах, может отличаться от федерального:

  1. В Санкт-Петербурге малообеспеченными считаются семьи со среднедушевым доходом ниже полутора прожиточных минимумов (абз. 39 ст. 2 Социального кодекса Санкт-Петербурга).
  2. В Москве действует имущественный критерий оценки обеспеченности семьи, установленный ч. 2 постановления Правительства Москвы от 28.12.2016 года № 954-ПП. Семья не считается малоимущей, если у нее есть:
    • жилье в размере 18 м 2 на человека;
    • два земельных участка общей площадью 0,2 Га (2 «сотки»);
    • две легковые машины, одной из которых нет трех лет;
    • нежилая постройка на садовом участке, участке для подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства;
    • 1 млн рублей на всех банковских счетах членов семьи;
    • садовые дома в расчете 30 м 2 на человека;
    • и др.
Среднедушевой доход - средний доход в месяц в расчете на одного члена семьи за установленный расчетный период.

Доход семьи должен быть низким не по вине семьи : предполагается, что оба родителя работают, учатся или стоят на учете в качестве безработных в центре занятости.

Какой доход должен быть у малоимущих семей в 2019 году?

Чтобы семью признали малоимущей, ее среднедушевой доход должен быть ниже определенной величины, чаще всего, прожиточного минимума в регионе, установленного за определённый период. При расчете среднедушевого дохода учитываются доходы до вычета всех налогов и сборов (ст. 7 закона от 05.04.2003 №44-ФЗ).

Точный уровень дохода для получения пособий необходимо узнавать в социальной защите региона, так как периоды, за который он устанавливается, в каждом субъекте разные.

Согласно ст. 15 закона от 05.04.2003 года № 44-ФЗ, чтобы рассчитать среднедушевой доход необходимо сумму всех доходов семьи разделить на количество ее членов и на количество месяцев в расчетном периоде (как правило, три).

В Белгороде живет семья из двух детей и двух родителей. Зарплаты супругов составляют 15 тыс. рублей в месяц. Так как заработная плата - это единственный источник дохода, то общая сумма за три месяца равна 90 тыс. рублей. Ее нужно разделить на 4 (количество человек в семье) и на 3 (месяцы в расчётном периоде).

В результате полученные 7500 рублей - это среднедушевой доход. Прожиточный минимум в Белгородской области на душу населения за 1 квартал 2019 года составляет 8702 рубля (постановление от 13.05.2019 года № 193-пп). Т.к. средний доход ниже прожиточного минимума, семья - малоимущая и сможет рассчитывать на пособие.

Если же родители из той же семьи получают ежеквартальные премии в общей сумме 15 тысяч, то доходы за три месяца теперь составляют 105 тысяч рублей, а среднедушевой доход - 8750. Т.к. он выше ПМ (8702 рубля), семья - не малоимущая и не сможет получать пособие.

Критерии нуждаемости при предоставлении социальной поддержки

Главным критерием нуждаемости является среднедушевой доход. Его расчетом занимаются органы социальной защиты населения на основании данных о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе.

В состав семьи включаются родственники, которые живут вместе и ведут общее хозяйство : супруги, их родители и усыновители, дети (кровные и усыновленные), братья, сестры, падчерицы и пасынки (ст. 13 закона №44-ФЗ). При этом, согласно ст. 14 закона №44-ФЗ, не учитываются:

  • военнослужащие по призыву (военные срочной службы и курсанты военных образовательных организаций);
  • граждане, арестованные и заключенные в колонию или тюрьму по решению суда;
  • лица, проходящие принудительное лечение;
  • граждане, находящиеся на государственном содержании.

Внимание

Информацию о том, чьи доходы учитываются при оформлении пособия, необходимо уточнять в каждом регионе отдельно.

Важно, чтобы доход был низким не по вине членов семьи, а по независящим от них причинам (ст. 7 закона № 178-ФЗ):

  • болезнь или травма и прохождение соответствующего лечения;
  • регистрация в органах занятости как безработный;
  • один из членов семьи недавно отбыл срок в колонии (тюрьме);
  • уход за ребенком до 3 лет или инвалидом;
  • обучение в среднем специальном (профессиональном) или высшем учебном заведении либо подача документов на поступление.

Внимание

Смотрите видео на на канале ЛьготОтвет : из него вы узнаете о пособиях и льготах для малоимущих семей. Подписывайтесь и получайте полезные и информативные ролики каждую неделю!


В некоторых регионах также установлен уровень имущественной обеспеченности , при превышении которого семья уже не может считаться малоимущей. Например, в Москве для получения статуса нельзя владеть:

  • несколькими квартирами, домами, земельными участками;
  • недвижимостью больше определенной площади в расчете на человека;
  • яхтой, воздушным судном, двумя и более машинами и т.п.

Какие положены пособия?

Для малоимущих семей с детьми установлены пособия и льготы, часть - на федеральном уровне, часть - на региональном. На федеральном уровне предусмотрены следующие выплаты:

Внимание

Все детские пособия не облагаются НДФЛ (п. 1 ст. 217 Налогового кодекса). При этом они учитываются в составе доходов при определении семьи как малоимущей.

На региональном уровне установлены, в первую очередь, - условия получения и порядок выплат регулируют законы субъектов. Кроме того, местные власти могут устанавливать дополнительные критерии. Например, в Москве размер пособия зависит от возраста ребенка (младше или старше 3 лет), а при определении статуса семьи, как малоимущей, помимо дохода, учитываются недвижимость, транспорт и банковские сбережения.

Выплаты малоимущим семьям до 3 лет

Малоимущим семьям с детьми до 3 лет положены:

  • пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет (ст. 13 закона № 81-ФЗ);
  • компенсационные выплаты до 3 лет (раздел II Постановления Правительства от 03.11.1994 года № 1206);
  • ряд пособий для отдельных категорий семей, например, семей военнослужащих по призыву.

Во многих регионах введены дополнительные меры поддержки малоимущих семей с детьми младше 3 лет.

Пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня начала соответствующего отпуска по уходу или со дня рождения ребенка до исполнения ему 1,5 лет. Его размер составляет:

  • 4512 рублей за первого ребенка и 6554,89 за второго - для лиц, чей средний заработок ниже МРОТ;
  • 3277,45 рубля за первого ребенка и 6554,89 рубля за второго и последующих - для неработающих;
  • 40% от зарплаты для трудоспособных граждан.

Выплату пособия хотят продлить до достижения ребенком 3-х лет. В течение 2017-2018 годов Думой были рассмотрены несколько законопроектов (№558761-5 , №648289-6 , №1103300-6 , №22852-7 , №278518-7 , №478277-7), но все они не прошли первое чтение.

Компенсация в размере 50 рублей положена тем гражданам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до исполнения ему трех лет . Власти планируют увеличить сумму с 2020 года.

Дмитрий Медведев предложил повысить размер компенсационных выплат до 3 лет с 50 рублей до уровня прожиточного минимума на ребенка, установленного в регионе. При этом получить их смогут только те семьи, чей доход будет ниже установленного уровня.

Для некоторых категорий граждан введены дополнительные пособия . Например, если отец призван в армию, то матери, опекуну или другому родственнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, выплачивается пособие: до конца службы либо до наступления 3-х лет (ст. 12.5 закона №81-ФЗ).

Пособия на ребенка до 16 (18) лет

Малоимущим семьям, которые воспитывают ребенка до 16 лет, положено соответствующее пособие , установленное ст. 16 закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ о государственных пособиях .

Условия получения, порядок оформления и размер выплат, критерии обеспеченности определены региональными законами . Главное условие: семья должна иметь средний месячный доход на человека меньше установленной в субъекте величины.

Внимание

Возраст ребенка, как правило, не должен превышать 16 лет . До 18 лет выплаты продолжаются, если он учится в общеобразовательном учреждении (школа, гимназия и т.п.). В части регионов обучение в школе не играет роли, например, в Крыму.

Размер пособия устанавливается регионом и в среднем составляет 150-400 рублей. Однако часто для отдельных категорий малоимущих семей определены повышенные выплаты:

  1. Матерям-одиночкам увеличивают пособие, как правило, в два раза.
  2. Семьи военнослужащих по призыву получают примерно в 1,5 раза больше. В одних регионах к ним относятся только семьи солдат срочной службы, в других - еще и курсантов.
  3. Для семей без отца, если тот не платит алименты, сумма пособия обычно увеличивается в 1,5 раза.

В некоторых регионах на повышенные пособия могут рассчитывать семьи, в которых ребенок (иногда один из родителей) является инвалидом (Нижегородская область) или болен ВИЧ (Вологодская область).

Пособие выплачивается с учетом районных коэффициентов.

Пособие на ребенка малоимущим семьям в 2019 году в Москве

Пособие на ребенка в Москве назначается малоимущим семьям, воспитывающим ребенка до 18 лет, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума на душу населения в городе, при условии, что ее уровень имущественной обеспеченности не превышает порог, установленный ч. 2 постановления № 954-ПП.

Внимание

Прожиточный минимум за I квартал 2019 года установлен в размере 16957 рублей .

Согласно дополнительным оценкам обеспеченности семьи, она не признается малоимущей, если имеет:

  • две квартиры или дома;
  • недвижимость в расчете 18 м 2 жилой площади на человека (в том числе по договору социального найма);
  • садовые дома (дачи) площадью 30 м 2 на человека;
  • более двух гаражей или машино-мест;
  • два земельных участка, общая площадь которых больше 0,2 Га, или более двух участков, независимо от их размера;
  • две легковые машины, одной из которых не больше трех лет, и другие средства передвижения, например, судна, самоходного транспортного средства и др.;
  • миллион рублей на счетах;
  • и др.

На 2019 год размер пособия установлен:

  • на детей до 3 лет:
    • 10000 рублей - базовый;
    • 15000 рублей - для детей матерей-одиночек и семей, в которых отец служит или уклоняется от уплаты алиментов;
  • на детей в возрасте от 3 до 18 лет:
    • 4000 рублей;
    • 6000, если ребенка воспитывает одинокая мать, либо отец проходит срочную службу или не платит алименты.

Пособие назначается и выплачивается городскими управлениями социальной защиты на основании заявления. Его и необходимые документы можно подать:

  • в многофункциональные центры (МФЦ) Москвы;
  • в управления соцзащиты по месту жительства, если по месту жительства нет МФЦ;

Президентские выплаты на 1 и 2 ребенка

С 1 января 2018 года малоимущие семьи могут оформить ежемесячное пособие на первого или второго ребенка до 1,5 лет. Оно выплачивается по условиям и правилам, установленным законом о ежемесячных выплатах от 28.12.2017 года № 418-ФЗ и приказом Минтруда от 29.12.2017 года № 889н.

Закон № 418-ФЗ был принят по поручению президента Владимира Путина в конце 2017 года, поэтому выплаты называют «путинские» или «президентские».

Получить пособие могут семьи, в которых:

  1. Среднедушевой доход меньше 1,5 прожиточных минимумов для трудоспособного населения в регионе за 2 квартал предыдущего года. А с 2020 года планируется поднять эту величину до двух минимумов. Средний доход на одного члена семьи рассчитывается двенадцать месяцев, предшествующие обращению.
  2. Ребенок родился, начиная с 1 января 2018 года .
  3. Он и родители имеют российское гражданство и постоянно проживают на территории РФ.

Сумма выплат устанавливается в размере прожиточного минимума на ребенка в регионе. В большинстве регионов он составляет от 8500 до 13000 рублей.

Назначением и выплатой пособия занимается:

  • на первого ребенка - соцзащита;
  • на второго ребенка - Пенсионный фонд (перечисляется из средств материнского капитала).

Льготы малоимущим семьям в 2019 году

Малоимущие семьи, кроме пособий, могут претендовать на другие меры социальной поддержки . Большинство из них - региональные, точную информацию о причитающихся субсидиях и льготах в можно получить в местном отделе соцзащиты.

Внимание

Для некоторых видов социальной помощи семья должна соответствовать не только условиям малообеспеченности, но и другим критериям, например, необходимо иметь статус многодетной.

Чаще всего родители могут претендовать на:

  • выплаты на еду, одежду и обувь;
  • бесплатное питание в школе для ребенка;
  • бесплатный проезд или сниженную оплату за него в общественном транспорте;
  • выплаты на покупку школьной и спортивной формы, учебных принадлежностей;
  • компенсации за оплату услуги ЖКХ;
  • дополнительное питание для кормящих матерей;
  • санаторно-курортное лечение.

На федеральном уровне установлены субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг . Они действуют, если плата за коммунальные услуги превышает определенный процент от дохода. На государственном уровне он составляет 22%, но регионы могут его изменить (в Москве - 10%, в Петербурге - 14%).

Кроме того, возможно обсуждение отмены подоходного налога для малоимущих.

Социальный контракт для малоимущих семей в 2019 году

Малоимущие граждане могут заключить с государством (представляемым соцзащитой) социальный контракт . Такая мера введена в ст. 8.1 закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ о социальной помощи и дополнительно регулируется региональными законами.

Социальный контракт представляет собой договор члена малоимущей семьи с государством: оно выделяет деньги и разрабатывает программу социальной адаптации, которой должен придерживаться гражданин. Она содержит план действий и по преодолению жизненных трудностей и улучшению уровня благосостояния.

Внимание

В отличии пособий и выплат социальный контракт направлен не столько на финансовую поддержку, сколько на помощь малоимущей семье в самостоятельных активных действиях . При этом он не влияет на получение других пособий.

Программа действует от трех месяцев до одного года в зависимости от ее содержания и может включать в себя помощь в:

  • поиске работы с помощью региональных органов и центров занятости;
  • обучении профессии, прохождении дополнительного профессионального образования;
  • индивидуальной предпринимательской деятельности (например, закупке на государственные деньги необходимого оборудования);
  • ведении личного подсобного хозяйства.

Размер и периодичность выплат зависят от региона: в Калужской области выплаты производятся ежемесячно или ежеквартально, в то время как в большинстве регионов они единовременные. Размер субсидии сильно разнится и может составлять от 10 до почти 200 тысяч рублей.

RedRocketMedia

Брянск, ул Ульянова, дом 4, офис 414

В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы постановляет:

1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.

2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Порядок
оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения

1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.

1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:

1.2.1. Наличие недвижимого имущества.

1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.

1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.

1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержи# малообеспеченным семьям.

1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности

2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:

2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.

2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).

2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.

2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.

2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.

При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.

2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.

При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:

2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.

2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности.

В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.

2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:

2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).

2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).

2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.

2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности

3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:

3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.

3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).

3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.

3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности

4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.

4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году

5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:

5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.

5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.

5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:

5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.

5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.

5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.

Обзор документа

С 1 января 2017 г. вводится дополнительный критерий нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер соцподдержки малообеспеченным семьям - уровень имущественной малообеспеченности.

Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и на счетах в банках.

Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, предоставленных при обращении за предоставлением мер соцподдержки малообеспеченным семьям. Департамент труда и соцзащиты населения осуществляет проверку достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры соцподдержки, ежегодно до 31 августа подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год. Если в указанные срок сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи не представлены, меры соцподдержки прекращаются.

Установлено, что меры соцподдержки не предоставляются семьям, когда членами семьи в последние 12 месяцев совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности.

Малоимущие семьи – один из самых незащищенных социальных слоев общества. В связи с многочисленностью населения нашей страны государству трудно обеспечить всех нуждающихся необходимыми материальными и социальными благами. Но госвласти стараются решить этот вопрос в пользу бедных семей, выделяя их в льготную категорию населения.

Кто такая малоимущая семья?

В соответствии с законодательными нормами (закон № 134-ФЗ от 24.10.1997) малоимущей семьей может быть признана семья, доход членов которой в расчете на каждого не превышает величины прожиточного минимума, установленного для региона проживания данной семьи.

Для расчета среднедушевого дохода на каждого члена семьи складывают суммы всех получаемых членами семьи пособий и выплат (заработная плата, пособие по безработице, пенсии различных видов, стипендии и т.п.), начисленных за три последних месяца.

Итоговая сумма уменьшается втрое. Это и есть искомая величина среднедушевого дохода.

Основным законодательным актом, регулирующим вопросы государственной поддержки малоимущих семей, а также отдельных проживающих граждан, служит закон № 178-ФЗ от 17.07.1999.

Данный регламент определяет критерии нуждающихся в социальных мерах поддержки граждан, их категории и перечень льгот, на который они имеют право.

Законом № 178-ФЗ также установлено, что семья, претендуя на получение льготных преимуществ как малообеспеченная, должна подтвердить данный факт. То есть неработающие ее члены должны состоять на учете в центре занятости, чтобы нельзя было подумать, что они попросту не хотят трудиться.

Также необходимо будить представить доказательства того, что состояние нужды наступило в связи с независящими от людей обстоятельствами – болезни, наличие инвалидов, требующих помощи, утрата имущества и т.д.

В стремлении поддержать нуждающиеся малообеспеченные семьи государство установило ряд льгот, предназначенных для их поддержки. Сюда относятся:

  1. Жилищные льготы – скидка на оплату аренды жилья и жилищно-коммунальных услуг.
  2. Налоговые льготы – освобождение от налогообложения социальных выплат, получаемых из бюджетов всех уровней.
  3. Образовательные льготы – поступление в высшие учебные заведения в обход общих правил набора (участие в конкурсе). Для получения данной льготы должно соблюдаться одно из условий: родитель поступающего на учебу ребенка является инвалидом, будущему студенту меньше 20 лет, набранный по итогам ЕГЭ или вступительных экзаменов балл соответствует минимальной проходной сумме.
  4. Денежные выплаты – ежемесячные, ежегодные и единоразовые пособия.

В 2017 году перечень льгот для членов малоимущих семей был дополнен. В него вошли такие пункты как:


Для того чтобы начать пользоваться положенными льготами на законных правах, один из членов малоимущей семьи или ее законный представитель должен подать комплект определенных документов и соответствующее заявление в органы социальной защиты населения.

Также можно провести эту процедуру в многофункциональном центре, предоставляющим гражданам получение государственных услуг.

Для оформления льгот потребуется паспорт заявителя и удостоверения личности членов семьи, справки о доходах, документы, подтверждающие прописку и документы, на основании которых каждый член семьи получает соответствующие льготы при наличии таковых.

Единовременная материальная помощь малоимущим

Какие виды выплат положены малообеспеченным?

Одним из видов льгот, на которые имеют право члены малоимущей семьи – единовременное денежное пособие. Его можно получить всего один раз. Как и другие виды материальной помощи, получение данной льготы нормируется региональным законодательством.

Единовременные выплаты предназначены для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с различными причинами, среди которых может быть:

  • заболевание;
  • травма;
  • уход за инвалидом;
  • потеря имущества и др.

Чтобы претендовать на получение данной льготы, гражданину нужно обратиться в органы социальной защиты для подачи соответствующего заявления. В тексте заявления должно присутствовать описание конкретной трудной или чрезвычайной ситуации, в которой оказался гражданин, и указан вид необходимой ему помощи.

Обычно данное заявление пишется на имя главы администрации региона, в котором постоянно проживает заявитель.

Как оформить выплаты?

При обращении в органы соцзащиты заявитель должен иметь при себе следующие документы:

  1. Паспорт.
  2. Копия СНИЛС заявителя.
  3. Копия Свидетельства с ИНН.
  4. Справка о составе семьи.
  5. Копии документов, удостоверяющих личности членов семьи заявителя.
  6. Справки о постановке на учет в центр занятости населения с указанием размера получаемого пособия по безработице.
  7. Справки о доходах с указанием видов начисляемых пособий и выплат.
  8. Копии удостоверений пенсионеров, если таковые имеются.
  9. Копия справки о лицевом счете с реквизитами, по которым будет проводиться зачисление единовременного пособия.
  10. Документы, на основании которых члены семьи заявителя получают положенные им льготы.

Если заявитель просит оказать ему или его семье материальную в помощь в связи с лечением, дополнительно нужно представить документы из лечебного медицинского учреждения о необходимости лечения и покупки лекарственных средств.

Кроме того понадобятся справки о невозможности приобретения медпрепаратов и проведения лечения по действующей территориальной программе оказания бесплатной медицинской помощи

Для оценки условий сложной жизненной ситуации, в которой оказался гражданин, создаются специальная комиссия. На выезде она проводит обследование условий проживания и составляет соответствующий акт.

В доп выплатах могут отказать в случае нехватки средств в региональном бюджете

На основании данного акта и документов, поданных заявителем, производится решение о выплате единовременного пособия и его размере. При этом учитываются выплаты, которые ранее получал гражданин и члены его семьи.

Гражданину может быть отказано в начислении материальной помощи в том случае если:

  • в региональном бюджете не хватает средств;
  • гражданин использовал ранее полученные средства не по целевому назначению;
  • гражданин представил не все требуемые документы;
  • гражданин (члены его семьи) самостоятельно разрешил ситуацию, в которой оказался.

Размер пособия достигает 15 тыс. руб. для оказавшихся в трудной жизненной ситуации и до 30 тыс. руб. – в чрезвычайной ситуации.

Ежемесячное пособие малоимущим семьям

Дети, оставшиеся без родителей, также имеют право на ежемесячные выплаты

Члены малоимущей семьи, подтвердив свой статус соответствующими документами, могут претендовать на получение ежемесячных выплат. Ежемесячное пособие могут получать граждане различных категорий, средний доход которых не превышает прожиточного минимума по данному региону. Сюда относятся:


При оформлении пособия на ребенка, у которого нет родителей, эти заботы должен взять на себя его опекун или попечитель либо законный представитель.

Если опекун не назначен по каким-либо причинам, его обязанности берет на себя орган опеки и попечительства, на учете в котором состоит ребенок.

Практически все виды социальных выплат малоимущим семьям и одиноким гражданам осуществляются из региональных бюджетов, поэтому в разных субъектах Российской Федерации они различаются по размеру и полноте в зависимости от количества источников пополнения бюджета и степени ответственности администрации региона.

Т.к. выплаты поступают из региональных бюджетов, в зависимости от региона они могут варьироваться

Так, например, еще в 2015 году премьер-министром Правительства РФ было высказано предложение по продлению продолжительности срока выплат матерям, воспитывающим ребенка до трех лет.

Общероссийским федеральным законом этот срок установлен в размере полутора лет, то есть пока ребенку не исполнится полтора года.

В связи с невозможностью выделить необходимые на осуществление данной процедуры денежные средства, предложение до сих пор висит в воздухе.

Проявляя собственную инициативу, административные органы некоторых регионов самостоятельно приняли решение по данному вопросу. Но не у всех регионов на это хватит средств бюджета.

Способы подачи заявления

С собранными документами можно обратиться в СОБЕС

Для оформления льгот и пособий необходимо с комплектом определенных документов обратиться в орган социального обеспечения по месту своего постоянного проживания и написать заявление.

Кроме СОБЕСа процедуру оформления пособия как малообеспеченной категории граждан можно пройти в многофункциональном центре государственных услуг (также по месту постоянной прописку или временной регистрации).

Если заявитель не имеет возможности посетить одну из вышеперечисленных организаций лично, он может передать полномочия по заполнению документов и подаче заявления представителю.

Для этого необходимо оформить на данного гражданина доверенность в присутствии нотариуса и заверить его печатью и подписью.

Подача документов возможна путем оформления почтового отправления. Оригинал и заверенные нотариусом копии документов отправляются ценным заказным письмом, в которое вкладывается опись пересылаемых документов, подписанная отправителем и оператором почтового подразделения, откуда отправлялось письмо.

Также в описи должна стоять печать почтового отделения. Вместе с заказным письмом отсылается уведомление, при получении которого отправитель может быть уверен, в том, что его документы приняли к рассмотрению.

Еще одним вариантом отправки документов может быть Интернет-портал государственных услуг при наличии регистрации на нем. В случае отправки документов в электронном виде на них должна стоять электронная квалифицированная подпись, подтверждающая их оригинальность и действительность.

Принятие решения по вопросу оформления ежемесячных и единовременных денежных пособий проводится в течение определенного времени, по истечении которого заявитель должен получить письменное уведомление. Решение может быть как положительное, так и отрицательное.

В случае положительного решения гражданину (или его законному представителю) необходимо явиться в орган социального обеспечения или многофункциональный центр государственных услуг за получением соответствующих документов, подтверждающих его право на социальные выплаты.

Оформить пособия можно как в почтовом отделении, так и через портал гос услуг

В случае отказа в оформлении выплат гражданину должна быть сообщена мотивированная причина (причины) этого. Отрицательное решение можно обжаловать в судебном порядке, подав апелляционную жалобу в соответствующую инстанцию (апелляционный суд).

Получить результат рассмотрения заявления на оформление социальных выплат кроме личного посещения вышеперечисленных организаций можно также посредством услуг почтового отделения или через Интернет-портал государственных услуг.

Какие документы нужны для оформления пособия

Для того чтобы оформить получение выплаты, нужно предоставить ряд документов. В каждой отдельной ситуации набор этих документов может различаться. Ниже представлена обобщенная таблица, в которой показано соответствие льготной категории и необходимые для подачи документы.

Дети-инвалиды

Многодетные семьи

Дети-сироты

Пенсионеры старше 65 лет

Беременные женщины из неполных семей

Семьи, потерявшие кормильца

Неработающие инвалиды

Паспорт или иное удостоверение личности (для ребенка младше 14 лет – свидетельство о рождении)

Справка о составе семьи

Справка о доходах

Пенсионное удостоверение

Справка об инвалидности

Справка о наличии беременности

Свидетельство о смерти кормильца

Справка с реквизитами лицевого счета, на который будет перечисляться пособие

Являясь гражданином малоимущей семьи, стоит приложить усилия, собрать необходимые документы и обратиться в центр социальной защиты населения (социального обеспечения) или иной компетентный орган для подачи заявления на оформления льгот и пособий. Каков бы ни был объем льгот, в той или иной степени их получение позволит упростить сложную жизненную ситуацию, в которую попала семья по независящим от ее членов обстоятельствам.

В следующем видео Вы узнаете о социальной помощи малообеспеченным семьям:

Июл 14, 2017 Контент Менеджер

Любой свой вопрос вы можете задать ниже