Горячее тиснение на коже. Горячее тиснение на коже и других материалах в разных техниках

Друзья, мы делаем тиснение на коже. Все изображения на изделиях, что вы видите на этой странице, сделаны при помощи клише и станка для тиснения ТС-800

Тиснение — это полиграфический процесс, относящийся к послепечатной отделке продукции, производящийся на ручных, полуавтоматических и автоматических прессах для тиснения, основанный на припрессовке горячим или холодным способом металлизированной, пигментной фольги или полимерной пленки с напылением нужного вещества.

Виды тиснения:

Тиснение фольгой — тиснение, при котором между нагретым клише и материалом (бумагой, кожей) протягивается фольга и производится прессование. Под действием нагретого клише металлизированное или пигментное напыление отстает от пленки-носителя и закрепляется клеевым слоем на поверхности тиснимого материала.

При помощи технологии тиснение, на кожу можно наносить изображения разных цветов, имея при этом только одно клише.


Слепое тиснение (блинт) — (от нем. blint — слепой) тиснение с помощью клише, с целью получить оттиск с гладкой поверхностью (например, на текстурной бумаге, на коже). Фольга не применяется, но для получения лучшей гладкости или глянца могут применяться специальные пленки. Рабочие температуры процесса, как правило, выше, чем при тиснении фольгой.


Немного фантазии и мир станет ярче!))))

Услуга тиснение

Коллектив компании Rus-Workshop предлагает услугу нанесение вашего логотипа/рисунка, практически, на любое изделие из натуральной кожи и переплетных материалов.

Золотое, серебряное и блинтовое тиснение, а так же тиснение цветной фольгой.

Для своей работы мы используем позолотный пресс ТС-800.

Дорогие друзья, мы работаем на заказ от 3000 руб. Если вам нужно сделать тиснение на одном готовом предмете, например вашем ежедневнике, обложке на паспорт, или крои, цена будет от 3000 руб. +1500 руб. клише.

В 4500 руб. входи: м акет, а именно, отрисовка изображения в векторе маленьких рисунков, инициалы, фамилии. Маленькое клише, размером 8 см на 8 см по крайним точкам изображения (клише после работы отдадим вам),приладка, нанесение тиснения - оттиск. Если клише больше, то цена растёт пропорционально размеру клише.

Если у вас большой тираж, тиснение считается индивидуально. Сложный макет, считаем индивидуально.

ВНИМАНИЕ!!! Тиснение на сапогах, коньках, сумках, креслах, стульях, диванах, подушках, воротничках, куртках, плащах, жилетах и т.д. возможно только на крои, дело в том, что готовый сапог, сумку или стул не возможно засунуть под плиту станка тс 800

Также, прошу, обратите внимание на то, что, нужен обязательно образец для приладки, иначе возможен брак 50% . Образец нужен для того чтобы выровнять давление, подобрать температуру, попробовать положить фольгу, то есть сделать оттиск.

Проба на вашем куске кожи, нашим клише стоит 500 руб. Обращаю ваше внимание, далеко не все кожи и материалы могут тисниться. Не покупайте материал не убедившись, что на нем можно сделать нанесение тиснения. Так же, к коже нужно тщательно подбирать фольгу, иначе тиснение не получиться.

Если вы не знаете, что такое макет для тиснения, и что такое тиснение зайдите на наш сайте, раздел мастер - класс.

Услуга подготовка макета. Рассмотрим все варианты сотрудничества.

Коллектив компании Rus-Workshop предлагает подготовить макет клише/штампа в программе CorelDRAW, для нанесения изображения при помощи технологии «горячее тиснение».

Цена: от 250 руб. - 3000 руб.

Услуга изготовление клише/штампа. Клише мы делаем только для своих заказов.

Изображение, для изготовления клише, которое входит в размер от 1см2 (например цифры) до 8 см2, цена одна 1500 руб .

Клише, которые превышают эти размеры, рассчитываются индивидуально.

Если у вас большой тираж с разними названиями (например переплёт библиотеки), разные фамилии и инициалы (например индивидуальные подарки, ежедневники), мы сделаем вам хорошую скидку на изготовление клише.

Срок изготовления клише, с утвержденным макетом в CorelDRAW X3 , 1-2 рабочих дня.

Обращаем ваше внимание, мы не работаем с макетами в программах Illustrator,AutoCad, и другие графические программы. Надеемся на понимание.

Ручное тиснение

При ручном тиснение используют штриховки (филеты), накатки (ролики), утюжки (гладильники), штампы (штемпели), пуансоны, литеры и т. д.

С уважением, коллектив Rus-Workshop

Тиснение по коже — невероятно интересный процесс, который вы можете запросто организовать у себя дома и наносить слова или рисунки на обложку портмоне, футляр для ключей, ремень, сумку, или домашние туфли. Главное в достижении результата — упорство и следование правилам, которые вывели для себя старые умельцы.

Главный материал для работы — чистая заготовка из кожи, желательно дубленой растительными веществами. Как утверждают знатоки вопроса, дубленый химическими соединениями вроде хрома материал больше подходит для изготовления обуви, рассчитанной на холодную мокрую погоду, чем для тиснения на коже в домашних условиях. Причина в том, что ставшая более упругой кожа будет недолго держать тиснение, стараясь распрямиться. А от этого вся работа на смарку.

После того, как вы запаслись подходящим куском качественной кожи, рекомендуем детально задуматься о том, что на ней будет изображено. Лучше орнамент, рисунок или надпись предварительно изобразить на листе бумаги в натуральную величину. Так вы будете визуально представлять, как станет смотреться ваше творение в после тиснения.

Инструменты для тиснения и начало работы

Если вы серьезно озадачились вопросом, как делать тиснение на коже, подходим к моменту выбора инструментов. Прежде всего, непрофессионалу понадобится молоток, утюг для нагрева кожи или фольги, ножницы, обычная кухонная губка, стилус а также инструменты для выполнения штамповки. Последние можно купить в специально продающихся наборах для тиснения. Эти штампы позволят вам наносить стандартные узоры на изделия. Подложите под кожу плоскую дощечку или лист фанеры, чтобы не повредить домашнюю поверхность, на которой вы собрались работать и обязательно смочите кожу водой. В более мягком виде материал будет эластичнее и мягче. Удары для оттиска рисунка наносите молотком по обратной стороне штампа резко, но не слишком сильно. Перед работой лучше потренироваться на ненужных отрезках кожи. Если кожа попалась мягкая, тиснение будет ложиться с первого удара, если жесткая — только со второго или третьего.

Но если у вас в голове особый рисунок, необходимо создать клише, которое будет при резком надавливании оставлять глубокий оттиск с готовым рисунком.

Подобные штампы делаются на заказ в специальных фирмах. После того, как вы представите проект своего рисунка в электронном виде, по нему на фрезерном или лазерном станке будет выточено аккуратное клише в зеркальном отображении. Оно станет рабочей часть вашего тиснения. Этот метод наиболее прост, но немного дороговат, учитывая то, что с него вы планировали сделать не более одного оттиска. Правда, опытные специалисты по тиснению советуют еще один вариант: сделать клише из картона или резины. Долго они не прослужат, но для одного раза будет достаточно.

Переходим к работе с клише

Если затраты на изготовление клише вас не испугали и вы по-прежнему желаете понять, как делать тиснение на коже своими руками, можно приступать к самому процессу тиснения. Сразу оговоримся: существуют несколько способов тиснения на коже. Самый простой — холодное блинтовое тиснение, которое достигается путем резких ударов по задней стороне клише, вдавливающемся в поверхность изделия. Резкие удары создают надежный оттиск. Однако если у вас есть хорошее клише ивы желаете, чтобы тиснение имело модное серебряное или золотое покрытие, стоит обратить внимание на технологию тиснения фольгой.

В этом случае вам понадобится особая фольга для горячего тиснения и обычный комнатный утюг. Разложив лист фольги кожаном изделии накройте его горячим утюгом и дайте хорошо разогреться. После этого в дело вступают магазинные штампы или ваше оригинальное клише. Резким ударом молотка клише углубляется размягченную температурой кожу через лежащую на ней фольгу. Учитывая то, что нижний слой фольги, покрытый пленкой, быстро плавится, фольга крепко прилегает к материалу в месте нанесения удар по предмету. Убрав неиспользованные остатки, вы получите выпуклое

изображение, покрытое фольгой. После проведения такого опыта вы уже не сможете сказать, что не видели, как делать тиснение на коже своими руками.

Но это — далеко не последний способ выполнения тиснения. Еще старые мастера подумали о том, что гораздо красивее вдавленного тиснения гораздо лучше смотрелось бы выпуклое, более рельефное и интересное. Так появилось конгревное тиснение, в котором используются два клише, выполненные в зеркальном отражении друг друга. При конгревном тиснении обложку ежедневника или другое изделие кладут на между двух клише и оказывают давление прессом. В итоге получается прекрасный объемный результат. Правда в домашних условиях выполнение конгревного тиснения потребовало бы значительно больше затрат.

Как выделить тиснение на коже.

Зачастую любители и опытные мастера приходят к желанию выделить цветом полученное тиснение на коже, если оно смотрится блекло. Если вопрос касается дамской сумочки, проблем не возникает: человек с художественным вкусом подберет интересные сочетания цветов и краски для придания нужной цветовой гаммы. Если же тиснению подвергся мужской портфель, портмоне или ремень, о ярких красках говорить не приходится. В этом случае некоторые умельцы, объясняя, как выделить тиснение на коже, советуют применять именно горячее тиснение, так как оно, прожигая тончайший слой поверхности кожи, делает цвет тиснения темнее, чем остальные участки.

Иногда в подобных целях используют пропечатывание с помощью шила или других инструментов и штампов. Сделав дополнительные узоры, которые предусмотрены магазинными штампами, вы сделаете тиснение более заметным. В крайнем случае попробуйте тиснение с фольгой, которая красиво и солидно смотрится на кожаных предметах. Для этого вам пригодится уже описанный способ горячего блинтового тиснения.

Обработка кожи после тиснения

Вы уже знаете, как выполнить тиснение на коже, но еще не знакомы с процессом окончательной обработки материала. Итак, когда рисунок готов, следует стилусом пройтись по каждой линии и постараться сделать ее более плавной, чтобы рисунок смотрелся менее грубо. Затем отполируйте изделие мягкой тряпочкой. Когда обработка будет закончена, кожу желательно протереть водой и оставить просушиться.

После того, как вы впервые приобщитесь к работе кожевника, вас ожидают противоречивые ощущения. Во-первых, вы увидели непосредственный результат своей работы и поняли, что удивительные рисунки на коже вполне доступны вам при наличии терпения и определённого опыта. С другой стороны стало очевидно, что эта работа не так проста, как казалось с первого взгляда. Нанесение каждого оттиска требует точности руки, внимательности и определенных навыков.

Кто-то остается фанатом тиснения на коже на многие годы, а кто-то, понимая, что надежнее получить качественный результат у профессионалов, заказывают тиснение в мастерских, оборудованных прессом и другой специальной техникой.

Техника тиснения на коже может украсить любой кожаный предмет гардероба или аксессуар. Но такая обработка кожаных изделий требует значительных усилий и мастерства. Но есть более простой способ сделать тиснение на коже своими руками – при помощи клише.

Это упрощенная возможность украсить сумочку, портмоне или блокнот, которая оживит и сделает неинтересный предмет гардероба уникальным.

Освоив эту технику, можно не беспокоится о том, что подарить своим друзьям и родным. Выполненный этим способом подарок всегда будет дорогим и эксклюзивным.

На фото продемонстрированы работы, украшенные тиснением.

Материалы дела

Кожа для тиснения должна быть выбрана только растительного дубления (растения, в частности дуб). Ее главное отличие от кожи после химической обработки — то, что она способна впитывать воду. А это одно из главных свойств кожи, применяемой в тиснении. Из такого материала не шьют предметы одежды или мебель. Но в тиснении важно использовать именно такую кожу.

Существует много способов тиснения. Но в домашних условиях чаще всего выполняют тиснение с помощью клише, который является важнейшим инструментом для этого. Технология его использования проста: чтобы изображение с клише перенести на кожу, по нему ударяют молоточком.

Клише или штампы мастера приобретают в магазинах или изготавливают сами. На металлических пластинках с помощью специального инструмента делают гравировку в зеркальном отражении, которая будет отпечатываться и оставлять рисунок на кожаном изделии. Глубина линий гравировки должна быть не менее 3 мм.

Плоские металлические предметы с объемным орнаментом (пуговицы, монеты) также используют как клише.

Для равномерной силы удара при набивании рисунка ручку клише делают меньше, чем рабочая поверхность молотка.

Дело мастера боится

Тиснение бывает слепым и конгревным. Слепое тиснение — это штампы, молоток и кожа. Больше инструментов и материалов не требуется. Рисунок тиснения выглядит как бы вдавленным. Качество отпечатка зависит от силы прикладываемой к клише (сила удара молотком, давление пресса).

Конгревный тип тиснения производит обратный эффект. Рисунок получится объемным, выпуклым. Этот тип предполагает использование матрицы для нанесения рисунка и контрматрицы.

Чтобы выполнить тиснение коже толщиной не более 1,2 мм, применяют холодный способ. Рисунок в этом случае получается методом спрессовывания кожи. Для кожи толщиной более 1,2 мм можно использовать горячее тиснение. В этом случае для оттиска клише подвергаю нагреву.

Очень популярный способ – тиснение фольгой. Этот метод дает потрясающий результат, при условии, что подобраны правильные материалы. И проявлена достаточная аккуратность при выполнении тиснения.

Проба пера

Можно попробовать свои силы в домашнем тиснении на коже, украсив золотым оттиском блокнот или сумочку. Для этого предлагается простой мастер-класс, который даст представление о сложности выполнения тиснения на коже.

Нужно подготовить:

  • твердую поверхность;
  • утюг;
  • термофольга. Несмотря на пробный опыт, к выбору фольги нужно подойти ответственно, чтобы не испортить ожидаемый результат;
  • плоский металлический предмет с выпуклым рисунком на поверхности, который будет использоваться в качестве клише;
  • отрез кожи или предмет, на котором нужно сделать тиснение.

Порядок действий:

  1. Кладем кожу или выбранный кожаный предмет на твердую поверхность;
  2. Вырезаем фольгу по размеру выбранного рисунка;
  3. Прикладываем вырезанный кусочек термофольги к коже;
  4. Нагретый утюг ставим на фольгу и держим на ней примерно 60 секунд;
  5. Когда термофольга прогреется достаточно хорошо, снимаем утюг и немедленно прикладываем к ней клише (металлическую пуговицу с рельефным рисунком);
  6. Сильно давим на клише в течение минуты.

Это очень упрощенный вариант тиснения, но даже в этом случае важно достаточно долго выдержать горячий утюг и затем клише на фольге, чтобы результат не разочаровал.

Кожаные вещи и предметы из кожи всегда относились к дорогому сегменту рынка. А различные технологии тиснения на коже переводят эти предметы из разряда дорогих в разряд роскошных. Считается, что только богатые люди могут позволить себе вещи с именным или высокохудожественным тиснением. Но современные технологии сделали их доступными для большинства людей, желающих иметь что-то неординарное и уникальное.

Также эти технологии дают возможность проявить свое мастерство творческим людям с богатым художественным воображением и желанием создавать эксклюзивные предметы.

Видео по теме статьи

В данной статье мы расскажем об истории появления и основах технологии тиснения, опишем различные методы получения рельефных изображений на поверхности натуральной кожи, приведем описание необходимых для выполнения этой операции инструментов, а также постараемся дать несколько ценных рекомендаций, которые могут оказаться полезными на различных стадиях изготовления и декорирования ваших авторских изделий.

Что представляет собой тиснение по коже

Несмотря на то, что обработка шкур животных и выделка натуральной кожи являются древнейшими из ныне известных ремесел, термин «тиснение», как и сама технология, появились спустя несколько тысячелетий после того, как люди уверенно освоили различные методы заготовки шкур и стали широко использовать их в быту. Пожалуй, наиболее древним из ныне сохранившихся свидетельств применения данной технологии можно считать ископаемую глиняную посуду, на которой первые представители гончарного ремесла ставили свое клеймо при помощи нехитрых штампов. Большая часть такой посуды датируется периодом 4 500 - 4 400 лет до н.э., однако в отдельных регионах нашей планеты были найдены фрагменты примитивной глиняной посуды, которой древние люди пользовались еще за 10 000 лет до н.э.

В дальнейшем технология тиснения получила закономерное развитие и начала применяться более широко, в частности, для набивки различных орнаментов на ткань: мастер сначала вырезал определенный узор на деревянном клише, покрывал его красителями, а затем под давлением переносил изображение на ткань. Впоследствии, уже в позднем средневековье, метод переноса изображения с покрытого красителем клише на бумагу вместе с развитием искусства тонкой обработки металлов заложили основы технологии производства гравюр, и, как следствие, стали родоначальниками массового книгопечатания.

Переходя непосредственно к тиснению по коже, для начала постараемся дать максимально емкое и содержательное определение данной технологии: тиснение, или штампование – это частичная или полная обработка поверхности натуральной кожи при помощи давления, оказываемого различными специализированными инструментами с применением техники резьбы, либо без нее. Тиснение может проводиться в условиях промышленного производства для придания правильной фактуры полулицевой и корректированной коже, создания имитации текстуры кожи экзотических животных, либо наноситься на кожу вручную при помощи различных штампов, оттисков и клише. Именно таким способом в домашних студиях и мелкосерийных мастерских на поверхность изделий из натуральной кожи наносятся различные рельефные узоры, рисунки, логотипы и надписи.

В художественном плане ручное тиснение по коже дает мастеру практически неограниченную творческую свободу и обеспечивает бесконечное разнообразие вариантов эксклюзивного оформления изделий благодаря тому, что нужные штампы и клише можно приобрести в специализированных магазинах, заказать у опытных мастеров, либо изготовить самостоятельно. Поскольку ручное тиснение по коже является достаточно кропотливым, трудоемким и ответственным процессом, то для выработки навыка и получения стабильного результата вам придется запастись терпением, качественным инструментом, а также кожей определенной выделки, предназначенной специально для тиснения или хорошо подходящей для этой технологической операции.

Инструменты для тиснения по коже

Приведем перечень инструментов, являющихся необходимым и в большинстве случаев достаточным набором для выполнения тиснения по коже:

Наборы различных штампов, оттисков и клише – приобретаются в специализированных магазинах, изготавливаются самостоятельно или на заказ;

Поворотный нож со сменными насадками различных размеров и форм – инструмент для вырезания изображений на поверхности кожи. Используется при более продвинутых способах тиснения с применением техники резьбы по коже;

Удобный молоток, который не повреждает штампы и имеет минимальную отдачу при нанесении удара – такими качествами обладают специальные нейлоновые молотки, широко применяемые в кожевенном деле;

Пластиковые или деревянные стилусы для выдавливания контуров изображений на поверхности кожи;

Колесные маркеры для разметки кожи и проведения рельефных линий на обрабатываемой поверхности;

Наборы надфилей с различными профилями для изготовления, доводки и корректировки штампов;

Ровное деревянное основание, которое будет служить подложкой для обрабатываемой кожи при выполнении тиснения;

Мягкая губка для смачивания кожи с целью ее размягчения непосредственно перед началом тиснения;

Полезные мелочи, к которым можно отнести всевозможные трафареты с изображениями растений, животных, этническими орнаментами и популярной символикой.

Натуральная кожа для тиснения

Вам также необходимо запастись и некоторым количеством кожи растительного дубления – особой разновидности натуральной кожи, предназначенной специально для тиснения, штампования и резьбы. Благодаря специфической технологии выделки приданный такой коже художественный рельеф со временем не расправится, не сгладится и не утратит живости.

По большому счету, тиснение можно наносить практически на любую натуральную кожу, однако далеко не каждый вид кожи и метод штампования способны обеспечить устойчивость рельефа в течение достаточно продолжительного времени. Например, неглубокое или незакрепленное тиснение, нанесенное на кожу хромового дубления, со временем может «поплыть».

Если вы не обладаете достаточным опытом, то в процессе обучения данной технике вы сами экспериментальным путем сможете понять, какая кожа подходит для ваших производственных нужд лучше других. Однако для экономии времени и сил мы все же рекомендуем вам прислушиваться к советам опытных мастеров по выбору натуральной кожи, способной обеспечить высокое качество и долговечность тиснения.

Методы тиснения кожи

Все виды, методы и способы тиснения натуральной кожи можно разделить на две основные категории – холодное и горячее. Такое разделение продиктовано не только разницей в рабочей температуре штампов, но и отличиями в получаемых результатах.

Холодное тиснение обычно применяется в случаях, когда на гладкую кожу необходимо нанести несложный узор, надпись или простое клеймо. Для холодного тиснения подходят кожи толщиной от 0.8 до 1.2мм. Впрочем, толщина материала при данном способе не имеет решающего значения, поскольку определяющей является индивидуальная способность кожи держать полученный рельеф без дополнительной термической обработки.

Отделка горячим тиснением основана на способности кожи принимать и сохранять устойчивый оттиск после надавливания на нее металлическим штампом, разогретым до температуры 60-140°C. При выполнении горячего тиснения в домашних условиях оптимальная степень нагрева штампа обычно определяется экспериментальным путем для каждого отдельного типа кожи. При этом наиболее точные замеры температуры рабочей поверхности штампа удобнее всего производить при помощи специального бесконтактного термометра – пирометра. Для горячего тиснения подходит кожа толщиной от 1.2-1.4мм.

В технологическом плане нанесение рельефных изображений на поверхность натуральной кожи можно разделить на четыре вида:

Слепое (блинтовое) тиснение – применяется в случаях, когда на коже необходимо получить оттиск с гладкой структурой. Выполняется следующим образом: на ровном участке кожи перпендикулярно поверхности располагается штамп, а затем по нему наносится удар молотком. Если в качестве штампа используется наборное клише, то все составные детали изображения должны находиться в одной плоскости. При слепом тиснении глубина и четкость полученного оттиска напрямую зависят от силы давления на штамп, т.е. от силы удара по штампу. Данный вид тиснения бывает холодным или горячим, но не слишком высокотемпературным, так как существует риск перегрева и порчи кожи;

Тиснение фольгой – суть метода заключается в размещении между штампом и поверхностью кожи тонкой металлической фольги, смазанной клеящим составом на основе воска. Под давлением штампа фольга пропечатывается в образованный рельеф и затем схватывается с кожей. Глубина рельефа при тиснении фольгой обычно меньше, чем при слепом тиснении, однако данный метод позволяет получать сложные многоцветные изображения и осуществляется исключительно горячим способом;

Конгревное тиснение – нанесение на поверхность кожи рельефных изображений методом прессования с применением металлической фольги или без нее. При такой технологии кожа располагается между пуансоном и матрицей (клише для конгрева), а затем прессуется. Для конгревного тиснения подходит только тонкая пластичная натуральная кожа, а клише производятся исключительно из металла. Конгревное тиснение проводится как горячим, так и холодным способом;

Текстурирование – данный метод тиснения применяется на одном из этапов выделки кожи для придания нужной фактуры ее поверхности. Чаще всего текстурирование используется для обработки лицевой поверхности корректированной кожи после ее шлифования, а также для создания имитация фактуры кожи экзотических животных на поверхности кожи КРС . Суть такой технологической операции заключается все в том же прессовании, однако при этом клише выдавливает однородный неглубокий узор не на относительно маленьком участке, а на всей поверхности куска кожи.

Выполнение слепого тиснения по коже

Для примера пошагово рассмотрим процесс холодного слепого тиснения по коже, поскольку данный способ является наиболее доступным для понимания и повторения. В самом простом случае выполнение такого тиснения состоит из следующих этапов:

1. В первую очередь необходимо выбрать и подготовить кусок натуральной кожи подходящего размера и толщины. Для выполнения качественного тиснения лучше всего подходит кожа растительного, синтанного или хромтаннидного дубления.

2. Выбирается или изготавливается штамп с рельефным оттиском клейма, логотипа, надписи или изображения в масштабе 1:1. Если изображение или надпись не являются обратимыми, т.е. в зеркальном отображении выглядят задом наперед, то изображение и/или надпись на штампе должны быть отображены зеркально относительно вертикальной оси, проходящей по краю оригинального изображения и/или надписи. В случае обратимых изображений и надписей, симметричных относительно проходящей по их центру вертикальной оси, оттиск на штампе изготавливается и переносится как есть.

3. При использовании кожи растительного дубления вся поверхность куска (а не только место будущего тиснения) тщательно смачивается чистой теплой водой при помощи губки. Важно равномерно увлажнить всю поверхность кожи во избежание водных подтеков после ее высыхания. Для того, чтобы кожа размягчилась и стала пригодной для тиснения, обычно требуется не менее получаса, однако этот временной промежуток может варьироваться для кожи различной выделки и толщины. Также крайне важно не размачивать кожу сверх меры, иначе вместо аккуратного рельефного оттиска вы получите нечто бесформенное и крайне неэстетичное. Объем воды должен быть таким, чтобы она все еще продолжало впитываться, но кожа при этом уже не успевала подсыхать. Как только появятся первые признаки того, что кожа прекратила активное поглощение воды, процесс увлажнения необходимо остановить.

4. Штамп и молоток располагаются в удобном месте для оперативного доступа, кожа размещается на ровной твердой поверхности, а под кожу подкладывается подложка из дерева или плотной резины.

5. Когда кожа начнет постепенно возвращать свой оригинальный цвет и станет прохладной на ощупь, то она готова к тиснению. Признаком готовности кожи также является ее подсохший лицевой слой. Начиная с этого момента кожа в достаточной степени размягчилась, а в ее внутренних волокнах осталось оптимальное количество влаги для начала процесса штампования.

6. Штамп ставится строго перпендикулярно поверхности кожи и надежно фиксируется, а затем по нему наносится точный одиночный удар молотком. Необходимо помнить о том, что в данном случае глубина и четкость получаемого оттиска напрямую зависят от силы и точности удара по штампу, а также от степени мягкости кожи. Как правило, мягкие разновидности кожи поддаются тиснению на нужную глубину с первого удара. Более жесткие или плотные виды кожи могут подвергаться тиснению в несколько проходов. Однако вне зависимости от толщины и плотности кожи в результате мы должны получить четкий рельефный оттиск равномерной глубины по всей площади изображения.

7. После того, как желаемый оттиск получен, кожа протирается и сушится в естественных условиях до полного высыхания.

В качестве дополнительного, но совсем не обязательного завершающего штриха готовое рельефное изображение можно "оживить" при помощи красителей, подходящих к выбранному типу кожи. В таком случае после окончательного высыхания красителя полученный рисунок закрепляется специальными составами-фиксаторами, а затем тщательно полируется при помощи мягкой ткани или шерстяного войлока.

Также стоит упомянуть о том, что для нанесения выпуклых изображений на лицевую поверхность тонкой кожи ее тиснение следует проводить с бахтармяной стороны, однако процесс получения таких изображений сопряжен с определенными нюансами: во-первых, штамп с изображением нужно всегда готовить в прямом, а не зеркальном отображении, а во-вторых, после выполнения тиснения полученный рельеф следует смазать клеем ПВА с изнаночной стороны и при необходимости подклеить под него подложку из куска кожи. Однако, если вы хотите получить по-настоящему качественный и долговечный выпуклый оттиск на поверхности кожи, то следует использовать не ручное, а конгревное тиснение на прессе.

Где найти больше материалов по тиснению кожи?

Даже если у вас не получается овладеть искусством тиснения по коже настолько профессионально и быстро, насколько вам бы хотелось, то постарайтесь не отчаиваться и ни в коем случае не останавливаться на достигнутом. После того, как вы набьете руку и станете достаточно опытным в этом непростом и кропотливом деле, вы не только получите желание и возможность «оживить» собственную одежду, обувь и аксессуары, но и всегда сможете изготовить штучные эксклюзивные вещи на заказ, а также порадовать своих близких по-настоящему оригинальными персонифицированными подарками.

Выкладывай работы и технологии. Мы тебе не конкуренты, можешь смело делиться.

В этом деле вообще нет конкурентов. Все делятся и помогают друг другу. Потому что понимают что в современном мире все проще и дешевле заказать в Китае, а индивидуальное производство не выгодно. Двадцать лет назад у нас в гильдии было в 2 или 3 раза больше людей. Сердце болит когда видишь что средний возраст мастеров где-то 50-60. Старики умирают, а смены нет. Я один из самых молодых.

Евгений -расскажите как готовить кожу перед работой. Обычной водой смачивается или есть специальные составы защищающие от лишней влаги и удержания продавленного рисунка.

И красители и лаки на какой основе. Подробнее о них.

Как готовить кожу перед работой:

Кожа смачивается обычной водой, специально готовить ничего не надо. Есть специальные составы для смачивания, но я не видел чтобы ими кто-то пользовался. Секрет правильного смачивания в том, чтобы влаги было не слишком много или слишком мало. Если кожа слишком влажная, штамп будет отскакивать как от резины, и рисунок не будет таким четким. Если влаги недостаточно, то волокна кожи будут по-прежнему прижаты друг к другу, и штамп не сможет уплотнить их там где нужно.

Самый простой способ определить "готовность" кожи для работы: когда кожа впитывает воду, она темнеет. Нужно подождать несколько минут пока ее цвет начнет возвращаться к исходному.

Мастера советуют смачивать кожу не губкой, а окунанием в воду, или даже замачиванием. После этого ее кладут на 12-24 часа в холодильник. Потом вынимают и ждут когда ее цвет начнет возвращаться. Во время работы накрывают стеклом ту часть рисунка который уже смочен, но над ним в данный момент не работают - чтобы его влажность не изменялась. Однако это уже высший пилотаж, я так никогда не делал.

Про красители :

Красители бывают 3х видов: краски, морилки (dye) и старители (antique - честно не знаю как этот тип красителя правильно называется на русском).

Краски остаются на поверхности, морилки впитываются между волокон кожи. Соответственно морилки более устойчивы к механическим повреждениям поверхности, их используют там где кожа будет касаться - ремни, седла. Так как краски остаются на поверхности, их можно стереть или повредить. Плюсы красок в том, что они намного более яркие чем морилки и краской можно закрыть другую краску. Теоретически, несколькими слоями белой краски можно закрыть черную. С морилкой так не получится, там всегда нужно начинать со светлой и (если нужно) продолжать более темной.

Морилки между собой отличаются цветом и основой. Цвета бывают синий, зеленый, красный, желтый, но их оттенки не выпускают и если нужно получить оттенки, морилки можно смешивать между собой.

Небольшое отступление про смешивание красок и морилок .

При смешивании необходимо учитывать какие цвета дополняют друг друга, а какие противоположны. Например если смешать синий и желтый, то будет зеленый. А если синий и оранжевый, то будет грязь непонятно коричневого цвета.

Традиционно используют морилки коричневых оттенков, и именно этих оттенков продается большое количество.

Основа морилок.

Они бывают на водной, спиртовой и масляной основе.

Водные : не ядовиты, можно пользоваться детям, не нужно проветривание, легко изменять их концентрацию добавлением воды из крана, хорошо смешиваются на коже потому что не так быстро высыхают. Минус: они не такие яркие как спиртовые и масляные.

Спиртовые : более яркие чем водные. Минус: быстро высыхают, во время покраски предыдуший мазок не всегда хочет смешиваться с новым. На видео вверху я пользуюсь спиртовой морилкой.

Масляные : самые дорогие. Их главный плюс в том, что все другие морилки делают кожу более жесткой. Только морилки на масляной основе не изменяют жесткость кожи.

Этот ремень покрашен морилкой на водной основе:

Основа красок.

Краски бывают на водной или акриловой основе. Водные краски выпускают специально для кожи. Они более тусклые и мне лично не нравятся. Акриловые краски можно использовать любые, на них не должно быть написано что они сделаны специально для кожи. Естественно, чем выше качество краски, тем лучше она будет себя вести во время покраски, и потом, когда высохнет. Я пользуюсь красками фирмы Liquitex, они дорогие (купил на распродаже! :)) но того стоят. Этот рисунок покрашен акриловой краской:

Плоский лист с рисунком:

Лист согнут в трубу:

старители (antique) - это краска на водной основе которая "не прилипает". Ей покрывают весь рисунок, а потом вытирают влажной тряпкой или бумажным полотенцем. После этого краска остается только в углублениях и подчеркивает контуры рисунка.

Защитные слои

Когда рисунок вырезан и выдавлен, и Вы на 90% довольны работой (даже если другие не видят, там все равно есть ошибки и проблемы которые видны Вам....) кожу покрывают защитным слоем чтобы она не впитывала воду, не портилась, не гнила. Защитные слои бывают нескольких типов.

Историческая защита кожи это масло или воск . Воск остается на поверхности, масло проникает вглубь. Минусы обоих - их нужно периодически обновлять.

Акриловые защитные слои - хорошо защищают, хорошо держатся на коже. Бывают блестящие и матовые.

Также есть много современных продуктов на основе масла или жиров

Нужно добавить что краски и защитные слои обычно используются только на лицевой (grain) стороне кожи. Чтобы защитить внутреннюю сторону (suede), склеивают и/или сшивают два куска кожи внутренней стороной друг к другу.

Изменено 29 октября 2013 пользователем maker2013