Гильоширование своими руками в домашних условиях. Гильоширование

Мастер-класс по гильошированию с пошаговым фото «Гербера»

Севостьянова Наталья Валерьевна педагог дополнительного образования МОАУДОД "ЦРТДЮ "Созвездие" г.Орска", г. Орск, Оренбургской обл.
Предназначен: для школьников среднего и старшего возраста, для педагогов, родителей, воспитателей.
Использование: в качестве подарка, для украшения интерьера и картин.
Цель: расширение знаний о приёмах изготовления цветов в технике выжигания по ткани на занятиях декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
- обучать приемам работы с тканью, новым способам изготовления цветов из ткани;
- развивать творческие способности, воображение, пространственное мышление;
- воспитывать аккуратность, эстетический вкус, интерес к работе с тканью;
- учить красиво, эстетически грамотно оформлять композицию, учитывая форму, величину, цвет.

Немного о гильошировании

Гильоширование (выжигание по ткани) - техника рукоделия, подразумевающая отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.
Автором оригинального метода обработки тканей, получившего название «гильоширование», стала Зинаида Петровна Котенкова. Впервые метод был разработан в 1980-е годы в Рыбинске, а в 1990 году было получено авторское свидетельство на изобретение. Зинаида Котенкова сотрудничала с модельером Вячеславом Зайцевым, а также получила благодарственное письмо от Энне Бурды, создательницы журнала «Burda Moden».
Гильоширование стало популярно в России и за рубежом. С его помощью можно изготовить изделия с применением аппликации: салфетки, панно, закладки, открытки, записные книжки, кружевные изделия в стиле ришелье и т. д.
Для гильоширования подходят только синтетические ткани, так как они при нагревании не горят, а плавятся и становятся клейкими: атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, ткани с люрексом, искусственный шёлк, тонкий и плотный трикотаж, бархат, панбархат и т. д. Инструментом гильоширования является аппарат для выжигания по дереву или паяльник с небольшими доработками.
В гильошировании наряду с синтетическими тканями широко используется шелк. Он обладает прекрасной клейкостью, что так важно для создания интересных работ.
Это редкий вид декоративно-прикладного творчества, таит в себе большие возможности. Ажурные воротнички и платочки, салфетки и шторы, выполненные по новой технологии, украсят окружающий вас мир.
Гильоширование (выжигание по ткани) – современный и увлекательный вид рукоделия. Его преимущество состоит в том, что на изготовление изделия требуется значительно меньше времени, чем на изделие, выполненное в технике вышивки. Круглую салфетку диаметром 15–20 см или воротник средних размеров можно выполнить за 1,5–2 часа.
Выжигание по ткани основано на свойстве тканей из химических волокон – плавиться и склеиваться под действием высокой температуры.
Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, записные книжки, а кроме того кружевные изделия в стиле ришелье: воротники, шарфики и конечно же цветы.

Гербера – латинское Gerbera - семейство Астровые.
Герберы растут в Южной Африке, на Мадагаскаре, а так же в тропической Азии. Поражает красота и разнообразие окраски Гербер, они могут быть любым цветом, кроме синего.
Выращивают Герберы во всём мире, как красивоцветущие декоративные растения - на срезку, как комнатные цветы и как садовые растения.
Впервые Герберы были описаны в 1737 году голландским ботаником Яном Гроновиусом и названы им в честь своего коллеги, немецкого врача и ботаника Трауготта Гербера, который занимался исследованием лекарственных растений в России и был директором Аптекарского огорода, позднее - он был назван ботаническим садом. Встречается и другая версия происхождения названия - от латинского herba – трава.
Хрупкие Герберы, привезенные из далекой Африки, не прижились в Европе. Но в 1878 году шотландским золотоискателем Робертом Джемсоном был найден необычный цветок, оказавшийся новым видом Герберы.
Селекционеры занялись скрещиванием Гербер, и было получено множество различных видов. Но цветы все же были очень восприимчивы к болезням и гибли. И только к середине прошлого века, селекционерам все же удалось повысить устойчивость растений к болезням и получить цветы с большими соцветиями эффектных окрасок.
Сейчас эти удивительные цветы радуют нас своей простотой, скромностью и в тоже время необыкновенной красотой и изящностью.

Легенда о гербере
Нимфа лесная когда-то жила,
Гербой красавица эта звалась.
Очень красива! Восторг вызывала!
Глядя на нимфу, душа расцветала!

Нравилась всем и ловила лишь взгляды,
Вдруг поняла, что другое ей надо…
«Как утомляет всё это вниманье,
Я бы хотела другого признанья!

Стану цветком незаметным и скромным,
Непритязательным, радости полным.
Светлым, открытым и для настроенья…»
Стала герберой... Прошло превращенье.
автор Наталия Ушенина
Необходимые материалы для изготовления: подкладочная ткань для цветка (в нашем случаи розовая) – 50Х50 см, ткань кристалон черного (зеленого или желтого цвета) для сердцевины цветка – 5 Х 30 см, ткань креп атлас зеленого цвета – 5 Х 10 см, проволока для стебля диаметром 2мм, креповая бумага зеленого цвета, плоскогубцы, клей ПВА, выжигатель, стекло, железная линейка, ножницы, шаблоны из аллюминевой фольги, кусочек мыла или мела, стеклянный пузырек диаметром 2 см.


Изготовление цветка начинаем с изготовления сердцевины. Для этого берем ткань кристалон черного цвета шириной примерно 3 – 4 см и длинной 25 – 30 см. Так как сердцевина у Гербер бывает и желтой и светло зеленой, то можно взять эти цвета. Укладываем полоску на стекло и при помощи выжигателя и железной линейки обрезаем края полоски со всех сторон. На лицевой стороне полоски, в длину проводим линии отступив от верхнего и нижнего краев по 5 - 7 мм. Укладываем полоску на стекло и при помощи выжигателя делаем нарезку в технике «Лапша» в середине нашей полоски, т.е. между прочерченными линиями.


Техника «Лапша». На ткани проводятся две в горизонтальные параллельные линии на определенном расстоянии. При помощи железной линейки и выжигателя соединяем две эти параллельные, проводя линии перпендикулярные им. Каждая последующая линия проводиться параллельно, ниже предыдущей на расстоянии 1 – 2 мм. Таким образом, нарезаем по всей длине полоски до необходимого размера (длины).
Получившуюся полоску складываем пополам в длину, соединив противоположные края полоски выжигателем через каждые 3 – 4 см. Заготовка сердцевина готова.


Верхний край проволоки загнуть при помощи плоскогубцев на 5 мм (если проволока тоньше, то ее сложить пополам). В образовавшуюся петлю вставляем край заготовки сердцевины и зажимаем плоскогубцами.


Закручиваем нашу заготовку вокруг проволоки фиксируя ее выжигателем. Обязательно следим за тем, чтобы нижний край заготовки ложился ровно и не смещался, образуя «шляпку»


Край заготовки хорошо фиксируем выжигателем. Боковой стороной иглы выжигателя оплавляем нижний край получившейся «шляпки – сердцевины», для прочности и для того чтобы она не потеряла форму.


Стебель с сердцевиной готов.


Приступаем к изготовлению соцветия. Подкладочную ткань складываем в двое, укладываем на стекло и при помощи выжигателя и шаблона лепестка, вырезанного из алюминиевой фольги (размер лепестка 1,5 х 5 см), вырезаем лепестки.


Шаблон плотно прижимаем к ткани и иглой выжигателя обводим его со всех сторон, стараясь не допускать смещения. Иглу выжигателя держим перпендикулярно стеклу, так края будут ровными и красивыми. Убираем шаблон и поддев вырезанный лепесток краем шаблона, снимаем его со стекла и откладываем в сторону. Шаблон укладываем снова на ткань, располагая его как можно ближе к уже вырезанному. Таким образом, вырезаем 40 – 46 лепестков.
Обрабатываем нижний край лепестка. Боковые стороны загибаем в центр лепестка и фиксируем при помощи выжигателя (иглой выжигателя ставим точку на краю лепестка после сражу прижимаем пальцем, чтобы края склеились между собой)



Обрабатываем таким образом все лепестки.
Основа для соцветия. При помощи монеты вырезаем выжигателем круг диаметром 2 см. Складываем его пополам и при помощи линейки, по сгибу отрезаем под углом от края к центру по 2 мм с обеих сторон. Затем деталь выворачиваем. Основа для соцветия в форме конуса готова.


Крепим лепестки к основе. Прикладываем лепесток к основе и припаиваем его выжигателем к основе, т.е. ставим выжигателем точку и затем прижимаем пальцем.
Внимание! Так как оплавленная ткань горячая, работу надо проводить осторожно, так как можно обжечься.


Рядом с первым лепестком укладываем следующий лепесток и прижигаем его таким же образом, что и первый. Таким образом крепим и последующие лепестки первого ряда, размещая их рядом друг с другом. Второй ряд крепим так же как и первый, располагая лепестки второго ряда между лепестками первого (в шахматном порядке). Так крепим все лепестки, в шахматном порядке в последующих рядах, пока все лепестки не закончатся. Соцветие готово.


Переходим к изготовлению малых лепестков. От куска ткани отрезаем полоску длиной 30 – 40 см со скощенным верхом, одна боковая сторона которой равна 1,5 см, а другая 2,5 см.


Отступив от нижнего прямого края 2 – 3 мм нарезаем нашу полоску на лепестки шириной 4 – 5 мм на всю оставшуюся высоту и до конца полоски.


Получилась полоска с узкими лепестками


Берем стеклянный пузырек диаметром 2 см и накручиваем на него полоску с малыми лепестками, начиная с меньшего края в 1,5 см, нижний край уравниваем


При помощи выжигателя скрепляем нижний край малых лепестков в четырех местах (полностью по окружности весь край фиксировать не надо), главное зафиксировать начало и конец полоски.


Малые лепестки готовы.


Переходим к сборке цветка. На стебель с готовой сердцевиной надеваем заготовку с малыми лепестками и при помощи выжигателя аккуратно фиксируем их на сердцевине цветка несколькими точками.



центре заготовки соцветия делаем выжигателем отверстие и одеваем его на стебель фиксируя с изнаночной стороны выжигателем.


Из креп атласа зеленого цвета сложенного вдвое вырезаем круг диаметром 2,5 - 3 см (для этого модно использовать 5-ти рублевую монету). Изготавливаем чашелистик. Складываем его пополам и при помощи линейки, по сгибу отрезаем под углом от края к центру по 2 мм с обеих сторон. Деталь разворачиваем, складываем снова пополам, совмещая уже обрезанные края и также при помощи линейки, по сгибу отрезаем под углом от края к центру по 2 мм с обеих сторон.


Получилась деталь в форме конуса срезанная с четырех сторон. Затем деталь выворачиваем.


При помощи выжигателя верхний край чашелистика оформляем волнистой линией. В вершине чашелистика делаем отверстие выжигателем.


Чашелистик надеваем на стебель и аккуратно фиксируем при помощи выжигателя – иглой проводим между чашелистиком и изнаночной стороной соцветия и сразу же прижимаем детали друг к другу. Так же можно использовать клеевой пистолет или клей «Титан».

Для гильоширования (выжигание по ткани) нужно использовать только синтетические ткани, которые не горят, а плавятся. Перед началом работы прочность и клейкость ткани проверяется на небольшом отрезке. Кроме специального прибора выжигателя для работы можно переделать обычный выжигатель по дереву, заменив иглу.

Гильоширование по ткани

Для создания салфетки в технике гильоширования понадобится:

  • ткань из синтетического волокна размером 20х20 сантиметров;
  • серебристый кусочек ткани для создания орнамента;
  • заостренный заточенный паяльник или выжигательный аппарат по дереву – прибор для гильоширования;
  • лист бумаги с нарисованным узором орнамента;
  • монета для оформления краев салфетки;
  • стекло;
  • лампа.

Порядок создания салфетки в технике гильоширования:

Для начала нужно подготовить рабочую зону.

Ставим стекло, а под ним размещаем лампу.


На стекло кладем лист бумаги с нарисованным узором орнамента салфетки, а сверху узора кладем серебристую ткань к бумаге лицевой стороной. На ткани будет отражаться узор с бумаги. С помощью выжигателя или паяльника обводим все контуры орнамента.

Узор вместе с тканью должен остаться на бумаге, а лишнюю ткань, которая обрезалась по контуру, нужно осторожно убрать.


Используя нож, убираем все мелкие, уже предварительно вырезанные, участки ткани на узоре.


Узор остается скрепленный с листом бумаги. Сверху на скрепленный с бумагой узор накладываем основную ткань 20х20 сантиметров лицевой стороной к листу бумаги. Расположите ткань так, чтобы узор оказался в желаемом месте. В данном примере узор будет в уголке салфетки. С помощью выжигателя или паяльника нужно точечно прихватить узор в нескольких местах. Сразу же после прихвата участка ткани нужно придавливать пальцами нанесенную паяльником точку, чтобы узор и ткань плотно сцепились между собой.

Используя нож, аккуратно поддевая всю салфетку вместе с узором, нужно отделить ее от листа бумаги. Таким образом узор получается переведен на ткань.


Следующим этапом нужно паяльником или выжигателем точечно пройтись по всему нанесенному узору, не забывать прижимать пальцами узор к ткани. На желаемых участках будущей салфетки в качестве декора на узоре можно сделать несколько сквозных отверстий. Таким образом отделка станет ажурной.

По внешнему контуру отделки нужно паяльником или выжигателем обрезать всю лишнюю основную ткань.


Весь контур салфетки оформляем с помощью монетки.


Для большей ажурности и в качестве дополнительного декорирования салфетки в каждом вырезанном полукруге можно сделать сквозное отверстие.


В данной технике можно так же сделать многослойные рисунки. Каждый раз слоя ткани между собой нужно точечно, но тщательно скреплять.

Гильоширование на коже


Существует и другое направление гильоширования, в котором обработке поддается кожа. При этом выжигатель используется не для создания отверстий в материале, а для нанесения рисунка.

Для овладения данным искусством также понадобится некоторая практика, поэтому прежде чем обрабатывать изделие, которое вы желаете украсить, потренируйтесь на ненужных отрезках кожи.

Выберите подходящую вещь, на которую вы будете наносить рисунок – например, кожаную сумку или кошелек. Для начала подойдет не новое изделие, которое в случае чего не жалко будет испортить. Помните о том, что для создания контрастного рисунка лучше обрабатывать кожу светлых оттенков.


Подготовьте рисунок, который будете переносить на кожаное изделие. Лучше всего будут смотреться, например, растительные элементы, а вот геометрические точные фигуры лучше не использовать. Выбранный рисунок перенесите на кальку.

Теперь рисунок нужно тонкими штрихами перенести на кожу. Для этого вам понадобится булавка или толстая игла.


После этого переходите к непосредственному выжиганию рисунка. Делайте это медленно, не напрягая руку.

Трафареты и схемы

Используйте в работе нижеприведенные универсальные трафареты и схемы.





Часто кладут по гильошированной поверхности. Попробуем детально разобраться с терминами. На главном фото этой статьи характерный пример, увы жаль, что пришлось отколоть кусочки эмали, чтобы вам показать как это все получается, про реставрацию эмалей можно почитать по ссылке
Все ссылки активны, вы можете изучать ту или иную технику более детально с наглядными примерами – не стесняйтесь и не гнушайтесь знаний, они лишними не бывают!

Гильош (от фр. guilloché – узор из волнистых линий) – орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий (причем линии, повторяющие направление, строго параллельны только между собой), переплетающихся между собой. Появился давно и наиболее активно использовался для лепных украшений в классической архитектуре. Гильоши встречаются в романской архитектуре, архитектуре ренессанса и неоклассицизма.

В ювелирной промышленности, в производстве столового и бытового серебра, а так же в изготовлении корпусов часов нам нужно знать и понять, что такое термин гильоше и что он обозначает.

гильоширование

Гильоше (франц. guilloche от guille - «кавычка, закорючка») – декоративная токарная обработка и техника декорирования изделий из твердых материалов: различных металлов (по большей части благородных), слоновой кости, дерева и др. Смысл гильошировки заключается в нанесении на поверхность тонкого гравированного узора из волнообразных, параллельных либо пересекающихся штрихов в правильной геометрической последовательности. На поверхности вращающейся заготовки вырезается некий геометрический узор. Если станок наносит прямые линии, то в таком случае заготовка совершает поступательные движения. Мастер создает сложнейшие геометрические узоры путем медленного расчерчивания заготовки, линия за линией.

В современном промышленном производстве осуществляется с помощью специальных машин типа токарного станка с вращающимся барабаном и резцом (гильоше ), работающих по заданной программе. Но похожая техника использовалась в средневековых изделиях – без станка, вручную, резцом типа гребенки. Кстати даже в производстве фарфора, во второй половине XVIII века на Севрской фарфоровой мануфактуре применяли технику «guillochage»: сквозь слой прозрачной глазури просвечивает гравированный геометрический орнамент.

Предполагается, что именно великий учёный и живописец Леонардо да Винчи, увлекшись резьбой, разработал один из первых токарных станков. Примерно через сто лет после его смерти, в начале XVII века, на основе токарного станка (скорее всего на юге Германии) создали гильоширную машину для нанесения круговых узоров. Режущий инструмент, или гравёрный резец, изготавливался из стали или иного твёрдого металла. Находчивые до инженерных решений европейцы усовершенствовали станок, прикрепив приводной шнур к педали или подвесной пружине. Это значительно увеличило «мощность» станка, а самое главное позволило освободить обе руки, что облегчало управление резцом. Токарная обработка металлических поверхностей становилась всё более популярной.

В XVII и XVIII веках токарные станки и гильоширные машины европейского изготовления проникли в дома знати и особ королевской крови. Токарная резьба сделалась излюбленным занятием в часы досуга при дворах монархов Европы. Царь Пётр I, прусские короли Фридрих III и Фридрих IV, английский Георг III, а также французские Людовик XV и Людовик XVI лично занимались токарным украшением таких предметов, как шкатулки и компасы, которые мы и поныне видим в музеях. В мастерских этих монархов трудилось множество искусных токарей. Токарным делом увлекались не только мужчины, но и женщины, даже у королевы Виктории был станок. Именно в эту эпоху, эпоху увлечения механизмами, люди создали прекраснейшие образцы тонкой токарной работы.

Наибольший расцвет техника гильоширования получила в конце XVIII – XIX века и вплоть до начала XX, с расцветом популярности машинной гильошировки, применяемой в ювелирном искусстве.

Считается, что вершины объединения гильоширования и горячих эмалей добился . На самом деле, есть удивительные образцы из Дании, как минимум на полвека старше.

Мастера гравировали золото и серебро «лучами», «муаром», «колоском» или «волной», а затем покрывали тонким слоем прозрачной эмали нежных оттенков: розовых, палевых, голубых. После полировки эмаль «играла огнем» и рисунок менялся в зависимости от угла падения лучей света. Этот прием имел свое название: «tour a guillocher» (франц. «гильоше с поворотом»).

Красоту ручной обработки гильоше невозможно повторить примитивной имитаций штамповкой или . Хоть и получается красиво, но не передается красота и игра света настоящей гильошированной поверхности. Процесс гильоширования (а в старину абсолютно!) очень трудоемкий и дорогой. В наше время не каждая известная фирма по производству ювелирных изделий или часов может позволить себе содержание такого работника, как мастера гильошировщика .
Полезные статьи.

Всегда было интересно: как Фаберже делал свои прекрасные вещи?

Как у него получалось такое внутреннее свечение, которое в обыденной жизни меня мало где окружает?
Я расскажу, как делают это.


Знакомьтесь: технология гильоширования. Гильош - это штриховка на металле резцом, иногда покрытая сверху прозрачной эмалью.

Гильош создает удивительную игру света и пространства. Для меня гильош, как и весь Фаберже, - это окошечко в утерянный мир роскоши и силы.


Гильош впревые применил Бреге на корпусе своих часов, для того чтобы царапины, которые образуются в процессе эксплуатации, не так бросались в глаза. Этот гильош выглядел как окружности, уменьшающиеся по мере приближению к центру. Ширина канавок, образующих такие кольца, была около 0.3 мм. Позже гильош стали делать и на циферблатах, но текстуры имели уже более замысловатый вид.

С середины 18 века было создано множество сложнейших станков для нанесения гильоша.

Гильоширование может производиться двумя способами: токарной обработкой и фрезерной, с помощью так называемого фрезерного станка с пантографом.

Токарный станок для гильоширования - станок, на котором с помощью различных устройств резцу либо заготовке, закрепленной в патроне, придается движение с помощью шаблонов, копиров или более сложных устройств, например - "Розы шпинделя" (по-английски - "Rose engine").

В этом станке резец закреплен неподвижно, а патрон с закрепленным в нем циферблатом совершает всевозможные движения.

Фрезерный станок для нанесения гильоша - фрезерный станок с пантографом, который придает движение шпинделя от движения щупа по шаблону. (Отсюда)

Сейчас таких станков почти не осталось. Механика вытесняется ЧПУ. Ныне существующие механические станки с дедушкиной технологией произведены в период с 1850 по 1948 год.

Ископаемое механическое гильоширование наносят на циферблаты дорогих часов.

Например, Бушерон

by Записки Дикой Хозяйки

Что такое гильоширование, я узнала совсем недавно - мне рассказал об этом один знакомый, он же прислал схему инструмента для этого увлекательного рукоделия. Естественно, мне сразу захотелось попробовать, тем более, что, оказывается, есть книги и пособия, где подробно описывается техника гильоширования и даются схемы и описания рисунков.

Я узнала, что гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата, была разработана и запатентована Зинаидой Петровной Котенковой.

В Германии в 70-е гг. XIX в. ручная техника выжигания по ткани называлась пиротехникой. Благодаря оригинальности, изысканности и неповторимости художественного выжигания по ткани, им овладели многие мастерицы. Гильоширование популярно, как в России, так и за рубежом. Учатся основам этого искусства и дети, начиная с шести лет.

Достаточно быстро техника выжигания по ткани распространилась по стране и, хотя её защищало авторское свидетельство, полученное З.П.Котенковой в восьмидесятые годы, в разных городах отдельные мастерицы брали на себя ответственность первоисточника.

Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, записные книжки, а кроме того кружевные изделия в стиле ришелье: воротники, шарфики и т. д.

Попробовала гильоширование и я. Сначала было трудно, пока не приспособилась к инструменту, но узоры получались такие симпатичные, что работа увлекла.

Я попробовала обработать края шарфов, блузок. Вещи стали нарядными и нестандартными.

Правда для работы берутся только синтетические ткани, то есть ткани, которые не горят, а плавятся. Клейкость и прочность ткани проверяется на лоскуте. В качестве прибора для выжигания используется переделанный "выжигатель по дереву" (помните, раньше многие увлекались выжиганием по дереву). Схема для переделки предложена ПРАКТИКОМ. (Вы можете посмотреть статьи ПРАКТИКа в нашем журнале в разделе "Уютный дом")).


Вам потребуются еще некоторые инструменты: ножницы, пинцеты, коробки, альбомы, наждачная бумага и пр. - ничего сложного, все это найдется в любом доме. Кстати, вместо некоторых трафаретов я приспособила готовые чертежные лекала - это оказалось очень удобно.

Гильоширование требует аккуратности в работе. Она должна быть выполнена в единой цветовой гамме и соответствовать орнаментальной стилистике заданной композиции.

В технике гильоширования можно сделать массу красивых и полезных вещей, которые украсят ваш дом, гардероб. Опять же - получатся милые и оригинальные подарки для ваших подруг.

Когда я захотела проиллюстрировать свой рассказ, обнаружила у себя всего два платочка, а остальное, уже сделанное, было раздарено всем желающим. Поверьте, мои подруги радовались таким подаркам.

Показанные здесь образцы изделий взяты мной с сайта "Горячая игла". Это работы разных мастериц.

В технике гильоширования можно делать и аппликацию. Панно с аппликациями, расшитое бисером, стразами, с элементами вышивки, украсит интерьер любого дома.

Попробуйте, это совсем несложно!