Гештальт-подход в работе с детьми. Модель Вайолет Оклендер

Основатель модели:

Вайолет Окландер — доктор философии, признанный авторитет в области клинической психологии, семейной и гештальт-терапии, а также специального обучения детей.

В настоящее время живёт в Санта-Барбаре, штат Калифорния, где проводит обучение, консультации и супервизии детских и подростковых психотерапевтов всего мира. Она получила международное признание и несколько наград за вклад в области психического здоровья детей. Вайолет Окландер обращается к гештальт-терапии, как к эффективному методу работы с детьми всех возрастов, который применим не только для индивидуальных, но и семейных и групповых занятий.

Это семинар-практикум, который знакомит с основами и позволяет приобрести навыки работы в детьми и семьёй в Гештальт-подходе по модели Вайолет Окландер.

Цель курса: знакомство с моделью Вайолет Окландер, формирование и развитие практических навыков специалистов для работы сс детьми, подростками и их семьями (разбор конкретных случаев, работа с группой, обучение практическим навыкам).

Для кого?

  • Специалисты, работающие с детьми (психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты, педагоги, воспитатели, няни и др.).
  • Родители, взрослые, которые заинтересованы в гармоничном развитии своих детей.
  • Студенты (медицинских, психологических, социальных, педагогических факультетов), планирующих связать свою деятельность с работой с детьми.

Что даёт?

Благодаря нашей программе, основанной на модели Вайолет Окландер, вы сможете приобрести целый комплекс новых знаний и навыков:

  1. Понимание основных законов функционирования психики ребёнка, знакомство с особенностями развития и становления его индивидуальности.
  2. Ясность и последовательность действий в работе с ребёнком, благодаря конкретной пошаговой методике.
  3. Умение помогать ребёнку, искать собственные ресурсы, укреплять их и развивать особенности.
  4. Знание, как работать с конкретными проблемными ситуациями: трудности в обучении, нарушения поведения, зависимости, отношения с родителями, утраты, потери и др.
  5. Знакомство с особенностями работы сродителями: контракт, значимость просвещения родителей, обучение навыкам установления контакта с ребёнком и многое другое.
  6. Умение работать с сопротивлениями ребенка.
  7. Знакомство со способами самозащиты, умение быть внимательнее к собственному состоянию, бережнее относится к себе и лучше понимать происходящее в работе.
  8. Практические навыки для работы с детьми и семьей.

Как долго?

Весь курс = 6 модулей, периодичностью 1 раз в 2 месяца.

Один модуль = 3 дня (пятница с 15:30 до 21:00, суббота, воскресенье с 10:00 до 18:00).

Учебный план:

  • Модуль №1 — Представление модели В.Окландер. Контакт. Функции контакта. Чувство "Self". Контракт. Границы. Проблемы, возникающие на пути развития ребёнка. Первая сессия. Работа с проективными картами.
  • Модуль №2 — Работа с гневом и агрессивной энергией. Сенсорный опыт. Процесс терапии. Этапы терапевтического процесса. Сопротивление. Эмоции. Выражение эмоций. Работа с глиной.
  • Модуль №3 — Психосоматика. Энурез. Гиперактивный ребёнок. Замкнутый ребёнок. Игровая терапия. Песочница в гештальт-подходе. Теория "поля". Работа с "полем"- школа, родители, учителя.
  • Модуль №4 — Психотравма. Насилие над детьми. ПТСР. Родители с алкогольной, наркотической зависимостью. Дети и домашнее насилие. Самоподдержка. Работа с "Self". Усиления чувства собственного "Я". Работа с куклами-марионетками.
  • Модуль №5 — Зависимости-признаки, терапия зависимостей. Компьютерная зависимость у подростков. Работа с группой, очень маленькими детьми, сиблингами, подростками, семьями. Типы семей. Семейная терапия. Использование музыкальных инструментов в психотерапевтической работе с детьми.
  • Модуль №6 — Работа с утратой, горем, одиночеством (дети и подростки). Развод родителей. Экспериментальная работа-рисование, проективные карты. Супервизия отдельных случаев из практики участников (по модели В.Окландер). Консультационные кейсы.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Автор и ведущий курса Ольга Егорова специальный психолог, кандидат психологических наук, гештальт — терапевт, супервизор. Прошла обучение у Линн Стадлер, ученицы Вайолет Оклендер. Линн Стадлер - одна из двух тренеров в мире, официально сертифицированных по данной модели.

Работа с детьми в модели Вайолет Оклендер помогает ребенку:

  • Лучше чувствовать себя (свои потребности) - чувствовать опору внутри себя и иметь ясное чувство себя
  • Почувствовать больше счастья и дружелюбия в жизни, улучшить его способность контактировать с окружающей средой и людьми в его жизни.
  • Направлять и выражать глубокие чувства и эмоции безопасным, приемлемым способом (особенно агрессию)
  • Приобрести опыт чувствования себя, той части, которую он отрезал, ограничил, заблокировал.

​Программа курса

Модуль 1, даты проведения 02.02.2019 — 03.09.2019

Представление модели В. Оклендер. Контакт. Функции контакта. Чувство «Self». Контракт. Границы. Этапы терапевтического процесса. Первая сессия. Работа с проективными картами, рисование.

Модуль 2, даты проведения 27.04.2019 — 28.04.2019

Процесс терапии. Этапы терапевтического процесса (продолжение). Оценка и диагностика терапевтических потребностей детей и разработка плана терапии. Сопротивление. Эмоции. Выражение эмоций. Работа с гневом и агрессивной энергией. Сенсорный опыт. Работа с глиной.

Модуль 3, даты проведения 01.06.2019 — 02.06.2019

Соматические симптомы. Психосоматика. СДВГ. Гиперактивный ребенок. Замкнутый ребенок. Игровая терапия. Работа с песком. Теория «поля». Работа с «полем» - школа, родители, учителя, дети.

Модуль 4, даты проведения 14.09.2019 — 15.09.2019

Насилие над детьми, ПТСР. Родители с алкогольной, наркотической зависимостью. Дети и домашнее насилие. Самоподдержка. Работа с «Self». Усиление чувства собственного «Я». Работа с куклами - марионетками.

Модуль 5, даты проведения 12.10.2019 — 13.10.2019

Работа с группой, очень маленькими детьми, сиблингами, подростками, с семьями. Типы семей. Семейная терапия. Использование музыкальных инструментов в психотерапевтической работе с детьми.

Модуль 6, даты проведения 23.11.2019 — 24.11.2019

Работа с утратой, горем, одиночеством (дети и подростки). Работа с детьми в период развода. Экспериментальная работа (рисование, проективные карты). Супервизия отдельных случаев из практики участников (по модели В. Оклендер). Консультационные кейсы.

Методика л егкая в применении, результативная в работе, ясная в понимании, проверенная в мире детской психотерапии.

Программа рассчитана на психологов, психотерапевтов различных школ и направлений, педагогов, воспитателей, наставников, тьютеров, представителей смежных специальностей (социологов, антропологов), а также слушателей и студентов профильных ВУЗов.

Возможно участие как в целом курсе, так и в отдельных семинарах.

Стоимость обучения на первом семинаре 11000 руб.

​Обучение будет проходить на территории Центра развития РЕБУС

Вайолет Оклендер

Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии

издательство: независимая фирма "Класс", 2005 г.

Продолжаем знакомство с серией «библиотека психологии и психиатрии» издательства «Класс»: сегодняшняя книга посвящена фантазиям. После ее прочтения остаешься в апокалиптическом недоумении: как жить, чтобы запросто? Когда все так сложно. Сны отражают неоконченные действия и заветные желания - пока не осуществишь, будут мучить, возвращаясь вновь и вновь. Фантазии придумывают, чтобы не встречаться с реальностью, кажущейся слишком жестокой. И все это переживают наши дети, познающие мир во всех его красках. Кстати, о красках. Детский психотерапевт Вайолет Оклендер на основе примеров из своей практики рассказывает о том, что такое арт-терапия (терапия искусством), и как с ее помощью проводить тренинги и индивидуальные занятия с детьми. А так же их родителями.

Я отношусь к фантазиям ребенка серьезно, считая их выражением его чувств. Поскольку другие люди, как правило, не слышат, не понимают или не принимают его чувств, так же поступает и он сам. Он не принимает себя и вынужден прибегать к фантазиям и последующей лжи. Поэтому в таких случаях необходимо ориентироваться скорее на чувства ребенка, чем на его поведение, начинать узнавать его, слушать, понимать и принимать. В чувствах ребенка его истинная суть. Через отражение своих чувств в окружающих он будет начинать познавать и принимать их. Только тогда можно реально оценить, во имя чего была его ложь, т. е. поведение, которое ребенок использует для выживания. Дети сооружают мир фантазий, потому что они обнаруживают, что в их реальном мире им трудно жить. Когда я работаю с таким ребенком, я побуждаю его описывать мне его фантастические образы и представления и даже разрабатывать их так, чтобы я могла понять его внутренний мир. У детей бывает множество фантастических представлений о событиях, которые в действительности никогда не происходили. Тем не менее, они вполне реальны для этих детей, но дети часто скрывают их, что иногда приводит к необъяснимым поступкам. Такие образные фантазии, реальные для ребенка, нередко способствуют возникновению чувства тревоги и страха. Эти чувства должны проявиться, чтобы можно было с ними работать и избавиться от них.

Многих мам тревожит вопрос: как относиться к детским фантазиям, всегда ли они означают, что у ребенка есть скрытые проблемы. И почему он предпочитает замещать реальность вымыслом, выдумывая несуществующие события. Безусловно, дети должны уметь отличать фантазию от действительности, а взрослые в свою очередь обязаны им в этом помогать. Выражение чувств через рисование, танец, пение, сочинение сказок, ролевые игры - весь ассортимент психотерапевтических приемов из арт-терапии представлен в этой увлекательной книге. Автор предлагает рисовать даже.. ногами. Как угодно, лишь бы все поняли, о чем именно пытается поведать ребенок.

Другой шестилетний мальчик использовал преимущественно черную краску. Справа, ближе к краю, было небольшое кольцо яркого цвета. Он сказал: «Это нефть и вода. Нефть попадает сюда, а туда попадает вода из океана» (показывая на цветное кольцо). Я предложила ему провести беседу нефти с океанской водой. Он сказал от имени нефти: «Не приближайся ко мне. Я отравлю тебя. Ты получишь всю грязь». Когда я позже спросила его, напоминают ли чем-то нефть и вода его чувства, он сказал: «Эта нефть — тогда, когда я сержусь! Не подходите ко мне, когда я разгневан!». У этого мальчика были по всему телу корочки от расчесов и ранки, которые он наносил себе: до настоящего времени это был для него единственный способ как-то выразить свой гнев. У нас с ним было много занятий с красками и другими средствами, чтобы помочь ему выразить свой гнев, не причиняя себе вреда.

Жан Ледлофф в своей книге «Как вырастить ребенка счастливым» пишет, что индейцы всегда непосредственны в выражении свои чувств. К примеру, если взрослому дяде захотелось залезть на вершину горы и колотить в барабан, издавая воинственные вопли, он так и сделает. Не думая, культурно ли это, не выглядит ли он глупым. Дети тоже выражают свои эмоции в свободном режиме, и взрослым требуется собрать все свое терпение, чтобы правильно оценить эти моменты, иначе ребенок поймет, что чувства надо скрывать. И его правда никому не нужна

Дети в какой-то степени сами защищают себя. Некоторые из неприятной ситуации стремятся уйти. Другие, чтобы поддержать себя и сделать свою жизнь легче и уютнее, создают фантастические образы. Некоторые играют, работают, учатся как ни в чем не бывало, игнорируя свои болезненные переживания. Некоторые защищаются, стремясь выделяться каким-то образом; такие дети стараются привлечь к себе внимание, что часто сопровождается тенденцией к усилению тех самых поведенческих проявлений, которые более всего не переносят взрослые. Дети делают всё возможное, чтобы выстоять и преодолеть трудности. Резкость в поведении детей может свидетельствовать о личностном росте. Сталкиваясь с затруднениями или нарушениями естественного функционирования, они выбирают такие варианты поведения, которые, с их точки зрения, помогут преодолеть трудности. Они могут проявлять агрессивность, враждебность, гнев, чрезмерную активность. Они могут уходить в свой собственный мир. Они могут разговаривать очень мало или вообще не разговаривать. Они могут опасаться всех и всего, а также отдельных вещей, которые затрудняют их жизнь или жизнь значимых для них людей. Они могут становиться необычно вежливыми и «хорошими». Они могут быть несносными в своих приставаниях к взрослым. Они могут мочиться в постели, обнаруживать симптомы астмы, аллергии, тики, боли в желудке, головные боли, подверженность несчастным случаям. Поступки детей, с помощью которых они пытаются удовлетворить свои потребности, бесконечно разнообразны.

У многих людей складывается впечатление, будто психотерапевты во всем видят проблемы. Назовем по-другому: не проблемы, а недопонимания, способные вылиться в проблему. Родители могут не понимать своих детей, отдаляя их от себя: ведь в детских тревогах виноваты они сами, а не странные фантазии и сны, скрывающиеся в детских головах за семью замками. До определенного возраста ребенок не строит реальность вокруг себя сам: он только копирует поведение взрослых.

Работать со снами в состоянии и дети младшего возраста. Шестилетний Тодд часто просыпался по ночам от кошмарных снов. Я попросила его рассказать мне о них. Он сказал, что за ним все время гоняется чудовище, а иногда его преследует какая-то машина. Он воспротивился моему предложению нарисовать это чудовище, поэтому мне пришлось рисовать его самой по описанию, данному ребенком. Окончив рисунок, я попросила мальчика рассказать чудовищу, что он думает. Он воскликнул: «Хватит за мной гоняться!». Потом я предложила ему представить себе, что он разговаривает с чудовищем так, как будто это его игрушка. Он стал говорить, обращаясь к себе самому от имени чудовища: «Ты плохой, плохой мальчик! Я должен поймать тебя!». Я попросила ребенка продолжить этот разговор и рассказать, почему же он плохой мальчик. «Ты плохой. Ты стащил деньги у мамы из кошелька, а она даже об этом не знает. Ты писаешься в штаны, и об этом она тоже не знает. Ты Плохой, плохой, плохой, плохой!». Мать мальчика обратилась за психотерапевтической помощью по совету учительницы из-за нарушений его поведения в школе. Этот сон позволил обсуждать с Тоддом подавляющее его чувство вины, постоянное негодование и гнев по отношению к матери, которая совсем недавно вступила в новый брак.

В книге описаны методы работы с различными возрастными категориями: от 3-4 лет до 18-ти. Пробудить интерес к психологическим занятиям у подростков гораздо сложнее, чем у маленьких детей: с ним уже не поиграешь, они более подозрительны и демонстративны.

Ребенок, который говорит: «Мои родители не слышат меня. Они даже не знают, что я собой представляю»,— чувствует, что им пренебрегают. Отец, который говорит: «Откуда мне о нем знать? Он любит играть в мяч, ему больше нравится быть с друзьями, чем проводить время с нами или за домашними делами. Ему нравится музыка, он чуть что сердится...»,— не имеет ни малейшего представления о чувствах, испытываемых сыном. Некоторые родители соглашаются: «Я просто больше ее не понимаю». Дочь давно перестала выражать свои чувства родителям, свои заботы, сомнения, желания. Ее игнорировали, ей отказывали, ее так долго не замечали. Когда она пытается выразить свои мнения и чувства «здесь и сейчас», она ощущает неприятие и несогласие, даже если родители стараются вежливо слушать ее. С какого-то времени она перестала жить в соответствии с их ожиданиями, с образом, который они сформировали,—и поэтому они больше ее не понимают.

Агрессия, страх, гиперактивность, отчуждение, проблемы школы и обучения - книга будет интересна не только психологам, учителям и родителям, но и всем, кого нестерпимо влечет к изучению дебрей человеческой природы.