Физическое самовоспитание.

Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.

Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.

Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания - нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.

Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки.

Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа. I этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффектсамопознания обусловлен требовательностью студента к себе. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Самонаблюдение - универсальный метод самопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе, выделенных критериев за качествами или свойствами личности. Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван - дополнительной работой по выполнению учебных заданий, ухудшением самочувствия, отсутствием желания и т.д.); помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз. Действенность самоанализа обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что студент начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная). Если она занижена, то способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Ее адекватность в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением работать над собой.


На II этапе исходя из самохарактеристики определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе личный план. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени - годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) - на несколько недель, месяцев. Примерная программа - ориентир физического самовоспитания может быть представлена следующим образом. Цель - формирование физической культуры личности. Задачи деятельности: 1. Включить в здоровый образ жизни и укрепить здоровье. 2. Активизировать познавательную и практическую физкультурно-спортивную деятельность. 3. Сформировать нравственно-волевые качества личности. 4. Овладеть основами методики физического самовоспитания. 5. Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности.

Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности 1 самой личности, ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания, примерный вид которого представлен в табл. 3.2.


Таблица 3.2. Личный план физического самовоспитания

  • Реферат по физическому воспитанию. Тема: Значение физической культуры в жизни студента и комплексные упражнения (Документ)
  • Крогиус Н.В. Законы эндшпиля (Документ)
  • Шпоры по дисциплине Права человека (Шпаргалка)
  • Шпаргалки к экзамену - Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (Шпаргалка)
  • Реферат - Основы здорового образа жизни (Реферат)
  • Савич О. Адвокатская тайна (Документ)
  • Курсовая работа Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка (Курсовая)
  • Социальные технологии формирования здорового образа жизни молодежи (Документ)
  • Синяков. Политология (Документ)
  • Контрольная работа по эконометрике. Условия идентификации. Модель Менгеса (Лабораторная работа)
  • Реферат - Здоровый образ жизни, как условие гармоничного развития детей, первичной профилактики заболеваний и вредных привычек (Реферат)
  • n1.doc

    Содержание

    Введение.……………………………………………………………...……… 2

    I. Необходимость самовоспитания и здорового образа жизни...…...………….. 3

    II. Виды физических качеств человека и методы их воспитания ……………..... 5

    III. Формы физического самосовершенствования..……………………………... 8

    Заключение …………………………………………………………………... 10

    Список используемой литературы …............................................................. 11

    Введение

    В преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». Здоровье в огромной степени зависит от взаимоотношений человека со средой обитания, обществом и производственной деятельностью.

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает выполнять поставленные планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Крепкое здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

    Медицинской наукой установлено, что систематические занятия физической культурой, соблюдение правильного двигательного и гигиенического режима являются мощным средством предупреждения многих заболеваний, поддержания нормального уровня деятельности и работоспособности организма.

    Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими необходимых правил есть возможность жить до 100 лет и более.

    К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
    I. Необходимость самовоспитания

    и здорового образа жизни

    Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

    Исходя из этого, сформулируем основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни:


    • соблюдение режима дня - труда, отдыха, сна - в соответствии с суточным биоритмом;

    • двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе;

    • умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (аутогенная тренировка);

    • разумное использование методов закаливания, гипертермических и гидровоздействий;

    • рациональное питание.
    Существенным моментом здорового образа жизни является комплексное использование этих методов, включенных в индивидуальную программу. Это обеспечивает физическое, социальное, эмоциональное, духовное и интеллектуальное здоровье.

    В условиях нашей современной жизни неизбежен рост эмоциональных и физических нагрузок на организм человека. Люди мало бывают на воздухе, а выходные дни проводят у телевизора или компьютера. Вследствие этого возникает дефицит мышечной деятельности, и увеличиваются статические напряжения. Кроме того, возникает необходимость усвоения и переработки информации, а, следовательно, растет и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо).

    Большие умственные и статистические нагрузки, отсутствие дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства людей ухудшается зрение, деятельность сердечно- сосудистой и дыхательной систем, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья.

    В связи с этим необходимы самостоятельные занятия физическими упражнениями с целью повышения двигательной активности, улучшения физической подготовленности, укрепления здоровья человека.

    Физическое самовоспитание людей направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности.

    Теория и практика физической культуры определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий. Главные из них: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья, в самосовершенствовании своего организма (тела и духа).

    Весь комплекс средств физического самовоспитания (режим, гигиена, закали­вание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи - воспитание здорового, гармонически развитого человека, способного легко адаптироваться в условиях современной жизни.
    II. Виды физических качеств человека

    И методы их воспитания

    Под физическими качествами человека понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств, выражающие физическую готовность человека осуществлять активную двигательную деятельность.

    Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально- экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.

    К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость, быстроту и т. д.

    Как физическое качество сила выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на внешние объекты. Выделяют собственно силовые и скоростно- силовые способности.

    Собственно силовые способности проявляются преимущественно в условиях изометрического напряжения мышц, обеспечивая удержание тела и его звеньев в пространстве, сохранение поз при воздействии на человека внешних сил.

    Различают два метода в развитии силовых способностей: использование упражнений с максимальными условиями и использование упражнений с непредельными отягощениями. Упражнения с максимальными усилиями предполагают выполнение двигательных действий с предельными или околопредельными (90- 95% от максимальной величины) отягощениями. Это обеспечивает максимальную мобилизацию нервно- мышечного аппарата и наибольший прирост силовых способностей.

    Упражнения с непредельными отягощениями характеризуются выполнением двигательных действий с максимальным числом повторений при относительно небольших отягощениях (до 50- 60% от предельных). Это позволяет выполнять большой объем работы и обеспечивает ускоренный рост мышечной массы. При этом режиме работы тренировочный эффект достигается в течение длительного времени.

    Скоростно- силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая взрывная сила, т. е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время (например, прыжок).

    Для развития скоростно- силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей). Наиболее распространенными методами развития скоростно- силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения и энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локального направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена.

    Выносливость выражается через совокупность физических способностей, поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок.

    Воспитание выносливости осуществляется посредством решения двигательных задач, требующих мобилизации психических и биологических процессов в фазе компенсаторного утомления, которая характеризуется прогрессивно углубляющимся утомлением, поддержанием заданной интенсивности работы за счет дополнительных волевых усилий и частичным изменением структуры двигательного действия (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге). Условия решения задач должны обеспечивать вариативный характер работы с обязательно меняющимися нагрузками и структурой двигательного действия (например, преодоление препятствий во время бега по пересеченной местности).

    Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения.

    Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают:

    А) пространственную ориентировку, которая подразумевает: сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций); умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями.

    Б) точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам. Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Их развитие определяется совершенствованием сенсорных (чувствительных) механизмов регуляции движений.

    В) статическое и динамическое равновесие. Первое проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе - при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например, передвижение на лыжах). Навыки в статическом равновесии формируют посредством постепенного изменения координационной сложности двигательного действия, а в динамическом - за счет постепенного изменения условий выполнения упражнений.

    III. Формы физического

    Самосовершенствования

    Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение трудового дня, совершенствованию координации нервно- мышечного аппарата, деятельности сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость центральной нервной системы, что способствует улучшению функций опорно- двигательного аппарата и внутренних органов.

    Ходьба на лыжах. Этот вид циклических упражнений используется в северных регионах с соответствующими климатическими условиями и по своему оздоровительному воздействию не уступает бегу. При ходьбе на лыжах, помимо мышц голени и бедра, в работу включаются также мышцы верхних конечностей и плечевого пояса, спины и живота, что требует дополнительного расхода энергии. В связи с этим в развитии аэробных возможностей и выносливости лыжники превосходят бегунов.

    Участие в работе практически всех основных мышечных групп способствует гармоничному развитию элементов опорно- двигательного аппарата. Ходьба на лыжах благоприятно влияет на нервную систему, так как выполняется на свежем воздухе. Специфика двигательного навыка в ходьбе на лыжах повышает чувство равновесия (очень важное для пожилых людей) в результате тренировки опорно- двигательного и вестибулярного аппарата. Отчетливо проявляется и закаливающий эффект, повышается невосприимчивость организма к простудным заболеваниям.

    Важной профилактической мерой против простудных заболеваний является систематическое закаливание организма . Закаливание организма - это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повыше­ние иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению простудных заболеваний. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источни­ками приумножения здоровья людей различного возраста.

    К закаливанию лучше всего приступить с детского возраста. Наиболее простой способ закаливания - воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры. Они укрепляют нервную систему, оказывают благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление, улучшают обмен веществ.

    В массовой физической культуре широко используется оздоровительная (ускоренная) ходьба : при соответствующей скорости (до 6,5 км/ч) ее интенсивность может достигать зоны тренирующего режима. При таких условиях за один час ходьбы расходуется 300- 400 ккал энергии в зависимости от массы тела (примерно 0,7 ккал/кг на 1 км пройденного пути).

    Однако такой тренировочный эффект возможен лишь у неподготовленных начинающих. У более подготовленных физкультурников оздоровительный эффект ходьбы снижается, так как с ростом тренированности интенсивность нагрузки становится ниже пороговой. Увеличение же скорости ходьбы более 6,5 км/ч затруднительно, ибо сопровождается непропорциональным ростом энергозатрат. Вот почему при передвижении со скоростью 7 км/ч и более медленно бежать легче, чем быстро идти.

    Ускоренная ходьба в качестве самостоятельного оздоровительного средства может быть рекомендована лишь при наличии противопоказаний к бегу (например, на ранних этапах реабилитации после перенесенного инфаркта). При отсутствии серьезных отклонений в состоянии здоровья она может использоваться лишь в качестве первого (подготовительного) этапа тренировки на выносливость у начинающих с низкими функциональными возможностями. В дальнейшем, по мере роста тренированности, занятия оздоровительной ходьбой должны сменяться беговой тренировкой.

    Заключение

    Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20- 30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

    Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

    Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

    Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.

    Из выше сказанного можно сделать вывод, что физическое самовоспитание и самосовершенствование является неотъемлемым условием здорового образа жизни.

    Список используемой литературы


    1. Березин И.П., Дергачев Ю.В. «Школа здоровья» - М.: Физкультура и спорт, 1998 г.

    2. Воробьев В.И. «Слагаемые здоровья» - М.: Физкультура и спорт, 1994 г.

    3. Дъячков В.М. «Совершенствование технического мастерства спортсменов» - М.: Физкультура и спорт, 1972 г.

    4. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. «Книга о здоровом образе жизни» -

    5. Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры» - М.: Физкультура и спорт, 1991 г.

    6. Матвеев Л.П. «Общая теория спорта и ее прикладные аспекты» - М.: Физкультура и спорт, 1997 г.

    7. Хотянова Г.Б., Манина М.П. «Физическая культура в семье» - М.: Физкультура и спорт, 2001 г.

    Приведенное содержание критериев может быть расширено и детализировано в зависимости от потребностей личности.

    6. Физическое самовоспитание и самосовершенствование - условие здорового образа жизни

    Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.

    Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.

    Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания - нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.

    Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки.

    Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа. I этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также Негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к себе. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и- самооценка. Самонаблюдение - универсальный метод самопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенных критериев за качествами или свойствами личности. Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван - дополнительной работой по выполнению учебных заданий, ухудшением самочувствия, отсутствием желания и т.д.); помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз. Действенность самоанализа обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что студент начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная). Если она занижена, то способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Ее адекватность в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением работать над собой.

    На II этапе исходя из самохарактеристики определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе личный план. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени - годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) - на несколько недель, месяцев. Примерная программа - ориентир физического самовоспитания может быть представлена следующим образом. Цель - формирование физической культуры личности. Задачи деятельности: 1. Включить в здоровый образ жизни и укрепить здоровье. 2. Активизировать познавательную и практическую физкультурно-спортивную деятельность. 3. Сформировать нравственно-волевые качества личности. 4. Овладеть основами методики физического самовоспитания, 5. Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности. Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности самой личности, ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания, примерный вид которого представлен в табл. 2.

    Таблица 2. Личный план физического самовоспитания

    Используемые средства и методы

    Дни занятий

    Укрепление здоровья, закаливание организма,

    включение в здоровый образ жизни

    Утренняя гимнастика, физические упражнения, гигиенические и природные факторы, режим дня

    Комплекс из 10 упражнений (их описание); контрастный душ, воздушные ванны; соблюдение режима дня, сна, питания; прогулка перед сном 30 мин.; передвижение из общежития в вуз и обратно пешком

    Ежедневно

    Выработка настойчивости

    Обязательно выполнение намеченного на день, неделю

    Подъем и 6 ч 30 мин, отход ко сну в 11ч; занятия физическими упражнениями по 45 мин в 18 % самоподготовка с 19 до 21 ч

    Воспитание координационных способностей

    Упражнения на развитие координации движений

    Описание упражнений, количество

    серий и их повторений

    Воспитание выносливости

    Бег, пешие походы,

    прогулки на велосипеде и т.д.

    Бег в чередовании с ходьбой с постепенным ее сокращением в течение 30 мин; пешие походы, велопоходы по 2-4 ч

    2 раза в неделю по выходным

    III этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия, направленные на совершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет.


    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Физическое самовоспитание

    Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, познавательной, планомерной работы над собой и ориентированной на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояние, физического совершенствования и образования.

    Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании. Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания - нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.

    Основными мотивами физического самовоспитания выступают требования социальной жизни и культуры: притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки.

    Этапы самосовершенствования

    Самопознание.

    Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа. Первый - связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к себе. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Самонаблюдение - универсальный метод самопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенных критериев за качествами или свойствами личности. Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван дополнительной работой по выполнению учебных заданий, ухудшением самочувствия, отсутствием желания и т. д.); помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз. Действенность самоанализа обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т. е. степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что студент начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная). Если она занижена, то способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Ее адекватность в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением работать над собой.

    На втором этапе - исходя из самохарактеристики - определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе личный план.

    Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени - годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) - на несколько недель, месяцев. Примерная программа - ориентир физического самовоспитания может быть представлена следующим образом:

    цель - формирование физической культуры личности.

    Задачи деятельности:

    Включиться в здоровый образ жизни и укрепить здоровье;

    Активизировать познавательную и практическую физкультурно-спортивную деятельность;

    Сформировать нравственно-волевые качества личности;

    Овладеть основными методиками физического самовоспитания;

    Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности.

    Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности личности, ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания.

    Третий этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия, направленные на совершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся: самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет.

    физический самосовершенствование воспитание культура

    Разминка

    Разминка - зарядка для рук и плеч

    1. Выпрямите руки и делайте вращательные движения от плечевого сустава, рисуя большой невидимый круг. Движения производятся сверху вниз.

    2. Выполните вращения плечевыми суставами. Начните с правого плеча, затем вращайте левое, потом обоими сразу.

    3. Согнутые на уровне груди руки дважды в быстром темпе отведите назад, а затем разведите в стороны.

    4. Произведите махи руками, изобразив движение ножниц.

    5. Сделайте попеременные короткие махи рук вверх, вниз.

    Каждое упражнение необходимо повторить 3 - 5 раз.

    По этому принципу составляется комплекс упражнений для разминки всех частей тела. Если, кроме общего тонуса и заряда энергии, вы хотите получить от зарядки более зримый эффект, в виде стройной фигуры, необходимо добавить силовые упражнения.

    Комплекс упражнений при сколиозе

    Прежде чем приступать к упражнениям необходимо обязательно сделать разминку. Начните свою разминку с головы: выполните пару наклонов шеи вперед и назад, в сторону, сделайте круговые движения. Обязательно разомните кисти руки, и сделайте несколько наклонов спины. Затем можно приступать к упражнениям при сколиозе.

    Упражнение 1 - Поза лотоса.

    Исходное положение: спину держим прямо; голова гордо смотрит вперед; плечи на одном уровне.

    Эта поза оказывают очень благоприятное воздействие на позвоночник.

    Это отражено даже в названии. Лотос - цветок, стебель которого имеет характерные извивы, напоминающие двойную букву "S".

    Поза лотоса имеет целью заставить позвоночник обрести извилистую конфигурацию. Такое положение спины выигрышно во многих отношениях. Во-первых, значительно повышается прочность позвоночного столба. Во-вторых, поза лотоса экономит затраты энергии при удержании мышцами вертикального положения тела.

    И, в-третьих, "лотос" дает человеку невероятную уверенность в себе. Тот, кто держит спину в позе лотоса, как бы автоматически занимает более высокое социальное положение, даже если оно не соответствует реальности.

    Упражнение 2 -«Кошечка»

    Лежа на животе, встаньте на колени и выгните спину, голову опустите (поза кошки), затем поднимите голову и прогните спину (поза собаки). Чередуя эти положения, то выгибайте, то прогибайте спину. Повторите 10 раз.

    Упражнение 3 -«Полет»

    Лежа на животе, руки вытянуты вдоль корпуса ладонями вверх, подбородок касается пола. Медленно поднимаем ноги и одновременно отрываем от пола корпус - на максимальную высоту. Смотрим прямо перед собой. Задерживаемся в этом положении 2-3 секунды и медленно возвращаемся в исходное положение. Считаем повторы. Делаем 8 повторов. Это будет 1 подход. Надо выполнить 3 подхода, между которыми отдыхаем 2-3 минуты. Следим за дыханием! Его нельзя задерживать. В исходном положении - вдох. В момент наивысшего напряжения - выдох.

    Упражнение 4 - Опираясь на одну ногу

    Это упражнение очень хорошо укрепляет все мышечные группы спины. Встаньте как показано на рисунке на четвереньки, колени расположите по ширине плеч, выпрямить руки, ладони должны быть расположены точно под плечами. Постарайтесь напрячь пресс. Положение необходимо сделать максимально прямым -- от самой макушки до бедер (не допускайте прогиба спины в пояснице). Одновременно с левой ногой вытяните вперед правую руку. Задержитесь в положении на 2-3 сек, потом примите исходное положение. Потом сделайте повторите упражнение, при этом поменяв левую руку на правую и правую ногу на левую. Продолжайте делать это упражнение для спины, постоянно чередуя руки и ноги. На последнем упражнении задержитесь как можно дольше в конечном положении примерно на тридцать сек как с правой чередой так и с левой.

    Упражнение 5 - Махи руками

    Сидя, ноги вместе, согнуть левую ногу и прижать ее обеими руками к животу, отвести руки назад, ладони повернуты вверх, сделать мах обеими руками назад (нога во время маха остается согнутой), глубокий наклон вперед, выдох и коснуться руками носка правой ноги. То же проделать левой.

    Заключение

    Самоконтроль в значительной мере помогает рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры для укрепления здоровья, борьбы с имеющимися отклонениями и заболеваниями, повышению физической и общей работоспособности. Самоконтроль помогает занимающимся физическими упражнениями и спортом лучше познать себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям физической культурой.

    Размещено на Allbest.ur

    ...

    Подобные документы

      Задачи, решаемые в процессе физического воспитания - охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, профилактика заболеваний. Роль физической подготовки в становлении личности. Основы законодательства о физической культуре.

      контрольная работа , добавлен 22.12.2010

      Основные компоненты физического воспитания: социально-психологический, интеллектуальный и двигательный. Условия формирования физической культуры личности курсантов ВУЗа МВД. Направления, повышающие эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности.

      реферат , добавлен 01.06.2010

      Проблемы cоздания условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Понятие физической культуры личности.

      реферат , добавлен 09.05.2009

      Значение, цель и задачи, программа физического воспитания студентов. Формы организации занятий, методические основы, основные направления работы по физическому воспитанию в вузе. Особенности методики занятий физической культурой в различных отделениях.

      реферат , добавлен 24.12.2009

      Физическое воспитание как процесс управления. Особенности врачебного контроля в системе физического воспитания (в базовом физическом воспитании, во время спортивной тренировки, в ходе соревнований, в процессе реабилитации и физической рекреации).

      курсовая работа , добавлен 16.03.2014

      Сущность физической культуры и ее социальные функции. Физическое воспитание как педагогический процесс. Показатели физического совершенства. Классификация упражнений, Спорт как часть физкультуры, его функции и виды. Сведения об Олимпийских играх.

      презентация , добавлен 13.04.2014

      Факторы, определяющие здоровье человека. Виды трудоспособности. Понятие образа жизни. Рациональное питание и соблазны, лечебное голодание. Зависимость от вредных привычек. Физическое воспитание как органическая часть общего воспитания. Психосаморегуляция.

      контрольная работа , добавлен 21.01.2011

      Учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию в школе с учетом возрастных особенностей детей. Выносливость - физическое качество, анализ ее видов и способы тренировки. Оценка воспитания выносливости у школьников подросткового возраста ОШ № 98.

      курсовая работа , добавлен 14.12.2010

      Исследование вопроса по литературным источникам. Проблема воспитания личной физической культуры у школьников. Формирование культуры личности в процессе занятий физической культурой. Гимнастика как средства формирования культуры личности школьника.

      курсовая работа , добавлен 04.10.2007

      История физической культуры дореволюционной России. Возникновение физических упражнений у восточных славян. Игрище - форма физической подготовки. Физическое воспитание в первобытной Руси. Кулачные бои. "Сцеплялка-свалка". Казачество как военное сословие.

    Еще в прош­лом веке В. Гум­больт высказал мысль о том, что придет время, когда люди будут расценивать многие болезни как следствие бескультурья, а по­это­му болеть будет стыдно. К со­жа­ле­нию, это время еще не наступило, по крайней мере у нас в стра­не. Вместе с тем практика жизни в вы­со­ко­раз­ви­тых странах Европы и Аме­ри­ки свидетельствует о по­ни­ма­нии большинством населения важности содействия этому. Не случайно в этих странах наблюдается своеобразный «физкультурный бум», когда до 80% населения систематически используют физические упражнения с целью оптимизации состояния своего организма. В Рос­сии эта цифра не достигает и 10%. В этом и про­яв­ля­ет­ся главное негативное следствие низкого уровня общей культуры, слабости традиций самостоятельных занятий, отсутствие навыков организации таких занятий.

    Психолого-пе­да­го­ги­чес­кие механизмы актуализации физического самовоспитания студента связаны с представ­ле­ни­ями:

    ● о са­мо­оп­ре­де­ле­нии как процессе и ре­зуль­та­те выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкрет­ных обстоятельствах социальной жизни;

    ● о фи­зи­чес­ком самовоспитании как процессе, в ре­зуль­та­те которого происходит осознание студентом собственных социально значимых физических способностей, адекватное и ак­тив­ное проявление их в учеб­но-поз­на­ва­тель­ной деятельности, в мыш­ле­нии и об­ще­нии, при ов­ла­де­нии опытом физической культуры с уче­том требований, которые предъявляются к сту­ден­ту в про­цес­се реализации программы по физической культуре в ву­зах.

    Физическое самовоспитание понимается как процесс сознательной и пла­но­мер­ной работы над собой. Физическое воспитание и об­ра­зо­ва­ние не дадут положительных результатов на длительное время, если они не активизируют стремление студента к са­мо­вос­пи­та­нию и са­мо­со­вер­шенство­ва­нию. Самовоспитание закрепляет приобретаемые в фи­зи­чес­ком воспитании практические умения и на­вы­ки. Процесс физического самовоспитания включает в се­бя три основных этапа. Первый этап связан с са­мо­поз­на­ни­ем собственной личности, где выделяются ее положительные физические и пси­хи­чес­кие качества, а так­же отрицательные стороны, которые нужно преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к се­бе. К ме­то­дам самопознания можно отнести самоанализ, самонаблюдение и са­мо­оцен­ку. Самоанализ помогает выяснить причину поступка и оп­ре­де­лить способ преодоления нежелательного действия в сле­ду­ющий раз. Самонаблюдение – уникальный метод самопознания, оно помогает наблюдать на основе выделенных критериев за качествами и свойства­ми личности. Самооценка тесно связана со степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Если самооценка занижена, то это способствует развитию неуверенности в се­бе, что, в свою очередь, ограничивает жизненные перспективы. Если она адекватная, то имеет место наличие четких критериев поведения и дей­ствий. Первый этап завершается решением начать работу над собой.



    На втором этапе определяются цель и прог­рам­ма самовоспитания, а от­сю­да и лич­ный план. Цель, как правило, носит долговременный характер. Примерная программа может быть представлена следующим образом. Цель – формирование физической культуры личности, которая позволяет соединить социальное и би­оло­ги­чес­кое в раз­ви­тии человека.

    Задачи деятельности:

    1. Вклю­че­ние в ЗОЖ и ук­реп­ле­ние здоровья.

    2. Ак­ти­ви­за­ция познавательной и физ­куль­тур­но-спор­тив­ной практической деятельности.

    3. Фор­ми­ро­ва­ние нравственно-во­ле­вых качеств личности.

    4. Ов­ла­де­ние основами методики физического самовоспитания.

    5. Со­вер­шенство­ва­ние физического развития и фи­зи­чес­кой подготовленности в со­от­ветствии с тре­бо­ва­ни­ями будущей профессиональной деятельности.

    На основе программы формируется личный план самовоспитания.

    Третий этап связан с прак­ти­чес­ким осуществлением этого плана. Он основывается на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. На этом этапе подключаются методы самоуправления, к ко­то­рым можно отнести самовнушение, самоубеждение, самоконтроль, самоотчет и т. д. Этот этап сопровождается ведением дневника самоконтроля. Заполнение его является своего рода отчетом за свои поступки, помогает лучше понять, от каких недостатков необходимо избавиться в пер­вую очередь, какие вносить изменения в лич­ный план работы над собой.