Физическая активность людей пожилого возраста. Физические упражнения для профилактики старения

Главная > Документ

Занятие 5.

Тема: Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого возраста

Двигательная активность и ЛФК

для людей пожилого и старческого возраста.

Уровень жизнедеятельности организма в ходе возрастного развития, продолжительность жизни зависят от двух противоположных тенденций: с одной стороны - угасания, нарушений обмена и функции; с другой стороны – включения механизмов адаптации. Двигательную активность считают одним из стимуляторов продления жизни, а всестороннюю функциональную нагрузку органов и систем стареющего организма путем поддержания двигательной активности – своего рода «защитой» от преждевременной старости, средством структурного совершенствования тканей и органов.

Физическая активность – важнейшая предпосылка сохранения функциональной способности стареющего организма.

Цели и задачи лечебной физической культуры заключаются в:

    тренировке сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов.

    Улучшении функции центральной нервной системы.

    Стимуляции обмена веществ.

Рекомендуются следующие виды режимов движения:
    Щадящий; щадяще-тренирующий; тренирующий; интенсивно-тренирующий.
По возрасту люди пожилого и старческого возраста делятся на 4 группы;
    предпенсионный: женщины – 50 - 55 лет,
мужчины – 55 – 60 лет.
    пожилой – 60-74 лет старческий – 76-89 лет долгожители > 90 лет.
для лиц данных возрастных групп используют I, II и III двигательные режимы.
Возрастная группа Двигательный режим
50-55 лет(женщины)55-60 лет (мужчины) тренирующий
60-74 лет Щадяще-тренирующий
75-89 лет
> 90 лет Щадящий

Характеристика физических упражнений при различных двигательных режимах

Исходное положение

Упражнения

Темп (число повторов)

Щадящий режим (I)

Попеременное поднимание прямых ног 12
Стоя, ноги врозь, руки на поясе Наклон вправо с подниманием левой руки. То же влево с подниманием правой руки. 16
Стоя, ноги врозь, руки опущены Круговые движения руками по 8 раз в каждую сторону. 16
Лежа на спине, руки в сторону Носком правой ноги коснуться пола слева, поворачивая таз, вернуться в исходное положения. То же с другой стороны. 16

Щадяще-тренирующий режим (II)

Стоя, ноги вместе, руки на поясе Круговые движения туловищем попеременно в каждую сторону 20
Стоя, руки на поясе Наклониться вперед (спина прямая) до 90 и выпрямиться 20
Перейти в положение сидя, вернуться в исходное положение. 10
Основная стойка (ноги вместе, руки вдоль туловища) Руки вверх – вдох, опустить руки, наклоняясь вперед и полуприседая - выдох 12

Тренирующий режим (III)

Основная стойка Потягивание с напряжением рук и туловища, поднимаясь на носках 10
Сидя на полу, ноги выпрямлены, руки сзади Поднять таз, выпрямляя туловище, вернуться в исходное положение. 20
Лежа на спине, руки вдоль туловища Руки дугой назад за голову и с напряженным потягиванием носки от себя (вытяжение), вернуться в исходное положение – расслабиться. 8
Основная стойка Поднять ногу, коснувшись руками носка, вернуться в исходное положение. Поднять согнутую ногу, соединив руки под ноги, вернуться в исходное положение. 20
Занятие по ЛФК состоит из трех частей:
    Вводной, Основной, Заключительной.
Вводная часть – ходьба в разных вариантах с дополнительными движениями рук и без них, дыхательные упражнения. Движения, включаемые в вводную часть, должны способствовать умеренному оживлению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, создавать бодрое настроение. Все упражнения вводной части, особенно для лиц пожилого и старческого возрастов, должны быть простыми, легко выполнимыми и совершаться в медленном или среднем темпе. Продолжительность вводной части – 5-10 минут. Основная часть включает упражнения самого разнообразного характера, оказывающее общее и специальное воздействие на организм. Задачи общего влияния на организм разрешаются упражнениями, которые укрепляют и тренируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, повышают обмен веществ, тонизируют нервную систему, способствуют возникновению положительных эмоций. Задачу специального воздействия разрешают упражнения на постановку правильного дыхания (фаза выдоха), упражнения, развивающие подвижность позвоночника, коррегирующие дефекты осанки, упражнения для брюшного пресса, предупреждающие вялость желудочно-кишечного аппарата. Применяются упражнения в растягивании и расслаблении мышц, в равновесии, включающие игровые элементы на улучшение координации. Продолжительность – 25-30 минут. Заключительная часть. Упражнения, включенные в эту часть, обеспечивают постепенное снижение возбудимости сердечно-сосудистой и дыхательных систем, создание благоприятных условий для восстановительного периода и отдыха. Для этой же цели применяются медленная ходьба, упражнения, дыхательные и расслабление. Продолжительность этой части 5-10 минут.

Режим №1

(возраст 50-55 лет)

Раздел занятия

Исходное положение

Упражнения

Продолжительность (мин.)

Методические указания

Вводный Ходьба обычным шагом с постепенным ускорением и замедлением. Элементарные физические упражнения для рук и туловища чередуются с динамическими дыхательными в соотношением 1:3 Ритмичная, в спокойном темпе. Упражнения выполнять свободно, со средней и большой амплитудой движения в суставах.
Основной Элементарные упражнения для рук, ног, туловища по различным осям. Упражнения чередовать правильно с дыхательными динамическими упражнениями.
Упражнения в метании и передаче мячей и медицинболов, расслабление мышечных групп рук, ног. Малоподвижные игры с мячом и короткие перебежки. Чередовать с дыхательными и упражнениями для нижних конечностей. Разнообразить способы перебрасывания и передачи гимнастических предметов. Регулировать эмоциональную реактивность пациентов, включать паузы для отдыха и дыхательные упражнения.
Заклю-чительный Ходьба обычным шагом и усложненная, упражнения на расслабление мышц туловища рук, ног, дыхательные статические упражнения. Ходьба ритмичная, в спокойном темпе.

Всего 40-45

Режим №2

(возраст 60-74 лет)

Раздел занятия

Исходное положение

Упражнения

Продолжительность (мин.)

Методические указания

Вводный

Сидя на стуле

Элементарные гимнастические упражнения для рук и ног Выполнять упражнения свободно, чередуя их с дыхательными, динамическими упражнениями.
Основной Упражнения для рук, ног с большой амплитудой. Облегченные упражнения для мышц брюшного пресса и для мышц тазового дна. Не допускать натуживания и нарушения ритма дыхания. После относительно трудных физических упражнений - дыхание глубокое.
Ходьба простая, в разных направлениях в спокойном темпе. Дыхательные упражнения. Следить за ритмом дыхания
Заключительный

Сидя на стуле

Элементарные упражнения для рук, ног и туловища. Дыхательные, динамические, затем статические упражнения.

Всего 30-35

Режим №3

(возраст 75-89 лет)

Раздел занятия

Исходное положение

Упражнения

Продолжительность (мин.)

Методические указания

Вводный

Сидя на стуле

Элементарные упражнения для рук и ног в сочетании с упражнениями для туловища и дыхательные. Упражнения выполнять ритмично. Плавно, в спокойном темпе. Дыхание не задерживать. Дыхательные упражнения чередовать с общеразвивающими в соотношении 1:3
Основной Упражнения для средних и крупных мышечных групп рук, ног и туловища в сочетании с динамическими дыхательными и с упражнениями на расслабление мышечных групп Упражнения выполнять свободно, с большой амплитудой движения в суставах. Темп медленный. Дыхательные упражнения чередовать с общеразвивающими в соотношении 1:3.

Сидя и стоя

Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата и координацию движений, сочетать с упражнениями на расслабление мышечных групп. Добиваться наиболее полного расслабления мышц, упражнения на тренировку вестибулярного аппарата правильно сочетать с фазами дыхания.
Стоя Упражнения для рук, ног, туловища с включением маховых движений, упражнений на координацию. Упражнения выполнять свободно, в среднем темпе. Дыхание не задерживать.
Заключительный Сидя на стуле Элементарные упражнения для рук, ног в сочетании с физическими упражнениями на расслабление мышечных групп и дыхательными. Дыхание свободное, глубокое, ритмичное. Темп выполнения упражнений – медленный.

Режим №4

(долгожители старше 90 лет)

Раздел занятия Исходное положение

Упражнения

Продолжительность (мин.)

Методические указания

Вводный Ходьба обычным шагом с постепенным ускорением и замедлением. Ходьбу сочетать с элементарными упражнениями для рук. Темп средний, дыхание не задерживать
Основной Сидя на стуле Элементарные упражнения для мелких, средних и крупных мышечных групп, рук, ног и туловища в сочетании с дыхательными упражнениями Упражнения выполнять свободно с большой амплитудой движения в суставах. Дыхательные упражнения чередовать с общеразвивающими в в соотношении 1:4
Упражнения с умеренным статистическим и динамическим усилием, с включением упражнений на тренировку вестибулярного аппарата и на координацию движений.. Упражнения выполнять ритмично, в среднем темпе, правильно сочетать с фазами дыхания. Следить за осанкой.
Заключительный Ходьба обычным шагом, спокойная, с элементарными упражнениями для рук и ног, сочетать с упражнениями на расслабление и дыхательными Дыхание свободное, глубокое. Темп выполнения упражнений – медленный.

КОМПЛЕКСЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Для ограничения отрицательных последствий старения и целенаправленного воздействия на организм используются комплексы физических упражнений, совершенствующих механизмы регуляции, деятельности сердца и расширяющих амплитуду движений в суставах и позвоночнике людей пожилого возраста. Для укрепления сердца и расширения диапазона его работы от минимума в покое до максимума в нагрузке используются упражнения, развивающие выносливость: ходьба дозированная, бег оздоровительный, езда на велосипеде, плавание и др. Для «омолаживания» суставов и межпозвоночных хрящей применяются нагрузки, расширяющие амплитуду движений в них. При выполнении этих упражнений рекомендуется соблюдать ряд правил: проведение перед выполнением комплекса упражнений для суставов 3-5 минутной разминки общего характера (она может состоять их ходьбы и дыхательных упражнений); повторение на первых занятиях каждого упражнения 3-4раза с небольшой " амплитудой, постепенно увеличивая число повторений до 10-15 раз и более; расширение амплитуды движений после освоения техники выполнения упражнения; выполнение упражнений ежедневно, общей продолжительностью 7-15минут (необходимо постоянно следить за дыханием); при появлении боли нагрузка прекращается, отдых 5-7минут и продолжение занятий вновь. Комплексы упражнений можно разработать самостоятельно, но лучше, особенно начинающим заниматься впервые, воспользоваться советом специалистов. В предлагаемом комплексе использованы простые, легко выполнимые упражнения, доступные каждому. * Упражнение 1. Сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, руки на коленях, приподнять плечи - вдох, опустить - выдох; расслабиться, дыхание спокойное, неглубокое (повторить Зраза). * Упражнение 2. Сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, руки на коленях, сжимать кисти рук, одновременно поднимая носки ног на себя (темп средний, повторить 8-10 раз). * Упражнение З. Сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, руки на коленях, поочередно отводить выпрямляющуюся руку в сторону и возвращать в исходное положение (темп медленный, повторить 3 раза каждой рукой). * Упражнение 4. Сидя на стуле, согнув ноги, держась руками за спинку стула сзади, поочередно разгибать правую и левую ноги, скользя стопами по полу (темп средний, повторить 4 раза каждой ногой). * Упражнение 5. Сидя на стуле, поднять правую руку вверх -вдох, опустить - выдох (темп медленный, повторить 3 раза каждой рукой). * Упражнение 6. Сидя на стуле, поворачивать туловище с разведением рук в стороны (темп медленный, повторить 3- 4 раза в каждую сторону). * Упражнение 7. Стоя боком к стулу, одной рукой держась сверху за спинку стула, выполнять маховые движения противоположными рукой и ногой вперед и назад; то же, стоя другим боком (махи выполняют свободно, без напряжения, повторить 6-8 раз). * Упражнение 8. Встать на длину вытянутых рук от стула и, опираясь на спинку, медленно присесть - вдох, вернуться в исходное положение - выдох (повторить 6-8 раз). * Упражнение 9. Сидя на стуле, руки на коленях, выполнять круговые движения ногой, касаясь носком пола (повторить 4-8 раз каждой ногой). * Упражнение 10. Сидя на стуле, руки на коленях, попеременно поднимать руки вверх - вдох, опускать -выдох (повторить 3-4 раза каждой рукой). * Упражнение 11. Сидя на стуле, руки на коленях, попеременно сводить и разводить пятки и носки стоп на 4 счета (дыхание произвольное, повторить 8-12 раз). * Упражнение 12. Сидя на стуле, ноги выпрямить, руки опустить, откинувшись на спинку стула, закрыть глаза и расслабиться на 5-10 секунд. Этот комплекс выполняется ежедневно в течение 10-12 дней. Особое внимание необходимо обратить на точность движении при выполнении упражнений 4, 6, 7, 8, 9. Они затруднительны для лиц с тугоподвижностью в суставах, но исключать их из комплекса не нужно, а напротив, следует добиваться их выполнения, повторяя каждое по отдельности несколько раз в день. Спустя 10-12 дней комплекс усложняется вводом специальных упражнений для шей, которые выполняют, сидя на стуле: 1 медленно поворачивают голову направо и налево; 2 медленно наклоняют голову влево и вправо; 3 медленно наклоняют голову вперед и назад; 4 движения головой вперед и назад; 5 вращения головой с опущенными и приподнятыми плечами; 6 ноги выпрямить, руки опустить, руки опустить, откинуться на спинку стула, закрыть глаза и расслабиться на 5-10 секунд. Упражнения для шеи особенно полезны лицам с остеохондрозом позвоночника, они уменьшают или снижают головную боль, болевые ощущения в области сердца. При их выполнении соблюдают медленный темп, добиваясь полной амплитуды движений, повторяя каждую позицию по З раза. По мере освоения описанных упражнений появляется личный опыт двигательной активности, который используется для разработки новых комплексов упражнений. Вначале в него включаются упражнения без отягощения: приседания, наклоны, прыжки, вращения руками, махи ногами и др; очень хороши упражнения с палкой, они помогают развивать координацию движений и подвижность в суставах. Затем добавляются упражнения с гантелями, мячами, резиновыми амортизаторами, развивающие мышечную силу и выносливость. При разработке комплексов упражнений необходимо учитывать свои двигательные возможности, не нужно торопиться форсировать нагрузки (только постепенное увеличение, последовательное включение все более сложных упражнений обеспечит оздоравливающий эффект); не ждать наступления оздоравливающего эффекта тотчас, только через месяц систематических ежедневных занятий почувствуется бодрость, свобода движений, желание заниматься упражнениями; обязательно включать в комплекс упражнение особенно трудное для вас. Выполняя комплексы физических упражнений, не забывайте, что этого совершенно не достаточно для активного двигательного режима. Наряду с комплексами используйте ходьбу, бег оздоровительный, элементы спортивных игр, подвижные игры и другие нагрузки. Сочетая их с закаливанием, помня о самоконтроле, можно быть уверенным в оздоравливающем, «омолаживающем» эффекте избранного двигательного режима.

Приложение 5.1.

Пройдем тест, который поможетвам разобраться в состоянии вашего организма, открыть его сильные и слабые стороны и тем самым сделать вывод о своих физических способностях, избрать тот вид спорта, который лучше всего вам подходит.

I. Дыхание

1. Курите ли вы?
Нет - 5 очков
До 5 сигарет в день - 4
До 10 сигарет в день - 3
Более 20 сигарет ежедневно - 0

2. У вас появляется одышка, когда вы быстро ходите? Через несколько метров - 1 очко
Через несколько сот метров - 3
Через несколько километров - 4

3. Как вы дышите после того, как пешком поднялись на третий этаж?
Достаточно равномерно - 2 очка
Задыхаетесь - 1

4. Когда вы занимаетесь спортом, что вас заставляет остановиться, чтобы передохнуть?
Затрудняется дыхание - 2 очка
Устают мышцы - 4

5. Сколько времени вы можете продержаться под водой не дыша?
Несколько секунд - 1 очко
30 секунд - 3
45 секунд - 4
Более минуты - 5

6. Умеете ли восстанавливать дыхание после интенсивных физических упражнений, нагрузок?
Нет - 0 очков
Лишь иногда - 2
Довольно часто - 3

Результаты:

От 23 до 16 очков . У вас нет затруднений с дыханием. Оно отлично приспособляется к вашей трудовой и спортивной активности. Вы совершенно спокойно можете заниматься любым видом спорта: баскетболом, волейболом, теннисом, ездой на велосипеде, плаванием, серфингом, водными лыжами, подводным плаванием... Выбор за вами!

От 15 до б очков . Вам нужно развивать, тренировать свое дыхание. Предлагаем вам отличное упражнение: прыжки со скакалкой каждый день в течение 10 минут. Очень важно научиться правильно дышать, делать полный вдох и выдох. Рекомендуем вам умеренные физические нагрузки, но при этом прилагайте больше старания, делайте все упражнения тщательно, регулярно. Советуем вам заняться ездой на велосипеде, кроссовым бегом, плаванием.

5 и менее очков . Вы не умеете правильно дышать. И прежде чем вы займетесь каким-либо видом спорта, вам придется этому научиться: «складировать» воздух, подготавливать свои легкие. Больше ходите пешком. Каждое утро и вечер выполняйте следующее упражнение: в положении лежа глубоко вдыхайте и полностью выдыхайте; напрягая пресс, вы тренируете, развиваете его. Проделайте это упражнение 20 раз. Когда объем ваших легких увеличится, вы сможете заняться и туризмом. Длительные пешие прогулки и походы по пересеченной местности и на свежем воздухе успокаивают нервную систему, дают возможность свободно дышать.

П. Аэробные способности

1. Ходите ли вы пешком?
Никогда - 0 очков
Иногда - 1
Регулярно по 1 км в день - 2
От 1 до 3 км в день - 3
Свыше 3 км ежедневно - 4

2. Занимаетесь ли в выходные дни каким-либо из следующих видов спорта: ездой на велосипеде, плаванием или бегом?
Никогда - 0 очков
Иногда - 2
Регулярно - 4

3. Сколько времени вы занимаетесь каким-либо из вышеназванных видов спорта?
Полчаса - 2 очка
От получаса до 1 часа - 3
Свыше часа - 4

4. Можете ли вы разговаривать, когда быстро ходите, бежите или едете на велосипеде?
Да - 2 очка
Нет - 0

5. Каково примерно расстояние, которое вы можете преодолеть за 12 минут ходьбы, бега трусцой?
Более 2,6 км - 5 очков
От 2 до 2,6 км - 4
От 1,7 до 2 км - 3
От 1,5 до 1,7 км - 2
Менее 1,5 км - 1

Результаты:

От 19 до 12 очков . У вас энергичная, активная натура, вы умеете давать своим мускулам и сердцу самое лучшее «горючее» - кислород. Вы не только можете заниматься любым видом спорта, у вас есть основания подумать над тем, не заняться ли спортом всерьез. Пробегайте в вашем обычном темпе несколько километров, после этого рывком усильте темп на дистанции 100 - 200 метров. Так вы выработаете еще большую выносливость и сможете бегать быстрее. Вам полезно было бы ездить на работу и в магазины на велосипеде. Летом на реке, на море бегайте по песку, плавайте как можно больше. Если же вы отдыхаете в горах, пытайтесь преодолевать на велосипеде трудные участки и забираться на крутые склоны.

От 11 до 6 очков . Вы можете заниматься некоторыми видами спорта, но прежде нужно побольше развить свои аэробные способности в основных видах: велоспорт, плавание, бег. Будьте терпеливы и настойчивы. Когда вы бежите или едете на велосипеде, привыкайте разговаривать с товарищами. Дышите глубоко и равномерно, старайтесь не задыхаться. Не забывайте, что настоящие физические нагрузки начинаются только после 20 минут активной деятельности.

5 и менее очков . Разработайте свою программу, в которой предусмотрите ежедневную ходьбу от 2 до 5 км, чередуя ее с бегом по пересеченной местности. Запланируйте на каждый день получасовую езду на велосипеде или плавание, а потом постепенно увеличивайте продолжительность занятий и расстояние. Но если такие интенсивные нагрузки превышают ваши возможности, то сначала ограничьтесь упражнениями со скакалкой или откажитесь от лифта и поднимайтесь по лестнице пешком. Через некоторое время попытайтесь снова приступить к занятиям велоспортом, плаванию и бегу. Эффект не замедлит сказаться.

III. Гибкость тела

1. Соедините ноги вместе и медленно наклоняйтесь к полу.
Вы касаетесь пола ладонями - 4 очка
Кончиками пальцев - 3
Вы не достаете пол - 0

2. Ноги прямо, на ширине плеч. Наклоняйтесь влево и вправо, не двигая тазом.
Вы касаетесь икр ног - 4 очка
Достаете до колена - 3
Не дотягиваетесь до колена - 0

3. Лежа на спине, заведите ноги за голову.
Прямыми ногами коснетесь пола - 4 очка
Коснетесь слегка согнутыми ногами - 3
Согнутыми ногами - 2
Не дотянетесь до пола - 0

Результаты:

От 12 до 8 очков . У вас завидная гибкость. Для поддержания формы рекомендуем вам заниматься гимнастикой, спортивными танцами, плаванием.

От 7 до 4 очков . Вероятно, в детстве вы обладали гибкостью. Тогда позвольте дать вам один совет: чередуйте силовой спорт (баскетбол, волейбол, гандбол...) с более «мягким», например теннисом, гимнастикой, спортивными танцами, плаванием. Тем самым вы вернете былую форму.

3 и менее очков . Увы, вы не обладаете достаточной гибкостью. И сами ощущаете это в повседневной жизни. Выберите спортивные занятия, которые развивают гибкость и мускулатуру,- гимнастику, спортивные танцы, йогу, плавание. Эти виды спорта хорошо помогут вам и для развития чувства равновесия. Но не перенапрягайтесь, исходите из ваших возможностей. Только терпение и продолжительные тренировки вернут вам гибкость.

IV. Прыгучесть

1. Соберите ноги, сделайте мах руками и прыгните с места вперед. Как далеко вы прыгнули?
120 см - 2 очка
160 см - 3
180 см - 4
200 см и более - 5

2. Ноги вместе, встаньте у стены, поднятой над головой правой рукой мелом отмерьте высоту. Потом прыгните вверх и сделайте вторую отметку. На сколько выше первой отметки вы прыгнули?
На 25 см - 1 очко
На 25 - 30 см - 2
На 30 - 40 см - 3
На 40 - 50 см - 4
Более 50 см - 5

Результаты:

От 10 до 6 очков . Вы прыгучи, энергичны. Рекомендуем вам любые виды спорта на открытой площадке: волейбол, баскетбол, плавание, легкую атлетику. Это хорошая тренировка для дыхательного аппарата и сердца. Но не переутомляйтесь!

5 и менее очков . К сожалению, ваши успехи здесь скромны. Займитесь сначала со скакалкой, больше прыгайте, но с собранными ногами, по крайней мере 5 минут в день. Когда вы ходите пешком или бежите, то прыгайте через препятствия, которые встретите на своем пути: поваленные деревья, канавки, садовые скамейки, невысокие ограды. Прыгайте, пытаясь схватить листья деревьев (конечно, не срывая их). Играйте в волейбол или баскетбол. И результаты не замедлят сказаться.

V. Ваши мышцы

1. Болят ли у вас мышцы после физических нагрузок?
Всегда - 2 очка
Иногда - 3 Никогда - 4

2. Испытываете ли вы боль в ногах, когда ходите на лыжах, ездите на велосипеде?
Всегда - 2 очка
Иногда - 3
Никогда - 4

3. Ноют ли у вас ноги, когда вы пешком преодолели несколько этажей?
Иногда - 2 очка
Никогда - 3

4. Бывают ли у вас мышечные спазмы?
Часто - 1 очко
Редко или никогда - 2

5. Чувствуете ли вы боль в руках и плечах, когда плаваете или ездите на велосипеде?
Часто - 2 очка
Иногда - 3
Никогда - 4

6. Можете ли вы без затруднений делать что-то с высоко поднятыми руками?
Да - 3 очка
Нет - 0

7. Попробуйте присесть на одной ноге, другую держа прямо, не помогая при этом руками.
Вы успешно выполнили это упражнение - 4 очка
Выполнили его, но потеряли равновесие - 3
Выполнили, помогая себе рукой - 2
Не смогли выполнить - 0

8. Чувствуете ли вы боль в спине спустя 2 - 3 часа после физической нагрузки?
Всегда - 1 очко
Иногда - 2
Никогда - 3

Результаты:

От 27 до 20 очков . Ваши мышцы в хорошем состоянии. Занимайтесь тем видом спорта, который вас больше увлекает. Но не забывайте совершать и пешие переходы по пересеченной местности, походы в горы. Это увеличит силу мышц.

От 19 до 10 очков . Вам нужно еще развивать свои мышцы. Активно занимайтесь с гирями и гантелями, укрепляющими мускулатуру. Побольше играйте в волейбол или баскетбол, выполняйте в большем объеме гимнастические упражнения.

9 и менее очков . Должны признать, что ваша мышечная система развита слабо. Воспользуйтесь летним отпуском и хотя бы два раза в неделю делайте по 30 - 45 минут гимнастические упражнения. Но нагрузки надо увеличивать постепенно, чтобы избежать появления изнуренности и спазм мышц. После отпуска продолжайте занятия еще интенсивнее, но не забывая и минуты отдыха. И побольше плавайте - вода чудесно массирует усталые мышцы и успокаивает вас.

Для взрослых людей этой возрастной группы физическая активность предполагает оздоровительные упражнения или занятия в период досуга, подвижные виды активности (например, велосипед или пешие прогулки), профессиональной деятельности (если человек продолжает работать), домашние дела, игры, состязания, спортивные или плановые занятия в рамках ежедневной деятельности, семьи и общества. В целях укрепления сердечно-легочной системы, костно-мышечных тканей, функционального состояния и снижения риска неинфекционных заболеваний, депрессии и нарушения когнитивных функций рекомендуется следующая практика физической активности:

  • Взрослые люди в возрасте 65 лет и старше должны уделять не менее 150 минут в неделю занятиям аэробикой средней интенсивности, или, не менее, 75 минут в неделю занятиям аэробикой высокой интенсивности, или аналогичной физической активности средней и высокой интенсивности.
  • Каждое занятие аэробикой должно продолжаться не менее 10 минут.
  • Для того чтобы получить дополнительные преимущества для здоровья, взрослые люди этой возрастной категории должны увеличить нагрузки своих занятий аэробикой средней интенсивности до 300 минут в неделю, или до 150 минут в неделю, если занимаются аэробикой высокой интенсивности, или аналогичное сочетание занятий аэробикой средней и высокой интенсивности.
  • Взрослые люди этой возрастной категории с проблемами суставов должны выполнять упражнения на равновесие, предотвращающие риск падений, 3 или более дней в неделю.
  • Силовым упражнениям, где задействованы основные группы мышц, следует посвящать 2 или более дней в неделю.
  • Если пожилые люди по состоянию своего здоровья не могут выполнять рекомендуемый объем физической активности, то они должны заниматься физическими упражнениями с учетом своих физических возможностей и состояния здоровья.
Физическая активность для всех

Эти руководящие принципы относятся ко всем здоровым людям в возрасте 65 лет и старше. Они также относятся к людям в этих возрастных пределах, имеющим хронические заболевания. Людям с особыми нарушениями здоровья, такими как сердечно-сосудистые заболевания и диабет, могут потребоваться дополнительные меры предосторожности и медицинские рекомендации, прежде чем они будут пытаться достигнуть рекомендуемые уровни физической активности для пожилых людей.

Существуют многочисленные пути для того, чтобы пожилые люди могли заниматься физической активностью в общей сложности 150 минут в неделю.

Для того чтобы уделять физической активности в общей сложности 150 минут в неделю, эти занятия можно распределять менее продолжительными блоками, не менее 10 минут каждый, на протяжении всей недели: например, 30 минут физической активности умеренной интенсивности 5 раз в неделю.

Рекомендации применимы и для пожилых людей с инвалидностью, однако они могут быть скорректированы в каждом отдельном случае с учетом потенциальных возможностей таких людей для физических упражнений, особых рисков для здоровья или ограничений.

Пожилые люди, ведущие пассивный образ жизни или имеющие какие-либо ограничения в связи с болезнями, получат пользу для здоровья, если они передвинутся из категории "пассивности" в категорию активности "на некотором уровне". Пожилые люди, которые на данный момент времени не выполняют рекомендаций в отношении физической активности, должны стремиться к увеличению ее продолжительности, частоты и, в конечном итоге, интенсивности для последующего выполнения этих рекомендаций.


Занятие 5.

Тема: Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого возраста

Двигательная активность и ЛФК

для людей пожилого и старческого возраста.

Уровень жизнедеятельности организма в ходе возрастного развития, продолжительность жизни зависят от двух противоположных тенденций: с одной стороны - угасания, нарушений обмена и функции; с другой стороны – включения механизмов адаптации. Двигательную активность считают одним из стимуляторов продления жизни, а всестороннюю функциональную нагрузку органов и систем стареющего организма путем поддержания двигательной активности – своего рода «защитой» от преждевременной старости, средством структурного совершенствования тканей и органов.

Физическая активность – важнейшая предпосылка сохранения функциональной способности стареющего организма.
^ Цели и задачи лечебной физической культуры заключаются в:
тренировке сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов.

Улучшении функции центральной нервной системы.

Щадящий;

Щадяще-тренирующий;

Тренирующий;

Интенсивно-тренирующий.

По возрасту люди пожилого и старческого возраста делятся на 4 группы;

Предпенсионный: женщины – 50 - 55 лет,

Мужчины – 55 – 60 лет.

Пожилой – 60-74 лет

Старческий – 76-89 лет

Долгожители > 90 лет.

Для лиц данных возрастных групп используют I, II и III двигательные режимы.

Возрастная группа

Двигательный режим

50-55 лет(женщины)

55-60 лет (мужчины)

тренирующий

Щадяще-тренирующий

75-89 лет

Характеристика физических упражнений при различных двигательных режимах

Исходное положение

Упражнения

Темп (число повторов)

Щадящий режим (I)

Попеременное поднимание прямых ног

Стоя, ноги врозь, руки на поясе

Наклон вправо с подниманием левой руки. То же влево с подниманием правой руки.

Стоя, ноги врозь, руки опущены

Круговые движения руками по 8 раз в каждую сторону.

Лежа на спине, руки в сторону

Носком правой ноги коснуться пола слева, поворачивая таз, вернуться в исходное положения. То же с другой стороны.

Щадяще-тренирующий режим (II)

Стоя, ноги вместе, руки на поясе

Круговые движения туловищем попеременно в каждую сторону

Стоя, руки на поясе

Наклониться вперед (спина прямая) до 90 и выпрямиться

Перейти в положение сидя, вернуться в исходное положение.

Основная стойка (ноги вместе, руки вдоль туловища)

Руки вверх – вдох, опустить руки, наклоняясь вперед и полуприседая - выдох

Тренирующий режим (III)

Основная стойка

Потягивание с напряжением рук и туловища, поднимаясь на носках

Сидя на полу, ноги выпрямлены, руки сзади

Поднять таз, выпрямляя туловище, вернуться в исходное положение.

Лежа на спине, руки вдоль туловища

Руки дугой назад за голову и с напряженным потягиванием носки от себя (вытяжение), вернуться в исходное положение – расслабиться.

Основная стойка

Поднять ногу, коснувшись руками носка, вернуться в исходное положение. Поднять согнутую ногу, соединив руки под ноги, вернуться в исходное положение.

Занятие по ЛФК состоит из трех частей:

Вводной,

Основной,

Заключительной.

Вводная часть – ходьба в разных вариантах с дополнительными движениями рук и без них, дыхательные упражнения. Движения, включаемые в вводную часть, должны способствовать умеренному оживлению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, создавать бодрое настроение. Все упражнения вводной части, особенно для лиц пожилого и старческого возрастов, должны быть простыми, легко выполнимыми и совершаться в медленном или среднем темпе. Продолжительность вводной части – 5-10 минут.

Основная часть включает упражнения самого разнообразного характера, оказывающее общее и специальное воздействие на организм. Задачи общего влияния на организм разрешаются упражнениями, которые укрепляют и тренируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, повышают обмен веществ, тонизируют нервную систему, способствуют возникновению положительных эмоций.

Задачу специального воздействия разрешают упражнения на постановку правильного дыхания (фаза выдоха), упражнения, развивающие подвижность позвоночника, коррегирующие дефекты осанки, упражнения для брюшного пресса, предупреждающие вялость желудочно-кишечного аппарата. Применяются упражнения в растягивании и расслаблении мышц, в равновесии, включающие игровые элементы на улучшение координации. Продолжительность – 25-30 минут.

Заключительная часть. Упражнения, включенные в эту часть, обеспечивают постепенное снижение возбудимости сердечно-сосудистой и дыхательных систем, создание благоприятных условий для восстановительного периода и отдыха. Для этой же цели применяются медленная ходьба, упражнения, дыхательные и расслабление.

Продолжительность этой части 5-10 минут.

Режим №1

(возраст 50-55 лет)

Раздел занятия

Исходное положение

Упражнения

Продолжительность (мин.)

Методические указания

Ходьба обычным шагом с постепенным ускорением и замедлением. Элементарные физические упражнения для рук и туловища чередуются с динамическими дыхательными в соотношением 1:3

Ритмичная, в спокойном темпе. Упражнения выполнять свободно, со средней и большой амплитудой движения в суставах.

Основной

Элементарные упражнения для рук, ног, туловища по различным осям.

Упражнения чередовать правильно с дыхательными динамическими упражнениями.

Упражнения в метании и передаче мячей и медицинболов, расслабление мышечных групп рук, ног. Малоподвижные игры с мячом и короткие перебежки.

Чередовать с дыхательными и упражнениями для нижних конечностей. Разнообразить способы перебрасывания и передачи гимнастических предметов. Регулировать эмоциональную реактивность пациентов, включать паузы для отдыха и дыхательные упражнения.

чительный

Ходьба обычным шагом и усложненная, упражнения на расслабление мышц туловища рук, ног, дыхательные статические упражнения.

Ходьба ритмичная, в спокойном темпе.

Всего 40-45

Режим №2

(возраст 60-74 лет)

Раздел занятия

Исходное положение

Упражнения

Продолжительность (мин.)

Методические указания

Сидя на стуле

Элементарные гимнастические упражнения для рук и ног

Выполнять упражнения свободно, чередуя их с дыхательными, динамическими упражнениями.

Основной

Упражнения для рук, ног с большой амплитудой. Облегченные упражнения для мышц брюшного пресса и для мышц тазового дна.

Не допускать натуживания и нарушения ритма дыхания. После относительно трудных физических упражнений - дыхание глубокое.

Ходьба простая, в разных направлениях в спокойном темпе. Дыхательные упражнения.

Следить за ритмом дыхания

Заключительный

Сидя на стуле

Элементарные упражнения для рук, ног и туловища. Дыхательные, динамические, затем статические упражнения.

Всего 30-35

(возраст 75-89 лет)

Раздел занятия

Исходное положение

Упражнения

Продолжительность (мин.)

Методические указания

Сидя на стуле

Элементарные упражнения для рук и ног в сочетании с упражнениями для туловища и дыхательные.

Упражнения выполнять ритмично. Плавно, в спокойном темпе. Дыхание не задерживать. Дыхательные упражнения чередовать с общеразвивающими в соотношении 1:3

Основной

Упражнения для средних и крупных мышечных групп рук, ног и туловища в сочетании с динамическими дыхательными и с упражнениями на расслабление мышечных групп

Упражнения выполнять свободно, с большой амплитудой движения в суставах. Темп медленный. Дыхательные упражнения чередовать с общеразвивающими в соотношении 1:3.

Сидя и стоя

Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата и координацию движений, сочетать с упражнениями на расслабление мышечных групп.

Добиваться наиболее полного расслабления мышц, упражнения на тренировку вестибулярного аппарата правильно сочетать с фазами дыхания.

Упражнения для рук, ног, туловища с включением маховых движений, упражнений на координацию.

Упражнения выполнять свободно, в среднем темпе. Дыхание не задерживать.

чительный

Сидя на стуле

Элементарные упражнения для рук, ног в сочетании с физическими упражнениями на расслабление мышечных групп и дыхательными.

Дыхание свободное, глубокое, ритмичное. Темп выполнения упражнений – медленный.

Режим №4

(долгожители старше 90 лет)

Раздел занятия

Исходное положение

Упражнения

Продолжительность (мин.)

Методические указания

Ходьба обычным шагом с постепенным ускорением и замедлением. Ходьбу сочетать с элементарными упражнениями для рук.

Темп средний, дыхание не задерживать

Основной

Сидя на стуле

Элементарные упражнения для мелких, средних и крупных мышечных групп, рук, ног и туловища в сочетании с дыхательными упражнениями

Упражнения выполнять свободно с большой амплитудой движения в суставах. Дыхательные упражнения чередовать с общеразвивающими в в соотношении 1:4

Упражнения с умеренным статистическим и динамическим усилием, с включением упражнений на тренировку вестибулярного аппарата и на координацию движений..

Упражнения выполнять ритмично, в среднем темпе, правильно сочетать с фазами дыхания. Следить за осанкой.

Заключительный

Ходьба обычным шагом, спокойная, с элементарными упражнениями для рук и ног, сочетать с упражнениями на расслабление и дыхательными

Дыхание свободное, глубокое. Темп выполнения упражнений – медленный.

^ КОМПЛЕКСЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Для ограничения отрицательных последствий старения и целенаправленного воздействия на организм используются комплексы физических упражнений, совершенствующих механизмы регуляции, деятельности сердца и расширяющих амплитуду движений в суставах и позвоночнике людей пожилого возраста.

Для укрепления сердца и расширения диапазона его работы от минимума в покое до максимума в нагрузке используются упражнения, развивающие выносливость: ходьба дозированная, бег оздоровительный, езда на велосипеде, плавание и др. Для «омолаживания» суставов и межпозвоночных хрящей применяются нагрузки, расширяющие амплитуду движений в них. При выполнении этих упражнений рекомендуется соблюдать ряд правил: проведение перед выполнением комплекса упражнений для суставов 3-5 минутной разминки общего характера (она может состоять их ходьбы и дыхательных упражнений); повторение на первых занятиях каждого упражнения 3-4раза с небольшой " амплитудой, постепенно увеличивая число повторений до 10-15 раз и более; расширение амплитуды движений после освоения техники выполнения упражнения; выполнение упражнений ежедневно, общей продолжительностью 7-15минут (необходимо постоянно следить за дыханием); при появлении боли нагрузка прекращается, отдых 5-7минут и продолжение занятий вновь. Комплексы упражнений можно разработать самостоятельно, но лучше, особенно начинающим заниматься впервые, воспользоваться советом специалистов.

В предлагаемом комплексе использованы простые, легко выполнимые упражнения, доступные каждому.

* Упражнение 1. Сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, руки на коленях, приподнять плечи - вдох, опустить - выдох; расслабиться, дыхание спокойное, неглубокое (повторить Зраза).

* Упражнение 2. Сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, руки на коленях, сжимать кисти рук, одновременно поднимая носки ног на себя (темп средний, повторить 8-10 раз).

* Упражнение З. Сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, руки на коленях, поочередно отводить выпрямляющуюся руку в сторону и возвращать в исходное положение (темп медленный, повторить 3 раза каждой рукой).

* Упражнение 4. Сидя на стуле, согнув ноги, держась руками за спинку стула сзади, поочередно разгибать правую и левую ноги, скользя стопами по полу (темп средний, повторить 4 раза каждой ногой).

* Упражнение 5. Сидя на стуле, поднять правую руку вверх -вдох, опустить - выдох (темп медленный, повторить 3 раза каждой рукой).

* Упражнение 6. Сидя на стуле, поворачивать туловище с разведением рук в стороны (темп медленный, повторить 3- 4 раза в каждую сторону).

* Упражнение 7. Стоя боком к стулу, одной рукой держась сверху за спинку стула, выполнять маховые движения противоположными рукой и ногой вперед и назад; то же, стоя другим боком (махи выполняют свободно, без напряжения, повторить 6-8 раз).

* Упражнение 8. Встать на длину вытянутых рук от стула и, опираясь на спинку, медленно присесть - вдох, вернуться в исходное положение - выдох (повторить 6-8 раз).

* Упражнение 9. Сидя на стуле, руки на коленях, выполнять круговые движения ногой, касаясь носком пола (повторить 4-8 раз каждой ногой).

* Упражнение 10. Сидя на стуле, руки на коленях, попеременно поднимать руки вверх - вдох, опускать -выдох (повторить 3-4 раза каждой рукой).

* Упражнение 11. Сидя на стуле, руки на коленях, попеременно сводить и разводить пятки и носки стоп на 4 счета (дыхание произвольное, повторить 8-12 раз).

* Упражнение 12. Сидя на стуле, ноги выпрямить, руки опустить, откинувшись на спинку стула, закрыть глаза и расслабиться на 5-10 секунд.

Этот комплекс выполняется ежедневно в течение 10-12 дней. Особое внимание необходимо обратить на точность движении при выполнении упражнений 4, 6, 7, 8, 9. Они затруднительны для лиц с тугоподвижностью в суставах, но исключать их из комплекса не нужно, а напротив, следует добиваться их выполнения, повторяя каждое по отдельности несколько раз в день.

^ Спустя 10-12 дней комплекс усложняется вводом специальных упражнений для шей, которые выполняют, сидя на стуле:

1 медленно поворачивают голову направо и налево;

2 медленно наклоняют голову влево и вправо;

3 медленно наклоняют голову вперед и назад;

4 движения головой вперед и назад;

5 вращения головой с опущенными и приподнятыми плечами;

6 ноги выпрямить, руки опустить, руки опустить, откинуться на спинку стула, закрыть глаза и расслабиться на 5-10 секунд. Упражнения для шеи особенно полезны лицам с остеохондрозом позвоночника, они уменьшают или снижают головную боль, болевые ощущения в области сердца. При их выполнении соблюдают медленный темп, добиваясь полной амплитуды движений, повторяя каждую позицию по З раза.

По мере освоения описанных упражнений появляется личный опыт двигательной активности, который используется для разработки новых комплексов упражнений. Вначале в него включаются упражнения без отягощения: приседания, наклоны, прыжки, вращения руками, махи ногами и др; очень хороши упражнения с палкой, они помогают развивать координацию движений и подвижность в суставах. Затем добавляются упражнения с гантелями, мячами, резиновыми амортизаторами, развивающие мышечную силу и выносливость. При разработке комплексов упражнений необходимо учитывать свои двигательные возможности, не нужно торопиться форсировать нагрузки (только постепенное увеличение, последовательное включение все более сложных упражнений обеспечит оздоравливающий эффект); не ждать наступления оздоравливающего эффекта тотчас, только через месяц систематических ежедневных занятий почувствуется бодрость, свобода движений, желание заниматься упражнениями; обязательно включать в комплекс упражнение особенно трудное для вас. Выполняя комплексы физических упражнений, не забывайте, что этого совершенно не достаточно для активного двигательного режима. Наряду с комплексами используйте ходьбу, бег оздоровительный, элементы спортивных игр, подвижные игры и другие нагрузки. Сочетая их с закаливанием, помня о самоконтроле, можно быть уверенным в оздоравливающем, «омолаживающем» эффекте избранного двигательного режима.

Приложение 5.1.

Пройдем тест, который поможет вам разобраться в состоянии вашего организма, открыть его сильные и слабые стороны и тем самым сделать вывод о своих физических способностях, избрать тот вид спорта, который лучше всего вам подходит.
^ I. Дыхание
1. Курите ли вы?
Нет - 5 очков
До 5 сигарет в день - 4
До 10 сигарет в день - 3
Более 20 сигарет ежедневно - 0

2. У вас появляется одышка, когда вы быстро ходите? Через несколько метров - 1 очко
Через несколько сот метров - 3
Через несколько километров - 4

3. Как вы дышите после того, как пешком поднялись на третий этаж?
Достаточно равномерно - 2 очка
Задыхаетесь - 1

4. Когда вы занимаетесь спортом, что вас заставляет остановиться, чтобы передохнуть?
Затрудняется дыхание - 2 очка
Устают мышцы - 4

5. Сколько времени вы можете продержаться под водой не дыша?
Несколько секунд - 1 очко
30 секунд - 3
45 секунд - 4
Более минуты - 5

6. Умеете ли восстанавливать дыхание после интенсивных физических упражнений, нагрузок?
Нет - 0 очков
Лишь иногда - 2
Довольно часто - 3

Результаты:

От 23 до 16 очков. У вас нет затруднений с дыханием. Оно отлично приспособляется к вашей трудовой и спортивной активности. Вы совершенно спокойно можете заниматься любым видом спорта: баскетболом, волейболом, теннисом, ездой на велосипеде, плаванием, серфингом, водными лыжами, подводным плаванием... Выбор за вами!

От 15 до б очков. Вам нужно развивать, тренировать свое дыхание. Предлагаем вам отличное упражнение: прыжки со скакалкой каждый день в течение 10 минут. Очень важно научиться правильно дышать, делать полный вдох и выдох. Рекомендуем вам умеренные физические нагрузки, но при этом прилагайте больше старания, делайте все упражнения тщательно, регулярно. Советуем вам заняться ездой на велосипеде, кроссовым бегом, плаванием.

5 и менее очков. Вы не умеете правильно дышать. И прежде чем вы займетесь каким-либо видом спорта, вам придется этому научиться: «складировать» воздух, подготавливать свои легкие. Больше ходите пешком. Каждое утро и вечер выполняйте следующее упражнение: в положении лежа глубоко вдыхайте и полностью выдыхайте; напрягая пресс, вы тренируете, развиваете его. Проделайте это упражнение 20 раз. Когда объем ваших легких увеличится, вы сможете заняться и туризмом. Длительные пешие прогулки и походы по пересеченной местности и на свежем воздухе успокаивают нервную систему, дают возможность свободно дышать.
^ П. Аэробные способности
1. Ходите ли вы пешком?
Никогда - 0 очков
Иногда - 1
Регулярно по 1 км в день - 2
От 1 до 3 км в день - 3
Свыше 3 км ежедневно - 4

2. Занимаетесь ли в выходные дни каким-либо из следующих видов спорта: ездой на велосипеде, плаванием или бегом?
Никогда - 0 очков
Иногда - 2
Регулярно - 4

3. Сколько времени вы занимаетесь каким-либо из вышеназванных видов спорта?
Полчаса - 2 очка
От получаса до 1 часа - 3
Свыше часа - 4

4. Можете ли вы разговаривать, когда быстро ходите, бежите или едете на велосипеде?
Да - 2 очка
Нет - 0

5. Каково примерно расстояние, которое вы можете преодолеть за 12 минут ходьбы, бега трусцой?
Более 2,6 км - 5 очков
От 2 до 2,6 км - 4
От 1,7 до 2 км - 3
От 1,5 до 1,7 км - 2
Менее 1,5 км - 1

Результаты:

От 19 до 12 очков. У вас энергичная, активная натура, вы умеете давать своим мускулам и сердцу самое лучшее «горючее» - кислород. Вы не только можете заниматься любым видом спорта, у вас есть основания подумать над тем, не заняться ли спортом всерьез. Пробегайте в вашем обычном темпе несколько километров, после этого рывком усильте темп на дистанции 100 - 200 метров. Так вы выработаете еще большую выносливость и сможете бегать быстрее. Вам полезно было бы ездить на работу и в магазины на велосипеде. Летом на реке, на море бегайте по песку, плавайте как можно больше. Если же вы отдыхаете в горах, пытайтесь преодолевать на велосипеде трудные участки и забираться на крутые склоны.

От 11 до 6 очков. Вы можете заниматься некоторыми видами спорта, но прежде нужно побольше развить свои аэробные способности в основных видах: велоспорт, плавание, бег. Будьте терпеливы и настойчивы. Когда вы бежите или едете на велосипеде, привыкайте разговаривать с товарищами. Дышите глубоко и равномерно, старайтесь не задыхаться. Не забывайте, что настоящие физические нагрузки начинаются только после 20 минут активной деятельности.

5 и менее очков. Разработайте свою программу, в которой предусмотрите ежедневную ходьбу от 2 до 5 км, чередуя ее с бегом по пересеченной местности. Запланируйте на каждый день получасовую езду на велосипеде или плавание, а потом постепенно увеличивайте продолжительность занятий и расстояние. Но если такие интенсивные нагрузки превышают ваши возможности, то сначала ограничьтесь упражнениями со скакалкой или откажитесь от лифта и поднимайтесь по лестнице пешком. Через некоторое время попытайтесь снова приступить к занятиям велоспортом, плаванию и бегу. Эффект не замедлит сказаться.
^ III. Гибкость тела
1. Соедините ноги вместе и медленно наклоняйтесь к полу.
Вы касаетесь пола ладонями - 4 очка
Кончиками пальцев - 3
Вы не достаете пол - 0

2. Ноги прямо, на ширине плеч. Наклоняйтесь влево и вправо, не двигая тазом.
Вы касаетесь икр ног - 4 очка
Достаете до колена - 3
Не дотягиваетесь до колена - 0

3. Лежа на спине, заведите ноги за голову.
Прямыми ногами коснетесь пола - 4 очка
Коснетесь слегка согнутыми ногами - 3
Согнутыми ногами - 2
Не дотянетесь до пола - 0

Результаты:

От 12 до 8 очков. У вас завидная гибкость. Для поддержания формы рекомендуем вам заниматься гимнастикой, спортивными танцами, плаванием.

От 7 до 4 очков. Вероятно, в детстве вы обладали гибкостью. Тогда позвольте дать вам один совет: чередуйте силовой спорт (баскетбол, волейбол, гандбол...) с более «мягким», например теннисом, гимнастикой, спортивными танцами, плаванием. Тем самым вы вернете былую форму.

3 и менее очков. Увы, вы не обладаете достаточной гибкостью. И сами ощущаете это в повседневной жизни. Выберите спортивные занятия, которые развивают гибкость и мускулатуру,- гимнастику, спортивные танцы, йогу, плавание. Эти виды спорта хорошо помогут вам и для развития чувства равновесия. Но не перенапрягайтесь, исходите из ваших возможностей. Только терпение и продолжительные тренировки вернут вам гибкость.
^ IV. Прыгучесть
1. Соберите ноги, сделайте мах руками и прыгните с места вперед. Как далеко вы прыгнули?
120 см - 2 очка
160 см - 3
180 см - 4
200 см и более - 5

2. Ноги вместе, встаньте у стены, поднятой над головой правой рукой мелом отмерьте высоту. Потом прыгните вверх и сделайте вторую отметку. На сколько выше первой отметки вы прыгнули?
На 25 см - 1 очко
На 25 - 30 см - 2
На 30 - 40 см - 3
На 40 - 50 см - 4
Более 50 см - 5

Результаты:

От 10 до 6 очков. Вы прыгучи, энергичны. Рекомендуем вам любые виды спорта на открытой площадке: волейбол, баскетбол, плавание, легкую атлетику. Это хорошая тренировка для дыхательного аппарата и сердца. Но не переутомляйтесь!

5 и менее очков. К сожалению, ваши успехи здесь скромны. Займитесь сначала со скакалкой, больше прыгайте, но с собранными ногами, по крайней мере 5 минут в день. Когда вы ходите пешком или бежите, то прыгайте через препятствия, которые встретите на своем пути: поваленные деревья, канавки, садовые скамейки, невысокие ограды. Прыгайте, пытаясь схватить листья деревьев (конечно, не срывая их). Играйте в волейбол или баскетбол. И результаты не замедлят сказаться.
^ V. Ваши мышцы
1. Болят ли у вас мышцы после физических нагрузок?
Всегда - 2 очка
Иногда - 3 Никогда - 4

2. Испытываете ли вы боль в ногах, когда ходите на лыжах, ездите на велосипеде?
Всегда - 2 очка
Иногда - 3
Никогда - 4

3. Ноют ли у вас ноги, когда вы пешком преодолели несколько этажей?
Иногда - 2 очка
Никогда - 3

4. Бывают ли у вас мышечные спазмы?
Часто - 1 очко
Редко или никогда - 2

5. Чувствуете ли вы боль в руках и плечах, когда плаваете или ездите на велосипеде?
Часто - 2 очка
Иногда - 3
Никогда - 4

6. Можете ли вы без затруднений делать что-то с высоко поднятыми руками?
Да - 3 очка
Нет - 0

7. Попробуйте присесть на одной ноге, другую держа прямо, не помогая при этом руками.
Вы успешно выполнили это упражнение - 4 очка
Выполнили его, но потеряли равновесие - 3
Выполнили, помогая себе рукой - 2
Не смогли выполнить - 0

8. Чувствуете ли вы боль в спине спустя 2 - 3 часа после физической нагрузки?
Всегда - 1 очко
Иногда - 2
Никогда - 3

Результаты:

От 27 до 20 очков. Ваши мышцы в хорошем состоянии. Занимайтесь тем видом спорта, который вас больше увлекает. Но не забывайте совершать и пешие переходы по пересеченной местности, походы в горы. Это увеличит силу мышц.

От 19 до 10 очков. Вам нужно еще развивать свои мышцы. Активно занимайтесь с гирями и гантелями, укрепляющими мускулатуру. Побольше играйте в волейбол или баскетбол, выполняйте в большем объеме гимнастические упражнения.
^ 9 и менее очков. Должны признать, что ваша мышечная система развита слабо. Воспользуйтесь летним отпуском и хотя бы два раза в неделю делайте по 30 - 45 минут гимнастические упражнения. Но нагрузки надо увеличивать постепенно, чтобы избежать появления изнуренности и спазм мышц. После отпуска продолжайте занятия еще интенсивнее, но не забывая и минуты отдыха. И побольше плавайте - вода чудесно массирует усталые мышцы и успокаивает вас.

Власова И.А. , ГБОУ ДПО ИГМАПО

Современные демографические изменения в мире свидетельствуют об увеличении количества пожилых людей в общей структуре населения.

Число лиц в возрасте 60 лет и старше к 2050 году достигнет 2 миллиардов человек.


В России доля граждан старшего поколения составляет более 20 %. О дной из целей демографической политики РФявляется планируемое у величение продолжительности жизни до 70 лет к 2015 году и до 75 лет - к 2025 году. Все в целом свидетельствует о необходимости системного решения проблем здоровья людей старшего поколения срассмотрениемвсех видов приспособительной деятельности физиологических систем, особенно с позиций профилактической медицины .

Старение представляет собой сложный, многогранный и противоречивый процесс. Уменьшение с возрастом двигательной активности только усугубляет эти сдвиги. Однако, несмотря на угасание функций, организм обладает способностью к мобилизации своих резервов, что является основанием для поиска, а также разработки средств и методов, расширяющих диапазон адаптационных возможностей пожилых людей. Одним из таких способов является мышечная деятельность, которая обладает мощным стимулирующим влиянием на организм человека. Общебиологические закономерности ее воздействия проявляются на всех уровнях организма, формируя новое взаимоотношение нервных центров, гормональных, вегетативных и исполнительных органов. Механизмы образования долговременной адаптации к мышечной деятельности направлены на те звенья физиологических систем, которые более всего изменяются с возрастом.

Повышаются мощность системы митохондрий, уровень порога аэробного и анаэробного обмена (ПАНО), снижается «кислородная стоимость» единицы мощности работы, осуществляется более эффективная утилизация и использование кислорода, улучшается выполнение тестов, требующих исполнительного контроля, увеличивается устойчивость организма к различным повреждающим воздействиям.

Сложная и многогранная архитектоника адаптационных реакций обуславливает формирование экономизирующего, антигипоксического, антистрессорного, генорегуляторного, психоэнергетизирующего эффектов.

Способность к адаптации, как фундаментальному и универсальному свойству живых существ – одно из условий развития человека и его здоровья.

Результаты воздействия физических упражнений проявляются уже спустя 2 месяца от начала занятий. Первые месяцы сочетаются с наиболее выраженными сдвигами в показателях гемодинамики. Далее происходит стабилизация функциональных возможностей на достигнутом уровне.

Шесть месяцев регулярных тренировок приводят к уменьшению интенсивности болевых синдромов. После 12 месяцев наблюдаются изменения в липидном обмене. С ростом степени физической подготовленности улучшаются реологические свойства крови, фибринолитическая активность, динамика липидного спектра у пожилых лиц с хронической сердечной недостаточностью.

Поддержание лёгкой или умеренной активности снижает количество сердечных приступов. Уменьшается частота гипертонических кризов, снижается артериальное давление, что отражается на дозе лекарственных средств.

Физические тренировки повышают толерантность к мышечной деятельности при заболеваниях периферических сосудов. Изменяется паттерн неспецифической адаптации организма в сторону увеличения количества физиологических реакций. Замедляются процессы моторного регресса. Существуют различные подходы и взгляды на отдельные виды физических упражнений, как оздоровительные нагрузки. Двигательный режим считается оптимальным, если ежедневно расходуется от 300 до 400 ккал, что уменьшает смертность от коронарных поражений на 20%. Для 75-летних женщин, ведущих пассивный образ жизни, рекомендуются простые гимнастические упражнения.

Пожилым лицам с хронической сердечной недостаточностью предлагаются велотренировки в «режиме свободного выбора нагрузки», когда по субъективным ощущениям организм самостоятельно подбирает их дозу.

Наиболее естественным видом физической активности для людей старшего поколения считается ходьба.

В пожилом возрасте следует сокращать не разнообразие физических напряжений, а лишь их общую величину и интенсивность.

Морфофизиологические изменения при геронтогенезе отражаются на свойствах личности. В старших возрастах частота только депрессивных состояний достигает 40-60 %, при которых суицидальный риск отмечается в 25-45 % случаях. В этой связи особое значение имеют исследования, показывающие выраженное корригирующее влияние определенных видов мышечной деятельности на психофизическое состояние организма человека. Адаптация к определенным видам физических нагрузок обеспечивает не только позитивное изменение эмоционального фона, но и уменьшает риск развития нарушений нервно-психического статуса.

Поскольку с увеличением возраста растет удельный вес лиц с низким физическим состоянием, то возникает необходимость, как тщательного дозирования мышечной работы, так и подбора оптимального соотношения ее средств различной направленности. Считается, что с возрастом должна увеличиваться доля упражнений аэробного характера.

Именно в этом режиме энергообеспечения следует проводить оздоровительные тренировки у лиц старших возрастов, учитывая морфофункциональные особенности их организма и в отдельности каждой системы.

Дополнять их должны упражнения на гибкость и силовую выносливость. Организация оздоровительных тренировок в пожилом возрасте, изменяя типичную динамику физиологических показателей на данном этапе онтогенеза, способствует повышению уровня соматического здоровья более, чем в 3 раза, снижению биологического возраста, увеличению количества лиц, продолжающих трудовую деятельность.

Дозирование физических упражнений невозможно без тщательного учета особенностей адаптации к ним старших возрастных групп.

Это сниженная экономичность реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем на нагрузки. Замедленный переход организма из состояния покоя к работе, значительные сдвиги физиологических функций при небольших мощностях работы с выраженными величинами потребления кислорода, легочной вентиляции, частоты сердечных сокращений и дыхания. Нарушение согласованности между динамикой сердечного выброса и общим периферическим кровообращением, повышение чувствительности скелетных мышц к кислородной недостаточности и др. Кроме того, выделен целый ряд физических упражнений и исходных положений, использование которых в пожилом возрасте должно быть ограничено или требует специальной подготовки. С большой осторожностью применяются упражнения с резкой и большой нагрузкой на суставы и связки.

Необходимо избегать напряженной экстензии, длительного держания ног «под прямым углом», упражнений на животе, особенно при значительных отложениях жировой ткани. Длительной подготовки требуют сложные координационные движения на ловкость. Противопоказаны положения, при которых голова находится ниже опоры.

Таким образом, можно заключить о высокой роли физических упражнений относительно восстановления и повышения физического здоровья людей пожилого возраста. Значимость данного способа воздействия на организм определяется его естественной стимуляцией регуляторно-приспособительных механизмов, что очень важно для людей старшего поколения.


Актуальным остаются вопросы дозирования мышечной деятельности с учетом морфофункциональных изменений при старении. Очевидна необходимость наиболее широкого использования физических упражнений на поздних этапах онтогенеза человека в качестве геропротекторного средства.

Физические упражнения благотворно воздействуют на обмен веществ, усиливают окислительные процессы в организме, а при соблюдении правильного режима питания помогают успешно бороться с ожирением, помогают предотвратить сердечно – сосудистые заболевания, обменные артриты, остеопороз, иммунные расстройства и депрессии, способствуют повышению работоспособности.

1. Утренняя зарядка в течении 15 – 20 минут с соблюдением правильного дыхания.

2. Ходьба, пешеходные прогулки. Прежде, чем приступить к физическим упражнениям, необходимо посоветоваться с врачом. Ходьба должна быть быстрой, только тогда она будет иметь тренирующий эффект. Почему пожилым людям (да и не только пожилым) следует стараться больше ходить?Во-первых, при ходьбе, как и при всяком физическом упражнении, мышцы совершают работу, организм расходует энергию, тратит энергетические вещества. Установлено, что при ходьбе расходуются главным образом углеводы и жиры. А у многих намечается склонность к накоплению жира. Время для прогулки предпочтительно утреннее, но неплохо пройтись и вечером, особенно для тех, кто страдает бессонницей. Пожилым людям, склонным к полноте, следует прогуливаться и после обеда.

3. Для более тренированных людей полезны занятия плаванием, футболом, теннисом, ходьба на лыжах, упражнения на растягивания мышц, силовые тренировки. Занятия лыжным спортом регулируют артериальное давление крови, понижая его, если у человека оно несколько повышено. Огромно влияние лыжного спорта на дыхательную систему.

Основные правила оздоровительных физических тренировок:

· Систематичность

· Постепенное увеличение нагрузок

· Индивидуальный подбор физических упражнений и нагрузок с учетом возраста и сопутствующих заболеваний.

3. План беседы о вреде курения:

Табакокурение - одна из самых распространенных вредных привычек, охвативших значительную часть населения. Вредное влияние курения на организм связано с содержащимися в табачном дыме никотином и другими вредными веществами (окисью углерода, аммиаком и др.). Основной токсический фактор табачного дыма - никотин. Он непосредственно влияет на внутренние органы и нарушает их нервную регуляцию.

· Курение приводит к торможению, а затем парализует деятельность клеток ЦНС.

· Курение приводит к расстройству нервной системы, проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.

· Курение приводит к импотенции у мужчин.

· У курящих людей чаще встречаются раковые опухоли, а также рак различных органов и нижней губы.

· Часто курение приводит к развитию хронического бронхита, сопровождающегося постоянным кашлем, неприятным запахом изо рта и хриплым голосом.

· Велика роль курения в возникновении туберкулеза.

· Часто курящие испытывают боли в сердце.

· Курение может быть и главной причиной стойкого спазма сосудов нижних конечностей.

· От веществ, содержащихся в табачном дыму, страдает также пищеварительный тракт, в первую очередь зубы и слизистая оболочка рта.

· Гастрит, язвенная болезнь желудка у курящих возникают гораздо чаще, чем у некурящих.

· Курение может вызвать никотиновую амблиопию.

· Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин «пассивное курение». В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и не проветренном помещении определяется значительная концентрация никотина.

· Курение сокращает жизнь.

· У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний.

· У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии.

· Курение способствует развитию многих аллергических заболеваний.

· У курящих подростков слабеет память, среди них чаще встречаются плохо успевающие.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Среднего профессионального образования чебоксарский медицинский.. колледж министерства здравоохранения и социального развития.. чувашской республики..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Контрольно-измерительные материалы
профессионального модуля ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий код профессии/специальность 060501 «Сестринское дело» ба

Пояснительная записка
Квалификационный экзамен по ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» по профилю подготовки 060501 «Сестринское дело», базовый и углубленный уровни подготовки среднего профессионального образ

Спецификация
Вид профессиональной деятельности: выполнение работ по специальности СПО 060501 «Сестринское дело»базовый уровень подготовки среднего профессионально

Требования к деятельности обучения по профессиональным компетенциям
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата 1. ПК 1.1. Проводит мероприятия по сохранению и укреп

Оценочные материалы
Задание № 1 Стимул: Вы – патронажная медсестра поликлиники. Задачная формулировка:

Оценочный лист по профессиональному модулю
ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий код и наименование модуля _________________________________________________________________________

Итоги квалификационного экзамена по профессиональному модулю
Способы оценки профессиональных компетенций – в модельной ситуации. Коды проверяемых компетенций Показатели оценки результата

Итоговая оценочная ведомость по профессиональному модулю
__________ ___________ ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий ___564___ группа курс код и наименование модуля объем часов

Подготовка семьи и ребенка к вакцинации
- Профилактические прививки проводят в медицинских учреждениях государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. - Для обеспечения своевременного проведения п



4. Оценка физического развития ребенка 7 лет (мальчик). Оценка физического развития проводится с помощью центильных таблиц: окружность груди 58 см

План мероприятий по закаливанию ребенка 6 лет
Температура воздуха в помещении – 19-17 градусов. Воздушная ванна продолжительностью 10-15 минут при смене белья после ночного и дневного сна, во время утренней гигиенической гимнастики, у

Основные проблемы ребенка и семьи, связанные с вакцинацией
В соответствии с приказом № 885 от 2 августа 1999 г. к поствакцинальным реакциям относятся: - местные реакции - в виде гиперемии с отеком мягких тканей на месте введения до 3 см в диаметре


Питание должно быть полноценным, разнообразным и рациональным в количественном и качественном отношении. В рацион должны входить – молоко (до 500 мл), кисло- молочные продукты (творог, сы

Рекомендации по способам закаливания ребенку
Закаливание – это тренировка организма с целью повышения его устойчивости к разнообразным воздействиям. Оно необходимо для профилактики заболеваний у ребенка. С целью закаливания используют естеств

Рекомендации по питанию кормящей матери
Питание должно быть полноценным, разнообразным и рациональным в количественном и качественном отношении. В рацион должны входить – молоко (до 500 мл), кисло-молочные продукты (творог, сыр

Рекомендации матери по профилактике гипогалактии
Гипогалактия – это пониженная секреторная способность молочных желез, т.е. уменьшение количества выработки молока у матери. Важное условие профилактики гипогалактии - ритмичное и п

Здоровый образ жизни - единственный реальный способ избежать развития хронических заболеваний
1. Бросьте курить. 2. Если Вы не можете сразу бросить курить, то строго ограничьте курение максимум десятью сигаретами в день. 3. Откажитесь от спиртных напитков. 4. Если

План беседы с матерью и ребенком о психологических особенностях подросткового возраста
Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни


ов должно быть сб

Рекомендации по адекватной физической активности для пожилых людей
Физические упражнения благотворно воздействуют на обмен веществ, усиливают окислительные процессы в организме, а при соблюдении правильного режима питания помогают успешно бороться с ожирением, пом

Цели и задачи первичного патронажа
Первый патронаж здоровых новорожденных проводится в первые 1-3 дня после выписки матери и ребенка из родильного стационара. Учитывая большую сложность а

Рекомендации по питанию кормящей матери
Питание должно быть полноценным, разнообразным и рациональным в количественном и качественном отношении. В рацион должны входить – молоко (до 500 мл), кисло-молочные продукты (творог, сыр,

Влияние алкоголя на организм человека
Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в теле человека нет таких органов и тканей, которые не поражались бы алкоголем. 1. Только 10% алкогол

Оценка физического развития ребенка 5 лет (мальчик)
Оценка физического развития проводится с помощью центильных таблиц: окружность груди 53 см (оценка по возрасту) – Р 10-25, что соответствует 3 коридору, рост ребенка -105 см (оцен

Основные принципы закаливания
Принципы закаливания: систематичность, постепенность в увеличении нагрузок, рациональность в выборе одежды, положительное отношение к закаливанию, сочетани

Режим ребенка 1 года
Кормление ребенка 5 - разовое, через 4 часа (завтрак 7.00, обед 11.30, полдник 16.00, ужин19.00, ночное кормление 24.00) Дневной сон – 2 раза по 2 часа (с 9.00 до.11.00, с14.00.до 16.00)

Принципы лечебного питания при сахарном диабете
Диета должна быть физиологически грамотной: · Количество энергии в пище должно равняться энергетическим потребностям больного. · Количество белков, жиров, углевод

План беседы о вреде курения
Табакокурение- одна из самых распространенных вредных привычек, охвативших значительную часть населения. Вредное влияние курения на организм связано с содержащимися в табачном дыме

Какие прививки должны быть у ребенка в 1 год
Первые 12 часов - вакцинация против гепатита В. 3-7-ой день жизни – вакцинация против туберкулеза (БЦЖ-М). 1-ый месяц - 2-ая вакцинация против гепатита В. 3-ий месяц - ва

Рекомендации семье по физической активности
Для взрослых людей физическая активность предполагает оздоровительные упражнения или занятия в период досуга, подвижные виды активности (например, велосипед или пешие прогулки), профессиональную де

Рекомендации семье по поступлению ребенка в детский сад
Максимальное приближение домашнего режима к режиму ДДУ. Ликвидация вредных привычек (укачивание, кормление из бутылочки, пользование пустышкой). Обеспечение основн

План общения с пожилым человеком
Психическая активность пожилых лиц падает. Они быстро устают. Нужно внимательно следить за тем, как ведет себя ваш пациент и, обнаружив первые признаки усталости, давать ему возможность отдохнуть,

Правила питания больных пожилого и старческого возраста
В настоящее время гипокалорийную и ограниченную по объёму диету рассматривают как один из эффективных методов борьбы с процессом преждевременного старения. В пищевом рационе пожилого челов

Общие принципы ухода за больными пожилого и старческого возраста
К каждому больному необходим индивидуальный подход с учётом личностных особенностей пациента и его отношения к болезни. Для установления контакта медсестра должна разговаривать спокойным приветливы

Проблема бессонницы
Пожилые пациенты часто жалуются на бессонницу, у них меняется режим сна - нередко они спят больше днём, а ночью ведут более активный образ жизни (едят, ходят по палате, читают). Часто употребляемые

Обеспечение мероприятий личной гигиены
Часто больному пожилого и старческого возраста трудно себя обслуживать. Следует оказывать ему помощь при смене постельного и нательного белья, при необходимости - осуществлять уход за волосами, ног

Профилактика травматизма
С особым вниманием следует отнестись к профилактике возникновения возможных травм. Ушибы и переломы (особенно шейки бедренной кости) обездвиживают больных, сопровождаются развитием таких осложнений

План динамического наблюдения за школьником
Дети старше 3-х лет и подростки до 18 лет осматриваются педиатром 1 раз в год + лабораторные исследования (общий анализ крови, общий анализ мочи, кал на яйца гельминтов).

Контрольное кормление
Цель: определить среднее количество молока, получаемого ребенком при кормлении грудью. Оснащение: - набор для пеленания с памперсом; - н

Рекомендации по режиму питания матери
Питание кормящей грудью матери должно быть полноценным, разнообразным и рациональным в количественном и качественном отношении. В рацион должны входить – молоко (до 500 мл), кисло-молочны

Объем питания ребенку на день
Суточный объем питания ребенку рассчитывается объемным методом. V сут. = 1/5 массы фактической = 1/5*(3000+600)=1/5*3600=720 мл Ребенка 1 месяца кормим 7 раз, то есть Vра

Принципы лечебного питания при сахарном диабете
Диета должна быть физиологически грамотной: · Количество энергии в пище должно равняться энергетическим потребностям больного. · Количество белков, жиров, углевод

Влияние алкоголя на организм человека
Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в теле человека нет таких органов и тканей, которые не поражались бы алкоголем. 1. Только 10% алкоголя выводится из о

Нет в организме ни одной ткани, ни одного органа, который не подвергался бы деградации под действием алкоголя
3. Определите группу здоровья ребенку и группу риска. Группа здоровья ребенка – II Б, так как ребенок в настоящее время практически здоров

Оценка физического развития ребенка 10 лет (мальчик)
Оценка физического развития проводится с помощью центильных таблиц: окружность груди 62 см (оценка по возрасту) – Р10-25, что соответствует 3 коридору, рост ребенка -142 см (оценк

Уход за пожилыми людьми с нарушением зрения и слуха
У пожилых людей происходит нарушение рефракции, часто развивается катаракта, что приводит к снижению остроты зрения, особенно периферического. Пожилые люди плохо фиксируют взгляд на предметах, част

Рекомендации пожилому человеку по организации питания
В организме пожилого человека снижается активность всех органов и систем, в том числе и отделов пищеварения: жевательного аппарата, пищевода, желудка, поджелудочной железы, печени, кишечника. Умень

Оценка физического развития ребенка 9 лет (мальчик)
Оценка физического развития проводится с помощью центильных таблиц: окружность груди 69 см (оценка по возрасту) – Р75-90, что соответствует 5 коридору, рост ребенка - 140 см (оцен

Рекомендации пожилым пациентам при нарушении сна
Лицам старшего возраста требуется больше времени, чтобы заснуть и достичь стадии глубокого сна, который приносит отдохновение. Увеличивается период поверхностного сна, не дающего отдыха. При такой

Дородовый патронаж № 1
(проводится медсестрой при взятии на учет беременной). Цель: - выявить и исключить бытовые и профессиональные вред­ности; - соблюдать охранительный режим, организовать еж

Вопросы для подготовки студентов к квалификационному экзамену
по ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» для специальности 060501 «Сестринское дело», базовый и углубленный уровни подготовки среднего профессионального

оценка двигательных функций