Этапы развития новорожденного ребенка по неделям. Средние показатели физиологического развития ребенка

  • Развитие по неделям
  • Грудное вскармливание
  • В первый месяц после рождения ребенок проходит адаптацию к новой жизни вне маминого организма. Это важное время и для самого малыша, и для его родителей. Давайте рассмотрим основные особенности первого месяца жизни малютки.


    Для оценки динамики развития необходимо знать рост и вес крохи при рождении

    Физиологические изменения

    О том, как выглядит новорожденный , читайте в другой статье. В организме крохи в первые недели жизни происходят значительные изменения:

    • Уходят послеродовые отеки.
    • Кости черепа становятся более крепкими.
    • У лица появляются определенные черты.
    • Изменяется зрение. Улучшает координация движения глаз и фокусировка взгляда.
    • Пищеварительный тракт адаптируется к новому питанию и заселяется полезной микрофлорой.
    • Перестраивается кровотворение и кровообращение. Несущие плодовый гемоглобин эритроциты разрушаются, а вместо них появляются новые красные клетки крови.

    Мочеиспускания у ребенка первого месяца жизни довольно частые и бывают минимум 6 раз в день. При этом моча, выделяемая крохой, практически прозрачная. Малыш в возрасте 1 месяца опорожняет кишечник до 12 раз в сутки (обычно сразу после кормлений). Его стул имеет желтую окраску и кашицеобразную консистенцию.


    Первый месяц является очень важным в жизни малыша, поэтому контакты с посторонними людьми должны быть минимальными

    Рост и вес

    На показатели веса и роста новорожденного младенца влияют разные факторы, начиная от наследственности и заканчивая здоровьем крохи. Чтобы определить, все ли в порядке с младенцем, родители и медики ежемесячно взвешивают кроху и измеряют длину его тела.

    Помимо массы тела младенца и его длины, также учитываются обхват головы малютки и окружность грудной клетки ребенка.

    Показатели новорожденных малышей являются такими:

    Сколько веса набирает малыш в первый месяц?

    В первый месяц младенец набирает в среднем 600 грамм веса. Отметим, что в норме в роддоме малютка теряет до 10% веса, с которым родился, но еще до выписки начинает набирать вес обратно и после этого нормой считают лишь прибавки в массе тела. Рост малыша за первый месяц увеличивается примерно на 3 сантиметра.


    Первое взвешивание крохи произойдет в роддоме сразу после рождения

    Показатели малышей в 1 месяц выглядят так:

    Рефлексы

    Здоровье новорожденного малыша всегда проверяют по наличию рефлексов, которые должны быть у младенца. Многие из этих рефлексов исчезают со временем, но их присутствие у новорожденного является важным признаком здоровья младенца.


    Присутствие рефлексов свидетельствует о правильном развитии ребенка

    У только что появившегося на свет малыша определяют такие рефлексы:

    1. Сосательный. Это основной рефлекс, обеспечивающий питание младенца.
    2. Хватательный. Прикоснувшись к ладошке малыша пальцем или игрушкой, вы увидите, как кроха рефлекторно его ухватит.
    3. Поисковый. При поглаживании или прикасании к щечке ребенок поворачивает голову.
    4. Плавательный. Положив кроху на животик, вы увидите, что ребенок совершает движения, похожие на плавание.
    5. Бабинского. Если провести пальцем по стопе крохи (по ее внешнему краю), ступня поворачивается, а пальцы на ней расходятся.
    6. Ходьбы. Поддерживая тело крохи так, чтобы его ноги прикасались к прочной поверхности, вы заметите, как ребенок начнет выполнять движения, похожие на ходьбу.
    7. Мора. При внезапном громком звуке малыш будет сводить и разводить ножки и руки.
    8. Бабкина. Надавите крохе на ладошку, и увидите, как малыш откроет рот и повернет голову.

    Режим

    Как такового режима у ребенка первого месяца жизни нет - кроха несколько часов спит, затем бодрствует до 30-60 минут, ест и снова засыпает. Определенный режим дня, индивидуальный для каждого младенца, формируется лишь на втором месяце жизни, а в период новорожденности ребенку все равно, ночь сейчас или день.


    Новорожденные дети спят в среднем 18 часов в сутки

    О том, что нужно делать в первые недели после рождения крохи, смотрите в телепередаче "Бэби Бум".

    Сон

    Новорожденный большую часть суток находится во сне, при этом сон малютки представлен тремя фазами:

    1. Глубокий сон, во время которого кроха спокойно и глубоко дышит, а глаза малыша закрыты.
    2. Неглубокий сон, во время которого дыхание малыша бывает сбивчивым, а ножки и ручки могут подергиваться, как и прикрытые веками глазные яблоки.
    3. Дремота, которая часто бывает во время кормлений или в период засыпания. Глазки крохи в эту фазу полузакрыты.

    В период бодрствования малютка может либо лежать спокойно, либо сообщать о своем дискомфорте плачем.

    Питание

    Пища, которая считается идеальной для новорожденного младенца – это молозиво. Так называют молоко, которое выделяется из женской груди сразу после родов и чрезвычайно богато полезными для крохи веществами. Грудное молоко по праву называют лучшим питанием для ребенка, который только что родился, ведь его уникальный состав не могут воспроизвести даже самые лучшие производители смесей.

    Кормить новорожденного младенца советуют по требованию, прикладывая кроху к груди при беспокойстве ребенка. Сначала кормлений будет очень много, но по мере роста у ребенка образуется собственный режим питания с паузами между кормлениями.

    В ситуациях, когда кормление грудью невозможно, важно подобрать крохе подходящую смесь. Для этого следует посоветоваться с педиатром и учесть все нюансы, чтобы питание не навредило еще незрелой пищеварительной системе новорожденного.

    При кормлении грудью важно проследить, чтобы младенец правильно захватывал сосок – вместе с околососковой зоной. Однако малыш все равно будет заглатывать часть воздуха, поэтому после кормления нужно помочь крохе выпустить воздух (срыгнуть).


    При естественных родах молозиво приходит быстро, после рождения крохи вы практически сразу сможете его кормить грудью

    Развитие

    Новорожденный малыш умеет пока очень мало. В период бодрствования малютка хаотично двигает руками и ножками, а на любой раздражитель, будь то мокрая пеленка или чувство голода, кроха реагирует плачем. Когда ребенок слышит резкий звук, то замирает, часто моргает и может расплакаться.

    К концу первого месяца жизни кроха умеет:

    • Улыбаться в ответ на речь взрослого.
    • Поднять голову, когда лежит на животе, удерживая ее до пяти секунд.
    • Следить за неподвижными предметами и лицом мамы, а также за движущимися крупными предметами яркой окраски.
    • Гулить. Звуки, издаваемые младенцем, похожи на «гы», «га», «гу», поэтому такой «разговор» крохи также называют агуканьем.

    О том, что происходит с малышом в первый месяц его жизни, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

    Что нужно ребенку?

    • В первую очередь младенцу после рождения нужен тактильный контакт с матерью, поэтому ребенка нужно чаще обнимать, держать на руках, гладить.
    • Чаще улыбайтесь малютке, тогда кроха быстрее порадует вас осознанной улыбкой.
    • Чтобы ребенок лучше развивался, в периоды бодрствования разговаривайте с малюткой и часто меняйте положение младенца - выкладывайте на животик, поворачивайте на бочок, носите вертикально, поддерживая голову.
    • Для лучшего развития слуха можно не только разговаривать с малышом с разной интонацией и тембром, но и включать крохе классическую музыку. Пусть ребенок слушает ее примерно десять минут ежедневно.
    • Немаловажен и правильный уход за крохой, который включает ежедневную гигиену (подмывание, умывание, очистка глаз, носика, ушек, расчесывание, стрижка ногтей), купание, прогулки, массаж, воздушные ванны.

    С тех пор, как жизнь большой семьей сменилась отдельным проживанием вновь созданной семьи, у молодых мам появилась неуверенность и ощущение беспомощности после родов в правильности и своевременности развития новорожденного.

    Не имея богатого опыта «няньканья» с маленькими детьми, женщину повергает в ступор буквально все, что связано с особенностями физиологического и психического развития своего малыша, особенно на первом году жизни ребенка.

    Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по неделям.

    Неделя первая, знакомимся

    Органы чувств новорожденного. Долгожданное возвращение домой. Теперь малыш может в спокойной обстановке познакомиться с мамой, с новой стороны увидеть, услышать, обонять и осязать окружающий его мир, уже заочно знакомый ему по глухо доносящимся звукам извне во время внутриутробной жизни.

    Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.

    Грудное вскармливание

    В первую неделю после рождения очень важно наладить грудное вскармливание. Свыкнитесь с тем, что первое время после рождения ребенок в моменты бодрствования будет почти все время у вас на руках и постоянно требовать грудь.

    Дело даже не столько в голоде, сколько в потребности ощущения разорванного с мамой единства. Прикладывание к груди в недельном возрасте, пожалуй, единственный и самый действенный способ успокоения плачущего ребенка.

    Первое купание

    Первое купание после рождения — самая пугающая молодых мама и пап процедура. Постарайтесь ее провести правильно и спокойно, чтобы не испортить все с первого раза и не вызвать неприязнь малыша к воде.

    Физиологические особенности новорожденного, наиболее часто вызывающие беспокойство:

    • Срыгивания. Многие мамы переживают, что малыш часто и много срыгивает и не наедается. Срыгивания — нормальное явление для младенца до 6 месяцев.
    • Происходят они из-за несформированности пищевого тракта, незрелости нервной системы и неверной организации процесса грудного вскармливания, при котором заглатывается воздух.

      Для недельного малыша нормой является срыгивание после каждого кормления объемом не более 2-х столовых ложек и один раз в день «фонтаном». Проверить количество срыгиваемого молока можно, вылив на пеленку 2 столовые ложки воды и сравнив образовавшиеся от воды и молока пятна.

    • Потеря веса. В первые дни после рождения малышам на грудном вскармливании свойственна потеря веса. Это нормальное и временное явление. Вес они нагонят, когда полностью наладится кормление грудью.
    • Желтуха. Вы можете отметить, что спустя 2-3 суток после родов оттенок кожи новорожденного приобрел желтый цвет. Явление также нормальное, представляет собой адаптивный процесс, в результате которого в крови образуется избыток билирубина, окрашивающего кожу в желтый цвет. Если желтуха не носит патологический характер, то проходит самостоятельно за 7-14 дней.
    • Косоглазие. Иногда может показаться, что глазки новорожденного косят. Это происходит из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд. Помогите малышу научиться пользоваться глазами — повесьте над кроваткой по центру крупную, яркую игрушку, и глазки станут двигаться синхронно через несколько дней или недель. В очень редких случаях косоглазие может затянуться до полугода, что еще не является поводом для беспокойства.
    • Вздрагивания во сне. Ваш малыш резко вздрагивает во сне? Вовсе не обязательно, что у него проблемы с нервной системой. Запеленайте на время сна его потуже, чтобы создать похожие условия существования во время беременности и крохе станет спокойней. Такие вздрагивания проходят в среднем к 3-4 месяцам после рождения ребенка.
    • Шелушение кожи. После родов у младенца не очень приглядный вид из-за специальной смазки, которая покрывает его тело для облегчения процесса родов и первоначальной защиты кожи от контакта с воздухом. Снимать ее первые 2-3 дня не надо. Потом она впитывается и кожа ребенка адаптируется к новым условиям, следствием чего становится шелушение.

    Схема введения помесячного прикорма при грудном вскармливании, разработанная Союзом педиатров России

    Не используйте моющие средства, при сухости кожи смажьте ее, лучше любым растительным маслом, предварительно стерилизованным на водяной бане. При прогулках обеспечьте изолированность малыша от порывов ветра и прямых солнечных лучей. При соблюдении этих рекомендаций шелушение вскоре пройдет.

    Неделя вторая, осваиваемся

    Прошла неделя. Для новорожденного — огромный срок, включающий в себя массу новых впечатлений, знакомства со своим телом и окружающим его миром. Заживает пупочная ранка. Кроха полностью приспосабливается к новому способу получения пищи. Количество кишечных испражнений нормализуется и составляет 3-4 раза в сутки.

    Начинается прибавка в весе. Малыш все больше интересуется тем, что происходит вокруг и начинает прислушиваться к окружающим звукам и более внимательно разглядывать предметы. Рассмотреть все детали он может с расстояния 20-25 см. В это время начинает развиваться мимика — ваш любимец может даже порадовать вас первой улыбкой.

    Сейчас омрачить ваше счастье могут начавшиеся кишечные колики, сопровождающиеся долгим плачем и поджиманием, сучением ножек. Можете приступить к борьбе с ними, но единого мнения врачей как о причине их возникновения, так и способах облегчения состояния не существует. Совет один: запасайтесь терпением, рано или поздно они прекратятся.

    Неделя третья, маленькие победы

    Третья неделя знаменуется первыми достижениями в жизни вашего малыша. Лежа на животике, он пытается приподнять голову и осмотреть окружающие предметы. Удается ему это пока ненадолго. Движения крохи становятся все более упорядоченными, он делает попытки дотянуться до подвешенных над ним игрушек.

    Когда вы обращаетесь к нему, то малыш затихает, смотрит в лицо говорящего, реагирует на интонацию голоса и в ответ может гулить и улыбаться. В этот период кроху сложнее успокоить, для снятия напряжения переполненной новыми впечатлениями нервной системы, он может продолжительно плакать. Для некоторых малышей нормой становится 20-ти минутный плач перед засыпанием. Интонация плача становится все более требовательной.

    Неделя четвертая, подводим итоги

    Подходит к концу первый месяц жизни. Малыш из новорожденности переходит в стадию младенчества. Совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка — он ощущает положение своего тела в пространстве, что позволит ему вскоре переворачиваться и захватывать предметы.

    Мышцы-сгибатели все еще сильнее мышц-разгибателей и конечности находятся в полусогнутом положении.

    Мышечный гипертонус является нормальным физиологическим состоянием для детей младше месяца.

    По прошествии месяца после рождения ребенка вам необходимо пройти медицинский осмотр, на котором врачи оценят физиологическое развитие и соответствие его возрастным нормам.

    Что должен уметь делать ребенок к завершению четвертой недели жизни:

    • фокусировать взгляд на рассматриваемом предмете, поворачивать голову в сторону исходящего звука;
    • узнавать родителей и оживляться при их появлении в поле зрения;
    • пытаться непродолжительно удерживать голову в положении лежа на животе.

    Рост и вес

    Приводим средние показатели, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. В скобках будем указывать критические значения, свидетельствующие о необходимости проведения медицинского обследования. Все, что укладывается в этот диапазон, является вариантом нормы.

    Второй месяц

    Период характеризуется установлением подобия режима сна и бодрствования. Спит кроха по прежнему много, но теперь маме известно, когда и сколько примерно времени ему требуется на отдых. Сейчас он может крепко ухватиться за все, что попадает ему под ручки.

    Что должен уметь делать малыш:

    • фокусировать взгляд не только на движущихся, но и на неподвижных предметах;
    • переворачиваться с бочка на спинку;
    • непродолжительно удерживать головку из положения лежа на животике, пытаться приподниматься на ручках, выгибая спину, поворачивать голову на звук;
    • демонстрировать рефлекс опоры: чувствовать опору под ножками и отталкиваться от нее;
    • демонстрировать «комплекс оживления» при появлении взрослых: улыбаться, шевелить ручками и ножками, выгибаться, «гулить», издавая протяжные гласные звуки.

    Ответы на самые важные вопросы о прикорме маленьких детей

    Третий месяц

    Если развитие идет в соответствии со средними темпами, то ребенок в трехмесячном возрасте научился переворачиваться со спинки на животик и приподниматься с животика на ручках, удерживаясь в таком положении до нескольких минут.

    Не волнуйтесь, если у вашего малыша не получается, он нагонит упущенное к 4-5 месяцам.

    За счет увеличения подкожно-жировых отложений младенец приобретает округлые формы, на ручках и ножках появляются припухлости со складочками. Ребенок все тянет в рот и пробует на вкус. В три месяца вам нужно пройти второй по счету медицинский осмотр.

    Умения и навыки:

    • комплекс оживления получает дальнейшее развитие, ребенок пытается разговаривать с помощью «агуканья» и очень рад видеть маму или папу;
    • переворот со спины на живот;
    • упор на руки с поднятием корпуса лежа на животе и удерживание в таком положении.

    Четвертый месяц

    У большинства деток к этому возрасту заканчиваются проблемы с кишечными коликами, и мамы могут вздохнуть спокойно, но не надолго — вскоре могут полезть первые зубки. Кому-то суждено и не дождаться долгожданной передышки.

    Умения и навыки:

    • удерживание с легкостью небольших предметов;
    • лепет, гуление, произнесение слогов «ба», «ма», «па» и других;
    • реакция на свое имя;
    • уверенное удерживание головки при вертикальном положении на руках у взрослого;
    • захват, подтягивание к себе и проба на вкус заинтересовавших предметов;
    • первые попытки приседания.

    Пятый месяц

    Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.

    Что должен уметь делать ребенок:

    • переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
    • играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
    • «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.

    Шестой месяц

    Ребенок пытается ползать, и у многих это неплохо получается. Попытки сесть оборачиваются триумфом, но позвоночник еще не обладает прочностью, и долго сидеть карапуз не может. Он активно познает мир, проявляя капризность из-за беспокоящих его зубов. В шесть месяцев вам нужно пройти очередной медицинский осмотр.

    Навыки и умения:

    • непродолжительное сидение в подушках, детском стульчике, коляске;
    • ползание;
    • смех, бормотания, и даже нечто похожее на пение;
    • прыжки на руках взрослого при поддержке за ручки, которые становятся любимым занятием карапуза.

    Седьмой месяц

    Ребенок к этому сроку научился понимать смысл многих слов, на заинтересовавшие предметы тычет пальчиком. Он понимает, что фокус с исчезнувшими вещами — всего лишь фокус, и их можно отыскать.

    Многие карапузы начинают испытывать страх при расставании с мамой, что является высоким показателем развития психики.

    Навыки и умения:

    • ребенок встает с помощью опоры и передвигается стоя;
    • уверенно ползает, но бывает и так, что период ползания малыш пропускает, и сразу начинает передвигаться, держась за опору.

    Сколько раз в течение суток должен какать новорожденный ребенок

    Восьмой месяц

    Ваша кроха учится добиваться своего, проявляя настойчивость и измеряя рамки дозволенного. Он уже хорошо понимает слово нельзя, которое весьма огорчает маленького человека. Проявляются черты характера. У ребенка уже могут появиться 4-6 зубов, но четких сроков прорезывания нет, у всех детей процесс проходит индивидуально. Еще больше возрастает уровень недоверия к незнакомым людям.

    Что умеет делать ребенок:

    • самостоятельно садиться;
    • кидаться игрушками и перекладывать их из одной руки в другую;
    • делать первые шаги, держась за руки взрослого.

    Девятый месяц

    Ребенок растет на глазах. Некогда беспомощный, теперь он старается все делать самостоятельно, несмотря на то, что это плохо получается. Хорошо получается у крохи сидеть, вставать и ходить с помощью опоры. Развиваются речевые навыки, некоторые детки уже произносят первые слова.

    Ребенок может объясняться, пользуясь мимикой, жестами, слогами и словами. Хорошо копирует интонацию взрослых.

    В 9 месяцев для оценки развития малыша необходимо пройти медицинский осмотр.

    Что умеет ребенок:

    • держит ложку в руках и пытается самостоятельно кушать, пьет из кружки или поильника;
    • по просьбе взрослого берет предметы, которые ему называют;
    • самостоятельно садится, сидит, ползает и ходит с опорой;
    • трансформирует лепет в слова.

    Десятый месяц

    Получают дальнейшее развитие навыки и умения, полученные на 9 месяце жизни.

    Наконец свершилось то, чего вы так давно ждали: у вас родился малыш!

    Для него в этом мире все новое и неизвестное. В течение первого месяца жизни , кроха будет тщательно изучать этот мир, привыкать к нему и, конечно, стремительно расти. В течение этого времени малышей называют новорожденными.

    Наверное, каждый родитель хочет знать, как должен в период новорожденности , чему он должен научиться в течение месяца, на что должен реагировать, как должен кушать и спать.

    Поэтому мы предлагаем вам сегодня узнать подробнее о развитии новорожденного по неделям .

    Физиология новорожденного

    Сразу после рождения организм ребенка начинает приспосабливаться к внеутробной жизни. Его организм напряженно работает: изменяется система кровообращения, по-другому начинает работать эндокринная и пищеварительная система , кожа, кишечник, дыхательные пути знакомятся с новыми бактериями, активизируется иммунная система.

    Возможно, что в первую неделю жизни ребенок потеряет около 10% своего веса от рождения. Это вполне естественно, ведь маленький организм очень напрягается. Примерно через 10 дней после рождения, вес крохи начнет увеличиваться. За первый месяц жизни ребенок должен набрать около 500 г.

    В период новорожденности (в первые 28 дней жизни) ребенок почти все время спит , около 20 часов в сутки он проводит во сне.

    Рефлексы ребенка

    Все, что делает малыш в период новорожденности , регулируется . Наличие основных рефлексов - это признак здоровья крохи.

    Главными рефлексами считают сосательный и хватательный рефлексы.

    Татьяна Константиновна Знаменская, доктор медицинских наук, профессор, президент Ассоциации неонатологов Украины: «В период новорожденности у малыша есть два основных рефлекса: хватательный и сосательный. Именно эти умения помогают ему расти и развиваться. Сразу после рождения малыша выкладывают на грудь мамы, и он прикладывается к груди - это сосательный рефлекс, благодаря которому ребенок насыщается. Если мы даем ребенку палец, он за него хватается - это хватательный рефлекс, благодаря которому он может подтянуться. Все остальные рефлексы тоже важны, мы на них также обращаем внимание».

    Также среди основных рефлексов можно отметить:

    • (если поставить ребенка в вертикальное положение так, чтобы стопы касались, например, стола, малыш начнет выпрямлять ножки, чтобы стать, если немного наклонить ребенка вперед, он начнет двигать ногами, имитируя ходьбу);
    • рефлекс ползания (Баэра) (если кроху положить на животик и немного надавить на стопы, малыш начнет двигать ножками, имитируя ползание);
    • хоботковый рефлекс (если легко дотронуться до губ ребенка, он вытянет губки в виде хоботка, этот рефлекс связан с процессом питания, как и сосательный);
    • (если кроху положить на животик, он повернет голову в сторону, это движение дает возможность ребенку дышать, лежа на животе);
    • ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина) (если легонько нажать пальцами на ладони ребенка, он откроет ротик и повернет головку к вам).

    Есть множество других рефлексов новорожденных , которые так же важны: рефлекс Моро, Переза, рефлекс Галанта. Большинство из рефлексов новорожденных угасают или трансформируются к годику, когда кроха становится осознанным, а на смену рефлексам приходят вполне контролируемые движения.

    Развитие новорожденного по неделям

    1 неделя

    • в первую неделю жизни кроха привыкает к новой обстановке , с каждым днем его лицо выражает все больше эмоций;
    • кроха начинает прибавлять в весе;
    • малыш мочится примерно 15 раз в сутки, справляет большую нужду около 8 раз;
    • с каждым днем малыш ;
    • пока ребенок двигает ручками и ножками спонтанно;
    • поведение ребенка регулируется безусловными рефлексами .

    2 неделя

    • стул малыша становится кашицеобразным, обычно он имеет желтый или зеленоватый цвет;
    • за вторую неделю ребенок набирает около 150 граммов;
    • к концу этой недели у крохи обычно проходит , гормональные кризы и гематомы;
    • в это время отпадает пуповинный остаток, теперь кроху можно купать в обычной водичке из-под крана ;
    • на второй неделе ребенок начинает больше бодрствовать.

    Каждую маму волнует не только здоровье, но и общее развитие крохи. Ведь уход за малышом - это очень трудоемкая и тяжелая работа. На родителей возлагаются все основные функции новорожденного - сон, питание, поддержание тепла. Особенно, если ребенок не такой как все. В таких случаях на родителях лежит двойная ответственность.

    Необходимо расслабиться и получать удовольствие от общения с малышом. Помните, что дети расцветают от прикосновений. Потребность в физическом контакте очень важна для ребенка и родителей.

    Интересно! Прикосновение высвобождают гормоны в мозге (и у ребенка, и у родителей), которые улучшают настроение, доставляют радость и обладают болеутолящими свойствами.

    Первый месяц жизни

    В первый месяц жизни малыш реагирует на быстро меняющиеся ощущения. У малыша имеются инстинкты, рефлексы, органы чувств, но он еще не умеет координировать свои действия.
    В представлении малыша нет причино-следственной связи. Все действия и события - что то хаотичное, как и многие движения малыша.

    Интересно! Ребенок в этом возрасте лишь только пытается найти себя, учиться управлять своим телом.

    Первый месяц - это месяц притирки родителей и малыша. Кроха интуитивно начинает чувствовать защиту. Для родителей же, малыш перестает быть существом неизвестным и непредсказуемым. Как только это произойдет – малыш окончательно приспособился к жизни вне материнского организма, он уже не новорожденный, он грудничок!

    Тело малыша находится еще в сильнейшем тонусе, поэтому следует делать легкий массаж, ежедневные ванночки.

    Второй месяц жизни

    На втором месяце жизни ребенок уже способен координировать свое тело. Движения рук и ног становятся более плавными и менее хаотичными. Характерный для новорожденных тремор также пропадает. Ребенок начинает держать головку. По исполнению месячного возраста, малыша полезно выкладывать на животик, чтобы укреплять мышцы шейного отдела и спинки. Способность крохи двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему телу.

    Интересно! Некоторые дети уже на 4-5 неделе поднимают головку и смотрят вокруг. Но в любом случае необходимо поддерживать малыша под голову.

    Несмотря на то, что ребенок в этом возрасте еще двигается не очень хорошо, опасно оставлять его одного на столе, открытой кровати.

    Интересно! Ребенок начинает демонстрировать способность ускорять или замедлять темп движения. Когда вы говорите с малышом спокойным и ровным тоном, его движения спокойны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как кроха начнет энергично перебирать руками и ногами.

    В процессе бодрствования малыш активно изучает мир. Иногда можно заметить, как он фокусирует свое внимание на игрушке или рисунок, находящийся перед ним. Наибольший интерес вызывают игрушки и предметы, перемещающиеся в пространстве.

    Важно! Слежение за приближающимся и удаляющимся объектом формирует умение концентрировать взгляд, развивает координацию глаз. А если во время этих игр вы услышите, что малыш «заговорил», знайте, что с этими звуками он высказывает свое одобрение.

    Для двухмесячного малыша очень интересны и новые звуки, а не только зрительные образы. Он может отличать речь от других звуков и при этом отдает явное предпочтение человеческому голосу. При новом звуке ребенок настораживается, замирает. Если он повторяется несколько раз, малыш перестает обращать на него внимание.

    В этом возрасте в сознании малыша укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки ребенок каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над кроваткой, когда тот звенит.

    Малыш с удовольствием реагирует на нежные прикосновения. Во время бодрствования погладьте ручки и ножки малыша кусочками разного материала – шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани. Эти упражнения способствуют развитию осязания малыша.

    С этой же целью можно использовать хватательный рефлекс, который у грудничка еще очень силен. Предлагайте ребенку хватать предметы различной фактуры – ребристые, пупырчатые, мягкие, деревянные.

    Третий месяц жизни

    В трехмесячном возрасте у малыша происходит быстрое физическое и нервно-психическое развитие. Меняется модель поведения малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными. В периоды активности ребенок проявляет интерес к внешнему миру. Малыш прислушивается к любому шороху и ищет новые зрительные образы.

    В этом возрасте малыш с удовольствием изучает собственные части тела и учится держать их в поле зрения.
    Также малыш чаще улыбается. Его радуют уже не только лица родных, но новые и интересные предметы, звуки вызывают у младенца улыбку.

    Интересно! В данном возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец каждый день узнает о себе что-то новое, пытается понять кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы.

    Четвертый месяц жизни

    Некоторые дети в четырехмесячном возрасте пытаются уже самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать. Порой малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползти вперед. Многие малыши в этом возрасте уже могут переворачиваться с животика на спинку и обратно.

    Ребенок активно пользуется руками, изучая окружающий мир. Он пытается тянуться за интересующими его предметами. Но пальчики рук малыша еще недостаточно развиты.

    Если малыш до определенного возраста, четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30-40 см. То теперь он способен фокусировать зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересующий его объект. Ребенок лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в оттенках одного цвета. Он радостно реагирует при появлении новых предметов и смену обстановки.

    Важно! Главной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех.

    Ребенок становится более общительным, поэтому в квартире старайтесь повсюду брать его с собой. Для этого можно использовать переносной шезлонг или прогулочную коляску.

    Ребенок исследует окружающий мир через непосредственное взаимодействие с ней. Пусть малыш станет помощником по хозяйству.

    К четырем месяцам вес ребенка удваивается, а к первому дню рождения вес ребенка утраивается.

    Пятый месяц жизни

    Пятимесячный ребенок способен не только дотянуться до игрушки, но и схватить ее сначала одной, а потом другой рукой. Малыш гораздо лучше умеет владеть своими пальчиками и может брать и удерживать даже маленькие предметы.

    Ребенок открывает для себя новый и загадочный мир, в котором важно найти применение всем окружающим предметам. В детском сознании вещи обретают смысл, когда их можно не только рассмотреть, но и пощупать, и попробовать на вкус. Если малыш теряет к игрушке интерес и роняет ее, она перестает для него существовать. Если ребенок не может дотянуться до игрушки, он будет рассматривать ее и медленно сжимать и разжимать пальчики.

    Еще месяц назад главным критерием «полезности» предметов был их вкус, малыш предпочитал сначала положить игрушку в рот, и только потом рассмотреть ее. Теперь он сначала вертит предмет в руках, разглядывая его, трясет и только потом тянет в рот.

    У детей очень тонкий слух, они поворачивают голову и стремятся отыскать источник даже самых тихих звуков. Также малыши очень чувствительны к музыкальному ритму и оживляются, когда слышат бодрую, заводную мелодию.

    В пятимесячном возрасте можно по-тихоньку высаживать мальчиков. Некоторые детки в этом возрасте активно начинают ползать, одновременно, укрепляя мышцы спины и плечевого пояса. Также пятимесячные малыши уже в состоянии схватить нужную вещь, переложить ее из одной ручки в другую. Ребенок повторяет отдельные звуки - "ма-ма", "па-па" и тд.

    Важно! Также, в этом возрасте начинают вводить первый прикорм - овощные или фруктовые пюре, сок.

    Шестой месяц жизни

    Ваш малыш уже умеет садиться, вытянув руки вперед для равновесия. Многие дети начинают активно ползать: одни - лежа на животе и отталкиваясь ручками и ножками, другие - опираясь на колени и ладошки.

    В этом возрасте дети учатся манипулировать несколькими предметами. Ребенок может дотянуться до игрушки, схватить ее, переложить в другую руку и потянуться за следующей. Но, если вы предложите малышу третью игрушку, он пока еще не сможет сообразить, что нужно делать. Пройдет совсем немного времени, и ваш кроха поймет, что «лишнюю» игрушку надо куда-нибудь положить, прежде чем тянуться за новой.

    К шести месяцам дети достаточно точно и уверенно манипулируют пальчиками и могут брать в руки очень мелкие предметы. Следите, чтобы маленькие детали от игрушек или любые другие «мелочи», оказавшиеся в досягаемости ребенка, не попали ему в рот, нос или в ушко.

    Зрение малыша продолжает совершенствоваться: теперь он различает больше цветов и более четко видит очертания предметов. Исследовать мир вокруг детям помогают все органы чувств. Кроха не только изучает каждый предмет на вид и на ощупь, но и пытается узнать, каков он на вкус, какие звуки можно из него извлечь, если хорошенько потрясти.

    Интересно! Малыш узнает знакомые предметы, даже если они частично прикрыты одеялом или пеленкой. Он уже способен понимать, что игрушка существует, даже если ее не видно целиком.

    Шестимесячные дети любят подражать поведению взрослых, и у них это отлично получается. Кроха повторяет звуки, мимику, движения и жесты окружающих его людей. Лепет малыша становится все более различимым и с богатыми интонациями. К концу месяца некоторые дети уже четко проговаривают «папа» и «мама», когда что-нибудь хотят или просто видят родителей.

    Седьмой месяц жизни

    Вашему ребенку 7 месяцев. К этому моменту у малыша появляются первые зубки.

    В этом возрасте ребенок сидит уже более уверено и может провести в таком длительное время. У Ему уже нет необходимости опираться на ручки, и он использует их для других действий. Ребенок может раскачиваться, опираясь на ручки и ножки, или ползать на животике, помогая себе руками. Более крепкие дети пытаются встать на ноги, держась за опору - или вообще без нее. Но садиться обратно из вертикального положения ребенок еще не научился. Для этого ему необходима поддержка.

    Независимо от того, умеет ли малыш ползать или нет, он стремится как можно лучше исследовать всю доступную ему территорию. В этом возрасте малыш уже способен ориентироваться в пространстве и может оценить расстояние до предмета.

    В играх малыш может одновременно использовать несколько игрушек. Кроха сравнивает их, пытаясь понять, какие их свойства лучше использовать во время игры. Он может сосредотачивать свое внимание и решать встающие по ходу игры задачи: например, связка ключей, если ее трясти и бросать, ведет себя не так, как кубик, а значит, нужно выбрать, какой игрушкой лучше играть в данный момент.

    Дети начинают осознавать, как вещи связаны между собой в трех измерениях. Если вы неожиданно появитесь рядом с ребенком, изучающим свое отражение в зеркале, скорее всего, он повернется к вам, так как уже понимает, что на самом деле вы не в зеркале, а в реальном мире. Малыш уже знает, что одна вещь может находиться на другой, и их можно разделить, хотя со стороны и кажется, что это один целый предмет.

    Интересно! Если блюдечко положить на большую тарелку, кроха догадается, что блюдечко можно взять, а тарелку оставить на месте. Округлые предметы сейчас вызывают неизменное любопытство у ребенка: он будет вертеть в руках мячик или шарик, пытаясь понять, где же у него грани или углы, и как определить, где верх, а где низ.

    Восьмой месяц жизни

    Ребенок в 8 месяцев развивается стремительно, поэтому необходимо внимательно следить за малышом. Так малыш различает все больше предметов и уже способен вернуться к прерванным занятиям. Малыш уже способен концентрировать внимание на вещах (игрушках), а также способен решить поставленную перед ним задачу.

    Так как малыш активно развивается не только физически, но и умственно, следует покупать ребенку развивающие игры по возрасту.

    В этом возрасте малыш ест, практически, все продукты.

    Развитие ребенка в девять месяцев

    Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов.

    Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки. Память у ребенка становится более долгосрочной. Он уже способен повторять действия, которые видел несколько дней назад.

    Малыши уже не только запоминают предметы, но и умеют различать их. Они пытаются понять их предназначение.

    Интересно! Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет - и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы - а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую.

    Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках - им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать. Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.

    Десятый месяц жизни ребенка

    Многие дети уже умеют уверенно стоять на ножках и очень довольны собой. Но одни малыши уже в десятимесячном возрасте делают свои первые самостоятельные шаги. Другие же дети не стремятся начать ходить как можно быстрее, а вместо этого продолжают стремительно ползать.

    Очень часто уверенно ползающие малыши двигаются по комнате стремительнее ровесника, который делает первые самостоятельные шаги.

    При этом прямой зависимости между умственным развитием и двигательными навыками у детокнет. Малыш, который пошел раньше, не обязательно научится читать или решать примеры быстрее своих ровесников. Не торопите события, каждый ребенок научится ходить, когда будет к этому готов.

    Важно! Одного из новых достижений данного возраста - умение рвать бумагу. Поэтому необходимо убирать подальше все ценные книги и фотоальбомы. Отдайте ребенку на растерзание несколько цветных журналов. Но необходимо следите за тем, чтобы малыш не поранился о края журнальных листов.

    Развитие ребенка в одиннадцать месяцев

    Многие детки этого возраста предпочитают еще ползать, ведь так легче и быстрее перемещаться по дому. Кому-то удается сделать первые шаги с помощью родителей или держась за мебель. Есть малыши, которые упорно пытаются ходить самостоятельно.

    Словарный запас малыша к этому возрасту должен варьироваться от 6 до 10 слов. Ребенок уже различает отдельные слова и целые предложения, но сам еще может произнести всего 2-3 слова. Малыш прекрасно понимает простые просьбы и с удовольствием их выполняет, особенно, если его труд будет вознагражден похвалой или поцелуем.

    Малыш активно исследует звуки, запахи, прикосновения и вкусы. Новые ощущения в большинстве случаев вызывают позитивные эмоции, но для развития логического мышления ребенку необходим и отрицательный опыт: некоторые предметы оказываются несъедобными или неприятными на ощупь, а некоторые звуки слишком резкими и пугающими. Если ваш кроха остро реагирует на новые ощущения, попробуйте знакомить его с ними постепенно и ненавязчиво.

    В этом возрасте малыш более уверенно ориентируется в пространстве и понимает, что такое "впереди" и "снаружи". Малыш уже более пристально следит за действиями взрослых и играя, ребенка уже сложнее обмануть.

    Интересно! Большинство детей в этом возрасте любят убирать и раскладывать небольшие предметы или игрушки в ящики и коробки. Любимой игрушкой вашего крохи может стать обычная мамина сумка с кармашками, в которые можно сложить мелкие кубики, детали конструктора и другие ценные для малыша предметы.

    Малышу год

    Малыш меняет свое отношение к своему окружению. К ребенку постепенно приходит понимание, что он может влиять на близких, и активно использует это. Частенько ребенок начинает баловаться. Ребенок активно начинает подражать старшим. Это указывает на его способность анализировать поведение окружающих.


    На протяжении первого года жизни, малыша стоит приучать и к книгам. Выбор книг должен проходить по следующим критериям:

    • из плотного картона;
    • красочная;
    • с короткими сказками.

    Также малыша уже можно приучать к горшку. Читайте подробнее как и когда приучать ребенка к горшку в статье: .


    Развитие новорожденного (видео)

    Развитие ребенка по месяцам (видео)

    Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.

    До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении

    Калькулятор

    Таблица физических параметров до года

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Ваш вопрос:

    Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

    Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

    Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: )

    Возраст, мес Рост, см Вес, кг Окружность головки, см Окружность груди, см
    49,0 - 54,0 2,6 - 4,0 33,0 - 37,0 31,0 - 35,9
    1 52,0 - 55,0 3,0 - 4,3 35,8 - 37,2 34,0 - 36,0
    2 55,0 - 57,0 4,5 - 5,0 37,5 - 38,5 36,0 - 38,0
    3 58,0 - 60,0 4,0 - 6,0 38,0 - 40,0 36,0 - 39,0
    4 60,0 - 63,0 4,5 - 6,5 38,0 - 40,0 36,0 - 40,0
    5 63,0 - 67,0 6,5 - 7,5 37,5 - 42,2 37,0 - 42,0
    6 65,0 - 69,0 7,5 - 7,8 42,0 - 43,8 42,0 - 45,0
    7 67,0 - 71,0 8,0 - 8,8 43,8 - 44,2 45,0 - 46,0
    8 71,0 - 72,0 8,4 - 9,4 44,2 - 45,2 46,0 - 47,0
    9 72,0 - 73,0 9,4 - 10,0 45,2 - 46,3 46,5 - 47,5
    10 73,0 - 74,0 9,6 - 10,5 46,0 - 47,0 47,0 - 48,0
    11 74,0 - 75,0 10,0 - 11,0 46,2 - 47,2 47,5 - 48,5
    12 75,0 - 76,0 10,5 - 11,5 47,0 - 47,5 48,0 - 49,0

    Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

    От рождения до 3 месяцев

    Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

    Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.

    Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

    На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

    Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!


    С трех месяцев начинается активная социализация малыша - он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей

    Физические особенности

    Месяц Движения и навыки Зрение Слух
    1 Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке.
    2 Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса.
    3 В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет.

    Нервно-психическое развитие

    Месяц Эмоции Речь Интеллект
    1 К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» - реакция на близкого человека. Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз.
    2 Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции.
    3 Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным.

    От 4 месяцев до полугода

    Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: ).

    Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.

    На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.

    В речи также происходят заметные изменения:

    • начинает выражать первые просьбы;
    • гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».

    Физические особенности

    Месяц Движения и навыки Зрение Слух
    4 Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса.
    5 В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука.
    6 Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.

    6-7 месяцев - время для первого прикорма

    Нервно-психическое развитие

    Месяц Эмоции Речь Интеллект
    4 По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое.
    5 Хочет участвовать в общении - старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием. Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела.
    6 Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.

    От полугода до 9 месяцев

    Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.

    Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: ). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.

    С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх - подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.

    Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности - коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.

    Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.


    В 9 месяцев малыш уже «совсем большой», он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются

    Физические особенности

    Месяц Движения Навыки
    7 Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек.
    8 Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку.
    9 Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов.

    Нервно-психическое развитие

    Месяц Эмоции Речь Интеллект
    7 Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками. Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др. Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят).
    8 Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет. Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др. Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует.
    9 Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность. В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.) Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память.

    От 10 месяцев до 1 года

    После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.

    Малыш интенсивно развивается. Основные навыки движения развиты хорошо. Может показать многие предметы (игрушки, мебель, части тела, животных). Понимает и выполняет большинство простых просьб, нежелание или отрицание выражает качанием головы.

    Начинается этап развития мелкой моторики пальцев, может двумя пальчиками порвать лист бумаги. Следует уделить большое внимание любознательности малыша, поощрять ее и обязательно разговаривать с ребенком как можно больше.

    После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.

    Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.

    Физические особенности

    Месяц Движения Навыки
    10 Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки.
    11 Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно. Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
    12 Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх. Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке.

    Нервно-психическое развитие

    Месяц Эмоции Речь Интеллект
    10 У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками. Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?». Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие.
    11 Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого. Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»). Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию.
    12 Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться). Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси». Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание.

    Мнение доктора Комаровского

    Популярный сегодня доктор Комаровский доходчиво и интересно рассказывает о детках в своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках. Конечно, основной акцент делается на педиатрических вопросах, однако помимо этого из книг и лекций можно узнать о:

    • принципах ухода за карапузом;