Естественное родительство! Естественно ли “естественное” родительство? Естественное родительство вредительство.

Тема 17. Основы поддержания и сохранения репродуктивного здоровья нации, принципы здорового родительства.

Вопросы:

1. Понятие репродуктивного здоровья.

2. Охрана репродуктивного здоровья.

3. Патологии репродукции.

4. Планирование семьи.

Понятие репродуктивного здоровья.

Одним из важнейших составляющих общего здоровья является здоровье репродуктивное (репродукция – воспроизведение). Репродукция является основополагающей функцией для любого живого организма.

По определению ВОЗ репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая воспроизводство потомства и гармонию психосексуальных отношений в семье.

Репродуктивная система – это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).

Репродуктивные права – часть законных прав и свобод, связанных с воспроизводством и сексуальным здоровьем.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, репродуктивные права – это право мужчин и женщин на получение информации и на доступ к безопасным, эффективным, недорогим и доступным способам регулирования рождаемости, в соответствии с их выбором, а также право на доступ к надлежащим службам здравоохранения, которые могут обеспечить для женщин безопасные беременность и роды, а также создать для супружеских пар наилучшие возможности для того, чтобы иметь здорового ребенка.

Репродуктивные права могут включать все или некоторые из следующих положений: право на доступ к качественной медицине в репродуктивной сфере, а также право на образование и доступ к информации, позволяющей сделать осознанный и свободный репродуктивный выбор, право на законный и безопасный аборт, право на контроль над рождаемостью. Репродуктивные права также могут включать в себя право на получение образования о контрацепции и венерических заболеваниях, а также свободу от принудительной стерилизации, абортов и контрацепции, а также защиту от таких гендерных практик, как нанесение увечий женским гениталиям и мужским половым органам.

Вопрос репродуктивных прав стал разрабатываться как вид прав человека на Международной конференции ООН по правам человека в 1968 году. Одним из результатов конференции являлось необязательное к исполнению воззвание, согласно которому родители имеют право выбирать, сколько детей они хотят иметь, и сколь часто те должны рождаться.

Противники легализации абортов считают термин «репродуктивные права» эвфемизмом, позволяющим поколебать эмоции в пользу абортов. Организация National Right to Life назвала «репродуктивные права» выдуманным термином, зашифровывающим понятие «право на аборт».

Традиционно репродуктивное здоровье и репродуктивные права в России связываются, главным образом, с материнством и защищены законодательством и системой государственных гарантий.

Состояние репродуктивного здоровья женщины важнейшая составляющая социального и экономического развития страны. Оно отражает его уровень. Инвестиции в репродуктивное здоровье не только нравственно состоятельны, но и оправданы экономически. Инвестиции в женщин детородного возраста не только спасают жизни, но и воздаются сторицей родным и близким, всему обществу. Здоровые девушки и женщины способны продолжать учёбу, заниматься общественно-полезным трудом, лучше растить детей и быть полноценными членами общества. Когда женщина в состоянии спланировать семью, она может спланировать и всю свою жизнь.

Само название – «позитивное родительство» внушает доверие. Это значит, никаких слёз, истерик – идеальные дети в отглаженных рубашечках. Так ли это на самом деле? «Детстрана» решила разобраться в этом вопросе досконально.

Вы замечали, что тенденции современного родительства почему-то предполагают полную жертвенность мам и пап по отношению к детям? Потакать, угождать, не запрещать, не наказывать - и всё это в ущерб интересам взрослых. А что в итоге? Перед нами люди, разочаровавшиеся в статусе «мам» и «пап», и неимоверное количество неуправляемых, эгоистичных и избалованных детей. Некоторые родители следуют принципиально иному методу воспитанию - авторитарность, физические наказания, оправдывая себя тем, что «нас так воспитывали - и ничего, выросли».

А вот позитивное родительство - это нечто совершенно иное, это конструктивное, логичное и спокойное взаимодействие с ребёнком. Итак, главные принципы позитивного родительства.

1. Ребёнок имеет право быть другим, отличаться от других

Он не обязан быть отличником, как соседский Вася, не обязан играть на скрипке, не обязан любить театр и вполне себе может быть противником путешествий. И поддаваться стереотипам, насильно ведя ребёнка на курсы английского (ведь это пригодится, это нужно), не стоит. Уважайте право даже самого маленького человека быть собой.

2. Ребёнок может совершать ошибки

Признайте за ним и это право тоже - идеальных людей не бывает. Но опять же, что считать ошибкой? Пятилетний ребёнок, разбивший дорогую вазу, не совершил ошибку - он её действительно уронил случайно, не имея злого умысла. Поэтому ругать, кричать и вообще воспринимать этот факт стоит как досадную оплошность. Если же подросток пришел домой с синяком под глазом, вместе охов и воплей «Кто виноват», задайте три вопроса:

  1. «Что случилось?» - и ребёнок рассказывает факт.
  2. «Ты сделал какие-то выводы, эта ситуация тебя чему-то научила?» - и подросток, даже если ещё никаких выводов не сделал, начнёт рассуждать на эту тему.
  3. «Как ты поступишь в следующий раз, что ты сделаешь по-другому?» - и ваш ребёнок сформирует позитивную картинку.

3. Ребёнок может выражать негативные эмоции

Он может заплакать - от обиды, усталости, из-за проблем в школе, может сказать вам, что вы, по его мнению, несправедливы. И это не хамство! Совершенно нормально давать выход эмоциям, а не копить негатив в себе. Во-первых, выход эмоций облегчает состояние, а во-вторых, это доверие - кому, как не родителям, можно продемонстрировать свою слабость?

4. Ребёнок может хотеть большего

Ребёнка, который знает, чего хочет, легче побудить к чему-либо, предоставив ему возможности для достижения целей. Если ваш ребёнок с младенчества будет жить по принципу «хотеть не вредно», то в зрелом возрасте он сможет терпеливо ждать исполнения своих желаний. Только полная, безграничная свобода «желать» позволяет ребёнку из огромного списка возможностей найти то самое своё желание, призвание и счастье.

5. Ребёнок может говорить «нет», но последнее слово остаётся за родителями

Очень важно понимать разницу между свободой, предоставляемой ребёнку, и вседозволенностью. Суть этого принципа заключается в том, что он позволяет контролировать ребёнка без запугивания, унижений и наказаний. «Я не буду надевать шапку», - заявляет вам дочь, когда на улице метель и минус 20. В своём праве на бунт она понимает, что может и не следовать вашим указаниям, но при этом осознаёт и то, что все последствия неподчинения становятся её ответственностью. Ваша задача - объяснить, чем могут быть чреваты её действия, и спросить, готова ли она к ним. Если бунт продолжается, вы можете сказать примерно следующее: «Я понимаю, что ты готова к последствиям. Но я ответственна за тебя и твоё здоровье, поэтому не могу тебе позволить так поступить».

Прочитав заголовок, возможно, вы удивитесь . А существует еще какое-то материнство? Искусственное или противоестественное? Ведь сама функция продолжения рода заложена в нас природой, казалось бы, что уж тут естественнее…

На самом деле естественное материнство , или естественное родительство , это стиль воспитания, максимально приближенный к природному. Как можно больше любви и заботы, вместо запретов и ограничений, отсутствие различных приспособлений, по мнению современных мам облегчающих жизнь с ребенком, никаких смесей и лекарств.

Давайте подробнее познакомимся с основными принципами естественного материнства . Возможно, сами того не зная, вы уже применяете в своей жизни какие-то из них, а что-то примете на вооружение после прочтения нашего материала.

Мы расскажем вам какие на взгляд портала UAUA. info в этих принципах есть безусловные плюсы, а какие нюансы вызывают у нас сомнение. Пожалуй, главное в этом случае - найти золотую середину в каждом из постулатов, прислушиваться к своей интуиции, мироощущению и желаниям своего малыша.

Беременность без лишних медикаментов

«За» . Приверженцы естественного материнства уверены, что если к появлению малыша на свет хорошо подготовиться , то никаких проблем с течением беременности не возникнет.

Что же должна предварительно сделать будущая мама:

  • посетить гинеколога;
  • сдать необходимые анализы крови, чтобы исключить возможные проблемы и заболевания в будущем;
  • провести обследование щитовидной железы, печени, почек;
  • привести в порядок спину и вены;
  • подлечить имеющиеся хронические заболевания;
  • вести здоровый образ жизни;
  • заниматься спортом;
  • правильно питаться;
  • быть настроенной на позитив.

«Против » . Да, сложно поспорить с каким либо из вышеперечисленных пунктов, но что делать , если ситуация сложилась таким образом, что несмотря на проведенную подготовку все равно , угроза срыва и для сохранения ребенка необходимо воспользоваться всем арсеналом традиционной медицины?

В данном случае вряд ли будущей маме захочется экспериментировать и рисковать.

Синтетические витамины также не приветствуются. Но как тогда быть с исследованиями о необходимости приема ? Что делать тем мамам, у которых сильный токсикоз и поддерживать свой организм им удается только при помощи ? Ответы на эти вопросы, скорее всего, беременной придется искать самостоятельно.

Роды без обезболивания и стимуляции

«За» . Сторонники естественного материнства считают, что правильные естественные роды должны проходить в спокойной и благоприятной для малыша и мамы обстановке.

Ну и, разумеется, никаких лекарств, например, ускоряющих процесс раскрытия матки - все должно проходить только природным путем.

Естественные роды - залог хорошего физиологического и психологического состояние ребенка.

«Против » . Как ни крути, но роддом - незнакомое место для беременной, вокруг чужие стены, врачи, которые вряд ли будут демонстрировать чудеса понимания.

Поэтому наилучшим местом для родов в естественном стиле считается ваш дом, квартира, ваша ванная комната. Согласны ли вы на такой риск?

Но что делать, если пойдут совсем не по плану и возникнут какие-то осложнения, требующие медицинского вмешательства? Если рядом не будет квалифицированного врача, то кто же будет нести ответственность за возможные проблемы со здоровьем малыша?

Совместное пребывание мамы и малыша с первых минут жизни ребенка

«За» . Думаем, никто не будет спорить, что новорожденному после появления на свет необходимо ощутить тепло маминых рук, услышать знакомый звук биения ее сердца, вдохнуть ее родной запах.

Пребывание в компании других кричащих младенцев в незнакомой большой комнате с ярким светом и запахом хлорки - то еще испытание для малыша. Пережив его, ребенок может вырасти недоверчивым и осторожным, ведь страх и одиночество были его первыми эмоциями.

Если же кроха сопит под боком, у молодой мамы быстрее прибудет молоко, активнее пройдут процессы сокращения матки, да и с малышом наладить будет гораздо проще.

Также естественное материнство пропагандирует , тогда после рождения малыша сможет ощутить поддержку сразу двух самых близких для него людей - мамы и папы.

«Против » . Нет аргументов.

Раннее прикладывание малыша к груди

«За» . Малыш приник к соску и высосал , буквально только родившись? Именно так мама сможет посодействовать формированию правильной микрофлоры ребенка, необходимой для его здоровья и обеспечить себе в будущем лактацию без проблем.

«Против» . Нет аргументов.

Продолжительное грудное вскармливание по требованию

«За» . Кормление через 3 часа и ни минутой раньше - устойчивый миф, пришедший к нам из прошлого века. Естественное материнство предлагает нам расслабиться, забыть о часах, и предлагать малышу грудь так часто, как он того просит. Ведь перекормить ребенка грудным молоком просто невозможно.

Ребенок может , когда хочет кушать, чтобы утолить жажду, чтобы заснуть, расслабиться, успокоиться, ощутить себя в безопасности. Не стоит ограничивать его во времени и количестве кормлений в сутки. Ночные кормления - это нормально и правильно, хотя и утомительно для мамы.

Вопреки второму расхожему мифу, грудное молоко не теряет своих уникальных и важных свойств со временем. Его состав меняется постоянно, подстраиваясь под потребности малыша как в 1 месяц, так и в 3 года. Кормить ребенка стоит до тех пор, пока он не откажется от груди сам.

Кормление по требованию является плюсом и для молодых мам: благодаря ему, будущая мама не знает, что такое застои молока, у нее гораздо меньше проблем с лактацией в целом, нет нужды сцеживаться и подменять свою грудь сосками или бутылочками с водичкой.

«Против » . Естественное материнство должно означать, что ребенок висит на груди часами и беспрерывно? Конечно, бывают и такие дни, например, когда малыш заболел или у него режутся зубки. Тогда ему стоит предлагать грудь без каких-либо вариантов.

Но в целом, давайте будем разумными. Мама - тоже человек, а не молокозавод по беспрерывному удовлетворению потребностей ребенка.

Ей периодически нужен отдых и время на себя. Поэтому, если мама понимает, что сейчас малыш вполне может обойтись без груди и просто поиграть, а у нее в это время будет 10-15 минут на душ, завтрак или просто ничегонеделание - это нормально.

Совместный сон

«За» . мамы и ребенка способствует продолжительной лактации, делает контакт между ребенком и матерью еще более тесным и дарит обоим уверенность, что все в порядке.

К тому же нет нужды подниматься несколько раз за ночь, чтобы покормить ребенка. Он в любой момент может сам найти грудь и покушать, как только того захочет, почти не выводя маму из царства Морфея.

«Против » . Вы относитесь к тем молодым мамам, которые начитались страшилок, что во время совместного сна ребенка можно придавить? Мы думаем, что если вы ведете здоровый образ жизни - это нереально.

Но вам просто может не нравиться спать в обнимку с ребенком, например, вам так сложно расслабиться.

Если против совместного сна с малышом активно протестует муж или этот факт вызывает ревность у старших детей - вы вольны выбирать, как будете поступать.

Важно чтобы совместный сон был таким же естественным и приятным процессом, как и кормление грудью. У вас другое видение? Устанавливайте свои правила, ищите компромиссы, например, переносите уже уснувшего малыша в кроватку - удобно и комфортно должно быть всем.

Регулярное ношение ребенка на руках или в слинге

«За» . Новорожденный малыш в или на руках ощущает себя в безопасности, потому что он максимально близок с мамой. С возрастом именно эти позы обеспечивают крохе возможность познавать окружающий мир и наблюдать за тем, что делает мама.

Рыдающий в кроватке в одиночестве малыш - это неправильно. Да, пусть многие книги пишут о том, что ничего не случится, если дать ребенку раз-другой поплакать. Но стоит ли демонстрировать малышу свою власть и возможности? Насколько необходимо растить нетребовательного ребенка буквально с пеленок?

«Против » . Ребенок растет и с каждым днем-месяцем-годом становится тяжелее. Поэтому возможность беспрерывно носить его на руках у мамы уменьшается с каждым днем, особенно если она достаточно хрупкого телосложения.

Слинг, конечно, развязывает руки, давая возможность сделать что-то по дому, но не все дети любят слинги, это достаточно индивидуально.

Взрослея, малышу все чаще будет нужно время на самостоятельное созерцание и . Насколько важно постоянно занимать его собой, не оставляя возможности побыть в одиночестве?

Раннее высаживание и отказ от подгузников

«За» . Раннее высаживание состоит в том, что ребенка приучают к горшку буквально с первых дней жизни. В тот момент, когда, по мнению мамы, у ребенка должны произойти мочеиспускание или дефекация кроху высаживают над мисочкой, тазиком, умывальником или ванной, сопровождая похлопываниями, кормлением грудью или соответствующими звуками.

Если момент не пойман, то мокрые пеленки и штанишки должны вызвать у ребенка ощущение дискомфорта , которое пропадает при использовании одноразовых подгузников.

Идея процесса - ребенок со временем не пачкает пеленки или одежду, а ждет высаживания, чтобы сделать свои дела.

«Против » . Проводить больше времени в поисках «пописа» и «покака», чем в совместных играх и развитии? Сложный выбор… Если уж подгузники все-таки больше мамины помощники, то пожалуй только ей решать, где как и когда ее ребенок будет «голопопить», и кто будет убирать за ним испачканный ковер и хочет ли она ежедневно менять мокрое постельное белье.

Отказ от медикаментов и лекарств

«За» . Лекарства вредят , их употребление неестественно и неэкологично.

«Против » . Отсутствие медикаментозного вмешательства во время серьезных может привести к не очень приятным результатам. Ведь, к сожалению, не всегда вопрос решается только с помощью гомеопатии и фитотерапии.

А как решить вопрос с прививками?

Педагогический прикорм

«За » . Если питание мамы и папы смело можно отнести к разряду здорового, то нет ничего страшного, если малыш попробует кашу или овощи с их тарелки. Именно с помощью родители смогут лучше понять предпочтения малыша, ведь если что-то ему не понравится, он больше не будет проявлять к этому продукту интерес.

«Против » . Нет аргументов.

Отказ от благ современного мира

«За» . Различные соски, бутылочки, пустышки, коляски, манежи, ходунки и качели - вредны для ребенка.

Кормить - только грудью, носить - в слинге, качать - на руках.

«Против » . Возможно, соски и портят детский прикус, и конечно не должны быть заменителями общения с мамой, но как быть, если без пустышки ребенку очень трудно заснуть? Как кормить ребенка на искусственном вскармливании смесью без применения бутылочек? Как далеко можно зайти с ребенком в слинге, если мама уже устала, прогуливаясь по парку, а ей еще нужно зайти в магазин и купить продукты? Ответ на все эти вопросы стоит искать самому…

Сегодня мы рассказали вам и принципах естественного материнства. А какое ваше мнение по этому поводу? Пишите нам свои ответы в комментариях к материалу.


Люди, встречающиеся на моем жизненном пути, узнав, что мы придерживаемся принципов естественного родительства, спрашивают меня: «Что это значит?» Для большей авторитетности ответа я, обычно, говорю, что это – знания и навыки воспитания и ухода за ребенком, которыми владели наши прабабушки и прапрабабушки. Чаще всего, после такого определения люди с жалостью или с укоризной вспоминают про грудных детей, оставленных старшим братьям и сестрам, которые кормили их хлебным мякишем, завернутым в тряпочку, или годовалых детей, привязанных к кровати специальными веревками, чтобы мать имела возможность уйти работать в поле. Все это было в недавней нашей истории. Конечно, описанные выше методы никак не связаны с естественным родительством. Целенаправленно, а порой из-за моды и престижа, материнское искусство, как одно из проявлений естественного родительства, было вычеркнуто из жизни цивилизованного общества.

«Естественное родительство - метод, основанный на традициях и принципах живой природы и ранних культур. Суть метода состоит в том, чтобы внимательно наблюдать за коммуникативными знаками новорожденных и стараться максимально удовлетворить их эмоциональные и физические потребности. На практике это означает, что дети находятся в близком физическом контакте со своими родителями в течение большей части суток. Днем младенца носят в слинге, ночью он спит вместе с родителями. Ребенка кормят грудью по первому требованию не менее 2-4 лет, и когда прекращать грудное вскармливание определяет сам ребенок, а совместный сон с родителями может продолжаться долгие годы» - вот, что на этот счет говорит свободная энциклопедия Википедия.

Если сказать профессиональным языком, естественное родительство – это стремление родителей удовлетворить все врожденные ожидания ребенка или, по-другому, его истинные потребности. О наличии таких ожиданий говорят: психотерапевт Ж. Ледлофф, акушер-гинеколог М. Оден, педагог и психолог-перинатолог Ж.В. Цареградская, этолог В.Р. Дольник и многие другие.

У нас есть легкие, чтобы дышать воздухом, водонепроницаемая кожа, чтобы защищаться от дождя, волосы в носу, чтобы не вдыхать пыль, и т. д. Все наше строение, как физическое, так и духовное, - это ожидание определенных условий в окружающем мире. Ребенок рождается с этими ожиданиями. Откуда природа знает, что потребуется человеку в жизни? Через опыт бесчисленных поколений предков. Ребенок ожидает встретить в мире то, с чем сталкивались его предки.

Более того, каждому ожиданию, заложенному в ребенке, соответствуют врожденные способности, которые реализуются, как только возникают ожидаемые условия. Например, как только ребенок рождается (выполненное ожидание), он начинает дышать (реализованная способность); найдя грудь матери (выполненное ожидание), ребенок начинает сосать (реализованная способность), и т. д. Если что-то, чего ожидает ребенок, не попадается ему в жизни, его способности не развиваются в полной мере. Кроме того, человек продолжает искать удовлетворения нереализованным ожиданиям и во взрослой жизни.

Все, что касается физических ожиданий и способностей, более или менее очевидно и понятно. Но в человеке заложено множество потребностей менее очевидных, но столь же насущных.

Одна из фундаментальных врожденных потребностей ребенка - это быть носимым на руках первые месяцы жизни. Девять месяцев беременности ребенок был неразрывно связан с матерью, и вдруг, рождаясь, отделяется от нее. Для того, чтобы это отделение не было травматичным, ребенку еще долго нужно постоянно быть с матерью, чувствовать ее тепло, слышать стук ее сердца, иметь возможность приложиться к ее груди. Только на руках у матери ребенок чувствует себя полностью защищенным и, двигаясь вместе с матерью, получает разнообразные впечатления, необходимые ему для правильного развития.

Рождаясь, ребенок ожидает, что взрослые покажут ему, как жить в этом мире. Дети воспитываются прежде всего на примере родителей, усваивая их образ жизни. Ребенок наилучшим образом самообучается, если имеет возможность участвовать (сначала пассивно, а затем активно) в настоящей работе взрослых. Он ожидает, что взрослые не будут уделять ему больше внимания, чем ему действительно необходимо, а его мать не будет полностью посвящать себя уходу за ним - она должна вести нормальный образ жизни взрослого деятельного человека.

Вместе с тем, в ребенке заложены и определенные ожидания того, каким этот образ жизни должен быть. Миллионы лет человек жил среди растений и животных, под лучами солнца и струями дождя и много двигался. Ребенок ожидает, что его родители будут вести именно такой образ жизни. Конечно, приспособляемость человека велика, и, в конце концов, ребенок научится жить в квартире и вести городской образ жизни, но при этом он лишится целостности и гармонии. В человеке заложено ожидание жить среди природы (эко-поселение хорошее направление с моей точки зрения), а не среди мертвых стен панельного дома.

К элементам естественного родительства также относятся естественные роды с минимальными вмешательствами, педагогический прикорм, так называемая естественная гигиена новорожденного, отказ от подгузников, естественное закаливание, отказ от прививок и воспитание с учетом потребностей ребенка в различные периоды его жизни.

Екатерина Барабанова


Принцип первый
«Ты можешь быть другим»

Этот принцип выражает потребность и право детей быть особенными и любимыми, быть личностью. Если мы не понимаем и не признаем, что дети разные, они никогда не смогут получить то, что именно им необходимо, а именно отзывчивость и склонность сотрудничать со взрослыми.

Принцип второй
«Ты можешь ошибаться»

Для того чтобы дети росли уверенными в себе и сохранили здоровую и естественную потребность порадовать своих родителей, им необходимо понимать, что они имеют право на ошибки. И если ошибки не прощаются, дети прекращают прилагать усилия, либо сдаются в процессе попыток, столкнувшись с маленькими неудачами. Ребенок должен знать, что на каждую ошибку и неудачу в своей жизни он может рассчитывать на поддержку взрослых в форме сочувствия и готовности родителя взять на себя ответственность за совершенную ребенком ошибку. Пусть даже на первый взгляд кажется, что родители здесь не причем и все сделано руками ребенка. Но ощущение того, что ребенок не один отвечает за свои ошибки и есть кто-то, кто готов принять ответственность за то, что он сделал, избавляет человека от страха делать в своей жизни что-то новое. Таким образом ребенок учиться брать на себя ответственность, идти на риск и стойко переносить неудачу.

Принцип третий
«Ты можешь переживать негативные эмоции»

Этот принцип позволяет детям смело развиваться, осознавая свои внутренние переживания. Этот фактор – фактор переживания негативных эмоций важен для детей для того, чтобы не потерять тягу к покровительству родителей, их руководству и признанию.

Принцип четвертый
«Ты можешь хотеть больше»

Этот принцип открывает возможность развиться ребенку в яркую личность и осознать свои собственные желания. Детей, которые знают, что они хотят, гораздо легче побудить к чему-либо, предоставив им больше возможности для достижения своих желаний. Дети, которые в детстве имели такую возможность – следовать принципу «хотеть не вредно», став взрослыми, учатся терпеливо ждать исполнения своих желаний, даже если не могут получить желаемое сразу.
Только полная, абсолютная свобода желать позволяет человеку из большого списка возможностей найти то самое желание, тот самый вкус счастья, который соответствует его природе, его опыту и предназначению.
К сожалению, слишком часто дети слышат упреки в том, что они плохие, избалованные, эгоистичные, если они прося большего, не получиют желаемого. И это касается нашего собственного опыта, нашего детства.
До сих пор подавление желаний было важнейшим воспитательным навыком, поскольку родители не знали, как справиться с негативными эмоциями, которые появляются естественно у каждого человека, если его желание неудовлетворенно. Об этом достаточно однозначно четко говорят ведические писания. В Бхагавад Гите говорится, что если человек не удовлетворяет свои желания, возникшие в его уме, в его сердце, или принесенные из прошлых жизней, то он испытывает гнев, и, как следствие, разочарование и обиду. Отсутствие гармонии в желаниях человека с желаниями окружающих его людей, законов природы, законов собственного тела, природы собственного ума, так или иначе приводит к возникновению негативных эмоций. И одним из серьезных навыков, пока человек не пришел на достаточно высокий уровень самоосознания, является то, как правильно проявлять негативные эмоции, чтобы они не ухудшали и не отягощали жизнь окружающих людей и самого человека, не способствовали его деградации.

Принцип пятый
«Ты можешь говорить нет»

Особенностью этого принципа является то, что он напоминает нам о том, что свобода является основой позитивного воспитания детей, позитивного родительства. И этот принцип свободы касается каждого из четырех принципов, описанных выше - «ты можешь быть другим», «ты можешь ошибаться», «ты можешь переживать негативные эмоции», «ты можешь хотеть больше». И очень важно понимать разницу между вседозволенностью и свободой, которая дается ребенку. Не стоит связывать этот принцип со вседозволенностью. Суть этого принципа в том, что он позволяет осуществлять еще больший контроль над детьми без запугивания и пристыжения ребенка. Дело в том, что способность сопротивляться авторитету лежит в основе здорового осознания своего «Я», своей личности. В своем праве на бунт человек понимает, что он может не следовать вышестоящему авторитету, будь то родители или правительство, но при этом он понимает и принимает ответственность за все последствия своего неподчинения.

Руслан Нарушевич, психолог, специалист по аюрведе