Экранная зависимость ребенка: семь минусов. Родительское собрание «Профилактика экранной зависимости у дошкольников

Зависимость ребёнка от экрана необходимо как можно раньше преодолевать. Она является тормозом нормального развития и может привести к печальным последствиям. Среди них неспособность концентрации на каком-либо занятии, отсутствие интересов, гиперактивность, повышенная рассеянность. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Многим детям, привыкшим смотреть телевизор, трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Все эти симптомы свидетельствуют о нарастании внутренней пустоты, которая требуют своего постоянного внешнего наполнения – новой искусственной стимуляции, новых «таблеток счастья». Здесь просматривается прямой путь от казалось бы безобидной детской экранной зависимости к другим, более серьёзным и опасным видам зависимости – компьютерной, химической, игровой, алкогольной и так далее.

Но неужели всему виной телевизор?
Да, если речь идёт о маленьком ребёнке. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор становится главным источником впечатлений, он оказывает мощное деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека.

Преодоление экранной зависимости (если она уже сложилась), увы, требует от родителей времени и сил. Промежуточным этапом такого преодоления может стать переход к прослушиванию аудиокассет и радиопередач. Восприятие историй и сказок на слух требует от ребёнка большей внутренней активности, чем восприятие видеоряда, и в то же время не требует большого напряжения.
Понятно, что чем младше ребёнок, тем легче и эффективнее происходит «отрыв» от экрана.

Для маленького ребёнка (до 3-х лет) проще ограничить доступ к ТВ и (что очень важно) исключить свободное пользование телевизором. Пульт должен находиться в недоступном для ребёнка месте. Только так вы сможете ограничить время у экрана. Это необходимо, чтобы телевизор стал источником ярких и полезных впечатлений, а не постоянным фоном жизни ребёнка. В режиме дня нужно выделить определённое время (не более 30-40 мин), когда малыш может смотреть телевизор.

Прежде всего, вам придётся контролировать и регламентировать просмотр. Для этого нужно выбирать фильмы и передачи для ребёнка. Это трудно, потому что хороших фильмов для малышей очень мало, а плохих слишком много.
Восприятию малышей соответствуют медленный темп видеоряда, чёткая развёрнутая речь героев, доступные и понятные сюжеты, узнаваемые образы и события.

Отдавайте предпочтение более коротким видеопрограммам, не серийным мультфильмам; возможно проведение «разгрузочных» от телевизора дней с последующим поощрением ребенка.

Если это видеофильм (диск), желательно несколько раз повторить его, причём первый раз лучше смотреть с ребёнком вместе, помогая малышу понять происходящее, комментировать и объяснять не слишком понятные трудные места.

После просмотра полезно вернуться к увиденному, и вместе поиграть с подходящими игрушками сюжет фильма: повторить реплики персонажей, воспроизвести их действия и пр. Если ребёнок не сможет подыграть вам, покажите ему спектакль игрушек по мотивам просмотренного фильма, а потом предложите какую-либо роль в игре (с игрушкой или без неё).

Важно, чтобы самостоятельная игра, которая требует значительной и умственной и физической активности ребёнка, стала для него более увлекательным занятием, чем пассивное потребление видеоряда.

Наверное, одна из причин экранной зависимости – присутствие телевизора в качестве фона домашней жизни. Если в вашем доме постоянно включен телевизор, то отучить от этого ребенка нет никакой возможности. Максимально допустимое время просмотра для ребенка до 6-7 летнего возраста – один час в день.

Другая причина – использование телевизионных и видеопрограмм в качестве утешителя, развлекателя и воспитателя скучающего ребенка, особенно его использование во время еды, в случаях плохого аппетита.

Одна из главных причин «прилипания» ребёнка к экрану – недостаток или отсутствие у ребенка более интересных и содержательных занятий. Замечено, что хорошо играющие дети обычно не слишком зависят от телеэкрана: они предпочитают более активные виды деятельности. Дошкольники, не научившиеся и не любящие играть в сюжетные игры, отличаются выраженной зависимостью от телевизора. Он подменяет для маленького ребёнка общение с близкими взрослыми, игру, рисование, и соответственно вытесняет из жизни малыша все эти важнейшие виды активности.

И вам и ребёнку необходимо осознать необходимость изменения и принять свое родительское твердое решение об изменении взаимодействия с телевизором в семье. Чтобы эти изменения не были столь драматичными, нужно изменить характер взаимодействия с ребенком в сторону приоритета более активных и творческих совместных видов деятельности, найти увлекательную альтернативу просмотру теле- и видеопрограмм. Для того, чтобы желаемые изменения действительно произошли, необходимо создать чёткий и привлекательный образ, того, что вы будете делать вместе.

Представьте хорошенько, чем наполнится ваша совместная жизнь? Что сами Вы любите делать? Может быть, даже найдется то, чем Вы мечтали заняться. Может быть, Вы будете мастерить из бумаги, шить или печь печенье. А может, сделаете замечательный заместитель телевизора – теневой театр, что совсем не так сложно, как кажется на первый взгляд. Всякая работа, и конечно же игра, может быть совместной даже с трех-четырех-летним ребенком.

Совместная игра – сначала со взрослым, потом со сверстниками, а потом и самостоятельная – важнейший путь преодоления экранной зависимости. Несомненно, привычка притягивает, как детей, так и взрослых. Но стоит Вам настроиться на инициативность и последовательность, как избавление от телевизора не заставит себя ждать. Вы почувствуете это уже спустя три-четыре дня. Но устойчивый результат может быть достигнут только спустя полтора месяца ваших последовательных действий.

Конечно, этот путь потребует от родителей времени, сил и фантазии. Но это вовсе не бесполезное времяпрепровождение. Когда ребёнок научится играть, придумывать, фантазировать, он сможет самостоятельно организовывать своё время, придумывать интересные занятия, создавать свой воображаемый мир. Это будет не только мощным импульсом к развитию, но и даст свободу – не только маме и папе, но и самому ребёнку.

Картинки с натуры

Утро. Дети приходят в детский сад после выходных дней. Раздевалка группы детского сада постепенно наполняется детскими голосами. Не доходя до двери раздевалки, слышу детский диалог:
- Ты смотрел по телику «Шрека»?
- Нет, мне родители новый диск купили. Я все выходные играл. Знаешь, как там здорово всех стрелять! Я всех победил.
Здесь же слышится разговор девочек:
- Юля, я вот когда вырасту, буду такая, как Светка Букина (сериал «Счастливая семейка»), а ты кем?
- А я буду Фионой (из мультфильма «Шрек»).
- Миша, сынок, - обращается мамочка к сыну, который уже вошел в группу, - ты пакетик с игрушечками забыл. Ты же хотел ими в группе поиграть.
Миша неспешной походкой подходит к маме, берет у нее из рук пакет, ничего не говоря ей в ответ, и вновь заходит в группу. Он садится на ковер и высыпает «игрушечки»: черно-коричневые монстры разных размеров, человек-Паук, Шрек с оторванной рукой, Бэтмен - и, глядя на них, надолго о чем-то задумывается…
Наблюдая подобные сцены и слушая диалоги детей о проведенных дома днях, в который раз начинаешь размышлять, насколько сильно влияние средств массовой информации на детское сознание и какой дефицит детско-родительского общения испытывают дети.
Безусловно, эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. СМИ активно сопровождают не только нас, взрослых, но и наших детей. Телевизор, компьютер, видео давно и прочно вошли в жизнь малышей начиная с первых лет жизни. Во многих семьях, как только ребенок научается сидеть, его сажают перед экраном, который заменяет живое общение с близкими взрослыми - а это и бабушкины сказки, и мамины колыбельные песенки, и папины прибаутки и присказки. Это безобидное на первый взгляд занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, малыш не плачет, не пристает, ничего не просит, не безобразничает, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни. Покупая малышу новые видеокассеты или компьютерные игры, родители, безусловно, заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным.
Однако если родители не будут активно включаться в совместный просмотр телепередач и компьютерных игр, то это безобидное и безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития.

Включение в диалог

В последние годы и родители, и педагоги все больше сталкиваются с проблемой отставания в развитии речи: дети позже начинают говорить, а научившись, говорят мало и плохо, их речь бедна и примитивна. Как показывают специальные исследования, в наше время 25% 4-летних детей страдают нарушениями речевого развития. В середине 1970-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. То есть число речевых нарушений возросло более чем в семь раз.
Уместен вопрос: а при чем здесь телевидение и компьютер? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь и занят довольно интересным делом. Какая разница, кто говорит с ребенком - взрослый или герой мультфильма?
Разница огромная. Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем участвует в нем не только с помощью слуха и артикуляции, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами.
Давайте вспомним, как происходит общение с грудничком. Младенец отвечает на обращенную к нему, хотя еще и непонятную речь взрослого всем своим существом: все его тело точно и плавно, как в танце, откликается на слышимую речь. Речь взрослого как бы охватывает его, настраивает на партнерские отношения и подключает к общению. Ответные движения младенца возникают исключительно на живую речь, адресованную ему. Та же речь, воспроизведенная любым звукозаписывающим устройством, или бессвязные звуки никакого эффекта не производят.
В дальнейшем, в возрасте полутора-двух лет малыш, слышащий обращенные к нему высказывания взрослых, пытается ответить на них и сам воздействует на родителей с помощью слов. Чтобы ребенок заговорил, речь должна быть включена в его конкретные практические действия, в игровые манипуляции, в его реальные впечатления, а главное - в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю и чувства, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».
Однако разговорная речь - это лишь вершина айсберга. Ведь речь - это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания своих переживаний и себя в целом. Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления, сопереживая или давая себе отчет в своих действиях, мы всегда ведем внутренний диалог с собой. Именно такой диалог с собой позволяет удерживать в сознании любое содержание и создает ту внутреннюю форму, которая делает человека психически устойчивым и независимым. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи нет, то человек становится крайне зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать в своем сознании какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели.
В результате - внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. Явные признаки отсутствия этой внутренней формы наблюдаются у многих современных детей.


Деформирующее воздействие

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух - они затрудняются удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо ярких образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно слушать и читать даже самые хорошие детские книжки.
Резкое снижение творческой активности и отсутствие фантазии - еще один факт, который наблюдается в развитии современных детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Рисунки и игровые сюжеты, как правило, носят однотипный характер. А ведь ребенок с богатой фантазией и развитым воображением быстро включается в любую предлагаемую деятельность, самостоятельно может организовать и любую игру, успешнее решает нестандартные логические задачи, легче переживает неудачи и неприятности, пользуется интересом и уважением у сверстников.
Также можно заметить, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать, не о чем спорить. Они готовы нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней детской пустоты - рост детской жестокости и агрессивности. Иногда можно наблюдать немотивированную агрессию детей в адрес сверстников, а иногда и близких взрослых. Конечно, мальчишки всегда дрались, но в последнее время все чаще проявляют агрессию и девочки. Подражая «героям» и «героиням», дети вступают в схватку со сверстниками и без чувства меры бьют до синяков и царапают до крови. Сопереживание, жалость, помощь слабому - эти качества встречаются все реже.
Напрашивается вопрос: ну неужели всему виной телевизор и компьютерные игры?
Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать сведения, услышанные с экрана, не умеющем критично относиться к той или иной получаемой им информации. Телевизор, который подменяет общение маленького ребенка с близкими взрослыми, безусловно, оказывает мощное формирующее, а вернее деформирующее воздействие на становление личности и психики растущего человека.


У окна стиральной машины

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка. Изменить или наверстать в дальнейшем упущенное в этот период очень проблематично, а порой и невозможно.
Ярким примером вышесказанному может послужить эпизод из одного западного фильма, в котором молодой отец, оставшись с двухлетним малышом дома, неумело хлопочет по хозяйству, а ребенок спокойно сидит перед телевизором и смотрит эротический фильм. Вдруг «кино» заканчивается, и ребенок начинает вопить. Испробовав все возможные средства утешения, папа сажает малыша перед окном стиральной машины, в котором крутится и мелькает цветное белье. Ребенок резко замолкает и спокойно смотрит на новый «экран» с той же завороженностью, как раньше он смотрел в телевизор.
Этот пример наглядно иллюстрирует своеобразие восприятия экранного изображения маленьким ребенком: он не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые, как магнитом, притягивают его внимание. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребенок начинает испытывать потребность в ней, ищет ее повсюду. Ему уже все равно, куда смотреть, - только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно так же он начинает воспринимать и окружающую действительность…
Гармоничное и полноценное развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном живом общении с близкими взрослыми и со сверстниками.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые служат настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, демонстрацией моделей поведения в разных ситуациях. Но важно знать, что подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению, когда она будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами. И тогда возникнут совсем другие детские диалоги, игрушки, рисунки и игры.

Зависимость ребёнка от экрана необходимо как можно раньше преодолевать. Она является тормозом нормального развития и может привести к печальным последствиям. Среди них неспособность концентрации на каком-либо занятии, отсутствие интересов, гиперактивность, повышенная рассеянность. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Многим детям, привыкшим смотреть телевизор, трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Все эти симптомы свидетельствуют о нарастании внутренней пустоты, которая требуют своего постоянного внешнего наполнения – новой искусственной стимуляции, новых «таблеток счастья». Здесь просматривается прямой путь от казалось бы безобидной детской экранной зависимости к другим, более серьёзным и опасным видам зависимости – компьютерной, химической, игровой, алкогольной и так далее.

Но неужели всему виной телевизор?

Да, если речь идёт о маленьком ребёнке. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор становится главным источником впечатлений, он оказывает мощное деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека.

Преодоление экранной зависимости (если она уже сложилась), увы, требует от родителей времени и сил. Промежуточным этапом такого преодоления может стать переход к прослушиванию аудиокассет и радиопередач. Восприятие историй и сказок на слух требует от ребёнка большей внутренней активности, чем восприятие видеоряда, и в то же время не требует большого напряжения.
Понятно, что чем младше ребёнок, тем легче и эффективнее происходит «отрыв» от экрана.

Для маленького ребёнка (до 3-х лет) проще ограничить доступ к ТВ и (что очень важно) исключить свободное пользование телевизором. Пульт должен находиться в недоступном для ребёнка месте. Только так вы сможете ограничить время у экрана. Это необходимо, чтобы телевизор стал источником ярких и полезных впечатлений, а не постоянным фоном жизни ребёнка. В режиме дня нужно выделить определённое время (не более 30-40 мин), когда малыш может смотреть телевизор.

Прежде всего, вам придётся контролировать и регламентировать просмотр. Для этого нужно выбирать фильмы и передачи для ребёнка. Это трудно, потому что для малышей очень мало, а слишком много.
Восприятию малышей соответствуют медленный темп видеоряда, чёткая развёрнутая речь героев, доступные и понятные сюжеты, узнаваемые образы и события.

Отдавайте предпочтение более коротким видеопрограммам, не серийным мультфильмам; возможно проведение «разгрузочных» от телевизора дней с последующим поощрением ребенка.

Если это видеофильм (диск), желательно несколько раз повторить его, причём первый раз лучше смотреть с ребёнком вместе, помогая малышу понять происходящее, комментировать и объяснять не слишком понятные трудные места.

После просмотра полезно вернуться к увиденному, и вместе поиграть с подходящими игрушками сюжет фильма: повторить реплики персонажей, воспроизвести их действия и пр. Если ребёнок не сможет подыграть вам, покажите ему спектакль игрушек по мотивам просмотренного фильма, а потом предложите какую-либо роль в игре (с игрушкой или без неё).

Важно, чтобы самостоятельная игра, которая требует значительной и умственной и физической активности ребёнка, стала для него более увлекательным занятием, чем пассивное потребление видеоряда.

Наверное, одна из причин экранной зависимости – присутствие телевизора в качестве фона домашней жизни. Если в вашем доме постоянно включен телевизор, то отучить от этого ребенка нет никакой возможности. Максимально допустимое время просмотра для ребенка до 6-7 летнего возраста – один час в день.

Другая причина – использование телевизионных и видеопрограмм в качестве утешителя, развлекателя и воспитателя скучающего ребенка, особенно его использование во время еды, в случаях плохого аппетита.

Одна из главных причин «прилипания» ребёнка к экрану – недостаток или отсутствие у ребенка более интересных и содержательных занятий. Замечено, что хорошо играющие дети обычно не слишком зависят от телеэкрана: они предпочитают более активные виды деятельности. Дошкольники, не научившиеся и не любящие играть в сюжетные игры, отличаются выраженной зависимостью от телевизора. Он подменяет для маленького ребёнка общение с близкими взрослыми, игру, рисование, и соответственно вытесняет из жизни малыша все эти важнейшие виды активности.

И вам и ребёнку необходимо осознать необходимость изменения и принять свое родительское твердое решение об изменении взаимодействия с телевизором в семье. Чтобы эти изменения не были столь драматичными, нужно изменить характер взаимодействия с ребенком в сторону приоритета более активных и творческих совместных видов деятельности, найти увлекательную альтернативу просмотру теле- и видеопрограмм. Для того, чтобы желаемые изменения действительно произошли, необходимо создать чёткий и привлекательный образ, того, что вы будете делать вместе.

Представьте хорошенько, чем наполнится ваша совместная жизнь? Что сами Вы любите делать? Может быть, даже найдется то, чем Вы мечтали заняться. Может быть, Вы будете мастерить из бумаги, шить или печь печенье. А может, сделаете замечательный заместитель телевизора – теневой театр, что совсем не так сложно, как кажется на первый взгляд. Всякая работа, и конечно же игра, может быть совместной даже с трех-четырех-летним ребенком.

Совместная игра – сначала со взрослым, потом со сверстниками, а потом и самостоятельная – важнейший путь преодоления экранной зависимости. Несомненно, привычка притягивает, как детей, так и взрослых. Но стоит Вам настроиться на инициативность и последовательность, как избавление от телевизора не заставит себя ждать. Вы почувствуете это уже спустя три-четыре дня. Но устойчивый результат может быть достигнут только спустя полтора месяца ваших последовательных действий.

Конечно, этот путь потребует от родителей времени, сил и фантазии. Но это вовсе не бесполезное времяпрепровождение. Когда ребёнок научится играть, придумывать, фантазировать, он сможет самостоятельно организовывать своё время, придумывать интересные занятия, создавать свой воображаемый мир. Это будет не только мощным импульсом к развитию, но и даст свободу – не только маме и папе, но и самому ребёнку. И прежде всего свободу от экрана.

Смирнова Е.О.

татьяна сапожникова
Родительское собрание «Профилактика экранной зависимости у дошкольников»

Цель : Проинформировать родителей о проблемах , связанных с повышенным интересом детей к телевизору, планшету и другим гаджетам; побудить родителей к полноценному общению со своими детьми и совместному проведению с ними свободного времени.

Задачи :

1. Активизировать родителей , подтолкнуть их к совместной работе, поиску ответов на вопросы, связанных с проблемой экранной зависимости ;

2. Сформировать представление о негативном влиянии компьютерных игр на эмоционально-волевую сферу дошкольника .

3. Помочь осознать важность поддержания эмоционального контакта, проведения совместного с детьми досуга во избежание развития у них экранной зависимости .

Оборудование и материалы : мультимедийное устройство, мяч, заранее подготовленные карточки с вопросами, ручки, буклеты.

Добрый вечер, уважаемые родители ! Сегодня мы приглашаем Вас принять участие в обсуждении актуального вопроса : «Как защитить детей от экранной зависимости » . В данном случае под экраном мы подразумеваем телевизоры, планшеты, различные игровые приставки и прочие гаджеты.

В наши дни экран очень часто подменяет собой живое общение ребенка с родными : и бабушкины сказки, и мамины колыбельные, и игры со взрослыми, и спорт, и многое-многое другое. Казалось бы, ребенок не капризничает, не требует родительского внимания к себе , сидит дома, узнает с помощью гаджетов что-то новое, приобщается к современной жизни, управляя электронными устройствами… Однако такое безобидное на первый взгляд увлечение детей «экранным » времяпровождением очень быстро может обернуться и для ребенка, и для его близких весьма плачевными последствиями.

Дело в том, что подобные занятия очень затягивают ребенка и начинают тормозить его нормальное развитие : отвлекают от того, что ему действительно необходимо постичь в этом возрасте; вызывают нездоровое стремление к неосмысленному получению большого объема разноплановой информации, постоянной смене впечатлений, что негативно сказывается на его нервной системе и поведении; споствует уходу в виртуальный мир и отрыву от реальности.

По данным Института РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед компьютером или телевизором, у каждого десятого ребенка все свободное время проходит у экрана . В результате этого у детей возникает особая потребность в экранной стимуляции , которая блокирует их собственную деятельность. С появлением экранной зависимости ребенок утрачивает способность концентрироваться на каком-либо занятии, теряет интерес к получению той информации, которую дают ему родители и педагоги , утрачивает желание овладевать теми или иными навыками, становится неусидчивым и рассеяным. Привыкнув получать постоянную внешнюю стимуляцию через экран или монитор компьютера, такой ребенок плохо читает и трудом воспринимает информацию на слух.

Особого внимания со стороны взрослых требует увлечение дошкольников компьютерными играми с сюжетом. Именно они способны сформировать у ребенка устойчивую психологическую зависимость , привести к дезадаптации и нарушениям в его психике. Увлекательные, зрелищные, яркие игры оказывают существенное воздействие на эмоциональную сферу, навязчиво вызывая у еще не сформированной личности набор одних и тех же эмоций и вытесняя ряд других, свойственных нормальному человеку; уводя человека в виртуальный мир, насыщенный исключительно острыми впечатлениями; отдаляя реальность. Пройти через игру для него становится чуть ли не смыслом жизни, а под тем, чтобы стать победителем, отнюдь не всегда подразумевается совершение чего- то важного, доброго, благородного, направленного на благо другим (спасение кого-либо, оказание кому-то помощи, сохранение чего-то, практически всегда бывает наоборот (убийство кого-то, завладение чем-либо, разрушение чего-то) .

Уважаемые родители ! Приглашаем Вас принять участие в обсуждении этой актуальной темы. Обсуждение пройдет в форме социо-игрового тренинга.

1. Упражнение «Импульс по цепи» . (время выполнения2-3минуты) .

Цель : Создание доброжелательной обстановки, сплочение группы.

Уважаемые родители , давайте поприветствуем друг друга. Передавая по кругу дружеское рукопожатие с закрытыми глазами. Всем большое спасибо!

Далее мы будем работать в командах. Для этого Вы должны разделиться на три команды : «Мышка» , «Флешка» и «Планшет» .(каждая команда рассаживается за стол с соответствующим обозначением) .

2. Упражнение «Конструктор» . (время выполнения 5-6 минут) .

Цель : Сформировать у родителей конструктивный подход к решению проблемных задач.

Каждой команде предлагается вспомнить часто возникающую в реальности, или сконструировать проблемную ситуацию, связанную с увлечением ребенка просмотром телевизора или игрой в компьютерные игры и наити выход из нее. У каждой команды может быть не одна ситуация. После обсуждения команды представляют свои ситуации другим командам; члены других команд могут комментировать и задавать уточняющие вопросы.

3. Упражнение «Вопрос-ответ» (время выполнения 6 минут) .

Цель : Сформировать у родителей представление о проблеме экранной зависимости и ее последствиях для ребенка.

Каждой команде предлагается ответить на вопрос. (вопросы напечатаны на листах формата А4, свои ответы команды могут записать под вопросом).

Вопрос команде «Флешка» : «Как Вам кажется, какие признаки могут говорить о б экранной зависимости

Вопрос команде «Планшет» : «На Ваш взгляд, сколько времени может проводить ребенок 5-ти лет у монитора?»

Вопрос команде «Мышка» : «По Вашему мнению, какие проблемы со здоровьем могут возникнуть у детей в связи с чрезмерным увлечением экраном

Команды делятся своими размышлениями с участниками других команд, возможны комментарии и уточняющие вопросы всех участников тренинга.

4. Упражнение «Ребенок-родитель-педагог » (время выполнения 5-6 минут) .

Цель : Сформировать у родителей альтернативный подход к экрану с учетом различных социальных групп.

Сейчас каждая из команда будет представлять различную социальную группу : «Ребенок» , «Родитель » , «Педагог» .

ЗАДАНИЯ :

«Педагоги» : Расскажите, как можно использовать компьютер, привлекая детей к полезной, продуктивной деятельности совместно со взрослым.

«Родители » : Расскажите, каким образом можно организовать досуг ребенка (игры, занятия, увлечения, совместные дела, чтобы времяпровождение стало альтернативой занятиям с компьютером, планшетом, телевизором.

«Дети» : Расскажите, во что бы вам хотелось поиграть, чем бы позаниматься с мамой или папой (кроме компьютера, планшета, игровых приставок) .

Каждая группа получает задание на листе формата А4, где фиксирует ответ на вопрос. Ответы должны состоять не менее чем из пяти пунктов. Затем группы представляют свои ответы участникам других групп. Возможны комментарии и уточняющие вопросы.

5. Упражнение «Плюсы минусы»

Цель : Рефлексия, обсуждение всех плюсов и минусов, связанных с использованием компьютера, ТВ, игровых приставок.

Уважаемые родители ! Приглашаю Вас встать в круг. Сейчас мы с Вами будем передавать друг другу мяч, и те, в чьих руках он будет оказываться должны поочередно закончить предложение : «Экран-это плюс , потому что…» либо «Экран это минус потому что…» .

Уважаемые родители ! В использовании компьютера, ТВ, планшета несомненно есть определенные положительные стороны. Мы рассмотрели все плюсы и минусы экрана в жизни наших детей и понимаем, что без средств медиакоммуникации современная жизнь невозможна. Наша с Вами задача заключается в том, чтобы сделать их союзниками и помощниками в воспитании и развитии детей. Делать это нужно грамотно, продуманно и дозированно. И, конечно же, мы должны уделять больше времени общению и совместной деятельности с детьми, насыщая их жизнь яркими положительными эмоциями. Нужно обязательно помочь ребенку найти себе увлечение по интересам. Возможностям и склонностям в спорте, музыке, творчестве для гармоничного развития личности ребенка. Желаем Вам обязательно достичь успехов в воспитании детей. В заключении предлагаем Вам памятки «Профилактика экранной зависимости » .

Спасибо за внимание!

Екатерина Кес, автор и ведущая курсов и тренингов по детской и семейной психологии, считает, что чаще всего такая зависимость формируется у детей из благополучных семей, где родители – успешные, образованные карьеристы. Беда в том, что у них не остается времени на общение с собственными детьми. Как следствие, не выработано умение четко и ясно устанавливать для ребенка ограничения в использовании компьютера, планшета и телевизора. Дети в таких семьях достаточно развиты, умны, но у них, как правило, много свободного времени, которое они используют неразумно.

По мнению психолога, у злоупотребления ребенком различными гаджетами есть несколько негативных последствий.

1. Дети уходят от реальности, теряется интерес ко всему, что не относится к виртуальному миру.

2. Ребенок не может справляться с трудностями, пасует перед ними. Ведь в виртуальном мире, чтобы получить что-то, достаточно нажать на кнопку клавиатуры. В итоге, в реальной жизни малыш утрачивает желание прилагать какие-то усилия для достижения цели, для развития. Ему хочется, чтобы все было быстро и сейчас.

3. В детском сознании стирается грань между добром и злом. Более того, ребенок становится агрессивным и жестоким. Льется ли кровь в игре, убил или ранил соперника персонаж, которым управляет малыш – все это не пугает, не заставляет переживать и сочувствовать. Постепенно кроха перестает отличать то, что происходит на экране от того, что может быть в реальной жизни. Поэтому ему не жалко кошку, которую они с друзьями замучили, нет сострадания к тем, кто слабее.

4. Экран, к которому «привязан» ребенок, создает конфликтные ситуации в семье. Если родители не установили ограничение на просмотр изначально, то при внезапной попытке запрета возникает скандал. Ребенок начинает торговаться, ставить условия, шантажировать родителей. Мама и папа при этом чувствуют себя беспомощными.

5. У детей постарше при экранной зависимости со временем сужается круг друзей, они становятся одинокими и замкнутыми, испытывают страх перед необходимостью возвращаться в реальную жизнь.

6. Во время ролевых игр, ребенок выбирает образ своего экранного героя, начинает отождествлять себя с ним. Происходит смещение собственного «я.

7. Страдает здоровье детей: ухудшается зрение, часто происходит искривление позвоночника, серьезно нарушается нервная система.

Минусов у экранной зависимости достаточно много, поэтому родителям нужно серьезно подумать, как помочь ребенку справиться с этой проблемой, считает психолог. С самого начала малышу следует предъявить четкие и жесткие правила пользования телевизором и гаджетами. Кроме того, у него должны быть альтернативные занятия: запишите ребенка в кружок или секцию по интересам. Тогда, во-первых, у него будет минимум времени на компьютер и телевизор. А, во-вторых, он будет увлечен живым общением со сверстниками, которым нравится такое же хобби.

Сами родители должны показывать пример. Если они просиживают вечера перед телевизором или часами общаются в социальных сетях, трудно будет убедить ребенка, что чрезмерное увлечение телепередачами и компьютерными играми – это плохо.