Экологическое воспитание, образование и культура. Значение экологического воспитания в жизни ребенка

Человек прежде всего отличается от остальных видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т. е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, - «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню».

Остановить стихийное развитие событий могут знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование, начиная со школьной скамьи и заканчивая. вузом и послевузовским образованием.

Экологические знания нужны каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу. Важнейшее из экологических условий выживания человека и всего живого - это мир на Земле. Именно к этому обязан стремиться экологически образованный человек.

Но было бы несправедливо строить всю экологию только «вокруг» человека. Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против окружающего его варварства, находя наилучшие «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества. Из сказанного следует, что в настоящее время беспредел в нарушении экологических законов можно остановить, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, что возможно, прежде всего, через изучение основ экологии


В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий, стран и т. п., но и для всего человечества.
Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но, в отличие от других организмов, эти связи приняли такие масштабы и формы, что это может привести (и уже приводит!) к практически полному вовлечению живого покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение современного общества, поставив человечество на грань экологической катастрофы.
Человек, благодаря данному ему природой разуму, стремится обеспечить себе «комфортные» условия среды, быть независимым от ее физических факторов, например, от климата,
от нехватки пищи, избавиться от вредных для него животных и растений (но совсем не «вредных» для остального живого мира!) и т. п. Поэтому человек, прежде всего, отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т.е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню».
Остановить стихийное развитие событий помогут-лишь знания о том, как ими управлять, и в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование людей, начиная со школьной скамьи и заканчивая вузом.
Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, для чего надо построить прекрасные города, развить настолько совершенные производительные силы, которые смогли бы обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу, и тем более, если идут войны, что, к сожалению, имеет место. Как справедливо отметил американский эколог Б. Коммонер в начале 70-х гг., «поиски истоков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приводят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса заключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом... и что, наконец, миру между людьми и природой должен предшествовать мир между людьми».
Таким образом, экологические знания позволяют осознать всю пагубность войны и распрей между людьми, ведь за этим кроется не просто гибель людей и даже цивилизаций: это приведет к всеобщей экологической катастрофе, к гибели всего человечества. Значит, важнейшее из экологических условий выживания человека и всего живого - это мирная жизнь на Земле. Именно к этому должен и будет стремиться экологически образованный человек.
Но было бы несправедливо строить всю экологию «вокруг» только человека. Да и собственно экология, как мы уже показали выше, возникла для решения задач изучения взаимодействия всего живого с неживой природой и организмов между собой Человек - такой же организм, и изоляция его от животных и растений дикой природы существенно сказывается на его здоровье. Домашние животные и растения не могут полностью заменить дикую природу. Изменение, а тем более уничтожение природной среды влечет за собой пагубные последствия для жизни человека. Экологические знания позволяют ему убедиться в этом и принимать правильное решение с целью охраны природы, в том числе и на бытовом уровне. Они позволяют ему понять, что человек и природа - единое целое и представления о возможности господства над природой довольно призрачны и примитивны.
Экологически образованный человек не допустит «стихийного» отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против экологического варварства, а если в нашей стране таких людей станет большинство, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам, решительно став на защиту дикой природы от алчного наступления «дикой» цивилизации, преобразуя и совершенствуя саму цивилизацию, находя наилучшие, «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества.
Отсюда следует, что в настоящее время остановить нарушение экологических законов можно, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, а это возможно сделать прежде всего через образование, через изучение основ экологии. Что особенно важно для специалистов в области наук технического направления, в первую очередь для инженеров-строителей, инженеров в области химии, нефтехимии, металлургии, машиностроения, пищевой и добывающей промышленности и т. д. Настоящий учебник и предназначен для широкого круга студентов, обучающихся в основном по техническим направлениям и специальностям вузов. По замыслу авторов, он должен дать основные представления

по главным направлениям теоретической и прикладной экологии и заложить основы экологической культуры будущего специалиста, основанной на глубоком понимании высшей ценности - гармоничного развития человека и природы.
Контрольные вопросы Что такое экология и предмет ее изучения? В чем состоят функциональные различия и задачи теоретической и прикладной экологии? Этапы исторического развития экологии как науки. Роль отечественных ученых в ее становлении и развитии. Что такое природоохранная деятельность и каковы ее основные виды? Почему каждому члену общества, в том числе и инженерно-техническим работникам необходимы, экологическая культура и экологическое образование?

Еще по теме § 3. Значение экологического образования:

  1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Карако П.С.
  2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Казаручик Г.Н.

По мнению ряда ученых, в настоящее время ежечасно вымирает один вид растений или животных. Подобное положение возможно лишь потому, что большинство людей не осознают непосредственной и прямой связи между существованием нескольких миллионов живых существ и благополучием существования человека.

Сформировать у широких слоев населения понимание такой связи, а следовательно, познать проблему сохранения генофонда биосферы - задача и ученых, и педагогов. Опасность обеднения генофонда еще не получила достаточного научного и экономического обоснования, поэтому проблема сохранения видов животных и растений является междисциплинарной. Для ее решения требуется объединение усилий специалистов различных дисциплин.

«Многообразие видов в природе, их взаимосвязи обеспечивают динамическое равновесие- устойчивость экосистем; непрерывность круговорота веществ; создание органического вещества; его потребление и разложение. Каждое из названных положений реально проявляется в форме фактов и явлений, главное из них – самоочищение».

Нельзя забывать и чисто экологические аспекты сохранения всех видов. Чем больше разнообразие видов животных и растений, свойственных той или иной экосистеме, тем выше возможность приспособления ее к изменяющимся условиям; чем больше генофонд экосистемы, то есть больше заложенная в нее биологическая информация, тем большей прочностью и надежностью она обладает.

Богатство природного окружения является естественной основой духовного и физического здоровья человека. Разнообразный и эстетически привлекательный природный ландшафт оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Так, известно стимулирующее, успокаивающее и полезно-тормозящее воздействие ландшафта на состояние человека, благотворное влияние зеленых насаждений на его здоровье: повышение работоспособности, уменьшение утомляемости зрения вследствие восприятия эстетически привлекательных пейзажей, улучшение самочувствия вследствие вдыхания воздуха оптимального ионного состава, восприятия комфортного микроклимата, ароматов и запахов.

Наибольшего внимания в сфере решения экологических проблем требует развитие ценностных ориентаций, особенно у младших школьников. Все живое связано с бытием человека и потому приобрело ценностные свойства, не только практические, утилитарные, что обозначается словом «польза», но и эстетические «красота», познавательные «истина», экономические «стоимость». Живые существа с давних пор являются объектами религиозного, эстетического и нравственного отношения. На этом фоне формируется и познавательное отношение к живому.

В этой связи экологическое образование и воспитание школьников приобретают важное значение.

«Экологическим образованием называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде.

Экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой» .

Экологическое образование имеет несколько аспектов:

  • значение экологических проблем и способов их разрешения;
  • развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
  • воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
  • формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
  • стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Развитие в интеллектуальной сфере предполагает совершенствование способности к анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем. В эмоциональной сфере - восприятие прекрасного, оценка поведения людей по отношению к природной, социокультурной среде, здоровью.

Экологическое воспитание и образование становятся стержнем современного образования и служат ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Очень важно, чтобы в этом возрасте рядом с ребенком находился умный грамотный наставник, способный развить в нем начала экологической культуры.

Основная воспитательная цель педагогов начальных классов - развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать локальные экологические проблемы. В процессе учебной деятельности учителя должны обеспечивать определенный уровень экологических знаний, получаемых учащимися, как на основных предметах, так и на факультативных курсах. Интеграция – основной принцип построения уроков.

«Технология воспитательной работы включает в себя новые подходы к организации урока в начальной школе. Она предусматривает увеличение доли практической деятельности ребенка. Используются более активные формы обучения: работа в группах или в парах, игры. Включение в процесс обучения сюжетно-ролевых и дидактических игр несет большой дидактический смысл, выполняет конкретные социальные задачи: умение общаться в коллективе, бесконфликтно решать задачи и т.д.» .

Принцип целостности в организации учебно-воспитательного процесса переносится и на самого ученика. Известно, что наибольший отклик в душе ребенка находит то, что кажется ему красивым и гармоничным. В связи с этим учителя практикуют уроки на лоне природы, проводят экскурсии в лес, на луг для накопления и систематизации представлений о предметах и явлениях, наблюдаемых в природе. Так в соприкосновении с природой формируется любовь к родному краю, получают развитие познавательные интересы детей, их нравственные чувства.

Среди других форм работы можно назвать экологические чтения, интеллектуальные творческие игры, встречи с интересными людьми разных профессий, работу в школьном экосаду, проведение наблюдений, постановку опытов, изготовление изделий из природного материала, занятия флористикой, просмотр фильмов о природе, прослушивание музыкальных произведений. Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

Использованная литература

  1. Дагбаева Н.Ж.. Системный подход к экологическому образованию младших школьников //Начальная школа.-№6.-2003,- с.24.
  2. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В. И.Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М., 1999.- с.23.
  3. Суравегина И. Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. – М., 1995.-с.28.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

3. Платежи за вредные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду

Заключение

экологический атмосфера выброс загрязняющий

Введение

Что такое экология? Экология - это наука о взаимодействиях организмов друг с другом и с окружающей средой. Я считаю, что экология - это очень серьезное и многозначащее понятие.

В наше время это понятие стало на одну ступень с понятием "жизнь". Мы сейчас живем в ХХЙ веке. Что он нам несет? Что можно от него ожидать? Вернемся в недавнее прошлое. Вспомним экологическую историю ХХ века. Какие же экологические проблемы сопровождали эти сто лет. Во-первых вспомним Первую Мировую войну. Это была очень жестокая война со всеми выходящими от сюда последствиями. Как и любая война, она сопровождалась негативными экологическими последствиями. Был нанесен огромный ущерб мировой природе. Пострадали миллионы гектаров зеленых насаждений, сильно пострадал видовой состав животных. Вторым огромным испытанием для нашей планеты стала Вторая Мировая война. Кроме того, что была уничтожена огромная часть фауны, были огромные демографические проблемы, загрязнение атмосферного воздуха. Однако о загрязнении атмосферного воздуха, литосферы, а также и гидросферы говорит и другой факт - катастрофа. Этой мировой экологической катастрофой стала авария на Чернобыльской АЭС.

Окружающий нас мир как никогда находится в экологической опасности. Основными экологическими проблемами сейчас являются:

1. Загрязнение атмосферного воздуха.

2. Изменение климата.

3. Поднятия уровня мирового океана.

4. Истощение озонового слоя.

5. Опустынивание.

6. Проблема пресной воды.

7. Гибель плодородных земель.

8. Загрязнение продуктов питания.

9. Проблема кислотных осадков

10. Загрязнение Мирового океана.

11. Сокращение видового состава.

12. Демографические проблемы.

1. Значение экологического образования

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Термин "экология" (от греч. oikos - дом, жилище и logos - наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере биол. науки развивала идеи Ч. Дарвина о многообразных взаимосвязях растений и животных со средой. В современной науке понятие "экология" не ограничивается только биологическими рамками. Выделяют социальную, техническую, медицинскую экологию и др., которые вместе с экологией природных систем составляют современную комплексную экологию, призванную обеспечить равновесно-динамичное состояние природы, а также оптимальное взаимодействие природы и общества при условии рационального использования природных ресурсов и регулирования природных процессов на основе знания объективных законов и закономерностей развития природы. Элементами окружающей человека среды и его жизни считаются социально-экономические, технико-технологические, природные, культурные, информационные условия. Состояние окружающей среды во многом обусловливает здоровье человека. Проблемы социальной экологии учёные рассматривают как проблемы отношения человека к человеку, человека к природе. Различные аспекты экологических знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой. Решению этой задачи благоприятствует процесс экологизации всех областей науки, производства, искусства, морали, права и образования. Становление и теоретическое осмысление экологии, проблем в науке, их актуальность и значимость для хозяйства определили развитие педагогического аспекта этих проблем, формирование нового направления в педагогической теории и школьной практике. Связанное с раскрытием в учебно-воспитательном процессе экологических проблем (сохранение окружающей природной среды), это направление определяется целым рядом терминов ("природоохранительное просвещение", "природоохранительное образование", "экологическое образование", "экологическое воспитание").

Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

Необходимостью повышения экологической культуры человека;

Необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;

Необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;

Необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;

низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;

недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Цель и задачи воспитания экологической культуры

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Этому способствует определенное содержание, основанное на интеграции областей знания: социальной экологии (человек рассматривается единственным сознательным компонентом всех экосистем) ; экологии человека (науки о системных связях человека с окружающей средой) (Деряпин, 1996).

С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.

В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный.

Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников (Коменский, Локк 1989).

2. Круговороты веществ и их нарушение человеком

КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ

В природе, относительно повторяющиеся взаимосвязанные физические, химические и биологические процессы превращения и перемещения вещества в природе. До создания В. И. Вернадским биогеохимии и учения о биосфере в науке бытовало представление о замкнутых круговоротах вещества и энергии, обеспечивающих "равновесие в природе". В дальнейшем была доказана разомкнутость круговоротов отдельных химических элементов и соединений и отсутствие "круговоротов энергии" (правильнее говорить о направленных потоках энергии, её трансформации, концентрировании и рассеивании в биосфере).

Круговорот веществ и превращение энергии, многократно ("бесконечно") повторяющийся процесс совместного, взаимосвязанного превращения и перемещения веществ в природе, носящий более или менее циклический (круговой) характер. Вещества, участвующие в круговороте, циркулируют между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми организмами, являющимися основным звеном круговорота.

Круговорот веществ происходит в биогеоценозе со времени зарождения на Земле жизни и является непременным условием её существования. Он осуществляется на всех уровнях - от молекулярного до биосферного. Складывается из отдельных процессов круговорота неорганических (вода, углерод, азот, сера, фосфор и др.) и органических (углеводы, белки и др.) веществ. В процессе круговорота происходит потеря веществ и их видоизменение.

БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ И ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Биогеохимический круговорот веществ, обмен веществом и энергией между различными компонентами биосферы, обусловленный жизнедеятельностью организмов и носящий циклический характер. Термин "Б. п." введён в 10-х гг. 20 в. В. И. Вернадским, разработавшим теоретические основы биогеохимической цикличности в учении о биосфере и трудах по биогеохимии. Все биогеохимические циклы в природе взаимосвязаны, составляют динамичную основу существования жизни, а некоторые из них (циклы С, О, Н, N, S, Р, Са, К. Si и др. т. н. биогенных элементов) являются ключевыми для понимания эволюции и современного состояния биосферы. Движущими силами Биогеохимического цикла служат потоки энергии Солнца (более широко -- космоса) и деятельность живого вещества (совокупности всех живых организмов), приводящие к перемещению огромных масс химических элементов, концентрированию и перераспределению аккумулированной в процессе фотосинтеза энергии. Благодаря фотосинтезу и непрерывно дейстнующим циклическим круговоротам биогенных элементов создаётся устойчивая организованность биосферы Земли, осуществляется её нормальное функционирование. Нормальные (ненарушенные) Биогеохимические циклы в биосфере не являются замкнутыми, хотя степень обратимости годичных циклов важнейших биогенных элементов достигает 95--98%. Неполная обратимость (незамкнутость) -- одно из важнейших свойств Б. ц., имеющее планетарное значение. За всю историю развития биосферы (3,5--3.8 млрд. лет) доля вещества, выходящая из биосферного цикла (длительностью от десятков и сотен до неск. тыс. лет) в геол. цикл (длительностью в млн. лет), обусловила биогенное накопление кислорода и азота в атмосфере, различных химических элементов и соединений в земной коре. Особенно показателен Биогеохимический цикл углерода. Ежегодно биосферного Б. ц. наземных экосистем выходит ("сбрасывается") в геол. цикл ок. 130 т углерода, что составляет всего 10 -- 18% от запасов углерода, находящихся в обращении в совр. биосфере. В течение фанерозоя (ок. 600 млн. лет) за счёт неполной обратимости цикла углерода в ископаемых осадках накопились огромные запасы углеродистых отложений (известняков, битумов, углей, нефтей и др.), оцениваемые в 1016 --1017 т. Сложившаяся в ходе развития биосферы направленность планетарных и региональных Б. ц. привела к созданию устойчивого биогеохимич. (т. н. нормального) фона, характерного для той или иной местности. Этот фон различается для определённых регионов биосферы, в пределах которых по недостатку или избытку определённых химических элементов выделяются естественные геохимические аномалии -- биогеохимической провинции. С вариациями исторически сложившегося общего геохимического фона территории и естественными биогеохимическими аномалиями, отражающими реально существующую неоднородность химического состава биосферы, связаны многие эндемичные болезни животных и человека. Глобальный характер хозяйственной деятельности человека приводит к качественным изменениям в естественной биогеохимической цикличности природных процессов биосферы. По ряду параметров масштабы антропогенных воздействий сопоставимы с кол-вом веществ, вовлечённых в нормальные Б. ц. Техногенные продукты, поступающие в биосферу, перегружают нормальное её функционирование и выпадают частично или полностью из системы устойчивых Б. ц. Возникает новый тип техногенных геохимич. аномалий, наз. "неоаномалиями" или "антропоаномалиями". Они формируются на нормальном биогеохимич. фоне в чрезвычайно короткие сроки и охватывают не только живое вещество, но и биокосные тела биосферы (атмосферу, почвы, природные воды), проникают в глубокие горизонты земной коры. Происходит нарушение отлаженных во времени природных Б. ц. биосферы. Для ряда элементов и соединений Б. ц. становятся природно-антропогенными (циклы тяжёлых металлов, азота, серы, фосфора, калия и др.). Некоторые создаваемые человеком материалы (пластмассы, детергенты и др. продукты хим. синтеза -- г. н. ксенобиотики) не включаются в природные и природно-антропогенные циклы и не перерабатываются в биосфере. Меры борьбы с нарушением Б. ц. связаны с природоохранной деятельностью, созданием малоотходных технологий, широкой реутилизацией продуктов пром. и с.-х. произ-ва, с поисками путей оптимизации осн. характеристик Б. ц. и возможностью разумного управления ими.

3. Платежи за вредные выбросы и сбросы загрезняющих веществ окружающую природную среду

Плата за загрязнение окружающей природной среды - это форма частичного возмещения экономического ущерба, возникающего при осуществлении природопользователем хозяйственной, управленческой и иной деятельности в пределах установленных нормативов негативного воздействия на качество окружающей природной среды, а также при их несоблюдении, если оно не привело к значительным экологическим последствиям, требующим специального расследования, оценки, немедленной ликвидации и добровольного либо по решению суда возмещения вреда окружающей среде в полном объеме.

Порядок платы за загрязнение окружающий природной среды определен в постановлении правительства от 28. 08. 92, № 632 "ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЫ И ЕЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ, ДРУГИЕ ВИДЫ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ". Постановление предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

Выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

Сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

Размещение отходов;

Другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия).

Устанавливается два вида базовых нормативов платы:а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов

(временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально - культурных объектов.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Средства, полученные за пользование и загрязнение водных объектов распределяется следующим образом:

Федеральный бюджет 10%

Бюджет субъекта РФ 30%

Местный бюджет 60%

Кроме платы в пределах установленных лимитов, штрафных санкций на руководителей предприятий и должностных лиц, ст. 84 Закона "Об охране окружающей природной среды" предусматривает наложение штрафа в административном порядке на предприятие в суммах от 50 до 500 руб.

Заключение

"Вплоть до XX века Земля не знала экологических катастроф. С каждым годом усиливается воздействие человека на окружающего его природную среду, расширяется использование естественных ресурсов, включается в орбиту хозяйственных усилий людей новые виды энергии. Эти явления повлекли за собой глубокие, в большинстве своем крайне нежелательные изменения в природных условиях - загрязнение атмосферы, водоемов и наземных пространств производственными, транспортными и бытовыми отходами, а также ядохимикатами, нарушение ландшафтов в следствие добычи полезных ископаемых, разрушение и снижение продуктивности на значительных территориях в результате эрозии и других процессов почвенного покрова Земли, сокращение по мере развития промышленности и сельского хозяйства площадей занятых лесом, пойменными, суходольными и горными лугами, уменьшение численности диких животных. Влияние человека начало все более отражаться на состоянии и функционировании экологических систем в целом.

Несмотря на то, что экобаланс на планете уже нарушен, экологическая обстановка ухудшается в арифметической прогрессии."

В Российской Федерации, созданы хорошие предпосылки для охраны и поддержания здоровой экологической обстановки. Однако на практике нормы об Экологии далеко не всегда выполняются и потребуется еще не мало времени и усилий, как государства, так и человека на их реализацию.

Список используемой литературы

1. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. - 352с.

2. Конституция Российской Федерации

3. Воронов Н.А. Основы общей экологии/ Н.А. Воронов.-М.:Агор, 1999.-96с.

4. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающй среды в России/В.Ф. Протасов.-М.:Финансы и статистика, 2001.-672с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Защита климата и озонового слоя атмосферы как одна из наиболее острых глобальных экологических проблем современности. Суть и причины возникновения парникового эффекта. Состояние озонового слоя над Россией, уменьшение содержания озона ("озоновая дыра").

    реферат , добавлен 31.10.2013

    Всемирные изменения окружающей среды под воздействием человека. Проблемы загрязнения атмосферы, почвы и вод Мирового океана, истощения озонового слоя, кислотных дождей, парникового эффекта. Основные условия сохранения равновесия и гармонии с природой.

    презентация , добавлен 22.10.2015

    Воздействие человека на окружающую среду. Основы экологических проблем. Парниковый эффект (глобальное потепление климата): история, признаки, возможные экологические последствия и пути решения проблемы. Кислотные осадки. Разрушение озонового слоя.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2009

    Основные проблемы загрязнения атмосферы: парниковый эффект, обеднение озонового слоя Земли, выпадение кислотных дождей. Загрязнение мирового океана. Основные загрязнители почвы. Засорение космического пространства. Пути решения экологических проблем.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2010

    Принцип ценностного равноправия всего живого как основа экологической этики. Описания производственных и транспортных катастроф, которые ведут к массовой гибели живых организмов. Обзор проблем озонового слоя, загрязнения мирового океана, атмосферы, почвы.

    презентация , добавлен 06.04.2013

    Основные причины возникновения экологических проблем в мире. Воздействие общества на окружающую среду. Разрушение озонового слоя. Кислотные осадки и обезлесение. Деградация земель и их опустынивание. Загрязнение мирового океана и дефицит пресной воды.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2014

    Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы. Расчет масс загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах предприятия. Характеристика газоочистного оборудования. Нормирование сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2016

    Последствия загрязнения приземной атмосферы. Отрицательное влияние загрязненной атмосферы на почвенно-растительный покров. Состав и расчет выбросов загрязняющих веществ. Трансграничное загрязнение, озоновый слой Земли. Кислотность атмосферных осадков.

    реферат , добавлен 12.01.2013

    Количество загрязняющих веществ в океане. Опасности нефтяного загрязнения для обитателей моря. Цикл воды в биосфере. Значение воды для жизнедеятельности человека и всего живого на планете. Основные пути загрязнения гидросферы. Охрана Мирового океана.

    презентация , добавлен 09.11.2011

    Негативные изменения атмосферы Земли. Воздушная экологическая проблема истощения озонового слоя. Антропогенное загрязнение. Расчет выбросов угольной пыли, загрязняющих веществ топлива в котлоагрегатах, диоксида серы, оксида углерода, твердых частиц.

От воспитания людей во многом зависит, как будет понят закон, дойдет ли он до сознания, вызовет ли внутреннюю потребность актив­ного содействия. Основы экологического воспитания человека закладываются с раннего возраста, если ребенку в семье рассказывают об окружающем мире с позиции любви и бережного отношения.

Основная задача экологического воспитания – необходимость закрепить в обществе осознание того, что природные богатства не беспредельны. Современное общество не вправе жить за счет будущих поколений. Оно обязано сохранить и оставить природу потомкам не только не оскудевшей, но и обогащенной. Такая “экологизация” общественного сознания средствами воспитания и образова­ния создает благоприятные предпосылки для успешной реализации программы устойчивого развития человечества.

Экологическое воспитание – совокупность культурных, социальных и воспитательных мер, воздействующих на чувства, сознание и взгляды людей и направлен­ных на повышение уровня экологических знаний и куль­туры у школьников, студентов, руководящих работников и населения с целью преодоления у них потребительского отношения к природе, раз­вития к ней чувства бережного отношения и осознания обществом опасности приближающейся глобальной экологической катастрофы.

29. Понятие «Устойчивое развитие». Условия практической реализации концепции устойчивого развития.

Устойчивое развитие – форма развития общества, которая удов­летворяет потребности ныне живущих и не ограничивает будущие поколения в обеспечении своего существования, что предпола­гает наряду с рациональным природопользованием уменьшение лич­ных и социальных нужд до жизненно необходимого уровня.

Если говорить о России как части мирового сообщества, то для нее в контексте стратегии устойчивого развития наиболее актуальными являются следующие направления деятельности:

– разработка общих принципов природоохранного законодатель­ства, экологической этики;

– согласование общих подходов к оценке хозяйственных воздей­ствий на природную среду и к экологическому нормированию хозяйственной деятельности;

– сохранение общей системы экологического мониторинга;

– экологическое прогнозирование для всех субъектов Федерации;

– резервирование территорий для развития заповедной сети;

– разработка интегрированной системы мер для сохранения и рационального использования биоразнообразия;

– экологический контроль внешнеэкономической деятельности, включая экологическую экспертизу импортируемых товаров и ли­цензирование экспорта биологических ресурсов;

– выполнение обязательств по международным договорам в об­ласти охраны окружающей среды.

Хотелось бы отметить, что в настоящее время понятие устойчиво­го развития включает взаимосвязь экономических, социальных и эко­логических компонентов развития, а также потребность в сотрудничестве на разных уровнях. Экологическая политика государств, в том числе и России, преимущественно строится на принципах устой­чивого развития. В ООН создана Комиссия по устойчивому развитию