Экологические проекты для детей 1 младшей группы. Презентация "экологический проект в первой младшей группе"

МАДОУ «Детский сад №10»

Проект по экологическому воспитанию

в 1 младшей группе

«Капельки»

Разработала:

воспитатель

Алабужева Г.М

Губаха 2017г

Проект по экологии " Капельки" в 1 младшей группе

Водичка, водичка

Умой мое личико

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб кусался зубок

Улыбался роток.

Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Очень радует, что среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Но такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить порядок. Но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок должен только в присутствии взрослых. Во время игр обязательно нужно все комментировать словами, что делает и видит ребенок. Обращайте внимание детей на то, как «ведут себя» в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями и без них. Помните, что для детей вода – это полезное лекарство.

Дидактическая цель проекта: Формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста через игры с водой путем создания благоприятной обстановки.

Методические задачи проекта:

1) Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.

2) Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.

3) Проанализировать нынешнее состояние проблемы влияния игр с водой на эмоциональное состояние детей младшего дошкольного возраста

Участники проекта: - дети 1 младшей групп «Муравьишки»

МАДОУ «Детский сад №10 »

- родители

- воспитатель 1 младшей группы «Муравьишки» Алабужева Г.М.

Продолжительность проекта: 2 недели (январь)

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.

Ресурсное обеспечение: Вода, снег, цветы.

Материал: Развивающая среда, игры, необходимая посуда (стаканчики, мисочки…), пластилин, дощечки.

Формы проведения: Наблюдения, эксперименты, занятия, беседы с детьми и родителями.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.

Подобрать дидактический материал для проведения экспериментальной работы.

2 этап - Основной

Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов ОУ воспитательного процесса по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.

3 этап - Заключительный

Проанализировать и оценить результаты работы по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.

Презентация проекта

Опыт «Вода из снега».

Чтение и заучивание потешки «Водичка- водичка умой мое личико».

январь

Формировать представления детей о таком природном явлении, как снег и его свойствах. Способствовать развитию любознательности, наблюдательности и мышления, приучать к исследовательской деятельности.

Помочь детям понять содержание потешки.

Наблюдение за снегопадом.

Аппликация

«Снегопад»

январь

Познакомить детей с основным сезонным явлением зимнего времени года – снегопадом. Формировать знания детей о зиме и ее природных явлениях.

Чтение произведения Л. Воронкова «Снег идет».

январь

Формировать умение запоминать короткий стихотворный текст.

Лепка «Снеговичок»

январь

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Ожидаемые результаты: От нашего проекта, мы ожидаем того, что дети больше узнают о воде, ее свойствах, значении и назначении. И это будет более интересно узнавать, потому что все происходит во время игры с водой. Ребенок будет воспринимать информацию с удовольствием.

Перечень используемой литературы:

    Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 48 с.

    О.П. Власенко, Т.В. Ковригина, В.Н. Мезенцева, О.В. Павлова

Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко и др. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2012. – 262 с.

    О.В. Павлова. Художественное творчество: Комплексные занятия. Первая младшая группа / О.В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2013. 142 с.

    Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. Младшая группа. Разработки занятий. / Сост. Штейнле Н.Ф. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.

Приложение 1

Лепка « Снеговичок»

Цель: Формировать умение создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Развивать мелкую моторику пальцев рук ребенка. Воспитывать аккуратность, самостоятельность

Оборудование : образец выполненной работы, пластилин белого цвета, дощечка, салфетка.

Наблюдение за свойствами снега

Цель: формировать представление о состояние воды, продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий, тает)

Ход наблюдения:

Чтение стихотворения:

На заборах и крылечках

Все блестит и все бело.

Нет свободного местечка

Всюду снега намело.

Снег белый, легкий, пушистый, холодный. Сверкает на солнце. Снег лежит на деревьях, на земле и т.д. Намело много снега, образовались сугробы. Предложить детям сжать снег руками – он растает, превратиться в воду.

Беседа о свойствах воды

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды.

Ход беседы.

Воду можно переливать из одного ведра в другое. Чистая вода- прозрачная. Грязная- непрозрачная. Вода нагревается на солнце и становится тёплой. Водой поливают растения на огороде, комнатные цветы. Воду пьют птицы из лужи. Когда на улице жарко, люди и животные хотят пить. Все пьют воду. Пить можно только чистую воду. Вода на морозе замерзает и получается лёд. Если лёд занести в комнату, он растает и снова получится вода. Вода окрашивается.

Аппликация «Снегопад».

Задачи: Вызвать у детей радостное настроение от зимы и снегопада, предложить сделать зимнюю аппликацию себе на память.

Учить детей создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционной техники аппликации – с помощью ваты, развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать интерес к неживой природе.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Родничок » с. Хохлома Экологический проект Тема: « Лаборатория неживой природы» (2 младшая группа) Подготовила: воспитатель высшей категории Колесникова Наталья А ндреевна

Проблема Как познакомиться с неживой природой? Цель проекта Формировать представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.

Задачи проекта 1.Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности; 2. Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности; 3. Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность; 4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы; 5. Активизировать речь и обогащать словарь детей; 6. Развивать эмоциональную отзывчивость; 7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Интеграция образовательных областей

Виды детской деятельности

Тип проекта Познавательный Вид проекта Исследовательский Срок реализации проекта Октябрь - декабрь Методы исследова-ния Диагностирование, опытно–экспериментальная деятельность детей. Предпола - гаемые продукты (выход) 1. Оформление проектной папки. 2. Презентация проекта. Предпола - гаемые результаты Дети научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. Материалы Игровой материал и оборудование для опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом.

Этапы работы над проектом 1 этап: Подготовительный 1.Диагностирование детей. 2. Определение цели и задач проекта. 3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду. 4. Разработка комплексно - тематического плана работы 5. Создание условий для организации работы в « Лаборатории неживой природы » 2 этап: Основной 1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы. 2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы. 3 этап: Заключительный 1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. 2.Оформление фотостенда «Лаборатория неживой природы».

Перспективное планирование совместной детско – взрослой деятельности № п / п Исследуемый объект или явление Название мероприятия (опыта, эксперимента) Цель опыта Материал, оборудование 1 2 3 4 5 1 Вода 1.Узнаем, какая вода Формировать представления о свойствах воды: имеет вес, прозрачная, льётся. - Две одинаковые банки, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой; - набор мелких предметов. 2.Вода - волшебница Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при зтом вода меняет цвет, запах, вкус) -Три одинаковые бутылочки с водой; -гуашевая краска; -пакетик растворимого кофе; -10 кусочков сахара рафинада; - одинаковые стаканчики по количеству детей

2 Воздух 3. Что в пакете? Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. - Полиэтиленовые пакеты 4. Игра с соломинкой Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его - Трубочки для коктейля; - стаканчики с водой. 5. Игры с воздушными шарами. Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его - Два воздушных шарика (один слабо надутый – мягкий, другой сильно надутый – упругий) 6.Выдувание мыльных пузырей Научить выдувать мыльные пузыри; познакомить с тем, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь - Тарелка (поднос); -стеклянная воронка; - соломинки и раствор для мыльных пузырей. 7. Ветер по морю гуляет Обнаружить воздух - Тазик с водой; - бумажные кораблики.

3 Вес 8. Лёгкий - тяжёлый Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов. - Пёрышко и камень; - пластиковые бутылки с водой, песком. 9.Плавает- тонет Показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые - тонут - Кусочек пенопласта; -гвоздь; - деревянный брусок; -ножницы 4 Температура (теплота) 10. Тепло - холодно Научить определять на ощупь температуру воды, предметов - Пластиковые бутылки с холодной и тёплой водой 11. Чудесный мешочек Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твёрдых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее) - Мелкие предметы из дерева, металла, пластмассы(кубики, шарики и др.) 5 Песок 12.Песочные струйки Знакомить со свойствами сухого песка - сыплется - Пластиковые бутылочки, сухой песок. воронки. 13. чудесные фигурки Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок лепится - Песок, вода;- совочки, ведёрки,формочки. 6 Глина 14. Узнаем, какая глина Знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся -Куски глины; - ведёрко;- вода. 15. Глиняные шарики Учить определять качества глины: мягкая, пластичная -Глиняные предметы, сделанные воспитателем; - глина;- миска с водой; - подставки;- салфеточки. 7 Свет 16.Что в коробке? Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик) -Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; -фонарик.

№/ п Содержание работы Цели Месяц 1. Анкетирование родителей. -Выявить уровень экологических знаний родителей. сентябрь 2. Консультация «Как знакомить младших дошкольников с неживой природой?» - Раскрыть возрастные особенности восприятия детьми объектов неживой природы. октябрь 3. Рекомендации «Как провести опыты с водой, песком, воздухом». -Познакомить с примерными опытами с водой. Песком и воздухом. ноябрь 4. Оформление фотостенда «Лаборатория неживой природы». -Познакомить родителей с результатами работы «Лаборатория неживой природы». декабрь План работы с родителями.

Результаты работы. Диагностика по проекту Сентябрь средний уровень – 70%, низкий уровень – 30% Декабрь средний уровень – 30%, высокий уровень – 70%. Вывод: Наблюдается позитивная динамика результатов у детей при сравнении в начале данного проекта и в конце проекта.

Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей. Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры. Заключение.

Литература. 1.Дыбина О.В. « Ребёнок в мире поиска » - Москва: ТЦ Сфера, 2004; 2.Евдокимова Е. С. « Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада » - Волгоград: Перемена, 2001; 3. Иванова А.А. « Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду » - Москва: ТЦ Сфера, 2004; 4. Маневцева Л.М. « Мир природы и ребёнок » - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003; 5. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. « Экологические проекты в детском саду » - Волгоград: учитель 2011; 6.Николаева С.Н. « Экологическое воспитание младших дошкольников » - Москва: Мозаика – Синтез, 2006; 7.Потапова Т.В. « Детский сад – эталон экологической культуры » - Москва: ЦС ВООП, 2000; 8. Прохорова Л.Н. « Организация экспериментальной деятельности дошкольников » - Москва: Аркти,2005.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Родничок» с. Хохлома

Экологический проект

Тема : « Лаборатория

неживой природы»

(2 младшая группа)

Подготовила:

воспитатель высшей категории

2013 год

1.Введение. Актуальность………………………………………………………………….3

2.Паспорт проекта………………………………………………………………………………5

3.Перспективное планирование совместной детско – взрослой деятельности……………………………………………………………………………………..8

5.План работы с родителями…………………………………………………………….29

6. Результаты работы………………………………………………………………………...30

7. Заключение……………………………………………………………………………………..32

8. Литература……………………………………………………………………………………..33

9.Приложение……………………………………………………………………………………..34

Введение.

«Самое лучшее открытие то,

Которое ребёнок делает сам».

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.

В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста очень актуально, так как охрана природы и окружающей среды в эпоху научно- технического прогресса стоит особенно остро.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.

К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Знания – не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое

условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической

готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Мне близка позиция Т.В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Проанализировав уровень знаний детей, был разработан проект «Лаборатория неживой природы» для детей 2 младшей группы.

Целью экологического проекта является формирование представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.

Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нём учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей.

В своей работе руководствуюсь программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой (М.: Мозаика – Синтез,2012), парциальной Программой «Юный эколог» С.Н.Николаевой – М. 1995г..

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

НАЗВАНИЕ

Руководитель проекта

Воспитатель МДОУ д/с «Родничок»

Колесникова Наталья Андреевна

Интеграция образователь -ных областей

Познание, основы безопасности жизни, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество (лепка)

Возраст воспитанников

Дети 2 младшей группы 3 – 4 года

Состав группы

Воспитанники 2младшейгруппы, воспитатель 2младшей группы – Колесникова Наталья Андреевна, родители воспитанников

Тип проекта

Познавательный

Вид проекта

Исследовательский

Срок реализации проекта

Октябрь - декабрь

Проблема

Как познакомиться с неживой природой?

Цель проекта

Формировать представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.

Задачи проекта

1.Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

2. Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности;

3. Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;

4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы;

5. Активизировать речь и обогащать словарь детей;

6. Развивать эмоциональную отзывчивость;

7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Методы исследования

Диагностирование, опытно–экспериментальная деятельность детей.

Предполагае -мые продукты (выход)

1. Оформление проектной папки.

2. Презентация проекта.

Этапы работы над проектом

1 этап: Подготовительный

1.Диагностирование детей.

2. Определение цели и задач проекта.

3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

4. Разработка комплексно - тематического плана работы

5. Создание условий для организации работы в «Лаборатории неживой природы»

2 этап: Основной

1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы.

3 этап: Заключительный

1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

2.Оформление фотостенда «Лаборатория неживой природы».

Предполагае -мые результаты

Дети научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

Материалы

Игровой материал и оборудование для опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом.

Перспективное планирование совместной детско – взрослой деятельности

по проекту «Лаборатория неживой природы»

(вторая младшая группа)

п/п

Исследуемый

объект

Или явление

Название

мероприятия

(опыта, эксперимента)

Цель опыта

Материал,

Оборудование

Вода

1.Узнаем, какая вода

Формировать представления

О свойствах воды: имеет вес, прозрачная, льётся.

Две одинаковые банки, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой;

Набор мелких предметов.

2.Вода - волшебница

Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при зтом вода меняет цвет, запах, вкус)

Три одинаковые бутылочки с водой;

Гуашевая краска;

Пакетик растворимого кофе;

10 кусочков сахара рафинада;

Одинаковые стаканчики по количеству детей

Воздух

3. Что в пакете?

Полиэтиленовые пакеты

4. Игра с соломинкой

Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его

Трубочки для коктейля;

Стаканчики с водой.

5. Игры с воздушными шарами.

Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его

Два воздушных шарика (один слабо надутый – мягкий, другой сильно надутый – упругий)

6.Выдувание мыльных пузырей

Научить выдувать мыльные пузыри; познакомить с тем, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь

Тарелка (поднос);

Стеклянная воронка;

Соломинки и раствор для мыльных пузырей.

7. Ветер по морю гуляет

Обнаружить воздух

Тазик с водой;

Бумажные кораблики.

Вес

8. Лёгкий - тяжёлый

Пёрышко и камень;

Пластиковые бутылки с водой, песком.

9.Плавает- тонет

Показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые - тонут

Кусочек пенопласта;

Гвоздь;

Деревянный брусок;

Ножницы

Температура (теплота)

10. Тепло - холодно

Научить определять на ощупь температуру воды, предметов

Пластиковые бутылки с холодной и тёплой водой

11. Чудесный мешочек

Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твёрдых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее)

Мелкие предметы из дерева, металла, пластмассы(кубики, шарики и др.)

Песок

12.Песочные струйки

Знакомить со свойствами сухого песка - сыплется

Пластиковые бутылочки, сухой песок. воронки.

13. чудесные фигурки

Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок лепится

Песок, вода;

Совочки, ведёрки, формочки.

Глина

14. Узнаем, какая глина

Знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся

Куски глины;

Ведёрко;

Вода.

15. Глиняные шарики

Учить определять качества глины: мягкая, пластичная

Глиняные предметы, сделанные воспитателем;

Глина;

Миска с водой;

Подставки;

Салфеточки.

Свет

16.Что в коробке?

Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик)

Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь;

Фонарик.

НОД по проекту

«Лаборатория неживой природы»

1.Узнаем, какая вода.

ИОО:

Виды детской деятельности

Цель:

Формировать представления о свойствах воды: имеет вес, прозрачная, льётся.

Материалы : Две одинаковые банки, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой; набор мелких предметов.

К детям приходит Хрюша.

Хрюша. Ребята, я вам принёс две загадочные банки (дети вместе с Хрюшей рассматривают закрытые крышками банки, одна - пустая, другая – с водой ). Интересно, что в них?

Предлагает детям рассмотреть.

При обследовании выясняется, что одна банка лёгкая, а другая – тяжёлая.

Хрюша. Давайте откроем первую банку. Что в ней? (Нет ничего, кроме воздуха) Правильно, она пустая, поэтому и лёгкая.

Воспитатель. (спрашивает, слегка встряхивая банку с водой ). А что же во второй банке?

Хрюша. В ней что-то булькает, плещется. Вы догадались, что это?

Дети. Вода.

Хрюша. Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и опустить его в банку с водой.

Дети выбирают любой предмет и опускают его в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.

Воспитатель помогает детям в эксперименте, с каждым ребёнком закрепляет понятие «прозрачная».

Хрюша. А если мы наклоним банку с водой, что произойдёт?

Дети. Вода выльется.

Хрюша. Правильно, она выльется, потому что вода жидкая.

Воспитатель (обращаясь к Хрюше, предлагает ). Хрюша, если вода жидкая, налей её ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льётся.

Рефлексия.

Хрюша: Ребятки, водичка у вас в стаканчиках какая?

Дети: Чистая и прозрачная.

Хрюша: А можно её пить?

Дети: Можно (пьют воду)

2.Вода – волшебница.

ИОО: «Познание», «Коммуникация» ,«Основы безопасности жизни».

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель:

Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус)

Материалы: Три одинаковые бутылочки с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе; 10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.

Приходит Хрюша.

Хрюша. Ребята, мне так понравилось у вас, что я решил сегодня снова заглянуть к вам. Что у вас сегодня интересного? Так (показывая детям ), три одинаковых бутылки. С чем они?

Дети. С водой.

Хрюша. Конечно, это вода. Какая вода?

Дети. Чистая и прозрачная.

Хрюша. Вот она – чистая и прозрачная вода! (Оставляет на столике одну бутылку) А хотите, научу делать фокус? Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льётся вода, потому что она жидкая. Какая в нём вода? Прозрачная. А сейчас я добавлю в воду красную краску. Раз, два, три! Водичка стала красного цвета. Давайте, проверим, прозрачная она или нет (опускает ложечку в стакан ). Ложечки не видно, значит, вода непрозрачная.

Воспитатель. Вот какая вода – волшебница, взяла и растворила густую краску. Можно ли пить цветную воду?

Дети: Нельзя, можно заболеть.

Дети повторяют фокус.

Хрюша. А зачем нам нужна третья бутылка?

Воспитатель. Я хочу показать вам ещё один фокус, как вода может менять свой вкус и цвет. Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью воду в стаканчик (наливает) . Какая вода в стаканчиках? (Прозрачная). Попробуйте по одному глоточку. Какая вода на вкус? (У воды нет вкуса) Понюхайте, чем пахнет вода? Ничем?

Я воду в стакан из- под крана налил.

На свет посмотрел - она очень прозрачна

Понюхал ее и немного отпил.

Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.

А сейчас я вам каждому в стаканчик положу немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? (Вода пахнет кофе) А какого цвета стала вода? (вода стала коричневой). Вода поменяла цвет, растворила кофе.

А теперь попробуйте, какая вода стала на вкус? (Горькая) Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой? (Положить сахар).

Возьмём сахар.(Воспитатель предлагает каждому ребёнку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой.) Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится всё меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте. Какого вкуса стала вода? Сладкого.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребятки, что нового вы узнали о воде?

Дети: В воде растворяется краска, сахар, кофе.

Воспитатель: Значит, вода может поменять и запах, и цвет, и вкус. Волшебница да и только!

3. Что в пакете?

ИОО:

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.

Материалы : полиэтиленовые пакеты.

Хрюша приносит в группу полиэтиленовые пакеты.

Хрюша. Ребята, что в этих пакетах?

Дети вместе с воспитателем рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакет воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим.

Воспитатель. А что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий.

Хрюша. Что же там? Откройте, мы посмотрим.

Воспитатель открывает пакет, в нём нет ничего, обращает внимание детей, что теперь пакет перестал быть упругим.

Хрюша. Так что же было в пакете?

Воспитатель. В пакете был воздух, он прозрачный (невидимый, лёгкий). Поэтому нам казалось, что пакет пустой.

Рефлексия . Дети сами набирают воздух в пакеты.

4. Игра с соломинкой.

ИОО: «Познание», «Коммуникация,«Основы безопасности жизни», «Социализация».

Виды детской деятельности

Цель: Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Материалы : трубочки для коктейля; стаканчики с водой.

Хрюша. Ребята, я так скучал без вас, я принёс вам подарки.

Раздаёт всем детям трубочки для коктейля.

Хрюша . Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? (Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули).

Воспитатель . Воздух нам нужен для дыхания. Он попадает внутрь человека через нос или рот, и при выдохе его можно не только почувствовать (как вы почувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.

Хрюша. А я не верю!

Воспитатель. Мы с ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть (наливает детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда исчезают?

Дети: Из трубочки.

Хрюша . Пузырьки вышли из трубочки, а так как воздух лёгкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребятки, а какой воздух нужен нам для дыхания?

Дети: Чистый и прозрачный.

5. Игры с воздушными шариками.

ИОО: «Познание», «Коммуникация» ,«Социализация».

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Материалы: два воздушных шарика (один слабо надутый – мягкий, другой сильно надутый – упругий).

Приходит Хрюша и приносит два шарика: один надут полностью, а другой – наполовину.

Хрюша . Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие шарики я вам принёс! Хотите поиграть?

Дети играют с тем и другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнее и почему (с тем, который надут больше, так как легко отбивается, «летает», плавно опускается вниз и пр.)

Дети обсуждают вместе с воспитателем причину различия в свойствах шариков: один упругий, потому что сильно надут, другой – мягкий.

Хрюша. Мне так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, оба были упругими, только что для этого сделать – я не знаю.

Воспитатель. Ребята, поможем Хрюше? Что мы можем сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть?

Дети. Побольше надуть.

Воспитатель . Что находится внутри шарика?

Дети. Воздух.

Воспитатель . Как он попал в шарик?

Дети. Его туда выдыхают.

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух.

Воспитатель. Посмотри, Хрюша, как ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух.

На выдыхе предлагает подставить ладошку под струю воздуха . Откуда берётся воздух внутри человека?

Дети. Его вдыхают.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Воспитатель организует игры со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.

Рефлексия. Дети играют с воздушными шариками.

6. Выдувание мыльных пузырей.

ИОО:

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель : Научить выдувать мыльные пузыри; познакомить с тем, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материалы: тарелка (поднос); стеклянная воронка; соломинки и раствор для мыльных пузырей.

Воспитатель (обращает внимание детей на поднос ) Какой большой поднос! На него можно много яблок положить, помидоров, можно поставить бокалы с соком. А что бы вы положили на него?

Ответы детей.

Воспитатель . Я сегодня налью на этот поднос воду, только не простую, а мыльную. А на середину прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу. Теперь накрою её прозрачной воронкой. Пуговка спряталась под воронкой как под прозрачным колпаком. А я сейчас сделаю для нашей пуговки ещё один колпачок: возьму соломинку, опущу в воронку и подую в соломинку вот так.

Над воронкой надувается мыльный пузырь (над пуговицей)

Воспитатель. Вот получился ещё один колпачок – мыльный пузырь, внутри него находится воздух. А как он туда попал? (Ответы детей) Правильно, я его выдохнула его из себя. Хотите сами попробовать надуть мыльные пузыри?

Подарили мне игрушку

Не машинку, не хлопушку.

Просто тюбик. А внутри

Притаились пузыри.

Я лопаточку с «окошком»

Окуну в раствор немножко.

Дуну раз, и два, и три,

Разлетятся пузыри.

Пузыри легко взлетают,

Цветом радуги сверкают.

Мама, мама, посмотри

Как сияют пузыри!»

Я поймать рукой старался,

Осторожно подбирался.

Лишь коснутся о ладонь-

Хлоп! И нету! Мол, не тронь!

Я ловил, они летели

И садиться не хотели

Целый день я так провёл.

Весь раствор уже извёл.

Я ещё бы поиграл,

Жаль, что тюбик очень мал.

Рефлексия . Педагог показывает, как можно надуть мыльный пузырь (используется игрушка «Мыльные пузыри). Дети сами выдувают мыльные пузыри, играют с ними. Воспитатель обращает внимание детей на то, что одни пузыри большие – значит, в них больше воздуха вдохнули, другие меньше размером – это потому что в них мало воздуха.

7. Ветер по морю гуляет.

ИОО: «Познание», «Коммуникация» , «Социализация».

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель : Обнаружить воздух.

Материалы : тазик с водой; бумажные кораблики.

Хрюша. Здравствуйте, ребята! А я ездил в гости к моим родственникам, они живут на другом берегу реки. Погода была безветренная, и я никак не мог переправиться. Но сегодня утром подул ветерок – и вот я здесь!

Воспитатель . Постой, Хрюша, а при чём здесь ветер?

Хрюша. Ну как же, ведь это он подталкивал мой кораблик.

Воспитатель и дети (удивлённо) . Как, чем подталкивал?

Хрюша. Пойдёмте к вашему «морю» (тазику с водой ), я вам всё покажу и объясню, только возьмите вот эти бумажные кораблики.

Дети берут кораблики и подходят к тазику с водой.

Хрюша. Поставьте свои кораблики на воду, а теперь подуйте на них. Вот видите, они поплыли. Ребята, вы догадались, откуда взялся ветер?

Дети. Мы выдохнули воздух.

Воспитатель. Правильно, это воздух, который мы выдохнули. Если набрать воздуха побольше и сильно его выдохнуть, то кораблик поплывёт быстрее.

Кусок пенопласта и тонкая ветка,

Цветная бумажка – обёртка конфетки…

И вот уже шквальные ветры здесь дуют,

Кораблик отважный с пучиной воюет!

Рефлексия. Дети самостоятельно запускают свои кораблики.

8. Лёгкий – тяжёлый.

ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов.

Материалы : Ведёрки с пёрышками и камешками; пластиковые бутылки с водой, песком.

В гости к детям приходят Хрюша и медвежонок Винни-Пух.

Хрюша. Здравствуйте, ребята! Сегодня я к вам пришёл вместе с Винни. Ему так хочется поиграть с вами. Можно взять эти игрушки?

Воспитатель. Пожалуйста, выбирайте! (Предлагает пластиковые бутылочки с водой разного размера ).

Хрюша берёт маленькую бутылочку, а Винни – большую.

Воспитатель . Ребята, Давайте, определим, одинаковые ли бутылочки.

Дети. У Хрюши – маленькая и лёгкая. А у Винни – большая и тяжёлая.

Воспитатель. Хрюша и Винни, возьмите вот эти бутылочки. (Одна с песком, а другая набита ватой).

Дети определяют вес бутылочек, с песком – тяжёлая, а с ватой – лёгкая.

Воспитатель. Ребята, давайте угостим Хрюшу и Винни.

Предлагает выбрать «угощение» в ведёрках, в одном лежат камешки, а в другом – перышки.

Дети определяют, что ведёрко с камешками тяжёлое. А с пёрышками – лёгкое.

Рефлексия. Дети «угощают» Хрюшу и Винни, при этом проговаривая «Кушай тяжёлый камешек», «Кушай лёгкое пёрышко».

9.Плавает – тонет.

ИОО: «Познание», «Коммуникация» .

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: Показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые – тонут.

Материалы : кусочек пенопласта; гвоздь; деревянный брусок; металлическая и пластмассовая тарелочки.

Хрюша. Ребята, я очень люблю играть в морской бой. Вместо корабликов я взял разные предметы: пенопласт, гвоздь, палочки, тарелочки. И некоторые из этих «корабликов» сразу утонули. Почему? Никак не могу понять.

Воспитатель. Сейчас мы с ребятами тебе поможем. Ребята, почему утонул кораблик – гвоздик?

Дети. Гвоздь тяжёлый.

Воспитатель . А кораблик – тарелочка из металла?

Дети. Она тоже тяжёлая.

Воспитатель. Почему плавает кораблик – палочка? Кораблик – пластмассовая тарелочка?

Дети . Они лёгкие, вот и плавают.

Хрюша . Теперь я понял. Значит, если я возьму вот этот кусочек пенопласта, то он будет плавать.

Дети. Да, потому что он лёгкий.

Рефлексия . Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, проговаривают: тонет – плавает.

10. Горячо – холодно.

ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: Научить определять на ощупь температуру воды, предметов.

Материалы : пластиковые бутылки с холодной и тёплой водой, тазик.

В гости к детям приходит чумазая кукла Настя.

Настя . Девочки, возьмите меня на ручки, покачайте, спойте песенку.

Воспитатель. Настенька, посмотри на себя: ручки грязные, ножки тоже. Лицо чумазое. Сначала тебя надо умыть.

Ребята, какой водой умываться лучше: тёплой или холодной?

Дети. Тёплой.

Воспитатель. Правильно, тёплой.

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается,

Никак не называется.

Вот две бутылочки с водой, в одной тёплая вода, а в другой – холодная.

Дети определяют на ощупь, где тёплая вода, а где – холодная, наливают в тазик тёплую воду и моют куклу Настю.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С тебя худоба!

Вода к низу,

А дитя к верху!

Девочки вытирают куклу и укладывают её спать.

Рефлексия . Дети самостоятельно моют игрушки в тёплой воде.

11. Чудесный мешочек.

ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: Продолжать учить определять температуру твёрдых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее).

Материалы: мелкие предметы из дерева, металла (кубики, шарики и др.)

Хрюша приносит в коробке предметы: деревянные кубики и шарики, металлические палочки и колечки. Дети рассматривают их, называют, определяют из чего они сделаны. Затем складывают предметы в чудесный мешочек.

Воспитатель . Ребята, давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек». Вы будете доставать из мешочка по одному предмету, говорить, какой он: холодный или тёплый.

Дети достают из мешочка предметы и складывают холодные и тёплые предметы отдельно. Холодные предметы из металла, а тёплые – из дерева.

Вывод: Металлические предметы – холодные, а деревянные – тёплые.

Рефлексия. Дети самостоятельно играют в игру « Чудесный мешочек».

12. Песочные струйки.

ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Цель: Знакомить со свойствами сухого песка – сыплется.

Материалы: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.

Воспитател ь. Ребята, я знаю, что вы очень любите играть с песком.

Хрюша. И я тоже люблю! Я даже интересную игру придумал, называется «Песочные струйки». Хотите, научу?

Надо взять бутылочку с отверстием в крышке, насыпать через воронку песок (показывает). Видите, как песок сыплется через воронку, как вода струйкой течёт. Сухой песок – сыпучий. Теперь, когда моя бутылка наполнилась песком, я закрою её крышкой, в которой есть отверстие, переверну бутылочку. Ой, песочек высыпается струйкой. Им можно рисовать, например, солнышко, домик (показывает). А теперь вы попробуйте.

Рефлексия . Дети экспериментируют с сухим песком.

13.Чудесные фигурки.

ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок лепится.

Материалы : песок, вода; совочки, ведёрки, формочки.

Приходит грустный Хрюша.

Воспитатель. Хрюша, ты почему такой грустный?

Хрюша. Никто меня не обижал. Просто я хотел сделать для ребят сюрприз – забавные песочные фигурки, но ничего не получилось, песок весь рассыпается. Почему это происходит, ребята?

Дети. Из сухого песка фигурки не лепятся, а только из мокрого.

Воспитатель. Да, Хрюша, из сухого песка фигурки не сделаешь. Дети, как помочь Хрюше? Что нужно сделать, чтобы песок стал мокрым?

Дети . Налить воды в песок и перемешать лопакой.

Дети смачивают водой песок, зачем делают песочные пирожки, используя формочки.

Мы в песочнице вдвоём

Пирожки с тобой печем,

Шаньги лепим, куличи,

И румяны калачи,

Угостим своих друзей,

И прохожих и гостей...

Хрюша. Почему же мокрый песок не сыплется?

Воспитатель. Это происходит потому. Что вода склеила между собой частички песка. А у сухого песка все частички – отдельно друг от друга.

Рефлексия. Дети делают пирожки из мокрого песка с помощью формочек.

14. Узнаем, какая глина.

ИОО: «Познание», «Коммуникация».

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: Знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся.

Материалы : куски глины; ведёрко; вода.

Воспитател ь. Ребята. Посмотрите, что у меня в руках. (показывает комок глины)

Дети . Камень.

Воспитатель роняет комок на пол . Что с ним стало?

Дети. Он разбился.

Воспитатель . Значит, это не камень. А если опустить кусочек в ведро с водой?

Дети собирают кусочки глины и опускают их в ведро с водой. Постепенно глина размокает.

Рефлексия.

Воспитатель. Куда делись комочки? Они размокли. Потому что это не камень, а комок глины. Давайте закроем ведро крышкой и оставим его так до завтра. А завтра с Хрюшей мы расскажем вам про глину.

15. Глиняные шарики.

ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка), «Социализация».

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая.

Цель: Учить определять качества глины: мягкая, пластичная.

Материалы : глиняные предметы, сделанные воспитателем; глина; миска с водой; подставки; салфеточки.

Воспитатель. Показывает поделки из глины: уточка, чашечка, мячик, палочки.

Хрюша. Ой, что это ребята? (Рассматривают ) Интересно, из чего они сделаны?

Воспитатель . Всё это сделано из глины. А вы хотите сделать такие палочки и шарики? Вот так (показывает )

Дети берут глину из ведёрка, стараются скатать шарики, палочки.

Воспитатель. Какие замечательные поделки можно сделать из глины!

Хрюша. А всё потому, что глина мягкая, пластичная.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

Воспитатель. А ещё она хрупкая. (« Нечаянно» роняет свою глиняную палочку ). Кусочек глины разбился, его надо положить в воду, он размокнет, и из него можно будет снова слепить поделку.

Рефлексия. Дети играют своими поделками.

16. Что в коробке?

ИОО: «Познание», «Коммуникация».

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель : Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик).

Материалы : Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик.

Воспитатель показывает детям коробку.

Странно. Что это такое? (Рассматривает вместе с детьми ). Может быть, в коробке что – нибудь лежит? (встряхивает её, раздается стук). Хотите узнать, что там внутри?

Дети обнаруживают в коробке прорезь. Заглядывают в неё по очереди.

Воспитатель. Что там лежит? Ничего не видно? Темно?

Это потому что там нет света. А если мы откроем прорезь посильнее, то в коробку попадёт свет, и всё сразу станет видно. Попробуем?

Дети соглашаются. Опыт проводится до конца.

Воспитатель . В коробке стало светло – туда попал свет.

Очень ярко светит солнце,

Греет ласково и нежно.

Рано утром мне в оконце

Заглянуло важно.

Солнца луч скользнул в окошко.

Я зажму его в ладошке.

Аккуратно, чуть дыша,

Спрячу в ларчик малыша.

И тихонько шаг за шагом

Маме отнесу бродягу.

А если в доме темно, что надо сделать? (Включить свет). Давайте включим фонарик. (включают) . В коробке стало светло. Да, без света было бы темно, страшно, ничего не видно. Хорошо, что он есть!

Рефлексия. Дети играют с фонариком.

Если свет погаснет вдруг,

У меня есть верный друг.

Мне с фонариком не страшно,

Я иду вперёд отважно.

План работы с родителями.

№/п

Цели

Месяц

Анкетирование родителей.

Выявить уровень экологических знаний родителей.

сентябрь

Консультация «Как знакомить младших дошкольников с неживой природой?»

Раскрыть

возрастные

особенности

восприятия детьми

объектов неживой

природы.

октябрь

Познакомить с примерными опытами с водой, песком и воздухом.

ноябрь

Оформление фотостенда «Лаборатория неживой природы».

Познакомить родителей с результатами работы «Лаборатория неживой природы».

декабрь

Итог

с

д

с

д

с

д

с

д

с

д

с

д

с

д

с

д

1

Смирнова

Вера

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

н

в

с

в

с

в

2

Большаков

Ваня

с

в

н

в

с

в

с

в

с

в

н

в

с

в

с

в

3

Подсекина

Лена

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

н

в

с

в

с

в

4

Фомина

Алина

с

в

н

с

с

в

с

в

с

в

н

с

с

в

с

в

5

Курицына

Фая

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

н

в

с

в

с

в

6

Иванов Коля

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

7

Лебедев

Ваня

с

в

н

с

с

в

с

в

н

с

н

с

н

с

н

с

8

Афанасьев

Алёша

н

с

н

с

н

с

с

в

н

с

н

с

н

с

н

с

9

Шляпнико-ва Лиза

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

10

Купоросова

Карина

с

в

н

с

с

в

с

в

с

в

н

в

с

в

с

в

Условные обозначения:

с – сентябрь, д – декабрь

Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень

В начале проекта была проведена диагностика знаний детей об объектах неживой природы (воде, песке, воздухе, глине, свете).

Цель: выявить уровень представлений ребёнка об объектах неживой природы.

Сентябрь средний уровень – 70% , низкий уровень – 30%

В конце проекта дети показали следующие результаты:

Декабрь средний уровень – 30%, высокий уровень – 70%.

Свойства воды: в.у. – 80%, с.у. – 20%;

свойства воздуха: в.у. – 50%, с.у. – 50%;

вес предметов: в.у. – 80%; с.у. – 20%;

температура предметов: в.у. – 70%;

свойства песка: в.у. – 70%, с.у. – 30%;

свойства глины: в.у. – 60%, с.у. – 40%;

свойства света: в.у. – 70%, с.у. – 30%.

Вывод : Наблюдается позитивная динамика результатов у детей при сравнении в начале данного проекта и в конце проекта.

Заключение.

Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.

Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей.

Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

Литература.

1.Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;

2.Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001;

3. Иванова А.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;

4. Маневцева Л.М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003;

5. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград: учитель 2011;

6.Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006;

7.Потапова Т.В. «Детский сад – эталон экологической культуры» - Москва: ЦС ВООП, 2000;

8. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005.


детский сад №83 г. Россоши

Проект

«Наш участок»

(первая младшая группа)

Подготовил

воспитатель

Прядиева Т.В.

2016-2017 уч.г.

«Любовь к Родине начинается через любовь к природе»

Актуальность проекта:

Все мероприятия данного проекта направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Легче всего привить детям любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям в младшем дошкольном возрасте .

Поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Цель проекта :

Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры , экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы, изучение детьми объектов неживой и живой природы во взаимосвязи со средой обитания, формирование в детях осознанного правильного взаимодействия с окружающим миром природы.

Задачи проекта:

Систематизировать и обогатить знания детей младшего дошкольного возраста средствами проекта ;

Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное для людей и для самой природы;

Воспитывать у детей эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающего мира;

Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания развивающей среды экологического содержания;

Повысить экологическое просвещение родителей.

Участники проекта:

дети 1-ой младшей группы , воспитатели, родители воспитанников.

Вид проекта:

краткосрочный, познавательный, творчески - исследовательский.

Длительность проекта: 2 недели (14.11.16г. - 25.11.16г.) .

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

1. Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видеосюжетов, тематические картинки, репродукции картин по теме. Составление презентаций по теме.

2. Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворения, минирассказы, загадки по теме, сказки.

3. Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности.

II. Основной этап реализации проекта

Деятельность

Формы и методы работы

«Социально-коммуникативная»

Трудовая, игровая, коммуникативная, продуктивная

С/р игра «Наведем порядок на нашем участке».

Цель: обучать детей соблюдать порядок на участке. Приучать детей не мусорить, убирать за собой, воспитывать эстетичность и красоту.

С/р игра «Покажем мишке, что растет у нас на участке»

Цель: формировать у детей знания о растениях на участке, умение их называть и отличать (трава, дерево куст), воспитывать бережное отношение к природе.

Коммуникативная, чтение

Беседа «Правила поведения на участке»

Цель: знакомить детей с элементарными правилами поведения на участке.

«Познание»

Познавательно-исследовательская и продуктивная

Д/и «Что за птица?», «Кто найдет дерево?»

Цель: познакомить с названиями птиц, прилетающих на участок, рассмотреть их и запомнить. Познакомить с названиями деревьев на участке, рассмотреть и понаблюдать за ними.

Д/и «Построим домик для птички», «Построим заборчик на участке»

Цель: формировать умение сооружать постройки по собственному замыслу, умение обыгрывать постройки.

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение, игровая

Беседы «Покажем зайке, что находится на нашем участке», «Расскажем ёжику, как мы бережем природу: растения, птичек и др.»

Цель: формировать представление о пространстве участка, что на нем находится, умение ориентироваться в этом пространстве, воспитывать бережное отношение к окружающей природе на участке и не только.

«Развитие речи»

Игровая, коммуникативная, познавательная

Рассматривание игрушек, предметов и построек на участке

Д/и «Назови, что покажу», «Какое небо?»

Цель: способствовать развитию речи как средство общения. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении. Развивать понимание речи и активизировать словарь. Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия игрушек, предметов окружения и др.

Чтение, коммуникативная, познавательная

Чтение потешки «Кто что делает»

Чтение стихотворения С.Черного «Приставалка»

Заучивание наизусть пальчиковых игр

Цель: поощрять попытки прочесть стихотворение целиком с помощью взрослого.

Чтение сказок «Репка», «Колобок», «Козлятки и волк»

Цель: формирование интереса и потребности в чтении.

Инсценировка сказок «Репка» и «Колобок»

Цель: помогать играть в хорошо знакомую сказку.

«Художественно-эстетическая»

Продуктивная, игровая, чтение, коммуникативная

Лепка-экспериментирование «Тяп-ляп-и готово»

Рисование «Вот ежик – ни головы, ни ножек!», «Рисуем дождик»

Цель: совершенствовать навыки и умения детей в лепке, рисовании; развивать детское творчество.

Игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательная

Танцевальные движения под веселую музыку, танцы в кругу

Исполнение песенки «Маленький ёжик»

Цель: развивать чувство прекрасного через музыку; приобщать детей к искусству исполнения песен и танца; учить передавать красоту песни окружающим; развивать память, мышление, внимание.

«Физическая культура»

Игровая, коммуникативная, продуктивная

Игры «Солнышко и дождик», «Мы ногами топ-топ-топ», «Кто попадет?», «Прячем ручки», Дых.упр. «Подуй на листок»

Цель: учить выполнять действия за воспитателем в соответствии с текстом; формировать здоровый образ жизни; развивать память, внимание.

Работа с родителями

    Папка-передвижка «Наблюдения за природой на прогулках с детьми»

    Консультация «Ознакомление малышей с природой»

III . Заключительный этап.

    Развлечение «Вот как весело у нас!"

    Выставка детских работ.

Ожидаемые результаты .

Дети :

Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.

Родители:

Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментално-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Педагоги :

Обогащение развивающей среды группы дидактическими материалами экологического содержания .


ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта: познавательно-поисковый. Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Водичка, водичка» для детей младшего дошкольного возраста. Участники проекта: дети второй младшей группы, их родители, воспитатели Александрова Н.Н., Шишкина И.В. Сроки реализации проекта: 5 ноября – 19 ноября 2012 года. Цель проекта: 1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде. 2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде. 3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний. Задачи проекта: 1. Подвести детей к пониманию: вода может находиться в жидком и твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду), летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду); в воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется; вода прозрачная, без запаха, без вкуса; роли воды в жизни человека, растений, животных. 2. Закрепить представления детей: вода бывает холодная, теплая, горячая; вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать. 3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.


ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: Во время умывания чтение потешек о воде. Вопросы: 1. Что делают дети? 2. Чем умываются? 3. Какая вода? 4. Что вода делает? (течет из крана) 5. Для чего мы умываемся? Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь. Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя. Цели: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя. Вопросы: 1. Что делаю? 2. Чем поливаю? 3. Какая вода? 4. Для чего поливают комнатные растения? Обобщения воспитателя: вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.


Поисковая деятельность: «У воды нет запаха и вкуса». Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха. Поисковая деятельность: «Холодная, теплая, горячая вода». Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками). Дидактические игры: «Купание куклы», «Моем посуду(игрушки)» Цель: закрепить знания детей: кому и для чего нужна вода.


Поисковая деятельность: «Прозрачная вода». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная. Игра «Прятки». Цель. Углублять знания свойств и качеств воды; развивать любознательность; закреплять знания правил безопасности при обращении со стеклянными предметами. Материал. Две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной), камешки, салфетка из ткани. Ход занятия. Воспитатель. Что вы видите в баночках? (Ответы.) Какого цвета вода? (Ответы.) Хотите поиграть с камешками в прятки? Дети. Да! Первый эксперимент. В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним. Он тяжёлый, опустился на дно. Почему камешек видно? Вода прозрачная. Второй эксперимент. Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? Камешка не видно. Вода подкрашена, непрозрачная. Дети подводят итоги. В прозрачной воде предметы хорошо видны; в непрозрачной – не видны.


Поисковая деятельность: «Что плавает в воде». Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов: легкие игрушки (пластмассовые), деревянные предметы в воде плавают, а тяжелые (железные) тонут. Наблюдения за трудом воспитателя: стирка кукольного белья. Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека: нужна для стирки одежды; в воде мылится мыло, и смывается грязь.


Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем. Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде. Чтение художественной литературы: А Барто, П. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», потешки «Дождик, дождик, пуще», «Водичка, водичка»; словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»,рассказов В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет», сказки «Лиса и заяц». Беседы: «Кто живёт в воде», «Кому и зачем нужна вода». Цели: расширить знания детей о животных, которые живут в воде; показать, что без воды они погибнут. В грязной воде животные могут заболеть и погибнуть. Побуждать бережно относиться к воде, не засорять водоёмы. Учить любить окружающую природу.


Наблюдения на прогулках «Лед на лужах» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: на морозе вода замерзает, превращается в лед; лед холодный, твердый, скользкий, гладкий, не льется, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-нибудь твёрдым. Работа с родителями: показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода. Поисковая деятельность «Лед – это вода» (семья Спириной Ксюши). Цель: показать, что в тепле лед становится водой.


Коллективная работа «Ладошки- осьминожки» Цели: вызвать радостное настроение от совместного творчества; показать детям, что вода на рисунке изображается голубой или синей краской; учить детей самостоятельно находить способы изображения (нетрадиционным способом- ладошкой, пальчиками) морских обитателей- осьминогов; развивать тактильную чувствительность, творческое воображение, мелкую моторику, коммуникативные навыки. Воспитывать наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим.



Экологический проект в первой младшей группе по теме: «Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли»

1. Актуальность
Отсутствие у детей систематизированных знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться о птицах в приближении зимы.

2. Информационная карта проекта
Срок реализации: краткосрочный.
Вид проекта: информационно-творческий.
Тип проекта: игровой.
Состав участников: воспитатели, дети 2-3 лет, родители.

Методологическая база: Г.И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет», Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»
Цель проекта: формирование представлений о птицах, как о живых существах в природе.
Задачи проекта
1. Учить детей различать и называть птиц (ворона, воробьи, сорока, голубь).
2. Учить детей понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечать на них.
3. Упражнять в звукоподражании.
4. Обогащать и активизировать словарь по теме.
5. Учить скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, делать пальчиком углубление, аккуратно класть готовое изделие на дощечку.
6. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладонью).
7. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап включает
Обсуждение целей и задач проекта.
Изучение методической литературы.
Накопление и оформление материала: подбор стихов, физминуток, подвижных, дидактических и пальчиковые игры.
Подготовка художественных материалов для продуктивной деятельности.
Изготовление кормушек для птиц.
II. Основной этап включает
Беседы;
Наблюдения;
Создание информационного стенда для родителей;
Развешивание кормушек;
Выставка детских работ.
III. Заключительный этап включает
Фоторепортаж «Как мы птичкам помогали»
Ожидаемый результат:
1. У детей сформированы представлений о птицах, как о живых существах в природе.
2. Дети знают и различают птиц (ворона, воробьи, сорока, голубь).
3. Понимают простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечают на них.
4. Дети научились подражать голосам птиц.
5. У детей активизировался словарь: предметы: ворона, воробей, сорока, голубь, голова, крылья, хвост, лапки, перья; действия предметов: кормить, любить, ухаживать.
6. Дети научились скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, делать пальчиком углубление, аккуратно класть готовое изделие на дощечку.
7. Дети овладели нетрадиционной техникой рисования (ладонью).
8. У детей сформированы начальные личностные качества: сострадания, отзывчивости, доброжелательности.
Продукт проекта:
конспекты НОД;
детские работы;
кормушки;
творческий альбом «Как мы птичек кормили» (фотоматериал, совместный рассказ);
консультации для родителей «Изготовление кормушки для птиц», «Не забывай пернатых друзей зимой».

3. Реализация проекта
№ п/п Мероприятие Ответственные
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1 Изготовление кормушек Родители и дети
2 Обучение сюжетно-ролевой игре «Зоопарк» Воспитатели
3 Пальчиковая игра «Сорока-белобока деток кормила» Воспитатели
4 Дидактическая игра «Воробьиха»
Ход игры: Воспитатель в роли воробьихи говорит: «У меня есть крылышки. Вот они, смотрите. Взмахну крылышками и лечу высоко, даже выше домов летать могу. А вот мой клювик. Я им зернышки клюю, водичку пью. Очень люблю есть хлебные крошки и червячков. Живу я на дереве с другими воробьями. А знаете, что я люблю больше всего делать? В луже купаться и чирикать: чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик. Целый день летаю и чирикаю, ишу своих деток. Хочу, чтобы прилетели ко мне мои воробышки. Чик-чирик, чик-чирик, воробышки, где вы? Отзовитесь, почирикайте. Я жду». Дети летят к воробьихе, чирикают. Воспитатели
Образовательная область «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»
5 Беседа «Птицы» Воспитатели
6 Рассматривание картинок, иллюстраций птиц Воспитатели
7 Речевая игра «Повтори за мной голосом птицы»
Цель: пополнить активный словарь детей
Воспитатель кричит голосом птицы, дети повторяют.
Речевая игра: «Кто как голос подает»,
Цель: пополнить активный словарь детей.
Воспитатель: «Дружно ушки открывайте, а потом уж отгадайте, кто кричит сейчас у нас?».
Кар – кар! (ворона каркает).
Чик – чирик, чив – чив! (воробей чирикает).
Тр - тр -тр! (сорока стрекочет).
Гур- гур – гур! (голубь воркует).
Воспитатели
8 Наблюдения:
- за установкой кормушек
- за птицами, прилетевшими к кормушке Воспитатели
9 Кормление птиц Воспитатели
10 Заучивание стихотворения А. Барто «Птичка».
Чтение потешки «Сорока-белобока». Воспитатели
Образовательная область «Физическое развитие»
11 Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Воробушки и кот», «Птички и дождик», «Голубь и ястреб» Воспитатели
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
12 Лепка «Сорока-белобока» (тарелочки для деток). Воспитатели
13 Рисование ладошками «Птички» Воспитатели
14 Постройка кормушки для птиц (мелкий строитель) Воспитатели
Итоговое мероприятие
15 Фоторепортаж «Как мы птичкам помогали»
Совместное сочинение рассказа «Как мы птичек кормили».
Воспитатели