Драгоценные камни.

Стены и своды романских соборов часто были расписаны фресками. Огромную роль в украшении храмов играла каменная скульптура. Лучшие романские соборы являют собой замечательное единство архитектуры, живописи и скульптуры.

Приближаясь к храму, верующие издали видели скульптуру фасадов. Внутрь проходили через богато украшенный вход - портал (от латинского слова «порта» - вход, ворота). Главный портал обычно находился на западном фасаде здания. Массивные бронзовые врата часто украшали рельефами с библейскими сценами.

Взгляд входящего неизбежно останавливался на рельефах, расположенных непосредственно над дверями. Чаще всего здесь находилось изображение Страшного суда.

Скульптуры портала собора в Шартре. XII в.

    Наверно, самая знаменитая из средневековых сцен Страшного суда украшает портал собора Сен-Лазар во французском городе Отён (это редкий случай, когда известно имя мастера - Гизлеберт). В центре композиции - неподвижная и грозная фигура Христа, пришедшего, чтобы судить всех по их делам. По правую руку от него - ликующие праведники, по левую - трясущиеся от ужаса грешники, обречённые на вечные страдания. Некоторые из них уже попали в когтистые лапы чертей. Рядом ангел и дьявол взвешивают на весах души тех, чьи судьбы ещё не определены; они мучительно ждут решения. Самое замечательное в этом рельефе - богатство человеческих чувств. На лицах, в движениях людей читается страх или надежда, отчаяние или радость. Главное для мастера не правдоподобие фигур, а страдания и страсти людей, их богатая духовная жизнь.

Войдя в храм, верующий шёл в сторону алтаря, а перед ним на стенах, сводах, капителях колонн последовательно разворачивались библейские сцены: сотворение Адама, грехопадение, Благовещение, Рождество. Но главной была фигура Бога-Вседержителя, могучего властителя мира, беспощадного к нераскаявшимся грешникам. Именно таким видели Бога люди того времени. Приближаясь к алтарю, верующий успевал пережить в душе главные события Священной истории. Не случайно храм называли «Библия в камне».

Взвешивание душ умерших. Рельеф собора в Отёне

В скульптурном убранстве романских храмов проявились не только религиозные чувства людей но и их любовь к фантастическому, необычайному. Здесь увидишь орнаменты, кентавров, драконов, играющих в шахматы обезьян. Захватывающие воображение фигурки диковинных существ, наверное, многим помогали скоротать время скучной проповеди. Самые строгие аббаты и епископы осуждали проникавшую в храмы народную фантазию, а некоторые монашеские ордены запрещали украшать свои храмы скульптурой.

В Библии встречаются 32 названия драгоценных и поделочных камней, за которыми, как мы сейчас знаем, скрывается только 22 реальных вида камней (18 минералов и четыре горных породы, по современной минералогической номенклатуре).

Какие же камни стоят за теми названиями, которые приведены в русском Синодальном переводе Библии?

Надо сказать, что в современных английских переводах Библии, в библейской энциклопедии Брокгауза (1999 г.) вместо хорошо знакомых нам названий самоцветов (по Синодальному переводу) появились, скажем, гранат, золотистый кварц, лунный камень и ляпис-лазурь. Но ни ветхозаветные евреи, ни ранние христиане камней с такими именами просто не знали! Кстати, только аметист, топаз и сапфир (в Библии всегда в значении лазурита) во всех переводах названы одинаково и занимают всегда одно и то же место в списке 12 самоцветов на нагруднике Аарона (Исход 28:17-20 " и вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд, - это один ряд; второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз; 1третий ряд: яхонт, агат и аметист; четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они. ") и перечне 12 украшений на основаниях Небесного Иерусалима (Откровение 18:19-21 "И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе [тебе], город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час! Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним. И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его"). Эти-то перечни и являются основой наших знаний о священных камнях Библии, основой исследования.

Самоцветы в среде обитания человека появились не "все вдруг", они открывались ему постепенно. В древности иногда под одним названием камня скрывались два, три и даже четыре вида самоцветов: у египтян - амазонит и изумруд, у древних греков - сапфир-корунд и лазурит, на Востоке аметист и флюорит того же цвета не различались. Под ясписом вплоть до XVI века в Европе понимали яшму, нефрит и жадеит. Под именем "карбункул" в Римской империи объединялись все прозрачные красные камни: рубин, гранат, красные шпинель и турмалин.

Давно подмечена связь самоцветов Библии с камнями-месячниками и камнями Зодиака. Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" (93 г.) сообщает (кн. 3, гл. 7, 7): "Сардониксы на плечах первосвященника знаменуют Солнце и Луну, а двенадцать камней нагрудника могут быть приняты либо за изображения месяцев, либо за такое же число звезд, группу которых называют Зодиаком". Вероятно, тогда перечни самоцветов-месячников на греческом языке уже существовали. Трактаты той эпохи о влиянии камней на судьбы людей не сохранились, но выдержки из них встречаются в античной литературе. Только ли греки причастны к идее связи самоцветов с месяцами?

Почему не шумеры, которые обосновали деление года на двенадцать месяцев, или их преемники вавилоняне? Несомненно, все древние цивилизации пользовались солнечным или лунно-солнечным календарем. Но вот, скажем, у шумеров в понятии "МЕ - божественные знаки", своеобразном перечне обычаев, религиозных и этических терминов, упоминания о связи камней и людей еще отсутствуют (как и у вавилонян, и у ассирийцев). Им просто не хватило бы цветных камней с броскими внешними свойствами, каждый из которых мог бы символизировать один из двенадцати месяцев.

Систему "самоцвет-месяц" могли бы создать индийцы, знавшие множество камней и имевшие санскритские лапидарии - ратнапарикши (еще в VI в. до н.э.). Но индийцы в использовании самоцветов пошли другим путем: приписали каждой касте конкретные виды самоцветов. Так что, видимо, прав Флавий, приписавший идею связи "человек-месяц-самоцвет" древним грекам: эллинская культура уже в VI-IV веках до нашей эры могла "обслужить" такую идею. А ведь и древнейший полный текст Библии, Ветхого Завета (знаменитая "Септуагинта"), дошел до нас именно в греческом переводе III века до нашей эры.

Что касается наших списков камней-месячников (а их к концу ХХ века накопилось несколько десятков), то если их статистически обработать, получится перечень камней, полностью совпадающий со списком самоцветов на основаниях Небесного Иерусалима из "Откровения" Иоанна Богослова (оригинал его также был написан по-гречески).

Порядок расположения камней в библейском списке отвечает календарю, в котором год начинается с марта (как это было у римлян до введения 1 января 45 года до нашей эры Юлием Цезарем календаря, названного его именем). Список камней в "Откровении" почти полностью совпадает с перечнем самоцветов на нагруднике ветхозаветного первосвященника (если пренебречь порядком их расположения). Конечно, перечень 12 библейских камней не исчерпывает разнообразия самоцветов, известных к началу христианской эры: вне этого списка остались бирюза, гелиотроп, магнетит, малахит, опал, янтарь, разновидности яшмы и органогенных пород (разумеется, все они тогда именовались иначе). Итак, Небесный Град, Это один из высочайших образов Библии. Он впервые упоминается в книге Товита (13, 16-17), в Септуагинте. Согласно Апокалипсису Иоанна, основания Небесного Града украшены двенадцатью самоцветами (в скобках указаны их современные названия): яспис (нефрит), сапфир (лазурит), халкидон (красный гранат - альмандин и/или пироп), смарагд (изумруд), сардоникс, сардоник (сардий и/или сердолик), хризолиф (хризолит), вирилл (берилл), топаз, хрисопрас (хризопраз), гиацинт, аметист (Откр. 21, 19-21). На каждом самоцвете начертано имя какого-либо из апостолов, и поэтому их называют "апостольскими камнями" (это их главное отличие от родовых камней - по числу "колен израилевых" - с наперсника первосвященника).

Двенадцать самоцветов - это символы месяцев года. Каждый из нас, по месяцу рождения, имеет свой апостольский камень. Двенадцать камней-месячников, видимо, могут олицетворять всех христиан - живших, живущих и тех, которые еще родятся, вплоть до судного дня; избранным из них уготована небесная обитель. Камни оснований Небесного Иерусалима известны, по крайней мере, с середины I тысячелетия до нашей эры, а некоторые из них - и с VI, и даже с VII тысячелетия до нашей эры (аметист, лазурит, красные халцедоны)! Начиная с эпохи крестовых походов и особенно с конца XIX века списки камней-месячников пополнились драгоценными камнями самой высокой категории, такими как алмаз, рубин, сапфир, жемчуг, опал... Все эти изумительные по красоте, обладающие, кстати, и эзотерическими свойствами самоцветы к камням-месячникам, тем не менее, не имеют никакого отношения! Ведь они не входят в число библейских камней - их нет ни на нагруднике первосвященника, ни на основаниях Небесного Града.

В список камней-месячников большая часть этих камней попала "по протекции", по коммерческим соображениям ювелиров и торговцев самоцветами, причем только в начале ХХ века (в основном, в 1912 г. по рекомендации американской Национальной Ассоциации ювелиров). Самые дорогие из камней-месячников, находящихся ныне в обращении, рекомендованы Съездом Международной Ассоциации ювелиров в Лондоне в 1968 году.

"Наука и Религия"

Ибо вам открыт рай, насаждено древо жизни, предназначено будущее время, готово изобилие, построен город, приготовлен покой, совершенная благость и совершенная премудрость.

Корень зла запечатан от вас, немощь и тля сокрыты от вас, и растление бежит в ад в забвение. Прошли болезни, и в конце показалось сокровище бессмертия. Не старайся более испытывать о множестве погибающих.

Ибо они, получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его, а еще и праведных Его попрали, и говорили в сердце своем: "нет Бога", хотя и знали, чтоони смертны.

Как вас ожидает то, о чем сказано прежде, так и их - жажда и мучение, которые приготовлены. Бог не хотел погубить человека, но сами сотворенные обесславили имя Того, Кто сотворил их, и были неблагодарными к Тому, Кто предуготовил им жизнь. Ездра.

И увидел я новое небо и новую землю , ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Богас неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога счеловеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Богс ними будет Богом их.И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями:основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертоесмарагд,пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл,девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатоеаметист. А двенадцать ворот- двенадцать жемчужин: каждые ворота были изодной жемчужины. Улица города- чистое золото, как прозрачное стекло.Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель- храм его, и Агнец.И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его- Агнец.Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет.
Кто не войдет в рай:И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.Книга Откровения.

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместес козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитябудет водить их.И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. Книга Исаия.

Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Лука.

Описание рая до грехопадения (на земле). И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, идерево познания добра изла.Из Едема выходила река для орошения рая; ипотом разделялась начетыре реки.Имя одной Фисон: она обтекает всю землюХавила, ту, где золото;и золото той земли хорошее; там бдолах и камен ьоникс.Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.И взялГосподь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. Бытие.

Задумайтесь над этими словами.

Я отвечал и сказал: знаю, Господи, что Всевышний называется милосердым, потому что помилует тех, которые еще не пришли в мир, и милует тех, которые провождают жизнь в законе Его. Он долготерпелив, ибо оказывает долготерпение к согрешившим, как к Своему творению. Он щедр, ибо готов давать по надобности, и многомилостив, ибо умножает милости Свои к живущим ныне и к жившим и к тем, которые будут жить. Ибо, если бы не умножал Он Своих милостей, то не мог бы век продолжать жить с теми, которые обитают в нем.

Он подает дары; ибо если бы не даровал по благости Своей, да облегчатся совершившие нечестие от своих беззаконий, то не могла бы оставаться в живых десятитысячная часть людей. Он судия, и если бы не прощал тех, которые сотворены словом Его, и не истребил множества преступлений, Тогда пожалеют отступившие ныне то путей Моих, и отвергшие их с презрением пребудут в муках. Те, которые не познали Меня, получая при жизни благодеяния, и возгнушались законом Моим, не уразумели его, но презрели, когда еще имели свободу и когда еще отверсто было им место для покаяния, те познают Меня по смерти в мучении. Ездра.

) венец аммонитского царя, взятый Давидом, был из золота и украшен драгоценными камнями (). Об изделиях из драгоценных камней говорится в , и дал., , сравни «Печать». Драгоценные камни употреблялись не только в качестве украшения праздничных и священнических одежд, но и при постройках. Давид собирал драгоценные камни для постройки храма () и Соломон обложил ими храм ().

На символическом языке премудрость дороже всяких драгоценных камней ( и дал.). Будущее Царствие Божие изображается драгоценными камнями ( и дал., и дал.); также и величие самого Бога (, , , ). В следующих местах Библии драгоценные камни соединены и перечислены: и дал. и параллельное место и дал., где говорится о двенадцати камнях на наперснике первосвященника; , где в числе украшений тирского царя перечислены 9 драгоценных камней, и в и дал. – о 12 драгоценных камнях, которые служили основанием Нового Иерусалима. Исходя из вышеприведенных и других мест Библии мы приводим описание камней в алфавитном порядке.

Агат ( евр. шебо) восьмой камень в наперснике первосвященника. Теперешний агат (по названию реки Агатес в Сицилии), одна из пород кварца разнообразного цвета и рисунка; встречается молочно-белый, зеленоватый, дымчатый и черный. В древности ценился высоко, тогда как теперь он не причисляется к драгоценным камням вообще.

Аметист ( евр. ахламах) девятый камень в наперснике первосвященника и двенадцатый в прозрачный кристалл кварца, чаще лилового, иногда пурпурового цвета. В древности он служил целебным средством против опьянения, отчего греки и назвали его аметистос (не опьяняющий). Предполагают также, что слово «ахламах» обозначает египетский камень малахит, отличающийся красивым зеленым цветом.

Алмаз ( евр. аглом) драгоценнейший из всех камней, соединяет прозрачность воды с блеском огня и по своей твердости не поддающийся лучшему напильнику. Этот камень в трех местах обозначается еврейским названием «шамир»: у говорится о лбе, который тверже алмаза – символ отсутствия боязливости; далее у – о сердцах твердых, как алмаз и у – об алмазном острие на железном резце. Шлифовка алмаза, от которой зависит его ценность, не была знакома древним; они знали его, как самородный чистый кристалл.

Оникс ( евр. «шохам»), одиннадцатый в наперснике и пятый у . Он упоминается уже в , а также в числе приношений израильских начальников для святилища (, ). Два оникса с именами колен, по шести на каждом, были оправлены в золото и украшали нарамники ефода первосвященника (, ). Оникс упоминается также в числе других драгоценностей в , . По древним переводам, оникс – другое название берилла. Некоторые полагают, что это темнозеленый хризопрас. Название оникс (т.е. ноготь) давалось камням, которые имели светлые слои розоватого цвета, подобного цвету ногтей, переходящие в более темные слои различных оттенков или пятна различных цветов.

Рубин, сардоник или сардис ( евр. «одем»), драгоценный камень, первый в наперснике первосвященника и у , шестой в . Он упоминается также вместе с ясписом при описавши славы Божией (). Этот красного цвета камень, названный древними по имени города Сардиса, употреблялся для печати отдельно или на кольце. Его привозили из Вавилона, Индии и Египта.

Сапфир евр. саппир, пятый в наперснике первосвященника, седьмой у и второй в . Этот драгоценный камень, вывозимый из Египта и Индии, с древних времен высоко ценился. Он блестящего лазоревого цвета и поэтому, вероятно, служил символическим изображением славы Божией (, ) и будущей славы Сиона (). Красота Соломона уподобляется слоновой кости, украшенной сапфирами (). Это сравнение указывает или на его синюю одежду или на синие жилки, которые придавали белому, как слоновая кость, телу большую красоту. Князья израильские () видом уподобляются сапфиру. У говорится о сапфире, как редком камне.

Сардоникс пятый в , разновидность халцедона – прозрачный, блестящий камень с розовым отливом, который привозился из Индии и Аравии.

Смарагд, изумруд ( евр. барекет), т.е. молния, третий камень в наперснике первосвященника, девятый у и четвертый в , ярко блестящий драгоценный камень, зеленого цвета. Древние ставили его на второе место после алмаза. Они получали его из Скифии, Эфиопии и других мест. Радуга вокруг престола Божия сияла, подобно смарагду ().

Топаз ( евр. «питдах»), второй в наперснике первосвященника и у , девятый в . Топаз прозрачен, как вода и ярко блестит, переливаясь всеми оттенками желтого цвета. Высказывается мнение, что «питдах» – не топаз, а хризолит. Древние получали топаз с островов Красного моря, которые Плинием названы «Топазовыми островами». Топаз из Эфиопии упоминается у как одно из самых драгоценных сокровищ.

Халцедон третий в , как предполагают, тот же, что «шебо» или агат. Древние называли халцедоном различные сорта камней, по имени города Халкедона близ Византии, откуда привозили этот камень. Теперь это название обозначает один из видов кварцевой породы.

Хризолит седьмой в . Так называется теперь прозрачный светлозеленый драгоценный камень, привозимый из Индии, Египта и Бразилии. Некоторые полагают, что хризолит есть иное название бирюзы.

Хрисолиф , русс. пер. топаз), руки Соломона уподобляются ряду золотых кругляков, усаженных фарсисскими камнями (русс. пер. топазами ().

Хризопрас десятый в . Теперь это название обозначает одну из разновидностей халцедона, окрашеннного окисью никеля в маслянистый прозрачнозеленый цвет.

Яспис ( евр. «яшпех»), двенадцатый камень в наперснике и первый в , упоминается также в и в , где он называется драгоценнейшим и кристалловидным. Поэтому некоторые думают, что этот камень обозначает алмаз. См. "Алмаз" . Другие полагают, что «яшпех» обозначает опал, камень молочно-белого цвета, отсвечивающий искорками синего и красного цвета.

Яхонт ( евр. «лешем»), седьмой в наперснике первосвященника, по общему мнению, то же, что и гиацинт. По Плинию, яхонт обладал свойством, притягивать к себе легкие предметы, подобно янтарю. Порядок 12 камней в наперснике первосвященника виден из следующей таблицы, в которой на первом месте поставлены еврейские названия и под ними соответствующие русские названия в переводе Библии 1907 г. (Изд. Брит. Библ. Общ.). Из этой таблицы явствует, насколько трудно установить полную точность при переводе названий этих камней.

1. Одем – Рубин

2. Питдах – Топаз

3. Барекет – Изумруд

4. Мофек – Карбункул

5. Сапир – Сапфир

6. Яхалом – Алмаз

7. Лешем – Яхонт

8. Шебо – Агат

9. Ахламах – Аметист 10) Таршиш – Хризолит 11) Шохам – Оникс 12) Яшпех – Яспис

Неизвестно в каком порядке были начертаны имена колен Израилевых на этих камнях. Может быть, по старшинству, как это было с надписью на ониксах, которые были на нарамниках одежды первосвященника () или же руководились происхождением родоначальников колен от различных матерей, или порядком их расположения в стане (). Неизвестно также, было ли начертано имя Левия. Если имя Левия было там, то имена Ефрема и Манассии, вероятно, были соединены под именем Иосифа.