Домашнее животное для ребенка. Игра «В мире животных

Ирина Раздобурдина
Конспект познавательного занятия для детей 5–6 лет «Домашние животные».

Познавательное занятие для детей 5-6 лет "Домашние животные ". Разработала Раздобурдина Ирина Николаевна,воспитатель МБДОУ детский сад "Дюймовочка", г. Удомля, 2013год.

Цели : закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детёнышах ; развивать умение сравнивать животных по внешнему виду , среде обитания, повадкам, уточнить, какую пользу приносят домашние животные человеку , и как он заботиться о них. Воспитывать любовь и интерес к животным .

Упражнять в образовании существительных множественного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, существительных с помощью суффикса – «ищ» ; в подборе слов-антонимов. Развивать память, внимание, мышление, речь и желание дальнейшего познания .

Оборудование : демонстрационный материал - картинки с изображением домашних животных ; раздаточный материал - картинки с изображением домашних животных .

Ход занятия

1. Организационный этап, мотивирующий :

Педагогическая цель : Помочь детям сформулировать учебную цель, как последующие действия, направленные на решение проблемной задачи для активизации деятельности.

Цель, которую должны поставить перед собой дети : Помочь узнать животных и разобраться в их особенностях, чтобы правильно классифицировать.

Методы и приёмы : Воспитатель показывает детям чудесные коробочки для картинок и мешок с картинками, говорит о том, что все картинки в мешке перепутаны : там и домашние , и дикие животные , и взрослые животные , и их детёныши. Трудно играть с такими картинками. Предлагает подумать, как можно разложить картинки, чтобы уже никогда не запутаться и без труда найти нужную картинку для игры. Обращается за помощью к детям, выслушивает их предложения. Предлагает в одну коробочку отобрать картинки с домашними животными и их детёнышами , в другую - картинки с дикими животными и их детёнышами и поиграть с картинками в игры.

2 этап с опорой на личный опыт детей (опрос детей ) :

Педагогическая цель : Активизировать личный опыт детей , их знания о животном мире для решения проблемной задачи.

дети : вспомнить всё, что знают о животных , чтобы правильно разложить картинки по коробкам.

Методы и приёмы : загадки, проблемные вопросы, сравнение.

Воспитатель загадывает загадки, постепенно доставая из мешка отгадки-картинки.

Отворилась тихо дверь.

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, хмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись, мышиный род, -

На охоту вышел. (Кот.) Выставляются картинки кота, кошки, котёнка. Вот вам и кот, вот и, а это….).

Какая кошка по размеру? (Небольшая.)

Чем покрыто тело кошки?

Какая шерсть?

Есть ли хвост? Какой?

Сколько лап?

Как ходит кошка? (Бесшумно, медленно.)

Какая мордочка? (Круглая, маленькая.)

Что на мордочке у кошки? (Усы - длинные, черные, белые.)

Чем питается?

Какую пользу приносит человеку?

Какие животные : кот, кошка, котёнок? Домашние или дикие ? Почему вы так решили. В какую коробочку нам стоит положить эти картинки?

(выкладывают картинки в коробку, где символическое изображение жилища человека)

Загадка :

Все следы находит точно.

Охраняет склады ночью.

Уши чуткие и нос -

Это друг наш, верный. (Пес.)

(Выставляются картинки : пёс, собака, щенок)

Чем пёс похож на кота? Чем отличается? Опишите строение тела пса, что общего с котом? Какие предпочтения в еде у пса в отличие от кота? Что пёс никогда не съест, как кот? За кем он не станет охотиться? Как можно отличить пса и кота, если мы их не видим, а только слышим? Собаки в нашем краю чаще живут с человеком. Значит, в этом они похожи на кошек. В какую коробочку мы положим картинку с изображением пса, собаки, щенка?

Следующая загадка :

Бежит замарашка

В щетинистой рубашке.

Хвост крючком,

Нос пятачком. (Свинья.)

(Выставляются картинки свиньи и поросёнка)

Детёныша свиньи как называют?

Какие это животные ?

3 этап – основной (изучение нового) .

Педагогическая цель : Подготовить среду для совместного поиска ответа на познавательные вопросы через познавательные рассказы и игры . Организовать прослушивание интересной информации и игровую деятельность для активизации и поддержания интереса детей и развития речи .

Цель, которую должны достигнуть дети : Внимательно выслушать информацию и догадаться, о ком идёт речь, узнать из рассказов то, что было неизвестно ранее, правильно разложить картинки для игры и поиграть в игры, которые предложит воспитатель.

Методы и приёмы : сжатые рассказы, дидактические игры

Методы и приёмы поддержки успешности и активности : подбадривание, косвенная подсказка, активизирующий вопрос по ситуации, похвала.

Воспитатель предлагает послушать рассказ и догадаться о ком идёт речь.

Это домашние животные . Они бывают белые, серые, черные. Питаются морковкой, капустой и другими овощами. Любят овес и клевер. Они, как зайцы : и уши такие же длинные, и короткий хвост, и прыгают так же, но не живут в лесу, а живут на фермах или в домашнем хозяйстве , в клетке. О них заботится человек, он их кормит, поит, чистит клетки, лечит, если заболеют. Кто это? (После ответа детей выставляется картинка кролика) К каким животным мы отнесём кролика ? Почему? В какую коробочку поместим картинку?

Предлагается послушать следующий рассказ и догадаться, кто описан в этом рассказе?

Это крупное домашнее животное . У него длинное широкое туловище с раздутыми боками. Хвост длинный, на конце с кисточкой. Им животное отгоняет насекомых . На голове - рога. Рядом - большие уши. На ногах – копыта. Зимой такие животные едят сено и солому , а летом пасутся на лугах и жуют свежую траву. Эти животные дают молоко , а из него приготавливают разные молочные продукты : масло, кефир, сыр, творог. Кто же это? К каким животным мы отнесём корову ? А как зовут детёныша коровы? В какую коробочку поместим картинки?

А это кто?

Тело покрыто пушистой шерстью. Голова небольшая, вытянутая, с торчащими рожками. Бывает с бородой. Любит зеленую траву. Дает вкусное и полезное молоко. Живет в сарае, хлеву. (После ответа выставляются картинки козы и козлят) Какое животное – коза ? А козлята?

Рассмотрите картинки и скажите, кто на них? (выставляется овца, баран, ягнёнок) Эти животные так похожи , но названия у них разные.

ОВЦА - у нее небольшое тело, покрытое густой длинной пушистой шерстью. У ягнят вся шерсть в завитках, мягкая, шелковистая. Ноги короткие, но сильные. У баранов есть рога, а у овец нет. Овцы живут в сараях, хлеву. Зимой едят сено, а летом пасутся на лугах. Овцы бывают белые, черные. Овец стригут и из шерсти делают теплые вязаные вещи.

Вот наши коробочки и заполнились, теперь с картинками можно играть. Но сначала небольшая разминка.

Физкультминутка

4 этап – закрепление знаний

Педагогическая цель : Создать условия для обобщения и закрепления полученной информации

Цель, которую должны достигнуть дети : вспомнить новую информацию и поиграть.

Методы и приёмы : Словесные и дидактические игры.

Воспитатель говорит о том, что теперь легко найти нужную картинку в коробочке и поиграть.

Дидактическая игра «Скажи ласково» . (достаёт картинки животных и предлагает назвать их ласково : котик, лошадка, козочка, ягнёночек, котёночек, козлёночек)

Дидактическая игра «У кого что?» (На образование существительных с помощью суффикса «ищ» ).

У кошки - усы, у котенка - усики, у кота - усищи. (Аналогично с разными животными : нос, лапы, зубы, хвост, глаза).

(Подбор слов-антонимов)

У коровы длинный хвост, а у свиньи. .

У козы острые рога, а у барана.

У свиньи жесткая щетина, а у кошки шерсть.

Игра «Кто какой?»

У коровы длинный хвост. Корова какая? - Длиннохвостая.

У быка острые рога. Бык какой? -.

У свиньи короткие ноги. Свинья какая? -.

У кролика длинные уши. Кролик какой? -.

У лошади длинная грива. Лошадь какая? -.

У овцы мягкая шерсть.

Овца какая? -. и т. д.

Игра «Чьё, чья, чьи?» (Образование притяжательных прилагательных) .

Конура собаки. Чья конура? - Собачья.

Копыта коровы. Чьи копыта? -.

Борода козы. Чья борода? -.

Грива лошади. Чья грива? -.

Уши кролика. Чьи уши? -.

Хвост кошки. Чей хвост? -.

5 этап – заключительный, мотивирующий на дальнейшее познание

Педагогическая цель : Создать условие для того, чтобы дети могли адекватно оценить приложенные усилия в решении игровых и познавательных задач , нацелить на дальнейшее познание .

Цель, которую должны достигнуть дети : Оценить себя и свои усилия.

Методы и приёмы : Возвращение к игровой мотивации. Похвала каждого за старание. Выведение на самоанализ : Как нам было нелегко найти ответ! Мотивация на дальнейшее познание .

Воспитатель хвалит детей за ту помощь , которую они оказали, разбирая картинки, за то, что много знают и умеют играть. Предлагает подумать, всё ли получилось? Когда было трудно? Что было интересно? Подбадривает и просит подумать : Что делать с пустой коробочкой. В мешке больше нет картинок. Домашних животных и детёнышей мы собрали в одну, а какие картинки можно собрать в другую? Предлагает дома поискать и принести картинки диких животных .

Использованная литература :

«Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет » , автор Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова.

Большая часть взрослых уверены, что домашнее животное для ребенка – это всего лишь игрушка, которая вскоре надоест. Как ни странно, но мамы и папы не всегда правы. Домашний любимец активный и подвижный. Игры с ним более разнообразны и интересны, нежели с пупсами или машинками, замкнутым и обделенным родительским вниманием детям они заменяют друзей. А еще домашние животные растут и меняются вместе с нашими детьми.

Роль животных в жизни детей

Согласно исследованиям, проведенным учёными университета Варвик, животные попадают в 10-ку наиважнейших жизненных компонентов среди детей 6-8 лет. Опрошенные дети аргументируют свой выбор тем, что с питомцами не бывает конфликтов, они хорошие «собеседники» и надежные друзья. Это доказывает большую привязанность, возникающую между ребенком и домашним питомцем.

Многие отказывают в удовольствии завести щенка, котенка или хомячка, уверяя себя, что ребенок просто измучает бедное животное. На самом деле, приняв питомца как члена семьи, мы показываем пример правильного обращения и ухода за животным, вырабатываем чувство ответственности и сострадания.

Решаясь завести живность, многие сталкиваются с проблемой выбора: кого же, все-таки, приобрести? Если вы покупаете животное для ребенка, ориентируйтесь на его темперамент. Для гиперактивных деток подойдет щенок или котенок. Для интровертов кролики, свинки или хомячки. А вот с черепахами малышу будет скучно. Для темпераментных и вспыльчивых деток подойдут рыбки, ведь никто другой так не успокаивает нервную систему, как они.

Влияние животных на личностное развитие ребенка

Интеллектуальное развитие

  • Домашнее животное – это первоисточник знаний о природе. На примере рыбок можно изучать цвета, различия и поведение.
  • Сенсорика. Прикасаясь к животному, ребенок через органы чувств ощущает форму, цвет, размеры, мягкость шерсти, движения и прочее.
  • Логика. Наблюдая за поведением животных, дети выстраивают для себя логические цепочки. Например, собака «служит» на задних лапах – просит угощение. Или котенок притаился за углом –значит охотиться, сейчас прыгнет. И так далее.
  • В результате общения с животным развивается любознательность, фантазия, наблюдательность, внимательность.

Нравственное воспитание

  • Для ребенка домашнее животное — это источник положительных эмоций, радости и переживаний. Словом, всего того, чего иногда так не хватает в повседневной жизни.
  • Ежедневно наблюдая за естественной красотой животного, у ребенка развивается чувство прекрасного.
  • Обращаясь бережно и заботливо к домашнему любимцу, ребенок развивает в себе основы духовной культуры.
  • Общение с животным побуждает ребенка выражаться творчески: рисовать, лепить из пластилина или писать сказки или стихи.

Трудовое воспитание

Наблюдая за тем, как взрослые ухаживают за животными, дети копируют их действия: кормят, убирают в клетке, вычесывают. В этом заключаются элементарные навыки по уходу за животными.

Физическое развитие

Игры с животными в доме и на свежем воздухе способствуют укреплению здоровья ребенка: это пробежки или плаванье с собакой, или активные игры с котом или кроликом.

Кого и когда стоит заводить

Ребенок 3-4 года. В этом возрасте у детей завершается формирование личности, поэтому сейчас важно предоставить ему источник положительных эмоций. Это могут быть рыбки, кролики, морские свинки или птички. Но не забывайте, что ухаживать за ними пока придется вам: в таком возрасте дети способны только наблюдать или играть с животным. Важно правильно представить животное ребенку: рассказывать о его повадках, что он любит кушать, с чем любит играть. Некоторое время не оставляйте ребенка наедине с питомцем: не всегда дети контролируют свои эмоции и силу. Постепенно приобщайте к уходу за животным.

Ребенок 5-6 лет. В этом возрасте ребенку можно купить рыбок, кролика, хомячка, крысу, морскую свинку или птичек. Уже сейчас нужно прививать ребенку навыки ухода за животными: под наблюдением взрослых разрешать протереть аквариум, помыть кормушки и поилки. Систематическое привлечение к таким мероприятием развивает у детей самостоятельность и ответственность.

Ребенок 7-8 лет. В этом возрасте уже можно заводить котенка или щенка. Но основной уход за ними останется на плечах взрослых. Сейчас самостоятельно дети могут ухаживать за менее крупными и прихотливыми питомцами: рыбками, птичками или грызунами. Если позволяют условия, заводите несколько животных. Это принесет пользу в развитии ребенка.

Прежде чем завести животное…

Решая завести животное, соберите семейный совет. Все члены семьи должны быть согласны с таким решением. Ведь основные заботы по уходу лягут на плечи взрослых, хотя детям свойственно убеждать родителей в обратном. Более того, это дополнительные расходы на содержание животного: питание, лечение, уход.

Важную роль здесь играет жилищный вопрос. В однокомнатной квартире иногда даже маленький хомячок может быть лишним, а вот в частном доме с большим двором и садом можно заводить даже нескольких питомцев.

Если хотя бы один из пунктов стоит под вопросом, не заводите животное. Иначе рано или поздно его придется отдать, а это большой удар по психике ребенка.

Опасности для ребенка, связанные с животными

В первую очередь опасностью для здоровья ребенка является аллергия. Поэтому проследите заранее, не возникает ли аллергических реакций при контакте с животными.

Грызуны, кошки и собаки являются переносчиками инфекции. Поэтому придется тщательно следить за общением ребенка с домашним питомцем.

Физическая опасность возникает только при агрессивном поведении животных. Не забывайте, что ребенок не всегда рассчитывает силы и знаком не со всеми можно/нельзя. Дергание за хвост или уши, забирание еды и прочие, казалось бы, невинные шалости могут вывести из себя животное.

Правильно выбранный питомец, и тщательно взвешенные все «за» и «против» помогут вам воспитать в своем ребенке доброго и ответственного человечка.

Содержимое

В жизни любого родителя наступает непростой момент, когда любимое чадо, прижав к себе пищащий, сопящий или мурчащий мохнатый комочек, смотрит немигающим молящим взором прямо в душу взрослого: «Оставим, а?»

Что ответить малышу? В этой непростой ситуации сразу возникает острая зависть к людям, жившим когда-то натуральным хозяйством, где у каждого был полон двор живности, а желание ребенка взять щенка или котенка не вызывало бури в семейном стане. Сегодня далеко не все семьи могут позволить себе принять в дом даже самого маленького питомца.

И каким бы ни был рассудительным папа, какой здравомыслящей ни была мама, многие поддаются на уговоры, махнув рукой на возможные последствия решения. Памятуя о словах героя из мудрой книги Сент-Экзюпери, прежде чем принять в семью живое существо нужно серьезно обдумать и взвесить все за и против.

Роль домашнего питомца в жизни малыша

К самым веским доводам за питомца относится неоспоримая воспитательная роль дружбы ребенка и зверушки. Особенно она нужна тем детям, кто растет в одиночестве, без братьев и сестер. Подтвердить важность присутствия рядом мохнатого друга могут не только те, у кого он был, но и психологи.

Психологическая близость ребенка и домашнего питомца

По данным опроса, проведенного учеными Уорикского университета из Великобритании,

90% детишек семи-восьми лет включили домашнего питомца в список десяти самых важных жизненных ценностей. Причем кот или любимая собака для некоторых оказались важнее учителей и даже родственников.

Российские психологи, как бы развивая исследования англичан, задались целью узнать, кто для ребятни желаннее в качестве домашнего друга. На первом месте оказалась собака, за ней следовали попугай, кошка, хомячок, рыбки, декоративная крыса и, совсем уж неожиданный ответ, лошадь. Ученые решили не ограничивать детей своим списком зверей, поэтому некоторые малыши высказались за обезьяну, а также совсем уже неприемлемые для родителей варианты: тигра и льва.

Психологи выяснили, что в моменты, когда ребенку плохо, искать утешения и понимания он будет, скорее, у кошки, собаки или рыбок. Собаку опрошенные малыши поставили на второе, после папы, место среди своих защитников. Остаться, например, в темной комнате с верным псом будет совсем не страшно. Кошку же детишки сравнили с ласковой мамой, которая обязательно пожалеет и утешит обиженного или приболевшего малыша.

Дети зачастую очеловечивают питомцев, ставя их в один ряд с мамой, папой и другими членами семьи.

Домашние животные и здоровье ребенка

Уже ни для кого не является секретом, что общение больного с животными оказывает целительное действие.
Сегодня при лечении болезней опорно-двигательного аппарата с успехом применяется катание на лошадях, иппотерапия. Заболевания нервной системы и тяжелые врожденные состояния детей корректируются общением с дельфинами и другими морскими животными. Гиперактивные малыши становятся спокойнее, гладя мурчащего котенка, забавного кролика или хомячка. Замкнутые дети легче преодолевают боязнь общения, ухаживая за маленькими питомцами, нуждающимися в помощи. Так маленький человек учится чувствовать себя сильным и уверенным. Животное становится посредником между большим миром и ребенком. Ежедневное общение с собакой, например, помогает подростку снять психологический барьер при взаимодействии со сверстниками.

Но даже здоровому ребенку присутствие в доме мохнатого питомца пойдет на пользу.

Оказывается, что в семьях, где есть кошка или собака, малыши меньше болеют простудными заболеваниями, так как детская иммунная система активнее защищается от воздействия внешней среды.

Основано такое мнение на данных изучения медиками уровня иммуноглобулина у детей от пяти до восьми лет.

Что ж, положительное влияние на детей домашних питомцев очевидно. Но кого выбрать? Есть ли предпочтения для ребятишек разных возрастов?

Оказывается, есть.

Как влияет возраст ребенка на выбор домашнего любимца

В зависимости от возраста малыш по-разному воспринимает домашнего питомца. До трехлетнего возраста карапуз иначе как живую игрушку зверька не принимает, и, можно предположить, что такое отношение для питомца ничего хорошего не сулит. По мере взросления ребенок учится уважать животное, ухаживать за ним и правильно взаимодействовать с маленьким другом.

3-4 года

В этом возрасте идет активное узнавание мира, сопровождающееся, по мнению психологов, формированием личности. Конечно, за питомцем малыш трех-четырех лет ухаживать самостоятельно не сможет, это придется делать родителям. А вот наблюдать за повадками животного, слушать рассказы о нем папы или мамы ребенку будет любопытно. Лучше всего для детей раннего возраста подойдут рыбки, некрупная птичка, кролик или морская свинка.

5-6 лет

Малыши в этом возрасте действуют уже сознательно, их можно смело привлекать к заботе о питомце, добиваясь выработки навыков ухода за тем, кто нуждается в опеке. Пятилетний человек справится с мытьем поилок и кормушек, протиркой внешних стенок аквариума, поможет насыпать корм и налить воду. Такие действия, под присмотром родителей, развивают интерес к живой природе, приучают проявлять внимание к животному. А подойдут в этом возрасте в качестве домашнего питомца кролики, хомячки, крысы, морские свинки, рыбки и птицы.

7-8 лет

Дети 7-8 лет простой, ежедневный уход за питомцами могут осуществлять уже самостоятельно, основываясь на знаниях, полученных от взрослых, и при некотором контроле с их стороны. Список домашних питомцев уже моно пополнить кошками и собаками, хотя ухаживать за такими серьезными зверьми малышу лучше под присмотром и при участии родителей.

Условия содержания животного

Итак, домашний питомец в семье, где есть дети - это хорошо. Но не стоит спешить и тут же соглашаться на мольбы взять в дом зверушку.

Прежде чем принять в семью нового члена нужно оценить, есть ли условия для его содержания, комфортно ли ему будет жить, достаточный ли уход ему будет оказываться.

Что нужно продумать, решаясь завести питомца

  • Прежде всего, нужно, чтобы все члены семьи не были против этого питомца, и появившийся в доме зверь или птица не были никому в тягость.
  • Ни у кого из членов семьи не должно быть аллергии на шерсть животного, на перья или компоненты корма.
  • Обязательно нужно заранее выбрать место для питомца, обустроить лежанку для собаки, домик или уголок для кошки, подобрать просторную клетку для птицы или грызунов, найти место и приобрести оборудование для аквариума.
  • Очевидно, что для содержания и ухода потребуются достаточно значительные денежные средства. Их наличие тоже нужно предусмотреть.
  • Но самое главное, питомец требует большое количество внимания, сил и свободного времени именно взрослых членов семьи.

С особым вниманием нужно отнестись к вопросу заведения питомцев семьям, живущих в малогабаритных квартирах, в стесненных условиях. Как и человеку, животному требуется личное пространство, чтобы его пребывание в доме не стало проблемой ни ему, ни людям.

Какое животное лучше завести ребенку

Каждый вид животных требует также специфического ухода. Каждый вид имеет свои особенности поведения, характер, образ жизни и пищевые пристрастия, которые тоже нужно обязательно учитывать.

Мыши

Белые лабораторные мыши - суетливые, милейшие существа. За ними интересно наблюдать, но ни в коем случае не допуская побегов зверьков на свободу. Поэтому они крайне нежелательны в домах с маленькими детьми.

Крысы

Некоторые взрослые готовы вспрыгнуть на стул, только завидев этого зверя. Тем не менее, крысы - умные и деликатные существа. Они поддаются дрессировке, но малышам с ними справиться будет сложно.

Хомяки

Маленькие, мягкие помпоны на лапках так и просятся в руки, чтобы их потискать и поцеловать.
Осторожно, зверьки иногда способны укусить протянутую руку, испугавшись вмешательства в свои, хомячьи дела.

Морские свинки

Это первостатейные неженки в семействе грызунов, обладающие, к тому же, не самым покладистым характером. Приручить свинок непросто, говорят, что для этого их нужно достаточно часто выглаживать. Но и это не гарантирует от привычки зверьков больно царапаться.

Кролики

Милые ушастые зверушки с внимательными глазками и вечно подрагивающим носиком одним своим видом говорят - мы, идеальные домашние питомцы. Может быть, если быть готовым к трудоемкому уходу и немалым тратам на покупку и содержание животного.

А кроме этого, все грызуны, как понятно из их названия, способны изгрызть все, что им попадется в зубы. Питаются они растительной пищей, поэтому чистить клетки у грызунов нужно достаточно часто, чтобы квартира не пропахла отходами от вчерашней трапезы питомца.

Птицы

Детям очень нравится наблюдать за прыгающими по жердочкам пестрыми птахами. Взрослым же нужно позаботиться, чтобы клетка у кенаря или попугая была просторной и всегда чистой, чтобы в поилке постоянно была свежая вода, а корма было вдоволь. Пернатые не любят прямых солнечных лучей, зато просыпаться им нравится с первыми лучами солнца.

Если очень хочется услышать от питомца песню, то нужно купить самца. При некотором внимании и обучении кенари обязательно начнут петь, а волнистые попугайчики могут освоить некоторые слова.


Рыбки

Маленьким детям, как правило, наблюдать за плавающими за стеклом рыбами быстро надоедает. Интерес к этому проявляется позже, уже у школьников. К тому же, оборудование аквариума занятие не дешевое и очень хлопотное.

Кошки

Нынешние кошки, как и та, о которой когда-то поведал Киплинг, существа абсолютно независимые. Они не потерпят дергания за хвост, таскания за усы и просто фамильярного обхождения. Зато, привязавшись к хозяевам, кошка может стать настоящим другом.

Собаки

О достоинствах собак написаны десятки книг, но заводя собаку в семье с ребенком, важно руководствоваться не стоимостью щенка или престижем породы или бойцовскими качествами, а характером питомца. Порой дворняжка бывает гораздо умнее и преданнее, чем породистый пес.

Купи щенка, ну хотя бы котеночка или рыбок! Знакомо? Пятилетние малыши часто просят родителей завести питомца, клятвенно обещая заботиться о нем. Что значит домашнее животное для ребенка?

Домашний питомец, котенок или щенок, для ребенка – то существо, о котором кроха будет заботиться. Родителям кажется, что малыш просит завести кого-нибудь только для развлечения, ведь все основные обязанности по уходу все равно ложатся на плечи взрослого. Это далеко не так, ведь кроха заботится о маленьком друге по-своему. Давайте разберемся, что дает вашему чаду новый пушистый дружок:

  1. Питомец развивает чувство ответственности, ведь ребенок понимает, что зверек полностью зависит от людей;
  2. Развивается эмпатия – умение понимать и чувствовать другого;
  3. Малыш учится дарить добро окружающим;
  4. Забота о собаке или кошке – путь к . Взрослеющему человечку важно быть значимым для кого-то;
  5. Щенок и ребенок в доме – это два верных друга. Они всегда найдут, во что поиграть;
  6. Наличие домашнего животного помогает избежать стрессов, которых немало в жизни современных детей. Достаточно погладить любимого песика или котенка по пушистой шерстке, и все обиды пройдут без следа.

Если вы хотите воспитывать в своем чаде чувство отзывчивости, ответственности и доброты, то лучшие ваши помощники – домашние животные. Маленькие дети в игре с ними будут учиться заботе о ближнем, а вот полный груз ответственности о братьях наших меньших ляжет как раз на родителей. Будьте готовы к такому повороту событий и никогда не упрекайте чадо за это.

Кого завести

Кошки, собачки

Их больше всего любят малыши. Щенок и маленький ребенок – два верных друга. С мягким шерстяным комочком так весело играть! А если в доме появляется котенок, то он тут же становится душой всего семейства. Но это первые недели знакомства, а что же потом? Неужели только споры по поводу того, кто пойдет гулять с собакой или поменяет наполнитель для лотка кошке? Нет, ребенок и его питомец будут вместе расти. Со временем верный пес станет лучшим охранником, а кошка – той пушистой «подушкой» которой можно рассказать все тайны, слушая при этом ее мурчание.

Рыбки

Настоящий домашний релакс. Это лучшее домашнее животное для возбудимого ребенка. Наблюдать за рыбками – лучший отдых! Их можно завести и спокойным детям: мальчишки и девчонки будут с удовольствием заниматься с аквариумом, возиться с мальками и гордиться своими достижениями.

Птички

Они поют и иногда даже разговаривают. Это только кажется, что птицы – море шума и эмоций, на самом деле занятия с попугаем или канарейкой очень успокаивают. Представьте, вам надо научить любимого пернатого разговаривать. Для этого нужно проявить максимум выдержки и спокойствия. Повторяя одни и те же слова, ребенок научится быть терпеливым. А сколько радости вызовет у малыша первое слово попугайчика! Говорящая птичка – это домашнее чудо и всеобщий любимец.

Грызуны

Маленький пушистик, сидящий на руке и сосредоточенно умывающий свою мордочку, просто очарователен. Для девочки обустройство его домика сродни игре в маленьких куколок. Главное, объяснить малышке, что хомяк живой и у него есть свои интересы. Мальчик же рядом с маленьким грызуном почувствует себя совсем большим и сильным защитником.

Террариум

Здесь для ребенка главный интерес – наблюдение за происходящим. Это больше познание, чем общение, поэтому не самый подходящий вариант для малыша.

Экзотика

Разные непривычные для большинства людей зверушки – это скорее выбор взрослых. Для ребенка обычно не имеет значения, сколько стоит его питомец и насколько он редкий. Сыну или дочке нужно, чтобы он был теплый и уютный, живой. Поэтому заведение редкого дорогого питомца – это больше для себя, чем для малыша. Впрочем, интересы родителей также важны.

Для ребенка-аллергика

Приобретите интерактивную зверушку. Современные говорящие собачки, кошечки или хомячки имеют не только максимально реалистичный внешний вид, но и поведение, присущее живому домашнему питомцу.

Они умеют:

  • реагировать на действия хозяина;
  • двигаться;
  • издавать настоящие звуки;
  • играть.

В таких игрушках есть масса положительного:

  • их не нужно кормить;
  • они не нуждаются в домике, переноске, прививках, ветеринаре, дрессировке;
  • поиграв, можно поставить на полку и забыть;
  • не нужно думать, куда пристроить во время отъезда;
  • нет необходимости гулять в любую погоду;
  • нет крика, шума, грязи;
  • они не болеют и не погибают;
  • не могут, обороняясь от большой любви, поранить малыша, что хорошо в ситуации, когда ребенок боится щенка.

Домашнее животное для ребенка – не прихоть, а необходимость . Выбирайте зверушку, которая больше всего подходит вашему чаду по характеру. И не забывайте о своих предпочтениях, ведь вы же уже поняли, что основной уход за питомцем станет обязанностью родителей.

Животных любят все дети. Обычно в возрасте 6-8 лет ребенок начинает просить у родителей купить ему котенка, щенка, морскую свинку, хомячка, - кого угодно, лишь бы какую-нибудь живую зверюшку, потому что дети высоко ценят общение с животными. Но многие взрослые в появлении дома четвероногого друга видят только проблемы. Пугает возможное проявление агрессии со стороны животного к малышу, необходимость постоянно ухаживать и убирать за питомцем. Однако, если подобрать животное, подходящее возрасту ребенка, его характеру и интересам, то большинство неприятных моментов можно избежать.

Роль животных в развитии детей

Педагогический аспект

Домашний питомец является не только источником тепла, ласки и другом, но и оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Рядом с четвероногим другом ребенок учится быть организованным и дисциплинированным. Домашний питомец учит ребенка нести ответственность за других. Ребенок осознает, что животное — это не игрушка , и за ним нужно ежедневно ухаживать, кормить, выгуливать. Навыки общения с домашним животным помогут ребенку во взрослой жизни, он научится отвечать за свои поступки.
В зависимости от возраста ребенка определяется и степень ответственности его в отношении питомца. Так, в возрасте 3 лет ребенок может выгуливать собаку или кошку вместе с родителями, помогать насыпать корм, следить, чтобы у животного всегда была чистая вода для питья. Ребенку 7-9 лет уже можно доверить самостоятельно выгуливать небольшого четвероногого друга. В 14-15 лет ребенок может стать хозяином животного и нести большую часть ответственности за него.

Социальная адаптация

Четвероногий друг для ребенка — это лучший психолог и помощник в вопросах социальной адаптации. Дети, у которых есть собака, легче остальных вливаются в новый коллектив и заводят друзей. Собака может помочь застенчивому ребенку вступить в контакт со сверстниками во дворе, найти приятелей. Соседские дети обязательно начнут расспрашивать о животном, пытаться поиграть с ним, таким образом общение между детьми завяжется само собой. Совместное выгуливание питомца может сплотить даже самых неразговорчивых детей.

Физическое развитие

Домашнее животное способствует физическому развитию ребенка. Когда ребенок гуляет с собакой, играет с ней в мяч, он находится в постоянном движении, у него развивается правильная координация. Кроме того, общение с животными снимает стресс, способствует налаживанию отношений в семье.

Интеллектуальное развитие

Домашнее животное помогает ребенку познакомиться с окружающим миром. Четвероногий друг — это источник первых знаний о природе. Ребенок наблюдает за питомцем, за его поведением, отмечает реакцию на поглаживание, на различные команды. Животное также имеет большое значение в развитии сенсорики у ребенка. Через органы чувств ребенок воспринимает объекты и учится их называть: форма, величина, цвет, запах, движения, фактура шерсти, расположение и т.д.
Общение с домашним питомцем развивает и логическое мышление. Ребенок учится видеть связи и зависимости. Например, если кошка стоит у миски и мяукает - значит она голодная, если собака рвется к двери, подпрыгивает и машет хвостом — значит она хочет погулять.
Животное является источником различных видов деятельности, в результате которых у ребенка формируется наблюдательность, любознательность, развивается фантазия.

Нравственное развитие

Животное позволяет ребенку испытать первые переживания и радости. Четвероногий друг рождает положительные эмоции, что очень важно, потому что в современном мире именно положительных переживаний больше всего и не хватает.
Общаясь с домашним питомцем, у ребенка развивается чувство прекрасного, он учится видеть естественную красоту. Бережное и заботливое отношение к домашнему животному, которое проявляет ребенок, переносится им и ко всему животному миру в целом.

Какое домашнее животное выбрать для ребенка

Ребенок 3-4 лет
В этом возрасте малыш активно познает окружающий мир. Завести домашнее животное уже можно, но ухаживать за ним пока придется взрослым. Детям 3-4 лет лучше заводить аквариумных рыбок, попугая, хомяка, морскую свинку или кролика. Ребенку нужно сначала рассказать о повадках животного, характерных особенностях. Сначала ребенок будет просто наблюдать за тем, как ухаживают родители за питомцем, а затем постепенно и сам вовлекаться в процесс ухода.
Следует помнить, что дети способны в самых неожиданных формах проявлять свой интерес к живности: достать рыбку из аквариума, чтобы подержать ее в ладошках, погладить птичку, помыть хомячка. Поэтому взрослым следует быть всегда внимательными и не разрешать детям совершать подобные действия. Нужно объяснить ребенку, что так делать нельзя, иначе питомец может заболеть.
Ребенок 5-6 лет
В этом возрасте обязанности ребенка по уходу за домашним животным могут быть расширены. В 5-6 лет уже можно доверить мыть поилки, насыпать самостоятельно корм и наливать воду в миску. Но пока все это ребенок должен делать под контролем взрослых.
Для детей данного возраста можно завести аквариумных рыбок, птиц, морскую свинку, кролика, хомячка.
Ребенок 7-8 лет
Дети в этом возрасте могут ухаживать за домашним животным уже практически самостоятельно. Очень полезным будет чтение рассказов о животных, в которых дети могут узнать новую информацию о повадках и особенностях различных представителей животного мира. Взрослые должны дать понять детям, что животным нужно создавать условия, приближенные к природным, и кормить их нужно тем, что они едят в природе.
Для того, чтобы ребенок получил навыки ухода за разными животными, проводил сравнительные наблюдения за их поведением, можно завести несколько питомцев, например, попугайчика и рыбок.
В младшем школьном возрасте ребенку можно завести тех же животных, что и для более ранних возрастов, а также собаку или кошку. Но уход за четвероногими пока не должен полностью перекладываться на ребенка.

О чем стоит подумать, прежде чем завести питомца

Прежде всего нужно понимать, что домашнее животное вы заводите не только ребенку, но и себе. Если ребенок еще мал, то большая часть обязанностей по уходу за питомцем ляжет именно на ваши плечи. Подумайте, готовы ли принять на себя новый груз ответственности и новые заботы. Заводя животное, вы заводите нового члена семьи, который будет требовать не только много внимания, времени, но и определенных денежных затрат.
Также стоит подумать, позволяют ли вам жилищные условия завести домашнее животное. Если вы живете в собственном доме, то можно завести любое животное. А в малогабаритной квартире даже рыбкам может не найтись подходящего места.
Если вы все-таки не готовы содержать домашнее животное, то лучше его не заводить. Иначе, когда вы решите отдать животное, это может стать большой трагедией как для ребенка, так и для питомца.

Опасности, исходящие от домашних животных

Животные могут представлять опасность для детей. Прежде всего, это аллергия. Если ребенок или кто-то в доме склонен к аллергическим реакциям, животное заводить не рекомендуется. Также многие животные являются переносчиком различных инфекций, которые очень легко может подхватить ребенок. Поэтому если вы заводите питомца, нужно периодически показывать его ветеринару и сдавать необходимые анализы. Опасность может исходить и от собак крупных пород. Такие собаки физически сильнее ребенка, поэтому лучше их не заводить. Также не рекомендуется заводить собак с неуравновешенной психикой.
Если правильно выбрать домашнего питомца, ответственно подойти к его воспитанию, обеспечить тщательным уходом, то все опасности можно свести к минимуму.

Взвесьте все «за» и «против» и выберите именно того домашнего животного, который больше всего подойдет вашему ребенку. Поверьте, для него это будет самый лучший подарок! Удачи!

Комментарии

Добавить комментарий

Кстати, если Вы зарегистрируетесь , то не нужно будет каждый раз указывать свое имя. Достаточно будет войти на сайт. К тому же Вы сможете загрузить свою фотографию и указать в профиле данные о себе.


Владимир Шебзухов 3 года назад

Строгий папа
Владимир Шебзухов

Был Коля чем-то недоволен.
И мама вдруг спросила Колю --
«Ты бы хотел иметь сестричку?
Мы заплетали б ей косички,
Помощницей бы вырастала…
Всё в доме веселее б стало!»

Хоть Коля хмурым оставался,
Но маме всё-таки признался,
Раскрыв свой недовольный ротик –
«Сестрёнку я иметь не против,
Если такое вдруг случится...
Но папа больно будет злиться…

Ты вспомни, вспомни, между прочим,
Как папа злился очень, очень --
Тут голосок притих ребёнка --
Когда я притащил... котёнка!»

Владимир Шебзухов 3 года назад

Домашние животные
Владимир Шебзухов

Вопрос звучал, едва притих
Гул деток беззаботных --
А держит дома, кто из них,
Каких-нибудь животных?

И каждый стал перечислять
Домашних птиц-зверят.
Любовь к животным не отнять
У маленьких ребят.

Вот Петя стал перечислять.
Он сто-о-ольких перечислил.

Даже никто не мыслил.

Помимо кошек и собак,
Есть земляной червяк.
Ведь папе без него никак.
Он у него рыбак.

А, так же, держат у себя
Варана (коль не врёт).
Ещё, кого он назовёт,
Уж ждал ответ ребят.

И в окружении раззяв,
Лицо вдруг сделав умное,
Добавил, носик приподняв --
Мороженую скумбрию!

Владимир Шебзухов 3 года назад

Наталка
Владимир Шебзухов

Слыла разбойницей Наталка.
Чуть что – ждала мальчишек палка!
И не случайно во дворе
Девчонки прятались за ней.

Не приходилось с ней скучать.
Могла идею преподать,
Чего-нибудь да замутить...
С Наталкой все не прочь дружить!

От шумных дел отвлечь ребёнка --
Решили подарить котёнка.
Добавил папа, между прочим:
«Играй с котёнком, как ты хочешь!»

Сказала, гладя шерсть, Наталка –
«Как я хочу, то так мне – жа-а-лко!»

Владимир Шебзухов 3 года назад

Домашние животные
Владимир Шебзухов

Вопрос звучал, едва притих
Гул деток беззаботных --
А держит дома, кто из них,
Каких-нибудь животных?

И каждый стал перечислять
Домашних птиц-зверят.
Любовь к животным не отнять
У маленьких ребят.

Вот Петя стал перечислять.
Он сто-о-ольких перечислил.
Такую живность, чтоб держать,
Даже никто не мыслил.

Помимо кошек и собак,
Есть земляной червяк.
Ведь папе без него никак.
Он у него рыбак.

А, так же, держат у себя
Варана (коль не врёт).
Ещё, кого он назовёт,
Уж ждал ответ ребят.

И в окружении раззяв,
Лицо вдруг сделав умное,
Добавил, носик приподняв --
Мороженую скумбрию!

Владимир Шебзухов 3 года назад

Чау-чау
Владимир Шебзухов

Хвалился Вовка во дворе
Собачкой «чау-чау»
Лишь на вопрос звучал ответ,
Все восклицали «Вау!!!»

Слыхали дети в первый раз
О странной той породе.
Никак не кончится рассказ.
Но не устали, вроде.

И «чау-чау» на устах
Уже у всех звучало.
А Вовка, видно не устал
Рассказывать сначала.

Один вопрос сменял другой.
Уж всё казалось ясно.
«А правда ль пёсик-пёсик твой,
Ест только мясо-мясо?»

Ответа точного не знал
Но, отвечать-то надо.
Подумал, а потом сказал --
«Конечно правда-правда!»