Добрые притчи для детей и родителей. Притчи для детей младших классов

Наши дети постоянно стремятся познать новое, им интересно все загадочное и неизведанное. Но разобраться в сложных жизненных вопросах часто бывает нелегко.

В притчах заложена вековая мудрость поколений, философские размышления и полезные советы. Простой сказочный язык будет понятен детям. С древних времен притчи служили средством нравственного и культурного воспитания. Эти небольшие по объему рассказы заставляют детей и взрослых задуматься о своих поступках, совести, о вечных ценностях. Истории помогают развивать мышление, память, восприятие, и являются, по сути, учителем, воспитывающим в детях любовь, порядочность, миролюбие - духовную красоту. Главное - притчи рассказывают о том, что жизнь многогранна, просторна, и всегда можно отыскать множество вариантов выхода из любой сложившейся ситуации. Данный материал очень хорошо поможет учителю подготовить и провести классные часы, беседы, внеурочные занятия направленные на воспитание духовно-нравственных качеств, а также полезен для проведения уроков ОРКСЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добро и зло

Прощаясь с учениками, учитель всегда говорил им: «Идите и ищете добро». Ученики разъезжались, и больше учитель их не видел.

Однажды к учителю пришел странник и сказал:

Учитель, когда-то я был вашим учеником и теперь хочу снова стать им. - Я научил тебя всему, что знал, - ответил учитель.

Вы велели мне искать добро, но люди всюду творят зло, в их сердцах нет благодарности, - возразил ученик. - Я долго искал, но не нашел добра. Сейчас я вернулся, чтобы вы научили меня искать.

Хорошо, - согласился учитель, - я тебя научу, но сначала иди в лес, который начинается сразу за моим домом. Там найди избитого человека. Спаси его, не спрашивая ни о чем и не обращаясь за помощью к другим. Даже не упоминай в селении имя этого человека.

Странник ушел в лес и вскоре по стонам нашел несчастного. Тогда странник построил

шалаш и стал лечить бедняка травами. Когда неизвестный поправился, он долго благодарил своего спасителя, а потом ушел прочь. Странник вернулся к учителю и воскликнул:

Учитель, спасибо вам. Теперь я узнал, что благодарность существует. От этого бедного человека я услышал, наконец, добрые слова!

Этот человек - вор. Жители селения избили его, а он проклял их. Он сказал тебе добрые слова, потому что на самом деле и добро и зло живут в твоем сердце, - произнес учитель.

Вопросы и задания:

Как вы думаете, почему ученик всюду видел только зло?

  • Что объяснил ему учитель?
  • Как бы вы объяснили человеку, что мир вокруг него зависит в первую очередь от его мыслей и поступков?
  • Расскажите о каком-либо случае из своей жизни, когда чья-то доброта помогла вам справиться с проблемой.
  • Нарисуйте контур своего сердца и раскрасьте его разными красками, которые соответствуют вашим чувствам.
  • Проведите эксперимент. Подойдите к человеку, который рассержен или раздражен, и скажите ему что-то доброе. Проанализируйте его реакцию.

Два крыла

Посадил однажды ангел небесный в землю два семечка: одно семечко мужского духа, а другое - женского. Ангел семечки поливал, оберегал, и вскоре выросли из них два цветка.

Один - словно утренняя заря на нежном и гибком стебельке. Второй - словно грозовое небо на крепком и сильном стебле. Вместе росли цветы, вместе под ветром колыхались. Цветок женского духа чаще всего смотрел на восток - зарю встречал, а цветок мужского духа любил смотреть на запад, закат провожал.

Когда цветки отцвели, вместо плодов у них выросло по крылышку. С изумлением смотрели цветы на свои крылья, не зная, что с ними делать. Но однажды на рассвете цветок женского духа затрепетал крылом и попытался оторваться от земли. Чуть-чуть приподнялся и тут же рухнул обратно. Обессиленный, склонил он крыло к земле. Прилетел ангел и принялся выхаживать поникший цветок.

Не надо меня спасать, - прошептал цветок, - с одним крылом я не смогу летать, напрасна моя жизнь.

С одним не сможешь, но разве ты не видишь рядом второе крыло? - спросил не бесный ангел. - Дух женский и дух мужской - два крыла одной птицы.

Цветок женского духа приподнял головку и взглянул на своего соседа. Тот заботливо обнял его и помог выпрямиться. Небесный ангел наполнил цветы дыханием любви. Потом он взлетел и позвал цветы за собой.

Соединились два цветка, обнялись, взмахнули двумя крыльями и поднялись высоко в небеса.

Вопросы и задания:

Как вы думаете, чье крыло сильнее - женское или мужское?

  • Какие качества необходимы женщине и мужчине, чтобы их крылья никогда не сломались?
  • Нарисуйте два цветочка до и после того, как они взлетели.
  • Расспросите своих родителей, как они встретились.

Нарисуйте их любовь в образе крылатого цветка.

  • Нарисуйте на листе ватмана птицу вашей семьи. На одном крыле этой птицы напишите все хорошие качества мужской половины семьи, а на другом крыле все хорошие качества женской половины семьи.

Два ангела

Послал Господь к людям двух ангелов: белого ангела счастья и черного ангела несчастья. Говорит белый ангел черному:

Я дам людям счастье, а ты только испортишь мою работу. Возвращайся обратно на Небеса и не мешай мне.

Давай посмотрим, кто какую пользу людям принесет, - возразил черный ангел.

Спустились ангелы на землю и увидели двух братьев, которые землю пахали. Работали они много, но каменистое поле плохие урожаи давало. Тогда ангел счастья зарыл под камнем котелок с золотом и шепнул младшему брату, чтобы тот камни с поля убрал. Стал младший брат убирать камни и нашел золото. Купили братья много хорошей земли, построили большой дом, женились, и дети у них родились.

Младший брат успешнее старшего хозяйство вел. Тогда тот стал думать, что брат часть золота припрятал. Разругались братья, жены их тоже поссорились, а дети драться начали.

Тут ангел несчастья вмешался. Усыпил младшего брата, когда тот за столом возле свечки сидел. От свечи стол загорелся, а за ним и весь дом. Хорошо, что ангел счастья помог, и все успели выбежать.

Вдруг сын старшего брата закричал: «В доме мой щенок» - и побежал в огонь. Оцепенели все, а младший брат вылил на себя ушат воды и кинулся вслед за ним. Вынес из огня мальчика, обгорелого, но живого. Крепко обнял старший брат младшего и сказал:

Прости меня, что плохо о тебе думал.

Вместе мы быстро дом заново отстроим. Увидев, как братья дружно работают, черный ангел прошептал белому:

Видишь, счастье дружбу людей сломало, а несчастье укрепило.

Жизнь - это всегда чередование белого с черным.

И в это мгновение кончики крыльев черного ангела слегка побелели.

Вопросы и задания:

Почему братья поссорились, когда разбогатели?

  • Как вы думаете, почему несчастье помогло братьям снова стать дружными?
  • Как вы думаете, почему кончики крыльев черного ангела слегка побелели в конце притчи?
  • Вспомните о какой-либо неприятности в вашей жизни и подумайте, чему она вас научила.

Почему под маяком темно

Цветок вырос на сером каменистом утесе, в тени маяка. Он радовался, что в каменной щели достаточно земли для его корешков. Цветок дружил с морским ветерком, который приносил ему влагу. - Все вокруг прекрасно, кроме этой высокой каменной башни, - сказал однажды цветок ветерку. Она заслоняет от меня солнце.

В этой каменной башне живет свет. Она пронзает ярким лучом ночь и указывает кораблям дорогу в море, - объяснил другу ветерок. Цветок был безмерно удивлен. «Неужели эта башня умеет светить? - воскликнул он. - Почему я не вижу ее света?»

Маяк светит вдаль, поэтому под маяком всегда темно . Своим лучом света он прорезает тьму и указывает кораблям дорогу домой. Нужно стать кораблем, чтобы увидеть его свет, - объяснил ветерок. С тех пор цветок не горюет, что башня маяка заслоняет от него солнце. Иногда он ласково шепчет: «Свети, маяк. Пусть я не корабль, но я знаю, что свет нужен им, чтобы вернуться домой».

Если вы живете в тени маяка, не забывайте о том, что он светит другим.

Вопросы и задания:

Кого из знакомых вы можете сравнить с маяком?

  • Какого человека можно сравнить с кораблем, радугой, солнцем или цветком?
  • Расскажите о каком-нибудь светлом деле, которое делают ваши знакомые.
  • Нарисуйте, как маяк спас в бурю корабль.
  • Один ребенок - водящий. Он получает фонарик и играет роль маяка. Водящий направляет фонарик на кого-либо из своих друзей и говорит, какое хорошее дело может сделать этот человек.
  • Тот, на кого упал свет фонарика, рассказывает, сможет ли он выполнить это дело и как.
  • Как вы думаете, какую роль свет играет в жизни человека?
  • Согласны ли вы с тем, что в душе каждого человека живет свет? Как вы думаете, почему одни люди дарят свой свет и тепло всем окружающим, а другие - нет?
  • Люди часто употребляют разные слова и выражения, связанные с солнцем и светом. Вспомните эти слова и выражения и объясните их. (Сияющая душа, светлый человек, светлая жизнь, светильник души, солнце жизни, зажечь сердце, вечный свет и т.д.)

Когда ум бессилен

Однажды два ангела разговаривали об уме и вере.

Умному человеку легче верить в Бога. Он понимает, что вселенная не возникла сама по себе, - сказал один ангел. - Напротив, умные люди порой думают, что вера не нужна, что человек может всего достигнуть сам, - не согласился другой. В конце концов ангелы отправились на землю выяснить, кто прав.

Попали они на чествование великого врача, который нашел чудесное средство от слепоты. Все восхищались чудесами исцеления, а один из ангелов спросил ученого:

Скажите, пожалуйста, помогла ли вам вера в Бога?

Мне помогла вера в себя, а не в Небесные силы, - ответил ученый.

В жизни бывают моменты, когда человек взывает: «О Боже, помоги!» Вы так делали? - поинтересовался ангел. - Умный человек будет действовать, а не взывать к Небесам! - заметил ученый.

Мне кажется, чем умнее человек, тем больше ему нужен Бог, чтобы он не подумал, что знает все , - возразил ангел, но ученый не слушал его.

Видишь, ум мешает человеку верить, - вздохнул второй ангел.

Подожди немного, - попросил первый ангел.

Вскоре ученому поступило выгодное предложение на изготовление лекарства, но он вдруг обнаружил, что рукопись исчезла. Следов взлома не было, и вора не нашли. Отчаянье охватило врача, и он воскликнул:

О Боже, помоги! Я слишком много работал и даже сам стал слепнуть. Неужели все напрасно?!

Ангелы знали, что вор проник через окно, а потом спрятал драгоценную рукопись на дереве. Превратившись в птиц, они сели возле рукописи и громко запели. Ученый не сразу заметил птиц, но когда увидел, не поверил своим глазам.

О Боже! О Боже, - только и смог проговорить он.

Вопросы и задания:

  • Почему ученый все-таки обратился за помощью к Богу?
  • Как помогает человеку вера в Бога?
  • Почему люди чаще всего вспоминают о Боге в трудные минуты жизни?
  • Представьте, что вам надо написать Богу письмо. О чем вы ему напишете?
  • Дети делятся на пары. Один человек убеждает другого в том, что вера в Бога - признак ума, другой - убеждает его в обратном.

Мир земной и небесный

Где моя мама? - спрашивал сирота.

Смерть забрала ее, - отвечали люди.

Решил тогда сирота Смерть найти. «Посмотрю, где Смерть маму прячет, и уведу ее домой», - думал сирота и шагал без устали через поля и леса, долины и горы. Много земель исходил сирота и однажды заблудился в черном лесу. Долго продирался он сквозь чащу, все руки исколол, всю одежду изорвал. Вдруг кончилась черная чаща, и выбрался сирота на луг полный цветов.

Небо озарилось дивным цветом, а навстречу ему вышла девушка неописуемой красоты. Ласково погладила девушка сироту, и все его царапины зажили мгновенно. - Кто ты? Царица здешней земли? - спросил сирота.

У меня нет земли. Я живу между мирами и провожаю людей из здешнего мира, полного боли и страданий, в мир света и любви.

Я бы хотел туда попасть, но сначала мне нужно найти маму. Ее забрала злая старуха Смерть, - вздохнул сирота.

Как ты думаешь, я способна причинять людям зло? - спросила прекрасная девушка и взглянула сироте прямо в глаза. От этого взгляда потеплело у сироты на сердце, и прошли усталость и голод.

Нет, ты прекрасна, как неземная фея, - ответил сирота.

Это я проводила твою маму из здешнего мира в мир Небес, - призналась девушка. - Но твое время еще не пришло. Сирота заплакал, а девушка ласково сказала:

Запомни: « Смерти нет, есть только смена миров ». Твоя мама видит тебя с высоты и посылает тебе свою любовь, - с этими словами девушка вложила в руку сироте неувядающий цветок. Потом она дунула на его глаза, и сирота сладко уснул на лугу. Когда он проснулся, девушки уже не было, а в его руке лежал неувядающий цветок любви.

Вопросы и задания:

Почему сирота думал, что смерть - это страшная, злая старуха?

  • Что вы представляете и испытываете, когда слышите слово «смерть»?
  • О чем рассказала сироте прекрасная девушка?
  • Как бы вы утешили ребенка, у которого умерла мама?
  • Почему сирота получил неувядающий цветок любви?

Звездочка надежды

Война длилась десять лет. Страна лежала в руинах. Люди сходили с ума от потерь и горя. Но самое страшное произошло, когда люди стали терять надежды. Когда теряется чья-то надежда - гаснет звезда. Сначала это было незаметно: одна звездочка, другая, третья... Где умирает надежда, там возникает пустота. Когда погасли почти все звезды, страну охватил хаос. Ночами видны были только пожары и слышен вой зверей.

Но одна звездочка не погасла. Это была надежда маленькой девочки. Она потеряла свою маму, но верила всей душой, что мама найдется.

Девочка упорно шла вперед за своей маленькой звездочкой. Ангел надежды заботливо охранял ее и шептал ей на ушко: «С надеждой жить легче. Надежда все одолеет».

И девочка ни разу не попала в беду, несмотря на ужасы войны.

Однажды она шла через дремучий лес. Дорогу девочке перегородил огромный овраг. Малышка смело полезла вниз, но поскользнулась и кубарем свалилась в какую-то пещеру. Оказалось, что люди прятались в овраге от войны. И первым, кто подхватил девочку на руки, была ее мама.

Значит, я тоже найду маму! - воскликнул оборванный мальчишка. В небе рядом с маленькой звездочкой тут же зажглась еще одна звезда.

Я обязательно отыщу своих детей, - проговорила изможденная женщина. - А я верю, что мой муж жив, - воскликнула другая.

Со всех сторон раздавались возгласы надежды, а в небе вспыхивали звезды.

Лучше без одежды, чем без надеж д ы , - проговорил кто-то, и воздух затрепетал от шелеста крыльев ангелов надежды. Теперь у них снова была забота - хранить надежды людей.

Вопросы и задания:

Почему, когда люди потеряли надежды, в небе погасли звезды?

  • Как вы думаете, почему только одна девочка не потеряла надежду?
  • Что надежда дарит человеку?
  • Почему в жизни стоит всегда надеяться на лучшее?
  • Нарисуйте ангела надежды и звездочку, которые привели девочку к ее маме.
  • Нарисуйте своего ангела-хранителя и придумайте сказку о том, как он вам помогает.
  • Придумайте историю о том, как по земле плывет парусник Надежды.

Орехи и скорлупа

Много дней шторм носил рыбачью лодку по волнам и, наконец, прибил ее к берегу необитаемого острова. Выбрался рыбак из лодки, упал на песок и взмолился:

Спасибо, Боже! Ты не дал мне утонуть, не дай же мне умереть от голода и жажды. Помоги мне вернуться к моей жене и детям. Долго молился рыбак, взывал к Господу, и вдруг раздался голос.

Я дух острова, хочу помочь тебе. Иди, рыбак, вдоль берега и через час пути найдешь кокосовые пальмы. На них есть кокосовые орехи. Они утолят и голод, и жажду. Вскоре рыбак нашел пальмы. К его радости, несколько спелых кокосовых орехов лежало на земле. Обрадовался рыбак и воскликнул:

О, Боже! Ты всегда заботишься о тех, кто верит в Тебя.

Но скорлупа орехов была такой твердой, что рыбак не смог прокусить ее.

О Боже, мои зубы недостаточно тверды и остры, чтобы справиться с твердой скорлупой кокосов, - заплакал рыбак.

Вокруг полно камней, рыбак. Бог создает орехи, но не разбивает скорлупу , - проговорил дух острова.

Вопросы и задания:

Почему рыбак не догадался сам взять камень и разбить орехи?

  • Часто люди сетуют на жизнь, обвиняя Бога и судьбу в том, что с ними происходит. Как вы думаете, кто виноват в неприятностях, которые происходят с людьми?
  • Расскажите о какой-нибудь неприятной ситуации, которая случилась с вами. Как вы думаете, кто был виноват в этой ситуации?
  • Как вы поступаете в трудной ситуации: стараетесь сами найти выход из нее или ждете, когда вам кто-нибудь поможет?
  • Расскажите о каких-либо случаях из своей жизни, когда вам как будто бы с неба упало спасение.
  • Нарисуйте дух острова в каком-либо сказочном образе.
  • Верите ли вы, что Бог приходит людям на помощь в трудные моменты жизни?
  • Как вы думаете, Бог помогает всем людям или только тем, кто верит в Него?

Зачем человеку руки

Тебе даны две руки не для того, чтобы хулиганить, - сердито сказала мама сыну.

А для чего они даны мне? - поинтересовался мальчик.

Чтобы учиться старательно, - ответила мама.

Чтобы поиграть, тоже две руки нужны, - вставила бабушка, заступаясь за внука. Вечером в кровати мальчик посмотрел на свои руки и пробормотал, засыпая:

Спасибо, ручки. Вы сегодня поиграли, потрудились и даже поучились.

Мы нужны не только для этого, - вдруг услышал мальчик. - Человеку даны две

руки, чтобы он, принимая левою, отдавал правою.

Мальчик долго размышлял над этими словами, прежде чем заснуть.

На следующий день мама разбудила сына рано:

Беги в сад, на твоей яблоньке три первых яблока созрели.

Не зря трудился, - заметил отец. - Яблоки со своей яблоньки всегда самые вкусные, - добавила бабушка. Мальчик выбежал в сад. Все яблони были усыпаны спелыми яблоками, но он подбежал к ограде сада, где росла молоденькая яблонька, которую он посадил сам. Три крупных красных яблока висели на дереве, как яркие игрушки.

Бабушка, пить, - послышался жалобный голос. - Сорви мне одно красное яблочко. Мальчик выглянул за ограду и увидел на дороге бабушку с двумя внучками.

Не капризничай. Это не наши яблоки, - сказала бабушка.

В этот момент мальчик вспомнил слова ручек. Он сорвал яблоко и протянул его малышке. Прижав яблоко к груди, она прошептала: «Спасибо». Старшая девочка облизнула пересохшие губы. Тогда мальчик сорвал два последних яблока: одно - для бабушки, а второе - для старшей девочки.

Сладкие были яблоки, сынок? - спросила мама позже.

Самые сладкие, - ответил мальчик.

Вопросы и задания:

Почему мальчик отдал все яблоки бабушке и внучкам? Как бы вы поступили на его месте?

  • Почему мальчик сказал, что яблоки были самые сладкие, если он их не пробовал?
  • Часто ли вы делитесь с другими людьми чем-то необходимым для вас?
  • О чем говорят вам ваши руки?
  • Нарисуйте свои руки и напишите под рисунком все, о чем руки рассказали вам.

Самая мягкая подушка

Чем меньше времени оставалось до ночи, тем чаще вздыхал богач, тем тоскливее становился его взгляд. Вот уже третий год жадного богача мучила бессонница. Врачи прописывали ему таблетки, массажи и теплые солевые ванны. Все было бесполезно. Богач сменил множество диванов, кроватей, но ничего не помогало.

Старый слуга, видя мучения своего хозяина, сказал однажды:

Надо вам найти такого человека, кто спит крепко и сладко, и купить подушку, на которой он спит. Тогда сон и к вам вернется.

Иди и найди мне такую подушку, - обрадовался банкир.

У всех знакомых и друзей банкира были проблемы со сном. Тут вспомнил слуга, что в его родной деревне люди всегда спали крепко и сладко, и поехал туда.

Приехал он в деревню в воскресенье, рано утром. Вылез из кареты, пошел по улице и вдруг услышал громкий храп, который раздавался из покосившегося дома. Долго барабанил слуга в дверь. Наконец вылез на крыльцо мужичок и говорит:

Что ж ты, бессовестный, в воскресный день поспать человеку не даешь?

А ты бессонницей не страдаешь? - спрашивает слуга.

Чем глупости спрашивать, лучше иди своей дорогой! - рассердился мужичок. - Милый человек, продай мне свою подушку. Я дорого заплачу. Может, она моему хозяину поможет уснуть, а то он совсем от бессонницы измучился, - попросил слуга.

Усмехнулся мужичок и отвечает:

А у меня нет подушки-то. Я и так крепко сплю. Говорят, самая мягкая подушка - это чистая совесть . Пусть твой хозяин ее испробует.

Вопросы и задания:

Как вы думаете, почему богача мучила бессонница?

  • Как вы думаете, все ли богачи спят плохо?
  • Если у вас в жизни происходят какие-то неприятности, как это отражается на вашем сне?
  • Как вы думаете, почему в некоторых людях совесть спит?
  • Как вы думаете, в каждом ли человеке есть совесть?
  • Перечислите качества характера совестливого человека.
  • Придумайте сказочное средство от бессонницы.
  • С чем бы вы могли сравнить чистую совесть? Нарисуйте чистую совесть в каком-либо образе.

Обиды, записанные на камнях

Злая обида

Два друга целый год искали золото и, наконец, нашли золотой самородок. По дороге в город друзья заночевали в кустах возле дороги. Старший быстро уснул, а младшему не давала уснуть лихорадка. Вдруг он тихонько вынул из сумки самородок и бросился бежать по дороге. Когда старший друг обнаружил, что самородок украден, он проклял своего товарища и решил никогда больше не заводить друзей.

Старший друг вернулся на прииск и через неделю снова нашел самородок. При виде золота обида на друга еще сильнее вспыхнула в нем, и лицо его стало еще угрюмее. Угрюмец, так прозвали его люди. Прошли годы. Угрюмец стал нищим стариком. Богатство он истратил. Семьи и друзей у него не было, и он никому не верил. Угрюмец жил в старой избушке, а днем просил милостыню. Однажды какой-то прохожий положил перед ним кошелек с монетами.

«Видно, обокрал кого-то, а хочет, чтобы обвинили меня», - в страхе подумал Угрюмец и выкинул кошелек в канаву. В другой раз прохожий поставил перед Угрюмцем корзину с едой.

«Видно, отравить меня хочет», - злобно подумал Угрюмец и кинул еду собакам.

Вскоре тот же прохожий остановился перед Угрюмцем и воскликнул:

Друг, когда-то я украл твою долю золота. Совесть замучила меня. Я вернулся тайно и ночью подбросил золотой самородок, чтобы ты снова нашел его. Позже я разбогател, но никогда не забывал о тебе. Много раз я пытался помочь тебе, но ты всегда отвергал мою помощь. Почему?

Я никогда не прощу тебя, - злобно пробормотал Угрюмец.

- Обиды записывай на песке, а не на мраморе, - горько проговорил бывший друг и ушел.

Вопросы и задания:

Почему младший друг не мог всю жизнь забыть старшего?

  • Умеете ли вы прощать обиды?
  • Есть ли такие обиды, которые нельзя прощать?
  • Что прощение дарит человеку; как обида, наоборот, мешает ему в жизни?
  • Почему во многих религиях существуют дни прощения, когда люди должны прощать все обиды?
  • Закройте глаза и вспомните какую-либо обиду, которую вам никак не удается забыть. Затем мысленно постарайтесь пожалеть своего обидчика.

Что важнее

Когда муравьишки подросли, папа муравей сказал им:

Сегодня, дети, вы отправитесь за добычей. Будьте осторожны и не уходите далеко.

Не волнуйся, папа, я не заблужусь и принесу самую сладкую ягоду, - сказал один муравьишка.

Я принесу соломинку большую, как целое бревно, - похвастался другой.

А я принесу соломинку вместе с ягодой, - заявил третий.

Только четвертый муравьишка промолчал.

Дела говорят громче, чем слова, запомните это, - сказал папа, и муравьишки убежали.

Первый муравьишка вернулся через час.

Папа, мою ягоду муха съела, - пожаловался он.

Второй муравьишка прибежал через два часа и сердито объяснил:

Папа, какой-то жук забрал мою соломинку.

Четвертый муравьишка вернулся вечером. Он принес соломинку с нанизанными на нее ягодами и привел своего третьего братца.

Папа, я нашел соломинку, а потом еще ягоды, - доложил он. - Когда я подходил к муравейнику, услышал, как из ямки кто-то на помощь зовет. Это был мой братец. Я спустил соломинку и вытащил его.

Если бы я не упал в ямку, я бы принес... - пролепетал третий муравьишка.

Лучше завтра на деле докажи, на что ты способен, - перебил его папа. - Дела говорят громче, чем слова!

Вопросы и задания:

Почему четвертый муравьишка ничего не обещал, но сделал больше, чем его братья?

  • Выполняете ли вы свои обещания? Какие обещания вам трудно выполнять, а какие - нет?
  • Расскажите о каком-либо поступке родителей, который сказал вам больше, чем слова.
  • Как вы думаете, почему делать труднее, чем говорить?
  • Сделайте какое-либо дело для друга или для мамы, ничего не рассказывая об этом заранее. Затем расскажите, как отреагировал ваш друг, когда увидел то, что вы сделали.

Материнское сердце

Однажды учитель сказал своему ученику:

Ты должен покинуть школу и вернуться домой, к матери.

Почему, учитель? Разве я плохо учусь? - удивился юноша.

Ты учишься хорошо, но есть глубина чувств, которым нельзя научиться в школе, - ответил учитель.

Учитель, разве глубина чувств зависит от места? - возразил ученик.

Учитель ничего не ответил. Вздохнув, ученик собрался и отправился домой. Мать уже давно не писала ему писем, но ученик был занят и не мог ее навестить. Родной дом встретил юношу запустением.

Твоя матушка мечтала обнять тебя перед уходом, - грустно сказала соседка.

Почему в последнем письме она написала мне, чтобы я не беспокоился? - удивился юноша.

Мать всегда оберегает своих детей от проблем, - заметила соседка.

Она показала юноше могилу матери. Сын склонился к земле и воскликнул:

Прости, мама, что не смог приехать к тебе раньше!

Горько стало юноше, что не скажет ему мать слов прощения. Поцеловал он могильный камень и заплакал. Вдруг камень раскололся, и сквозь трещину на глазах изумленного юноши пророс нежный цветок. Юноша протянул руку, и цветок погладил его лепестками, словно утешая и прощая. Юноша вернулся назад и рассказал учителю все, что с ним произошло.

Теперь ты понял, что ничто не сравниться с глубиной материнских чувств, -ласково сказал учитель. - Материнское сердце подобно колодцу, на дне которого всегда найдется прощение.

Вопросы и задания:

Как вы думаете, всегда ли мать прощает своих детей?

  • Как помогает детям материнская любовь?
  • Расскажите о лучших качествах характера своей мамы.
  • Расскажите, как ваша мама утешает вас?
  • Как вы думаете, может ли мать помочь своим детям и утешить их, если ее душа находится на Небесах?
  • Нарисуйте цветок материнской любви.

Хорошо, что у каждого есть мечта

Ангелы-хранители, окончив небесную школу, нашли себе людей, которых они стали охранять. Одни выбрали родных, другие - несчастных или больных людей. Только один молодой ангел не смог выбрать никого.

Сначала я хотел помочь человеку, у которого мечта долго не исполняется, - сказал молодой ангел. - Но многие люди даже не хотят, чтобы их мечты исполнились. Моряк, плывущий на корабле, мечтал о земле. Я спустился на корабль и спросил моряка:

Хочешь, я превращу тебя в крестьянина? Ты будешь спокойно жить на земле. - Я мечтаю увидеть землю, но никогда не расстанусь с морем! - ответил мне моряк.

Мечта помогает человеку стремиться вперед. Моряк любит море, но мечта ведет его корабль сквозь бурю к берегу, - объяснил старший ангел.

Потом я хотел помочь человеку, у которого нет мечты. Но оказалось, что как только у человека исполняется одна мечта, он тут же начинает мечтать о другом.

Без мечты жизнь потеряла бы смысл, - заметил старший ангел. - В конце концов я решил выбрать человека с несбыточной мечтой, чтобы утешить его, - продолжил рассказ молодой ангел. - Я выбрал мальчика. Он взлетал на качелях и мечтал о крыльях.

Я рад, что ты нашел себе человека, - улыбнулся старший ангел.

Но его не нужно утешать! - воскликнул молодой ангел. - Когда мальчик мечтал, его душа взлетала к небесам. Я понял, что когда-нибудь он станет ангелом.

Хорошо, что у каждого есть мечта, - задумчиво проговорил старший ангел. - Я назначаю тебя хранителем мечты. Следи, чтобы мечта всегда жила в сердце человека.

Вопросы и задания:

Как вы думаете, каждому ли человеку нужна мечта?

  • Почему ангел не нашел человека, у которого не было мечты?
  • Расскажите, о чем вы мечтаете.
  • Как вы думаете, у каждого ли человека есть ангел-хранитель?
  • Нарисуйте свою мечту в виде какого-нибудь образа.

Попросите друзей угадать по вашему рисунку, о чем вы мечтаете.

Кто самый высокий

Жили-были два друга. Первый был очень высоким, на голову выше других людей. Он всегда все видел издалека. Поэтому он всегда первым получал угощение и первым спасался от опасности. Второй друг был маленьким и простодушным. Его высокий друг часто смеялся над ним и называл его коротышкой. Но второй друг не обижался на своего товарища и всегда делился с ним всем, чем мог. Впрочем, он делился с каждым, кто встречался на его пути. Состарились друзья, умерли и попали на небеса. Ангел остановил их у ворот рая и сказал, что сначала он отведет в рай самого высокого из них.

Я был самым высоким на земле, и везде был первым, и всегда первым успевал всюду, - гордо сказал высокий друг. А маленький, вздохнув, сказал, что он ничем особенным не выделялся. Но ангел почему-то взял за руку маленького друга и повел его в рай.

Постойте, вы что-то напутали. Мой рост намного больше, можете измерить, - закричал высокий и достал из кармана линейку.

Здесь, на небесах, рост человека меряется не линейкой, а его добрыми делами.

Физический рост человека определяется расстоянием его головы от земли; нрав-

ственный же рост - расстоянием от головы до неба. Твой друг вырос за свою жизнь в тысячу раз, а твой рост не изменился, - улыбнувшись, объяснил ангел.

Вопросы и задания:

Почему ангел повел в рай невысокого друга?

  • Как вы думаете, что в жизни человека является самым важным?
  • Представьте, что вы изобретатель, и вам необходимо изобрести измеритель нравственного роста человека. Расскажите о своем изобретении и нарисуйте его.
  • Расскажите о человеке, нравственный рост которого кажется вам очень большим.
  • Какие нравственные качества вы хотели бы приобрести в течение жизни?
  • Перечислите все нравственные качества, которые есть у ваших родителей.
  • Предложите детям все нравственные качества их друзей в виде солнышка с лучами.
  • Дети встают в круг. Каждый по очереди говорит, какой у него рост и на сколько сантиметров он подрос за год. Например, ребенок подрос на пять сантиметров, значит, он должен вспомнить и рассказать о пяти добрых делах, которые сделал за это время.

С древних времён многие народы используют притчи как быстрый и эффективный способ воспитания в детях основных жизненных понятий и ценностей. Поскольку притча представляет собой коротенькое повествование, ребёнку хватит терпения дослушать его до конца. А увлекательная форма и интересные, понятные герои донесут до маленького непоседы: что такое добро и зло, что такое любовь и уважение к старшим, а также множество других столь важных вещей.

Очень важно, что притча не осуждает отрицательного героя, не высмеивает его недостатки, но при этом всё равно указывает на них, так что ребёнок понимает, как можно поступать и как делать нельзя.

Истории, лежащие в основе каждой притчи, рассказывают детям на понятном для них языке, что такое реальная жизнь и какие на этом сложном пути могут встретиться трудности. А самое главное, в каждой притче можно найти далеко не один выход из сложившейся ситуации.

К сожалению, многие родители считают, что на раннем этапе развития их чадо не способно воспринимать притчи как таковые. Это мнение ошибочно. Притчи можно начинать читать ребёнку с пелёнок. Конечно, сначала он может не понять их истинный смысл, однако на уровне подсознания след останется в любом случае.

Короткие притчи для детей

Уже начиная с раннего возраста притчи способствуют формированию у маленькой личности правильного отношения к миру, себе и своим поступкам. Интересно и то, что в процессе формирования этого отношения, ребёнок начинает понимать, что нужно ценить то, что имеешь.

Чтение коротких притч даёт детям возможность разделить радость и печаль с их героями, а это, в свою очередь, научит ребёнка сопереживанию, состраданию и милосердию.

Добрые притчи избавят ребёнка от тревожных мыслей, разовьют в нём уверенность в своих силах, помогут отказаться от проявлений жадности, бахвальства. Короткие притчи способны в доступной форме показать малышу, что зависть - это плохо, и если он чего-то хочет, то нужно для этого работать и добиваться своего. Естественно, что под «работой» в таком возрасте, подразумевается хорошее поведение, послушание, учёба и так далее.

В раннем возрасте, примерно до шести - семи лет, короткие притчи как нельзя лучше подойдут для чтения детям. Воспринимать ребёнку их легко, но одновременно воображение рисует красочные картинки и обогащается словарный запас. Вы совсем скоро заметите, что ребёнку всё легче выражать свои мысли, он уже не так часто бросается в драки во дворе, а пытается решить конфликтные ситуации словесно.

В короткой, на первый взгляд, истории заложено столько глубоко смысла… Говоря простыми словами, они демонстрируют ребёнку, что жизнь многогранна, а делить то или иное событие на плохое или хорошее бессмысленно. Обдумав любую ситуацию, её можно обернуть в свою пользу, а ситуаций безвыходных не существует по определению.

Притчи для детей: читать

Все мы знаем, как полезно читать детям книги, а особенно притчи. Давайте разберёмся почему. Как известно, все психологи и педагоги безоговорочно сходятся, во мнении, что читать ребёнку притчи просто необходимо. В отличие от сказок, которые во многом искажают действительную реальность тем, что герои их - говорящие животные, а часто и вовсе вымышленные создания, притчи передают реальность максимально правильно, герои их являются вполне реальными людьми, поступки их мы можем каждый день наблюдать и в своей жизни тоже. Кроме этого, многие педагоги считают, то чтение притч уместно ещё на уровне внутриутробного развития, возможно, это миф, однако ничего плохого такая практика не принесёт.

Вместе с уже упомянутым благотворным влиянием чтение притч детям способно привнести в нашу жизнь:

  • Гармонию во взаимоотношениях со своим любимым чадом. Подумайте и ответьте честно себе на вопрос: «Много ли времени я уделяю внутреннему миру своего ребёнка?» К сожалению, бешеный ритм жизни, когда мы вынуждены много работать для того чтобы обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье, редко позволяет нам
  • побеседовать с ребёнком «по душам». Зачастую мы лишены возможности рассказать малышу, что хорошо, а что плохо, проанализировать и сделать выводы из произошедшей ситуации в садике, во дворе, в школе и так далее. Всё общение современных родителей и их детей сводится к совместным походам в магазин за очередной игрушкой. Таким образом, многие папы и мамы успокаивают свою совесть и ошибочно полагают, что этого достаточно. А ведь семейная традиция читать вместе притчи по вечерам даст вам гораздо больше.
  • Ребёнок успокаивается и получает ответы на свои вопросы. Не стоит думать, что маленький ребёнок лишён переживаний, напротив, он находится в том возрасте, когда в его душе происходит смятение, а разум непрерывно работает, пытаясь самостоятельно постичь тайны мироздания, естественно на более примитивном уровне, чем это происходит у взрослого человека. Помогите своему малышу! Читайте ему короткие притчи, давайте ему ответы и пищу для дальнейших размышлений.
  • Развивается интеллект ребёнка. Чаще читайте маленькому человечку короткие притчи на ночь, перед сном состояние его расслаблено, он спокоен и информация воспринимается лучше всего. Вместе с ребёнком попробуйте обсудить прочитанное, внимательно выслушайте его мнение. Обратите внимание, что язык притч прост и понятен, вскоре на этом уровне заговорит и ваш малыш! А вам останется только удивляться тому, какой он рассудительный и что разговаривает как взрослый.
  • Привитие ребёнку любви к чтению. Опять же, в противовес сказкам, притчи ведут повествование о жизни взрослых людей. Поэтому детям интереснее читать их, а не сказки. Любовь к чтению трудно переоценить, к тому же она отрывает детей от телевизора, планшета и прочих «изъянов» современного века. Не упустите время, читайте притчи детям, пока они в раннем возрасте, потом может быть поздно, так как ребёнок будет подвержен влиянию высоких технологий, книги будут заброшены, ценности искажены, и вы уже ничего не сможете сделать.
  • Развитие у ребёнка фантазии, аналитического мышления и способности с достоинством выходить из ситуаций, пусть даже самых трудных. На примере главных героев, притча рассказывает малышам, как вести себя с друзьями и со старшими людьми, а также как искать пути решения спорных моментов. Так в сознании ребёнка формируется модель отношений и поведения с разными людьми, он начинает понимать рамки дозволенного.

Мудрые притчи детям

Как бы банально это ни звучало, в притчах заложена вековая мудрость, копившаяся не одно поколение. Не многие из нас способны подобрать слова и так же коротко и точно передать смысл того или иного назидания.

Мудрые притчи покажут ребёнку истинный смысл и ценность жизни, научат, что благие дела по отношению к другим людям несут пользу, а прежде всего - ему самому. Как ни странно, дети расположены к такому восприятию лучше, чем любой взрослый, наверное, от того, что разум и сознание их ещё не засорены представлениями современного общества.

Поучительные притчи для детей

Поучительные притчи продемонстрируют юному исследователю мироздания, что всё тайное обязательно становится явным и что зло обязательно будет наказано.

Ребёнок научится смотреть на свои поступки глазами другого человека как бы со стороны. Со временем он поймёт, что прежде чем совершить какое либо деяние, нужно подумать: а не нанесёт ли оно вред его товарищу или просто случайному прохожему. Кроме этого, притча поможет малышу с осознанием того, что некоторые свои желания нужно отодвигать на второй план, а некоторых и вовсе опасаться и бороться с ними.

Конечно, читать ли в принципе своему крохе притчи или сказки - решать только вам. Однако ещё в его раннем возрасте стоит испробовать несколько путей общения с ребёнком для того, чтобы помочь ему освоиться в мире полном противоречий, ложных суждений и тщеславия.

Не пропусти остроумные, мудрые и поучительные притчи о дружбе. Каждая из них - бесценная жемчужина авторского или народного творчества. И каждая заставит Тебя улыбнуться и задуматься о ценности верной дружбы.

Читай короткие притчи о дружбе и преданности до конца. Обещаю, Ты не пожалеешь ни одной потраченной минуты!

Гвозди

Поучительная притча о дружбе для детей. Короткая история о злом мальчике и его отце расскажет Тебе, как важно сдерживать гнев и не обижать друзей.

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:

Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.

Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья - это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце. Старайся не ранить их...

Цезарь и лекарь

Потрясающая притча о Цезаре и его преданном лекаре еще раз напомнит Тебе: никогда не сомневайся в друзьях, если ваша дружба проверена годами.

У Цезаря был единственный человек и друг, которому он доверял: это его лекарь. Более того, если болел, лекарства принимал, только когда лекарь собственноручно подаст ему.

Однажды Цезарь не очень хорошо себя чувствовал, он получил анонимную записку: «Бойся самого близкого друга, своего лекаря. Он хочет тебя отравить!» А через некоторое время пришел лекарь, и подал Цезарю лекарство. Цезарь подал другу полученную записку и, пока тот читал, выпил до капельки лекарственную смесь.

Лекарь застыл в ужасе:

Повелитель, как мог ты выпить то, что я дал тебе, после того, как ты прочел это?

На что Цезарь ответил ему:

Лучше умереть, чем усомниться в своем друге!

Сколько человеку необходимо друзей?

Как думаешь, сколько надо иметь друзей, чтобы чувствовать себя счастливым? Одного, двух, а может быть, несколько десятков? Интересная притча о дружбе от Бориса Крумера метко ответит на этот риторический вопрос и поможет расставить все точки над «і».

Ученик пришёл к Учителю и спросил его:

Мастер, сколько друзей должно быть у человека - один или много?

Всё очень просто, - ответил Учитель, - сорви мне вон то красное яблоко с самой верхней ветки.

Ученик задрал голову и ответил:

Но оно очень высоко висит, Учитель! Мне не достать.

Позови друга, пусть он поможет тебе, - ответил Мастер.

Ученик позвал другого ученика и встал ему на плечи.

Мне всё равно не достать, Учитель, - сказал огорчённый ученик.

У тебя больше нет друзей? - усмехнулся Учитель.

Ученик позвал ещё приятелей, которые кряхтя стали взбираться друг другу на плечи и спины, пытаясь построить живую пирамиду. Но яблоко висело слишком высоко, пирамида рассыпалась, и ученик так и не смог сорвать вожделенное яблоко.

Тогда учитель подозвал его к себе:

Ну, ты понял, сколько человеку нужно друзей?

Понял, учитель, - сказал ученик, потирая ушибленный бок, - много - чтобы все вместе мы смогли решить любую проблему.

Да, - ответил Мастер, огорчённо покачивая головой, - действительно, нужно много друзей. Чтобы среди всего этого сборища гимнастов нашёлся хотя бы один умный человек, который догадался бы принести лестницу!

Самое ценное

Задумывался ли Ты, дорогой друг, что в жизни ценнее всего? Ответ найдешь в следующей притче о дружбе. Уверен, он Тебя не разочарует.

Один человек в детстве был очень дружен со стариком-соседом.

Но время шло, появился колледж и увлечения, затем работа и личная жизнь. Каждую минуту молодой мужчина был занят, и у него не было времени ни вспомнить о прошлом, ни даже побыть с близкими.

Однажды он узнал, что сосед умер - и неожиданно вспомнил: старик многому научил его, стараясь заменить мальчику погибшего отца. Ощутив свою вину, он приехал на похороны.

Вечером, после погребения, мужчина зашёл в опустевший дом покойного. Всё было так, как и много лет назад…

Вот только маленькая золотая коробочка, в которой, по словам старика, хранилась самая ценная для него вещь, исчезла со стола. Подумав, что её забрал кто-то из немногочисленных родственников, мужчина покинул дом.

Однако через две недели он получил посылку. Увидев на ней имя соседа, мужчина вздрогнул и открыл коробку.

Внутри лежала та самая золотая коробочка. В ней оказались карманные золотые часы с гравировкой: «Спасибо за время, что проводил со мной».

И он понял - самым ценным для старика было время, проведённое со своим маленьким другом.

С тех пор мужчина старался как можно больше времени уделять жене и сыну.

Жизнь измеряется не количеством вдохов. Она измеряется количеством моментов, которые заставляют нас задержать дыхание.

Время утекает от нас каждую секунду. И его нужно тратить прямо сейчас.

Перед Вами удивительная книга: «Маленькие притчи для детей и взрослых. Том 1», написанная российским писателем, поэтом и драматургом – монахом Варнавой (Саниным).

Притчи – это особый жанр, который является весьма редким не только в российской, но и во всей мировой литературе. Короткие иносказательные и поучительные рассказы дают возможность человеку взглянуть на свои недостатки со стороны, задуматься о вечных ценностях, помогают находить ответы на разные вопросы нашего бытия.

Монах Варнава (Евгений Санин), создав в своих притчах удивительный сплав высокой духовности и нравственности с народной мудростью, одновременно сумел написать их очень емким, увлекательным, доходчивым языком, что позволяет читать эти поучительные истории не только взрослым, но и детям.

НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ

У видел омут на берегу прекрасную лилию. И решил, во что бы то ни стало, завладеть ею.

Чего он только не предлагал красавице: покататься на его быстрых волнах, ласковую прохладу воды в нестерпимый зной и целый водоворот всевозможных развлечений и удовольствий.

Заколебалась красавица.

Заметил это безнадежно любивший ее жучок и принялся отговаривать:

— Погубит он тебя! Пропадешь!

Только куда там!

— Он такой сильный, красивый и весь какой-то таинственный… – возражала лилия. – Нет, пожалуй, я все же приму его предложение!

— Ах, так? – вскричал жучок. – Ну тогда смотри, что ждет тебя, если ты сделаешь это!

И он, сложив крылья, бросился на поверхность водоворота, который тут же безжалостно закружил, завертел его, и вскоре навсегда исчез из глаз лилии, только теперь понявшей, что такое настоящая любовь…

ЗАВИСТЬ

П ришла зависть в магазин с денежкой хлебца купить.

Глядит, а там мужик пирог за рубль покупает…

Так и выскочила зависть из магазина!

Решила она тогда хотя бы воды попить из колодца. Взяла самую большую бадью, чтобы ей все завидовали!

А у колодца жена мужика – ведра легкие, коромысла расписные…

Бросила зависть свою бадью, и ну совсем из деревни бежать – без еды, без питья…

Легла она на пригорке, что повыше, и стала завидовать самой себе, что было время, когда она никому не завидовала…

ГОРДЫЙ ВЕТЕР

З агасил ветер свечу и возгордился:

— Я теперь всё погасить могу! Даже солнце!

Услыхал его мудрый мужик, сделал ветряную мельницу и сказал:

— Эка невидаль – солнце! Его и ночь погасить может. Ты попробуй вот это колесо останови!

И, что есть силы, раскрутил большое, тяжелое колесо.

Дунул ветер раз, дунул другой – а колесо-то не останавливается. Наоборот, чем больше он дул, тем сильнее оно крутилось.

Потекла в мешки умного мужика мука, и стал он жить: сам в достатке, и бедных не забывать!

А ветер, говорят, до сих пор на это колесо дует. Где именно? Да всюду, где только есть место гордыне!

ПОКАЯНИЕ

У пал человек в глубокую пропасть.

Лежит израненный, погибает…

Прибежали друзья. Попытались, держась друг за друга, к нему на помощь спуститься, да сами в нее чуть не свалились.

Пришло милосердие. Опустило в пропасть лестницу, да – эх!.. – не достает она до конца!

Подоспели добрые дела, сделанные когда-то человеком, бросили вниз длинную веревку. Но тоже – коротка веревка…

Так же тщетно пытались спасти человека: его громкая слава, большие деньги, власть…

Наконец, подошло покаяние. Протянуло оно руку. Ухватился за нее человек и… вылез из пропасти!

— Как это тебе удалось? – удивились все.

Но покаянию некогда было отвечать.

Оно спешило к другим людям, спасти которых могло только оно…

СОВЕСТЬ

Р аз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

На четвертый он решил избавиться он нее. Да не на день или два – навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал…

— Давай, – говорит, – совесть, в прятки играть!

— Нет, – говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

— Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

— Ладно, – говорит, – выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ – молчание.

Спустился он в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

Зарыдал человек: – Как же я теперь без совести жить-то буду?

— Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

КТО СИЛЬНЕЕ?

Ш ли по дороге добро и зло. Навстречу им – два мужика.

— Давай, – говорит зло, – испытаем, кто из нас сильнее?

— Давай! – согласилось не умеющее возражать добро. – А как?

— А пусть за нас два этих мужика поборются, – говорит зло, – я сделаю одного из них сильным, богатым, но злым!

— Хорошо! – говорит добро. – А я другого – слабым и бедным, но добрым!

Сказано – сделано.

Вмиг один человек оказался на коне, в богатой одежде. А другой – в лохмотьях, да еще и с клюкой…

— Прочь с дороги! – закричал на него превращенный в богача, огрел плетью и поскакал скорее домой – деньги считать.

Сделанный бедным вздохнул и молча поплелся следом.

— Ага! – обрадовалось зло. – Понятно теперь, кто из нас сильнее?

— Погоди, – говорит добро. – У тебя все легко и быстро, но ненадолго. А я, если что делаю, то – навсегда!

А было вот что. Долго ли, нет, шел бедный, только вдруг видит – лежит под упавшим на него конем богатый и никак подняться не может. Хрипит уже, задыхается…

Подошел к нему бедный. И так ему погибавшего жалко стало, что откуда только сила взялась! Отбросил он клюку, поднатужился и – помог несчастному освободиться.

Прослезился богатый. Не знает, как и благодарить бедняка.

— Я, – говорит, – тебя плеткой, а ты мне жизнь спас! Идем ко мне жить. Ты мне теперь вместо брата будешь!

Ушли два мужика. А зло и говорит:

— Что же это ты, добро? Обещало сделать своего мужичка слабым, а он вон какого тяжелого коня поднять смог! Коли так – то я победило!

А добро и спорить не стало. Ведь оно не умело возражать – даже злу.

Но с тех пор добро и зло вместе не ходят. А если и идут по одной дороге – то только в разные стороны!

СТАРАЯ ДОРОГА

Н е стало у проселочной дороги сил людей на себе носить.

Сто лет топчут ее, топчут: пора и на пенсию – про пенсиюона от тех, кто по ней всю жизнь прошагал, знала. Да и кому она нужна: теперь все больше шоссе да асфальты в моде!

Свернулась дорога калачиком и легла отдыхать в сторонке.

Вышли люди наутро: нет дороги!

Как быть? Что делать?..

По асфальту не пройти – не выдержал асфальт весенних ручьев, весь растрескался, и теперь до осени перестилать его будут.

Шоссе – тоже мягкое, вязкоена жаре. Так подошвы к нему и прилипают.

Увидала это дорога, вздохнула и – ничего не поделаешь! – стала снова людям служить.

АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ

У знали акварельные краски, что их собираются разбавлять водой, и возмутились:

— Да что мы, сами не справимся?

— Нет, – сказала, устав тереться по сухим краскам, даже самая мягкая кисточка.

— Не справитесь! – подтвердила повидавшая немало на своем веку бумага.

А художник ничего не сказал.

Он развел краски водой и нарисовал картину.

Такую, что все остались довольны.

И в первую очередь, сами акварельные краски!

ДВА БОГАТЫРЯ

Е хал по полю богатырь.

Шлем, латы, щит, копье, булава да еще меч в ножнах…

Навстречу – старец монах.

Вылинявшая скуфейка на голове, заплатанный подрясник, а в руках – четки.

— Будь здрав, честный отче!

— И тебе, детинушка, не хворать! Куда путь держишь?

— На войну. А ты?

— А я и так на войне. Мне ее, как тебе, и искать не надо!

Посмотрели друг на друга с пониманием два богатыря.

И заторопились спасать Русь от видимых и невидимых врагов!

ИКОНА

К осились в музее картины на икону и ничего не понимали:

— И зачем ее среди нас повесили? Ни ярких красок, ни красоты движения, ни живости изображения! Верно, черный квадрат?

Но черный квадрат ничего не отвечал. За молчанием он скрывал свою полную пустоту и поэтому слыл самым мудрым и даже таинственным. К тому же, благодаря своей цене, он был очень богат, и поэтому еще более уважаем.

Сама же икона была очень огорчена. И совсем не этими пересудами в свой адрес. А тем, что люди шли мимо и просто смотрели на нее.

А она ведь была создана не для того, чтобы на нее смотрели, а чтобы перед нею – молились!

МОЛОТОК-КОСМОНАВТ

Р ешил молоток в космос слетать.

Другие летают – а я чем хуже? Заодно и звезды к небу приколочу, чтобы крепче держались да не так часто падали!

Может быть, и слетал бы, но только не знал: как туда подняться и где взять свободного времени.

Так и работал он без устали днем. А ночью смотрел в окно на падающие звезды и вздыхал: эх, меня там сейчас нет!..

И зря вздыхал.

Он и на земле очень был нужен…

СТУЛ-САМОЗВАНЕЦ

П оставили стул на стол, когда окна мыли, а убрать позабыли. Тот и возгордился.

— Я, – говорит, – теперь самый главный в доме!

И велел всем вещам называть себя троном.

Услыхала это муха. Села на стул и говорит:

— Я теперь царица, раз на троне сижу!

Хлопнула мухобойка муху и объявила, что в доме – государственный переворот.

Неизвестно, чем бы все это закончилось, только пришла хозяйка. Она поставила стул на место, присела на него передохнуть и ничего не сказала.

Но все вещи и так знали: вот теперь в доме порядок!

КРАН

Р асхвастался кран:

— Если б не я, все бы в доме умерли от жажды!

А как с этим поспоришь? Все видят, что из него и правда вода течет.

Только однажды случилась где-то авария. Пришли мастера и перекрыли воду.

Крутили-крутили после этого кран: нет воды!

И тогда все догадались, что не в кране всё дело.

А самое главное, что и он это понял. Потому что сам едва не умер тогда от жажды!

БЕДНАЯ КРОШКА

П ошла бедная крошка к кружке – милостыню просить.

— Подай, ради Христа! Мы же ведь почти однофамильцы, а может быть, даже и родственницы!

— Иди к крышке! – дала от ворот поворот кружка. – Мы с тобой если и родственники, то только троюродные. А у вас с ней в названии – только одна буква разницы. Может двоюродной и подаст!

Отправилась крошка к крышке. А та даже с кастрюли не слезла. Так и ответила с высоты:

— Много вас тут всяких ходит! То крынка, то кошка… Нет у меня ничего! Разве не видишь, в какие времена живем? Самим нам с кастрюлей мало. Верно, подруга? – обратилась она к пузатой кастрюле.

Но та до того была полной, что даже и ответить не смогла.

Пошла, несолоно хлебавши, крошка домой. А навстречу ей – молоток. Узнал он про ее нужду и сказал:

— Не горюй, я тебе, чем смогу, помогу!

— Но ведь я же тебе не родственница, и даже фамилии у нас разные! – в слезах прошептала крошка.

— Ну и что? – удивился молоток. – Помогать-то друг другу надо!

И, хоть сам он был совсем не богат, скорей даже беден, дал ей столько всего, что надолго хватило. Много ли крошке надо? А как кончится, велел еще приходить. Хотя не был ни родственником, ни даже однофамильцем!

ЖАВОРОНОК

З аливался жаворонок над полем.

Славил Бога, давшего ему этот прекрасный день, эту прекрасную землю, небо, воздух и саму прекрасную жизнь!

Смотрели люди на крошечную звенящую точку и удивлялись:

— Надо же, такой маленький и так громко поет!

А жаворонок поглядывал иногда вниз на людей и только диву давался:

— Надо же, такие большие и сильные – венцы творения Божьего, и так тихо поют…

ДВЕ ДОРОГИ

В стретились на развилке две дороги. Узкая и широкая.

— Совсем ты себя запустила: вся в острых камнях, колдобинах, колючим тернием заросла! – принялась упрекать широкая узкую. – Твои путники того и гляди помрут от усталости или голода! То ли дело я: красивая, гладкая! Вдоль меня кафе, рестораны, дома со всеми удобствами. Живи – веселись!..

— Что это ты вдруг замолчала? Ведь, судя по твоим словам, живется тебе хорошо! – удивилась узкая дорога.

— Хорошо-то оно хорошо… – вздохнула в ответ широкая. – Да только в конце меня – пропасть. Бездонная, черная, мрачная. Такая, что и описать тебе не могу. Многие люди даже и не подозревают о ней. А те, что знают, только отмахиваются. Видно, всей правды не ведают. А я вот так на эту пропасть насмотрелась, что больше всего на свете боюсь однажды сползти в нее. Ведь это, боюсь, уже будет тогда навсегда! Ну, а ты как живешь?

— Трудно! – вздохнула узкая дорога. – И тем, кто по мне идет, нелегко. Но зато в конце моего пути – гора. И взошедшие на нее такие светлые, радостные, счастливые, что я и описать тебе не могу! И знаешь, я больше всего тоже хочу там оказаться. Ведь это надеюсь – будет уже навечно!

Поговорили дороги и разошлись в разные стороны.

А на развилке той человек остался, который все это слышал.

И вот что странно: до сих пор там стоит, еще думает, на какую ему свернуть дорогу!

ОПАСНАЯ ДРУЖБА

П одружился стог сена со спичкой.

— Не пара она тебе! – говорили ему все. – Держись от нее подальше, а то – далеко ль до беды?

Но он и слушать никого не хотел. Весь день любовался своей подругой. И даже ночью пожелал ее видеть.

Не смогла отказать ему спичка и чиркнула собою о камень…

Пришли утром люди, глядят – от стога лишь темный круг на лугу. А от спички и вовсе ничего не осталось!

ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ

Р ешил злой человек добрым стать.

Помолился Богу и стал добро людям делать.

А зло тут как тут:

— Ну уж нет, я своей добычи никому не отдам!

Улучило момент и заставило человека соделать зло.

Сидит, руки довольно потирает:

— Никуда от меня он не денется!

Но не тут-то было!

Человек после этого только умнее стал. Помолился он вновь Богу, прося защитить его от зла, и с еще большим усердием стал творить добро. А на все уговоры зла не обращал больше никакого внимания.

И пошло зло, дрожа от злобы, с насиженного места.

Да в первый же дом, где не помнят о Боге…

ДУБ И ВЕТЕР

В озмутился молодой дуб:

— Что это ты, ветер, покоя мне не даешь? Все дуешь и дуешь! Траву только гладишь-прихорашиваешь, а на мне вон уже сколько веток обломал!

— Глупый! Это же для твоей пользы! – прокряхтел старый дуб.

— Для моей?! – возмутился молодой дуб, думая, что старик уже выжил из ума. А тот, как ни в чем не бывало, пояснил:

— Эх, молодость, молодость!.. Ветер тебя раскачивает, и твои корни все крепче уходят в землю. Скоро он и меня, чтобы тебе больше солнца было, повалит…

И тогда поблагодарил молодой дуб ветер. И пожалел, что не может отодвинуться в сторону, чтобы не нужно было валить этот старый и мудрый дуб…

РЫЖИЙ ЗАЯЦ

П осмотрел на себя заяц зимой, посмотрел летом и подумал: и что это у меня только две шубки: белая да серая? Пошью-ка я себе рыжую – как у лисы! Во-первых, красиво. А, во-вторых, остальные зайцы меня станут бояться, и вся морковь в огороде будет моя!

Сказано-сделано. Пошил заяц новую шубу и вышел в ней на прогулку.

А как поняла, что это заяц, то еще больше обрадовалась, потому что с утра еще не обедала.

Только самому зайцу стало тогда не до радости.

Насилу лапы унес. Ведь жить всегда больше, чем есть, хочется!

Лисе только облизнуться и осталось. А заяц с тех пор и думать не смел поменять что-нибудь из того, что даровал ему Сам Господь!