Динамические игрушки. Мяч, Динамические игрушки - Игрушки (промышленные товары)

Мяч

Мяч - одна из самых удивительных и универсальных игрушек. Играть с мячом можно в любом возрасте - от младенчества и до старости.

Мячи бывают самые разные - водные надувные, баскетбольные, теннисные, шарики для пинг-понга, спортивные, детские резиновые мячи и огромные мячи для фитнеса - список можно продолжить. Есть также мячи тряпичные (лоскутные народные мячики), валянные из овечьей шерсти или набитые ею, шитые или вязаные мячи, маленькие «сыпучие» мячики «Socks», снежки - мячики из снега, резные и точеные из кости и дерева. Бесспорным достоинством «мягких» мячей является их безопасность при игре в помещении - это специально «комнатные» мячи. Ни обстановка, ни окна, не говоря уже о самих играющих, не пострадают. Мячей не просто должно быть много и разных, а они должны давать как можно более разнообразный опыт для чувственного восприятия. Именно на это стоит обращать внимание при выборе игрушек для ребенка.

Важными особенностями мячей являются величина и прыгучесть. Одни мячи весело прыгают, а другие - грубо долбят; одни мячи приятно держать в руках, а другие особых эмоций не вызывают. Прыгучими могут быть не только резиновые мячи, но и хорошо набитые шерстяные.

Для маленьких детей (от 1 года) мячи открывают большие возможности для детского экспериментирования. Большой мяч может быть легким, а маленький - тяжелым. В папиной ладони помещается большой футбольный мяч, а в детской ладошке - теннисный. Маленький мяч проскакивает между ручками годовалого малыша. И ногой направить мяч к цели не так просто.

Ещё одно увлекательное занятие с мячом - это его катание. Малыши с удовольствием катают мячи с горки и пытаются закатить на горку, бегают с мячом, неся его двумя руками перед собой, стараются сохранить равновесие на одной ноге, чтобы другой толкнуть мяч. Бросают мяч с брызгами в воду, слушают звучащий мяч и звук хлопанья об пол или землю, асфальт или воду.

Постепенно из самодостаточной игрушки мяч становится средством общения. Способность принимать и отдавать мяч как действие становится основой для важной социальной способности принимать и отдавать. Бросать и катать мяч друг другу можно только «договорившись» поиграть.

Позднее появляется желание не просто бросать и катать, а делать это определенным образом или с определенной целью. 6-8-летки сравнивают и обсуждают свойства мячей. К школьному возрасту упражнение в ловкости и меткости приходит к своему апогею. И для достижения совершенства дети без устали упражняются: играют в Socks, чеканят футбольный мяч или всем своим существом направляют мяч в баскетбольное кольцо.

Динамические игрушки

Игрушки, передающие разные виды движения живых существ и механизмов, можно называть динамическими или движущимися игрушками. Большая их часть - традиционные народные игрушки, которые вновь возвращаются в обиход. Самые известные - это так называемые богородские игрушки: кузнецы, клюющие курочки и проч., а также юла, волчок, лошадка-качалка, клоун-акробат, медведь-верхолаз. Есть и современные, идея или принцип действия которых основаны на традиции народной игрушки. Все их можно условно разделить на виды:

Игрушки-каталки (барабанчик с бубенчиками, утенок-барабанщик..);

Крутящиеся (юла, волчок, мобиль,…);

Качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка, …);

Катящиеся (дорожка для катания шариков - кугельбан, мячи, …);

Лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат,...);

Шагающие игрушки (шагающие куклы, «Идет бычок, качается», скачущая белка, ныряющий дельфин и пр.).

Их объединяет то, что все они передают движение и равновесие (отсюда и название - динамические игрушки).

Характерной особенностью можно считать то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). После этого возможно либо наблюдение за движением, либо его развитие и поддержание с помощью собственного усилия. В одних случаях малыш наблюдает его дальнейшее развитие и угасание (волчок замедляет свое вращение, начинает покачиваться и падает, шарики кегельбана катятся по дорожке все быстрее и, добравшись до нижнего этажа, останавливаются и замирают). А есть игрушки, у которых можно непрерывно поддерживать и развивать движение (ребенок сам качается на лошадке, тянет за веревочку сороконожку или ритмично потягивая за один и другой шнур, помогает верхолазу забраться на самый верх и съехать вниз). В отличие от взрослого, ребенок отождествляет себя с движением и оно становится своего рода сюжетом игры ребенка.

Что дают динамические игрушки для развития ребенка? Наблюдая вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малыш в созвучии с её движением заворожено покачивается вместе с ней. В более старшем возрасте ребенок своим телом играет в юлу - раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок. Трехлетний ребенок сидит на корточках перед вертикальной лесенкой, сверху которой кувыркается клоун-акробат, опираясь на ступеньки то ножками, то ручками. Малыш снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз. А спустя какое-то время (недели или месяцы) пробует сам вставать на руки и спрыгивать из этого положения на ноги.

Таким образом, через динамические игрушки ребенок имеет возможность телесно отождествлять себя с разнообразными движениями.

Выбирая динамическую игрушку для ребенка, нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:

Естественность и плавность движения - если у каталки-бабочки западает крылышко «ей невозможно летать»;

Эстетические качества игрушки (формы, цвета, цвет в движении)- живые, органические, природные формы и мягкие цвета и тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия;

Соответствие звука и образа - гусеница, трещащая при движении не формирует истинной картины движения насекомого;

Прочность и ремонтопригодность;

Возможности игрушки расти вместе с ребенком, быть включенными в сюжетные игры в качестве персонажей (человечки, животные) или предметов-заместителей (мяч, волчок).

Игрушки, передающие разные виды движения живых существ и механизмов, можно называть динамическими или движущимися игрушками. Большая их часть - традиционные народные игрушки, которые вновь возвращаются в обиход. Самые известные - это так называемые богородские игрушки: кузнецы, клюющие курочки и проч., а также юла, волчок, лошадка-качалка, клоун-акробат, медведь-верхолаз. Есть и современные, идея или принцип действия которых основаны на традиции народной игрушки. Все их можно условно разделить на виды:

  • - Игрушки-каталки (барабанчик с бубенчиками, утенок-барабанщик..);
  • - Крутящиеся (юла, волчок, мобиль,…);
  • - Качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка, …);
  • - Катящиеся (дорожка для катания шариков - кугельбан, мячи, …);
  • - Лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат,...);
  • - Шагающие игрушки (шагающие куклы, «Идет бычок, качается», скачущая белка, ныряющий дельфин и пр.).

Их объединяет то, что все они передают движение и равновесие (отсюда и название - динамические игрушки).

Характерной особенностью можно считать то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). После этого возможно либо наблюдение за движением, либо его развитие и поддержание с помощью собственного усилия. В одних случаях малыш наблюдает его дальнейшее развитие и угасание (волчок замедляет свое вращение, начинает покачиваться и падает, шарики кегельбана катятся по дорожке все быстрее и, добравшись до нижнего этажа, останавливаются и замирают). А есть игрушки, у которых можно непрерывно поддерживать и развивать движение (ребенок сам качается на лошадке, тянет за веревочку сороконожку или ритмично потягивая за один и другой шнур, помогает верхолазу забраться на самый верх и съехать вниз). В отличие от взрослого, ребенок отождествляет себя с движением и оно становится своего рода сюжетом игры ребенка.

Что дают динамические игрушки для развития ребенка? Наблюдая вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малыш в созвучии с её движением заворожено покачивается вместе с ней. В более старшем возрасте ребенок своим телом играет в юлу - раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок. Трехлетний ребенок сидит на корточках перед вертикальной лесенкой, сверху которой кувыркается клоун-акробат, опираясь на ступеньки то ножками, то ручками. Малыш снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз. А спустя какое-то время (недели или месяцы) пробует сам вставать на руки и спрыгивать из этого положения на ноги.

Таким образом, через динамические игрушки ребенок имеет возможность телесно отождествлять себя с разнообразными движениями.

Выбирая динамическую игрушку для ребенка, нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:

  • - естественность и плавность движения - если у каталки-бабочки западает крылышко «ей невозможно летать»;
  • - эстетические качества игрушки (формы, цвета, цвет в движении)- живые, органические, природные формы и мягкие цвета и тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия;
  • - соответствие звука и образа - гусеница, трещащая при движении не формирует истинной картины движения насекомого;
  • - прочность и ремонтопригодность;
  • - возможности игрушки расти вместе с ребенком, быть включенными в сюжетные игры в качестве персонажей (человечки, животные) или предметов-заместителей (мяч, волчок).

Все эти игрушки имеют одинаковый принцип действия: при сдвигании планок Бельчата шишечками, а Гусята и Цыплята клювиками ударяют по дощечкам, закрепленным на верхних планках. Как видите, и здесь применяется простой механизм богородской игрушки "Кузнецы" .

Прежде, чем делать игрушку, внимательно изучите чертеж, и только тогда приступайте к разметке фигурок персонажей на фанере. Обычно в каждой фигурке имеются слабые места, которые могут сломаться еще в процессе выпиливания или при испытании. Например, у Белочек - лапки, ушки; у Гусят и Цыплят - клювики. Старайтесь при разметке, по возможности, располагать эти элементы вдоль волокон, а при выпиливании следите, чтобы пилочка лобзика двигалась с внешней стороны разметки (чтобы не уменьшались размеры, а, следовательно, и прочность). Особенно внимательно относитесь к разметке и выпиливанию элементов, которые будут при эксплуатации испытывать ударные нагрузки, например, передние лапки Белочек, клювики Гусят и Цыплят. Результат неправильной разметки и выпиливания можно увидеть на примере этой фотографии (Рис. 2.).


Неопытный ученик при разметке не учел направление волокон, да еще и уменьшил размеры клюва при выпиливании. В результате у гусенка (правого) клюв отломался при первом испытании.

К сожалению, качественную фанеру приобрести удается не всегда. Приходится выпиливать из того, что есть. Иногда шпон отслаивается, мелкие элементы выпадают. Особенно часто это наблюдается с изнаночной стороны. Для предупреждения этих случаев, рекомендуется на эту сторону наклеить бумагу, или нанести слой клея ПВА. Эти меры значительно повысят прочность фанеры.

Для изготовления любой из этих игрушек понадобится трехслойная фанера, клей ПВА, шлифшкурка, выпиловочный столик, лобзик, маленькие гвоздики, шило, молоток, электровыжигатель, деревянные планочки.

Последовательность изготовления игрушки "Бельчата" (Рис. 3.)



1. Используя чертеж (Рис. 4), разметить фигурки Бельчат и дощечку, по которой они своими шишками будут наносить удары.
2. Выпилить лобзиком размеченные детали.
3. Отделать фигурки выжиганием или росписью красками.
4. В лапках фигурок проколоть шилом отверстия, в которые должны свободно проходить гвоздики.
5. Закрепить фигурки на планочках, так как это показано на Рис. 3., не забивая гвозди до конца.
6. Испытать игрушку, при необходимости настроить. Убедившись в правильной работе, добить гвозди, не прижимая плотно фигурки к планкам.


Остальные игрушки (гусята и цыплята) изготовляют в аналогичной последовательности, используя соответствующие чертежи (Рис. 5 , Рис. 6.).









При изготовлении любой игрушки желательно вносить свои изменения, улучшающие прочность, отделку, технологию и т.д. На Рис.7. приведены варианты изготовления игрушки цыплята.







Здесь у фигурок цыплят накладные крылья, глазки - из бусинок, вместо дощечки - тарелочка с пшеном. При отделке использована морилка и лак.

Литература:
1. А.П. Журавлева, Л.А. Болотина. Начальное техническое моделирование, Москва, Просвещение, 1982
2. Жукэрий мобиле. "Бобочеий весель"
3. Сайт lobzik.pri.ee

Подвижная игрушка "Кузнецы"

Прежде всего, несколько слов об истории создания этой игрушки.

Еще в ХVII веке в подмосковном селе Богородское, женщина, мать двоих детей, вырезала ножом из деревянной чурочки фигурку человека. Когда ребятишки наигрались, отец отнес ее на базар и продал. Ему заказали новую. Так жена стала вырезать игрушки для продажи, а муж торговать ими. С этого и пошла богородская резьба, которая по сей день славится мастерицами и мастерами, удивляя прекрасным творчеством.

Для богородской резьбы характерно большое разнообразие жанров. Это и фигурки животных и птиц, и занимательные бытовые сцены, и всевозможная игрушка с движением. Используется главным образом мягкая, легкая в работе липа. Мастерство, творческая фантазия многих поколений резчиков передаются в искусстве богородской резьбы из рода в род. Здесь сформировались свои, богородские навыки работы стамеской и ножом, художественная система пластического строения фигур и особенности их декоративной порезки. Создавая игрушки, где персонажи движутся, мастера проявили себя еще и своеобразными конструкторами. Простые приемы - использование смещающихся планок, подвижных деталей, крепящихся на пружинах или веревках, несложные механизмы на кнопках применяются в самых различных композициях, усиливая яркость художественной образности игрушки, делая ее по истине живой.



Большой популярностью во многих странах пользуется богородская игрушка "Кузнецы". При смещении планок в одну и другую сторону фигурки мужика и медведя поочередно наносят удары молоточками по наковальне. Существует много вариантов такой игрушки. Каждый мастер по-своему отражает этот сюжет. Сделать такую игрушку под силу опытному мастеру, овладевшему приемами богородской резьбы, а я предлагаю Вам упрощенный вариант, в котором сохранен принцип действия механизма, но фигурки мужика и медведя выпиливаются лобзиком из фанеры. Такую игрушку в моем кружке делают пятиклассники, мальчики и девочки. Эскизы рисунков для мужика и медведя выполнил мой бывший ученик Лев Волошин, когда учился в 7 классе гимназии и одновременно в художественной школе. Образец такой игрушки показан ниже на фото.


Для изготовления этой игрушки нам понадобятся следующие материалы: трехслойная фанера (примерно размером половину формата А4), две планочки прямоугольного сечения 20x15 мм длиною по 240 мм из любой породы древесины, шесть гвоздиков длиною 10-15 мм и клей ПВА.

Необходимые инструменты и приспособления: выпиловочный столик, лобзик, молоток, шило, электровыжигатель, шлифшкурка средней зернистости, мягкий карандаш, копировальная бумага.


Последовательность работ:

1. Распечатайте на принтере чертеж. Если такой возможности нет, нарисуйте фигурки мужика и медведя по клеточкам 10x10 мм.

2. Подготовьте фанеру: проверьте нет ли сучков, отслоений, механических повреждений и др. дефектов; отшлифуйте лицевую поверхность шлифшкуркой (шлифовать нужно только вдоль волокон!).

3. Закрепите на фанерной заготовке копировальную бумагу (той стороной, где нанесен краситель - к поверхности фанеры!) и чертеж двумя кнопками или маленькими гвоздиками, забив их глубину 2-3 мм. Кнопки или гвоздики расположите так, чтобы можно было приподнять копирку вместе с чертежом и проверить качество разметки. Проследите за тем, чтобы тонкие элементы рисунка (в данном случае ручки молотков) были расположены вдоль волокон, это значительно увеличит прочность изделия.

4. Скопируйте рисунок с помощью мягкого карандаша или непишущей шариковой ручки.

5. Приподняв копирку вместе с чертежом, убедитесь в правильности разметки и только тогда удаляйте кнопки или гвоздики.

6. С помощью лобзика выпилите фигурки мужика и медведя. При выпиливании следите за тем, чтобы пилочка лобзика перемещалась не по линии разметки, а рядом с ней с внешней стороны.

7. Отшлифуйте боковые поверхности выпиленных фигурок, нанесите рисунок с помощью электровыжигателя.

8. Разметьте и выпилите наковальню. Ее можно только отшлифовать, рисунок - по желанию.

9. Закрепите наковальню, придерживаясь размеров чертежа, с помощью клея ПВА и двух гвоздиков на одной из планок.

10. Теперь положите планки так, как показано на чертеже, со смещением 30 мм.

11. В фигурках проколите отверстия для гвоздиков так, чтобы они входили свободно (с небольшим зазором).

12. Закрепите фигурку мужика так, чтобы молоток коснулся наковальни. Гвозди пока не забивайте полностью, возможно их придется вытащить при настройке и забить в другое место.

13. Теперь установите фигурку медведя так, чтобы его молоток был приподнят над наковальней. Обратите внимание! Линии, мысленно проведенные через центры шляпок гвоздиков, должны быть параллельны. Для контроля можно приложить две линейки.

14. Если Вы сделали все правильно, при смещении планок медведь и мужик будут наносить удары по наковальне своими молотками. И, только убедившись в правильной работе игрушки, забейте гвозди, но не очень плотно, чтобы не прижать фигурки к планкам.

Литература:

1. Елкин. Дерево рассказывает сказки. Москва, Просвещение,1978.
2. Художественные промыслы Подмосковья. Московский рабочий, 1982.
3. М.Г. Черейская. Альбом "Русский сувенир". Ленинград, "Аврора", 1978.
4. С.Г. Рыхлицкий. Изготовление игрушек на уроке. Журнал "Школа и производство, №5, 2005.

Игрушка "Клюющие курочки"
своими руками

В моем беззаботном детстве была такая любимая игрушка: нажимая на рычаги, можно было привести в движение двух курочек: они "клевали" по зернышку, по очереди.... Ничего особенного, так, баловство, однако эта немудреная игрушка завораживала, заставляла двух бедных птиц клевать и клевать...

Давно я не видела такую забаву в детских магазинах. Этот мастер-класс поможет сделать ее своими руками.

Вам потребуется:
- плотный картон или фанера (ДВП) толщиной 2 мм;
- бархатная бумага;
копировальная бумага;
две деревянные реечки длиной 30 см шириной 1 см;
4 шурупа-самореза №10 (или деревянные зубочистки);
а также инструменты: ножницы или лобзик;
дрель;
крестовая отвёртка.

Если ты уже достаточно опытен, попробуй изготовить игрушку из фанеры, выпилив фигурки по контуру лобзиком.

Из бархатной бумаги вырежь отделочные элементы и приклей их согласно рисунку.

Положи реечки на плоскую поверхность и сдвинь их друг относительно друга на 1 см. Отметь на каждой рейке центр. Отложи вправо и влево от центра по 6 см.

Наложи на рейки в метке А деталь петушка и шилом проткни ее в местах, отмеченных на рисунке крестиками, одновременно намечая места расположения отверстий на рейках.

Дрелью просверли в рейках небольшие отверстия. Приложи петушка к рейкам и, совместив отверстия, прикрути с лицевой стороны шурупами. Наклони петушка к центру реек. Наложи на рейки в метке Б деталь курочки и прикрепи ее таким же образом. Вместо шурупов можно воспользоваться зубочистками - плотно вставь их в отверстия. Обломай концы зубочисток до 0,5-1 см с каждой стороны. Зафиксируй концы зубочисток подходящими бусинами или отрезками пластиковых трубочек (необходимо, чтобы они плотно насаживались на зубочистку).

Твои курочки начнут клевать, если ты будешь двигать реечки влево-вправо друг относительно друга.

Динамические (движущиеся) игрушки отображают различные виды движения – качение, вращение, хождение, кувыркание.

Самая древняя подвижная игрушка найдена в Египте и датируется 3 тысячелетием до н.э. Это была шагающая фигурка быка. Для того, чтобы он шагал, покачиваясь из стороны в сторону, в изготовлении был использован закон маятника. Подобные игрушки встречаются в разные исторические периоды в культуре разных народов. Как правило, все игрушки этой группы отображают различный характер движения предметов, их взаимодействия между собой или с различными веществами - водой, воздухом, песком и т.п. Это видимые составляющие взаимодействия. Существует также невидимая составляющая, неосознаваемая, но постоянно присутствующая – это сила притяжения Земли, гравитация. Она также является предметом исследования ребенка, так как в ее поле существуют исследуемые ребенком закономерности.

Для данного вида игрушек типично простейшее преобразование одного вида движения в другой, например, поступательного движения во вращательное (волчок). Эти закономерности, при восприятии и действии самого ребёнка, могут быть доступны детскому наблюдению и пониманию.

Очевидно, что представление о движении не должно быть противоречиво. Поэтому в эту группу не входят игрушки, запускаемые каким-либо электронно-механическим способом, который стирает, нивелирует, к примеру, действие гравитации, и ее освоение, преодоление самим ребенком.

Какие бывают динамические игрушки для малышей?

Кугельбан - это специальная конструкция с дорожками-желобками, по которым скатывается шарик или съезжает машинка. Для детей раннего возраста подходит простой кугельбан, который не требует серьезной активности ребенка. Единственное, что нужно – запустить шарик (машинку, колесико), а дальше остается наблюдать его путь. Для самых маленьких подойдут кугельбаны-стучалки: шарик нужно забить молоточком в отверстие.

Заводные игрушки приводятся в движение заводным механизмом (например, ключиком или надавливанием ручки юлы).

«Верхолазы» - тоже образные игрушки, которые при выполнении нужных действий поднимаются по веревочкам вверх.

Волчки и юлы могут быть разных размеров и с разным способом запуска: кнопочным, с помощью поступательного движения (когда много раз нажимается ручка юлы), с помощью двух ладоней, пальцев.

"Воздушные" игрушки, которые движутся от легкого потока воздуха, например, дуновения.

Как выбирать?

Уже с полугода младенцам можно предложить заводные игрушки. Конечно, малыш не сможет сам их заводить, но зато он будет в восторге от идущего цыпленка или крутящейся карусели. Пожалуй, единственной доступной в этом возрасте для самостоятельных действий игрушкой будет простая кнопочная юла: ребенок просто надавливает на кнопку и юла начинает крутиться.

Простые кугельбаны (в которых нужно просто бросить шарик или машинку и следить за их движением) порадуют малышей от года . С такой игрушкой здорово играть в "догонялки", экспериментировать со скоростью: запускать с разными промежутками времени шарики разного веса и размера друг за другом, и следить за их перемещением.

Малышам от 2 лет можно предложить такие традиционные игрушки, как «кувыркунчик», «верхолаз», «клюющие курочки», «шагающие» игрушки, а также более сложные волчки и юлы (например, юла, которая заводится путем многократных надавливаний на ручку; волчки для запуска ладошками). Актуальными останутся и простые кугельбаны.

Ближе к 3-м годам ребенок будет радоваться летающим игрушкам. Например, вертолетам, которые запускаются собственным дыханием или надувной летающей тарелке (они больше подходят этому возрасту за счет безопасного материала - резины).

При выборе игрушки обращайте внимание на соответствие образа движению . Например, верхолазом может быть человеческая фигурка, медведь и т.д., но не крокодил или собака. Это важно, потому что дети раннего возраста еще только осваивают мир. Игрушки, как образцы этого мира должны помогать малышу, а не путать его. Всевозможные несуразицы понятны детям обычно значительно позже – в 5-6 лет. В этом возрасте они уже с юмором относятся к подобным вещам, поскольку имеют элементарные знания об окружающем мире.

Наличие момента неожиданности, непредсказуемости, сюрприза – важная характеристика этого вида игрушек. Очень важно, чтобы игрушка пробуждала у ребенка познавательный интерес, желание воспроизвести действие, разобраться в устройстве предмета. Это желание рождает познавательную мотивацию, которая и ведет за собой познавательное развитие. Важным качеством игрушек для экспериментирования является наглядность и яркая представленность движения, его очевидный эффект.