Детская агрессия и агрессивность. Агрессия у детей

Детская агрессия

С детской агрессией мне, как педагогу начального образования, приходилось сталкиваться и раньше. Сегодня мы все чаще встречаем детскую агрессию даже в младших классах. Возраст детской агрессии явно помолодел.
Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые ребята, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют их, грубят взрослым. Такая агрессия чаще идет из семьи. Семейные неурядицы, пьющие отцы, занятые своими заботами матери. Ведь агрессия-это отражение внутренних проблем ребенка, которые чаще всего возникают из-за жестокости и безучастия взрослых.
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семейной обстановкой,с семейным воспитанием. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей друг над другом, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание видеть друг в друге плохое и подчеркивать это, вот ежедневная школа агрессии в которой ребенок формируется и получает уроки выживания.
Причины, провоцирующие агрессивное поведение у детей, имеют под собой вполне реальную почву. И знание этих причин родителями важно для того, чтобы можно было справиться с проявлениями данной агрессии. Наиболее распространенными семейными причинами детской агрессии являются:
- Неприятие детей родителями.
Данная агрессия присуща не только детям. Статистика подтверждает, что приступы агрессивности проявляются у взрослых не желающих детей. Хотя родители и не говорят ребенку, что его не ждали,не хотели, но он это чувствует по их поведению, жестам, интонации. Такие дети всеми способами пытаются доказать, что они имеют право на существование, что они хорошие и пытаются завоевать право быть любимыми.
- Безразличие или враждебность со стороны родителей.
Дети очень тяжело переживают, если родители безразличны, а порой даже враждебны по отношению к ним. Равнодушие эмоциональных связей в семье. Повышенная агрессия ребенка может являться следствием разрушения положительных эмоциональных связей как между родителями с ребенком, так и между самими родителями. Если между родителями возникают частые ссоры, то жизнь ребенка в такой семье становиться настоящим испытанием. Особенно опасной становится ситуация, где родители используют его, как аргумент в споре между собой. Ребенок живет в постоянном напряжении, страдая от конфликтов между самыми близкими для него людьми, либо черствеет душой, либо вырастает прекрасным манипулятором, полагающим, что весь мир ему что-то должен. Неуважение к личности ребенка, некорректная и нетактичная критика, оскорбительные и унизительные замечания в адрес ребенка вызывают у него неуверенность в себе и своих силах, порождают глубокие и серьезные комплексы и могут побудить откровенную ярость.
- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
Если ребенку уделяется чрезмерное внимание (родители стараются предугадать каждое его желание) то он вырастает избалованным и капризным. И если очередной его каприз не исполняют, то в ответ получают вспышку агрессии.
Причиной агрессии может послужить отсутствие внимания со стороны родителей, их занятость(пусть лучше отругают, отчитают, чем не заметят).
Если мы не обращаем внимания на страдания детей, их душевную боль, то у ребенка складывается впечатление, что взрослые не могут его понять и помочь и его охватывают чувства одиночества, незащищенности и беспомощности. В результате появляются неадекватные агрессивные реакции.
- Чрезмерный контроль или полное его отсутствие.
Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) как и полное его отсутствие (гипоопека) очень вредны для ребенка. Если властные родители стараются во всем управлять своими детьми, подавлять их волю - это вызывает у них чувство угнетенности, страха. В этом случае агрессивным поведением ребенок выражает протест против существующего положения вещей, постоянных запретов.
- Запрет на физическую активность.
Часто вспышки агрессивного поведения ребенка являются следствием установок или запретов взрослых. Агрессия в этом случае обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно,не имеет свойства исчезать бесследно.
- Чувство вины.
Повышенную агрессивность могут проявлять дети с обостренным чувством совести, потому, что они испытывают чувство вины и стыда по отношению к тем, кого обидели.
- Плохое самочувствие, переутомление.
Чаще всего дети ведут себя агрессивно, если они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на кого-либо или на что-либо.
- Влияние продуктов питания.
Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности,агрессивности и шоколадом.
Повышенную агрессивность детей вызывают так же такие факторы, как повышенный уровень шума, вибрации, теснота, температура воздуха.
Повышенная агрессивность может быть обусловлена биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Дети, как губка впитывают в себя « семейные установки». Именно по этому, тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками и неприязнью.
По сути, самой главной причиной агрессивного поведения детей оказывается равнодушие к эмоциональному миру ребенка. Именно поэтому они и ополчаются на весь мир, родителей и самих себя.
Общение ребенка с родителями имеет очень большое значение. Специалисты считают, что агрессивное поведение – своеобразный крик ребенка о помощи, просьба о внимании к его внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительного. Выплескивая это, он таким образом, борется за свое психологическое выживание.
Агрессивность ребенка проявляется, если:
- ребенка бьют,
- над ребенком издеваются,
- над ребенком зло шутят,
- ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда,
- родители заведомо лгут,
- родители пьют и устраивают скандалы,
- родители воспитывают ребенка двойной моралью,
- родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка,
- родители не умеют любить одинаково своих детей,
- родители не доверяют своему ребенку,
- родители настраивают детей друг против друга,
- закрыт для друзей вход в дом,
- родители живут своей жизнью, отдельной от жизни ребенка,
- ребенок чувствует, что его не любят.

Профилактика детской агрессии.

Детская агрессия – разрушительное поведение, которое противоречит нормам существования в социуме, причиняет физический или психологический ущерб объектам нападения, а также вызывает дискомфорт.

Выделяют пять типов агрессии:

  • физическая;
  • агрессия в виде раздражения, вспыльчивости;
  • речевая агрессия;
  • косвенная: направленная на кого-то и ненаправленная на кого-то конкретно;
  • оппозиционный негативизм.

Причины

В принципе, проявления агрессии не должны сразу настораживать. Ведь маленький ребёнок не умеет ещё по-другому проявлять свои сильные эмоции. Но, частые и сильные случаи всё же заставляют обратить на себя внимание и задуматься: почему же приходится сталкиваться с детской агрессией, какова её причина и последствия?

Вот наиболее распространённые факторы, которые могут стать причинами детской агрессии:

  1. Окружающая среда.

Увы, но неумение родителей решать спорные вопросы без кулаков или частое использование физических наказаний в качестве «обучающих» и «воспитывающих», приводит к усвоению такого рода поведения. Ребёнку непонятно: почему папа может стукнуть маму, чтобы добиться желаемого, а он не может при этом побить девочку в детском саду, например. Кстати, это ещё один повод задуматься в тех ситуациях, когда брак сохраняется «несмотря ни на что, лишь бы был отец у ребёнка». Увы, но в таких случаях можно сделать только хуже маленькой личности.

  1. Яблочко от яблоньки недалеко падает.

В принципе, этот пункт некоторое дополнение к первому, но с важным акцентом: детская жестокость напрямую зависит от материнской агрессии. Нет, ваш сын совсем не похож на «своего отца» или «вашу свекровь»! Нет, он вообще ни при чём, что вы незапланированно его родили и из-за этого бросили учёбу, работу и так далее. Но, подобные претензии зачастую порождают всплески детской жестокости. Не может ваш малыш ответить: «сама виновата», вот он и вымещает скопившуюся обиду на других.

  1. Хочу внимания!

Иногда ребёнку не удаётся привлечь к себе внимание с позитивной стороны. Тогда на помощь приходит вот такое «неправильное» поведение. И пусть кроху ругают, но он добился своего – его не игнорируют. Такое поведение часто наблюдается в случае разводов и необходимости матери тратить много времени для зарабатывания средств к существованию.

Ребёнок получается одновременно «заброшенным» двумя значимыми для себя людьми: папой, который развернулся и ушёл, и мамой, которая пропадает на работе. Оставленный на бабушек – дедушек, малыш не чувствует должной эмоциональной отдачи: пожилым людям главное накормить и отправить его погулять, ведь они просто устают от его энергии. Вот и проявляет такой малыш агрессию, чтобы все к нему сбежались и обратили, наконец, на него внимание.

  1. Ревность.

Этот пункт можно выделить в отдельную тему статьи. Дети очень привязаны к значимым для себя людям. Особенно часто таким значимым человеком является мама. И вот мама похвалила чужого ребёнка, его рисунок или поделку. Но, не просто похвалила, а так, что малыш почувствовал себя обделённым. Он может проявить приступ такой агрессии: сломать чужую поделку, порвать рисунок.

Но, эта же ревность носит другие, более тяжелые для всех вариации. Например, ребёнок постоянно обижает младшего брата (сестру), «выливает» на него свою агрессию из-за «большего внимания со стороны матери на маленького». Или малыша «подменяют», когда в дом приходит новый мамин избранник. И чем больше мама мечется «между двух огней» и пытается загладить вину «сорванца» перед «чужим дядькой», тем яростнее и агрессивнее становится поведение крохи.

  1. Зависть.

У малыша ещё не развито чувство «социального табу» и по большому счёту у него действительно «нет совести». Мир для него существует в упрощённой схеме. И поэтому, если ребёнок видит что-то эдакое, он это хочет. И если это что-то у другого крохи и ему не достанется, он считает это несправедливым и «исправляет»: отбирает, ломает. Помните знаменитое выражение: «Так не доставайся ты никому»? Вот это из этой серии. Естественно, подобное поведение свойственно и в более старшем возрасте (и даже взрослым). Но, совершаются такие акты завуалированно, как бы «случайно»: наступил на подол или пролил кофе на шикарное платье коллеги; переложил папку с важным отчётом, чтобы «товарищ» выглядел бледно перед шефом и т.д. У детей же действие совершается открыто и показательно.

  1. Лучшая защита – это нападение.

Если ребёнок не понимает — как себя вести, боится или опасается, одним из возможных разрешений таких внутренних переживаний становится проявление агрессии. Ребенок, перейдя в другую школу «на всякий случай» начинает всех колотить, чтобы не стать самому жертвой. Очень распространённый нынче вариант вербальной агрессии у полных деток. Опасаясь насмешек, они сами пытаются всячески дразнить, высмеивать и подкалывать окружающих.

Иногда можно отметить и тот факт, что важным пусковым механизмом в проявлении таких действий ребёнком, служит агрессия у материк ребёнку. Она может быть вызвана разными моментами: как банальной усталостью, так и подсознательным обвинением ребёнка в несбывшихся планах. Мы это уже упоминали как отдельный пункт. Но, это тема для другой статьи. И здесь, конечно, борьба с детской агрессией невозможна без решения взрослых проблем.

Симптомы

Агрессия у ребёнка 2 лет чаще всего связана с приступами неуправляемого упрямства, когда ребёнок начинает брыкаться, капризничать и пытаться таким образом проявить своё недовольство. Однако, после двух, ближе к трём годам многие детки поступают в детский сад. И здесь кроха сталкивается с неведомой ему ситуацией самостоятельного взаимодействия со сверстниками и отстаивания своих интересов. Поэтому агрессия у ребёнка 3 лет – нормальное явление ещё незрелой нервной системы. На самом деле гораздо хуже, если малыш совсем её не проявляет. Ведь согласитесь, иногда даже самому мирному человеку приходится отстаивать свои права.

Говоря про агрессию 3 лет, стоит упомянуть распространённые ошибки родителей, ведущие к нежелательным последствиям. Как ни парадоксально, но полное и жёсткое табу на подобное проявление своего недовольства не искореняет агрессию, а переводит её в другие формы: развивается нытьё, молчаливое сопротивление или упрямство в виде «из принципа наоборот». Поэтому важно не ругать ребёнка за форму агрессии, а разбираться в её причине и учить его выражать свои претензии по-другому – словами. Хотя ябедничество тоже стоит исключить.

Ещё одна распространённая ошибка – «показать кто в доме хозяин». Родители пытаются физически «перевоспитать» своё чадо, при этом вступая в постоянные споры между собой. Это приводит только к ещё большей раздражительности и нетерпимости малыша. Ведь родители сами поступают эмоционально, несдержанно и агрессивно.

Нельзя не заострить внимание на том, что агрессия у детей 3-4 лет может быть направленна на определённого человека или группу людей. Поэтому не стоит удивляться, что малыш дома ведёт себя вполне адекватно, а в детском саду на него постоянно жалуются как на агрессора: покусал, побил, поломал. Всё дело в том, что дома ребёнка действительно всё устраивает, а в садике нет. И причиной может быть что угодно: страх одиночества и некомфортное ощущение из-за вечно кричащего воспитателя. Но, если закрыть воспитателю рот ребёнок не в силах, он выплёскивает свои внутренние переживания на тех, кого может одолеть.

Не стоит так же забывать, что агрессия в 3 года совпадает с кризисом «Я сам». Ребёнок вдруг осознаёт себя как самостоятельную личность. Но, многие родители начинают подавлять эту самую, по их мнению, избыточную самостоятельность. Некоторым взрослым не слишком понятно, что слова «нельзя, будет плохо» абсолютно ничего не дают в плане опыта. Ведь ребёнку интересно насколько нельзя и как именно ему будет плохо. Кроме того, маленькому человеку невозможно понять: почему, когда ему совсем не хочется быть одному и самостоятельному, его оставляют в саду и он вынужден сам кушать, ходить в туалет, что-то убирать… А когда ему хочется проявить самостоятельность и смешать маме чудо-блюдо из яиц и жидкости для мытья посуды, ему вдруг нельзя. Естественно, что на запреты, он реагирует негодованием, топаньем и раздражением.

Вообще агрессия у детей дошкольного возраста часто связанна со стремлением взрослых чрезмерно подавлять и контролировать ребёнка, вписывать его в свои «идеальные рамки». Хотя зачастую такая проблема сохраняется даже когда люди становятся взрослыми.

Такие жёсткие «запихивания» в идеальные требования могут порождать приступы аутоагрессии. Ведь когда малыш не может соответствовать — он расстраивается, эмоции переполняют, он «наказывает плохого и виноватого», то есть – себя самого.

Аутоагрессия у детей тесно связанна с возрастом. Так, детки до 3 лет, которые по сути ещё рассматривают себя как продолжение взрослого, просто выполняют его угрозы. Если взрослый говорит: «Перестань, а то наколю язык иголкой», ребёнок может начать себя кусать. Ведь он реально верит в возможность такого действия.

В возрасте 4-6 лет дети часто приписывают себе чужую вину. Развод, раздражение мамы, нехватку денег. Ребёнок всерьёз может обвинять себя в этом. Ситуация усугубляется, если при этом сам ребёнок мнительный, с низкой самооценкой или кто-то из домочадцев позволяет себе говорить, что он не «слишком умный/ красивый/ удачный».

А вот после 7, дети могут прибегать к аутоагрессии как к способу манипуляции. Причём как осознанно, так и нет. Ведь если они обделены заботой и вниманием здоровыми, почему бы не стать «больными» или «покалеченными»?

Однако не стоит путать аутоагрессию с исследовательскими стремлениями. Порою дети наносят себе травмы, желая посмотреть: что же будет, как потечёт кровь.

Сохранение же яркого проявления физической агрессии у ребёнка 4 лет – это повод хорошенько разобраться в её причинах, обратившись с вашим малышом к психологу или психотерапевту.

Что касается допустимых вариантов агрессии у ребёнка 4-5 лет, то стоит говорить о изменении её в сторону вербальных форм. Дети продолжают отстаивать своё личное пространство, поэтому они могут жёстко «исключать из игры чужаков» или прогонять тех, кто не нравится. И здесь важно неоднократно спокойно пояснять неправильность таких действий. Это позволит сформировать у ребёнка впоследствии толерантность и терпимость.

Агрессия у детей дошкольного возраста связана в большей степени с неумением контролировать свои эмоции, и советы психолога, в первую очередь, будут направлены на помощь ребёнку в преодолении внутреннего напряжения и проявлениях его в иных формах.

Агрессия у детей младшего школьного возраста несколько отличается, поскольку эти детки уже обладают достаточным самоконтролем. Но склонность решать что-то с помощью агрессивных действий ещё сохраняется. И если мальчики склонны прибегать к открытым физическим действиям, то девочки начинаю использовать скрытую агрессию. У детей она часто проявляется в виде обидных прозвищ, насмешек или, наоборот, бойкотов.

Кризис младшего школьного возраста обусловлен,в том числе, и ощущением ребёнка как «взрослого». Агрессия у ребёнка 7-8 лет чаще всего связанна с ориентацией на взрослого человека. Поэтому советы психолога будут направлены на выявление и устранение конфликтов и проблем в семье.

Психотерапия

Агрессия, проявляющаяся у детей – сложная тема, требующая всестороннего подхода и выявления истинных причин. Поэтому лучшие рекомендации родителям даст психолог или психотерапевт, который разберётся конкретно в вашей ситуации.

Ребенок быстро растет, поражая своим новым поведением родителей. Еще недавно он мило улыбался всему миру и людям, а теперь готов плакать, капризничать и лезть в драку. Если родители оказываются неподготовленными к тому, что у их малыша начнут появляться негативные качества, тогда они оказываются в тупике: «Откуда появляется у ребенка? Как справиться с агрессией?». Когда родители становятся свидетелями того, что у детей проявляется агрессия со всеми присущими ей признаками и причинами, встает вопрос о лечении малышей от данного качества.

Агрессия у детей

Детские годы являются тем начальным этапом, когда малыши начинают копировать своих родителей и друзей, пробуя новые модели поведения. Агрессия у детей является своеобразной моделью поведения, которая закрепляется на долгие годы, если они достигают своих целей. К примеру, если ребенок хотел получить чужую игрушку и ему это удалось сделать путем проявления агрессии, тогда у него возникнет ассоциация: агрессия – это хорошо, она помогает достичь желаемого.

Все дети пробуют агрессивное поведение как модель поведения. Однако в последующем агрессивность у одних детей становится качеством характера, которое они постоянно проявляют, а у других – лишь реакцией на жестокость окружающего мира. Обычно агрессия у детей является формой выражения своего негодования на факторы, которые возникают в окружающем мире. Ребенок либо словесно может выражать свои эмоции, либо на уровне поступков (плакать, драться и т. д.).

Практически в каждом коллективе найдется агрессивный ребенок. Он будет задираться, лезть в драки, обзываться, пинать и другими способами провоцировать других детишек. Первые признаки агрессии у детей появляются еще в младенческом возрасте, когда ребенка отлучают от груди. Именно в период, когда ребенок не чувствует себя защищенным и нужным, он начинает переживать.

Агрессия многих детей является попыткой привлечь к себе внимание родителей, которые мало уделяют внимания либо вообще игнорируют. «Я никому не нужен», — и ребенок начинает пробовать различные модели поведения, которые помогут ему привлечь внимание. Жестокость и неповиновение часто помогают ему в этом. Он замечает, что родители начинают с ним общаться, дергаются, беспокоятся. Раз подобное поведение помогает, оно начинает закрепляться на всю жизнь.

Причина агрессии у детей

Как и у любого человека, есть свои уникальные причины агрессии у детей. Одного ребенка могут беспокоить «холодные родители», а второго – невозможность иметь желаемые игрушки. Причин для агрессии у ребенка предостаточно, чтобы выделить целый их список:

  1. Соматические заболевания, нарушение работы отделов головного мозга.
  2. Конфликтные отношения с родителями, которые не уделяют внимания, не интересуются ребенком, не проводят с ним время.
  3. Копирование моделей поведения родителей, которые сами являются агрессивными как дома, так и в социуме.
  4. Равнодушное отношение родителей к тому, что происходит в жизни ребенка.
  5. Эмоциональная привязанность к одному родителю, где второй выступает в роли объекта агрессии.
  6. Низкая самооценка, неумение ребенка управлять собственными переживаниями.
  7. Непоследовательность родителей в воспитании, разные подходы.
  8. Недостаточная развитость интеллекта.
  9. Отсутствие навыков налаживать отношения с людьми.
  10. Копирование поведения героев из компьютерных игр или наблюдение за насилием из экранов телевизоров.
  11. Жестокое отношение родителей по отношению к ребенку.

Здесь можно вспомнить случаи ревности, которые возникают в семьях, где малыш является не единственным ребенком. Когда родители любят больше другого ребенка, больше его хвалят, уделяют внимание, тогда это вызывает негодование. Ребенок, который чувствует себя ненужным, часто становится агрессивным. Его объектами агрессии становятся животные, другие дети, сестры, братья и даже родители.

Важным становится еще характер наказания, который применяют родители, когда ребенок провинился. Агрессия провоцирует агрессию: если ребенка избивают, унижают, критикуют, тогда он сам начинает становиться таким. Снисходительность или строгость как методы наказания всегда приводят к развитию агрессивности.

Откуда агрессия у ребенка?

Сайт психотерапевтической помощи сайт отмечает, что агрессивность детей имеет множество причин. Здесь могут быть как семейные проблемы, отсутствие желаемого, экспериментирование своего поведения, лишение чего-то ценного, так и соматические расстройства. Дети всегда копируют поведение своих родителей. Часто взрослым следует посмотреть на то, как они себя ведут в присутствии детей, чтобы понимать, откуда агрессия проявилась у ребенка.

Первыми проявлениями агрессии могут быть укусы, которые совершаются 2-летним малышом. Это способ показать свою силу, установить свою власть, показать, кто тут главный. Иногда ребенок просто смотрит на реакцию окружающего мира путем проявления того или иного поведения. Если агрессию проявляет мама, тогда малыш просто копирует ее.

В 3-летнем возрасте агрессивность проявляется по причине желания иметь красивую игрушку. Детки начинают толкаться, плеваться, ломать игрушки, истерить. Желание родителей заставить ребенка успокоиться является неудачным. В следующий раз малыш просто усилит свою агрессию.

4-летние малыши становятся более спокойными, однако их агрессивность начинает проявляться в играх, где нужно отстоять свою точку зрения. Ребенок в данном возрасте не принимает чужого мнения, не терпит вторжения на свою территорию, не умеет сочувствовать и понимать желания других.

В 5-летнем возрасте мальчики начинают пробовать свои силы в проявлении физической агрессии, а девочки – в словесной. Мальчики начинают драться, а девочки дают прозвища, насмехаются.

Именно в 6-7-летнем возрасте дети научаются немного контролировать свои эмоции. Это проявляется не в мудром подходе к делу, а просто к сокрытию своих чувств. Будучи агрессивными, они могут мстить, дразниться, драться. Этому способствуют чувства заброшенности, отсутствия любви и асоциальная среда.

Признаки агрессии у детей

Только ребенок может чувствовать свои эмоции. Далеко не всегда он способен осознать их и понять причины. Вот почему родители слишком поздно замечают, что с их ребенком что-то не то. Обычно признаками агрессии у детей являются их поступки, которые они совершают:

  • Обзываются.
  • Отбирают игрушки.
  • Бьют сверстников.
  • Мстят.
  • Не признают своих ошибок.
  • Отказываются соблюдать правила.
  • Гневаются.
  • Плюются.
  • Щипаются.
  • Замахиваются на других.
  • Используют оскорбительные слова.
  • Истерят, зачастую напоказ.

Если родители используют в воспитании малыша метод подавления, тогда ребенок просто начинает скрывать свои чувства. Однако при этом они никуда не уходят.

Расстроенность и беспомощность ребенка заставляет его искать любые способы справиться с проблемой. Если родители при этом не понимают чувств ребенка, тогда они своими мерами только усугубляют поведение малыша. Это еще больше угнетает ребенка, который хотел не того, что сделали родители. Когда отсутствует искренность и проявление заботы со стороны родителей, тогда ребенок начинает вызверяться на них или на других детях.

Все начинается с того, что ребенок пробует истеричные формы агрессии: протест, крики, плач и т. д. Когда бьются и ломаются игрушки, ребенок таким образом выплескивает свое негодование.

Уже после данного периода наступает момент, когда ребенок начинает пробовать свои вербальные навыки. Здесь используются слова, которые он слышал от своих родителей, из телевизора или от других деток. «Словесная перепалка», где должен победить только ребенок, — частый способ проявления агрессии.

Чем старше малыш, тем больше он начинает совмещать физическую силу и словесные выпады. Тот метод, который у него больше всего получается, помогает в достижении цели, он использует и совершенствует.

Лечение агрессии у детей

Не следует надеяться на то, что различные методы по лечению агрессии у детей стопроцентно устранят данное качество. Следует понимать, что жестокость мира всегда будет вызывать у любого здорового человека агрессивные эмоции. Когда человек вынужден защитить себя, тогда агрессия становится полезной. «Подставлять другую щеку», когда вас унижают или бьют, — становится путем к больничной койке.

Таким образом, при лечении агрессии у детей помните о том, что вы помогаете ребенку справиться с его внутренними проблемами, а не с устранением его эмоции. Вашей задачей является сохранение агрессии как эмоции, но устранение ее как черты характера. В этом случае активное участие принимают родители. Если их меры воспитания еще больше усугубляют ситуацию, тогда методы лечения, применяемые психологами, становятся более сложными и продолжительными.

Не следует уповать на то, что с возрастом ребенок станет добрее. Если упустить момент зарождения агрессии, это может привести к формированию данного явления как качества характера.

Самым эффективным способом устранения агрессии является исправление той проблемы, из-за которой ребенок негодует. Если малыш просто капризничает, тогда не следует реагировать на его истерику. Если же речь идет о недостатке внимания, любви, общего досуга, тогда следует изменить свои отношения с ребенком. Пока причину агрессии не устранить, сама по себе она не исчезнет. Любые попытки уговорить ребенка больше не быть злым приведут лишь к тому, что он просто научится скрывать собственные чувства, однако агрессия при этом никуда не исчезнет.

В момент, когда ребенок проявляет агрессию, следует разобраться с факторами, которые ее вызывают. Какие триггеры запускают механизм агрессивности? Зачастую родители своими поступками вызывают злость у ребенка и негодование. Изменение поведения родителей влечет изменения в поступках ребенка.

Как справиться с агрессией?

Зачастую причиной агрессии у детей является не налаженные отношения с родителями. Таким образом, справиться с агрессией можно только путем коррекции поведения как родителей, так и детей. Здесь даются упражнения, которые ребенок выполняет сам либо с родителями. Хорошим упражнением становятся ролевые игры, где ребенок и родители меняются местами. Малыш имеет возможность показать, как родители себя ведут по отношению к нему. Также здесь разыгрываются сцены, когда ребенок ведет себя плохо, а родители научаются с ним правильно контактировать.

Родителям не помешает изучить литературу или пройти консультацию у семейного психолога, где они смогут получить информацию о том, как правильно реагировать на агрессию ребенка, как его воспитывать и какими способами усмирять его гнев.

Немаловажным становится поведение самих родителей не только в отношении ребенка, но и в адрес остальных людей. Если они сами проявляют агрессию, тогда становится понятным, почему их ребенок агрессивен.

Подходы воспитания детей у обоих родителей должны быть схожими. Они должны быть последовательными и едиными. Когда один родитель все разрешает, а другой – запрещает, это позволяет ребенку любить одного и ненавидеть другого. Родители должны продумать меры и принципы своего воспитания, чтобы ребенок понимал, что есть нормальным и правильным.

Также здесь используются методы:

  • Битье подушки.
  • Переключение внимания на другое занятие.
  • Рисунок собственной агрессии, который можно разорвать.
  • Исключение родителями со своей стороны запугивания, оскорбительных слов в момент агрессии ребенка, шантажирования.
  • Соблюдение полноценного питания.
  • Спорт.
  • Выполнение упражнений по релаксации.

Родителям следует почаще проводить досуг с детьми, интересоваться их мыслями и переживаниями. Также здесь помогает исключение из развлечений агрессивных компьютерных игр и просмотр насильственных передач, фильмов. Если родители находятся в разводе, тогда ребенок не должен этого ощущать. Его общение должно спокойно происходить как с матерью, так и с отцом.

Итог

Агрессию невозможно полностью исключить из жизни человека, однако ее можно научиться понимать и контролировать. Хорошо, когда агрессия является реакцией, а не качеством характера. Итогом воспитания, когда родители занимаются устранением агрессивности у своих детей, является самостоятельность и сильная личность.

Прогноз при отсутствии попыток родителей помочь ребенку в контролировании своей ярости может быть неутешительным. Во-первых, ребенок по достижению подросткового возраста может найти плохих друзей. У всех они появляются. Только дети, которые могут контролировать свою агрессию, вскоре сами уходят из «плохих компаний».

Во-вторых, ребенок будет находиться в замешательстве. Он не умеет понимать свои переживания, оценивать ситуацию, контролировать свои действия. Результатом подобного поведения может стать тюрьма или гибель. Либо ребенок, когда вырастет, станет преступником, либо окажется в ситуации, где его искалечат или убьют другие агрессивные люди.

Стирается граница дозволенного у человека, который не учится управлять своими эмоциями. Это часто прослеживается у преступников. Как результат отсутствия воспитания по устранению агрессии становится закрепление эмоции и формирование ее в качество характера. Как известно, злых людей никто не любит. Только такие же агрессивные люди могут окружать того, кто зол на мир. Такого ли будущего желают родители своему ребенку?

Агрессивный ребенок часто . Он либо боится остаться в одиночестве, либо понимает, что никого не может заинтересовать, влюбить в себя. Все люди желают быть принятыми. Этого же желает ребенок, который просто пока еще не понимает, что агрессия лишь еще больше отталкивает от него людей. Если родители не будут тянуться к ребенку, который проявляет злость, тогда он может задуматься над тем, что другого сделать, чтобы родители его снова любили.

Многие родители, стараясь искоренить любой намек на существование агрессии у своего ребенка, чаще всего занимаются поверхностными симптомами и игнорируют корень проблемы. Вследствие чего ситуация усугубляется еще больше.

Причины детской агрессии

Часто агрессия является следствием фрустрации, когда та или иная потребность ребенка не удовлетворена. Ребенок, который испытывает голод, недосыпание, плохое самочувствие, чувствует себя менее любимым, менее желанным, возможно, отвергнутым своими родителями/сверстниками - может стать агрессивным, что выразится в попытке нанести физический или моральный вред себе или окружающим.

Многим родителям достаточно ясно, что такое «подходящие для воспитания и развития ребенка условие»: ребенок должен быть вовремя накормлен, одет, обут, обеспечен кружками/учителями и т.д. Такое понятие, как «недостаток родительской любви и заботы», вызывает недоумение.

Между тем, многие дети испытывают недостаток любви в семье вследствие невнимания родителя к желаниям самого ребенка, а также вследствие многочисленных ссор между родителями, развода, болезни или смерти одного из родителей, и по причине физического и/или психологического насилия.

Ребенок, в погоне за родительской любовью, применяет физическую силу по отношению к младшим и более слабым братьям и сестрам, или оказывает на них психологическое давление для того, чтобы самоутвердиться. Позже, он научится применять новые, приобретенные им навыки, в кругу сверстников.

Как проявляется детская агрессия в разном возрасте?

Основатели психоанализа, Зигмунд Фрейд, Мелани Клайн и др. писали о том, что агрессия, это врожденный инстинкт. Пример этому можно увидеть, когда малыши от переизбытка любви начинают бить маму. Важно остановить это поведение, и объяснить словами «Маме больно».

Со временем, в процессе воспитания, ребенок учится справляться с внутренней агрессией, используя психологические механизмы защиты, такие как сублимация, выражение своей агрессии на бумаге, или проекция, перенос внутренней агрессии на других и восприятие их как агрессивных людей и т.д. А может переводить агрессию в конструктивную деятельность.

Так, в попытке избежать проявления агрессии, ваш ребенок неожиданно начинает активно убирать в доме, самозабвенно разучивать новое произведение на музыкальном инструменте, заниматься спортом и т.д.

В раннем детстве проявление агрессивного поведения считается нормой, но с возрастом оно становится неприемлемым. Ребенок должен научиться выражать свои чувства словами и юные агрессоры становятся профессионалами эпистолярного жанра. Физическая агрессия плавно трансформируется в психологические атаки. Уже с 10-и лет, частая форма агрессии в школах по отношению к ребенку – бойкот.

Виды детской агрессии

Существует открытое проявление агрессии – когда ваш ребенок криками или кулаками выражает свой протест. Дети и подростки, которые не умеют открыто конфликтовать и выражать свое несогласие и недовольство, конфликтуют в скрытой форме и нередко их агрессия приводит к саморазрушению.

Примером такой скрытой агрессии в младшем возрасте, может быть проблемное поведение со сверстниками: желание подчинить другого, неспособность прийти к общему решению, нежелание учиться, делать уроки, энкопрез (недержание кала), брошенные вскользь фразы о нежелании жить, боли живота/головы (хотя проведенные в поликлинике анализы показывают, что ребенок здоров).


В подростковом возрасте, скрытая агрессия проявляется в том, что парень или девушка затрудняется выстроить здоровые отношения со сверстниками, испытывает приступы ревности, неспособен с уважением относиться к желаниям и решениям другой личности.

Пытаясь справиться с внутренним напряжением, подросток может начать использовать не совсем здоровые способы борьбы, в попытке «забыться». В ход идет алкоголь, наркотики, ранняя половая жизнь, порезы на частях тела, анорексия. Не проговариваемые вслух разочарование, обиды и недовольства могут привести к развитию депрессии.

Влияет ли определенный стиль воспитания на детскую агрессивность?

На протяжении многих лет работы семейным психотерапевтом, я обратила внимание на то, что родители, своим воспитанием, формируют не только поведение и мировоззрение своих детей, но также программируют и их будущее.

Вспомнился анекдот:

В кабинете у доктора Фрейда.
- Доктор, мой сын - просто садист какой-то: пинает животных ногами, подставляет подножки пожилым людям, отрывает у бабочек крылышки и смеется!
- А сколько ему лет?- 4 года.
- В таком случае, ничего страшного нет, это скоро пройдет,
и он вырастет добрым и вежливым человеком.
- Доктор, вы меня успокоили, большое вам спасибо.
- Не за что, фрау Гитлер …

В разных семьях используются разные стили воспитания. Некоторые родители устанавливают слишком жесткие границы, они не умеют общаться с ребенком, и цель воспитания заключается в полном контроле и повиновении. Пытаясь быть пай-мальчиком или пай-девочкой дома, ребенок вынужден выражать все свое недовольство в саду или в школе, часто в агрессивной форме.

Есть же родители, наоборот, излишне чувствительные к своим детям, часто прислушиваются к ним, боятся оскорбить чувства ребенка, чтобы ни дай бог не травмировать.

Со временем, таким родителям становится все сложнее ставить рамки в воспитании, ограничивать своего ребенка. Неумение таких родителей выстраивать рамки и вседозволенность приводят к тому, что ребенок чувствует себя сильнее собственных родителей, что ему все можно, начинает проявлять агрессию по отношению к своему родителю/братьям/сестрам и по отношению к сверстникам.

В семьях, где двое детей и больше, родители наверняка могут вспомнить, что родив младшего, не всегда имеются силы и время на старшего. Но, если родители систематически игнорируют, не замечают старшего ребенка, то он начинает чувствовать себя «прозрачным» (высказывание детей). А чтобы не испытывать это тяжелое внутреннее напряжение, поведение ребенка становится импульсивным, агрессивным, с частыми сменами настроения. Таким образом, по словам детей «ИХ ВИДЯТ».

Верная стратегия воспитания заключается в том, что родители открыто проявляют любовь словами, жестами, лаской, интересуются жизнью своих детей, чувствительны, замечают если с ребенком что-то происходит и пытаются его утешить. Эти родители контролируют своих детей, но также умеют доверять. Ребенок, которой растет в семье со здоровой коммуникацией, будет использовать агрессию только в целях самозащиты. Любое свое недовольство он будет способен выразить в открытой форме, словами.

Агрессия по отношению к родителям: причины и что делать?

К сожалению, это не редкость в нашем обществе. Все чаще и чаще я занимаюсь семьями, где ребенок оскорбляет и бьет своих родителей. Это причиняет огромное страдание, как родителю, так и ребенку, который ощущает себя монстром. В данном случае, родителю необходимо научиться ставить рамки в воспитании.

Не ждите обострения ситуации, пресекайте нежелательное поведение немедленно. Как понять, когда именно стоит пресекать нежелательное поведение? Поверьте, вы почувствуете это сами. Как только поведение ребенка, доставляет вам дискомфорт, вы как родитель обязаны остановить это словами: «Мне это неприятно» или «Я не намерен продолжать разговор в такой форме» и т.д

Уважайте себя и этим вы научите своего ребенка быть чувствительным к нуждам других людей, уважать их личностное пространство. Ребенок, которого научили уважать членов своей семьи, обязательно будет относиться с уважением к окружающим его людям и вне семьи.

Агрессия по отношению к сверстникам: причины и что делать?

Причин агрессии к сверстникам может быть несколько. Ребенку может не хватать родительского внимания, или же его брату/сестре родитель оказывает явное предпочтение или ребенок просто избалован и ненаучен уважать окружающих, а возможно переживает тяжелый период в своей жизни, в случае болезни, смерти, развода родителей. В каждом отдельном случае, применяется свой подход.

Семейный психотерапевт, наблюдая за динамикой отношений в семье, способен диагностировать проблему и подобрать подходящее решение.

Отличия агрессивности у мальчиков и девочек

Мы говорили о том, что агрессия – это врожденный инстинкт, как у мальчиков, так и у девочек. Проявление агрессивного поведения, конечно же, отличаются у мальчиков и девочек, в зависимости от принятых норм в социуме. Если конфликт между ребятами, перешедший в драку воспринимается нормально, то драка между девочками может вызвать серьезное недоумение, как у сверстников так и у старшего поколения.

В процессе эволюции девочки научились использовать не физическую, а словесную агрессию, а том числе интриги, и манипуляции. Очень редко организаторами бойкота становятся мальчики, обычно это прерогатива девочек.

Детская агрессия проходит с возрастом?

Нет, детская агрессия ни в коем случае не проходит с возрастом, поэтому важно научиться принимать агрессию, а не бороться с ней. Многие, с годами учатся прислушиваться к себе, своему телу, осознавать свою агрессию, принимать ее, понимая что это преходящее чувство. Выражая свою боль/недовольство/разочарование вслух, мы учимся справляться с этим чувством.

Взрослый человек, который не умеет правильно конфликтовать, выражать свое несогласие, подсознательно будет выражать свою внутреннюю агрессию по отношению к мужу/жене повышенной ревностью и/или романом на стороне. Этот человек не способен уважать желания другого человека и будет активно навязывать свое мнение и свою волю.

На работе это может выражаться в интригах, манипуляцией окружающими или же злоупотреблением своей властью.

Как корректировать агрессию ребенка? Что делать родителям агрессивного ребенка?

Прежде всего, важно понять является ли агрессивное поведение ребенка нормой или патологией. Ко мне обращаются мамы, которые не в силах воспринять агрессивное поведение сына, между тем в юном возрасте, до 6 лет оно абсолютно нормально. Пока ребенку сложно выразить себя вербально, он выражает это поведением.

Учитесь разговаривать со своим ребенком. Объясните, что когда он сердится, то может выплеснуть свою агрессию на неодушевлённый предмет (подушку, матрас).

Запишите ребенка в спортивную секцию, для здорового проявления агрессии. Желательно, чтобы ребенок сам ее выбрал.

Чаще обнимайте ребенка, проявляйте свою любовь и заботу. Учите ребенка разговаривать: о своей радости, о своей боли, о переживаниях. Ребенок, который получает психологическую поддержку родителей, способен вербально выразить свои чувства. Ему не придется выражать агрессию другими способами.

2017-05-27T23:29:16+00:00

Добрый день, дорогие читатели! Детская агрессия — это один из самых распространенных поводов обращений к детскому психологу. С ее проявлениями сталкивается каждый родитель. Злость — это неотъемлемая эмоция, которая, как Вы и сами понимаете, приносит нам свою пользу. Как пример — служит мотивацией к достижению лучших результатов.

Но иногда агрессия и злость выходят за рамки приемлемого в обществе поведения. Каковы причины деткой агрессии? И какие могут быть последствия? На эти и другие вопросы отвечает детский психолог Валентина Данилова. Эта статья — своего рода памятка для родителей.

Для того, чтобы помочь ребенку, нужно знать причину такого отклоняющегося поведения. В психологии выделяют несколько видов агрессии у малышей.

Агрессия по форме проявления

Физическая агрессия

К физической агрессии относят все действия, которые могут причинить физический вред другому человеку, животному, даже просто окружающим предметам. Агрессивный ребенок часто дерется в детском саду, ломает игрушки, намеренно бьет посуду, таскает за хвост кошку.

Проявление такого рода агрессии считают наиболее разрушительной и неприемлемой. Хотя, на мой взгляд, даже это можно оспорить. В большинстве случаев, да, соглашусь, это проявление злости, обиды может привести к боли другого и материальным убыткам (при порче чужого имущества).

Но иногда и словом можно обидеть так сильно, что это запомнится на всю жизнь, лучше бы тебя просто за косичку дернули.

Вербальная агрессия

К вербальной агрессии относится грубость, хамство, ненормативная лексика, угрозы, даже фантазийные «Вот сейчас придет милиционер и посадит тебя в тюрьму.»

Экспрессивная агрессия

К экспрессивному проявлению агрессии относится использование грубых жестов, угрожающей мимики, интонации.

Агрессия по виду направленности

Гетероагрессия — агрессия ребенка направлена на окружающие объекты.

Аутоагрессия — агрессия, направленная на самого себя, самоуничижение, самоедство, причинение себе физической боли, психосоматические заболевания.

Часто на консультацию к специалистам обращаются родители ребенка, который проявляет агрессивное поведение со сверстниками в саду, школе или дома. Яркая форма отклоняющегося поведения обычно проявляется в драках, ссорах, криках.

Но важно помнить и про то, что некоторые дети действительно склонны к проявлению аутоагрессии, это заметить бывает сложнее. А вот последствия могут быть достаточно печальные.

Будьте внимательны к поведению вашего малыша. Как он реагирует на неудачи, на промахи? Обвиняет других? Себя? Как переживает конфликтные ситуации?

Детская агрессия: основные причины проявления

Как Вы думаете, с какого возраста ребенок уже может начать проявлять агрессию? Это возможно с самого раннего возраста. Даже в период, когда у него режутся зубы (6−7-8 месяцев). Малыш уже в этом возрасте может начать кусать маму.

Или когда дают не ту игрушку, которую ему бы хотелось, с силой отбрасывает ее в сторону. Или в годик, когда малыш учится ходить и сталкивается с большим количеством запретов: трогать нельзя, в рот брать нельзя, залезать на стулья нельзя и т. д. Но это все не значит, что ребенок агрессивный!

Первая причина — незрелость эмоционально-волевой сферы, не умение выразить чувства словами

Эта причина характерна для детей до 7 лет . Соответственно, чем младше ребенок, тем с большей вероятностью она преобладает. Как проявить свою злость и негодование в столь маленьком возрасте? Плачем, криком, бросанием предметов, кто-то может постараться укусить, ударить маму. Ребенок будет пробовать разные способы. Ведь он только учится жизни.

Если говорить про возраст, то чаще всего от года до 2−3 лет дети пробуют проявить свою агрессию с помощью физической силы. В три года у детей еще развивается и , часто в этом возрасте ребенка отдают в детский сад.

В результате — тревога повышена, внутри ребенка чувства бурлят и кипят, а как их проявить он еще не знает. Обидел сверстник — оттолкнет, сказали воспитатели «Нельзя» — замахнется. А родителям потом воспитатели жалуются, какой у них агрессивный ребенок, что нужно обратиться к психологу.

Чтобы этого не произошло, как можно раньше начинайте озвучивать чувства вашего ребенка. Это один из основных советов родителям. «Ты злишься. Тебе сейчас очень обидно. Я понимаю, что тебе сейчас неприятно.» И предлагайте способы конструктивного выплеска для агрессии.

Помогите ребенку справиться со своими чувствами, найдите для них наиболее приемлемый выход. Как ему можно проявить свою злость и обиду? Если он хочет кусаться — отлично! Только пусть это будет не мамина грудь, а специальные прорезыватели.

Если он хочет бросаться игрушками — хорошо! Только бросаться можно не всеми игрушками подряд, а мягкими кубиками или мячиками. Подумайте, какой способ самый приемлемый для Вас? И предложите его ребенку.

Известный психолог Людмила Петрановская предлагает в момент проявления агрессии у ребенка прижать крепко ребенка к себе так, чтобы ребенок не смог вырваться из ваших объятий. Это поможет ему перевести свою агрессию, когда хочется все бросать и крушить, в слезы грусти. «Мне так плохо, мама». И в то же время это даст понять, что даже в такие непростые моменты Вы находитесь рядом с ним.

С 4-х лет дети уже обычно переходят на использование вербальной агрессии. «Уходи! Ты плохой!» — кричит ребенок товарищу, который не делится игрушкой. А если малыш и в своей семье часто слышит разговоры взрослых на повышенных тонах, то вариант, что такое проявление злости у него закрепится и будет проявляться, равен 90%.

Вторая причина — конфликтная атмосфера в семье

Сюда относятся семьи, как я уже выше говорила, в которых ребенок часто слышит, что взрослые повышают друг на друга голос или используют оскорбления в адрес друг друга. Такие ситуации имеют большой спектр неблагоприятных последствий для ребенка: повышение тревожности, появление страхов, снижение доверия к взрослым и т. д.

Я бы хотела обратить ваше внимание на скрытые семейные конфликты . Многие взрослые понимают, что кричать и ругаться при детях плохо и стараются в присутствии ребенка не проявлять такой открытой вербальной агрессии. Но ребенок «вдруг» почему-то начинает ругаться в детском саду. Воспитатели и педагоги жалуются на агрессию в поведении ребенка. Почему? Он же не слышит ссор?

Да потому, что их не обязательно слышать. Это напряжение между членами семьи прекрасно чувствуется ребенком, он видит взгляды, мимику, жесты, слышит и чувствует полутона. Да, он не видит открытого противостояния, но это даже бывает хуже. Так как открытый конфликт — он есть, он виден, он ясен и понятен.

А «холодная война» между близкими людьми вызывает у ребенка страхи и тревогу, а вдруг это из-за него? И он может себе нафантазировать все что угодно. А взрослым, значит, доверять нельзя — ведь они обманывают, не договаривают, скрывают от него что-то. И его тревога и волнение будет также проявляться и в агрессивном поведении.

Третья причина — физические наказания в семье

С этим пунктом вы можете согласиться, а можете поспорить. Но детские педагоги, психологи, социальные работники и педиатры едины во мнении, что физические наказания в семье являются образцом поведения для ребенка в стрессовой ситуации.

То есть родители передают ребенку установку: тебя не слушаются — ударь. Именно так делают родители, которые допускают физические наказания в семье.

Ведь нелепо видеть и слышать, как родитель подходит к ребенку, дает ему подзатыльник и говорит, что драться — это плохо.

Четвертая причина — отсутствие четких границ и правил в семье

Сейчас достаточно распространена парадигма «свободного воспитания». Когда родитель не ставит перед ребенком запретов, когда он якобы «следует за ребенком» и растит тем самым «свободную личность».

Думая, что если ребенок хочет — пусть все пробует, быстрее научится, сделает выводы, сам поймет что можно, а что нельзя, а с родителем будет просто другом. Такое воспитание без запретов, наказаний и т. д.

Чем это чревато? Ребенок, только что появившийся на свет не может сам о себе позаботиться. Это очевидно. На это ему и даны родители! Они должны кормить, поить, одевать и, как минимум, обеспечивать физическую безопасность ребенка. Я уже не говорю о нравственном и духовном развитии.

Ответственность за жизнь и здоровье ребенка лежит на взрослых. А следуя «свободному воспитанию без ограничений», взрослые перекладывают эту ответственность на самого ребенка. «Ты сам решай, что хорошо, что плохо». Страх ребенка — если рядом опасность, а родители меня не защищают? Не предупреждают? Мир опасен. Жить страшно. Надо защищаться. А защищаться как? Агрессией.

И поведение ребенка может становиться все более агрессивным, его может тянуть в разные опасные для жизни и здоровья ситуации, в надежде, что может тогда родители вмешаются, поставят четкие границы, что можно — что нельзя, а значит возьмут ответственность за безопасность ребенка в свои руки.

Если малышу взрослые не объясняют про принятые правила поведения, то ребенок за какое-то время сможет их сам освоить, но за более долгий период, чем его сверстники. И вести себя он все это время будет не спокойно.

Страхи, тревоги, агрессивное поведение — все это будет проявляться. И не потому что малыш плохой, а потому, что ему никто не объяснил как хорошо, а как плохо. Точнее, ему этого не объяснили в семье. Т. е. , даже если ему правила безопасности и правила поведения в коллективе расскажет воспитатель, то это еще не значит, что этому можно верить.

Мама и папа ведь так не говорят. А если и говорят, то сами не следуют правилам, которые озвучивают. А сам малыш строить длительные причинно-следственные цепочки последовательности событий еще не умеет в силу возраста.

А также последовательность! Если что-то запрещается, то это запрещается при любых обстоятельствах. В семьях же часто бывает так, что родители не разрешают смотреть телевизор, говорят о его вреде, но когда родители устали, то телевизор работает целый день.

Пятая причина — привлечение внимания

Это самая распространенная причина у младших подростков. Хотя она бывает свойственна в той или иной мере всем возрастам.

Часто бывает, что если ребенок тихо играет — мы не подойдем и лишний раз не похвалим, а вот если он нахулиганил, то… «Держите меня семеро!». Уж очень хочется отчитать так, чтобы больше подобное не повторялось. Но, отчитав, проходит совсем немного времени и хулиганство повторяется вновь.

Это важно! Хвалить надо активнее и эмоциональнее, чем ругать! Задумайтесь, как часто вы хвалите своего ребенка и как? Просто сказали «Умница!». А если он подрался? Спустили с него 7 шкур? Тогда с очень большой вероятностью детская агрессия повторится.

Может быть вы много раз слышали и читали, что ребенку бывает не так важен заряд («положительное» или «отрицательное»), как само ваше внимание. И если плохим поведением вашего внимания можно получить намного больше, значит, именно эта линия поведения будет у ребенка закрепляться.

Если чадо проявляет агрессивное поведение в детском саду или школе, то проконсультируйтесь с воспитателями, психологом учреждения, учителями. Постарайтесь понять причину такого поведения.

Может он не может наладить взаимоотношения со сверстниками и начинает ломать их игрушки, толкать их? Он злится, что не получается с ними поиграть, но как сделать по-другому он не знает. И тогда все начинают за ним бегать, его ловить, кричать, и не только сверстники, но и взрослые. Представляете, сколько сразу внимания? Цель достигнута.

Ели это так, то совет родителям — попробуйте обучить ребенка интересным играм и другим способам взаимодействия со сверстниками, чтобы его цель была достигнута, но другими приемлемыми способами.

Иногда родители сталкиваются с тем, что по отношению к их ребенку проявляется агрессия в классе. Вот что на этот счет думает детский психолог Л. Петрановская:

  • Если ребенку до 8 лет , то он еще не выучил и не знает все социальные правила взаимодействия в коллективе, как себя вести, как защитить себя. Поэтому в раннем возрасте родители должны заступаться за своего ребенка и не давать его никому в обиду.
  • Если ребенок старше 10 лет , вы знаете, что над ним могут издеваться в коллективе — не стоит бросаться в школу с разборками. Иногда это может только усугубить ситуацию. Важно дать ребенку понять, что вы рядом и всегда готовы помочь. И прийти на помощь тогда, когда ваш ребенок сам об этом вас попросит.

Шестая причина — возрастной кризис у ребенка

Часто, проявление агрессии у детей возникает в период прохождения ребенком очередного возрастного кризисного возраста. В детской психологии выделяют , и подростковый кризис (в 12−14) лет.

В этот период потребности ребенка меняются, а вот как их удовлетворить он еще не знает. Как пример — в 3 года ребенок уже хочет окончательно отделиться от мамы, он многое может сам, хочет осваивать мир, но вокруг еще много нового и непонятного, и как со всем справится самому — он не знает. Возникает фрустрация, которая может проявляться в агрессивном поведении.

Как вести себя родителям

В кризисные периоды очень важно проявлять наибольшее принятие и любовь к своему ребенку. Негативизм и агрессивное поведение, действительно, часто проявляется в этом возрасте. Важно помочь ребенку перестроится под новую обстановку, помочь ему понять и принять свои чувства. Постепенно расширять границы, доверять ребенку, но делать это своевременно и постепенно.

А то бывает так, что ребенка в 12 лет каждый день мама встречает из школы, хотя та находится во дворе. Или, наоборот, родители считают ребенка уже взрослым и никак не контролируют его жизнь, вплоть до того, что, приходя с работы, даже не спросят как дела, а просто приносят еду, кушают и расходятся каждый по своим делам.

В данной статье я перечислила не все причины детской агрессии, а только наиболее распространенные. Есть еще и особенности темперамента, или перенос образцов поведения из СМИ (такое часто бывает, когда дети пересмотрели телевизор).

Тот же известный мультик «Маша и Медведь» разделил родителей на любящих его и родителей, которые ставят этот мультик под запрет для своих детей. Ведь Маша — далеко не образец для поведения, согласитесь?

Также частой причиной бывает копирование поведения сверстников. Это обычно свойственно подросткам. Если в компании что-то является «крутым», то и ваш ребенок может начать использовать то, что принято сверстниками, дабы не быть белой вороной.

Иногда ребенок ведет себя агрессивно, когда просто устал, не выспался, голоден и даже любая мелочь может вывести его из себя. Если такое поведение ситуативное и оно эпизодично, не надо вешать ярлыков, что ваш ребенок агрессивный и непослушный.

В каждом случае надо разбираться индивидуально. Может быть ребенок ведет себя так по ряду разных причин. Главное понять — что дает ребенку такое поведение, какая у него цель? И помочь достигнуть этого же результата другими способами.

Я не заканчиваю разговор об агрессии у ребенка. Сегодня мы разобрали причины такого поведения у ребенка, а в следующей статье я обязательно отвечу на вопросы что с этим делать и как помочь своему ребенку. Если статья оказалась полезной — поделитесь ею в соцсетях со своими друзьями!