Дети маугли примеры из жизни. Маугли современных джунглей: условия и факторы психического развития ребёнка

Издавна в легендах и сказаниях разных народов существовали истории о том, как животные воспитывали человеческих детей. Долгое время это считалось выдумкой, пока подобных бедолаг не стали находить в лесах. “Дети Маугли”, воспитанные животными, изучались еще во времена Средневековья, но по-настоящему объяснить их поведение и обосновать невозможность возвращения в человеческую среду смогли только психиатры 20 века.

Понятие “феральный человек”

Если рассматривать понятие “феральные люди” с позиции психологов и социологов, то можно узнать, что это индивидуумы, которые были воспитаны вне человеческого общества. В переводе с латинского языка feralis означает “мертвый, погребенный”. Люди, лишенные возможности общения с подобными себе, считались утерянными для общества.

В английской версии слово feral означает “лесной”, “дикий”, “нецивилизованный”. Впервые этот термин употребил Карл Линней, шведский ученый 18 века. Он выделил для людей, выросших среди животных, свою ступень в эволюционной лестнице и дал им научное определение Homo ferns.

В современной социологии им дано название “феральные люди”, а первым представителем этой науки, изучавшим их феномен, стал американский ученый Дэвис Кингсли. Работать над этим вопросом он начал в 1940 году.

Воспитанниками животных становились дети разного возраста. Известны случаи, когда волчья стая, собаки или птицы становились “родителями” для младенцев, а есть примеры того, что они принимали, выхаживали и кормили детей 3-6 лет.

Феральные животные

Во все времена и у разных народов мира существовали мифы о детях, которых вырастили животные. Как объясняют этот феномен ученые, звери являются прекрасными “воспитателями” человеческих детенышей, и не только в естественной для них среде.

Сегодня часто можно наблюдать, как домашние питомцы принимают участие в жизни малышей: они их убаюкивают, охраняют, защищают, не дают упасть или каким-то образом навредить себе. Те же инстинкты свойственны диким животным, особенно живущим в стае. Связано это с тем, что в зверином сообществе есть своя иерархия, способы общения между его членами и воспитания молодняка.

Истории древности об одичавших детях

Самые известные феральные дети древности - это Рем и Ромул, вскормленные волчицей. Как известно, в основе многих легенд лежат исторические факты, вот и история двух братьев, лишившихся матери, также может быть правдой.

Мальчикам повезло, что их нашел пастух, и они не успели одичать. В память о своей “приемной матери” Ромул и Рем основали Рим как раз на том холме, где они провели свои первые годы жизни с волчьей стаей.

К сожалению, подобные истории редко заканчиваются так романтично, поскольку феральные люди - дети, воспитанные животными - имеют серьезные отклонения в психике и не способны стать полноценными членами человеческого общества.

Дикие “найденыши” минувших веков

Чаще всего приемными “родителями” детей становились волки. Связано это с естественным для этих животных высоким уровнем родительского инстинкта и тем, что они объединяются в стаи, в которых существуют длительные взаимоотношения между ее членами.

Первым задокументированным свидетельством того, что волчья стая выкормила детей, стала Хроника английского города Саффолка за 1173 год. Неудачные попытки возвращения дикого ребенка к человеческой жизни были зафиксированы в 1341 в Гессе. Охотники нашли мальчика в волчьем логове. Когда его извлекали из норы, он вел себя по-звериному: кусался, царапался, визжал и рычал. Благодаря сохранившимся записям стало известно, что он умер, не выдержав неволи и кормления человеческой едой.

Никто в то время подобные феномены не изучал, специалисты просто пытались вернуть пойманным детям человеческий облик, что чаще всего заканчивалось плачевно.

Дети-“медведи”

Нередки случаи, когда феральные люди (примеры из истории - прямое тому доказательство) были воспитаны медведями. Так, в 1767 в Венгрии охотниками была обнаружена девушка со светлыми волосами лет восемнадцати. Она отличалась отменным здоровьем, имела крепкое загорелое тело и вела себя очень агрессивно. Даже после помещения ее в приют она отказывалась кушать что-либо, кроме кореньев растений, ягод и сырого мяса.

Как подобные дети выживают, сказать трудно. Медведи не собираются в стаи, хотя у них крепкие многолетние союзы между самцами и самками. Точно так же неизвестно, чем малыши питались зимой, когда звери залегали в спячку. Зафиксировано всего несколько случаев воспитания детей медведями, один из них - это мальчик, найденный в 18 веке в Дании, второй - индийская девочка, обнаруженная в 1897 году.

Во всех документах тех лет указывалось, что найденные дети имели повадки животных, обладали острым зрением, отличным нюхом и могли “переговариваться” только звуками, которые обычно издают вырастившие их звери.

Одичавшие люди 20-21 веков

Чаще всего в прошлом веке дети джунглей встречались в Индии. Среди них были дети-волки, пантеры и леопарды. Например, мир узнал о двух девочках - Камале и Амале, которые были пойманы в 1920 году. Одной из них было полтора года, другой - 8 лет, но у обеих уже выработались волчьи инстинкты. Так, они плохо переносили дневной свет, зато ночью прекрасно видели, если исключительно сырое мясо, лакали воду, передвигались на согнутых руках и ногах довольно быстро, охотились на кур и мелких грызунов.

Младшая девочка не выдержала неволи и умерла спустя год от нефрита. Камала прожила еще 9 лет и за этот период смогла освоить примитивные человеческие навыки: ходить ровно, умываться водой, есть с тарелок и даже произносить несколько слов. Но до самой смерти она ела сырое мясо и потроха.

Как отмечают ученые, феральные люди, долго жившие среди животных, полностью перенимают повадки своих “приемных родителей”, которые не исчезают даже после длительного пребывания в человеческом обществе.

Особенно часты случаи обнаружения одичавших людей в период с 1990 годов и вплоть до наших дней. Связано ли это с тем, что малышам достались нерадивые родители, или они сами заблудились в лесу в детстве, а может, просто среда их обитания была нарушена, и потому их смогли поймать, - неизвестно.

Значение социального развития ребенка

Ученые очень любят проводить эксперименты, чтобы доказать свою научную теорию. Не обошли стороной этот способ познания истины и психологи, которые хотели доказать, что ребенок уже рождается с потребностью в социализации.

В ходе эксперимента новорожденных поделили на 2 группы. В одной с детьми нянчились, говорили с ними при кормлении или смене подгузников, целовали. В другой группе с детьми не общались, но делали все необходимое, чтобы они были накормлены и ухожены.

Спустя время ученые заметили у детей, которые были лишены ласки, потерю веса и другие отклонения от нормы, так что эксперимент был прерван. Тем самым ученые доказали, что в человеке изначально заложена потребность в любви и общении с себе подобными.

Таким образом, становится понятным, почему одичавшие люди лишены человеческих чувств и полагаются сугубо на приобретенные ими животные инстинкты.

Природа феральных людей

Все случаи обнаружения индивидуумов, выращенных животными, говорят о том, что в дикой природе им была свойственна сильнейшая тяга к выживанию. Просто так феральные люди не смогли бы остаться в живых, даже при самом лучшем уходе со стороны их звериных “родителей”.

Животные всегда действуют сообразно тому, что подсказывают их инстинкты, хотя известны случаи, когда они испытывали тоску, теряя свое потомство. Длится это недолго, и кратковременная память позволяет им забыть о потере, что совсем не похоже на поведение людей. Человек может испытывать страдания от смерти ребенка всю жизнь.

Все дети-маугли поступали так, как подсказывали им инстинкты: нюхали пищу и воду, прежде чем начать есть, испражнялись, охотились, убегали от опасности и защищались так, как их дикие “родители”. Эту животную природу невозможно искоренить, если ребенок пробыл долгое время среди зверей.

Очеловечивание Авейронского дикаря

Попытки очеловечить одичавших детей предпринимались всегда. Одним из удачных примеров можно назвать историю с Авейронским мальчиком. Он был обнаружен на юге Франции в 1800 году. И хотя передвигался этот подросток на прямых ногах, все остальные повадки выдавали в нем животное.

Потребовалось очень много времени и терпения, чтобы приучить его ходить в туалет там, где это положено, не срывать с себя одежду и есть из посуды. При этом мальчик так и не научился играм, общению со сверстниками, хотя никаких отклонений в его психике обнаружено не было. Этот “дикарь” дожил до 40 лет, но так и не стал членом общества.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что лишенные человеческой любви дети теряют заложенные в них при рождении способности к социализации. Их заменяют инстинкты, которые у обычных людей развиты хуже, чем у животных.

Если ребенку повезло, и его нашли еще в раннем возрасте, то ему можно вернуть человеческую сущность и привить должные манеры поведения. Так было, например, с пятилетней Наташей из Читы. Ее воспитали собаки, которые оказались лучшими родителями, чем папа и мама. Девочка лаяла, ходила, как псы, и ела то же, что и они. То, что ее нашли в таком раннем возрасте, дает надежду на то, что она сможет вновь “очеловечиться”.

Полностью восстановиться смог мальчик из Уганды, которого воспитали зеленые мартышки. Он попал к ним в возрасте четырех лет, а когда его обнаружили спустя 3 года, он жил и действовал, как его “приемные родители”. Так как прошло слишком мало времени, ребенка смогли вернуть в общество.

Причина появления феральных детей

Слишком часто в наше время упоминаются дети, которых воспитали животные. Связано это в большинстве случаев с равнодушием, безалаберностью или жестокостью их родителей. Примеров тому масса:

  • Девочка из Украины, выросшая в будке у собаки. С 3 до 8 лет она жила с собакой, где оставили ее родители. За такой короткий период малышка стала ходить, как собака, лаять и вести себя, как ее пес.
  • Мальчик 6 лет из Волгограда, воспитанный птицами, умел только чирикать и хлопать руками, как крыльями, когда проявлял эмоции. Он ел птичий корм, будучи закрытым собственной матерью в комнате с попугаями. Сейчас ребенок проходит реабилитацию у психологов.

Подобные случаи имеют место в наше время в крупных городах и небольших поселках по всему миру: в странах Африки, Индии, Камбоджи, в России, Аргентине и других местах. И что самое страшное, сегодня несчастных находят не в лесах, а в домах, будках животных и на помойках - рыскающих в поисках еды.

Некоторые животные-хищники спасали детей и заботились о них в течение многих лет как о своих детёнышах. Д-р Деар Баррет, психолог из медицинской школы Гарварда, описала все известные случаи детей, живших среди животных с 1900 г. по 2004 г., в своей книге «Сверхъестественные импульсы». Она насчитала 31 ребёнка с такой судьбой.

Вот шесть подобных историй.

1. Девочки, выращенные волками в Индии

В 1920 г. 8-летняя Камала и 18-месячная Амала были найдены в волчьем логове в Мидинипуре, Индия. Случай был задокументирован христианским миссионером Дж. Л. Сингхом, который нашёл их.

«Эти дети были более свирепыми, чем волчата. Длинные спутанные волосы свисали с их плеч, у их челюстей был странный волчий прикус, а зубы были угловатыми и острыми. Они не ели овощей и могли учуять запах сырого мяса на расстоянии», - пишет д-р Абрахам Сперлинг в своей книге «Психология для миллионов».

После года, проведённого в сиротском приюте, Амала умерла. Когда это произошло, у её сестры впервые проявились человеческие эмоции. Камала прожила ещё 8 лет. За это время она научилась ходить на двух ногах и произносить несколько слов. Правда, когда торопилась, она бежала на четвереньках.

Врач, который заботился о них, говорит, что они ели только молоко и мясо и не спали по ночам, пишет Сперлинг.

Их приёмная мать-волчица ожесточённо сопротивлялась, когда у неё хотели забрать девочек, как будто это были её щенки, пишет Баррет. Её пришлось застрелить. Другие волки из стаи приходили в деревню и выли.

2. Мальчик, усыновлённый обезьянами после убийства его матери

Джону Ссебуня из Уганды было 2 или 3 года, когда он стал свидетелем того, как его отец убил его мать. Он сбежал в джунгли, где о нём в течение года заботились обезьяны. Когда местный житель в поисках дров зашёл в глубину джунглей, он был поражён, увидев ребёнка среди группы обезьян.

Британцы Пол и Молли Вассва позднее усыновили ребёнка. Журналист Эван Фергюссон встретился с ним спустя 10 лет в 1999 г. Фергюссон, описавший встречу в статье The Guardian, говорит, что Ссебуня мог говорить только на суахили и очень сильно заикался. Хотя манеры мальчика, включая короткие ответы и избегания зрительного контакта, сильно отличались, его ответы были логичными и осмысленными.

Например, когда Фергюссон спросил его о плохом отношении со стороны некоторых детей в человеческом обществе, Ссебуня ответил через переводчика: «Они просто были заинтересованы. Я не хочу о них плохо думать из-за этого. Я был другой». Он смутно смог вспомнить, как обезьяны впервые осторожно приблизились к нему, когда он оставался один в джунглях в течение нескольких дней. Он помнит, что ему было неудобно спать на деревьях, и как обезьяны учили его перемещаться по деревьям в поисках пищи.

По словам Баррет, обезьяны кидали палки и камни в жителей деревни, которые пытались забрать Ссебуню. Она пишет: «Когда детей обнаруживают живущими среди животных, их приёмные родители всегда ожесточённо сопротивляются, когда их пытаются забрать».

3. Страусиный мальчик из Северной Африки?

Сиди Мохаммед был найден в возрасте 15 лет в 1945 г. в Северной Африке. Он рассказал антропологу Жану-Клоду Армену, что жил со страусами с пяти лет. Эта история приводилась в журнале Notes Africaines 26 апреля 1945 г. Это случай также описывался в книге «Необъяснимые феномены» Боба Рикарда.

Мальчик сказал Армену, что, когда ему было пять лет, он нашёл страусиное гнездо, и птицы стали заботиться о нём. Он остался там, питался травой вместе с ними, научился бегать с большой скоростью и спал под их крыльями ночью. Его нашли охотники и возвратили к родителям, но он всё время тосковал по жизни с птицами. Это история целиком основана на словах мальчика, и неясно, проводил ли Армен какое-нибудь исследование, чтобы проверить эти факты.

4. Мальчик из курятника на Фиджи

В отличие от вышеупомянутых детей, Суджит Кумар не был усыновлён животными в настоящем смысле этого слова. Он просто был заперт с животными и провёл с ними так много времени, что перенял их поведение. В течение нескольких лет он общался больше с курами, чем с людьми, которые просто приходили покормить его и иногда поливали водой из шланга, чтобы помыть.

Когда он был ребёнком, его отца убили, а мать покончила жизнь самоубийством. Кумара забрали к себе бабушка и дедушка, однако у него были заметные признаки душевного расстройства. Они заперли его в курятнике, потому что не могли справиться с ним, говорит его двоюродная сестра.

В 2011 г. в интервью ABC австралийская предпринимательница Элизабет Клэйтон, узнав историю Кумара на Фиджи, решила взять опеку над ним. К этому времени он уже стал взрослым мужчиной. Его нашли в возрасте 12 лет в 1984 г., после чего почти 20 лет продержали в психбольнице связанным, где он, как и в курятнике, практически ни с кем не общался. Он по-прежнему питается куриной пищей и нападает на людей, пытаясь клевать их.

На момент этого интервью Клэйтон Кумару было уже за 30, и он по-прежнему кудахтал и не умел говорить. Клэйтон пытается научить его общаться, она считает, что это необходимо, чтобы найти другого опекуна, когда она умрёт. Ей больше 60 лет, а Кумару около 30, поэтому она беспокоится о его будущем. Она говорит, что если он не научится общаться, то ему будет проблематично найти опекуна.

5. Южно-африканский мальчик, воспитанный обезьянами

Мтхияне из Южной Африки год прожил среди обезьян после того, как мать бросила его. Его нашли, когда ему было 5 лет и отправили в приют, но только к 15 годам он научился ходить прямо на двух ногах.

Даже 10 лет спустя он так и не научился говорить, отказывается есть приготовленную пищу. История Мтхияне кратко упоминается в книге Дэвида Ф. Бьёрклунда и Карлоса Хернандеза Бласи «Развитие ребёнка и подростка: интегрированный подход»

6. Мальчик, выращенный волками в Центральной Азии

В 1962 г. геологи обнаружили Дзюму бегающим вместе со стаей волков в пустыне в Центральной Азии. Они поймали его сетью, но с большим трудом - всех волков пришлось убить. Мальчику было семь лет, следующие 30 лет он провёл в госпитале в Туркменистане, пишет Адриана С. Бендзакен в книге «Встречи с дикими детьми».

Он начал говорить четыре года спустя и рассказал учёным, что ездил на спине своей матери-волчицы, а затем она научила его ездить на спине остальных волков в стае.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Человек с детства формируется под влиянием тех условий, в которых растет. И если до пяти лет ребенок оказывается в окружении животных, а не людей, он перенимает их повадки и постепенно теряет человеческий облик. «Синдром Маугли» - такое название получили случаи формирования детей в дикой среде. После возвращения к людям для многих из них социализация стала невозможной. Как сложились судьбы самых известных детей-маугли - далее в обзоре.

Индийская девочка-маугли Камала

Памятник Ромулу, Рему и волчице, их вскормившей

Первым известным случаем воспитания детей животными, если верить легенде, была история Ромула и Рема. По мифу, в детстве их выкормила волчица, а позже нашел и вырастил пастух. Ромул стал основателем Рима, а волчица - эмблемой столицы Италии. Однако в реальной жизни у историй о детях-маугли редко случаются подобные хеппи-энды.

История, рожденная воображением Редьярда Киплинга, на самом деле абсолютно неправдоподобна: дети, потерявшиеся до того, как научились ходить и говорить, во взрослой жизни уже не смогут освоить этих навыков. Первый достоверный исторический случай воспитания ребенка волками был зафиксирован в 1341 году в Гессене, Германия. Охотники обнаружили ребенка, который жил в стае волков, бегал на четвереньках, далеко прыгал, визжал, рычал и кусался. Половину своей жизни 8-летний мальчик провел среди животных. Он не умел говорить и ел только сырую пищу. Вскоре после возвращения к людям мальчик умер.

Кадр из мультфильма «Маугли», 1973

Дикарь из Аверона в жизни и в кино

Самым детально описанным случаем стала история «дикого мальчика из Аверона». В 1797 году во Франции крестьяне поймали в лесу ребенка лет 12-15, который вел себя как маленький зверь. Он не умел говорить, слова ему заменяло рычание. Несколько раз он сбегал от людей в горы. После того как его снова поймали, он стал объектом внимания ученых. Естествоиспытатель Пьер-Жозеф Бонатер написал «Исторические заметки о дикаре из Аверона», где подробно изложил результаты наблюдений. Мальчик был нечувствителен к высоким и низким температурам, имел особенное обоняние и слух, отказывался носить одежду. Доктор Жан-Марк Итар в течение шести лет пытался социализировать Виктора (как назвали мальчика), но тот так и не научился говорить. Он умер в возрасте 40 лет. История жизни Виктора из Аверона легла в основу фильма «Дикий ребенок».

Кадр из фильма «Дикий ребенок», 1970

Кадр из фильма «Дикий ребенок», 1970

Дина Саничар

Большинство детей с синдромом Маугли найдены в Индии: с 1843 по 1933 год тут зафиксировано 15 подобных случаев. Дина Саничар жил в логове волков, его нашли в 1867 году. Мальчика научили ходить на двух ногах, пользоваться посудой, носить одежду, но говорить он не мог. Саничар умер в возрасте 34 лет.

В 1920 году жители индийской деревни обратились к миссионерам с просьбой помочь им избавиться от жутких призраков из джунглей. «Призраками» оказались две девочки восьми и двух лет, которые жили с волками. Их поместили в сиротский приют и назвали Камалой и Амалой. Они рычали и выли, ели сырое мясо, передвигались на четвереньках. Амала прожила меньше года, Камала умерла в 17 лет, достигнув к этому моменту уровня развития четырехлетнего ребенка.

Индийские маугли Амала и Камала

В 1975 году пятилетнего ребенка среди волков нашли в Италии. Его назвали Роно и поместили в Институт детской психиатрии, где врачи работали над его социализацией. Но мальчик умер, питаясь человеческой едой.

Кадр из фильма «Дикий ребенок», 1970

Подобных случаев было немало: детей находили среди собак, обезьян, панд, леопардов и кенгуру (но чаще всего - среди волков). Иногда дети терялись, иногда родители сами избавлялись от них. Общими симптомами для всех выросших среди животных малышей с синдромом Магули были неумение говорить, передвижение на четвереньках, боязнь людей, но при этом отменный иммунитет и крепкое здоровье.

Увы, дети, выросшие среди животных, не так сильны и прекрасны, как Маугли, и если в период до пяти лет они не развивались должным образом, позже наверстать упущенное было практически невозможно. Даже если ребенку удавалось выжить, он уже не мог социализироваться.

Кадр из мультфильма «Маугли», 1973

Всем известны истории о детях воспитанных животными. Предлагаю Вашему вниманию несколько таких историй

1. Дикий мальчик Питер

В 1724 году голого волосатого мальчика, который ходил на четвереньках, обнаружили в лесу около города Хамельн в Германии. Когда его обманом заманили, он вел себя как дикое животное, предпочитая есть птиц и овощи сырыми, и не умея разговаривать. После того, как его перевезли в Англию, ему дали имя дикий мальчик Питер. И, несмотря на то, что он так и не научился говорить, он, предположительно, любил музыку, его научили выполнять простую работу, и он дожил до преклонных лет.

2. Виктор из Авейрона

Он был, пожалуй, одним из самых известных детей-маугли. История Виктора из Авейрона стала широко известна благодаря фильму "Дикий ребенок". Несмотря на то, что его происхождение является загадкой, считается, что Виктор прожил все детство один в лесу до того, как его обнаружили в 1797 году. После еще нескольких исчезновений, он появился в окрестностях Франции в 1800 году. Виктор стал предметом изучения многих философов и ученых, которые задумывались о происхождении языка и поведении человека, хотя мало что удалось добиться в его развитии из-за задержки психического развития.

3. Лобо, девочка волк с реки Дьявола

В 1845 году, была замечена загадочная девочка, которая бежала на четвереньках среди волков, нападая на стадо коз возле Сан Фелипе в Мексике. Историю подтвердили год спустя, когда девочку вновь увидели, на этот раз жадно поедающую убитую козу. Встревоженные жители деревни начали поиски девочки, и вскоре дикую девочку поймали. По предположениям, она постоянно выла по-волчьи по ночам, привлекая стаи волков, которые ворвались в деревню, чтобы спасти ее. В конце концов, она вырвалась и убежала из своего заточения.
Девочку не видели до 1854 года, когда ее случайно заметили с двумя волчатами у реки. Она схватила детенышей и убежала в лес и с тех пор никто ее больше не видел.

4. Амала и Камала

Эти две девочки в возрасте 8-ми лет(Камала) и 18-ти месяцев(Амала) были найдены в логове волков в 1920 году вМиднапоре в Индии. Их история вызывает противоречивые мнения. Так как у девочек была большая разница в возрасте, специалисты считают, что они не были сестрами. Возможно, что они попали к волкам в разное время. Обе девочки имели все повадки животных: ходили на четвереньках, выли по ночам, разевали рот и высовывали язык, как волки. Как и другие дети-маугли, они хотели вернуться к своей прежней жизни и чувствовали себя несчастными, стараясь освоиться в цивилизованном мире. После того как младшая девочка умерла, Камала в первый раз заплакала. Старшей девочке удалось частично социализироваться.

5. Ребенок-обезьяна из Уганды

В 1988-м году 4-летний Джон Ссебунья убежал в джунгли после того как на его глазах отец убил мать, 4-х летний Джон Ссебунья (John Ssebunya) убежал в джунгли, где, предположительно, его вырастили зеленые мартышки. Шло время, но Джон так и не вышел из леса и жители деревни начали считать, что мальчик погиб.
В 1991-м году одна из тамошних крестьянок, отправившись в джунгли за дровами, вдруг увидела в стае верветок, карликовых зелёных мартышек, странное существо, в котором не без труда узнала маленького мальчика. По её словам, поведение мальчишки мало чем отличалось от обезьян - он ловко передвигался на четвереньках и без труда общался со своей «компанией».
Как и в других случаях с детьми-маугли, он сопротивлялся жителям деревни, которые пытались его схватить, и получил помощь от своих сородичей обезьян, которые бросали в людей палки. Позже, научившись говорить, Джон рассказал, что мартышки учили его всему необходимому для жизни в джунглях - лазанью по деревьям, поиску пищи, кроме того, он освоил их «язык». Последнее что стало о нем известно, так это то, что он гастролирует с детским хором Жемчужины Африки.

6. Читинская девочка, росшая среди собак

Несколько лет назад эта история оказалась на первых полосах российских и зарубежных газет - в Чите обнаружили 5-летнюю девочку Наташу, которая передвигалась по-собачьи, лакала воду из миски и вместо членораздельной речи издавала только лай, что неудивительно, ведь, как потом выяснилось, девочка практически всю жизнь провела в запертой комнате, в компании кошек и собак.
Родители ребёнка не жили вместе и излагали разные версии случившегося - мать (так и хочется заключить это слово в кавычки), 25-летняя Яна Михайлова утверждала, что девочку у неё давно выкрал отец, после чего она не занималась её воспитанием. Отец, 27-летний Виктор Ложкин, в свою очередь, заявлял, что мать не уделяла Наташе должного внимания и до того, как он забрал малышку к себе по просьбе тёщи.
Позже установили, что семью никак нельзя было назвать благополучной, в квартире, где помимо девочки, жили её отец, бабушка и дедушка, наблюдалась ужасающая антисанитария, не было воды, тепла и газа.
Когда её нашли, девочка вела себя, как самая настоящая собака - бросалась на людей и лаяла. Забрав Наташу у родителей, сотрудники органов опеки и попечительства поместили её в реабилитационный центр, чтобы девочка смогла приспособиться к жизни в человеческом обществе, её «любящие» папа и мама были арестованы.

7. Волгоградский узник птичьей клетки

История волгоградского мальчишки в 2008-м году потрясла всю российскую общественность. Родная мать держала его взаперти в 2-комнатной квартире, населённой множеством птиц.
По неизвестным причинам мамаша не занималась воспитанием ребёнка, давая ему пищу, но совершенно с ним не общаясь. В итоге, мальчик до семи лет всё время проводил с птицами, когда его нашли сотрудники правоохранительных органов, в ответ на их вопросы он лишь «щебетал» и взмахивал «крыльями».
Комната, где он жил, была заставлена птичьими клетками и просто переполнена помётом. Как сообщали очевидцы, мать мальчугана явно страдала психическим расстройством - она прикармливала уличных пернатых, брала птиц домой и целыми днями напролёт лежала на кровати, слушая их чириканье. На сына она совсем не обращала внимания, видимо считая его одним из домашних питомцев.
Когда о «мальчике-птице» стало известно соответствующим органам, его отправили в центр психологической реабилитации, а 31-летнюю мать лишили родительских прав.

8. Маленький аргентинец, спасённый бродячими кошками

В 2008-м году полиция аргентинской провинции Мисьонес обнаружила бездомного малыша одного года от роду, который находился в компании диких кошек. Судя по всему, мальчик пребывал в обществе кошачьих по меньшей мере, несколько дней - животные, как могли, заботились о нём: вылизывали с его кожи присохшую грязь, носили ему еду и обогревали морозными зимними ночами.
Чуть позже удалось выйти на отца мальчика, который вёл бродяжнический образ жизни - он рассказал полицейским, что несколько дней назад потерял сына, когда занимался сбором макулатуры. Папаша заявил офицерам, что дикие кошки всегда защищали его сына.

9. Калужский Маугли

2007-й год, Калужская область, Россия. Жители одной из деревень заметили в близлежащем лесу мальчика, которому на вид было около 10 лет. Ребёнок находился в стае волков, которые, видимо, считали его «своим» - вместе с ними он добывал пропитание, бегая на полусогнутых ногах.
Позже сотрудники правоохранительных органов устроили облаву на «калужского Маугли» и обнаружили его в волчьем логове, после чего отправили в одну из московских клиник.
Удивлению врачей не было предела - обследовав мальчика, они заключили, что хотя он выглядел как 10-летний, на деле ему должно было быть примерно 20 лет. От жизни в волчьей стае ногти на ногах парня превратились практически в когти, зубы напоминали клыки, его поведение во всём копировало повадки волков.
Молодой человек не умел говорить, не понимал по-русски и не отзывался на данное ему при поимке имя Лёша, реагируя, только когда его звали «кис-кис-кис».
К сожалению, специалистам не удалось вернуть мальчика к нормальной жизни - всего через сутки после того, как он был помещён в клинику, «Лёша» сбежал. Его дальнейшая судьба неизвестна.

10. Воспитанник ростовских коз

В 2012-м году сотрудники органов опеки Ростовской области, придя с проверкой в одну из семей, увидели жуткую картину - 40-летняя Марина Т. держала своего 2-годовалого сына Сашу в загоне для коз, практически не заботясь о нём, при этом, когда ребёнка нашли, матери не было дома.
Мальчик всё время проводил с животными, играл и спал с вместе ними, в результате, к двум годам он не смог научиться говорить и нормально есть. Стоит ли упоминать, что санитарные условия в комнате два на три метра, которую он делил с рогатыми «друзьями» не просто оставляли желать много лучшего - они были ужасающими. Саша был истощён от недоедания, когда его обследовали врачи, выяснилось, что он весил примерно на треть меньше, чем здоровые дети его возраста.
Мальчика отправили на реабилитацию, а затем в детский дом. Первое время, когда его пытались вернуть в человеческое общество, Саша очень боялся взрослых и отказывался спать в кровати, норовя забраться под неё. На Марину Т. было заведено уголовное дело по статье «Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей», в суд направили иск о лишении её родительских прав.

11. Приёмный сын сибирского пса

В одном из провинциальных районов Алтайского края в 2004-м году был обнаружен 7-летний мальчуган, которого вырастила собака. Родная мать бросила маленького Андрея через три месяца после его рождения, доверив заботу о сыне отцу-алкоголику. Вскоре после этого родитель также покинул дом, где они жили, по всей видимости, даже не вспомнив о ребёнке.
Папой и мамой для мальчика стал сторожевой пёс, который кормил Андрея и по-своему воспитывал. Когда его нашли работники социальной службы, мальчик не умел говорить, передвигался только по-собачьи и с опаской относился к людям. Он кусался и тщательно обнюхивал пищу, которую ему предлагали.
Долгое время ребёнка не могли отучить от собачьих повадок - в детском доме он продолжал вести себя агрессивно, бросаясь на сверстников. Однако постепенно специалистам удалось привить ему навыки общения жестами, Андрей научился ходить по-человечески и пользоваться столовыми приборами во время еды.
Воспитанник сторожевой собаки также привык спать в кровати и играть с мячом, приступы агрессии случались у него всё реже и постепенно сошли на нет.

12. Украинская девочка-собака

Оставленная в конуре своими нерадивыми родителями в возрасте от 3 до 8 лет, Оксана Малая выросла в окружении других собак. Когда ее нашли в 1991 году, она не умела говорить, выбрав собачий лай вместо речи и бегала на четвереньках. Сейчас в возрасте двадцати с лишним лет, Оксану научили говорить, но у нее осталась задержка психического развития. Сейчас она ухаживает за коровами, которые находятся на ферме возле интерната, в котором она живет.

13. Камбоджийская девочка джунглей

Рочом Пьенгенг (Rochom P"ngieng) потерялась и загадочно исчезла в возрасте 8 лет, когда она пасла буйвола в джунглях Камбоджи. Через 18 лет, в 2007 году, житель деревни увидел голую женщину, которая кралась к его дому в попытке украсть рис. После того, как в женщине узнали потерянную девочку Рочом Пьенгенг по отличительному шраму на спине, оказалось, что девочка каким-то чудесным образом выжила в условиях густых джунглей.
Девушка не смогла выучить язык и адаптироваться к местной культуре и опять исчезла в мае 2010 года. С тех пор появилось много противоречивой информации о ее местонахождении, включая сообщение о том, что в июне 2010 года ее видели в яме вырытого туалета возле дома.

14. Мадина

Трагическая история Мадины похожа на историю Оксаны Малой. Мадина жила с собаками, предоставленная самой себе до того, как ее обнаружили в возрасте 3 лет. Когда ее нашли, она знала всего два слова - да и нет, хотя предпочитала лаять по-собачьи. К счастью, Мадину объявили умственно и физически здоровой сразу после обнаружения. Несмотря на то, что в ее развитии наблюдалась задержка, она находится в таком возрасте, когда надежда еще полностью не потеряна и те, кто за ней ухаживают, считают, что она сможет вести нормальный образ жизни, когда вырастет.

). На выставке в Лондоне она представила серию постановочных фотографий, рассказывающих реальные истории о детях, выросших при очень необычных обстоятельствах.

Фуллертон-Баттен решила искать данные о детях, выросших вместе с животными, после того, как прочитала книгу «Девушка без имени».

Собранные ею истории — о тех, кто заблудился в лесу или при других обстоятельствах был воспитан животными. Характерно, что такие случаи зафиксированы как минимум на четырех из пяти континентов.

Девочка-волк Лобо, Мексика, 1845-1852 гг.

В 1845 году люди заметили девочку, ползающую на четвереньках вместе со стаей волков, атакующей стадо коз. Год спустя ее заметили в той же компании: все вместе ели сырое мясо козы.

Однажды девочку схватили, но она сумела сбежать. В 1852 году ее еще раз заметили вместе с волчатами, но и на этот раз она сумела улизнуть. С тех пор ее никто больше не видел.

Оксана Малая, Украина, 1991 г.

Оксана была найдена в собачьем питомнике в 1991 году. Ей было на тот момент 8 лет, 6 из них она прожила вместе с собаками. Ее родители были алкоголиками, и однажды ночью случайно оставили девочку на улице. Чтобы согреться, малышка залезла в питомник на ферме, свернулась калачиком, а от холода ее спасли уже собаки.

Так девочка и стала с ними жить. Когда об этой истории узнали люди, Оксана уже была больше похожа на собаку, чем на человека. Она бегала на четвереньках, скалила зубы, дышала, высунув язык, рычала. Из-за отсутствия связи с людьми к 8 годам она выучила только два слова: «Да» и «Нет».

Интенсивная терапия помогал Оксане восстановить социальные и вербальные навыки, но только на уровне пятилетнего ребенка. Теперь девушке 30 лет, она живет в специальной клинике в Одессе и ухаживает за сельскохозяйственными животными.

Шэмдео, Индия, 1972 г.

Шэмдео, 4-летний мальчик, был обнаружен в лесу в 1972 году в тот момент, когда играл с волчатами. Его кожа была очень темной — зубы — заостренными, а ногти — длинными. На ладонях, локтях и коленях ребенка были огромные мозоли. Он любил охотиться на кур, ел землю и испытывал повышенный аппетит к сырой крови.

Ребенка забрали из леса социальные службы. От любви к сырому мясу его так и не отучили. Говорить тоже не научили, но язык жестов он понимать стал. В 1978 году его приняли в дом матери Терезы для нищих. Он умер в феврале 1985 года.

«Права» (Мальчик-Птица), Россия, 2008 г.

Права, 7-летний мальчик, был найден в крошечном двухкомнатном доме, в котором жил вместе со своей 31-летней матерью. Мальчик жил в комнате вместе с десятками декоративных птиц — вместе со всеми клетками, кормом и пометом.

Его мать обращалась с ребенком как с одним из своих питомцев. Физически она его не била, но периодически оставляла без пищи и никогда с ним не разговаривала. Поэтому общаться он мог только с птицами. Говорить мальчик не умел — только щебетать. Руками тоже махал как птица — крыльями.

Праву отобрали у матери и отправили в Центр психологической помощи. Врачи пытаются реабилитировать его до сих пор.

Марина Чапман, Колумбия, 1959 г.

Марина была похищена в 1954 году. Изначально она жила в одной из затерянных среди джунглей деревень Южной Америки, но ее похититель просто оставил ее в джунглях. Выходили ребенка обезьяны-капуцины.

Охотники нашли дитя только спустя пять лет. Ребенок ел только ягоды, корни и бананы, спал в дуплах деревьев и ходил на четвереньках.

Однажды она чем-то отравилась. Одна пожилая обезьяна подвела ее к луже воды и заставила пить из нее. Девочку вырвало — и ее организм стал восстанавливаться.

Она дружила с молодыми обезьянами, умела лазить по деревьям и хорошо разбиралась в плодах местных растений: какие из них можно есть, а какие — нельзя.

К тому времени, когда ее обнаружили охотники, Марина совершенно разучилась говорить. Этим воспользовались те, кто ее нашел: ребенка отдали в бордель. Там она жила как уличная девчонка, а впоследствии ее поработила семья мафиози. И только через много лет ее спас один из соседей и вывез в Боготу. Там они и жили вместе с родным сыном спасителя.

Когда Марина стала уже взрослой, то работала няней. В 1977 году их семья переехала в Великобританию, где живет и сегодня. Марина вышла замуж и родила детей. Ее младшая дочь, Ванесса Джеймс, и написала книгу о диком опыте матери — «Девушка без имени».

Мадина, Россия, 2013 г.

Мадина с самого рождения жила с собаками. Первые три года своей жизни она играла с ними, делила с ними пищу. Они же согревали ее своими телами зимой. Социальные работники нашли девочку в 2013 году. Она была голой, ходила на четвереньках и рычала как собака.

Отец Мадины покинул семью вскоре после ее рождения. Ее мать, 23-летняя девушка, спилась. Она совсем не ухаживала за ребенком, а однажды приняла решение просто. Переселилась в дом к одному из сельских алкоголиков. Она сидела за столом с собутыльниками, пока ее дочь грызла кости на полу с собаками.

Однажды Мадина убежала на детскую площадку, но не смогла поиграть с другими детьми: она не могла говорить. Так собаки стали ее единственными друзьями.

Врачи сообщили, что Мадина умственно и физически — абсолютно здоровый человек, несмотря на все испытания, что она прошла. Есть хороший шанс, что однажды она вернется к нормальной жизни. Несмотря на то, что слишком поздно научилась говорить.

Джени, США, 1970 г.

Отец Джени как-то решил, что его дочь «отсталая», и поэтому стал удерживать ее на сиденье унитаза в маленькой комнате дома. В этой одиночной камере она провела более 10 лет. Даже спала в кресле.

Ей было 13 лет, когда в 1970 году социальный работник случайно заметил ее состояние. Мол, ребенок не умел ходить в туалет и двигался «как-то странно: боком и по-кроличьи». Девочка-подросток не умела разговаривать и вообще выражать какие-то звуки.

От родителей ее забрали, и с тех пор она стала объектом научных исследований. Постепенно она выучила несколько слов, но писать так и не научилась. Зато читает простые тексты и уже кое-как умеет взаимодействовать с другими людьми.

В 1974 году финансирование программы лечения Джени было остановлено, и ее поместили в частное учреждение для умственно недоразвитых взрослых людей.

Мальчик-леопард, Индия, 1912 г.

Этому мальчику было два года, когда самка леопарда украла его во дворе деревенского дома и взяла на попечение на попечение в 1912 году. Три года спустя охотник убил это животное и нашел три его детеныша: двоих маленьких леопардов и пятилетнего ребенка. Дитя вернули его семье в маленькой деревне в Индии.

В первое время мальчик умел сидеть только на четвереньках, зато бегал быстрее любого другого взрослого. Его колени были покрыты огромными жесткими мозолями, а пальцы были согнуты в вертикальном положении под прямым углом к ладони. Они были покрыты жесткой, ороговевшей кожей.

Мальчик кусался, воевал со всеми, и однажды поймал и съел сырую курицу. Говорить он не умел — только стонать и рычать.

Позже его научили речи и прямохождению. К сожалению, вскоре он ослеп от катаракты. Однако связано это не с его опытом жизни в джунглях, а с наследственностью.

Суджит Кумар, «Мальчик-курица», Фиджи, 1978 г.

Суджита власти признали умственно отсталым ребенком. После этого его родители заперли его в курятнике. Вскоре мать покончила с собой, а его отца убили. Ответственность за малыша взял на себя дед, но он посчитал, что тому будет и дальше лучше в курятнике.

Когда Суджиту было восемь лет, он выбежал на дорогу, где его и заметили. Мальчик кудахтал и хлопал себя руками, будто курица. Принесенную ему еду он не ел, а клевал, щелкая языком. На стуле он сидел «с ногами», а его пальцы были обращены внутрь.

Вскоре после обнаружения его отправили в дом престарелых — в качестве работника. Но там он отличался агрессивным поведением, поэтому его приходилось подолгу привязывать простынями к кровати. Теперь ему больше 30 лет, он живет с Элизабет Клейтон — женщиной, спасшей его и подарившей ему дом.

Камала и Амала, Индия, 1920 г.

8-летняя Камала и 12-летняя Амала были найдены в логове волков в 1920 году. Это один из самых известных случаев с обнаружением «детей-маугли».

Нашел их некий Джозеф Сингх, увидев, как из пещеры волков выходят двое детей. На них было отвратительно смотреть: они бегали на четвереньках и вели себя совсем не как люди. Вскоре Сингх предпринял все, чтобы вместе с полицией забрать девочек у волков.

В первые ночи девушки спали, свернувшись вместе калачиком, рычали, срывали с себя одежду, не ели ничего, кроме сырого мяса и завывали. Физически они тоже были не такими как все: сухожилия и суставы на руках и ногах были сокращены и деформированы. Девочки не проявляли никакого интереса к общению с людьми. Зато исключительно развитыми были их слух, зрение и обоняние.

Амала умерла на следующий год после возвращения к людям. Камала таки научилась ходить вертикально и произносить несколько слов, но умерла в 1929 году от почечной недостаточности в возрасте 17 лет.

Иван Мишуков, Россия, 1998 г.

Иван сбежал из семьи алкоголиков, когда ему было 4 года. Сначала он жил на улицах и просил милостыню. А потом «подружился» со стаей собак. Стал кормить их. Они стали доверять ему. Иван стал кем-то вроде вожака стаи.

В течение двух лет он жил с ними в заброшенных постройках. Потом его поймали и поместили в детский дом. Разговаривать мальчик умел: приходилось же просить милостыню. Именно поэтому сейчас он живет нормальной жизнью.

Мари Анжелика Мемми Ле Блан (Девушка-шампанское), Франция, 1731 г.

Эта история получила большую огласку в XVIII веке. На удивление, она хорошо задокументированна.

За 10 лет непонятно как очутившаяся в лесу девочка прошла через леса Франции тысячи километров. Она ела птиц, лягушек, рыб, листья, ветви и корни деревьев. Умела бороться с дикими животными, в том числе волками. Когда ей было 19 лет, ее схватили «цивилизованные» люди. Девушка была черной от грязи, заросшей, с острыми когтями. Она опускалась на колени, чтобы пить воду и постоянно озиралась по сторонам в поисках опасности.

Говорить она не умела, общалась только визгом и сопением. Зато, кажется, находила удивительный контакт с кроликами и птицами. Много-много лет она ела только сырую пищу, а приготовленную — не могла. По деревьям она могла лазить как обезьяна.

В 1737 году королева Польши, мать французской королевы, взяла Мемми к себе во дворец. Вместе с ней она выбиралась на охоту за кроликами: девушка бегала за ними так же ловко, как и собаки.

Зато Мемми смогла восстановиться, за 10 лет научилась читать, писать и свободно говорить по-французски. В 1747 году она стала монахиней, но не надолго. Ее покровитель умер при загадочных обстоятельствах.

Вскоре, однако, Мемми нашла себе нового «хозяина» — госпожу Эке. Она и опубликовал фотографию женщины. Мемми жила в Париже в зажиточной семье и умерла 1775 году. Ей было 63.

Джон Ссебуня, «Мальчик-обезьяна», Уганда, 1991 г.

Джон убежал из дома в 1988 году, когда ему было три года. Это произошло после того, как его отец на его глазах убил мать. Мальчик сбежал в джунгли и стал жить с обезьянами.

В 1991 году его нашли и схватили. На тот момент ему было около шести лет. Все его тело к тому моменту покрылось волосяым покровом. Ел мальчик только корни, орехи, сладкий картофель и маниоку. В его кишечнике жили огромные черви — длиной по пол-метра.

Но все сложилось хорошо: дитя научили говорить и ходить. А его прекрасный певческий голос сделал его звездой сцены. Вместе с другии африканскими детьми он гастролировал по миру в составе детского хора «Жемчужина Африки».

Виктор (Дикий мальчик Аверон), Франция, 1797 г.

Это тоже случай из истории, который очень хорошо задокументирован. Дикого ребенка видели в конце XVIII века в лесах Святого Сернен-сюр-Ранса на Юге Франции. 8 января 1800 года его поймали.

Ему было 12 лет, тело было покрыто шрамами, и мальчик был не в состоянии произнести ни слова. Позже выяснилось, что в дикой природе он провел 7 лет. Профессора биологии стали исследовать его. Выяснилось, что мальчик может чувствовать себя комфортно абсолютно голым на морозе по колено в снегу. Кажется, низкая температура вообще не доставляла ему никакого дискомфорта!

Люди пытались научить его вести себя «нормально», но никакого прогресса не было. Мальчик не умел говорить до конца жизни. Его отправили в специальный научный институт в Париже, где исследовали вплоть до его смерти. Умер он в возрасте 40 лет.