Дети для усыновления в беларуси. В беларуси изменились правила усыновления детей

Как ранее сообщали «Белорусские новости» , в минувшие выходные в Беларуси , касающееся вопросов усыновления детей.

Согласно новому документу, на усыновление передаются дети, сведения о которых находятся в банке данных детей, подлежащих усыновлению. Для международного усыновления могут рекомендоваться дети, которые состояли в этом банке не менее года и которым не смогли найти семью в Беларуси.

Директор Национального центра усыновления Министерства образования Наталья Поспелова рассказала в интервью «Белорусским новостям» , что в прошлом году было усыновлено 338 девочек и мальчиков. При этом минчане усыновили лишь 46 детей.

Это очень мало. Сейчас вообще наблюдается тенденция, что число детей-сирот в стране не увеличивается, но усыновляют их все меньше. Если в начале 1990-х годов речь шла о 1500 усыновлений в год, то теперь –– о 300-400. Очевидно, что политика государства в этом вопросе не меняет количество усыновлений в сторону увеличения.

Комментируя «Белорусским новостям» причину небольшого количества желающих усыновлять детей в Беларуси, председатель Международного общественного объединения «Понимание» Андрей Маханько сказал, что для выявления всего спектра причин необходимо провести на эту тему серьезное социологическое исследование. «Нельзя сказать, что белорусы не способны к сочувствию. Однако в обществе, на мой взгляд, сложился достаточно противоречивый образ ребенка-сироты, не позволяющий сказать –– да, я готов воспитать ребенка, я в состоянии справиться с этим. Люди полагают, что их ответственность в случае с приемным ребенком будет гораздо большей, чем при воспитании своего ребенка. Это хорошо для детей, но может стать и препятствием, которое невозможно преодолеть для потенциальных родителей».

Еще одна причина, на которую обратил внимание специалист, - уровень жизни в Беларуси. «Большинство людей, морально способных усыновить ребенка, не могут сделать это в силу материальных причин. Наш уровень жизни –– это уровень выживания. Мы поставлены в такие условия, что все свое время тратим на добывание средств к существованию».

Если наши люди не хотят усыновлять детей, иностранцы хотят, но для них это достаточно сложно. Тем не менее, приоритет в усыновлении, естественно, отдан соотечественникам. Заместитель министра образования Татьяна Ковалева сказала на этот счет в интервью БелаПАН , что должна быть проведена планомерная работа по нахождению ребенку белорусской семьи и учтено, есть ли у ребенка родственники, все они должны быть опрошены на предмет взятия ребенка под опеку. Обязательно необходимо выяснить, есть ли у ребенка братья или сестры, очень важно сохранять эти родственные связи.

Теперь Национальный центр усыновления работает с усыновителями в рамках положения, принятого Советом министров об утверждении порядка согласования процедуры международного усыновления и взаимодействия с компетентными организациями иностранных государств в рамках данной процедуры.

Усыновление осуществляется только гражданами тех стран, с которыми заключены соответствующие соглашения. Сегодня - это только Италия. По словам Т. Ковалевой, «все страны проинформированы, им разосланы проекты соглашений, но пока яркой инициативы от других стран и подписанных документов нет».

Гражданами же этой единственной страны, где усыновляют белорусских детей, в прошлом году было усыновлено только 37 человек.

Тенденция уменьшения международного усыновления характерна для нескольких последних лет. , а в 2004 году нашли новую семью в зарубежье 596.

Тогда усыновление было еще возможным и для граждан из других стран. Лидировали итальянцы ––– ими был усыновлен 231 ребенок, 168 - гражданами США, 46 - гражданами Ирландии.

Важно заметить, что иностранцы усыновляют не только здоровых детей, но и больных, чего себе наши люди практически не могут позволить. Многие дети, уехавшие жить за границу и усыновленные иностранцами, имели хронические заболевания или инвалидность, особенности психофизического развития.

При этом все меры, которые привели к уменьшению количества усыновлений за рубежом, направлены на защиту детей, считают чиновники. Н. Поспелова заметила на этот счет: «У ребенка есть право на семью, но это не значит, что его нужно отправлять на территорию страны, не способной предоставить ему такие же права, как у граждан этой страны по рождению. В случае же если государство подписывает с Беларусью соглашение, есть гарантия, что люди, граждане этой страны, решившиеся на усыновление, имеют человеческий «знак качества».

Она также предположила, что теперь иностранные граждане для усыновления белорусского ребенка в случае, если они уже знакомы с этим ребенком, обращаются в первую очередь в отдел образования по месту жительства ребенка, а не в Национальный центр усыновления, как раньше. «Естественно, что Центр полностью не владеет информацией о потребностях ребенка. Благодаря постановлению, отпадает необходимость обращаться в Центр усыновления, чтобы он в свою очередь запрашивал информацию у местного отдела образования. Именно эта структура через государственного опекуна осведомлена об особых потребностях ребенка и о наличии человеческих отношений с кандидатами-усыновителями. Бывает, потенциальные усыновители пишут о том, что очень привязаны к ребенку, заботятся о нем. А из местных органов опеки приходит информация, что ребенок не вспоминает о кандидатах на усыновление, а сами эти люди никогда не звонят в интернат, не интересуются планами ребенка. Мы не проводим следственные действия в отношении ребенка и его возможной новой семьи. Однако я полагаю, что очень хорошо, что люди будут изначально обращаться в тот орган, который действительно обладает информацией о ребенке».

Итак, теперь вопрос о международном усыновлении в течение месяца рассматривается в местных органах опеки и попечительства, затем 15 дней в Национальном центре усыновления и отправляется на резюме министру образования.

При этом Национальный центр усыновления –– это не просто промежуточное звено в цепи процесса усыновления. Именно здесь дают ответ на главный вопрос: нет ли среди граждан Беларуси желающих усыновить этого ребенка, либо находящихся в поиске ребенка такого же возраста и такого же состояния здоровья.

Этого, судя по всему, кандидатам на усыновление бояться надо меньше всего. На сегодняшний день в главном офисе Национального центра усыновления обслуживается около 30 белорусских супружеских пар, ищущих среди сирот своих детей. За год их наберется в лучшем случае 400. Капля в одиннадцатитысячном сиротском море. Именно столько –– 11 000 детей, из которых около трех тысяч минских–– числятся в банке данных Национального центра усыновления. Все они хотят жить в семье и ждут своих родителей. Всего же в Беларуси 28 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 16 тысяч живут в приемных и опекунских семьях.

Герои

Куда уходят дети? В другие детдома. 11 сирот в Жодино пакуют чемоданы

Татьяна Дорощёнок

1 августа в Жодино закрывается детский дом. В здании, где он проработал 46 лет, будет обычный детский сад. Его заполнит звонкий смех детей, у которых есть родители, свой дом и свои игрушки. А пока последнюю неделю тут живут десять мальчиков и девочка, у которых нет мам и пап, а игрушки - общие. Все они дошкольники, им от пяти до семи лет. Через неделю их развезут по разным интернатам. А хочется, чтобы случилось чудо, и Даник, Костя, Сережа, Никита и их друзья переехали не в очередной интернат, а в свой собственный дом. Все они даже представляют, каким он будет, и рассказали об этом «Именам». А еще сфотографировались на память о своем первом детском доме со своей любимой игрушкой.

В советское время в Жодинском детском доме жило до 300 детей. В прошлом году остался 31 ребенок. 20 из них забрали в приемные семьи - в Боровляны, Вилейку, в детские дома семейного типа в Жодино, Борисов. И осталось всего 11 - десять мальчиков и девочка. Все они попали сюда из домов малютки. В большинстве случаев их биологические родители или отказались от них, или были лишены родительских прав.

Все детки с особенностями в развитии - есть с нарушением речи, с аутизмом, с умственной отсталостью, - рассказывает воспитатель Юлия Козел . - Но все они умеют сами есть, убирают за собой посуду, сами одеваются, шнурки, правда, завязывают не все, но очень стараются. Очень общительные, активные ребята.

В конце мая специальная комиссия решила, в каком интернате кто из ребят будет учиться после того, как детдом в Жодино закроют. Те, что постарше, уедут в Вилейскую и Молодечненскую школы-интернаты, дошкольники - в Ждановичский детский дом. Педагоги и весь персонал останется работать в этом же здании - скоро здесь откроется обычный детский сад. А пока воспитатели готовят детей к переезду, каждому собирают «приданое» - одежду, обувь, канцелярские принадлежности и игрушки.

С каждым годом детских домов и домов-интернатов становится всё меньше: если в 2008 году в системе Минобразования было 79 интернатов, то сегодня осталось только 35

Конечно, это хорошо, что детских домов становится меньше, но нам грустно расставаться с детками, - говорит Юлия Владимировна. - Они такие послушные и старательные. По два раза ничего просить не приходится. Иногда даже сами говорят: «Дайте мне какое-нибудь задание. Можно я эту травку прополю?» И очень любят, когда их хвалят.

Дети уже знают о том, что скоро рядом с ними не будет Владимировны - так они, подражая взрослым, называют свою воспитательницу. И некоторые даже не против забрать ее с собой.

Егор Короленок, 7 лет. Уезжает в Руденскую школу-интернат

«Он дружит со всеми и любит играть с роботом, который сам умеет ходить. Еще Егор умеет собирать роботов из конструктора. Он очень ласковый мальчик, открытый и общительный, всегда радуется, когда чувствует внимание к себе и заботу. И он у нас пижон - умеет следить за собой и любит одеваться модно и красиво. Егор всегда убирает за собой игрушки и любит помогать взрослым. У парня хороший аппетит - он никогда не отказывается от добавки», - рассказывает Юлия Козел.

Когда я буду строить себе дом, мне помогут пожарные - они мои друзья, они приходили к нам в гости, - рассказывает Егор . - А еще, когда я вырасту, у меня будет красный мотоцикл, я уже катался на нем. Я хочу сам научиться водить и мотоцикл и машину.

Костя Тройнич, 5 лет. Уезжает в Ждановичский дом-интернат

«Костя очень коммуникабельный и умный, уже умеет считать, - говорит воспитательница. -Любит собирать пазлы, мозаику, конструкторы, а еще сам может придумать игру для своих друзей. Например, устроить гонки машинок или соревнование, кто построит самую высокую башню из кубиков. И всегда старается довести начатое дело до конца». Фото: Александр Васюкович, Имена

У меня будет большой-большой дом с красной крышей. И там будут мама и папа. И еще собачка и котик. У меня будет своя комната с большим телевизором, - уверен Костик , красивый кареглазый и улыбчивый мальчик.

Данила Стасевич, 6 лет. Уезжает в Ждановичский дом-интернат

«Даник очень любит играть на кухне с посудой, за это мы его называем поваренком. Он рассаживает кукол за столом и угощает их разными «блюдами». Даже удивительно, что он выбрал в качестве любимой игрушки для фото машинку, а не кастрюльку, - смеется Юлия Владимировна. - Он ласковый и добрый мальчик, умеет сочувствовать и заботиться о других». Фото: Александр Васюкович, Имена

Дом у меня будет большой и красивый. Там будут жить собачка и котик, я их буду кормить, - говорит Даник . - Я вообще всех буду кормить - когда я вырасту, я стану шеф-поваром ресторана. Буду делать пельмени, а еще блины.

Сергей Берегенько, 6 лет. Уезжает в Ждановичский дом-интернат

«Сережа - доброжелательный и жизнерадостный. У него есть бабушка и старший брат, который живет в интернате. Бабушка забирает обоих на каникулы, на выходные», - рассказывает воспитательница. Фото: Александр Васюкович, Имена

Когда я вырасту, я сам буду строить большие дома, вон там, - машет рукой Ваня в сторону оживленной улицы. - Буду работать на кране. И себе построю дом, только он будет маленький. Ну, не самый маленький, потому что там со мной будет жить бабушка Маша. И Владимировна тоже.

Игорь Гончаренко, 7 лет. Уезжает в Молодечнескую школу-интернат

Воспитательница не скрывает, что Игорек - мальчик сложный - у него аутизм. «И ему очень нравится невербальное общение. Любит пообниматься, повисеть на руках, посидеть на коленках. Игорек любит конструировать, но долго не может сидеть с одной игрушкой. Он любит играть один и очень любит книжки, особенно музыкальные». Фото: Александр Васюкович, Имена

Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала? Черные ладошки, на локтях - дорожки, - бойко начинает рассказывать стихи Агнии Барто Игорек и заставляет всех посмотреть на руки. - А что это такое? - тут же интересуется он, увидев ноутбук.

Похлопав по крышке компа, начинает быстро считать до десяти. И говорит, что, когда вырастет, будет большой-большой. А где будет жить и кем будет работать, еще не решил.

Дима Вяткин, 6 лет. Уезжает в Вилейскую школу-интернат

«Он немного застенчивый, но жизнерадостный и неконфликтный парень, - говорит Юлия Козел. - Когда в детский дом приезжают гости, Димка сначала стоит в сторонке. Когда же раззнакомится, стеснение пропадает. Все задания учителей выполняет с охотой, и очень любит, когда его хвалят. Любит лепить из пластилина и теста, обожает пазлы и конструкторы, и уже умеет читать слоги». Фото: Александр Васюкович, Имена

Пойду в школу, буду мультики там смотреть, - рассказывает Дима .

Он тоже мечтает о большом доме - говорит, что дом будет квадратный и с треугольной красной крышей. И жить с ним будут Даник и Игорек. И Владимировна. И еще мама и папа. И много-много лошадок - чтобы катать на них друзей.

А еще у меня будет машина, - добавляет Дима. - Вот такого цвета, - показывает он в коробке с карандашами розовый карандаш.

Никита Ковалев, 6 лет. Уезжает в Ждановичский детский дом

Воспитательница считает, что Никита - будущий спортсмен. «Он такой активный и подвижный! Но его активность нужно направлять и контролировать. Когда удается усадить его за стол, он с удовольствием рисует и лепит, а особая страсть - пазлы «Кот Леопольд». Никита очень любит мультфильмы: про Дашу-путешественницу, про Лунтика. И, как все мальчишки, может бесконечно играть с роботами и машинками». Фото: Александр Васюкович, Имена

А я вас люблю, - с ходу признается Никита . - Когда меня заберут? Я хочу свой дом, когда вырасту, и в нем - свою комнату, где будет много игрушек.

Саша Малько, 5 лет. Уезжает в Ждановичский детский дом

«Саша у нас всегда готов играть в «кошки-мышки» и любые подвижные игры, - рассказывает педагог. - Он очень позитивный, доброжелательный и активный мальчик. И настолько открыт к общению, что легко вступает в контакт даже с малознакомыми людьми. Коленка у Саши в зеленке, но он говорит, что не плакал, когда ее разбил». Фото: Александр Васюкович, Имена

Я буду пожарным, - говорит Саша . - И еще футболистом. Я умею вот так, - и Саша бьет ногой по воображаемому мячу. Мы соглашаемся, что мальчик вполне может освоить две профессии, тем более такие интересные. Каким будет его дом, Саша пока не представляет.

Богдан Бакиновский, 5 лет. Уезжает в Ждановичский детский дом

Богдан пока не разговаривает. Но очень любит повисеть на ручках и посидеть на коленках. Богдана называют сложным, у него умственная отсталость. Педагоги уверены, что мальчик будет развиваться, если найти к нему подход. Богдан любит играть с конструкторами, развивающими игрушками, листать книги. Фото: Александр Васюкович, Имена

559 детей-сирот

Эллина Здорова, 6 лет. Уезжает в Ждановичский детский дом

Эля - единственная девочка в двух группах, общительная и шустрая девочка. Мальчики ее не обижают, наоборот, заботятся о своей принцессе. Эля любит играть в «дочки-матери» с куклами, кормить их, делать им прически, укладывать их спать. Читать она пока не умеет, но обязательно «читает» книжки своим куклам перед сном. Фото: Александр Васюкович, Имена

Мне здесь не нравится, я хочу к маме и папе, - говорит Эля . - Я буду очень послушной, буду помогать им и всегда хорошо кушать.

Леша Прищеп, 7 лет. Уезжает в Руденскую школу-интернат

«Леша - добрый, спокойный и дружелюбный мальчик, очень старательный и внимательный, но скромный и стеснительный. Ему нужна особая психологическая поддержка - его нужно постоянно хвалить и направлять, когда что-то не получается. И тогда у него сразу все начинает получаться: и пазлы складываются, и конструктор «Лего», и рисунки хорошие получаются. Еще он очень любит музыку и физкультуру», - говорит Юлия Владимировна. Фото: Александр Васюкович, Имена

Пока Леша делает домики из конструктора, но потом у него будет свой большой дом с воротами и гаражом, а крыша у него будет желтая - так он решил. Говорит, что хочет в школу и обязательно будет хорошо учиться. Больше всего ему нравится считать - он уже знает цифры до десяти. Когда вырастет, Леша хочет быть мужчиной. Кем будет работать, еще не решил, но ему очень нравится смотреть, как мужчины играют в футбол.

Главная мечта любого ребенка, который живет в детском доме - чтобы за ними пришли мама с папой и забрали их в свой дом

Всего в Беларуси 20 тысяч детей-сирот. Из них 10 688 детей можно усыновить, а остальные живут в семьях родственников. Таких, как наши десять пацанов и принцесса, «детдомовских», в стране 3 888 . Остальные сироты живут в опекунских и приемных семьях, а также в детских домах семейного типа. Собственно, поэтому детских домов и домов-интернатов становится меньше.

В прошлом году белорусские семьи усыновили 559 детей-сирот, за шесть месяцев этого года - 273 . Еще 94 ребенка в прошлом и 17 детей в этом году уехали жить в Италию - из иностранцев только граждане этой страны имеют право усыновлять белорусских сирот, потому что процедура международного усыновления согласована на государственном уровне только между Беларусью и Италией.

Многих потенциальных родителей пугает бумажная волокита, с которой они могут столкнуться в процессе усыновления. На самом деле этот процесс может занять от двух месяцев до нескольких лет, и это зависит от активности самих усыновителей. Для старта кандидаты должны принести в отдел (управление) образования по месту жительства три документа: медицинскую справку о состоянии здоровья, справку о доходах и занимаемой должности и документ о наличии жилищных условий. Все остальные документы в течение месяца готовят специалисты отдела образования.

Кроме этого, необходимо пройти психологическую диагностику и подготовку. Это можно сделать как в Национальном центре усыновления в Минске, так и у себя в городе в управлении (отделе) образования. В Национальном центре усыновления такая подготовка занимает два месяца. Будущие родители прослушивают 30-часовой курс лекций. После этого они могут поближе познакомиться с ребенком, а сколько времени им понадобится на то, чтобы принять окончательное решение об усыновлении, зависит только от них.

В минском Доме ребенка №2 сейчас живет чуть больше 50 детей. Двух малышей в новогодние праздники усыновят, еще трех заберут в приемные семьи, пишет агентство «Минск-Новости». Как быть остальным?..

«Отказников» (детей, родители которых написали письменный отказ) здесь только двое, еще столько же живут здесь временно (у родителей тяжелое материальное положение или серьезные проблемы со здоровьем). У остальных ребят семьи - одно название: либо самые близкие люди лишены родительских прав, либо это вот-вот произойдет.

«В последние годы у нас стало больше малышей первого года жизни - грудничков, сейчас их около 35%, - рассказывает главный врач Дома ребенка №2 Лариса Кузмич. - Обычно детки у нас живут до трех лет. Потом, если их не усыновят, не заберут в приемные семьи или не вернут биологическим родителям, остается одна дорога - детский дом».

То есть те же казенные стены.

Правда, малыши еще не осознают, что, по сути, с такими мамами и папами они - сироты. Да и как в таком возрасте понять, что ты один на белом свете?

«Мы все стараемся заменить малышам семью, души в них не чаем, - с теплотой говорят сотрудники учреждения. - Разве можно их не любить, не баловать? Они нам как родные, на наших глазах растут».

«Мишуня модник, Ильюша профессор, Андрюша добряк, Олечка очень ласковая, но чужих боится…» - наперебой говорят они.

«А Сережа? Три года только, а такой самостоятельный, - логопед Екатерина Поповская в восторге от мальчугана. - И любознательный: обожает „читать“ книжки и разбирать-собирать разные игрушки».

«О! Это у нас милое дело - машинки по запчастям разобрать, - смеются коллеги. - В группе на восемь мальчишек две девочки - Олечка и Дашенька. Ни минуты покоя».

По соседству группа помладше: возраст от полутора до двух лет. Девочек тоже две: Ксюша и Даша. Позади - прогулка и занятия, а сейчас по расписанию обед: суп, картофельное пюре, паровые котлетки, компот. Малышам не до гостей: ложками стучат.

«На аппетит не жалуемся: подчистую съедают», - не нарадуется воспитатель Елена Козловская.

После сытного обеда глазки у малышей слипаются, только Даше не до сна. Самая общительная, она уловила минутку, чтобы познакомиться.

- Такая трогательная, солнечная и всегда всем рада, - видно, что девчушку любят. - Четвертая у мамы… И братья Дашутки у нас выросли.

- А где же мать?

- В Лунинце живет, к монастырю прибилась. Может, образумится.

- В Минске. Международное усыновление в Беларуси уже много лет как не практикуется. Когда-то наших детей усыновляли жители Германии, Ирландии, Канады, США… Судьбы их прослеживаем. Иногда и они нас навещают. Недавно вот Вова (теперь его зовут Питер) с родителями приезжал. Когда его усыновила семья из Дании, мальчику было три года, а сейчас уже двенадцать. Казалось бы, совсем маленький был, а приехал в дом ребенка и воспитательницу Люду вспомнил…

В то время у Вовы было много диагнозов плюс задержка речевого развития. На вопрос: «Как учится?» его мама ответила: «Без проблем. Он очень хороший ребенок… Наш сын». Надо ли после таких слов что-то добавлять?

Усыновление считается юридическим актом, отталкивающимся от решения суда. При наличии такого решения усыновитель с усыновленным ребенком обладают обязанностями и правами, аналогичными правам и обязанностям родителей с их родными детьми.

В Беларуси усыновление бывает либо национальным, либо гражданским. Первый вариант усыновления подразумевает желание семейной пары взять абсолютно чужого им ребенка. Под гражданским усыновлением понимается желание стать законным родителем ребенка, рожденного супругом от другого брака.

В Минске процедура усыновления состоит из нескольких этапов и может длиться несколько месяцев. Для инициации процедуры усыновления первым делом человек должен обратиться к уполномоченным представителям Минского городского Исполкома с собственным паспортом, заявлением о намерении, заключением, подтверждающим прохождение медицинского обследования, справкой о годовой зарплате, документами о жилье, актом обследования, где отражены условия жизни заявителя.

Уполномоченные сотрудники проводят обследование, целью которого является выяснение условий жизни потенциального усыновителя. Изучается уклад жизни, особенности характера, традиции семьи, взаимоотношения между её действительными членами, оценивается уровень готовности остальных членов семьи к принятию ребенка.

После этого необходимо пройти психологическую диагностику, обратившись к специалистам одного из , записаться и окончить курс подготовки к роли родителя. Такие курсы проходят на территории Национального центра усыновления.

После обучения претенденту на роль усыновителя выдают информацию о тех детях, которые соответствуют заявленным критериям. После проявления интереса к какому-либо ребенку потенциальному усыновителю выдают направление, чтобы ближе познакомиться с ним, также он получает имеющуюся о ребенке информацию. Такое направление может быть получено несколько раз. Окончательной процедурой после выбора ребенка является обращение в местные судебные органы с заявлением, в котором содержится просьба об усыновлении. После его рассмотрения судом, вынесения решения усыновитель может забрать ребенка.

Процедуру усыновления могут пройти только дееспособное лицо, исключение составляют хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы; лица с судимостью (тяжкие преступления), лица, лишенные прав родителей, или бывшие усыновители, не выполнявшие взятых на себя обязанностей. Также усыновление запрещено лицам без места жительства, без достаточного уровня доходов, с ограничением дееспособности, с определенными заболеваниями, которые установлены Министерством здравоохранения Беларуси.

При возникновении вопросов, которые касаются воспитания, проживания приемного ребенка, усыновитель вправе обратиться за помощью (психологической, юридической) к уполномоченным представителям отдела образования, либо

Под единственный в столице Дом ребенка приспособлено типовое здание бывшего детского сада. На входе — лаконичная табличка, красочные портреты воспитанников и корзина с бахилами. Sputnik побывал внутри и узнал, почему родители отказываются от детей, как им живется в чужих стенах и какое будущее их ждет.

В Доме коротают дни 70 детей, почти все — до трех лет. Абсолютно здоровых нет, самый минимум — задержка психомоторного развития. У каждого ребенка — своя история. Одни живут тут временно, ожидая, что их заберут биологические или приемные родители; другие — с тяжелыми поражениями мозга — находятся в паллиативном отделении до исхода заболевания.

Почему родители оставляют своих детей

Каждый год сюда прибывает около полусотни детей. Большинство из них изымают из неблагополучных семей, предоставляя родителям полгода на исправление.

"Некоторые злоупотребляют алкоголем. Есть люди, которые не могут выполнять функции родителя по состоянию здоровья", — рассказала главный врач учреждения Светлана Малашко.

Живут здесь и дети, от которых отказались. Некоторые из них спустя три года отправляются в детские дома. Причины отказа у людей разные.

"Таких — единицы. Часто это ребята с синдромом Дауна: вот мальчик прожил у нас полтора года, скоро будем переводить в детский дом. Некоторые отказываются от ребенка из-за того, что его "не примут родственники" — они возмещают расходы на содержание ребенка, но в семью взять не могут. А один малыш жил у нас полтора года до совершеннолетия своей матери", — пояснила главврач.

Сюда же помещают детей в случае гибели их родителей. Многие родители сдаются перед страхом патологии. Так, испугавшись диагноза, родители отказались от одного из живущих здесь малышей.

"У нас живет ребенок с врожденным пороком сердца: мы наблюдали его вместе с врачами детского кардиохирургического центра, где его благополучно прооперировали. Теперь после удачной реабилитации ребенка усыновляют", — поделилась она.

© Sputnik Валерия Берекчиян

По словам Малашко, ежегодно из Дома в семью (обратно к биологическим родителям или на усыновление) уходят около 85% поступивших детей.

"Мы знаем, ты сильная!"

Жизнь детей в Доме начинается с приемного отделения. Врач осматривает поступившего ребенка и помещает его в карантинный изолятор: бокс, в котором он адаптируется три недели.

Таблички над детскими кроватками гласят "Мы знаем, ты сильная (-ый)!" или "Расти большой, малыш!"; чуть ниже них - другие, с именем, датами рождения и поступления, информацией об особенностях.

Едва попав сюда, некоторые дети могут плохо есть, приболеть или быть беспокойными. За состоянием малышей (как вновь поступивших, так и уже живущих в Доме) круглосуточно наблюдает медицинский персонал.

В каждой комнате — своя жизнь

После адаптации малыш попадает в подходящую по возрасту группу. Дети любят музыку, так что она играет почти в любом помещении; у них даже для сна есть своя, особенная.

Двух-, трехмесячных жителей Дома находим в группе самых юных, бодрствующими в своеобразных кроватках; самая старшая и самая нарядная из них — десятимесячная Настя в красивом красном платье — стоит в манеже и внимательно смотрит по сторонам.

"Снимите эту барыню, красавицу нашу. Ну как можно мимо пройти?" — умилились нянечки.

© Sputnik Валерия Берекчиян

Дети немногим старше во второй аналогичной группе без страха смотрят в лицо гостям, шустро ползают по ковру, хватаясь за шнурки и протягивая ручки к камере.

"Как называем? По именам, иногда даже с отчеством! Все они — наши солнышки, очень хорошие. Приходят к нам маловесные, недоношенные, а чуть погодя их не узнать! Некоторые так за месяц у нас прибавляют, что выше нормы получается. Смотрите-ка, ладушки показывает, фотографируйте скорее!" — указала медсестра.

Тут привыкли улыбаться, говорить мягко и ласково: по-другому с этими детьми нельзя. Многие работают в Доме по двадцать, тридцать лет; приходят и новые, но задерживаются не все — эту работу нужно принимать сердцем.

© Sputnik Валерия Берекчиян

"Кто любит детей, сможет здесь, другим тяжело будет. Когда я пришла, было много детей с патологиями — гидроцефалией, другими врожденными пороками, — сейчас их все меньше. У всех свои любимчики есть, кто бы что ни говорил, но любим каждого по-своему. Расставаться, конечно, тяжело — прикипаешь, куда деваться. Некоторые мамы, которые забрали у нас деток, общаются с нами и присылают фото. Мы очень рады за них", — рассказала корреспонденту Sputnik одна из медсестер.

На стенах одной из спален — красочные рисунки: постарались волонтеры из художественной академии. Руки, говорят здесь, нужны всегда, а вот питанием и одеждой, подгузниками и игрушками учреждение снабжает бюджет.

© Sputnik Валерия Берекчиян

Дети постарше в своей группе делают первые самостоятельные шаги, так что нянечки едва успевают уследить за всеми: одни — бегут к нам со всех ног, другие — ползут, но не менее стремительно. Воспитатель и медсестра знакомят нас с каждым малышом, прерываясь на восхищенное "смотри, замерла — позирует, надо же!".

До сончаса в каждой маленькой комнатке кипит жизнь. В одной с малышами занимается логопед; в зале ЛФК за стеной малыш в цветной футболке никак не желает лезть на надувную горку — уж очень ему хочется рисовать. "Максим у нас художник", — сдалась нянечка, вручая ему карандаши. За тем же столом сосредоточенно трудится еще один ребенок: перед ним — самодельное сооружение для развития моторики с разного рода переключателями, замками и щеколдами.

© Sputnik Валерия Берекчиян

Под окнами по территории Дома гуляют родители близлежащих домов со своими детьми. "У нас всегда красиво — мы выставляем разные городки, композиции", — рассказала главврач.

© Sputnik Валерия Берекчиян

За пределами групп в отдельных закутках бесконечных коридоров — прачечная, в которой без остановки крутятся в машинках ползунки и распашонки, и кухня с десятком кастрюль и запахов.

© Sputnik Валерия Берекчиян

Паллиативное отделение: "Эти дети живут, пока бьется сердечко"

Несколько лет назад детей, существующих за счет аппаратов искусственной вентиляции легких, решили перевести из больничных реанимаций в Дом ребенка. Открыли новое отделение, оснастили его всем необходимым. Теперь здесь своеобразный хоспис; самому старшему ребенку сегодня девять лет.

"Эти дети живут, пока бьется сердечко. Раньше они жили в больничных реанимациях за счет аппаратов, которые могли спасти кому-то жизнь. Но у каждого есть заключение, что их заболевание — неизлечимо. Это тяжелые врожденные патологии головного мозга. Детки эти — из благополучных семей, просто так распорядилась судьба", — пояснила врач.

Родители от них не отказались — им разрешают бывать тут до позднего вечера, пока не закроются ворота.

"Создать такие условия дома сложно: не все дети стабильны. Здесь же их состояние постоянно контролируют медицинские работники", — рассказала Светлана Малашко.

Никто не ломится: об общении родителей с изъятыми детьми

Для общения детей с родителями есть специальный холл с мягким уголком да полками, заполненными игрушками, а в хорошую погоду — упомянутая игровая площадка под окнами. Родители (даже те, кого лишили родительских прав) могут видеться с ребенком по четыре часа дважды в неделю.

"Ребенок ведь помнит. Он должен видеть не только белые халаты, но и лица родных людей", — сказала главврач.

© Sputnik Валерия Берекчиян

Вернется ли домой малыш, уже полгода проживший в чужих стенах, либо же получит статус сироты и станет ждать новых родителей, решает суд.

"Чаще родители подходят ответственно. Но бывает и по-другому; тогда их лишают родительских прав, а личная карта ребенка отправляется в Национальный центр усыновления. Мы не решаем вопросы помещения в наше учреждение и выбытия из него, об усыновителях ничего не знаем. Суд спрашивает наше мнение о родителях и их общении с ребенком, не более", — пояснила Малашко.

© Sputnik Валерия Берекчиян

Усыновителям о детях врачи рассказывают все, чтобы решение, принятое ими, было действительно взвешенным. Как только у малыша появились усыновители, родителям запрещают общаться с ним. Многие из них хотят видеться с малышом до тех пор, пока его не забрали в новую семью, и знать, кто усыновитель, но скандалов на этой почве тут не припоминают — в двери никто не ломится.

"Усыновители могут общаться с детьми сколько угодно. В силу возраста малыши привыкают к ним довольно быстро и, счастливые, уходят", — рассказала она.

А биологические родители, даже раскаявшись, теряют возможность выйти на связь с семьей, в которой растет их ребенок.

Здешние малыши живут без родителей месяцами, получая, безусловно, достойный уход и максимально возможную порцию ласки. Каждый из них все же рискует остаться здесь надолго, а после — отправиться в другие стены такого же, по сути, учреждения: если спустя три года новой семьи у них так и не появилось, они отправляются в детский дом.