День машиностроения: значение, история, празднование.
Машиностроение — отрасль российской экономики, ценная в первую очередь тем, что машиностроительные предприятия создают готовый, конечный продукт, а не просто добывают природные ресурсы или занимаются их первичной переработкой. Не в упрёк нефтяникам или металлургам, чья работа также крайне важна. Российские машиностроители ежегодно отмечают свой профессиональный праздник в конце сентября. Узнаем, какого числа в России День машиностроителя в 2017 году, история появления этого праздника, самые крупные машиностроительные предприятия в нашей стране.
День машиностроителя в 2017 году: какого числа будет отмечаться
День машиностроителя в 2017 году отмечается 24 сентября . Праздник этот привязан к последнему воскресенью месяца. Как и многие другие профессиональные праздники (правильнее даже говорить об абсолютном большинстве из них), День машиностроителя всегда отмечается в выходной, так удобнее и правильнее. Это даёт возможность спокойно праздновать свой день работникам предприятий, руководству — организовывать и проводить праздничные мероприятия и концерты, вручать профессиональные премии и т.д.
Сам праздник для рабочих и инженеров, занятых в машиностроении, как таковой появился в 1980 году, ещё в советские времена. Поэтому он сохранился не только в России, но и, к примеру, в Белоруссии.
Современное машиностроение — это огромная отрасль, которая в свою очередь состоит из составляющих её подотраслей: тяжёлого, общего, среднего и точного машиностроения, производства металлических изделий и заготовок, а также предприятий по ремонту машин и оборудования.
Крупнейшими машиностроительными предприятиями нашей страны являются АвтоВАЗ, концерн “Сухой”, КамАЗ, УралВагонЗавод и многие другие.
Перед современным машиностроением в мире стоят довольно масштабные и дерзкие вызовы. То же автомобилестроение испытывает качественный переход от автомобилей на бензиновом топливе к современным экологичным электромобилям. Западные компании давно и достаточно успешно испытывают автомобили-беспилотники, включая тяжёлые грузовики. На примере только одной отрасли понятно, что российскому машиностроению не следует отставать от своих западных коллег, стоит работать в этих и других, совершенно новых, направлениях, иначе отечественные наработки и достижения будут выглядеть примитивно и скромно.
Разумеется, такие масштабные и амбициозные проекты — задача руководства машиностроительных концернов России и правительства страны. Но при их реализации не обойтись без главного — без рук и интеллекта простых рабочих и инженеров-машиностроителей. Которых мы и поздравляем с их днём 24 сентября 2017 года!
День машиностроителя в 2019 году какого числа отмечается – 25 сентября 2019 года
История этого российского профессионального праздника начинается в 1980 году, когда специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР было введено ежегодное празднование Дня Машиностроителя в последнее воскресенье сентября. Понятно, что наиболее широко День Машиностроителя отмечается в тех городах и поселках нашей страны, где предприятия данной отрасли преобладают или же являются градообразующими. Здесь проводятся различные праздничные мероприятия, турниры, слеты концерты и конкурсы. Хотя, вероятно, это не совсем правильно, ведь от развития машиностроения, от его работы зависят и все другие отрасли экономики. Можно без преувеличения сказать, что продукция машиностроения напрямую касается каждого человека. Поэтому если у вас есть знакомые, работающие над выпуском автомобилей, станков или даже обычных дверных замков – обязательно поздравьте их в последнее воскресенье первого осеннего месяца. В 2019 году День Машиностроителя в России будет отмечаться 25 сентября.
Что такое машиностроение
Давайте сначала определимся с тем, а что же это, собственно, такое – машиностроение. Впрочем, ответ на этот вопрос заложен уже в самом названии этой отрасли. Машиностроение, это - отрасль тяжёлой промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.
Но, поскольку машиностроение – это чрезвычайно емкое и обширное понятие, его, в свою очередь, тоже принято подразделять на отдельные группы: машиностроение общее среднее, тяжелое, точное, ремонт машин и оборудования, а также производство металлических изделий и заготовок.
Но и это еще не все. Каждая группа, относящаяся к машиностроению, также делится на различные подгруппы. К общему машиностроению относятся следующие виды машиностроения:
- транспортное – железнодорожное, авиационное, судостроение, ракеты и космические корабли;
- сельскохозяйственное;
- химическое;
- лесопромышленное
- строительное и коммунальное;
- производство технологического оборудования.
К тяжелому машиностроению относятся:
- Горно-шахтное машиностроение
- Металлургическое машиностроение
- Энергетическое машиностроение
Среднее машиностроение, это:
- автомобилестроение;
- производство тракторов;
- производство станков;
- робототехника;
- производство оборудования для легкой промышленности;
- производство инструмента;
- производство оборудования для пищевой промышленности;
- производство бытовых машин и приборов.
Точное машиностроение включает в себя:
- производство радиотехники и электроники;
- приборостроение;
- производство электротехнического оборудования.
Производство металлических изделий и заготовок:
- производство метизов – металлических изделий для массового потребления: гвозди, металлические канаты, проволока, крепеж и проч.;
- производство скобяных изделий и столовых приборов из металла, фурнитуры, замков и ключей.
Представители всех этих профессий также имеют право отмечать День Машиностроителя в 2019 году.
Развитие машиностроения в России
Впервые машиностроение было выделено в отдельную отрасль промышленности еще в 18-м столетии. Хотя фактически оно существовало всегда. Действительно, ведь изготовление любого орудия производства, даже каменного топора, тоже фактически является машиностроением. А что уж говорить о временах, когда появились более точные приборы и инструменты, например, солнечные или песочные часы, не говоря уже о часах механических? Человек всегда стремился облегчить свой труд и свою жизнь при помощи различных приспособлений, и по сути, это тоже было машиностроением. Но именно в 18-м веке, в Англии начали производить «машины для производства машин», что и вывело машиностроение на совершенно иной уровень. Именно развитие машиностроения дало толчок к зарождению промышленного капитализма, что полностью перестраивало все общественные и производственные отношения.
К сожалению, в России в 18-м столетии машиностроение было выражено довольно слабо, оно очень зависело от импорта оборудования и работали на нем, главным образом иностранные специалисты. Российское машиностроение было ориентировано, в основном, на сельское хозяйство, оно выпускало для него несложный инвентарь. Да и по своему техническому уровню, вплоть до начала 20-го века российское машиностроение сильно уступало своим западным конкурентам. В России выпускалось небольшое количество автомобилей и металлорежущих станков, а любое более сложное оборудование приходилось завозить из-за границы.
В наши дни, в 2019 году, машиностроительная отрасль России является базовым элементом экономики страны, она находится в тесном взаимодействии с другими отраслями – топливно-энергетическим, оборонно-промышленным и агропромышленным комплексом, транспортом, связью, строительством. Если говорить о структуре промышленного производства, то машиностроение в России находится на втором месте после топливно-энергетического комплекса и занимает более 20% по своему удельному весу. Это и не удивительно ведь именно от развития машиностроения зависят не только объем валового внутреннего продукта любой страны, но и ее обороноспособность. Поэтому развитие машиностроения в 2019 году остается одним из главных и приоритетных направлений в социально-экономической политике, которую проводят Президент и Правительство Российской Федерации.
Три основных сегмента российского машиностроения – транспортный, электронный и сегмент тяжелой промышленности находятся не совсем в равном положении. Наиболее благополучно обстоят дела в транспортном машиностроении, которое объединяет автомобилестроение, судостроение и промышленность, относящуюся к авиакосмической отрасли. Хотя нужно сказать о том, что российское автомобилестроение занимается сейчас, главным образом, сборкой автомашин западных марок. А вот тяжелое машиностроение переживает серьезный кризис: станкостроительная и инструментальная отрасль находятся в почти умирающем состоянии, хотя заводы и предприятия ориентированные на сырьевую, энергетическую или металлургическую отрасль, по-прежнему могут нормально существовать.
Все, кто связан в своей профессиональной деятельности с машиностроением, ежегодно в сентябре месяце празднуют профессиональный праздник - День машиностроения. В этот день на машиностроительных заводах организуют различные праздничные мероприятия, концерты, чествование ветеранов, конкурсы и торжественные выступления в честь Дня машиностроителя.
Когда отмечается
Знаменательный день для всех инженеров в отрасли машиностроения не имеет постоянной даты, так как свой праздник инженеры-машиностроители празднуют каждое последнее воскресенье сентября месяца. На 2014 год праздник приходится на 28 число. Поскольку воскресенье - выходной для всех день, праздник не признан официальным выходным, о чем гласит указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 N 3018-X «О праздничных и памятных днях».
Кто празднует
Все инженеры, работающие на машиностроительных заводах, все рабочие, имеющие прямую и косвенную связь с машинами, празднуют свой профессиональный праздник - День машиностроителя в России. Хотя отмечают его не только жители России, но и жители других стран бывшего Советского Союза - инженеры-машиностроители Кыргызстана и Беларуси.
Немного о профессии
Что такое машиностроение? Это отрасль экономики, которая должна быть в любой высокоразвитой стране. Она считается сердцевиной индустрии и важной промышленностью. Сегодня жизнь человека полностью связана с машинами. Автомобили, автобусы, метро, самолеты, которыми мы пользуемся практически каждый день, а также сельскохозяйственная техника - все это плоды трудов инженеров-машиностроителей. За последнее время появилось столько автомобильных мааров, что их количество просто невозможно сосчитать. Все эти машины существуют благодаря работникам машиностроительной промышленности.
Не только автомобилестроение считается машиностроением, но и все оборудование - станки, подводные лодки, ядерные реакторы, космические корабли, стиральные машины и даже пылесосы.
Предыстория праздника
Первый День машиностроителя был отпразднован в 1980 году, когда Президиум Верховного Совета СССР издал указ о праздновании различных праздничных и памятных дней. С тех пор вошло в традицию отмечать День машиностроителя. Все причастные к машиностроению с нетерпением ожидают последнее воскресенье сентября месяца.
День машиностроителя отмечается в последнее воскресенье сентября в России, Беларуси и Кыргызстане. Дата праздника в 2019 году - 29 сентября. Событие справляют сотрудники предприятий машиностроения: инженеры, проектировщики, рабочие.
Машиностроение - основа экономики страны. Специалистам отрасли посвящен профессиональный праздник.
Традиции праздника
Лучшим работникам предприятий машиностроения руководство вручает почетные грамоты, дипломы, ценные подарки, за выдающиеся достижения присваивает звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации».
В учреждениях культуры проводятся выставки фотографий, макетов изделий. На телевидении и радиостанциях транслируются тематические передачи. На площадях городов устраиваются праздничные концерты.
История праздника
Событие закреплено на официальном уровне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях», в редакции № 9724-XI от 1 ноября 1988 года. День машиностроителя стал данью уважения сотрудникам, которые создают машины, оборудование, предметы потребления.
О профессии машиностроителя
Путь в профессию начинается после выпуска из средне-специального или высшего учебного заведения. Специалисты заняты в металлургической, нефтегазовой, химической, строительной сферах. Благодаря их труду создаются электронные приборы, оборудование для сельского хозяйства, пищевой, автомобильной, легкой промышленности.
Профессия машиностроителя относится к категории вредных для здоровья и жизненно опасных. Работникам полагается социальная защита в виде посещения санаторно-курортных учреждений, повышенная пенсия, пропорционально стажу.
Поздравления
С Днем машиностроителя вас!
Пусть заметят ваш труд и оценят.
Желаю вдохновения запас
И безупречных творений.
Пусть в работе и в жизни везет,
Интересным пусть день каждый будет.
Пусть вас творчества манит полет,
И пусть будни ваш пыл не остудят!
С Днем машиностроителя тебя поздравляю!
Успехов в карьере от всей души тебе желаю.
Желаю, чтобы на работе было все спокойно,
Все механизмы работали всегда бесперебойно.
Чтоб был во всех делах твоих порядок,
А дома царили радость, уют и достаток.
Возник праздник "День машиностроителя" еще во времена Советского Союза, а для Украины был учрежден Указом Президента Л.Кравчука в 1993 году. Цель - поддержка работников машиностроительной и приборостроительной отрасли. С тех пор праздник отмечается каждый год в последнее воскресенье сентября . Для граждан Беларуси, России и Кыргызстана Указ был издан 1 октября 1980 года Президиумом Верховного Совета СССР.
Машиностроение существует более двух сотен лет. Развитие страны и уровень жизни ее граждан напрямую зависит от машиностроительной отрасли, ведь она является одной из ведущих в экономике. По стоимости продукции и по количеству занятых людей - несомненный лидер.
Основные направления:
- транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиастроение, железнодорожная отрасль, ракетостроение);
- станкостроение, металлургия, энергетика;
- машиностроение для химической и нефтехимической отраслей.
В машиностроительной отрасли заняты миллионы людей - это работники интеллектуальных профессий, инженеры и конструкторы, руководители и люди, работающие во вспомогательных ответвлениях. Машиностроение - настоящий катализатор научно-технического прогресса. Цель - сделать труд не таким тяжелым и в тоже время более эффективным, повысить производительность путем обеспечения абсолютно всех отраслей фондами надлежащего технического уровня.
Именно на день машиностроителя правительство поздравляет главных тружеников страны и награждает их почетными званиями: "Заслуженный машиностроитель", "Заслуженный работник промышленности". Помимо этого на праздник устраивают Дни открытых дверей, когда каждый может посетить предприятие и ознакомиться со спецификой работы отрасли. Гулянья, концерты, праздничные мероприятия устраиваются во всех городах, но особенно шумные они именно в городах-машиностроителях.
Каждый день люди используют продукты машиностроения - автомобили сопровождают всегда и везде. Личный транспорт, сельскохозяйственный, общественный. Однако кроме автомобилестроения сюда относятся как стиральные машины, так и ядерные реакторы с подводными лодками. Структура транспортного машиностроения объединяет производство вагонов и тепловозов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов, микроавтобусов, самолетов и морских судов.
На оборудование и технику отечественного производителя всегда был колоссальный спрос как со стороны отечественных, так и со стороны иностранных предприятий. Помимо изготовления традиционной продукции постоянно внедряется новая техника и оборудование для внутреннего рынка. Например, дизель-поезда, буровые установки, дорожная техника, грузовые вагоны. Часть продукции отправляется на экспорт в страны СНГ, Индию, Мексику. По уровню развития отрасли страны очень сильно отличаются друг от друга. Львиную долю продукции производят страны с высоким уровнем развития. Лидеры - Америка, Япония, Германия, Франция, Россия, Китай. Специализация достаточно обширна, как принято говорить - "от иглы до самолета". Другие страны, менее развитые и продвинутые, могут специализироваться на выпуске какого-то одного вида продукции, которую и представляют на мировом рынке. Но, несмотря на это, они сильно отстают по общему коэффициенту.
Чтобы производить качественную продукцию и быть лидером на мировом рынке, необходимо достаточное количество квалифицированных специалистов, трудовых ресурсов. Без таких кадров продуктивная работа многочисленных НИИ, конструкторских бюро просто невозможна.