Что такое патриархат определение по истории. Что такое Патриархат

Большое количество людей, которые хоть немного знакомы с историей, хотели бы вернуться к далёким временам, когда царствовал патриархат. Причём этого бы хотели, на удивление, не только мужчины, но и представительницы прекрасного пола! Сидеть дома, ухаживать за ребёнком и варить борщи – некоторые женщины желают именно этого, но никак не ходить на работу и иметь с мужем равные обязанности и права. Но действительно ли так хорош патриархат, или есть у него свои недостатки? Давайте вместе разбираться.

Что такое патриархат? Патриархат – это форма социальной организации, в которой мужчина является основным носителем власти и авторитета. Отцы в патриархальных семьях обладают властью над женщинами и детьми. По сути, термин «патриархат» означает «власть отца», а женщине отдаётся в таком обществе лишь второстепенная роль. Патриархат в семье значит полная власть и доминирование мужчины. Женщина в патриархальной семье полностью посвящает себя мужу, детям и дому.

Патриархат появился ещё в далёкой древности, когда мужчина считался главой не только семейства, но и целой общины. Лишь в некоторых странах главенствовала женщина. Патриархальные семьи считались, и по сей день считаются, более крепкими и стабильными. Дети в таких семьях вырастают более адаптированными к жизни (по крайней мере, так показывает статистика). Маленькие девочки видят, как отец заботится о семье, и с самого раннего детства берут пример ответственности за своих близких людей. Из мальчиков в таких семьях вырастают настоящие мужчины. В Исламской культуре, где царит патриархат, и вовсе принято, чтобы мать воспитывала детей до 6 лет, а после 6-ти лет отец воспитывал детей. Патриархат в семьях нельзя назвать отрицательным явлением, однако есть и у него свои минусы, которые следует учесть.

Да, с одной стороны, есть в патриархате и плюсы, как например, крепкая полная семья, основной целью которой является достижение благополучия, материального и душевного. Или же чёткое разграничение обязанностей: обеспечение семьи, принятие важных решений - обязанность мужа, быт и дети - заботы жены. Однако и минусов в патриархате не мало. Патриархат, собственно, как и матриархат, это крайность. В первом случае – вся власть у мужчины, во втором – у женщины. О равных правах и обязанностях в патриархате не может быть и места – у всех своё место: мужчины – у власти, женщины – на кухне.

Конечно, это очень грубо сказано, но факт остаётся фактом. В такой семье женщине не удается даже мечтать о любимой работе и карьере. Сидя дома с детьми и занимаясь хозяйством — женщина не получает должного образования, не имеет возможности расширять свой кругозор и жить полноценной жизнью. Её единственный интерес – это муж, дети и домашний уют. В финансовом вопросе она полностью начинает зависеть от мужчины и у неё не может быть своего личного бюджета. По крайней мере, так рассуждают в патриархальной семье. Но согласитесь, так тоже не правильно. В современных семьях всё чаще присутствуют некоторые черты патриархата (реже матриархата), однако большинство семей предпочитает всё же равноправие всякой крайности, будь то патриархат или матриархат.

Какая будет Ваша семья, патриархальная, матриархальная или всё же демократическая, решать только Вам. Однако главное не забывать о роли каждого родителя в семье, и недооценивать (или переценивать) роль одного из родителей нельзя. Всё же семья – это нечто большее, чем власть одного человека. Семья – это объединение двух людей в попытке соединиться в одно целое. Берегите свою семью!

В которой мужчина является основным носителем политической власти и морального авторитета, осуществляет контроль над собственностью , а отцы в семьях обладают лидирующим положением. Многие патриархальные общества также являются патрилинейными , то есть собственность и общественное положение наследуются в них по отцовской линии.

В истории человечества патриархат проявлялся в общественной, правовой, политической и экономической организации различных культур. Патриархат также оказывает сильное влияние на современное человечество, хотя многие культуры в течение XX века перешли к более эгалитарному общественному устройству .

Определение и употребление понятия [ | ]

Понятие «патриархат» буквально означает «власть отца» и происходит от греч. πατριάρχης - «отец народа» или «вождь народа», «патриарх» , - в свою очередь, образованного от πατριά «происхождение» (от πατήρ - «отец» - и ἄρχω - «правлю». .

Ранее понятие «патриархат» использовалось для обозначения автократической власти мужчины - главы семьи. В современности его употребляют более широко, как обозначение социальных систем, в которых власть находится преимущественно в руках взрослых мужчин .

Общие сведения [ | ]

Патриархат характеризуется, в частности, такими обобщенными в единство признаками, как патрилинейность (счёт происхождения детей, родства и наследования по линии отца), патрилокальность (проживание жены в семье или доме мужа, выбор места проживания семьи мужем), моногамия (двуродительская семья) или полигиния (многожёнство), но не семья с несколькими мужьями, упорядоченные половые связи мужа с одной женщиной (женой) при единобрачии или упорядоченные половые связи мужа с несколькими жёнами при многожёнстве, сосредоточенность прав по распоряжению имуществом и экономической жизнью семьи в руках мужчины (домовладыки). Особенности этих признаков, позволяют применять понятие патриархат в отношении всех традиционных обществ .

История [ | ]

Существует теория, опирающаяся на статистические данные антропологии , утверждающая, что большинство первобытных обществ охотников и собирателей были относительно эгалитарными . Патриархальные социальные структуры появились значительно позже окончания плейстоценовой эры, вслед за такими социальными и технологическими новшествами, как земледелие и одомашнивание . Исторические исследования, однако, пока не обнаружили конкретного инициирующего события . Тем не менее, философская концепция патриархата поддерживается рядом исследователей. Некоторые учёные считают, что распространение патриархата началось около 6000 лет назад (около 4000 г. до нашей эры), когда сложилось понятие отцовства .

Философская концепция патриархата определяет господство мужчин над женщинами на Ближнем Востоке , начиная приблизительно с 3100 г. до нашей эры, так же как и ограничение репродуктивной свободы женщин [нейтральность? ] и исключение их из процесса представления и конструирования истории [нейтральность? ] .

Знаменитый греческий полководец Менон в одноимённом диалоге Платона обобщает господствовавшее в Древней Греции представление о качествах мужчин и женщин: «Для начала возьмём, если хочешь, добродетель мужчины: легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель женщины - и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя всё, что в нём есть, и оставаясь послушной мужу» .

До нас не дошли философские тексты Древнего Египта , но Геродот оставил свидетельства о том, что был поражён отличиями роли египтянок от роли афинянок. Он заметил, что египтянки ходили на рынок и занимались торговлей. В Египте женщина среднего сословия имела право участвовать в местном суде, покупать и продавать недвижимость, наследовать и передавать по завещанию имущество. Женщины также могли получать ссуды и заверять юридические документы .

Однако греческое влияние распространилось с завоеваниями Александра Македонского , который был учеником Аристотеля .

В феминизме [ | ]

Многие древние и современные явления в патриархальных обществах воспринимаются сегодня как недопустимые. В некоторых культурах, например, жена считалась «собственностью» мужа. Поскольку жена являлась имуществом мужа, а дочь являлась имуществом отца, у многих народов сам брак представлял собой «покупку» невесты женихом у её отца с уплатой ему стоимости женщины - так называемый «выкуп невесты» (калым). У некоторых народов женщина теряла своё имя и называлась по имени мужа (у венгров женщина до сих пор, выходя замуж, берёт не только фамилию, но и имя своего мужа). Выйти замуж можно было лишь раз в жизни для женщины, однако на мужчин данное правило не распространялось. После смерти мужа вдовы оставались не нужными обществу, так как не могли больше выйти замуж, и часто должны были последовать в мир иной за супругом. Практика самосожжений вдов до сих пор существует в Индии (сати), подобные обряды наблюдались в Китае, у древних германцев и славян. Работать вне дома или учиться в некоторых патриархальных обществах женщинам считается нежелательным или запрещается.

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Malti-Douglas, Fedwa (2007). Encyclopedia of Sex and Gender. Detroit: Macmillan. ISBN 0-02-865960-0 .
  2. Ferguson, Kathy E. Patriarchy // Women"s studies encyclopedia, Volume 2 / Tierney, Helen. - Greenwood Publishing , 1999. - P. 1048. - ISBN 978-0-313-31072-0 .
  3. Green, Fiona Joy. Patriarchal Ideology of Motherhood // Encyclopedia of Motherhood, Volume 1 / O"Reilly, Andrea. - SAGE, 2010. - P. 969. - ISBN 978-1-4129-6846-1 .
  4. πατριάρχης A Greek-English Lexicon , on Perseus
  5. patriarchy , on Oxford Dictionaries
  6. πατριά , Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon , on Perseus
  7. ἄρχω , Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon , on Perseus
  8. Meagher, Michelle. patriarchy // The Concise Encyclopedia of Sociology . - John Wiley & Sons, 2011. - P. 441–442. - ISBN 978-1-4051-8353-6 .
  9. Giddens, Anthony & Griffiths, Simon. Sociology . - 5th. - Polity, 2006. - P. 473. - ISBN 978-0-7456-3379-4 .
  10. Gordon, April A. Transforming capitalism and patriarchy: gender and development in Africa . - Lynne Reiner, 1996. - P. 18. - ISBN 978-1-55587-629-6 .
  11. Patriarchy // Encyclopedia of Women"s Autobiography: K-Z . - Greenwood Publishing Group , 2005. - P. 453. - ISBN 978-0-313-32739-1 .
  12. Hughes, Sarah Shaver & Hughes Brady. Women in Ancient Civilizations // Agricultural and pastoral societies in ancient and classical history / Adas, Michael. - , 2001. - P. 118–119. - ISBN 978-1-56639-832-9 .
  13. Eagly, Alice H. & Wood, Wendy (June 1999). “The Origins of Sex Differences in Human Behavior: Evolved Dispositions Versus Social Roles” . American Psychologist . 54 (6): 408-423.

Господство мужчин над женщинами. Все известные общества являются патриархальными, хотя степень патриархальности и природа власти мужчин над женщинами различаются. В современном мире одной из главных задач женского движения должна быть борьба против существующих патриархальных институтов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПАТРИАРХАТ

– в теоретических моделях феминизма – особая система контроля над производительными и репродуктивными способностями женщин (а также детей). Понятие патриархата анализируется посредством выявления исторических, социально-экономических и социокультурных форм и типов мужского доминирования, подчиненности (субординации) женщин, гендерного распределения власти и гендерно обусловленного насилия. С точки зрения права патриархат интерпретируется как гендерная дискриминация.

К. Миллетт определяет патриархат как "отношения, созданные властью", в которых одна группа людей (женщины) управляется и контролируется другой (мужчинами). Согласно К. Миллетт, существует три института патриархата: семья, общество и государство. "Будучи орудием общества, семья не только побуждает своих членов к приспособлению и подчинению, но действует в качестве подразделения правительства патриархатного государства, которое управляет своими гражданами через глав семей" (Millett K, 1985).

В рамках феминизма существуют различные теоретические модели патриархата. Полемика ведется относительно исходной методологической позиции: является ли патриахат самостоятельной (транс-исторической) формой господства мужчин над женщинами, или же выступает как часть более общей системы социального и экономического контроля, складывающейся на основе классовых, этнических, социокультурных отношений в рамках определенной общественно-экономической формации (феодализма, капитализма). Фактически спор идет о том, является ли патриархат "системой", или частью "системы". Эта дискуссия описывается в литературе как полемика между сторонниками истолкования патриархата как "единой" или как "двойственной" системы. В первом случае патриархат как форма контроля рассматривается самостоятельно; во втором – в связи с другими формами социального и экономического контроля.

Сторонники понимания патриархата как "единой системы" (марксистский феминизм, радикальный феминизм) подвергаются критике за неспособность адекватно объяснить, почему капитализм и другие классовые общества принимают форму патриархата. В свою очередь, защитников интерпретации патриархата как "двойственной системы" упрекают за то, что они игнорируют собственную внутреннюю логику и закономерности развития патриархата, а также не сумели объяснить взаимодействие патриархата с другими формами социального и экономического контроля.

Отдельно следует выделить позицию неомарксистских феминистов. Так, Нэнси Фолбр (Nancy P. Folbre) считает, что патриархат следует рассматривать не как систему контроля, а как способ производства отношений подчинения и доминирования. В рамках такого подхода "патриархатный капитализм" выступает как целостная формация, которая включает в себя два взаимодействующих, но существующих в отдельности друг от друга способа производства" (Folbre, 1996). На близких методологических позициях в понимании патриархата находятся также последователи постмодернистского феминизма (Ю. Кристева, Л. Иригарэ и др.), которые определяют патриархат как процесс смыслового конструирования отношений власти, в ходе которого "мужские дискурсы" становятся господствующими, а "женские" – маргинализируются.

Различия в понимании патриархата обнаруживают в себя в теоретических моделях гендерной социологии, экономики, психологии, культурологии и т.д., а также в концептуальных разработках интеграции комплексного гендерного подхода в политику и практику.

Отличное определение

Неполное определение ↓

от. греч. patnr - отец и arxn - власть, букв. - отцевластие) - наиболее распространенная форма первобытнообщинных отношений времени их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в х-ве, обществе и семье. Согласно одной из точек зрения (М. О. Косвен), П. является универсальным этапом в истории родового общества. По другой теории (А. М. Золотарев, С. П. Толстов), П. был лишь одной из форм распада первобытнообщинных отношений и поэтому не может выделяться как отдельный этап периодизации. Но обе стороны согласны с тем, что ранее или позднее, при переходе от первобытнообщинного строя к классовому, или уже в последнем, всегда складываются отцовско-правовые отношения и в этом смысле П. универсален. В истории первобытного общества П. следует за матриархатом. Переход к П. совершается в ходе значит. развития производит. сил и повышения производительности труда во всех формах х-ва: земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие произ-ва обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы осн. произ-ва и ограничение ее труда преим. домашней работой. Для П. характерны также счет родства по отцовской линии (патрилинейность), делокализация рода и утеря им хоз. единства при сохранении идеологич. общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общине мужа (патрилокальность) и образование больших патриархальных семей, иными словами - смена материнско-родовых отношений патриархаль- ными. В своем дальнейшем развитии П. приводит к росту имуществ. дифференциации, возникновению патриарх. рабства и зарождению деления общества на классы. Вышеизложенная теория П., принятая в сов. науке, была создана Ф. Энгельсом. До этого вопрос о месте П. в истории общества в течение многих веков был предметом дискуссии. Уже в антич. время Платоном и Аристотелем развивалась мысль о изначальной патриархальности человеческого общества. В ср. века идеи изначального П. придерживались Фома Аквинский, Ж. Бодэн, Р. Филмер и др., к-рым эта, т. н. патриархальная, теория служила для обоснования "божественного права" королей. В 19 в. одним из видных сторонников изначального П. был англ. историк права Г. Мэн, полагавший, что человеческое общество развивается от патриархальной семьи через патриархальный род и племя к гос-ву. В 1860-70-х гг. сначала И. Бахофен, а затем Л. Г. Морган на большом фактич. материале опроверг гипотезу об изначальности патриархально-родового строя, показав, что он не предшествует, а следует за эпохой матриархата. В бурж. науке до сих пор не прекращаются попытки доказать примат П. над матриархатом или, по крайней мере, их равноправие как двух путей первонач. развития человеческого общества. Изначальность П. бурж. этнографы рассматривают как доказательство извечности частной собственности, монотеистич. религии и др. черт, присущих капиталистич. обществу (см. Патриархальная теория). Наиболее видными противниками марксистской теории П. были в кон. 19 - нач. 20 вв. К. Старке и Э. Вестермарк, позднее - В. Шмидт, П. Шебеста, Р. Лоуи, Дж. Мердок и др. Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. IX, М., 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.-Л., 1948; его же, Переход от матриархата к патриархату, Тр. Ин-та этнографии, т. 14, М., 1951; Морган Л. Г., Древнее общество..., Л., 1934; Ольдерогге Д. A., Энгельс и проблема происхождения отцовского рода, Тр. Ин-та антропологии, археологии и этнографии, т. 4, М.-Л., 1936; Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948. Л. А. Файнберг. Москва.

MENSBY

4.5

Устав от хрупких современных отношений, пора вспоминать о патриархате. Эффективность этой формы отношений проверена временем! Строим отношения по принципу – мужчина главный!

Я подумал, что было бы неплохо описать свой опыт, опыт старших товарищей, отца, деда, который они передали мне и опыт моих сверстников, решивших устроить свою семью по принципу – мужчина главный!

Пост носит ознакомительный характер для тех, кто понял, что варианты «подкаблучник» и «равный партнер» в плане формирования семьи не для них.

Постараюсь написать свою точку зрения, критика и комментарии приветствуются.

1. Итак, что такое патриархат? Патриарха́т (букв. власть отца, тж. андрархия, андрократия) - форма социальной организации, в которой мужчина является основным носителем политической власти и морального авторитета, осуществляет контроль над собственностью, а отцы в семьях обладают властью над женщинами и детьми. Для патриархата характерно наличие институтов мужской власти и мужских привилегий, а также подчинённое положение женщин. Многие патриархальные общества также являются патрилинейными, то есть собственность и социальный статус наследуются в них по отцовской линии. (via wiki)

Патриархат как устройство семьи является традиционной формой ячейки общества на протяжении всего существования человечества, он свойственен практически всему населению земли, основным религиям и государственным устройствам. Но на данный момент мы живем в мире, с широкими правами женщин и институт патриархата теряет свои позиции. Безусловно в классическом его варианте он практически не возможен в цивилизованных странах – в том числе и в России. Поэтому, его нужно адаптировать к современным реалиям.

2. Выбор женщины. Если вы понимаете, что патриархальное устройство семьи единственное, которое вас устроит, то подбирать женщину нужно умом, а не сердцем.

Для молодого человека, конечно, хочется видеть рядом с собой шикарную порно звезду, ну а кто-то может решить, что ему нужна серая мышка – это не так. Все достаточно просто, нужно искать девушку, готовую жить с вами в семье по вашим правилам. Обычно, очень красивые дамочки – сильно избалованы уже к 18-20 годам и пытаются использовать свои дырочки вместо visa gold, а их самомнение размером с галактику не позволит вам создать из нее достойную жену. Таких - в лес. Забитых барышень с нулевой самооценкой тоже отметаем, т.к. они рядом с сильным мужчиной превращаются в беспомощного ребенка, а это нас не устраивает. Мы ищем хранительницу очага и мать своих детей, а не безгласное существо с правами собаки. Нужно искать золотую середину.

Вам нужно четко представлять что для вас важно в женщине и составить список. Но для создания семьи по принципу патриархата она должна обязательно обладать следующими качествами:

1) Желание быть домохозяйкой (может не уметь готовить – главное само желание)
2) Быть самостоятельной (никаких дружб до гроба с мамой)
3) Не должна быть очень умной (живой ум не даст ей заниматься только домом и семьей)
4) Она должна вас очень сильно любить (для вас это не обязательно)
5) Она должна быть девушкой с большой буквы, никаких пацанских замашек.

Тот список, который составите вы, должен быть соблюден на 51%+, остальное можно со временем исправить, добавить, развить, купить.

3. Как выглядит жизнь внутри патриархальной семьи? Основа семьи – мужчина. Вы добытчик, вы впахиваете, как вол и главное, постоянно качественно растете, постоянно увеличиваете доход семьи. Деньги в семью даете вы, распоряжается ими женщина (вы должны ей доверять и она должна научиться ими пользоваться), но вы контролируете расход денег. Если деньги кончились раньше времени или траты не разумны – она получает по шапке. Деньги отдаете все до копейки, никаких заначек – это удел подкаблучников. Доверяйте своей жене. Если вам нужны деньги на встречу с друзьями или новые снасти для рыбалки – вы согласуете это с женой, но на уровне «мы посовещались и я решил». Можете оставлять для себя процентов 10-20 от дохода на подобные вещи, но эти деньги должны быть известны жене – никаких заначек. Доверие должно быть 100%-м.

Распорядок для примера таков. Утро. Жена встает на 25-30 минут раньше мужа – готовит завтрак, гуляет с собакой, занимается ребенком. Вы встаете, завтракаете, обязательно 5 минут уделяете жене и топаете на работу. Вечером вас ждет ужин и ваше время (нужно договориться с женой, что у вас есть час-полтора после работы, когда вы разгружаете негатив или усталость после рабочего дня) после этого обязательно посвятить время супруге и детям. Такая схема позволит избежать нежелательных конфликтов с женой, а вы, не забываем, глава семьи и любая раздражительность или истеричность здорово подрывает ваш авторитет в ее глазах. Иногда стоит поднять голос или отчитать супругу за явные косяки, но это редкие исключения и этим нужно пользоваться только в те моменты, когда она действительно этого заслуживает. Если частить с этим, то рано или поздно это будет не эффективно. А если сорваться по причине плохого настроения или неудач на работе, то жена затаит на вас заслуженную обиду.

4. Как воспитывать жену? Какие методы и шаги предпринять, чтобы воспитать хранительницу очага?

А) Друзья. Нужно контролировать ее круг общения. Желательно отгонять от нее незамужних трясогузок и холостых «друзей детства». Трясогузки из зависти могут нашептать феминистические «ценности». Были случаи, когда эти шлюшки разбивали семьи, а потом предлагали свои услуги в качестве замены. Женской дружбы не бывает – пускай дружит с женами ваших друзей и точка! А «друзья детства» могут увести у вас вашу жену под эгидой романтики и т.п. ереси. После чего она, конечно, приползет обратно, но простить такое уже не реально. Тоже не редкие случаи. Сделать это очень просто. Стоит только намекнуть, что «трясогузка» очень ничего и она исчезнит из поля зрения Постарайтесь создать ее социум для нее сами. Интересуйтесь, кто из подруг друзей ей больше нравится и встречайтесь с этим товарищем чаще. Это большая, но очень важная работа.

Б) Теща. Теща-теще рознь, но все таки теща. Сделайте свою семью максимально независимой от семьи жены.

В) Насилие в семье. Никакого насилия! Ни сметь поднимать руку на жену – обратного пути не будет. Иногда стоит поднимать голос, но редко и по делу. Никаких долгих разборов взаимоотношений. Не чаще чем раз в 3-4 месяца можно поговорить по душам. А вот подростковые разборки – оставить подросткам. Если начинает зудеть – игнорируйте. Она женщина и зудеть по всякой херне в ее природе – не реагируйте. Не забывайте, что вы на много сильнее и умнее – не реагируйте – иначе потеря авторитета. Зудеть она будет всегда – вырабатывайте иммунитет.

Г) Наполнение жизни. Проводите с ней время вдвоем. Хотя бы раз в неделю интересуйтесь ее жизнью, проблемами. Организуйте ее хобби или подработку. Но контролируйте это, не позволяйте увлекаться через чур сильно, иначе полуфабрикаты и немытые дети ждут вас. Раз в неделю совместно выходите в свет. Контролируйте ее качественный рост – он должен быть. Вы должны расти вместе. Не позволяйте ей превращаться в тетю-тумбу. Акцентируйте внимание на ее внешности. Тратьте деньги на ее внешность. Она должна быть довольна и горда собой. Платите ей зарплату – привлеките ее на маленькую часть своей зарплаты для выполнения простых функций своей работы. Курьерские функции, напечатать документ, дозвониться кому-то. У нее должны быть СВОИ деньги. Цените ее труд - всегда хвалите за успехи. Некоторые решения отдавайте полностью на откуп жене – пусть почувствует по чем «фунт лиха».

5. Как воспитывать себя? Держите марку, будьте львом, каменной стеной и отцом семьи. Линейка ценностей: Семья->работа->друзья-> Родина-> увлечения. Занимайтесь спортом, держите себя в форме. Пейте в меру. Учитесь принимать решения не только за себя, но и за всю семью и будьте готовы нести ответственность. Никогда не делитесь своими проблемами с женой – для этого есть друзья или держите проблемы в себе. Самосовершенствуйтесь, читайте книги. Чем быстрее и качественней вы будете расти, тем быстрее будет делать это ваша жена. Учитесь потакать ее капризам, но при этом не прогибаясь. Иногда, когда у нее сложные моменты – помогите ей с ее сектором ответственности. Будьте снисходительны – воспитывайте в себе это качество. Имейте свое время – рыбалка, походы с друзьями в бар и т.п. (Это даже не обсуждается женой), просто ставьте ее в известность, но не злоупотребляйте.

6. Ну и наконец, хотелось бы отметить. Быть главой патриархального семейства это не привилегии и абсолютная власть, а обязанности и ответственность. Я, лично, нахожусь в начале этого сложного пути (стаж всего 10 лет), но ни разу не пожалел о своем выборе.